Рассказы астафьева о природе

Автор на чтение 30 мин. опубликовано 20.03.2021 стихи классиков gt; стихи о природе русских поэтов список стихотворений: александр пушкин

На чтение 30 мин. Опубликовано

Стихи классиков > Стихи о природе русских поэтов

Список стихотворений:

 Александр Пушкин — Осень

</li>

 Михаил Лермонтов — Утес

</li>

 Сергей Есенин — Русь

</li>

 Сергей Есенин — Пороша

</li>

 Михаил Лермонтов — Тучи

</li>

 Иван Бунин — Вечер

</li>

 Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий)

</li>

 Михаил Лермонтов — Листок

</li>

 Афанасий Фет — Ласточки пропали

</li>

 Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)

</li>

 Афанасий Фет — Заря прощается с землею

</li>

 Афанасий Фет — Вечер

</li>

 Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом

</li>

 Федор Тютчев — Зима недаром злится

</li>

 Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной

</li>

 Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

</li>

 Федор Тютчев — Весенние воды

</li>

 Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие

</li>

 Александр Пушкин — Зимняя дорога

</li>

 Сергей Есенин — Отговорила роща золотая

</li>

 Сергей Есенин — Клён ты мой опавший

</li>

 Александр Пушкин — Вновь я посетил

</li>

 Александр Пушкин — Туча

</li>

 Борис Пастернак — Июль

</li>

 Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива

</li>

 Александр Пушкин — У лукоморья дуб зеленый

</li>

 Александр Блок — Летний вечер

</li>

 Афанасий Фет — Весенний дождь

</li>

 Михаил Лермонтов — Осень

</li>

 Сергей Есенин — Белая береза под моим окном

</li>

 Федор Тютчев — Еще земли печален вид

</li>

 Александр Пушкин — Уж небо осенью дышало

</li>

 Иван Никитин — Утро

</li>

 Александр Пушкин — Редеет облаков летучая гряда

</li>

 Александр Пушкин — Птичка

</li>

 Николай Заболоцкий — Я не ищу гармонии в природе

</li>

 Федор Тютчев — Осенний вечер

</li>

 Федор Тютчев — В небе тают облака

</li>

 Федор Тютчев — Неохотно и несмело

</li>

 Федор Тютчев — Летний вечер

</li>

 Федор Тютчев — Весна

</li>

 Федор Тютчев — Природа сфинкс

</li>

 Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся

</li>

 Алексей Плещеев — Весна (Тает снег, бегут ручьи)

</li>

 Борис Пастернак — Снег идет

</li>

 Борис Пастернак — Ночь

</li>

 Борис Пастернак — Иней

</li>

 Борис Пастернак — Тишина

</li>

 Борис Пастернак — Сосны

</li>

 Николай Некрасов — Перед дождем

</li>

 Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу

</li>

 Михаил Лермонтов — Ветка Палестины

</li>

 Федор Тютчев — Певучесть есть в морских волнах

</li>

 Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой

</li>

 Афанасий Фет — Ещё майская ночь

</li>

 Сергей Есенин — С добрым утром

</li>

 Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано

</li>

 Корней Чуковский — Чудо-дерево

</li>

 Иван Бунин — Детство

</li>

 Евгений Баратынский — Водопад

</li>

 Агния Барто — Верёвочка

</li>

 Константин Бальмонт — Осень

</li>

 Федор Тютчев — Фонтан

</li>

Сергей Есенин — Поёт зима, аукает

</li>

Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога

</li>

Михаил Лермонтов — На севере диком стоит одиноко

</li>

Афанасий Фет — Мама, глянь-ка из окошка

</li>

Афанасий Фет — Это утро, радость эта

</li>

Александр Пушкин — К морю

</li>

Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа

</li>

Александр Пушкин — Зимний вечер (Буря мглою небо кроет)

