Рассказ золотая рыбка приставкин слушать

Краткое содержание рассказа золотая рыбка приставкин рассказ золотая рыбка это очень трогательная история о военном детстве. а. приставкин вспоминает

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Рассказ «Золотая рыбка – это очень трогательная история о военном детстве. А. Приставкин вспоминает об истории, которая случилась с его сестрой в детском доме. Автор сделал упор на милосердии, на сострадании и умении прощать.

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик. Брат Люсеньки.
  • Люсенька. 6 лет. Голодная, худая, несчастная.
  • Инна. Старшая девочка. 16 лет. Справедливая и честная.

Приставкин «Золотая рыбка» в сокращении

А. Приставкин «Золотая рыбка» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик вспоминает, что в детдоме, в котором в период войны жила его сестра, был аквариум с 10 красивыми рыбками. Его доставили туда из столицы. Он стоял в спальне девчонок. Девочкам нравилось ухаживать за рыбками и любоваться ими.

Однажды они заметили, что золотые рыбки стали пропадать: сначала – одна, затем – вторая. Их обглоданные головы валялись в углу комнаты.

Девочки решили выследить и поймать вора ночью. Им оказалась шестилетняя Люсенька. Ослеплённая включённым светом, она сильно прижимала к животику мокрую рыбёшку. Капельки воды стекали по её худенькому тельцу с голубоватой кожей.

Инна, самая старшая из девчонок, побежала к ночной нянечке и выпросила у неё ломтик хлеба, чтобы покормить страдающую от голода малышку.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Художественный вымысел и реальность

А. Приставкин — рассказ «Золотая рыбка». Сюжет рассказа несложен. Рассказчик говорит о своем военном детстве, о маленькой сестренке, отправленной в детский дом.

Голод Люсеньки был так силен, что она тайком ела рыбок, доставая их ночью из аквариума. Поняв это, старшие девочки затем позаботились о Люсеньке.

Интересно, что в реальности со­бытия развивались по-другому. А. Приставкин вспоминал, что за этих рыбок девочки избили Люсеньку до полусмерти.

В рассказе же мы видим совершенно иной финал. Тем самым писатель призывает читателей к добру и милосердию, препо­дает нам урок человечности.

Сжатый пересказ «Золотая рыбка»

«Золотая рыбка» А. Приставкин краткое содержание:

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «Золотой рыбки» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Вывод

Данный рассказ учит человечности, показывая жестоких людей, которые не понимали тяжелой жизни героини. Приставкин показывает отрицательное отношение к войне, ведь именно военные события заставили пойти на такой шаг, девочка попросту долго голодала.

Краткое содержание Приставкин Золотая рыбка для читательского дневника

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

Читать краткое содержание Приставкин — Золотая рыбка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Приставкин — Золотая рыбка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главную героиню романа зовут Консуэло. Она не обладает красотой и достатком, совсем не знает своего отца. Она – дочь цыганки с прекрасным голосом. Видя талант и исключительное трудолюбие девушки

Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него

Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть

Мы узнаем историю одного дня троих маленьких ребят. Её нам рассказывает один из мальчиков, который гуляет со своими друзьями — Мишкой и Алёнкой. Втроём они наблюдают за грузовиком с ёлкой. Им сразу становится интересно такое событие. 1 класс

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Рассказ «Золотая рыбка – это очень трогательная история о военном детстве. А. Приставкин вспоминает об истории, которая случилась с его сестрой в детском доме. Автор сделал упор на милосердии, на сострадании и умении прощать.

Краткое содержание рассказа «Золотая рыбка» Приставкин

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик. Брат Люсеньки.
  • Люсенька. 6 лет. Голодная, худая, несчастная.
  • Инна. Старшая девочка. 16 лет. Справедливая и честная.

Приставкин «Золотая рыбка» в сокращении

А. Приставкин «Золотая рыбка» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик вспоминает, что в детдоме, в котором в период войны жила его сестра, был аквариум с 10 красивыми рыбками. Его доставили туда из столицы. Он стоял в спальне девчонок. Девочкам нравилось ухаживать за рыбками и любоваться ими.

