Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Государственное образовательное учреждение луганской народной республики орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа 29 учитель: григоренко т.в. 2019 г. цель деятельности учителя. создать

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа
№29»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ С.П. АЛЕКСЕЕВА "СТО РАССКАЗОВ О ВОЙНЕ"

Сергей Алексеев ☆ Сто рассказов о войне читать книгу онлайн бесплатно

                                                                     
Учитель: Григоренко Т.В.

2019 г.

Цель деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с биографией
и творчеством С. П. Алексеева, его произведением «Выходное платье»;
способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух,
умения определять главную мысль произведения.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух художественный
текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться:
характеризовать героев произведения на основе их поступков, составлять план
произведения, пересказывать текст на основе плана.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой
для нахождения необходимой информации;  используют простейшие виды анализа
текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами
и целями; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные:
высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание,
используют доступные речевые средства для

передачи своего впечатления.

Личностные: имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945
г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.

Ход мероприятия

Учитель:

— Вспомните, какой приближается праздник?

— Сколько лет со дня Великой победы исполняется в этом
году? А что вы знаете об этой страшной войне?

1 ученик:

 на рассвете немцы напали на нашу землю.
Началась Великая Отечественная война.

2 ученик: — Она была очень жестокой, продолжалась долго –

3 ученик:  — Закончилась война победой русского народа

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)

— В этом году мы отмечаем 74-годовщину  Победы. Мы
рождены в послевоенное время, откуда мы узнаем о войне?

— Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из
книг…Так и сегодня  мы хотим вам рассказать о замечательном писателе – Сергее
Петровиче Алексееве и его книге «100 рассказов о войне». И даже некоторые из
рассказов зачитаем.

1. Биография Сергея Петровича Алексеева

image003

image004

image005

image006

image007

image008

2. О книге «Сто рассказов о
войне»

Книга «Сто рассказов о войне» —
сборник, в который включены повести и рассказы Сергея Алексеева. Многие
читатели восхищаются тем, как этот автор пишет о войне и, читая эту книгу,
понимаешь, что не зря. Все рассказы написаны простыми словами, их можно читать
даже детям, но и взрослым будет полезно вспомнить о чём-то очень важном. Книга
вызывает патриотические чувства, запоминается надолго. Понимаешь, что подвиги
своих предков нельзя забывать и нужно ценить их.

Сборник состоит из коротких
рассказов длиной в 2-3 страницы. В них представлена жизнь простых людей и
солдат, которые с честью и отвагой защищали родину, не жалея самих себя. Люди
здесь такие, какие они есть, настоящие. Они боятся потерять свой дом и родных,
боятся за судьбу своего отечества. И зачастую именно в такой момент словно
открывается второе дыхание и появляются силы бороться и верить. Всё возможно,
пока есть в душе надежда.

3. Чтение рассказов из сборника.

ДВА
ТАНКА

В одном из сражений советский танк KB
(KB – это марка танка) таранил фашистский. Разбит был фашистский танк.
Пострадал, однако, и наш. От удара заглох мотор. Наклонился водитель-механик
Устинов к мотору, пытается запустить. Молчит мотор.

Остановился танк. Однако танкисты бой
не прекратили. Открыли по фашистам огонь из пушки и пулеметов.Стреляют
танкисты, прислушиваются, не заработает ли мотор. Возится у мотора Устинов.
Молчит мотор.

Долгим был бой, упорным. И вот
кончились у нашего танка боеприпасы. Совсем беспомощным теперь оказался танк.
Одиноко, молча стоит на поле. Заинтересовались фашисты одиноко стоящим танком.
Подошли. Посмотрели – внешне цела машина. Залезли на танк. Бьют коваными сапогами
по крышке люка.

– Эй, рус!

– Выходи, рус!

Прислушались. Нет ответа.

– Эй, рус!

Нет ответа.

«Погибли танкисты», – подумали
гитлеровцы. Решили они танк утянуть, как трофей.

Подогнали к советскому танку свой танк.
Достали трос. Прикрепили. Натянулся трос. Потянула махина махину.

«Плохи дела», – понимают наши танкисты.
Наклонились к мотору, к Устинову:

– А ну, посмотри сюда.

– А ну, ковырни вот здесь.

– Куда же ушла искра?!

Пыхтит у мотора Устинов.

– Ах ты, упрямец!

– Ах ты, стальная твоя душа!

И вдруг фыркнул, заработал мотор у
танка. Схватился Устинов за рычаги. Быстро включил сцепление. Дал посильнее
газ. Задвигались у танка гусеницы. Уперся советский танк. Видят фашисты, уперся
советский танк. Поражаются: был недвижим – и ожил. Включили самую сильную
мощность. Не могут сдвинуть с места советский танк. Ревут моторы. Тянут танки
друг друга в разные стороны. Вгрызаются в грунт гусеницы. Летит из-под гусениц
земля.

