Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Урок русского языка в 5 классе. тема урока: правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чица, -щица в именах существительных тип урока: урок

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний в правописании суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных.

Планируемые результаты.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижение целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится планировать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать свое мнение; обучающийся получит возможность научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится распознавать буквы «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться способам написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться объяснять орфограммы в суффиксах имен

существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); научиться находить такие существительные в предложениях, текстах и использовать в своей речи.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс .

Авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева

Предметно-образовательная среда:

Лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); эталоны для самопроверки.

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.

(Н. Крупская).

Ученик. Я думаю, Надежда Константиновна Крупская хочет сказать, что без знаний человек бессилен. Знания человеку просто необходимы для того, чтобы хорошо учиться, быть грамотным, полезным для общества, стать хорошим специалистом в своем деле, понимать людей и уметь поддержать беседу, расширить свой кругозор и быть коммуникабельным.

Ученик. А я считаю, что автор этого высказывания, прежде всего обращает наше внимание, на то что знания важны и их никогда не поздно получать. Вреда от них не будет, будет только польза.

Ученик. А я считаю, что Крупская, прежде всего, обращает наше внимание на то, что знания могут помочь в той или иной жизненной ситуации, в трудных обстоятельствах, в тяжелых моментах, в проблемах и неожиданностях нашей жизни. Они  приносят  благо тому, кто их приобретает.

Ученик. Я согласен с тобой, знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды.  Наши знания – это путь  к успеху.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Да. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №116, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экране.

Эталон №1 к упражнению №116

Спрягать

спряжение

повторять

повторение

обсуждать

обсуждение

высказывать

высказывание

рисовать

рисование

изменять

Изменение

колебать

Колебание

знать

Знание

хранить

Хранение

читать

Чтение

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 117, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению № 117

Красивый — красота; белый — белизна; бодрый — бодрость; нежный — нежность; жёлтый — желтизна; добрый — доброта.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу по теме «Первый снег» А. Пластова, подойдите ко мне. Прочтите сочинение и выберите лучшее для прочтения с классом.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 116 без ошибок, поднимите руки. Поднимите руки у кого возникли затруднения?

Ученик. Я не смог от существительного колебание образовать глагол колебать. Исправить ошибку помог сосед по парте. А кто выполнил упражнение без ошибок, поднимите руки?

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 117?

Ученик. Я неправильно образовал от прилагательного желтый существительное с отвлеченным значением желтость, но по алгоритму пройденного урока понял, что такого слова просто не существует и исправил.

Учитель. Послушайте творческую работу по теме А. Пластова «Первый снег». А вы, ребята, подготовьтесь к анализу, которое спроецировано на экране. Проверьте по критериям.

Примерная работа ученика по репродукцию картины художника А. Пластова «Первый снег»

Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около дома, и ворона сидит на тропинке. Двое детей, мальчик и девочка, стоят на крыльце и любуются первым снегом. Его легкие воздушные хлопья как бы кружат в хороводе покрывая землю как лебяжьим пухом.

По-моему мнению, художник изобразил раннее утро, так как снега выпало уже достаточное количество, чтобы покрыть землю и крышу своим белым пухом, А первый потому, что на лице у детей восторг. Девочка смотрит очень заворожено, ее взгляд устремлен в небо. Дети наверно увидели в окно, что выпал снег и не поверили этому, выбежали на улицу, одев только шапку и валенки, девочка накинула на голову шаль.

Сперва картина для меня показалась, мрачноватой, так как художник использует контраст темного с белым, но, на мой взгляд, он это делает для того, чтобы передать всю атмосферу наступления зимы. Ведь люди устают от серой и сырой осени, и первый снег для них всегда радость, ведь на улице от него становится светлее, дети начинают лепить снежных баб, и играть в снежки. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года.

Эталон к проверке сочинения

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание работы излагается последовательно. 4.Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6.Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2.Сoдержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3.Имеются незначительныe нарушения последовательности в изложении мысли. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6.Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 орфографические + 2 пунк-туационные +3 грамматические ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамма-тические ошибки. 0 орфог-рафических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать тpex, а орфографических – двух. Однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то выставляется отметка «4».

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

З. Допущено нарушение последовательности

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 0 орфографических + 5 -7 пунктуационных (с учетом повторяющихся грvбых и негрубых); 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

«2»

1.Работа не соответствует заявленной теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения не соответствует заявленному плану.

4.Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5.Нарушено стилевое единство текста.

6.Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк- туационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических

Ученик. Содержание работы полностью соответствует теме. Но я заметил одну пунктуационную ошибку в первом абзаце, пропущена запятая в деепричастном обороте. Кружат главное слово, от него ставим как, кружат (как?) покрывая землю как лебяжьим пухом. А значит, в начале деепричастного оборота ставится запятая, а в конце предложения стоит точка, потому что предложение закончено.

Ученик. Фактические ошибки отсутствуют. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Ошибка допущена при высказывании своего собственного суждения. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года. Вывод пишется с нового абзаца.

Ученик. Да, действительно, ты прав. Вывод пишется с нового абзаца.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Ф И______________

Оцен- ки

Домашнее задание упр. № 116, упр. № 117, задание по картине А. Пластова «Первый снег» нужно было употребить как можно больше имен существительных при описании картины и выразить свое отношение к ней.

Карточка № 1

Работа в парах

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 114

Творческая работа по картине

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. От данных слов образуйте слова с помощью суффиксов –чик,

-щик и запишите полученные слова в тетрадях.

Извоз…

лет..

гон..

барабан…

болель…

перепис…

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

После букв д/тз/сж пишется суффикс -чик-: извозчик, переписчик, лётчик , в остальных случаях пишется -щик-: гонщик, барабанщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л: болельщик.

