Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

Тема урока: а.с.пушкин сказка о рыбаке и рыбке. чему учит сказка?цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

                     Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животныхРасскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

                                                      Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животныхРасскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

2) Постановка проблемного вопроса?

Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

— Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

— Как вела себя рыбка?

— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

— Почему рыбка стала помогать старику?

—  Как обращается старик к рыбке в тексте?

— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке4.jpg

— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

— Покажите свои рисунки.

— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

— старику – сочувствует, жалеет …

— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  — помутилось синее море

  — синее море

 —  видит на море чёрная буря

  — море слегка разыгралось

  — не спокойно синее море

  — почернело синее море

— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

Расскажите что вы узнали о сказках о животных назовите башкирские сказки о животных

7) Характеристика героя по плану.

Прочитайте алгоритм.

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

 Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

— Возвращаемся к нашей схеме.

— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

— Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать знания детей о классе земноводных (лягушки, жабы, тритоны, огненная саламандра и др.), о пресмыкающихся (крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы), о млекопитающих;
  • Совершенствовать знания о видах деревьев (лиственные, хвойные), о цветах — садовых (розы, пионы, нарциссы, астры, георгины, гладиолусы, хризантемы, лилии и др.), полевых, лесных (незабудки, анютины глазки, кувшинки, купальницы, фиалки и др.), о лекарственных растениях (ромашка, полынь, мята, репейник, укроп, петрушка, девясил и др.), о ядовитых растениях (белена, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, ландыш и др.);
  • Совершенствовать знания детей о сказочнике Х.-К.Андерсене, его сказках, понимание их содержания и главной мысли. Проверить знания о жизни, творчестве писателя, поэта, сказочника А.С.Пушкина. Вспомнить сказки писателя;
  • Обучать проводить звуковой анализ слов, определять ударный звук, делить слова на слоги. Упражнять составлять предложения из 2-х опорных слов;

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, речь, любознательность;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
  • Воспитание у детей культуры мышления, нравственных качеств по отношению к окружающим, доброжелательности,

Методические приемы:

  • Беседа,
  • 1 гейм: «Заморочки из бочки»,
  • 2 гейм: «Ты — мне, я — тебе»,
  • 3 гейм: «Тёмная лошадка»,
  • 4 гейм: «Музыкальная пауза»,
  • 5 гейм: «Кто больше?»,
  • 6 гейм: «Гонка за лидером»,
  • Просмотр мультимедийной презентации «Умники и умницы»,
  • Рефлексия.

Материал: карточки слов: тайга, степь, фишки (красного, синего, зелёного цветов), шкатулка, леденцы, шоколадные медали, компьютер, проектор.

Используемая литература и информационные средства

  1. Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 384 с.: ил.
  2. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. Л.А.Парамоновой. — М.: Карапуз. — Дидактика, 2004.
  3. Развивающие занятия с детьми 6 — 7 лет. / Под ред. Л.А.Парамоновой. — М.: Олма Медиа Групп,2004.
  4. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с., ил.
  5. Что такое. Кто такой: В 3 т. — М.: Педагогика — Пресс, 1997.
  6. www.yandeks.ru.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поиграем в квест — игру «Умники и умницы». Слайд №1. Вот наши команды: 1 команда — «Знайки», 2 команда — «Умейки».

На этой игре мы посмотрим, какие вы сообразительные, находчивые. Но перед тем, как начать нашу игру, послушайте правила: «Когда отвечает одна команда, другая слушает внимательно, не перебивает, может добавить к ответу другой команды. Обсуждайте вопрос всей командой».

1 гейм: «Заморочки из бочки» (слайд №2)

Воспитатель: Вытаскивайте бочонок с номером, я зачитываю вопрос. Пожалуйста, начинает 1 команда — «Знайки».

Вопросы 1 команде: Бочонок № …

Кто такие земноводные? Перечислите животных, относящихся к земноводным? (Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны, огненная саламандра).

Вопросы 2 команде: Бочонок № …

Кто такие пресмыкающиеся? Каких животных этой группы вы знаете? (Своё название они получили за способ передвижения, при котором тело животного волочится, т. е. прикасается к земле. К пресмыкающимся относятся: черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы.

Вопросы 1 команде: Бочонок № …

Что такое радуга? (Когда солнечный свет встречает на пути дождевую каплю, белый луч распадается на составные лучи. Расположение цветов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Вопросы 2 команде: Бочонок № …

Что такое смерч? (Он возникает в грозовом облаке, спускается до земли, всасывая в себя, подобно насосу, всё, что ни попадается).

