Режиссер из Петербурга о казанской «Тени» с песнями БГ, декодировании сказок и смысле жизни
Недавняя премьера по знаменитой пьесе Евгения Шварца «Тень», случившаяся в зеркальном репетиционном зале Казанского ТЮЗа, стала едва ли не самым ярким событием конца календарного года в театральной жизни столицы РТ. Спектакль известного петербургского режиссера Петра Шерешевского вырос из эскиза, представленного на лаборатории «125» по случаю 125-летия со дня рождения уроженца Казани Шварца. В интервью «БИЗНЕС Online» Шерешевский рассказал о том, как перед самой премьерой добавил актерам в текст слова «диссидент» и «либерал», почему постановка любого спектакля — это не конечная цель, а процесс и есть ли у него желание возглавить театр в Татарстане.
Петр Шерешевский: «Конечно, я бы мечтал о большом своем театре в Москве или Петербурге, но пока я счастлив и тем, что есть»
Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа
«Я не должен был приезжать на премьеру, но почему-то у меня сердце было не на месте»
— Петр, не опасались ли браться за Шварца, тем более за «Тень» — пьесу, которая вместе с «Драконом» и «Голым королем» есть не что иное, как острый политический памфлет? По нынешним временам это смело само по себе.
— Я думаю, мы живем в таком обществе, в котором необходимо говорить о каких-то острых вещах. Слава богу, театр — ниша, где это пока возможно и, надеюсь, будет продолжать быть возможным. Это первое. Во-вторых, то острое политическое звучание, вы не поверите, возникло буквально за час до премьеры.
Петр Юрьевич Шерешевский — режиссер театра и кино, драматург.
Родился в 1972 году в Ленинграде.
В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по кафедре режиссуры (мастерская профессора И.Б. Малочевской). В
1997–1999 — режиссер в театре им. Комиссаржевской (Санкт-Петербург).
В 2004 году стажировался в студии при национальном театре Лондона.
2010–2011 — главный режиссер Новокузнецкого драматического театра.
2014–2016 — главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск).
С 2015 года — главный режиссер Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург).
Поставил более 50 спектаклей в разных городах России.
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», неоднократный номинант высшей театральной премии России «Золотая маска».
— Каким образом?
— То есть спектакль был… Мы уже выступили на лаборатории, потом сыграли на сдаче спектакля за неделю до премьерного показа. Сейчас я даже не должен был приезжать на премьеру, но почему-то у меня сердце было не на месте, думаю: «Как это — первая премьера в моей жизни более чем из 50, на которой меня не будет?» Как-то это странно. Поэтому я написал Радиону (Букаеву — главному режиссеру Казанского ТЮЗа — прим. ред.), тот договорился с директором, они с радостью меня пригласили, спасибо им. Я выкроил этот день, прилетел, и мы днем делали прогон.
Спектакль был практически таким же, мы дописали буквально 2–3 фразы и чуть-чуть сменили акценты. Все было точно так же, но ни пришей ни пристегни оказалась вся эта история с министром из Шварца. Непонятно, при чем это все здесь. Потому что история только о любви и поиске человека.
— Вы добавили актерам в текст слова «диссидент» и «либерал»?
— Да, мы их добавили, сделали главного героя уволенным с работы. Буквально за час до спектакля мы это сделали — и как бы возникло другое звучание, хотя, конечно, для меня это прежде всего спектакль о любви, взаимоотношениях человека со своим взрослением, фобиях, страхах любви.
Все-таки это главное. Просто мы живем в социальном мире и как бы рассказывать в безвоздушном пространстве данную историю невозможно, точно так же как и у Шварца это сказка о любви. Притом, что она вроде бы погружена в какие-то сказочные такие социальные реалии, все равно это сказка о любви, чем и цепляет…
Из сказки это пришлось вытаскивать, потому что в сказке-то просто добро и зло, но все-таки это части одной личности и то, что главный враг себя — это ты сам. Да, и разговор с самим собой разных частей одного и того же человека — мне кажется, это тоже очень живая и сегодняшняя тема.
— Знаю, вы изначально говорили, что этот спектакль для вас — очень личная история. И всю премьеру я пытался понять, что могло быть источником этого вдохновения. Сначала показалось, что это история большой юношеской любви, закончившейся печально. Потом вспомнил, что вам на следующий год должно исполниться 50 лет и вы грустите и рефлексируете по этому поводу. Наконец, в финале уже думалось о судьбах либерально мыслящих людей, которым в современной России остаются только пьяные разговоры на кухне. Что-нибудь из этого верно?
— Все. Из этого верно все. Конечно, мы опираемся на свой жизненный опыт, но искусство — это все-таки не исповедь, а перерабатывание каких-то жизненных впечатлений в живые истории, но все-таки это конструкции. То есть я не могу сказать, что у меня в юности была страшно триггерящая история и я поэтому отказался от любви, хотя, может быть, где-то это и близко. Но вы совершенно правильно формулируете: это история того, как человек, пережив очень болезненную любовь, сказал себе, что больше в эту сторону не пойдет никогда, потому что не хочет испытывать боль, а хочет быть защищенным. С одной стороны, это как бы попытка сохранения трезвого ума и душевного комфорта, с другой — его самого это приводит к ощущению полной душевной выхолощенности и пустоты. В основном история об этом. Конечно, все остальные темы, которые вы называете, тоже присутствуют, но уже как обертон.
— Но разве это не обычная история взросления человека, желающего действительно уйти от какой-то излишней боли в отношениях и становящегося менее чувствительным? Мы все через это проходим…
— В общем, да, это история взросления, но не совсем естественного, потому что человек создал себе некую мозговую схему, он придумал себе некий символ веры, который будет защищать его от болей в жизни. Именно об этом разговор. То есть понятно, что человек с возрастом становится спокойнее… Хотя черт его знает, по-разному бывает. Но это разговор именно о фрустрирующих моментах, заставляющих человека делать себе самому лоботомию, и о том, как с этой лоботомией потом этот человек живет.
«Конечно, мы опираемся на свой жизненный опыт, но искусство — это все-таки не исповедь, а перерабатывание каких-то впечатлений жизненных в живые истории, но все-таки это конструкции»
Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа
«Шварц — прекрасный драматург, с ним интересно»
— Что для вас Евгений Шварц в этом спектакле?