– Вася, нажми! – кричат танкисты
Устинову. – Вася!

Нажал до предела Устинов. И вот
пересилил советский танк. Потянул за собой фашиста. Поменялись фашисты и наши
теперь ролями. Не наш, а фашистский танк оказался сейчас в трофеях.

Заметались фашисты, открыли люки. Стали
прыгать из танка.

Притащили герои неприятельский танк к
своим. Смотрят солдаты:

– Танк!

– Фашистский!

– Совсем целехонький!

Рассказали танкисты о прошедшем бое и о
том, что случилось.

– Пересилили, значит, – смеются
солдаты.

– Перетянули!

– Наш-то, выходит, в плечах сильнее.

– Сильнее, сильнее, – смеются солдаты.
– Дай срок – то ли будет, братцы, фрицам.

Что тут скажешь?

– Перетянем?

– Перетянем!

Будут битвы. Быть победам. Только все это не сразу. Битвы
эти впереди.
__

ЛЕСНАЯ ДОРОГА

Шли бои в Белоруссии южнее
города Могилева. Фашистский танковый батальон лесной дорогой продвигался
вперед.

Осторожно идут фашисты.
Дорога узкая. Вплотную подходит лес. Справа и слева болото.

Свернешь чуть вправо,
свернешь чуть влево – уйдешь в трясину, как камень в воду.

Гуськом один за одним
продвигаются танки. Замыкает колонну бронемашина. Жутковато идти по такой
дороге. С тревогой фашисты на лес косятся.

Не обмануло врагов
предчувствие.

Грянул из леса пушечный
выстрел. Вздрогнул передний танк, лязгнул броней и вспыхнул.

Остановилась колонна.

– Обходи, объезжай! Рехтс!
Линке!
1 – командует офицер.

Хотели фашисты объехать
застрявший танк. Взял второй танк чуть правее. Только к болоту сунулся – и тут
же по грудь в трясину.

Попытался другой свернуть
чуть налево. Только с дороги сдвинулся – и тут же в болото ушел по шею.

Перекрылась вперед дорога.

– Цурюк! Цурюк!2 – командует теперь офицер.

Включили танки заднюю
скорость. Только собрались назад попятиться. Но в это время снова раздался
выстрел. Попал снаряд в бронемашину, ту, которая замыкала колонну. Вспыхнула
бронемашина.

Перекрылась назад дорога.

Оказались фашисты как мышь в
ловушке. Ни влево, ни вправо. Ни вперед, ни назад.

Стоят на лесной дороге танки
словно мишени в тире.

Снова раздался выстрел.
Третий вышел из строя танк. Снова выстрел. Горит четвертый.

Развернули фашисты танковые
башни в ту сторону леса, откуда стреляла пушка, сами огонь открыли.

Но не смолкает пушка, ведет
стрельбу.

Пятый вышел из строя танк,
шестой.

Рассмотрели фашисты – у
русской пушки всего лишь один солдат.

Схватили враги автоматы.
Пытаются сквозь болото пробиться к пушке. Пока пробирались, расстрелял отважный
артиллерист всю колонну фашистских танков.

Расстрелял, но и сам погиб в
неравном бою с фашистами.

Смотрят фашисты на советского
воина. Прибыл сюда генерал. Тоже смотрит на убитого, на уничтоженный танковый батальон.
Смотрит. Молчит.

– Н-да, – протянул задумчиво.
Потом повернулся к своим солдатам: – Вот как надо любить фатерланд – родину!

Сказал, глянул опять на
советского артиллериста, молча пошел прочь.

Как же звать, величать героя?

Сохранила имя его история.
Старший сержант Николай Сиротинин.

1 Правее! Левее!

2 Назад!__

НЕ ПУСТИЛИ

Балтийское море. Проливы. Заливы. Волны бегут
лебединой стаей. Вместе с пехотинцами, летчиками, танкистами, артиллеристами
стали на защиту Родины и советские моряки.

Главный удар на море фашисты старались нанести по
Краснознаменному Балтийскому флоту. Уничтожить советские корабли на Балтике,
захватить морскую крепость Кронштадт, подойти к Ленинграду с моря – таковы
намерения у фашистов.

Не допустить к Ленинграду фашистов, перерезать морские
пути и дороги, разгромить фашистов в Балтийском море – такова задача у наших
воинов.

Началась упорная борьба на море.

Капитан II ранга Грищенко командовал советской
подводной лодкой. В первые же дни войны отличилась лодка. Получила она задание
установить на путях у фашистов мины. Установили подводники мины. Точно
рассчитали советские моряки. Сразу три фашистских корабля

подорвались на этих минах.

– Специалист по минам, – сказали тогда в шутку о
капитане Грищенко.

Не ошиблись товарищи.

Вскоре подводная лодка капитана Грищенко вновь была в
боевом походе. Снова задание ставить мины.