Запомнить буквы з, с, ж, д, т перед которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза «ЗоСя ЖДёТ», в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик
Любит трудиться, но очень раним, 
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс — трудяга, суффикс-рабочий!

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Извозщик написал с суффиксом –щик.

Ученик. А я в последнем слове написал переписщик.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, в каких случаях пишется -чик и -щик в суффиксах существительных.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научится объяснять правописание «-чик» и «-щик» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-. Находить существительные с такими суффиксами в предложениях, текстах и использовать в своей речи.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 16.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

Ученик. Хочу дополнить. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  в суффиксах существительных»

В суффиксе существительных

 -чик-, (-щик-)

Ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы- стечение согласных

д, т, з, с, ж-чик-

Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Какой алгоритм получился у второй группы? Образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик. Допишите суффиксы в именах существительных, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  используя алгоритм.

1.Камен…

2.Стеколь…

3.Груз…

4.Свар…

5.Бетон…

6. Рассказ…

7.Выдум…

Учитель. Готовясь к уроку, я тоже составила алгоритм. Сверьте свои работы по эталону. Какие затруднения вы испытывали?

Эталон

В существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: «ЗоСя ЖДёТ»): грузчик, рассказчик; в остальных случаях пишется -щик-: каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л:стекольщик.

Ученик. В словах каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик пишется Щ, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах грузчик, рассказчик пишется ч, потому что после букв: д, т, з, с, ж пишется Ч.

Ученик. В слове стекольщик, мягкий знак перед суффиксами –чик, -щик пишется только после л.

Ученик. Также мы должны были научиться распознавать суффиксы –имен существительных чиц(а) и –щиц(а). Представьте свой алгоритм третья группа.

В существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж, а в остальных случаях суффикс –щиц(а).

 В существительном вязал…ица пишем также ь, и –щиц, а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц-, т.к. после д.

Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?

Ученик. Можем. Извозчик и переписчик пишется суффиксы –чик, потому что в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик-.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением №120.

Образуйте с помощью суффиксов -чик- или -щик- существительные со значением лица. Объясните правописание этих слов. Устно составьте с ними предложения. Слова, в которых суффикс -чик- произносится как -щик-, затранскрибируйте.

Образец: шлифовать — шлифовщик.

доклад, отвечать, советовать, погонять, бетон, спорить

Ученик. В словах доклад-докладчик, отвечать-ответчик, советовать-советчик, пишется Ч, так как они стоят после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах погонять-погонщик, бетон-бетонщик, спорить-спорщик пишется буква Щ так как стоят не после букв: д, т, з, с, ж

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Назовите профессию, поочередно комментируя слова друг другу, используя алгоритм.

— Шахтёр, работающий в забое (забойщик)

— Человек, работающий в буфете (буфетчик)

— Человек, занимающийся копированием (копировщик)

— Человек, который переписывает бумаги (переписчик)

— Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик)

— Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных

о противнике (разведчик)

Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик. ЩИК пишется в словах: забойщик, копировщик, потому что опознавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-

Ученик. В словах: буфетчик, переписчик, переводчик, разведчик – пишется Ч, так как после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. Мы во всех словах поставили буквы Ч и Щ правильно.

Ученик. В слове забойщик нужно писать суффикс – чик, потому что слово образовано от глагола забивать, в соответствии с правилом пишем суффикс –чик.

Ученик. Нет, ты не прав. В этом слове пишется суффик -щик, а не Ч. Смотри алгоритм, или же посмотри правило в учебнике.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в слове забойщик, но мы ему напомнили правило постановки суффиксов.

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Подумайте, к каким словам с суффиксами -чик-, -щик- соответствуют данные лексические значения? Запишите эти слова, указывая в скобках слово, от которого образовано каждое из них. Проверьте себя по любому толковому словарю.

Образец: пулемётчик (пулемёт).

1) Мастер по художественной резьбе.

2) Специалист по переводу с одного языка на другой.

3) Человек, который находится на зимовке.

4) Тот, кто делает заказ.

Учитель. Прочитайте предложения, в каких словах вы образовали бы -чик, а в каких -щик.

Ученик. В первом предложении резьбе-резчик, пишем -ЧИК, потому что после звонкого согласного –з.

Ученик. Во втором предложении пишем в слове переводчик также пишем ЧИК, потому что после Д

Ученик. В третьем предложении в слове зимовщик пишем -ЩИК, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В четвертом предложении в слове заказчик пишем -ЧИК, потому что после З

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.

Учитель. Откройте карточку №2.

Карточка №2

Определите, какие профессии используются, найдите ошибки

1) в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик,

сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

2) при работе на станке (фрезеровщик, прессовщик, наладчик, грузчик)

при работе с продуктовыми товарами (фасовщик, сортировщик, буфетчик,

разносчик, кладовщик, арматурщик)

3)при работе с книгой (переписчик, переводчик, наборщик, переплётчик,

типографщик, крановщик)

4)на войне (пулемётчик, миномётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)

5)в работе железнодорожника (обходчик, смазчик, путейщик, прицепщик, стекольщик)

Учитель. Распределите номера предложений в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово

1)

1) переводчик

2) наладчик, грузчик

2) фрезеровщик, прессовщик

2) грузчик

3) переписчик, переводчик, переплётчик

3) типографщик, крановщик, наборщик

3) крановщик

4)

4) прессовщик

5) обходчик, смазчик

5) прицепщик

5) стекольщик

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но одно слово стекольщик я написал не в тот столбик.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 123. Каким словам, образованным с помощью суффиксов -чиц(а), -щиц(а), соответствуют данные толкования? Запишите эти слова, объясните их правописание.

1) Та, которая рассказывает что-либо.

2) Та, которая часто не является на уроки.

