Рассказа живое пламя главные герои

по рассказу е. и. носова живое пламяцели урока: познакомить учащихся с рассказом е. и. носова живое пламя, развивать речь

 (По  рассказу Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели
урока:
познакомить учащихся с рассказом Е. И.
Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и
анализа художественного произведения, умение работать со справочной
литературой,   воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство
благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:
1) Компьютер. 2)  Презентация. 3) Тексты
рассказа Е. Носова «Живое пламя». 4) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. 5) Толковый словарь живого великорусского языка
Владимира Даля.     6) Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.

Эпиграф к уроку:

Я только хочу, чтобы вы, мужчины
и женщины,

бывшие солдаты и солдатские
жёны, участники и

очевидцы, пока ещё живы,
передали бы своим

детям и внукам священную память
о павших из

рук в руки, от сердца к сердцу.

Е.Носов

Слайд №1

Эмоциональный
настрой на урок

1.Звучит
песня Ю. Антонова «Маки»

Добрый
день, ребята! Сегодняшний урок, как Вы уже поняли, непростой.  Наш урок-это
урок память. Память тем, благодаря которым, вот уже 75 лет  над нами голубое
мирное небо.       

 Война…
Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких
оставила  лежать на необозримых российских полях  и сколько жизней
перековеркала!

Слайд №2

Мотивация
на учащихся на учебную деятельность. Введение в тему урока

Учитель зажигает
свечу.


Когда мы обычно зажигаем свечи?


Что символизирует свеча?

Огонь
во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в
древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может
смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём
благоговели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь
наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей.
Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.

Свеча
догорает, память остаётся.


Память! Что это? Наказанье или дар божий?


Может ли жизнь без неё быть полноценной?

Работа
над понятием «ПАМЯТЬ».

Составление «энциклопедии» слова.

Работа
с высказываниями.

1группа

Задание:
вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:

1.Единственное
сокровище человека — это его …. Лишь в ней — его богатство или бедность.
(Адам Смит)

2.
Потерял … — потерял себя.( Пословица.)

5.
Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее
безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

2
группа

Работа
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.

-Познакомьтесь
со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вам кажется более
удачным?

3
группа

Вспомните,
что называется эпитетом. (Эпитет — это образное определение, которое
дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Подберите
эпитеты к слову ПАМЯТЬ. Работа со словарной статьёй слова ПАМЯТЬ. В
словаре приведено около 100 эпитетов к слову. Выберите понравившиеся эпитеты.

В
течение сегодняшнего урока должны будете себя оценивать. Перед вами лежат
листы самооценки. В первой колонке – вид работы, за которую вы себя
оцениваете, в других – варианты оценки. Из предложенных вариантов, выберите
тот, который более вам подходит, и обведите его в кружок, не забывайте в
пятой колонке  писать выводы и заметки, почему что-то у вас не удалось

Слайд №3

Работа в
группах

Тема
урока, цели:

-Ребята!
Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше
запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется
вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Сегодня,
ребята, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны
— Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения
Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему
памяти  и решает её  на страницах своего произведения.

Отработка
умений и навыков по теме, осмысление прочитанного

1.Подготовленое
сообщение учащегося о писателе

Евгений
Иванович Носов родился 15 января

 1925и
года в селе Толмачёво, недалеко от

 Курска.
18-летним пареньком в 1943 году ,

 расставшись
с родными местами, Е.И.Носов

 ушёл на
фронт, сражался в составе

противотанковой
бригады. На подступах к

 Кёнигсбергу
в 1945 году был тяжело ранен и

 осенью
того же года вернулся домой. С

 мыслью
об учёбе в 9 классе пришлось

 расстаться
сразу же. «Помню, — пишет позднее

 Евгений
Иванович, — когда я впервые зашёл в

 класс в
гимнастёрке и при боевых орденах, все

 встали,
думали, что я новый учитель…»

 Е.И.Носов
был награждён двумя орденами

 Отечественной
войны I степени, орденом

 Красной
Звезды, медалями «За отвагу», «За

 победу
над Германией». Сначала он работает

 художником-оформителем
в газете, затем

 литературным
сотрудником.

Всё
пережитое, увиденное, запомнившееся – и

 детство,
и война, и послевоенные судьбы

 родной
страны — вновь начало проходить

 перед
духовным

 взором
Е.И.Носова, оживать в особом,

 преображённом
виде и складываться в единую

 книгу о
всей России.

В 1958
году он издаёт первую книгу рассказов

 «На
рыбачьей тропе», куда вошли рассказы:

 «Белый
гусь», «Трудный хлеб», «Радуга».

Рассказ
«Живое пламя» тоже входит в сборник

 «На рыбачьей
тропе», именно в нём звучит

 тема
памяти.
 Е. И. Носов  был награждён

 Орденами
Ленина и Отечественной войны,

 медалями.
В 1975 году писатель был удостоен

 Государственной
премии РСФСР, в 1996 году

 Международной
премии имени М. А.

Шолохова
в области литературы и искусства.

Умер
писатель 13 июня 2002 года, похоронен в

 Курске.

Слайд №4

Выполнение
действий

Прослушайте
рассказ, внимательно следя по тексу. Во время прослушивания вы должны в паре
составить два вопроса, которые помогут нам проанализировать текст, определить
его проблему, его главную идею.

Чтение рассказа
учителем.

Аналитическая
беседа по вопросам детей. (Учитель задаёт дополнительные наводящие вопросы).

(оцените свою
работу)

Прочитайте
описание клумбы, составьте карточки с названием цветов в том порядке, в каком
они росли на клумбе тети Оли. Переверните карточки и ответьте на вопрос что
символизируют маки? С какой целью Носов выбрал именно маки? Какое пламя
ассоциируется с памятью в наше время, напоминающее о страшных годах ВОВ?
Только ли внешний вид объединяет маки и пламя? Что хотел сказать Носов своим
произведением? К чему он нас призывает?

