Издательство Corpus представляет книгу Мелани Митчелл «Идиот или гений? Как работает и на что способен искусственный интеллект» (перевод Заура Мамедьярова).
За 65 лет, прошедших после Дартмутского семинара, который положил начало разработке искусственного интеллекта, в этой области совершено множество прорывов, однако до создания машины с «человеческим» интеллектом по‑прежнему далеко. Сегодня ИИ распознает изображения и переводит речь, управляет беспилотными автомобилями, обыгрывает человека в шахматы и го, но пока не способен переносить навыки на новые задачи, может перепутать соль с дорожной разметкой, а автобус — со страусом. Мелани Митчелл, одна из ведущих ученых-информатиков, знакомит читателя с историей развития ИИ и принципами его работы, рассказывает о главных проблемах его применения и перспективах создания ИИ «человеческого уровня».
Предлагаем прочитать начало одной из глав книги.
В компании слов
Пора рассказать вам одну историю.
Ресторан
Мужчина вошел в ресторан и заказал гамбургер «с кровью». Когда ему принесли заказ, гамбургер оказался пережарен до хруста. К столику гостя подошла официантка. «Вам нравится бургер?» — спросила она. «О, он просто великолепен», — ответил мужчина, отодвинул стул и гневно зашагал прочь, не оплатив счет. Официантка крикнула ему вслед: «Эй, а кто платить будет?» Она пожала плечами и буркнула себе под нос: «И что он так раскипятился?»
Теперь позвольте мне задать вам вопрос: съел ли мужчина гамбургер?
Полагаю, вы уверены в ответе, хотя напрямую в истории об этом не говорится. Нам, людям, легко читать между строк. В конце концов, понимание языка — включая недосказанности — фундаментальный компонент человеческого разума. Неслучайно Алан Тьюринг сделал знаменитую «имитационную игру» состязанием в генерации и понимании языка.
В настоящей части книги речь пойдет об обработке естественного языка, то есть «попытках научить компьютеры работать с человеческим языком». (На жаргоне ИИ «естественный» значит «человеческий».) Обработка естественного языка (ОЕЯ) включает в себя такие направления, как распознавание речи, поиск в интернете, создание вопросно-ответных систем и машинный перевод. Подобно тому, что мы увидели в предыдущих главах, движущей силой большинства недавних прорывов в сфере ОЕЯ стало глубокое обучение. Я опишу некоторые из этих прорывов, используя историю о ресторане, чтобы проиллюстрировать ряд серьезных проблем, с которыми сталкиваются машины при использовании и понимании человеческого языка.
Тонкости языка
Допустим, мы хотим создать программу, которая может прочитать фрагмент текста и ответить на вопросы о нем. Сегодня вопросно-ответные системы — одно из основных направлений исследований в сфере ОЕЯ, потому что люди хотят общаться с компьютерами при помощи естественного языка (вспомните Siri, Alexa, Google Now и других «виртуальных помощников»). Однако, чтобы отвечать на вопросы о таком тексте, как история о ресторане, программе потребуются продвинутые лингвистические навыки и основательные знания об устройстве мира.
Съел ли мужчина гамбургер? Чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос, гипотетической программе нужно знать, что гамбургеры входят в категорию «пища», а пищу можно есть. Программа должна понимать, что если человек заходит в ресторан и заказывает гамбургер, то обычно он планирует его съесть. Кроме того, ей следует знать, что после подачи заказа в ресторане гамбургер становится доступен для еды и что если человек заказывает гамбургер «с кровью», то ему, скорее всего, не захочется есть «пережаренный» гамбургер. Программа должна понимать, что в словах «он просто великолепен» кроется сарказм, «он» здесь означает «бургер», а «бургер», в свою очередь, служит синонимом «гамбургера». Программе нужно догадаться, что человек, который «зашагал прочь» из ресторана, не заплатив, вряд ли съел заказанное блюдо.
Сложно представить все фоновые знания, которые необходимы программе, чтобы уверенно отвечать на вопросы об истории. Оставил ли мужчина чаевые официантке? Программе нужно знать о традиции давать чаевые в ресторанах с целью вознаградить официантов за хорошее обслуживание. Почему официантка спросила: «А платить кто будет?»?
Программе следует понять, что «платить» нужно не за новую куртку и не за свои прегрешения, а за блюдо. Поняла ли официантка, что мужчина разозлился? Программе необходимо установить, что в вопросе «И что он так раскипятился?» «он» — это мужчина, а слово «раскипятился» употреблено в значении «рассердился». Поняла ли официантка, почему мужчина ушел из ресторана? Программе было бы полезно узнать, что жест «пожала плечами» говорит, что официантка не поняла, почему мужчина убежал.
Представляя, какие знания нужны гипотетической программе, я вспоминаю о своих попытках ответить на бесчисленные вопросы, которые задавали мне дети, когда были совсем маленькими. Однажды, когда моему сыну было четыре года, я взяла его с собой в банк. Он задал мне простой вопрос: «Что такое банк?» Мой ответ породил, казалось, бесконечный каскад вопросов «почему?» и «зачем?». «Зачем людям деньги?», «Почему люди хотят, чтобы у них было много денег?», «Почему они не могут хранить деньги дома?», «Почему нельзя печатать собственные деньги?» Всё это хорошие вопросы, но ответить на них, не объясняя множество вещей, незнакомых четырехлетнему ребенку, весьма нелегко.