Вопросы 1 команде: Бочонок № …

Какие садовые цветы вы знаете? (роза, пион, астра, хризантема, лилия, мак, гвоздика и др.). Расскажите легенду об астре.

Вопросы 2 команде: Бочонок № …

Какие лесные, полевые цветы вы знаете? (Фиалка, незабудка, анютины глазки, кувшинка, купальница и др.). Расскажите легенду об анютиных глазках.

Молодцы! 1 гейм окончен. Общий счёт — …

2 гейм: «Ты — мне, я — тебе» (слайд №3)

Сейчас вы можете задавать подготовленные вами вопросы друг другу. Пожалуйста, начинает 2 команда — «Умейки». Команды по очереди задают друг другу по два вопроса. Умницы! Очень интересные, увлекательные вопросы подготовили команды. Итак, общий счёт -…

3 гейм: «Тёмная лошадка» (слайд №4)

Загадка-ребус. (слайд №5)

img1

Правильно: Сказки.

А кто раньше на Руси рассказывал сказки? Ответы детей. (Бабушки, дедушки). А вот таких бабушек, которые интересно рассказывали сказки, называли сказительницами. (слайд №6)

Сказительница: (говорит нараспев):

Здравствуйте, мои дорогие ребятушки — юные красно девицы и добрые молодцы.

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе.

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица синица села на кочку

И рассказывала про Ванюшку и царскую дочку.

Это не сказка, а присказка.

А сейчас я хочу узнать, как хорошо вы знаете сказки. А вопросы мои вот в этой волшебной шкатулке. Вопросы задаются по очереди — по 3 каждой команде.

Вопросы 1 команде «Знайки».

  • Назовите Родину Х.-К.Андерсена? (Дания).
  • А назовите сказки А.С.Пушкина?
  • Сколько братьев было у Элизы в знаменитой сказке Х.-К.Андерсена? (11 братьев).

Вопросы 2 команде: «Умейки».

  • Где родился и жил А.С.Пушкин? (Россия, в Москве).
  • Какие сказки Х.-К.Андерсена вы знаете?
  • Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» (30 лет и 3 года).

Сказительница: Молодцы! Порадовали вы меня ребятушки! В память о нашей встрече примите от меня леденцы сахарные. Мне пора прощаться. До свидания! (кланяется).

Следующий 4 гейм — «Музыкальная пауза» (слайд №7)

Давайте отдохнём. Танец «Маленьких утят». Отдохнули. Садимся на свои места.

Следующий 5 гейм:«Кто больше?» (слайд №8)

Начнём со 2 команды — «Умейки».

  • Какой цветок изображён на флаге Японии? (Хризантема)
  • Как называют двугорбого верблюда? (Бактриан)
  • Что в переводе означает «белладонна»? (Прекрасная дама)
  • Какого цвета наша планета Земля? (Голубого)
  • Назовите хвойные деревья. (Пихта, сосна, ель, туя, лиственница, кедр)
  • Назовите спутника Земли. (Луна)
  • Летучая мышь птица или млекопитающее? (Млекопитающее)
  • Назовите лекарственное растение от 99 болезней. (Девясил)

Умницы! Итак, 1 команда — «Знайки» готовы?

  • Какой цветок изображён на гербе Франции? (Лилия)
  • Что значит по-гречески «арахна»? (Паук)
  • Какие лиственные деревья вы знаете? (Берёза, дуб, клён, тополь, верба, осина)
  • Ромашка — лекарственное или ядовитое растение? (Лекарственное)
  • Кит — рыба или млекопитающее? (Млекопитающее)
  • Сколько планет вращаются вокруг Солнца? (8)
  • Какого цвета планета Марс? (Красного)
  • Как называют одногорбого верблюда? (Дромедар)

Молодцы! Итак, общий счёт этого гейма — …

Последний 6 гейм — «Гонка за лидером» (слайд №9)

Команды, готовы?

Воспитатель: Обеим командам я раздаю карточки со словами:

1 команде — слово «тайга»

2 команде — слово «степь»

Нужно провести звуковой анализ слов, определить ударный гласный звук, поделить на слоги. Начинайте.

2 задание: Составьте предложения из 2-х опорных слов:

1 команде — лето, речка

2 команде — весна, цветы.

Молодцы! 3 задание — Ребусы. Каждой команде нужно отгадать свой ребус, определить ударение, поделить на слоги.

Итак, наша игра окончена. Общий счёт игры — …

Рефлексия

У нас ничья. В память о нашей игре примите шоколадные медали за сообразительность, находчивость, дружбу. (Раздаю медали).

