Рассказ зимняя дорога пушкин

Автор на чтение 9 мин. просмотров 2 опубликовано 05.02.2021 анализ стихотворения зимняя дорога пушкина а. с. пушкин одним из первых

На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.Trojka-borzaya-bezhit.jpg

Стихотворение «Зимняя дорога» было написано А.С. Пушкиным 1826 году. Это был год, когда поэт был освобожден от вынужденного пребывания в Михайловском.

История создания произведения

В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:

Zimnyaya-doroga-1.jpg

В комментариях к воспоминаниям Анненкова говорится:

Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.

Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.

Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.

Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Стихотворение «Зимняя дорога» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре элегии. В нем присутствует лирический герой – молодой дворянин, мчащийся на тройке в гости к любимой.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи четверостиший, или 28 строк, написанных четырехстопным хореем. Рифма перекрестная. В строфах чередуются мужские и женские рифмы.

Композиция двухчастная, закольцованная. В первой части описывается ночная зимняя дорога, туман, когда очень легко сбиться с дороги, звон колокольчика и песня ямщика. А во второй части стихотворения поэт мысленно разговаривает с девушкой, представляет себе, как уютно он расположится у камина, где будет только он и его любимая. Завершается стихотворение ночной картиной дороги, звоном колокольчика, и отуманенным лунным ликом.

Две части стихотворения противопоставляются друг другу: ночной пейзаж зимней дороги противопоставлен уюту комнаты с камином.

В стихотворении присутствуют три литературных героя.

  1. Автор. Он путешественник, который едет по зимней дороге;
  2. Ямщик. Он то поет, то мирно дремлет;
  3. Нина. Девушка, к которой поэт обращается в своих мечтах.

Автора и ямщика можно назвать эпическими героями произведения. Нина – героиня лирическая. Она не присутствует в сюжете, она – в мыслях, мечтах поэта.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения «Зимняя дорога» – поездка молодого дворянина по зимней вечерней дороге. Идея, главная мысль произведения – любовь, ради которой не страшно преодолеть любой путь. Ради уединения с любимой стоит отправиться в любую дальнюю поездку, в любое время суток.

Средства художественной выразительности

Для передачи вечерней погоды и дорожного настроения поэт использовал тропы:

  • Эпитеты – зимней (дороге), борзая (тройка), удалое (разгулье), тоска (сердечная), песни долгие, черная (хата),
  • Метафоры – волнистые (туманы), печальные (поляны); скучной (дороге), утомительно (гремит);
  • Олицетворения – Луна пробирается, льет (свет);
  • Метонимия – версты полосаты,

Из речевых фигур Пушкин применил повторы: грустно, завтра, печальные-печально. В стихотворении есть и антитеза, показывающая пение ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Представлены лучшие стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные теме русской зимы. Многие из стихотворений входят в школьную программу.

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимнее утро

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимний вечер

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Зимняя дорога

вЃ‚в�ѓвЃ‚

В поле чистом серебрится…

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Бесы

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Как быстро в поле, вкруг открытом…

вЃ‚в�ѓвЃ‚

Отрывки о зиме из романа В«Евгений ОнегинВ»

Глава IV, строфа XLIГлава IV, строфа XLIIГлава V, строфа IГлава V, строфа IIГлава VII, строфы XXIX-XXXЧитайте также стихи других русских поэтов о зиме:

← Ответ Ф. Т*** Зимняя дорога В еврейской хижине лампада… →

См. Стихотворения 1826. Дата создания: ноябрь—декабрь 1826, опубл.: 1828[1].

 Википроекты:  Данные

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

← Ответ Ф. Т*** Стихотворения 1826 В еврейской хижине лампада… →

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное10 В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне15 Только версты полосаты Попадаются одне… Скучно, грустно… завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,20 Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит.25 Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Варианты автографа

А. Черновой автограф.