— Известно, что Шварц очень тяготился своей ролью сказочника, все хотел писать что-то всерьез. И понятно, что роль сказочника — это им сознательно выбранная такая внутренняя эмиграция от тоталитарного государства, попытка найти себе нишу, в которой он может быть искренним, в которой он может не врать, но как бы спрятавшись за эту сказочную форму. Самое интересное и самое прекрасное в пьесах Шварца — это именно то, что ты чувствуешь под ними какую-то глубину личностного, прожитого материала, болезненного человеческого отношения к миру, к стране, к, собственно, очень личным темам. Потому что личные темы для него, мне кажется, все-таки главные. И интересно именно декодировать его, то бишь из этих сказок вынимать то, собственно, что являлось вдохновляющим. И вот этот опыт декодирования превращает сказку уже во что-то иное.
— То, что знаменитый писатель родился в Казани, как-то влияло на процесс вашей работы?
— На процесс никак, но это влияло на то, что лаборатория «125» в принципе возникла. Ну понятно, что Радион сочинил ее именно потому, что исполнилось 125 лет со дня рождения, именно потому, что Шварц родился в Казани. Он прекрасный драматург, с ним интересно. Это уже второй Шварц в моей режиссерской жизни. До этого я делал «Обыкновенное чудо». И там тоже занимался, собственно, тем же самым опытом какого-то декодирования. Это очень любопытно — с ним взаимодействовать.
— Весь спектакль у вас звучат Борис Гребенщиков и «Аквариум». Что это, некая непреходящая ценность? Или соображение о том, что вчера было лучше, чем сегодня, поэтому и звучат именно старые вещи?
— Это скорее такая попытка задания маркера времени, потому что «Аквариум» существует в очень разных качествах в спектакле. А когда мы делали эскиз, там была только одна песня, финальная, «Поезд в огне»… Ну как раз о том, что вы говорите,— мы всё продолжаем петь одну и ту же песню, которую написали 20 лет назад, о том, что мы прорвемся, будем свободными, а свободы никакой и не наступает, мы на кухне всё орем эту песню, которая уже бородатая.
А потом я стал искать какие-то маркеры времени и понял, что «Аквариум» очень хорошо его маркирует, потому что, когда ты включаешь песни 90-х для ощущения именно той эпохи, они задают очень точно время. И действительно, у меня, как человека, прожившего 90-е, при виде этого всего срабатывает какая-то щемящая ностальгия.
— Вы режиссер с большим опытом. После премьеры уже понятно, какая судьба ждет казанскую «Тень»?
— Это зависит от энергии театра. Это не зависит… То есть, конечно, зависит от спектакля. Он мне нравится. Мне кажется, очень живые артисты. Думаю, возникла очень живая история. Полагаю, есть просто большие артисты в этом спектакле, а хороши все.
— Назовете имена больших артистов?
— Ну тогда остальные будут думать, что они не большие… Я всеми очень доволен. А дальше судьба зависит уже от энергии театра: поехали на какой-то фестиваль или не поехали, договорились на какие-то гастроли или не договорились и так далее. Как бы это непредсказуемые вещи.
Бывают театры, которые в этом активны, — и тогда у спектакля получается какая-то более шумная судьба. Бывают менее активные — тогда судьба потише. Но, в общем, на самом деле, надеюсь, что спектакль будет здесь идти достаточно регулярно, и это меня уже очень радует. Потому что Казань — это не Серов: да, здесь есть зритель, есть с кем разговаривать.
— Не возникало ли мыслей перенести спектакль после лаборатории из зеркального репетиционного зала ТЮЗа на основную сцену?
— Нет. Просто когда что-то рождается в конкретной какой-то ситуации, не хочется это ломать, потому что, я думаю, тогда надо было сочинять совсем другой, новый спектакль, и на подобное у меня просто не было времени.
— Фотографии со спектакля возбудили отдельных наших читателей, которые писали гневные комментарии. Как по мне, так красота женского тела передана очень нежно и трепетно, и строго говоря, ничего не видно сверх дозволенного. Как актрисы ТЮЗа, с которыми вы работали, отреагировали на вашу режиссерскую идею?
— Во-первых, это издание сознательно спровоцировало шум, сделав обложкой публикации фотографию, на которой спит полуобнаженная девушка. И центр композиции — ее попа. Это фотография со спектакля, но фотография случайная. Так легла, иначе говоря, повернулась, сползла простыня… Этот момент даже не попадает в зону внимания зрителей. Я, по большому счету, ничего против такой провокации не имею. Понятно, что задача медиа — вызывать сильные эмоции своих читателей. Но люди, пишущие возмущенные комментарии, — это не театральные зрители. Они, может быть, в театре-то были последний раз в прошлом тысячелетии. Это такие специальные ханжи-тролли, блюстители скреп, сидящие у своих компьютеров и ищущие, по какому поводу бы крикнуть: «Ату!» И издание сознательно подкинуло им повод, угля в топку. Ответственность за этот шум лежит на издании, а не на спектакле.
Если же отвечать по сути, то я считаю очень важным в сегодняшнем театре работать с телесностью. Мы люди, мы тела и души, мы любим, и это связано с нашей сексуальностью. Невозможно рассказывать о душе, минуя тело. И актеры — живые сегодняшние люди — прекрасно это понимают и чувствуют.
Они понимают, что их тело — такой же актерский инструмент, как голос. Что суть исследования — это исследование души человеческой. И ничего стыдного нет в человеческом теле. Оно прекрасно.
«Я понимаю, что это какой-то очень ценный спектакль, «Иваново детство», который в ТЮЗе возник»
Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа
«Если ты это делаешь в городе, где практически не живут люди…»
— В целом какое у вас впечатление от Казанского ТЮЗа? В Казани он считается театром с непростой судьбой, зданием, требующим реконструкции, репертуаром, тоже вызывавшим в прошлые годы вопросы.
