Конституционный суд РФ вынес решение в связи с обращением 84-летнего жителя Башкирии Фатхуллы Исхакова, который десятки лет добивается реабилитации по делу о покушении на убийство, которого он не совершал. В 1959-м его приговорили к 15 годам лишения свободы за нападение на трёх женщин. Мужчина отсидел 13 лет и с тех пор не раз пытался доказать, что невиновен. В 2013 году был установлен настоящий преступник. Следственный комитет России по итогам нового расследования пришёл к выводу, что Исхаков стал жертвой лжесвидетельства и фальсификации доказательств, но прокуратура не давала согласия на пересмотр дела для полного оправдания пенсионера. Однако Конституционный суд пришёл к выводу о наличии оснований для пересмотра приговора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение Конституционного суда РФ от 16 декабря 2021 года стало настоящим новогодним подарком для 84-летнего пенсионера из Уфы Фатхуллы Исхакова. Мужчина десятки лет пытался добиться отмены приговора по делу о покушении на тройное убийство, которого он не совершал, но за которое 13 лет провёл в местах лишения свободы.
Оказывали давление
Ранее RT рассказывал, что в ночь с 22 на 23 мая 1959 года в селе Большие Каркалы Башкирской АССР произошло нападение на трёх женщин. В дом Марьям Рахматуллиной ворвался неизвестный мужчина и нанёс ножевые ранения девушке, её подруге и матери.
Тогда следствие пришло к выводу, что преступление совершил живший по соседству Фатхулла Исхаков. По его словам, окровавленная Марьям среди ночи прибежала к нему за помощью и оставила капли крови на висящем при входе в дом пиджаке.
Сами женщины в темноте не запомнили внешность нападавшего. Однако неожиданно нашлись свидетели (в их числе был Наиль Саитбаталов), которые якобы видели, как молодой семьянин лезет в дом к женщинам.
Сам Исхаков утверждал, что после задержания оперативники его избивали и оказывали сильное психологическое давление, угрожая привлечь к ответственности и его жену, но он так и не признал своей вины.
Исхакова приговорили к 15 годам заключения. В тюрьме он узнал о смерти супруги. Выйдя на свободу через 13 лет, он всё же нашёл в себе силы завести новую семью, выстроить карьеру, но все эти годы не оставлял попыток добиться справедливости и доказать свою невиновность.
Неожиданное признание
В 1990 году ему впервые удалось добиться, чтобы прокуратура возобновила производство по уголовному делу, но спустя три года оно было прекращено. В 2009-м следственные органы рассматривали материалы проверки по заявлению о даче заведомо ложных показаний свидетелями по делу Исхакова.
«24 августа 2012 года в прокуратуру Миякинского района Республики Башкортостан от одного из указанных свидетелей, неоднократно судимого, поступило заявление о том, что он совершил преступление, за которое осуждён Ф.Б. Исхаков. В этой связи отменены ранее вынесенные решения о прекращении уголовного дела в отношении как лица, явившегося с повинной, так и сотрудников милиции, предположительно, оказавших психологическое и физическое давление на свидетелей», — говорится в материалах Конституционного суда.
Сознавшимся оказался проходивший в качестве свидетеля по делу Наиль Саитбаталов, который незадолго до своей смерти признался в содеянном. Как рассказал Саитбаталов, накануне злополучной ночи Марьям Рахматуллина отказала ему и он, выпив, решил ей отомстить. Однако в итоге пострадали три человека.
Следственный комитет России по итогам нового расследования пришёл к выводу, что Исхаков стал жертвой лжесвидетельства и фальсификации доказательств. Однако прокуратура неоднократно отправляла на доработку постановления СК.
В 2015 году прокурор Башкирии Андрей Назаров подписал заключение о необходимости отмены приговора и пересмотра уголовного дела ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Бумаги направили в Верховный суд республики, но в последний момент надзорное ведомство передумало, отозвало документ — и производство прекратили.
Исхаков вместе с юристом Виталием Буркиным обжаловали это решение в президиуме Верховного суда Башкирии, где вынесли половинчатый вердикт: постановление прокуратуры о прекращении производства отменили, но сам приговор от 1959 года оставили в силе.
«Буду и дальше бороться»
С этой коллизией Виталий Буркин со своим подзащитным и обратился в Конституционный суд страны.
«Мы поняли, что суд и прокуратура неправильно толкуют уголовно-процессуальный закон и в марте этого года обратились в Конституционный суд, который полностью признал нашу правоту. Надеюсь, что теперь нам не будут чинить бюрократические препятствия. Самое главное, что Конституционный суд признал наличие оснований для отмены приговора», — заявил собеседник RT.
- Фатхулла Исхаков и юрист Виталий Буркин
- © Фото из личного архива
Он надеется, что отмены приговора для Исхакова удастся добиться в кратчайшие сроки. Буркин также отметил, что решение Конституционного суда носит исключительный характер в новейшей истории правоприменительной практики.
«Это первое решение Конституционного суда, которое открывает дорогу к отмене ошибочных приговоров прошлых лет по новым обстоятельствам. Теперь, вопреки позиции прокурора, отменять такие решения станет легче. В этом революционность», — заявил юрист.
По словам самого Исхакова, сейчас адвокаты советуют ему успокоиться — теперь юридических препятствий для восстановления справедливости быть не должно.
«Мои дети очень радуются, а я говорю, что не чувствую ничего. 62 года я боролся, а меня всё не отпускает эта несправедливость, и я всё не ощущаю облегчения. Я долгие годы добивался и вроде бы добился уже наполовину. Буду бороться и дальше», — поделился эмоциями пенсионер.
В пресс-службе прокуратуры Башкортостана в ответ на просьбу RT прокомментировать решение КС РФ посоветовали обратиться в Генпрокуратуру. В свою очередь, там оперативно прокомментировать позицию Конституционного суда не смогли.
Консультация подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И.
МБДОУ детский сад №8 ст. Старощербиновская
«Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
План консультации:
1.Понятие театрализованной деятельности и ее значение.
2.Понятие о режиссерской игре.
3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности.
4. Условия для развития театрализованной деятельности.
5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности.
1.Поятие театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность осуществляется в ходе театрализованных представлений, которые способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
-Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные.
-Развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
2. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. Режиссерская игра – это одновременное выполнение разных ролей. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Ребенок сам создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку — его воле, его желанию, его замыслу.
— Режиссёрские игры не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях
I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять: 1) роль человека, который действует с предметами,
2) роль предмета (ребенок-машина-шофер);
2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.
— Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного возраста.
— От ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
— В режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет.
— ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы — заместители.
Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.
Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая — зайчиком; кусок серой ткани -волком и т. д.
— Ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».
Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности.
Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. Велика роль педагога в развитии театрализованной деятельности своих воспитанников. Именно педагог направляет данный процесс.