Сквозь волнистые туманы[~ 1] Пробирается луна На печальные поляны Льет печальный свет она.[~ 2] По дороге зимней скучной Тройка борзая бежит Колокольчик однозвучный Предо мной гремит гремит[~ 3] [пение живое][~ 4] [Молодого] ямщика

**

[Чувство][~ 5] [русское простое] [Слышно] в песнях ямщика

*****

Скучно-грустно….друг мой [нежный] [Завтра] [на<]

*

Скучно-грустно….друг [сердечный]

*

Скучно-грустно… <> [Скоро ль радостной рукою] [Постучусь]

*

[Скоро ль в комнате< тв<оей>][~ 6] [Очутиться мне <]

*

[Воротясь]

*

[Скоро ль]

*

[свет моих] очей

*

Скучно-грустно… друг мой Нина Радость сердца и очей[~ 7] Буду завтра у камина[~ 8] В светлой комнате твоей

*

Скучно-грустно… друг мой Нина Завтра к милой <возвратясь> Я забудусь у к<амина> Загляжусь не на<глядясь>

*

[Лишь порой ему на встречу] [Полосатые версты]

*

Ни огня, ни хаты[~ 9] М<рак>< и глушь — на встречу мне[~ 10] Только версты полосаты Попадаются <одне>

******

Звучно стрелка часовая Путь свой полный совершит[~ 11] В полночь тьма ночная

*

Звучно стрелка часовая Путь свой мерный совершит И докучных удаляя[~ 12] Полночь нас не разлучит[~ 13] Скоро ль Нина — Путь мой скучен[~ 14]<> Колокольчик однозвучен

*

Скоро ль Нина—Путь мой скучен Светит бледно лик луны[~ 15] Колокольчик однозвучен Смолкнул

*

  1. Сквозь печальные поляны (описка)
  2. Сыплет блеск <она>
  3. а. На <нрзб.> гремит, гремит — б. На дуге < гремит, гремит — в. На своей дуге< гремит — г. На дуге< своей гремит—
  4. а. песньб. пенье удалое Молодое ямщикав. пенье удалое Молодого ямщика
  5. Сердце
  6. и в комнате< тв<оей>
  7. Счастье сердца и очей
  8. а. Стих начат: Скоро льб. Как в тексте.в. Завтра буду у камина
  9. Стих начат:а. И кругом < б. Ни огня, ни хаты
  10. а. Стих начат: Имб. на встречу мне Только версты полосаты Попадаются <одне>в. Дичь и глушь — на встречу мне и т. д.г. Снег и глушь — на встречу мне и т. д.
  11. Стих начат: Круг свой полный
  12. а. Стих начат: Вб. И разлучаяв. И ревнивцев удаляя
  13. Стих начат: Нас ник<то>
  14. а. Стих начат: Скоро льб. Грустно, Нина, скучнов. Стих начат: Нина ! ск<оро ль> <
  15. а. Стих начат: Д<ремля><б. Светит бледно луны

Б. Отличия первой беловой редакции.

Заглавие вписано позднее текста.Порядок строф:а. I.  По дороге зимней скучной (строфа 2-я) II.  Что-то слышится родное (строфа 3-я) III.  Сквозь волнистые туманы (строфа 1-я) б. I.  По дороге зимней скучной II.  Сквозь волнистые туманы III.  Что-то слышится родное Льет печальный свет она 11  То раздолье удалое 13 Стих начат: Ни огня ни бе<дной> ○ 14  Глушь и мрак. … на встречу мне ○ 18  Завтра в город возвратясь ○ 25—28 отсутствуют.

Примечания

См. также комментарий Бонди. У Александра Алябьева есть романс на это стихотворение.

  1. Впервые — в журнале «Московский вестник», 1828, часть 7, № 4, с. 405—406 c подписью «А. Пушкин».

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-zimnyaya-doroga/
  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnyaya-doroga-a-s-pushkin.html
  • https://licey.net/free/1-literatura/133-stihi_as_pushkina_o_zime.html
  • https://ru.m.wikisource.org/wiki/зимняя_дорога

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

14.01.2021.
Тест. Литература, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание содержания повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Вопрос 1

К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • рассказ
  • повесть
  • роман
  • быль
Вопрос 2

В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
  • «Повести Пушкина»
  • «Проза Пушкина»
  • ни в какой цикл не вошло
Вопрос 3

Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

Варианты ответов
  • Самсон Вырин
  • Владимир Дубровский
  • Пётр Гринев
  • Владимир Минский
Вопрос 4

Укажите имя дочери главного героя.

Варианты ответов
  • Наташа
  • Дуня
  • Глаша
  • Маша
Вопрос 5

Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

Варианты ответов
  • Нижельский
  • Минский
  • Лаевский
  • Погорельский
Вопрос 6

Куда отправился отец на поиски дочери?

