Расскажите об особенностях волшебных сказок

Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.с точки зрения непрерывности

Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.

Первая группа — программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы — авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс — авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Вторая группа — программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы — программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы — программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.

Рассмотрим курс литературного чтения УМК «Школа России», «Школа 21 век» и «Инновационная начальная школа».

Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой и др. в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания. Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений.

Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака», учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. При знакомстве с загадками, небылицами, потешками учатся сочинять свои загадки и небылицы. При изучении народных песенок дети обращаются не только к русским песенкам, но и к английским.

Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. В работе с пословицами русского народа учатся сочинять свои пословицы. Продолжают знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества – потешки, прибаутки, считалки и небылицы, а также рассматривают русские народные песни. Русские народные сказки — «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок.

В 3 классе русские народные песни рассматривается в их разнообразии (лирические, шуточные, о природе). Вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся — инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки.

На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина. В разделе «Летописи. Былины. Жития» Представлены два теста об Илье Муромце «Три поездки Ильи Муромца» и «Ильины три поездочки» (стихотворный вариант). Кроме того, в разделе авторы учебника поместили такие, примыкающие к фольклору, произведения как летопись и житие. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» и Житие Сергея Радонежского.

Содержание учебников курса «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. В структуру курса интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого, уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности.

Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе.

В первом классе учащиеся начинают изучать произведения устного творчества: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы, вырабатывают умение различать эти жанры.

В разделах «Читаем сказки, загадки, скороговорки» и «Читаем сказки, пословицы, считалки» ребята читают русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», знакомятся с понятиями сказка, рассказ, пословица, песня, скороговорка, учатся отличать сказку авторскую от народной, сказки о животных и волшебной сказки. Для этого в программу включены для ознакомления отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сказки В. Сутеева «Кораблик», «Палочка-выручалочка», В. Бианки «Лис и мышонок», М. Пляцковского «Урок дружбы» и др. В основном на этом году обучения в программу включены сказки о животных. Они более понятны для ребят этого возраста. Пословицы и загадки включены в каждый раздел учебника и отражают его тему.

Во втором классе происходит более осознанное изучение терминов устного народного творчества, фольклора, продолжается работа с теми жанрами фольклора, которые были в программе первого класса, происходит значительного расширение круга чтения произведений. Изучаются русские народные сказки «У страха глаза велики», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Хаврошечка», а также народная сказка «Снегурочка» в сопоставлении с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка», сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Это дает возможность детям увидеть истоки народной сказки в литературной авторской сказке. На втором году обучения происходит знакомство с былинами («Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Ильи Муромца»), а также расширяется география сказок. В круг чтения добавляются сказки народов России – татарская народная сказка «Три сестры» и зарубежные сказки – народные английские, норвежские, украинские, и авторские сказки зарубежных писателей (Братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро). Продолжается изучение народных песен, колыбельных на сопоставлении народных вариантов и авторских («Спи, младенец мой прекрасный…» М. Лермонтова). Малые жанры фольклора – загадки, пословицы мы видим в каждом разделе учебника, вводится понятие заклички.

В третьем классе продолжается изучение жанров фольклора. Дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки), обращается внимание на художественные особенности построения сказки (присказки). В раздел «Былины» включено четыре произведения этого жанра — «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микул», в изучении которых учащиеся получают первые представления о литературных приемах.

В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнение произведений фольклора, использование их в речи, а также выполнением работ творческого характера. Дается более развернутая характеристика основных жанров фольклора, вводятся новые понятия – легенда, историческая песня и т.д. Разделом «Сказки, легенды, былины, героическая песня» начинается учебник четвертого класса. Русские народные сказки — «Марья Моревна» и «Иван-царевич и Серый волк» продолжают знакомить с миром волшебных сказок.

Впервые учащиеся приступают к изучению произведений жанра легенды: «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». В учебник также включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».