Спасибо за внимание! Слайд №10

Урок литературы на тему: Сказка «Журавль и Цапля»

Батырева
Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Формировать
    навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь
    выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать
    представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать
    речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый
    ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих
    ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?
(Приложение 2).

  • Сказка
    складом, песня ладом красна. 
  • Сказку
    слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие
    питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим
сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок,
подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что
мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном
произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и
журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут
подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды
сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам
увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к
другому стилю.
 (Приложение
1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на
них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и
шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица
стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как
правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее,
ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль.
Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В
отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные,
длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их
ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке.
Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются?
Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного
журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки
посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а
“тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о
внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком
текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы
предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите
кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите
иллюстрации.
 (Приложение
2).
 Опишите, какой представлял себе
цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи
образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните
задание по тексту на карточке 
(Приложение
1, II). 
Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга.
Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом
выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и
выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и
выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст
болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось
жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не
выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только
в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих
желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы
раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы
как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте)
похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский
человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту
сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение,
используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем
рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть
    согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие
    к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда
    в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не
    дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное
    — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как
    ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного
    размышления”. (Пифагор).

Приложение 1

I.
Сравним научный и художественный текст

Это
крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет

90-155
см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький

журавль
— красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида

G.a.antigone
у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает

175
см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым

тяжёлым
журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.

В
отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство

цапель,
в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на

аистов,
но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова

маленькая,
с острым прямым клювом. На голове у большинства видов

участки
неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые

перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и

пышным,
когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

Если
визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по

сравнению
с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;

а
по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв

пропорционально
меньше.

Это
крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;

вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела

синевато-серое,
что позволяет птице маскироваться от врагов среди

лесистой
местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и

брюхо
более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,

подбородок,
верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.

Затылок
синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,

начинающаяся
под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени

перья
почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной

шапочкой.
Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове

и
шее серые с рыжими окончаниями.

Из
сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во
внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите
(подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.

Выпишите
из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение
2                       

1.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение,
которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите
выражение, которое помогло вам это понять:

а).
он решил завести хозяйство________________________________________

б).
цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в).
Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г).
Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3.
Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово,
которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

4.
Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите
выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения

44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

583796 1

Исполнитель:

Щелканова Я.В.

студентка 4кп группы

Руководитель:

Краснопёрова Л.М.,

преподаватель

Камышлов, 2021

583796 2

Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения обучающихся четвёртого класса на уроках литературного чтения/ сост. Щелканова Я. В. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензенты:

Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;

Сергеева В.В., учитель начальных классов ГКОУ СО Каменск — Уральская школа, реализующая адаптированные общеобразовательные программы.

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и сту­дентов специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Использовать сборник заданий целесо­образно как на занятиях для организации деятельности обучающихся четвёртого класса с тек­стами поэтических и прозаическими произведениями, так и для формирования навыков смыслового чтения у обучающихся в условиях домашнего обучения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смыслового чтения при работе с текстами произведений, вошедших в разделы: (УМК «Школа России») «Природа и мы…», «Поэтическая тетрадь…», могут использоваться для организации деятельности детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей.

©583796 2 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021; с. 38

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………44

Раздел 1 «Природа и мы…» …………………..……………………………48

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»…………………..…………………….48

А.И Куприн «Барбос и Жулька » ……………………………………………49

М.М Пришвин «Выскочка» …………………………………………………51

Е.И Чарушин «Кабан» ……………………………………………………….52

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип» …………..…………………………….53

Раздел 2 «Поэтическая тетрадь» ………………………………………………….53

Б.Л Пастернак «Золотая осень»………..……………………………………54

С.А Клычков «Весна в лесу»………………..……………………………….55

Д.Б Кедрин «Бабье лето»………………………..…………………………..56

Н.М Рубцов «Сентябрь»…………………………………………………….58

С.А Есенин «Лебёдушка»……………………………………………………………60

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ»……………………………………..63

Список литературы……………………………….……………………….64

Приложения

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении

младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,

должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного

чтения — овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников.

В научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над смысловым чтением. Их авторы (М.П. Цукерман, Г.Н. Горльц, А.Н. Сернеева) считают, что одним из наиболее эффективных способов развития навыков смыслового чтения у младших школьников могут выступать задания, разработанные на основе современных методических приемов организации чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Цель заданий, вошедших в сборник – развитие и формирование навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.

