Речь. Анализ средств выразительности

Задание: «Прочитайте фрагмент рецензии; в котором рассматри­ваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропус­ка цифры, соответствующие номеру термина из списка».

Аналитический отчёт ФИЛИ: «Задание В8 — традиционно самое сложное задание экзаменационной работы по разделу «Речеведе — ние»… Особенно много ошибочных ответов было в тех случаях, ко­гда в тексте-рецензии анализировались функции вопросно-ответной формы изложения, противопоставления, лексического повтора в исходном публицистическом тексте. Трудности возникали у экзаме­нуемых при выборе соответствующих терминов, называющих уси­ление признака в тексте (градация), переноса признаков с одного субъекта на другой (метафора) в случае лингвостилистического анализа художественного текста».

В задании В8 проверяется умение соотнести функцию изобразитель­но-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 пред­ложенных).

Какие термины чаще всего необходимо найти? В таблице они указаны вместе с определениями и примерами.

Языковое средство

Определение

Примеры

Анафора (единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале

Предложения

Руки опускаются, Когда че­ловек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются От постоянной неразберихи, бесхозяйствен­ности, махрового бюрокра­тизма. Руки опускаются, Когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опус­каются руки! (Р. Рождест­венский)

Языковое средство

Определение

Примеры

Антитеза

(противопоставление)

Резкое противопоставле­ние понятий, характеров, образов, создающий эф­фект резкого контраста..

Всю мировую литературу я разделяю на два типа — ли­тература дома и литерату­ра бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гар­монии. Безумный безудерж Достоевского — и Мощный замедленный ритм Толсто­го. Как динамична Цветаева и как Статична Ахматова! (Ф. Искандер)

Вопросно-ответная форма изложения

Форма речи, при которой автор как бы делает чита­теля своим собеседни­ком, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.

Многие считают, что бо­роться с проявлениями фа­шизма — дело правоохрани­тельных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щеп­ки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в оди­ночку с человекофобией, бес­человечностью не справит­ся — это задача нас всех.

Гипербола

Художественное преуве­личение.

Россия поражена тяжелей­шей идеологической болез­нью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни — ксенофобия. (И. Руденко)

Градация

Синтаксическая конст­рукция, внутри которой однородные выразитель­ные средства располага­ются в порядке усиления или ослабления признака.

Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?!

Нехорошо, недостойно, глу­по и гадко смеяться над увечным человеком, (Л. Пан­телеев)

Гротеск

Художественное преуве­личение до невероятного, фантастического.

Если бы какие-нибудь вселен­ские диверсанты были посла­ны уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более ра­зумно и коварно, чем дейст­вуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)

Языковое средство

Определение

Примеры

Инверсия

Обратный порядок слов в предложении.

(При прямом порядке подлежащее предшеству­ет сказуемому, согласо­ванное определение сто­ит перед определяемым словом, несогласован­ное — после него, допол­нение — после управ­ляющего слова, обстоя­тельство образа дейст­вия — перед глаголом. А при инверсии слова рас­полагаются в ином по­рядке, чем это установ­лено грамматическими правилами.)

Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на де­ревни ближние.

(М. Неверов) Ослепительно-яркое вырва­лось из печи пламя.

(Н. Гладков)

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

(Д. Гранин)

Ирония

Вид иносказания, когда за внешне положитель­ной оценкой скрывается насмешка.

Продаются мужские костю­мы, фасон один. А цвета ка­кие? О, огромный выбор цве­тов! Черный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато­серый, серовато-чёрный, грифельный, аспидный, на­ждачный, цвет передельно­го чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусор­ный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И. Ильф, Е. Петров)

Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения сло­ва или слов из предыду­щего предложения, обычно заканчивающих его.

Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: всё для фронта, всё для победы, потому что только после неё возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы

Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человече­скую душу. А может возвы­сить до небес.

Языковое средство

Определение

Примеры

Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей.

(С. Довлатов)

Контекстные (или контекстуальные) синонимы

Была, правда, старая на­стольная лампа, купленная в комиссионном, чужая ста­рина, не вызывающая ника­ких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гпанин) То было видение…

Передо мною появились два ангела.,, два гения.

Я говорю: ангелы… гении — потому что у обоих на об­нажённых телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались силь­ные длинные крылья.

(И. Тургенев)

Лексический повтор

Повторение в тексте од­ного и того же слова.

— Эти Люди — ваши родст­венники!

—Да, — сказал он.

— Все эти люди — родст­венники!

— Безусловно, — сказал он.

— Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

(С. Довлатов)

Литота

Художественное пре­уменьшение.