(Видео «Реквием. Помните» Рождественский)

Поставьте
оценки в своих картах.

9  -Сумел ли Е.
Носов на страницах небольшого

 произведения
показать жестокость войны?

В  Война –
величайшая трагедия.

К  Когда
произносишь это слово, в мыслях

    встают
разрушенные города, вспышки ракет и

    зарево
пожарищ, в ушах возникает бесконечно

     тяжелый
грохот бомбежек…

В В рассказе Е.
И. Носова нет описаний военных

    событий, и о
войне автор упоминает вскользь.

    Всего лишь
несколько предложений передают

     весь ужас
войны. Сын тёти Оли геройски

   погиб,
короткая у него была жизнь, зато в

     полную силу
прожита. А сколько молодых

     людей не
вернулось с войны! В памяти

    близких и их
боевых товарищей они остались

     вечно
молодыми.

Д

Прослушивание
текста.

Работа в парах
— составление вопросов: 3 пары- о маках,

3 пары – о тёте
Оле;

3 пары — о
рассказчике;

3 пары – о сыне
тёти Оли.

Слайд №5

Слайд №6

Анализ
результата. Вывод.

О
погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли,

 мы
узнаем из последних строк рассказа. Эти

 строки
являются ключевыми в произведении

 Носова.
Память о погибших в Великой

 Отечественной
войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и

 безымянные
бойцы, не пришедшие с фронта,

 возвращаются
в нашу жизнь дуновением

 легкого
ветерка, лазоревым тихим утром,

 разросшимся
под окном жасминовым кустом

 или
ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Прошло 75
лет, как закончилась Великая

 Отечественная
война, но её эхо до сих пор не

 затихает
в людских душах. Мы  не имеем

 права
забыть ужасы войны, чтобы они не

 повторились
вновь. Мы не имеем права

 забыть
тех солдат, которые погибли ради того,

 чтобы
мы сейчас жили. Мы обязаны всё

помнить,
чтобы извлечь для себя уроки из

 прошлого
на настоящее и будущее. Мы

 обязаны
всё помнить, чтобы жить.

Звучит
песня «От героев былых времен…»

Минута
молчания

Домашнее задание:

Запишите домашнее задание на выбор:

1.      Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2.      Подготовить рассказ  о родственниках, которые воевали в годы Великой
Отечественной войны.

3.      Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4.      Подготовьте развернутый ответ на вопрос 

   «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что
это проблема нашего времени?»

Сдайте листы самооценки. Оценки за урок.

Слайд №7

1)  Русские
писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2)  Н.
Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

3)  В.
С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал  «Литература в школе», №
3, 1995 г.

«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году . В нём автор показал крестьянских ребят, у которых сказки и поверья гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.

Главные герои рассказа

  • Павлуша — мальчик лет 12 с умным и прямым взглядом, «в голосе у него звучала сила». Он любознательный, смелый, решительный, рассказывает только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается разобраться (например, с голосом из бучила). Он умеет рассказывать ярко, обстоятельно, занимательно и даже весело.
  • Ильюша — мальчик лет 12. Он работает в маленькой кустарной бумажной фабрике, очень увлекается поверьями, верит в чудеса, в нечистую силу и боится её. Ильюша пересказывает мальчикам то, что услышал от других людей о странных случаях.
  • Федя — красивый подросток лет 14 из богатой семьи (судя по его одежде).
  • Костя — мальчик лет 10, тщедушный, бедно одетый. Взгляд его был печален и задумчив.
  • Ваня — смирный мальчик лет 7.

download

Другой персонаж

  • Рассказчик — охотник, наблюдательный человек, ценящий красоту природы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.

Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.

Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»

Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.

Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.

Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.

Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.

Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.

Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Однажды в июле рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии со своей собакой Дианкой. Вечером, возвращаясь домой, он заблудился.

На берегу широкой реки увидел охотник 2 огонька, около которых копошились люди. Он узнал место, куда зашёл. Это был Бежин луг. Усталый охотник решил провести ночь у костров и стал спускаться к ним с холма. Вдруг на него бросились 2 большие белые собаки. Несколько мальчиков вскочили с земли. Когда охотник отозвался на их вопросительные крики, мальчики подбежали к нему и отозвали собак.

Это оказались ребятишки из соседних деревень. Они стерегли табун лошадей. Мальчики спросили охотника, откуда он, и посторонились, когда он подсел к костру.

Из разговоров мальчиков охотник узнал их имена: Павлуша, Федя, Ильюша, Ваня и Костя.

Старшему из них, Феде, было лет 14. Был он из зажиточной семьи, так как одет очень хорошо.

Павлуша был «малый неказистый», но с очень умными глазами и какой-то силой в голосе, поэтому он понравился охотнику. Павлуше на вид было лет 12. Он следил за чугунком, в котором варилась картошка.

Ильюша был одного возраста с Павлушей. Его вытянутое лицо выражало «какую-то тупую, болезненную заботливость».

Костя был мальчик лет 10, с печальным, задумчивым взглядом.

Самому маленькому из них, Ване, было лет 7. Он смирно лежал под рогожей, иногда выглядывая из неё.

Охотник лёг в стороне под кустик и притворился спящим.

Мальчики возобновили прерванный разговор. Ильюша стал рассказывать, что он работает на фабрике, и однажды там ему с ребятами пришлось заночевать, так как было много работы. Ильюша утверждал, что они слышали домового, как он ходил наверху, потом спустился по лестнице, распахнул дверь, походил невидимый по помещению, а когда пошёл к двери, громко закашлял.