Необходимо чтобы:
- воспитатель выразительно читал стихи, рассказы и рассказывал сказки. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
- — воспитатель умел смотреть, видеть, слушать и слышать своих воспитанников и был бы готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства:
- — воспитатель обязан владеть основами режиссерских умений;
- воспитателю нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии. Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение.
- Огромная роль педагога заключается в создании обстановки, в которой происходит театрализованные игры и детей.
- Для развития режиссерских игр необходимы руководство взрослого, помогающего развитию сюжета.
- Велика роль педагога в приобщении детей к театральной культуре: знакомить детей с устройством театра, с видами театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
Именно исполнение педагогом этих требований способно привести к повышению:
-1. его собственного творческого потенциала;
-2. помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Что должен помнить воспитатель для успешной реализации своей роли в развитии театрализованных игр детей:
- Надо всегда помнить, что ребенок дошкольного возраста — это не профессиональный актер, он всегда «играет в театр».
- Помнить, что театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, легкой форме. Не всегда нужно точно следовать тексту, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям.
- Надо постоянно будить в ребенке «актера», предоставлять ему возможность поэкспериментировать с театральными игрушками, пофантазировать, использовать знания о жизни и информацию из литературных произведений.
- Педагог должен постоянно обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.
- нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения.
- Педагог должен побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний;
- Педагог должен предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность и строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
- Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
4. Условия для развития театрализованной деятельности:
- В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки,
- Должен быть «тихий уголок» или «уголок уединения» в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
- Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. (А не только тогда, когда разрешит воспитатель)
- В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.
- Необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
- Должны быть созданы условия для общения воспитателя с каждым ребенком для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
- Педагог должен создать выбор: сюжетов для драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;
- Педагог обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); т.е. осуществлять интеграцию.
- Педагог обязан создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
- Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем, посколько, без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
- Для развития режиссерских игр необходимы игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям;
- Необходим определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения.
5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности
— Заучивание наизусть;
-Рассказывание детям;
— Чтение;
-Инсценирование, как метод вторичного ознакомления с художественным произведением;
— Выполнение детьми заданий по передаче речи, манеры разговора, произношения героев сказки, на примере отдельных реплик;
— Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний, характера и повадок героев;
— Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;
— Игры – драматизации;
-Подготовка и разыгрывание инсценировок, сценок и сказок;
— Игры-имитации на основе текста сказки;
-Ролевые диалоги на основе прочитанного текста;
-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета, без предварительной подготовки;
— Ритмопластика;
— Упражнения типа «придумай диалог»;
-Упражнения «расскажи сказку от своего имени и от имени героя»;
— Театральные этюды и упражнения;
— Использование театров: плоскостного, объемного и настольного
кукольного, би-ба-бо, пальчикового, марионеток.
Выводы:
- Таким образом, театрализованная деятельность не должна сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. (систематически, регулярно, обыденно и ежедневно)
- Театрализованная деятельность должна включать:
-разыгрывание сказок,
-сценок,
— театрализованные игры,
-игры-драматизации, танцы,
-ролевые диалоги по иллюстрациям,
-самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.),
-просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей,
— упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Дарите детям радость приобщения к театральному искусству !
Дополнительно можно прочесть следующую литературу:
- Е.В. Мигунова — Организация театрализованной деятельности в детском саду.
- Т. Доронова – Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-5 лет.
- Н.Н. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
Городская культурная афиша не оставит места для скуки во время новогодних праздников и школьных каникул.
Ощущение чуда, неуловимого счастья и долгожданного праздника – вот что такое Новый год! Это время, когда можно и нужно делать то, что мы откладывали долгие месяцы. Общаться с родными, вместе радоваться жизни, кататься на коньках, любоваться новогодними игрушками и дарить близким радость, посещая вместе выставки, концерты и кинопремьеры. Длинные новогодние праздники — хороший повод получить новые эмоции и поделиться ими с любимыми людьми! С Новым годом!
В пятницу 31 декабря:
На музыкально-новогодний вечер «Ирония судьбы, или С Новым годом!» всех новосибирцев приглашает вокально-инструментальный ансамбль «Белые Росы».
У ВИА «Белые Росы» есть традиция: 31 декабря, в канун Нового года, завершать очередной год концертом в Государственном концертном зале им. А. М. Каца.
Программа представления каждый раз новая, а вот идея — всегда самая новогодняя: мелодии и песни из любимых всеми советских фильмов, без которых просто не существует новогодних праздников!
Концерт станет хорошим прологом к встрече Нового года, и главное — начало концерта в 16:00, а это значит, что после него, уже в позитивном настроении, все обязательно успеют к новогоднему столу!
Государственный концертный зал им. Каца
Государственный концертный зал им. Каца (ул. Красный проспект, 18/1), начало в 16:00
***
Выставочный проект «Параллели: образы, формы» открыт в залах Новосибирского государственного краеведческого музея во время новогодних каникул!
Среди экспонатов — работы из собрания известного коллекционера и исследователя русского искусства Натальи Шабельской, раппорт занавеса Большого театра 1953 года, работы Вячеслава Зайцева в стиле народных традиций, авторские головные уборы из коллекции the SHAPKAS дизайнера Константина Гайдая — уроженца Новосибирска.
Масштабный выставочный проект, посвящённый традиционному искусству русского золотого шитья, стал результатом работы кураторов и научных сотрудников Всероссийского музея декоративного искусства (г. Москва).
Посетители увидят «жемчужины» собрания тканей московского музея — образцы вышивки и кружева, парчи и парчовых платков, традиционных костюмов с головными уборами XVIII — начала XX века и авторский костюм 1960-1980-х годов XX века. Это тщательно подобранная коллекция, где каждый предмет является самостоятельным художественным произведением русского народного искусства.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Новосибирский государственный краеведческий музей (Красный проспект, 23), в выходные дни выставка открыта с 11:00
***
В субботу 1 января:
Выставка работ детской студии «Зазеркалье» открыта в залах Новосибирского государственного художественного музея в праздничные дни!
На выставке «Зимние чудеса» свои работы представят студийцы от 4 до 15 лет. Каждая новая выставка изостудии удивляет зрителей бескрайним детским талантом, любовью к жизни и мастерством каждого юного художника.
«Зимние чудеса» — это более ста детских работ, выполненных в технике гуаши, акварели, акрила и пастели. Все они наполнены ожиданием чуда и восторгом от прекрасной зимней поры. Снежные пейзажи, снеговики, новогодние сюжеты и сказочные персонажи — всё это увидят гости музея, которые посетят выставку в новогодние каникулы!
Новосибирский государственный художественный музей
Новосибирский государственный художественный музей (ул. Ленина, 5), в выходные и праздничные дни выставка работает с 12:00
***
«Ночь в Лувре: Леонардо да Винчи» — фильм-выставку смотрите в центре культуры и отдыха «Победа» в рамках программы «Арт-лекторий в кино».