— Я-то видел театр на лаборатории, по сути дела. И лаборатория была очень удачной. Те артисты, с которыми я встретился, прекрасны. Две другие работы на «125» — режиссеров Мити Егорова и Артема Устинова — мне очень понравились. Мне показалось, что они сильные и осмысленные. А артисты в них, соответственно, выглядели сильными и осмысленными. Поэтому у меня было очень приятное ощущение. Кроме того, у вас спектакль опять же в этом году выдвинут на «Золотую маску» — это тоже дорогого стоит. Я понимаю, что это какой-то очень ценный спектакль, «Иваново детство», который в ТЮЗе возник. Радион у вас появился — человек с большой энергией двигать и развивать театр. Так что у меня ощущение какого-то очень живого и интересного процесса, который здесь может происходить.
— По городам, в которых вы ставили, можно изучать российскую географию. Есть ли в нашей провинции этот самый живой и интересный театральный процесс?
— Ну как?.. Ты всюду приезжаешь и всюду, в общем, практически встречаешь живых изголодавшихся по интересной работе артистов, поэтому, когда я что-то делаю, мне интересно всюду. Другой вопрос, если ты это делаешь в городе, где практически не живут люди, то возникает сильная фрустрация на тему того, что ты сделал и для чего это теперь… Ты понимаешь, что на премьере сидят 50 процентов его потенциальных зрителей, а дальше спектакль станет играться раз в два месяца и будет сидеть 10 процентов зрителей… И для кого вообще в этом городе? Я как раз не о Серове говорю. Когда я ставил, хоть это малюсенький город (по-моему, 70 тысяч жителей), там они как раз в тот момент очень активно этим занимались и как-то сумели даже из этого странного города к себе привлечь внимание. Но очень часто бывает, что ты, получив удовольствие, с растерянностью и печалью смотришь на то, как дальше спектакль будет жить. Но живое происходит всюду, интересное — тоже.
— Вы были главным режиссером в драмтеатрах в Новокузнецке и Ижевске, но не очень долго. Мешали личные причины?
— Это каждый раз были какие-то дурацкие стечения обстоятельств. Я и там и тут готов был оставаться… Не могу сказать, что всю жизнь, но лет пять как минимум.
— Директор хотел, чтобы вы были при театре постоянно?
— Ну да, из серии того, что ты должен постоянно быть здесь, а если… Сначала все говорили: «О, ура! Полгода ты здесь, полгода ты не здесь — нормально». А через полгода начинали говорить: «О-о-о, а кто же будет присматривать за труппой?» А потом какие-нибудь люди начинали говорить: «А вот в нашей деревне такие серьезные репертуары, зачем нам это нужно?!» Я начинал ломать репертуарную политику театра в сторону более серьезного, более сложного театра. И на этом… возникали не то что конфликты, но такая ситуация, когда проще разойтись и продолжить дружбу, чем устраивать войну. Потому что свет клином не сошелся ни на Новокузнецке, ни на Ижевске. Но и в том и другом театре после того, как я уже уходил из главных режиссеров, в Новокузнецке затем я спектаклей 10, наверное, поставил, в Ижевске — тоже штуки четыре. С Новокузнецком у меня до сих пор любовь и дружба, с Ижевском — к сожалению, поменьше. Жизнь меняется, что-то течет. Это такие были, как сказать, конфликты или не конфликты, но на уровне «главный режиссер — директор».
— От вас Рэя Куни и Нила Саймона ждали?
— Ну практически.
— И у вас они есть в режиссерской биографии, пусть и давно.
— К сожалению… Да, это происходило давно, и это было таким, как сказать… Нет работы, тебе говорят: «Приедешь ставить Нила Саймона». Работать хочется — ты едешь ставить Нила Саймона. Понятно, что зарекаться ни от чего нельзя вообще в этой жизни.
У меня случилась очень смешная история: меня, по-моему, в 2000-м звал Александр Прокопьевич Кулябин (директор новосибирского театра «Красный факел» — прим. ред.) к себе главным режиссером. Я говорил: «С удовольствием, с удовольствием». Мы поехали к нему на дачу, я ему рассказал, что у нас не будет никакого Рэя Куни, у нас не будет никаких вот этих дурацких комедий, он покивал-покивал-покивал, потом приехал в Питер, сказал: «Тут вот мне надо комедию поставить, вот здесь какой-то режиссер». Не буду сейчас фамилию называть. Мы сидели и смотрели его петербургский спектакль. Кулябин говорил: «Как это может быть?! Почему у нас, в Питере, такие спектакли идут?! Ужас какой! Ну ладно, мне комедию поставить». В общем, этот режиссер стал его главным режиссером на несколько лет вместо меня, а я буквально через два месяца поехал ставить Рэя Куни в Одессу, потому что никакой другой работы не было. Так что зарекаться ни от чего невозможно, то есть лучше не произносить этого, но, конечно, в эту сторону ходить не очень интересно.
«Вообще в чем смысл жизни нашей? Чтобы от точки А (рождения) до точки Б (смерти) каким-то образом растить свою душу. Что будет дальше, неведомо»
Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа
«Я не работаю для публики, а просто занимаюсь познанием через театр»
— Вы в своих интервью говорите, что работаете для, условно, интеллектуальной театральной публики, составляющей, допустим, 5–10 процентов от всех зрителей. Это принципиально важно?
— Да. Только я не работаю для публики, а просто занимаюсь познанием через театр. Это такой разговор уже о смысле жизни, но давайте коротенько расскажу, что я об этом думаю.
Вообще в чем смысл жизни нашей? Чтобы от точки А (рождения) до точки Б (смерти) каким-то образом растить свою душу. Что будет дальше, неведомо. У меня есть какие-то там предположения, у других людей они другие. Я верю в реинкарнацию, кто-то в нее не верит, кто-то верит в то, что мы белковые тела, кто-то верит, что мы попадаем в рай и ад и так далее. Но в любом случае для меня очевидно, если ты растишь свою душу, то на следующем этапе, каким бы он ни был, начинаешь с чуть более высокой ступеньки. И в этом, собственно, и есть смысл нашего делания. И искусство — один из тех тренажеров, которые позволяют тебе это с собой делать. Спектакль — это вовсе побочный продукт. Но этот побочный продукт вырастает как гриб из грибницы. Другое дело, что данный побочный продукт нужно сделать идеальным для того, чтобы этот тренажер работал, иначе это бессмысленно, с одной стороны. С другой — этот побочный продукт является пусковым механизмом для кого-то другого, для того чтобы пустить какую-то цепочку размышлений и работы над своей душой. То есть в этом всем есть смысл, но, по сути дела, спектакль — это не цель, а процесс.
