Рассказы аркадия аверченко список

Тема: а. г. аверченко. рассказ специалист. юмористическое в произведении. урок: родная литература класс: 8 цель: представить творчество а. аверченко с

Тема: А. Г. Аверченко. Рассказ
«Специалист». Юмористическое  в произведении.

Урок: Родная литература

Класс: 8

Цель: представить творчество А. Аверченко с точки зрения
продолжения традиций русской литературы.

Цели: —дать понятие о творчестве писателя;

 раскрыть особенности произведения
«Специалист»;

объяснить название произведения;

— развивать навыки анализа текста,
характеристики героев, монологической речи;

— подвести к размышлениям об истинных и
мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, 

— воспитывать чувство внимательного
отношения, уважения к окружающим

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие

Вот
и прозвенел звонок,

Нужно
нам начать урок.

Встаньте
прямо, подтянитесь

И
друг другу улыбнитесь.

А
теперь садитесь!

– Проверим
готовность к уроку

Проверка готовности  к уроку.

2.Актуализация познавательной деятельности. Постановка целей
урока.

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем говорить о человеке,
которого сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а
простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля
смеха». Книги «Рассказы (Юмористические)», «Зайчики на
стене», «Веселые устрицы», «Круги по воде»,
«Рассказы для выздоравливающих», сотрудничество с петербургскими
театрами и журнал «Сатирикон» вознесли А. Аверченко на литературный
Олимп еще в 1912 году.

 — Что вы знаете о его творчестве? Назовите интересные факты?

3. Изучение нового материала.

1. Краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика

Аверченко Аркадий Тимофеевич — русский писатель, журналист,
издатель. Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье неудачливого
мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой,
дочери отставного солдата с Полтавщины. Ввиду его полного разорения Аверченко
пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер». (Дело в том,
что в детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы, всячески поддерживая семейную
версию о его слабом здоровье (плохое зрение). «И я так и остался бы
неграмотным,- признавался писатель в «Автобиографии», — если бы
старшим сестрам не пришла в голову забавная мысль: заняться моим
образованием». Сестер — а их у писателя было шесть — можно было понять. Из
трех мальчиков, родившихся в семье, двое умерли в младенчестве. Для сестер
Аркадий был единственным братиком — вот они и старались. Позже он окончил два класса
городского реального училища, на этом образование закончилось. Но недостаток
образования со временем компенсировался природным умом.) В 1896 году поступил
конторщиком на донецкую шахту, через 3 года переехал в Харьков на службу в той
же акционерной компании.

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко.
Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале
«Одуванчик» в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего
служащего это было большим событием. 31 октября 1903 года местная газета
«Южный край» поместила его «Как мне пришлось застраховать
жизнь». Серьёзной заявкой литератора явился рассказ «Праведник»,
опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 году. В
период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический
талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических
изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро
запрещенных цензурой сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно
издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в
сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы»(1915), «О
маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и
другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы
(сборники «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и
другие).

К 1917 году Аверченко перестает писать юмористические
произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и
политических деятелей.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым
Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней
разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него
возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был
воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской
интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд
приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой
действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная
«гротесковость» обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В.
Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о
единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

После закрытия большевиками журнала в 1918 году Аверченко бежал
на белогвардейский юг, где публиковал в газетах «Приазовский край»,
«Юг России» антибольшевистские памфлеты и фельетоны. В Крыму писатель
творил практически без отдыха. С утра «заряжался», работая под музыку
с пудовыми гирями. Днем, если удавалось, забегал на улицу Ремесленную, где жили
его мать и две замужние сестры. Все остальное время он принадлежал редакции и театру,
причем не одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец, артист и
конферансье, откликаясь на насущные проблемы с характерной для него остротой.
Вместе с А. Каменским писатель заведовал литературной частью театра-кабаре
«Дом Артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной
из первых постановок стала новая пьеса А. Аверченко «Лекарство от
глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. А 2 ноября того
же года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой писательницей Тэффи (Надеждой
Александровной Лохвицкой) дал большой концерт в театре Севастопольского
городского собрания. Еще один театр Севастополя — «Ренессанс» —
отметил начало 1920 года премьерой по пьесе А. Аверченко «Игра со
смертью». Он же в середине января 1920 года организовал вечер юмора с
участием Аркадия Тимофеевича. А в театре «Наука и жизнь» писатель
выступал с моноконцертами либо вместе с популярной актрисой М. Марадудиной.

  • В
    апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся
    еще один театр с романтическим названием «Гнездо перелетных
    птиц». Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с
    концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.
  • В
    октябре 1920 года писатель отбыл в Стамбул. В Стамбуле Аверченко, как
    всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: с эстрадным
    театром «Гнездо перелетных птиц» он совершил несколько
    гастрольных поездок по Европе. Этот театр, вместе с кабаре Александра
    Вертинского «Черная роза», станет самым известным в эмигрантской
    среде.
  • В
    1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в
    спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой :
    озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Его герои — дворяне,
    купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
  • «Когда
    я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России — писал Аркадий
    Тимофеевич Аверченко в 1921 году, — то меня больше всего умиляет одна
    вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если
    последних три года повального, всеобщего, равного, тайного и явного
    грабежа все-таки не могут истощить всех накопленных старой Россией
    богатств».
  • В
    1922 году поселился в Праге, сразу же приобрёл известность; его творческие
    вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на
    чешский. Он активно сотрудничал в газете «Prager Presse». Но
    жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко;
    этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ
    «Трагедия русского писателя».
  • В
    1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно
    заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в
    клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление
    сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не
    смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер. Похоронен Аверченко на
    Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал роман «Шутка
Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после
его смерти.