В сборнике представлены 2 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 4 класса 2 часть УМК «Школа России»:

— «Природа и мы…»: Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»; А.И Куприн «Барбос и Жулька»; М.М Пришвин «Выскочка»; Е.И Чарушин «Кабан»; В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»;

— «Поэтическая тетрадь…»: Б.Л Пастернак «Золотая осень»; С.А Клычков «Весна в лесу»; Д.Б Кедрин «Бабье лето»; Н.М Рубцов «Сентябрь»; С.А Есенин «Лебёдушка»;

В 3 разделе сборника даны адаптированные задания для детей с ОВЗ (ЗПР — вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей).

Цель сборника – подбор и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса.

Задания, представленные в сборнике:

— предназначены для организации деятельности учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения;

— разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

— объединены общей целью – развитие навыков смыслового чтения у обучающихся;

— структурированы в соответствии с направлениями деятельности;

— различны по степени сложности (от репродуктивного до творческого характера);

— разноплановые по содержанию;

— могут использоваться в качестве тестовых, практических, контрольных заданий при систематизации, обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.

При разработке и подборе заданий сборника учитывались следующие принципы:

1) научности – использование в речи обучающихся таких слов как «смысловое чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;

2) систематичности и последовательности – задания будут реализо­ваться на уроках литературного (конструкты уроков) в соответствии с очеред­ностью изучения произведений, к которым они разработаны;

3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные осо­бенности обучающихся;

4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям.

Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.

Организация работы с заданиями из сборника при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию смысловой стороны чтения.

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

583796 4

Задание 1. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и представьте описываемое событие. Воспроизведите свои представления устно (для детей с ОВЗ) письменно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Назовите произведения (сказки, басни), автора, в которых встречаются эти герои.

Задание 3. Составьте ребус к данному произведению (обратите внимание на образец ребуса, который приведён ниже).

583796 5

Задание 4. Придумайте небольшой рассказ сказку, главными героями которой будут Дед Тарас и Приёмыш.

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения (см. Ответы к заданиям).

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

Задание 6. Составьте характеристику одного из героев рассказа «Приемыш» (по выбору учащихся).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

583796 6

Задание 1. Внимательно прочитайте слова «рассказ», «текст», «повествование». Объясните их лексическое значение. При затруднении обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Задание 2. Предположите, можно ли данное произведение назвать рассказом? Подумайте, от лица кого из героев ведется повествование.

Внимательно прослушайте аудиозапись отрывка из произведения и ответьте на эти вопросы, обосновав свою точку зрения.

Задание 3. Заполните таблицу перед прочтением произведения и после.

Что я узнаю из данного

произведения

Что я нового узнал после

прочтения произведения

Задание 4. Подумайте и расскажите, чем запомнилось данное произведение? Определите, какое настроение передает автор этого рассказа? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите героев этого рассказа. Прочитайте предложения эпизод, который поможет вам найти ответ на вопросы: «Что вы знаете о Барбосе? (Как он выглядит? Где он живет?». Опишите характер пса (какой он?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте вопросы к тексту, используя кубик Блума. Начните свой вопрос со слов: как?, кто?, почему?, когда?, зачем?. Задайте их одноклассникам.

Объясните!

Что помог вам понять автор рассказа?

Чем интересен этот рассказ?

Зачем нужно читать рассказы о животных?

583796 7

Как?

Кто?

Когда?

Зачем?

Почему?

М.М Пришвин «Выскочка …»

583796 8

Задание 1. Как вы думаете, кого и почему можно назвать «выскочкой»? Определите с помощью словаря (см. Приложение 1) лексическое значение слова «выскочка».

Задание 2. Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых рассказывается, как все шесть сорок повели наступление на Вьюшку. Подумайте и обоснуйте, почему автор называет это наступление «правильным», а одну из сорок «выскочкой».

Задание 3. Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Расскажите о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 4. Подумайте, и ответьте на вопрос: «Как автор относится к Выскочке, Вьюшке?» Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5. Вспомните содержание рассказа, подберите и запишите строчки из текста, которые подходят к иллюстрации из учебника. Перескажите данный эпизод, опираясь на иллюстрацию, от лица одной из сорок.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа и выделите ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовьте краткий пересказ данного отрывка.

Задание 7. Составьте кроссворд по рассказу М.М Пришвина «Выскочка» (из 5 вопросов и ответов на них по горизонтали, 5 вопросов и ответов на них по вертикали).

Задание 8. Объясните, почему вы бы посоветовали прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаете ли вы чтение данного рассказа полезным? Обоснуйте свой ответ.