Нелегкая это работа поставить мины. Кругом
бродят-рыщут фашистские корабли. С неба за морем следят фашистские
самолеты-разведчики. Из-под воды подняли свои перископы и наблюдают за морем
подводные лодки врага.

Но даже если поставил мины, это еще не все. В море
находились фашистские тральщики. Это специальные корабли, которые при помощи
особого устройства – трала вылавливают мины, расчищают в минных полях проходы.

Прошел тральщик, выловил, обезопасил мины – пропала
твоя работа.

Ушел капитан Грищенко в боевой поход. Начал борьбу с
фашистскими тральщиками.

Умно поступили советские моряки. Пришли подводники в
море к фашистским морским путям, достигли тех мест, где поставлены наши мины.
Ждут-поджидают, когда появятся фашистские тральщики. Вот появились фашисты.
Забросили тралы. Идут, расчищают путь.

Трудятся фашисты, а сзади за фашистскими тральщиками
идет подводная лодка капитана Грищенко и снова ставит на тех же местах мины.

Закончили фашистские тральщики свою работу, расчистили
в минных полях проходы, докладывают:

– Все в порядке, путь для судов открыт.

Идут по проходам фашистские корабли.

И вдруг взрыв!

И еще взрыв!

Взлетают в воздух фашистские корабли.

– Чья работа?

– Работа Грищенко!

И после этого случая не раз отличался находчивый
капитан. Капитан Грищенко и его

боевые подводники были награждены высокими советскими
орденами.

Не прорвались фашисты в годы войны к Кронштадту. Не
прорвались и к Ленинграду

морем. Не пустили врагов балтийцы.

Учитель. Книга «100 рассказов о войне», на которой
выросли поколения юных читателей – это сборник, в котором передан героический
подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Здесь переданы  жизненные
события   многих реальных людей, переживших славные и страшные годы
1941–1945.Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и
уничтожившие фашистскую чуму? Талант известного писателя Сергея Алексеева
позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.

По моему мнению, такая книга
обязательно должна быть в библиотеке каждого, она просто не позволит забыть о
человечности и о ценности каждого прожитого дня.

Конспект
урока по чтению для учащихся 5 класса

Тема: «Рассказы
о войне 1812 г. Бородино».  По С. Алексееву.

Цель:

·        
познакомить
с художественным текстом С. Алексеева;

Задачи:       

·        
сформировать
представление о войне 1812 года как о реальном историческом событии;

·        
способствовать
развитию навыка осознанного чтения текста;

·        
расширять
кругозор учащихся;

·        
воспитывать
уважение к историческому прошлому, историческим личностям.

Материалы
к уроку
:
мультимедийный проектор, презентация.

Ход
урока:

1.    Организация
класса

2.    Проверка
д/з. Пересказ рассказа «Слава героям» (Поляков М., Тамахин Н., Дегтярев Е.)

3.    Актуализация
имеющихся знаний и введение в тему

— Ребята,
давайте вспомним название раздела, который мы с вами начали изучать. (Из
прошлого нашего народа).

-Значит, о
чем рассказывается в произведениях, собранных в этом раздела? (об исторических
событиях, о страницах истории)

-Как вы
понимаете выражение «исторические события»?

-О каком
историческом событии мы читали с вами на прошлом уроке?

-Кого мы
называем историческими личностями? (реальных людей, которые оставили свой след
в истории, т. е. сделали что-то важное для страны и народа).

— О ком из
исторических личностей говорилось в прочитанном нами рассказе О. Тихомирова «На
поле Куликовом»? (О Дмитрии Донском, о хане Мамае).

— Сегодня
мы продолжим изучать с вами рассказы об истории нашей Родины. Текст, с которым
мы познакомимся, называется «Рассказы о войне 1812 г. Бородино» по С.
Алексееву.

(слайд 1)

— Ребята,
какая дата встретилась в названии рассказа?

— Знаете
ли вы, с каким событием она связана?

— А знаете
ли вы, что называется Бородином?

— Прежде,
чем начать читать, я вам расскажу о тех событиях и исторических личностях,
которые описываются в рассказе.

4.    Подготовка
к первичному восприятию

 Историческая
справка:

                 
— В истории России 1812год связывают с войной между русской и французской
армией.

Во главе
французской армии находился император Франции Наполеон, который захватил в то
время уже многие страны. К войне с Россией Наполеон готовился серьёзно. Он
собрал 600-тысячную «Великую» армию; прекрасно вооружённую и обученную.
Наполеон был уверен в своей победе.

Когда
Наполеон двинулся на Россию, он сказал следующие слова: «Через 5 лет я буду
господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее».

                  
(слайд 2)

Удалось ли
ему осуществить свой план, мы узнаем из рассказа, но надо добавить, что русской
армией, принявшей удар французов, командовал великий русский полководец М. И.
Кутузов.

