Рассказа платонова никита тема

Сочинение по произведению никита андрей платонович платонов ответы: главный герой рассказа андрея платоновича платонова никита. об этом говорит и

Сочинение по произведению “Никита” Андрей Платонович Платонов

Ответы:

Главный герой рассказа
Андрея Платоновича Пла­тонова — Никита. Об этом говорит и название
про­изведения. Никита — пятилетний мальчик, отец ко­торого ушёл на войну
и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а
Никита оста­вался дома один.
Платонов показывает нам один такой день из жиз­ни Никиты. Мальчик бродит
по избе и двору, и всё вокруг кажется ему живым: «Везде есть люди,
только кажутся они не людьми». В своём воображении он ви­дит вокруг
маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. При этом для
каждого такого суще­ства Никита придумывает свой облик, характер,
при­вычки. Всех он делит на добрых и злых. Больше всего Никита боится
старого пня, в котором он тоже ви­дит черты какого-то человека. Самым
добрым кажет­ся ему солнце, потому что Никита решил, что на нём теперь
живёт умерший дедушка, которого он очень любил.
Можно сказать, что Никита — добрый, любозна­тельный, общительный
мальчик. Ему всё интересно: «Он хотел теперь узнать то, чего он не
знал».
Так как он оставался на целый день один и ему было не с кем общаться,
Никита разговаривал с окружа­ющими предметами, оживляя их в своём
воображе­нии. Ему было одиноко и страшно, ведь Никите было всего пять
лет: «…он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось
сердце». И когда солнце- дедушку закрыло облако, Никита не выдержал и
по­бежал к матери.
Но день, описанный Платоновым, для Никиты был особенным — с войны
вернулся его отец. Мы видим, что это событие очень изменило жизнь
мальчика. Ни­кита объявил всем «жителям» двора: «К нам отец при­шёл. Он
век будет с нами вековать».
Интересно, что первым делом отец расколол на дрова старый пень. Этим
автор дал нам понять, что Никита больше не будет ничего бояться.
Отец и сын решили постелить в избе новый пол. Так началась и «новая»
жизнь Никиты. Он с радостью тру­дился, выпрямляя гвоздики, в которых
тоже видел маленьких человечков, которые теперь были добры­ми, потому
что Никита их «сам трудом сработал».
В конце рассказа Никита произнёс главную мысль:

Платонов в своем рассказе «Никита» заложил глубокую мысль о человеке, и в целом его отношении к жизни. Мораль в том, что именно то, что скрыто внутри человека, то напрямую отражается в его мыслях, эмоциях, словах, и, конечно же, поступках.
На примере фантазий и страхов маленького мальчугана Никиты, автор показал, как важна поддержка и внимание близким людям. Как губительно одиночество, и какие разрушительные эмоции человек испытывает, попадая в стрессовые ситуации. Как кардинальным образом меняется жизнь в лучшую сторону с появлением крепкого и надежного плеча.
Так же автор обращает внимание читателя на проблему взаимоотношения родителей и детей. Увы, взрослые далеко не всегда могут понять детские страхи, переживания, смятения. Они бездушно ровняют детей под себя, требуя от них покорности и самостоятельности. Это подтверждает тот факт, что Никита рассказывал матери о своих страхах, и, конечно же, это не принесло желаемого результата.
Зачастую дети, подают разные знаки о том, что им очень нужна помощь взрослого. Однако далеко не каждый родитель может вовремя, а главное правильно отреагировать на «звоночек». Старшее поколение в основном просто придумывает разного рода отговорки, сваливая все на занятость и усталость.
Конечно, детские фантазии и страхи, наряду с другими проблемами, кажутся ничтожными. Вот поэтому и мама Никиты, в тот день, без зазрения совести оставила его одного дома. Мало того, она поручила ему определенные дела по хозяйству. А ведь это могло все закончиться намного хуже, чем простой «побег» из дома к матери в поле.
Конечно, автор хотел показать еще и то, что детей нужно приучать к труду с самого младенчества. Только тогда они быстрее смогут приспособиться во взрослой жизни. Смогут раньше раскрыть свои интересы, и в будущем будут с удовольствием заниматься любимым делом.
Чтобы стать хорошим человеком, которого многие уважают, не обязательно становиться героем, участвовать в военных действиях или демонстрировать свою силу. Не обязательно демонстрировать свой интеллект. Нет. Нужно просто к людям относиться по-доброму, жить без злобы на сердце и по возможности научиться прощать. А еще нужно верить в лучшее, ведь только вера способна сотворить настоящие чудеса.
Мама Никиты верила и надеялась на возвращения мужа с войны. Да, было тяжело, и порой отчаянье вот-вот бы и завладело ее разумом, но женщина продолжала ждать мужа с войны. Она делала это даже не ради себя, она верила ради сына.
Женщина научила Никиту любить и уважать отца, которого он даже не видел, и именно эта сила спасала солдата на войне. Он вернулся к ним живой, только потому, что чувствовал себя нужным. Он знал, что его ждут, надеются и верят.
Семья – это самое важное для каждого человека. Те сложности и порой серьезные жизненные испытания, которые выпадают на долю каждого человека, не должны его сломать или разрушить отношения с окружающими. Все, что посылается свыше, наоборот должно укреплять семейные союзы, выводя их на совершенно новый уровень – любовь.