Мы со своими амбициями — меньше муравьев лесных.

(В. Астафьев)

Метафора (в том чис­ле развёрнутая)

Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развёрну­тая метафора — это метафора, последова­тельно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, … опрокинулся и зато­нул.

Она очищается, душаMo, И чудится мне, весь мир зата­ил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со

Языковое средство

Определение

Примеры

Мною пасть на колени, по­каяться, припасть иссох­шим ртом к святому род­нику добра».

(В. Астафьев)

Метонимия

Перенос значения (пере — наименование) на основе смежности явлений.

Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В. Шукшин) Траур­ный Моцарт зазвучал под сводами собора. (В. Астафь­ев) Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

Однородные члены предложения

Синтаксическое средство выразительности, позво­ляющее

А) подчеркнуть различ­ные качества чего-либо;

Б) увидеть динамику дей­ствия;

В) в деталях увидеть, услышать, понять что — либо.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывёт то рокот, то гром, то нежный голос влюблен­ных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки кла­весина, то говор перекатного ручья…

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и доб­рыми, порочными и свет­лыми, усталыми и вос­торженными, всякими. Если суждено нам умереть, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (В. Астафьев)

Оксиморон

Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испы­тал он, изгнанник, вернув­шись в Россию. Тревожно­радостное ожидание смени­лось в нём спокойной уверен­ностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

Окказионализмы

Индивидуально­авторские неологизмы.

Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поши- рялись за счёт прав других? (А. Солженицын)

Олицетворение (пер­сонификация)

Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Хмель, ползя по земле, хва­тается за встречные травы, но они оказываются слабо-

Языковое средство’

Определение

Примеры

Ватыми для него, и он пол­зет, пресмыкаясь, всё даль­ше… Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ух­ватиться, на какую бы опе­реться надежную земную опору.

(В. Солоухин)

Парцелляция

Намеренное дробление предложения на значи­мые смысловые части.

Жил в Германии хрупкий бо­лезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался.

Звали его Моцарт.

(С. Довлатов)

Перифраза

Описательное выраже­ние, употребленное вме­сто какого-либо слова.

Особое место занимало у него в словаре слово «золо­то».

Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «чёрное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «го­лубое золото».

(В. Войнович)

Риторический вопрос

Выражение утверждения в вопросительной форме.

Кто из нас не любовался вос­ходом солнца, летним разно­травьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в вос­хищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)

Риторическое восклицание

Выражение утверждения в восклицательной фор­ме.

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В. Сухомлинский)

Риторическое обращение

Фигура речи, в которой в форме обращения выра­жается отношение автора к тому, о чём говорится.

Милые май! Да кто же, кроме нас, о нас самих ду­мать будет? (В. Войнович) И вы, душевно убогие ванда­лы, тоже кричите о пат­риотизме? (П. Вощин)

Сарказм

Едкая ирония.

И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сой­дёт!..»), что-то слепляя на

Языковое средство

Определение

Примеры

Авось («перемелется!..»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется…»), закрывая глаза на собствен­ную небрежность («пле­вать…») мы же сами, свои­ми руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для гряду­щей демонстрации массово­го героизма, сами себе гото­вим завтрашние аварии и катастрофы’. (Р. Рождест­венский)

Сравнительный обо­рот (в том числе раз­вернутое сравнение)

Сопоставление предме­тов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Срав­нение может быть пере­дано:

1. С помощью сравни­тельных союзов Как, точно, будто, слов­но, что, как будто и т. п.

Ночь, словно сумрачное ора — торио старинных мастеров, росла в саду, где звёзды рас­кидались как красные, синие и белые лепестки гиацин­тов,..

2. С помощью слов По­хожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…

И кабинет мэтра был похож скорее на обитель черно­книжника, чем простого музыканта.

3. Родительным падежом существительного.

Лак на скрипке был цвета крови.

4. Творительным падежом существительного.

Старый мэтр никогда не бы­вал на мессе, потому что его игра была только бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному…

5. Сравнительным оборотом.

Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпе­ние и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спо­койный огонь творчества.

6. Отрицанием (т. е. не сопоставлением, а проти­вопоставлением одного предмета или явления другому)

Не скрипка — душа Музы­канта звучала в этой тос­кующей мелодии.

Языковое средство

Определение

Примеры

7. Придаточным сравни­тельным.

Рядом с ним, быть может, уже давно, шёл невысокий гибкий незнакомец с бородкой чёрной и курчавой и острым взглядом, как в старину изо­бражали немецких менне — зингеров.

(Автор всех примеров — Н. Гумилёв.)

