Рассказы белова для детей дошкольного возраста

Арбузы являются как фруктом, так и овощемблагодаря сладкому вкусу арбузы чаще всего считаются фруктом, и они растут как фрукты, возникая

Арбузы являются как фруктом, так и овощем

Благодаря сладкому вкусу арбузы чаще всего считаются фруктом, и они растут как фрукты, возникая из цветов, опыленных пчелами, и с ботанической точки зрения они – фрукты, так как содержат зерна. Но многие садовники считают их овощами, так как они выращивают их в саду вместе с летними овощами, такими как зеленый горошек и кукуруза.

Возможно, вы часто слышали о том, что арбуз – ягода. На самом деле, арбуз относится к ботаническому семейству тыквенных

, которое включает и другие овощи такие как огурец, тыква и дыня.

Полезные свойства арбуза

Плоды арбуза содержат различные витамины, микро- и макроэлементы (калий, магний, кальций, железо, фосфор, натрий), органические кислоты, пектиновые вещества, сахары (фруктоза, глюкоза, сахароза) и другие вещества. В общем, несмотря на большое содержание жидкости, являются арбузы очень полезными. Другое дело, что их нужно есть побольше, чтобы почувствовать эту самую пользу, ведь содержание полезных веществ на определённую массу плода меньше, чем у большинства других овощей, фруктов и ягод. Но это сполна окупается размерами арбуза. Польза для организма

:

    – Укрепляет сердечно-сосудистую систему.

– Оказывает благотворное влияние на пищеварительную систему, усиливает перистальтику кишечника.

– Помогает при заболеваниях печени (в том числе и хронически острых), предотвращает их появление или развитие.

– Обладает мочегонным свойством, помогает при заболеваниях мочевыводящих путей

– Выводит излишки холестерина, рекомендован при ожирении.

Читать также: Куры несушки на даче на лето

– Укрепляет иммунную систему, обладает жаропонижающим и противовоспалительным свойствами.

  • – Нормализует процессы обмена в организме и обладает общеукрепляющими свойствами.

для детей и родителей

Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее.

Родиной арбуза являются пустынные районы Южной и Центральной Африки, где до настоящего времени в пустыне Калахари произрастает в диком виде это растение. Как бахчевая культура арбуз широко возделывается в южных и средних районах Европейской части России, на юге Украины и Северном Кавказе, в Молдове, в Закавказье, Казахстане, и в других регионах.

Арбуз обыкновенный − однолетнее травянистое растение, бахчевая культура. Плод — тыквина, шаровидной, овальной, сплюснутой, грушевидной или цилиндрической формы. Окраска коры арбуза от светлой-жёлтой до тёмно-зелёной; бывает однотонной, либо с рисунком в виде сетки, полос, пятен. Мякоть зрелого арбуза насыщенно красная, но может быть и малиновой, розовой, реже белой и жёлтой. Тыквина по строению схожа с ягодой. Поэтому принято говорить, что арбуз – это огромная ягода. «Та ещё ягодка», — нередко можно услышать от любителей этой сладкой бахчевой культуры.

Как выбрать хороший, зрелый арбуз? Сухой хвостик у арбуза говорит о его спелости. Когда вы хотите проверить спелый арбуз или нет, его нужно сжать ладонями, если раздается треск – арбуз спелый, а если нет никакого треска, значит он не дозрел. Можно попробовать «достучаться» до арбуза – глухой звук характерен для недозрелого арбуза, а звонкий – для спелого.

Полезные свойства арбуза Полезные свойства арбуза обусловлены высоким содержанием в нём железа, легкоусвояемых углеводов. В мякоти плода арбуза содержится 2,5−12% сахаров (фруктоза, сахароза, глюкоза и другие), витамины С, РР, В1, В2, С. Витамины находятся в основном в корке, особенно в зелени, расположенной ближе к кожуре.

Читать также: Какие блюда готовят из тыквы

В мякоти арбуза присутствует также клетчатка, каротин, фолиевая кислота, органические кислоты, пектиновые и другие вещества. Кроме того, имеются соли калия, железа, магния, кальция и других элементов. Мякоть зрелого арбуза является прекрасным десертным кушаньем и хорошо утоляет жажду. Она состоит на 80−90% из воды. В семенах арбуза содержатся жирные масла, сахара, азотистые и другие вещества.

Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Арбуз ускоряет выведение из организма избытка холестерина и токсических веществ.

Арбуз имеет и свой праздник. Только отмечается он на разных территориях в разное время. Непременным атрибутом праздников арбуза являются конкурсы частушечников. Присутствующие на праздниках, как правило, славят арбуз.

Составитель текста: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Безопасное введение арбуза в рацион малыша

Молодых родителей волнует вопрос: с какого возраста нужно вводить арбуз в рацион ребенка? Если ваш малыш не склонен к аллергии, не имеет проблем с пищеварением, тогда знакомство с новым кушаньем может состояться очень рано: в год-полтора.

На первый раз достаточно 50 граммов очищенной от косточек и корки, нарезанной небольшими кусочками спелой мякоти. Малышам, которым не исполнилось 1 года, давать арбуз можно только с разрешения врача. Начинать придется с очень малых доз – не более чайной ложки – самой сладкой части мякоти (из середины плода).

Кормить малыша арбузом можно лишь тогда, когда наступает сезон созревания этой культуры. Арбуз, украсивший ваш новогодний стол, может оказаться довольно приятным на вкус, но предлагать его не стоит даже школьнику, не говоря уже о годовалом карапузе (разумеется, если вы не встречаете праздник в стране, где в это время на них сезон).

Предлагая крохе кусочек арбуза, не торопитесь предлагать закусить его булочкой или запить молоком. Невозможно предсказать, как отреагирует организм ребенка на подобное сочетание продуктов. Вздутие живота, метеоризм, понос, тошнота и рвота – обычный перечень реакций на смешивание привычной пищи с новым продуктом. Чтобы избежать негативных последствий и формирования у малыша устойчивой ассоциации нового блюда с недомоганием, давайте ему арбуз не ранее, чем за час-полтора до основного приема пищи.

Сейчас читают: Какая калорийность арбуза, сколько можно есть при похудении

Арбузное солнце! Стихи про арбуз

Арбуз — любимая ягода детства! Одна из самых больших ягод в мире, которая растет почти в каждом уголке земного шара! Почти все любят эту ароматную сладкую ягоду. И придумал народ бесчисленное количество загадок и стихов про арбуз. Окунемся и мы сегодня в ягодную поэзию.