2. Выступление ученика «Журнал «Сатирикон» в
творчестве Аверченко»

Представление о литературной ситуации периода Серебряного века
не может быть полным без юмора и сатиры. В начале 20 века «Стрекоза»,
в которой когда-то печатался Юный Чехов, была преобразована группой сотрудников
этого журнала в новый журнал «Сатирикон», который с 1913 года стал
именоваться «Новый Сатирикон» (в мае 1913 года в журнале произошел
раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие
литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый
Сатирикон»). 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в
Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала
«Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное
влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал
художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот
пост перешел к Аркадию Тимофеевичу Аверченко. В нём сотрудничали художники Н.
Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, писатели Саша Чёрный,
Сергей Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко, печатались там и А. Куприн,
А. Толстой, А. Грин. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в
доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и
злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные
анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от
множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием:
здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались
представители власти, мракобесы, черносотенцы.

«Гвоздем» номера были всегда произведения Аркадия
Аверченко, который под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин
выступал с фельетонами и передовицами, писал о театре, музыкальных вечерах,
выставках. Только рассказы он подписывал своей фамилией. Популярности Аверченко
в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с
удовольствием читал этого автора и переплетал его книги в кожу и атлас.
«Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать до лета 1918 года,
когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

3.Слово учителя.

В «Сатириконе» выработался комплексный тип рассказа
Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка,
расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда,
который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к
убийственной сатире. Не случайно Аверченко называли то «красным
солнышком» — за мягкость, то «барабанщиком литературы» — за
точность характеристик.

4.Повторение теории литературы:

Напомните мне, в чем состоит разница между юмором и сатирой?

Сатира — вид пафоса (основной
эмоциональный тон произведения), основанный на комическом; резко отрицательное
отношение автора к изображаемому объекту, выражающееся в злой насмешке.

Юмор — вид пафоса, основанный на
комическом; он не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и
утверждает его как неизбежность и необходимость, обладает здоровым оптимизмом
(это добродушный смех).

4. Закрепление.

1. Комментированное чтение рассказа «Специалист».

Вопросы для обсуждения для всех обучающихся :

— Какие традиции русской литературы продолжает А. Аверченко?

— Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

2. Беседа. Анализ произведения.

Определите тему и идею рассказа. Идея рассказа в том,
что, если собрался кому-то помочь, да и вообще сделать что либо, ты должен быть
уверен, что выполнишь эту задачу на все сто, а не просто на абы как.

— Как звали главного героя рассказа?

— Каким показывает героя А. Аверченко
(качества)?

-С каким чувством относится автор к своему
герою?

— Что как специалист сделал главный герой?

— Чем заканчивалась его работа?

-Кого высмеивает А. Аверченко в лице
своего героя?

— Какие эпизоды рассказа у вас вызывают
смех?

. «Я бы не назвал его бездарным человеком…» — говорит
повествователь об Усатове. Что как специалист сделал этот герой рассказа?
Повествователь — специалист?

Я считаю, что повествователь является
специалистом, ведь Усатов предложил свою помощь, начал говорить все чтобы
заманить человека и он бы согласился на его предложение.


Характеризуя Усатова,
повествователь произносит: «Кроме того, он был добр, и это было
скверно». Почему?
Все из-за того, что Усатов когда предлагал свою помощь это было с
доброй стороны, но то как он выполнял свою работу выглядело не скверно.  

. Как автор относится к героям? Кого в лице своего героя Усатова
высмеивает автор?
А.Аверченко высмеивает в лице своего героя
человека, который считает, что может сделать всё, а на деле оказывается
неумелым.

5.
Подведение итогов урока.

В
рассказе А. Аверченко «Специалист» речь идет о добром бескорыстном
человеке, который готов прийти на помощь другим людям, однако его помощь не
всегда уместна. Более того, иногда она причиняет вред другим людям.

Очень
хорошо, если человек стремится помочь, однако нужно разбираться в том или ином
деле. Например, если какой-нибудь дилетант стнет проводить медицинскую
операцию, это может стоить жизни человека.

Рассказ
Аверченко учит читателя сначала хорошо подумать, прежде чем что-то делать.

Более
того, если у вас возникла проблема, обращайтесь к профессионалам, которые точно
вам помогут, а не к соседям или друзьям.

6.
Рефлексия


Что нового вы узнали на уроке?


Что такое бескорыстность?

7.Домашнее
задание.

Прочитать
рассказы А . Аверченко ( на свой выбор), подготовить их пересказ.

p17 knopka1 knopka4

Сатира – это проявление комического в искусстве, которое представляет собой унизительное обличение явлений с помощью разного рода комических приемов, таких как ирония, сарказм, пародия, аллегория, гротеск, гипербола и т.д.

Биография А. Аверченко

Русский писатель, театральный критик, сатирик и драматург, редактор журналов «Сатирикон», «Новый сатирикон», Аркадий Тимофеевич Аверченко родился в марте 1881 года в Севастополе, в семье купца.