Синтаксический параллелизм

Одинаковое (параллель­ное) построение несколь­ких рядом расположен­ных предложений, абзацев.

Что такое канцелярит?

Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит — застойность, неподвижность. Это — нагромождение суще­ствительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родитгчьном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь. Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжёлыми, гро­моздкими.

(Н. Галь)

Эпитет

Художественное опреде­ление, т. е. красочное, образное, которое под­черкивает в определяе­мом слове какое-нибудь его отличительное свой­

Ство.

Есть только моя присмире­лая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого вос­торга… Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рёв убийцы. (В. Астафьев)

Эпифора

Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.

Как французы повлияли на Пушкина — мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоев­ского — мы знаем. Как Дос­тоевский повлиял на всю но­вейшую мировую литературу —мы знаем.

Чтобы лучше разобраться в терминах и их функции, давайте рассмот­рим языковые особенности следующего текста.

Текст

(1)Что такое канцелярит? (2)У него есть очень точные приметы, об­щие и для переводной, и для отечественной литературы.

(З)Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит — застойность, неподвижность, из всех глагольных форм пристрастие к ин­финитиву.

(4)Это — нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь.

(5)Это — обилие иностранных слов там, где их вполне можно заме­нить словами русскими.

(6)Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжёлыми, громоздкими.

(7)Это — тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. (8)Несчётные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неес­тественные в разговорной речи.

(9)Это — серость, однообразие, штамп. (Ю)Убогий, скудный словарь: и автор, и. герои говорят одним и тем же сухим, казённым языком. (П)Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное сло­во — короткому, официальное или книжное — разговорному, сложное — простому, штамп — живому образу. (12)Короче говоря, канцелярит — это мертвечина. (13)Он проникает и в художественную литературу, и в быт, и в устную речь. (14)Даже в детскую. (15)Из официальных материа­лов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в по­вседневную практику. (16)Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. (17)Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чем не повинных детишек.

(18)Так нахально «входят в язык» все эти канцеляризмы и штампы, что от них трудно уберечься даже очень неподатливым людям, и тогда, как бы защищаясь, они выделяют эти слова иронической интонацией.

(19)Вот горькие, но справедливые строки из письма одной молодой читательницы: «(20)Мы почти не произносим открытого текста, мы не строим больше нашу речь сами, а собираем её из готовых стандартных деталей, но подчеркиваем «кавычками», что делаем это сознательно, что понимаем убожество нашего материала. (21)Мы повторяем те же ненави­стные штампы, выражая своё отношение к ним лишь негативно, ничего не создавая взамен».

(22)Думается, это — голос того поколения, перед которым виноваты мы,-старшие. (23)Но и в этом поколении уже не все понимают, что утра­чено. (24)А что же достанется внукам?

(25)Ох, как хочется в иные минуты кричать «караул»!

(26)Люди добрые, давайте будем аккуратны, бережны и осмотритель­ны, поостережёмся «вводить в язык» такое, что его портит и за что потом приходится краснеть!

(27)Мы получили бесценное наследство, то, что создал народ за века, что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев и ещё многие лучшие таланты нашей земли. (28)3а этот бесценный дар мы все в ответе. (29)И не стыдно ли, когда есть у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на кан­целярите?!

{По Н. Галь)

Художественные средства выразительности

Роль в тексте

1. Ряды однородных членов

А) «серость, однообразие, штамп» (9-е пр.)

Характеризует канцеля­ризм как языковое явле­ние.

Б) «проникает ив….

Литературу, и в быт, и в… речь» (13-е пр.)

Показывает, насколько «заражена» канцеляритом живая речь.

В) «из официальных Ма­териалов, из газет, от радио и телевидения» (15-е пр.)

Называют источники появления канцелярита в нашей речи.

Г) «давайте будем акку­ратны, бережны и ос­мотрительны» (26-е пр.)

Передают стремление автора очистить наш язык от неуместного употреб­ления стандартных выра­жений официально­деловой речи.

Д) «наследство, … что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев» (27-е пр.)

Дают возможность уви­деть кропотливый труд русских талантливых мастеров слова, стремя­щихся обогатить, улуч­шить родной язык.

2. Развернутая метафора

Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учи­теля в свой черёд пита­ют той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколе­ния ни в чем не повин­ных детишек. (17-е пр.)

Подчеркивает остроту культурной проблемы, исследуемой автором, передает её тревогу за состояние нашего языка.

Художественные средства выразительности

Роль в тексте

3. Эпитеты

А) «Убогий, скудный сло­варь: …говорят сухим, казённым языком».

(10-е пр.) «ненавистные штампы» (21-е пр.)

