Рассказы бабушки е п яньковой

Новый сорт яблок для длительного хранения, пригодный для органического производства новый бренд органического выращивания яблок называется натира natyra. он особенно

Новый сорт яблок для длительного хранения, пригодный для органического производства

Новый бренд органического выращивания яблок называется «Натира» (Natyra). Он особенно ценен во второй половине периода хранения, когда есть спрос на качественные яблоки из хранилищ. «Натира» является органическим брендом сорта SQ 159, чья интродукция началась в Германии в 2010 г.

Этот сорт устойчив к парше яблони и груши, что позволяет выращивать его без применения химических фунгицидов. Это особенно важно для органического производства. По словам Штефана Геерлинга, представителя селекционной фирмы Fresh Forward, яблоки этого сорта обладают сладко-кислым вкусом и замечательным сроком хранения. Внедрение этого сорта было связано с тем, что потребители спрашивают качественное красное яблоко во второй половине периода хранения. Это не значит, что в другое время года «Натира» хуже, но этот сорт наиболее конкурентоспособен по сравнению с другими сортами в период с февраля по август.

В настоящее время в Германии высажено 360 тыс. деревьев этого сорта на общей площади 130 га. В Голландии органические производители выращивают его на площади 10 га. Кроме того, еще 20 га высажены в Италии, 10 га в Австрии, 6 га в Бельгии и 9 га в других странах Европы, включая Францию. Также интерес к этому сорту проявляют конвенциональные производители яблок, подумывающие о переходе к органическому выращиванию. «Натира» не является клубным сортом, его яблоки может продавать любой.

Однако ожидается, что большая часть урожая, выращенного в Германии, останется на местном рынке. «Натира» – это бренд, это яблоко может быть только органическим, и бренд ориентирован, в первую очередь, на потребителей органической продукции. Не случайно их продают в таких сетях, как «Наутилус Органик» и «Натурелле». Продвижению этого бренда способствует рост спроса на органическую продукцию. Конечно, ожидания зависят от страны. По словам Ш.Геерлинга, было бы хорошо, если бы в ближайшие годы площадь под этим сортом в Голландии достигла 50 га. Именно к этому сейчас стремятся авторы сорта и производители органических яблок.

В Голландии яблоки «Натира» были впервые представлены садоводам в конце августа этого года в саду испытательной станции в Рандвайке. Производителей яблок и специалистов больше всего удивило то, что органические яблоки урожая 2016 г. сохранили свою хрустящую консистенцию и сладкий вкус до нового урожая.

Первые яблоки нового урожая были убраны в середине октября 2017 г. Несмотря на общее снижение производства яблок в этом году во всей Европе, производители довольны урожаем «Натиры». Благодаря позднему сроку цветения этот сорт не пострадал от весенних заморозков, так сильно повлиявших на урожай других сортов.

Иркутский биолог впервые вывел местные сорта яблонь

​У сорта нет пока названия, хотя экспериментальные деревья уже плодоносят, а саженцы можно приобретать и высаживать в своём саду. Над созданием первых в Южном Прибайкалье сортов яблонь иркутянин Максим Раченко трудился 25 лет. Для этого он собирал яблони со всего мира, и сейчас в его коллекции больше 200 сортов и форм.

— Максим Анатольевич, свои сорта яблонь есть в Бурятии, Красноярске, а у нас вы первый и единственный селекционер этой культуры. Почему решили заняться именно яблонями?

— Моя семья очень любит яблоки. Мы с женой окончили биолого­почвенный факультет ИГУ, кандидаты биологических наук. Сейчас дочь учится в аграрном университете, работает в семейном питомнике. Яблони для меня ещё и моя научная работа. В 2017 году я защитил докторскую работу по селекции, семеноводству и генетике яблонь в Сибири. Работаю в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН, параллельно тружусь как глава КФХ. Главная среди плодовых и ягодных культур нашего питомника — яблоня, интерес сибиряков к которой традиционно высок.

— Почему?

— Это самые экологически пластичные культуры из всех плодовых для нашего региона. Яблоня растёт от Крыма до Дальнего Востока. Культуры, способной так адаптироваться под местный климат, больше нет. Для сибиряков это ещё и источник витаминов и биологически активных веществ.

— Почему в таком случае у нас до сих пор не были выведены местные сорта?

— Как говорит мой учитель, академик Евгений Седов, учёный в области селекции плодовых культур, селекция — это сладкая каторга. Необходимо 25—30 лет, чтобы сорт появился на свет. Свою первую яблоню я как любитель посадил на приусадебном участке 25 лет назад. Сейчас в моей коллекции, например, есть европейские сорта яблонь, американские, которые возделываются у нас только в стланцевой форме. Есть сорта, которые мне интересны как исследователю, в качестве донора какого­то определённого признака — колоновидности, например. Сейчас, кстати, в нашем регионе очень модны колоновидные яблони, их все покупают. Они вымерзают, а на следующий год всё повторяется. Просто сегодня нет зимостойких сортов колоновидного типа. Пока ещё. Но мы над этим работаем. Исследовательской площадкой для работы института как раз является наше хозяйство: 30—40 процентов всей площади питомника отдано под экспериментальную часть.

— Получается, до появления вашего сорта надо ждать ещё пять лет?

— Генотипы уже есть, и они плодоносят, осталось пройти государственную регистрацию. Мы уже можем предложить сортообразцы садоводам, просто пока без названий. Среди них есть интереснейшие экземпляры с окрашенной мякотью — красноплодные: розовая, красная и кроваво­красная мякоть. Красный пигмент — это антоциан, в Европе сейчас самый модный тренд. Сибирские сорта содержат большое количество фенольных соединений, витаминов группы Р, а с красной мякотью особенно полезны, поскольку содержат антиоксидант, который формирует иммунитет.

Всего у нас плодоносит семь местных сортов, три из них — красно­мякотные. Самый красный мы между собой называем Краснулей — может, так он и останется. Ещё четыре — белые полукультурки летнего срока созревания, отличаются зимостойкостью.

На «чужих» корнях — надежнее

— Зимостойкость и морозоустойчивость — это разные понятия? Почему в Сибири важна именно зимостойкость?

— Зимостойкость — более широкое понятие. Оно включает устойчивость ко многим вредным зимним факторам. Целый комплекс факторов влияет на перезимовку растений — низкие температуры, оттепели, инсоляция, ветер, подтопление, высота снегового покрова.

Основная проблема нашего региона — не низкие температуры, здесь как раз играет роль морозоустойчивость, а низкий снеговой покров. И большие перепады температуры —до 20 градусов — во второй половине зимы и начале весны. Это когда днём может быть плюс, а ночью — минус 20.