3) Та, которая что-либо заказывает.

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №123.

1) Та, которая рассказывает что-либо – рассказчик, оканчивается на З

2) Та, которая часто не является на уроки –прогульщик, не на д, т, з, с, ж

3) Та, которая что-либо заказывает – заказчик, оканчивается на З

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка- выдумщик, фантазерщик, не на д, т, з, с, ж

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность слов, которые мы выписали?

Ученик. По лексическому значению определили слова, обозначающие человека по профессии и по роду деятельности

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились ставить буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и –ЩИК, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли такие предложения.

Учитель. Тогда рассмотрите картинки и составьте несколько предложений, используя суффиксы –ЧИК и -ЩИК

phporIzIp Rybakova R. I. RYA html 15ed6f29f6eec6e0

Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.

Ученик. Я составил по картине такие предложения:

  1. Сварщик — это одна из главных специальностей на автопредприятиях.

  2. Профессию «грузчик» можно считать одной из древних.

  3. Работа стекольщика состоит в том, чтобы вырезать стекла определенных сортов, форм и размеров, и устанавливать их в зданиях и сооружениях.

Учитель. Прослушаем вторую пару.

Ученик. 4.Ремонтщик-это устаревшее слово, люди, которые занимаются ремонтом.

5.Кровельщик – человек, работающий на строительстве, основная работа которого заключается в том, чтобы плотно уложить рядом доски, бревна, плиты

6. Каменщиком называют специалиста по кладке кирпича или камня. 

Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.

Учитель. Прочитайте текст.

Ученик. Я назвал свой текст «Люди разных профессий».

На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д

Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна.

Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика — уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.

Учитель. Ребята, вам понравился текст?

Ученик. В целом понравился. Предложения с правописанием суффиксов –ЧИК и –ЩИК использованы, но я бы сделал другое вступление: «На стройке требуются люди разных строительных профессий».

Ученик. А мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было бы

написать так: «Итак, профессия строителя очень важна!»

Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён правописанию суффиксов –ЧИК и -ЩИК. В суффиксе существительных -чик-, (-щик-) Ч пишется после букв: д, т, з, с, ж

объездчик, в остальных случаях пишется Щ.

Познавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-

Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились правильно применять суффиксы –ЧИК и –ЩИК в именах существительных

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно ставили Ч и Щ в именах существительных.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель. Запишите домашнее задание

1) §16 Упражнение № 120.

2) Упражнение № 121.

3)Упр. 125. Найдите в местных газетах рубрику «Объявления» и выясните, рабочие каких специальностей требуются на предприятиях вашего города (села). Составьте объявление с перечнем данных специальностей и выделите в их названиях суффиксы со значением лица по роду занятий, профессии.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема урока: «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Выполнила: Рыбакова Р.И., слушатель

программы ДПО повышение квалификации

по проблеме «Проектирование современного

урока русского языка и литературы»

в аспекте требований ФГОС и Концепции

преподавания русского языка и

литературы: цели, задачи и критерии оценки»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чувашскомайская ООШ»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

«Проектная работа допущена к

защите»

Руководитель проектной работы

доктор педагогических наук Т. О.

Скиргайло

«_____» _____марта_______2018

Сегодня мы найдём ответы на такие
вопросы:

·                  
От чего зависит написание че и ща в суффиксах существительных?

·                  
Когда мы используем суффикс –чик?

·                  
Когда мы используем суффикс –щик?

Как-то раз ребята прогуливались в
парке и наткнулись на доску объявлений.

image001

– Требуются для работы в цирке
гонщик, дрессировщик, лётчик
и переводчик, — прочла Маша. – Какое
занятное объявление!

–  Ух, хотел бы я поработать в
таком интересном заведении! – потёр руки Паша.

–  А мне что-то не хочется, –
свысока заметил Вениамин. – Там, наверное, все безграмотные. Кто-то сделал в
этом объявлении две ошибки, вы разве не видите?

Гонщик и дрессировщик написаны через
букву щ. А лётчик и переводчик – через букву ч! А ведь всё это –
названия профессий. Значит, они должны образовываться при помощи одинаковых
суффиксов. А здесь суффиксы отличаются одной буквой. Как такое может быть?

–  Тебе нужно не быть таким
самоуверенным, –  покачала головой Маша. – Кажется, ты о чем-то забыл.

–  Разве буквы в суффиксах не
могут чередоваться? – напомнил Паша. – Такое происходит сплошь и рядом.

Мы ведь уже говорили о том, что в
одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая
замена называется чередованием.

Звуки могут чередоваться в любой
морфеме – значит, могут и в суффиксе. Некоторые чередования отражаются на
письме. И мы как раз столкнулись с таким чередованием!

-чик и -щик в наших словах – это два
варианта одного суффикса
. Но как же мы выбираем нужный вариант при
написании существительных? Часто написание морфем с чередованиями зависит от
соседних букв. Это именно наш случай.

Мы должны смотреть на буквы перед
суффиксом.

Суффикс -чик пишется после букв д – т,
з – с и ж. А суффикс -щик пишется после всех остальных букв.

image002

Рассмотрим это правило подробнее.

Суффикс -чик пишется после парных по
глухости-звонкости д и т. В таких словах, как разведчик, объездчик,
ответчик, советчик, газетчик
в суффиксах будет писаться ч, потому что корни
заканчиваются на д или т.

Суффикс -чик также пишется после букв
з и с, которые тоже обозначают парные по глухости-звонкости звуки.

В таких словах, как рассказчик,
резчик, смазчик, подносчик, разносчик
пишется ч в суффиксах. Потому что
корни заканчиваются на з или с.

