Расскажи мне сказку сюжет

Рисуем сказку автор: беляева елена ивановна организация: мдоу дскв 6 солнышко населенный пункт: московская область, р.п. вербилки цель: способствовать развитию

Рисуем сказку

Автор: Беляева Елена Ивановна

Организация: МДОУ ДСКВ №6 «Солнышко»

Населенный пункт: Московская область, р.п. Вербилки

Цель: способствовать развитию творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы.

Задачи:

Образовательные.

  • Закрепить знания детей о художниках-иллюстраторах, индивидуальной манере письма: И. Я. Билибина, В. Г. Сутеева, Б. В. Зворыкина, Ю.А. Васнецова, Т. А. Мавриной, Е. М. Рачева и др.
  • Вспомнить основные средства выразительности книжной графики: цвет, характер линии, композиция.

Развивающие.

  • Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
  • Учить детей отражать в рисунках сюжет из сказки, передавать перспективу, движения героев, выражать настроение и характер героев посредством цвета и линий.
  • Закрепить умения работать различными художественными материалами.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам, сопереживание настроениям сказочных героев.
  • Воспитывать самостоятельность, умение оценивать работу сверстников.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Материалы и оборудование:

  • Тонированные листы плотной бумаги для рисования, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, кисти, палитра, вода, салфетки. Выставка книг по сказкам, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации к русским народным сказкам, аудиозаписи народных мелодий, сказочный сундук, «ковёр-самолет».

Ход занятия:

Приветствие

Хорошо, когда мы утром

Всем при встрече говорим:
С Добрым утром! Добрый день!

Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)

Вступление

«О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка».

— Дети, а вы любите сказки? (Да.).

— А что такое сказка? Ответ детей (Сказка-это история со счастливым концом, в сказке добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.)

— Как вы думаете, можно путешествовать в сказках? (Да)

-А, на чем можно путешествовать в сказке? (на ковре самолете, на волшебных птицах и, животных, помощью ветра).

А у нас как раз есть ковёр – самолёт. Присаживайтесь. Полетели? Мы отправляемся!

Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт. Звучит музыка.

А вот и первая сказочная остановка «Сундучок».

Дети видят сказочный сундучок, в котором лежат книги с красочными картинками.

— Посмотрите, в этом волшебном сундучке живут книги со сказками, книги, очень красиво оформлены художниками. А как называются рисунки в книгах? (Ответ детей: иллюстрации).

— То есть – это рассказ в картинках, которые можно рассматривать, представлять героев сказок и узнать, что в ней происходит.

— А знаете ли вы, кто сочиняет сказки? (Автор или народ.)

— Сказку может сочинить один человек, и тогда эта сказка будет авторской, а вот когда сказка передается из уст в уста, из поколения в поколение — такая сказка называется народной.

— Посмотрите ребята, какая красивая книга – русских народных сказок, как красочно она оформлена. (Воспитатель достает книгу сказок из сундука).

— А, как вы думаете, где можно увидеть, или взять книги? ( Ответ детей: в библиотеке, в магазине).

— Нравится вам эта книга? (Да)

— Чем же она привлекает? ( Ответ детей)

— Ребята, скажите, а кто оформляет книги? (Ответы детей)

— Правильно – художник-иллюстратор. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг.

— Скажите, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?

(Ответы детей: Татьяна Маврина, Елена Поленова, Юрий Васнецов, Борис Зворыкин, Иван Билибин, Владимир Сутеев.)

— Как вы думаете, интересно быть художником-иллюстратором?

-Тогда я вас приглашаю в творческую-мастерскую художника. А поможет нам в этом ковер-самолет. Полетели дальше.

Физкультминутка

Руки в стороны — в полёт
Отправляем ковер-самолёт,
Раз, два, три, четыре —

 

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Шевельнулся, пошатнулся,(Руки вверх, потянуться на правой ноге.)
Выше, дальше, полетел. (Руки вверх, потянуться на левой ноге.)

На полянку тихо сел. ( Сесть на корточки).

— Ребята, мы прилетели в творческую-мастерскую художника,

занимайте свои места рабочие места.

— Итак, вы – художники-иллюстраторы и сегодня, я вам предлагаю нарисовать вашу любимую сказку.

