Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.
Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.
Какие бывают суффиксы
Виды суффиксов:
- Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук «е», нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук «и», то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
- Буквы «ч» и «щ» в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв «д», «т», «з», «с» и «ж», нужно писать букву «ч» . Во всех остальных случаях пишется «щ». Примеры: рассказчик, бурильщик.
- Буквы «о» и «е» после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву «щ», без ударения — писать «е». Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение — слово «дешевый».
- Одна и две буквы «н» в тех прилагательных, которые образованы от существительных.
Две буквы «н» будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:
- От существительных, основа которых заканчивается на «н».
- От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.
Есть в этом правиле исключение — это слово «ветреный».
Одна буква «н» пишется:
- В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
- В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.
Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на «ч», «к», «ц», нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.
Как найти в слове суффикс
Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.
- Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
- Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
- Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
- Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником — ^. В слове может быть больше одного суффикса.
Типичные ошибки при выделении суффиксов
- Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
- К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
- Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например «грамот-н-ость».
- При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.
Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.
Здравствуйте. Начал изучать программирование практически с нуля, если не считать Бейсик из далеких 80-90х годов. Не могу понять зачем в C# нужны суффиксы если переменной при объявлении уже присвоен тип (то есть уже выделена память определенного размера)Поясню на примере:
long y = 2147483647 + 1;
long z = 2147483647L + 1;
Console.WriteLine(y);
Console.WriteLine(z);
Почему этот код не скомпилируется ведь тип переменных уже обьявлен как long ? В чем смысл присвоения типа переменной если после её значения все равно нужно указывать суффикс? То есть почему нельзя делать так:
y = 2147483647L + 1;
z = 2147483647L + 1;
Console.WriteLine(y);
Console.WriteLine(z);
Если вопрос не корректен, прошу сильно не пинать. Яндекс уже задолбася искать ответ на этот вопрос. Ну уж очень не хочется оставлять былых пятен на начальном уровне изучения.
8
ответов
Irises
Идет переполнение int. Максимальное значение для int равно 2147483647. 2147483647+1 = 2147483648, а это число уже не вмещается в int. А если суммировать 2147483646
+ 1, то все работает.Если int + int, то результатом будет int, но в даном случае этот int записывается в long. Поетому ему нужно уточнить, что нужно суммировать long и int и тогда результатом будет long.
Sanay0102
Идет переполнение int
То что идет переполнение int я понял Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип long Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ? Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?
Irises
Не могу понять почему Y стало int ведь ей же уже присвоен тип long
Сначала идут вычисления, а потом запись в переменную. Как думает компилятор: Тааааак, int+int будет int. А теперь этот int запишем в long.
Y не стала int, она все также long.
Получается какой бы тип не был присвоен переменной, если не указать суффикс, переменная становится int ?
Если работаете в Visual Studio, наведите мышкой на число и увидите какого они типа. Если явно не указывать тип, то целые числа будут типа int.
Если так, зачем обьявлять переменную определенного типа?
Повторюсь, если указали тип для Y long, она так и будет long.
irises
, суффиксы нужны, когда компилятор не может определить подходящий тип переменной, либо по умолчанию определит его не так, как вам надо.
namespace ConsoleAppSanay0102
{
class Program
{
static void Main(string args)
{
//int a = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
//int b = 2147483647L + 1; // error CS0266: Не удается неявно преобразовать тип «long» в «int». Существует явное преобразование (возможно, пропущено приведение типов).
//var c = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
var d = 2147483647L + 1; // OK
//long e = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
long f = 2147483647L + 1; // OK
//**** g = 2147483647 + 1; // error CS0220: Переполнение при выполнении операции во время компиляции в режиме проверки.
**** h = 2147483647u + 1; // OK
Func1(1); // Какой из методов будет вызван? И как указать другой метод?
}
static void Func1(int a)
{
}
static void Func1(long a)
{
}
static void Func1(**** a)
{
}
static void Func1(ulong a)
{
}
static void Func1(****** a)
{
}
static void Func1(float a)
{
}
}
}
Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.
Что такое суффикс?
Суффикс — морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.
Основная функция суффикса — образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.
Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.
По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово — деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.
Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.
Какими бывают по функции?
Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.