— Вы главный режиссер негосударственного театра, камерного театра Малыщицкого в Петербурге. Как живется негосударственным театрам, особенно в период пандемии? Приходится ли выживать?
— А никак это не связано с последними годами. Я люблю наш театр, пытаюсь выстраивать какую-то там репертуарную политику живого осмысленного театрального места в Питере. Думаю, что зал на 90 мест в центре Петербурга может заполняться до отказа и на самые сложные названия, и на самую сложную драматургию, режиссуру и так далее. И как бы есть возможность заниматься искусством. Но сложность заключается в том, что нам удается получать всякие гранты на то, чтобы мы могли делать спектакли, сам я зарабатываю деньги, работая в больших государственных театрах…
— То есть ваша работа в камерном театре Малыщицкого — это своего рода волонтерство?
— Ну да, да. Но проблема в том, что артисты наши находятся в нищенском состоянии, и изменить это никак не получается. И вот это моя главная головная боль… Люди приходят туда, потому что понимают: здесь интересно, здесь искусство, живой театр, проводят там 3–4–5 лет. Но затем понимают, что перспектив нет никаких, то есть я стану заниматься живым театром, а деньги должен буду зарабатывать по-прежнему неизвестно где и неизвестно как. И, пока у меня нет семьи, я еще могу себе это позволить. Как только появляются семья и дети, все это становится в разы сложнее. И происходит, в общем, такое выгорание. То есть я там 7 лет, по-моему, или 8 главный режиссер — и, по сути дела, сменилось уже три поколения. Ну как бы хорошие артисты, которые пенсионеры, остаются, а вот все, что молодое, работает по 3–4 года, а потом кто-то остается в спектаклях старых, но уже не принимает участия в новых, кто-то просто уходит, и приходится делать вводы… То есть вот это ощущение бесперспективности с точки зрения социальной очень давит… Даже бесперспективности не с точки зрения меня, а с точки зрения команды, которую мы там пытаемся собрать, это тяжелая ситуация в данном смысле.
— Вы несколько лет назад в интервью говорили, что не нужны родному Петербургу как режиссер. Получается, с тех пор что-то поменялось?
— У меня есть свой театр, слава богу, но приглашений за последние 10 лет просто не было. Но вот сейчас у меня будет, тьфу-тьфу-тьфу: мы договорились с двумя государственными театрами, я буду ставить там весной и осенью два спектакля.
У нас в этом смысле консервативно закрытый город. К сожалению, в очень многих театрах проще позвать своего артиста, чтобы он поставил что-нибудь, а потом этот артист как-то постепенно дорастает до режиссера, чем развернуться, покрутить головой и посмотреть, какие режиссеры ходят по Санкт-Петербургу.
— Хорошие петербургские режиссеры постоянно жалуются на театральные порядки в городе. Одновременно в Северной столице полно таких полубесхозных государственных театров, которые делают непонятно какие спектакли и непонятно для кого.
— Нет, они все «хозные». В том-то и дело, что всюду сидит какой-нибудь человек. И такие люди достаточно симпатичны, но они абсолютно сидят… Почему-то в провинции у театров есть амбиции куда-то прорваться и чего-то там достичь, а в Петербурге практически у каждого театра вроде есть амбиции, но не на уровне «мы позовем режиссера, создадим что-то», а на уровне «у нас все хорошо». Нам бы дали «Маску», вот нам, которые здесь сидят. Было бы очень хорошо. Но для этого что-то делать, куда-то двигаться и как-то меняться мы вообще не готовы от слова «совсем» — ну по моим ощущениям. И действительно, это такой путь стагнации.
«Я счастлив тем, что есть, потому что у меня работа интересная, и она есть»
Фото: пресс-служба Казанского ТЮЗа
«Челны — это не Казань»
— Я уже напомнил о вашем возрасте. Не устали ли в без малого 50 лет колесить по городам и весям?
— Конечно, я бы мечтал о большом своем театре в Москве или Петербурге, но пока я счастлив и тем, что есть. Понятно, что мечты всегда есть. Наверное, если ты получаешь большой театр в Москве или Петербурге, то начинаешь мечтать о том, чтобы снимать кино в Голливуде. Я условно говорю. То есть пути для роста всегда есть… социального. Я счастлив тем, что есть, потому что у меня работа интересная и она есть. Я не могу выкроить свободное время под ничто, потому что все время занят. Ну конечно, хотелось бы большего, да, и есть ощущение, что лучшие годы идут, идут, идут. Но надеюсь, что еще лет 15 у меня есть сильных, активных.
— Театр в регионе больше нет желания возглавить?
— Театр в регионе… Если Новосибирск или Екатеринбург, даже Казань, наверное, я бы всерьез это рассматривал. Совсем в регионе уже не очень хочется, потому что я понимаю, когда ты берешь театр, туда нужно очень всерьез вкладываться. То есть это понятно, что ты перестаешь ездить, а свой театр в Петербурге я бросать не хочу. По сути дела, у тебя остается одна постановка в год где-то еще, кроме своего театра одного и своего другого. И тогда ты хотя бы должен понимать, что этот театр имеет зрителя и обратную связь. Это важно.
— Можете назвать три своих спектакля, которые сейчас идут в российских театрах, на которые вы бы позвали зрителей?
— Мне сложно с этим, потому что я все люблю, честно говоря, но просто могу последние назвать. Вот последние две работы: выпустил в Южно-Сахалинске «Атиллу» Замятина, в новосибирском «Красном факеле» — «Тайм-аут» Марины Крапивиной. «Тайм-аут» на «Маску» попал тоже — мы радуемся. «Атилла», мне кажется, тоже очень для меня важная, энергичная и сложная работа получилась.
Еще похвастаюсь, раз уж даю интервью: мы на «Маску» попали и с камерным театром Малыщицкого впервые, что тоже нас очень радует. Может, как-то это немножко изменит нашу судьбу — уж не знаю, каким образом… И для театра это тоже способ роста, попали с пьесой Аси Волошиной «Дания тюрьма».
Я в Пскове люблю спектакли свои: и «Село Степанчиково», и «Ревизор». Что там еще за последнее время было?.. Я просто могу перечислять последние работы.