— Обратите внимание, как одну и ту же сказку «Маша и медведь», по-разному изобразили художники-иллюстраторы.

  • Медведь художника-иллюстратора Н.Кочергина – добрый, без одежды, идет и песни поет.
  • Евгений Рачев «одел» медведя в костюм человека.
  • Мрачным и слишком большим показал своего медведя Николай Устинов.

— Напомните, пожалуйста, как мы будем изображать героев сказки и где?

  • Главное изображается более крупно.
  • То, что расположено ближе, изображается внизу листа.
  • Все, что на заднем фоне – меньшего размера.

Я предлагаю вам на выбор разные инструменты, а чтобы наши инструменты превратились в волшебные, мы произнесем сказочные слова:

«Карандаши, фломастеры и краски, помогите! Сказку рисовать начните!

Раз, два, три, четыре, пять – я умею рисовать!»

— Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, они будут для вас — отличными помощниками.

— Садитесь правильно: ноги вместе, спина прямая.

— Начинаем работу и для настроения, я включу вам волшебную музыку.

Дети рисуют свои сказки, иллюстрации. ( Звучит музыка).

В заключении НОД, пригласить детей подойти к выставленным работам.

— Свое стихотворение о сказках нам прочитает Виолетта.

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть:
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.

— А теперь, давайте рассмотрим ваши иллюстрации и постараемся узнать, какие сказки вы нарисовали?

— Ребята, есть ли на выставке сказки, с одним названием?

— Как вы догадались, что это одна и та же сказка?

— Чем похожи и чем отличаются иллюстрации одной и той же сказки, в изображении (назвать имена детей)?

— Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие?

Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные и разные. Вы старались. После занятия мы с вами организуем выставку работ.

Спасибо вам большое!

Список использованной литературы:

  1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью М.: Педагогическое общество России, 2006. — 192 с.
  2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество.» Изд. 2-е, испр. и доп. –М.: Педагогическое общество России, 2002 -128 с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду по всем возрастам. Планирование, конспекты, методические рекомендации (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») учебное методическое пособие. –М.: Изд. Цветной мир. 2014 -152 с.
  4. Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63с.
  5. Комарова Т. С. Сказочные образы в детских рисунках //Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.

Приложения:

  1. file0.docx.. 37,9 КБ

Опубликовано: 07.12.2021

Сказки ТРИЗ в педагогике

«Расскажи мне сказку!» Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.

При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное [Т. Снопова, 2008]. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».

Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Пожалуй, сначала стоит разобраться, что такое ТРИЗ. Мы самым подробным образом рассказываем об этом на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», но буквально пару слов скажем прямо сейчас.

Экскурс в историю ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Его «Альфа Эридана» была горячо любима еще нашими мамами и бабушками, а в целом анналы отечественной фантастики пополнены несколькими десятками его сочинений [Г. Альтов, 1960].

Работа над теорией решения изобретательских задач началась после Второй мировой войны. Вскоре к исследовательской деятельности присоединился Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993), который тоже приобрел известность не только как изобретатель, но и как писатель, пишущий под псевдонимом Рафаил Бахтамов. Весьма известна его приключенческая повесть «Властелин Окси-мира» [Р. Бахтамов, 1965].

Такой симбиоз писательства и изобретательства в работе над ТРИЗ привел к интересному результату. В первую очередь, авторы ТРИЗ посчитали нужным изменить психологию изобретательства, а уж после говорить о технологической стороне процесса. Свои взгляды они изложили в работе «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. И уже позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий [Г. Альтшуллер, 2011].

Много внимания авторы уделяют необходимости правильной формулировки задачи, чтобы сразу исключить не слишком эффективные и перспективные варианты решения. В целом же в основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Остается лишь выбрать наиболее подходящие из них. Как выбрать? А вот для этого нужно работать над развитием мышления по методике ТРИЗ, причем с самого раннего детства.

Коль скоро речь идет о детях, причем о самых маленьких, тут без сказок никак не обойтись. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

Этот, безусловно, творческий процесс разделен на понятные детям составные элементы, из которых, как стенка из кирпичиков, вырастает самая настоящая волшебная сказка. Конечно же, юным сочинителям не обойтись без помощи взрослых. А самое интересное в этом то, что по технологии ТРИЗ сказки может сочинять абсолютно любой ребенок!