Е.И Чарушин «Кабан …»

583796 9

Задание 1. Найдите в тесте слова, значение которых вам не понятно. Найдите их лексическое значение в словаре (см. Приложение 1). Подберите к этому слову синоним (слово схожее по значению). Со­ставьте предложение с этим словом.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подумайте, кто является главным героем рассказа? Обоснуйте свою точку.

Задание 3. Найдите в тексте и подготовьте выразительное чтение эпизода, который заставил вас улыбнуться или задуматься. Обоснуйте свой выбор.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используйте слова — помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в тексте строчки, которые сооб­щают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

583796 10

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать, о чём и о ком мы узнаем, прочитав текст? Обоснуйте свой ответ (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Предположите, что могут означать слова «яр» и «скрёб». Обсудите их значение с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверьте правильность своих предположений (см. Приложение 1). Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали, слова, похожие по значению.

__________________________________________________

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии (см. Ответы к заданиям).

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обсудите свой ответ в паре, обоснуйте его строчками из произведения.

_______________________________________________________________

Задание 5. Отметьте в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (стр.100; 106) прочитайте их вслух. Подумайте, почему герой испытывал данные эмоции? Какие эмоции испытывали бы вы в описанных ситуациях?

Задание 6. Подумайте и подготовьте рассказ о том, как автор относится к стрижонку по имени Скрип. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением автора? Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Раздел 2. «Поэтическая тетрадь»

Б.Л Пастернак «Золотая осень…»

583796 11

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.

Задание 2. Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении осени.

Задание 3. Поразмышляйте, с чем Б.Пастернак сравнивает осень во второй строфе стихотворения. Подумайте, почему автор называет осень «золотой»? Найдите в тексте и прочитайте эти строчки выразительно, передавая настроение автора.

Задание 4. Восстановите четверостишье, заполнив пропуски:

Где __________ в сентябре

____ заре стоят _________,

И закат на их _________

___________ след янтарный.

Задание 5. Вспомните, что такое сравнение, эпитет или обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Найдите эпитеты и сравнения, которые использует Б.Пастернак для создания картины осени. Подумайте и ответьте на вопрос: «Что эпитеты и сравнения помогают понять, увидеть читателю?»

Задание 6. Подумайте и ответьте, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»? Докажите, что осень похожа на сказку. Какими картинами вы бы дополнили стихотворение, чтобы рассказать о сказочной осени?

Задание 7. Сравните стихотворение Б.Л Пастернак «Золотая осень» со стихотворением и Е. Арсенина «Наступила осень» (Приложение 8). Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают осень?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.

Задание 8. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Обоснуйте свой выбор.

С.А Клычков «Весна в лесу»

Задание 1. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о каком настроении расскажет нам автор в этом стихотворении?

Задание 2. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию. Оправдались ли ваши предположения? В каких строчках стихотворения выражено отношение автора к этому времени года.

Задание 3. Прочитайте еще раз стихотворение С.А Клычкова «Весна в лесу». Найдите в тексте приметы весны, художественно – выразительные средства, которые автор использует для описания весны и выражения своих чувств к этому времени года.

Задание 4. Расскажите, о чём говорится в первом четверостишии?

Представьте на мгновение, что вы — поэт. Какими приметами весны вы бы дополнили текст стихотворения?

Задание 5. Найдите и выпишите из стихотворения С.А. Клычкова слова, которые поэт использует для описания (какой? как выглядит? ) и поведения лесных обитателей (что делает (-ют)?).

Составьте небольшой рассказ о жизни леса весной, дополнив его своими наблюдениями за природой в это время года.

Лесные обитатели

Какой(-ие)? Как выгдят (-ит)?

Что делает ( — ют)?

Пример: Зайцы (что сделают? – соберутся гурьбой).

Задание 6. Разделите стихотворение на четверостишия. Расскажите первое четверостишие стихотворения, используя мнемотаблицу.

Задание 7. Опишите картину к стихотворению из учебника, используя вопросы – подсказки.

  • Что вы видите на картине?

  • Какое время года представлено на картине?

  • Каких птиц художник изображает на картине?

  • Что представлено на переднем плане?

  • Присутствуют ли животные на картине?

  • Какое настроение передаёт художник в изображении природы (тревожное, грустное, яркое, красочное, радостное)?

Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

Задание 8. Подберите к картине слова из стихотворения С.А Клычкова «Весна в лесу». Воспользуйтесь словами для справок, выделите только верные слова.