Затем Костя рассказал про плотника Гаврилу, как он заблудился в лесу и увидел на ветке русалку. Она его манила к себе, но он перекрестился. Русалка заплакала и сказала, что он будет печалиться до конца дней. С тех пор Гаврила и ходит невесёлый.

Услышав слабый свист, мальчики вздрогнули. Павлуша насмешливо крикнул, чего они всполохнулись, и сказал, что картошки сварились.

Когда мальчики поели, Ильюша снова начал рассказывать страшную историю о том, как ехал псарь Ермил из города домой и увидел на могиле утопленника барашка. Ермил взял его с собой. Барашек смотрел ему в глаза. Ермилу стало не по себе, он погладил его и сказал: «Бяша, бяша!» А барашек оскалился и тоже сказал: «Бяша, бяша…»

Не успел Ильюша произнести последнее слово своего рассказа, как обе собаки бросились с лаем от костра. Павлуша бросился за ними. Через некоторое время он прискакал на лошади, прибежали и собаки.

Павел сказал, что собаки просто что-то учуяли, а он подумал, что там волк. Охотник поразился, что мальчик ночью, не задумываясь, поскакал безоружным на волка.

Ильюша начал рассказывать страшную историю про покойного барина, который вышел из могилы и искал разрыв-траву. Охотник заметил, что Ильюша лучше других мальчиков знает сельские поверья.

Павлуша рассказал, что было у них в Шаламове, когда солнца не стало видно. Все перепугались, думали, что увидят самого Тришку. Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша с жаром рассказал о Тришке. Он сказал, что это удивительный, лукавый человек. Когда придёт Тришка — это будет знак, что наступили последние времена.

Павел неторопливо продолжил свой рассказ о затмении солнца. В его деревне старики говорили, что когда «предвиденье небесное» начнётся, придёт Тришка. Когда началось затменье, все вышли из домов. И вдруг увидели, что с горы идёт человек с удивительной головой. Кто-то крикнул, что идёт Тришка. Все переполошились, а оказалось, что это шёл бочар Вавила. Он купил жбан и надел его на голову.

Мальчики засмеялись. Вдруг 2 раза раздался над рекой резкий звук. Костя испуганно спросил: «Что это?» Павлуша ответил, что это цапля кричит.

Костя спросил у Павлуши, кто это стонал из бучила (ямы с водой), когда Костя шёл мимо бучила. Павел ответил, что может это жалуется душа лесника, которого там воры утопили, а может это были голоса маленьких лягушек, которые жалобно кричат.

Павел пошёл к реке за водой. Ильюша крикнул ему вслед, чтобы не упал в реку. Разговор зашёл о водяном, потом вспомнили Васю, который утонул. Когда пришёл Павел с котелком воды, он сказал, что из-под воды его звал Васин голос. Павлуша отошёл, однако воды набрал.

Федя сказал, что это звал Павла водяной, а Ильюша с расстановкой проговорил, что это дурная примета. Павел решительно произнёс: «Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь».

Мальчики замолчали, а собаки задремали. Лежали и лошади. Охотник заснул, проснулся он рано утром и подошёл к тлеющему костру. Мальчики спали вокруг него, один Павлуша проснулся и пристально посмотрел на охотника. Тот кивнул ему и пошёл восвояси.

Рассказчик с сожалением добавляет, что Павла в том же году не стало: он упал с лошади и убился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» раскрыты темы:

  • детство;
  • интересы деревенских мальчиков в середине 19 века;
  • поверья.

Основная мысль (идея) рассказа «Бежин луг»: раньше для крестьянских мальчиков разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. Мир они воспринимали через различные поверья, бытующие в народе. Тогда в них верили и взрослые, а дети верили ещё сильнее в поэтичные истории о русалках, водяных, домовых.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание Тургенев Бежин луг

Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.

Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.

Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.

Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».

А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.

А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет. Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.

Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!

На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Бежин луг. Картинка к рассказу

Сейчас читают

На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному

Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.

В одной семье, где росли двое детей, Вася и Катя, жила кошка. Осенью она пропала. Где ее только не искали, дети бегали по округе, везде ее звали, но найти так и не смогли. Однажды дети играли у своего амбара, с крыши им послышался писк

Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.

Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.

Краткое содержание рассказа «Бежин луг»

Тургенев Иван Сергеевич

Событие, описанное в рассказе, происходит в середине XIX века в России. В эти года еще не отменено крепостное право. Заблудившийся охотник, автор рассказа, заблудился по лесу. Он выходит на Бежин луг, где сидят крестьянские мальчики. Портреты детей, их рассказы и легли в основу этого произведения.

Автор повести – охотник, который и описывает красоту летней ночи, крестьянских детей у костра. Подразумевается, что это сам Тургенев, заблудившийся в лесу.
Павлуша – мальчик с неправильными чертами лица и в заплатанной одежде, но с умным взглядом. Он – сильный, авторитетный, смелый и решительный.
Федя – красивый, белокурый мальчик, имеет обеспеченных родителей, богато одет. Он пришел на Бежин луг не по нужде, а из интереса. Ведет себя с чувством превосходства.
Илюша – тревожный, озабоченный, неприметный мальчик. Он чисто одет. Илюша уже работает на фабрике и гордится этим.
Костя – невысокого роста, мальчик, болезненный на вид. Его выделяют задумчивые глаза – блестящие и большие.
Ваня – кудрявый мальчик лет семи, тихий, самый маленький и неприметный.

Несколько человек упоминается в мистических рассказах мальчиков, например, плотник Гаврила, впавший в депрессию, баба Ульяна, переполненная страхом смерти, красавица Авдотья, увидевшая водяного.

