Рассказ зимовье 3 класс

Совсем недавно в издательстве детская литература вышел роман-сказка константина арбенина иван, кощеев сын, и оказалось, что мы знали о героях

Совсем недавно в издательстве «Детская литература» вышел роман-сказка Константина Арбенина «Иван, Кощеев сын», и оказалось, что мы знали о героях народных сказок далеко не все. Кощей, как выясняется, тоже способен на сильные глубокие чувства и ничто человеческое ему не чуждо. Теперь он прекрасный семьянин и у него растет сын Иван. Да что там растет — вырос уже давно! Только неизвестно, Иван — обычный человек, как его мать, или бессмертный в отца?.. Вот вопрос так вопрос! Позвал как-то Кощей Ивана и признался, что забыл, где смерть его запрятана — та самая иголка, в которой вся его Кощеева сила. И отправился Иван на поиски — такого молодца только за смертью и посылать! Но если мы привыкли, что в русских народных сказках Иван ищет смерть Кощееву, чтобы быстрее избавиться от злодея, то в сказке Константина Арбенина всё совершенно иначе, и юноше не так просто решиться сломать пресловутую иголку, ведь Кощей ему не чужой человек: чай, родной отец, как-никак! И чем закончится эта сказочная история, вы узнаете, только дочитав книгу до конца.

Выход книги стал для нас поводом встретиться с Константином Арбениным и поговорить о новой книге, о творчестве, о фольклоре, о сегодняшнем дне и, конечно, о группе «Зимовье зверей», солистом которой Константин является в течение многих лет.

Автор, исполнитель, музыкант, поэт, писатель… — и это всё Константин Арбенин. Кем же вы сами себя считаете прежде всего?

— Я свободный художник, занимаюсь тем, что мне интересно в данный момент. А мне интересно многое. Поэтому я сегодня пишу повесть или сочиняю стихи, завтра записываю свои песни с рок-группой, а послезавтра играю на сцене драматический моноспектакль. И если я к своим 50-ти годам не остановился на каком-то одном виде творчества, то именно потому, что все они для меня важны, равно необходимы. Каждый вид и жанр — это средство самовыражения: чем больше этих средств в арсенале художника, тем он свободнее. Хотя есть в этом и отрицательные стороны: иногда меня просто разрывает, и я не могу сосредоточится на чём-то одном… Но сейчас вы берёте у меня интервью как у писателя, и значит именно этот род деятельности для меня самый главный в настоящий момент.

Недавно в издательстве «Детская литература» вновь издан ваш роман-сказка «Иван, Кощеев сын». Он выходил в 2013 году с комментарием «сказка не только для взрослых». Изменилось ли что-нибудь в тексте романа и какова его целевая аудитория?

— Принципиальных изменений нет. Но есть некоторые едва заметные поправки и доработки, поскольку на этот раз роман выходит в «Детлите», а это ко многому обязывает. Кроме того, мы с редактором книги Викторией Лебедевой значительно прочистили текст: избавились от некоторых фактических ошибок, которые не были замечены в предыдущих изданиях, убрали всякие повторы, неточности… И кое-что интересное добавилось в финале, но что именно — рассказывать не буду. Мне самому интересно, заметят ли эти нововведения те, кто перечитает роман. То есть это издание, как принято говорить, исправленное и дополненное. Что касается фразы «сказка не только для взрослых» — это не моё выражение, это слоган, придуманный издательством «Геликон плюс», впервые выпустившим этот роман. Это, конечно, только слоган, но, как и во всяком слогане, в нём есть доля правды. Сам я считаю, что эта книга адресована всё-таки взрослому читателю, но такому, который сохранил в себе ребёнка, не растерял идеалы детства. Издательство «Детская литература» даёт книге шанс расширить аудиторию — и это очень здорово. Потому что с реакцией взрослых читателей я уже знаком, критиков тоже слышал, а вот от юных читателей я ещё отзывов на этот роман не получал. И буду рад, если на этот раз книга объединит читателей разных возрастов, потому что в идеале «Иван, Кощеев сын» рассчитан на семейное чтение. Его целевая аудитория — не возрастная, а мировоззренческая.