Однажды они заметили, что золотые рыбки стали пропадать: сначала – одна, затем – вторая. Их обглоданные головы валялись в углу комнаты.

Девочки решили выследить и поймать вора ночью. Им оказалась шестилетняя Люсенька. Ослеплённая включённым светом, она сильно прижимала к животику мокрую рыбёшку. Капельки воды стекали по её худенькому тельцу с голубоватой кожей.

Инна, самая старшая из девчонок, побежала к ночной нянечке и выпросила у неё ломтик хлеба, чтобы покормить страдающую от голода малышку.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Художественный вымысел и реальность

А. Приставкин — рассказ «Золотая рыбка». Сюжет рассказа несложен. Рассказчик говорит о своем военном детстве, о маленькой сестренке, отправленной в детский дом.

Голод Люсеньки был так силен, что она тайком ела рыбок, доставая их ночью из аквариума. Поняв это, старшие девочки затем позаботились о Люсеньке.

Интересно, что в реальности со­бытия развивались по-другому. А. Приставкин вспоминал, что за этих рыбок девочки избили Люсеньку до полусмерти.

В рассказе же мы видим совершенно иной финал. Тем самым писатель призывает читателей к добру и милосердию, препо­дает нам урок человечности.

Сжатый пересказ «Золотая рыбка»

«Золотая рыбка» А. Приставкин краткое содержание:

Во время войны девочка Люся попадала в приют, где оказалась самой юной воспитанницей.

В помещении спальни стоял аквариум с изумительными рыбками. Ребята любили в свободное время наблюдать за обитателями аквариума.

Однажды девочки заметили, что рыбок в аквариуме с каждым днем становится все меньше, а в углу комнаты лежат остатки рыб. Ночью, решив поймать воришку, девочки обнаружили у аквариума Люсю.

Подростки поняли, что страдающая от голода малышка тайно кушала рыбок. Одна из девочек тут же побежала к няне за кусочком хлеба для маленькой подруги.

Автор призывает читателей оставаться неравнодушными, несмотря на все тяготы жизни.

Читайте также: В. Сорокин «Голубое сало» Краткое Содержание Романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Золотой рыбки» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Вывод

Данный рассказ учит человечности, показывая жестоких людей, которые не понимали тяжелой жизни героини. Приставкин показывает отрицательное отношение к войне, ведь именно военные события заставили пойти на такой шаг, девочка попросту долго голодала.

Тема урока:
Знакомство с творчеством

Анатолия
Игнатьевича Приставкина.

Рассказ «Золотая
рыбка»

Цель урока: Создание условий для осмысления нравственной
проблематики рассказа А.И. Приставкина «Золотая рыбка»

Задачи:- Познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина,
реальной основой рассказа.

— Способствовать пониманию авторского замысла.

 Способствовать формированию навыков анализа художественного
текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной
устной речи.

Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности,
как доброта, сострадание, милосердие.

Ход
урока

Эпиграф
к уроку

Я не только боялся
писать

 о тех страшных
военных днях,

я боялся
прикоснуться к ним

даже
памятью: это было больно
.

А.
Приставкин

1.
Актуализация знаний.

—   Прочитайте эпиграф
к уроку. О чем эти строки?

 —   Какие
чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?

2.
Сообщение темы урока.

        
Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия.
Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы,
убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же ,
как мы. Молодые, пожилые, красиые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же
землю несчастья и кровь.
Берут грех на душу.

        
Но ведь и страдают люди! Такие же , как мы. И среди них те, кто
только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист
душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их
вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной
территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны.

        
Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала
близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребенку. Он не был на
поле боя, не был на оккупированной территории, он был в тылу, но то, что
пережила маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже взрослым,
он попытался нам рассказать в своих произведениях, с одним из них мы
познакомились с вами на внеклассном чтении с повестью «Ночевала тучка золотая…»

        
Итак,
перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель —
Анатолий Приставкин.

3.    
Изучение нового материала.

Знакомство
с биографией писателя.