Стихи про арбуз для детей повеселят и расскажут много интересного об этой летней ягодке. Читайте и учите детские стихи всей семьей — это развивает память, внимание и приносит много знаний.

Стихи про арбуз короткие для малышей. Каждый стих про арбуз смешной и здорово поднимает настроение и улучшает аппетит!

* * *

Съел голодный карапуз Спелый, сахарный арбуз. И теперь у карапуза Пузо, как и у арбуза.

* * *

Трудно спрятаться арбузу, Выдает арбуза пузо! Греет полосатый бок, Чем, друзья, не колобок!

* * *

У него отменный вкус, Имя носит он — арбуз, А растёт он летом, Когда много света.

Ревю И.

Арбузное солнце

Солнце- оно полосатое. Солнце- оно в кожуре. Внутри оно очень сладкое! Солнце у нас на столе! Солнце внесли на подносе У солнца- маленький хвостик!

Э. Мошковская

* * *

Ах, арбузик — загляденье, Для желудка — наслажденье! Сочный, сладкий, сахаристый! Вырос и созрел так быстро На моей сибирской даче Полосатый круглый мячик.

* * *

Посмотрите-ка, арбуз, Вот забавный карапуз! Сверху важный, гладкий, А внутри-то сладкий.

* * *

Под солнцем греется арбуз, Поднимешь еле-еле. То многих семечек союз, Живущих в одном теле. Когда мы смотрим на арбуз, Он служит поучением: Пусть крепнет наш любви союз И братское общение.

* * *

Чудо-ягода — арбуз, Полосатый круглый груз. Рос всё лето на земле, А созрел — и на столе. Темный блеск, солидный вид, Хлопнешь сбоку — зазвенит. Спору нет, арбуз хорош, А теперь давайте нож. — Что там прячется внутри, Он не белый? — Посмотри! Посветлели наши лица, Мякоть красная искрится, В ряд куски — один, другой, Зерна черные дугой. Заблестели подбородки, Корки в блюде, словно лодки. На мели арбузный флот, Никуда он не плывет. Мы старались что есть силы, Но на всё нас не хватило, Не по силам лишь кусок — Доедим в другой разок.

Ланин В.

* * *

Полосатый карапуз — Круглый, с хвостиком, арбуз! Лёг, на солнце загорая, Тело соком наливая… И давай себе кряхтеть, Раздуваться и толстеть. Ты сними его, разрежь, И большой кусочек съешь! Чтоб ни ел ты до него — Нет вкуснее ничего!

Груданов Е.

* * *

На рынок бабушка ходила, И арбуз большой купила. Очень круглые бока, И надтреснул он слегка Потому, что был он спелый. Разделили так умело, Очень сладкий он на вкус — Чудо-ягода — арбуз.

* * *

Угощал Пчелу Арбузом. Наслаждались дивным Вкусом! У меня в арбузном Соке Подбородок, нос И щёки, А Пчела арбузной Долькой Не испачкалась Нисколько: Изучила, видно, Где-то Всю премудрость Этикета!

В. Ланин

* * *

Мы большую сумку взяли, За арбузом побежали. Принесли арбуз домой, Сладкий-сладкий и большой. Всех друзей мы приглашаем И арбузом угощаем. «Приходите есть арбуз – Замечательный на вкус!»

Е. Толстенко

* * *

Спорят многие вокруг, Кто я: овощ или фрукт? Но от вас, друзья, не скрою: Я ни то и ни другое. Не собрать меня в корзину, Как душистую малину. Но с малиной мы родня, Ягода она и я. Велика и толстопуза, A зовут меня Арбузом.

* * *

Я — весёлый арбуз — Вкусный радостный груз! Мой зелёный наряд Очень радует взгляд! Он, почти… как броня, Защищает меня! — Чтобы мог ваш Арбуз Сохранить нежный вкус!

* * *

В семье арбузов Все-все пузаты: И мама с папой, И арбузята, Бабуля с дедом И дядя с тётей. Живот огромный У всех в почёте. Новорождённый Малыш Арбузик Вздыхает горько: – А где мой пузик?

* * *

Ствол немножечко усатый, Плод зеленый, полосатый. На бахче бока он греет, Лето все растет и зреет, А растёт он не напрасно — Под кожуркой сочный, красный, Сладкий станет он на вкус. Называется арбуз.

Н. Родивилина

* * *

Был с виду надутый и важный арбуз, Но до чего же весёлый на вкус! «Ах, как хорошо, что мы здесь оказались!» – На блюде арбузные дольки смеялись. Арбуз мы весь съели от корки до корки, И высятся горкой смешливые корки, И я улыбаюсь арбузной улыбкой, Широкой и сладкой, и сахарно-липкой.

Орлова А.

* * *

Жил да был один арбуз Очень сладкий был на вкус, Был большой и очень красный – Я купил его на праздник. Я достал большую ложку И поел его немножко. Походил вокруг него – Рядом нету никого. Снова ложку я достал И арбуз поковырял. Посмотрел по сторонам – Никого ни тут, ни там! Я – за ложку быстро хвать И давай арбуз жевать. Раз и два, и раз, и два Ем уже едва-едва. Я сижу, не шевелюсь, С места встать уже боюсь: Как генералиссимус В животе сидит арбуз.

* * *

Вот так мяч в руках у мамы – Полосатый, как пижама! В этот мяч играть нельзя. Но купили мы не зря Этот алый, сочный, гладкий, Ароматный, очень сладкий, Удивительный на вкус, Замечательный Арбуз! На большом красивом блюде Он на кухне главным будет. Накормили всю ораву Сладкой ягодой на славу!

Г. Фоков

* * *

Рано утром на парад Вышла рота арбузят. Командир Арбуз Арбузов Подчинённых строит в ряд. Шаг чеканит командир, Он, понятно, впереди: Деловой, усатый, важный И в полосочку мундир. Он кричит: – Вперёд, бойцы! Но не слышат сорванцы. Лишь ворон кругом считают. Что поделаешь – мальцы! Врассыпную кто куда Покатились – вот беда! От большой арбузной роты Не осталось и следа.