(слайд 3)

Одним из
главных сражений, была битва на поле при селе Бородино, находившегося недалеко
от Москвы.

                  
(слайд 4)

Кутузов
решил сразиться с Наполеоном, несмотря на то, что войско        русских
состояло из 100 тысяч солдат, а французов – более 130 тысяч.

4.
Первичное восприятие текста
(чтение учителем).

(Во время
чтения детей подчеркивать непонятные слова и выражения).

5.
Проверка первичного восприятия и словарная работа

-Какое
событие описывается в прочитанной главе?

-Какие слова
и выражения при чтении были непонятны? (Покорил, потомки, захватчики, день
потухал) (запись новых слов в тетрадь).

(слайд 5)

6. Повторное
чтение по абзацам с анализом текста

     1
абзац.

— С какими
мыслями шел Наполеон на Россию?

     2
абзац.

 — Кто был
назначен главнокомандующим русской армией?

 — Почему
русская армия отступила вглубь страны?

     3
абзац.

— Что
описывается в этом абзаце? Для чего автор предлагает подняться на колокольню
церкви?

— Назовите
точную дату Бородинского сражения.

— К чему
призывает, о чем просит нас автор?

    4
абзац.

— Найдите
слова, которые описывают то, что чувствовал Наполеон?

— Почему
Наполеон себя так чувствовал?

— С чем
сравнивает автор русских солдат? Почему?

5 абзац.

-Сколько
времени продолжалась битва?

— Кто стал
победителем в этом сражении?


Действительно ли бой оказался ничейным? Почему русские не уступили Наполеону?

6 абзац.

— Почему
Кутузов против нового боя, в чем он видит главную ценность?

— Почему
Кутузов приказывает оставить Москву?

— На чьей
стороне, по вашему мнению, автор? Почему?

— Какие
качества русского народа подчеркивает автор? (выберите ответ из предложенных
вариантов)

 (слайд 6)

7.  Работа
над репродукциями.

Бородинская
битва – великое историческое событие. Поэтому не только поэты воспевали отвагу
русского народа, но и художники создавали прекрасные полотна.

Одним из
самых известных художников-баталистов является Франц Рубо. Им создана панорама «Бородинская
битва».

(слайд 7)

Давайте
рассмотрим некоторые фрагменты этой панорамы.

(обращается
внимание на множество сражающихся людей, на обмундирование, оружие солдат, на
особенности пейзажа).

8 .  Итог
урока. Оценивание.

— С каким
произведением познакомились на уроке?

— О каком
историческом событии говорилось в рассказе?

— Назовите
имена великих полководцев, с которыми познакомились во время чтения.

10.
Домашнее задание:
стр.201, пересказ.

Чтение, 5
класс.

Дата: 15.04.2019г.

Тема: «Рассказы
о войне 1812 г.  Ключи.  Конец похода.»  По С. Алексееву.

                                                                               
Ведь были схватки боевые,

                                          
                               Да, говорят, еще какие!

                                                                                 
Недаром помнит вся Россия

                                                                    
Про день Бородина!

                        
                                                                    М. Ю.
Лермонтов.

                                                                                 
Нет, не пошла Москва моя

                                                                                     
К нему с повинной головою.

А.
С. Пушкин.

Цель:

·        
продолжить
знакомство с художественным текстом С. Алексеева.

Задачи:

·        
формировать
навык осознанного чтения текста;

·        
способствовать
расширению кругозора учащихся;

·        
развивать
навык сопоставления художественных строк, соотнесение главных мыслей текстов;

·        
воспитывать
уважение к историческому прошлому, к героизму русского народа.

Материалы
к уроку
:
мультимедийный проектор, презентация.

Ход
урока:

1.       
Организация
класса.

2.       
Актуализация
имеющихся знаний. Проверка домашнего задания.


Догадайтесь, какие слова зашифрованы

ПООНЛЕНА   
РОБОНОДИ   ЗОВТУКУ

(слайд 2)

— С каким
историческим событием связаны эти исторические имена?

— Из какого
произведения вы узнали о них? Назовите автора этого рассказа.

— Назовите точную
дату Бородинского сражения.

Выразительное
чтение несколькими учащимися 3-го абзаца пройденного текста. (Поляков М.,
Дегтярев Е., Поляков С., Тамахин Н.)

Этот отрывок нам
дает превосходное представление о месте проведения генерального (главного)
сражения.

— Давайте
вспомним, каков был исход битвы. Почему Кутузов решил оставить Москву?

3. Первичное
восприятие (
чтение
учителем)

— Ребята, а как вы
думаете, как воспринял Наполеон уход русских войск из Москвы?

Наполеон,
действительно, почувствовал себя победителем.

14сентября
днем Наполеон находился на Поклонной горе и оттуда любовался Москвой. «Так вот
он, наконец, этот знаменитый город!» — воскликнул он.