     
Родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской
области.
Отец – Приставкин Игнат Петрович. Мать – Дорофеева Евдокия
Артемовна. Супруга – Приставкина Марина Юрьевна, журналист. Сын – Иван. Дочери:
Дарья и Мария.

image001Дед
Анатолия, Петр Приставкин, вернувшись в 1905 году из Санкт-Петербурга,
рассказывал односельчанам о забастовках, манифесте царском, за что его взяли
под стражу – прислали целую роту солдат, а в селе еще долго звали
революционером.

 
Игнат Петрович Приставкин, отец писателя, унаследовал фамильные черты –
стойкость и твердость в достижении цели, которые проявил на фронте, где воевал
4 года. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои
личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под
пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии. Игнат
Петрович Приставкин работал плотником, краснодеревщиком, газовщиком.

У
Анатолия же с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились
колодки – отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья
Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8
квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры
– колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой
под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных. И
все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни –
еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно
болела.

    
Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать
вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, и все, что
досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В
детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них
встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с
продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с
произведениями В. Гюго. Некоторые ребята изображали кино в лицах – фильм «Цирк»
Приставкин знал наизусть еще с тех времен. А картину «Багдадский вор», которая
произвела на мальчишку огромное впечатление, он сам пересказывал много раз и
всегда как будто переносился в совершенно другой, сверкающий и далекий мир.

  
С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны –
Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации
чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских
беспризорников. До сих пор у Анатолия Игнатьевича хранится предмет, оставшийся
с тех времен, – финка, сделанная для детской руки. К счастью, она не стала его
оружием, скорее всего, чеховское, толстовское, горьковское начало не дало
Анатолию пойти по иному пути.

    
О том времени Приставкин через некоторое время скажет: «В самой середке войны
тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и
инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков,
беспризорные и жулики… Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали
себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не
боялись, особенно когда нас было много». Однако смелость этих «мальков» имела
совсем иные корни и не походила на обычную мальчишескую бесшабашность – это
была смелость отчаяния, которую волей-неволей должен был развить в себе
ребенок, попавший в крайние обстоятельства и бедствующий на последнем пределе.

  
К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай… Детей почти месяц
везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда
их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята
не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай
Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они
прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, – дети не
видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта
тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий
коридор». Впоследствии этот символ «человеческого коридора» сопутствовал
писателю на протяжении всей жизни, и он не переставал идти по нему, ощущая
поддержку людей, готовых вывести его в будущее.

      
Работать Приставкин начал в 12 лет
.

        
Сегодня
на уроке мы познакомимся с его удивительным рассказом «Золотая рыбка»

Чтение
рассказа.

Анатолий
Приставкин.

Рассказ
«Золотая рыбка»

  Когда
началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был
аквариум с рыбками. 


    Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне
девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с
голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. 

   
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а
самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки,
были очень занятыми девочками.

    
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,
меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто
никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. 

     
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели. 

   
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь.
В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в
аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только
шевелили задумчиво радужными плавниками. 

    
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в
аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум 

 
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую
рыбку. 
— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. 

  
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по
голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

 Они
впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое,
без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с
голубыми жилками. 

    
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек
хлеба, та проворчала: 
— Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? 
И Инна ответила:                          
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.

 Анализ
содержания рассказа.

        
Где и когда происходит действие?

        
В комнате жили (сколько?) девочек, и рыбок в аквариуме было?

        
Найдите описание рыбок в тексте.

        
Найдите описание маленькой Люсеньки. Кого напоминает Люсенька?

        
Когда девочки заметили это сходство?

        
Как девочки заботились о рыбках?

        
О чем говорит последняя фраза Инны? Что будет дальше с
Люсенькой?

        
Согласны ли вы с тем, что в своем тексте автор рассказывает не
только о голодном послевоенном детстве, но и о зарождении милосердия и
человечности? 

4.    
Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?

5.    
Домашнее задание.

Напишите письмо от имени одной из
девочек. в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

Антон Чехов — Смерть чиновника:
Краткое содержание

Мелкий чиновник по хозяйственной части, экзекутор Иван Дмитрич Червяков наслаждается в театре «Корневильскими колоколами» (французской комической оперой). Внезапно для самого себя он чихнул. Иван Дмитрич аккуратно утерся платочком и огляделся: «не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием».