</li>

Сергей Есенин — Песнь о собаке

</li>

Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы

</li>

Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали

</li>

Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный

</li>

Сергей Есенин — Лебедушка

</li>

Дмитрий Быков — Сирень проклятая, черемуха чумная

</li>

Ольга Седакова — Элегия липе

</li>

Ольга Седакова — Липа

</li>

Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы

</li>

Сергей Гандлевский — Расцветали яблони и груши

</li>

Иван Суриков — Утро

</li>

Иван Суриков — Весна

</li>

Иван Суриков — Летом

</li>

Иван Суриков — Рябина

</li>

Иван Суриков — Ярко солнце светит

</li>

Иван Суриков — По дороге

</li>

Иван Суриков — Осенью

</li>

Иван Суриков — Я отворил окно

</li>

Иван Суриков — На берегу

</li>

Иван Суриков — Казнь Стеньки Разина

</li>

Иван Суриков — Зима

</li>

Вадим Шефнер — Стихи природы

</li>

Владимир Солоухин — Береза

</li>

Владимир Солоухин — Деревья

</li>

Владимир Солоухин — Седьмую ночь без перерыва

</li>

Владимир Солоухин — Сосна

</li>

Владимир Солоухин — Чтобы дерево начало петь

</li>

Владимир Солоухин — Яблони

</li>

Всеволод Рождественский — Береза

</li>

Всеволод Рождественский — Карельская береза

</li>

Всеволод Рождественский — Русская природа

</li>

Всеволод Рождественский — Сосны Райниса

</li>

Владимир Раевский — Песнь природе

</li>

Лев Ошанин — Гроза

</li>

Сергей Орлов — Скрипучие сосны залива

</li>

Лев Озеров — Гроза в горах

</li>

Лев Озеров — После грозы

</li>

Сергей Обрадович — Осенний звон

</li>

Юрий Левитанский — Береза

</li>

Римма Казакова — Осень

</li>

Римма Казакова — Россию делает береза

</li>

Римма Казакова — Спасибо вам, елки зеленые

</li>

Анатолий Жигулин — Береза

</li>

Анатолий Жигулин — Ржавые елки

</li>

Евгений Евтушенко — Благословенна русская земля

</li>

Евгений Евтушенко — Волга

</li>

Евгений Евтушенко — Глубина

</li>

Евгений Евтушенко — Карликовые березы

</li>

Евгений Евтушенко — Ожидание

</li>

Евгений Евтушенко — Пахнет засолами

</li>

Евгений Евтушенко — Подранок

</li>

Евгений Евтушенко — Третий снег

</li>

Евгений Евтушенко — Что заставляет

</li>

Виктор Гончаров — Опять пришла пора дождей

</li>

Галина Галина — Под тополем

</li>

Виктор Боков — Не руби березы

</li>

Афанасий Фет — Ива

</li>

Александр Твардовский — Я иду и радуюсь

</li>

Александр Твардовский — У Днепра

</li>

Александр Твардовский — Кружились белые березки

</li>

Сергей Есенин — Голубень

</li>

Василий Жуковский — Майское утро

</li>

Василий Жуковский — Прости

</li>

Василий Жуковский — Природа здесь верна стезе привычной

</li>

Василий Жуковский — О вечный сеятель, природа

</li>

Василий Жуковский — Тоска по милом

</li>

Николай Заболоцкий — Торжество земледелия

</li>

Николай Заболоцкий — Утренняя песня

</li>

Николай Заболоцкий — Начало зимы

</li>

Николай Заболоцкий — Ночной сад

</li>

Николай Заболоцкий — Весна в лесу

</li>

Семен Надсон — Легенда о елке

</li>

Сергей Есенин — Черемуха душистая

</li>

Федор Тютчев — Смотри, как роща зеленеет

</li>

Федор Тютчев — Как весел грохот летних бурь

</li>

Федор Тютчев — Декабрьское утро

</li>

Федор Тютчев — Любовь земли и прелесть года

</li>

Федор Тютчев — Альпы

</li>

Александр Пушкин — В те дни в таинственных долинах

</li>

Александр Пушкин — Волшебный край

</li>

Александр Пушкин — Вы избалованы природой

</li>

Александр Пушкин — Осеннее утро

</li>

Николай Рубцов — В осеннем лесу

</li>

Николай Рубцов — На озере

</li>

Николай Рубцов — Ночь на родине

</li>

Николай Рубцов — Сосен шум

</li>

Николай Рубцов — У сгнившей лесной избушки

</li>

Алексей Плещеев — Травка зеленеет, солнышко блестит

</li>

Алексей Плещеев — Птичка

</li>

Алексей Плещеев — Скучная картина

</li>

Алексей Плещеев — Ёлка в школе

</li>

Иван Никитин — Ночь на берегу моря

</li></ol>

Стихи о природе русских поэтов: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Автор: · Опубликовано 31.03.2018 · Обновлено 03.06.2018

Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Потребительное отношение к природе

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

Гуманизм и любовь к окружающему миру

  1. Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
  2. Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
  3. Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
  4. Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.

Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Жанна Акжолова

В зале каталогов Николаевской районной библиотеки оформлена книжно-иллюстративная выставка под названием «… И с книгой открываю мир природы».  Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

b_300_207_16777215_00_images_DSCN9888.JPG

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Тютчева, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Бунина, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

b_150_197_16777215_00_images_Turgenev_by_Repin.jpg

 Один из основоположников классической русской прозы Иван Сергеевич Тургенев с раннего детства всей душой полюбил природу.

Прогулки в лес, охота заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения. В творчестве писателя природа является душой России. В его произведениях прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые «Записки охотника». Эта и другие книги представлены на выставке.

 Перед читателями поэзии Николая Алексеевича Некрасова постоянно возникают картины русской природы, которые можно назвать пейзажами. В стихотворении поэта «Железная дорога» в природе все поэтизировано: и пни, и моховые кочи, и лед, словно тающий сахар.

Взаимоотношения человека с природой передано и в поэме «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые — все лишились своего жилища. Книги Н.А. Некрасова есть в районной библиотеке в достаточном количестве, и, если есть желание, к ним всегда можно обратиться и перечитать, может быть, любимые строчки его стихотворений и поэм. Именно Некрасов — критик — открыл Федора Ивановича Тютчева для читателя. «Тютчев принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии». Некрасов первым сказал о Тютчеве, как о великом поэте.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы.Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку:

Творчество писателя Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «…Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.». Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное «… бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес …» Об этой же проблеме идет речь в книге очерков «Северный лес» и в «Корабельной чаще». Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

В «Лесной капели» Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день — два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения. А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели.