Оттенки значений
Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:
- Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец — красавчик; ребенок — ребеночек.
- Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
- Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
- Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
- Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.
Суффиксы существительных
В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.
Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.
Суффиксы существительных:
Значение | |
| |
| |
| |
Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк- | Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка. |
Чик-/-щик- | Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик. |
Суффиксы прилагательных
Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.
Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.
Значение | |
Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый. | |
Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной «н» (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный. Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной). | |
Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый) | |
Ев-/-ов-, -ин- | С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов. Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый. |
Енн-/-онн- | Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный) |
Ив-/-лив-/-чив- | Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый |
Ист-, -чат- | Похожесть: серебристый, маслянистый. Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу). |
Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный. Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный. |
Суффиксы глаголов
Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) — это все глаголы несовершенного вида.
Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.
Суффиксы местоимений
Последнее, о чем осталось поговорить — какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.
1.
Суффикс
— это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый — доброт
а
(суффикс —от
— словообразовательный), добрее
, добрейш
ий
(суффикс —ее
— формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс —ейш
— формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j-
может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я
в положении после согласного или разделительный ь
, например: Поволжь
[ j ]е
[пΛво́лжjь], Заонежь
[ j ]е
[зъΛн’э́жjь].
2.
Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить — учитель
, учительств
о, учительск
ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее
(-ей
), -е, -ше, -ейш-, -айш
;
Быстрее
, быстрей
, дороже
, старше
, глубочайш
ий, мудрейш
ий.
суффикс прошедшего времени глагола -л
;
Пришёл
, узнал
.
суффикс повелительного наклонения глагола -и
;
Бери
, веди
.
некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин
(ед.ч.) — граждане
(мн.ч.); друг
(ед.ч.) — друзья
(мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я
[а
], но и за счёт суффикса -j-
— [друз’j
а́]); сын
(ед.ч.) — сыновь
я
(мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я
[а
], но и за счёт суффикса -овj
— [сынΛв’j
а́]); утён
ок
(ед.ч.) — утят
а
(мн.ч.).
некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать
— (нет) матер
и
, время
— (нет) времен
и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1)
В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) — -ть, -ти, -чь
(бежать
, везти
, беречь
). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие — как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива
(-ть, -ти, -чь
) как окончание
(!).
2)
В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ
ий, читаем
ый, прочитавш
ий, прочитанн
ый
) и деепричастий (читая
, прочитав
). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других — как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3.
Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к
-а — книж-ек
; скольз-к
-ий — скольз-ок
, смеш-н
-ой — смеш-он
, стар-ец
— стар-ц
-а, блюд-ц
-е — блюд-ец
.
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к
/ч
, ова
/уj
).
Ср.: книж-к
-а — книж-еч
-к-а, ком-ок
— ком-оч
-ек, пир-ова
-ть — пир-уj
-ю.
4.
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка
.В слове Сашенька
(Саш-еньк-а
) выделяется корень Саш-
(Саш-а
) и суффикс -еньк
(а
): «Сашенька
— уменьшительно-ласкательное к Саш
а
».В слове вишенка
(вишен-к-а
) выделяется корень вишен-
с беглой гласной (вишн-я
) и суффикс -к
(а
): «Вишенка
— маленькая вишн
я
».В слове горошинка
(горош-ин-к-а
) выделяется корень горош-
с чередующимися согласными х
/ш
(горох
) и два суффикса: суффикс -ин-
(горош-ин-а
): «Горошина
— единичная составляющая гороха»
; суффикс -к
(а
): «Горошинка
— маленькая горош
ина
». - Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный
и сознательный
.В слове мечтательный
(мечт-а-тель-н-ый
) выделяется корень мечт-
(мечт-а
) и три суффикса: суффикс глагола -а-
(мечт-а-ть
): «Мечтать
— предаваться мечт
ам
»; суффикс -тель
со значением «деятель» (мечт-а-тель
): «Мечтатель
— тот, кто любит мечт
ать
»; суффикс прилагательного -н
(ый
): «Мечтательный
— такой, как мечтатель
; свойственный мечтател
ю
».В слове сознательный
(со-зна-тельн-ый
) выделяется корень зна-
(зна-ть
) с приставкой со-
(со-зна-ть
), а также один суффикс -тельн
(ый
): «Сознательный
— такой, который правильно созн
аёт
, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель
в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель
.