Оказалось, его слюна попала на лысину впередисидящего старого генерала Бризжалова. Тот, что-то с неудовольствием бормоча, вытирался перчаткой. К счастью, он служил в ведомстве путей сообщения и к непосредственным начальникам Червякова не относился. Однако ситуация все равно была неловкой. Как человек вежливый, Червяков поспешил извиниться. Генерал извинения принял и отвернулся. Червякову было не по себе: генерал казался ему раздраженным. В антракте он отыскал Бризжалова и вновь рассыпался в извинениях. Тот аж в лице переменился и уверил, что все «забыл». Опера потеряла для Червякова всякую прелесть.

Уже дома он согласился с советом жены, прилично одевшись, сходить к генералу на прием и объясниться как следует. Но генерал и слушать не захотел. Тогда Иван Дмитрич дождался, пока уйдет последний проситель, и вновь вошел в приемную. В ответ на его «раскаяние» Бризжалов сморщился и заподозрил, что Червяков издевается над ним. Тогда Иван Дмитрич плюнул на это дело, вернулся домой и решил оправдаться письмом. Но слова не шли на ум. Пришлось завтра вновь идти в приемную. Он заверил, что и не помышлял вчера смеяться над столь уважаемым человеком. Тем более не хотел обрызгать его, чихая. В ответ генерал посинел и заорал: «Пошел вон!!» Червяков впал в ужас. В ступоре он вернулся домой, прилег на диванчик, да так и помер, не снявши новенький вицмундир.

Читательский дневник по рассказу «Смерть чиновника» Чехова

Сюжет

В опере мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков чихнул на лысину генерала Бризжалова. Перепуганный Червяков пять раз извинялся перед стариком, и в театре, и в генеральской приемной. Тот терпеливо принимал его извинения, но в конце рассвирепел и выгнал назойливого Червякова. Тот перепугался еще больше, пошел домой и умер.

Отзыв

Практически гоголевский сюжет и герой, «маленький человек». Нравы чиновничьего мира, раболепие перед вышестоящим начальством, угодливость, заискивание, мнительность, трусость. Герой ощущает себя не человеком, а чиновником, подчиненным. Ситуация анекдотическая, но смысл ее трагический. Он страшится мести сильных мира сего, хотя они его в упор не видят. Их гнев для него равносилен смертному приговору. Потеря себя как личности, духовная несвобода.

Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника» (А.П. Чехов)

В 1883 году Антон Чехов написал одно из своих ключевых произведений — «Смерть чиновника», а в 1886 году оно вошло в цикл «Пёстрые рассказы», который открыл автору дорогу в мир большой литературы. Свой рассказ писатель создал в духе реализма. В произведении «Смерть чиновника» автор поднял тему «маленького человека», но описал его саркастично, чтобы высмеять пороки, присущей этой группе людей. Чтобы понять замысел произведения «Смерть чиновника», обратитесь к его анализу по плану. А здесь Вы найдете краткий пересказ рассказа «Смерть чиновника». В сокращении это произведение не такое интересное, как в оригинале, но зато таким способом можно быстро узнать основные события из книги и запомнить сюжет. Приятного просвещения!

(413 слов) Главными героями рассказа являются экзекутор Червяков и статный генерал Бризжалов.

Однажды в театре чиновник Червяков с удовольствием смотрел пьесу «Корневильские колокола». Но вдруг чиновник случайно чихнул. На первый взгляд, это всего лишь пустяк, ведь с каждым человеком может случиться подобное. Однако вскоре всё же экзекутор решил посмотреть по сторонам, не забрызгал ли он кого-то из окружающих. И тут Червяков вдруг увидел, что впереди него вытирает голову чиновник. Герой сильно испугался, когда осознал, что впереди него не кто иной, как генерал Бризжалов. Хоть он и не являлся его начальником, но все же это был человек высокого чина. Экзекутор сразу же наклонился к Бризжалову, чтобы извиниться. Генерал, будучи вовсе не злобным человеком, в ответ заявил, что ничего ужасного не произошло. Также Бризжалов попросил чиновника не мешать дальнейшему просмотру пьесы. После данного события все настроение чиновника было испорчено. Червяков боялся, что генерал не простил его, и не мог найти себе места до антракта. Дрожа, чиновник снова решил подойти к Бризжалову, чтобы повторно извиниться. В ответ генерал опять заявил, что ничего страшного не случилось. Да он уже и забыл про этот инцидент.

