Рассказ зощенко приключения обезьяны

Постановление оргбюро цк вкпб о журналах звезда и ленинград документ, принятый оргбюро цк вкпб 14 августа 1946 года. постановление

Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» — документ, принятый оргбюро ЦК ВКП(б) 14 августа 1946 года. Постановление затронуло судьбы отдельных периодических изданий, способствовало исключению Анны Ахматовой и Михаила Зощенко из Союза писателей СССР, вызвало широкий общественный резонанс. В 1988 году оно было признано ошибочным и отменено.

ПредысторияПравить

По данным исследователей, выходу постановления предшествовал ряд мероприятий, связанных с надзором за идеологической направленностью советских периодических изданий. Так, в 1943 году было принято постановление секретариата ЦК ВКП(б) «О контроле над литературно-художественными журналами». В течение двух следующих лет внимание цензоров и партийных идеологов привлекли журнал «Знамя», опубликовавший повесть Андрея Платонова «Оборона Семидворья», поэму Евгения Долматовского «Вождь», рассказы Виктора Шкловского, и журнал «Октябрь», напечатавший автобиографическое произведение Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»[1]. В августе 1945 года заместитель начальника управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Александр Еголин направил докладную записку секретарю ЦК Георгию Маленкову, в которой указал, что на страницах журнала «Звезда» появились «проникнутые мотивами страдания» стихи Ольги Берггольц, Владимира Лившица, Михаила Дудина[2], а «Знамя» стало площадкой для произведения Александра Межирова, в котором «настойчиво повторяется» одна и та же тема: «В каком сражении я умру?»[3]

В апреле 1946 года прошло заседание оргбюро, рассмотревшее вопрос о деятельности управления пропаганды. Иосиф Сталин, выступавший на этом мероприятии, сказал, что худшими советскими журналами являются «Новый мир» и «Звезда»[4]. Через несколько дней состоялось совещание идеологических работников; на нём секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов сообщил, что ряд критиков находится «на попечении у тех писателей, которых они обслуживают»[5]. Для формирования объективной картины следует привлечь к работе с управлением пропаганды «лиц, которых не стыдясь можно было бы выпустить на арену, и они будут властителями дум наших литераторов», отметил Жданов[6].

Реагируя на эти выступления, бюро Ленинградского горкома в июне 1946 года поменяло руководящий состав «Звезды»; ответственным редактором был назначен писатель Пётр Иосифович Капица, так и не приступивший к работе; одним из членов редколлегии стал Михаил Зощенко. Месяц спустя на страницах этого журнала был опубликован его детский рассказ «Приключения обезьяны», повествующий об убежавшей из зоосада мартышке и ранее уже печатавшийся в «Мурзилке». Автор произведения, по данным исследователей, не использовал своего «служебного положения»: июльский номер «Звезды» был скомпонован и подготовлен к печати прежним редактором издания[7].

Затем Жданову поступила докладная записка «О неудовлетворительном состоянии журналов „Звезда“ и „Ленинград“» от 7 августа 1946 года. Её авторы — начальник управления пропаганды и агитации ЦК Георгий Александров и его заместитель Александр Еголин — подготовили разбор «идеологически вредных и в художественном отношении очень слабых произведений», публиковавшихся в этих изданиях в течение двух лет[8]. В их поле зрения попало «полное пессимизма» стихотворение Анны Ахматовой «Вроде монолога», в котором «действительность представляется мрачной, зловещей»[9]. Рассказ Зощенко «Приключения обезьяны» был расценён Александровым и Еголиным как «порочное, надуманное произведение»: «В изображении Зощенко советские люди очень примитивны. Автор оглупляет наших людей»[10]. В записке были также упомянуты «насыщенные чувством безысходной тоски» стихи Ильи Садофьева[9] и «малохудожественные, идейно порочные» произведения Сергея Варшавского, Михаила Слонимского, Ильи Сельвинского и других писателей и поэтов[11]. В конце документа указывалось, что необходимо заменить состав редколлегии «Звезды», а существование журнала «Ленинград» «признать нецелесообразным»[12].

Через два дня, 9 августа, партийные руководители Ленинграда присутствовали на заседании оргбюро ЦК ВКП(б); на это мероприятие были приглашены и представители редколлегий толстых и тонких журналов. Редактору «Ленинграда» Борису Лихареву задавали вопросы о том, каким образом на страницы его издания попали утверждённый Главреперткомом пародийный «эстрадный номер» Аркадия Райкина и произведения Зощенко[13]; ответственного редактора «Звезды» Виссариона Саянова спрашивали по поводу «Приключений обезьяны». Судя по стенограмме, Сталин объяснял, что «это же пустейшая штука, ни уму, ни сердцу ничего не дающая»[14]. Как вспоминал впоследствии Пётр Иосифович Капица, в перерыве к редакторам подошёл первый секретарь Ленинградского горкома Алексей Кузнецов; пытаясь подбодрить земляков, он сказал Саянову: «Держи голову выше!»[1]

Непосредственно перед выходом постановления 2-е Главное управление Министерства государственной безопасности подготовило справку о Зощенко. В ней прослеживалась биография писателя, который в 1915 году ушёл из университета на фронт, был ранен, с 1921 года начал писать рассказы. По словам составителя справки Шубнякова, Зощенко в частных беседах нередко «высказывал враждебное отношение к советской цензуре, жаловался на невозможность заниматься творческой работой». Автор документа обратил внимание на критические реплики писателя по поводу отсутствия свободы творчества, а также его склонность к пацифистским настроениям, которые просматриваются в таких рассказах, как «Стратегическая задача» и «Щи». Кроме того, в справке были названы имена литераторов, входящих в «ближний круг» Зощенко, — речь шла о Михаиле Слонимском, Вениамине Каверине, Николае Никитине[15].

Творчество Зощенко в последний период времени ограничивается созданием малохудожественных комедий, тенденциозных по своему содержанию: «Парусиновый портфель», «Очень приятно».