Рассказчик охотился за тетеревами в Тульской губернии. Охота в этот день удалась, и домой он стал возвращаться лишь вечером, когда солнце уже зашло. Увидев незнакомый осинник, охотник понял, что сбился с дороги. Он заприметил знакомую Синдеевскую рощу, но вместо нее обнаружил лишь темный бугор. Охотник понял, что совершенно заблудился. Он пошел по звездам, наугад. Но вот, наконец, увидев местность, рассказчик понял, куда зашел. Огромная равнина, полукруг широкой реки – это место называлось «Бежин луг». Охотник заприметил два костра и людей возле них. Подойдя ближе, он увидел крестьянских детей, 2-х собак и табун лошадей. Дело в том, что в жаркие летние дни лошадей выгоняют кормиться по ночам, чтобы им не докучали оводы и мухи. Для мальчишек такое времяпровождение – настоящий праздник.

Охотник сказал ребятам, что заблудился и немного поговорил с ними. Он прилег и огляделся по сторонам. Природа вокруг была восхитительна, и рассказчик любовался ею. Из разговоров мальчиков, которых было пятеро, рассказчик узнал их имена и принялся разглядывать их.

Федя – белокурый мальчик, происходил, судя по его одежде, из богатой семьи. Его черты лица были правильными, мелковатыми. Ему было лет четырнадцать, и вел он себя немного высокомерно. Павлуша – широкоскулый, неказистый мальчик с копной черных всколоченных волос. В нем чувствовались ум и сила. Ильюша – горбоносый и подслеповатый. Лицо его было озабочено и напряжено — брови сдвинуты, а губы сжаты. Костя – десятилетний мальчик, был бедно одет. Он выделялся своими глазами – большими, печальными и задумчивыми. Ваня – самый незаметный из ребят. Он лежал под рогожкой, лишь изредка поддерживая разговор.

Охотник претворился, что спит, и мальчики разговорились. Ильюша завел речь о домовом. Мальчик ночевал на фабрике с ребятами. И все они слышали, как домовой ходил, как трещали и гнулись доски под ним. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Дети пекут картошку, посматривают «сварилась» ли она, но картошка еще сырая. Костя рассказывает историю о Гавриле-плотнике. Пошел однажды Гаврила в лес орехов набрать. Задремал и, вдруг слышит, что кто-то зовет его. Увидел тогда он русалку на дереве. Она – вся светленькая и серебряная, как рыбка. Зовет она его к себе и смеется. Гаврила тут же перекрестился. Русалка принялась горько плакать, что не быть им вместе теперь. Не утащила она его в воду, но Гаврила с тех пор не весел, стал. Ходит теперь он мрачным и задумчивым.

Ребята обсудили рассказ о русалке, и вдруг услышали странный и протяжный звук. Ильюша призвал на помощь крестную силу. Павел усмехнулся их реакции и сказал, что картошка уже готова.

Следующую историю рассказывал Илья, про прорванную плотину. В этом глухом месте захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила возвращался с почты домой в ночное время. На могиле он увидел барашка и взял его с собой. Странный был этот барашек, уставился мужику прямо в глаза. Ермила гладит его и приговаривает: «Бяша, бяша», а барашик повторяет за мужиком эти же слова, оскаливши зубы.

В момент этого рассказа собаки, громко лая, скрылись во мраке ночи. Их вернул Павлуша, он предположил, что собак взбудоражил волк, но волка нет нигде.

Илья еще рассказал о покойнике-барине, искавшего разрыв-траву, поскольку могила давила на него сильно. Костя был удивлен, он считал, что покойники являются только в родительскую субботу.

Илья вспомнил, что баба Ульяна сидела на паперти, чтобы увидеть, кто в этом году умрет. И увидала она саму себя.

Мальчики вспомнили о недавнем затмении солнца, рассказы о Тришке. Он, якобы, в затмение и явится, и никакой на него управы не будет. Потом дети вспомнили Лешего, поговорили о том, что он не издает никаких звуков, только трещит. Видел его один мужик, рассказывал, что Леший темный, стоит за деревом, только глазища светятся. Дальше разговор пошел о Водяном, который Акулину «испортил» и утопил маленького Васю, игравшего на берегу. Павлуша, вернувшись с реки, как раз слышал голосок Васи, звавший кого-то.

К утру мальчики умолкли, задремал и охотник. Рассказчик проснулся еще до рассвета, и пошел домой вдоль реки. Он рассказал еще и о том, что не стало Павлуши в том же году. Охотник сожалел о гибели такого сильного и смышленого паренька.

Когда читаешь этот рассказ, то буквально чувствуешь дыхание природы, красоту летней ночи, радость от общения детей друг с другом. Ребята сидят у костра и разговаривают. Рядом с ними сидят собаки, пасутся лошади. Складывается очень душевная картина.

Здесь изображено то основное, что ценят люди – контакт человека с природой, дружба ребят и животных, их радость от разговора у костра. Тем более, что действие происходит ночью, когда мир наполнен бесшумной и таинственной красотой.

Несмотря на то, что эти дети принадлежат к семьям крепостных, они с интересом общаются, радуются друг другу. Дети вспоминают страшные случаи из жизни, которые переплетаются с народными поверьями о русалках, утопленниках, леших.

Я думаю, что Тургенев хотел описать контакт человека с природой, то гармонию и красоту, которая есть в жизни каждого человека, независимо от их сословия. Крепостные крестьянские мальчишки с интересом общаются, радуясь замечательной возможности побыть ночью на природе. Важно лишь заметить эту красоту жизни, заключенную в самых обыденных и простых вещах, и наслаждаться гармонией жизни.