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1)
Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj
(е
) — влад-ениj
-е, -тиj
(е
) — взя-тиj-е, -иj
(е
) — самолюб-иj-е, -j
(е
) — счасть-j-е, -j
(ё
) — старь-j-ё, -ациj
(я
) — делег-ациj-я, -иj
(я
) — арм-иj-я
. Во всех этих случаях иj
или j
относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2)
Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
3)
Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн-
ость
(от косн
ый
, где косн
— — корень), готов
-ность
(от готов
ый
, где готов
— — корень), грамот-н-
ость
(ср.: грамот
—а
→ грамот
-н
—ый
→ грамот-н-
ость
).
Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Омский
государственный университет путей
сообщения
Кафедра
русского и иностранных языков
ПРАВОПИСАНИЕ
СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(на
примерах из произведений М.Ф. Достоевский)
студент
гр. 11В
Груздь
А.А.
Научный
руководитель:
доцент
кафедры РИЯ:
Греку
Р.А.
Введение 3
Суффиксы
и употребление 4
Виды
суффиксов 5
Примеры
из произведений Ф.М. Достоевского. 8
«Преступление
и наказание» 8
Библиографический
список 14
Русский
язык – язык великого русского народа,
имеющего героическую историю, выдающиеся
достижения в общественной мысли, науке,
культуре, литературе. Во всех этих
достижениях – большой вклад русского
языка как средства общения, как формы
национальной культуры. Величие русского
языка и величие русского народа —
неотделимы.
Русский
язык – один из мировых языков, один из
наиболее развитых и совершенных.
Авторитет его очень высок.
Русский
язык активно функционирует в современном
мире. Он является одним из официальных,
рабочих языков ООН и ряда других
международных организаций. В различных
странах миллионы людей владеют русским
языком или изучают его. Совершенствуются
методики преподавания русского языка
как иностранного, растёт спрос на научную
и художественную литературу на русском
языке.
Цель:
выявить все правила употребления
суффиксов в именах существительных.
Суффиксы и употребление
Суффикс
(от лат. suffixus «прикреплённый») —
морфема, изменяемая часть слова,
расположенная обычно после корня. В
российской школьной традиции суффикс
схематически выделяется значком ^.
Нулевой суффикс зачастую отмечается
значком ø (компьютерный ноль).
Фактически
суффикс — разновидность постфикса,
не являющаяся флексией. Противопоставление
суффиксов и флексий характерно для
индоевропейских и ряда близких по
грамматической структуре языков.
В
русском языке перенос слова из одной
части речи в другую осуществляется
всегда с помощью суффикса. Если в
производном слове суффикса не наблюдается,
сразу после корня ставится знак нулевого
суффикса.
Роль
морфем в русском языке очень велика,
ведь именно с помощью них образовываются
новые слова и формы слова. Морфемный
способ – это способ образования слов
с помощью морфем. Морфема – значимая
часть слова, которая служит для образования
ряда слов и форм (корень, суффикс или
приставка). Если морфема участвует в
образовании нового слова, она называется
словообразовательной. Если морфема
служит для образования форм слова, то
она является формообразующей.
Лекант
считает, что наиболее важную роль играют
такие морфема как суффикс. Роль суффиксов
в русском языке очень важна, ведь суффиксы
не только помогают более точно выразить
свои мысли, но и придать речи более
нужную эмоциональную окраску. Суффикс
показывает отношение говорящего к тому,
о чем он сообщает, это отношение может
быть положительным, отрицательным,
грубым, ласкательным или насмешливым.
Суффиксы
могут вызывать чередования в корне
слова:
тер-е-ть,
вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть.
Суффиксы
обычно закреплены за определенной
частью речи. Суффиксы существительных
-ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о,
попутчик).
Виды суффиксов
Суффиксы
бывают простые и составные. Простые
суффиксы выступают как морфемы,
осознаваемые как неразложимые и целостные
не только с точки зрения значения и
выделения, но и внутреннего строения
(-и- , -тель-, -н-, -ти). Составные суффиксы,
являясь целым, чувствуются все же, как
образования, возникшие путем объединения
двух суффиксов.