В конце первой части – раздел «Мифы народов мира», в котором представлены древнегреческие (Арион, Дедал и Икар), славянские (Ярило-Солнце) и древнеиндийские (Творение) мифы.

Еще одна программа, которая используется в начальной школе «Начальная инновационная школа» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова). Программа построена по концентрическому принципу. Содержательное ядро курса заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1 – 4 классах: человек, люди, семья, общество, мир вокруг, природа; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство; учение, чтение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др. В каждый из этих разделов вводится тематически подобранный текст фольклорного произведения. Важной методологической основой курса «Литературное чтение» является утверждение единства урочной и внеурочной деятельности. В материалах к каждой теме, начиная со 2 класса, приводится раздел «Внеурочная работа».

1 класс. Название и содержание тематических блоков учебника отражают специфику миропонимания учеников 1 класса: «Я и моя семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок), сказка, народная сказка, пословица, басня. «Я и моя страна» (сказка «Откуда в Гжели синий цвет), «Я и мои друзья» (русская народная сказка «Гуси-лебеди» (отрывок), удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».), «Я и мои дела» (татарская народная сказка «О кривой берёзе»), «Я и природа» (алтайская народная сказка «Две одёжки»).

2 класс. В этом году произойдёт важнейший перелом в сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тематических блоков: «Мы играем» (Пословицы об игре, небылицы, считалки, скороговорки, заклички, приговорки, загадки (народные и авторские), «У нас в школе» (частушки, школьные частушки, сербская народная сказка «Век живи – век учись», «У нас дома» (русские народные сказки «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик»), «Наша природа» (Загадки о природе; пословицы; русские народные сказки «Лиса и Волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», аварская народная сказка «Кукушка и птицы»), «Времена года» (Загадки, заклички, Русская народная сказка «Про глухаря», Русская народная сказка «Снегурочка», Русская народная сказка «Мужик и медведь»); «Мы трудимся» (башкирская народная сказка «Ленивая девочка», Словенская народная сказка «Три сына»), «Наше Отечество» (Пословицы о Родине).

3 класс. Произведения, включённые в содержание программы для 3 класса, способствуют выработке обобщённых представлений школьников об обществе, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые» (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)), «Дружба всего сильней» (Русская народная сказка «Зимовье зверей»; сравнение зарубежных и отечественных сказок на примере сказки братьев Гримм «Соломинка, уголёк и боб» и сказки Древнего Египта «Лев и мышь»), «Делу время, а потехе час» (Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь», русские народные песни-приговорки), «Мир природы» (Русская народная сказка «Два Мороза», чукотская народная сказка «Лисичка»), «Славные страницы российской истории» (Русская народная сказка «Никита Кожемяка», Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудоюдо»), «Вселенная» (чувашская народная сказка «Мост Азамат», Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»). Происходит развитие представлений о литературоведческих понятиях, изученных ранее.

4 класс – завершающий этап начального литературного образования. С одной стороны, предполагается подведение итогов четырёхлетнего изучения предмета, с другой – целый ряд включённых материалов позволяет подготовить плавный переход от курса «Литературное чтение» к курсу «Литература». При этом выделяются следующие тематические блоки: «Наши любимые сказки» (русские народные сказки «Шабарша», «Сивка Бурка», «Солдатская шинель»), «Наша семья» (Русская народная сказка «Две сестры»; шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома»), «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна». Кроме того, в учебник 4 класса включены небольшие статьи, в которых содержатся сведения об авторах, их произведениях, важных событиях в истории страны или интересных явлениях в природе. Этот структурный элемент также выполняет пропедевтическую функцию и способствует подготовке школьников к изучению курса литературы в 5 классе.

Таким образом, все учебники литературного чтения для начальной школы построены с учетом возрастных особенностей. Фольклор изучается практически во всех классах, начинает изучаться с самых маленьких жанров, таких как поговорки, скороговорки и т.д. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он дается как самостоятельно, так и в сравнение с авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.