С машинами дело обстоит еще хуже. Слушая историю о ресторане, ребенок уже имеет представление о таких понятиях, как «человек», «стол» и «гамбургер». У детей есть зачатки здравого смысла: так, они понимают, что, выходя из ресторана, мужчина перестает быть внутри ресторана, хотя столы и стулья, вероятно, остаются на месте. А когда гамбургер «приносят», его, вероятно, приносит официантка (а не загадочные «они»). Современные машины не умеют оперировать детализированными, взаимосвязанными понятиями и здравым смыслом, к которому при понимании языка прибегает даже четырехлетний ребенок.
В таком случае не стоит удивляться, что использование и понимание естественного языка относится к одной из самых сложных задач, стоящих перед ИИ. Язык по природе своей неоднозначен: он сильно зависит от контекста и задействует огромный объем фоновых знаний, имеющихся у взаимодействующих сторон. Как и в других сферах ИИ, в первые несколько десятилетий исследователи ОЕЯ уделяли основное внимание символическим подходам на основе правил, то есть разрабатывали программы и прописывали грамматические и лингвистические правила, которые необходимо было применять к входным предложениям. Такие методы работали не слишком хорошо — судя по всему, набор четко определенных правил не может учесть все тонкости языка. В 1990‑х годах подходы к ОЕЯ на основе правил уступили место более успешным статистическим подходам, в рамках которых огромные наборы данных используются для тренировки алгоритмов машинного обучения.
В последнее время статистический подход на основе данных применяется к глубокому обучению. Может ли глубокое обучение в комбинации с большими данными привести к появлению машин, которые смогут гибко и надежно работать с человеческим языком?
Распознавание речи и последние 10 %
Автоматическое распознавание речи — транскрибирование устной речи в текст в реальном времени — стало первым крупным успехом глубокого обучения в ОЕЯ, и можно даже сказать, что на текущий момент это самый серьезный успех ИИ в любой области. В 2012 году, когда глубокое обучение производило революцию в компьютерном зрении, исследовательские группы из Университета Торонто, Microsoft, Google и IBM опубликовали знаковую статью о распознавании речи. Эти группы разрабатывали глубокие нейронные сети для различных аспектов распознавания речи: распознавания фонем по акустическим сигналам, предсказания слов на основе комбинаций фонем, предсказания фраз на основе комбинаций слов и так далее. По словам специалиста по распознаванию речи из Google, применение глубоких сетей привело к «самому значительному прогрессу за 20 лет исследования речи».
В тот же год появилась созданная на основе глубокой сети новая система распознавания речи, которая сначала стала доступна пользователям Android, а через два года — пользователям iPhone. Один из инженеров Apple при этом отметил: «В этой сфере произошел такой значительный скачок [производительности], что тесты пришлось повторять, чтобы убедиться, что никто не потерял десятичную запятую».
Если вы пользовались технологией распознавания речи до и после 2012 года, то наверняка заметили ее резкое улучшение. Распознавание речи, которое до 2012 года часто оборачивалось огромным разочарованием и лишь изредка приносило умеренную пользу, вдруг стало демонстрировать почти идеальные результаты в определенных обстоятельствах. Теперь я могу диктовать тексты и письма приложению для распознавания речи, установленному на моем телефоне: всего несколько минут назад я прочитала телефону историю о ресторане на обычной для себя скорости, и он верно транскрибировал каждое слово.
Меня поражает, что системы распознавания речи добиваются этого, не понимая смысла транскрибируемых слов. Хотя система распознавания речи моего телефона может транскрибировать каждое слово истории о ресторане, я гарантирую вам, что она не понимает ни саму историю, ни что‑либо еще. Многие специалисты по ИИ, включая меня, ранее полагали, что распознавание речи в рамках ИИ не добьется таких прекрасных результатов, пока не научится понимать язык. Мы оказались неправы.
При этом автоматическое распознавание речи — вопреки некоторым сообщениям прессы — еще не вышло на «человеческий уровень». Фоновый шум по‑прежнему существенно снижает точность работы систем: в движущемся автомобиле они гораздо менее эффективны, чем в тихой комнате. Кроме того, эти системы периодически спотыкаются о необычные слова и фразы, тем самым наглядно демонстрируя, что не понимают транскрибируемую речь. Например, я сказала: Mousse is my favorite dessert («Мусс — мой любимый десерт»), — но мой телефон (на Android) записал: Moose is my favorite dessert («Лось — мой любимый десерт»). Я сказала: The bareheaded man needed a hat («Мужчине с непокрытой головой нужна была шапка»), — но телефон записал: The bear headed man needed a hat («Мужчине с головой медведя нужна была шапка»). Нетрудно найти предложения, которые приведут систему в замешательство. Но при распознавании обиходной речи в тихой среде точность подобных систем, на мой взгляд, составляет примерно 90–95 % от человеческой. Шум и другие осложнения значительно ухудшают показатели.