Аркадий Тимофеевич рос болезненным мальчиком, однако этот факт писатель впоследствии сделал объектом для шуток в своей автобиографии. Ввиду слабого зрения посещать гимназию Аверченко не мог, и начального образования не получил. Вообще, образование писателя составляет два класса реального училища. Однако Аркадий Аверченко много занимался самообразованием, дома с мальчиком постоянно занимались сестры. После того, как бизнес отца прогорел, материальное положение семьи стало сложным.

Писатель, отличающийся самокритичностью, всегда называл себя бездельником и лоботрясом, хотя работать Аверченко начал с 15 лет. сначала он работал в компании по перевозке грузов писарем, затем уехал на Донбасс, где прослужил конторским рабочим на угольных шахтах. Здесь он проработал четыре года. Жизнь на рудниках была унылой и тяжелой, а единственным доступным развлечением среди каторжного труда и грязи было пьянство. Это положение начинающий писатель комически обыграл в своих рассказах. Писатель был очень рад, когда в 1900 году контора переехала в Харьков, где, по словам Аверченко, он ожил и окреп.

Литературная деятельность А. Аверченко

Здесь же, в Харькове, состоялся литературный дебют писателя. Рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь» был опубликован в харьковской газете «Южный край» в 1903 году.

В это же время Аверченко пишет еще несколько рассказов, а позже начинает выпускать журнал «Штык», в котором одновременно является и автором, и иллюстратором, и редактором. Аверченко пишет сатирические рассказы, рисует карикатуры и шаржи, и становится популярным у публики. Вслед за «Штыком» последовало издание журнала «Меч», но он просуществовал недолго.

Готовые работы на аналогичную тему

Сатира начинающего писателя не нравилась начальству, которое всячески выражало свое недовольство. В 1907 году Аверченко пришлось уехать из города. Писатель переезжает в Петербург, где продолжает писать в сатирическом жанре. В Петербурге Аверченко сразу становится заметной фигурой. Его талант видеть нелепое и смешное и писать об этом остро и едко привлекает публику. Журнал «Стрекоза», в котором Аверченко работал секретарем, в 1908 году стал еженедельником «Сатирикон». Это издание стало значимым культурным явлением и трибуной социальной сатиры. В скором времени Аркадий Аверченко из постоянного автора превратился в главного редактора журнала.

В издании публиковались рассказы Леонида Андреева, Надежды Лохвицкой, Осипа Дымова, Саши Черного. Иллюстрации для издания создавались виднейшими художниками Серебряного века. «Сатирикон» пользовался большой популярностью у читателей.

Для журнала характерно, что он никогда не переходил на личности, создавался в жанре лирической сатиры, которая была полна самоиронии и тончайших наблюдений за человеческим характером и натурой.

Журнал любил читать сам Николай II.

Настоящим хитом стало издание «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»». Сюда вошли юмористические версии происходящих мировых событий от Осипа Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аркадий Аверченко описывал Новое время, куда вошел рассказ «Открытие Америки».

В 1910 году вышли три книги Аверченко. Рассказы сатирика были чрезвычайно популярны среди читателей и даже перекладывались в пьесы для театра.

В 1912 году вышло еще два тома рассказов Аркадия Аверченко – «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». Писатель в этот период много путешествует, сочиняет новые произведения, а также занимается рецензированием театральных постановок.

Эмиграция

Однако в скором времени после Октябрьской революции благополучие писателя резко обрывается. Журнал Аверченко большевики зарывают, посчитав его буржуазным и назвав неблагонадежным. Писатель решает покинуть столицу и уезжают в Севастополь, где живет два года. Затем Аверченко навсегда уезжает из страны.

В период эмиграции Аркадий Аверченко продолжает писать, параллельно занимается театром, которым был им создан еще в Севастополе. В Европе было много эмигрантом русской национальности, поэтому даже вдали от родины Аверченко чувствовал себя своим. При этом, в отличие от большей части представителей русской интеллигенции, Аверченко не владел европейскими языками, и это создавало сложности для адаптации в западном обществе.

Творчество сатирика в этот период переживает трансформацию, произведения меняют свою тональность и появляются совершенно новые острые темы. В произведениях Аверченко, написанных в этот период, чувствуется тоска по ушедшему времени старой Росси. В 1921 году были опубликованы памфлеты «Дюжина ножей в спину революции».

Рассказы, написанные в 1920-е годы, писатель посвятил осмыслению революции, а также ее разрушительных последствий. Писатель говорит о судьбах эмигрантов, которые пытаются выжить и найти себя вдали от Родины, в изгнании, обрести новую опору в жизни и новый смысл.

Последние годы свое жизни Аркадий Тимофеевич провел в Чехии. Здесь писатель выпустил несколько книг:

  • «Шутка мецената»
  • «Рассказы циника»
  • «Записки Простодушного».

Травма глаза, полученная еще в детстве, до самой смерти сопутствовала писателю. В 1925 году Аверченко решился на удаление травмированного глаза, однако операция прошла с большими осложнениями. Ситуацию усугубляли проблемы с почками, сердцем и сосудами. Писатель провел в больнице продолжительное время, не приходя в себя. Болезнь стала причиной смерти Аркадия Аверченко. В марте 1925 года писатель скончался.

В течение долгого времени Аверченко был запрещенным автором в России. Творчество сатирика стало доступным для русского читателя только в 1980 годах. Его произведения вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы.

d44777bcb8a994f4f630369682451371

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Аверченко.

Арка́дий Тимофе́евич Аве́рченко (15 [27] марта 1880[1], Севастополь — 12 марта 1925, Прага) — русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918)[2].

БиографияПравить

Дореволюционная жизньПравить

Родился 15 (27) марта 1880 года[1] в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.