Эксклюзивная ночная экскурсия по выставке «Леонардо да Винчи» снималась специально для большого экрана и была подготовлена и проведена командой искусствоведов Лувра. Это уникальная возможность увидеть произведения мастера во всех деталях.
Масштабная ретроспектива посвящена всему творческому пути Леонардо как художника. Он ценил живопись больше других искусств, а с помощью исследования окружающего мира — «науки живописи», как Леонардо называл свой метод, — художник ставил амбициозную цель передать в искусстве саму жизнь.
Интересные факты и неожиданные открытия кураторы выставки представят во время ночной экскурсии по Лувру, которая даст новое понимание художественного видения и живописной техники «титана Возрождения».
Центр культуры и отдыха «Победа»
Центр культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 13:00
***
В воскресенье 2 января:
Спектакль по пьесе Эдмона Ростана в версии режиссёра Мартина Кримпа, со сцены лондонского театра Playhouse — на экранах центра культуры и отдыха «Победа» в рамках проекта Theatre HD.
История реального поэта и храброго воина Сирано, жившего в XVII веке, в XIX веке стала театральным бестселлером благодаря драматургу Эдмону Ростану, а в XXI веке в руках британцев Мартина Кримпа и Джейми Ллойда перенеслась в наше время.
А это значит — никаких бутафорских носов, плащей и шпаг. В конце концов, главным оружием де Бержерака во все времена были острый ум и беспощадно точное слово! Ну и конечно, романтичное большое сердце — и именно это обаятельное сочетание с блеском играет гениальный мастер перевоплощений Джеймс Макэвой.
Героическая комедия разыгрывается в радикально «голых» декорациях — Джейми призывает сосредоточиться на тексте; и текст здесь настолько всему голова, что даже поединки на шпагах превращаются в настоящие рэп-баттлы, подчёркнутые вынесенными на авансцену обычными концертными микрофонами.
Центр культуры и отдыха «Победа»
Центр культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 15:00
***
Новосибирская филармония приглашает всех на «Симфонический бал»! Со сцены Государственного концертного зала им. Каца прозвучит музыка венских классиков и русских композиторов XIX века.
Большой новогодний концерт Новосибирского академического симфонического оркестра стал красивой традицией, которая неизменно собирает в первые дни января любителей музыки на знаковое мероприятие. Лёгкая, летящая классическая музыка в исполнении виртуозных музыкантов как нельзя лучше совпадает с приподнятым, пьянящим в своей радости настроением первых дней года.
Что ждёт слушателей? Преображённый, нарядный зал им. А. М. Каца, торжественный бальный наряд музыкантов и гостей филармонии. А главное — грандиозная праздничная музыка под сводами самого большого концертного зала города! Всё это великолепие поддержит — и, безусловно, умножит! — ваше чудесное новогоднее настроение.
Государственный концертный зал им. Каца
Государственный концертный зал им. Каца (Красный проспект, 181), начало в 18:00
***
В понедельник 3 января:
Музыкальное шоу «Почти бродвейская история» — на сцене Новосибирской филармонии. Цикл концертов «Новогодний фейерверк» продолжается!
Новосибирская хоровая капелла и её солисты осваивают новые ниши и жанры. В этот раз главный герой представления — мюзикл. Жанр, «перезапустивший» в XX веке моду на вокальные спектакли.
Двадцать два номера программы включают в себя фрагменты из популярных мюзиклов и саундтреков к фильмам. Будут исполнены настоящие хиты: «Призрак оперы» и «Кошки» Уэббера, «Мулен Руж» Армстронга, «Нотр-Дам де Пари» Коччанте, «Анастасия» Аренса, «Ромео и Джульетта» Пресгурвика, «Чикаго» и «Кабаре» Кандера.
А ещё для слушателей будут исполнены шлягеры из лучших отечественных кинофильмов: «Труффальдино из Бергамо» Колкера, «Монте-Кристо» Игнатьева, «Формула любви» и «Обыкновенное чудо» Гладкова, «Тот самый Мюнхгаузен» Рыбникова, «Три мушкетёра» Максима Дунаевского.
Аранжировку хитов сделал давний друг и партнёр филармонических коллективов, новосибирский композитор Станислав Мелик, и исполняться они будут в сопровождении живой инструментальной музыки.
В программе принимают участие: Новосибирская хоровая капелла и ансамбль On-Line (музыкальный руководитель проекта — Игорь Юдин), студия современного танца «Драйв» (хореограф-постановщик — Оксана Тихомирова), дирижёр Александр Париман, режиссёр Олег Нудненко.
Государственный концертный зал им. Каца
Государственный концертный зал им. Каца (ул. Красный проспект, 18/1), начало в 18:00
***
В дни новогодних каникул театр «Красный факел» представляет новую сказку «Лисичка-сестричка и серый волк».
Шуточный и весёлый спектакль по мотивам русской народной сказки поставили и сыграют актёры театра: Денис Ганин, Евгений Осокин, Юлия Новикова, Луиза Русанова, Наталья Резник, Елена Дриневская, Олег Майборода, Денис Казанцев.
Волшебный сон зимней ночи перенесёт маленьких и больших зрителей в удивительный мир сказки, где у каждого предмета есть душа, где происходят самые необычные события, а известные персонажи предстают в совершенно новых и неузнаваемых обличиях.
Новосибирский государственный академический театр «Красный Факел»
Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» (ул. Ленина, 19), начало в 12:00
***
Во вторник 4 января:
На сказку «Снежный цветок» в постановке заслуженной артистки РФ Ольги Гущиной приглашает во время новогодних праздников Новосибирский областной театр кукол!
Снежный цветок — сказка Сергея Козлова, с которой стоит познакомиться всей семьёй. Какой же это Новый год, когда твой друг медвежонок заболел? И вот ёжик отправляется на поиски таинственного Снежного цветка, который может вылечить все болезни.
В путешествии по волшебному лесу храброму ёжику помогут его обитатели — Осинка, тётушка Сосна, Дедушка Дуб, а поиски Снежного цветка становятся настоящим испытанием дружбы.
Сказка учит щедрости, самоотверженности, умению дружить, радовать близких людей и дарить им самые лучшие подарки, не ожидая благодарности.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Новосибирский областной театр кукол (ул. Ленина, 22), начало в 11:30, 13:30, 15:30 и 17:30
***
«Когда ёлка была большой» — новогодняя выставка в краеведческом музее расскажет, как и чем украшали новогоднее дерево наши бабушки и дедушки!
На выставке представлены более 700 новогодних украшений из фондов Новосибирского краеведческого музея, большая часть которых принадлежала жителям Новосибирска: стеклянные, ватные, картонажные и монтированные игрушки, ёлочные гирлянды и подставочные фигуры, некоторые украшения ГДР и Чехословакии.