Проанализировав программы начального звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект — позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в начальной и средней ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.

Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.

4

99769039 1 Приложение 64

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и художественного творчества

(старшая группа)

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Задачи:

  • Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.

  • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

  • Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

  • Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки».

Оборудование и материалы: Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершов, иллюстрации к сказкам.

Ход НОД:

Посещение организованной в группе выставки книг, беседа:

Воспитатель: — Ребята, приглашаю вас на открытие нашей выставки «Мои любимые сказки». Давайте посмотрим иллюстрации.

(2-3 ребенка рассказывают о своих книгах)

Воспитатель:— Волшебные сказки знают и любят бабушки и мамы папы. Сказки волшебные, значит, в них есть что…

(дети отвечают — чудеса)

Воспитатель: — Давайте вспомним, как называются эти сказки

(русские народные)

Воспитатель: — А почему их так называют?

(У них нет автора, сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста)

Воспитатель: — Ребята, назовите несколько главных героев этих сказок

(Емеля, Иван-Царевич и др.)

Воспитатель: — Во всех этих сказках главным героям помогают разные животные: в сказке про Емелю — щука, в сказке про Ивана-Царевича — серый волк.

Воспитатель: — И в каждой сказке герои знали заветное слово, чтобы позвать своего друга в трудную минуту. Вспоминаем, какие слова говорил Емеля?

(«По щучьему велению, по моему хотению»)

Воспитатель: — А еще в русских сказках постоянно присутствует число 3 — три брата, три задания царских, которые герои выполняют, невестки царя хлеб пекут сказка «Царевна-лягушка».

Воспитатель: — И в сказке, которую вы сейчас услышите, много событий повторяется трижды — это русская народная сказка «Сивка-бурка». В этой сказке главному герою тоже помогает животное, а вот какое, вы должны узнать сами, послушав стихотворение:

Гоп-гоп!

Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп-гоп-гоп!

Трух-трух!

Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы.

Рысью, рысью, конь мой милый!

Трух-трух-трух!

Не споткнись мой друг!

Воспитатель: — Верно ребята, в сказке «Сивка-бурка», главному герою будет помогать конь, слушайте внимательно и запомните, какими заветными словами будет звать коня Иванушка, и как конь поможет ему.

Воспитатель читает сказку

Физминутка:

Раз — нагнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим!

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель: — Кто главные герои сказки «Сивка-бурка»?

— Кого из героев вы назвали бы положительными, кого отрицательными?

(ответы детей)

Воспитатель: — Почему вы так решили?

— Расскажите, как началась дружба Ивана и коня? Какую пословицу можно было бы использовать, чтобы об этом рассказать?

(Не было бы счастья, да несчастье помогло)

— Почему именно эту пословицу?

Воспитатель: — Как в сказке описывается Сивка-бурка, отличается ли он от обычных коней (описание с использованием точных фраз из сказки)

Воспитатель: — Какими заветными словами звал Сивку-бурку Иванушка? Как в сказке говорится, как он звал коня?

(«Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)

Воспитатель: — В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Сивка-бурка»?

(«три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)

Рассказывание сказки.

Воспитатель: — Ребята, сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку «Сивка-бурка». Рассказываем выразительно, чтобы мы поняли, что чувствуют герои, чтобы сказка ожила. Кто бы хотел начать?

(Рассказывают все дети, по не большому отрывку, воспитатель следит за тем, чтобы текст был как можно ближе к оригиналу, использовались те же словесные обороты, образные выражения)

Рассматривание иллюстраций с выходом на продуктивную деятельность.

Воспитатель: — Ребята, вам понравилось, как вы рассказали сказку?

Воспитатель: — Посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? Это иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и другим русским народным сказкам.

Воспитатель: — Что вы чувствуете, когда смотрите на эти иллюстрации?

— Можно почувствовать характер  и настроение героев?

