Кто не мечтал из нас в детстве и не фантазировал, так и в этом рассказе ребенок каждый раз хотел встретить новый год, но увы… засылал раньше полуночи и что ему доставалось, так это подарки от Нового года. Ребёнок представлял Новый год в образе чем то большим в валенках и шапке и конечно с мешком подарков.
Его младшему брату Котьке удалось встретить Новый год и не заснуть, спрятавшись под праздничный стол и шумное веселье взрослых помогло ему дождаться этого загадочного Нового года, но Котька ничего и не увидел, ни шапки- ушанки, ни валенок ни мешка с подарками.
Котька стал было объяснять, что нет Нового года, но его старший брат не поверил ему и продолжает верить в свою мечту – увидеть воочию Новый Год.
Этот рассказ о детской наивности, вере в что-то хорошее, желании познать неведомое.
Главная мысль этого рассказа — детская душа, которая верит в лучшее, мечтает и не нужно детям мешать верить в свою мечту.
Этот рассказ учит нас быть настойчивыми, любознательными, постигать и узнавать новое самим и… не всегда доверять чужому мнению, ведь оно может быть ошибочное.
Забавная история из жизни первоклассников о том, как однажды они пошли в кино про войну и когда красных стали теснить белые Дениска закричал: «Первый класс в, огонь.» И все стали палить из пистолетов по экрану, потом присоединились и ещё два класса. Учительницы пытались успокоить и нечаянно задели даму с мороженым, которое упало на голову мужчины. В общем стрельба закончилась, когда на помощь прикакакала кавалерия, а Дениска прокричал: «Прекратить, огонь». Потом на следующий день оружие у всех конфисковали и объявили мальчикам устный выговор. Дениска расстроился, но Мишка сказал, что хорошо что они помогли продержаться красным. И Дениска согласился.
Главный герой здесь Дениска. В рассказе речь идёт ещё и о 1 в классе, а также учителях и директоре. А ещё о маме мальчика немножко упоминается в начале.
Главная мысль этого рассказа в том, что сила исскуства была настолько велика, что ребята поверили в то, что видели на экране и решили поддержать красных вопреки здравому смыслу. Рассказ учит критически относится к ситуации и сначала подумать, а потом делать. А ещё он учит не нарушать правила поведения в кинотеатре.
Ребята показаны в рассказе искренними, увлекающимися.
Собственно говоря, «Кепка с карасями» представляет собой не произведение, а сборник, в который вошли литературные труды Юрий Иосифовича Коваля, созданные за годы его творчества.
В этой книге можно прочитать его рассказ «Чистый Дор», рассказы о пограничном псе Алом и многие другие произведения автора. Сюжеты рассказов достаточно просты, я бы даже сказала незатейливы, но проникают глубоко в душу, задевают за живое, навевают воспоминания детства.
Автор — личность многосторонняя, он увлекался поэзией, занимался живописью. Наверное, поэтому его произведения такие образные, читаешь — и перед глазами раскидываются просторы нашей Родины.
А главная мысль его творчества — любовь к природе, любовь к своей земле и людям, на ней живущим. Автор хотел показать насколько прекрасна наша земля, нужно уметь видеть, ценить и беречь ее неповторимость и красоту, порой неспешную, неброскую, неприметную, нужно понимать и уважать мысли и чувства людей, то, чем они живут, дышат.
Помните, в рассказе «Чистый Дор» автор планировал остаться на пару дней, а задержался на год…
В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Последний черт» читатели знакомятся с историей про пеликана, сбежавшего при переезде зоологического сада.
Он поселился возле Глухого озера. Один старик из местных не разобрал, что это птица, и стал распускать по окрестностям слухи, что на озере сам черт поселился. Местные жители перестали ходить к озеру за грибами-ягодами. Двое друзей решили выяснить, что же это за черт, отправились на озеро, увидели птицу, а потом прочитали в газете заметку о сбежавшем пеликане.
Главная мысль рассказа заключается, с моей точки зрения, в том, что у самых непонятных и загадочных явлений и событий всегда есть простое и разумное объяснение. Не стоит бояться и верить всем слухам, нужно разобраться в ситуации, объяснение обязательно найдется, и выяснится, что ничего страшного на самом деле нет.