Основная часть коллекции — это игрушки, выпущенные различными артелями и фабриками Москвы и Ленинграда в период с конца 1930-х по 1960-е годы. Помимо ёлочных украшений, посетители увидят подарочные новогодние коробки, рождественские и новогодние открытки из наших фондов.
http://kraeved.ngonb.ru/node/12135
Новосибирский государственный краеведческий музей (Красный проспект, 23), в праздничные дни выставка работает с 11:00
***
В среду 5 января:
Музыку разных времён и народов представляют вокальный ансамбль Павла Шаромова и Русский академический оркестр. «Новогодний фейерверк» продолжает радовать любителей музыки!
Оговоримся сразу: вояж концертно-виртуальный. Зато уж тут — никаких ограничений: США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Бельгия, Италия, Грузия, даже в Африку заглянем. Не ищите логику в череде стран и континентов — какая логика, когда главенствует музыка!
В программе сольются восхитительный вокал ансамбля Шаромова с мягкостью Русского академического оркестра! Лиризм классического вокала, проникновенность пения, капелла и мировые эстрадные хиты: Mamba Italiano, Besame mucho, Happy New Year — всё это в новогодней программе «Кругосветное путешествие»!
Государственный концертный зал им. Каца
Государственный концертный зал им. Каца (Красный проспект, 18/1), начало в 18:00
***
В дни новогодних праздников Новосибирский городской драматический театр приглашает театралов на спектакль «Под одной крышей» по пьесе драматурга Людмилы Разумовской.
На сцене, казалось бы, довольно заурядная история, повествующая о совместном существовании трёх женщин: дочери, матери и бабушки. Камерная по жанру история оборачивается поистине шекспировскими страстями, когда вдруг в мир выплёскиваются взаимные обиды, нереализованные желания, старые грехи. Однако за семейными ссорами всплывает другой, общечеловеческий план — право каждого человека на мечту и счастье.
«Под одной крышей» — один из самых любимых зрителями спектаклей, поставленных в лучших традициях театра Сергея Афанасьева. Спектакль рождён блистательным союзом трёх актрис: Ирины Ефимовой, Анастасии Неупокоевой и Варвары Сидоровой.
Новосибирский городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева
Новосибирский городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева (Вокзальная магистраль, 19), начало в 17:00
***
В четверг 6 января:
Программа эстрадного оркестра «Музыкальный серпантин» продолжает цикл новогодних концертов Новосибирской филармонии!
Солисты оркестра исполнят музыкальные темы и песни из фильмов, без которых немыслим наш Новый год: «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы…».
А также в программе — легендарные музыкальные киношлягеры Исаака Шварца и Арно Бабаджаняна, «золотые» мелодии из знаменитых бродвейских мюзиклов, рождественские хиты от Френка Синатры и легендарной АВВА…
Новосибирский государственный концертный зал им. Каца
Новосибирский государственный концертный зал им. Каца (Красный проспект, 181), начало в 18:00
***
НОВАТ представляет: самая романтическая история, рассказанная языком музыки и танца! На сцене театра — балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева. Хореография Ростислава Захарова, восстановление оригинальной хореографии — Михаил Мессерер. Балетмейстер-постановщик — Михаил Мессерер. Музыкальный руководитель постановки и дирижёр — Карен Дургарян. Дирижёр — Евгений Волынский.
Современная версия выдающегося спектакля, увидевшего свет в 1945 году, восстановлена в стилистике, близкой зрителю наших дней. Визитной карточкой постановки стало удачное сочетание доброй старой балетной классики и сценических технологий XXI века.
Визуальные компьютерные эффекты мирно сосуществуют здесь с традиционными костюмами и реквизитом. Автор оригинальной хореографической версии балета Ростислав Захаров называл её «песней о весне человеческой жизни, о юности, о счастье, о мечте». Михаил Мессерер во время работы над реконструкцией следовал настроению, заданному автором балета.
НОВАТ
НОВАТ (Красный проспект, 36), начало в 13:00 и 18:00
***
В пятницу 7 января:
В светлый праздник Рождества музыканты Новосибирской филармонии дарят слушателям концерт — спектакль под названием «Сила небес». В нём прозвучат произведения, написанные на основе русских духовных стихов.
Ансамбль «Маркелловы голоса» продолжает цикл концертов русской духовной музыки. Вертепное действо разыгрывалось на Рождество в русских, белорусских и украинских деревнях. По сути, это народный кукольный театр, действие в котором разворачивается в пространстве двухэтажного деревянного ящика-сцены.
Сценическое оформление концерта-спектакля выполнено современным румынским художником Себастьяном Ликаном, который работает в традиции народной трансильванской иконы.
Вместе с солистами хорового ансамбля «Маркелловы голоса» на сцене выступят Дмитрий Ржаницын (литавры) и Аркадий Бурханов (колёсная лира).
Камерный зал филармонии
Камерный зал филармонии (Красный проспект, 32) начало в 18:00
***
На сцене НОВАТа — премьера волшебной оперы-сказки Михаила Красева «Морозко»!
Музыкальный руководитель и дирижёр: Эльдар Нагиев. Автор художественной концепции и режиссёр-постановщик: Вячеслав Стародубцев.
Впервые опера «Морозко» была показана в 1950 году. Музыкальная сказка советского композитора Михаила Красева, написанная по всем оперным канонам, сразу полюбилась юным зрителям. После премьеры оперы на сцене филиала Большого театра «Морозко» с успехом ставилась в Малом оперном театре в Ленинграде, Красноярском театре оперы и балета, этой оперой в 1965 году был открыт Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац.
В Новосибирском театре оперы и балета оперу «Морозко» поставил главный режиссёр театра Вячеслав Стародубцев. Вместе с героями оперы зрители попадают в самую настоящую зимнюю сказку, а музыка сделает это путешествие волшебным.
Главную партию исполняет лауреат всероссийского и международных конкурсов, лауреат Национальных оперных премий «Онегин» Юлия Юмаева.
НОВАТ
НОВАТ (Красный проспект, 36), начало в 13:00
***
В субботу 8 января:
На новогоднюю программу «Фабрика грёз» приглашает Новосибирский академический симфонический оркестр! Главный музыкальный коллектив города поздравляет новосибирцев с наступившим Новым годом!
В программе «Фабрики грёз» — легендарная музыка голливудского и отечественного кино. С музыкантами филармонического симфонического оркестра мы ещё раз переживём историю «Титаника» и «Звёздных войн», вспомним дерзкий мотив «Пиратов Карибского моря» и волшебные метаморфозы «Гарри Поттера», испытаем восторг узнавания с мелодиями из «Иронии судьбы» и высокую ностальгию музыкальной темы из «Свой среди чужих», вдохнём глоток ностальгического счастья с музыкой из кинофильма «Цирк».
Дирижёр — Рустам Дильмухаметов.
