Рассказа пенсне осоргин краткое содержание

Библиотека материалов технологическая карта урока 43 дата проведения 19.03. 2019 предмет литература составила мякшина а.в. тема урока м.а. осоргин.

Инфоурокбиблиотека материалов

Технологическая карта урока № 43

Дата проведения

19.03. 2019

Предмет

Литература

Составила

Мякшина А.В.

Тема урока

М.А.
Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе
«Пенсне»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели урока

познакомить
с творческой биографией М.А. Осоргина; сформировать представление о сочетании
реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»;

           
Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

           
Развивать навыки анализа текста художественного произведения

Планируемый

результат

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь  строить развернутый ответ на поставленный
вопрос, работать в группах

Познавательные: Планировать
необходимые действия  в сотрудничестве  учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

 Регулятивные:
Выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей
.

Основные

понятия

 Сюжет, композиция

Организация
пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение,
работа в группах

Учебник,  печатные карточки, презентация

Подготовка
учащихся к усвоению материала

Цель

Содержание

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

2.Реализация
домашнего задания:
беседа по рассказу М.Зощенко «История
болезни»

    
Вопросы для беседы:

— Каков
сюжет этого рассказа?

— Почему
главный герой предпочитал болеть дома?

— Как
относились  к лечению больных врачи больницы?

— Почему
главного героя быстро выписали из больницы?

— Против
чего направлен пафос рассказа «История болезни»?

— Почему
главный герой заслужил репутацию неуживчивого  больного?


Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.


Подумайте, как правильно назвать рассказ М. Зощенко- юмористическим или
сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения.

3.Сообщение
темы, целей урока.

4. Слово
учителя о жизни и творчестве М.А. Осоргина.

Работа по теме
урока

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

5.Выразительное
чтение и анализ рассказа «Пенсне»


Рассказ М. Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса. Каков этот
вопрос?

— В чем
никто не должен сомневаться?

— В чем
хочет убедить нас рассказчик?


Понравился ли рассказ? Заставил ли он задуматься о привычных нам предметах и
явлениях по- новому?

— Кокой
прием используется автором, чтобы показать необычную жизнь вещей?


Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.

— Какова
история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что
случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

— Каковы
рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно
ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов

деятельности

Учащиеся могут определить свое место на
лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Сегодня на уроке:

— Я узнал…

— Я научился…

— Я не понял…

— Мне было интересно…

— Мне осталось непонятным…

Информация о
домашнем задании

Выучить материал лекции

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок литературы на тему «Тема народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • Презентация «А.П.Чехов и Ялта»

  • Урок литературы на тему «И.С Шмелев «Как я стал писателем»

  • Урок литературы на тему «Русская поэзия Серебряного века»

  • День писемності і мови. Усний журнал

  • Урок литературы в 5 классе «В пушкинском царстве — сказочном государстве»

  • Проверочная работа по разделу «Русские писатели», 2 класс « Школа России»

  • Урок литературы на тему «Журнал «Сатирикон»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

Всем гостям сайта, любящим пофантазировать, советуем читать краткое содержание рассказа «Пенсне» — забавного произведения русского писателя-эмигранта М. А. Осоргина. Автор предлагает читателям представить, что самые обычные бытовые вещи живут какой-то своей скрытой от человека жизнью и совершают самостоятельные поступки.

Главные герои

Рассказчик — сам автор.

Пенсне — обычная вещь, являющаяся, по мнению автора, одушевленным предметом и совершившая фантастическое путешествие.

Краткое содержание

Автор уверен, что самые обыкновенные вещи человека «живут своей особой жизнью»: думают, испытывают эмоции, имеют особый индивидуальный облик. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что «часы… кашляют», «ножницы кричат», «шляпа… передразнивает своего владельца» и т. д.

С интересом наблюдая за вещами, автор отметил одну интересную особенность некоторых из них — «страсть к путешествиям». Этой
«страсти» чрезвычайно подвержены вещи, без которых человек буквально не может обойтись, например, карандаш или коробок спичек.

Вещи-«путешественники» очень часто теряются. Большинство людей объясняет их внезапную пропажу своей рассеянностью, забывчивостью, невнимательностью. Автор считает, что все не так просто. Пропавшие вещи действительно отправляются «путешествовать».