Позволяют увидеть при­меты канцеляризма.

Б) «такой чудесный, Такой Богатый, вырази­тельный, многоцветный язык» (29-е пр.)

Воссоздают красоту рус­ского языка.

4.Синтаксический параллелизм

3-9-е предложения

Позволяют увидеть суть канцеляризма, его харак­терные черты.

5. Парцелляция

13-14-е предложения

Передает степень распро­страненности этого нега­тивного языкового явле­ния.

6. Риторический вопрос

24-е предложение

Передает глубину разду­мий автора, его тревогу за судьбу русского языка.

29-е предложение

Позволяет лучше понять авторский замысел, идею текста.

7. Риторическое восклицание

25-е предложение

Создает тревожный эмо­циональный пафос текста, позволяет увидеть боль автора за то, что происхо­дит с нашей речью.

8. Риторическое обращение

26-е предложение

Помогает автору эмоцио­нально воздействовать на читателя, заставить его задуматься над исследуе­мой проблемой и вместе с автором попытаться её решить.

9. Инверсия

«можно заменить сло­вами русскими», «создал народ за века», «создава­ли, шлифовали и отта­чивали для нас Пушкин и Тургенев»

Подчеркивает то, что для автора является несо­мненной ценностью

10. Лексический повтор

«бесценное» и «бесцен­ный» (в предложениях 27

И 28)

Передаёт авторское от­ношение к живому рус­скому языку, живой раз­говорной речи.

Художественные средства выразительности

Роль в тексте

11. Контекстные СИНОНИМЫ

«бесценное наследство» (27 пр.) «бесценный дар» (28 пр.)

Передают трепетное, бе­режное отношение автора к богатству русского язы­ка, живой разговорной речи.

12. Контекстные антонимы

«богатый, выразитель­ный, многоцветный язык» — «канцелярит»

Позволяют увидеть несо­мненное убожество кан­целярита и истинную красоту живого языка.

Если вы внимательно изучили содержание таблицы, то легко вста­вите на место пропусков термины, использованные во фрагменте ре­цензии, в которой рассматриваются языковые особенности исходного текста.

«Канцелярит, обедняющий, «обесцвечивающий» нашу речь, очень многолик, и (предложения 3-9) позволяет увидеть некоторые приметы этого негативного языкового явления. Гово­ря о нём, Н. Галь использует («убогий, скудный сло­варь», «говорят… сухим, казённым языком» в предложении 10). Её резко отрицательное отношение к канцеляриту передано

«мертвечина», точно отражающей суть неуместного употребления стан­дартных выражений официально-деловой речи, которые убивают живой язык. Опасность этого явления подчеркнута и таким синтаксическим средством, как(предложения 13-14). По мнению автора, источников появления канцелярита довольно много: («из… материалов, из газет, от радио и телеви­дения» в предложении 15) и(предложение 17) соз­дают ощущение, словно мы все уже давно перестали говорить живым языком, красоту которого воссоздают( «такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык» в 29-м предложении). Несомненное богатство русского языка подчеркивает и(«бесценное» и «бесценный» в предложениях 27 и 28). Поэтому вполне понятна тревога автора за судьбу нашей живой речи, которая звучит в(предложение 26)».

Решите самостоятельно

Задание 1. Прочитайте текст и запишите в левый столбик таблицы соответствующее средство художественной изобразительности, исполь­зованные автором.

(1)Почему люди всё время недовольны телевидением, этим величай­шим даром цивилизации? (2)Потому что это Дар данайцев. (3)В нас бун­тует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого суще­ства. (4)Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в проме­жутках немного пьём и жуём, жуём, жуём…

(5)Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной куль­туры. (б)Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он сущест­вует только как фантом. (7)И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», живые мертвецы, которые забыли о естественных потреб­ностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8)Умерли — и довольны. (9)Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

(10)В подсознание — основную творческую лабораторию челове­ка — попадает только то, что прошло через чувства. (11)Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12)От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13)Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит всё тело, весь человек. (14)И так любые события. (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16)Но что это даёт? (17)Общее впечатление без переживания. «(18)Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно», — пел В. Вы­соцкий. (19)Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20)Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные, другие, напротив, прибегают к искус­ственной имитации переживания — наркообразные. (21)Но ведь душа человеческая без чувств — уже не душа. (22)А человек разумный — раз­ве в этом случае разумный?

(По В. Кутыреву)

Средства выразительности

Примеры

1.

«телевидеоманы, «электронные почтальоны»

2.

«дар данайцев»

3.

«роботообразные» — «наркообразные»

4.

«мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете»

5.