Как возникла идея создания сказки «Иван, Кощеев сын»?

— Я много лет занимаюсь изучением жизни и творчества поэта и кинодраматурга Михаила Вольпина. Его мало кто вспомнит по фамилии, но, если я назову написанные им сценарии, то всё сразу станет ясно: «Морозко», «Варвара-Краса, длинная коса», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Царевич Проша», мультфильмы «Заколдованный мальчик», «Капризная принцесса» и ещё много чего. Мне очень интересен этот человек. Так вот, однажды мне приснился сон: мы сидим за обеденным столом — Вольпин и я. Михаил Давыдович рассказывает мне сказочную историю, иллюстрируя свой рассказ столовыми приборами и блюдами. Он как бы водит на моих глазах героев от одного блюда к другому, от одного прибора к другому, а стол — это волшебная страна. И это был как раз сюжет будущего моего романа. Я, правда, плохо запомнил сам рассказ и почти всё придумал заново, но первый импульс дал именно этот сон, и вот таким волшебным образом я обязан появлению книги своему любимому киносказочнику. Кстати, отсюда в «Иване» столько тем, связанных с едой и блюдами, — и в топонимике, и в сюжетных ходах. Постоянно кто-то кого-то съедает или грозится съесть… А просто потому, что это сказка, рассказанная за обеденным столом.

Во время чтения я не раз вспоминала «Левшу» Н.С. Лескова. А когда среди действующих лиц появилась блоха, подумала, что сравнение не случайно. Также многие, читая вашу сказку, сравнивают ее с филатовским «Федотом-стрельцом». Ориентировались ли вы во время работы над книгой на какие-то классические образцы? Или все возможные параллели случайны?

— Специально не ориентировался, но поскольку я все эти вещи люблю, то эта любовь наполняла, видимо, всю работу и просачивалась в мою сказку. Я не открывал тут Америки, а просто продолжил традицию, которая в отечественной литературе существует давно. Конечно, «Иван» создавался в кругу моего чтения, варился в соответствующем языковом поле. Во время работы я читал и перечитывал не только Лескова, но и Салтыкова-Щедрина, Пришвина, Замятина, Эрдмана, Платонова, Шергина, Писахова… У этих авторов очень широкий словарь, от них заражаешься языковой игрой, словесным гротеском, погружаешься в стихию языка. Я запоминал необычные слова, какие-то даже выписывал в тетрадку, но не для того, чтобы использовать самому, а наоборот — чтобы не повторяться. Например, у меня слово «водолаз» Горшеня произносил как «водоглаз», и я очень радовался этой придумке, а потом встретил это слово — и именно перечитывая «Левшу»! У Лескова там тоже — «водоглаз»! И тогда я у себя убрал эту находку, поскольку она чужая, оставил слово в обычном написании. Что касается всяких выражений, прибауток, то большую часть я придумывал прямо во время работы, но пользовался и тем, что подслушал когда-то в реальной жизни, запомнил и сохранил — пригодилось. Кстати, есть и ещё один прямой предшественник у моей книги, менее очевидный, — это романы Ильфа и Петрова. Плутовской сюжет, ироническая интонация, обозрение нравов и характеров, поиски некоего артефакта… Я ни в коем случае не сравниваю себя с великими, я только говорю о том, что в конструкции романов много общего. И это тоже получилось не сознательно, а потому что очень люблю «Двенадцать стульев» и «Золотого телёнка». Но читатель этого не замечает (оно и к лучшему), потому что сбит с толку сказочным жанром. Я и сам-то заметил эту перекличку уже позже, когда вышло второе издание.

Герои и сюжет книги перекликается с русским фольклором, название группы «Зимовье зверей» тоже отправляет нас к устному народному творчеству… Можно ли говорить о вашей особой любви к русским сказкам?