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.
Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.
Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.
Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.
В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны. Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства.
С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

Сиротства человек не терпит, и оно –
величайшее горе.
А. Платонов
(“Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова)

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в
творчестве А. Платонова становится тема семьи.
Содержание платоновских рассказов, в том числе и
детских, вступало в напряженный диалог с эпохой,
ограничивавшей семью функцией воспроизводства.
В концентрированном виде взгляды писателя на
проблему семьи выражены в статье “Детские годы
Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят
эпиграф к настоящей статье.
Внимательный читатель сразу обратит внимание
на двусмысленность, возникающую, когда
А. Платонов говорит о месте и роли семьи в
современном ему обществе: “… В социлиазме оно,
семейство, обрекается не на гибель, но на
прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах
здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно,
нет уверенности в том, что эти прогресс и
развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама
возможность прогресса и развития ставится им под
сомнение. Однако А. Платонову важно высказать
собственное отношение к проблеме. Семья
“освобождает” в человеке человеческое, пишет
он, “питает, как источник, и другие, более широкие
и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это
чувство родины и патриотизм. Именно любовь
ребенка к родителям, по мнению писателя, является
залогом его будущей любви к родине, доверия
людям, позитивного восприятия окружающего мира.
Мать учит Багрова-внука сопереживанию и
сочувствию, отец показывает мальчику большой
мир, в котором ребенку предстоит жить.
А. Платонов высказывает мысль, очень важную
для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок
принимает этот мир с доверием и нежностью, потому
что он введен в него рукой отца
” [1, с. 514]. И,
напротив, ребенок, лишенный по тем или иным
причинам родительских любви и заботы,
находящийся в состоянии “сиротства”, будет
воспринимать мир чужим и враждебным.
Учитывая эти предварительные замечания,
обратимся к рассказу “Никита”.
Рассказ очень непрост для восприятия
пятиклассников. Чтобы работа с текстом была
успешной, учащимся рекомендуется предварительно
прочитать рассказ дома. Размышления о характере
главного героя и особенностях его
мировосприятия целесообразно подкреплять
элементами лингвистического анализа, так как
стиль А. Платонова в известной степени сложен,
и детские рассказы не являются исключением.
Приведем тезисно вопросы, определяющие логику
анализа платоновского рассказа, и ожидаемые
ответы учащихся.

1. Что вы узнали о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В
избе и на всем дворе оставался хозяином один
Никита, пяти лет отроду” [2; с. 110].
Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера
(“Рано утром мать уходила в поле со двора на
работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не
вернулся оттуда
” [2; с. 110] ? по всей видимости,
погиб. По крайней мере, А. Платонов
неоднократно подчеркивает тщетность ожидания
матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все
не было и нет
” [2; с. 110].
Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка
любил внука, и мальчик представляет, что дедушка
теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему
светило на небе и глядело на него в ответ теплым
лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на
умершего дедушку, который всегда был ласков к
нему и улыбался, когда был живой и смотрел на
него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик
отождествляет со старой баней во дворе.
Когда мать уходит на работу, Никита остается за
хозяина. Мать поручает ему следить за домом и
двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету,
? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2;
с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль
хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ
матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи
смирно один
” [2; с. 110]. Учащимся можно
предложить найти синоним глагола “жить” в этой
фразе и проанализировать разницу в значении.
Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один
дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один”
соотносятся как временное и неизменное
состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже
вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что
ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно
предложить учащимся вести “платоновский
словарик”, в который они запишут это и подобные
выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита
остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну
поручения. Интересно понаблюдать за тем, при
помощи каких языковых средств А. Платонов
описывает начало дня в этой маленькой семье
(первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”,
“каждый день мать ожидала”, “оставался
хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”,
говорила мать”, “отвечал Никита” [2;
с. 110]. Глаголы несовершенного вида,
употребленные автором, подчеркивают
повторяемость этих действий и очерчивают
своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов
описывает действия мальчика?

