Рассказать по памяти как пишется

Всего найдено: 107 подскажите, пожалуйста. как правильно должно быть: сквер погибшим воинам или сквер погибших воинов? заранее благодарна ответ справочной

Всего найдено: 107

Подскажите, пожалуйста. Как правильно должно быть: сквер погибшим воинам или сквер погибших воинов? Заранее благодарна

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта неудачны. Лучше добавить слово памяти. Если это официальное название, то слова в нем нужно писать с заглавных букв: сквер Памяти Погибших Воинов. 

Подскажите, пожалуйста, что делать с глаголами по типу «пересилИть»? написал пересилЕть, ударные окончания не подбираются к нему (либо я не смог найти). как называется эта группа глаголов, чтобы подучить?

Ответ справочной службы русского языка

Обычно безударные гласные перед —ть в глаголах не проверяют, а пишут по памяти. Ошибки встречаются редко, чаще в немногочисленных глаголах на -ять (таять, веять, сеять и др.), —еть (выздороветь, шелудиветь и др.), в парах типа обессилеть — обессилить. Однако правила выбора гласной в глаголах перед —ть есть, оно включено в полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина. Электронную версию можно найти здесь. 

Как пишется «книга памяти» и «книга почёта»?

Ответ справочной службы русского языка

Для первого названия существует словарная фиксация: Книга Памяти. Оба слова пишутся с заглавной буквы как слова, выражающие высокие священные понятия. Строчные буквы будут указывать на то, что название употребляется как родовое, обозначающее тип книги, например:

Судьбы всех земляков-фронтовиков, их боевой путь, подвиги, награды нашли отражение в книге памяти «Путь Победы».

Завершается работа по созданию книги памяти о фронтовиках «И в бою и в труде».

Второе название словарями не фиксируется. Если в книге отмечаются настоящие подвиги людей, то возможно слово почет писать с заглавной буквы (ср.: орден Почета, «Знак Почета» (орден). В других случаях рекомендуем написание Книга почета и при употреблении в качестве родового обозначения — книга почета.

Здравствуйте! Есть ли проверочное слово у слова «разОбрать»?

Ответ справочной службы русского языка

Последнюю гласную приставки разо— можно проверить словом разо́бранный.  Но гласные в приставках обычно не проверяют. Так как приставок немного (по сравнению с корнями, например), то их запоминают и воспроизводят по памяти

Здравствуйте! «Около 20 процентов оперативной памяти используЮТся» или «… используЕТся»? Можно объяснить, почему? Если будет еще какая-то ссылка на почитать, то будет хорошо. Подзабыл этот момент.

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем предложении нужна форма ед. числа, так как речь идет о некоем явлении, мыслимом как нерасчлененное целое. Почитать о выборе формы ед. или мн. числа сказуемого можно в «Письмовнике».

Нужна ли запятая в выражении «храню, как память»?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду «храню в качестве памяти«, то запятая не нужна: храню как память.

Подскажите, правильно ли я расставил знаки препинания: Вот как эти тяжелые годы отложились в памяти В. П. Таманского: «Я помню голодные годы после войны. Все время хотелось есть, все время сводило желудок. Если бы меня разбудили в любое время ночи и спросили чего я хочу, то я бы ответил: «Есть». Давали буханку хлеба на восемь человек. Как ее можно поделить? Отец работал, ему нужно было больше еды, чтобы он выжил. Каждому из нас доставался кусочек хлеба с пальчик толщиной»

Ответ справочной службы русского языка

Не хватает запятой после спросили и точки в самом конце.

Прямую речь внутри прямой речи можно выделить кавычками-лапками (…ответил: «Есть»).

В остальном пунктуация верна.

Как правильно говорить и что означает фраза: колокол памяти стучит в наши сердца/в наших сердцах.

Ответ справочной службы русского языка

Колокол стучит? См.: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2038/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB

Добрый день. Корректирую в качестве волонтера книгу. Спорю с автором по фразе: «В Книге Памяти — как пропал без вести». Она настаивает на запятой перед «как».

Ответ справочной службы русского языка

Условий для постановки запятой в этом случае нет (в частности, нет сравнительного оборота).

Добрый день. Можно ли считать выражение «никто из нас» в предложении «Конечно, ни она, ни отец, никто из нас не могли выкинуть Лёву из памяти» обобщающим? Если это так, то можно ли ставить запятую перед словом «никто»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

По логике слова никто из нас могли быть обобщающими, если бы перед ними шло ни я (то есть местоимение первого лица, которое объяснит нас в роли обобщающего слова).

А в этом предложении три однородных члена.