Однако Червяков все равно не успокоился, решив, что Бризжалов затаил обиду на него.

Как только Червяков пришёл домой, он рассказал о случившейся своей супруге. Реакция супруги также не успокоила чиновника, он подумал, что она просто недооценивает масштаб трагедии. Жена выслушала супруга и дала совет снова пойти к генералу извиниться.

В итоге, чиновник снова отправился к Бризжалову на службу. У генерала был обычный рабочий день, как всегда, к нему пришла целая очередь посетителей. Чиновник снова пошел извиняться перед генералом. Бризжалов, конечно же, опять заявил, что не было никакого ужасного инцидента, уже с нотами раздражения в голосе. Однако Червяков никак не успокаивался, и снова поймал Бризжалова, но уже в коридоре. Генералу, несомненно, надоели постоянные извинения чиновника. Бризжалов сделал вывод, что Червяков над ним просто издевается. Об этом он сказал чиновнику. Червяков был подавлен этим осуждением.

Тем временем, Червяков желал написать письмо Бризжалову, где бы он изложил свои изменения. Однако он решил утром снова отправиться к Бризжалову на службу. Червяков пришел и, как обычно, стал извиняться. Бризжалов уже не выдержал и закричал: «Пошёл вон отсюда!».

Чиновник побледнел. Он не мог прийти в себя и отправился домой. Червяков легко на диван и умер в служебном обмундировании.

Можно утверждать, что основная мысль данного произведения — нельзя из маленькой проблемы делать большую драму и доводить себя до безумных поступков. Но магия, которая сделала из мухи слона, заключается в чинопочитании. Автор утверждает, что человек, который унижается из-за должности, перестаёт быть личностью.

Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника» А. П. Чехова

Рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 г. и принадлежит к числу ранних произведений А. П. Чехова. В этой статье представлено краткое содержание «Смерти чиновника» Чехова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении. В характеристике героя важное место занимает внутренний монолог героя, он так переживает о том, что о нём подумает человек с высоким положением в обществе, что в итоге его жизнь обрывается.

Основные персонажи рассказа

  • Червяков Иван Дмитриевич – находясь на представлении и испытывая настоящее блаженство, главный герой чихает и замечает, что сидящий перед ним старик вытирает лысину. Этот факт лишает момент блаженства, Червяков тут же извиняется перед этим человеком (узнав в нём генерала). Во время антракта герой повторно извиняется перед “потерпевшим”. Человек, привыкший преклоняться перед людьми высшего чина, Иван Дмитриевич становится сам не свой, преследует генерала с навязчивыми объяснениями.
  • Бризжалов – статский генерал, пожилой человек. Он уважаем, его дом всегда полон гостей. Не придав происшествию никакого значения, тут же забывает о случившемся. Как всякий порядочный воспитанный человек, даёт понять, что пустяк забыт и возвращаться к его обсуждению не нужно. Терпеливо выслушивает извинения несколько раз. В последнюю встречу, не выдержав навязчивости и глупости Червякова, Бризжалов закричал: “Пошёл вон”.
  • Жена Червякова – по мнению супруга, слишком легкомысленно восприняла рассказ о случившемся. Порекомендовала мужу извиниться перед генералом, чтобы тот не подумал о нём, как о некультурном человеке. Она не прояснила ситуацию, а скорее придала ей напряжение, испугавшись, не является ли этот мужчина прямым начальником мужа.

А. П. Чехов «Смерть чиновника» очень кратко

Краткое содержание Смерть чиновника для читательского дневника:

Однажды мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков приходит в театр, где во время спектакля внезапно чихает. Он замечает, что сидящий впереди старичок, статский генерал Бризжалов, вытирает свою обрызганную лысину перчаткой. Испуганный Червяков тут же извиняется перед ним за причиненные неудобства. Старичок принимает извинения и просит оставить его в покое.