ТРИЗ: сочинение сказок

Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

Таким образом, все новое вырастает на основе того, что нам уже известно. Обычно доклад по известной нам теме приходится дополнить разве что парой-тройкой новых для нас терминов или трендов. Точно так же в методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Учитель в школе или воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа (1895-1970) «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки», впервые вышедшее в свет почти 100 лет тому назад в 1928 году и актуальное по сегодняшний день [В. Пропп, 2020].

Он выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Таким образом, усвоив типовую структур сказки, каждый может сам варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Итак, как же выглядит стандартная структура большинства сказок по Проппу?

Структура сказок по Проппу:

  • Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).
  • Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.
  • Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
  • Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
  • Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
  • Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
  • Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
  • Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

  • Кто будет главным героем?
  • Где он живет?
  • Чем занимается?
  • Что любит делать?
  • Кто его друзья и родственники?
  • Кто и зачем решил уехать?
  • Что сказали или запретили герою на прощание?
  • Почему герой решил ослушаться запрета?
  • Что с ним случилось?
  • Как он решил выйти из сложной ситуации?
  • Кто ему помог?
  • Как ему помогли?
  • Кто ему мешал?
  • Как ему мешали?
  • Что спасло героя?
  • Как наказан враг?
  • Чем все закончилось?
  • Какой смысл у этого события?

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:

  • «Волшебная  дорожка».
  • «Волшебный  треугольник».
  • «Волшебный  экран».
  • Метод  каталога.
  • Метод  типового  фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок. Расскажем вкратце про каждую модель и поясним где она применяется чаще всего.

«Волшебная  дорожка»

Модель составления сказки «Волшебная дорожка» является одной из самых простых и ее можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Как правило, при таком моделировании используется не очень много персонажей, а главному герою ставится понятная для детского восприятия задача, не обязательно совсем уж сказочная и фантастическая.

Само собой, вопросов для детей будет гораздо меньше, чем описывалось выше, и не обязательно сюжет сказки будет драматически закручен и основан на запретах. Под «Волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно дорожка в физическом плане, по которой идет главный герой. Если персонаж активно преодолевает трудности и делает выводы из общения с окружающими и происходящих событий, он придет к успеху, если нет, сюжет может закончиться поражением главного героя.

В качестве методического примера педагог и психолог с полувековым стажем практической работы предлагает сказку про девочку Леночку, которая красиво пела и мечтала научить красиво петь всех окружающих [В. Миронова, 2009]. Так, для детей можно нарисовать готовую «дорожку», по которой прошла воображаемая девочка Леночка, а детям предложить пофантазировать, кого она могла встретить на своем пути и как именно могла пытаться научить петь всех, кого она встретила.

Детям постарше предлагают составить более сложную сказку про Капризку и Дразнилку, которые на своем пути встречают известных детям сказочных персонажей: Кота в сапогах, Золушку, поросенка Ниф-Нифа и других. Детям предлагается пофантазировать, какие именно капризы и дразнилки подготовили Капризка и Дразнилка для каждого персонажа сказки и как те могли отреагировать в соответствии со своими чертами характера, которые детям хорошо известны по ранее прочитанным сказкам.

Конечно же, сказка должна нести позитивный заряд и учить детей, что капризничать и дразнить других нехорошо. И, конечно, дети постарше могут справиться и с более сложными заданиями.

«Волшебный  треугольник»

Модель «Волшебный  треугольник» используется для составления сказок так называемого конфликтного типа»: борьба добра и зла, установка и нарушение запретов, сложные ситуации, искусственно создаваемые препятствия. Тут уже требуется полный список вопросов для составления сказки, который мы привели ранее. Естественно, возможны различные вариации и уточнения в зависимости от сюжета.

Применяется данный метод в работе с детьми от 5,5 лет. В этом возрасте можно начать знакомить детей с таким понятием как мотивация или мотив поступка. Проще говоря, если 3-летних малышей не стоит нагружать вопросами, зачем девочка Леночка хотела всех научить красиво петь, то детям 5-6 лет уже стоит предлагать подумать, почему кто-то решил поступить тем или иным образом и как можно реализовать ту или иную цель.