Думаю, рассказ также учит не верить слухам, сплетням и домыслам, лучше увидеть все своими глазами и адекватно оценить обстановку.
Борис Житков построил рассказ «Про слона» на контрасте. Вначале слон показан в атмосфере радости и беззаботности, играющем с детьми. Этот слон, которому было 150 лет, привез детей на своей спине домой, помог хозяйке носить ведра с водой. Он был очень умным. Например, чесал бока не о стенку сооружений, чтобы их не разрушить, а о могучее дерево. Об этом слоне и его семействе хозяева заботились. Всем было приятно смотреть на такую дружбу людей и животных.
Но была и другая сторона слоновьей жизни. Моряк увидел восемь слонов, которые очень тяжко трудились, перенося бревна. Они людям помогали, а люди о них не заботились.
В этом и был контраст. Приятная картина, когда люди любили своих слонов. И очень жалко было слонов, которых не любили.
Автор рассказа призывает людей к тому, что они должны отвечать за животных, которые им помогают, заботиться о них, кормить, лечить, не истязать тяжелым трудом. Слон, хоть и большой, но человека слушается, работает на него. И слона нужно беречь, относиться к нему по-человечески.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Александр Иванович Куприн очень любил русскую природу, отлично был осведомлен о повадках животных, с которыми ему не раз приходилось работать на своем веку, пока он менял профессии и искал «свой угол». У него даже имелись прекрасные навыки дрессировщика и ветеринара. Именно это и отразилось на его рассказе «Скворцы», о котором Вам хочет предложить анализ по плану Многомудрый Литрекон.
История создания
История написания «Скворцов» крайне туманна, известно лишь то, что написан рассказ в 1917 году.
Из этого мы приходим к заключению, что в это время Александр Иванович находился, скорее всего, в Гатчине. Лишенный суеты Москвы и многолюдности Санкт-Петербурга, небольшой город, близ той самой болотистой местности, на которой Петр основал новую столицу, позволял тонко прочувствовать природу и наблюдать этих удивительных птиц.
Жанр, направление
Куприн писал, преимущественно, в направлении реализм, который стремится к правдивому изображению действительности в её типичных чертах. В этой работе автор приводит множество информации о повадках, особенностях, образе жизни птиц, что позволяет нам отнести её к этому направлению.
Произведение «Скворцы» занимает всего несколько страниц, по этому критерию мы можем отнести его к жанру рассказ. Также, несмотря на направление, в нем есть не только фактический материал, но и чувственный: переживания, эмоции и впечатления. Поэтому мы относим его к эпическому жанру малой формы.
Смысл названия
Почему произведение «Скворцы» так называется? Оно названо в честь певчих птиц, населяющих довольно большую территорию, в том числе и Европу. В северной и восточной её части являются перелетными, мигрируя в зимние месяцы на юг. Внешне слегка напоминают дроздов, но по земле скворцы ходят, а не прыгают.
Никакой загадки и метафоры в названии не содержится. Автор назвал свою работу «Скворцы», потому что она от начала и до конца о скворцах – их перелетах, обживании знакомых мест, заведении птенцов, их взрослении и возвращении на юга.
Композиция
Произведение «Скворцы» начинается с ранней весны, люди ждут, они знают, вот-вот прилетят скворцы. Ведь это так волнительно: эти маленькие черные птички являются первым знаком, что весна, наконец, наступила.
Повествование до завязки тянется долго, мы будто бы вместе со скворцами переживаем долгий, полный опасностей и препятствий, перелет с юга, обратно, домой, где они впервые увидели солнечный свет. Но мы дождались.
После мы наблюдаем, как главные герои выгоняют из своих жилищ чужаков-воробьев, обустраивают жилище, кормятся. Скворцы заводят долгожданных птенцов, и вот тут мы подходим к кульминации. Этих самых деток нужно не только кормить, но ещё защищать от множества врагов с варварскими характерами. Мы читаем и четко себе представляем описанную Александром Ивановичем картину погони за тремя галками, что пугливо и довольно неуклюже пытаются скрыться от своих умных и ловких преследователей.