— Я люблю сказки вообще, не только русские. Ну а русские — это даже не любовь, а это именно почва, на которой вырос. Это же были первые сказки, которые я услышал: русские народные, сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок». В школьные годы, когда одноклассники читали уже вовсю о войне и первой любви, я поглощал сборники сказок, для меня это было самое увлекательное чтение. И вот оно всё вдруг перебродило во мне и воплотилось сначала в название «Зимовье Зверей», затем в музыкальную сказку «Звери ищут лето», а потом и в сюжет об Иване, Кощеевом сыне и мужичке Горшене. Я не изучаю фольклор специально, никогда этим не занимался, но, видимо, эти сказочные сюжеты и персонажи очень глубоко во мне засели. В нужный момент они вдруг выскакивают наружу, на бумагу, и, переработанные моим личным жизненным опытом, преображаются во что-то новое, обретают новую жизнь.

Кто из героев книги вам наиболее симпатичен? Является ли кто-нибудь из них вашим альтер-эго?

— Вообще-то, мне они все симпатичны. Я пытался даже в самых отрицательных персонажах нащупать что-то хорошее и показать это читателю. Но, наверное, Горшеню всё-таки я люблю чуть больше остальных. В нём есть та жизненная мудрость, которой во мне самом нет, я могу только стремиться к ней. И в этом смысле получается, что альтер-эго — это, скорее, Иван. Тем более, что тема рода, родителей, наследования родовой кармы — одна из очень важных в романе, и я, работая над книгой, прорабатывал таким образом собственные проблемы. Я начал писать книгу вскоре после того, как умерли мои родители — и это тоже было поводом для её создания. Так что Иван — это отчасти я сам.

Давайте немного пофантазируем! Если бы сейчас начали снимать фильм по мотивам сказки «Иван, Кощеев сын», кого бы вы представили в роли основных персонажей? Можете провести эдакий виртуальный кастинг?

— Интересная игра. Видите ли, мне хочется, чтобы это был не лубочный комикс, какие сейчас принято делать из сказочного материала, а скорее трагикомедия характеров, поэтому и актёры нужны такие, которые бы добавляли персонажам психологического объёма, раскрывали бы эти характеры даже ярче, чем в романе. Вот Александр Яценко вполне мог бы сыграть Ивана, весьма обогатив этот образ несказочной рефлексией и нервностью. Павел Деревянко мог бы стать Горшеней. А Сергей Белоголовцев — королём Фомианом. Ладно, давайте я не буду сдерживать свою фантазию, осмелею и назначу на роль отца Панкрация, главного инквизитора, Алексея Серебрякова. Другой инквизитор, отчим Кондраций — Роман Мадянов. На роль Чёрта возьмём Максима Леонидова. Ягу Васильевну по давней киношной традиции лучше всего сыграет мужчина — Фёдор Добронравов. Надя — Ирина Горбачёва. Марья Выдумщица — Юлия Ауг. По-моему, отличный ансамбль набирается! Я бы ещё позвал на роль Кощея Мэттью Макконахи, но, если он не сможет, то Карэн Бадалов сыграет не хуже. И вообще, шутки шутками, но я считаю, что моя книга обречена на экранизацию, так что пусть этот ваш вопрос станет пророческим. И мой ответ — тоже.

Лет десять назад я смотрела спектакль «Темница», созданный по мотивам вашей пьесы Александром Баркаром. Тогда сюжет спектакля воспринимался как фантастика, сказка. Прошло немного лет, и сегодня «Темница» воспринимается совершенно по-другому. То же самое с «Иваном». Сказка написана более десяти лет назад, но читая ее сегодня, кажется, что она написана именно о нас. Ощущаете ли вы себя пророком в своем Отечестве?

— К сожалению, да, но в этом нет никакой гордости, скорее, меня это тревожит. Потому что пророком в нашем отечестве быть, увы, несложно: описывай то, что видишь вокруг, определяй тенденции, немножко их утрируй и доводи до абсурда, и через пару лет убедишься, что реальность твою фантазию обогнала и положила на обе лопатки. Это какое-то историческое проклятие родины. Почва, что ли, так благодатно унавожена: посей бред — и он обязательно взойдёт в виде нормы, посей глупость — и он заколосится законом. Все худшие мыслеформы материализуются, регенерируются, воспроизводят себя из грязи и слизи, а вот второй том «Мёртвых душ» не приживается, сгорает!.. И ладно, если бы только «Темница» и «Иван»! Много лет назад я написал детскую сказку про насекомых «Тараканьими тропами» — так и она полностью сбылась! Это очень печально.