«смотрим, смотрим, в промежутках… жуём, жуём, жуём…»

Средства выразительности

Примеры

6.

«душа человеческая», «человек разумный»

7.

«В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа», «мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам».

8.

«неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни сме­яться, ни играть, ни разыгрывать друг друга»

9.

А человек разумный — разве в этом случае разумный?

10.

«как невольники на галерах»,

«существует только как фантом», «живут как наблюдатели»

11.

(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это Дар данайцев.

(15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16) Но что это даёт? (17) Общее впечатление без переживания.

12.

«гибельная суть… «культуры», «величайшим даром цивили­зации»

13.

«живые мертвецы»

14.

«Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изуст­но», — пел В. Высоцкий.

15.

«…через чувства. (11) Через чувства…»

Задание 2. Прочитайте следующие фрагменты из рассказа Н. Гумиле­ва «Скрипка Страдивари». Укажите, какие художественные средства по­зволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назо­вите самое основное).

I Текст

Художественн ые средства

1. Мэтр Паоло Белличини писал своё соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смыч­ка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых ин­дийских змей… Беспомощно-неловкий, при своём высоком росте и худощавости он напоминал печаль­ную болотную птицу южных стран.

…И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громад­ные виолончели, лютни и железные пюпитры удиви­тельной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в тёмных углах.

Текст

Художественные средства

2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда, смея­лась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до ро­кового предела, останавливалась, как кровный араб­ский конь, сдержанный лёгким движением удил. И, казалось, что она ласкается к своему другу, моля простить её за непослушание. Тяжёлые томы гордых древних поэтов чернели по стенам, сочувствовали скрипке и как будто напоминали о священной пре­емственности во имя Искусства.

3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошёл до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать, совершенствовать­ся? Но он слишком стар для этого, а молитва помо­гает только при создании вещей простых и благочес­тивых.

4. Внизу к потоку приходили стройные газели. Долго вслушивались, подняв свои грациозные голов­ки, потом пили лунно-вспененную влагу.

5. Бумеранг оживает в злобной руке дикаря, ле­тит, поворачивается и, разбив голову врагу, возвра­щается к ногам хозяина.

6. Ещё оно тысячелетие такой же напряженной работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия.

Задание 3. Прочитайте текст и отметьте номера неверно указанных средств выразительности:

(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (З)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кино­театре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

(7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (Ю)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлени­ем, да ещё дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»

(Н)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы её «засвети­ли», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо па­кость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить 396

Негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикры­ваться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонно­стями.

(14)Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, серд­це изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов напи­сали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17)И что же, пакостник унялся? (^При­тормозил? (19)3асовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, при­чём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут ни­какие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передо­вая, не годятся. (21)Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(22)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В. Астафьев)

1) риторические вопросы (1-5-е пр.)

2) контекстные синонимы (10-е пр.)

3) вопросно-ответная форма построения (16-20-е пр.)

4) цитирование (10, 21-е пр.)

5) парцелляция 17-19-е пр.)

6) лексический повтор (20-е пр.)

7) инверсия (21-е пр.)

8) антитеза (7-е пр.)

9) риторическое обращение (9-е пр.)

10) просторечные слова (20-е пр.)

11) контекстные синонимы (20-е пр.)

12) эпитеты (12-е пр.)

13) ряд однородных членов (16-е пр.)

14) олицетворение (12-е пр.)

15) контекстные антонимы (15-е пр.)

16) градация (20-е пр.)

17) анафора (2-6-е пр.)

18) метонимия (11-е пр.)

19) сарказм (4-5-е пр.)

20) сравнительный оборот (14-е пр.)

Задание 4. Прочитайте текст и укажите номера ошибочных утвер­ждений.

(1 )Хотите увидеть чудо? (2)Настоящее, живое, которое всегда рядом с вами? (З)Тогда не поленитесь весной в лесу присмотреться к тому, что вы, наверное, видели не раз.

(4)Вот упруго свернутыми кулечками пробились сквозь толщу про­шлогодней листвы листья ландыша цвета изумруда и с наслаждением потягиваются, подставляя солнышку блестящие щёчки. (5)Рядышком — только не поленись, дружок, пригнись пониже! — зелёной гусеничкой, свернувшейся в колечко, выглядывает папоротник: стоит ли разворачи­ваться, не обожгут ли морозы? (6)Но солнышко ласковой ладошкой — лучиком коснулось его — и вот папоротник-гусеничка словно тянется за этой ладошкой, раскручивая своё колечко. (7)Их, таких колечек на сте­бельках, в кустике несколько, и не куст это даже — удивительно ажурная причудливая амфора у тебя на пути с изящно изогнутыми боками. (8)А что там, на пригорке растёт, похожее на россыпь бирюзы небесного цве­та? (9)Это лесные фиалки маленьким хороводом приветствуют приход весны. (Ю)Между ними — золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые, тёплые… (11) На­верное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пуши­стую глубину тёплой жёлтой звёздочки…

(Я. Ольгина) .