Да, книги написаны давно, а проблемы почему-то остались те же и по сегодняшний день. Не меняется, к сожалению, психология людей…

Не обошли тему природы и писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем. Нравственные и экологические проблемы отразились в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и многих других писателей.

С темой природы тесно связано творчество Валентина Григорьевича Распутина. Писатель, выросший в Сибири, отдал свое сердце этому краю. Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека.

И душа писателя не могла не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь — для самого человека. Об этом рассказывается в повести «Прощание с Матерой». Эта повесть, а также другие книги писателя можно найти в фондах нашей библиотеки. Их нужно читать, потому что его произведения – это действительно «красная книга» русской жизни.

Тему природы и человека затрагивает в своих произведениях другой сибирский писатель Виктор Петрович Астафьев.

Тема природы – вечная тема русской литературы овладела Астафьевым с первых шагов его творческой жизни. Сначала это были рассказы о природе и животных для детей, а позднее в его рассказах природа будет появляться как грозная стихия, живущая по своим законам, и он, погрузившись в ее живое, таинственное и сложное естество всегда искал в ней отголоски человеческих сомнений, страстей, трагедий.

В романе «Царь-рыба» человек идет против природы. Особенно ярко и остро затрагивается эта проблема в одной из основных глав. Человек и природа — это одно целое. И нельзя эту связь разрушать. Но как часто в нашей жизни из-за жадности забывается в человеке человек… В. П. Астафьев в числе первых выдвинул экологическую тему в разряд глобальных, придал ей своеобразие, сделал ее достоянием всей тогда еще советской многонациональной литературы.

Я рассказала далеко не обо всех авторах и их произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы, представленных на выставке. Многие писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывали и доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Приглашаем читателей посетить нашу библиотеку. Приходите, мы ждем вас!

Тезисы

  • Красота природы побуждает не только восхищаться ею, но и задумываться на философские темы
  • Журчание реки, пение птиц, дуновение ветра — все это помогает восстановить душевное равновесие
  • Восхищение красотой природы может вызвать порыв творчества, вдохновить на создание шедевров
  • Даже грубый человек способен видеть в природе нечто положительное

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Раненый Андрей Болконский, лежащий на поле боя, видит небо Аустерлица. Красота неба меняет его мировоззрение: герой понимает, что «все пустое, все обман». То, чем жил он раньше, показалось ему незначительным и ничтожным. Красота природы не может сравниться с жестокими, озлобленными лицами воющих людей, звуком выстрелов и взрывов. Наполеон, которого князь Андрей прежде считал кумиром, показался уже не великим, а ничтожным человеком. Великолепное небо Аустерлица помогло Андрею Болконскому понять самого себя, пересмотреть взгляды на жизнь.

Э. Хемингуэй «Старик и море». В произведении мы видим море таким, каким оно является для старого рыбака Сантьяго. Море не только обеспечивает его пищей, но и приносит радость в жизнь этого человека, делает его сильным, как будто снабжая запасами энергии из каких-то невидимых источников. Сантьяго благодарен морю. Старик восхищается им словно женщиной. Душа старого рыбака прекрасна: Сантьяго способен восхищаться красотой природы, несмотря на тяготы своего существования.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Каждый склонен воспринимать природу по-своему. Если для нигилиста Евгения Базарова окружающий мир является мастерской, объектом практики, то для Аркадия Кирсанова природа прежде всего красива. Аркадий любил гулять по лесу. Природа привлекала его, помогала прийти к внутреннему равновесию, залечить душевные раны. Герой восхищался природой, хоть и не признавался в этом, потому что сначала тоже называл себя нигилистом. Способность воспринимать красоту природы — часть характера героя, делающая его настоящим человеком, способным видеть в окружающем мире лучшее.

Джек Лондон «Мартин Иден». В основу многих произведений начинающего писателя Мартина Идена ложится то, что он видел в плаваниях. Это не только жизненные истории, но и мир природы. Мартин Иден всеми силами старается выразить то великолепие, которое он видел, на бумаге. И со временем у него получается писать так, чтобы передать всю прелесть природы такой, какая она есть на самом деле. Получается, что для Мартина Идена красота природы становится источником вдохновения, объектом творчества.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Черствость и эгоизм по отношению к людям не мешают Григорию Печорину трепетно относиться к природе. Для души героя было важно все: весенние деревья в момент цветения, легкий порыв ветра, величавые горы. Печорин писал в своем журнале: «Весело жить в такой земле!». Он хотел в полной мере выразить те чувства, которые вызывала у него красота природы.

А.С. Пушкин «Зимнее утро». С восхищением великий поэт описывает пейзаж зимнего дня. Обращаясь к лирической героине, он пишет о природе так, что перед читателем она оживает. Снег лежит «великолепными коврами», комната озарена «янтарным блеском» — все указывает на то, что погода и правда чудесна. А.С. Пушкин не только ощутил всю прелесть природы, но и передал ее читателю, написав это прекрасное стихотворение. Красота природы — это один из источников вдохновения для поэта.