Обязательно ли в сказках должно побеждать добро? Или возможны варианты?

— Мне кажется, что сам жанр, само явление сказки возникло из-за сильнейшей потребности людей в справедливости. Высшая справедливость — это из священных писаний, это не очень понятно и не всегда доступно обычному человеку. Обычный человек нуждается в самой обычной справедливости, которая рядом, которая должна свершиться со дня на день, прямо здесь и сейчас, на его глазах. И он придумывает, как это должно быть, — получается сказка, в конце которой добро побеждает. Обязательно. Это принципиальная черта народных сказок, народ таким образом осуществляет свою вечную мечту о справедливости. Другое дело — авторские сказки. Тут мы уже имеем дело не с насущными потребностями, а с поэзией, с философскими размышлениями конкретного художника, и, чем дальше мы уходим от народности сказки, тем больше вероятность, что справедливость восторжествует только за рамками сюжета, опять-таки в высших сферах. Пока Андерсен пересказывает фольклорные сюжеты, добро у него побеждает прямо здесь, в финале. Но чем больше он формируется как художник и начинает облекать в сказочную форму свои собственные переживания, своё личностное познание мира, всё в его историях заканчивается печально, и только пережитый читателем катарсис оправдывает его замыслы. Во многих его сказках, как и в сказках Оскара Уайльда или, скажем, Жюля Супервьеля, добро торжествует приблизительно так же, как в драмах Шекспира — где-то во временной перспективе или на небесах. Такой подход тоже необходим, такие сказки учат сопереживанию, обостряют душевное восприятие, они не показывают победу добра, но дают сильнейший заряд надежды. Надежда тоже дорогого стоит. Однако мне ближе всего те сказочники, которые, проводя героев всеми кругами ада и не давая им никакого авторского снисхождения, всё-таки оставляют сказке её главный посыл и предназначение и добиваются в финале торжества справедливости и победы добра. Толкин, Линдгрен, Энде, Каверин, Софья Прокофьева. Да и лучшие произведения Андерсена — «Снежная королева», «Дикие лебеди» — той же породы.

Идеальный читатель вашей книги, какой он?

— Тут всё просто: я сам — и есть тот идеальный читатель. Когда я пишу книгу, я ориентируюсь на себя, я хочу, чтобы мне как читателю такую книгу было бы интересно читать. Я однажды понял для себя такую вещь. Любая книга — это разговор. Но разговор этот может быть разным — дело в собеседнике, к которому обращается автор. Если автор разговаривает с каким-то воображаемым читателем, то он может и слукавить, и приврать, и позволить себе производить всякие манипуляции. Когда же автор разговаривает сам с собой, он наиболее откровенен, он ведь знает, что обманывать себя бесполезно. И тогда произведение становится более правдивым и беспощадным, оно становится исповедальным, не зависимо от жанра и содержания. И в конечном итоге оно и других людей, читателей, этой правдивой интонацией гораздо сильнее цепляет, потому что читатель чувствует: идёт разговор на равных, а не игра в покер или в поддавки. Читатель понимает, что его не держат за дурака, и доверяется автору, отождествляется с ним. Вот поэтому я пишу для себя, имея в виду, что таких, как я, очень много, а значит, не одному мне это будет интересно.

В заключение не могу не спросить о группе «Зимовье зверей» — ваши поклонники мне этого не простят! Чем группа живет сегодня? В какой степени ей помешала пандемия? И чего ждать в ближайшем будущем от «Зимовья зверей»?

— Из-за пандемии, конечно, пришлось перенести в прошлом году весенние выступления на осень, но зато карантин дал возможность некоторое время передохнуть, отдышаться и осмыслить текущее положение вещей. В начале этого года мы выпустили сингл из двух новых песен — «Суперботаник» и «Всё остальное — вечер», их можно легко найти в интернете и послушать. Эти песни сочинились как раз во время карантина. Сейчас мы возвращаемся к обыденной концертной жизни, только что сыграли два больших концерта в Москве и Петербурге. Планами не делюсь, ибо не хочу торопить события, но все свежие новости группы можно узнать на моих страничках в соцсетях, а на ютуб-канале «Konstantin Arbenin» — и увидеть архивные записи «Зимовья Зверей», и посмотреть самые последние видео.