1. В 4, 5, 8, 9,10 предложениях используется сравнительный оборот.

2. 1 и 2-е предложения построены по принципу синтаксического па­раллелизма.

3. В 7-м предложении есть эпитеты.

4. В 10-м предложении есть градация.

5. В 11-м предложении используется метафора.

6. В 6-м предложении есть лексический повтор.

7. В 4-м предложении есть олицетворение.

8. В 10-м предложении есть инверсия.

9. Первый абзац — вопросно-ответное построение.

10. В 11 — м предложении есть антитеза.

11. В 5-м предложении есть риторическое обращение.

12. В 9-м предложении используются контекстные синонимы.

13. В 5-м предложении есть контекстные антонимы.

Задание 5. Отметьте, какое из указанных средств выразительности не использовано автором данного текста?

«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — гро­мадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зе­лёный, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке, один за другим, распускаются два великолепных цветка — «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения — один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепест­кам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художест­венных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться — красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо.

(Д. Мережковский) А) эпитет;

Б) олицетворение;

Г) оксюморон;

Д) развернутая метафора;

Е) повтор;

Ж) сравнительный оборот

З) ряд однородных членов

Задание 6. Поставьте напротив указанного языкового средства номер примера из правого столбца таблицы.

1. Контекстные антонимы

А) Голова, Наполненная отрывочными, бес­связными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. (К. Ушинский)

2. Антитеза

Б) Бродяги океанов, покинутые своими ко­мандами, иногда годами блуждают по морям, становясь источниками легенд, пока их не поглотит пучина. (Д. Давидов)

3. Ряд однородных чле­нов

В) Что значит интеллигентность, культур­ность человека? Знания, эрудиция, осведом­ленность? Нет! (Д. С. Лихачёв)

4. Градация

Г) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (М Сер­вантес) Ты богат, я очень беден… Ты ру­мян…, я… тощ и бледен. (А. С. Пушкин)

5. Метафора

Д) Воспитанные люди не рисуются, не пус­кают пыли в глаза… Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда дру­гих не пустили… (А. П, Чехов)

6. Вопросно-ответная форма изложения

Е) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… (А. П. Чехов)

7. Парцелляция

Ж) Как же так получилось, что чувство мило­сердия в нас убыло, заглохло, оказалось за­пущенным, совсем пропало? (Д. Гранин)

8. Инверсия

3) Летняя синева небес и изумрудные гривы деревьев, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или бело­снежные сугробы зимы — всё это великоле­пие является бесплатным лекарством от де­прессии и пережитого стресса, (Е. Лебедева)

9. Оксиморон

И) Романтика — это вариант желания жить не так, как ты живешь… Романтика— это пре­одоление трудностей и испытания себя в них. Романтика — это стремление к свободе, осу­ществление свободного выбора. (Л/. Веллер)

10. Сравнительный обо­рот

К) В тайге, после зимней смерти, творилось первое звериное дело — весенняя радость рождения. (Б. Пильняк)

11. Лексический повтор

Л) Римские цирюльники пользовались боль­шим почётом среди горожан. Английские брадобреи ничуть не уступают своим грече­ским и римским предшественникам.

12. Контекстные синонимы

М) Нелепости, придуманные чудаками, рано или поздно осуществляются. Обычно это про­исходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, поступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокой­но ставить на площадях городов памятники. (И. Ялимов)

13. Композиционный стык

Н) Наш хулиган — он родной и понятный. Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом, то есть знакомыми вещами. А у этих (американцев — курсив мой —Е. Г.) что на уме? (С. Довлатов)

14. Риторический вопрос

О) Кто станет спорить, что благотворитель­ность — это проявление сострадания, жела­ния облегчить чью-то жизнь? У кого хватит ума и совести охаять тех, кто щедро делится с ближними своими деньгами? (Н. Орловский)

15. Риторическое обра­щение

П) Крошечную козявку термита днём не часто увидишь, но ночью они идут на охоту целыми полчищами. (В. Песков)

16. Синтаксический па­раллелизм

Р) Это тоскливое веселье продолжалось до самого утра. Тревожная радость светилась в глазах Антона. (С. Стеблов) .