Не успевает читатель и моргнуть глазом, как птенцы уже выросли и учатся летать, изредка навещая старые гнезда в скворечниках. Им не до этого: им учиться надо, чтобы пережить выпускной экзамен – перелет на юг. На развязке композиция рассказа «Скворцы» резко прерывается – скворцы улетели.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ Александр Иванович начинает с описания природы в весенний период. Лирический герой и все люди, его окружающие, ждут появления своих «старых знакомых».
Так как зимой скворцы находятся в южной части Европы, в Малой Азии и в северной части Африки, им необходимо преодолеть довольно тяжелый путь, где они когда-то проклюнулись на свет. Но так приказывает природа, так что Куприну остается только описать этот нелегкий путь, этот подвиг, что они совершают каждый год, и призвать уважать его.
Для автора скворцы – желанные гости, он любуется ими, удивляется их грациозному, и в то же время смелому поведению. В его описаниях сквозят отеческая гордость и забота.
После преодоления всех трудностей миграции, скворцов ждет не меньше работы, хоть уже и менее опасной. Они вьют гнезда, самки высиживают потомство, после появления небольшого кладки из примерно пяти яиц и из вылупления, они охраняют выводок, таким образом наблюдатели видят в скворцах образцовых родителей.
Лирический герой советует устраивать наблюдение за ними рано утром, когда первые лучи солнца только стали освещать сонную землю, а главное – заглядывать в скворечники, что всегда повернуты на восток.
Отношение этих птиц к людям напрямую зависит от человека, хоть писатель в самом начале и говорит, что мы – «вечные враги» скворцов. Завоевать доверие их — задача очень непростая, но в общем и целом вполне выполнимая, если знать к ним подход и не предавать их доверия, даже через год, после своего возвращения, они возобновят с Вами теплую дружбу.
Главные герои и их характеристика
Героев как таковых, в «Скворцах» нет, но тех, что смог выделить, Многомудрый Литрекон отразил в таблице:
Герои рассказа «Скворцы» | Характеристика героев |
Скворцы | Они – старые знакомые, милые, веселые, общительные, «первые радостные вестники весны», умнее воробьев, им удается их перехитрить. Скворцы подстрекают воробьиные бои между собой. Они уничтожают огромное кол-во вредных насекомых, постоянно находятся в движении, «походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок», «черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. и столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного…», у них хорошая память, они наблюдательны и умеют быть благодарными, в их пении содержатся копии других звуков. Птенцы крайне прожорливы, а их ответственные родители – работяги и хорошие товарищи для других скворцов. Когда гнали галок, скворцы: «подобны каким-то сверкающим, прозрачным веретенам, мелькавшим в воздухе» |
Воробьи | «юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал», от робости или легкомыслия теряют места в скворечниках, «ветреная, пустая, несерьезная птица», гордые и импульсивные. |
Хищники | кошки, длинноклювые вороны, галки: «казались трусливыми, неуклюжими, грубыми и беспомощными в своем тяжелом лете». |
Люди | «вечный враг» скворцов, но моряк, например, никогда не обидит эту птицу, а лирический герой и его соседи чинили, делали новые скворечники, он умеет найти подход к птицам и завоевать их доверие |
Темы
Тематика рассказа «Скворцы» очень необычна для своего времени, что на контрасте и выделяет его из всех других:
- Тема взаимодействия человека с природой – Александр Иванович, очевидно, находился в среде, которая уважает окружающий их мир и его обитателей. Помощь в поиске жилья и пропитания является естественной для этого общества. К тому же Куприн выказывает уважение морякам, которые никогда не обидят скворца, севшего на корабль по время перелета и попавшего в шторм. И, конечно же, он осуждает охотников, палящих по уставшим в путешествии птицам, и тех, кто обманывает их доверие.
- Тема работы в команде – в произведении неизменно скворец сравнивается с другими птицами, акцентируя тем самым внимание на том, что, умея содействовать друг другу, они выигрывают как у наглых воробьев, так и у многих хищников. Крыло товарища помогает не только выживать, но чувствовать себя вполне комфортно.
- Тема любви – как бы это ни было удивительно, такая тема в работе тоже есть. Пока вся страна охвачена революцией, насилием, попытками выжить, автор выносит в свет «Скворцов». Он, как и многие, призывает к миру через любовь. И делает это не традиционным способом – не через любовь мужчины к женщине или наоборот, а через любовь к миру, к животным, к потомкам, к друзьям и товарищам, к родине.