(слайд
3)

— Сегодня
мы продолжим чтение «Рассказов о войне 1812 года» и прочитаем следующие главы,
которые называются «Ключи» «Конец похода».

(слайд
1)

4.
Проверка первичного восприятия?


Почему глава названа «Ключи»?


Почему Наполеон не получил ключи от Москвы?

— Оправдались
ли надежды Наполеона стать абсолютным победителем и хозяином Москвы?  Почему?

5.
Чтение текста учащимися (по цепочке) и анализ прочитанного

-Где ожидал
Наполеон получение ключей от Москвы?


Прочитайте описание Москвы, которую видел Наполеон.

— Как
вы понимание выражения: «солнце стояло в зените», «крытые маковки церквей»

(слайд
4)

— Какое
выражение использует автор, чтобы передать восхищение великолепием города?

— О
каком обычае военного времени идет речь в тексте? Найдите и прочитайте.


Каким мы видим Наполеона, в период ожидания горожан с ключами?


Рассмотрите иллюстрацию. Хоть мы и не видим лицо императора, но что помогает
нам понять, что он напряжен, ожидает с нетерпением послов?

(слайд
5)


Какую фразу произносит Наполеон, устав от ожидания? Как вы
думаете, как, с какой интонацией ее нужно прочитать?

— О
чем доложили, прибывшие из города офицеры?


Прочитайте последний абзац. О чем предупреждает нас автор?

6.
Историческая справка:

-Действительно, ребята, хоть Наполеон
и занял Москву без боя, но французская армия вступила в опустевшую Москву,
жители покинули город вслед за русской армией. Наполеон был уверен, что,
захватив город, он заставит русского императора Александра I подписать
капитуляцию, то есть война будет прекращена и Россия признает Наполеона
победителем. Однако русские не стали просить мира.

7. Работа
с эпиграфом.

(слайд 6)

— Прочитайте слова М.Ю. Лермонтова. Какова
главная мысль этих строк?

— Как вы
понимаете слова Пушкина?

— Какие
строки, на ваш взгляд, отражают главную мысль прочитанного текста в большей
степени? Почему?

Давайте еще раз вспомним название горы, на которой Наполеон
ожидал получение ключей от города. Кто из вас знает, что сейчас располагается
на Поклонной горе? Что символизирует этот мемориальный комплекс?

(слайд
7)

8. Итог
урока.  Оценивание.

— Ребята,
понравилось ли вам читать исторические рассказы? Почему?

-Для чего
авторы знакомят нас с подобными рассказами? Чему учат эти рассказы?

9.
Домашние задание:
стр.202, подготовить пересказ данных частей.

Тема: «Рассказы
о войне 1812 г.  Конец похода».  По С. Алексееву.    

Цель:

·        
продолжить
знакомство с художественным текстом С. Алексеева;

 Задачи:         

·        
развивать
навык подробного пересказа;

·        
способствовать
развитию навыка осознанного чтения текста и пониманию пословиц;

·        
закреплять
навык работы с деформированным планом;

·        
расширять
кругозор учащихся;

·        
воспитывать
уважение к историческому прошлому, историческим личностям.

Материалы
к уроку
:
мультимедийный проектор, презентация, карточки с деформированным планом.

Ход
урока:

1. Организация
класса.

2. Актуализация
имеющихся знаний и проверка домашнего задания.

— Восстановите
стихотворные строки.

       не
пошла, с повинной головою, Москва моя, нет, к нему.

«Нет,
не пошла Москва моя

К
нему с повинной головою».

А.
С. Пушкин

(слайд 2)


Ребята, именно эти строки А. С. Пушкина мы выбрали с вами на прошлом уроке,
чтоб подчеркнуть главную мысль прочитанной части.

— А кто вспомнит
название изученной части?

— Давайте
вспомним, какой город мечтал захватить Наполеон?

— Покорились ли
москвичи Наполеону?

— В качестве
домашнего задания вам нужно было подготовить пересказ части «Ключи».  Кто готов
нам пересказать? (заслушиваются несколько пересказов, анализируются при участии
учащимися, чей пересказ был ближе к тексту, эмоциональнее, красноречивее).

3. Историческая
справка.

— Мы
узнали о том, что Наполеон и его солдаты заняли опустевший город. Что же
ожидало их?

В Москве французская армия попала в тяжелое положение. Запасов
продуктов не было. В поисках продовольствия французы начали грабить дома.
Вскоре начались пожары, которые уничтожили большую часть города.

Находясь в Москве, Наполеон оказался в западне: зимовать в
разорённой пожаром столице не представлялось возможным: не было не только
продуктов питания, но и теплой одежды.

Наполеону стало понятно, что дальнейшее пребывание в Москве не
принесет ему никаких выгод. Поэтому он делал неоднократные попытки примириться
с русским царем Александром I. Предложение заключить мир, переданное от
Наполеона Кутузову, было отвергнуто.