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

Краткое содержание Шукшин Критики

Тимофей Макарович Новоскольцев, пенсионер, 73 летний старик, всю жизнь проработавший сельским плотником. Жил он со своим сыном и его семьей. Дружил он со своим внуком, Петькой, повсюду они ходили вместе. Самым любимым занятием у Петьки с дедом были походы в кино. Тимофей Макарович тратил половину своей пенсии на билеты.

Дед относился ко всему, что происходит на экране чрезвычайно серьезно, ему нравилась романтика, комедии, но самыми любимыми фильмами были те, которые показывали сельскую жизнь, деревенские будни, труд простого народа. Петька наблюдал за подобным дедовским отношением к кино и удивлялся, почему тот так серьезно относится ко всему, что происходит на экране. Дед порой сидел очень серьезно, когда весь зал смеялся, рассматривал каждую деталь и очень злился, когда эта «деталь» выглядела не по-настоящему, или неправдоподобно. Если фильм не оправдывал ожиданий Петьки и его деда, они возвращались домой злыми и неудовлетворенными.

После несмешной комедии, Петька с дедом пришли домой, где гостили московские родственники с маминой стороны, — тетя и дядя Петьки. Все смотрели телевизор, — дед обычно его не смотрел, потому, что считал, что это равносильно подглядыванию за жизнями чужих людей. Но в этот раз тоже присел посмотреть, фильм был про колхоз. Прошло пять минут, в фильме начали показывать плотника, — дед был крайне разозлен тем фактом, что киношный плотник даже топора держать в руках правильно не умеет. Он начал доказывать, демонстрируя свои руки, приводя логические доводы, что все, что происходит на экране – надувательство. Московские родственники сначала отнеслись к его замечаниям снисходительно, но по мере того, как дед расходился со своими доказательствами и возмущением, отношение родственников стало крайне пренебрежительным. Деда отправили помогать Петьке, учить уроки.

Еще долго, даже при внуке, дед долго не мог успокоиться, ушел. Через час вернулся хорошенько выпившим. Петька это видит, пытается заставить деда лечь спать, но не справляется. Дед рванул доказать столичным родственникам, считающим себя всезнайками, что они глубоко не правы. Он снимает с себя сапог и запускает его в телевизор, — разбивает. Сын, отец Петьки, пытается деда угомонить и связать, тетя Петьки приводит участкового. Тот оформляет протокол, и деда отправляют в вытрезвитель.

Когда Петька понял, что его дорогого деда забрали, он начал плакать. Тетя пыталась его успокоить, но Петька был зол особенно на нее, зная, что именно она привела участкового. Грубо оттолкнув ее, Петька продолжал плакать.

Порой мы пытаемся доказать собственную правоту до тех пор, пока не испортим отношения со всеми окружающими. Автор также высмеивает доморощенных критиков, точно знающих, как нужно снимать кино. В лице деда Тимофея он раскрывает многих «знатоков» чего-либо, к чему люди, по сути, не имеет никакого отношения. Так в нашей стране появляются те, кто точно знает, как играть в футбол, руководить страной, снимать кино, — и все эти люди сидят по другую сторону экрана и занимаются, по обыкновению, совершенно иными делами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Критики. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Прославленный автогонщик Клерфэ поехал в один из санаториев, расположенных в Альпийских горах, предназначенный для лечения людей, больных туберкулезом. Целью Клерфэ было навестить там своего друга и бывшего автогонщика Хольмана

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Это сказка о двух друзьях, Ланко и Лейко, живших по соседству. Как-то раз отец одного из мальчиков поведал ребятам одну удивительную историю про голубую змейку, которая делает людей успешными и богатыми

К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке

Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир созданный чуждым умом дальней вселенной

Василий Шукшин — Критики:
Краткое содержание

В деревне живут и дружат дед и внук, 73-летний Новоскольцев Тимофей Макарыч и 13-летний Петька. Старик – «сухой и нервный», глуховатый, плотник на пенсии. Мальчишка – высокий, упрямый и «самостоятельный». Оба любят ходить в кино. Дед за правду в фильмах. Если драка, так чтоб как в жизни. И к актерам строг. Кино про деревню для него «хреновина». Ну что это: влюбленный ходит по деревне с песнями. Как дурачок какой. В жизни, если любишь, стыдишься. Петька спорит: «Сейчас люди другие стали!»

Раз пришли оба после несмешной комедии, видят: в доме перед телевизором отец Петьки (сын деда), мать и городская пара – тетка Петьки и ее муж. Дед сразу им: плотник на экране – фальшивый. Топор держать не умеет. В такого плотника только городской поверит. Сын гонит деда-«критика» к Петьке и его урокам, а теткин муж, как самый умный, с улыбочкой расспрашивает «дедушку».

Дед, как оплеванный, пошел к Петьке. А потом напился. Зашвырнул сапог в телевизор. Полетели стекла. Тетка за милиционером побежала, а дед кричал «городским финтифлюшкам», что он из ума не выжил, и в плотницком деле знает толк. «Я половину этой деревни своими руками построил!» Отец Петьки и мать разрешили Ермолаю Кибякову забрать деда в вытрезвитель. Петька не пускал, плакал. Мать с теткой его успокаивали: переночует да придет со стыдом, «ничего не будет с ним». Но Петька не хотел успокаиваться – и плакал в подушку.

Читательский дневник по рассказу «Критики» Шукшина

Сюжет

Деду Тимофею Макарычу 73 года, его другу, внуку Петьке – 13 лет. Они ходят в кино и обсуждают фильмы. Дома – телевизор. Его смотрят родители Петьки и тетка мальчика с мужем из города. Дед говорит им, что на экране плотник топор не так держит. А они смеются над ним, как над старым дурачком. Дед выпил, и бросил в телевизор сапог. Сказал, что полдеревни тут отстроил. Деда сдали в вытрезвитель. Петьке его жалко.