Вера Ни Ка

* * *

Малы размером ягоды — Что клюква, что морошка… Для них лукошко велико, И велика ладошка. А это что за ягода? Извольте-ка взглянуть: Похожа на футбольный мяч, На ягоду — ничуть! Приподнять её с земли Ох как тяжело! Весит ягода одна, Весит ягода одна Несколько кило! Малинку и смородинку Сорвал – и сразу в рот. А тут пришлось бы рот открыть На ширину ворот. Одна такая «ягода» – Для человек семи. И можно кушать «ягоду» В кругу большой семьи. Приподнять её с земли Ох как тяжело! Весит ягода одна, Весит ягода одна Несколько кило! Я с удовольствием тащу Домой тяжелый груз. Сейчас мы сядем все за стол И будем есть Арбуз.

Арбуз

Что за ягода, взгляни-ка, Нарисованная тут? Не малиной, не клубникой Эту ягоду зовут.

Это дедушка всех ягод По фамилии Арбуз. Съесть его я даже за год В одиночку не берусь.

Говорят, арбуз полезный. Только весит как железный. А бабуля без труда Подняла. Вот это да!

Леонид Сорока

Про дыню и арбуз

Разрежь-ка дыню, посмотри, Какие семечки внутри! И всегда они вот так: Друг от друга – Ни на шаг!

Ну а что в арбузе сладком? Он краснеет от стыда: Нет у семечек порядка, Разбежались кто куда…

Бэла Белова

* * *

(из «Вредных советов»)

Чаще вечером на ужин Ешьте сочные арбузы, Запивая их шипучей Газированной водой, И тогда вам постоянно, Ну почти что каждой ночью, Будет сон приятный сниться Про журчащий ручеёк.

Григорий Остер

Вот такие веселые стихи про арбуз собрались у нас на страничке. Хотите еще фруктово-овощных стихов? Тогда загляните сюда:

Стихи про ягоды и фрукты

Детские поделки — Овощи и фрукты своими руками!

Детские стихи про лето

Детские стихи про осень

Загадки про арбуз

Все самое интересное про полосатую ягоду арбуз

Это были детские стихи про арбузы, а посмотрев видео ниже, вы сможете сделать полосатого красавца из бумаги!

Желаю вам яркого настроения и сладкого вкуса жизни!

     Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями занимались такие ученые, как Р.А. Белова, М.В. Богданов –

-Березовский, И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова,

А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Нестерова, Т.С. Овчинникова,

В.М. Тарновский, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Л.Э.

Царгуш и другие. В целом, они отмечают, что дети, имеющие нарушения речи,

интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций

вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность

 у таких детей познавательного интереса, достаточную развитость предметно-

практической и трудовой деятельности, для них характерно своеобразие в развитии

отдельных сторон мышления ( несформированность некоторых понятий,

замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации). При

этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характер-

ными особенностями в протекании мыслительных процессов.

Так, Е.М. Мастюкова указывает, что у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно сформирована связная речь: ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов, с различными

значениями, делает речь детей бедной и стереотипной, прослеживаются

нарушения фонетики, лексики и грамматики. [26]

               По мнению Р.Е. Левиной, все особенности речевого высказывания

отражаются в связной речи детей, которая характеризуется отсутствием

чёткости, последовательности, отрывочностью, акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения, трудности в умении планировать собственное высказывание, самостоятельно

ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять содержание

своего высказывания, затрудняет установление логических взаимосвязей [19].  Формирование психических процессов, и в частности словесно-

логического мышления стимулирует процесс развития речи дошкольника с

общим недоразвитием речи, а обучая ребёнка речи, одновременно стимулирует

развитие интеллекта, считают такие исследователи, как Р.Е. Левина, Н.С. Жуков

а, Т.Д. Филичева, Г.Б Чиркина. [16]

По мнению О.Н. Усановой и Т.Н. Синяковой, дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связанны друг с другом. Например, могут сделать следующие выводы: «Зимой дома тепло, так как нет

снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

Как считает М.А. Холодная, такие дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки. [51]

Т.Д. Барменкова выделяет четыре группы детей с общим недоразвитием речи по степени сформированности логических операций [3]:

 Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень

сформированности невербальных и вербальных логических операций,

соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием,

познавательная активность, интересы к заданию высоки, целенаправленная

деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во

вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена,

дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют

ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для

них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень

познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем,

трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны специалиста им будет оказана помощь.

             Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно

недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Таким образом, проблема развития словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных задач от решения, которых зависит совершенствование коррекционно-развивающей работы дошкольного учреждения, направленной на интеграцию сенсомоторного развития, формирование речевых умений и навыков, понятийного и творческого мышления.

Для словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности: недостаточное понимание детьми логико-грамматических конструкций, замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкий уровень сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднения при определении и формулировании логической последовательности.

Выявление особенностей развития словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи обеспечивает правильность выбора направлений в коррекционной работе с данной категорией дошкольников.

Список литературы

  1. А.Г. Речь и общение детей. М.: ,
  2. 145 с.
  3. Ахутина Т.В. речи. Нейролингвистический синтаксиса.

 – М.: , 2011. 236 с.

  1. Барменкова Т.Д. пересказу текста с ОНР на подгрупповых занятиях. М.: Изд. «ВЛАДОС», – С.57-62
  2. Бернштейн А.Н. «Последовательность событий». –
  3. Белоусова А.К. Возможности использования методики «Исключение предметов» для исследования способности к обнаружению противоречий у детей дошкольного возраста //125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО: В 4-х томах: Том 2 / отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: МАКС Пресс, 2011. 384 с.
  4. Бочаров С.П. О путях преодоления типа логических особенностей высшей нервной деятельности учащихся в процессе учебной деятельности: учебное пособие для студ. пед. Вузов /С.П. Бочаров. М., 2003. 300 с.
  5. Воробьева В.К. Методика связной у детей с системным речи. М.: АСТ, 2010. – 317 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт , 2009. – 352 с.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов гуманитарных спец./П.Я. Гальперин. М.: КДУ, 2007. 327 с.
  8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/М.В. Гамезо и др. М., 2002. 512 с.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы детской . – М.: Просвещение, 2007. – 286 с.
  10. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления: учебное пособие: пер. с нем./А.М. Гельмонт. М., 2004. 244 с.
  11. Б.М., Селиверстов В.И. коммуникативных и навыков у дошкольников в логопедической над связной // Дефектология. 2008. – №4. – с.
  12. Демьянов Ю.Г. Диагностика нарушений: Практикум. СПб.: дом «М и М». ТОО «Респекс», С. 50-63.
  13. Дифференциальная и возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов, аспирантов высшего профессионального образования/Т.М. Чурилова, Ю.Е. Леденева, М.В. Топчий. Северо-Кавказский соц. институт, 2004. 430 с.
  14. .Жукова Н.С., Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. общего недоразвития у дошкольников. – М.: , 2013. – 438 с.
  15. Забранная С.Д. диагностика умственного детей. – М.: Просвещение, с.
  16. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка: серия «Психологическая энциклопедия»/Кайл, Роберт. СПб., «Прайм-Еврознак», 2002. 416 с.
  17. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие/В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 367 с.
  18. Крайг Г. Психология развития: учебное пособие/Г.Крайг. СПб. Питер, 2003. 608 с.
  19. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебное пособие/А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2008. 398 с.
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М., 2001. 464 с.
  21. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст: учебное пособие/Н.С. Лейтес. М., 2001.278 с.