Суффикс -чик пишется и после буквы ж.
Например, в словах перебежчик или протяжчик мы напишем ч именно
потому, что корни заканчиваются на ж. Но таких слов очень мало. Чаще всего нам
встречается именно слово перебежчик.

И теперь мы можем создать памятку.

У нас есть буквы д, т, з, с и ж –
чтобы запомнить их, создадим какую-нибудь фразу, где будут использоваться все
эти буквы!

Здесь жуть! Фраза получилась страшноватой, но
зато все нужные нам согласные – на местах. И мы точно запомним, что после них
пишется суффикс -чик.

image003

А вот суффикс -щик пишется после всех
других букв.

Сборщик – пишем щ, потому что корень
заканчивается на р.

Приёмщик – корень заканчивается на м, и мы
пишем щ в суффиксе.

Подпольщик – корень заканчивается на л, и мы
пишем щ.

Погонщик – корень заканчивается на н, и после
него пишется щ. Скупщик – корень заканчивается на п, и после него
пишется щ.

Можно сказать, что буква щ прекрасно
уживается с другими буквами! Конечно, кроме з, с, д, т, ж.

Правило кажется очень лёгким. Но очень
часто мы слышим звук [щ] там, где должно быть сочетание звуков.

Гру[щ]ик, сварщик.

Как понять, что нужно писать в этих
словах?

Может быть, нам поможет
словообразование?

Слово грузчик образовалось от
глагола грузить: грузчик – тот кто грузит. А слово сварщик
образовалось от глагола сварить. Сварщик – тот, кто сваривает.

Мы просто нашли глаголы, от которых
образовались существительные!

И теперь по глаголам мы сразу же
увидели, на какую букву заканчивается корень слов!

Теперь уже легко проверить наши
существительные: после буквы з в слове грузчик будет стоять ч, а после
буквы р в слове сварщик будет стоять щ.

Значит, чтобы определить, на какую
согласную заканчивается корень существительного, нужно найти слово, от которого
существительное образовано.

Выдумщик – образовано от глагола выдумать,
корень глагола заканчивается на м, значит, пишется суффикс -щик.

Возчик – образовано от глагола возить,
в корне з, поэтому пишется суффикс -чик.

Рассказчик – тот, кто рассказывает. Корень
заканчивается на з, потому пишем суффикс -чик.

Барабанщик – тот, кто барабанит. Корень
заканчивается на н, поэтому пишем -щик.

Автоматчик – от слова автомат. Корень
заканчивается на тэ, значит, после него пишем -чик.

Интересно, а почему получилось так,
что в некоторых словах мы вставляли только одну букву, а в других словах –
сочетания букв? И почему это всегда сочетание буквы че с другим согласным?

Дело в том, что суффикс -щик в
сочетании с согласными всегда произносится ясно.

Послушаем, как звучат вот такие слова.

Мороженщик

Заговорщик

Выдумщик

Дрессировщик

Литейщик

Мы ясно слышим суффикс -щик в каждом
слове. И понимаем, что после другого согласного пишется щ.

Может ли нам прийти в голову написать
в суффиксах этих слов ч? Мороженчик? Выдумчик? Звучит ужасно. Значит,
такого не может быть.

А вот суффикс -чик в сочетании с
согласными звучит, наоборот, неясно.

Объездчик, доносчик, погрузчик,
резчик, обходчик
. В
этих и других словах мы слышим скорее «щик». И из-за этого невозможно понять,
что нужно написать. Мы можем написать ч, а можем – щ.

И значит, если в слово можно
подставить сочетание ч с согласным – мы и пишем ч!

Написание щ в таких суффиксах мы
обычно слышим ясно, с этим проблем не возникает.

Перевозчик – мы можем подставить з и ч. Значит,
так и будет писаться.

Каменщик. Букву ч мы сюда точно не можем
подставить. Значит, пишем щ.

Стекольщик. Мы ясно слышим щ и значит, так и
будем писать.

Переписчик. Мы можем подставить с и ч – значит,
так и напишем.

Спорщик. Мы можем написать здесь только -щик.
Других вариантов нет.

Но проблема в том, что мы не слышим,
какая именно буква стоит перед ч. Поэтому все же лучше проверять
существительное при помощи слова, от которого оно было образовано.

И еще немного дополнительной
информации. При написании таких суффиксов важно не спутать их с другими.
Мы говорим только о суффиксе, который обозначает название человека по
выполняемому действию.

image004

Что же нам требуется запомнить?

Существует два варианта одного
суффикса – -чик и -щик.

Суффикс чик пишется после букв д-т,
з-с и ж. После всех остальных букв пишется -щик.

Чтобы понять, какой согласной
заканчивается корень, нужно определить, от какого слова произошло
существительное.

В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий. Это могут быть названия профессий (например, закройщик, кладовщик, фонарщик, извозчик, объездчик, грузчик, разработчик, переводчик), так и другие слова, указывающие на людей, для которых характерны те или иные действия (курильщик, плательщик, купальщик, ныряльщик).

Внутренняя форма таких существительных проста и понятна:  чаще всего суффикс –щик или –чик, указывающий на лицо, присоединяется к глагольной основе, обозначающей то самое, свойственное данному лицу, действие:

  • танцовщик — тот, кто танцует;
  • плательщик — тот, кто обязан заплатить;
  • смазчик — тот, кто смазывает;
  • фехтовальщик — тот, кто фехтует;
  • подписчик — человек, который подписался на газету или журнал;
  • переплетчик — переплетает книги.

Иногда такие слова могут образовываться и от существительных, а в редких случаях — даже от словосочетаний:

  • фонарщик — тот, кто следит за фонарями;
  • конторщик — работает в конторе;
  • процентщик — выдает деньги под процент;
  • фальшивомонетчик — изготавливает фальшивые монеты.