Из справки 2-го Главного управления МГБ СССР[16]

Текст постановленияПравить

Постановление оргбюро ЦК ВКП(б), принятое 14 августа 1946 года, состояло из преамбулы и тринадцати директивных пунктов. Во вступительной части говорилось о неудовлетворительной деятельности журналов «Звезда» и «Ленинград», указывалось на недопустимость предоставления страниц «таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко» — автору «омерзительной вещи» под названием «Перед восходом солнца», и Ахматовой, являющейся «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии»[17]. Согласно постановлению, редакторы этих изданий Саянов и Лихарев не справились с «возложенным делом», а Ленинградский горком «проглядел крупнейшие ошибки журналов». Кроме того, претензии были предъявлены газете «Ленинградская правда», напечатавшей «подозрительно хвалебную» статью писателя Юрия Германа о литературной деятельности Зощенко[18].

В директивной части речь шла о необходимости пресечь появление произведений Зощенко и Ахматовой в «Звезде», о смене руководства (главным редактором этого издания был назначен Александр Еголин), а также закрытии журнала «Ленинград». В засекреченной части документа, не подлежащей публикации, был объявлен выговор второму секретарю Ленинградского горкома Якову Капустину, включившему в редколлегию «Звезды» Капицу и Зощенко (в 1950 году Якова Фёдоровича расстреляли[19]). Секретарь по пропаганде Ленинградского горкома Иван Михайлович Широков был уволен, редактор «Ленинграда» Борис Лихарев получил выговор. В постановлении указывалось, что персональную ответственность за идеологическую направленность в «Звезде» несёт первый секретарь Ленинградского обкома и горкома Пётр Попков (впоследствии расстрелян[19]). Общий контроль за выполнением предписаний возлагался на Георгия Александрова; Жданову надлежало выехать в Ленинград «для разъяснения настоящего постановления ЦК ВКП(б)»[20].

Выступления ЖдановаПравить

В последующие дни — 15 и 16 августа — прибывший в Ленинград Жданов выступил сначала на собрании партийного актива в Смольном, затем — на общегородском собрании писателей и издательских работников. Стенографическая запись сохранила речи участников второго из упомянутых мероприятий. Так, Виссарион Саянов сообщил, что рассказ Зощенко показался ему смешным произведением, поэтому он допустил «Приключения обезьяны» в печать[21]. Сотрудник «Звезды» Александр Прокофьев назвал включение Зощенко в состав редколлегии журнала ошибкой, а Ахматову — поэтессой, «у которой в силу разных причин поворота к актуальным темам нет»[22]. По словам прозаика Григория Мирошниченко, Зощенко «окончательно отплыл к чужому берегу»[23].

Обобщённая стенограмма двух выступлений Жданова была напечатана в газете «Правда» 21 сентября. За два дня до публикации Сталин передал ему короткую записку, в которой назвал доклад превосходным: «Надо поскорее сдать его в печать, а потом ещё выпустить в виде брошюры. Мои поправки смотри в тексте»[24]. В правдинской публикации отмечалось, что рассказ «Приключения обезьяны» отравлен «ядом зоологической враждебности к советскому строю»; в повести «Перед восходом солнца», по словам Жданова, Зощенко изобразил «людей и самого себя как гнусных похотливых зверей». Творчество Ахматовой было расценено докладчиком как «поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной»:

Основное у неё — это любовно-эротические мотивы, переплетённые с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обречённости. Чувство обречённости, мрачные тона предсмертной безнадёжности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой[25].

Последующие событияПравить

Фото из музея Анны Ахматовой

Постановление о ленинградских журналах было опубликовано в «Правде» 21 августа. Через две недели, 4 сентября, Союз писателей СССР исключил из своих рядов Зощенко и Ахматову как литераторов, «не соответствующих в своем творчестве требованиям Устава», согласно которому членство в организации возможно при условии «участия в социалистическом строительстве»[26]. И Анна Андреевна, и Михаил Михайлович утратили право на получение хлебных карточек. Как вспоминала позже актриса Нина Ольшевская, забравшая Ахматову в свой московский дом на Ордынке, некоторые знакомые, стремясь избежать встреч с опальной поэтессой, при её появлении на улице переходили на противоположную сторону. В то же время часть представителей интеллигенции открыто поддерживала Ахматову; в их числе — литературовед Ирина Томашевская, лермонтовед Эмма Гернштейн, поэты Ольга Берггольц и Борис Пастернак, писатель Виктор Ардов и некоторые другие[27].

Подобное произошло и с Зощенко. Как вспоминал впоследствии Леонид Утёсов слова Зощенко: «Мне теперь никто не звонит. Когда я встречаю знакомых на улице, некоторые из них, проходя мимо меня, разглядывают вывески на Невском так внимательно, будто видят их впервые. А недавно я столкнулся в переулке с писателем, хорошо знакомым, и поздоровался с ним. Автоматически. Тот на мгновение остолбенел, потом стремглав перебежал на другую сторону с криком: „Не погуби! Я не знаю тебя!“ Со мной теперь опасно водить знакомство»[28].

В первые же дни после обнародования текста постановления вышел приказ Уполномоченного Совета министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати. Первый параграф этого документа касался изъятия из книготорговой сети и всех библиотек страны произведений Михаила Зощенко; второй пункт предписывал «приостановить производство и распространение» стихотворных сборников Анны Ахматовой[29]. Позже, уже в ноябре, цензура предъявила претензии к диафильму «Галоши и мороженое» по сценарию Зощенко. В заключении цензора указывалось, что в этом экранном шоу и дети, и взрослые предстают безнравственными людьми, советская действительность изображается карикатурно, а сам диафильм является пошлым, поэтому плёнка подлежит изъятию[30].

В начале сентября в партийных организациях Ленинграда прошло более пятидесяти закрытых собраний, посвящённых постановлению. Как свидетельствуют отчёты, представленные в вышестоящие инстанции, выступающие требовали ответить на вопросы, все ли книги Зощенко и Ахматовой вынесены из библиотек, какое наказание ждёт сотрудников радио и организаторов эстрадных мероприятий, разрешавших включать в программы чтение произведений этих авторов, почему так долго разрешали «печатать пошлые произведения, портить бумагу» (реплика мастера одного из предприятий Московского района). По словам исследователя Вениамина Иофе, «кампания по травле Зощенко и Ахматовой перешла в идеологическую „массовку“». Год спустя отдел пропаганды и агитации подготовил справку в том, что «вредное влияние Зощенко и Ахматовой успешно преодолевается… Проявление богемы, беспринципных склок и приятельских отношений стали единичными и не влияют на общее направление деятельности писательской организации»[31].