Проблемы
Также у рассказа «Скворцы» глубокая нравственная проблематика:
- Жестокое отношение людей к своим братьям меньшим. Как уже говорилось выше, некоторые охотники не брезгуют трусливым и бесчестным способом: стрелять скворцов, что слишком измучены миграцией, чтобы вовремя уйти от смертельного выстрела.
- Глупость и неумение скооперировать свои действия других птиц. Воробьям не только не приходит в голову работать вместе, чтобы оставить за собой скворечник, но они ещё и после его потери борются друг с другом. Галки в сравнении с главными героями вообще выглядят неуклюже и трусливо, не говоря уже о воронах, которые не могут достать гнезда, потому что скворцы строят их слишком глубоко.
- Тоска по родине. Несмотря на то, что каждый год скворцы улетают зимовать на юга, они также каждый год возвращаются. Инстинкт по какой-то причине всегда гонит их к знакомым местам, где они когда-то делали свои первые взмахи крыльями.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Скворцы» заключается в том, что каждое создание на Земле по-своему прекрасно. У каждого животного свои привычки, свои особенности поведения. И каждое из них заслуживает любви, заботы и защиты от нас, тех, кто сильнее.
Смысл рассказа «Скворцы» кроется не в отдельных строчках или абзацах, а во всем произведении целиком, в суммах его тем и проблем. Каждое отдельное существо делает нашу планету прекрасной. Делает нашу планету такой, какая она есть.
Чему учит?
Какие нравственные уроки нам преподают «Скворцы»? О чем заставляют задуматься? Все это Многомудрый Литрекон перечислил ниже:
- Во-первых, беречь и любить природу. Её растения, её животных, её смены сезонов и погоду. Не разрушать скворечники, не ранить представителей фауны и уж тем более не оскорблять их достоинства, помогать братьям меньшим после тяжелых ураганов и гроз. Куприн говорит, что даже птица намного мудрее, чем человек. Какими знаниями тогда обладает сама Мать Природа?
- Во-вторых, уметь заботиться о животных, сострадать им. Автор очень долго и красочно описывает те перелеты, что совершают дважды в год скворцы, и все в этих описаниях, от расстояния до трудностей на пути, взывает к душе человека, способной по определению к эмпатии. Из чего мы делаем вывод: произведение учит нас этому с особым усердием.
- В-третьих, уметь дружить, поддерживать, работать в команде. Все произведение скворцов мы видим как надежных товарищей: они помогают друг другу в полете, вместе отвоевывают хитростью и острым умом свои законные дома, они вместе защищают потомство. Работа Куприна содержит мораль: делать все сообща намного легче, чем поодиночке.
Критика
Критикой непосредственно «Скворцы» были обделены, и кажется в наши дни, что были незаслуженно проигнорированы как современниками, так и многими поколениями после. Но можно вспомнить, как описывали художественные особенности писателя в связи с другими его произведениями:
«…Меняются литературные течения, ветшают формы… но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании… читателей.» — писал Саша Черный в своей статье «Тридцать пять лет».
«Куприн часто небрежничает. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей» — Измайлов А.А. «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г. (дальше – цитаты из него же). Если вспомнить начало рассказа и его середину, мы, действительно, можем ощутить, что чего-то не хватает. Как будто бы, Александр Иванович на самом деле немного «скомкал» ровное, словно белый лист бумаги, повествование.
«Нечто от… черноземной, здоровой силы наших старых богатырей — от природы лежит в натуре Куприна и создает его стихию. <…> Если бы нужно было одним словом определить стихию Куприна, отметить… его сущность, я бы сказал, что это писатель-жизнелюб. Чудесный восторг перед жизнью, безумная жажда ее, восторженная влюбленность. <…> Это не любовь к природе, а какая-то буйная влюбленность, какой-то страстный экстаз перед природой…» — все это, что так точно отмечает Измайлов, мы тоже можем наблюдать в этом произведении. Яркая, именно что буйная, любовь к жизни, к окружающему его миру, к маленькой перелетной птичке, отличает Куприна от других писателей.
Автор: Василиса Шатыбелко
Метки: Александр Купринразборрассказ Скворцы