Например, если персонаж должен узнать какую-то тайну, ему нужно разобраться, что к чему, найти тайник, установить истину. Если персонаж желает самоутвердиться, то положительный герой делает это за счет своих достижений, а отрицательный за счет нанесения вреда окружающим.

Прежде чем переходить к практическим занятиям ТРИЗ по сказкам в старшей группе детского садика, рекомендуется напомнить детям наиболее известные сказки с так называемым «конфликтным сюжетом». Например, сказку про Золушку, Кота в сапогах, сказку «Удивительный Волшебник из Страны Оз» или «Волшебник Изумрудного города», являющуюся отечественной адаптацией оригинальной сказки Лаймена Фрэнка Баума, и многие другие. Среди них наверняка найдутся знакомые каждому ребенку, потому что багаж прочитанных и услышанных сказок к 5-6 годам уже достаточно большой.

Такой элемент интертекстуальности в составлении сказок вполне вписывается в современные литературные тренды. Уточним, что интертекстуальность – это отсылки к ранее написанным произведениям литературы и искусства других авторов, обращение к персонажам ранее созданных произведений и интерпретация их характеристик в рамках вновь созданного нового произведения.

«Волшебный  экран»

Моделирование сказок при помощи «Волшебного  экрана» является если не высшим пилотажем, то уже достаточно сложной задачей для детей, требующей некоторых навыков сформированного творческого мышления. Что, в свою очередь, и дальше формирует навыки творческого подхода в решении задач.

Метод «Волшебного  экрана» – это своего рода ретроспекции, на которых построена сказка. Другими словами, нужно продумать не только персонажа с его чертами характера, желаниями и устремлениями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Наши ментальные традиции требуют, чтобы отрицательный герой исправился и стал положительным, что, в принципе, отчасти возможно и в реальности, не только в сказке. Поучительный момент данной методики в том, что дети должны продумать развитие сюжета и понять, что все в этой жизни имеет свои закономерности, логику и причинно-следственные связи. Такой подход развивает творческие способности и логическое мышление.

Метод  каталога

Метод каталога применяется в ТРИЗ не только для составления сказок, но и в принципе для составления связного рассказа и развития навыков связной речи. Так, детям даются подсказки в виде картинок из книжки или наводящих вопросов. Для составления сказки ответы на вопросы можно выбирать наугад, просто перевернув страничку книжки.

Например, если воспитатель спрашивает, кто у нас будет главным героем сказки, а на следующей страничке нарисован обычный пень от спиленного дерева, то «главным по сказке» назначается пенек, а потом уже все вместе додумывают, какие ему грозят опасности и кто его будет спасать. «Спасателей» для пенька тоже находят по картинкам и подсказкам на следующих страницах книги.

Метод типовых приемов фантазирования (ТПФ)

Метод типовых приемов фантазирования тоже имеет широкую сферу применения, не только для придумывания сюжетов сказок. Так, с помощью ТПФ можно знакомить детей с различными свойствами предметов. Например, что будет, если Волшебник-Холод заморозит воду.

Для составления сказок данный прием – это просто находка. Можно взять за основу любую из известных сказок и предложить детям пофантазировать, что будет, если в сюжет вмешается, к примеру, Волшебник Уменьшения и уменьшит волка из «Красной шапочки» до размеров щенка. В принципе, дети могут и сами выбрать любую сказку и «запустить» туда любого Волшебника, который сможет влиять на события.

В любом случае, какой бы из методов моделирования сказочных сюжетов ни выбрал педагог, дети уже должны иметь понятие о том, что такое сказка. Таким образом, нет резона применять методику ТРИЗ-сказки для совсем маленьких деток, которые пока не способны воспринимать смысл устной речи и не могут свободно оперировать доступным для их возраста словарным запасом. А вот дети постарше могут сложить сказку даже… просто из двух слов!

Методика Джанни Родари

Как составить сказку, когда в вашем распоряжении всего два слова? Конечно же, просто из двух слов сказку не сложишь. Но если взять их за основу и развивать вокруг них сюжетную линию, может получиться весьма занимательная сказка. Во всяком случае у подопечных итальянского писателя-сказочника Джанни Родари, работавшего некоторое время учителем итальянского языка в школе для детей мигрантов из Германии, получалось очень неплохо. Свои эксперименты с учениками в написании сказок Джанни Родари описал в книге «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

По заданию своего учителя один ученик писал с одной стороны доски одно слово, а второй, не видя того, что написал его товарищ, должен был написать свое слово. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет. Заметим, что это было в 1937-1938 учебном году, т.е. задолго до появления теории решения изобретательских задач. Однако в том, что эта методика во многом перекликается с ТРИЗ и способствует развитию творческого мышления, нет никаких сомнений.