(Слова для справок: обтаял, весною, капелью, заяц, звёздным, красногрудый, багровым, клохчут, золотых)

583796 20

Д.Б Кедрин «Бабье лето…»

583796 21

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать, о чем о ком оно нам расскажет? (Работа с иллюстрацией, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения). Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Придумайте своё стихотворение, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Сравните свой текст с оригиналом (Приложение 7). Ответьте на вопрос: «Почему именно эти слова автор использует для описания лета?»

Задание 3. На каждой карточке написан номер четверостишия. Восстановите последовательность событий, о которых говорится в тексте стихотворения. Внимательно перечитайте текст. Найдите ошибки в каждой строфе, поменяйте строки местами так, чтобы получился связный текст стихотворения. Откройте учебник, сравните свой текст с оригиналом. (Приложение 6)

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Бабье лето», обсудите свой вариант ответа с соседом по парте. Аргументируйте свою точку зрения строчками из текста.

Задание 5. Стихотворение поэта называется «Бабье лето». Найдите в тексте приметы «бабьего лета». Назовите известные вам приметы этого времени года, которые помогут поэту написать еще одно стихотворение о лете.

Задание 6. Выделите в тексте стихотворения слова (Приложение 9), которые помогают понять настроение и чувства автора.

Задание 7. Вспомните критерии оценки выразительного чтения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Бабье лето».

Н.М Рубцов «Сентябрь…»

Задание 1. Загибая палец на руке, прочтите стихотворение по четверостишиям! Попробуйте точно также, но уже с выражением, прочитать стихотворение соседу по парте (1 четверостишие – указательный; 2 четверостишие – средний…)

583796 22

Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного стихотворения.

З

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

адание 2. Придумайте несколько строк об одном из прекрасных осенних месяцев – сентябре. Запишите их в этом окошке (воспользуйтесь словами помощниками).

(Слова помощники: сентябрь, золотой, цветёт, школьники, идут в школу, прекрасная пора, уже прохладно, сухая листва, яркие краски)

Задание 3. Подумайте, к какому четверостишию может относиться эта иллюстрация, и выберите верный ответ (2). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

583796 23

Задание 4. Выпишите из стихотворения все прилагательные, которые, на ваш взгляд, относятся к сентябрю.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Нарисуйте рисунок к тексту стихотворения. Подпишите его строчками из теста. Объясните свой выбор.

С.А Есенин «Лебёдушка…»

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение автора, его отношение к героям произведения «Лебёдушка».

583796 24

Задание 2. Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представить лебедь? Какая она? Опишите, как вы себе её представляете.

Задание 3. Назовите в стихотворении слова, которые помогли вам представить лес. Расскажите, опираясь на текст, каким его видит автор?

Задание 4. Расскажите, как Лебедушка относится к своим птенцам. В каком эпизоде автор рассказывает об опасности, которая угрожает ее птенцам, что Лебедушка делает для их спасения.

Задание 5. Найдите в тексте сцену нападения на Лебедушку и ее птенцов. Прочитайте выразительно описание орла. Кто еще, с вашей точки зрения, может быть опасен для этих птиц? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на знания о природе и её обитателях.

Задание 6. Выберите только те посло­вицы, которые подходят к дан­ному стихотворению, обоснуйте свою точку зрения.

  • Баба с возу – кобыле легче.

  • Куда мать, туда и дитя.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Кто матери не послушает, в беду попадет.

  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

  • Ради деток мать, готова себя продать.

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

Задание 1. Найдите в предложенном вам словарике (см. Приложение 1) понятия «рассказ», «сказка», «повесть», «повествование», «описание», «рассуждение». Прочитайте их. Подумайте и соотнесите название произведения с одним из понятий.

«Барбос и Жулька …»

Рассказ

Сказка

Повесть

Описание

Повествование

Рассуждение

Задание 2. Прочитайте предложение (пример предложения приведён ниже). Вспомните этот эпизод из рассказа, нарисуйте у себя в тетради, где или с кем происходят эти события (слова взяты из рассказа А.И Куприна «Барбос и Жулька»).

Пример предложения:

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…

Задание 3. Соберите пазлы.

583796 25

Расскажите об одном из героев этого рассказа. Какое настроение вызвал у вас данный рассказ? (выберите пример эмоции и подчеркните)

Пример эмоции:

веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное

Задание 4. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых говорится о Барбосе (стр. 85,1) Расскажите, как описывает его автор?

Слова – помощники: какой он ? на кого похож?…

Задание 5. Ответьте на вопросы к. тексту. Попробуйте краткр передать содержание своими словами.

  • Как окружающие относились к Барбосу?

  • Почему изменилось поведение Барбоса?

  • Какие слова выбрал И.А Куприн для описания своих героев?