— Может, если получить наконец «Маску», а вы номинировались уже много раз, режиссерская судьба несколько изменится?
— Не знаю. Но, если получить «Маску», наверное, предложений станет больше.
— Нет ли в ближайших планах постановок в Татарстане? В Казани или, например, в Челнах, где вы делали два спектакля с «Мастеровыми».
— В ближайших планах нет. Меня Армандо Диамантэ (директор театра «Мастеровые» — прим. ред.) сейчас звал главным режиссером в «Мастеровые», но я как раз отказался. Все-таки Челны — это не Казань, не Новосибирск и не Екатеринбург.
Автор – Джон Кейбл, Windows Servicing and Delivery
Сегодня открывается доступ к Windows 11 – как на новых устройствах с предустановленной Windows 11, так и на соответствующих требованиям устройствах с Windows 10. Windows продолжает оставаться неотъемлемым элементом общения, обучения, игр и работы для более чем миллиарда людей. Windows 11 помогает вам стать ближе к тому, что вы любите, расширяя для вас границы возможного в творчестве и продуктивности и при этом усиливая критически важные составляющие, такие как безопасность и надежность. В этой публикации я расскажу, как будет проходить взвешенный поэтапный процесс обновления до Windows 11 и как обновить систему, когда ваше устройство готово.
Обновление до Windows 11
В нашем подходе к запуску Windows 11 мы применяем хорошо зарекомендовавшие себя системы и процессы, используемые для 1,3 миллиарда устройств с Windows 10, которые мы поставляли и обслуживали на протяжении более 5 лет. Мы будем использовать взвешенный поэтапный процесс для перехода на Windows 11 – так же, как ранее для функциональных обновлений Windows 10. Наша цель – обеспечить вам плавный переход к новой системе. Прежде всего, мы предложим обновление для соответствующих требованиям устройств1,2. Затем, как и в случае с предыдущими запусками, мы будем изучать данные о работоспособности устройств и другую информацию, чтобы определить, с какой скоростью можно предлагать Windows 11 в Центре обновления Windows.
Со временем мы сделаем Windows 11 доступной для всех существующих (на рынке) устройств, которые соответствуют требованиям к аппаратному обеспечению, параметрам надежности и другим характеристикам, влияющим на процесс обновления. Если у вас есть ПК на Windows 10, отвечающий требованиям для обновления, на странице настроек в Центре обновления Windows со временем появится информация о доступности обновления. Мы ожидаем, что все соответствующие требованиям устройства на Windows 10 получат обновление до Windows 11 к середине 2022 года.
4 октября 2021 года – это также старт нового 24-месячного жизненного цикла версий Windows 11 Pro и Windows 11 Домашняя.
Как получить Windows 11
Устройства с Windows 11
Начиная с сегодняшнего дня, целый ряд новых интересных устройств доступен с предустановленной Windows 11, а новые устройства, которые еще поставляются с Windows 10, первыми получат обновление.
Устройства с Windows 10
Если сегодня вы используете Windows 10, вы можете проверить, соответствует ли ваше устройство требованиям (минимальным требованиям для установки Windows 11) для обновления, с помощью приложения PC Health Check. Затем посмотрите, готово ли обновление Windows 11 для вашего устройства. Для этого откройте Центр обновления Windows (Параметры > Обновление и безопасность > Центр обновления Windows) и нажмите Проверить наличие обновлений3. Если ваше устройство соответствует требованиям и обновление готово, появится предложение загрузить и установить его: если вы готовы установить Windows 11, просто выберите Загрузить и установить сейчас.4 Для получения дополнительной информации об обновлении до Windows 11 посмотрите это видео.
Взвешенный поэтапный подход к переходу на Windows 11 означает, что мы будем предлагать обновление в Центре обновления Windows, когда, согласно данным, ваше устройство будет готово, поскольку наша цель – обеспечить вам качественный опыт. Если мы обнаружим, что на вашем устройстве есть проблемы, например несовместимость приложений, мы можем отложить обновление до момента, когда проблема решится. Узнать подробнее о статусе обновления до Windows 11, отложенном обновлении и о том, по каким причинам обновление вашего устройства может быть отложено, можно на странице Состояние выпуска Windows. Чтобы узнать больше о способах установки Windows 11, посетите эту страницу.
Информация для пользователей версий Enterprise и Education
Windows 11 разработана специально для эффективной гибридной работы и обучения. Мы модернизировали пользовательский опыт, при этом сохранив привычные ощущения. По сути, Windows 11 построена на постоянном, совместимом и знакомом вам фундаменте Windows 10. Вы можете планировать обновление до Windows 11, готовиться к нему и проводить его, продолжая использовать те же процессы, политики и приложения для управления, что и в Windows 10. Свежая информация о новых функциях для коммерческих организаций представлена в публикации Windows 11 доступна уже сегодня, чтобы вашим сотрудникам было еще удобнее работать в гибридной среде.
Если вы ИТ-администратор, мы рекомендуем вам начать целевое развертывание уже сейчас в рамках регулярного обновления Windows Update. Список новейших ресурсов и инструментов доступен в материале Инструменты для эффективного развертывания Windows 11. Кроме того, чтобы вам было проще развертывать Windows 11, мы создали новые возможности в Endpoint analytics – они помогут вам оценить готовность вашей организации к Windows 11 и к масштабируемой гибридной работе. Вы можете узнать подробности в блоге Microsoft Endpoint Manager. Microsoft также создала отчет Windows 11 Readiness в разделе Соответствие обновлений, чтобы помочь ИТ-администраторам определить, какие устройства соответствуют минимальным требованиям для установки Windows 11 и могут быть обновлены, а какие нет и почему.
Обновление до Windows 11 доступно через привычные каналы и процессы, включая Windows Server Update Services (WSUS), Обновление Windows для бизнеса и Центр поддержки корпоративных лицензий,5 – для поэтапного развертывания с использованием Microsoft Endpoint Manager или других сервисов управления оконечными устройствами. 4 октября 2021 года – это также дата старта 36-месячного жизненного цикла сервисной поддержки для версий Windows 11 Enterprise и Education. Поскольку она выходит во второй половине 2021 года, номер версии для этого оригинального релиза Windows 11 – 21H2.