Есть ещё такой показатель, как устойчивость цветочных почек к возвратным заморозкам. Может, обращали внимание когда­нибудь: заморозок прошёл, часть сортов стерильными остались, без урожая, а один плодоносит. Это очень ценный признак у цветочных почек, он позволяет в наших условиях получать урожай каждый год

— То есть сорта, выведенные вами, способны справляться с перечисленными природными явлениями?

— Это станет понятно лет через пять. Но одно уже можно сказать уверенно: возделывать в нашем регионе мелкоплодные полукультурки — плоды от 30 до 40 граммов, можно без особых усилий, в штамбовой форме. Они будут расти как обычные деревья.

— Сладкие? Урожайные?

— Знаете, я не люблю сладких сортов. Это китайцы приучили нас к пресно­сладкому вкусу. Яблоко традиционно должно иметь кисло­сладкий вкус. Впрочем, мелкоплодные полукультурки — это такой кластер сортов, которые могут любого удовлетворить по вкусовым качествам. Что касается урожайности, то её в полной мере охарактеризовать пока не можем. В новом сезоне снимем лишь третий­четвёртый урожай с маточных деревьев, которые плодоносят на своих корнях. Их нужно ещё перепривить и проверить продуктивность уже в таком виде.

— Любителям предлагаете уже привитые саженцы?

— Конечно. Есть сибирская ягодная яблоня — ранетка, которая обладает абсолютной зимостойкой корневой системой для нашего региона. И есть вариант с карликовыми клоновыми подвоями. У нас большая коллекция таких — европейская, эстонская, армянская. Есть гибриды уральской и местной селекций. Несколько подвоев у нас уже прошли испытания, и сегодня мы можем предложить населению такие варианты.

— Максим Анатольевич, а почему нельзя вывести сорт, который рос бы у нас на своих корнях?

— Не все сорта яблонь можно благополучно укоренить. Вот и сибирская ягодная яблоня сама по себе укореняется очень плохо. А поскольку все наши сибирские сорта произошли от неё, то большинству она передала эту плохую способность. Поэтому размножение только семенное и прививкой на сеянец. Поскольку привитые сорта быстрее вступают в плодоношение, то это самое разумное решение — приобретать уже привитые саженцы.

Чем меньше и ниже — тем лучше

— О чём важно помнить при выращивании яблонь?

— Надо быть аккуратными с обрезкой, особенно в первый год жизни, так как это снижает зимостойкость. Проводить обрезку надо в начале вегетационного периода. Оптимально не делать вообще — только санитарную. Большинство сортов неплохо сами себя регулируют.

Ещё очень важный момент: чем ниже штамб — тем выше зимостойкость (штамб — это расстояние от корневой шейки до первой скелетной ветки. — Авт.). Многие пытаются поднять штамб, чтобы крона была красивой, как у деревьев в Европе. Но мы живём в Сибири, поэтому у нас первая скелетная ветвь должна быть как можно ниже. Лучше подставить рогатину или ящик подложить, если яблочки полегли на травку.

У нас достаточно сухо — требуется полив, кроме дождливых сезонов. Поливаем из расчёта: 10 л воды на квадратный метр приствольного круга. Чтобы влага сохранялась, полезно замульчировать приствольный круг торфом, опилками, корой, листьями.

Необходимо вносить подкормку в середине вегетационного периода — азот, фосфор, калий. Помним, что в текущем году деревья закладывают плодовые почки на будущий. И как мы их подкормим в этом году, такой урожай и получим в следующем. Можно 2—3 раза в течение сезона внести комплексные удобрения. Это полезно как растениям — из зимы легко выходят, завязываются хорошо, так и людям, ведь в регионе у нас дефицит йода и селена. Очень эффективно такое удобрение, как «ТурМакс», там есть все микроэлементы.

Во влажный период основное заболевание яблонь — парша. Здесь помогают медьсодержащие препараты: медный купорос, «Ордан», бордоская смесь. Из вредителей — гусеницы плодожорки и тля. Здесь хорош битоксибациллин.

— Высаживать яблоневые саженцы можно весной — с конца апреля, и осенью. начиная с 20 августа. А вот как выбрать место для посадки?

— Практически все плодовые любят открытые солнечные места. Нельзя сажать яблони близко к постройкам: дом экранирует тепло, и в феврале — начале марта возле него теплее, а ночью всё замерзает одинаково. Перепад температуры, о котором мы говорили выше, становится ещё больше.

— Максим Анатольевич, поделитесь опытом: какие ещё сорта хороши для нашего региона?

— Не советую гнаться за крупными экземплярами, особенно начинающим садоводам. Мелкоплодные полукультурки не только проще в уходе — у них и продуктивное долголетие дольше, 15—20 лет и выше. По зимостойкости хороши сорта летнего срока созревания, и лидер среди них — Краса Бурятии. Из позднелетних — Красноярский снегирёк. Алёнушка — старый сорт, но свою актуальность он не потерял. Из уральских сортов для нас подходит Уральское наливное. Для тех, кто хочет получить плоды покрупнее — от 40 граммов, есть крупноплодные полукультурки: Превосходное, Заветное, Подарок садоводам, Алтайское румяное.

МОРДОЧКА, ЗВОНОК, МАЛИНОВКА яблоки старой России

Прошёл яблочный Спас – началась ранняя осень.
Яблоками пахнет!

В свою коллекцию старинных русских сортов нашла в “Рассказах бабушки” Е.П.Яньковой (1768-1861г.г.) вот такое:

“Теперь и нет таких сортов яблок, какие я в молодости едала, были у батюшки в Боброве: мордочка, небольшое длинное яблоко, кверху узкое, точно как мордочка какого-нибудь зверька, и звонок – круглое, плоское, и когда совсем поспеет, то зёрнышки точно в гремушке гремят”.

Наверное, эти сорта ещё в 18 веке исчезли? Янькова вспоминает, как её брат пытался отыскать хоть веточку для прививки – и не нашлось нигде.

А есть ли где дивное яблочко из пушкинской “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”? Помните?
” . Оно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь. “

Тут сказка совсем не ложь – Пушкин точно описал старинный русский сорт. Многие о нём вспоминают – что, мол, видели, пробовали, но больше таких не найти, вывелись.
Но за двести лет до Пушкина иноземец, писатель и дипломат Адам Олеарий именно такие яблоки ел! Вообще он много удивительных плодов в России попробовал – впервые в жизни видел арбузы, а также дыни, которые “весьма велики, вкусны и сладки, так что их можно есть без сахару”.
Но вернёмся к яблокам. Побывал Олеарий с голштинским посольством в России в 1633-35 г.г. и вот что пишет:

“Между другими сортами яблок у них (русских) имеется и такой, в котором мякоть так нежна и бела, что если держать её против солнца, то можно видеть зёрнышки. Однако, хоть они прелестны видом и вкусом, тем не менее, ввиду чрезмерной влажности, они не могут быть сохраняемы так долго, как в Германии”.