А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.

Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 гг. служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках».

В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. Там он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике («Вечером», «Молния» и др.).

В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позднее издан в «Сатириконе» № 33 за 1909 год как «Господин Цацкин», также в виде пьесы «Рыцарь индустрии» послужил одним из источников пьесы «Игра со смертью»)[3][4]. Сам же Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1904 год)[5].

В 1906—1907 гг. он, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Но его увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург.[источник не указан 3348 дней] По собственным словам, Аверченко уезжает в 1907 году из Харькова в Петербург, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9 номера журнала «Меч»[6].

В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в теряющем подписчиков журнале М. Г. Корнфельда «Стрекоза»[6][7].

В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.

Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми) и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась. В 1911 году он принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала».

Аркадий Аверченко, 1913 год

В 1911—1912 гг. Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Н. В. Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым.

До отъезда в Крым проживал в Петербурге в знаменитом Толстовском доме в 203 квартире[8].

В Крыму при Крымском краевом правительстве, Крымской ССР, ВСЮР и ВрангелеПравить

Зимой 1919 года через Ростов-на-Дону он прибыл в Крым. Выступал с публичными вечерами юмора, как фельетонист печатался в газете «Таврический голос» органе Второго Крымского краевого правительство (фельетон «Крыса с корабля» о Максиме Горьком). Министр юстиции В. Д. Набоков (отец В. В. Набокова) опекающий газету, хорошо знал Аверченко. В кинотеатре «Баян» в Симферополе 16 марта 1919 прошёл вечер Сатирикона. На короткое время летом 1919 года в Крыму утверждается власть Крымской ССР под руководством Д. И. Ульянова. Аверченко не успевший отплыть с французами пережидает, но террора, как в 1917 году и впоследствии в 1920 году при Крымской ССР не произошло и позиция Аверченко в поддержку Доброармии (фельетон «О буржуях и прочем таком») последствий для него не имела. Вскоре Крым опять захватили силы ВСЮР[9].

С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии. Сотрудничает с импровизированным «Театром актёра». С 1920 пишет в пользу Русской армии барона П. Н. Врангеля. В Симферополе в типографии «Таврического голоса» в 1920 году был отпечатан первый тираж его книги «Дюжина ножей в спину революции». Анонс в газете вышел 24 июня: «Печатается и на днях поступит в продажу новая книга Аркадия Аверченко „Дюжина ножей в спину революции“». Парижское издание 1921 года было вторым. В Севастополе выходит сборник Аверченко «Нечистая сила», на средства Русской армии, тираж которого вскоре вывезут в Константинополь. Прямое сотрудничество с Врангелем не сулило Аверченко в будущем ничего хорошего. Перекоп пал и 15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. 13 ноября Аверченко в ходе Крымской эвакуации на одном из последних пароходов уплыл в Константинополь[9].

В эмиграцииПравить

В Константинополе Аверченко чувствовал себя более или менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же белых эмигрантов, как и он.

13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в гостинице «Злата гуса» на Вацлавской площади.

В 1925 году после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер на 45-м году жизни.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге

Адреса в Санкт-ПетербургеПравить

  • 1909 — 1913 — Малая Морская ул., 9[10];
  • 1913 — 1917 — Фонтанки наб., 54 — Рубинштейна ул. 15-17 [11].

ТворчествоПравить

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходят его сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Весёлые устрицы»; последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

После публикации статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12) такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена.

Другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым. Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы его инсценировались и ставились в петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего «остранения» действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.

Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с Первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние, в котором находилась Россия накануне Октябрьской революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Одесские рассказы» (1911), «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» (1915) и другие).

К 1917 году Аверченко перестал писать чисто юмористические произведения, перейдя в область сатиры. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 год в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в своей стране. И опять Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

В 1921 году в Париже он опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н. Мещеряков назвал её «юмором висельника»[12]. В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашёл книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“ и проведения широких арестов»[13]

В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки Простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, воспроизводя особенности детской психологии и уникальной фантазии.

В 1923 году в берлинском книгоиздательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925 в Праге, уже после его смерти.

БиблиографияПравить

Ниже указаны только прижизненные официальные издания (переиздания не указаны). Не указаны периодические издания, а также сборники, в которых Аверченко был соавтором. Во время вынужденной эмиграции писателя его книги и рассказы также нелегально (без уплаты авторских отчислений) перепечатывались в СССР (в списке не указаны). Список приводится по монографии ([14]) и по отсканированным материалам РГБ:

  • Весёлые устрицы. Юмористические рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1910.
  • Юмористические рассказы. — СПб., Сатирикон, 1910
  • Рассказы (юмористические). Книга первая. — СПб.: Шиповник, 1910.
  • Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая. — СПб.: Шиповник, 1910.
  • Рассказы (юмористические). Книга третья. — СПб.: Шиповник, 1911.
  • 8 одноактных пьес. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Надгробные плиты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Одесские рассказы. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Под облаками. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Специалисты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Круги по воде. Рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912.
  • Рассказы для выздоравливающих. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912.
  • Душистые цветы. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Заметки провинциала. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Миниатюры и монологи для сцены. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Очередной рассказ. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • С корнем. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Что им нужно. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Чёрным по белому. Рассказы. — СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1913. — 213 с.
  • 8 одноактных пьес. — СПб., Новый Сатирикон, 1913
  • Рассказы для выздоравливающих. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1913
  • [Фома Опискин]. Сорные травы. С предисловием Аркадия Аверченко. — СПб.: Издание журнала «Новый Сатирикон», типография «Виктория», 1914.
  • О хороших в сущности людях. — СПб.: Новый Сатирикон, 1914.
  • Бенгальские огни. — СПб., Новый Сатирикон, 1914
  • Дети. — СПб., Виктория, 1914
  • О немцах и о прочем таком. — Пг., Новый Сатирикон, 1914
  • Свинцовые сухари. — Пг., Виктория, 1914
  • Шалуны и ротозеи. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915—1916(?).
  • Волчьи ямы. — Пг.: Библиотека «Нового Сатирикона». Типография братьев В. и И. Линник, 1915.
  • Чудеса в решете. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915.
  • О маленьких — для больших. Рассказы о детях. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915.
  • Записки театральной крысы. — Пг., Грамотность, 1915
  • Три случая. — Пг., Виктория, 1915
  • Под холщёвыми небесами. — Пг.: Издание товарищества «Новый Сатирикон», 1916.
  • Без суфлёра. — Пг., Новый Сатирикон, 1916
  • Позолоченные пилюли. — Пг., Виктория, 1916
  • Караси и щуки. Рассказы последнего дня. — Пг.: Типография «Грамотность», 1917.
  • Синее с золотом. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917.
  • Подходцев и двое других. Повесть. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917.
  • Нечистая сила. Книга новых рассказов. — Севастополь: Новый Сатирикон, 1920.
  • Дюжина ножей в спину революции. 12 новых рассказов. — Париж: Bibliotheque Universelle, 1921.
  • Записки Простодушного. — Константинополь: Новый Сатирикон, 1921.
  • Дети. Сборник рассказов с приложением «Руководства к рождению детей». — Константинополь: Культура, 1922.
  • Кипящий котёл. Сборник рассказов. — Константинополь: Культура, 1922.
  • Рай на земле. Правдивые рассказы о русской коммуне. — Загреб: Хорватский Штампарский Завод, 1922.
  • Записки Простодушного. «Я в Европе»: Турция, Чехо-Словакия. Новые рассказы из жизни эмиграции. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923.
  • Двенадцать портретов (в формате «будуар»). — Париж-Берлин-Прага: Internationale Commerciale Revue, 1923.
  • Чудаки на подмостках. Новая книга пьес и скэтчей для сцены и чтения. — Берлин: Златолира, 1923.
  • Смешное в страшном. Новые рассказы 1920—1923. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923.
  • Отдых на крапиве. Новая книга рассказов. — Варшава: Добро, 1924.
  • Пантеон советов молодым людям на все случаи жизни. — Берлин: Арбат, 1924. — 91 с.[15]
  • Рассказы циника. — Прага: Пламя, 1925.
  • Шутка Мецената. Юмористический роман. — Прага: Пламя, 1925.

Сатирические типыПравить

  1. Политики: Госдума, октябристы;
  2. Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная («Мозаика», «Жалкое существо»);
  3. Люди искусства («Золотой век», «Поэт», «Неизлечимые»);
  4. Быт города («День человеческий»)

Театральные постановкиПравить

  • Кабаре-сюита «Под холщовыми небесами» по пьесам Аркадия Аверченко и стихам Саши Чёрного в Театре флота им. Б. А. Лавренева в постановке Екатерины Гранитовой-Лавровской, Севастополь, 2017.
  • Спектакль «Альбом. Семь способов соблазнения» по девяти рассказам в Рижском русском театре имени Чехова был поставлен 19 мая 2016 года[16].
  • Постановка «Борьба полов» из пяти рассказов: «Ниночка», «Случай с Патлецовым», «Красивая женщина», «Весёлый вечер» и «Сазонов» была поставлена Новосибирским театром «Красный факел» 31 января 2017 года[17].
  • Пьеса «Игра со смертью» была поставлена Омским драматическим театром «Галёрка» 19 июля 2017 года[18].

ЭкранизацииПравить

  • 1914 — «Сила сопротивления» (другое название «Что ей самое обидное»), автор сценария. Режиссёр — Евгений Бауэр. Производство — «А. Ханжонков и К°».
  • 1916 — «Человек без пуговиц». Режиссёр — Николай Маликов.
  • 1963 — «Крыса на подносе». Телефильм по одноимённому рассказу. Режиссёр — Андрей Тутышкин. Производство — «Мосфильм».
  • 1999 — «Шутить изволите?» Киноальманах Режиссёр: Мирза-Ага (Михаил) Ашумов
  • 2008 — «Невинные создания». Режиссёры — Евгений Юликов, Юрий Бердников. Экранизация двух рассказов — «Нянька» (в фильме — «Фартовая девчонка») и «Кривые Углы» (в фильме — «Воспитатель Киси»)
  • 2010 — The Hunger Poem, короткометражный «фильм одного актёра», в исполнении Алекса Якубсона, по рассказу Аверченко «Поэма о голодном человеке» в английском переводе.