Отзыв

Смысл названия: критики тут не только дед с внуком, но и родители Петьки с родней. Только они «критикуют» не фильмы, а стариков и их жизнь. Главная мысль рассказа: нужно уважать старших, родителей, прислушиваться к ним. За их плечами непростая жизнь, опыт, годы труда. В рассказе взрослые к деду относятся как к отсталому чудаку, его стыдятся.

А он своими руками для половины жителей дома построил. Дед прав и в том, что люди во все времена одинаковы. Ему близок внук. Рассказ грустный: непонимание в семье, конфликт поколений. И смешной: дед – персонаж с яркими эмоциями, в рассказе много просторечий (ухайдакали, хреновина, несурьезный, умора, финтифлюшки).

План «Критики»

  1. Дед Тимофей и внук Петька – друзья.
  2. Любовь друзей к кино, и нелюбовь к телевизору.
  3. Дед и внук – критики актеров.
  4. Вранье в фильмах про деревню.
  5. Городские гости в доме.
  6. Дед-плотник страдает за правду.
  7. Горожане и сын смеются над ним.
  8. Тимофея сдают в вытрезвитель.
  9. Горе Петьки.

Вопросы по рассказу «Критики»

  1. Какой юмор в рассказе? (добрый и грустный)
  2. Кем по профессии был дед Тимофей? (плотник)
  3. Кто был лучшим другом деда? (внук Петька)
  4. На чьей стороне автор в рассказе? (деда и внука)
  5. Как дед называл фильмы про деревню? (хреновина)
  6. Кто назвал деда и Петьку «критиками»? (Петькин отец)
  7. Почему выпил дед? (от обиды)
  8. Кто вызвал милицию? (тетка Петьки)
  9. Куда отвели старика? (в вытрезвитель)
  10. Кто жалел деда? (Петька)

Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»

Дед Тимофей – мой лучший друг. Я делаю уроки – он рядом. С ним интересно ходить в кино. Он любит, чтоб фильм был правдивый, как жизнь. А я люблю фильмы всякие. Я ведь не так хорошо знаю жизнь, как дед. Мне все кажется настоящим. Мы любим вместе посмеяться. Дед в кино, бывает, смеется невпопад. Я-то знаю, что он глухой, а что другие про него подумают.

Живем мы, конечно, не одни. Но папа с мамой заняты. Или телевизор смотрят. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решал задачку, а дед был с ними. Пришел сам не свой. Посмеялись над ним. А он правильно сказал: плотник в телевизоре неуч. Дед знает, он деревню строил. Дед выпил немножечко и кинул в экран сапог. Тетка с отцом его в милицию сдали. Я был против, но кто меня слушал. Честно скажу, до сих пор плачу. Как там дед?

Задание: придумать продолжение рассказа «Критики»

Утром дед пришел домой. Петька обнял старого друга. Деду и вправду было стыдно. Зачем он стал что-то доказывать? Ясно ведь, не поймут. Не хотят понять. А потом дед вдруг засмеялся: «Вот так вспомнил молодость! Я ж, Петька, раньше себя в обиду не давал. Кулак-то у меня вон какой! А милиция – это тебе не хреновина. Там все, как в жизни. Ночь не спали – я и Ермолай. Мы ведь с его отцом деревню строили. Ничего, Петька, не плачь. Я не гордый. У них свои заботы. Понимать надо. А в кино мы обязательно пойдем. На комедию. На смешную. А потом за уроки сядем. Ты вчера задачку решил или бросил?»

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

В данной статье дается краткий пересказ произведения В.М. Шукшина «Критики».

Василий Макарович Шукшин в творчестве постоянно поднимал темы «отцов и детей», связи поколений, уважение к старшим, а также изменение мировоззрения у людей, покинувших свой родной край и забывших свои корни.

Краткие пересказы, конечно, расскажут сюжет произведения, но глубокий анализ по ним сделать невозможно.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Шукшина интересовали судьбы и характеры простых людей. Это произведение самим автором было отнесен к разряду «рассказ- характер».

Основные персонажи

  • Тимофей Макарович Новоскольцев — старик, пенсионер, резкий, даже несколько грубый, но справедливый и честный.
  • Петька Новоскольцев – внук Тимофея, мальчик 13 лет, упрямый и самостоятельный, очень любит деда и заботится о нем, как может.
  • Родители Петьки – считают деда выжившим из ума стариком, относятся несколько снисходительно, а порой и неуважительно.
  • Родственники из Москвы – образованные, считают себя интеллигентными и знающими людьми, любят поучать других, знают, как правильно поступать в любой ситуации.

Очень краткий пересказ

Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.

Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.

Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.

Краткое содержание

Тимофей Макарович и его внук Петька – большие друзья, их объединяет одна общая страсть – любовь к кино. В конце месяца, подсчитывая свои доходы, дед ворчит, что много денег ушло на кино, но все равно своим привычкам не изменяет. Они часто ходят в клуб, где неизменно берут билеты на первый ряд, поскольку дед плохо слышит и не всегда разбирает, что говорят актеры на экране. Поэтому он расспрашивает внука и часто мешает другим зрителям.

Дед критично относится к фильмам из «деревенской жизни», он часто их критикует за недостоверность и фальшь.

Однажды чета Новоскольцевых отправилась в клуб, где обещали просмотр комедии. Но фильм, против ожидания, не понравился, поскольку был совсем не смешным. Дед с внуком вернулись домой крайне недовольные.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Деда и внука объединила общая страсть – любовь к просмотру кинофильмов

А дома они увидели гостей, приехавших из Москвы, это была сестра матери Петька и ее муж. Оба они были образованные, считали себя очень культурными и снисходительно относились к своим деревенским родственникам.