Дети умудрялись написать сказку, имея в своем распоряжении слова «пес» и «шкаф» и даже «свет» и «ботинки» [Д. Родари, 2011]. Кроме того, ученики Джанни Родари могли сложить сказку из слов, где была пропущена одна буква или допущена другая грамматическая ошибка, из заголовков газетных статей и других подсказок.

Помимо экспериментов со словами, Родари практиковал со своими учениками рисунок в «несколько рук», когда каждый по-своему интерпретирует уже сделанный набросок и дорисовывает нечто свое. В итоге мог получиться цветок на куриных ножках, сюрреалистический пейзаж или даже «музыкальный дом», сложенный из кирпичей, издающих различные звуки. Согласитесь, весьма оригинально, когда «над диваном звучит «до-диез», под окном – «фа», а весь пол настроен на «си-бемоль мажор», очень волнующую тональность» [Д. Родари, 2011].

Подобные эксперименты вполне пересекаются с такими методиками ТРИЗ как метод морфологического анализа и метод фокальных объектов. Дети интуитивно комбинировали разные характеристики предмета при создании нового объекта, переносили свойства одного объекта на другой и тоже получали нечто новое. Можно ли считать, что педагогические эксперименты Джанни Родари предвосхитили появление ТРИЗ и использование ТРИЗ в педагогике? Наверное, да. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что на таких уроках дети скучать не будут и запомнят их надолго.

ТРИЗ: сказки-загадки

Сочинение сказок – это далеко не единственный вариант использования «сказочного» потенциала в ТРИЗ. Не менее интересным направлением в ТРИЗ являются сказки-загадки. Что это за сказки-загадки? Это, фактически, самые обычные короткие сказки, но не имеющие конца. Дети должны сами додуматься, как именно поступил главный герой, что придумал, чтобы выйти из затруднительной ситуации.

Конечно, потом, когда дети озвучат все свои версии, можно прочитать им, как было на самом деле. В основе работы со сказками-загадками лежит метод мозгового штурма, когда детям предлагают выдавать любые идеи, пришедшие им в голову. Как и в методике мозгового штурма для взрослых, на начальном этапе обсуждения запрещено отбраковывать идеи. Можно лишь дополнить своими мыслями ранее озвученные предложения.

Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» [В. Богат, 2008]. Главные герои – львенок и черепаха, и они вместе думают над насущными проблемами живой природы в Африке. Например, как спасти ярких и заметных издалека бабочек от птиц, которые ими питаются. Или как достать бананы, висящие высоко на пальме.

Эти герои настолько полюбились деткам и их родителям, что вскоре вышло продолжение. Точнее, новая серия коротких сказок-загадок из жизни львенка и черепахи под названием «Большие открытия маленького львенка» [В. Богат, 2015]. Прочитав ее и подумав над поставленными задачками, ребенок получит в свой арсенал неплохой набор лайфхаков для различных жизненных ситуаций.

Сказки-загадки хорошо удаются еще одному автору, ученому-педагогу и методисту ТРИЗ Анатолию Гину. Его «Задачки-сказки от кота Потряскина» давно полюбились и взрослым, и детям [А. Гин, 2002]. Здесь загадки в виде сказок с участием исторических и мифических персонажей задает главный герой кот Потряскин. Он же дает свой вариант ответа. Впрочем, это не отменяет мозгового штурма со стороны читателей, потому что чем больше разных идей, тем проще будет найти самое лучшее решение.

Кот Потряскин так понравился читающей публике, что со временем вышла новая книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», куда вошли как новые сказки-загадки для детей, так и наиболее яркие загадки из предыдущего издания [А. Гин, 2012].