Государственный концертный зал им. Каца
Государственный концертный зал им. Каца (Красный проспект, 181), начало в 18:00
***
В рамках программы «Кино на Рождество» на экранах центра культуры и отдыха «Победа» смотрите документальный фильм «Знаменный роспев». Режиссёр и автор сценария — Филипп Орлянский.
Фильм о древнерусской церковной традиции пения по знаменной нотации стремится показать зрителю ряд древних песнопений в наилучшем современном исполнении, чтобы передать ощущение истории через музыку. Но это всего лишь крупица того гигантского национального наследия, которое когда-то звучало повсеместно на наших просторах, а сейчас незаслуженно забытое лежит в библиотеках и ждёт новых исполнителей.
Чтобы понять, что же такое русская душа, необходимо обратиться именно к церковной певческой культуре Средневековья, потому что она строилась на естественных мелодических и речевых особенностях языка, характера и менталитета русского народа и была отражением его лучших природных и нравственных качеств. Это хорошо понимали крупнейшие представители отечественной композиторской школы: Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов.
Центр культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 15:00
***
В воскресенье 9 января:
На сцене театра под руководством Сергея Афанасьева — оригинальная версия режиссёра романа Льва Толстого «Анна Каренина». Дилогия «Анна» и «Левин» — это два спектакля, самостоятельных, но крепко связанных между собой общими персонажами, декорациями, стилистическим оформлением.
Режиссёр-постановщик — Сергей Афанасьев. Авторы инсценировки — Сергей Афанасьев, Екатерина Гилева.
За основу дилогии взяты две сюжетные линии романа: спектакль «Анна» — о трагической любви Анны Карениной и Алексея Вронского, спектакль «Левин» — о второй паре героев, Константине Левине и Кити Щербацкой.
Масштабное сценическое действо, продолжительностью более 5 часов, адекватно передаёт сценическим языком стиль и мысль великого русского писателя.
Спектакль поставлен при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.
Новосибирский городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева
Новосибирский городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева (Вокзальная магистраль, 19), продолжительность спектакля 15:00 – 20:30
***
Выставка акварелиста и живописца, заслуженного художника РФ Вадима Иванкина открылась в зале Новосибирского художественного музея.
С 2006 года Вадим Иванкин — председатель Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Преподаёт на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Вадим Викторович участвует во многих российский и международных выставках (в Китае, Казахстане), при этом находит время для, без преувеличения, огромной кураторской работы.
Экспозиция состоит из четырёх равных по объёму частей. Первую составляют акварели разного времени (Вадим Викторович — один из самых авторитетных российских акварелистов), затем следуют темперные работы на холсте, выполненные за последние десять лет.
Отдельная «глава» посвящена автопортретам художника. И завершают выставку работы в нечасто встречающейся технике — битумного лака. Эта серия «Золотые струны, или Новое величие», продолжающая многолетнее «паломничество художника в страну Востока», ранее не выставлялась в Новосибирске.
Новосибирский государственный художественный музей
Новосибирский государственный художественный музей (Красный проспект, 5), в выходные дни выставка открыта с 12:00
Кинопремьеры недели
Праздничный марафон из главных прокатных релизов «Иноекино» 2021 года в кинотеатре «Победа» — идеальная возможность провести новогодние каникулы в компании с шедеврами мирового кино и надолго зарядиться хорошим настроением!
Новый год не за горами, и попрощаться со старым нужно достойно, вспоминая только лучшее! Все фильмы будут демонстрироваться в оригинале с русскими субтитрами.
2 января — «Любовное настроение». Режиссёр — Вонг Кар-Вай. Начало в 20:00.
Гонконг, 1962 год. Две супружеские пары — господин Чоу с женой и госпожа Су с мужем — одновременно въезжают в соседние квартиры. Пока их супруги пропадают на работе или в заграничных командировках, Чоу и Су проводят много времени в одиночестве и общаются друг с другом как обычные соседи. Всё меняется, когда они обнаруживают, что их супруги изменяют им друг с другом.
«Любовное настроение» — седьмой по счёту фильм Вонга Кар-Вая. И первый, где речь напрямую заходит об институте брака. Впрочем, хитросплетения триады «дружба — верность — любовь» и прежде оказывали определяющее воздействие на поступки, установки и жизненный стиль основных героев гонконгского автора.
В 2000 году фильм был выдвинут от Гонконга на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
3 января — «Малхолланд Драйв». Режиссёр — Дэвид Линч. Начало в 20:00.
«Малхолланд Драйв» называют «подлинным шедевром» и «величайшим фильмом XXI века». Это «история любви в городе грёз», как иронично описывает фильм сам великий сюрреалист Дэвид Линч. Фильм не зря сравнивают со сновидением: он затягивает в калейдоскоп разрозненных и ускользающих образов, противится логическому осмыслению, но ни на секунду не становится бессмысленным.
Попытки разгадать бесконечные секреты «Малхолланд Драйва» продолжаются вот уже 20 лет, а его гипнотическое воздействие всё не ослабевает.
Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале 2001 года, где Линч удостоился приза за лучшую режиссуру.
4 января — «На последнем дыхании». Режиссёр — Жан-Люк Годар. Начало в 20:00.
Первый полнометражный фильм Жан-Люка Годара с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчёта в истории новой французской волны.
Годар буквально переписал правила кино за счёт рваного монтажа, слома «четвёртой стены», аллюзий на нуар и многочисленных отсылок и цитат. Но фильм не просто учебник по новаторскому киноязыку, а вдохновляющий гимн жизни, юности и свободе.
Бюджет у фильма был крохотный. По сути, Годар снимал картину на собственные деньги, поэтому на всём приходилось экономить. Например, вместо дорогущей операторской тележки камеру возили на инвалидной коляске, но на конечном результате это никак не сказалось. Во-первых, постановщик точно знал, чего хочет. И во-вторых, ему удалось заполучить к себе в фильм перспективного 26-летнего Бельмондо и восходящую американскую звезду Джин Сиберг.
5 января — «Таксист». Режиссёр — Мартин Скорсезе. Начало в 20:00.
Шедевр Мартина Скорсезе, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1976 года. Одна из ключевых картин американской новой волны и одна из лучших ролей Роберта Де Ниро.
Трэвис Бикл, бывший морской пехотинец и ветеран войны во Вьетнаме, страдает от бессонницы и поэтому устраивается работать таксистом. Он бесцельно кружит по ночному Нью-Йорку, погрязшему в насилии и пороке, и мечтает, как в один прекрасный день «ливень смоет с улиц всю эту падаль».
В 1976 году этот фильм малоизвестного американского режиссёра неожиданно получил главный приз Каннского кинофестиваля, шокировав пуританское жюри. Натуралистичная, полная насилия и откровенных сцен лента произвела эффект разорвавшейся бомбы и при этом до сих пор считается образцом вдумчивого авторского кино.
6 января — «На игле». Режиссёр — Дэнни Бойл. Начало в 20:00.