И хозяева, и гости сидели у телевизора и смотрели фильм из деревенской жизни о судьбе сельского плотника. Тимофей Макарович не любил смотреть фильмы по телевизору, это казалось ему делом несерьезным. А сегодня еще и фильм был, в котором показывали все неправильно, по его мнению.

Старик стал рассуждать о том, что этот плотник совсем на плотника не похож, он и топор в руках держать не умеет. И поскольку дед сам всю жизнь проработал плотником, он считал, что может указать на недостатки. Сын Тимофея Макаровича пытался показать гостям, чтобы они не особо обращали внимание на выступление отца. Это, конечно, старика сильно обидело, и он ушел из дома.

А когда Петка учил уроки в своей комнате, дедушка вернулся в сильном подпитии и вновь продолжал убеждать всех в своей правоте. Когда гости стали смеяться над ним, он сильно рассердился и бросил в экран тяжелый кирзовый сапог. Экран, конечно, разлетелся.

А московская гостья быстро сбегала за участковым милиционером, который пришел и увидел пьяного деда и разбитый телевизор. Естественно, он сразу же вопросительно посмотрел на отца Петьки, но тот утвердительно кивнул и попросил составить протокол.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Мнения деда и внука о фильмах не всегда совпадали, и порой они долго спорили об увиденном.

После того, как протокол был составлен, участковый встал и сказал, что сейчас заберет старика на ночь в вытрезвитель. Петька не сразу понял, что происходит. Он пытался защитить своего друга, а когда у него это не получилось, мальчик разрыдался.

Мать и тетка пытались его утешить, говорили, что ничего страшного не произошло, дед пьяный, а утром его отпустят. НО Петька, вспомнив, что этот приезжая тетка привела милиционера, оттолкнул ее и с плачем отвернулся к стене.

Основная идея рассказа

Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.

Иван Бунин — Кавказ:
Краткое содержание

В дождливой, сумрачной Москве в одной из арбатских гостиниц тайно встречаются двое: он и она. Женщина замужем. У мужа, человека военного, с крутым характером, жена на подозрении. Он готов с оружием в руках защищать «свою честь, честь мужа и офицера!»

Влюбленные живут в постоянном страхе. Герой зовет ее сбежать от всех и от всего к морю. Недели три-четыре на Кавказе, только вдвоем, в каком-нибудь глухом местечке.

План дерзкий, но он осуществился. Она убедила мужа, что умрет без солнца, юга. Он посадил ее в вагон. После отправления поезда она перешла в купе героя. Женщина уверена, что муж будет следить, нагрянет через несколько дней. Поэтому у нее для отвода глаз два адреса – в Геленджике и Гаграх. На самом деле они планируют остановиться в окрестностях Сочи.

Влюбленные поселились в «первобытном месте», среди чинар и кипарисов, под знойным солнцем. Оба любовались цветущей, таинственной природой. Она иногда плакала: ведь это счастье ненадолго.

Муж действительно приехал, искал ее в разных городах. А в Сочи, искупавшись, обильно позавтракал. Потом надел чистейший китель, «выкурил сигару». Прилег в своем номере на диван. А после «выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Читательский дневник по рассказу «Кавказ» Бунина

Сюжет. У героя тайный роман с замужней женщиной. Ее муж-офицер догадывается обо всем, но отпускает ее одну на юг, к морю. Чтобы броситься вдогонку с двумя револьверами. Влюбленные наслаждаются покоем и красотой природы, муж мечется по всем курортам. В Сочи он сводит счеты с жизнью, стреляя «себе в виски».

Отзыв. Рассказ универсален (оттого и у героев нет имен). В царской России церковный развод был делом редким, судебным, скандальным. Муж оскорблен бесчестьем. Жене плохо с нелюбимым, нелюбящим человеком. С героем ее связывает страстная, романтическая любовь. Это чувство – причина и счастья, и трагедии. Тема эгоизма, необдуманности, нравственного выбора, ревности. Природа как действующее лицо драмы.

Краткое содержание Кавказ Бунина

Рассказчик приехал в Москву. Он остановился недалеко от Арбата. У него есть возлюбленная. Он восторгается её манерами и красотой. Но у неё есть муж. Её муж офицер. Она переживает, что он мог прочитать какое-нибудь из писем рассказчика. Она считает его суровым и жестоким человеком. Муж возлюбленной рассказчика следит за ней. Поэтому она не часто заходит к рассказчику, и каждый раз она выглядит взволнованной и бледной.

Рассказчик со своей возлюбленной планируют уехать на Кавказ. Они хотят пробыть там около месяца.

В Москве было холодно и грязно. Рассказчик вспоминает, как он бежал по вокзалу. Он сел на поезд. Он договорился со своей возлюбленной, что он приедет на вокзал рано, а она поздно. Рассказчик сильно переживал, что она не придет. Но она пришла. На следующее утро было солнечно и тепло. Из окон было видно равнины и просторы.

Возлюбленная рассказчика послала своему мужу открытки из двух городов. Перед отъездом она сказала мужу, что остановится в одном из этих городов. Женщина написала мужу, что еще не решила, в каком из городов она всё же останется отдыхать. Она уехала с рассказчиком южнее.