В некоторых случаях существительные с суффиксами чик/щикмогут обозначать не только людей, но и механизмы, выполняющие ту или иную функцию. Например, «асфальтоукладчик» может обозначать как человека, занимающегося укладкой асфальта, так и технику, выполняющую эту задачу. То же самое и со словом «счетчик» — в современной речи это слово чаще всего относится к устройствам или программам, подсчитывающим что-либо автоматически, однако в некоторых случаях это может быть и названием профессии. Точно определить значение слова в таком случае можно только по контексту.

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

По правилам русского языка суффикс –чик в словах, обозначающих людей по роду занятий, пишется только в случаях, когда основа заканчивается на согласные д, т, з, с, ж. Например: обидчик, добытчик, рассказчик, разносчик, перебежчик.

После всех остальных согласных следует писать суффикс — щик. Например: ростовщик, барабанщик, могильщик, каменщик, денщик. Говоря о правилах написания слов с этим суффиксом, надо обязательно обратить внимание на следующий момент: согласная щ — мягкая, и согласные, находящиеся перед ней, тоже смягчаются. Однако по правилам русского языка мягкий знак перед –щик будет ставиться только после согласной л (например — дольщик, налогоплательщик, болельщик). Во всех остальных случаях мягкий знак будет считаться ошибкой.

Правило «после всех согласных кроме д, т, з, с, ж пищи суффикс –щик» распространяется и на слова, основа которых оканчивается на й (например, мойщик, расклейщик, бакалейщик). В таком случае финальным звуком оказывается йот, относящийся к согласным. И забывать об этом нельзя.

Однако существуют и немногочисленные исключения из этого правила. Например, в словах астфальтщик или алиметнщик правильно писать –щик. Такое может происходить, если одновременно соблюдены три условия:

  • корень слова заимствован из другого языка;
  • суффиксу предшествуют не менее двух согласных подряд;
  • основа при этом заканчивается на т.

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Для того, чтобы не ошибиться в написании этих суффиксов, необходимо знать назубок список согласных, после которых пишется -чик. И «классика жанра» в таких случаях — это использование мнемонических фраз, запомнить которые гораздо проще, чем вызубрить сочетание не связанных между собой по смыслу согласных.

Для запоминания комбинации «д, т, з, с, ж» можно использовать мнемофразу «дети за сажей» — в ней присутствуют все «нужные» согласные («лишним» является только йот, который легко отбросить), Фраза получила широкое распространение благодаря книге советского детского писателя Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо». По сюжету эту фразочку придумали главные герои книги — два друга-школьника, которые долго  страдали над учебником русского языка, пытаясь заучить список согласных. А «дурацкая», бессмысленная фраза запомнилась мгновенно.

Таким образом, «свернутое» в мнемофразу правило будет звучать так: «дети за сажей — чик, остальное — щик».

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Примеров предложений, иллюстрирующих правила употребления слов с такими суффиксами, можно придумать множество.

Вот, например, 10 вариантов предложений со словами на –чик, обозначающими профессии или род деятельности

  1. Журналистов, работающих в печатной периодике, иногда называют газетчиками.
  2. Хороший резчик по дереву может создавать настоящие произведения искусства.
  3. Переводчик художественной литературы должен обращать внимание на стилистические особенности оригинала.
  4. Заказчик может отказаться принять работу, если она выполнена некачественно.
  5. Разработчики программного обеспечения востребованы на рынке труда.
  6. Извозчик в старину — то же самое, что таксист сегодня.
  7. Чтобы стать летчиком, нужно иметь хорошее здоровье.
  8. Для перевозки пианино на новую квартиру пришлось нанять бригаду грузчиков.
  9. На судебном заседании присутствовали и истец, и ответчик.
  10. Разведчик сумел обнаружить вражеского лазутчика.

Примеры предложений с существительными на–щик:

  1. Расклейщики объявлений часто портят двери подъездов.
  2. Актер сыграл в знаменитой трагедии Шекспира «Гамлет» роль могильщика.
  3. В классической литературе часто упоминаются бакалейщики и зеленщики.
  4. Часовщикпообещал отремонтировать будильник за два дня.
  5. Халтурщик — тот, кто никогда не стремится сделать свою работу хорошо.
  6. На Чемпионат мира приехали футбольные болельщики из множества стран.
  7. Отменное чувство ритма — обязательное требование к барабанщику.
  8. Мойщик стекол — опасная профессия, если речь идет о мытье окон небоскребов.
  9. В каждой пионерской дружине были свои горнисты и барабанщики.
  10. О проблемах обманутых дольщиковмного писали в СМИ.

В существительных обозначающих лиц по роду занятий в суффиксах –чик и –щик всегда пишется гласная и. Однако на –чик (или –чек) могут оканчиваться и другие существительные. Например, мальчик, бубенчик, огурчик или стебелечек.

В таких случаях речь идет уже о суффиксах субъектной оценки — чаще всего уменьшительно-ласкательных, а в некоторых случаях придающих слову и оттенок пренебрежения (например, «плохой из него работничек»). При этом морфемный состав слова будет другим — в слове выделяется суффикс –ек или –ик, а предшествующая ему согласная ч может быть частью корня (например, в слове калачик) или же отдельным суффиксом (колокольчик).

Правило, которым надо руководствоваться в таком случае, достаточно простое.

Если при склонении гласная в суффиксе сохраняется, следует писать –ик. Например:

  • колокольчик — колокольчика;
  • венчик — венчика;
  • ларчик — ларчика;
  • мизинчик — мизинчика.

Если же гласная беглая — в суффикс надо писать через е:

  • листочек — листочка;
  • звоночек — звоночка;
  • разбойничек — разбойничка.

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Для того, чтобы быстро разобраться с написанием чик/щик/чек, можно использовать простой алгоритм.