Как известно, в любом сложном инженерном проекте действует правило: на первые 90 % проекта уходит 10 % времени, а на последние 10 % — 90 % времени. Думаю, в некотором виде это правило применимо ко многим областям ИИ (привет, беспилотные автомобили!) и оправдает себя также в сфере распознавания речи. Последние 10 % — это не только работа с шумом, непривычными акцентами и незнакомыми словами, но и решение проблемы неоднозначности и контекстуальности языка, которая осложняет интерпретацию речи. Что нужно, чтобы справиться с этими последними 10 %, которые не желают поддаваться исследователям? Больше данных? Больше сетевых слоев? Или же, осмелюсь спросить, эти последние 10 % потребуют истинного понимания речи говорящего? Я склоняюсь к последнему, хотя и знаю, что уже ошибалась раньше.
Системы распознавания речи довольно сложны: чтобы пройти путь от звуковых волн к предложениям, нужно провести несколько этапов обработки данных. В современных передовых системах распознавания речи используется несколько различных компонентов, включая ряд глубоких нейронных сетей. Другие задачи ОЕЯ, например, перевод текстов или создание вопросно-ответных систем, на первый взгляд кажутся проще: входные и выходные сигналы в них состоят из слов. И всё же в этих сферах основанный на данных метод глубокого обучения не привел к такому прогрессу, как в распознавании речи. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим несколько примеров применения глубокого обучения к важным задачам ОЕЯ.
Классификация тональности
В первую очередь обратим внимание на область, называемую классификацией тональности текста. Прочтите несколько коротких отзывов на фильм «Индиана Джонс и храм судьбы»:
«Сюжет тяжел, и очень не хватает юмора».
«На мой вкус, немного мрачновато».
«Кажется, продюсеры старались сделать фильм как можно более тревожным и жутким».
«Развитие персонажей и юмор в «Храме судьбы» весьма посредственны».
«Тон странноват, и многие шутки меня не зацепили».
«Ни шарма, ни остроумия, в отличие от других фильмов серии».
Понравился ли фильм авторам отзывов?
Использование машин для ответа на такой вопрос сулит большие деньги. Система ИИ, способная точно распознать эмоциональную окраску предложения (или абзаца) — положительную, отрицательную или любую другую, — принесет огромные прибыли компаниям, которые хотят анализировать отзывы клиентов о своих продуктах, находить новых потенциальных покупателей, автоматизировать рекомендации («людям, которым понравился X, также понравится Y») и наладить таргетирование онлайн-рекламы. Данные о предпочтениях человека в кино, литературе и других сферах на удивление полезны для прогнозирования покупок этого человека (и это даже пугает). Более того, на основе этой информации можно прогнозировать и другие аспекты жизни человека, например, его поведение на выборах и реакцию на определенные типы новостей и политической рекламы. Также были попытки (порой успешные) с помощью «анализа эмоций», скажем, твитов, связанных с экономикой, прогнозировать цены акций и исход выборов.
Не затрагивая вопросы этичности подобного применения анализа тональности текстов, давайте рассмотрим, как системы ИИ могут классифицировать тональность таких предложений, как приведены выше. Хотя людям не составляет труда понять, что все мини-отзывы негативны, научить программу такой классификации гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Некоторые ранние системы ОЕЯ искали отдельные слова или короткие последовательности слов, которые считали индикаторами тональности всего текста. Например, можно предположить, что такие слова, как «лишенный», «мрачный», «странный», «тяжелый», «тревожный», «жуткий» и «посредственный», и такие словосочетания, как «не зацепили» и «ни шарма, ни остроумия», говорят о негативной тональности отзывов. В некоторых случаях это действительно так, но часто те же самые слова можно найти в позитивных рецензиях. Вот несколько примеров:
«Несмотря на тяжелую тему, в фильме достаточно юмора, который не позволяет ему стать слишком мрачным».
«Не понимаю, что тревожного и жуткого люди находят в этом фильме».
«Когда вышел этот великолепный фильм, я был слишком молод — и тогда он меня не зацепил».
«Не посмотрев этот фильм, вы многого лишитесь!»
Для определения эмоциональной окраски сообщения недостаточно распознавать отдельные слова или короткие словосочетания: необходимо понять семантику слов в контексте всего предложения.
Вскоре после того, как глубокие сети начали блистать в сфере компьютерного зрения и распознавания речи, исследователи ОЕЯ попытались применить их к анализу тональности текста. Как обычно, идея в том, чтобы натренировать сеть на множестве размеченных людьми примеров предложений с позитивной и негативной тональностью, позволив ей самостоятельно выявить полезные признаки, позволяющие с уверенностью классифицировать новое предложение как «позитивное» или «негативное». Но как вообще добиться, чтобы нейронная сеть обработала предложение?
Рекуррентные нейронные сети
Для обработки предложения или абзаца необходимы нейронные сети особого типа, непохожие на описанные в предыдущих главах. Так, в главе 4 мы анализировали работу сверточной нейронной сети, которая классифицировала изображения по категориям «собака» и «кошка». Ее входным сигналом была насыщенность пикселей на изображении фиксированного размера (изображения большего и меньшего размера подвергались масштабированию). Предложения, напротив, состоят из последовательностей слов, а их длина не фиксирована. Таким образом, нам нужно найти способ, которым нейронная сеть сможет обрабатывать предложения переменной длины.