Впрочем, ТРИЗ-задачки можно найти едва ли не в любой детской сказке. Как искать? Свои примеры приводит в авторском блоге психолог, мама троих детей и создатель онлайн-школы для родителей Ксения Несютина. Статья «Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ-задачи для детей» даст вам конкретные идеи и подскажет, как искать новые ТРИЗ-идеи в детских сказках самостоятельно [К. Несютина, 2014].

Например, всем известная сказка про кота, петуха и лису, оказывается, настоящая кладезь для развития творческого мышления и навыков поиска выхода из сложных ситуаций. В частности, оказывается, что кричать «ку-ка-ре-ку» далеко не единственный выход для петуха, попавшего в пасть лисы. Более того, традиционные решения, предлагаемые авторами сказок, зачастую уступают по креативу и эффективности тому, что могут придумать маленькие дети. Впрочем, читайте, и вы все узнаете сами [К. Несютина, 2014].

А вот если дети уже научились читать и писать самостоятельно, вы можете подарить им весьма полезную книжку «ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей» [Е. Нехаева, 2019]. В книге предусмотрены специальные вопросы и задания, ответы на которые можно вносить прямо в книгу. Подскажите детям, чтобы они обязательно воспользовались этой опцией и «увековечили» свои ответы в книжке. Издание предназначено для младших школьников и старших групп детского сада, а со временем им наверняка будет интересно вернуться к уже выполненным заданиям снова и подумать, какие еще решения можно найти с учетом уже накопленного, пусть маленького, но своего жизненного опыта.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Это самое главное, что мы хотели рассказать вам про сказки ТРИЗ в педагогике. Напоминаем, что мы по-прежнему ждем вас на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», а в конце статьи вас ждет вопрос по обсуждаемой в этот раз теме. Мы надеемся, что помогли вам разнообразить общение с детьми и желаем, чтобы вы продолжали верить в чудо и творить чудеса для своих детей!

«Дети такая славная аудитория!» 

Интервью с Майей Лазаренской


Каждую осень в Екатеринбурге случается знаковое событие – вручение премии им. В.П. Крапивина. 14 октября, в день рождения Командора в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи состоялось вручение премии. Писательница из Москвы Майя Лазаренская получила специальный приз – «Выбор библиотек».

М. Лазаренская поделилась впечатлениями от пребывания в Екатеринбурге на премиальных мероприятиях, рассказала о встречах с маленькими читателями, о своём писательском опыте и дала несколько советов начинающим авторам.

Беседовала Ксения Жукова.


Как тебе оказаться в финале премии им. Крапивина?

Это очень-очень здоровское ощущение! Для меня, наверное, Крапивинка – одна из самых значимых премий в детской литературе, и я мечтала когда-нибудь увидеть свое имя в списке финалистов! И вот – чудо случилось!

Какой раз ты на Крапивинке?

Я подавалась три раза, и повезло, как в сказке, именно с третьей попытки.

С чем?

Это повесть «Когда оттаивают мамонты», сейчас она готовится к выходу в издательстве «Аквилегия-М». Это вообще довольно счастливый текст, он успел побывать в лонге «Новой детской книги», с ним я попала в список участников семинара «Как хорошо уметь писать!». И вот – финал Крапивинки и спецприз библиотек!

Спецприз – это…

Мой приз – это выбор содружества школьных библиотек, которые входили в Литературный совет премии. Всего наградили 11 человек, и одного  автора из лонг-листа. Это было решение профессионального жюри. Но лауреаты получили денежные призы и значок, а спецприз – это стела и подарок.

В прошлом году случилось печальное событие, ушел сам Командор, кто теперь вместо него вручает приз «Выбор командора»?

Приз «Выбор командора» вручала жена Владислава Петровича – Ирина Васильевна Крапивина. Ирина Васильевна говорила много хороших слов о произведениях, вошедших в короткий список, и удивилась, что в большинстве текстов основной темой стало одиночество героев. Тема созвучна её настроению, но ей показалась грустной эта тенденция.

Я знаю, что после церемонии была какая-то поездка для победителей?

Да, мы ездили в отряд «Каравелла», который был создан Владиславом Петровичем Крапивиным. Я будто в другое измерение попала! Этот клуб – такой островок из моего детства. Это трудно передать словами, но там все и всё дышат Крапивиным. Разношерстная большая семья, сумевшая сохранить для себя совершенно крапивинское понятие чести и морали, светлое и чистое. Чему там только не учатся – фехтование, журналистика, барабанщики, знаменосцы!.. Больше всего потрясает, конечно, что ребята строят настоящие яхты и ходят на них.