Введение

В условиях специального дошкольного
воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними
в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок
приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Особое
место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в
конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой
принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены
слова «мальчик» и «девочка».

В научной литературе констатируются
различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального
развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки
достижений, в поведении.

Специальные исследования направлены
на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов,
являются отражением либо универсально — биологических, либо биосоциальных
закономерностей.

В числе социально-психологических
факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и
реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание
себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и
этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей,
мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка
закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в
ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и
«женском» в поведении человека.

В семье ребенка изо дня в день
ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик
или девочка. В каждой культуре существуют закрепившиеся шаблоны воспитания
детей как будущих мужчин и женщин. Мальчику, даже самому маленькому, обычно
заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты — мужчина». И тот учится
сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам
и деревьям. Ты — девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она
— девочка. Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации
поведения. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в
психологию ребенка через наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из
родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки как
душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость,
решительность, самообладание — признаки мужественности.

Общение детей в период дошкольного
возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и
женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только
социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы
общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Необходимость гендерного
воспитания дошкольников

Половое воспитание является одной из
наиболее деликатных, сложных сторон общего морального воспитания ребенка.
Традиционно оно сводится к формированию гигиенических навыков.

Отношение к половому воспитанию столь
различно, что поневоле возникает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это
понятие разный смысл? Это не праздный вопрос и не «голая» теория, ибо,
воспитывая, мы продолжаем себя в детях, а поэтому не можем не оглянуться на
себя – на свое понимание пола и отношение к нему.

Понятие «воспитание» не так
однозначно, как кажется на первый взгляд. Это не только управление процессом
развития личности, ее «производство», в котором есть осознанные цели, проекты,
программы и соответствующие им методики воспитания, а также ответственные
исполнители (родителя, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие).
Разумеется, это бесконечно важно, но это – не все воспитание. Ребенок ведь
входит в жизнь и сам он  расширяет свой опыт, воспринимает влияние культуры и
господствующих в обществе этических норм, “примеряет” их к себе, испытывает их
в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Нужно ли половое воспитание? Этот
вопрос продиктован в основном тремя причинами.

Во-первых, требуется психолого-физиологическое
обоснование необходимости полового воспитания в общей системе семейной
педагогики, так как  не все родители придерживаются той точки зрения, что оно
действительно необходимо. Многие из них глубоко убеждены в том, что специальное
выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно
излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым
на них отрицательное бездействие. По мнению таких родителей, пол и обязательные
с ним вопросы, являются той сферой, где все с течением времени, с возрастом
познается и осознается само собой. Но вряд ли это соответствует
действительности. Ничто в воспитании само собой не происходит.

Во-вторых, надо дать обоснование
более ранних сроков начала полового воспитания. Традиционное мнение о том, что это
следует с подросткового возраста, базируется на одностороннем подходе к
половому воспитанию, на отожествлении его с просвещением по вопросам пола. Сторонники
такого подхода не учитывают особенности полового развития детей более ранних
возрастов и тем самым упускают время и возможности для правильного и успешного
решения этой важной педагогической задачи.

В-третьих, при признании
необходимости полового воспитания задолго до подросткового периода, возникает
вопрос: а на какие моменты следует обратить внимание при решении этой задачи в
более раннем возрасте?

В реальной жизни ребенок  развивается
не просто как человек, а как представитель определенного пола. Именно половая
принадлежность особы определяет ее социального поведения.

И.С.Кон считал: “все или почти все
онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но
половозростными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я
– это полоролевая принадлежность”.

         А известный всем интерес
дошкольника к тому, откуда он взялся, вообще, откуда берутся дети и другие аналогичные
вопросы – разве это не путь к половому просвещению? Задавая подобные вопросы,
дошкольники как бы указывают взрослым одно из направлений рационального
полового воспитания. Ведь правильные ответы, учитывающие особенности
воспитания, мыслительной деятельности детей данного возраста, позволяют
родителям и педагогам удерживать ключевые позиции, оказывать решающее влияние
на ребенка в этом важном разделе просвещения и воспитания. Постепенное усвоение,
осмысливание таких сведений является одним из важных условий нормального психосексуального
развития детей.

           Подводя итог всему
сказанному, можно утвердительно ответить на вопрос о необходимости полового
воспитания дошкольников. Половое воспитание необходимо и начинать его надо с
самого раннего возраста, учитывая возрастные особенности детской сексуальности,
становление и развитие психики, сознания, требования морали.

Особенности поведение
мальчиков и девочек

Воспитание мальчиков и девочек не
может быть успешным, если педагогом не учитываются психологические особенности
пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные
исследователи подтверждают взаимодействие факторов «биологического» (в первую
очередь половые гормоны) и социального (особенности воспитания) характера.
Однако ученым не удалось составить научно-обоснованный психологический портрет
мальчика и девочки на разных возрастных этапах.

         Психологические особенности
пола дошкольников проявляется в следующем:

—        в отношениях мальчиков и
девочек с одногодками своего и противоположного пола;

—        в специфике поведения и
деятельности детей;

—        в общении со взрослыми;

—        во влиянии коллектива
одногодок на мальчиков и девочек;

—        во влиянии на детей оценок
других людей;

—        в понимании личности другого
человека;

—        в интересах мальчиков и
девочек и т.д.