Раз уж речь зашла о яблоках, припрягу-ка сюда свой старый “яблочный” пост, сокращённый и исправленный. Вот он далее.

Агата Кристи утверждала, что английские яблоки самые вкусные.
А наши, русские, разве хуже?

Знаем, конечно, помним: Бунин антоновские яблоки воспел.
«Ядрёная антоновка – к весёлому году». Так и было когда-то.
«Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах…»
Для Бунина антоновка – дух русской осени и русского дома.

В.И. Даль в своём знаменитом словаре отзывается прозаичнее: «антоновское яблоко, красноглазовское, духово, восковое, большое, поменьше апорта, жёлтое, немного мучнистое, похожее на харламовское, прочно только в мочке». Вот так-то.

А что за апорт такой? «Апорт или гусево яблоко, порода самых крупных и прочных столовых яблок, жёлтых и румяных». И это хочется попробовать! Или другое – «анисовое яблоко, порода некрупных, но душистых и крепких, годных впрок и в мочку яблок».

Были сорта и вовсе удивительные. Вот «винный квас – порода яблок, отзывающихся во вкусе вином, с алым крапом, прочные». Вот арапка, «порода небольших, твёрдых, тёмно-зелёных яблок». Вот аркад, «порода некрупных и непрочных, но сочных и сладких яблок». Вот малит – «порода небольших яблок, с гранями, иногда немного горьковатых, весьма близких к яблоку плодовитке, есть и крупный малит, жёлтый сладкий, разсыпчатый». Плодовитку, впрочем, Бунин тоже поминал.

Все эти русские яблоки ещё в середине XIX века были знамениты и едомы. И хранились хорошо, Даль такие специально отмечал – «павловское яблоко, павловка – крупное, самое крепкое, лежит до новых».
А чаще настоящий портрет яблока писал: «малиновка – сорт яблок розового цвета, сладкия, с лёгким квасом и приятным запахом».
Была и загадочная федосевна, «род яблок с слабым квасом и запахом дыни». И знаменитая титовка – «десертное, расписное, крупное и прочное, 65 яблок на четверик».

Где теперь всё это богатство?
Встречаются, конечно, в садах, чаще старых, роскошные антоновки-фунтовки, и апорт хоть на слух знаком, особенно алма-атинский.
А другие?
Где вся эта русская яблочная Атлантида, запечатлённая Далем:
“У нас более известны: крымское, черное дерево, выплавок, кальвиль, синопское, арапка, аркад, боровинка, малета, коробовка, белая и красная анисовка, мирончики, апортовое, антоновка, фонарик или царский шип, юрьевское, кривоспица, королевское, восковое, наливное, наливчатое, сквозное, белая сквозина (да это не оно ли, пушкинское – “видны семечки насквозь”?), белый налив, скороспелка, плодовитка, белобородка, грушевка, перловская бель, павловское, плодовитка, пипка, ранета, винный квас, коричневое, в Крыму более французские названья, в Астрахани: мамутовские, ранние, поповские, мелкие, навозновские, крупные, чернокожие румяные, камышевские, апорт, саратовские, артемьевские, закуровские, барановские, царский шип, назыровские и пр., самые поздние: рамза или горьковка, эти и мамутовские лучшие. Титовка, лучшее русское яблоко”.

Нежелательные спутники яблони

Хорошо организованная защита сада – залог высоких урожаев. О том, как правильно ее проводить и на какие нюансы стоит обратить пристальное внимание, мы поговорили с техническим экспертом по садам и виноградникам отдела технического маркетинга (Россия) компании «Сингента» Максимом Коростиевым.

– Считается, что защита яблоневого сада начинается с закладки молодого сада. Так ли это? И, если да, на какие принципы закладки следует обращать внимание?

– Да, это действительно так. Одно из условий успешной защиты яблоневого сада – закладка массива сортами с одинаковой устойчивостью к парше, мучнистой росе и другим болезням. Лучшее решение – посадка моносортов с подсадкой опылителей. Это позволяет максимально точно разработать систему защиты исходя из потребностей в защите сорта или группы сортов.

– Все сорта яблок условно можно разделить на высоко-, средне- и слабовосприимчивые к парше. Расскажите, пожалуйста, какие в настоящее время наиболее популярные для выращивания сорта и к каким группам они относятся.

– Список сортов, которые сегодня выращивают в промышленном садоводстве России, довольно широкий. На юге страны популярны Айдаред, Голден Делишес, Гренни Смит, Фуджи, Ренет Симиренко, Женева Эрли и многие другие. В центре – всем известные Антоновка Обыкновенная, Жигулевское и Богатырь. Восприимчивость сортов действительно неодинаковая, ученые и практики постоянно ее изучают. В книге В. Смольяковой «Болезни плодовых пород юга России» приводится таблица устойчивости сортов к парше. По данным ученого, восприимчивость, например, сорта Голден Делишес по зонам меняется от средней до высокой. Такой же пример могу привести и с сортом Жигулевское: его устойчивость к парше, по разным данным, от слабой до средней.

На устойчивость сорта огромное влияние оказывают зона выращивания, климат, также некоторые сорта, которые изначально имели устойчивость, со временем теряют ее, например, Айдаред. Поэтому нужно проверять устойчивость сорта к парше в условиях региона выращивания.

Усредненно можно сказать, что Ренет Симиренко, Айдаред, Ред Делишес, Женева Эрли имеют слабую устойчивость и высоко восприимчивы к парше, Голден Делишес, Джонатан, Гренни Смит, Жигулевское средневосприимчивы, а устойчивы к парше сорта Прима, Флорина, Либерти, Богатырь и др.

– Развивающиеся на яблонях болезни могут значительно сократить их продуктивность, ухудшить качество получаемых плодов, а нередко и служат причиной гибели плодоносящих деревьев. Какие болезни считаются наиболее вредоносными?

– Наиболее вредоносным заболеванием во всех регионах выращивания яблок в России является парша (Venturia inaequalis). Она может поражать до 100% плодов, что приводит к потере качества и снижению цены. Продать плоды, пораженные паршой, с целью дальнейшей реализации в свежем виде невозможно. Кроме плодов это заболевание поражает и листья – парша не дает им нормально развиваться, снижает их фотосинтетическую активность, что замедляет ростовые процессы. Пораженные листья могут преждевременно опадать. Ухудшается зимостойкость, и в условиях перезимовки ослабленные деревья могут погибнуть. Именно поэтому в среднем до 90% всех фунгицидных обработок проводится против парши яблони.

Второе по значимости заболевание яблони – мучнистая роса (Podosphaera leucotricha Salm). Есть группа сортов, восприимчивых к мучнистой росе, в нее входят Джонатан, Джонаголд, Женева Эрли и многие другие. Заболевание поражает побеги, листья, соцветия и плоды. Нередко причиной образования сетки на плодах является именно поражение мучнистой росой, она сильно снижает качество продукции и ее рыночную цену. Также поражение соцветий приводит к недобору урожая, а поражение побегов и листьев яблони мучнистой росой, особенно в молодом возрасте, нарушает нормальное развитие деревьев, они снижают темпы роста и становятся ослабленными.