17. Фразеологизм

С) Нам давно пора очнуться и понять, что Родина у нас одна. Одна у нас всех — русских и якутов, татар и марийцев… (В. Распутин)

18. Гипербола

Т) Родная Русь моя, как больно мне без тебя, как горько! (М Алданов)

19. Ирония

У) Исчезают техники. То есть они ещё есть пока что, они живут и работают, но самое бы­тие их в некотором роде эфемерно, мнимо. На Люберецком заводе, куда я выехал рас­следовать это странное происшествие, чис­лятся по штатам семь тысяч рабочих, более шестисот инженеров и… шестьдесят три тех­ника.

Армия без сержантов. Солдаты есть, и офице­ры есть, сержантов почти нету. Их должности исчезли, выпали из штатных перечней. Кате­гория тружеников, могучая и славная, утрати­ла своё былое значение. (А. Аграновский)

20. Метонимия

Ф) Чтобы воспитаться и не стоять ниже уров­ня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить моно­лог из Фауста… (АЛ. Чехов)

21. Перифраза

X) Я пел бы на деревенских свадьбах. Пел для влюбленных и одиноких. Для героев и поэтов. Для обманутых и потерявших веру в добро… (К. Паустовский)

22. Эпитет

Ц) Лежит снег белый, переливаясь на солнце огнями ослепительными… (М. Пришвин)

Выполните задание В8 экзаменационного теста: Прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматривают­ся языковые особенности текста. Некоторые термины, использован­ные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Текст 1

(1)Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. (2)Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки.

(3)Та запись, о которой идет речь, была нелегкой, рассказ был тяже­лым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. (4)Они слушали внимательно, напряженно. (5)Первым не выдержал зять. (6)Он воскликнул:

— Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? (7)Сдать надо было город. (8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей было губить?

(10)Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. (11)Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. (12)Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать. (13)Потом мы сообразили, что мог. (14)То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне всё это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

(15)Время, минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разглядываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики.

(16)В западной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправдание капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном во­прошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? (18)Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? (19)Человечно ли это по отношению к своему населению? (20)Вот Париж объявили же открытым городом… (21)И другие столицы, капитулировав, уцелели. (22)А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побеж­ден — в свой срок…

(23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. (24)Как же это цинично и неблаго­дарно! (25)Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин* и Будапешта да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует на­ша европейская цивилизация с её университетами, библиотеками, что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? (26)И Париж для французов, да и для человечества спасён был здесь — в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстрели­ваемом, спасен был под Москвой… (27)Той самой мукой и стойкостью спасён был, о которых повествуют ленинградцы.

(28)Когда европейские столицы объявляли очередной открытый го­род, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди ещё Советский 402

Союз. (29)И Париж это знал. (30)А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты…

(31)Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтоже­ние — вместе с жителями. (32)С этого и должно было начаться широко то, о чём говорил Гитлер: «Разгромить русских как народ». (ЗЗ)То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

(34)Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. (35)Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. (36)Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фа­шизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.

(37)Вот в чём оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не по­мыслив об «открытых» городах.

(38)Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

(39)Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. (40)Надо же им знать, чем всё оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. (41)Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир…

(По А. Адамовичу, Д. Гранину) Фрагмент рецензии.

«В истории бесконечных войн, которые вело человечество, не найти более трагической страницы: 900 блокадных дней Ленинграда вместили в себя невиданную стойкость, немыслимые страдания и величайшую силу духа его жителей. Под артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами плавился гранит на набережных Невы, но не сдались те, чьё имя — ленинградцы. Однако некоторые западные авторы решили пересмот­реть эту страницу Второй Мировой войны, и

(17-22-е предложения) позволяет понять, что они подвергают сомнению. Невероятно, но такие циничные рассуждения принадлежат не одному человеку, и(«мотив такой звучит в работах, кни­гах, статьях» в 23-м предложении ) наглядно это демонстрирует. Боль и обида авторов текста от подобной чёрной неблагодарности и беспамятст­ва передана (предложение 24). Их чувства понятны: (предложение 25) должен заставить задуматься многих беспамятных и безнравственных «умников», почему оказались спасены от фашистского варварства европейские столицы и какой ценой это дос­талось русскому народу, особенно жителям так и не сдавшегося Гитлеру Ленинграда».

Список терминов:

1) эпитет

2) риторический вопрос

3) парцелляция

4) вопросно-ответная форма изложения

5) риторическое восклицание

6) ряд однородных членов

7) метафора

8)градация

9) риторическое обращение

Текст 2

(1)Барка, которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложня­лась осенними дождями.