В качестве составных
суффиксов можно назвать суффиксы:
Овник
(шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).
Употребляемые
в русском языке суффиксы в своей
подавляющей массе исконно русские,
возникшие на базе существующего в нем
материала или унаследованные им из
более древнего источника. Например:
суффикс –енств (блаж-енств-о). Однако
наряду с исконно русскими суффиксами
в именах существительных имеется
определенное количество заимствованных
суффиксов. Например: суффикс –ер (-ёр)
пришедший к нам из французского языка:
дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер).
Суффиксы
подразделяются на формообразующие,
используемые для образования форм
слова, и словообразующие, служащие для
образования новых слов. Четкость и
определенность значения суффикса
зависят от того, является ли это значение
свободным или оно выступает как связанное,
является ли этот суффикс в данном слове
или форме производящим элементом или
же он достался им «по наследству» от
образующей основы.
Формообразующий
суффикс – суффикс, служащий для
образования форм слова. В отличии от
окончаний формообразующий суффикс не
выражает грамматических значений рода,
числа, лица, падежа, а служат для выражения
значений времени, наклонения, степени
сравнения. Формообразующий суффикс
бывает нулевым.
Словообразовательный
суффикс – словообразовательная морфема,
стоящая после корня, которая служит для
образования новых слов.
Роль
словообразовательных суффиксов очень
велика, ведь они служат для образования
однокоренных слов: писать – писа-тель;
опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные
суффиксы – великие строители слов. Ведь
с помощью словообразовательных суффиксов
образовано большинство слов.
Например,
много словообразовательных суффиксов
у существительных. Много суффиксов
обозначающих деятеля или человека
какой-то профессии: -арь, -тель, -ник,
-ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел
к нам из французского вместе с
заимствованными словами): аптек-арь,
ток-арь, библиотек-арь, учи-тель,
спаса-тель, преподава-тель, уче-ник,
защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а,
грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы
–арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать
и предметы, это второе значение этих
суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель,
тренаж-ер).
Но
есть и такие суффиксы, которые «создали»
несколько слов и больше не «работают»
— «ушли на пенсию», например, -ух и –юх:
пет-ух, кон-юх.
Роль
словообразовательных суффиксов очень
велика, ведь именно с помощью них
образованы все однокоренные слова
русского языка.(например, Учить – ученица
– учеба — учебник)
Уменьшительность,
особое языковое значение, прежде
связанное прежде всего с указанием на
уменьшение размера объекта. Как правило,
выражается морфологически – путем
прибавления определенного суффикса к
именной основе. В качестве морфологического
средства чаще используется специальный
уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик,
добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать
уменьшительное слово возможно далеко
не во всех случаях, например, если
уменьшенного слова вообще не существует:
микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные
суффиксы бывают ласкательными и
пренебрежительными. Из ласкательных
суффиксов наиболее употребительны:
К-:
гора — горка, рука — ручка, голова —
головка;
Ик-:
стол — столик, дом — домик;
Чек-:
стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из
пренебрежительных суффиксов наиболее
употребительны:
-ишк- : город — городишко,
платье — платьишко, хвастун —
хвастунишка;
-онк-/-ёнк-: лошадь —
лошадёнка, корова — коровёнка, кляча —
клячонка.
Например, слово картинка –
это картина меньших размеров.
Увеличительность
связана, прежде всего, с указанием на
увеличение размера объекта. Как правило,
выражается морфологически – путем
прибавления определенного суффикса к
именной основе. В качестве морфологического
средства чаще используется специальный
увеличительный суффикс.
Увеличительные
слова — так называются некоторые имена
существительные, образованные при
помощи известных суффиксов, выражающих
побочное понятие особой величины,
размеров, выходящих из ряду вон. Такими
суффиксами являются -ищ- (с увеличительным
значением):дом — домище, волк — волчище,
лапа — лапища.
С
помощью суффиксов образуется множество
новых слов и форм слов. Так же суффиксы
служат для образования частей речи, то
есть выполняют морфологическую роль.