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Миленко Виктория Дмитриевна. «Розовые долины детства» Аркадия Аверченко // Пилигримы Крыма: Сборник научных статей и материалов. — Вып.1.(6). — Симферополь: Крымский Архив, 2003. — С. 129—140. — Цитата: «Долгое время спорным являлся вопрос о дате рождения писателя. < … > 1881, 1882, 1883 < … > Ошибочно указан год рождения писателя и на его могиле в Праге: 1884 г. < … > в Севастопольском городском государственном архиве сохранилась Книга записи актов гражданского состояния церквей за 1880 г., в которой, под номером 16-м, сделана запись о рождении 15 марта 1880 г. мальчика Аркадия»
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Спиридонова, Л. А. Аверченко. // Биографический словарь. Русские писатели. 1800—1917. — М., 1992. — С. 19.
  4. Аверченко А. Т. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 7. Чёртова дюжина. — http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_1911_rytzar.shtml
  5. Никоненко, С. Время и личность Аркадия Аверченко. // Собрание сочинений А. Т. Аверченко в 6 томах. — Том 1. — Цитата: «Самым значительным событием моей жизни считаю появление в печати моего первого литературного опыта — рассказа „Праведник“ („Журнал для всех“, апрель 1904 г., № 4), — сообщал Аверченко Венгерову.»
  6. 1 2 Михайлов О. Н. Два портрета (предисловие) // сборник «Аркадий Аверченко. Тэффи. Юмористические рассказы». — Минск: Мастацкая літаратура. — 1990. — ISBN 5-340-00599-2.
  7. Куприн А. Аверченко и «Сатирикон» // Сегодня. Рига. — 29 марта. — 1925.
  8. Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён. Стр. 52-53
  9. 1 2 Миленко В. Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История.. — 2018. — № 1. — С. 36–40.
  10. Дом Н. К. Бороздина, Архитектор Носков И. С., Гольм А. Л., Малая Морская ул., 9. www.citywalls.ru. Дата обращения: 5 декабря 2021.
  11. Доходный дом графа М. П. Толстого . (по наб. Фонтанки) «Толстовский дом», Модерн, Архитектор Лидваль Ф. И., Рубинштейна ул., 15-17, Фонтанки наб., 54. www.citywalls.ru. Дата обращения: 5 декабря 2021.
  12. Мещеряков Н. На переломе. М. — 1922. — С. 19.
  13. Аверченко, А. Т. Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко // Зарницы. — Константинополь. — 1921. — № 15.
  14. Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. — М.: Русский путь, 1999. — 552 с. — ISBN 5-85887-047-3.
  15. Пантеон советов молодым людям, или Вернейшие способы, как иметь успех в жизни (описание экземпляра в библиотеке СПб)
  16. Галина Солодовник. Премьера в театре им. Чехова — спектакль по мотивам произведений Аверченко. Latvijas Sabiedriskie Mediji. Дата обращения: 23 апреля 2018.
  17. Вечное противостояние мужчин и женщин показали в «Красном факел». Новости Новосибирска. Дата обращения: 23 апреля 2018.
  18. «Галерка» поставила пьесу, бывшую почти век в забвении. ГТРК Омск. Дата обращения: 23 апреля 2018.

ЛитератураПравить

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-98361-119-1.
  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2011. — 392 с. — 600 экз. — (Труды музея «Толстовский дом»: вып. 2). — ISBN 978-5-98361-155-9.
  • Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. — М.: Русский путь, 1999. — 552 с. — ISBN 5-85887-047-3.
  • Миленко В. Арапчонок и сова. Что стало с вещами из квартиры Аверченко? // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 19 ноября.</ref>
  • Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. — Севастополь, 2007.
  • Миленко В. Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История.. — 2018. — № 1. — С. 36–40.
  • Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 327[9] с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1226). — ISBN 978-5-235-03316-0.
  • Спиридонова Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. — М., 1968.
  • Спиридонова Л. А. АВЕ́РЧЕНКО Аркадий Тимофеевич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 18—19. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8.
  • Хлебина А. Е., Миленко В. Д. Аркадий Аверченко: встреча через 90 лет // Аверченко Аркадий. Русское лихолетье глазами короля смеха. — М.: Посев, 2011. — 428 с. — ISBN 978-5-85824-204-8. (http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=704540).
  • Хлебина Анна, Миленко Виктория. Аркадий Аверченко: Беженские и эмигрантские годы (1918—1925). — М.: Дмитрий Сечин, 2013.

СсылкиПравить

  • Аверченко, Аркадий Тимофеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • «Аверченко и мир» — страница, посвящённая творчеству писателя
  • Аркадий Аверченко: «Король смеха» в изгнании
  • Произведения. Библиография.
  • Сочинения Аверченко на сайте Lib.ru: Классика
  • Круги на воде. Аркадий Аверченко: смерть юмора Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  • Аркадий Аверченко на сайте Проект1917

  • ВСЕ НОВИНКИ

Электронная библиотека » Аркадий Аверченко

Книги автора Аркадий Аверченко

  • 4 июня 2021, 09:42

Скачать книгу Рассказы для детей автора Аркадий Аверченко

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

Дети в рассказах Аркадия Тимофеевича Аверченко – это одновременно простодушные и чрезвычайно коварные существа. Они изобретательно хитрят друг с другом и со взрослыми, ловко манипулируют родителями, но при этом доверчивы и открыты с теми, кто готов одарить…

  • Просмотров: 375
  • 14 октября 2020, 19:20

Скачать книгу Московское гостеприимство автора Аркадий Аверченко

Жанр: Литература 20 века, Классика

+12

Вниманию читателей предлагаются рассказы из сборников разных лет. Каждое из этих небольших произведений – жемчужина искрометного юмора, грандиозная и остроумная сатира на нравы и быт русского общества. Среди интересующих Аверченко тем – общественно-политическая…