В третьем абзаце, открывающем повествование о
том, как Никита провел день, несовершенный вид
глагола сменяется совершенным. Пятиклассники
обратят внимание, что в тексте рассказа очень
много глаголов. Это связано с тем, что Никита
активно познает окружающий мир. После того, как
мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то
есть в большой мир), так как “он хотел теперь
узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом
мальчик проявляет известные смелость и
настойчивость. Никита наделен живым
воображением: он не только сразу представляет,
как выглядят фантастические существа, но и
сочиняет о них целые истории (например, о
человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические
или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что
его окружает. Все предметы в доме и во дворе
представляются мальчику “тайными людьми” [2;
с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить,
слушать и живут своей потаенной, непостижимой
жизнью. Этот прием называется олицетворением.
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен.
В мальчике есть активное исследовательское
начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
Однако “открытый” им мир трагичен: он
враждебен по отношению к мальчику. Все, что
окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические
существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя
защищенным. Именно одиночество мальчика в
большом мире наполняет мир вокруг него
трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества
у взрослого близкого человека: сначала у солнца,
которое представляется ему дедушкой, а потом у
“далёкой” матери. Однако солнце скрывается за
облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына.
Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от
таинственного и опасного мира, в котором он
оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать
окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала
окружающие Никиту фантастические существа
перестают вести себя враждебно по отношению к
мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем
стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо,
никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2;
с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится
обыкновенным: “Никита так же, как и вчера,
смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне
он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком
не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни”
(с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет
предметы, окружающие его, но теперь этот мир
фантастических существ добр по отношению к
Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он
увидел в нем маленького доброго человечка,
улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2;
с. 117].

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет
“сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2;
с. 117].

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и
сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако
Никита нуждается в защите и родительской любви,
чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в
нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется
добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их
вниманием и заботой, и его смелость,
находчивость, живое воображение служат во благо
мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай
все трудом работать, и все живые будут” [2;
с. 117].
Во время беседы учащихся важно подвести к мысли
о том, что природные качества Никиты могут
послужить как во зло, так и во благо мира.
Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может
быть как со знаком “плюс”, так и со знаком
“минус”. Все зависит от того, насколько мир
взрослых окажется способным защитить неокрепшую
душу ребенка, избавить маленького человека от
“сиротства”.
Завершающим этапом работы над платоновским
произведением может стать составление плана
рассказа о главном герое.

Литература

1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука”
С.Т. Аксакова // Фабрика литературы:
Литературная критика, публицистика / Сост.,
комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С.
512-514.
2. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и
др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

Разработка урока литературы для 5 класса
по рассказу А.Платонова «Никита»
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Ход урока
1). Оргмомент.
2). Сообщение о писателе.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
3). Анализ рассказа.
а). Беседа о прочитанном рассказе.
– Какие чувства у вас вызвал рассказ?
– Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
– Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
– Тему рассказа?
– Основную мысль?
– Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
б). Лексическая работа
– Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
Никита «живёт один».
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
– Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
– С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
– Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
– Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
– Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
– Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
– Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
– Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
– Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
5). Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
6). Домашнее задание на выбор:
Подобрать пословицы о труде;
Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Андрей Платонов — Никита:
Краткое содержание

Примерное время событий – лето 1945 года. Отец 5-летнего Никиты еще не пришел с фронта, мать днями в колхозе. Никита в избе один. Ему страшно. Но скука гонит мальчика в сарай. Там, в бочке, спит человечек. Такой, что может и кинуться. Еще и ножницы у них стащил. Отец придет – отнимет. Никита выскакивает из сарая под доброе солнышко. На нем, наверно, живет его умерший дедушка. А в старом колодце – великан и злые водяные люди. А там пень, как голова. Сердитая такая. А умершая бабушка стала ветхой баней. Хотя нет, это кто-то чужой, не она.