Воспитатель: — У вас у каждого есть своя любимая сказка, я вам предлагаю нарисовать своего любимого сказочного героя, и сделаем выставку «Любимые сказочные герои».

По окончании занятия все рассматриваю работы, делают импровизированную выставку рисунков.

Воспитатель хвалит детей.

99769039 2

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся

Разработала учитель начальных классов Попова Е.И.

Программа: «Школа России» 3 класс, 1 часть

Тема: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Тип урока: проект

Тип проекта: художественный

Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.

Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.

Планируемые результаты:

Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.

Метапредметные задачи— способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;

коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;

Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.

Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку

Планируемый педагогический результат:

— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;

-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;

— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания

Способы и формы оценивания результата работы:

-педагог наблюдает за работой учеников;

-публичное выступление (инсценировка).

Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:

  1. Уточнить, какие волшебные сказки есть в учебнике «Литературное чтение»
  2. Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки
  3. Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
  4. Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике
  5. Разделиться на 2 группы, распределить задания:
    1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – определить волшебные предметы

  1. Инсценировать сказку в классе

Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.

Описание проектной задачи:

  1. Вс тупительное слово:

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.

Для того, чтобы это получилось, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

  1. Определение цели проекта учащимися:

(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).

— Какова тема проектной деятельности на уроке?

— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.

-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом

3. Планирование работы:

1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок

2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.

3) Работа в группах:

1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)

4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе

  1. Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.

— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).

— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.

1. Вспомните, что такое волшебная сказка?

2. Перечислите особенности волшебных сказок.

троекратное повторение;

— добро побеждает зло.

— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

— Как начинаются волшебные сказки?

Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

  1. Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»
  2. Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА

Характеристики волшебной сказки

Пример

Зачин, «создание сказочного пространства»

«Давным-давно», «За тридевять земель», «в тридесятом царстве»; «жили-были»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного предмета-помощника

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг побежден

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете, сером волке

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

— Работа в группах над созданием волшебной сказки

— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.

Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.

— Молодцы, ребята.

— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.

Помните, нам нужно выбрать одну сказку.

Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.

Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:

1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.

2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.

Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.

Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!

  1. Презентация продукта:

Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.

Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.

  1. Оценивание и рефлексия

Критерии оценки:

  1. Все ли предложенные задания были выполнены?
  2. Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)
  3. Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)
  4. Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)
  5. Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?
  1. Рефлексия.

В заключение нашей работы я бы хотела спросить

— Понравилась ли вам работать над проектом?

— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?

-Закончите предложение «Если бы не было этого урока, …» (примерные ответы: «… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).

-Ребята, спасибо за вашу прекрасную работу. Вашу проектную работу я оцениваю самой высокой отметкой: в дневники «5», а для души аплодисменты!

Страница из учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58

Расскажите об особенностях волшебных сказок

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

Изображение записи

Патриотами не рождаются, патриотами становятся – гласит народная мудрость. Как помочь маленькому гражданину своей страны понять, что такое Родина и почему человек должен её любить? Подробнее в нашем материале.

Любовь к Родине

Любовь к родине понятие, которое вмещает в себя множество «компонентов». Это и любовь к месту, где ты родился, будь то город, улица, село или деревня. Это любовь к природе своих родных мест: лесам, горам, озёрам, маленьким речушкам, берегу моря… Это и патриотизм в высоком смысле этого слова, гордость за свою страну. Это — уважение культуры и традиций своего народа, уважение предков, сохранение накопленного ими опыта, сохранение памяти. Любовь – значит, бережное, внимательное отношение, желание сохранить, потребность находиться внутри.

Чтобы любовь к родине во всей многозначности этого понятия, формировалась у маленького человечка, нужно с большой осторожностью попытаться сохранить грань между чрезмерным пафосом и сухой формальностью.

Патриотизм: как объяснить ребенку, что такое РодинаПо поводу формальности можно привести пример неправильного подхода к формированию патриотизма. Представьте: преддверие 9 Мая, детей (допустим, первоклашек) ведут на экскурсию к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны… Педагог официальным тоном рассказывает об ушедших на фронт, о погибших… Ребята, в силу возраста, не вслушиваются в слова, зато, обращают внимание, когда учительница объявляет: «Пять минут на фотосессию!».