  1. Определяем значение суффикса. Он обозначает лицо, или же вносит в слово уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное значение?
  2. Если слово обозначает лицо по роду занятий, смотрим на финальную букву основы. Если это д, т, з, с, ж и слово не входит в число исключений — пишем –чик. Во всех остальных случаях — щик.
  3. Если речь идет о суффиксе субъектной оценки, ставим слово в родительный падеж. Если гласная в суффиксе сохраняется — пишем слово черех «и». Если оказывается беглой — через «е».

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Подготовила Глухова О.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ Кулаевская СОШ Пестречинского района Республики Татарстан. Тема урока: Правописание суффиксов –чик ,-щик в именах существительных .

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч и щ в суффиксах существительных -чик(-щик); ознакомить со способами действия при выборе таких написаний; подвести учащихся к выводу о важности труда в жизни человека, познакомить с многообразием профессий, и необходимости данных знаний для овладения одной из них.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом, орфографический диктант, работа с толковым словарем.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания ч и щ в суффиксах существительных –чик(щик).

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты УУД:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: обучающийся научится правилам написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик(-щик); научиться объяснять звуковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе анализа текста.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Предметные: обучающийся научится определять правописание букв ч и щ в суффиксах –чик(-щик) в именах существительных и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться использовать слова на изученную при составлении предложений, описывая изображения на рисунках, в использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, слайды с заданиями, карточки, толковый словарь.

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу, спроецированную на экране. Как вы понимаете, эту пословицу?

Труд человека кормит, а лень портит.

Ученик: Эту пословицу я понимаю так. Если человек не будет трудиться, то он не сможет себя прокормить, у него не будет средств существования.

Ученик. Смысл этой пословицы, в том, что трудом человек добывает себе на пропитание и другие блага, а если он будет ленивым, то ничего не будет иметь.

Ученик. Есть такая гипотеза, что благодаря труду, обезьяна превратилась в человека. Поэтому если лениться, не трудиться, не учиться, то человека может ожидать обратный процесс.

Ученик: Имеется в виду, что если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сможет многое познать, многому научиться. Я занимаюсь вокалом. Для того чтобы мне стать известной певицей, мне нужно много потрудиться.

Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.

Те, кто выполнял упражнение 289, 290, сравните свои ответы с эталонами, спроецированными на экран.

Эталон к упражнению 289.

hello_html_24673881.png

Эталон к упражнению 290hello_html_m7d0714c6.png

Учитель. А те, кто написал сочинение на тему “Осень в городе”, подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, выберите самый лучший, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать свое сочинение.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 290 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученик . Я допустил ошибку в написании глагола сушит, написав в окончании букву е. Это глагол 2 спряжения, поэтому окончание —ит.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 289. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?

Ученик. Я допустил ошибку в определении сказуемых. Не смог определить что слова акула, дрозд, кит, орел, гусь выполняют в предложении роль сказуемого.

Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем Шакирову Софию и оценим её сочинение-рассуждение по требованиям, спроецированным на экране.

Требования к сочинению рассуждению:

1.Четко и полно сформулировать мысль, которую хотите доказать

2. Содержит три части : тезис, аргумент, вывод.

Ученик. Я думаю, работа Шакировой, выполнена с учетом всех требований, предъявляемых к сочинению-рассуждению. Мысль сформулирована четко, аргументы для его доказательства, убедительны. Вывод углубляет тезис, предлагает пути решения.

Учитель. Оцените работу.

Ученик. Оценка отл.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «Правописание суффиксов –чик ,-щик в именах существительных» ФИ________________________________________

Домашнее задание

упражнение № 289, упражнение № 290,

задание “ Творческое задание….

Составление алгоритма

Упражнение 292

Самостоятельная работа

Составление предложений

Упражнение № 294

Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

На каком уровне вы усвоили пройденный материал?

Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.

Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

Ученики. Да!

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Спишите с доски в тетрадь слова, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы:

груз..ик тацов…ик смаз.ик

разнос..ик убор..ик литей..ик

Учитель: Сравните с эталоном.

Эталон

грузчик танцовщик

разносчик литейщик

смазчик уборщик

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я написал букву щ в слове разносчик.

Ученик. Я написала слово грузчик с буквой щ в суффиксе.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?

Ученик. Нет. Мы не знаем правила правописания букв Щ и Ч в существительных.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Узнать, когда писать буквы Щ и Ч в суффиксах существительных на -чик(-щик) –чик

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик).

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод наблюдения.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. В начале урока, мы с вами вспомнили пословицу о труде, говорили о смысле этой пословицы. Придет время, когда вы будете выбирать профессию. Вы наверняка уже знакомы со многими профессиями. Посмотрите на доску, на ней записаны профессии:

Навод..ик, паркет..ик, атом..ик, погруз..ик, бан..ик, сплав..ик, разнос..ик.

Учитель. Что вы можете сказать? Какие наблюдения вы сделали?

Ученик. В словах, корень которых оканчивается на д-т, з-с мы пишем суффикс –чик, а в других случаях -щик.

Учитель: Прочитайте параграф, правильно ли вы сформулировали правило?

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик. Прочитав правило в параграфе 51, я узнала в каких случаях мы пишем в суффиксах существительных –чик(-щик) букву ч, а в каких щ. д-т, з-с, ж мы пишем суффикс –чик, а в других случаях -щик.

Ученик. А я еще узнала, что мягкий знак перед суффиксами -чик, щик, пишется только после буквы л . Например: слово стульчик( уменьш. от стул), кровельщик.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. 1 группа, представьте свой алгоритм.

Группа 1.Алгоритм 1.

-Чик (д-т, з-с, ж; резчик, обходчик, перебежчик)

-Щик ( в остальных случаях ; паромщик, атомщик, каменщик)

Учитель. 2 группа, теперь вы.