Суффиксы не только помогают более точно
выразить мысли, но и придать речи более
нужную эмоциональную окраску
(положительную, отрицательную, ласкательную
или насмешливую). Суффикс показывает
отношение говорящего к тому, о чем он
сообщает – это психологическая роль
суффиксов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый тренировочный вариант №25367019 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Тренировочный вариант по русскому (КИМ): задания (ответы)
- Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами
- 23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25367019
Ответы для варианта:
Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной ОБЛАСТИ (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику. […], это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…
Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения— учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос.
Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. Втретьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить. …Когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента. Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз— это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.
Задание 1 № 38789 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) С целью воздействия на читателя, слушателя, убеждения его в чем-то и информирования в тексте используются метафоры (стимулируют мысль) и фразеологические обороты (точка зрения, на самом деле). К средствам эмоционального воздействия можно также отнести повторы (лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые ).
- 2) Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
- 3) Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.
- 4) Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
- 5) Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности.
Ответ: 1245
Задание 2 № 38790 Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это слово.
Ответ: конечно
Задание 3 № 38791 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи ОБЛАСТЬ
- 1) Крупная административно-территориальная хозяйственно-политическая единица (офиц.). Калужская область. Московская область.
- 2) Район, пределы, в которых распространено какое-нибудь явление; зона, пояс (книж.). Область вечных снегов. Область распространения вируса.
- 3) Место, занимаемое каким-нибудь органом тела с прилегающими к нему частями, или ограниченный по каким-нибудь признакам участок тела, какого-нибудь предмета (мед.). Ранение в области сердца. Боль в области ранения. Область воспалительного процесса в легких.
- 4) Административный центр, главные учреждения этой единицы (разг.). В район приехал ревизор из области.
- 5) Определенная сфера знаний, деятельности или представлений; какаянибудь отрасль наук, искусств, техники (книж.). Гигантское развитие всех областей техники. Нововведения в области производства продуктов потребления.
Ответ: 5
Задание 4 № 3572 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. свЁкла, повторИт, лекторОв, экспЕрт, профессорОв.
Ответ: лекторов
Задание 5 № 648 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Стоило бы НАДЕТЬ куртку потеплее. У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку. М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. Теперь ему тяжело давался каждый ВДОХ: что-то сжимало и жгло около самого сердца. Таблицу нужно было отредактировать, ЗАПОЛНИТЬ так, как требовалось по новым стандартам.
Ответ: единичные
Задание 6 № 12657 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.
Ответ: свою
Задание 7 № 1409 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. любимые ПРОФЕССОРА более ВОСЕМЬСОТ миллионов ЯРЧЕ солнца ПОЕЗЖАЙТЕ поездом модных СЕРЁГ
Ответ: восьмисот
Задание 9 № 30139 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) управляющий, конспиратор, напряжённый 2) раздавать (указания), явление, неувядающая (красота) 3) расстелить, воплотить, сомневаться 4) зажигать, обрамление, нагромождение 5) забежать, огорчение, оформлять
Ответ: 25
Задание 10 № 14465 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть; 2) ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный; 3) пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся; 4) с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант; 5) нап..следок, н..слаждаться, д..браться.
Ответ: 13
Задание 11 № 14648 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) забывч..вость, сух..нький 2) расстег..вавшийся, молодц..ватая 3) миндал..вый, завар..ваю 4) откле..вшись, одар..вать 5) успока..ваться, напраш..вается
Ответ: 45
Задание 12 № 14499 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) накле..вший, предъяв..т (прокурор) 2) рассмотр..шь, вынужда..шь 3) задремл..шь, задрапиру..шь 4) завис..мый, нянч..щая 5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)
Ответ: 13
Задание 13 № 12406 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Действие романа В . Набокова « П од знаком незаконнорожденных» разворачивается в (НЕ)НАЗВАННОМ полицейском государстве во главе с диктатором Падуком. В рассказе «Срезал» Шукшин показал деревенского жителя в отнюдь (НЕ)ХАРАКТЕРНОЙ роли. Наши поезда стояли бок о бок, как братья-близнецы, (НЕ)УЗНАВШИЕ друг друга, и разошлись навсегда. (НЕ)ГЛЯДЯ на товарищей, Кирилл быстрым шагом прошёл по коридору. В жизни он был излишне дипломатичен и старался действовать (НЕ)ПРЯМО, как поступил бы его отец, но обиняком, намёком.