Постановление затронуло и судьбы тех писателей и поэтов, чьи фамилии вскользь прозвучали либо в самом документе, либо в докладах Жданова, — речь идёт о Юрии Германе, Геннадии Горе, Александре Хазине, Владимире Орлове, отлучённых от литературы. Михаил Слонимский, произведения которого отказывались печатать все ленинградские издания, переехал в Москву и жил в разлуке с семьёй в течение семи лет. По словам Константина Симонова, «мы все упомянуты в этом постановлении, даже если там нет наших имён»[32].

Отмена постановленияПравить

Осенью 1988 года газета «Правда» сообщила, что Политбюро ЦК КПСС признало постановление «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года ошибочным, «искажающим принципы работы с творческой интеллигенцией», и отменило его. По словам историка цензуры Арлена Блюма, в прежние годы власть не желала слышать аргументы о необходимости «реабилитировать» ленинградские журналы: «До этого на все доводы… следовал исчерпывающий и не оставлявший никаких надежд ответ: „Постановления ЦК пока ещё никто не отменял“»[33].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Бабиченко Денис. Жданов, Маленков и дело ленинградских журналов // Вопросы литературы. — 1993. — № 3. — С. 201—214.
  2. Яковлев, 1999, с. 538.
  3. Яковлев, 1999, с. 539.
  4. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 3—4.
  5. Яковлев, 1999, с. 549.
  6. Яковлев, 1999, с. 550.
  7. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 4.
  8. Яковлев, 1999, с. 559.
  9. 1 2 Яковлев, 1999, с. 560.
  10. Яковлев, 1999, с. 562.
  11. Яковлев, 1999, с. 563.
  12. Яковлев, 1999, с. 565.
  13. Яковлев, 1999, с. 567.
  14. Яковлев, 1999, с. 566.
  15. Яковлев, 1999, с. 585—587.
  16. Яковлев, 1999, с. 587.
  17. Яковлев, 1999, с. 588.
  18. Яковлев, 1999, с. 589—590.
  19. 1 2 Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 25.
  20. Яковлев, 1999, с. 590—591.
  21. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 6.
  22. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 19.
  23. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 14.
  24. Яковлев, 1999, с. 606.
  25. Доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» // Правда. — 1946. — № 225.
  26. Бернгард Рубен. Зощенко. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02856-2.
  27. Ефимов Е. На этой стороне // Вопросы литературы. — 2003. — № 2. Архивировано 5 марта 2016 года.
  28. Глеб Скороходов. Леонид Утесов. Песня, спетая сердцем. 2017, ISBN 978-5-906947-26-0
  29. Горяева, 1997, с. 508.
  30. Горяева, 1997, с. 510.
  31. Иофе В. В. К пятидесятой годовщине постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград от 14 августа 1946 года // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 5.
  32. Рубашкин Александр. Ждановщина // Звезда. — 2006. — № 8.
  33. Арлен Блюм. «Звезда» после августа 1946-го // Звезда. — 2004. — № 1.

ЛитератураПравить

  • Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917—1953 / Под редакцией А. Н.Яковлева; сост.: А. Н. Артизов и О. В. Наумов. — М.: Международный фонд «Демократия» (Фонд Александра Н. Яковлева), 1999. — 868 с. — (Россия. XX век: Документы). — 1500 экз. — ISBN 5-85646-040-5.
  • История советской политической цензуры: Документы и комментарии / Составитель Т. М. Горяева. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. — С. 201—202. — ISBN 5-86004-121-7.

Родился: 9 августа 1895 г., Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империяУмер: 22 июля 1958 г., Сестрорецк, РСФСР, СССР

Сын художника-передвижника, потомственного дворянина Михаила Ивановича Зощенко (1857—1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875—1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.

Впечатления детства – в том числе о сложных отношениях между родителями – отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам.

В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ Пальто. В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной.

В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919.

Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.

В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек».

Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А.Блока, В.Маяковского, Н.Тэффи и др. В Студии познакомился с писателями В.Кавериным, Вс.Ивановым, Л.Лунцем, К.Фединым, Е.Полонской и др., которые в 1921 объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки.

Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О.Форш в романе Сумасшедший корабль. В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка.

Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др.

С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932). К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.

Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях. В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством».

Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники – А.Толстой, Ю.Олеша, С.Маршак, Ю.Тынянов и др. В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома», Зощенко издал книгу Письма к писателю – своеобразное социологическое исследование.

Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй.

После ее выхода режиссеру В.Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко Уважаемый товарищ (1930). Античеловечная советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя.

Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934).

Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.

Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды». Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее».

Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов.

После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.

), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж». В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, покольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца.

В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи.

Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном. Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печатание Перед восходом солнца было прервано.

Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой «либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками». Ответом стал очередной поток ругани в печати, книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины» (журнал «Большевик»).

В 1946, после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», партийный руководитель Ленинграда А.Жданов вспомнил в своем докладе о книге Перед восходом солнца, назвав ее «омерзительной вещью». Постановление 1946, с присущим советской идеологии хамством «критиковавшее» Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений.

Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу. Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953) и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.

«Подонки» советской литературы: как «забанили» Ахматову и Зощенко

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с М. Зощенко в январе 1926 года так отметил особенности характера писателя:

25 января “…Приехал сюда Мейерхольд, повидаться с Ленинградскими писателями, дабы заказать им пьесы. Заказал Федину и Слонимскому, но с Зощенкой у него дело не вышло. Зощенко (которого Мейрхольд как писателя очень любит) отказался прийти к Мейерхольду и вообще не пожелал с ним знакомиться, сославшись на болезненное своё состояние.

Это меня так взволновало, что я в тот же день отправился к Зощенко. Действительно, его дела не слишком хороши. Он живёт в «Доме Искусств» однако, замкнуто, насупленно. Жена его живёт отдельно. Он уже…

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с М. Зощенко в январе 1926 года так отметил особенности характера писателя:

25 января “…Приехал сюда Мейерхольд, повидаться с Ленинградскими писателями, дабы заказать им пьесы. Заказал Федину и Слонимскому, но с Зощенкой у него дело не вышло. Зощенко (которого Мейрхольд как писателя очень любит) отказался прийти к Мейерхольду и вообще не пожелал с ним знакомиться, сославшись на болезненное своё состояние.