Третье место в рейтинге заболеваний, снижающих прежде всего продуктивность и качество плодов, занимают гнили сердцевины плодов, возбудителями которых являются альтернария (Alternaria sp.), группа фузариумных грибов (Fusarium sp.), серая гниль (Botrytis spp.) и др. Заражение плодов данными патогенами происходит во время цветения. Пораженные плоды преждевременно осыпаются, снижается урожайность. Также зараженные плоды могут попасть в хранилище и во время хранения гнили проявят себя, став источником заражения здоровых плодов, что также увеличивает потери продукции при хранении.

Сложность защитных мероприятий в том, что часто заражение идет сразу несколькими возбудителями гнилей. Выбранный фунгицид должен защитить от всего комплекса заболеваний. К тому же препарат не должен оказывать влияния на опыление, то есть быть безопасным по отношению к культуре и пчелам.

Тенденции последних лет показывают увеличение вредоносности этих трех заболеваний с каждым годом. Причиной ученые называют глобальное потепление климата, особенно в осенне-зимний период.

Четвертое по вредоносности место – у гнилей плодов, которые развиваются в период хранения, ведь важно не только вырастить, но и сохранить урожай. По данным ученых из ФГБНУ СКФНЦСВВ, их насчитывается более 20 видов, однако к основным можно отнести такие как пенициллезная (Penicillium), глеоспориозная (Gloeosporium), серая гниль (Botrytis cinerea Pers.), монилиозная (Monilia spp.), кладоспориозная (Cladosporium herbarum) и др. Именно поэтому ответственным этапом является защита яблок в предуборочный период и обработка против гнилей при хранении.

– Восприимчивость сортов к определенным заболеваниям лежит в основе системы защиты сада. Какие фазы развития яблони считаются критическими для различных болезней?

– Как уже упоминалось, в сезоне вегетации обработки проводят в основном против парши яблони. Однако зачастую сорта яблони восприимчивы не только к парше, но и к мучнистой росе и другим болезням, поэтому при построении системы защиты сада следует учитывать восприимчивость сортов к болезням.

Для парши яблони наиболее опасный (критический) период заражения – от фенофазы «розовый бутон» до фазы «грецкий орех» включительно. В этот промежуток времени наблюдается массовый выброс аскоспор с опавших листьев, и нужно предотвратить заражение. Инкубационный период для парши в это время короткий, к тому же идет быстрое нарастание листьев и побегов. Каждые 2–3 дня образуются новые побеги и листья, которые также нуждаются в защите, поэтому интервалы между опрыскиваниями должны составлять 5–7 дней (в зависимости от региона выращивания и погодных условий). Применяться должны системные фунгициды: ХОРУС ® , ЦИДЕЛИ ™ ТОП и СКОР ® . К тому же эти препараты обладают не только профилактическим, но и лечебным действием в защите от парши яблони.

Против мучнистой росы обработки нужно начинать с предыдущего года, так как инфицирование почек происходит по второй половине вегетации, в период их закладки. Это первый критический период для заражения мучнистой росой. Плоды также могут поражаться мучнистой росой, и заболевание проявит себя в виде сетки или оржавленности. Препараты ТОПАЗ ® и ЦИДЕЛИ ™ ТОП решат проблему мучнистой росы в этот период.

Весной наступает второй критический период, и с началом распускания почек заражение начинается с фаз зеленого конуса – мышиные ушки. В это время необходимы одна или две профилактические обработки контактным фунгицидом ТИОВИТ ® ДЖЕТ. Далее в фазу «розовый бутон» надо применить ТОПАЗ ® , а в фазы «цветение» и «плод размером с лещину» – ЦИДЕЛИ ™ ТОП. Нужно отметить, что фунгициды ХОРУС ® и СКОР ® не являются специфичными препаратами против мучнистой росы, однако при применении против парши контролируют и данное заболевание.

Критический период для заражения гнилями сердцевины плода яблони – фаза «цветение». Если цветение длится две недели и более, то нужно провести 2–3 обработки в зависимости от погодных условий и восприимчивости сорта. К восприимчивым сортам относятся Женева Эрли, сорта группы Делишес и многие другие.

Как показывает практика, срок обработки против гнилей сердцевины совпадает со сроками обработок против парши и мучнистой росы, поэтому в фазу «цветение» нужен фунгицид, который будет предотвращать заражение гнилями сердцевины (альтернариозы, фузариозы, серая гниль и др.), паршой и мучнистой росой. С таким широким спектром болезней наиболее эффективно справляется новейший фунгицид ЦИДЕЛИ ™ ТОП. К тому же этот фунгицид имеет препаративную форму дисперсионный концентрат (ДК), в основе ее производства – молочная кислота, продукт природного происхождения. Препаративная форма и один из активных ингредиентов препарата не имеют аналогов на рынке пестицидов. ЦИДЕЛИ ™ ТОП безопасен для применения в цветение, нефитотоксичен, не препятствует опылению, имеет самый низкий класс опасности для пчел.

В борьбе за сохранение урожая при хранении имеют значение два критических периода. Первый – это цветение, когда необходимо защищать плоды от гнилей сердцевины. Наиболее эффективны обработки препаратом ЦИДЕЛИ ™ ТОП. Второй критический период – предуборочный, когда необходимы обработки для защиты плодов во время хранения. Лучшим решением станет ГЕОКС ® : для хранения до шести месяцев достаточно одной обработки препаратом за 7 дней до съема плодов. Для более длительного хранения проводят две обработки, за 21 и 7 дней до съема плодов.

– Рынок фунгицидных препаратов на сегодняшний день достаточно обширен. На что следует ориентироваться при их выборе?

– В садоводстве уделяют огромное внимание выбору препаратов для получения качественной, конкурентоспособной продукции. С каждым процентом роста эффективности системы обработок СЗР растет средняя цена реализации продукции и денежная выручка. Значение каждой обработки велико, потому что нет возможности исправить ошибку в текущем сезоне выращивания. Одна неправильная обработка может свести на нет эффективность от предыдущих и всей системы защиты в целом. Успех защитных мероприятий складывается из правильно подобранного препарата, времени обработки и качества опрыскивания. Именно поэтому следует ориентироваться на грамотное составление системы защиты, а самое главное – на качество препаратов в ней. Надежность системы защиты обеспечивает качество препаратов компании «Сингента».

Нередко причиной больших потерь на садоводческих предприятиях являются различные заболевания, которые не только снижают урожайность, но и ухудшают качество плодов. Например, основными болезнями яблонь во время вегетации являются парша и мучнистая роса, однако только ими дело не ограничивается.