И традиционный вопрос, которым мы завершаем все наши интервью. Какие книги вы могли бы порекомендовать для чтения сегодняшним подросткам?

— «451 по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков» Брэдбери. «Обитаемый остров» и «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. «Момо» и «Бесконечная книга» Михаэля Энде. «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва. «Посёлок» Кира Булычёва. «Один в океане» Славы Курилова. «Белые одежды» Владимира Дудинцева. «Подстрочник» — воспоминания Лилианны Лунгиной. Цикл книг «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой.

Беседовала Полина Ломакина

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 1

  1. Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

  1. Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына…»

«Живало-бывало — жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                              «Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»                                      

«Один князь женился на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                             веленью»

  1. Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________  

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________

  1. Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

  1. Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  1. Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________  

  1. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                       «Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий корабль»

щука

печка                                                        «Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая вода                             «По щучьему веленью»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________  

2. Название  __________________________________________________________  

3. О чем эта сказка? ____________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Кто из героев понравился и почему? ___________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? _____________________________  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 2

  1. Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

  1. Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                    

«И стал он в том царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                        

молодец»

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»

  1. Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________  

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

  1. Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

  1. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

  1. Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

  1. Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                            «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                            «По щучьему веленью»

ведьма

Холодило                                             «Морозко»

вода живая и говорящая

блины                                                   «Белая уточка»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________

2. Название __________________________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                  

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка»)  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью»)  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Литературное чтение. 3 класс

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Архитектура».

Тема урока:

«Зимовье звере» (русская народная сказка),

«Теремок» (русская народная сказка),

«Лиса и заяц»(русская народная сказка)

Из чего дома строят?

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.1.1 Отвечать на открытые вопросы по содержанию для

определения ключевых моментов.

3.2.2.1 — формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные вопросы

3.3.3.1.писать творческие работы в форме постера /проекта/ рекламы/ заметки презентации

Развитие навыков:

1.1 Понимание содержания аудио/видео информации

2.2 Формулирование вопросов и ответов по содержанию литературного произведения

3.3 Написание текстов с использованием различных форм

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

— отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения

ключевых моментов;

— формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию

литературного произведения и отвечать на подобные вопросы по

образцу;

— писать творческие работы в форме заметки по образцу.

Большинство учащихся смогут:

— отвечать на открытые вопросы по содержанию текста при знакомстве

с ним, для определения ключевых моментов;

— формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию

литературного произведения и отвечать на подобные вопросы с

помощью учителя;

— писать творческие работы в форме заметки самостоятельно.

Некоторые учащиеся смогут:

— придумывать самостоятельно и отвечать на открытые вопросы по

содержанию для определения ключевых моментов.

— формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию

литературного произведения и отвечать на подобные вопросы

самостоятельно.

— составлять и писать творческие работы в форме заметки, используя

ИКТ.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания: русская народная сказка

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Какие русские народные сказки вы знаете?

Материал прошедших уроков:

Ответы на открытые вопросы. Определение ключевых моментов.

Формулирование творческих, оценочных вопросов; ответы на подобные

вопросы. Написание творческих работ разных жанров: письмо

герою/сказки/рассказы. Написание творческих работ в форме

постера/проекта/рекламы/заметки

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

1 мин

Создание положительного эмоционального настроя:

Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.

— Для чего нужны уроки литературного чтения в школе?

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

Стихотворение

2 мин

5мин

1мин

3мин

4мин

6мин

2мин

7мин

6мин

3мин

Проверка домашнего задания. Учащиеся презентуют заметку на «говорящую стену» про любой «дом».

— Что такое дом? Скажите слово «дом» на казахском, на английском?

-Какие дома у животных? Кто мне скажет, где живут лисы и барсуки? Медведи, муравьи, улитки и черепахи, птицы.

Актуализация жизненного опыта

Выход на тему урока –Чтобы узнать тему урока прослушайте песню

— О чем мы будем говорить на уроке?