Применение нейронных сетей для решения задач, в которых фигурируют упорядоченные последовательности, такие как предложения, началось в 1980‑х годах, когда были созданы рекуррентные нейронные сети (РНС), само собой, навеянные представлениями о том, как последовательности интерпретируются человеческим мозгом. Представьте, что вас попросили прочитать отзыв a little too dark to my taste («на мой взгляд, немного мрачновато») и определить его тональность — позитивную или негативную. Вы читаете предложение слева направо, по одному слову. Читая его, вы начинаете формировать свое впечатление о его тональности, и это впечатление получает подтверждение, когда вы дочитываете предложение до конца. К этому моменту у вас в мозге складывается репрезентация предложения в форме активаций нейронов, и она позволяет вам с уверенностью сказать, позитивный перед вами отзыв или негативный.
Рис. 32. A — схема традиционной нейронной сети; B — схема рекуррентной нейронной сети, где уровни активации скрытых ячеек в конкретный момент времени учитываются также в следующий момент
Структура рекуррентной нейронной сети следует такому последовательному чтению предложений и формированию их репрезентаций в форме активации нейронов. На рис. 32 сравниваются структуры традиционной и рекуррентной нейронной сети. Для простоты в каждой сети только две ячейки (белые круги) в скрытом слое и одна ячейка в выходном слое. В обеих сетях входной сигнал имеет связи со скрытыми ячейками, а каждая скрытая ячейка имеет связь с выходной ячейкой (сплошные стрелки). Ключевое отличие РНС в том, что у ее скрытых ячеек есть дополнительные «рекуррентные» связи: каждая из скрытых ячеек имеет связь с самой собой и другой скрытой ячейкой (пунктирные стрелки). Как это работает? В отличие от традиционной нейронной сети, РНС функционирует в соответствии с последовательностью моментов времени. В каждый момент времени РНС получает входной сигнал и вычисляет активацию своих скрытых и выходных ячеек, как и традиционная нейронная сеть. Но в РНС уровень активации каждой скрытой ячейки вычисляется не только на основе входного сигнала, но и на основе уровней активации скрытых ячеек в предыдущий момент времени. (В первый момент времени эти рекуррентные значения равняются 0.) Это дает сети способ интерпретировать слова, которые она «читает» сейчас, вспоминая контекст «прочитанного» ранее.
Рис. 33. Работа рекуррентной нейронной сети с рис. 32 на последовательности восьми моментов времени
Чтобы понять, как работает РНС, лучше всего представить функционирование сети во времени, как на рис. 33, который показывает РНС с рис. 32 в каждый из восьми последовательных моментов времени. Ради простоты я показала все рекуррентные связи в скрытом слое единственной пунктирной стрелкой от одного шага времени к другому. В каждый момент времени уровни активации скрытых ячеек представляют собой составленный сетью код того фрагмента предложения, который она увидела к этому моменту. Продолжая обрабатывать слова, сеть совершенствует этот код. За последним словом в предложении следует специальный символ END, который, подобно точке, сообщает сети, что предложение закончилось. Обратите внимание, что это люди добавляют символ END в конец каждого предложения, перед тем как давать текст сети.
В каждый момент времени выходная ячейка этой сети обрабатывает уровни активации скрытых ячеек («код»), чтобы определить степень уверенности сети в том, что входное предложение (то есть часть предложения, полученная сетью к этому шагу времени) имеет позитивную тональность. Применяя сеть к конкретному предложению, мы можем не обращать внимания на выходной сигнал, пока сеть не достигнет конца предложения. В этот момент скрытые единицы закодируют предложение целиком, а выходная единица выдаст итоговую степень уверенности сети (здесь — тридцатипроцентную степень уверенности в позитивной и, соответственно, семидесятипроцентную степень уверенности в негативной тональности предложения).
Поскольку сеть перестает кодировать предложение, только встречая символ END, система теоретически может кодировать предложения любой длины в последовательность чисел — уровней активации скрытых ячеек — фиксированной длины. По очевидным причинам такие сети часто называют кодерами[1].
Получая набор фраз, которым люди присвоили метку «позитивная» или «негативная» в зависимости от тональности, сеть-кодер обучается на этих примерах с помощью метода обратного распространения ошибки. Но я пока не объяснила важную вещь. Входными сигналами нейронных сетей должны быть числа. Как лучше всего закодировать цифрами входные слова? Поиск ответа на этот вопрос привел к одному из главных прорывов в обработке естественного языка за последнее десятилетие.
[1] Кодер — отличается от более универсального термина «кодировщик». (Прим. науч. ред.)
Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.
По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.
Малышам
«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман
Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.
Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.
Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.
Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье
Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.
Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Ребятам постарше
Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб
Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.
Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.
«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной
Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.
В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.
Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета
Подросткам
«Дарители» Екатерины Соболь
«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?
Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.
«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых
У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.
Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
монстр голубой лагуны
Эрика лежала на шезлонге под пляжным зонтом. Девушка была единственной на этом белоснежном пляже, раскинувшегося на берегу райского острова. Пляж омывали голубовато зелёные волны с лёгкими барашками пены. Ветер шумел, колыша ветви кокосовых пальм, по которым резвились маленькие обезьянки.
Эрика в свои 23 года успела закончить колледж для девочек и выйти замуж. Муж, Алекс, был из состоятельной семьи и смог устроить настоящий медовый месяц. И вот она лежит и нежится в одиночестве под тенью зонта, спасающего её от горячего южного солнышка. Белоснежная яхта казалось парила над водой. Её муж решил порыбачить, и они Йохсоном вышли подальше от острова. Мысли Эрики переключились на Йохсона, высокого голубоглазого блондина с телом Аполлона, шкиперской бородкой. Он был капитаном арендованной ими яхты. Форма сидела на нем как влитая, улыбка и трубка не покидали уголка его рта.
«Интересно, каков он в постели ?»
Невольно пронеслось в голове Эрики. Эрика училась в закрытом пансионате для девочек, где был явный дефицит мужчин. Теперь же Эрика была замужней дамой и поэтому даже в мыслях она не должна была допускать, хотя какие тут мысли. Воображение уже рисовало обнаженное тело капитана. Эрика невольно оглянулась по сторонам, словно она вновь была в спальне пансионата с несколькими девочками. Но тут она была одна. Узенькое бикини не столько скрывало, сколько подчеркивало. За такой купальный костюм преподавательницы в пансионате не похвалили бы. Воображение рисовало Йохсона, подходящего к ней с парой коктейлей. На нем были лишь узкие плавки и форменная фуражка. Первым бы она сняла фуражку…
Одна рука девушки схватила себя за грудь и стала тискать и мять её пощипывая сосок…
Ахх какие он рассказывал истории. Йохонсон рассказывал, что в молодости работал на китобойном судне юнгой. Как-то они смогли загарпунить крупного кита как тут на него напало неч то из под воды. Оно обвило тело кита десятком щупалец, толщиной с метр каждое, и потянуло тело кита на дно и вместе с ним и корабль. Чудом удалось избавиться от гарпуна и тела кита. Другая рука девушки скользнула вниз по плоскому животику к узким плавочкам. Аккуратно наманикуренные пальчики обхватили через тонкую ткань Ее чуть припухшие губки и стали натирать их. Рука скользнула уже под ткань плавочек, ощущения стали в разы ярче и приятнее. Ловкие пальчики скользили между гладеньких губочек и вскоре Эрика проникла в себя парой пальчиков
— Ахх —
Вскрикнула девушка, благо рядом никого не было.
Существо осторожно наблюдало за ней, спрятавшись за оголившимися после отлива коралловыми рифами, покрытыми водрослями с копошившимися на них мелкими рачками. Существо смотрело на Эрику. Смотрело на Эрику своими большими немигающими глазами. Из воды виднелась только большая голова, украшенная большим костяным гребнем. Существо было сине зеленного цвета, покрытое слизью, по которой так же копошились мелкие существа и на фоне рифа оно особенно не выделялась. Существо открыло небольшую перепонку на лице и фыркнуло, брызнув водой. Жабры, расположенные на шее, закрылись твердыми кожистыми наростами. Существо вдыхало воздух, закрыв жабры. По мимо привычных его миру запахов появился другой, не знакомый, но в тоже время он вызывал странные чувства. Эти существа тоже ходили на двух ногах, но под водой жить не могли. И связываться с ними не стоило, существо это знало.
Эрика уже не понимала, сколько прошло времени, она имела себя пальцами и больно щипала и выкручивала соски, от чего её тело вздрагивало, пока оно не забилось в конвульсии и Эрика вскрикнула и обильно кончила.
Эрика вынула из себя пальцы и обсосала, ощутив на языке вкус своих соков. Все как было в пансионате. Эрика посмотрела на плавочки своего купальника, влажное пятно теперь было хорошо видно.
— Уфф, надо освежиться. Этот Йохансон заставил меня кончить, даже не прикоснувшись ко мне пальцем. И это в мой медовый месяц-
Эрика сказала это вслух, благо рядом никого не было. Эрика легко поднялась с лежака и направилась навстречу теплым волнам Океана. Эрика зашла в воду и ощутила, как теплые воды омывают её ноги. Эрика заходила все глубже и глубже, пока вода не достала ей до груди. Тогда Эрика оттолкнулась от дна и поплыла. В колледже Эрика была одной из лучших по плаванью. Именно благодаря тренировкам и частым посещениям бассейна ее тело было таким подтянутым.