План: 1. Введение2. Л.Н. Толстой «Война и мир»3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»4. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»5. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»6. Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»8. Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»9. Вывод

Введение

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ценить природу может и героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Свой идеал девушки – Татьяну Ларину – автор наделяет способностью искренне любить окружающую среду. Героиня очень близка к природе. Она любит русскую зиму. Связано это, как объясняет писатель, с тем, что Татьяна была «русскою душой». Так, А.С. Пушкин показывает народный характер Татьяны Лариной, подчеркивая, что русский народ всегда отличался близостью с природой и любовью к ней. В лирическом отступлении автор сам любуется зимой. Таким образом А.С. Пушкин приближает свою героиню к самому себе. Широкие описания природы в «Евгении Онегине» появляются только при раскрытии образа Татьяны Лариной, значит, любовь к природе – это ее отличительная черта. Онегин, к примеру, не способен увидеть красоту природы, он скучает, находясь в деревне. Называя Ольгу Ларину «глупой луной на глупом небосклоне», Евгений Онегин показывает свое истинное отношение к природе. Этим он полностью противопоставлен Татьяне Лариной. Отношение к природе – еще одно средство раскрытия главных героев, демонстрации их различий.

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

Тема природы и хорошего отношения к ней поднимается в рассказе Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». Произведение повествует о том, что маленькому цветку приходится жить в тяжелых условиях. Когда девочка-пионерка Даша находит этот цветок, она решает ему помочь. На следующий день целый отряд ребят пришли для того, чтобы удобрить землю рядом с цветком. Через год место, которое было раньше опустошенно, теперь зарастало цветами, вокруг которых летали различные бабочки и птицы. Автор повести показывает, что поступок девочки можно назвать настоящим подвигом, ведь она не только сохранила жизнь одному цветку, но и способствовала тому, что на этой земле появились и другие живые существа. А.П. Платонов демонстрирует то, как неравнодушное отношение человека к природе способно изменить мир, сделать его добрее и чище. Доброта девочки и искреннее желание сохранить окружающую среду и помочь ей приводят к положительным результатам.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

На тему необходимости сохранения природы и борьбы за нее писал Валентин Григорьевич Распутин. В своей повести «Прощание с Матерой» автор показал то, как человек собственными руками разрушает то, что ему дала природа. Повесть начинается с того, что жители острова Матеры разговаривают о том, что их деревне скоро придет конец, так как для строительства ГЭС нужно затопить многие деревни. Леса, поля, растения и многое другое – все это уйдет под воду. Старые жители Матеры, считающие свою деревню родным местом, не согласны с решением председателя. Они до самого конца остаются верными самим себе. Начальство выкапывает кладбищенские кресты и могилы, сжигает дома жителей, однако старухи не могут переехать из родной Матеры. В.Г. Распутин призывает читателей к сохранению природы, ведь человек несет ответственность за все то, что он совершил. Затопленные деревни ради строительства ГЭС рано или поздно приведут человечество к негативным последствиям. Они уже проявляются в том, что люди, которые были вынуждены переехать с острова, перестали жить в гармонии друг с другом, а главное – в гармонии с самими собой. В.Г. Распутин призывает задуматься над тем, что не нужно причинять природе вред, ведь от этого вред и человеку. Например, муж Настасьи Егор, переехав в город, умирает, так как ему не удается свыкнуться с новой жизнью. И это только один пример негативного влияния затопления Матеры. Однако оно неизбежно: в финале произведения слышится вой Хозяина острова, который прощается с Матерой, которой пришло время уйти под воду. В.Г. Распутин, описывая такое бездумное отношения к природе, показывает, к чему это может привести.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

О природе пишет и Борис Львович Васильев в своей повести «Не стреляйте в белых лебедей». Брат главного героя относился к природе потребительски, он не ценил ее и всячески пользовался тем, что давала окружающая среда. В отличие от него, Егор Полушкин стремится защищать природу. Из-за своего неравнодушного отношения к окружающему миру главный герой не способен даже на то, чтобы разрушить муравейник. Егор Полушкин считает, что человек не имеет на это права, так как муравейник – часть природы. Человек тоже является частью природы, а не царем природы, как заблуждаются многие, поэтому человек не имеет права разрушать то, что было создано не им. Егор Полушкин пытается донести эту мысль до окружающих людей. Б.Л. Васильев вкладывает в уста Полушкина свои рассуждения по поводу охраны природы. Автор демонстрирует пример человека, который бережно относится к окружающему миру. Егор Полушкин – лесник, который защищает природу. Главный герой купил лебедей, для которых озеро стало настоящим домом. Так, любовь Полушкина к природе проявилась не только в способности ценить ее, но и конкретным делом.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Примером бережного отношения к природе является поступки главного героя повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его главным жизненным принципом является правило «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такая мысль Маленького принца учит читателей доброму отношению к окружающей среде. Центральный персонаж понимает, что природа – это то, что окружает человека, поэтому его жизнь и жизнь окружающей среды взаимосвязаны. Забота о природе является, по мнению Маленького принца, главной обязанностью человека. Видеть прекрасное и заботиться о нем – вот к чему призывает А. Сент-Экзюпери с помощью слов Маленького принца.

