Рассказы антона павловича чехова маленькие рассказы

Кроткий обличитель воистину, самые несчастные из дореволюционных писателей происходили так или иначе из духовного сословия. отчего же это было так?

Кроткий обличитель

Воистину, самые несчастные из дореволюционных писателей происходили так или иначе из духовного сословия. Отчего же это было так?

Во-первых, само по себе увлечение художественной литературой считалось делом предосудительным, дурным и даже греховным: дескать, сочинительство и выдумывание — одна из форм лжи, а фантазия — страсть и общение с тёмными духами; да и вообще, верующему человеку во всякое время подобает заботиться прежде о спасении души, а не развлекаться умом, читая светские книги и уж тем более занимаясь их написанием.

Во-вторых, даже когда отношение к художественной литературе и писательству в духовной среде стало чуть более либеральным, цензура бдительно и пристрастно рассматривала всё, что касалось церкви и её служителей, и если автор затрагивал болезненные и гласно или негласно запретные темы, то к нему тотчас же применялись серьёзные санкции. Перед многими писателями, в особенности перед выходцами из духовного сословия, стоял нелёгкий выбор: или притворяться и лгать ради своей профессиональной карьеры, или ради творческой правды осложнить себе жизнь либо же вовсе погубить её.

И вот эта творческая несчастность приводила большинство писателей из духовного сословия к настоящим жизненным несчастьям: кто полностью порывал с родными и своей средой, впадая во все тяжкие (как Александр Амфитеатров); кто прозябал в нищете, теряя себя в кабаках и притонах дореволюционного социального дна (как Александр Левитов); а кто оканчивал свою жизнь ужасной трагедией (как Раиса Радонежская), и в этом скорбном списке имя Сергея Миловского-Елеонского, увы, не исключение.

Писатель незаурядного таланта, но так и не вышедший в свет большой литературы, из-за страха перед епархиальным начальством всю жизнь скрывавшийся под псевдонимом и вынужденный вести двойную жизнь, и расстроивший этим своё психическое здоровье, в один из критических моментов жизни не выдержал… и оборвал всё одним непоправимым движением.

Рассказы антона павловича чехова маленькие рассказы

Сергей Николаевич Миловский родился в 1861 году в селе Вороновка Пензенской губернии в семье священника. В 1889 году окончил Казанскую духовную академию с учёной степенью кандидата богословия. После учёбы был преподавателем в духовных училищах Нижегородской епархии, далее инспектором и даже исполняющим обязанности ректора в Вятской духовной семинарии.

Его профессиональная карьера развивалась стремительно и солидно. В 1895 году его перевели в Сарапульское духовное училище Вятской епархии — на должность смотрителя. И как раз с этого времени в дореволюционных литературных журналах начали появляться его поразительно меткие рассказы о жизни духовенства, подписанные разными псевдонимами, из которых им чаще всего употреблялся один — С. Елеонский. Под ним он и вошёл в русскую литературу.

Увы, его литературная жизнь оказалась недолгой: первая публикация рассказа «На поповом дворе» (1895) в журнале «Русское богатство», несколько опубликованных в журналах рассказов и сборник, изданный при содействии М. Горького в товариществе «Знание» в 1904 году.

Однако и этого хватило, чтобы вызвать большой шум, особенно в той самой среде, о которой писал автор. В духовной печати его обвиняли в клеветничестве и «оплёвывании духовенства», в незнании жизни духовного сословия — обвинители писателя сначала сами не знали, что за псевдонимом «С. Елеонский» стоит не какой-нибудь чуждый их миру светский литератор, а свой, тот, кто знает изнутри всё, о чём пишет, и пишет почти с натуры, и более того — смотритель духовного училища, заслуженный, уважаемый всеми в своём уездном городке человек.

Настоящие проблемы для него начались, когда его инкогнито всё же раскрыли: ему делало выговоры и настоятельные внушения епархиальное начальство, затем и начальство уездное, пошли угрозы увольнения, и в конце всё превратилось в откровенную травлю.

Писатель не получал поддержки и сочувствия ни на службе, ни дома: домашние его упрекали в том, что он своим сочинительством только портит им репутацию.

И тогда случилось непоправимая трагедия: у него, ослабленного бесконечными страхами и депрессией, случился нервный срыв; он вышел на крышу здания училища, в котором прослужил столько лет, и прыгнул вниз.

Смерть его была резонансной: по всей стране прокатились некрологи, его рассказы на этой волне широко освещались в периодике и публиковались отдельными изданиями.

Впрочем, после его смерти, одновременно с версией о самоубийстве, появилась и другая версия, исходившая из епархии: что то был несчастный случай, а не самоубийство, что он упал с крыши из-за неисправности кровли.

Как бы там ни было, отпевали его по православному обряду — со всеми должными почестями.

К великому сожалению, он ушёл, как и многие писатели из духовного сословия, несчастным: невысказавшимся, не реализовавшим даже и малую долю своего таланта. Да, может быть, он не стал бы новым Чеховым (а именно с Чеховым его сравнивали критики), но совершенно точно оставил бы куда более значительный след в русской литературе.

Слава Богу, в наше время то, что он успел создать, начинает выходить из вековой тьмы забвения: по крупицам возвращается читателю всё когда-то им написанное, рассказы переиздаются в новых сборниках. Есть надежда, что имя его и творчество будут оценены, наконец-то, по достоинству.

Современный исследователь забытого литературного наследия С. Н. Миловского-Елеонского, Н. Запорожцева, приводит слова одного из его критиков-рецензентов, А. Измайлова: «кроткий обличитель».

Кажется, лучше и не скажешь. Та большая жизненная правда, свойственная всем рассказам Миловского-Елеонского, хотя и обличающая, но действительно кроткая.

Сергей Корнев
Из книги «Папаша крестный»

  • Рассказы алтынсарина источник воспитания
  • Рассказы антон павлович чехов смешные рассказы
  • Рассказы анисимова яндекс дзен
  • Рассказы американцев про русских солдат
  • Рассказы алексея константиновича толстого