Парша

Данное заболевание является одним из основных в России. Возбудитель – сумчатый гриб Venturia inaequalis (Cook.) Wint. Болезнь поражает как листья, так и плоды. Первичное весеннее заражение яблони паршой осуществляется аскоспорами, зимующими в пораженных опавших листьях. При благоприятных погодных условиях гриб может зимовать конидиями и мицелием на пораженных побегах и в почках яблони.

Массовый лет аскоспор возбудителя парши и, соответственно, заражение отмечается в период обнажения бутонов – цветения яблони, а первые признаки поражения листьев наблюдаются в конце цветения. Дальнейшее развитие болезни во многом зависит от складывающихся погодных условий.

Визуально симптомы поражения паршой наблюдаются в виде хлоротических пятен на поверхности листа. В дальнейшем болезнь проявляется в виде маслянистых пятен различного диаметра с темно-оливковым бархатистым налетом на листьях, цветах, завязях и плодах. При сильном развитии парши могут поражаться побеги, что в промышленных садах влечет за собой прямые экономические потери (до 60% урожая). Инфицирование листьев также приводит к изменению физиологических функций растения, таких как фотосинтез и транспирация. Кроме того, в следующем году на пораженных паршой деревьях снижаются закладка плодовых почек и плодоношение.

Мучнистая роса

Болезнь наиболее распространена в южных регионах. Возбудителем является сумчатый гриб Podosphaera leucotricha Salm., который поражает все надземные органы яблони: листья, побеги, при сильном развитии болезни даже цветы, завязи и плоды. Первичная инфекция развивается весной на розетках соцветий и кластерных листьях, распустившихся из зараженных почек. Отличается нежно-паутинистым налетом мицелия гриба. Во второй-третьей декадах мая на пораженных органах появляется конидиальное спороношение гриба в виде поверхностного мучнистого налета, что соответствует проявлению вторичной инфекции.

Визуально пораженные листья длинные, ланцетовидные, при сильном развитии они становятся твердыми и ломкими, преждевременно засыхают и опадают, побеги не развиваются. Поражение цветов приводит к их деформации, недоразвитию и стерильности пестиков и тычинок, а это прямые потери урожая текущего вегетационного периода. Стоит также отметить, что пораженные плоды имеют характерную сетку, снижающую их товарные качества.

Первые признаки поражения мучнистой росой отмечаются в период обнажения соцветий в фенофазу яблони «красная почка». Вторичное инфицирование обычно происходит уже после цветения. Зимовка патогена идет грибницей в почках, зараженных в период их формирования.

Альтернариоз (оливковая плесневидная гниль)

Первые признаки альтернариоза на листьях в виде пятнистости появляются главным образом после цветения яблони. Пятна весной и в начале лета светло- или темно-коричневого цвета, а вот во второй половине лета и осенью они становятся ярче и могут приобретать темную кайму. Иногда по пятну могут быть заметны концентрические круги. Если пятна расположены по краю листовой пластинки, то они постепенно сливаются, и поражение имеет вид ожога.

На плодах альтернариоз проявляется в виде темно-коричневых продавленных пятен, на которых при повышенной влажности может образовываться темно-серый налет спороношения. При сильном поражении листьев пятна сливаются и могут занимать более половины листовой поверхности. Усугубляется ситуация еще и тем, что зараженные альтернариозом плоды в хранилище являются источником альтернариозной гнили яблок.

Возбудителем болезни являются грибы рода Alternaria, заражение которыми происходит через поранения листьев и плодов (повреждения насекомыми, другими болезнями, градом и др.). Интенсивней поражаются ослабленные деревья. Зимует гриб на опавших листьях, в почечных чешуйках, а также в мумифицированных плодах в виде мицелия или конидий (Якуба Г.В., ФГБНУ СКФНЦСВВ).

Антракноз, или ожог коры

Возбудителем болезни являются грибы из рода Neofabrea, зимующие грибницей в пораженных участках коры. Наиболее вредоносным является гриб N. perennans, который поражает ветви и штамбы молодых деревьев яблони. При поражении молодых деревьев этим фитопатогеном они погибают в течение нескольких лет. Второй вид N. alba встречается в виде сапрофита на отмершей коре яблони, на местах срезов, на листьях, а также этот гриб вызывает гниль плодов. На ослабленных деревьях может вызывать антракноз на листьях, поражения коры в виде мелких язв на однолетних побегах, которые являются источником инфекции. Заражение происходит через повреждения на листьях и побегах в период цветения и на протяжении месяца после него.

Период вредоносности достаточно продолжительный, поскольку инфицирование обычно происходит во врмя дождей в конце лета и осенью, но может осуществляться в течение всей зимы и ранней весной во время мягкой, влажной погоды. В основном происходит в местах повреждения (морозобоины, солнечные ожоги, места обрезки или прививки), однако споры могут проникать и через естественные отверстия в коре (устьица). Источником инфекции являются споры гриба из пораженных участков коры.

Во времени растянуто и проявление болезни. Так, например, в первый год после заражения в местах проникновения спор патогена образуются небольшие красновато-коричневые пятна. На второй год кора в местах поражения трескается, и в пораженных участках видна измочаленная древесина. Весной раны начинают быстро увеличиваться в размере и к июлю обычно достигают своих максимальных размеров – более десяти сантиметров длиной. На одной ветке могут встречаться сразу несколько язв.

Монилиоз (монилиальный ожог, плодовая гниль)

Болезнь поражает цветки, завязи, цветоножки и даже ветви. Цветки и листья поникают, засыхают и приобретают опаленный вид. Концы больных ветвей обычно засыхают и искривляются. На более толстых ветвях увядания листьев и цветов не происходит, но на коре появляются трещины, которые постепенно превращаются в ранки с обильно вытекающей из них камедью. Раны быстро разрастаются и опоясывают ветвь кольцом, отчего часть ветвей, расположенных выше, засыхает. Пораженные цветки долго не опадают. Этим монилиальный ожог отличается от действия заморозков.

Что касается симптомов монилиальной плодовой гнили, то ее проявления начинаются с небольшого бурого пятна, постепенно разрастающегося и охватывающего весь плод. Мякоть плода буреет, размягчается, становится губчатой. На поверхности загнившего участка образуется спороношение гриба в виде желтовато-серых подушечек, расположенных концентрическими кругами вокруг места, куда проникла инфекция.

Монилиальный ожог вредоносен в период цветения плодовых культур, а первые признаки плодовой гнили отмечаются с фенофазы яблони «плод с грецкий орех» и до уборки урожая.

Черный рак

Болезнь очень коварна. За счет того что патогеном поражается проводящая система дерева, листья и побеги измельчаются, усыхают отдельные ветви, а затем и все растение.