Формально, задача выполнена, дети побывали на экскурсии, послушали важную информацию. Фактически… Кто-то из них понял, зачем их «согнали» сюда и заставили слушать скучную лекцию?

Но нужно помнить, что ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это дети! Их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее.

Яркие события останутся в памяти семьи. Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для молодого поколения должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними.

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т.д. Составляя рассказ, педагог должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ педагога превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует объяснить их значение.

О чём говорить с ребёнком?

Вы будете показывать ребёнку родину, рассказывать о ней, помогая узнать больше. Все действия в этом случае можно разделить на несколько направлений:

 Знакомство с окружающей  с природой

Патриотизм: как объяснить ребенку, что такое РодинаЗнакомство со страной всегда начинается со знакомства с  её территорией. Возьмите глобус либо карту мира и покажите малышу государственные границы страны. Расскажите, какая она огромная на понятных ему примерах – сравнив с вашим городом или посёлком ,например. А ещё расскажите, что Россия крупнейшее государство на планете.

Далее можно перейти к природе и климату нашей страны. Причем не просто рассказывайте, но и показывайте: в Интернете сегодня можно найти различные научно-познавательные фильмы, книги для детей, презентации. Обязательно акцентируйте внимание на чём-то необычном, что могло бы заинтересовать ребёнка. Например, можно отметить, что в России есть практически все климатические зоны: от снежной тундры, где вечная зима, до субтропиков, где живут разные экзотические животные, от пустынь с зыбучими песками до высочайших заснеженных гор. Не забудьте рассказать про природные богатства: леса, реки, драгоценные камни и металлы – всё это поможет формированию у малыша образа своей страны. Если речь о природе вашего населённого пункта, то нужно не рассказывать, а показывать. Говорите о лесе – отправляйтесь с ребенком в лес: собирайте грибы, ягоды, лекарственные растения. Наблюдайте за птицами, животными. Говорите о реке или озере? Тодга отправляйтесь туда. Отдых на берегу, рыбалка, путешествие по воде на лодке, прогулочном теплоходе и т.д.

Знакомство с обычаями

Логичным продолжением знакомства с Родиной будет знакомство с народом: его культурой, традициями, разнообразием. И тут тоже как нигде важна наглядность! Причём не стоит ограничиваться всё теми же фото и видео, которые бы показали, как живут или жили соотечественники. Это, конечно, тоже будет интересно ребёнку (особенно если это всё заметно отличается от того, что он наблюдает вокруг себя), но гораздо больше ему даст личное знакомство с обычаями своего народа. Продемонстрируйте национальные костюмы и расскажите о них. Можно приобрести что-то и для самого малыша: рубаху с традиционным орнаментом для мальчика, красивый головной убор для девочки. Продолжите рассказ о национальной кухне. Детям наверняка понравится что-то вкусненькое, необычное и с красивой историей, напоминающей сказку. Да и сами сказки народов отчизны, как и народные песни, нельзя забывать: малыш от них наверняка придёт в искренний восторг!

Знакомство с историей

Разговоры с ребёнком об обычаях и культуре народа, берущих свои традиции с древних времён, логично подводят к знакомству с историей родины. Ведь у ребёнка появится масса вопросов: почему мы не ходим в такой же одежде, почему быт людей на старых фото отличается от нашего, как произошли все эти и другие изменения в поведении людей, проживающих в нашей стране? Конечно, слишком углубляться в историю в общении с карапузом 2-3 лет вряд ли стоит, он ничего не запомнит. Но выбрать наиболее яркие моменты, которые бы отложились в его памяти, нужно. Что это может быть? Да все, что угодно: от царей Древней Руси и татарского нашествия до Великой Отечественной войны и Юрия Гагарина. Главное, чтобы описание действительно увлекло ребёнка, чтобы было созвучно его формирующимся интересам. Отдельно расскажите о национальных героях родины: маленькие дети любят события, в которых участвуют необычные, сильные, умные и отважные персонажи. И не забывайте, что всю информацию надо адаптировать для малыша: иначе он может ничего не понять.

