RIAN 6096625.HR.ru d 850

«Дорогой товарищ боец!»

В годы войны из тыла на фронт направлялись сотни тысяч посылок с одеждой и продуктами. Из колхозов, от предприятий, от учебных заведений. Чаще всего — коллективные. Так, например, в первые месяцы войны от школьников г. Шадринска Челябинской области на фронт было отправлено более четырех сотен посылок с теплыми вещами1. Но были еще те, которых больше всего желали солдаты. От девушек. В них среди подарков обязательно вкладывалось письмецо личного характера. Не всегда оно носило любовно-матримониальный подтекст. Так, ученица третьего класса Тамара из шадринской начальной школы № 3 вложила в посылку письмо: «Дорогой товарищ боец! С Новым годом! С новыми победами! Кушайте на здоровье все, что я вам посылаю. Мой папа тоже на фронте. Разгромляйте скорее врага и возвращайтесь с победой»2. Но когда писали девушки постарше, содержание приобретало иной характер.

Очень много примеров нам дает литература военного времени.

Рассказа сергей анатольевич долги смоленск

Ученицы железнодорожной школы № 1 Пермской дороги готовят праздничные подарки бойцам и командирам Красной армии. Фото: ТАСС

«Или Феде, или Пете, или Мите…»

Обозначение адресата неизвестным бойцам от девушек можно разделить на две основные группы. Нередко в качестве отличительного признака указывалось некое конкретное имя (или совокупность вариантов).

В 1942 г. было опубликовано стихотворение С. Смирнова «Письмо»:

Как такое вышло — сам не знаю.

К нам на фронт пришло письмо одно,

На конверте надпись: «Николаю».

«Ой, не мне ли, — думаю, — оно?»

Рву конверт, и что же я читаю

Под горячий орудийный лай:

«Я вас не видала и не знаю,

Дорогой товарищ Николай.

Но желаю вам везде и всюду

Бить врага… И я убеждена,

Что встречать вас как родного буду

В день, когда закончится война.

Шлю привет…»

А дальше подпись: «Маня»

Ну и вот, товарищи мои.

Я письмо ее ношу в кармане

Через все атаки и бои.

И врагу пощады не давая,

Повторяю, будто невзначай:

«Я вас не видала и не знаю,

Дорогой товарищ Николай…»

Я от старых писем независим.

Но письма такого не сомну.

Девушки, пишите больше писем

Всем бойцам, ушедшим на войну3.

На эту же тему в 1942 г. была написана песня «Все равно» (автор слов — Цезарь Солодарь, автор музыки — Юрий Милютин):

Принесли мне в землянку посылку,

И повеяло теплом,

И забилось вдруг сердце так пылко,

И я вспомнил тихий дом.

Адрес краткий на пакете,

Там написано одно:

Или Феде, или Пете, или Мите —

Все равно, все равно.

Я ни тот, ни другой и не третий,

Но принять посылку рад.

И хочу вам честно ответить —

Я надежный адресат.

Вам спасибо за вниманье,

Я могу сказать одно:

«Кто вы? Таня, или Маня, или Женя —

Все равно, все равно».

Чтоб отпраздновать вместе победу,

Повидаться нужно нам.

Обязательно к вам я приеду,

Но куда, не знаю сам.

Где же нашему знакомству

Продолжаться суждено?

Или в Омске, или в Томске, или в Туле —

Все равно, все равно.

Рассказа сергей анатольевич долги смоленск

Посылка с письмом от донора, сдавшего кровь для раненых бойцов. Станция переливания крови. Москва. 1941 г. Фото: РИА Новости

«Самому отважному воину!»

Во втором случае в качестве отличительного признака адресата указывалось некое общественно одобряемое личное качество бойца. «Работникам полевой почты много раз приходилось обнаруживать среди обильной корреспонденции письма с короткими любопытными адресами: «На фронт. Самому храброму бойцу». Или: «На фронт. Вручить самому отважному воину». Десятки таких писем были направлены пехотинцам, артиллеристам, саперам, минометчикам, бронебойщикам, зенитчикам, связистам»4.

Обратимся к рассказу Валентина Катаева «Фотографическая карточка», опубликованному в 1942 г. (то есть прошедшему военную цензуру, что повышает его достоверность). Вот его сюжет.

«Назовем девушку Клавой. Месяцев десять тому назад она работала в госпитале, регистраторшей в канцелярии. Однажды она послала на фронт посылочку. Это был обычный пакетик: с варежками, куском туалетного мыла, с пачкой папирос, с платочком и множеством других трогательных, но весьма полезных мелочишек. Обычно каждая девушка вкладывает в свой пакетик письмо неизвестному бойцу. Она сообщает свое имя и свой адрес. Но Клава не была мастерица писать письма. Она начинала писать несколько раз, но ни одно письмо не удовлетворило ее… В конце концов она разорвала все варианты. Она взяла свою фотографическую карточку и на обороте ее написала всего два слова. Затем она вложила карточку в свой пакетик. Эти два слова, написанные на обороте карточка, были: «Самому храброму». И больше ничего. Ни подписи, ни адреса.