М.М Пришвин «Выскочка …»

Задание 1. Найдите и прочитайте строчки рассказа, которые рассказывают нам, где все шесть сорок повели правильное наступлении (стр 93).

Задание 2. Зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Подготовьте с опорой на текст ответ на вопрос о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 3. Раскрасьте изображение (Приложение 3). Вспомните рассказ, подберите и запишите правильные строчки из текста к иллюстрации.

Задание 4. Расскажите, о чем данный рассказ. Свой ответ обоснуйте примерами из текста.

Задание 5. Поразмышляйте, какое настроение передает нам автор этого рассказа? Свой ответ обоснуйте.

Е.И Чарушин «Кабан …»

Задание 1. Найдите в рассказе слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Обратитесь к толковому словарю (Приложение 1), найдите значение незнакомого слова (заранее представлены словарики). Прочитайте значение неизвестного слова, праильно поставив ударение. Составьте устно предложение или словосочетание с этим словом.

Задание 2. Подумайте, кто является самым главным героем рассказа? Объясните, почему вы так решили?

Задание 3. Зачитайте эпизоды, которые при чтении текста у вас на лице вызвали улыбку. Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используя слова помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в рассказе те строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать? (работа с иллюстрацией стрижа, до знаком­ства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Обратитесь к словарю (Приложение 1) прочитайте значение слов «яр» и «скрёб». Обсудите ваши предположения о значении этих слов с соседом по парте. Проверьте свои догадки, обратившись к словарю

Задание 3. Подберите к новым сло­вам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова, похожие по значению.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обоснуйте свой ответ строчками из текста на стр. 100

Задание 5. Ответьте на вопрос, опираясь на текст произведения: «С каким событием из рассказа автор сравнивает представление о стрижоноке?»

Задание 6. Соедините стрелками автора и его произведение. Обоснуйте свой ответ.

А.С Пушкин Стрижонок скрип

В.П Астафьев Золотая рыбка

Е.И Чарушин Кабан

А.И Куприн Выскочка

М.М Пришвин Барбос и Жулька

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012. (электронный ресурс) URL:https://atomkrkam.edusite.ru/DswMedia/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения: 20.03.21)

  2. Беленький Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста.

  3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после (электронный ресурс) URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 20.11.20)

  4. Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником) Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1Климанова

  5. Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2 // Начальная школа.

  6. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № (электронный ресурс)URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00412408_0.html (дата обращения: 19.04.21)

  7. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. (электронный ресурс) URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=45 (дата обращения: 6.04.21)

  8. Максудова Н.С «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» (электронный ресурс) URL:https://infourok.ru/formirovanie-navika-smislovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3799428.html (дата обращения: 7.04.21)

  9. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.

  10. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4

  11. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

  12. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (электронный ресурс) URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 6.03.20)

  13. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-

Приложение 1.

Словарик

  1. Выскочка — человек, который, желая выслужиться, выдвинуть себя, вмешивается во все раньше других.

  2. Запер — закрыл на замок, засов или другое приспособление.

  3. Описание – словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного.

  4. Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.

  5. Повесть – это литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

  6. Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

  7. Рассуждение – это последовательный ряд мыслей и умозаключений по определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

  8. Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  9. Скрёб — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скоблящее — режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня.

  10. Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.

  11. Текст — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

  12. Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

  13. Яр — может означать: высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег. то же, что и балка — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами, глубокий заросший овраг.

Приложение 2.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

5. Воля птичке дороже золотой клетки.

6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

7. На всякую беду страха не напасёшься.

Приложение 3.

583796 26

Приложение 4.

Короткая пауза — /;

Длинная пауза — //;

Повышение голоса — ↑;

Понижение голоса — ↓;

Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

Приложение 5.

583796 27

____Здравствуй, осень

Здравствуй, осень золотая.

Красота кругом.

Лист, опавший с клёна,

Машет мне крылом.

Созревает клюква,

Выросли грибы.

Мы берём лукошко,

В лес гулять пошли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6.

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Обвилась вокруг сучка.

После зябкого денька?..

Солнце! Что на свете краше

Наступило бабье лето —

В щелке муха ожила.

Поздним солнцем отогрета,

Сжалься, осень! Дай нам света!

Паутинки эти — мы.

Защити от зимней тьмы!

Приложение 7.

«Бабье лето…» Д.Б Кедрин

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Приложение 8.

Наступила осень

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

© Автор: Е. Арсенина

Приложение 9.

583796 28

Ответы к заданиям

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии.

583796 29

38

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру
Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»
Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о своей стране — России.
2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Содержимое разработки

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по социальному миру

Краеведение «Знакомство с жизнью народов Севера»

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

Цель: рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о своей стране — России.