По мнению многих ученых (Колесов,
Кон, Хрипкова и других) наиболее достоверными являются данные о преимуществе у
женщин и девочек эмоционального начала, а у мужчин и мальчиков – рационального,
о более медленных темпах физического психического развития мальчиков в
сравнении с девочками.

В младших группах детского сада
отношения детей преимущественно смешанные. С переходом в более старшие группы
тип отношений детей меняется, он дифференцируется, становится более «мужским»
или «женским». Возникают две обозначенные структуры в коллективе – структура мальчиков 
и девочек.

Отношения девочек более выборочные,
игровые объединения устойчивые. Их выбор по игре и в отношениях настолько
постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки,
тем многочисленные игровые объединения они образуют, но уже к старшей группе
формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально — интимные
по содержанию. Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия их волнуют
больше, чем мальчиков.

         Форма отношений мальчиков
намного отличается от формы отношений девочек. Мальчики отдают преимущественно
играм и отношениям с одногодками своего пола, образуют многочисленные
объединения, но они не такие стабильные, как у девочек.

         Мальчики и девочки часто не
могут играть вместе, дети нередко проявляют настороженность к другому полу,
особенно девочки, волнуются при необходимости контактов.

         Следует подчеркнуть, что
эмоциональная атмосфера коллектива, образованная вокруг девочек и мальчиков
разная. Для девочек она более благоприятная. Они получают больше положительных
оценок. Их часто хвалят, девочки более активны и аккуратны. Оценки окружающих
взрослых создают для них более благоприятные условия. В конфликтах между
девочками и мальчиками педагоги часто становятся на сторону девочек, сравнивая
«примерное» поведение девочек с баловством мальчиков. Объясняется это незнанием
специфики поведения мальчиков и девочек. Мальчики создают большие группы,
многие нарушения ими дисциплины связаны с характером их деятельности. Они
меньше склонны придерживаться установленных рамок, границ, часто их
переступают.

         Различие между мальчиками и
девочками проявляются и в том, что девочки чаще обращаются к взрослым, в
одинаковых ситуациях чаще обижаются на мальчиков, чем мальчики на девочек.

         Также психологи подчеркивают
склонность девочек к опекунской деятельности (нянчить, заботиться и т.д.) Вообще
девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или
одногодок. Такого не наблюдается в отношениях старших братьев к своим сестрам
или мальчиков к девочкам вообще. Склонность к опекунской деятельности, которую
можно рассматривать, как проявление материнского инстинкта, находит отражение в
выборе игрушек и характере игры. У мальчиков также ярко выражена склонность к
преобразовательной и конструктивной деятельности, отсюда и интерес мальчиков к
инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

         Девочки значительно сильнее
мальчиков реагируют на мнение об них других людей, больше зависят от него.
Влияние оценок взрослых на мальчиков снижается раньше, чем на девочек. Девочки
чаще поддаются напору взрослых, чем мальчики. Они владеют большей критичностью,
у них более низкая самооценка в сравнении с мальчиками. Девочкам достаточно
осознать то, как и что нужно делать, они более дисциплинированны. Мальчикам
такого осознания недостаточно, они обязательно сами должны понять значение
требуемого.

         Во всех возрастных периодах
для девочек характерна стабильность в понимании одногодок. Мальчики, наоборот,
владеют меньшими способностями в понимании другого человека.

         Круг интересов у мальчиков
шире, чем у девочек, поэтому в их словарном запасе больше слов, которые
обозначают отдельные предметы и общие понятия, в то же время девочки склонны к
предметно — оценочной речи. Мальчиков интересуют техника, игры-соревнования,
строительные, военизированные игры, в которых они могут реализовать свои
способности лидеров, потребность к двигательной активности.

         Направленность интересов
дошкольников находит отражение в тематике рисунков. По данным Репиной, Мухиной
в рисунках мальчиков старшего дошкольного возраста, преимущество отдается
военной и индустриальной тематике. Мальчики проявляют интерес к литературным
произведениям героического  содержания, привлекают герои, наделенные чертами
мужественности, смелости, силы, отваги. Часто это представители мужских
профессий (пожарные, милиция, ковбои, моряки и т.д.). Любимые игры девочек –
это игры семейно-бытовой тематики, любимая роль-роль мамы, любимые
игрушки-куклы.

         До конца школьного возраста
в поведении девочек появляются такие характерные черты, как застенчивость,
элементы кокетства.

         Таким образом, данные
психолого-педагогических исследований свидетельствуют о наличии определенных
психических отличий мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в
интимном воспитании.

Методы и приемы полового
воспитания  детей

Проблема воспитания и обучения
ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической
работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном
обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения.

Основная  цель — сформировать у
человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие
морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское)
достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и
многое другое отражающее культуру поведения.

Если в дошкольные годы не заложить у
девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков
– смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к
представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки
женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став
взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими
семейными, общественными и социальными ролям.

Механизмом полового воспитания детей
дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

 1. Средства

 • игры

  • народные сказки

 • пословицы

 • колыбельные песни

 2. Методы

 • игры

 • упражнения

 • личный пример

 • познавательно-развивающие
этические беседы

 • проблемные ситуации

 • схемы-действия

 3.Формы 

 • игровая деятельность

 • экспериментальная

 • проблемно — поисковая

 Внедрение половых технологий в ДОУ
происходит посредством:

народных игр,

сказок, пословиц,

поговорок,

материнского фольклора;

 Сказки – сильное средство воспитания
любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё
даны образцы нравственного поведения. Мальчиков и девочек сказки учат
послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым,
справедливым.

Пословицы и поговорки – это
своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение
всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын
мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса»,
«Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого
кусает» и д.р.

 Народные игры носят опережающий
характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. В подборе таких
игр может помощь музыкальный руководитель. Например: «Во кузнице»,
«Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна»,
«Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота»,
«Ласточки и ястребы».

 Используются в образовательном
процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций

 Прогнозирование – детям предлагаются
ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется
метод проблемной ситуации. Моделирование – каждая ситуация включает проблему и
ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

 Во время этических бесед уточняются
представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться
индивидуально с ребенком.

Целесообразно проведение бесед как с
мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по
душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о
красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость
определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла.

Игровые методы:

сюжетно – ролевые игры

игры – драматизации

проигрывание русских народных сказок,
показ сказок детям младшего возраста

настольный театр

игры – состязания 

дидактические игры

подвижные игры

и д.р.