Усугубляет течение и развитие патогена, грибница которого развивается в течение нескольких лет. На пораженном черным раком участке коры развиваются пикниды гриба. В процессе своего развития он препятствует рубцеванию ран. При этом процесс рассеивания спор и заражение растений происходит в широком температурном диапазоне – от +3°C до +30°C.

Визуально на коре болезнь проявляется в виде буро-фиолетовых округлых пятен. Затем на границе здоровой и больной тканей образуются складки, кора чернеет и покрывается сетью трещин. Кора отмирает и отпадает, обнажая почерневшую древесину. Такой тип заболевания – злокачественный. При другом типе болезни кожица на ветках вздувается, отстает и свисает лоскутами. Ветки быстро усыхают, листья на них коричневеют и обвисают. Ветка похожа на обожженную огнем.

Автор – Анастасия Веденкина, журнал «АграрникЪ»

Красномякотные сорта яблони

Первые описания красномякотных сортов появились в разных странах. Так, в конце XVIII в. на территории современной Эстонии в поместье Суслепа (Suislepa) был выявлен сорт народной селекции Суйслепское, или Малиновка (так называют эту яблоню за цвет плодов, розовую кожуру и мякоть с красными прожилками). Впервые он был описан французским помологом A. Leroy в 1845 г. По одной версии, он французского происхождения, по другой — это сеянец персидской яблони. В 1824 г. в США в каталогах питомников появился сорт европейского происхождения Surprise. Свое название он получил за красную мякоть под бледно-желтой кожурой. В Шотландии в IXX в. был описан сорт Bloody Ploughman (Кровавый пахарь). Согласно местной легенде, некий крестьянин был пойман за кражу яблок и застрелен. Его жене принесли эти яблоки, и она бросила их в компостную кучу, где и взошло деревце с «кровавыми» плодами. В Германии в 1879 г. члены садоводческого общества Victoria впервые описали сорт Blutapfel (Кровавое яблоко).

В первой половине XX в. селекция красномякотных сортов в США вышла на новый уровень. Было получено множество таких сортов, но в основном это были так называемые «крэбы» (crab appel — дикое яблоко, кислица). Многие из сортов, полученных в тот период, имеют ряд существенных недостатков — у них низкая продуктивность, качество плодов также оставляет желать лучшего — они небольшого размера (до 4 см в диаметре), с жесткой мякотью и низкими вкусовыми качествами, подходят только для переработки — при варке образуется красивый красный сироп.
На сегодняшний день известны сотни сортов яблони с красной (Red Fleshed) или розовой (Pink Fleshed) мякотью, но в большинстве своем они унаследовали от родителей-крэбов те же недостатки — в частности, просто невкусные. Очень небольшое количество сортов дают плоды высоких вкусовых качеств.

Вауа Marisa (Malus domestica)
Замечательный красномякотный сорт яблони, получен в Германии в 2009 г. доктором Майклом Ноймюллером (Dr. Michael Neumiiller) от скрещивания Weirouge *Zuchtklon 166. В Великобритании этот сорт известен под названием Tickled Pink.
Дерево среднерослое, период цветения — апрель и май.
Сорт раннезимнего срока созревания, урожай собирают в конце сентября, в обычных условиях плоды хранятся до конца января.
Плоды красные, с белыми точками, масса плода — 170— 190 г, мякоть плотная, сочная, сладко-кислого вкуса, с хорошо сбалансированным соотношением сахара и кислоты. Плоды подходят как для употребления в свежем виде, так и для переработки. Ломтики при варке сохраняют свою форму и привлекательный красный цвет.
Морозостойкость у сорта высокая, устойчивость к парше средняя.

Vinerpo
Сорт южно-американского происхождения. Его плоды неброские на вид, но их неказистость компенсируется непревзойденным вкусом. В США этот сорт называют «the gourmet apple» — изысканное яблоко.
Дерево средней силы роста. Молодые листья, в отличие от листьев ряда красномякотных сортов, не красноватые, а зеленые. Плоды плоскоокруглые, средней величины, темнокрасные с антоциановыми полосами по всей поверхности. Мякоть нежная, сочная, имеет изысканный вкус, на воздухе окисляется. Созревают плоды в конце сентября и хранятся до февраля.
Сорт высокоустойчивый к парше, зимостойкий.

Серия сортов Redlove
Серия сортов под названием Redlove была выведена в Швейцарии селекционером Маркусом Кобелтом. В нее входят сорта Sirena, Era, Circe, Calypso, Odysso. Для этой серии Кобелт использовал перекрестноопыляемые сорта с красной мякотью, которые давали плоды низких вкусовых качеств (Royal Gala, Braeburn и другие). У всех сортов серии Redlove розовые цветки и красные листья на молодых побегах.
Каждый из вышеперечисленных сортов имеет свои преимущества и недостатки. К примеру, у сорта Sirena (Сирена) плоды настолько кислые, что с 2014 г. питомник Lubera (владелец сорта) прекратил реализацию посадочного материала Sirena. У сортов Calypso (Калипсо) и Circe (Цирцея) вкусовые качества яблок зависят от климатических условий в вегетационный период, их основной недостаток — короткий срок хранения плодов после уборки урожая. Свое внимание мы остановили на двух сортах этой серии — Odysso и Era.

Redlove Odysso
Деревья этого сорта цветут с апреля по май, плодоносят со второго года после посадки.
Redlove® Era®
Плоды красного цвета, крупные, массой 190—210 г, мякоть кисло-сладкая, сочная, высоких вкусовых качеств (из всей серии Redlove у этого сорта самые сладкие яблоки). Мякоть при переработке не окисляется, сохраняет цвет.
Урожай созревает в начале октября, плоды хранятся до февраля, плохо переносят низкую температуру при хранении. Через 3—4 недели после уборки яблоки проявляют наилучшие вкусовые качества. Это особенность всех сортов серии.
Устойчивость сорта к парше высокая, к мучнистой росе — средняя.

Redlove” Era©
Дерево слаборослое. Плоды округлой формы, темнокрасного цвета, средняя масса 160 гр. Вкус кисло-сладкий, соотношение кислот и сахаров в плодах сбалансированное. Урожай созревает в середине сентября и хранится до декабря. Яблоки на срезе не окисляются, пригодны для употребления в свежем виде и для переработки — приготовления пюре, фруктовых салатов или сушки.

Теги: #Как называется сорт яблок

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Виктор Астафьев. Критика. Виктор Астафьев: не оборванная связь

Тулаева Людмила Витальевна,
Красноярская государственная академия музыки и театра,
г. Красноярск

В статье исследуется творческий путь художника, обладающего народной идеей жизни — Виктора Петровича Астафьева. Одной из главных заслуг писателя является выявление русского национального характера. Через все его творчество проходит тема — совести, нравственных традиций народа. Книги В.П. Астафьева можно рассматривать как историю духовной культуры, общественной жизни и человеческой души.