Это меня так взволновало, что я в тот же день отправился к Зощенко. Действительно, его дела не слишком хороши. Он живёт в «Доме Искусств» однако, замкнуто, насупленно. Жена его живёт отдельно. Он уже несколько дней не был у неё. Готовит он себе сам на керосинке, убирает свою комнату сам и в страшной ипохондрии смотрит на всё существующее. “Ну на что мне моя «слава», — говорил он.

— Только мешает! Звонят по телефону, пишут письма! К чему? На письма надо отвечать, а это такая тоска!« Едет на днях в провинцию, в Москву, в Киев, в Одессу (кажется) читать свои рассказы, — с ним вместе либо Лариса Рейснер, либо Сейфуллина, — и это ему кажется страданием. Я предложил ему поселиться вместе зимой в Сестрорецком курорте, он горячо схватился за это предложение….

»

Во время строительства музея Суворова в Петербурге мозаичную картину на фасаде здания, изображающую отъезд полководца из села Кончанского выполнял художник М. Зощенко. На картине есть небольшая деталь: маленькая ёлочка в нижнем углу, выложенная пятилетним сыном художника, будущим известным писателем М. М. Зощенко.

В Сестрорецке, где на даче жил писатель, ежегодно в августе в библиотеке у памятника Зощенко проводятся праздники посвящённые его творчеству.

Википедия

Михаил Зощенко

Творчество Михаила Михайловича Зощенко, сатирика, переводчика, сценариста и драматурга, создателя комической новеллы вошло в классику русской и советской литературы благодаря,  прежде всего, его коротким юмористическим рассказам.

Возникнув в сложный, переменчивый и драматический период начала двадцатых годов, оно продемонстрировало появление на литературной арене ни на кого не похожего писателя – настолько отличался его своеобразный язык, стиль и собственный взгляд на мир от собратьев по перу, работающих в этом жанре.

Книги Зощенко мгновенно раскупались, читатели с нетерпением ожидали появления новых, а издательства спорили между собой за право их напечатать. На эстраде под аплодисменты и смех зрителей исполнялись его фельетоны и юморески. Но, несмотря на такой успех и популярность, судьба уготовила писателю немало драматических моментов.

Краткая биография М. Зощенко

Групповой портрет семьи Зощенко

Новизна Зощенко заключалась в том, что он раньше других литераторов стал писать языком, понятным абсолютно любой категории читателей, даже тем, кто только-только начинал осваивать азы грамотности. Об этом он говорил так: «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица».

Это действительно так, потому что действия его рассказов разворачивались в привычных человеку местах: коммунальных кухнях, трамваях, общественных банях, трактирах и т.д. Ситуации также описывались вполне житейские – драки, споры, неразбериха.

Таким образом, Зощенко за короткое время стал «своим», народным писателем, которого понимала и принимала основная масса читающей публики.

Темами его рассказов были порочащие человека проявления самолюбования, жестокости, мещанства, невежества. Эти пороки он описывал в яркой сатирической манере и высмеивал их своим «народным» языком. Зощенко был писателем, призывающим к чистоте отношений между людьми, что актуально и на сегодняшний день.

Происхождение и ранние годы

Краткая биография М. Зощенко

Миша Зощенко

Родина Михаила Зощенко – Петербург, дата рождения – 9 августа 1894 года. Родители его происходили из дворян и были одаренными творческими людьми.

Отец, Михаил Иванович Зощенко, был талантливым художником-иллюстратором, писал большие полотна на темы народной жизни, составлял мозаичные панно.

Мать – Елена Иосифовна Сурина, актриса и писательница, рассказывающая о жизни бедняков на страницах журнала «Копейка».

Кроме Михаила, в семье воспитывалось еще семеро детей, которых матери пришлось поднимать одной, так как глава семьи покинул их еще в 1908 году из-за проблем с сердцем. Члены семьи были очень дружными, всегда готовыми оказать помощь.

Самой жизнерадостной заводилой была старшая сестра Михаила, Елена. На протяжении всей жизни она помогала брату, а Зощенко в своих произведениях часто описывал ее всевозможные фантазии и проделки.

Остальные дети выросли и стали обычными людьми, ни за кем из них не было замечено каких-либо талантов, в отличие от их брата Михаила.

Образование

В 1903 году Мишу отдали в первый класс гимназии № 8. Учился он плохо, часто перечил учителям, из-за чего даже поднимался вопрос об исключении. Мальчику позволили продолжать учебу, благодаря прошению, поданному матерью высоким чиновникам.

Краткая биография М. Зощенко

Миша с родителями и сестрами

В 1913 году гимназия была окончена, и Михаил стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. На следующий год юношу отчислили из-за неуплаты за обучение. Ничего не оставалось, как искать работу.

Михаил устроился контролером на железную дорогу. Вскоре грянула Первая мировая, которая нарушила мирное течение жизни. Михаил решил добровольцем идти на фронт.

Сам он позже объяснял это стремление не взыгравшим в нем чувством патриотизма, а от того, что не мог сидеть на одном месте.

Несмотря на это, служил он исправно, принимал участие в боях, получил ранение, позже – отравление газами, после чего был переведен в резерв. За боевые заслуги Михаил был награжден четырьмя орденами.

Творчество

По возвращении в Петроград Михаил начал работать в уголовном розыске. Параллельно он занимался в литературной студии, руководителем которой был Корней Чуковский. Здесь он познакомился с К. Фединым, В. Кавериным, Е. Полонской, В. Ивановым. В 1921 году эти литераторы создали группу под названием «Серапионовы братья», членом которой стал и Михаил.

В период с 1920 по 1922 годы Зощенко плодотворно трудился, результатом чего стали его рассказы «Старуха Врангель», «Любовь», «Рыбья самка», книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

Краткая биография М. Зощенко

Гимназические годы

К середине двадцатых годов Зощенко был уже настолько популярным, что его называли любимым писателем представители практически всех слоев общества. Он собирал большие аудитории и вслух читал свои известные рассказы «История болезни», «Баня», «Аристократка» и другие.