Одним из приоритетных направлений
развития ДОУ является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в
развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется
дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность
такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от
друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются
физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На
таких занятиях используются следующие методические приёмы для учёта половых
особенностей дошкольников:

 • Различия в подборе упражнений
только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или
отжимаются, а девочки с лентами, обручем)

 • Различия в дозировке (мальчики
отжимаются 10 раз, а девочки -5)

 • Различия в обучении сложным
двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и
наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

 • Распределение ролей в подвижных
играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

 • Различия в оценке деятельности
(для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их
оценивает и как)

 • Акцентрирование внимания детей на
мужские и женские виды спорта.

 В дошкольном учреждении ведётся
работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями
мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.

 Музыка – одно из средств формирования
полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному
воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При
разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками
ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости
движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный
подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости,
(наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений
(хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и
девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую
помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей
оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные
игры). Организуя образовательную деятельность и развлечения муз. руководители и
воспитатели знакомят с традициями в воспитании мальчиков и девочек.

 Овладению традиционными свойствами
личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и
такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи,
рассказы), и элементы мужских и женских костюмов.

 Гендерный подход находит своё
отражение в детском саду и в организации трудового воспитания дошкольников.

При проведении работы по воспитанию
детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на
следующее:

 • На привлекательность игрового
материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре
социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

 • На достаточность и полноту
материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального
поведения женщины – матери;

 • На наличие атрибутики и маркеров
игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков
представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

 Сформировать представления, какими
должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо
помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего,
используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному
опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который
воспитывает ребенка.

Половое воспитание ориентировано на
то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую
гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели —
преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у
них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого
организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая,
трудовая, художественная), используются  ранее названные средства и методы

Заключение

Изучив литературу по проблеме
полового воспитания и психо-сексуального развития детей, можно сделать вывод,
что они актуальны. Кто из родителей не хотел бы видеть в подрастающем сыне
настоящего мужчину – опору и радость стареющим родителям? К числу природных
особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что
определяются полом.

Психолог В.Е. Каган говорил: «Выйти в
общество человек может, лишь так или иначе обретя половую принадлежность, лишь
так или иначе отнеся себя к женскому или мужскому полу».

Половое воспитание является одной из
наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка, формируя у
детей начало настоящих мужчин и женщин. От ступени и содержания качеств
женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных
социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).

Проанализировав существующие
программы, можно сделать вывод, что делаются первые попытки по реализации задач
полового воспитания, которые необходимо решать систематично, планомерно во
взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Таким образом, педагогам и родителям
необходимо помнить, что половое воспитание и сексуальное образование должно:

— начинаться с детского возраста и
продолжатся до взрослой жизни;

— являться составной частью процесса
воспитания и обучения;

— проводиться для всех детей,
подростков и взрослых, в том числе имеющих психологические, эмоциональные и
физические трудности;

Литература.

1.
О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М:
«Академия», 1999.

2.
В.В.Зеньковский. Психология детства. – М: «Академия», 1996.

3.
История педагогики в России / сост.С.Ф.Егоров. — М: «Академия», 1999.

4.
Л.В.Ковинько. Растим здоровых, умных и добрых. — М: «Академия», 1996.

5.
С.А.Козлова. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. — М: «Академия», 1998.

6.
Т.А.Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М: «Академия», 1999.

7.
В.Марков. Здоровый образ жизни. — М: «Академия», 2001.

8.
Н.Ю.Масоликова. // Психологическая наука и образование – 2000.- №4.

9.Популярная
психология для родителей / под.ред. А.А.Бодалева. — М:

«Педагогика»,
1998.

Практическое задание:

Критерии и показатели
направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных
способностей.

Задача педагога — вырастить здорового
ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными
навыками.

 Разработанный учебно-тематический
план коррекционной работы  включает в себя задачи по формированию
коммуникативных навыков у детей.

Пути реализации:

– развивать социальный интеллект
дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить
сопереживать другому, адекватно оценивать себя;

– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного
общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;

– развивать у замкнутых и неуверенных
в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных
контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;

– закреплять в духовном сознании
ребенка групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических
установок и привычек через доступные формы социального поведения;

– целенаправленно создавать
личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций
успеха, общей радости;

– включать изолированных и
отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;

– одобрять, обсуждать любые
проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;

– обеспечивать каждому ребенку
индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

Особенности реализации:

-преемственность лучших традиций
отечественного и зарубежного опыта в обновлении  содержания образовательного
процесса;

-интегрированный подход в организации
воспитательно-образовательного процесса;

— формирование у дошкольников
активной жизненной позиции в познании окружающего мира через
чувственно-эмоциональные реакции;

-активизация
интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

Методы, приемы, средства реализации:

— индивидуальные и групповые
консультации,

— педагогические советы,

— открытые мероприятия.

Ожидаемые результаты:

— получить положительные тенденции в
развитии навыков общения у детей, а также увеличения уровня коммуникативной
готовности в целом.

 Три этапа:

1 этап
– развитие мотивационно — потребностной сферы.

Задача
создать мотивацию общения и приобретения коммуникативных умений.

На первом этапе осуществляется
теоретический анализ проблем формирования коммуникативных умений у дошкольников

Для исследования особенностей
развития коммуникативной компетентности дошкольников может, быть использован
комплекс диагностических методик, с помощью которых  можно исследовать разные
стороны коммуникативной компетентности детей:

— уровень речевого развития
(фонематический слух, словарное развитие);

— личностная сфера ребенка;

— сформированность коммуникативных
навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с
окружающими людьми (воспитателями, родителями, сверстниками);

— уровень развития коммуникативной
культуры.

Диагностика развития коммуникативной
компетентности дошкольников позволит  разработать систему работы по развитию
коммуникативной компетентности, используя полученные в результате проведенной
диагностики данные. Система развития коммуникативной компетентности
дошкольников включает в себя:

— подобранный  диагностический
инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков,
мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально —
логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой
компетентности ребенка);

— повышение самостоятельности в
освоении коммуникативных навыков,

— развитие готовности к коммуникации,

-формирование коммуникативной
культуры,

— целенаправленную работу с
родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников (изучение
семей детей; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях
дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной
компетентности детей, просвещение родителей в области организации
коммуникативной деятельности дошкольников).