  • Просмотров: 176
  • 15 августа 2019, 14:20

Скачать книгу Весёлые рассказы для детей автора Аркадий Аверченко

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

Аркадий Аверченко, русский журналист и писатель-сатирик (1880–1925), знал, что дети бывают весьма неприятными существами, а не только ангелочками. И откуда в них берётся столько хитрости, жадности, коварства и умения ловко манипулировать, ведь они ещё…

  • Просмотров: 1767
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 17 апреля 2017, 17:01
  • Просмотров: 3541
  • 8 января 2017, 02:20
  • Просмотров: 1232
  • 23 ноября 2016, 16:41
  • Просмотров: 776
  • 9 августа 2014, 21:17

Скачать книгу Чудеса в решете (сборник) автора Аркадий Аверченко

Жанр: Юмористическая проза, Юмор

+16

Аркадий Аверченко (1881–1925) – замечательный русский писатель-юморист, подлинное мастерство которого сразу покорило его современников, не случайно присвоивших ему титулы «Короля смеха» и «Рыцаря улыбок». Писатель Аверченко расписывает анекдотическую ситуацию, утрируя и доводя ее до полнейшего абсурда, – и дарит читателю здоровый очистительный смех. Главная тема писателя до революции – пороки человеческой природы, а после революции – противопоставление образов старой и новой России. В книгу включены известные сборники рассказов «Чудеса в решете», «Нечистая сила», знаменитая сатирическая книга – «Дюжина ножей в спину революции» и увлекательная «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и…

  • Просмотров: 3323
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 21 июля 2014, 14:21

Скачать книгу Автобиография автора Аркадий Аверченко

Жанр: Литература 20 века, Классика

«Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения. Ну, вот.

Когда акушерка преподнесла меня отцу, он с видом знатока осмотрел то, что я из себя представлял, и воскликнул:

– Держу пари на золотой, что это мальчишка!

«Старая лисица! – подумал я, внутренно усмехнувшись. – Ты играешь наверняка».

С этого разговора и началось наше знакомство, а потом и…

  • Просмотров: 1413
  • 8 апреля 2014, 14:19

Скачать книгу Кубарем по заграницам (сборник) автора Аркадий Аверченко

Жанр: Юмористическая проза, Юмор

+12

«Королем смеха», «Рыцарем улыбки» называли современники Аркадия Аверченко, проза писателя была очень популярна при жизни автора. Несмотря на то что А. Аверченко стоял на антимонархических позициях, считая, что до революции «вся Россия была больна» и Февральскую революцию принял, – Октябрьскую революцию 1917 года считал разрушающей традиции, ведущей к гражданской войне, уничтожению связи времен, отрицающей национальные и патриотические идеи. Но беспощадная правда не останавливает здорового смеха писателя, вовлекающего читателя в действо масок, карнавальных переодеваний. Его герои отказались от народной правды, приняв официальную. В своих сатирических, крайне острых, не лишенных трагизма рассказах писатель предупреждает о нешуточной опасности, к которой ведет затянувшийся маскарад, когда нечистая сила, вызванная на народный праздник, подменяет реальные лица и добрых знакомых из старых…

  • Просмотров: 2642
  • 12 марта 2014, 01:12

Скачать книгу Шутка Mецената автора Аркадий Аверченко

Жанр: Зарубежный юмор, Юмор

Современники называли Аверченко «королем смеха». Его роман «Шутка мецената» – юмористическая, местами лирическая, весело написанная история из жизни хорошо знакомой писателю литературной богемы Петербурга. Цинично относящиеся к жизни герои романа невольно своими собственными руками разрушают выстроенный ими хрупкий мир наслаждений. Их злая шутка, обращенная на человека, наивно хранящего веру в людей, в искренность, в справедливость, в любовь, в преданность, обращается против них…

  • Просмотров: 3683

2022-01-04 23:51:44

dve storony monety 180115dve storony monety 180115

default profile pic

Veledar: Рассказ, подходящий для детей и для взрослых. С хорошим сюжетом, который держит интригу до самого конца. С героями, для убедительной прорисовки характеров вполне хватило место в небольшом по объему рассказе….

2022-01-04 23:47:15

davshiy klyatvu 169756davshiy klyatvu 169756

default profile pic

Veledar: Хоть и пишет Сандерсон хорошо и миры конструирует замечательно, но есть у него один маленький недостаток — это любовь к деталям, когда описывается каждая мелочь из жизни главных героев. С одной стороны это хорошо, поскольку создается полная картинка происходящего….

2022-01-04 23:44:32

herr intendanturrat 33477herr intendanturrat 33477

default profile pic

Veledar: Очень хорошо и читабельно, несмотря на то, что разномастные попаданцы в последнее время буквально заполонили умы авторов и книжные страницы.Но этот роман выгодно отличается из этого ряда. Прежде всего, книгу просто интересно читать….