Еще есть две норы. Змеиные, наверно. Вдруг они мать ужалят? Нет, пусть лучше хлебушка съедят. Везде ему чудятся люди. В петухе – утонувший пастух, в одуванчике – младенец, в плетне и лопухах – злодеи. Даже под землей сидят злюки. От страха Никита бежит к матери, засыпает на полпути, а вернувшись по совету пастуха домой, видит за столом старого солдата. Это отец. Он добрый. На войне «умирал и помнил» сыночка. Никита больше никого во дворе не боится.

Расколов пень на дрова, отец объясняет Никите: «У тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой». Никита, помогая, выпрямляет гвоздик. И в нем – добрый человечек. Ведь мальчик его «сам сработал». А злые – все выдуманные, недолговечные. «Давай все трудом работать, и все живые будут». Отец верит, что Никита будет добрым всю свою жизнь.

Читательский дневник по рассказу «Никита» Платонова

Сюжет

Отец 5-летнего Никиты еще не вернулся с войны, мать трудится в колхозе. День он один в избе. Чудятся ему повсюду враждебные существа и люди. В колодце, бане, норах, плетне, лопухах. Только солнце доброе, ласковое. Там – умерший дедушка. Наконец, отец приходит с войны. У Никиты больше нет страха. От отца он узнает, что только доброе сердце видит все вокруг живым, чувствующим. Мальчик выпрямляет для отца гвоздь – и видит в нем доброго человечка. Ведь все, что своим трудом сделано – доброе, долговечное.

Отзыв

Мир глазами ребенка. Для мальчика всюду жизнь, даже умершие живы. Часто недобрые, кроме дедушки, а все люди. Он пытается с ними общаться, договариваться. Мир такой большой и непонятный. Солнце – символ добра, света, помощи. Все, что сделано своими руками – доброе, вечное. Тема семьи, беззащитности детства, войны, тяжелого труда, одиночества. Рассказ учит беречь семью, быть сплоченными, бесстрашными, трудолюбивыми. Учит не сдаваться, помогать людям, жить по совести.

Краткое содержание Никита Платонова

Рассказ Платонова написан в его обычном авторском стиле: с парадоксами, невероятными поворотами речи, удивительной образностью… Но если в отношении взрослых персонажей она иногда шокирует, то для главного героя этого рассказа (мальчика Никиты) она очень гармонична.

Никите нет ещё и семи лет, он только познаёт этот мир. Для него всё вокруг живое, со всем можно общаться… Конечно, к этому приводит также недостаток общения с людьми. Мать работает, поэтому он остаётся дома надолго один. Отец на фронте, Никита даже его не помнит. Дедушка был, но умер. Никита представляет, что дедушка теперь живёт на Солнце. Мальчик говорит ему, мол, живи там, а я тут на Земле жить буду. Никита не спорит с порядком вещей, ка есть – так есть. В бане ему мерещится образ бабушки, а в петухе, который забрел к ним во двор, образ умершего пастуха. Никита думает, что люди не умирают, а живут дальше «тайно» под личиной животных, растений, предметов.

Вот он смотрит на пень и видит у него глаза, уши и рот. Мальчик немного боится, так как пень не самый приятный собеседник. Тут же Никита всматривается в маленький цветок. Не так-то просто, но Никита находит у цветка глаза и рот. Маленький волшебник создаёт очеловеченное существо из всего. Например, в бочку он «поселил» бородатого человечка. Мальчик будит волшебное существо, называет его лодырем. Убеждает идти на работу, чтобы засчитали трудодень, а всё это, чтоб зимой была еда (Наверняка, все эти речи маленький мальчик слышал от мамы.) . И «житель бочки» ему жаде отвечает, но это, скорее всего, эхо от голоса Никиты и его фантазия. В колодце живёт, по мнению Никиты, великан и его дети. Мальчик заглядывает в колодец, ухает, но вода замутилась. Никита в итоге сам себя так напугал своими придуманными монстрами, что в ужасе побежал к матери на работу. А после вдруг заснул – так утомился от всего этого.