Существо опустилось на дно, его дыхательные щель вновь закрылось а жабры открылись. Ловко работая перепончатыми руками и ногами существо шло почти вровень с девушкой, только ниже её на несколько метров. В воде он ориентировался не хуже, чем на суше, а ощущал намного лучше. Его чувствительные органы ощущали множество разных вкусов, исходящих от множества существ. Но был один вкус, вкус самки. Когда это странное существо с берега направилось в воду монстр находился уже под водой. Он решил не трогать это существо, так как оно было не одно. Монстр решил было направиться в свое логово и хорошо отдохнуть там, и поесть. Он уже погрузился почти на дно, как течение принесло к нему привкус самки. Да, это была самка не его рода, но это была самка. Инстинкты заставили его развернуться и направиться за ней. По мимо мощным перепончатым лап у монстра был мощный хвост, служивший так же для плаванья. Он зигзагами шёл по дну, огибая коралловые наросты, распугивая косяки рыбешек, заставляя прятаться по щелям крабов и моллюсков. Его костяной гребень с головы переходил на спину, он рассекал водную толщу, словно пила. Самка странного вида неумело барахталась в верхние толще воды, но медленно продвигалась. Монстр был в замешательстве. С одной стороны, это было существо другого вида, но она явно была самкой. И тут монстр увидел, как навстречу девушке рассекая плавником шла акула.
Эрика уже вдоволь наплавалась и собиралась возвращаться назад. И тут её взору предстал плавник акулы, который прямым курсом шел на неё. Эрика запаниковала и забарахталась, стараясь быстрее грести.
Монстр понял, что акулой движет голод и ещё немного и самке этого странного вида придёт конец. Не долго думая монстр сделал рывок со дна.
Эрика барахталась в воде, она словно оказалась в воде первый раз. Она уже успела наглотаться воды, мерзкий вкус соленой воды стоял во рту. И тут плывущая на неё акула словно выпрыгнула из воды и перевернулась на спину. Её крепко держало некое существо жуткого вида. Вода пенилась, и монстры то появлялись из-под воды, то вновь пропадали. Эрика забарахталась еще сильнее и тут волна накрыла девушку с головой.
Битва с акулой была быстрой и жаркой. Акула была повержена и сбита с толку и теперь спешила убраться подальше. Монстр хотел было последовать за ней, но увидев, что Эрика шла ко дну, резко рванул к ней.
Эрика стояла на берегу моря на коленях, её желудок исторгал из себя океанскую соленую воду вперемежку с её завтраком. Произошедшее было словно дурным сном, кошмаром, от которого просыпаешься ночью весь в холодном поту. Она помнила акулу, как она стала тонуть и затем вдруг оказалась на берегу. И еще она помнила руки, не совсем руки, и они были холодными.
— Ты представляешь, бермудский треугольник это не шутка. Корабли там правда пропадают, а находят их через много лет и ни одного живого человека нет на борту —
В небольшом закуточке, служившем на яхте кухней шла дегустация улова. Алек и Йохансон наловили достаточно рыбы, а Йохонсон оказался превосходным поваром, и поэтому на столе ароматно парила рыба, залитая экзотическим соусом. По мимо нескольких тарелок с рыбой на столе стаяла распечатанная бутылка. Янтарная жидкость была разлита по стаканам.
— И тот фильм про корабль, помнишь, в который врезался айсберг и он утонул. Я помню в классе все девчонки тащились от того актера, а на дискотеке крутили медляк из этого фильма, и мы девчонок тискали. Так вот, вся эта история неправда. И фильм сняли, чтобы эту версию закрепить. А все было по другому и Йохонсон видел этот корабль на дне —
Язык Алекса слегка заплетался от выпитого спиртного и он не на шутку разошёлся
— Предлагаю тост, за нашего славного капитана —
Прервав трескотню мужа и держа в руках бокал сказала Эрика.
— Да да за капитана, йохохо —
Подхватив свой бокал Алекс и осушил его.
Эрика сидела в своем кресле и потягивала вино. Она не пила с мужчинами крепкий алкоголь и поэтому была в полном сознании, которое было задернуто лишь легкой пеленой. Перед её глазами вставали образы из сегодняшнего дня, были ли они реальными или это были лишь жуткие видения.