Популярные книги за неделю
  • Обложка: Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…

    Просмотров: 10879

    Берсерк забытого клана. Книга 1. Руссия…

    Алекс Нагорный

    Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Начало саги о приключениях…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комэск

    Просмотров: 10223

    Сталинский сокол. Комэск

    Михаил Нестеров

    Военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов после гибели попадает в прошлое. Он…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комдив

    Просмотров: 8097

    Сталинский сокол. Комдив

    Михаил Нестеров

    Попавший на Великую Отечественную войну подполковник ВКС Российской Федерации Олег…

  • Обложка: Сталинский сокол. Комбриг

    Просмотров: 6759

    Сталинский сокол. Комбриг

    Михаил Нестеров

    Угодивший в 1941 год военный летчик ВКС Российской Федерации Олег Северов продолжает…

  • Обложка: Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…

    Просмотров: 6622

    Малыш Гури. Книга шестая. Часть третья.…

    Юрий Москаленко

    Летние каникулы… кто о них не мечтает и не ждёт великим нетерпением среди студиозов и…

  • Обложка: Законы счастливой жизни. Том 1

    Просмотров: 6178

    Законы счастливой жизни. Том 1

    Олег Торсунов

    Часто ли мы задумываемся о том, что от образа жизни и мышления человека зависит его…

  • Обложка: Мир Тёмного солнца

    Просмотров: 4938

    Мир Тёмного солнца

    Константин Муравьёв

    Степан опять сделал шаг вперёд. Но сейчас он закрыл своим телом портал, сквозь который…

  • Обложка: #подчинюсь

    Просмотров: 4900

    #подчинюсь

    Яна Егорова

    Ника приезжает в столицу, чтобы поступить учиться на юриста. Она знакомится с «хорошим»…

  • Обложка: Законы счастливой семейной жизни

    Просмотров: 4644

    Законы счастливой семейной жизни

    Олег Торсунов

    Все мы хотим достичь гармонии в семейной жизни. Но не всегда это получается. К.м.н. О.Г.…

  • Обложка: Русский

    Просмотров: 4424

    Русский

    Яна Егорова

    Его всего лишь попросили встретить меня на вокзале и приютить на несколько дней у себя.…

  • Обложка: Ты моя собственность

    Просмотров: 4328

    Ты моя собственность

    Матильда Старр

    У меня было все – любящая семья, жизнь в роскоши и прекрасное будущее. Пока я не сбежала…

  • Обложка: Берсерк забытого клана. Книга 2.…

    Просмотров: 4198

    Берсерк забытого клана. Книга 2.…

    Юрий Москаленко

    Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Продолжение саги о…

  • Обложка: Бесконечность + 1

    Просмотров: 3594

    Бесконечность + 1

    Эми Хармон

    Девочка. Мальчик. Вспышка страсти. Сложные обстоятельства. Только один выбор: уйти или…

  • Обложка: Падение в небо

    Просмотров: 3425

    Падение в небо

    Юрий Москаленко

    Жизнь у человека одна, как и судьба. Герой боевых действий в точках локальных конфликтов…

  • Обложка: Не шутите с боссом!

    Просмотров: 3425

    Не шутите с боссом!

    Матильда Старр

    Одна дурацкая шутка – и теперь у меня с боссом очень сложные отношения. Впрочем, они и до…

  • Обложка: Берсерк забытого клана. Книга 3.…

    Просмотров: 3413

    Берсерк забытого клана. Книга 3.…

    Юрий Москаленко

    Бояръ-аниме. Вехи параллельной России. Ну, держитесь фраера… Приключения Феликса, нашего…

  • Обложка: Воспитатель

    Просмотров: 3299

    Воспитатель

    Яна Егорова

    Бравый подполковник спецслужбы БПУ, Константин Белявский, узнав от бывшей любовницы о…

  • Обложка: Сила Стихий. Раскрытие и познание

    Просмотров: 3253

    Сила Стихий. Раскрытие и познание

    Ксения Меньшикова

    С понятием стихий мы знакомы с детства. Земля, по которой ходим, огонь, что согревает,…

  • Обложка: Снегурочка без права выбора

    Просмотров: 3192

    Снегурочка без права выбора

    Матильда Старр

    Подработать Снегурочкой казалось отличной идеей. До тех пор пока в одном очень-очень…

  • Обложка: Снайпер

    Просмотров: 3169

    Снайпер

    Владимир Поселягин

    У Кирилла всё по-прежнему. Изучение магии не отвлекает его от того, что происходит…

  • Обложка: Девственница на продажу

    Просмотров: 3049

    Девственница на продажу

    Лана Ричи

    Меня продали мои же родственники. Чудовищу без чести и принципов. И пусть я считаюсь его…

  • Обложка: Десантник. Дорога в Москву

    Просмотров: 3036

    Десантник. Дорога в Москву

    Олег Таругин

    Третья часть цикла «Десантник».
    Возвращение сержанта разведроты ВДВ Алексея Степанова и…

  • Обложка: Давай начнем с развода!

    Просмотров: 3022

    Давай начнем с развода!

    Яна Егорова

    Меня зовут Леся, мне 31 год и, при росте в 165 сантиметров, я вешу 85 килограмм. Добавьте…

  • Обложка: Спасибо деду за Победу! (сборник)

    Просмотров: 2851

    Спасибо деду за Победу! (сборник)

    Алексей Махров

    «Спасибо деду за Победу!» – легко благодарить последних ветеранов через 70 лет после…







Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “Специалист” по плану ниже.

История создания

“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».

В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.

Жанр, направление

Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.

О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.

Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций. 

В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.

Смысл названия

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Суть: о чем?

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет. 

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:

Усатов активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного.
Рассказчик можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости.

Темы

Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему. 

  1. Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
  2. Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
  3. Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
  4. Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.

Проблемы

Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.

“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”

Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:

“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”

Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.

“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”

Основная идея

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Чему учит?

В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами. 

Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова. 

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”. 

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Критика

Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности. 

Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.

Автор: Инна Колокольникова

  • Рассказы афанасия афанасьевича фета
  • Рассказы антона павловича чехова короткие рассказы
  • Рассказы аси гариной читать
  • Рассказы астафьева для детей 4 класс читать короткие
  • Рассказы антона павловича чехова маленькие рассказы