— Что такое сказка? / Сказка- жанр устного народного творчества, в основе которого лежит рассказ о волшебных историях, приключениях людей и животных/

— Как мы скажем, слово СКАЗКА на казахском и английском?

-На какие 2 группы можно разделить все сказки? /авторские и народные/ (На доске открываются опорные карточки).

-Попробуйте по отрывкам догадаться о какой сказке идет речь.

— Жил-был мальчик Петя зубов. Учился он в третьем классе и все время отставал, и по русскому , и по арифметике, и даже по пению. /Сказка о потерянном времени Евгений Шварц/

— На следующее утро, после нескольких часов пути, друзья увидели на горизонте слабое зеленое сияние.

— Это должно быть, Изумрудный город, — сказала Элли. /Волшебник Изумрудного города, Александр Волков/

-Жили- были старик со старухой. Как-то раз говорит старик старухе : « Поди-ка , старуха, испеки колобок». /Русская народная сказка/

— Сегодня мы продолжим изучать народные сказки, познакомимся с новой сказкой. А героев сказки вы узнает отгадав загадки

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. Кошка

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. Баран

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка. Свинья

Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Траву жует,

Копытом бьет,

Красными глазами

Пастбище обводит:

Кто его заметит –

Стороной обходит. Бык

— Как вы думаете, почему об этих животных я загадала вам загадки?

Да, верно, это герои одной сказки.

— Откройте учебник на странице 64. Прочитайте название сказки.

— Как вы понимаете название сказки «Зимовье»?

— Каким народом сложена эта сказка?

Гимнастика для глаз

Упражнение «Сова»

— открыли широко глаза

— сильно зажмурьте глазки (2-3р)

Работа над литературным произведением

Словарная работа. Учебник с 65

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

Найти в словаре Ожегова объяснение слова «зимовье». 
Справка: 
Зимовье* – место, где зимуют люди (здесь животные

¨  Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.

¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

Учащиеся слушают аудио сказку «Зимовье зверей»

-Как звери проводили лето?

-Из чего звери строили дом? Кто что делал?

-Можно ли героев назвать друзьями?

Учащиеся читают сказку «Зимовье», используя

Ученики отвечают на простые вопросы по содержанию произведения и выполняют задания к тексту.

-Вам понравилась сказка?

Как вы поняли, что означает слово «зимовье»?

— Кто первый спохватился?

Кто из героев сказки нравится больше всех ? Почему?

ФИЗМИНУТКА

Строим, строим новый дом

Всей семьей жить будем в нем

Молоточком постучим

Справа- тук, тук,тук

И слева- тук,тук,тук

Впереди- тук-тук, тук-тук

Ой, по пальчику тук-тук

Поворчим и покричим

И опять стучим, стучим

Вот теперь посмотри

Мы построили почти

Новый, новый, новый дом

Работа в тетради.

  1. Запиши какие звери строили «зимовье» / Бык, баран, свинья, кот , петух/

2.Соедини стрелками, каждый из зверей какое задание получил

Из лесу бревна носить да столбы тесать Бык

Щепу драть Баран

Глину месить, кирпичи делать, печку класть Свинья

Мох таскать, стены конопатить Кот

Крушу крыть Петух

3.Задание*подобрать пословицы к сказке.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Один за всех- все за одного.

— Понравились ли герои сказки «Зимовье зверей»?

-Чем? ( дружные, трудолюбивые)

— Где построили зимовье животные?

— Ребята, посмотрите на доску.

— Как вы думаете , что изображено на картинке?

— Что такое «Теремок»?

— Какую сказку мы сейчас расскажем?

Аудио прослушивание начало сказки Теремок (2мин40сек)

— А сейчас ребята покажут продолжение сказки «Теремок»

Инсценировка эпизода по ролям, используя жесты , мимику персонажей- животных.

— Чему учит сказка «Зимовье» и «Теремок»? / Она учит детей жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим/

-Ребята, а легко ли  животным  зимой в лесу живётся? (строят себе жилища, запасают корм)

— А как мы можем помочь животным зимой?

-Составление синквейна «Зимовье»

Зимовье

Теплое ,уютное

Согреет, спасает, объединяет

Друзья в лесу построили зимовье.