Мнительный Червяков сомневается в том, что генерал простил его. В антракте он снова подходит к старичку и извиняется. Тот отвечает ему, что уже забыл о случившемся. Однако это не успокаивает Червякова, он переживает, что генерал все еще обижается на него.

На следующий день по совету жены Червяков идет в приемную к генералу и снова просит у него прощения. Генерал отвечает, что все это пустяки, но мнительный Червяков сомневается в его искренности. Червяков дожидается, когда генерал закончит прием посетителей, и снова извиняется перед ним. На этот раз старичок с досадой отмахивается от Червякова, считая, что тот просто смеется над ним.

Эта встреча не приносит облегчения Червякову: он по-прежнему переживает, что генерал в глубине души обижается на него. На следующий день мнительный Червяков снова приходит к генералу и извиняется перед ним. В ответ разозлившийся генерал с криком выгоняет его вон. Расстроенный Червяков приходит домой, ложится на диван и умирает.

Читайте также: Рассказ «Дама с собачкой» Чехов написал в 1898 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дамы с собачкой» по главам для подготовки к уроку литературы, проверочной работе. В основу произведения легли автобиографические обстоятельства из жизни писателя – поездка в Ялту и встреча с его последней любовью О. Книппер.

Короткий пересказ «Смерть чиновника» Чехова

А. П. Чехов Смерть чиновника краткое содержание:

Экзекутор в театре чихает на статского генерала, начинает преследовать его с извинениями и даже приходит к нему домой, откуда генерал его выгоняет. Вернувшись домой, экзекутор умирает от огорчения.

Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль «Корневильские колокола». Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором признаёт статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. Сконфуженный экзекутор начинает шептать ему извинения. Бризжалов говорит: «Ничего, ничего…», и просит не мешать слушать.

В антракте смущённый Червяков подходит к генералу и снова извиняется. Мужчина говорит ему, что уже забыл об этом недоразумении, но мысли о произошедшем не идут из головы Ивана Дмитриевича. Придя домой, он рассказывает жене, как чихнул на высокопоставленного военнослужащего. Жена сначала пугается, но узнав, что генерал «чужой», успокаивается и советует сходить и извиниться.

На следующий день Червяков надевает новый вицмундир, стрижётся и отправляется к Бризжалову. В приёмной экзекутор вновь извиняется перед генералом, который говорит: «Какие пустяки… Бог знает что!» и принимается за дела с просителями.

Иван Дмитриевич думает, что Бризжалов даже говорить с ним не хочет, и решает, что так этого оставлять нельзя. Когда генерал заканчивает с посетителями, Червяков снова пытается извиниться. Бризжалов уже действительно не хочет его слушать, считая, что это издевательство.

Червяков решает, что больше ходить и извиняться не будет, а напишет письмо. Письмо он, однако, не пишет, и на следующий день отправляется к генералу сам. Бризжалов, в бешенстве, выгоняет Червякова. Экзекутор возвращается домой, не снимая вицмундира ложится на диван и помирает.

Заключение:

В рассказе Чехов ироничен до предела: его персонаж обруганный генералом, неспособный справиться со своей натурой раба, возвращается домой, ложится и умирает. Главные герои настолько отличаются духовно и морально, что разговаривают на разных языках. В каждом жесте и взгляде генерала Червяков видит скрытый смысл, обиду, подтекст. Привычка быть зависимым, отказ от здорового мышления играет решающую роль в судьбе героя.

Тема “маленького человека” в рассказе сочетается с ограниченностью, забитостью, чинопочитанием, что очень характерно для того периода, который описывает автор. Сложная, запутанная иерархия превращала людей в подчинённых, лишая их возможности быть личностью. Очень остро и актуально звучит чеховское повествование и в наше время.