2 группа. Алгоритм 2.

-чик -щик

д-т заводчик в остальных словах (спорщик)

з-с извозчик

ж перебежчик

Букву Ь, пишем только после Л(кровельщик)

Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?

Ученики. У 2 группы, потому что он более содержательный и понятный.

Учитель. Запишем его в тетрадь.

Учитель. Давайте закрепим алгоритм. На доске записаны слова, прочитайте, объясните выбор правописания букв Ч , Щ, используя алгоритм.

На доске: литейщик, летчик, приемщик, банщик, бакенщик, сметчик.

Ученик. В слове литейщик, я напишу суффикс —щик. Так как перед ним стоит буква Й.

Ученик.В слове летчик, в суффиксе я напишу букву ч, так как перед ним стоит буква т.

Ученик. В слове приемщик , я напишу суффикс —щик. Так как перед ним стоит буква м.

Ученик. Банщик. Я напишу суффикс —щик. Так как перед ним стоит н.

Ученик. Бакенщик. Я напишу суффикс —щик. Так как перед ним стоит н.

Ученик. В слове сметчик, в суффиксе я напишу букву ч, так как перед ним стоит буква т.

Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?

Ученики. Можем!

Ученик. Я допустил ошибку в слове разносчик, написав неверную букву в суффиксе. Надо было написать суффикс –чик, так как перед ним стоит буква с.

Учитель. А знаете ли вы такие профессии как литейщик и бакенщик?

Ученики . Нет

Учитель. Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем.

Ученик. Бакенщик это тот, кто обслуживает бакеты (плывучий знак, установленный на якоре.

Ученик. Литейщик- профессия человека, занимающегося литьем металлов.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Теперь будем работать над закреплением орфограммы и выполним упражнение фронтально 292(устно).

Ученики по цепочке разбирают слова, проговаривая алгоритм.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?

Учитель : А теперь сверим ваши ответы с эталоном(демонстрация слайда).

Эталон упр. 292.

hello_html_m27d81ea5.png

Учитель: Поднимите руки у кого были ошибки. Нужно еще поработать над этой темой. Готовы ?

Ученики: Готовы.

Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Каждому из группы (4 чел) составить по 3 предложения с существительными на –чик, -щик, обозначающими профессии. После чего, вам необходимо выбрать1 ученика из группы, который будет зачитывать свои предложения.

Ученики составляют, озвучивают

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?

Ученик. Ошибок было значительно меньше. Так как мы работали в команде, подсказывали друг другу. Например, мой одноклассник сделал ошибку в слове разносчик, но мы помогли ему исправить ее.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Ребята, сможем ли мы теперь выполнить задания самостоятельно по учебнику?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда откроем учебник, выполняем упражнение № 294.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к упражнению 294.hello_html_m380ced78.png

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. В основном с заданием справился. Но были ошибки в морфологическом разборе.

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. Выполним самостоятельную работу .

hello_html_7c0e663b.jpg

Учитель: Проверьте по эталону задание 2.

Эталон к заданию 2.

Вертолетчик, переплетчик, прицепщик, смазчик, разведчик, сборщик, разносчик, расфасовщик, рассказчик, спорщик, арматурщик, ракетчик, подписчик, экскаваторщик, обувщик, каменщик, грузчик, прессовщик, объездчик.

Учитель: Поднимите руки те, кто все выполнил задание без ошибок ? Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Мне было сложно составить предложения по картинке.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Что нового узнали на этом уроке?

Ученик. Мы узнали о правилах написания букв Ч и Щ в суффиксах –чик, -щик.

Ученик. Узнали значение названий незнакомых профессий (литейщик и бакенщик), используя толковый словарь. Размышляли о своем понимании пословицы труде и знакомились с многообразием профессий,

Учитель. Кто то хочет что-нибудь добавить?

Ученик. Я считаю, цели, которые мы поставили на уроке — достигнуты.

Учитель. У вас на партах лежат листы. Представьте что вашего соседа не было на уроке сегодня. Попытайтесь объяснить ему пройденную тему. Запишите. Листы мне сдайте. А теперь, запишем домашнее задание:

  1. &52, Упражнение 296.

  2. Упражнение 298.

  3. Карточка № 2

Карточка 2

Вырезать из газет, журналов названия профессий на изученную орфограмму.

Не менее 20 слов.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!

вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор»


Правописание суффиксов

В существительных Суф. -ЧИК-/-ЩИК-ЧИК-: после З, С; Д, Т; Ж.смазчик (от смазать)-ЩИК-: после остальных каменщик

Суффиксы -ЕК-/-ИК-: Сыночек – сыночка (е — выпадает), носик – носика (и — не выпадает)

В прилагательных Суффикс —К— 1. В качественных прилагательных: резкий (может быть более и менее резкий)

  1. После Ц ткацкий

Суффикс —СК— в остальных случаях: ленинградский, французский

В глаголах Суф. -ЫВА- (-ИВА-) опаздывать — опаздываю сохраняются в 1 лице ед.ч.

Суф. -ОВА- (-ЕВА-) советовать — советую выпадают в 1 л. ед.ч.

В наречиях Суффикс -А- с приставками из-, до-, с-: издавна, справа, досуха

Суффикс -О- с приставками в-, на-, за-: влево, заново, насухо

Суффикс -У- с приставкой по-: потихоньку, поровну, постольку

Умение определить морфемный состав слова – половина успеха. Если корень существительного оканчивается на З, С; Д, Т; Ж (опознавательный признак орфограммы), пишется суффикс -ЧИК-.

Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных на ц: немец → немецкий;

в относительных прилагательных, образованных от существительных на к, ч, если к, ч чередуются с ц;  казак → казацкий, ткач → ткацкий.