Ответ: неназванном
Задание 14 № 3941 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт. ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень. Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник. НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.
Ответ: КВЕРХУ ТОТЧАС
Задание 15 № 88 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.
Ответ: 1234
Задание 16 № 12587 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне. 2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. 3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею. 4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями. 5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.
Ответ: 35
Задание 17 № 2928 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Оба прочитали телеграмму (1) почти касаясь друг друга головами (2) и (3) перечитав два раза (4) молча уставились друг на друга.
Ответ: 1234
Задание 18 № 3160 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Глаза (1) наконец (2) привыкли к темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.
Ответ: 34
Задание 19 № 13796 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тем временем институт уже работает над созданием одёжных тканей (1) температуру (2) которых (3) можно будет корректировать автоматически в зависимости от реакции и температуры тела (4) того (5) кто их носит.
Ответ: 15
Задание 20 № 3831 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
Ответ: 123
Задание 21 № 14094 Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.
Ответ: 14
Задание 22 № 12772 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Уолтер Грипп когда-то считал Тимоти Салливана своим другом, а впоследствии возненавидел всем своим существом. 2) Реакция друга на известие о смерти своего последнего врага разозлила героя-рассказчика. 3) Рассказчик, понимая, что его друг сдался, решил признаться ему в том, что скрывал много лет. 4) Герой-рассказчик и Уолтер дружат очень давно, со времён школы. 5) Рассказчик по профессии – бывший врач-терапевт.
Ответ: 24
Задание 26 № 12802 «Диалог двух друзей, ставший основой рассказа Рэя Брэдбери «Все мои враги мертвы», делает текст лёгким для восприятия, немонотонным. Однако, будучи лишённой авторских пояснений, такая форма требует более тщательного подбора средств выразительности, чтобы максимально полно передать содержание авторского замысла. Стоит отметить довольно частое употребление (А) (в предложениях 47, 49), а также такого тропа, как (Б) (предложение 89). Важную роль играет и такое синтаксическое средство, как (В) (предложения 25, 35, 70). Дополнительные выразительные оттенки привносит также такой приём, как (Г)(предложения 23, 48)».
Ответ: 8659
1.
… с остановками и достойными умелого рассказчика сценическими эффектами — повествование о том, каким необычным местом с точки …
Иванов Борис. Ночь пса
2.
… с остановками и достойными умелого рассказчика сценическими эффектами — повествование о том, каким необычным местом с точки … Яснов — не лишен способностей профессионального рассказчика. Радуясь, что не успел надоесть своему новому другу, Ким откланялся … хорошо знал этих двоих — Мантру-рассказчика и Дрома-хрипуна. И то, что сестра Александра явно неравнодушна …
Иванов Борис. Хроники XXXIII миров 1-5
3.
… активизировав вход, — а вовсе не рассказчиком, как Мария. Не то чтобы метисок совсем не тянуло к …
Иванов Борис. Кентавр на распутье 1-2
4.
… я его еще помню (тут рассказчик краснеет, очевидно от мороза), простой был крепостной мужик и в … ему жарко, душно. Здесь второй рассказчик багровеет, как видно от выпитого чаю. Собеседники осторожно некоторое время …
И. Ильф, Е. Петров. Рассказы и фельетоны
5.
… одного почтения к преклонным годам рассказчика. Для Фебрера эти мирные ночные беседы уже не повторятся! Он …
Ибаньес Бласко. Мертвые повелевают
6.
… которых уволили из армии. Главный рассказчик и герой материала — подполковник Заремба. На этот раз человек-памятник …
Иванов Николай. Спецназ, который не вернется
7.
… вглядываясь через монокуляр, Светлан подхлестывал рассказчика короткими репликами, направляя на то, что интересовало самого, — и постепенно …
Иванов Сергей. Крылья гремящие 1-4
8.