В 2012 году фильм был признан лучшим британским фильмом за всё 60-летнее правление королевы Елизаветы II. В 2004 году фильм был признан лучшим шотландским фильмом всех времён.
Снятый по одноимённому роману Ирвина Уэлша, фильма рассказывает историю четырёх друзей, которых связывает лишь зависимость, доводящая каждого до последней черты.
Жёсткая драма об эдинбургских балбесах превратила молодого актёра Юэна Макгрегора в мировую звезду, а английского режиссёра Дэнни Бойла отправила покорять американские экраны и сердца киноакадемиков.
Дэнни Бойл усиливает впечатление контрастности и за счёт разной по ритму и настроению музыки: пролог идёт под бодрый рок-н-ролл Игги Попа, а погружение в морские глубины сопровождает расслабляющий Брайана Ино. В момент тяжёлого трипа звучит спокойная композиция Лу Рида, а абстиненция протекает под гулкое техно от группы Underworld.
7 января — «Пролетая над гнездом кукушки». Режиссёр — Милош Форман. Начало в 21:00.
Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМёрфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед.
Фильм снят по роману Кена Кизи: книга вызвала бурную реакцию у общественности, что привело к её запрету в библиотеках некоторых американских школ. «Пролетая над гнездом кукушки» в мгновение сделало Кизи знаменитостью, а его творение стало в ряд с такими произведениями как «Уловка-22» и «Заводной апельсин». Среди поклонников автора было немало людей из киноискусства, одним из которых стал актёр Кирк Дуглас, который сразу же выкупил права на постановку за 47 тысяч долларов.
«Пролетая над гнездом кукушки» — это история противостояния эксцентричного пациента психиатрической клиники с деспотичной медсестрой. Это история об общественной системе, доминирующей над свободой человека и подавляющей его личность…
Фильм снял Милош Форман («Амадей», «Народ против Ларри Флинта»), а главную роль исполнил Джек Николсон. Также, как и для автора, для режиссёра и для многих актёров эта лента стала ключевой в карьере.
8 января — «Чунгкингский экспресс». Режиссёр — Вонг Кар-Вай. Начало в 20:00.
«Чунгкингский экспресс» — две истории любви в городских джунглях: о разбитых сердцах, поисках близости, духоте повседневности и мечтах о Калифорнии. Вонг Кар-Вай в своём фирменном стиле нарушил привычные каноны романтических фильмов и создал настоящий калейдоскоп образов, в котором меланхолия идёт рука об руку с оптимизмом.
Главные роли сыграли звёзды азиатского кино, в числе которых Тони Люн, постоянный актёр Вонга. «Чунгкингский экспресс» — знаковый фильм последнего десятилетия XX века, открывший широкому зрителю чарующий и удивительный мир Вонга Кар-Вая.
9 января — «Персона». Режиссёр — Ингмар Бергман. Начало в 20:00.
Культовый фильм шведского режиссёра вышел более полувека назад, но до сих пор порождает дискуссии среди критиков и зрителей.
В фильмах Бергмана конфликт, обусловленный властью «персоны» над человеком, мучителен и страшен, но в принципе разрешим. От маски можно избавиться. Пусть ценой утраты иллюзий, ценой лжи и предательства, ценой страданий, своих и чужих — но всё-таки вырваться из ловушки, из этих неосязаемых пут, сковывающих волю, вынуждающих человека изо дня в день, до конца жизни играть одну и ту же ненавистную роль.
Критики считают картину одним из величайших фильмов, созданных когда-либо. Фильм также повлиял на многих более поздних режиссёров, в том числе Роберта Олтмена и Дэвида Линча.
Очень важно
содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения.
Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его
самосознания и уверенности в себе: во — первых, выражает свое отношение к
окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами
окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми
обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить
звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не
передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от
окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от
окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком,
хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать
ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.);
взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не
только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но
увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет
стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же
выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном
во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать
такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми,
получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас,
учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в
словах.
Овладение речью ребенком
находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием.
Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях,
знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные
бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только
расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только
взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского
общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к
окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят
от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.
Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень
общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам
радость от общения с ним.
По
дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из
нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а
еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил
кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по
очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас
есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым,
синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи:
красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть
из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные
слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на
ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть
в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок…
(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из
моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый
сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете
фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
— Ворона каркает, а
воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок,
а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
— Медведь осенью
засыпает, а весной…
— Пешеходы на красный
свет стоят, а на зелёный…
— Мокрое бельё
развешивают, а сухое…
— Вечером солнце
заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит
слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
— Прыгает, грызёт,
прячется? (заяц)
— Бодается, мычит,
пасётся?
— Крадётся, царапается,
мяукает?
— Шипит, извивается,
ползает?
Если справились,
попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное,
а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
— Четыре ножки, спинка,
сиденье.
— Корень ствол, ветки,
листья.
— Носик, крышка, ручка,
донышко.
— Корень, стебель,
листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что
есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье,
какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У
Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и
т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в
предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает
предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула
трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова.
Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.
Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со
(колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
Памятка для родителей
«Роль семьи в
воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый
родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных
успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы
состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает
формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.
Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные
нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения,
нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно —
логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является
та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего
существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль
семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом,
радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к
этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в
усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари
утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что
думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не
сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам
у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное
желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и
даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление
культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности
дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный
запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется
грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен
чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная,
увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его
малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать,
что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза-
нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем
всё, что можно
посчитать. Н- р: одно
яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить
прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных
яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое
— либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех-
…, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …,
нырнул- …
Прилагательные: широкий-
…, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…,
высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается
подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по
лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А»
(апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой —
маленький».
Ребёнку предлагается
назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка,
стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть
названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька,
коровушка.
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей
образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок,
жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям
описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета,
сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный,
варенье из яблок — яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше:
ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово».
Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
10. «Расскажи
стихотворение».
Заучивайте с детьми
стихотворения, они развивают память и мышление.
11. «Расскажи сказку».
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям,
рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы речь
ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько
условий.
• Не
старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте
ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны
соответствовать его возрасту.
• В общении
с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и
слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не
подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными
суффиксами — все это тормозит
развитие ребенка.
•
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и
ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем
случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и
покажите, как надо произнести слово.
• Если
ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не
оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему
ваш ответ?
Желаем успехов!
Актёр волгоградского Нового экспериментального театра Вадим Ситников – одна из наиболее ярких персон театрального мира нашего города. Совершенно точно, что в Волгограде есть любители театра, которые независимо от автора пьесы, названия, места постановки, пойдут на спектакль только потому, что в нем одну из ролей будет играть Вадим Ситников. С ним наша сегодняшняя встреча.