Рассказчик с женщиной нашли очень красивое место и поселились там. Рассказчик вставал с постели рано, ему нравилось гулять по холмам и наслаждаться природой, назад рассказчик шел через базар. В семь утра они пили чай. Потом шли гулять, купались и загорали. Потом был завтрак. Природа была красивая. Облака были удивительны. По вечерам Рассказчик и его возлюбленная смотрели в окно на природу и море. По ночам было слышно лягушек. Привыкшие к темноте глаза видели звезды, горы и деревья. Было слышно барабаны. Когда выглядывала луна, было приятно следить за речкой, потому что она начинала блестеть. Она была мелкая и прозрачная. А периодически ночами случались бури. Были слышны удары грома. В такие часы было слышно орлов и шакалов. А однажды к окну дома, где проживали рассказчик со своей возлюбленной, сбежалась целая стая шакалов. В ночи с такой плохой погодой шакалы бегут туда, где есть жилье и люди, и просятся внутрь.

Муж возлюбленной рассказчика искал свою жену во всех адресах, которые она ему назвала. Он не нашел её. И однажды утром он выстрелил в себя из двух револьверов.

Рассказ учит тому, что людям нужно быть преданными друг другу, когда их связывают брачные обязательства. Важно ценить друг друга.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Кавказ. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В древние времена когда-то существовало в Месопотамии царство Урук, которым правил молодой воитель Гильгамеш.

Маленький Артём Федотов считал, что он не будет ходить в школу. Но когда ему исполнилось 7 лет, мама взяла его крепко за руку и повела учиться. По дороге они разговаривали. Мать пообещала сыну не скучать и испечь ему блинов.

Удав, обезьянка, слоненок и попугай дружат друг с другом. Чтобы сделать свой день более интересным и разнообразным, друзья каждый свой день проводили вместе, придумывали разные игры, пели песенки

На сцене сидят мистики и поодаль Пьеро, который ожидает свою возлюбленную Коломбину, а мистики ожидают Смерть. В итоге появляется дева в белых одеждах с заплетенной косой за спиной.

Рассказ Джека Лондона «Сын Волка» вошел в одноименный сборник, который был издан в 1900 году и стал первым серьезным шагом писателя к мировой славе.

Краткое содержание рассказа «Кавказ»

Бунин Иван Алексеевич

Рассказ Бунина «Кавказ» входит в известный сборник писателя «Темные аллеи». Он считается одним из самых лучших произведений этого сборника.

Рассказ ведется от имени человека, влюбленного в замужнюю женщину. Приехав в Москву, он жил затворником, ожидая только одного – свидания с нею. Женщина приходила к нему бледной, взволнованной, что вызывало у героя рассказа восхищение, массу различных чувств.

Она говорила о том, что муж подозревает ее в измене, что для него важна его честь. У влюбленной пары был план – уехать на несколько недель на Кавказ, где они смогли бы полностью отдаться своему счастью. Женщина нервничала, она считала, что ее муж не остановится ни перед чем. Она видела своего мужа самолюбивым и жестоким. Однажды супруг сказал ей, что, защищая свою честь, он способен на непредсказуемый поступок. Ей приходилось вести себя крайне осторожно. Муж согласился, что она поедет отдыхать, поскольку женщина убедила его, что ей просто необходимо посетить юг, побыть на море.

В этот дерзкий замысел влюбленным не верилось – счастье побыть вдвоем казалось таким невероятным. Желанный момент все же настал — главный герой занял место в купе 1-го класса, ожидая свою возлюбленную. Она пришла перед самым отправлением поезда в сопровождении мужа. Это был офицер высокого роста, державший под руку свою жену. Он завел ее в соседнее купе, поцеловал и перекрестил ее. Супруг заботливо проверил, удобно ли расположилась его жена в купе.

Когда поезд тронулся, женщина вошла к главному герою в сопровождении кондуктора. Она была взволнована, говорила, что перенесла свою роль с трудом, очень хотела пить. Она рассказала, что дала мужу несколько адресов в Геленджике и в Гаграх, где она собирается останавливаться.

Влюбленные выбрали для отдыха дикое место, окруженное лесами, пальмами, магнолиями, кипарисами. До завтрака мужчина и женщина отдыхали на пустынном берегу. После завтрака они проводили время в уютном домике под черепицей. Как спадала жара, они раскрывали окно, откуда любовались морем фиалкового цвета, красотой и покоем. Она плакала при мысли, что нужно возвращаться в Москву.

Муж приехал на Кавказ вслед за ней. Не найдя жены ни в Гаграх, ни в Геленджике, ни в Сочи, он не нарушил свой повседневный распорядок дня. Мужчина выкупался в море, побрился, позавтракал в ресторане, покурил, выпил шампанского. Вернувшись к себе в номер, он застрелился.

В произведении «Кавказ» Бунин показывает, какие трагические события могут сопроводить измену и обман. Вряд ли после произошедшего влюбленные могут обрести счастье.

Автор описывает, насколько тяжело переживает измену героиня рассказа. Она постоянно взволнована, бледна, напряжена. Женщина говорит о том, что для нее непросто изменять мужу, разыгрывать спектакль, в котором она – любящая жена, врать близкому человеку. Ее муж показан хорошим семьянином. Он любит свою жену, заботится о ней.

Мне не понятно, зачем женщина живет с нелюбимым мужчиной. Она считает, что лучше смерть, чем возвращение к мужу. Я не понимаю и того, почему ее муж живет с женой, которая не любит его. Наверняка он чувствует это, но закрывает на все глаза.

Мне кажется, что Бунин говорит о том, что важно жить с любимым человеком, а не терпеть чьи-то назойливые ухаживания и заботу. Для человека важно выражать честно свои чувства, не лукавить и не обманывать. Особенно, если это касается близкого значимого человека.

  • Рассказ яковлева багульник читать полностью
  • Рассказ яковлева семицвет текст
  • Рассказ яна на дзене
  • Рассказ я хочу сказать свое слово
  • Рассказ яблочный спас краткое содержание носов