(2)Из шестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый че­ловек. (З)Среднего роста, какой-то весь взъерошенный, кривой на один глаз — одним словом, не настоящий мужик, а так, как мякина в зерне.

(4)0днажды проснулся я от страшного шума, происходившего на бар­ке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происходило что-то невероятное до последней сте­пени…

(7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гуси. ^Обес­силевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью села прямо на барку. (Ю)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь — очень ос­торожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов.

— (11)Лови, робя, бей!— галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.

(12)Работа была брошена, и на барке происходила настоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший.

—(14)Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных… (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно!

(22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она поймала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помя­тую, обезумевшую от ужаса птицу.

— (25)Што ты делаешь-то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу… (27)Братцы! (28)Черти! /

(29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (ЗО)Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пой­манную птицу.

— (31)А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, — ответно ругалась обиженная баба. — (32)Сбесился, деревянный черт!

— (33)И стреляю, да! — орал Яшка, закипая новой яростью. — (34)Только не на перелётах… (35)Я вольную птицу бью, которая в пол­ной силе, а эта замерзлая. (Зб)Вот ты бурчишь, дура-баба, а того не зна­ешь, что убить человека грешно, а за убитого странника вдесятеро взы­щется. (37)Так и с птичкой перелетной. (38)Птичка-то к нам насела — дескать: «Дадут передохнуть, а может, и накормят», — а ты навалилась на неё, как жернов. (39)В другое-то время разве она подпустила бы тебя?

— (40)В самом деле, братцы, не троньте божью птицу! — поддержал уже хрипевшего от волнения и крика Яшку старый сплавщик Лупан. — (41)Нехорошо! (41)Пускай передохнёт, а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду говорит…

— (43)Ах, боже мой, да ведь грех-то какой! — умиленно повторял Яшка, обращаясь ко всем вообще. — (44)Вон какая смирная птичка… (45)Сама в руки идёт. (46)Только вот не говорит: «Устала, мол, я, прито­милась, иззябла…» (47)А вы её бить!

(48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (49)Гуси не сторонились больше своего страшного врага — человека. (50)Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товари­щам.

(51)Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся.

(ПоД. Мамину-Сибиряку)

Фрагмент рецензии

«Поразительная картина, нарисованная автором текста, действительно впечатляет;(«точно живой снег» в 48-м пред­ложении) позволяет представить размеры обессилевшего гусиного кося­ка, который настолько устал, что потерял страх перед человеком:

(«не сторонились… страшного врага» в предложе­нии 49) характеризует обычные отношения диких гусей и людей.

Конечно, вызывает негодование поведение всех бурлаков, потеряв­ших голову от невероятной, как им казалось, удачи, а поэтому безжало­стно бросившихся уничтожать измученных птиц:

(предложение 11) передает охотничий азарт, который охватил всех, кроме Якова. А что же он, «непутёвый человек», как он себя вёл?(предложения 17, 20) помо­гают понять его добрую душу, увидеть искреннее желание Яшки спасти гусей, доверившихся людям».

Список терминов:

1)анафора

2) синтаксический параллелизм

3) градация

4) сравнительный оборот

5)эпитет

6) ряд однородных членов

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) вопросно-ответное изложение

Ответы

К заданию 1

Средства выразительности

1. Контекстные синонимы

2. Фразеологизм

3. Контекстные антонимы, окказионализмы

4. Градация

5. Повторы

6. Инверсия

7. Метафора

8. Ряд однородных членов предложения

9. Риторический вопрос

10. Сравнительный оборот

11. Вопросно-ответная форма построения

12. Эпитеты

13.Оксиморон

14. Цитирование

15. Композиционный стык

К заданию 2

1 — сравнение;

2 — олицетворение;

3 — вопросно-ответная форма построения;

4 — эпитет;

5 — ряд однородных членов;

6 — перифраза

К заданию 3

7 ,9, 12, 18,20.

К заданию 4

2,4,10,12,13.

К заданию 5

Б)

Г)

Ж)

К заданию 6

1К)

12 Л)

2 Г)

13 С)

ЗЕ)

14 0)

4Ж)

15 Т)

5 У)

16 И)

6 В)

17 Д)

7Х)

18 П)

8Ц)

19 Н)

9Р)

20 Ф)

10 А)

21Б)

ИМ)

22 3)

Номера пропущенных терминов

Текст 1

Текст 2

4, 6, 5,2

4, 5, 6, 7

А теперь решите полностью два варианта ЕГЭ. Если возникнут за­труднения при решении какого-либо задания, обращайтесь к теоретиче­ской части этого задания, внимательно перечитайте её, и всё у вас полу­чится! Желаю успеха!