Сегодня мы дочитаем последнюю часть исторического рассказа о походе
Наполеона на Москву. Она будет называться «Конец похода».

Запишите название в тетрадь.

4. Словарная
работа. (слайд 3)

Неман – река
на границе России.

Чеканить
(шаг)- маршировать, четко выделяя каждый шаг.

5. Первичное
восприятие (чтение учителем).

6. Проверка
первичного восприятия.

— Чем
закончился для французской армии поход на Москву?

— Можно ли
считать, что русская армия одержала окончательную победу над французами?

7. Повторное
чтение учениками по цепочке.

— Назовите
дату и место действия, описанного в части.

— О
солдатах какой армии, русской или французской, говорится во втором абзаце?

— Как
выглядела французская армия во время отступления? (прочитайте).

— Обратите
внимание, как художники изобразили отступающих французов и соотнесите
репродукции со строчками текста. (слайды 4,5,6)

-Что
испытывали русские солдаты у берегов Немана?

— О чем
вспоминали русские воины?


Объясните выражение «день этот и радостен, и печален».

-Почему
Кутузов поклонился солдатам?

8. Работа
в парах с деформированным планом (на карточках).

— Мы
прочитали с вами целиком «Рассказы о войне 1812 года».

— Давайте
проверим, насколько вы были внимательными слушателями и читателями. Я предлагаю
вам в парах вспомнить, как развивались события в «Рассказах …». Пронумеруйте
пункты плана, записанные на карточках, в нужной последовательности.

«Настоящая
война только теперь начиналась»

Французы
покидают Россию.

Наполеон
на Поклонной горе.

Низкий
поклон русским солдатам.

«Ничейный
бой».

«С потерей
Москвы еще не потеряна Россия».  (слайд 7)

9. Работа
с пословицей.


Прочитайте пословицу на слайде?

Знали, за
что били, потому и победили.

— Замените
слово «били» словом близким по значению и более понятным.

— К
солдатам русской или французской армии мы можем адресовать эти слова? (слайд
8)

— Можно ли
сказать, что эта пословица раскрывает главную мысль прочитанной части?  А
подходит ли она к тексту в целом?

10. Итог
урока. Оценивание.

— Ребята, понравилось
ли вам читать исторические рассказы? Почему?

-Для чего
авторы знакомят нас с подобными рассказами? Чему учат эти рассказы?

11. Домашнее
задание.  Пересказ по плану.

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Рассказы алексеева рассказы о войне для детей

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

НАТАШКА

Среди лесов и полей Подмосковья затерялось небольшое село Сергеевское. Стоит оно ладное-ладное: избы словно только родились на белый свет.

Любит Наташка своё Сергеевское. Резные ставни, крылечки. Колодцы и калитки поют здесь песни. Басом скрипят ворота. Соревнуются в крике голосистые петухи. Хороши леса и рощи. В лесах есть малина, орешник, а грибов столько, что хоть на возах вывози.
Здесь журчит речка Воря. Хороши берега у нее: травка, песочек, склонились ивы, под вечер — рыбий всплеск.
И люди в Сергеевском тоже особые. Добрые-добрые!
Солнце Наташке светит. Люди Наташке светят. Дарит улыбки мир.
И вдруг оборвалось всё, как сон, как тропа над кручей. Кончилась мирная жизнь в Сергеевском. Опалила война округу.
Вступили в село фашисты, разместившись в крестьянских избах, выгнав жителей на улицу. Люди укрылись в погребах и землянках. Живут все в страхе.

До самой зимы находилось Сергеевское в руках у врагов. Но вот долетела сюда канонада. Сверкнула радость — идут свои! Ждут в Сергеевском избавления. Но вдруг обежали фашисты погреба и землянки, выгнали снова людей на улицу, согнали в сарай, что стоял на краю Сергеевского, и закрыли на все засовы. Смотрит Наташка: вот мамка, вот бабка, соседи, соседки. Полно народа.
— Чего нас, мамка, в сарай загнали? — спрашивает Наташка.
Не понимает, не знает, не может ответить мать.
Сильнее слышна за селом канонада. Радость у всех:
— Свои!
И вдруг кто-то тихо, а затем что есть силы закричит:
— Горим!
Глянули люди. Дым повалил сквозь щели. Огонь побежал по брёвнам.
— Горим!
Бросились люди к дверям сарая, а они закрыты на все засовы и снаружи чем-то тяжёлым подпёрты.
Всё больше и больше в сарае огня и дыма. Задыхаться начали люди.  Пламя ползёт к шубейке Наташки. Уткнулась, прижалась она к матери. Ослабла, забылась девочка. Сколько времени прошло — не знает. Вдруг слышит:
— Наташка! Наташка!
Открыла глаза. Не в сарае она, на снегу, под чистым небом. И стало ясно Наташке — успели наши, пришло вовремя спасение. Улыбнулась и вновь забылась.
Перенесли её в дом. Отлежалась, к утру поправилась. А утром побежала девочка по селу. Как именинник стоит Сергеевское. Запели опять калитки с колодцами, заговорили ворота басом. Бежит Наташка. Снег под ногами хрустит, искрится, озорно белизной сверкает. Добежала до речки Вори. Взлетела на кручу. Остановилась вдруг, замерла. Холм из свежей земли над Ворей. Красная звёздочка сверху вкопана. Дощечка под звёздочкой. На дощечке идут фамилии. Смотрит на холм Наташка. Два солдата рядом стоят с лопатами.
— Кто здесь такие, дяденьки? — показала на холм Наташка.
Посмотрели бойцы на девочку.
— Спаситель здесь твой лежит.
Войны без смертей не бывает. Свобода нелёгкой ценой достаётся.