– Мы знаем, что вы не коренной волгоградец. Расскажите немного о себе.
– У меня было счастливое советское детство в заполярном Норильске, где я родился в трудовой семье. Папа работал кузнецом на механическом заводе металлургического комбината. Мама тоже работала на комбинате и попробовала много профессий. Там я и прожил вместе с семьей до момента отъезда в Красноярский государственный институт искусств.
– А что подвигло учиться на актёра?
– Да с детства смотрел в сторону сцены. Не знаю, почему так получилось, но еще прежде чем пойти в первый класс, я пошел в наш местный Дворец пионеров имени Гайдара, где был принят в народный ансамбль песни и танца «Школьные годы» (художественный руководитель Т.Н.Михневич). Моя старшая сестра в этом ансамбле уже пела в хоре, а мой двоюродный дядя играл там на аккордеоне. В общем, с малолетства я был подтравлен сценой. Репетиции, «гастроли» – мне все это нравилось. Позже сестренка стала заниматься в народном театре музыкальной комедии при Доме культуры комбината. И, конечно, я попутно стал ходить на её репетиции, премьеры. Параллельно мы частенько с родителями ходили в наш норильский драмтеатр имени Маяковского. Так что это была близкая мне среда с детских лет.
– И других дорог во взрослую жизнь, пожалуй, не было.
– Конечно. Ведь в Красноярск дорожку проложила моя старшая сестра Наталья, что тоже стало «влиянием». У нас пятилетняя разница в возрасте, но получилось так, что мы два года учились в институте вместе. А дело в том, что она сразу после школы не поступила, но чтобы время не терять, пошла в торговое училище, окончила его и снова пошла поступать в институт искусств. Прошла! Поэтому и получилось, что когда я поступил, она была на третьем курсе. После окончания института она поехала в Вологду в местный драмтеатр и так в нём и служит. В прошлом году стала заслуженной артисткой. Горжусь.
– Ну а вам институт давался легко или со сложностями?
– Мне, наверное, было полегче, по проторенной сестрой дорожке. Теоретически уже знал, что к чему и как будет идти обучение. А педагог Наташи по речи – Вера Сергеевна Ловчинская прослушала меня и помогла сделать вступительную программу. А еще мне несказанно повезло, что за год до моего приезда в Красноярск сюда приехал Леонид Владимирович Калиновский, на чей курс я и поступил. Глыба. Потрясающий режиссер, педагог, человек.
Кстати, Вера Сергеевна живет сейчас в Волгограде, но мы как-то ни разу не пересекались…
– Хоть что-то удивило в процессе обучения?
– На первом курсе удивлялся много. Само понимание профессии, в которую собрался. Оказалось-то, не всё так просто, как казалось когда-то в Норильске. Были люди, которые тоже начинали шарахаться, а потом понимать, что это не их призвание, и уходили из института. Были такие, которые дотягивали до диплома, но по этой же причине не шли в профессию. У меня история была такая, что два курса я, скорее, не только учился, но и пытался понять — моё это или нет. И вот с третьего курса я втянулся. И наш дружный и очень творческий курс мне импонировал. Мы выпустили девять с половиной выпускных спектаклей, что редко бывает.
– Многовато. В скольких из них вы были заняты?
– В «Тени» Шварца, класс-концерт «От «А» до «Я», «Полет над гнездом кукушки» Дэйла Вассермана, «Новь» по Тургеневу, «Американская новелла ХХ века» из разных новелл американских авторов и «Закат» по Бабелю.
– Немало! А почему девять с половиной?
– Потому как девочек было много, а «работы» для них мало. Специально для девушек был поставлен один акт пьесы «Дом Бернарды Альбы».
– После института был ли выбор куда пойти служить?
– Да. Пришлось выбирать. Была мысль вернуться домой в Норильск – свой город, хороший театр. Кроме того, пока я еще учился, мне предлагали пойти в Красноярский драмтеатр имени Пушкина и опять же Красноярский ТЮЗ спрашивал: «Не пойдешь ли к нам?». А когда мы сдавали диплом, к нам приезжал Валерий Бакиевич Ахадов – известный режиссер, он к тому времени работал в Магнитогорском драматическом театре. И он там собирал команду под себя, тоже хотел новых экспериментов. И он посмотрел наши работы и несколько ребят, в том числе и меня, пригласил к себе. Честно говоря, туда и засобирался. Но тут мой педагог порекомендовал поехать сюда, в Волгоград, к Отару Джангишерашвили – показать себя. И вот мы с Ириной Борисовной Калиновской и ребятами поехали на показ. В итоге Отар Иванович сказал, чтобы я собирал вещи (остальных не взял) и сюда переезжал. Хотя была еще такая история, что Леонид Калиновский хотел нас выпустить, вернуться в Москву и создать свой театр, собрать своих выпускников разных годов и превратить в настоящую труппу. Конечно, мы мечтали продолжить свою карьеру с любимым педагогом. Мы держали связь, но… Получилось так, что он в Москву вернулся, а в августе его не стало…
– Приехали в Волгоград. Где и как обустроились?
– Первое время жил прямо тут – в театре! Отар Иванович поселил там, в комнатах под крышей. И хотя мы могли передвигаться непосредственно через коридоры театра, руководитель требовал, чтобы мы в одну дверь выходили на улицу и входили в театр со служебного входа. Потом, как и многие из НЭТа, жил в служебной квартире на Тулака.
– Самая первая роль в НЭТе какая была?
– Мой первый здесь сезон открывался премьерой прошлого сезона – спектаклем «Госпожа министерша». Меня туда ввели, и я участвовал в массовых танцевальных сценах. Первая вводная роль у меня была в «Иллюзиях Дон Жуана» на Дона Карлоса. Первая маленькая, но – роль! И когда я вообще пришел, Отар Иванович начинал репетировать «Женитьбу Фигаро». И вот на стенде с назначениями ролей я увидел: Фигаро – Валерий Гурьев / Вадим Ситников; Керубино – Георгий Тополага / Вадим Ситников. Признаться, я даже не рассчитывал на такое. На самой премьере, правда, не сыграл ни того, ни другого. А потом уже поиграл обоих.
А вот первая роль, которую я сыграл прямо на премьере, была в «Горячем сердце» Островского. Сначала я там был занят в массовке. Но за 3-4 дня до премьеры Отар Иванович предложил сыграть молодого героя, простого парня Гаврилу, хотя его репетировал актер Андрей Сычев. Но режиссер нас собрал и сказал Андрею, что Гаврила должен все-таки быть помоложе. Давай Ситникова попробуем. Я так старался все эти дни, чуть голос даже чуть не сорвал. Но сыграл премьеру, а потом эта роль стала моей удачей, успехом. А потом пошло-поехало. И премьерные роли, и вводные.
– Отслужив 12 лет в театре, вы уехали в Москву. Поехали искать славу или просто перемен?