Посылка была получена в одном из отрядов морской пехоты… Командир показал карточку красивой девушки своим морячкам.

— Вот что, товарищи, — сказал он, — получена посылка. В письме карточка девушки. На карточке написано два слова: «Самому храброму». Больше ничего… Самый храбрый, два шага вперед!

Но никто из ребят не двинулся с места. Они все были храбрые, но никто не был хвастлив.

— Я так и думал, — сказал командир и спрятал карточку в боковой карман. — Сегодня мы идем в атаку. Самый храбрый получит карточку и посылочку».

Герой рассказа Сергей во время атаки «подполз к румынской батарее и забросал ее гранатами», «был представлен к боевому ордену и получил из рук командира посылку», с тех пор он «не расставался с заветной карточкой». И вот однажды «регистрируя личные вещи и документы, только что принятые у раненых, Клава увидела свою карточку. Фотография была пробита пулей и окровавлена». Девушка кинулась к начальнику госпиталя и упросила разрешить ей «перейти сиделкой в палату, где лежал ее герой, ее «самый храбрый»…»5

Таких совпадений, вероятно, единицы. Но единичные случаи обобщались и закреплялись устными рассказами, обретая характер «фронтовой были», а через фольклоризацию переходили в печать — Катаев в самом начале повествования указывает, что излагает «рассказ инженера», как бы снимая с себя ответственность за подлинность столь маловероятных совпадений.

В стихотворении С. Васильева «Подарок» (1942 г.) нет прямого указания адресата как «самого храброго», эта характеристика бойца «укрыта» (в императивном наклонении) в содержание письма:

Я ночей не досыпала…

Кто получит — не гадала —

Вышивной подарок мой.

Только я ему писала:

«Будь героем, дорогой!»…6

В 1943 г. в стихотворении Степана Щипачева, опубликованном в журнале «Огонек», также указывается на необходимость передать посылаемую карточку «самому смелому»:

…В записке девушка писала:

«Отдайте карточку мою

Тому, кто всех смелей в бою…»7

Пусть мы имеем дело с художественными произведениями, но в них заметна реалистическая установка: «Отражение жизни в формах самой жизни». Кроме того, каждая книга о Великой Отечественной войне при подготовке к печати получала санкцию Главного политического управления Красной армии. Если бы в книге имелись неправдоподобные реалии, они были бы устранены.

Рассказа сергей анатольевич долги смоленск

Кадр из фильма «В шесть часов вечера после войны».

Последнее письмо

Традиция писать письма в армию сохранилась и в мирное время. В повести Владимира Войновича «Путем взаимной переписки», написанной в 1968 г., читаем: «В… авиационный истребительный полк пришло письмо. На конверте, после названия города и номера части, значилось: «Первому попавшему»… Почтальон… передал его… Ивану Алтыннику… Письмо было коротким. Некая Людмила, фельдшер со станции Кирзавод, предлагает неизвестному адресату «взаимную переписку с целью дальнейшего личного знакомства». В конверт была вложена фотография…. Алтынник… разглядел на ней девушку лет двадцати-двадцати двух с косичками… Письмо Алтынник положил в… ящик, где у него хранилось несметное количество писем от всех заочниц (числом около сотни)»8.

Наверное, все смотрели вышедший в 1971 г. на экраны страны фильм «Семь невест ефрейтора Збруева», в котором солдат после демобилизации поехал выбирать невесту из адресатов своей переписки. Какая была романтика!

…Практика писем солдату зародилась в годы Великой Отечественной, но не исчезла и в послевоенное время, сохранившись на полвека. Увы, теперь ее сменила эпоха социальных сетей.


1. Гаев И.М. Шадринские школы // Шадринск военной поры. Книга первая. Сост. С.Б. Борисов. Шадринск, 1995. С. 42.

2. Там же.

3. Смирнов С. Письмо // Крокодил. 1942. N 27. С. 4-5.

4. Дюбин В. Анка. Роман-трилогия. Кишинев, 1965. С. 449-450.

5. Катаев В.П. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., 1986. С. 389-390.

6. Васильев С. (Западный фронт). Подарок // Крокодил. 1942, N 7.

7. Щипачев Ст. Карточка, вложенная в посылку // Огонек. 1943, N 14. 10 апреля. С.6.

8. Войнович В.Н. Хочу быть честным: Повести. М., 1990. С. 79.

Источник