Самый простой и наглядный пример — исчезающий карандаш. Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с этим досадным случаем. Любители почитать в кровати часто используют карандаш, чтобы подчеркнуть важные или интересные места в книге. В нужный момент эта необходимая вещь самым необъяснимым образом исчезает. Человек в раздражении обшаривает всю постель, в злости встает, ищет на полу, под кроватью. Так ничего и не добившись, он бросает бесполезные поиски, берет другой карандаш, снова ложится и… находит «путешественника» в книге.

Человек ругает себя за невнимательность и быстро забывает об этом странном случае. Автор считает, что все это время карандаш где-то «путешествовал». Такие факты случаются постоянно, просто на них никто не обращает особого внимания. В доказательство своих слов автор приводит случай, произошедший с его собственным пенсне.

Автор страдает дальнозоркостью и пользуется пенсне постоянно. Однажды, читая в кресле, он решил протереть стекла и с удивлением обнаружил, что на переносице ничего нет.

Пенсне автор всегда держит при себе. Как обычно, он обыскал карманы, внимательно осмотрел все вокруг себя. Необходимой вещи нигде не было.

Автор долго лазил по полу, заглядывал под кровать, стол, кресла. Надеясь, что оставил пенсне где-нибудь в другом месте, он провел тщательные поиски по всему дому, но так ничего и не добился.

Прошло больше недели. Прислуга провела генеральную уборку, в ходе которой был обследован каждый уголок. О необъяснимой пропаже узнали все друзья и знакомые автора. Многие тоже приняли участие в поисках и были вынуждены признать, что пенсне бесследно исчезло.

Один образованный приятель автора, явно подражая знаменитому Шерлоку Холмсу, взялся за поиски пенсне, используя «индуктивный метод». Он рьяно принялся за дело: задал автору множество совершенно глупых вопросов и даже начертил план комнаты. «Сыщик» «работал» весь день, но так и не смог найти пропажу. По словам жены, вернувшись ни с чем домой, он простонал всю ночь.

Прошло еще какое-то время. Автор купил себе новое пенсне, к которому до сих пор не мог привыкнуть. Однажды он, как обычно, читал в кресле и уронил на пол карандаш. Испугавшись, что история может повториться, автор немедленно «бросился вдогонку» и увидел, что у стены лежат рядышком карандаш и… пропавшее пенсне.

Автор уже давно привык воспринимать обычные вещи в качестве одушевленных предметов. Он сразу же заметил, что пенсне имеет робкий и смиренный вид. Оно выглядело уставшим, словно бы вернувшимся из продолжительного путешествия.

Все, кому автор рассказал о загадочном возвращении пенсне, отнеслись к этому с юмором. Они находили разные логические объяснения: вещь «странно упала», куда-то закатилась и т. д.

У самого автора не было никаких сомнений в том, что пенсне путешествовало и много чего повидало за это долгое время. Он даже «наказал гуляку», не поднимая пенсне с пола и показывая его прислуге и людям, заходящим в гости.

В конце концов «путешественника» постигла жестокая кара. К вечеру автор смилостивился и водрузил пенсне на переносицу. Вскоре, взяв в руки пыльную стопку бумаг, он нечаянно чихнул. При этом пенсне соскочило с носа, упало на пол и разбилось вдребезги.

Размышляя о печальной «гибели» пенсне, автор старается считать, что это была простая случайность. Все же его не оставляет мысль о том, что «путешественник» совершил самоубийство, к которому его подтолкнули впечатления от долгих странствий по свету.

Краткое содержание Ночь исцеления Екимов

К бабушке Дуне в село приехал внук Гриша, покататься на лыжах и сходить на рыбалку. Он вырос и почти на все праздники приезжал в гости к своей бабушке. Дети Дуни давно повзрослели и ухали жить в город. Поэтому старушке было только в радость приготовить вкусный обед и ужин, испечь любимые внуком пироги и тихонько ждать Гришу, глядя в окно. В старости бабушка Дуня стала разговаривать и кричать во сне, поэтому приезжая в гости к сыну и дочери старалась не оставаться на ночь, чтобы не пугать родных и не доставлять им беспокойство.