Ключевые слова: народная культура, нравственность, писатель, творчество, литература, роман, повесть, рассказ.

Художественный мир В.П. Астафьева (1924 — 2001) сложился на основе народной культуры. Под народной культурой мы понимаем устойчивый фонд религиозных, нравственных и эстетических представлений, сохраняющих аксиологические признаки, независимо от внешних изменений социума. «Культура располагает запасом устойчивых форм, которые актуальны на всем ее протяжении. Это касается не только сюжетов и мотивов, но и нравственных ценностей» [1, с.22].

Творчество Астафьева стало значительным явлением русской литературы второй половины XX века вследствие органического единства с народной ментальностью. Эта общая оценка утвердилась при жизни писателя. Она подтверждена миллионными тиражами, широким общественным резонансом, как в России, так и за ее пределами. Книги писателя переведены на многие языки — английский, французский, испанский, арабский, в том числе все славянские и т. д. Через произведения Астафьева в значительной мере активизировался мировой интерес не только к русской литературе, но и к России в целом.

Четыре Государственных премии Астафьева — 1975, 1978, 1991, 1995 — также отмечают его заслуги перед культурой. Три из них присуждались в Советском Союзе, последняя в России, после распада СССР. Это разделяющая черта существенна в осмыслении творчества писателя, поскольку роман «Прокляты и убиты» едва ли мог быть удостоен Государственной премии СССР, но Государственная премия России в новых условиях адекватна его значимости.

При этом произведения Астафьева не однажды вызывали острые дискуссии и полярные оценки, что связано и с его собственными противоречиями второй половины XX века. Он в немалой степени способствовал обострению этого радикализма — и прямыми публицистическими выступлениями, и строем художественных произведений.

Первый его рассказ — «Гражданский человек» (окончательная редакция «Сибиряк» 1959 г.) опубликован в 1951 году. Позднее писатель вспоминал: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской газеты. Там я послушал рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он стал моим писательским дебютом» [2, Т.1, с.13]

В этом эпизоде, как в зерне, спрессованы «листы и корни» астафьевского творчества. Здесь все важно: дата 1951 год; тема — война; авторская мотивация. В лексике Астафьева «фальшь» — всегда синоним официоза. Нужно вспомнить, чем была военная тема в литературе середины века. Ее парадно-победный пафос, героический ореол, непререкаемая безупречность армии и командования были не только естественным отголоском недавней победы, но и идеологическим клише. Стереотип спускался от профессиональной литературы к литературному кружку при районной газете, естественно, еще более упрощался, приобретал все признаки «надуманности и фальши» — с точки зрения реального солдата, только что прошедшего бои, окопы, госпитали. Именно таким был Виктор Астафьев. Его рассказ о фронтовом друге — первый штрих правды о войне. Пока еще лишь фактографической правды, рассказанной о ней так, как рассказывали сами фронтовики. Не столько литературный жанр, сколько свидетельство очевидца. Еще не было понятия «окопной правды», столь неоднозначно воспринятой в следующем десятилетии. Позднее писатель скажет, что сам он иной правды о войне не знает. Первый его рассказ прост и непритязателен, «даже патриотичен» т.е. не противоречит официальным канонам, тем не менее, он вызвал нарекания «районного масштаба» и даже в какой-то момент был приостановлен в печати — это было первое столкновение Астафьева с цензурой.

Этот первый рассказ ценен тем, что в самоотношении к материалу он предвосхищает его будущие книги о войне: правда солдатского, а, следовательно, — народного бремени.

Астафьев вступил в литературу талантливым, но полуграмотным человеком: шесть классов, ФЗО, литературный кружок при районной газете — это все. Он даже ставил себе в заслугу такое начало, повторив известную фразу: «Академиев не кончал». И, как ни парадоксально, в этом была своя положительная сторона. Он шел от интуиции, опыта жизни и того здравого смысла, который живет в глубине народного сознания.

К учебе и самообразованию он придет более зрелым, сложившимся человеком. Это послужит развитию его таланта, но что-то в нем останется не до конца осуществившимся и проясненным — здесь один из источников его противоречий.

Начальный этап творческого формирования Астафьева целиком совпадает с десятилетием 50-х годов, и очень существенно, что в его границах лежит 1956 — первый переломный год в истории социалистической идеологии. Перелом еще относительный и не совсем последовательный, тем не менее, ощутимый на фоне только что миновавших десятилетий культа, страха, репрессий, жертвой которых была и семья Астафьева. Это придавало его идейной оппозиции оттенок личной боли. Правда, в границах первого десятилетия прямой оппозиции еще нет, и советская критика вполне лояльно встречает начинающего писателя.

60-е годы качественно новый этап в развитии всей советской литературы. Для Астафьева это время интенсивного творческого роста. Учеба на Высших литературных курсах дала ему энергичный импульс. «За два года учебы в Москве я прошел дистанцию, которую … самостоятельно проходил бы лет двадцать. Москва с ее театрами, концертными залами, выставками, первоклассными преподавателями, единомышленниками — все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию», — позже вспоминал Виктор Петрович [2, Т.1, с.44].

Астафьев преодолевает рамки областного писателя и, хотя остается жить на периферии (Пермь, Вологда), входит в орбиту столичных изданий. По времени это совпадает с подъемом «деревенской прозы», в состав которой органически входит творчество писателя 60-х и далее 70-х годов. В ней соединились признаки критического отражения реальности — достаточно остро по тем временам — и обращенность к истокам национального уклада, народной культуры, нравственным основам жизнеустройства, противостоящего политическому моделированию.

Творчество Астафьева вписывается в этот ряд, прежде всего, повестью «Последний поклон» (первая редакция 1968 г., окончательная, расширенная 1991 г.). Критика отмечала, что без его произведений советской прозе «недоставало терпкого духа жилья, густоты красок деревенского, детдомовского, солдатского и народного быта, живой экспрессии крестьянской речи, а более всего — крутоватых, норовистых народных характеров» [3, с. 3].

Все это верно, но важнейший пласт повести все-таки еще ускользал от критического внимания. Он связан с идеей самобытного облика деревенской культуры как основы национального менталитета. И Бабушка — не просто «удачный образ», близкий всем нам. Это то, что укоренилось в русской литературе. Его значимость очертил в свое время В. Сологуб: «Много слыхал я и читал впоследствии о гуманности, — но гуманность воплощенную, без хитрости и причуд, я видел только в старой женщине, далеко не образованной, но твердо умной и всецело преданной любви к человечеству. Теперь мне кажется, что без патриархальности не может быть гуманности, иначе как на словах». (5. с. 80) Типология этого образа охватывает как живые примеры русской патриархальной жизни, так и художественные ее обобщения — от Елизаветы Петровны Яньковой («Рассказы Бабушки») до Татьяны Марковны Бережковой в гончаровском «Обрыве» и Акулины Ивановны в повести М. Горького «Детство». Социальная принадлежность в данном случае не существенна — существенна собственно человеческая соотнесенность Бабушки как нравственного центра с окружающим миром. Это всегда и неизменно — праведница в исконно точном значении слова. Астафьев шел не от литературных подобий и, возможно, даже не знал о них. Но как художник, проникающий в глубину народной жизни, он, естественно, выходил к ее нравственным истокам. Это отражено и в самом названии повести, ибо последний поклон есть поклон вечного прощания у могилы и благодарной памяти, осеняющей «любовь к отеческим гробам».