Дом.

Конец урока

Итог урока. Рефлексия.

Учащиеся подводят итог урока, восстанавливают

предложение: Чтобы правильно сформулировать вопрос

надо …

Рефлексивное оценивание «Комплимент»

Цель – оценить свою активность и качество работы. Учащиеся

оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам,

Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность

удовлетворения потребности в признании личностной

значимости каждого.

Домашнее задание. Пересказ сказки по плану.

Самооценивание

Мишень,

маркеры

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные

связи

В процессе работы на уроке

учитель индивидуально

помогает учащимся

отвечать на открытые

вопросы, формулировать

творческие и оценочные

вопросы, писать заметки.

Учитель стимулирует

способных учащихся

строить высказывания по

теме, придумывать

творческие и оценочные

вопросы, выполнять творческую работу в виде

заметки, используя

дополнительный материал.

Формативное оценивание.

— Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею».

— Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

— Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

— Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»)

— казахский язык

— физическая

культура

-самопознание

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

Русская народная сказка «Зимовье»

Русская сказка «Зимовье»

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:

— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.

— Ладно, — отвечает баран, — согласен.

Повстречали бык и баран свинью:

— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:

— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:

— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:

Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:

Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:

Набежал бык, рогами волка в бок:

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:

— Хрю. Хрю. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:

— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон. Ой, бежимте, братцы.

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

Источник

Зимовье

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Бы­ку и барану травы вволю, кот ловит мы­шей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила позд­няя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из лесу бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
— Ладно, — отвечает баран, — сог­ласен.

Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, сте­ны проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на ба­рана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
— Бэ-э-э. Бэ-э-э. Бэ-э-э.

Петух увидел волка, слетел с жер­дочки, крыльями захлопал:
— Ку-ка-ре-ку-у.

Соскочил кот с печи, зафыркал, за­мяукал:
— Мя-у-у. Мя-у-у. Мя-у-у.

Набежал бык, рогами волка в бок:
— У-у-у. У-у-у. У-у-у.

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:
— Хрю. Хрю. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
— Ой, братцы, уходите! Ой, брат­цы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им го­ворит:
— Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу — уставился на меня, страшный да косматый.
Наверху захлопало, внизу зафыркало!
Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок!
А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон.

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

Источник

Сказка «Зимовье зверей»

У этой русской народной сказки совсем не сказочное название – «Зимовье зверей». Но это действительно умное фольклорное произведение. Занимательная история учит ребёнка тому, что любое дело будет по плечу, если заниматься им коллективно. Дружбе и взаимовыручке нипочем ни сложности, ни беда. Сказка начинается с того, что некоторые звери решили просто уйти от зимы, чем строить зимнее жильё. На предложение быка построить дом никто не отозвался, испугавшись предстоящих трудностей. А когда бык построил дом один, друзья-лентяи тут же попросились в тепло. Они поняли, что лучше объединиться и вместе противостоять бедам, когда в дом стали ломиться непрошеные гости.

Зимовье зверей

Идёт из деревни бык, а навстречу ему – баран.

0

«Куда идёшь?» – спрашивает барана бык. «Иду искать лето», – отвечает тот. «Пошли вместе», – говорит бык.
И пошли они вместе. Идут вдвоём, а навстречу им – свинья.

1

«Куда идёте, братцы?» – спрашивает их свинья. «Идём от зимы к лету», – отвечают те. «И я с вами пойду», – просится свинья.И пошли они дальше. Идут, а навстречу им – гусь.

2

«Куда, гусь, идёшь?» – спрашивают они. «От зимы к лету», – отвечает гусь. «Пойдём вместе», – говорит бык.И пошли они вчетвером. Шли, шли и встретили петуха.

3

«Куда, петух, идёшь?» – спрашивает гусь: «От зимы иду к лету», – отвечает петух. «Пошли вместе», – позвал бык.Идут они и разговаривают между собой: «Приходит зима, наступают морозы: куда деваться?» Бык и говорит: «Надо хату ставить!» А баран говорит: «У меня хорошая шуба, видишь, какая шерсть, я и так зиму перезимую!» А свинья говорит: «Я глубоко в землю зарываюсь; зароюсь в землю и так зиму перезимую!» А гусь с петухом говорят: «У нас по два крыла: взлетим на ель, одним крылом постелемся, другим накроемся и так зиму перезимуем».