После ужина старушка сказала внуку Грише, чтобы не пугался, когда она будет во сне кричать и разговаривать, что это старость. Ночью Гриша услышал бабушкины крики во сне о том, что она потеряла карточки на хлеб и у нее отбирают желуди, которые она собрала, чтобы прокормить своих детей. Сначала Гриша очень испугался, потом пошел в комнату к бабе Дуне и разбудил ее.

Утром Гриша с друзьями поехал на лыжах к Дону рыбу ловить. Пообещал бабушке привезти много рыбы, чтобы она сварила уху. К вечеру он так устал, что ночью уже не слышал Дуниных криков. Через день Гриша пошел на почту звонить маме. Он ей рассказал про бабушкины крики по ночам. Мама посоветовала в этот момент громко крикнуть бабушке слово «молчать» и она должна уснуть. Возвращаясь назад, Гриша стал думать, как помочь бабушке. Он не хотел жестоко, по его мнению, кричать бабушке «молчать».

Наступившей ночью он не лег спать, а стал ждать, когда бабушка начнет кричать во сне. Старушка начала опять бормотать, что потеряла продуктовые карточки. Гриша встал на колени около кровати и стал говорить, что все хорошо, карточки нашлись. Он долго повторял: «Возьмите бабушка ваши карточки, которые вы потеряли в синем платочке. Я их нашел». «Берите карточки и спите спокойно, спите», — говорил Гриша, успокаивая бабушку. Она уснула.

Через некоторое время баба Дуня опять стала кричать во сне и проситься переночевать. Бабушка кричала, что у нее есть документ, а она едет повидать в госпитале мужа. Гриша на этот раз тоже успокоил бабушка, и она спокойно заснула до утра.

Когда Гриша лег в кровать, он подумал, что завтра расскажет бабе Дуне, как он успокаивал ее ночью. Потом вдруг ясно понял, что нельзя говорить. Нужно каждую ночь так делать, но молчать, тогда старушка исцелится.

Рассказ учит быть добрее, сердечнее к своим родным и близким и тогда они будут жить долго и счастливо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Екимов. Все произведения

Ночь исцеления. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Нелли жила со своим дедом. У нее был брат, Фред Трент, склонный к авантюрам и жульничеству. Ночью девочка была дома одна, — старик играл в карты. Днем на нее ложились все домашние обязанности

Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

Произведение начинается с того, как хор злых сущностей призывает Демона на землю, дабы он уничтожил всю красоту, созданную, когда то богом. Демон соглашается, под предлогом того

Повесть начинается с того момента, где отец Алисы Селезневой сидел и думал, какой подарок преподнести дочери на именины. Но тут позвонил археолог Громозека, прибывший с планеты Колеида, где проводил исследования, и попросил профессора принять его

Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

Борис Екимов — Ночь исцеления:
Краткое содержание

Поселок на Дону. Подросток Гриша, высокий, румяный, смуглый, гостит у бабушки Дуни. Хоть внук днями с ребятами то на реке, то в лесу, а бабе Дуне уже не одиноко. «Живым духом веяло в доме». А вот сын и дочь приезжали раз в год. Чаще ездила она к ним в город. Да вот беда: стал беспокойным сон. Видятся ей пережитые война и голод – она и кричит. Дети ее к врачам водили. Пила она и таблетки. Без толку. Помогал только окрик: «Молчать!» Жалея детей, она больше не оставалась у них ночевать. Вот и перед внуком совестно. Но Гриша уверяет, что спит «мертвым сном». А ночью просыпается от крика: «Люди добрые! Карточки потеряла!» А на руках у нее Петяня (отец Гриши), Шура, Таечка. Как без хлеба выжить? И плачет бабушка навзрыд. Разбудил ее Гриша. Но затихла она ненадолго. «Не отымайте, Христа ради…» Это у нее лесники желуди отнимают. Не положено собирать. А из них муку можно сделать.