2 этап
— ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных
умений в репродуктивной деятельности.

Задача
формировать представления о правилах эффективного общения.

На втором этапе применяются, средства
и приемы формирования коммуникативных умений.

Основные методы и формы работы с
дошкольниками:

-развивающие и дидактические игры
(игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры,
творческие игры, игры-инсценировки и др.);

— беседа;

— сказкотерапия;

—  библиотерапия;

— музыкотерапия;

— психогимнастика;

— моделирование и анализ ситуаций и
др.

Проводимые занятия по развитию
коммуникативной компетентности дошкольников включают в себя разнообразные формы
и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных
эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное
сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов;
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

Процесс развития коммуникативной
компетентности у дошкольников подразумевает совместную, взаимосвязанную работ.
Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников зависит от степени
продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед
воспитателем стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения
максимально используется материал общеобразовательных занятий и режимных
моментов.

 3 этап.
Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста

Задачи:
формировать коммуникативные умения у детей дошкольного возраста в совместной
взросло-детской (партнерской) деятельности, творческое применение
коммуникативных умений.

Третий этап направлен на формирование
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста через создание
благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию
ключевых компетентностей  будет способствовать предметно-развивающая среда,
обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально
моделирующая содержание формируемых умений.  Эффективность созданных
педагогических условий  в наибольшей степени способствуют эффективному развитию
коммуникативной компетентности дошкольников и более оптимальному развитию
связной речи, её предпосылок.

Среди средств, способствующих
формированию коммуникативной компетенции, называются:

— диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина,
Е. О. Смирнова),

— создание сюжетных ситуаций (И. О.
Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман);

— организация самостоятельной
деятельности (H. H. Галигузова, O. E. Смирнова),

— игровые ситуации (Н. Е. Короткова,
С. Л. Новоселова);

— развивающие  и дидактические игры и
др.

Наиболее важным условием формирования
игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны
воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной
деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на
воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:

– Развивать средства невербальной
коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.

– Развивать умение понимать друг
друга, вникать в суть полученной информации.

– Учить определять эмоциональное
состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.

– Воспитывать доверительное отношение
друг другу.

– Развивать невербальное воображение,
образное мышление.

Игровые методы, направленные на
развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей
основной целью активизацию коммуникации в детской группе:

— для развития умения устанавливать
контакт с собеседником;

— для совершенствования у детей
общаться без слов;

— для совершенствования умения ясно и
четко произносить слова;

— для развития у детей умения вести
себя в конфликтной ситуации;

— для развития у детей эмпатии и
эмпатийного поведения;

— для закрепления коммуникативных
умений у детей.

Тесные связи установлены между игрой
и занятиями по развитию речи, когда  проводятся беседы об играх детей,
составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки.

В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных задач: донести до родителей и детей, что нравственное, эстетическое развитие ребенка, формирование его языковой культуры и речи не может состояться без приобщения к книге.

Существует разнообразие технологий и методов, которые могут помочь в развитии интереса к книге и культуре чтения у детей и их родителей.

Одной из них является уникальная технология «Storysack», разработанная английским доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте, Нейлом Гриффитсом в 1994 году.

«Storysack» в переводе с английского обозначает «Мешок историй».

Это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.

Внедрение данной технологии включает в себя несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

1) Подбор произведения художественной литературы.

Критерии отбора:

— зарекомендованное произведение;

— качественные иллюстрации;

— подходит для чтения вслух;

— доступна и интересна возрасту детей;

— любимая книга детей или рекомендуемая родителями.

2) Подготовка мешка для комплекта материалов.

Возможно проведение мастер-классов для родителей по созданию мешка, его украшение в совместной деятельности с детьми (приклеивание бусин, элементов, роспись, пришивание пуговиц).

3) Подбор компонентов для комплекта.

— игрушки, куклы, бибабо, маски, перчатки, резиновые фигурки – все, что может послужить прообразами героев выбранного литературного произведения;

— научно-популярная книга по теме, близкой к произведению, например, по сказке В. Сутеева «Под грибом», подойдет энциклопедия о растительном и животном мире.

— аудиокнига, прочитанная известными актерами и записанная на носитель.

— флеш-накопитель с мультфильмом по произведению.

Также можно включить в комплект декорации для театрализации произведения, фоны и подкладки.

4) Разработка развивающих игр.

Данные игры должны помогать детям в осмыслении прочитанного, развитии лексикона, связной речи, подготовке к самостоятельному чтению, в развитии мыслительной деятельности, а также расширении кругозора.

Примеры игр:

«Режиссерская версия» — детям предлагается устно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» — необходимо сочинить продолжение к книге;

«Крокодил» — с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» — подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

«История слов» — работа со словарями по объяснению новых слов.

«Два приятеля» — помогают в развитии словаря синонимов.

«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов.

Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом мешке должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5) «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).

Это могут быть памятки, буклеты, варианты художественной книги различных изданий, примеры вопросов для беседы по произведению, биографические данные писателя.

6) В завершении подготовительного этапа оформляется опись готового «Мешка историй».

2. Этап продвижения

Подготавливаются анонсы мероприятий, мастер-классы, буклеты, раздаются рекламные листовки.

3. Основной этап

— Чтение художественного произведения.

— Рассматривание иллюстраций.

— Рассказывание книги.

— Обсуждение.

— Работа с реквизитами.

— Игры с элементами театрализации и обыгрывания сюжетов книги.

Во время знакомства детей с научно-популярной книгой, необходимо будет обратить внимание детей на содержание, алфавитный порядок, возможность легкого ориентирования в книге с помощью указателей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями о книге, ее иллюстрациях. Возможно составление интересующих детей вопросов по теме. А интересные факты можно совместно красочно оформить и раздать детям

Прослушивание аудиокниги организовывается в комплексе с продуктивной деятельностью. Оно может быть в начале, одновременно с деятельностью или в завершении.

Продуктивная деятельность может включать в себя рисование иллюстраций, раскрашивание готовых распечаток, изготовление закладок для книги, оформление новой обложки или рекламы книги.

4. Завершающий этап

На завершающем этапе «Мешок» остается в группе или передается для реализации в другие группы ДОУ, возможна передача в библиотеки и школы, для продвижения и распространения технологии.

В дальнейшем собирается и обрабатывается информация для сбора последующих «Storysack», с учетом читательского интереса детей.