Следующее этапное произведение Астафьева — повесть «Царь- рыба» (1976). Неотрывно преследует впечатление, что «здесь будто расширились горизонты его таланта, выше стали небеса его таланта, глубже материковые недра его таланта» [5, с.58].

Виктор Петрович вспоминал о том, как трудно повесть проходила в печать, как пострадала от цензуры, сколько инстанций пришлось пройти, прежде чем она появилась в печати. По свидетельству писателя, «Царь-рыбу» особенно мучили, уродовали, печатали с большими купюрами. Политической проблематики в повести фактически нет, и, тем не менее, она — резкое противодействие цензуры. Но что такое «Царь-рыба», если не «плачь о погибели русской земли?», — образно говоря — боль, порожденная страданиями родной земли. Перед глазами писателя гибнет дивная красота: «Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас… Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Но обман этот удается до тех пор пока не останешься с тайгой с глазу на глаз» [2, Т.6, с.58].

В XX веке высокомерие человека стремится к полному покорению природы, против чего и восстает писатель.

Если продолжать метафору «плача», то «Печальный детектив» (1986) можно уподобить «рыданию». И, как всякое рыдание, оно не знает меры, перехлестывает через край, «срывается на крик». В той же тональности прошла и полемика вокруг «Печального детектива». Сама по себе острота полемики – не новость для русской литературы, но она явно перерастала литературные рамки, предвещая глобальный сдвиг в сознании и самой жизни. На обсуждении повести И. Золотусский особо отметил: «Беспощадность этой вещи и ее поворотное значение для настоящего момента в том, что она развернута лицом к народу. Если раньше литература защищала народ, то теперь встал вопрос о самом народе» [6, с.4].

Сложней всего все это отразилось в прозе о войне. Между первым рассказом о фронтовом друге и последним романом «Прокляты и убиты» (1994) лежит почти полвека. Он вырастал постепенно, не просто из свидетельств очевидца, но из осмысления народной трагедии и народной правды. Этапным произведением на этом пути стала повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971). Современная пастораль переносит традиционные признаки жанра в новые условия, в данном случае — условия войны. Их прямая соотнесенность невозможна, но возможна соотнесенность символическая, в которой реальность преображается в поэтический образ-знак. Это входило в замысел писателя: «Я стремился совместить символику и самый что ни на есть грубый реализм» [2, Т.12, с.226].

Критика обвиняла писателя в «абстрактном гуманизме». Но гуманизм — категория самодостаточная, не нуждающаяся в определениях.

«Всю правду о войне, — говорил Астафьев, — знает только Бог» [2, Т.10, с.766]. С такой точки зрения, человеческая, правда, всегда ограничена. Но есть мера приближения к ней или удаления от нее. Удаление от правды писатель считал отождествлением народной войны с защитой социализма и его государственной системы, на чем основывался основной массив советской литературы. Это не значит, что вся она лжива и недостоверна. Произведения К. Симонова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова — тоже, правда. Но, правда и то, что партийно-государственная система социализма — это мощный и разветвленный аппарат принуждения, обоснованный политической пропагандой. Он сложился до войны, а во время войны приобрел еще более жесткие формы. Народ по отношению к этой системе — необходимый материал, но не субъект государства. Отношение к нему, как к материалу породило трагедию, какой прежняя история не знала.

Великая Отечественная война — при всем том, что она была и великой, и отечественной — не могла полагаться только на воинский долг и доблесть. Хотя и долг, и доблесть были, но сверх того было «недреманное око», принявшее обличие заградотрядов, политотделов, сексотов, смерша. Кто-то действительно верил в социализм и был предан его идеям, кто-то просто делал карьеру. Но в любом случае они были опорой идеократии на всех уровнях и много способствовали тому, что война велась не столько умением, сколько числом. «Мы потопили немцев в собственной крови», — говорил Астафьев.

Истребляемое число, чтоб не иссякнуть, должно все время пополняться. Его качественный состав — не главное, когда людей бросают под огонь, «как солому в печь». Роман «Прокляты и убиты» — о составе и судьбе Числа на войне. Астафьев берет самый обездоленный социальный слой: дети раскулаченных крестьян, жуликоватые парни, взращенные беспризорностью, нелюдимые старообрядцы, вороватая голытьба… Они — отверженные в своей стране, обреченные исполнять свою функцию при любых условиях. Писатель сам принадлежал к этому социальному строю в молодости и в составе этого слоя воевал. Ему была открыта самая острая и трагическая грань правды о войне, даже если это не была вся правда. «Народ существует на войне между призрачной надеждой на Бога, на справедливость и реальной верой в силу родной земли, которая являлась порой единственной спасительницей солдата» обобщает писательскую мысль Т. Вахитова [7, с.102].

Россия переживает катастрофическое «повреждение нравов». Нам предстоит заново осмыслить и впитать в себя такие понятия, как нравственное самосовершенствование, сознание греха, покаяние. Астафьев не уставал это повторять. Покаяние — глубинный процесс нравственного преображения нации. Оно неизбежно имеет протяженность во времени, то есть не совершается в одночасье, ибо нельзя новое вино влить в старые мехи — об этом писал еще митрополит Илларион. Но необратимое движение начато, и в нем есть определенный вклад Виктора Петровича Астафьева.

Литература:

  1. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Диалог. — Л., 1990.
  2. Астафьев В.П. Собр. соч. в 15 т.т. — Красноярск, 1997. В дальнейшем ссылки на это издание с указанием тома и стр. в тексте.
  3. Михайлов А. Прощание с детством. // Комсомольская правда. 1969, 9 октября.
  4. Сологуб В. Петербургские страницы воспоминаний. — С-Пб., 1993.
  5. Гуцало Е. Талант мужественный и щедрый. // Радуга, 1990, № 12.
  6. Золотусский И. Художник или публицист — кто прав? // Лит. газета, 1986, 27 августа.
  7. Вахитова Т В. Астафьев. // Русские писатели — XX век. — М., 1998.

  • Рассказы астафьева о природе
  • Рассказы банщицы мужского отделения
  • Рассказы анны приходько на дзене
  • Рассказы анисимова на дзене
  • Рассказы антон павлович чехов книга книги антона павловича чехова