Для отца Гриши война в прошлом, а для бабушки и сейчас рядом. «Как помочь?» Хотел внук рявкнуть «молчать!», но вместо этого ласково «подал» ей утерянные карточки в синеньком платочке, успокоил. А потом сел у печки и заплакал от жалости. И к ней, и к людям той поры. А баба Дуня во сне уже пробирается к мужу в госпиталь. Просится переночевать. Гриша успевает «вовремя», пока она еще не заплакала. «Пускает» на ночлег: «На бочок и спите». В ту ночь бабаня больше не кричала. Утром Гриша хотел рассказать, какое лекарство нашел для ее психики. И вдруг осознал: «нельзя говорить». Просто «делать и молчать», пока не придет полное «исцеление».

Читательский дневник по рассказу «Ночь исцеления» Екимова

Сюжет

Подросток Гриша в гостях у бабушки Дуни в донском селе. С недавних пор она начала кричать во сне. Снится война. Ее дети знают: после окрика «молчать!» она затихает. Но внук не кричит, а успокаивает плачущую бабушку. «Возвращает» ей во сне потерянные карточки на хлеб, «пускает» переночевать, когда она идет в госпиталь к мужу-фронтовику, «разрешает» набрать в лесу желудей для муки. Такое отношение лечит бабушку. И Гриша утешает, помогает ей во сне, ожидая ночи, когда придет полное исцеление.

Отзыв

В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни. Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

План рассказа «Ночь исцеления»

  1. Радость бабы Дуни от приезда внука.
  2. Слезы бабушки в снах про войну.
  3. Бабушка мешает всем спать.
  4. Окрик – не лекарство.
  5. Помощь внука в снах бабушки.
  6. В ожидании ночи исцеления от боли.

Вопросы к рассказу «Ночь исцеления»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (зимой).
  2. Что снится бабе Дуне? (война и голод).
  3. Как дети пытались ее вылечить? (визиты к врачам, таблетки, окрики).
  4. Что испытывает Гриша к плачущей бабушке? (сострадание, жалость).
  5. Какие карточки во сне обронила бабушка? (хлебные).
  6. Сколько детей бабушка растила в войну? (троих).
  7. Что делали из желудей люди в войну? (муку для чуреков, лепешек).
  8. Кого во сне Дуня навещала в госпитале? (мужа).
  9. Что делает Гриша, «приходя» в сны бабушки? (успокаивает, помогает).
  10. Чего хочет добиться Гриша своим лечением? (исцеления, выздоровления).

Анализ рассказа «Ночь исцеления»

В названии рассказа – ожидание ночи исцеления опаленной войной души родного человека. Главный герой – Гриша. Его характер дан в развитии. Подросток учится сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Он ищет и находит лекарство для душевных ран бабушки. Это не окрик, а внимание, сострадание, любовь. Случай с бабушкой помог ему повзрослеть душой, излечиться от равнодушия, понять важные вещи про жизнь, народ, войну, память.

Внук приезжает для себя – отдохнуть. Постепенно его отношение меняется. Перед ним – мама его отца. И война не в учебнике истории, а рядом. Он решил молчать о своем рецепте лечения, чтобы не разрушить веру бабушки в его слова ночью.

Поиск себя в этом мире, выбор, каким быть, как относиться к людям – одна из проблем рассказа. Гриша из нового поколения, не знавшего войны. Но не разрывает связь поколений, а разделяет боль тех, кто войну пережил. Детям бабы Дуни не хватило терпения, сочувствия, времени. Их лекарство было резким окриком. Милосердие, забота, понимание – лекарства от одиночества, душевной боли и равнодушия.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

Главная мысль

Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Ночь исцеления

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Владимир Леонидович Дуров был талантливейшим писателем, но это не основной его род деятельности. В молодости Дуров учился в военной гимназии, но увлекся цирком и полностью посвятил

Первые строчки романа повествуют нам о радости, которая переполняет Колю Плужникова. Наконец-то он закончил военное училище и думал теперь о том, как он поскорее прибудет домой.

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

Ершов Петр Павлович написал интересную сказку для детей, где главный герой Иванушка-дурачок дружит с ослом, а тот ему помогает в различных ситуациях. Хоть история простая и содержит много волшебства, в ней есть моменты

В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

  • Рассказать невозможно как пишется
  • Рассказ ярославцы герои труда
  • Рассказ яйца курицу не учат
  • Рассказ яблоко и рассвет сухомлинский текст
  • Рассказ ягель из книги зеленые страницы распечатать