— Мэм, я положил вашего мужа в вашей каюте, он немного не рассчитал свои силы. Я думаю вам лучше лечь в моей каюте, а я растяну гамак на палубе-
Эрика слегка улыбнулась
— Я вижу алкоголь вас совсем не берёт, а вы выпили не меньше моего мужа —
Йохонсон слегка усмехнулся
— Я одно время работал на полярной станции и там было очень холодно и мы пили чистый спирт. Вот после него это —
Он указал на допитую бутылку виски
— Лимонад, так что я чувствую себя очень хорошо-
Эрика допила бокал и взяла со стала пачку сигарет и достав одну затянулась
— Я думаю что на палубе вам будет не очень уютно. Куда лучше нам расположиться в вашей комнате-
Йохонсон посмотрел на Эрику пронзительным взглядом
— Но мэм, что подумает ваш муж когда проснётся. И как это. ..-
— Я знаю своего мужа-
Резко прервала его Эрика
— Он проспит до утра как убитый и будет страдать с похмелья и с трудом вспомнит как его зовут…-
И тут Эрика замолчала и слегка улыбнулась
— Йохи.. а может вы себе что ни будь отморозили или вам больше нравиться крепкая мужская дружба-
В следующую секунду Эрика скинула с себя маечку, обнажив спелую молодую грудь. Йохонсон на мгновение застыл, и затем что-то пробормотав сделал шаг навстречу Эрики. Его крепкие руки обхватили её грудь и крепко сжав, стали её тискать и мять. Щекоча нос своей бородой Йохонсон впился губами в губы Эрики и требовательный язык ворвался в рот девушки. Он казалось стал там полноценным хозяином, подмяв под себя язык Эрики. Зубы и десна, язык, все это было в его власти. В следующую секунду он уже разорвал поцелуй и впился ей в шею, стал покрывать поцелуями плечи, при этом не переставая мять грудь. Он опустился ещё ниже, сжимая крепкими руками груди Йохонсон принялся обсасывать её соски, один за другим. Эрика постанывала, ощущая, как по телу расходятся токи от сосков, вызывая возбуждение во всем теле. Йохонсон вдруг прервал свои ласки и с легкостью перекинув Эрику через свое широкое плечо, и шлепнув её по попке, потащил в свою каюту. Эрика ощущала себя словно пленницей пирата, который захватил её корабль, ограбил и пустил на дно вместе с командой, а её прихватил в качестве трофея. И сейчас он её трахнет, а в ближайшем порту продаст или проиграет в кости. И от этих мыслей Эрика заводилась ещё больше. Йохансон почти бросил девушку на кровать и сам принялся раздеваться. Эрика быстренько сняла с себя шортики и трусики и теперь полностью оказалась голой. Она с интересом смотрела на тело мужчины. Крупное мускулистое тело с канатами мышц на руках и ногах, грудь покрытая шерстью и кубики пресса на животе, не чита её хиловатому супругу. И гарпун моряка похоже был в полной боевой готовности. Алкоголь и похоть смешались в чудесный коктейль. Большое тело со скрипом легло на кровать, чуть прогнув её. Член стоял крепко, словно мачта, и был так же не сгибаем
— Соси… —
Сказал Йохон, добавив ещё пару слов на не знакомом Эрике языке, наверняка не менее пошлых
— Слушаюсь капитан-
Отдав честь и усмехнувшись Эрика опустилась над могучим телом целуя грудь, плоский твердый живот, постепенно добираясь до сокровенного.
Член Йохонсона был могучего размера и был покрыт густой шерстью. Пара крупных, налитых словно спелые персики говорили о большом желании. Толстый ствол с вьющейся по нему веной, с вздыбленной жилой оканчивался налитой кровью головкой. Эрика попыталась обхватить одной рукой шерстистые шары, но они не помещались в одной руке. Другой рукой она еле обхватила мощный член и принялась ласкать его. Эрика ощущала в руках какой он горячий, как в нем бьётся пульс, толкая кровь, смешанную с алкоголем по вене. Вскоре от её ласки на конце головки показалась прозрачная капелька смазки. Эрика слизнула ее и на нее она подействовала как бокал виски, вызвав жар во всем теле
» Скольких женщин по всему миру он не перепробовал и где только не бывал это член «
Пронеслось у Эрики в голове. Язычок Эрики скользнул по крепкому стволу, по вздыбленной и налитой кровью жиле. Кончик языка девушки поднялся выше и круговым движением скользнул вокруг алой головки. Затем девушка охватила губами головку и принялась заглатывать, пропуская глубоко в горло. Она хрипела и давилась, но всё же смогла принять в себя весь член. Слюнки побежали по её подбородку и Эрика ощутила, как в её горло проникла крупная головка. Эрика стала работать шеей опускаясь ртом на член и глубоко заглатывая его. По картинкам раздавались чавкающий звуки вперемежку со строгим Йохонсона. Эрика продолжала ещё долго ласкать ртом член Йоханссона, вытворяя с ним множество невероятных вещей. Наконец Эрика ощутила, как член задрожал и мужчиной обильно кончив, залив сперму ей прямо в желудок. Йохонсон вынул член из рта девушки и за ним потянулись ниточки слюны. Член уже в скоре стал переходить вновь в рабочий режим и наливаться кровью. Не долго думая Йохонсон развернул Эрику к себе спиной и поставил её на четвереньки, широко разведя её бедра. Рука мужчины скользнула в её горячее и мокрое лоно. Ловкие пальцы вскоре проникли внутрь девушки, от чего Эрика вскрикнула. Немного размяв её киску, мужчина приставил головку к её губкам и надавив, ввел в неё свой член сразу до упора. Эрика вскрикнула и подалась вперёд, но мужчина крепко взял её за талию.
Йоханссон принялся иметь Эрику сильными толчками, вгоняя его по самые яйца. От таких толчков всё тело девушки вздрагивало и её груди колыхались. Казалось, что она оседлала бешенного жеребца, и на всю каюту раздавались громкие крики и стоны. На мгновение Йоханссон остановился и затем звонко шлёпнул девушку по ягодице
— Давай сучка, сама работай-
Теперь уже Эрика сама стала работать задом, насаживаясь на мощный член и немного вертя задом. И вот уже закричал Йоханссон, крепко взяв девушку за бока и вогнал в неё член кончил обильно залив её изнутри.