– Несмотря на мою большую занятость в репертуаре здесь, мне хотелось, и было интересно поработать с другими режиссерами. Здесь за все время только два спектакля поставил не Отар Иванович. В этом, безусловно, есть свой плюс – одна команда, ты знаешь стиль, требования. А есть минус – ты один и тот же, мы одни и те же. Подумал, что какой-нибудь другой режиссер может вытянуть из меня то, о чем я и не подозревал. К тому же с детства мечтал сыграть в кино. Из Москвы в кинопродукцию попасть легче. Я еще мечтал о гастролях, киноэкспедициях.
– Быстро нашли себе местечко?
– Связался со своим однокурсником Сергеем Алдониным – сюда в НЭТ мы вместе приезжали на просмотр, но Отар Джангишерашвили его не взял. Сергей уехал в Магнитогорск, успел поработать в Челябинске, окончить потом режиссерские курсы Марка Захарова и уже в Москве ставил свои спектакли. В тот момент в Театре имени Станиславского шел его спектакль «Мастер и Маргарита». И он меня ввел на роль Мастера. Потом он начал ставить «Стакан воды» и я сыграл там.
– А до кинолент дело дошло?
– Потихоньку стал сниматься в маленьких ролях, рекламных роликах, в короткометражках, сотрудничал с «Театром Доброй сказки». Поучаствовал во многих проектах, фестивалях. Покатался по стране до самого Хабаровска. Потом Алдонин стал главным режиссером Театра им. Булгакова и я пошел туда.
– Ну а до серьезного кинематографа добрались?
– Не случилось. Работ в разном кино под 6 десятков, но квартиру в Москве я не купил (улыбается). Но я не жалею об этом периоде.
– Ну а что хотя бы оставило самый замечательный след в душе?
– То, что играл вместе с людьми, которых с детства видел только по телевизору. Съемки в Хорватии, гастроли в Испании. Много чего можно вспомнить с удовольствием.
– А трудовая книжка где была пристроена всё это время?
– А вот тут проблемка. Нигде. И получается, что у меня огромный пробел в трудовом стаже.
– Это как?
– Вот по молодости своей не думал об этом.
– А вернуться-то что заставило?
– Желание жилищной и финансовой стабильности. В Москве всё по съемным квартирам. А возраст уже не тот, не до авангардизма. Тут еще и пандемия накрыла, и там сидеть было совсем плохо. А я еще чуть раньше приезжал – в декабре 2017-го. Встретились с Отаром Ивановичем после долгого перерыва посидели, поговорили, вспомнили хорошее прошлое. Он пригласил на 400-й показ «Ромео и Джульетты» в феврале. Я приехал и впервые в жизни смотрел этот спектакль из зала. А 6-го марта его не стало… Вернуться в НЭТ мне предложили друзья-коллеги Игорь Мазур и Виталий Мелешников, уже после смерти Отара Ивановича. Я решился легко.
– Сейчас вы параллельно играете еще в Молодежном театре. Как так происходит? Это от малой занятости в НЭТе или какие-то другие причины?
– Ну, после того, как в 18-м году я вернулся в НЭТ, занятость тут была низкая. А «молодёжкой» тогда еще руководил Владимир Бондаренко, с которым мы знакомы очень много лет. Всегда были в хороших дружеских отношениях. Он в Москве ко мне в гости заходил… А там как раз Дима Матыкин уехал в Москву на обучение, и Владимир Владимирович предложил мне ввестись в спектакль «Еще один Джексон моей жены». Потом еще театру надо было ехать на фестиваль в Ялту с «Чайкой», а Володя Захаров ну никак не мог. Бондаренко вновь мне предложил, и снова я согласился. Так моя дружба с Молодежным театром и началась.
– Но сейчас-то у вас с занятостью в НЭТе всё в порядке. Как удается совмещать?
– После того, как НЭТ составит свой план, смотрим, как можно составить на основании этого план в Молодежном, чтобы интересы не совпадали. Но в любом случае, как говорится, «право первой ночи» у НЭТа.
– Есть актеры, которые готовы сыграть кого угодно. Последних тварей, предателей, убийц, маньяков. У вас с этим как? На всё готовы?
– Нет. Прямо всё-всё я не смогу. Было у меня в Москве предложение сыграть одну тварину, которая изнасиловала свою падчерицу, а потом еще и родную дочь. Но я не смогу сыграть настолько мерзкого ублюдка, которого никогда никто не сможет понять. Я отказался. А то, что жизнью можно объяснить – можно и сыграть.
– Есть у вас хобби, которому уделяете свободное время?
– Чего нет, того нет. Марки и открытки я не собираю, пивные бокалы тоже. Как-то бог меня этим не наградил. Наверное, хобби можно назвать – чтение. Что-что, а читать я люблю.
– Политикой интересуетесь?
– Вся наша жизнь – политика. Новости смотришь и понимаешь, что всё, что вокруг происходит – политика. Но вот чтобы «топить» за какую-то партию – этого нет.
– Как вы относитесь к тому, что современная драматургия зачастую использует ненормативную лексику? Некоторые даже элементарное слово «ж…» не выносят.
– Ну безусловно, если это используется похабно и не к месту – хочется пойти помыть руки. Но мы тоже понимаем, что современное поколение говорит и использует разные словечки. Когда это попадает в точку – это одно. Мы же не школяры, мы взрослые люди. В конце концов, если тебе не нравится – ты не идешь и это не смотришь. А чтобы не злиться с запозданием, надо посмотреть на какого режиссера вы идете, на какую пьесу. Надо понимать, чего ожидать. В наш век информации это не так сложно найти.
– В этом году вышел фильм «Призрак» с Павлом Прилучным в главной роли. В титрах ваше имя. Расскажете о роли?
– Снимался он уже давно. Вышел только сейчас. Но говорить не о чем. Малюсенькая роль врача. На мой взгляд, это внимания не достойно.
БЛОКНОТ-СПРАВКА
Вадим СИТНИКОВ
Родился 28 ноября 1970 года в Норильске.
Образование высшее: Красноярский государственный институт искусств, курс Л.В.Калиновского (1992).
Театральная карьера
1992-2004 – актёр НЭТ (Волгоград).
Принимал участие в спектаклях творческого объединения «ТеатриК».
2004-2013 гг. сотрудничал с московским драматическим театром им. Станиславского (ныне Электротеатр «Станиславский»).
2011 занят в спектаклях московского театра им. Булгакова (Музей-театр «Булгаковский дом»).
2017-2018 – актёр камерного театра «Диалог» под руководством Р. Ибрагимова.
С 2018 – актёр НЭТ (Волгоград). С 2019 года занят в спектаклях Молодежного театра Волгограда.
Около 60 работ в кино, телефильмах и сериалах.
Награда:
2003 – Почетный знак «За достижения в культуре».
Фото предоставлены Вадимом Ситниковым.
Беседовал Антон СОЧНОВ
Новости на Блoкнoт-Волгоград