Защита и продуктивность
Как мы уже писали в прошлых публикациях, каждая новая версия Windows предлагает наилучшие возможности для творчества, защиты и продуктивности. Еще никогда это не было так верно, как в случае с Windows 11! Минимальные системные требования для установки Windows 11 создают новую эру пользовательского опыта, надежности и безопасности. Как написал Панос Панай в июне, это первая версия новой эры Windows. А для пользователей устройств, не соответствующих требованиям для установки Windows 11, Windows 10 по-прежнему остается прекрасным решением. Сервисная поддержка Windows 10 продлится до 14 октября 2025 года, а ранее мы уже объявили, что новое функциональное обновление Windows 10 появится очень скоро, — с Windows у вас по-прежнему сохраняется наша поддержка и возможность выбора.
Мы будем тщательно следить за взвешенным поэтапным обновлением до Windows 11 и продолжим регулярно делиться с вами информацией о статусе обновления и известных нам проблемах (открытых и решенных) для всех функциональных и ежемесячных обновлений Windows на странице состояния выпуска Windows и через @WindowsUpdate. Как обычно, пожалуйста, продолжайте сообщать нам о вашем опыте через комментарии и предложения в Feedback Hub.
1Обновление до Windows 11 начнет появляться в доступе для загрузки на соответствующих требованиям устройствах 5 октября 2021 года. Точная дата зависит от устройства.
2 На соответствующих требованиям устройствах с Windows 10 должна быть установлена версия 2004 или новее, а также сервисное обновление от 14 сентября 2021 года или новее, чтобы обновление было возможно напрямую до Windows 11.
3 Для использования некоторых функций требуется определенное аппаратное обеспечение; подробная информация доступна в разделе Спецификации Windows 11.
4 Новым пользователям Windows 11 необходимо принять условия лицензионного соглашения Microsoft после выбора «Загрузить и установить сейчас» и до начала загрузки.
5 Может пройти несколько дней, прежде чем обновления станут доступны для загрузки в Центре поддержки корпоративных лицензий и подобных каналах для всех продуктов, рынков и языков.
Сегодня исполняется пять лет, как нет на земле Лизы Глинки. Выздоровели и выросли тяжелобольные и раненые дети, которых она спасала в Донбассе. В своем последнем интервью «РГ» на вопрос, что ее могло заставить не мчаться к ним на помощь, она ответила: «Только пуля». Лиза погибла в авиакатастрофе, когда сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя. Однако дело ее живет. Об этом новый фильм «Жить! Войне и смерти вопреки», который покажут на ОТР, а также на телеканалах ЛНР и ДНР.
О героях фильма и помощи, которую им оказывает Россия, наш разговор с президентом Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольгой Демичевой.
Ольга Юрьевна, встречаются ли вам сегодня дети с минно-взрывными травмами?
Ольга Демичева: К сожалению, да. Потому что никуда не делись заминированные участки, по-прежнему продолжаются стихийные обстрелы «серой» зоны.
Доктор Лиза рассказывала, что за два года, как она занимается эвакуацией больных и пострадавших в военных действиях малышей, оказана помощь 446 детям. С тех пор прошло пять лет…
Ольга Демичева: Сейчас мы курируем и сопровождаем около 800 тяжелобольных и раненых детей с Донбасса.
У Лизы не было любимчиков, но были любимые, историями которых она особенно дорожила. А вы сейчас за кого ставите свечку в церкви?
Ольга Демичева: Когда дети проходят через твои руки, все становятся близкими. Молимся и за тех, кто жив и лечится, и за тех, кого больше нет. Я вам расскажу про Настеньку Полетаеву, которая получила минно-взрывную травму. Она из Макеевки. Мама, закрывшая ее собой в момент взрыва, потеряла глаз и получила множественные осколочные ранения. А Настенька фактически лишилась зрения. Мы привозили ее в лучшие клиники Москвы, консультировали, оперировали многократно. Сейчас Настя различает силуэты крупных предметов. Очень сильный человек. Пережила настоящую депрессию, когда тошно разговаривать, просто лежишь и смотришь в стенку. Сейчас девочка учится в спецшколе для незрячих детей в Донецке. Мечтает стать журналистом. Несмотря на искорежившую ее жизнь травму, у нее яркое будущее.
Или другая история. Живет у нас в Домике милосердия Егор Попов из Донецка. Такой рыжик, абсолютно солнечный мальчик. Поступил к нам с гемодиализа. Почки у него не функционировали. Кроме того, Егорушка от рождения глухой. Но очень позитивный. Когда в центре Шумакова ему сделали пересадку почки, он буквально через несколько дней после этого заявил, что хочет учиться… музыке.
Бетховен…
Ольга Демичева: Почти. Егор оказался очень талантливым. Волонтеры из Марфо-Мариинской обители стали учить его игре на фортепиано, и он продвигается семимильными шагами.
Вряд ли сейчас у больниц Донбасса есть возможности применять новые высокие технологии по лечению рака. А болезнь не может ждать…
Ольга Демичева: Онкологи в Донбассе традиционно хорошие. Но трансплантация костного мозга там сейчас не проводится. Новые дорогостоящие технологии не применяются. Война есть война. Самых тяжелых детей мы привозим сюда. Нам помогает в этом НИИ детской онкологии и гематологии на Каширке. Там фантастические доктора, которые просто чудеса творят. Но и они не Боги. Юля Волкова из Луганска. Два года мы боролись с саркомой малого таза. Еще месяца нет, как ее не стало. Девчонка, которая до последнего дня беспокоилась о своей семье. Уже могла лежать только на животе. За день до смерти писала мне: «У меня проблемка. Те цветы, которые мне подарили на день рождения, уже все завяли. А без них скучно». Старалась даже нас немножко повеселить. Очень по ней скучаю.
Это не единственная потеря, которая у нас была. Когда нашим детям ставят паллиативный статус, я пишу лучшим специалистам, отправляю выписки не только по России, спрашиваю, есть ли другие стратегии, которые могли бы помочь. Но иногда остается только молиться и верить в чудо… Я врач, понимаю, что чудес, наверное, не бывает. А может, и бывают, кто знает?
Ольга Юрьевна, ну расскажите про чудо, пусть все будет как в сказке с добрым концом.