Жалко, что не успевала посмотреть фильм про Владислава Петровича, буду ждать его в прокате.

Знакома ли ты с кем-то из тех, кто вышел в финал премии вместе с тобой?

Да, я дружу с Аделией Амраевой и Натальей Шицкой, очень рада за девчонок! С Полиной Иванушкиной, Ольгой Замятиной и Алисой Стрельцовой мы познакомились уже на церемонии награждения.

Читала ли ты тех, кто был вместе с тобой в финале?

Нет, в этот раз я не читала ни одного текста финалистов. Хотя хотелось бы! На церемонии награждения авторы рассказывали о своих произведениях, и все они очень интересны! Буду ждать, когда выйдут книги, я знаю, что тексты, вышедшие в финал, как правило, быстро издаются!

Планируешь ли ты подаваться на Крапивинку и в следующем году?

Участвовать я очень хотела бы, но всё будет зависеть от того, смогу ли я написать достойный, интересный текст. Для меня результаты этой премии – своего рода знак качества. Те критерии отбора, что заявлены в положении премии, и для меня во многом являются основополагающими – как для мамы подрастающего читателя, так и для писателя. И, конечно, стать лауреатом премии – не только почетно, но и помогает быстрее найти дорогу к издателям и читателям. Знаю, что многие издательства отслеживают тексты ещё на стадии лонг-листа и предлагают авторам сотрудничество.

Получается, ты давно пишешь?

Я пишу со школы, но сначала это были стихи, которые я никому не показывала. В институте начала писать прозу, но не детскую. Позже появились статьи для детских журналов «Лазурь» и «Свирелька» на психологические темы (по первому образованию я психолог) и публикации в профессиональных научных сборниках. Не знаю, стоит ли это считать (улыбается). Детские тексты начала писать десять лет назад, тоже уже солидный срок!

Как ты думаешь, что надо делать, чтобы тебя заметили?

Мне кажется, нужно участвовать в различных конкурсах и премиях, писательских семинарах. Сейчас легко найти информацию о конкурсах, которые проводят издательства. Многие редакции именно через конкурсы формируют свои портфели. Можно пойти на литературные курсы (но тут нужно быть внимательнее и выбирать те, которые действительно позволят повысить писательское мастерство и дадут нужный толчок). А ещё – писать, общаться с другими авторами и не опускать руки, даже когда кажется, что у тебя никогда ничего не получится!

Ты часто выступаешь перед маленькими читателями. Я знаю, что ты готовишься очень тщательно: составляешь программу, шьешь персонажей…

Да, я обожаю встречи с детьми, потому что когда видишь эти открытые глазищи, когда они задают свои забавные и немного наивные вопросы, хохочут над смешными рассказами, а потом приносят тебе свои рисунки твоих персонажей, – это такой мощный заряд для автора! Понимаешь, что пишешь не зря, что тебя читают, и сразу хочется писать дальше! Для встреч с самыми маленькими читателями я сшила несколько героев и даже научилась показывать фокусы. Потому что повесть «Осторожно, фокус!» – про цирк, и один из персонажей – иллюзионик Ося – показывает детям фокусы.

Чем для тебя детский писатель отличается от писателя «взрослого»?

Для меня у детского писателя должна быть душа ребенка (улыбается). Или он хотя бы на время может становиться ребёнком. Тогда его тексты не будут скучными и полными «морали в лоб», а его голос не будет звучать свысока. Дети это очень чувствуют. Ведь приятнее, когда кто-то с тобой на одной волне и при этом может открыть для тебя что-то новое.

Почему ты пишешь именно для детей?

Наверное, я сама как ребёнок (смеется). Я могу сказать больше: я и читаю в основном детские книги и получаю от этого огромное удовольствие! А если серьезно, то, мне кажется, дети – такая славная аудитория! Они честны и открыты, они не соврут. Если им книга не нравится, они просто не станут ее читать или слушать. И мне нравится удивлять их или разговаривать по душам, придумывать необычных персонажей и хоть на время «убегать» в сказку!