Знакомство с искусством

О том, что искусство само по себе очень важно для гармоничного развития детей, говорить вряд ли стоит. Но в случае рассказа о родине это играет особую роль. Почитайте малышу сказки, стихи или другую, подходящую ему по возрасту литературу, которая была написана вашими соотечественниками. Поставьте ему послушать классическую музыку, созданную композиторами прошлого. Расскажите об этих произведениях искусства и истории их создания. Кстати, персонификация и здесь нужна. Ребёнок наверняка с интересом послушает о жизни писателей, поэтов, композиторов, актёров, режиссёров, посмотрит их фотографии (если таковые, конечно, имеются). А ещё в данном случае хорошо бы поинтересоваться мнением малыша. Узнайте у него, что он думает о прочитанном и прослушанном, что ему запомнилось. Это не только позволит вам понять, на чем он сосредоточил своё внимание и что запомнил об искусстве отчизны, но и позволит ему потренироваться в изложении собственного мнения, значимость чего нельзя переоценить.

Знакомство с современностью

История, обычаи, культура, искусство, природа – всё это важно, но, наверное, не имеет особого значения без

Патриотизм: как объяснить ребенку, что такое Родинанастоящего. Поэтому дайте возможность составить представление о стране в данный момент. А для этого нужны не столько походы по музеям и галереям (без чего невозможно представить знакомство с прошлым), сколько беседы о современности. Расскажите, как живёт родина, какое у неё население, что интересного происходит в стране. Конечно, не стоит долго говорить об особенностях общественно-политического устройства или действующей модели экономики, но хотя бы в общих чертах раскрыть их можно. Поясните, что производится в стране и как. Сводите на интересные экскурсии по своему городу или на какое-то местное предприятие. Очень полезен внутренний туризм, благодаря которому вы покажите, что окружает вас: города, люди, природа. И это возможно не только во время «большой» поездки на каникулах, но и в туре выходного дня. В пределах вашей или ближайших областей наверняка есть что-то необычное, что будет интересно малышу.

Если следовать этим советам, то вы обязательно пробудите в малыше искренний интерес к своей стране во всём её многообразии. А оттуда уже и до любви к отчизне, уважению к ней и гордости за неё, недалеко – и без всякого навязывания.

Отдельный и достаточно затруднительный для многих родителей момент: как быть с не очень хорошими сторонами истории или настоящего родины? Не станет ли глянцевый, положительный образ пустой лубочной сказкой? Не приведет ли столкновение ребёнка с негативными сторонами жизни к разочарованию в своей стране? Тут сложно ответить однозначно. Конечно, лучше быть честными с детьми – и говорить, что наша родина не идеальна. Но не стоит перегибать палку, пугать и углубляться в подробности. Помните: всю информацию для детей нужно дозировать и адаптировать!

Выводы

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за свой язык и культуру, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа должна включать целый комплекс задач:

  • — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
  • — формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • — воспитание уважения к труду;
  • — развитие интереса к традициям нашей страны и промыслам;
  • — формирование элементарных знаний о правах человека;
  • — расширение представлений о городах России;
  • — знакомство детей с символами своей страны (герб, флаг, гимн);
  • — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализация данных задач должна проходить  через все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  • Расскажу вам сказку дети жил на свете мальчик петя
  • Расскажите о творческой истории рассказа бедные люди
  • Расскажите о самом памятном для вас путешествии проиллюстрируйте свой рассказ презентацией
  • Расскажите о военной реформе ивана 4 ваш рассказ обязательно должен включать не менее трех кратко
  • Расскажи сказку курочка ряба по картинкам для детей