4

И разошлись кто куда. Бык остался один и начал ставить хату. Ставил, ставил и поставил. Настала суровая зима: лютые морозы, снегопады и метели. Приходит баран к хате быка и говорит: «Пусти, брат, согреться!» Бык отвечает: «У тебя хорошая шуба, видишь, какая шерсть, ты и так зиму перезимуешь!» Баран говорит: «Ежели не пустишь согреться, я разгонюсь и рогами дверь твою в щепки разобью, и тебе будет холодно!»

5

Бык думает: «Что делать? Ведь он меня заморозит». И пустил бык барана в свою хату, и стали они жить вдвоём.Приходит свинья: «Пусти, братец…» Бык и говорит: «Ты глубоко в землю зарываешься; заройся в землю и так зиму перезимуешь!» Свинья говорит: «Ежели не пустишь, я вырою весь фундамент твоей хаты, и тебе будет холодно!»

6

Бык думает: «Что делать? Ведь она же меня заморозит!» Пустил и свинью. Стали жить втроём.Приходят и гусь с петухом: «Пусти, братец…» Бык говорит: «У вас ведь по два крыла; взлетите на ель, одним крылом постелитесь, другим накроетесь и так зиму перезимуете!» Тогда гусь и говорит: «Ежели не пустишь, я из стен своим клювом выдергаю мох, и тебе будет холодно!» А петух кричит: «Ежели не пустишь, я влезу на потолок и с потолка своими когтями сгребу землю, и тебе будет холодно!» Подумал, подумал бык и пустил их в хату.

7

Петух согрелся и начал песни напевать.

8

Бежала лиса по лесу и услыхала. Подбежала к окну, смотрит в окно и видит, что у быка есть петух, гусь, свинья и баран.

9

Побежала лиса к волку и медведю; прибежала и говорит: «Знаешь что, куманёк, и ты, дядя Михаил Потапыч? Идёмте к быку! У быка есть петух, гусь, свинья и баран. Я схвачу гуся и петуха, а вы – свинью и барана».

10

И пошли. Подходят к дверям, лиса говорит: «А ну-ка, Михаил Потапыч, отворяй дверь!» Медведь открыл дверь, и лиса вскочила в хату.

11

А бык как прижмёт её рогами к стене, а баран давай рогами по бокам осаживать! И до тех пор осаживал, пока из её дух вон. Потом вскочил в хату волк. Бык волка тоже прижал к стене, а баран рогами его до тех пор тёр, пока душа не выкатилась колесом. Медведь тоже было бросился в хату, но они так принялись за него, что он чуть жив выбрался…

12

А бык с друзьями и до сих пор живут в своей хате. Живут, поживают и добра наживают.

Источник

Зимовье зверей

1443 3476

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

5057

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

5058

Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

Вот и свинья озябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

5059

Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:

— Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!

Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:

— Подайте сюда, подайте сюда!

5060

Волк с лисой услыхали крик да бежать!

Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:

Источник

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Зимовье зверей

Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран.

— Куда, баран, идёшь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — говорит баран.

Вот пошли они вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идёшь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

Пошли втроём дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идёшь? — спрашивает бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

Вот гусь и пошёл за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идёшь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

Вот они идут путём-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?

— Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем.

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмёт; я и так прозимую.

— А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живёт в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба тёплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», — и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся, и петуха.

Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, кумушка! — говорит медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдём же приколем да поедим!

Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:

— Нет, ты посильнее меня, иди ты вперёд!

Ладно, пошёл медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припёр его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвёт и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:

— Подайте сюда, подайте сюда!

Волк с лисой услыхали крик да бежать!

Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:

Источник

  • Рассказ знакомство с тетей
  • Рассказ знакомство в клубе татьяна с урала часть 8
  • Рассказ змеи о том как у нее появились ядовитые зубы
  • Рассказ знакомство в поезде
  • Рассказ зимнее утро александр сергеевич пушкин