Тут возвращается с войны отец, которого мать ждала с фронта каждый день. Начинается у Никиты новая жизнь!

В финале рассказа Никита помогает отцу. Мальчику доверили распрямлять гвозди. И делается вывод о том, что эти гвозди трудом сделаны, а не как «собеседники» Никиты – фантазией. То, что само «сделалось» может пугать, рождать чудовищ, а вот то, во что вложены силы, разум, хорошее отношение – это всё позитивно. Гвоздь распрямленный представляется мальчику добрым человечком.

Рассказ учит труду, тому, чтобы не уходить от реальности в мир пустых фантазий. Если в детстве ребёнка приучить к труду, то во взрослой жизни его будет гораздо легче.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Никита. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Идет 1934 год. События происходят на Старом Арбате, где все еще ездят трамваи, мчатся кони-извозчики, а также появляются первые автомобили, которые могут позволить себе лишь избранные

Действие происходит в XI веке, в Шотландии. Ведьмы организуют шабаш недалеко от поля битвы. Макбет и Банко, два полководца, получившие победу в этом бою, появляются.

Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки

В городе заселялись в многоэтажный дом жители. Первыми оказались несколько семей, ребята из которых познакомились и подружились. Они наблюдали за новоселами и всегда разглядывали мебель.

В произведении «Дневник памяти», созданном американским писателем Николасом Спарксом, рассказ ведётся от имени старого человека, который проживал в доме престарелых.

Краткое содержание рассказа «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание «Никита» (А.П. Платонов)

Краткое содержание рассказа «Никита», которое написал Андрей Платонович Платонов, раскрывает основную мысль произведения и помогает в короткие сроки познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который сможет стать полезным для учеников.

Главные герои

  • Никита – маленький мальчик пяти лет.
  • Мама – мать Никиты.
  • Отец – папа Никиты, который ушел на войну.

Краткое содержание

Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.

Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.

Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.

Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.

Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.

Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.

Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?

Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.

Основная мысль произведения

Главным в произведении является то, что самое ценное в нашей жизни – это вера и доброта. Мальчик был очень добрым, поэтому в каждой вещи видел душу и лица. Кто-то был добрым, как солнышко. А кто-то злым, как пень. Так же мальчик верил в то, что его папа обязательно вернется с войны, и он вернулся. Он так же пришел к выводу, что чтобы быть добрым человеком, необходимо честно и много трудиться.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Кнспект урока литературы в 7 «Б» классе.

Тема урока: Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Цель: Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек;  подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.

-научить  определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; — —  

-Развивать логическое  мышление обучающихся, умение анализировать и делать выводы, обобщения.

— Побуждать к речевой деятельности и осуществлять  контроль за ней.

— Устанавливать связь между изученным материалом и практической частью.

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И Даля.

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

1Организация начала урока

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня необычный. А начать я его хочу со слов притчи.

«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по городу.

-Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его афиняне.

-Я ищу Человека,- отвечал он.

-Кого именно? Меня? Его?

-Ищу Человека!- повторял  мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая свой путь по площади.

Готовятся к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний

Цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Какого Человека искал Диоген?

Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг было много народа. (Искал он полноценную нравственную личность. При встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)

Как вы понимаете: полноценная нравственная личность? Какими качествами он должен обладать?

А вот как греки видели образец совершенного человека: в нем сочетаются физическая сила и одухотворенное лицо.

Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы будем говорить.  Сегодня поговорим о таких качествах человека, как доброта, любовь, милосердие, всепрощение. Тема нашего урока :

«Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку»

Нужны ли такие качества человеку?

Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять смысл человеческой жизни.

Тогда в чем смысл человеческой жизни?

Попробуем разобраться в представленной проблеме.

Чтобы доказать, что нужно сделать?

-определить последовательность действий для выхода из затруднительной ситуации.

-проанализируем эпизоды;

— сделаем вывод

Отвечают на вопросы учителя,

выдвигают предположения понимания цели урока.

Формулируют проблему и строят план выхода из нее

4.Изучение нового материала.

 Цель: дать учащимся конкретное представление  об изучаемом вопросе,правиле,явлении

Автор нас знакомит с Юшкой.  Зачитайте портретную характеристику героя. Соответствует ли он греческому идеалу?

Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет)

Отчего же больно ему?

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей.       «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.  Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему

Анализируют текст, осмысливают его содержание

5.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте.

Почему Юшку после смерти называли  Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию.

Жил ли Юшка по правде?  Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей)

Дают нравственную оценку герою, подтверждают словами текста

Физкультминутка

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

 Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно.

1-я проблемная ситуация.

Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» проанализируйт  и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»?

(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в семьях никогда не говорили о нравственных и духовных ценностях,)

2-я проблемная ситуация:

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

— Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова: ( Блаженный, благодарный, благовоспитанный, благополучный, благонравный)

Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»?

Анализируют текст и дают характеристику героям, представляют результаты  и оценивают свою работу

5.Обобщение и систематизация знаний.

— Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.)

Добру не всегда удается победить, но это не значит, что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить.

Участвуют в обобщающей фронтальной беседе

6. Подведение итогов.

Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке.

Возвращаемся к началу нашего урока. Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него. Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести)

В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить.

Домашнее задание:

Составить таблицу: какими качествами обладал Юшка.

По словарю дайте определение словам: милосердие, сострадание, праведник.

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объясняет домашнее задание)

Коррекция пробелов в усвоении  темы урока.

Слушают инструкцию  по выполнению домашнего задания, задают вопросы

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 56.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

ХОД УРОКА.

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

  • Человек и природа в сказке-были.
  • Кладовые нашей души.
  • Тайна Блудова болота.
  • Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
  • Происшествие в Слепой елани.
  • Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
  • Сказка природы.
  • Великая сила дружбы и любви.
  • История Травки и Антипыча.
  • Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
  • “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
  • Дружба Насти и Митраши.
  • Собака – друг человека.
  • События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

План.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

1 группа.

Кладовые нашей души.

План.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

2 группа.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

План.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

3 группа.

Сказки природы.

План.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

— Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” — навственные богатства человека.

— Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

1.Написать сочинение.

2.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

3.Групповое задание.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)

Урок литературы в 5 классе

«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Цель: формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

1) образовательные: выявление темы и идеи рассказа; определение роли художественных средств в произведении;

2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, словарной работы, самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать монологическую речь.

3) воспитательная: формирование чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковый, метод критического мышления, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, иллюстрации к произведению, интернет ресурсы, презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина «Никита».

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!

Работа с портретом

Сегодня в гостях у нас замечательный писатель- Андрей Платонов .

Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет писателя?( Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Выразительные глаза, плотно сжатые губы, большой лоб. Он, кажется, многое видел, пережил.)

Послушаем биографию писателя.

2.Проверка домашнего задания

Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)

Сообщение ученика:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия

Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской

войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

3.Анализ рассказа «Никита»

Учитель.

-Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.)

— А не представляли ли вы предметы, которые вас окружают, живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.)

— Вот и в произведении, которое вы прочитали дома и которое

мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.

1.Давайте вспомним, кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?

Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)

3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.

Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

Просмотр кадров из фильма М.Никитина «Никита»

-Какие же предметы встретились Никите? (заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух и развешаны на доску)

Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним. Одновременно проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. (Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре – ученик читает).

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.

Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”.

Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! и внутренний мир Никиты изменился. А давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына (выходят к доске, учитель даёт им карточки с текстом) стр.119 «Здравствуй, Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)

Чтение диалога по ролям( автор, Никита,мать, отец)

Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.

— Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”

— Почему рассказ называется «Никита»?

-Что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

— Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

5. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2-е задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»).

Словарная работа ( устно)

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на

солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать — жить всю жизнь.

Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

4. Подведение итогов урока.

Вопросы по рассказу А. Платонова «Никита»

  1. Сколько лет было Никите? (5)
  2. На какой главной работе был отец Никиты? (на войне)
  3. Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке)
  4. На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе)
  5. Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди)
  6. Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили)
  7. Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми)
  8. Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся)
  9. Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны)
  10. Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)

Взаимопроверка (эталон в презентации)

Домашнее задание

1) Составить план к рассказу «Никита»

2) Записать 5 пословиц о труде

  • Рассказа от имени земледельца
  • Рассказ яйцо энди вейра
  • Рассказ это устное народное творчество или нет
  • Рассказ это сколько предложений
  • Рассказ я тайц кубик на кубик