Начиная с 1923 года, Михаил сотрудничает с сатирическими журналами. Под псевдонимом Назар Синебрюхов он печатается в «Дрезине», «Красном вороне», «Бузотере», «Смехаче», «Огоньке».

В 1929 году вышла книга «Письма к писателю». Она представляла собой своего рода социологическое исследование, основанное на десятках читательских писем, адресованных автору, с его личными ми.

В тридцатых годах Зощенко, вместе с другими писателями, побывал на Беломорканале. Это была чисто пропагандистская поездка, после которой он долго находился в удручающем состоянии. Под впечатлением от нее Михаил в 1934 году написал повесть «История одной жизни», в основу которой легла биография одного реального преступника.

Краткая биография М. Зощенко

Жена Вера Кербиц

Повесть «Возвращенная молодость», написанная в 1933 году, еще до «Истории одной жизни», явилась попыткой избавиться от психического напряжения, вызванного поездкой. Ее можно назвать психологическим исследованием, которым заинтересовались не только читатели, но и представители научной среды.

В 1935 году вышел сборник рассказов «Голубая книга». В него были включены произведения, действие в которых относится к настоящему и прошлому. Он явился продолжением «Возвращенной молодости», но не был понят читателем, а цензура запретила Зощенко впредь издавать произведения, нарушающие принципы «положительной сатиры».

Еще одна сторона таланта Зощенко раскрылась при написании детских рассказов. Они выходили на страницах детских изданий «Чиж» и «Ёж».

За десять лет (с 1930 по 1940 годы) писателем было создано около двадцати пьес, среди которых: «Под липами Берлина», «Черный принц», «Тарас Шевченко», «Уважаемый товарищ» и другие.

Когда началась Великая Отечественная война, Зощенко, не раздумывая, подал заявление на фронт. Но из-за имеющейся у него серьезной болезни сердца, ему было отказано. Писатель уехал в эвакуацию в Алма-Ату, где устроился на работу в сценарный отдел филиала «Мосфильма».

В Москву из Казахстана Михаил вернулся в 1943 году и приступил к работе в журнале «Крокодил». В этом же году журнал «Октябрь» начал публиковать главную повесть его жизни «Перед восходом солнца».

Краткая биография М. Зощенко

Зрелые годы

Печать повести была прекращена после того, как ее прочитал Сталин. Вождь был в ярости. На Зощенко посыпались обвинения и брань критиков. Не согласившись с ними, писатель отправил Сталину письмо.

Прямого ответа он не получил, но гонения на него усилились. Он был уволен из редакции «Крокодила» и лишен продуктового пайка. Положение Михаила было плачевным, он оказался буквально на пороге нищеты.

Еще одной плохой новостью для Зощенко стало известие о том, что журнал «Звезда» разместил на своих страницах рассказ «Приключения обезьяны», даже не поставив в известность автора.

Цензоры тут же усмотрели в этом рассказе намек на то, будто Зощенко считает, что обезьяны в СССР живут лучше людей.

Было организовано писательское собрание, на котором рассматривалось постановление ЦК ВКП(б) 1946 года в отношении Ахматовой и Зощенко.

Писатель выступил с речью о том, что его честь не позволяет ему мириться с тем, что его называют «подонком литературы». В результате этих событий Ахматова и Зощенко были исключены из Союза писателей.

Краткая биография М. Зощенко

Памятник в Сестрорецке

Семья Зощенко в буквальном смысле вела нищенское существование, от голода у Михаила опухали ноги. Большую квартиру в доме писателей он обменял на маленькую, где продолжал работать над своими произведениями.

В 1947 году вышел сборник рассказов о партизанском движении, а в 1948 году – его перевод романа финского прозаика Лассила «За спичками» без указания фамилии переводчика.

Свое отношение к постановлению 1946 года Зощенко снова попытался высказать в 1954 году во время встречи со студентами из Англии. После этого начался очередной круг травли, в результате которой обострилось его хроническое душевное заболевание. От полноценной писательской работы Михаил был вынужден отказаться.

В 1953 году Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, но, к тому времени это уже мало ему помогло и принесло лишь кратковременное улучшение состояния.

В 1956 году была издана книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в год смерти – «Рассказы и фельетоны».

Главные произведения

Из произведений М. Зощенко сложно выделить лучшие, потому что все они несут в себе доброе начало, направленное на борьбу с невежеством, мещанством и жестокостью.

Автобиографическая повесть «Перед восходом солнца» – это своего рода исповедь о том, как автор пытался одержать верх над меланхолией и преодолеть страх жизни. Для этого, считал он, необходимо пересмотреть свои детские страхи и побороть их.

Краткая биография М. Зощенко

Памятник на месте захоронения

Начиная анализировать детские воспоминания, автор обнаруживает, что все они основаны на мрачных и трагических событиях. Повесть состоит из маленьких глав, каждая из которых повествует об определенном впечатлении. Здесь и самоубийство студента, и фронтовая газовая атака, и неудачная любовь, и страшная боязнь нищеты и унижения.

Автор видит, как рушится все, во что он верил – любовь, честь, мораль. Перед его глазами – опустившиеся люди, хохот солдат, режущих свинью, голодный Петроград. В итоге, вместо повести о торжестве разума у Зощенко получился своеобразный жизненный отчет о бесполезности борьбы с самим собой.

Последние годы

В последние годы писатель жил на своей даче в Сестрорецке. В начале весны 1958 года Михаил Михайлович сильно отравился никотином, вследствие чего у него произошел спазм сосудов головного мозга. Писатель перестал узнавать близких, лишился возможности разговаривать. Проведя в таком состоянии несколько месяцев, Зощенко ушел из жизни 22 июля 1958 года.