… разговор и позволила себе перебить рассказчика, чтобы самой высказать давно наболевшие мысли. — О да! Теперь все … эпизод дня, обрастая в устах рассказчиков все новыми и новыми подробностями, мгновенно разлетелся по всему Питеру …
Иванов Егор. Вместе с Россией 1-3
9.
… Оттар вырастал до размеров Тора. Рассказчики гордились судьбой, пославшей им счастье сражаться на берегах Гандвика, и …
Иванов В.Д.. Повести древних лет
10.
… зародились от века… Гаснет голос рассказчика. Далекий вой нарушает покой ночи. Оборотень ли бродит? Или души … Нет таких. Как урок, повторяет рассказчик науку о мире, заученную с голоса других таких же. — За … не видал иных строений, и рассказчик, но, увлеченный невиданным, продолжает: — Дома из белого камня у ромеев … люди ромеи? Поняв смысл вопроса, рассказчик собирает слова. С трудом. — Из людей всех жесточе они: таковы … ромеи не разбегутся? Того и рассказчик не понимает. И отвечает попросту: — Некуда им убегать… 5 В …
Иванов В.Д.. Русь Изначальная 1-3
11.
… Тотог» его знали как интересного рассказчика. Показалось, что командир и Лейдиг заранее сговорились отвлечь офицеров от …
Зонтаг Ш., Дрю К.. История подводного шпионажа против СССР
12.
… пресловутые прятки не вымысел досужих рассказчиков?» и так далее. Но поскольку роль, добровольно принятая Динноталюцем, лишала …
Зорич Александр. Рассказы
13.
… он считал, что они превосходные рассказчики. В тот вечер беседа заменила игру, и Гриве простодушно воскликнул …
Золя Эмиль. Тереза ракен
14.
… Фома Григорьевич, и души внуков — рассказчиков «Вечеров» — откликаются ей. «7» Все, кто помнит Гоголя в ту … здесь уже не душа отвлеченного рассказчика, а душа Гоголя, ибо это он стоит на коленях перед … душ». Это настроения не автора-рассказчика, а самого Гоголя, который вступает в пору своих тридцати лет …
Золотоусский Игорь. Гоголь
15.
… в едином порыве поддались обаянию рассказчика. Священник начал с детства Бернадетты в Бартресе. Она росла у … Паломники не спускали глаз с рассказчика, все головы, причудливо освещенные коптящими лампами, повернулись к Пьеру. И … убежденная! Со всех кроватей на рассказчика глядели сочувственные, страдальческие лица. Эта страшная, зловонная палата, исполненная ночной …
Золя Эмиль. Лурд
16.
… мог его поймать. Против ожидания рассказчика, дурной поступок Паниковского не вызвал со стороны Остапа осуждения. Бендер … звучный полновесный стон гибнущего индивидуума. Рассказчики на миг смутились, но очарованье неожиданных богатств, льющихся из карманов …
И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок
17.
… лифтером. Дойдя до этого места, рассказчик остановился. — Что же случилось с вами потом? — нетерпеливо спросил один …
И. Ильф, Е. Петров. Одноэтажная Америка
18.
… во всеобщего любимца — был запевалой, рассказчиком и жадно хватался за самые рискованные поручения, стремясь во что …
Зубчанинов В.. Повесть о прожитом
19.
… Но он даже не пошевелился. Рассказчик не умолкал. Голос его был скрипуч и тих, но его … Прошу прощения, милостивый гиазир, — прервал рассказчика молодой тенор, — кажется, наш гость уже в сознании. Хватит придуриваться … своих когтистых лапках руку седовласого рассказчика. Сомнений в том, что они любовники, у Эгина, разумеется, не …
Зорич Александр. Свод равновесия 1-2
20.
… нотка, устраняю- щая всякую преграду между рассказчиком и слушателем. В «Рассказах Синебрюхова» многое говорит о большой культуре … да» и «нет». Простодушно-на- ивный рассказчик уверяет всем тоном своего повествования, что именно так, как он … повадился регулярно ходить к герою-рассказчику, вымо- гая у него полтинники. Когда тому надоело все это, он … обиделся», — меланхолически отметил в финале рассказчик. Нелегко Косте Печенкину скрывать двоедушие, маскиро- вать трусость и подлость выспренними … невежеством, хамством. Не случайно герой-рассказчик видит мещанский уклон в том, что Васю Растопыркина — «этого чистого …
Зощенко Михаил. Избранное в 2-х томах
21.