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Тема природы отразилась в повести Жан Жионо «Человек, который сажал деревья». Уже в самом названии отражается проблема бережного отношения к природе. Главный герой произведения всю жизнь посвятил посадке деревьев в пустыне, в которой совершенно не было жизни. Человеку с большой буквы удалось превратить пустыню в цветущий оазис. Ж. Жионо показывает, что любые усилия человека оказывают на природу огромное влияние. Те деревья, которые центральный персонаж посадил в пустыне, принесли пользу всему человечеству. Сам Ж. Жионо признавался, что главной целью при написании повести «Человек, который сажал деревья» было привлечь людей сохранять природу и способствовать ее размножению.

Вывод

Таким образом, природа – это то, от чего зависит жизнь человека, ведь не будет окружающей среды – не будет и человека. Человек, который причиняет вред природе, причиняет вред самому себе. Эта взаимосвязь должна подталкивать человека на сохранение своего истинного дома, ведь наша планета – это то место, где родился человек. Природу необходимо не только уметь видеть и ценить, но и помогать ей делом, а не только словом. Природа – это жизнь каждого из нас. Она объединяет всех людей на Земле. Только бережное отношение к окружающему миру сохранит жизнь на нашей планете.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/stixi-o-prirode/
  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-priroda-i-chelovek-tablitsa/
  • https://niklibrary.ru/articles/173-russkie-pisateli-o-rodnoj-prirode
  • https://bank-argumentov.info/problema-krasoty-prirody/
  • https://www.sochinyashka.ru/argumenty/argumenty-k-ege-na-temu-priroda.html

Слайд 1

Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Мини-проект

Слайд 2

Проектная группа – обучающиеся 6 класса Подстепновской школы: Бакулин Антон, Беззубцев Дмитрий, Герингер Яна, Зиннер Евгения, Лончаков Ефим, Плешивцев Денис, Сохатюк Ирина. Луговец Л.В. – руководитель проекта.

Слайд 3

Цели проекта: Выявление роли картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»; Воспитание любви к природе; Развитие творческих способностей обучающихся.

Слайд 4

Задачи: Прочитать заданный отрывок; Нарисовать к нему иллюстрацию; Сформулировать и записать вывод: как данный отрывок связан с повествованием и настроением рассказчика? Выучить отрывок наизусть.

Слайд 5

Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа автор показывает связь между человеком и окружающей его природой?

Слайд 6

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.»

Слайд 7

Бакулин Антон

Слайд 8

Вывод: В этом отрывке автор изображает теплое приветливое июльское утро, любуясь им, рассказчик чувствует бодрость и радость.

Слайд 9

«Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.»

Слайд 10

Плешивцев Денис

Слайд 11

Вывод В этом отрывке рассказчик чувствует прилив бодрости и хорошего настроения, которыми он заряжается от природы.

Слайд 12

«К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.»

Слайд 13

Лончаков Ефим

Слайд 14

Вывод: В этом отрывке спокойствие и умиротворение наступающего вечера навевают легкую грусть.

Слайд 15

«В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»

Слайд 16

Зиннер Евгения

Слайд 17

Вывод: В этом отрывке автор хочет передать чувство радости, восторга от ясной солнечной погоды. Он очарован неповторимым ароматом полыни, ржи и гречихи.

Слайд 18

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо.»

Слайд 19

Герингер Яна

Слайд 20

Вывод Рассказчик заблудился, он встревожен, и окружающая природа становится мрачной и таинственной.

Слайд 21

«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Слайд 22

Беззубцев Дмитрий

Слайд 23

Вывод Рассказчик под впечатлением от услышанных историй, и ночь кажется ему сказочной, живой, загадочной.

Слайд 24

«Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса́, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам.»

Слайд 25

Сохатюк Ирина

Слайд 26

Вывод: В этом отрывке рассказчик передает радость наступающего утра, которое рассеяло чары тревожной ночи.

Слайд 27

Общий вывод Картины природы в рассказе отражают настроение героя. Человек – это часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает человека. Тургенев – мастер пейзажа.

Урок литературы  Рассказы В.П. Астафьева в
школе

«Прекрасное свойство человеческой памя- ти —
забывать плохое и приближать, пом- нить хорошее, душу грустно успокаиваю- щее»
[1, 2]2. Много было и плохого, и хоро- шего в жизни замечательного русского пи-
сателя Виктора Петровича Астафьева, как и у любого человека его поколения,
детство которого пришлось на трудные и голодные 30-е годы ХХ в., а юность — на
«огненные сороковые».

Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 г. в селе
Овсянка Красноярского края. Маль- чику было всего семь лет, когда погибла его
мать: утонула в Енисее. Памяти матери, Ли- дии Ильиничны, он посвятит повесть
«Пе- ревал», а позднее, став уже известным писа- телем, скажет с горькой
сыновней любовью:

«И лишь одно я просил бы у своей судьбы

—           оставить со мной маму. Ее мне не
хватало всю жизнь…»

Воспитывался В. Астафьев в семье де- душки и
бабушки, которые своим теплом и заботой скрашивали его сиротское дет- ство. Но
детство кончилось, и впереди бу- дущего писателя ожидали беспризорность, голод,
детский дом. И, наверное, лишь тот крепкий внутренний стержень, что был за-
ложен в родной деревне близкими людь- ми, помог ему выстоять и не сломаться под
тяжестью обрушившихся на него обстоя- тельств.

После шестого класса средней школы В. Астафьев
поступил в железнодорож- ную школу ФЗО, окончив которую неко- торое время
работал составителем поез- дов. А осенью 1942 г. он ушел доброволь- цем на
фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое
пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер,

разведчик, связист. Участвовал в осво-
бождении Курска, Украины, Польши, был контужен, получил тяжелые ранения. На
себе испытав все тяготы войны, Виктор Астафьев имел полное право рассказать о
ней в своих произведениях, но долгое вре- мя откладывал этот тяжелый разговор с
читателем, «боясь ненужных, неумелых слов» [2, 20]. Военная тема начала звучать
в его рассказах 60-х годов и, постепенно нарастая, стала центральной в
творчестве писателя. В.П. Астафьев изображает вой- ну как «невероятно тяжелую
солдатскую работу», как «безысходное человеческое страдание».

Много профессий сменил будущий пи- сатель в
послевоенные годы, метался, как он скажет, «по разным работам»: был и сле-
сарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком
мясных туш на колбасном заводе. В 1951 г. в газете «Чусовской рабочий» был
опубли- кован его первый рассказ «Гражданский че- ловек», и Виктор Астафьев
стал литератур- ным сотрудником газеты. Отсюда и начина- ется его творческая биография.

В 1953 г. в Перми был издан первый сборник
рассказов В. Астафьева «До буду- щей весны». За ним последовали книги для
детей: «Огоньки», «Зорькина песня», «Ва- сюткино озеро» и др. В середине 50-х
годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как
писате- ля и очень точно обозначил основные твор- ческие устремления тогда еще
молодого ху- дожника: «…размышление о нашей жизни, о назначении человека на
земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном рус- ском характере…
по натуре своей он мора- лист и поэт человечности».

Сегодня творчество Виктора Петровича Астафьева
хорошо известно широкому чи- тателю: его повести «Стародуб», «Пере- вал»,
«Кража», «Пастух и пастушка», книга

«Последний поклон», в которую вошли
публиковавшиеся в разные годы рассказы о детстве и повесть «Где-то гремит
война», повествование в рассказах «Царь-рыба», романы «Печальный детектив»,
«Прокляты и убиты», книга «Зрячий посох» и много- численные рассказы стали
настоящим ли- тературным событием второй половины XX в. Многие его произведения
вошли в школьные программы по литературе. Прежде всего, это рассказы о детстве
из книги «Последний поклон».

Книга «Последний поклон» создава- лась на
протяжении двадцати лет. Она на- писана в форме повести в рассказах от пер-
вого лица (мальчика) о собственном дет- стве, а точнее, о тех впечатлениях, что
были вынесены Виктором Астафьевым из той поры. В предисловии к одному из
изданий автор говорит: «Рассказы, включенные в эту книжку, написаны в разное время.
Поч- ти все они о моей родине — Сибири, о дале- ком деревенском детстве,
которое, несмот- ря на трудное время и сложности, связан- ные с ранней гибелью
мамы, все-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой». Эта книга во
многом автобиогра- фична. Главный герой — мальчик Витя По- тылицын, сирота,
живущий с бабушкой и дедушкой в деревне на берегу Енисея. Жизнь Вити протекает,
как у всех осталь- ных деревенских мальчишек — помощь старшим по хозяйству,
сбор ягод, грибов, рыбалка, игры. Детство — ни с чем не срав- нимая пора, когда
человек открывает для себя мир, в котором ему предстоит жить, и Витя Потылицын
внимательно и заинтере- сованно вглядывается во все, что его окру- жает. Он
видит целый мир в одной лис- твеннице, в стволе которой «дырки, про- долбленные
дятлами, и в каждой дырке кто-нибудь живет и трюкает — то жук ка- кой, то
птичка, то ящерка»; слышит, как жалуется дерево «нескончаемо длинным плачем,
идущим по корням из земли»; ра- дуется «звонкому и чистому» голосу птич-
ки-зорьки   («Монах   в   новых штанах»,

«Зорькина песня»). Главный герой откры-

вает для себя мир человеческих взаимоот-
ношений: учится состраданию и любви у своей бабушки, сердце которой «такое
большое, что обо всех… болело и болит оно»; впитывает традиции уважительного
отношения к старшим, принимает на себя обязанности помогать взрослым в их не-
легком крестьянском труде, сызмальства понимает, что «в любом деле не слово, а
ру- ки всему голова» («Осенние грусти и ра- дости»). Как любой другой мальчишка
его возраста, Витька любит играть и озорни- чать со своим лучшим другом
Санькой, ко- торый, «как бог или бес — всегда является в тот момент, когда
нужно выручить друга или погубить» («Гори, гори ясно», «Фото- графия, на
которой меня нет»). На наших глазах происходит становление характера маленького
Вити: вот он, рискуя жизнью, преодолевая свой страх, спасает гусей от верной
гибели в замерзающей полынье («Гуси в полынье»); а вот получает первый
серьезный нравственный урок раскаяния и прощения («Конь с розовой гривой»).