Ольга Демичева: У нас в этом году два золотых медалиста. Без всякого блата. Девочку зовут Ангелина Чепикова. Потрясающая личность. Я ее первый раз увидела в отделении гемодиализа в Донецкой республиканской детской больнице. Прозрачная, бледненькая. Папа ко мне в слезах: «Сделайте что-нибудь, видите, что она угасает!» Была в тяжеленном состоянии — терминальная почечная недостаточность, гемодиализ и все это на фоне заболевания, которое ее убивало — гранулематоза Вегенера. Лет десять тому назад это был приговор.
Ангелина — первый диализный ребенок, которого мы привезли в Россию. Месяц диализа, а это огромные деньги. Помог один добрый человек. За это время мы оформили семье статус беженцев. А дальше появился российский полис и возможность лечиться бесплатно. Сейчас девочка учится в Педуниверситете на факультете русского языка и литературы.
А другого медалиста еще Лиза привезла в состоянии практически безнадежном с минно-взрывной травмой. Это наш «стойкий оловянный солдатик» Сережа Апресян. Он потерял руку, ногу, пальцы на второй руке, у него серьезные повреждения глаз. Перенес несметное количество операций. Сейчас учится на психолога, хочет работать в кризисном центре МЧС России, чтобы помогать таким, как он сам.
Что «Справедливая помощь Доктора Лизы» берет на себя, когда привозит деток в Россию?
Ольга Демичева: Мы обеспечиваем транспортировку тяжелобольных и раненых детей на территорию России для получения лечения и обратно. Оплачиваем их плановое лечение и обследование. Это касается, например, трансплантации костного мозга, реконструирующих операций. Экстренная и неотложная помощь — за счет российского бюджета.
Все МРТ, КТ, лабораторные анализы — все это мы тоже берем на себя. А также такси на амбулаторное лечение: химиотерапию, диализ, диагностические процедуры. Жилье в Доме милосердия — комнаты для ребенка и сопровождающего, питание, все коммунальные услуги, все необходимые гигиенические и моющие средства. То есть они живут у нас на всем готовом.
Лиза Глинка считала, что Дом милосердия на Новой Басманной улице, который принимает раненых и тяжелобольных детей Донбасса, — это такой трамплин между войной, больницей и нормальной мирной жизнью. Сколько ребят сейчас там живет?
Ольга Демичева: Там может разместиться 14 семей. Если тех, кто нуждается сейчас в проживании в Москве, больше, мы снимаем либо хостел, либо гостиницу при онкоцентре.
Зачем вам нужно четыре-пять раз в год, а то и чаще, самой летать в Донбасс?
Ольга Демичева: Когда я первый раз побывала в Донецке, а потом в Луганске, было такое чувство, что я опоздала: надо было ехать раньше и выяснять больше. Ведь это прямые контакты с минздравом республик, с руководителями клиник, с врачами, которые оказывают помощь детям. Я врач и очень хорошо вижу, могут или нет им помочь на Донбассе, требуется ли дополнительная помощь от нас. Да и на одном языке мы разговариваем с коллегами. Из Москвы рулить ситуацией — бесперспективно и абсурдно.
Через несколько дней после пересадки почки в центре Шумакова Егорушка заявил, что хочет учиться… музыке. Волонтеры стали учить глухого мальчика музыке, и он продвигается семимильными шагами
Мы приезжаем и ведем прием семей с тяжелобольными детьми, которые написали заявления о помощи в нашу организацию. Правда, часто обращаются с вопросами, которые можно решить на месте. Но родителей можно легко понять — им страшно, даже если у ребенка болезнь, которую можно лечить дома: сахарный диабет, эпилепсия, желчнокаменная болезнь… Разъясняем, помогаем наладить лечение по месту жительства. Стараемся помочь и клиникам: лекарствами, оборудованием, расходниками, обучением специалистов в России… Оплачиваем дорогу, проживание… Зарплаты медиков на Донбассе катастрофически низкие.
То, чем вы занимаетесь, это не государственная задача?
Ольга Демичева: Это очень трудный, больной вопрос. Думаю, что мы делаем общее дело. Не просто так мы получили второй по величине президентский грант на 2021 год. Это очень солидная сумма, которая позволила нам многое сделать. Вы знаете, до недавнего времени я очень жестко выступала против того, чтобы благотворительные организации подменяли собой государственные структуры. Считаю, что мы не должны этого делать. Однако вполне способны работать там, где государство сейчас не может решить наболевшие вопросы. Я не судья в данном случае, недостаточно компетентна, чтобы сказать, почему так происходит. Но я вижу проблемы и знаю, что предпринять. Благотворители — это своего рода «скорая помощь», быстрое реагирование в решении многих проблем, в том числе в организации лечения тяжелобольных и раненых детей из зон военных действий и катастроф.
Как редактор и мама 2 дошколят могу сказать, что эта книга — на все времена. Добрые смышленые герои, сюжеты с юмором помогут легко адаптироваться ребенку в садике и научат его только хорошим, добрым вещам, которые очень пригодятся в жизни.
Книга написана простым, легким языком. Иллюстрации очень дополняют сюжет и позволяют его легко визуально запомнить.
Достоинства
- Веселые рассказы
- Классика детского чтения
- Педагогический эффект
- Правдиво
- Прививает любовь к чтению
- Смешные рассказы
- Учит добру
- Читается на одном дыхании
Недостатки
- Не присутствуют
Читать все отзывы 94
Другие отзывы
Читать все отзывы 94
Смотрите также
-
Интересно в любом возрасте. Ищите в «Фикс Прайсе» всего за 77 руб.(фото, состав)
Последнее время в «Фикс Прайсе» я стараюсь не проходить мимо книжных полок, поскольку там можно найти что-то интересное. Если раньше (всего несколько лет назад) для детей там были раскраски и сказки для малышей, то сейчас можно найти школьную литературу и кое-что для внеклассного чтения младших…
-
Книга, которые до сих пор вызывает эмоции! Рассказы Драгунского на все времена и возраста!
Эту книжку подарили моему старшему сыну, когда ему исполнилось 7 лет! Прекрасный возраст для того, что бы начать читать Виктора Драгунского как с родителями, так и самостоятельно. Все же предполагаю, что этот сборник как раз подойдет на возраст от 5 до 12 лет.