ПАПКА

Погиб у Филиппки отец в первые дни войны, в боях под Минском. Мать скрыла горе от сына. Мал ведь, четыре года только.

Лезет Филиппка к матери:
— Наш папка воюет? Нас защищает? Фашистов бьёт?

— Воюет, сыночек, воюет. Так точно, Филиппка, бьёт.
Бежит по селу Филиппка:
— Наш папка фашистов бьёт! Наш папка фашистов бьёт!
Живёт Филиппка в Московской области. Недалеко от города Рогачёва.
Отполыхало военное лето. Осень пришла на смену. Навалилась беда на село, на округу. Чёрной сворой прорвались сюда фашисты. Танки, пушки вошли в село.
— Славянское быдло! — кричат фашисты.
— Партизаны! — кричат фашисты.
Страшно Филиппке, жмётся к матери:
— А где же папка? Спасёт нас папка?
— Спасёт.
Шепчет Филиппка друзьям и соседям:
— Спасёт нас папка, побьёт фашистов…
Ждут не дождутся колхозники избавления. И вот радость как ветер в село ворвалась: разбиты фашисты, гонят наши врагов от Москвы на запад.
Скоро и здесь, под Рогачёвом, послышался звук канонады.
— Папка идёт! Папка идёт! — закричал Филиппка.
Дождались колхозники светлого часа.

Проснулся Филиппка как-то, узнаёт: бежали фашисты, село свободно.
Бросился мальчик к матери:
— Папка пришёл?
— Пришёл, — как-то тихо сказала мать.
— Где же папка?! — кричит Филиппка.
— Дальше пошёл, сынок…
Побежал Филиппка по сельской улице:
— Нас папка освободил! Нас папка освободил!
Повстречался Филиппке Гришка — в два раза старше Филиппки — и присвистнул:
— «Освободил»! Да его под Минском ещё убили!
Насупился Филиппка. В кулачки собрались ручонки. На Гришку волчонком смотрит. Как убит? Скажет же этот Гришка!
— Освободил! Освободил! — вновь закричал Филиппка.
Проходил здесь старик Тимофей Данилыч. Бросился мальчик к деду. Торопится, про отца, про Гришку ему рассказывает.
— Правда, папка побил фашистов?
Посмотрел дед на Филиппку, вспомнил про Минск, где грудью стал на пути у фашистов Филиппкин отец, другие места, где другие бойцы грудью стали.
— Правда, — сказал Тимофей Данилыч. Прижал он к себе Филиппку. — Без него, без отца твоего, не было бы нашей, сынок, победы.
Побежал по селу мальчишка:
— Папка принёс победу! Папка принёс победу!
Не каждому выпало в той грозной войне дожить до великого Дня Победы. Но каждый, кто бился тогда с врагом под Брестом, Минском, Ленинградом, Одессой, Севастополем, Киевом, Смоленском, Вязьмой, по всем просторам земли советской, — был частью Великой Победы нашей. Каждый — живой и мёртвый.
Верно кричал Филиппка. Вырастет мальчик, по праву скажет: «Папка Родине нашей принёс победу. Папка Родину нашу от рабства спас».

НИ ШАГУ НАЗАД!

Третий месяц идут упорные, кровопролитные бои на юге. Горит степь. Сквозь огонь и дым фашисты рвутся к Сталинграду, к Волге.

На подступах к Сталинграду 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой.
— Ни шагу назад! — поклялись герои.
Бросились фашисты в атаку, но удержали рубеж гвардейцы. Перевязали друг другу раны и снова готовы к бою.
Второй раз в атаку идут фашисты. Их больше теперь, и огонь сильнее. Стойко стоят гвардейцы. Удержали опять рубеж. Перевязали друг другу раны. Снова готовы к бою. Четыре атаки отбили солдаты. Не взяла смельчаков пехота. Поползли на героев тогда фашистские танки. Из шестнадцати бойцов осталось двенадцать.
— Ни шагу назад!
Вот десять… Девять…
— Ни шагу назад!
Восемь… Семь… Запомните их фамилии — Кочетков, Докучаев, Гущин, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов.
А танки ползут и ползут. Нет у солдат ни пушек, ни противотанковых ружей, ни миномётов. Кончились даже патроны. Но бьются солдаты. Ни шагу назад! А танки всё ближе и ближе. Остались у героев одни гранаты: по три на солдата. Посмотрел Докучаев на танки, на боевых друзей, на свои три гранаты. Снял с гимнастёрки ремень, затянув им гранаты. Посмотрел ещё раз на Гущина, Бурдова — они были его соседями по окопу. Улыбнулся друзьям Докучаев. И вдруг поднялся из окопа.
— За Родину! — крикнул герой и бросился навстречу врагу, прижав покрепче к груди гранаты.