… куда его должен был направить рассказчик. В результате противоречия идеи и формы происходят как бы непрерывные … Кристина. Впрочем, как сообщает далее рассказчик, воинственного характера своих предков он не унаследовал. Автор пускается в …
Ирвинг Вашингтон. История Нью-Йорка
22.
… требуется для того, чтобы всякий рассказчик мог облечь свой рассказ соответствующей долей вымысла и в подернутых … славою одного из самых солидных рассказчиков, и мы попросили его не бояться подробностей. И пока, посасывая …
Ирвинг Вашингтон. Рип ван Винкль
23.
… вам такой интерес, но хороший рассказчик всегда старается придать своим историям четкую форму, даже если они … Слушателям может показаться, что присутствие рассказчика в сновидениях спящего англичанина вносит в повествование элемент фантастичности. Однако … Каиру я известен как правдивый рассказчик и опытный гид при осмотре здешних чудес. Безусловно, есть у … воображать, будто остаются невидимыми для рассказчика. Причем касасиунов готовили к тому, чтобы всячески им в этом … рассказывает, и, к несчастью, смерть рассказчика в разгар его рассказа действительно порождает кое-какие специфические проблемы …
Ирвин Роберт. Арабский кошмар
24.
… я растерялась. Какой из меня рассказчик? Я сейчас как собака — все понимаю, а сказать ничего не … Я с подозрением покосилась на рассказчика. — Ты нашел дачу Бешеного? Это тебя они ждали? Их восемь …
Ильина Лариса. Вредность не порок
25.
… всего лишь плод моего воображения. *** Рассказчика звали Горб. Его профессия осталась мне неизвестной, а вот его …
Интерпресскон. Микрорассказы 1997-2000 гг.
26.
… непосредственно связан с про- блемой бытия. Рассказчики в диалоге оказываются перед непроясненностью термина «бытие», который они используют … Трехгрошовой опере» Б.Брехта, четыре рассказчика в «Шуме и ярости» у У.Фолкнера, четыре версии легенды … Н., организованный извне, посредством внесенного рассказчиком сюжета, организующего повествование. По оценке Й.Брокмейера и Р.Харре … обстоятельст- ва он и может являться рассказчиком, принципиально отличаясь от другого выделяемого в контексте Н. субъекта — его …
История философии. Энциклопедия.
27.
… страшных историй, передаваемых от очевидца рассказчикам-слушателям с последующими всевозможными, порою невероятными — искажениями. Что же такое …
Исханов Олег. Вампиры и оборотни среди нас
28.
… спросил мой друг. — Нет, — пояснил рассказчик, — броневик по дороге свернул, но мы захватили вокзал. — Я так …
Искандер Фазиль. Стоянка человека
29.
… том дело, что пожалел, — пояснял рассказчик, — но они не любят, чтобы рядовые кролики видели, как они … тает, как цветочный нектар, — отвечал рассказчик, — но пока до рта донесешь, говорят, мажется, потому как наинежнейший … И тут кролики вместе с рассказчиком замирали и, громко глотая слюни, представляли, как нежнейший овощ тает … приятный рассказ. — Увидеть нельзя, — отвечал рассказчик многозначительно, — потому что он теперь засекречен как знающий месторасположение плантации … горячится, может быть стараясь через рассказчика воздействовать на кроликов. Вот поясняющий пример. Бывает, зайдешь к знакомому …
Искандер Фазиль. Кролики и удавы
30.
… этого намерения. Таким образом, правдивость рассказчика нужна самому рассказчику прежде всего, это форма его борьбы с собственным распадом, можно … и один из первых ее рассказчиков, сам попал впросак после того, как победила более правдоподобная версия … мельничный жернов одновременно. При этом рассказчик не забывал указывать и на крутизну берега, куда мельник должен … этом оказался лежащим в воде. Рассказчику, конечно, только этого и надо было, и он всю эту … замурованных в этой части крепости, рассказчику ничего не известно. Можно только предполагать. Скорее всего, они покончили …
Искандер Фазиль. Санго из Чегема 1-3