Власти запретили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища, поэтому его тело предали земле на местном кладбище Сестрорецка.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1894 Год рождения писателя
1903 Поступление в гимназию
1913 Поступление в Петербургский университет
1915 Уход на войну добровольцем
1917 Служба в Петрограде комендантом Почтамта
1918 Служба в Кронштадте
1919 Возвращение в Петербург
1920 Начало литературной карьеры. Женитьба
1921 Вступление в группу «Серапионовы братья»
1922 Выход «Рассказов Назара Ильича, господина Синебрюхова»
1924 Выход книги «Веселая жизнь»
1927 Завершение книги «О чем пел соловей»
1928 Выход сборника «Нервные люди»
1929 Публикация книги «Письма к писателю»
1930 Завершена пьеса «Уважаемый товарищ»
1934 Избрание в члены правления Союза писателей
1941 Эвакуация в Алма-Ату
1943 Публикация повести «Перед восходом солнца»
1946 Исключение из Союза писателей. Травля
1953 Восстановление в Союзе писателей
1956 Возобновление издания книг писателя
1958 Не стало Михаила Михайловича Зощенко

Интересные факты

  • после революции Зощенко сменил много профессий, среди которых были: работник почты, сотрудник уголовного розыска, инструктор по разведению кроликов;
  • когда отец декорировал фасад музея Суворова мозаикой, он доверил сыну выложить нижнюю левую еловую веточку своими руками;
  • среди всех предметов гимназической программы хуже всего у Зощенко дела обстояли с русским языком и литературой;
  • за сочинение на аттестат зрелости гимназист Зощенко получил единицу;
  • в детстве после смерти отца Михаил пережил очень сильное потрясение, которое сопровождало его всю жизнь, а к старости сделало общение с ним практически невыносимым;
  • писатель не любил, когда к нему на улице подходили поклонники. Он говорил в таких случаях, что просто имеет внешнее сходство с писателем, но фамилия его не Зощенко;
  • Зощенко был награжден орденами Российской империи Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны IV степени, Святой Анны III степени с мечами и бантом;
  • в 1939 году Зощенко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Память о писателе

Улицы Калининграда, Сестрорецка, Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России названы именем Зощенко.

В Санкт-Петербурге существует литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко.

Именем писателя названа одна из библиотек Санкт-Петербурга.

В честь М. Зощенко назван астероид, открытый в 1980 году.

В Сестрорецке у памятника Зощенко каждый год в августе проводится праздник, посвященный его творчеству.

Ссылки

http://zoschenko.lit-info.ru/zoschenko/bio/popov-zoschenko/index.htm Сайт о жизни и творчестве М. Зощенко

https://spb-gid.ru/vremyapreprovozhdenie/interesting-museums/muzej-zoshhenko-peterburg/ Квартира-музей М.М. Зощенко в Санкт-Петербурге

https://www.youtube.com/watch?v=fEa0fruX70I Игорь Ильинский о М. Зощенко

Краткая биография Зощенко

Краткая биография М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко был рожден 29 июля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был художником. В детские годы у Михаила не складывались отношения с родителями, что повлияло на него в будущем. К литературному творчеству Михаил обратился в детстве, уже в возрасте восьми лет, он пробовал писать свои первые стишки, а в тринадцать написал свой первый рассказ.

В 1913 году он стал студентом Санкт-Петербургского университета на юрфак. Однако, закончить свое образование не смог, так как началась Первая мировая война.

Он отправился на фронт как доброволец, где командовал целым батальоном. Учеба отошла на второй план, а вот поэзия – нет, даже в эти годы он не прекращал писать.

Через два года его демобилизовали по причине болезни сердца, которую он получил при отравлении газом.

Вернувшись на родину, он написал несколько рассказов, которые так и не опубликовал, а через пару лет становится добровольцем Красной Армии, и в течение года воюет. Снова вернувшись в родные края, автор работает на всевозможных работах. Пишет смешные неопубликованные произведения.

В 1919 году Михаил Михайлович работает в творческой студии, где руководит занятиями К.И. Чуйковского, который по достоинству оценил его творчество. Там он познакомился с другими писателями, с которыми в 1921 году объединился в литературную группу, называвщуся «Серапионовы братья». Группа выступала за свободу творчества от политической опеки.

В период с 1920 по 1921 год Зощенко пишет первые свои рассказы, которые были напечатаны. Так же он выпускает книгу, где напечатан цикл рассказов. Таким образом, он перешел в профессиональную литературную деятельность.

Автор быстро становится известным, фразы в его публикациях становились крылатыми выражениями. Становится самым популярным автором.

Рассказы написанные Зощенко и рассказанные на публику становятся любимы среди всех слоев населения.

В 1929 году издает книгу “Письмо к писателю”, в которой проводит необычной исследование. Она состояла из множества сотен писем читателей, которые были адресованы автору, и его отзывы о них.

Данная книга была неожиданным поворотом для большинства его читателей, которым привычными были его смешные истории. С выходом книги, режиссёру В. Мейерхольду поступил запрет на пьесу Михаила Михайловича «Уважаемый товарищ».

Следующая его повесть под названием Возвращенная молодость, вызвала заинтересованность в научной среде, ее обсуждали многие академики, книгу рецензировали в научных изданиях.

Следом он публикует еще одну – Голубая книга, из-за которой ему запрещают печатать произведения, выходящие за границы положительной сатиры. Истинный талант писателя открывается в написании рассказов для детей в детских журналах.

В 1930 годы Зощенко усердно трудился над написанием книги, которая по его мнению была самым главным в жизни. Отечественная война не стала помехой для продолжения написания книги, однако, писал он ее в Алма-Ате, куда был эвакуирован, так как отправиться на фронт не мог из-за больного сердца.

Написанная книга обрушила на автора множество негативной критики со стороны читателей, его массово травили и запрещали издание книг. В 1954 году начался новый круг травли, который вызвал у автора осложнение душевной болезни, что повлияло на работоспособность.

После ухода Сталина, Зощенко смог издать одну книгу, принесшую ему небольшое душевное облегчение.

Михаил Михайлович Зощенко ушел из жизни 22 июля 1958 года в родном городе, который на тот момент назывался Ленинградом.

Зощенко: Биография кратко самое важное

А полностью здесь >>> Вся биография Зощенко

Михаил Зощенко: биография и творчество для детей кратко

Зощенко Михаил Михайлович (годы жизни 1894 — 1958), русский (советский) писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.

Михаил Зощенко появился на свет 10 августа 1894 г. в Санкт-Петербурге.