-
Эти рассказы смешны для любого возраста
С детства любила Денискины рассказы. Сказать по правде, смешнее, наверное, книжки и не припомню. Поэтому когда моя дочка немного подросла, я решила купить ей книгу Драгунского, чтобы теперь она их смогла оценить по достоинству. Перебрала много вариантов изданий, но остановилась именно на этом.
-
Денискины рассказы Двадцать лет под кроватью. Виктор Драгунский
Здравствуйте! Сегодня расскажу вам о книге, которую в детстве читала я, а сейчас читает мой ребёнок. Денискины рассказы Двадцать лет под кроватью. Виктор Драгунский Виктор Драгунский это автор, которого проходят в школе, во втором и третьем классе.
-
Смешные рассказы для детей с множеством илюстраций
Еще одна книга из серии «Любимые сказки малышам» издательства «Проф-Пресс» «Денискины рассказы» Эту книгу я купил с несколькими другими книгами из данной серии, так как мимо них трудно пройти. Во-первых они красочные. Во-вторых очень качественные. В-третьих хорошие тексты для детей.
-
Смешные истории из жизни школьников.
Пытаюсь оторвать восьмилетнюю внучку от компьютерных игр и стараюсь побольше читать с ней книги. Какие-то книги нравятся, что-то не хочет даже слушать когда читает бабушка. Но вот эта книга «Смешные рассказы о школе» уже выучена почти наизусть. В ней смешные истории о детях-школьниках.
-
«И я сел на подоконник и принялся ничего не делать» (с)
Когда компьютеров не было лучшим подарком ребёнку служила книга. Возможно, по большей части книга и воспитывала, пока мамы с папами были на работе. Рассказы Виктора Драгунского о приключениях мальчика Дениски можно буквально разобрать на цитаты.
-
Любимая книга детства, написана 60 лет назад, но совершенно не устарела
Здравствуйте! Любимую книгу моего детства случайно встретила на прилавках Почты России, как обычно, чтобы получить посылку минут 40 стояла в очереди, и от нечего делать рассматривала все что там продают: лотерейные билеты, открытки, ручки, календари, постельное белье, макароны….
-
Любимый рассказ любимого писателя.
Да-да. Я совсем не лукавлю рассказы этого писателя я читаю и перечитываю, мне нравится как автор пишет…как будто о каждом из нас, его персонажи -мальчишки и девчонки, они вокруг нас и в нас самих, эти дети грустят, смеются, совершают необдуманные поступки, учатся на них.
Популярные отзывы
-
Магнит, это просто превосходно ?. Лучшее, что можно было сделать для деток в новый 2022 год?
Здравствуй, дорогой читатель! Как же я люблю Новый год, всю суету, украшения, покупку подарков. Время, когда все магазины стараются украсить свои помещения как можно красивее, а ассортимент радует глаз.
-
Первая книга, которая ребёнку понятнее чем маме)) Путеводитель по современному миру Амонг Ас
Я думала что я современный родитель, но рано или поздно всё равно начала слышать от детей совершенно непонятные для себя слова и фразочки, среди которых как раз был Амонг Ас, или в простонародье — амогус, а затем и абобус D Эта популярная детско-подростковая игра взорвала интернет.
-
Вы подобрали на улице кота и подарили ему дом. Вы счастливы, но счастлив ли он? Книга, получившая премию.
Как много вокруг историй о кошках, спасённых от жизни на улице! Есть люди, спокойно проходящие мимо кошек, в каком бы состоянии те ни были. Есть те, кто собирает кошек с улицы с таким усердием, будто это его миссия.
-
Увлекательная новогодняя книга. Книга-сюрприз. С ней ребенок будет занят часами и праздничное настроение обеспечено
Приветствую) До Нового года остается все меньше и меньше дней, а значит все чаще обращаем внимание на любые товары, связанные с этим замечательным зимним празником.
-
Прославленная тетрадь Кумон с линиями, так ли она (и вообоще кумоны) хороши, проверяю на своем сыне
Я когда еще ходила беременной и в первый год жизни сына, когда он в основном спал, много читала всякого разного по развитию, развивашкам и вообще. Ну и много слышала и читала про тетради Кумон. Мол и всемирно известная система, и множество уровней и крутые задания.
-
31 день в предвкушение Нового года ? Несложные задания для детей и их родителей!
Совсем скоро самый волшебный праздник — Новый год Каждый раз в преддверии него я обязательно создаю для детей (да и для себя, чего уж там)) особую атмосферу. Согласитесь, что декабрь так и располагает для поедания мандаринок, тысячного просмотра Гарри Поттера и интересных новогодних заданий.
-
Поучительная сказка о девочке Оле, которая попала в сказочную страну, пережила там много опасных приключений, посмотрела на себя со стороны и изменилась в лучшую сторону.
Здравствуйте. Есть одноразовые детские книги, а есть такие, которые читаются и перечитываются по несколько раз. Именно к таким я могу отнести произведение «Королевство кривых зеркал» , автором которого является Виталий Георгиевич Губарев.
-
Тысяча и одна любовная сцена, издание для взрослых с картиночками. Можно читать друг другу ;))
Из не закрытых гештальтов осталось у меня полное издание «Тысячи и одной ночи». Совершенно не люблю многотомники, кстати и серии книг выбираю тщательно: чтобы были завершены или крайне интересны, иначе зачем оно всё будет убивать моё драгоценное время.
-
Книга для развития малышей от года до 2, разработанная психологом. Хорошая идея, отличная реализация, но…полное непопадание с форматом. Почему? Покажу как выглядит после 5 месяцев ежедневного использования
Сразу оговорюсь, что я НЕ детский психолог, не специалист в раннем развитии, а просто мама ребенка. К тому же первого. Т.е. у меня еще есть какой-то запал в сторону как бы еще поразвивать своего малыша. Соответственно, мое мнение о данном издании — мнение обычного дилетанта.
-
Бессмертие существует! Кто круче: акулы или дельфины? Всем фанатам подводного мира посвящается!
Всем привет! Если ваши дети увлекаются подводным миром, можете сделать им классный подарок! Сегодня расскажу про увлекательную энциклопедию «Анатомия океана «. Книга предназначена для детей, но и взрослые найдут в ней много интересного. Кто круче: акулы или дельфины?