Это интересно: Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Видео краткое содержание Смерть чиновника

В произведении “Смерть чиновника” герои становятся невольными участниками пустяковой ситуации: Иван Дмитриевич сидя в театре чихнул и обрызгал лысину генералу Бризжалову. Червяков настолько раздул значение этого “происшествия”, что его жизнь превратилась в кошмар. Фамилия героя выдаёт его рабскую натуру, даже его мелкая должность соответствует ей.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

1 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1.Соотнесите автора и произведение:

1) Л.А.Чарская           а) «Рыцарь Вася»  

2)   Н.Г.Гарин-Михайловский    б) «Золотая рыбка»

3)  А.И.Приставкин      в)  «Книжка счастья»

4)  Ю.А. Яковлев          г) «Тайна»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1). Н.Г. Гарин-Михайловский

1 «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2). А.И. Приставкин

2. «Книжка счастья»

б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника

3). Ю.Я. Яковлев

3. «Рыцарь Вася»

в. Маленькая Люсенька

3.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

4.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

5.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

6. Кто написал басню «Нищий и собака»?

1)И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов    3). Эзоп    4). М.Д.Ломоносов

7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;

Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?

1)«Нищий и собака»  2)«Два Веера»  3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»

8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

1) повесть 2) рассказ 3) сказка

9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?

1)Становились равнодушными  2)Становились злыми

3)Становились добрыми   4) Ничего не изменялось

10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:

1) «Что значит досуг?»   2)»Березовая роща»  3)»Книжка счастья»

11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?

1) О жизни в пансионе.  2) Об отношении между учителями и гимназистками.

3) Равнодушия и непонимания.

12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства

3)Разочарование, глубокая грусть

13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?

1)Девочки из детского дома  2)Рыбки  3)Воспитатель из детского дома

14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?

1) равнодушию и безответственности   2) милосердию и состраданию

3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.

15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?

1)ушла одна на поиски отряда  2)покинула отряд с группой солдат   3)смирилась с потерей

16. Какой позывной был у Тани?

1)звезда   2)лебедь   3) ромашка

17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк

18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»  Ю.Я Яковлева  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

2 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1. Соотнесите автора и произведения

1) И.И. Дмитриев    а) «Гуси-лебеди»

2)К.Д. Воробьев      б) «Березовая роща»

3) Е.А. Пермяк         в)  «Тайна»

4)Л. А. Чарская        г)  «Два веера»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1).Л.А Чарская

1. «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2)А.И. Приставкин

2. «Тайна»

б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок

3). Н.Г. Гарин-Михайловский

3. «Книжка счастья»

в. Девочка, написавшая первое стихотворение

3.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

6.Кто написал басню «Два Веера»?

1).И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов            3). Эзоп      4). М.Д.Ломоносов

7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?

1) крестьянин      2).отец        3).сын        4). автор

8.«Книжка счастья»  Н.Г. Гарина-Михайловского  — это:

1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман

9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?

1)она делала людей богатыми   2) она приносила в дом счастье  3) она делала людей человечными

10. Сказку «Березовая роща» написал

1)А.С. Пушкин   2)Е.А. Пермяк   3)В.И. Даль

11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных

2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок

12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

1)Вернуть стихи.  2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?

1) в школе  2) в детском доме  3) в пионерском лагере

14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?

1) дети должны помогать друг другу  2) дети решили поймать вора

3) дети никогда не должны голодать

15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?

1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня  2)Андрей Марьянов  3) Сергей Марьянов

16. Каким  творческим талантом обладал Сергей?

1)рисовал  2)играл на гармошке  3)писал стихи

17. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) медлительность б) неповоротливость  в) неловкость  г) все ответы верны

18. Какой подвиг совершил Вася? 

а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева»  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Ключи:

1 вариант

  1.  1г  2в  3б   4а
  2. 1) 2а  2) 1в  3)  3б
  3. 3
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 4
  19. 3

2 вариант

  1. 1г  2а  3б  4в
  2. 1) 2в  2) 1б 3) 3а
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 1
  16. 3
  17. 4
  18. 4
  19. 3

Критерии

«5» — 22-24

«4» — 21-16

«3» — 15-10

«2» — 9-0

  • Рассказ зимовье 3 класс
  • Рассказ знакомство с тетей
  • Рассказ знакомство в клубе татьяна с урала часть 8
  • Рассказ змеи о том как у нее появились ядовитые зубы
  • Рассказ знакомство в поезде