Самым близким и дорогим человеком для
маленького Витьки стала его бабуш- ка — Катерина Петровна. «Я глядел на мою
бабушку, дивился тому, что у нее тоже были мама и папа, глядел на ее большие,
рабочие руки в жилках, на морщинистое, с отголоском прежнего румянца лицо, на
глаза ее зеленоватые, как вода в осеннем пруду, на эти косицы ее, торчащие,
будто у девчонки, в разные стороны, — и такая вол- на любви к родному и такому
до стоноты близкому человеку накатывала на меня, что тыкался я лицом в ее
рыхлую грудь и зарывался носом в теплую, бабушкой пах- нущую рубаху. В этом
порыве моем была благодарность ей за то, что она живая оста- лась». В образе
бабушки Катерины собрано в редкой, живой полноте все, что еще оста- лось в
родной земле крепкого, наследного, исконно родного. Ничего писатель в ней не
приукрасит: оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание все
первой узнать и всем в деревне распоря- диться (одно слово — Генерал). Бьется,
му- чается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнет
рассказывать о жиз- ни, и вот, оказывается, нет в ней для бабуш- ки никаких
невзгод: «Дети родились — ра-

дость. Болели дети, она их травками да ко-
реньями спасала, и ни один не помер — то- же радость… Руку однажды выставила
на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой
жала и ко- соручкой не сделалась — это ли не ра- дость?» Уметь замечать радости
в нелегкой жизни, делиться ими с другими, терпеть и не роптать — вот те черты,
которые создают прекрасный образ простой русской женщи- ны, такой близкий и
родной для каждого читателя. Заканчивая книгу «Последний поклон», В.П. Астафьев
пишет: «Согревает меня лишь одна надежда, что люди, кото- рым я рассказал о
тебе, в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыщут тебя, и
будет твоя жизнь беспре- дельна и вечна, как вечна сама человечес- кая
доброта».

Судьба главного героя перекликается с судьбой
самого Астафьева: трагическая гибель матери, сиротство, лишения и в то же самое
время тепло и забота любимой бабушки, преклонение перед величествен- ной
природой русской тайги. Даже имя главного героя прозрачно: оно совпадает с
именем автора, а фамилию Потылицына носила мать писателя [3]. Но хотя повес-
твование и строится на фактическом мате- риале, на наиболее значительных и
памят- ных событиях из жизни писателя, это не

«протоколирование» жизни автора, а ху-
дожественный портрет целого поколения.

«Главными героями рассказов о детстве являются
разные люди, открывшие ма- ленькому человеку огромный, невидимый глазу мир
человеческих отношений, назы- ваемый духовным миром народа» [2, 5]. Эти люди
способны на добро и участие,  в

«крайние» минуты спасают и поддержива- ют друг
друга, терпеливо «перемалывают» жизнь в непосильном труде, часто связан- ном с
опасностью и риском. В них, носите- лях неписаной, «инстинктивной» морали видел
В.П. Астафьев «становую жилу» на- рода.

Важное  место  в  произведениях В.П. Астафьева
занимает описание суро- вой и прекрасной природы сибирского края — она в
творчестве этого писателя неотделима от самой жизни. «Тайга-кор- милица»,
«славный Енисеюшко», огород,

с которым поздней осенью печально про- щаются
до весны, как с «живым приболев- шим другом», — вот то, без чего не мыслят
своего существования герои книг В.П. Ас- тафьева. Пейзаж в произведениях этого
автора не просто художественный образ, а нечто одушевленное, живущее собствен-
ной жизнью. Замечательно сказал об этой особенности   астафьевской    прозы
А.П. Ланщиков: «Одно дело — «сфотогра- фировать» пейзаж, то есть попытаться за-
печатлеть его таким, каков он есть на са- мом деле в данную минуту. Такая фото-
графия может иметь большое внешнее сходство с натурой, но будет лишена внут-
ренней правды, будет лишена жизни. Ас- тафьеву же, чтобы изобразить, скажем,
цветок, мало увидеть его «сейчас». Ему необходимо увидеть его утром, днем,
вече- ром, ночью; весной, летом и осенью; рас- цветающим и увядающим,
возникающим и исчезающим, в грозу и в вёдро, гнущим- ся под тяжестью пчелы и
свободно тяну- щимся к солнцу… Короче говоря, ему нуж- но знать всю жизнь
цветка и во всех дейс- твительных и возможных взаимосвязях с окружающей его
средой. Поэтому-то Ас- тафьев так и привязан к сибирской приро- де, ибо он ее
знает» [2, 14]. Это отношение писателя к природе и есть истинная, глу- бокая
любовь к своей Родине, к родной земле, к своим истокам.