Рванулся прямо под первый танк. И вздрогнула степь от взрыва. Качнулись опалённые боем травы. Замер, вспыхнул фашистский танк.
Переглянулись Гущин и Бурдов. Храбрость рождает храбрость. Подвиг рождает подвиг. Поднялся Гущин. Поднялся Бурдов. Связки гранат в руках.
— Нас не возьмёшь! — прокричали солдаты.
Рванулись вперёд герои. Два взрыва качнули землю, а танки идут и идут. Поднялись тогда Кочетков, Степаненко, Чирков, Шуктомов:
— Свобода дороже жизни!
Вот они четверо — на огненном рубеже. Навстречу фашистским танкам идут герои.
— Смерть фашистам! Захватчикам смерть!
Смотрят фашисты. Люди идут под танки. Взрыв. Ещё взрыв. Снова и снова взрыв. Страх охватил фашистов. Попятились танки, развернулись, поспешно ушли отсюда.
Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Но память хранит былое. Посмотрите туда, на поле. Как утёсы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг.

МАЛЮТКА

«Малютка» — это танк Т-6О. Он и вправду малютка по сравнению с другими советскими танками. Экипаж такой боевой машины состоял всего из двух человек. Но «Малютки» наравне с другими танками помогали прорывать фашистское окружение под Ленинградом. В этих боях прославились «Малютки». Меньше они размером. Увёртливее. А места под Ленинградом сырые, болотистые, а небольшим танкам держаться на болотистом, топком грунте легче.

Особенно отличился танк, командиром которого был лейтенант Дмитрий Осатюк, а механиком-водителем — старшина Иван Макаренков.
Переправились бойцы Ленинградского фронта по льду через реку Неву, взяли штурмом береговые укрепления фашистов, стали прорываться вперёд на соединение с идущими им навстречу от реки Волхов и города Волхова войсками Волховского фронта. Рвалась вперёд и «Малютка» Осатюка.
Наступает «Малютка», и вдруг слева, справа и впереди выросли три огромных фашистских танка. Как в западне. Пустят снаряды — прощай «Малютка». Припали фашисты к своим прицелам. Секунда, и в цель полетят снаряды.
— Ваня, танцуй! — прокричал Осатюк водителю.
Понял команду Иван Макаренков: завертелся перед фашистами, словно в танце, советский танк. Целят фашисты, а танк танцует и никак не схватишь его в прицел.
— Давай кабардинку! Давай лезгинку! — кричит Осатюк.
Глянешь в эту минуту на танк, и вправду — лезгинку танцует.
Стреляют фашисты, стреляют — всё мимо. Увёртлив советский танк. Вышла в итоге «Малютка» из окружения. Но устремились в погоню за ней фашисты. Настигают, бьют из орудий. Да только зорко следит за врагами лейтенант Осатюк. Сам отвечает огнём на огонь фашистов. Механику-водителю подаёт команды. Маневрирует танк: то рванётся вправо, то развернётся влево, то чуть притормозит, то ускорит шаг. Не даётся «Малютка» фашистам в руки.
Лейтенант Осатюк не просто уходил от огня фашистов. Он вёл фашистские танки к тому месту, где были укрыты советские батареи.
Вывел. Ударили батареи. Секунда, вторая. И нет уже больше фашистских танков.
Восхищались потом батарейцы:
— Вот так «Малютка»! Мал золотник, да дорог!

— Орёл — лейтенант Осатюк!
— Орёл — старшина Макаренков!
И после этого «Малютка» лейтенанта Осатюка совершила немало подвигов. Давила пулемётные гнёзда врага, отважно шла на фашистские пушки, в гущу фашистских солдат врывалась. Более 200 фашистов уничтожила в этих боях «Малютка».
И снова о танке идёт молва:
— Цены ему нет!
И снова среди солдат:
— Орёл — лейтенант Осатюк!
— Вровень ему старшина Макаренков!
Героями Советского Союза стали лейтенант Дмитрий Иванович Осатюк и старшина Иван Михайлович Макаренков.

  • Рассказы алексеева о суворове распечатать
  • Рассказы акунина про фандорина по порядку
  • Рассказы акушерок из роддома
  • Рассказы агнии барто для 2 класса
  • Рассказы адлер на дзене