Использование данной технологии позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования, так как в процессе работы у детей формируется позитивная социализация, посредством совместной деятельности, развивается кругозор, пополняется и расширяется словарный запас детей, повышается культура и нравственность, стимулируется интерес не только к чтению произведения, но и его осмыслению и обсуждению.

1

Библиографическое описание:


Федина, Е. В. Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста» / Е. В. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86441/ (дата обращения: 07.01.2022).



Это вторая тема разговора с родителями детей моей младшей группы. В процессе наблюдения за детьми я заметила очень много ошибок взрослых в развитии психических процессов малышей.

Воспитывать и развивать детей раннего дошкольного возраста непросто, но очень интересно. Это период, когда маленький человек знакомится с окружающим миром, познает его и самого себя. Мы, родители и педагоги, должны создать максимально благоприятные условия для этого. Только от нас зависит, как ребенок овладевает культурно-гигиеническими навыками, осваивает окружающий мир, познает законы общения со взрослыми, сверстниками, учиться быть внимательным, слышать и понимать родителей и воспитателей.

Работа с малышами требует от нас огромного терпения, мудрости, эмоциональной отдачи и артистизма, а главное- понимание их возрастных особенностей.

При встрече с родителями я остановилась на ключевых аспектах развития психических процессов малышей, которые необходимо нам учитывать в каждодневной работе. Обратим серьёзное внимание на то, что главную роль среди психических процессов играет восприятие. У малышей должны участвовать все органы в исследовании окружающего мира, они учатся выделять главные признаки предметов, делают первые попытки сравнения, сопоставления. В два года у малышей уже должен быть сформирован новый тип зрительного восприятия- по образцу. Это когда признаки одного предмета становятся для них эталоном определения других признаков. Ребенок должен уже уметь из двух предметов разной формы и величины выбрать похожий на образец. При работе с пирамидкой из 8- 10 колец я обращаю внимание на сенсорное развитие и развитие мышления. Это очень важно! Сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом- по величине, и наконец- по цвету.

Важно учить сравнивать предметы, отличающиеся друг от друга: круг- квадрат, треугольник- овал, предметы красного- зелёного цветов, белого- синего. Потом постепенно переходит к сравнению близких форм и цветов: квадрат- прямоугольник, круг- овал, красный- оранжевый, синий- фиолетовый цвета.

Исследования восприятия детьми цветов Л. Венгера показала, что, если ребенок, например, знает жёлтый цвет, но не знает оранжевого, то он воспринимает оранжевый, как жёлтый. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с основными цветами спектра. Спешу успокоить родителей, что дети 2- 3х летнего возраста ещё не могут запомнить все основные цвета, достаточно, чтобы они усвоили само понятие «цвет». Поэтому, часто, когда ребенок начинает рисовать, он не обращает внимание на цвет изображения и пользуется карандашом, который ему понравился.

К концу третьего года жизни у ребенка уже появились постоянные образцы для сравнения. Например, эталон круглой формы — «мяч», треугольной — крыша домика». Я заметила, что разносторонняя сенсорная среда способствует развитию умственных способностей. Мышление ребенка в раннем возрасте имеет наглядно- действенный характер. Это значит, что дети учатся выделять предмет, как объект исследования, манипулировать предметами, они понимают для чего нужна мебель, посуда, игрушки. Малыши учатся обобщать. Обобщение- главная мыслительная операция. В это же время у детей развивается зрительный контроль за движениями руки. Но у нас в группе почти 50 % детей не могут справиться с пуговицами, шнурками. И всё потому, что мы «облегчаем» жизнь малышей, покупая одежду и обувь на всевозможных липучках, застежках.

Доказано, что внимание детей данного возраста непостоянна. Они легко отвлекаются на каждый новый яркий предмет. Мы, педагоги, должны работать над глубиной и длительностью внимания. Ведь внимание — это ворота к процессу обучения. Образная память у малышей развивается лучше, чем словесно- логическая. Поэтому они лучше запоминают эмоциональный материал, который проиллюстрирован яркой наглядностью и звуковым сопровождением. Они запоминают маленькие стихи, потешки, считалки. Но, если их не повторять, очень скоро забываются.

Мы переходим к главному вопросу — это развитие речи. Всё базируется на общении ребенка с родителями. Не отправляйте своего малыша к гаджетам, чтобы он вам не мешал заниматься своими делами. Ему необходимо много разговаривать. А вы в это время следите за становлением звуков, развитием словарного запаса, корректируете построение предложений. Тогда не будет ваш ребенок на всё отвечать: Ок!

При развитии речи нельзя сравнивать детей. Каждый ребенок развивается в своём личном природном темпе. И мы, родители и педагоги, должны правильно влиять на этот темп развития речи. Важно помнить, что дети уже хорошо понимают речь взрослых. С удовольствием слушают рассказы из их жизни или из жизни сверстников.

С развитием речи очень тесно связано развитие мелкой моторики. Давно пришла к выводу: чтобы хорошо говорить, необходимо пальцами чудеса творить.

Предлагаю экспресс- тест по развитию речи и мелкой моторики. (За Л. Фоминой)

Малышам предлагают показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. («Сделай вот так!» — и показывают, как необходимо делать). Дети, которым удается изолированно показывать пальчик за пальчиком, разговаривают лучше. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или наоборот «ватные», то такие малыши не могут хорошо говорить. Таким образом, не услышав от ребенка ни единого слова, можно определить по движениям пальцев на каком уровне его развитие речи.

Поэтому, организовывая жизнедеятельность детей раннего возраста, мы должны учитывать их возрастные особенности, все занятия проводить в игровой форме, используя яркую наглядность, соединять ознакомление с предметами и практические действия самих детей, позитивно их оценивать, создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Только тогда, зная, что ребенок в детском саду развивается и познает мир через игру, родители не станут отдавать малышей к репетиторам по подготовке к школе, лишая его игровой деятельности.

Литература:

  1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
  2. Л. А. Венгер «Домашняя школа мышления».
  3. Л. В. Фомина «Развивающие занятия в детском саду».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, малыш, окружающий мир, мелкая моторика, пальчик, предмет, психический процесс малышей, ранний возраст, яркая наглядность.

  • Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений записанные и собранные ее внуком д благово
  • Рассказы аркадия гайдара для детей читать короткие
  • Рассказы бабушки е п яньковой
  • Рассказы аудио про машинки
  • Рассказы астафьева о природе