Значение рассказов В.П. Астафьева о детстве в
том, что они способны всколых- нуть в человеке те светлые чувства, которые мы
порой прячем где-то в глубине своей ду- ши, не находя в повседневной суете
минуты на общение с близкими людьми, не обра- щая внимания на красоту окружающей
нас природы. Особенно важным представляет- ся знакомство с этими произведениями
ма- леньких читателей: ведь именно в детстве закладывается тот
духовно-нравственный фундамент, на котором человек, уже будучи взрослым, будет
строить свою жизнь, свои отношения с окружающими. Такие расска- зы, как «Конь с
розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет»,
являются неоценимым материа- лом для семейных чтений, когда создается тот
духовный контакт, при котором только и возможно усвоение детьми нравственных

норм, передача добрых традиций и духов- ного
опыта, накопленного поколениями на- ших предков.

В программу для начальной школы по
литературному чтению авторов В.Г. Го- рецкого и Л.Ф. Климановой входят рас-
сказы В.П. Астафьева «Капалуха» и

«Стрижонок Скрип», в которых ярко про-
является талант писателя замечать в при- вычных картинах окружающей природы
необычное, видеть красоту в каждой «се- рой былиночке». И очень важно, чтобы,
читая и разбирая эти произведения, млад- шие школьники не только увидели в них
красоту родной природы, но и поняли, ка- кими средствами писатель создает эти
за- душевные картины.

Вот, например, как можно построить работу над
рассказом В.П. Астафьева «Ка- палуха» на уроке чтения в III классе. Пер- вое,
на что необходимо обратить внимание младших школьников после прочтения
произведения, — это описания природы. Можно задать учащимся следующие воп-
росы: где происходит действие? Как опи- сывает автор природу тайги? Какие слова
помогают нам представить эту картину на- иболее ярко? Кого охотники называют
ка- палухой? Найдите в тексте и прочитайте ее описание. Что в облике капалухи
удиви- ло ребят?

Выявить такие компоненты сюжета этого
рассказа, как кульминация и развяз- ка, учащимся поможет наблюдение за пря- мой
речью героев. С этой целью учитель может задать следующие вопросы: перечи-
тайте фразы, которые произносят ребята, обращайте внимание на знаки препина-
ния. С каким настроением следует прочи- тать слова детей? Все ли фразы можно
прочитать возбужденно, радостно, гром- ко? А с каким бы чувством вы прочитали
слова: «Это как наша мама. Она все нам от- дает. Все, каждую капельку…»?
Какой бы эпизод рассказа вы назвали самым напря- женным? Какие слова выбрал
автор, чтобы мы почувствовали тревогу за судьбу пти- цы? Взяли ли ребята яйца
из гнезда капа-

лухи? Как вы думаете, почему они не тро- нули
их?

Плодотворной представляется на этом уроке
работа над такими понятиями, как

«автор» и «рассказчик». Чтобы задать нап-
равление этой работе, учитель спрашивает: кто является свидетелем и участником
со- бытий, описанных в рассказе? Кто нам рассказывает обо всем происходящем?
Ко- му принадлежат слова, завершающие рас- сказ? Мог ли их сказать мальчик?

После анализа рассказа будет интересно
побеседовать с детьми о том, как они пред- ставляют себе автора этого
произведения, а затем познакомить учащихся с некоторыми фактами из жизни В.П.
Астафьева. Вот ка- кие слова прозвучали на уроке чтения этого рассказа в одной
из московских школ: «Ав- тор — человек неравнодушный», «Писа- тель, наверно,
сам так волновался, что и нас заставил переживать», «Виктор Астафьев очень
любит природу и хорошо ее знает»,

«Не каждый человек заметит то, что заме- тил
автор. Он очень наблюдательный», «Он очень добрый». Таким за строчками корот-
кого рассказа учащиеся увидели образ авто- ра, с произведениями которого им
предсто- ят еще серьезные встречи в будущем. А эта первая и потому очень важная
встреча с творчеством В.П. Астафьева может быть за- вершена отрывком из его
воспоминаний

«Помнить хорошее»: «Что же самое хоро- шее
было в моей жизни? Лес, тайга, бесчис- ленные хождения по ней… О, тайга, о,
веч- ный русский лес и все времена года, на зем- ле русской происходящие, что
может быть и есть прекрасней вас? Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на
эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и
подарила въяве столько чудес, которые краше всякой сказки».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.            Астафьев В.П. Помнить хорошее //
Мур- зилка. 2001. № 5. С. 8–11.

2.            Ланщиков А.П. Виктор Астафьев.
М., 1992.

3.            Пранцова Г.В. Изучение
творчества Аста- фьева в школе. Арзамас, 2002.

  • Рассказы банщицы мужского отделения
  • Рассказы анны приходько на дзене
  • Рассказы анисимова на дзене
  • Рассказы антон павлович чехов книга книги антона павловича чехова
  • Рассказы антон павлович чехов короткие рассказы