Правописание суффиксов существительных

-ик, -ек При склонении слова суф. -ик сохраняет гласный звук, а суф. -ек (-ок) его утрачивает: огурч-ик – огурч-ик, но цветоч-ек – цветоч-к

-ок, -ек После шипящих под ударением пишется -ок, без ударения — -ек :      волчок, петушок, но ножичек, орешек

-ец-иц-а       Суф. -ец бывает только в словах м.р., а суф. -иц-а бывает только в словах ж.р.:      хлебец, старец, но: конница, лужица

-ец-о, -иц-е    В сущ. ср.р. пишется –ецо при ударении на окончание, -ице при ударении на основу:            письмецо, ружьецо, но платьице, креслице

инк-а, -енк-а,

-инк-а пишется в сущ., образованных от слов на -ин-а (со значением единичности): соломина – соломинка, льдина – льдинка;

-енк-а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на –ен: деревень – деревенька, кухонь – кухонька

-ушк-, -юшк- пишется в словах муж. и ж.р.; дедушка, волюшка,

-юшк-  пишется также в словах ср.р.  с мягкой основой:  поле – полюшко, горе – горюшко

-ышк- — в словах ср.р.  с твердой основой, солнышко, перышко

-ишк- — в словах с мягкой основой; воришка, трусишка

всегда пишется окончание в ж.р., головушка, волюшка

в муж.р. в одушевленных , в неодуш. – сынишка, хлебушко

в ср.р. всегда пишется окончание  стёклышко, крылышко

-ичк-а, -ечк-а в сущ., образованных от слов на -иц-а или -ик-а пишется -ичк-а: лисица – лисичка, страница – страничка; в остальных случаях пишется -ечк-а: скамейка – скамеечка

-ёнк- (-онк-), -ёнок (-онок) под ударением вместо -ёнк-а, -ёнок после шипящих пишется -онк-а, -онок: книжонка, мышонок, галчонок

-еньк--оньк- после н пишется ь: маменька, берёзонька

-ищ-е, -ищ-а в словах муж. и ср. рода пишется оконч. -е, в словах женского рода окончание –а: дом – домище, нос – носище, скука – скучища

-щик, -чик если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж, пишется суффикс –чик; в остальных случаях – -щик;

мягкий знак пишется только после буквы л: летать – лётчик, возить – возчик, рекламщик, каменщик стульчик, пильщик

В предыдущей таблице приведены по 2 примера на разные части речи. Более подробно о правилах написания суффиксов существительных в этой таблице.

Опознавательный признак для правописания суффикса –ик/-ек

– беглая гласная при склонении слова с суффиксом -ек, -ок

— ударный гласный в суффиксе после шипящей – сигнал к написанию –ок, безударный пишется с буквой е

— род существительного влияет на написание суффиксов –ец (м.р.),  -иц пишется только в ж.р.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-ив- // -ев—

ИВ под ударением (красивый, правдивый).Искл.: милостивый, юродивый),
ЕВ — без ударения (боевой, сиреневый). 

-ЧИВ-, -ЛИВ— всегда с И (заботливый, заносчивый).

-еч- // -ач-

АЧ— под ударением (лягушачий),
ЕЧ— без ударения (лягушечий).

-инск- // -енск-

ИНСК-: а) в притяжательных прилагательных (сестринский, Аннинский),
б) от географических названий на -И(Ы) (мытищинский, сочинский), 
в) от географических названий на -А(Я) (охтин­ский, ялтинский), если нет беглого Е в основе (тогда коломенский, песоченский).
ЕНСК в остальных случаях (грозненский, ровенский).

Наличие или отсутствие ударение на гласной в суффиксе прилагательного влияет на выбор –ив- (ударный) или –ев- (безударный); -ач- (ударный) или –еч- (безударный).

Суффиксы –инск-//-енск- зависят от значения слова

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Настоящего времени

-ущ-,  -ющ- или -ащ-, -ящ- см. гласную в форме 3-го л. мн.ч.

от глагола  I спр. решают – решающий, колышут — колышущий

от глагола  II спр. строят – строящий, тащат — тащащий

Прошедшего времени

какая буква перед -вш-, -ш-?

см. в инфинитиве на гласную перед -вш-: клеить – клеивший, таять — таявший

на согласную перед -ш-: привезти – привезший, сберечь – сберегший (ч/г)

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Настоящего времени

-ем- или -им-?

см. гласную в форме 3-го л. ед.ч.

от глагола  I спр. решает – решаемый, колышет — колышемый

от глагола  II спр. строит – строимый, тащит – тащимый

Прошедшего времени

какая буква перед -НН-?

см. в инфинитиве на -ть гласную гласная перед -НН-: засеять – засеянный, увешать- увешанный

см. в инфинитиве на -ить, -ти, -чь -ЕНН-: утащить – утащенный, постричь- постриженный

В действительных причастиях настоящего времени гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа: решают (I спр.) – решающийстроят (II спр.) – строящий.

В страдательных причастиях настоящего времени гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа: решает (I спр.) – решаемыйстроит (II спр.) – строимый.

Правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях: клеить – клеивший, таять – таявший.

в страдательных причастиях перед -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е: увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.

гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную:

утащить – утащенный; постричь – постриженный; повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Правописание суффиксов существительных
Тест на тему Правописание суффиксов глаголов
Тесты на тему Правописание суффиксов причастий
Тесты на тему Правописание суффиксов в разных ЧР

Тест на тему гласные на конце наречий
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«

  • Рассказчик пишется суффикс чик так как основа заканчивается на з
  • Рассказы 1922 1924 горький
  • Рассказов ярослав александрович дерматолог отзывы
  • Рассказов игорь борисович красногорск
  • Рассказов л п теория государства и права углубленный курс учебник м риор инфра м 2015