2.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. 3.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.

Материал: Физическая карта России, Картина «Дети севера» из серии «Наши маленькие друзья» (автор Л.А. Пеньевская, Е.И.Радина.), иллюстрации с изображением природы севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображение чума; изделия из меха, расшитые бисером.

Ход занятия:Вывешивается карта России.

— Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто сможет показать границу России? (вызывает желающих и помогает им провести указкой вдоль границы России).

— Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете?( Дети вспоминают названия городов).

— В России много рек. Давайте вспомним названия и найдем их на карте.

(2 слайд)- — Мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная: когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на севере (показывает) лежит снег. В нашей стране живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах севера, которые живут с нами на одной территории. Вот здесь. (показывает на карте)

(3 слайд)- — На севере бывает долгая полярная ночь, когда круглые сутки на улице темно. На небе можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, переливающееся разными цветами. (Показывает иллюстрацию с изображением северного сияния.)

(4 слайд)- На севере есть районы, где на много километров тянетсятундра. Если в тайге и средней полосе растут высокие ели, сосны, пихты, березы, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайником (показывает иллюстрацию). Еще в тундре можно встретить березу, но не простую, а карликовую (показ иллюстрации). Как вы думаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Да, потому что она маленькая, низкорослая.

(5 слайд)- — Какие ягоды можно собирать в лесу? (ответы детей) А кто знает, какие ягоды можно собирать у нас в тундре? (ответы детей) У нас растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы, потому что границы тундры подходят к северным холодным морям. – брусника, голубика, морошка.

(6 слайд)- — Каких животных, проживающих на севере, вы знаете? (ответы детей) Конечно же, это знаменитый белый медведь, и морж, и тюлень. А еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. (показывает иллюстрации).

(7 слайд)- Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, — это якуты, эвенки, манси. Их профессия – оленеводы. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле.

(8 слайд) Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети отвечают. Это длинный шест. Зачем он ему? Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?Дети. На них теплая одежда.

(9 слайд)- Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

(10 слайд)- Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Сегодня мы с вами узнали о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

(11 слайд)- — Живут они здесь с давних пор. Это очень милые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними и оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. Место, где они останавливаются, называется стойбище. Живут они в чумах. Эти жилища они делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

— Олень для северных народов кормилец. Мясо оленя употребляют в пищу, а из шкур шьют одежду и строят чумы. Кроме оленеводства северные народы занимаются рыболовством. Ловят рыбу в морях, реках.

— Посмотрите на картину, кого вы видите?(рассматривание картины «Дети севера»)

— Что делают дети? (Катаются на санях) Эти легкие длинные сани называются нарты. Олени пробегут по снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. А управляет оленями каюр. В руке у него длинный шест чтобы погонять оленей. Ребятам не холодно в санях. Они одеты в непростую одежду. Она сшита из шкур оленя, а называется малица. Шьется она из оленьего меха, мехом внутрь. В ней северные жители зимой и ходят и работают. Рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь и головные уборы тоже шьют из меха оленей. Олень не только кормит и одевает северян, но и является для них основным видом транспорта.

— Северные народы очень талантливы. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и красивые поделки. (показ работ вышитых бисером)

— Каждый народ славится своими песнями, танцами, сказками. Есть они и у северян. Сегодня я расскажу вам одну из них. Называется она «Кукушка».

( Чтение сказки) Кукушка -ненецкая сказка

Жила бедная женщина. Было у нее четверо непослушных детей. От тяжелой работы заболела мать, лежит в чуме, просит детей принести ей воды попить. Но дети были ленивые и непослушные, не несли ей воды…Обработка Шаврова

Кукушка.Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на сне­гу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум — целые сугробы снега на пи­мах натащат, а мать — убирай.

Одежду промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу в реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от ра­боты тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотелось старшему есть — заглянул в чум.

Релаксация.— Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? Надо заботиться о своих мамах. Беречь их, особенно когда они болеют.- Мы сегодня узнали много интересного. И сейчас предлагаю вам нарисовать то, что вы узнали нового и интересного. Рисование животных, ягод, украшение малиц по выбору.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475997-kraevedenie-znakomstvo-s-zhiznju-narodov-seve

  • Расскажи о людях которым в разных сказках помогают животные или растения
  • Расскажи мне сказку в полночь песня
  • Рассеянный человек как пишется и почему
  • Расскажи историю трех сестер и их сватьи бабарихи используй в своем рассказе строки из сказки
  • Рассизм или расизм как пишется