Это подтверждает и форма множественного числа сказуемого не могли. Если бы оно относилось только к никто из нас, то имело бы форму единственного числа.

Здравствуйте! У меня большая рукопись и если в ней что-то переделывать прежде чем подавать в издательство, хочется быть уверенными, что все верно. Как правильно писать притяжательные прилагательные: например «он не отпускал танину руку»или «он оставил катину сумку» или «это была чисто антоновская хитрость» — «танину», «катину», «антоновская» — писать с большой или с маленькой буквы? Мне чисто зрительно большая буква мешает, осталось в памяти, что буква маленькая в этом случае, но, возможно, я ошибаюсь. Спасибо! Очень жду Вашего ответа! с уважением, Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Танина рука, Катина сумка, антоновская хитрость.

Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов (-ев) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, напр.: Рафаэлева Мадонна, Шекспировы трагедии, Гегелева «Логика», Далев словарь, Иваново детство, Танина книга, Муркины котята.

Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы, напр.: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции.

Подробнее читайте в справочнике Д. Э. Розенталя или справочнике под ред. В. В. Лопатина.

Добрый день. Помогите определиться с написанием слова (ни)кто в предложении: Конечно, ни она, ни отец, (ни)кто из нас не могли выкинуть Лёву из памяти. «НИ .. НИ» здесь повторяющийся союз, но слово ни(кто) хочется написать слитно, если это так, то объясните, пожалуйста, каким правилом определяется написание этого слова. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Местоимение никто пишется слитно. Раздельное написание было бы возможно, если предложение строилось, например, так: Ни отец, ни мать, ни кто-либо из нас…

Подскажите, нужна ли запятая, указанная в скобках? Но даже в год столетия революционных событий на экранах не появилось ничего(,) достойного его памяти, кроме пошлого кинофильма, который бросил очередной ком грязи в лик страстотерпца. (Речь о канонизированном Русской Церковью царе Николае II)

Ответ справочной службы русского языка

Не обособляются определения нераспространенные и с зависимыми словами, стоящие после отрицательных местоимений. Поэтому указанная запятая не требуется.

Добрый день. Просим помощи! Как корректнее написать: XIII Зимний Суриковский фестиваль / XIII зимний Суриковский фестиваль / XIII Зимний суриковский фестиваль. Будем очень благодарны за ответ, запутались…

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически верно: XIII Зимний (зимний) Суриковский фестиваль.

С прописной буквы пишутся имена прилагательные на -ский, входящие в состав наименований — имен собственных, в том числе имеющие значение «имени того-то», «памяти того-то». Так же пишутся названия политических, культурных, спортивных и других мероприятий, имеющих общегосударственное или международное значение.

Добрый день! Скажите, слово «посвящается (кому-то)» уместно писать живым? К примеру, «Этот рассказ посвящается моей лучшей подруге» или сочинить стихотворение, под которым написано «Посвящается лучшему учителю»? Или Посвящение — это только если «светлой памяти«, то есть мёртвым?

Ответ справочной службы русского языка

Посвящают произведение, как правило, живым людям.

Если человек уже умер, то обычно пишут: Посвящается памяти такого-то.

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов
обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному,
напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных
навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное
наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без
помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного
текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке
памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит
интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в
активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные
поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление
природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся
языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение
и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста,
его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по
памяти.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом –
проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на
втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк)
подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.

В данной статье мы предлагаем стихотворные тексты из методической коллекции
автора, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по
памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные
упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки),
так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм
самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может
выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический,
лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление
лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное
требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать
изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются
на уроках.

Тексты для работы в 5–6 классах

№ 1

От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зёлёной ладошке ольхи.
Г. Граубин

– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина. Как вы
думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется
«В утреннем лесу»)

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом?
(метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный –
изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый
синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово
«изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки,
какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно.
А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах
солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем
телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают
достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

№ 2
Роса

Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:

– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём
задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.

Авторский вариант: А вдруг из росы

Происходят алмазы?

– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?

– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного?
(синонимы)

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

– Объясните знаки препинания во втором предложении.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь
к письму по памяти.

№ 3
Рыжие стихи

Ветер-задира
В осеннем лесу
Рыжей ольхе
Заплетает косу.
Рыжая белка
Гадает в уме:
«Скоро ли рыжик
Подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья
Рябины в слезах.
Рыжие зайчики
Скачут в глазах.
Рыжие сосны
Скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Вика Ивченко

– Послушайте стихотворение Вики Ивченко. Какое время года
описано в стихотворении? Почему у стихотворения такое название?

– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется
слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?

– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.

– Почему автор называет ветер задирой?

– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.

– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).

– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой
речью).

– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь
к письму по памяти.

№ 4

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В. Суслов

– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время
года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?

– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений?
Какова роль речевого повтора?

– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?

– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] –
[л’] – создаёт образ льющейся воды).

– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните
встретившиеся в этих словах орфограммы.

– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.

№ 5

Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито.
Г. Новицкая

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.

– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?

– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

– Объясните постановку знаков препинания.

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.

Тексты для работы в 7–9 классах

№ 6

Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы
И стоит, задыхаясь от мух,
Под высокими окнами хаты.
Н. Заболоцкий

– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное
деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как
рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.

– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток
изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний
день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух
пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца?
Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает
прохладно)

– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)

– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы –
в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И
сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).

– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не
обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.

№ 7

Всход…т солнце, бодрое от холода.
Золотится отбл…ском окно.
Утро тихо, радос…но и молодо.
Белым снегом всё запуше…о.
И. Бунин

– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова
вам помогли?

– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

– Назовите грамматическую основу третьего предложения.

– Запишите текст по памяти.

№ 8
В пограничном лесу.

На деревьях – лё…кий ин…й.
Тихо.
Безм…тежно.
Лес, покрытый дымкой син…й,
Тян…тся бе…брежно.
В. Степанов

– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны.
Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте
выразительно предложенное стихотворение.

– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие
стихотворения его название?

– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?

– Объясните знаки препинания.

– Запишите текст по памяти.

№ 9

Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее.
В. Рождественский

– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В.
Рождественского «Старый Фет».

– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы
представили.

– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти
дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным
суффиксом – дождик?

– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не
обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

№ 10

Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья
На чёрную землю летят.
В. Агапов

– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое
время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы
понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».

– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот
пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие
краски будете использовать?

– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?

– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Объясните постановку двоеточия в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?

– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.

№ 11

В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят.
И. Бунин

– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Какое
настроение передаёт этот отрывок?

– Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы
попытались с помощью красок передать пейзаж, нарисованный словами. С помощью
каких слов передаётся цветовая гамма этого пейзажа?

– Объясните значение слова «блёклая».

– В каком состоянии находится природа? Какие слова помогли вам ответить на
этот вопрос?

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– На примере каких слов можно прокомментировать орфограмму о правописании
приставок.

– Сколько грамматических основ в этом предложении?

– Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются действия. Каким
частями речи являются эти слова?

– Замените деепричастия соответствующими глаголами и прочитайте изменённый
текст. Что он потерял при этом? Какова роль деепричастий в тексте?

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

№ 12

Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного
камушка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит,
сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась,
принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов)

– Фёдор Абрамов – прекрасный русский писатель. Он родился и
вырос в Архангельской области. Пинега – любимая река его детства. Послушайте
миниатюру Ф. Абрамова.

– Попробуйте своими словами передать ту картину, которая возникла в вашем
воображении.

– Каким настроением проникнут этот текст?

– Определите стиль миниатюры.

– Определите тему и основную мысль текста.

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Назовите синонимы, встретившиеся в тексте. Какова их роль?

– Найдите в тексте разговорные слова. Почему, на ваш взгляд, использует их
автор?

– На примере каких слов текста можно прокомментировать орфограммы о
правописании приставок.

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Объясните правописание частиц НИ и НЕ во втором предложении.

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

– Прочитайте текст выразительно, стараясь передать удивление и восторг
автора.

– Выучите миниатюру наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.

Использованная литература

  1. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9кл.: пособие для учителя. – М.:
    Дрофа, 1996.
  2. Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. Из опыта
    работы. – М.: Просвещение, 1966.
  3. Синицына Е.И. Развивающие стихи и рифмы. – М.: ЮНВЕС, 2000.
  4. Хаустова Д.А. Русский язык. 6–9 классы: дидактические материалы /
    Д.А. Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

6139217bdaf34307792201

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

6139217be99f2175173409

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

6139217c046c0269032213

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

6139217c136bf796324346

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

6139217c2bcb4306550796

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

  • Рассказанная сказка разговор с другом пересказ статьи это какая речь 2 класс ответ
  • Рассказа сергей анатольевич долги смоленск
  • Рассказ янчарского в магазине игрушек
  • Рассказа полностью я не привожу чтобы не повторять одно и тоже зачастую
  • Рассказа платонова никита тема