Можно, я задам банальный вопрос, который очень любят задавать все журналисты писателям: где ты берешь сюжеты?

По-разному. Что-то из жизни, что-то придумываю. Часто сначала появляется герой, а потом к нему приходит сюжет. Например, в «Троянском коте» сначала появилось имя героя – Тип Пиратский, и я стала думать, кто это будет. Сначала хотела сделать корабельного гнома, но их уже много. Тогда я стала думать, какие еще бывают пираты – так родился шпион чайнокус. И от него пошел сюжет. А в «Конкуре» –  у меня была героиня, девчонка, которая осталась жить одна в 13 лет. Был прототип – моя подруга. Но саму историю я полностью придумывала. Брала только некоторые факты и вплетала их с сюжет.

Расскажи о своей самой первой книге. Как она возникла?

На самом деле первая книга, на которую был заключен договор, –  «Троянский кот», она вышла в финал конкурса «Новая детская книга»  издательства «Росмэн» и, как финалисту, мне предложили договор. Но потом в течение двух лет шла работа с художниками. И за эти два года у меня вышло несколько других вещей. Первой книгой, которую я взяла в руки –  стала «Осторожно, фокус!» Я отправила в издательство рукопись «Загадки Чаро-парка», эта рукопись к этому моменту получила приз читательских симпатий на конкурсе «Короткое детское произведение» в издательстве «Настя и Никита». И с этой припиской я отправила письмо в издательство «Аквилегия-М». Мне довольно быстро пришел ответ, что повесть понравилась, но она слишком маленькая по объему и нужно либо написать продолжение, либо вторую сказку такого же объема. Я выбрала второй вариант. Так родилась повесть про иллюзионика «Осторожно, фокус!» Вторая история тоже устроила издательство. Обе повести и стали моей первой книгой.

На ком-то ты проверяешь свои тексты или сразу отправляешь в издательство?

Ой, я сначала читаю своим родным. Говорят, что нельзя проверять текст на своем ребенке, но я с этим не согласна. Ты все равно поймёшь его реакцию, если история не зашла. И мой ребенок – довольно суровый критик (улыбается)! А ещё, у нас есть содружество авторов, в которое входят Лада Кутузова, Эльвира Смелик, Люба Романова, и мы читаем друг друга, помогаем исправить какие-то вещи. Со стороны ошибки бросаются в глаза быстрее, чем когда ты «сидишь» в тексте. Есть несколько человек, чье мнение я ценю и к нему всегда прислушиваюсь!

Рабочее место писателя Майи Лазаренской – это…

Это никогда не знаешь, где его найдёшь (улыбается)! Чтобы сосредоточиться на тексте, мне нужна тишина, но у нас в семье – это что-то из области фантастики. Мы все довольно шумные, и у меня часто что-то дописывают лапами кошки и пёс (смеётся)! Поэтому рабочее место писателя Майи Лазаренской – это мечта.

Если бы ты не писала, то что делала?

Писала бы! Я, конечно, люблю шить, люблю музыку, рисовать. Но нахожу себя я именно когда пишу! Не представляю другого.

Расскажи мне сказку сюжет


О премии:

Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина существует с 2006 года и вручается ежегодно 14 октября, в день рождения писателя в Екатеринбурге. Традиционную номинацию «Выбор командора» присуждает и вручает Ирина Васильевна Крапивина, почетный командор отряда «Каравелла».

Сайт премии.


Об авторе:

Майя Лазаренская родилась в Москве. Окончила РГСУ по специальности «психолог» и Литературный институт им. А.М. Горького. Член Союза писателей России, лауреат конкурса «Новая детская книга», финалист Гайдаровского конкурса, заняла второе место в Международном конкурсе «Золотое перо Руси 2017» и Международном литературном конкурсе «Лохматый друг». Произведения входили в лонг-лист Международной литературной премии «Ясная поляна-2015» и Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру-2017». Участник проекта «Живые лица. Навигатор по детской литературе». Печаталась в журналах «Лазурь» и «Свирелька».

Сайт писателя.

  • Расскажи мне сказку субтитры
  • Расскажи мне сказку на английском
  • Расскажи мне сказку актеры 2 сезона
  • Расскажи мне сказку кинопоиск
  • Расскажи мне сказку о том что я все смогу