  • Отец писателя — Михаил был художником, а мать Елена — актрисой.
  • Кроме Михаила в семье Зощенко было еще семеро детей.
  • Несмотря на дворянское происхождение, семья Зощенко была небогатой.
  • О своём детстве Зощенко впоследствии писал в цикле рассказов для детей:
  • Лёля и Минька (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать)
  • где Минька — это и есть Михаил Зощенко, а Лёля — его старшая сестра.
  • Еще в детском возрасте Миша Зощенко пытался что-то писать.
  • В возрасте 8 лет, он уже сочинял стихи, а в 13 лет написал свой первый рассказ.

В восемь лет Мишу отвели в гимназию. Учился Зощенко неважно, и особенно по русскому языку, на экзамене он даже получил единицу за сочинение!

Великий писатель сам очень этому удивлялся, ведь он с детства мечтал стать сочинителем. Но факт остается фактом.

Окончив гимназию (1913) Михаил Зощенко поступил в университет на юридический факультет. Но уже через год его отчислили за неуплату обучения.

Вскоре началась Первая мировая война и Зощенко решает идти на военную службу.

Итак, в 1915 году Зощенко ушёл на фронт, командовал батальоном, получил четыре ордена, был много раз ранен, а после отравления газами его отправили в запас.

Вернувшись в Петроград, Зощенко зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, милиционера… Ему приходилось штопать штаны и вырезать стельки. Он даже разводил кроликов и кур.

После Октябрьской революции 1917 года — он вступил в Красную Армию и воевал, пока его не демобилизовали по болезни.

Вскоре М Зощенко встречается с Корнеем Чуковским, который ведет литературную студию. В этой студии Михаил начал вырабатывать свой стиль, благодаря которому его произведения приобрели огромную популярность.

В 1918 году Михаил Зощенко познакомился с Верой Кербиц. Они поженились летом 1920 года.

  1. Единственный сын Михаила Зощенко — Валерий Зощенко — родился весной 1922 года.
  2. Свой первый сборник рассказов Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек!
  3. Они раскупались мгновенно, а сам Зощенко становится одним из самых известных и читаемых писателей в Советской России.

Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни, Беда были известны и любимы миллионами. Высоко ценили творчество Зощенко писатели — Чуковский, Горький, А.Толстой, Олеша, Маршак…

Краткая биография М. ЗощенкоМихаил Зощенко фото писателя

Но не все произведения Зощенко читатели и критики принимают с восхищением. Например, в 1929 году прозаик выпустил книгу Письма к писателю.

Книга вызвала недоумение у поклонников таланта Зощенко и негативную реакцию властей.

С детства чувствительный и ранимый Михаил Зощенко погружается в депрессию, которая усугубляется после поездки по Беломорканалу в 30-е годы, где он увидел все ужасы, происходящие в сталинских лагерях и испытал настоящий шок.

В тяжёлый период писатель сосредоточил силы на написании рассказов для детей. Они публикуются в журналах Чиж и Ёж. Эти рассказы вошли в сборник Леля и Минька. Спустя несколько лет вышел второй сборник рассказов для детей, названный Самое главное.

Когда началась Великая Отечественная война (1941) пойти на фронт Зощенко не мог из-за болезни сердца, хотя с первых же дней войны подал заявление в военкомат, вызвавшись добровольцем на фронт. Но медкомиссию писатель не прошел.

  • Позже писателя эвакуировали в Алма-Ату.
  • В эвакуации литератор трудился на студии Мосфильм.
  • Весной 1943-го Зощенко приехал в Москву, где работал в журнале Крокодил.

В 1943 в журнале Звезда были изданы главы его книги — Перед восходом солнца. В ней Зощенко, основываясь на трудах учёных, попытался научно обосновать победу над депрессией.

В этой книге писатель на десятилетия опередил многие открытия науки. Но в то время публикация вызвала огромный скандал, на писателя был обрушен шквал ругани, и печатание (Перед восходом солнца) было прекращено.

Усугубила положение писателя перепечатка детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди.

Вскоре появилось постановление ЦК ВКПБ (1946), где Зощенко обозвали трусом пошляком и врагом советской литературы.

До 1956 не вышло ни одной книги Зощенко. Чтобы не голодать известный писатель вынужден работать сапожником. В последние годы жизни писатель занимался переводами, работал в журналах ‘Крокодил’ и ‘Огонек’.

Сердце Михаила Зощенко остановилось 22 июля 1958 года (в Ленинграде в возрасте 63 лет). Похоронили Зощенко в Сестрорецке.

Вы читали краткую биографию М М Зощенко. Это краткая биография для детей и школьников разных классов, а также для всех, интересующихся жизнью писателя Михаила Зощенко. Спасибо за ссылку на: zoshhenko.ru

Михаил Зощенко – Биография (КРАТКО)

Краткая биография М. Зощенко

Зощенко Михаил Михайлович (1894— 1958), писатель.

Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени относятся первые литературные опыты Зощенко (заметка о современных писателях, наброски новелл).

В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.

В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

В 1920—1921 гг. появились его рассказы.

В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Первая книга писателя вышла в 1922 г. под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Затем появились «Разнотык» (1923 г.), «Аристократка» (1924 г.), «Весёлая жизнь» (1924 г.). Публикация их сразу сделала автора знаменитым.

К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

В 1929 г. он издал книгу «Письма к писателю», в которой от лица разных граждан рисовал многие негативные стороны советского быта. Сам он по этому поводу замечал: «Я пишу только на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». После выхода книги режиссёру В. Э. Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ» (1930 г.).

Произведения Зощенко, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки», перестали печатать. Однако сам писатель всё чаще высмеивал жизнь советского общества.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.

Следствием этой идеологической кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей после смерти И. В. Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.

Умер 22 июля 1958 г. в Ленинграде, похоронен в Сестрорецке.

Я был пытливым подростком и время от времени копался в книгах и брошюрах, оставшихся после смерти Н. Вишнякова.