Они, уставшие и довольные, лежали на кровати и Эрика с интересом рассматривала интерьер каюты напротив кровати висела большая карта всего мира, вдоль стен были полки, со множеством разных диковин. Изогнутые и витые раковины, какие-то медные статуэтки, вазы. На стене висели часы в форме штурвала. И тут Эрику привлекла одна странная фигурка. Существо, похожее на человека, имеющее руки и ноги, но не человек. У него были большие глаза, на руках и ногах были перепонки и это больше было похоже на лягушачьи лапы. С головы на спину шёл гребень, переходящий на спину, а затем на продолговатый хвост. Но что ещё было странным, у монстра был пояс, за который был заткнут нож
— Йохи, а это что такое-
Указала она на статуэтку
— Это морской демон или дух, как то так их называют местные. По их сказкам в этих водах был большой остров, на котором был богатый город, и он ушел под воду, и его жители стали такими существами. Говорят, что иногда эти морские демоны выходят на берег, и даже имеют связь с земными женщинами. И даже имеют потомство от них, говорят первый местный царёк был сыном морского демона и островитянам. Сказки конечно, чтобы продавать свои игрушки. Но если тебе понравилось, я подарю её тебе —
И Йоханссон отвернулся и вскоре захрапел, оставив Эрику одну со своими мыслями.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСТОЧНИК — https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2018/08/06/kartoteka-stroitelno-konstruktivnyh-igr
1. «Построим дом»
2.«Собери и построй»
3.«Какая постройка рассыпалась?»
4.«Мастерская форм»
5.«Архитектор»
6.«Счастливый остров»
7.«Разные дома»
8.«Конструируем из палочек»
9.«Построй по схеме»
10.«Накладываем детали»
11.Игра «Строим забор»
12.«Выкладывание фигур»
13.«Сопоставь»
14.«Посчитай и сконструируй»
15.Игра «Построим башенку для принцессы»
16.«Построй по модели»
17.«Моделирование по схеме»
18.«Построим магазин для кукол»
19.«Зоопарк для диких животных».
20.«Зоопарк».
21.«Построим дом для животных».
22.«Гараж».
23.«Построим дом для зайчика».
24.«Построим дом для медведя».
25.«Терем для животных».
26.«По желанию детей».
27.«Гаражи для машин».
28.«Дом для гномиков».
29.«Мебель для куклы».
30.«Строительство домиков для котят разной величины».
31.«Грузовые машины».
32.«Гаражи для транспорта».
33.«Осень в лесу».
34.«Дом для Дюймовочки».
35.«Подарки для малышей».
36.«В мире фантастики».
37.«Строители».
38.«По выбору детей»
39.«Красивые здания».
40.«Мой город».
41.«Гаражи и машины».
42.«Детский городок».
43.Построим домик в деревне».
Содержание
1. «Построим дом»
Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши, соответствующие величине данного дома.
Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.
Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.
2.«Собери и построй»
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход:
Вариант 1.
Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
Вариант 2.
Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.
3.«Какая постройка рассыпалась?»
Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.
Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.
4.«Мастерская форм»
Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.
Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход:
Вариант 1.
Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.
Вариант 2
Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.
5.«Архитектор»
Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.
Ход:
Вариант 1.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.
Вариант 2.
Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.
6.«Счастливый остров»
Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.
Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части.
Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.
7.«Разные дома»
Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.
Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.
Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.
В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.
8.«Конструируем из палочек»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
9.«Построй по схеме»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал: схемы построек, строительный набор.
Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
10.«Накладываем детали»
Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.
Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).
11.Игра «Строим забор»
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверушек.
Дом построен ,и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук – тук, перестук,
Доски обтесали,
Тук – тук, перестук
Крепко прибивали.
12.«Выкладывание фигур»
Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: » Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты ты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
13.«Сопоставь»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
14.«Посчитай и сконструируй»
Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.
Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.
15.Игра «Построим башенку для принцессы»
Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».
Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя
строительный набор и подручный материал. В конце
игры воспитатель показывает новый дом принцессе и
говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольныпринцесса? Хорошо постарались наши строители! Онимогут строить и другие красивые дома».
16.«Построй по модели»
Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.
Материал: объемные модели, строительный конструктор.
Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)
17.«Моделирование по схеме»
Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.
Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой — схемы сооружений. Дается задание — отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.
18.«Построим магазин для кукол»
Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.
Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.
19.«Зоопарк для диких животных».
Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.
Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.
20.«Зоопарк».
Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.
Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.
21.«Построим дом для животных».
Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
Игра: Детям предлагается выбрать одно — два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.
22.«Гараж».
Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.
Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.
23.«Построим дом для зайчика».
Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.
Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…
24.«Построим дом для медведя».
Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.
Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.
25.«Терем для животных».
Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.
Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.
26.«По желанию детей».
Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.
27.«Гаражи для машин».
Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.
Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.
28. «Дом для гномиков».
Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.
Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.
29.«Мебель для куклы».
Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.
30.«Строительство домиков для котят разной величины».
Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.
Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.
31.«Грузовые машины».
Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.
32.«Гаражи для транспорта».
Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.
33.«Осень в лесу».
Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.
Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.
34.«Дом для Дюймовочки».
Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.
Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.
35.«Подарки для малышей».
Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.
Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.
36.«В мире фантастики».
Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
37.«Строители».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.
38.«По выбору детей»
Цель: Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.
39.«Красивые здания».
Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.
40.«Мой город».
Цель: Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.
41.«Гаражи и машины».
Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.
42.«Детский городок».
Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.
Игра: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.
43.Построим домик в деревне».
Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.
Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.