Имелось, например, собрание сочинений И. Сталина. Единственный раз заглянул в один из томов, удивился косноязычию вождя и больше не трогал. Однажды попалась брошюра с докладом А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград». Она заинтересовала больше. Кто такая Ахматова, я не знал, но Зощенко мне нравился. Наш тренер Б. Рассохин во время поездок на соревнования читал наизусть смешные рассказы этого автора. Секретарь ЦК ВКП(б) Жданов разделывал Зощенко и Ахматову, как бог черепаху. Особенно досталось писателю, который был назван подонком литературы. Поводом для публичной порки Зощенко стал рассказ «Приключения обезьяны», опубликованный в журнале «Звезда» № 5 — 6 за 1946 год. Рассказ легко найти в интернете, желающие могут оценить, достоин ли он высочайшего внимания. По-моему, обыкновенный, каких у литератора сотни. Главный идеолог страны просто нашел, к чему придраться. Ахматовой тоже не поздоровилось. Ее поэзия была охарактеризована как пустая, бессодержательная, аполитичная. Даже мне, ребенку, было понятно, что вести дискуссии в таком тоне по отношению к людям искусства, да вообще к кому бы то ни было, непозволительно. Жданов остался в истории СССР, в первую очередь, этим своим хамским докладом. Он назвал внутренний мир М. Зощенко мерзкой душонкой. На самом деле омерзительно выглядел сам Жданов, оставив о себе гадкую память.

Когда повзрослел, возникли вопросы: почему ЦК КПСС привязался к Ахматовой и Зощенко? На основы государства своими произведениями литераторы не посягали, строить социализм не мешали. Создалось ощущение, что писатели попали под замес. При детальном изучении реалий того времени предположение подтвердилось. Гонения на Анну Андреевну и Михаила Михайловича стали частью ожесточенной борьбы в ближайшем окружении Сталина. Иногда противостояние панов идет во благо холопам. Непримиримое соперничество заместителей бывшего губернатора (Отрощенко и Дудукина) позволило Ржеву восстановить дамбу своими силами. Ненависть друг к другу секретарей политбюро ВКП(б) Жданова и Маленкова рикошетом ударила по Зощенко и Ахматовой. Плюс недовольство Сталина некоторой либерализацией в стране, которая произошла после победы над фашистской Германией. 

Население, в первую очередь интеллигенция, ожидало снятия многих запретов, возможности более свободно высказывать мысли. К тому же домой возвратились воины Красной армии. Во-первых, с психологией победителей. Во-вторых, увидев воочию, как живет «загнивающий и вырождающийся» Запад. Оказалось, гораздо лучше, чем граждане СССР при «самом передовом строе в мире». Сталин с его маниакальной мнительностью такого потерпеть не мог. И в стране победителей стали закручиваться идеологические гайки. Это было одной из причин появления постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 года. Вторая причина — борьба внутри ЦК между лениградской группировкой, которую представляли Жданов и Кузнецов, и тандемом Маленков — Берия. Маленьким триумфом М — Б стал факт, что секретарь по идеологии Жданов вынужден был бомбить ленинградские журналы.

В качестве основных мишеней были избраны самые знаменитые питерские литераторы Ахматова и Зощенко. На их примере Сталин и его клика должны были показать, что для них авторитетов нет.

Нужно было ввести в страх и трепет всю интеллигенцию страны. Удар был направлен и по ленинградской партийной организации, которая спустя несколько лет, после смерти Жданова, была разгромлена и репрессирована. Но для страны расправа с Зощенко и Ахматовой стала шоком.

Судя по тому, что брошюра с докладом Жданова имелась у Вишнякова, она была широко распространена по самым дальним уголкам СССР. Изучалась, обсуждалась. Писатели и поэты твердо усвоили, что произведения, где нет слов «партия», «Сталин», «коммунизм», являются враждебными. Вспоминается, как после выхода очередного литературного альманаха «Город над Волгой» советник главы города Астраханкина на полном серьезе призывала ржевских поэтов и прозаиков создавать произведения, прославляющие доблестный труд А. Щетинина и возглавляемой им администрации. Это было спустя 65 лет после описываемых нами событий. Как видим, стремление поучать неистребимо. 

В СССР считалось, что каждый первый секретарь райкома КПСС является специалистом в любой области. А уж секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии является непревзойденным знатоком в литературе, музыке, кино, театре, изобразительном искусстве. Вслед за постановлением от 14 августа вышло еще одно, от 26 августа 1946 года «О репертуаре драмтеатров и мерах по его улучшению». 4 сентября — «О кинофильме «Большая жизнь», где режиссеров учили, как снимать кино. Были подвергнуты критике неправильные композиторы («сумбур вместо музыки»). Тупые, невежественные чинуши лезли руками в души гениев искусства. Абсурд: Жданов учит Ахматову, как писать стихи, а Зощенко — как сочинять рассказы. Герой известного фильма сказал бы: «Поучи жену щи варить».

Однако в 1946 году ЦК ВКП(б) обладал безграничной властью. Ахматова и Зощенко стали изгоями. Их исключили из союза писателей, лишили возможности печататься, изъяли продуктовые карточки. Литераторов обрекли на полуголодное существование. Знакомые, завидев их, переходили на другую сторону дороги. В 1946 году Ахматовой было 57 лет, а Зощенко — 52. Это были зрелые люди, достойно перенесшие трагедию. Зощенко, кстати, не покаялся и высказывал несогласие с постановлением. В связи с чем в 1954 году начался новый виток его травли. Ему было отказано в начислении пенсии.

Печальные события укоротили жизнь классиков русской литературы. Михаил Михайлович умер 22 июля 1958 года, похоронен на кладбище в Сестрорецке под Петербургом. Анна Андреевна ушла из жизни 5 марта 1966 года в санатории в подмосковном Домодедове. Похоронена в Комарове Ленинградской области. Жданов умер 31 августа 1948 года от сердечного приступа в санатории «Валдай», прожил 52 года. Исследователи называют его смерть неожиданной и загадочной. Некоторые считают, что ему помогли умереть. 

Прошло 70 лет, а до сих пор стыдно за нашу власть. 

  • Рассказ зощенко и название сборника 9 букв сканворд
  • Рассказ зощенко елка о чем рассказ
  • Рассказ зощенко бабушкин подарок распечатать
  • Рассказ зотова рябина кабан заяц русак
  • Рассказ зощенко великие путешественники распечатать