Варианты ответов
  • в Москву
  • в Саратов
  • в Петербург
  • в Новгород
Вопрос 7

Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

Варианты ответов
  • всемирный потоп
  • история блудного сына
  • воскрешение Иисуса Христа
  • история Давида
Вопрос 8

С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

Варианты ответов
  • Хотел показать интерьер дома смотрителя.
  • Это были необычные картинки известного художника.
  • Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
  • Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.
Вопрос 9

К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

Варианты ответов
  • резонёр
  • «маленький человек»
  • «лишний человек»
  • «благородный разбойник»
Вопрос 10

Причина смерти смотрителя:

Варианты ответов
  • неизвестна
  • спился от горя
  • сердечный приступ
  • неизвестна
Вопрос 11

Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Варианты ответов
  • сестра
  • соседка
  • дочь
  • жена
Вопрос 12

Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

Варианты ответов
  • Потому что это унылая и однообразная работа
  • Потому что им не хватает человеческого общения
  • Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей
Вопрос 13

Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

Варианты ответов
  • Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви.
  • Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу.
  • Он предложил свозить ее в город на ярмарку.
Вопрос 14

Как Самсону удалось увидеть дочь?

Варианты ответов
  • Он дождался ее в квартире Минского.
  • Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его.
  • Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью.
Вопрос 15

Как расплатился гусар с лекарем?

Варианты ответов
  • Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
  • Вручил ему пятьдесят рублей.
  • Пригласил отобедать.
  • Ничем не расплатился.
Вопрос 16

Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

Варианты ответов
  • большая проезжая дорога
  • совокупность средств для перемещения чего-либо
  • направление
  • трактир
Вопрос 17

Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • проблема экологии языка
  • проблема одинокой старости
  • проблема позднего раскаяния
  • проблема дочерней неблагодарности
Вопрос 18

Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

Варианты ответов
  • Чтобы он больше тут не показывался.
  • Что он любит Дуню и никогда ее не бросит.
  • Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки.
Вопрос 19

На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

Варианты ответов
  • На счастливую жену и мать.
  • На содержанку.
  • На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа.
Вопрос 20

Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

Варианты ответов
  • Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург.
  • Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле.
  • Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

На латвийской железной дороге царит «разброд и шатания», сообщает источник BB.lv в структуре LDz. Многие железнодорожники перед Новым годом — в унынии от отсутствия перспектив и страха быть уволенными вместе со следующей волной «оптимизаций». Пока в стране реализуется дорогостоящий мега-проект Rail Baltica, на самой железной дороге идут сокращения штатов специалистов, простых служащих, а тем, кто остается, нещадно режут зарплаты. Что происходит?

«Поджимают на только пояса работникам, но и попросту теперь работать некому. В прямом смысле! Здесь решили меньше убирать не только перроны, но и помещения внутри вокзала. Может, кто еще помнит, какое-то время назад на рижском Центральном вокзале ходила компактная уборочная техника. Теперь на этом сэкономили, решив, что прежняя чистота уже не нужна. Ведь из-за политического курса, а также долговременно проводимой политики трудоустройства своих родственников, железная дорога не только вытеснила специалистов, но и попала в крупную финансовую яму. Здесь не осталось места для специалистов, что могут взять на себя ответственность: отсюда и бардак с задержкой поездов, с проблемами с информированием пассажиров, хаос в коммуникациях. То, что происходит, это лишь следствия прежней политики курса управленцев как в государстве, так и специфика управленческого кадрового состава на самой железной дороге», — объясняет источник.

«Всех деталей пока рассказывать не могу. Иначе, сами понимаете, вычислят и уволят. Знаете, у нас никогда не было принято «выносить сор из избы», железная дорога всегда была закрытой структурой, в своем роде — «государство в государстве». Однако, любому терпению есть пределы. Многие мои коллеги сами готовы высказаться в интервью СМИ при первой возможности, правда, до тех пока здесь работаем исключительно на условиях анонимности. Так как, такого «ставленники в руководстве» не простят, они терпеть не могут, когда задевают их самолюбие, даже если критикуют за дело. Могут только профессионалов зачищать, дабы самим остаться «у кормушки», у них на уме только деньги, деньги, личная выгода и комфорт», — отмечает собеседник.

«Поймите, мне горестно за структуру, где проработал много лет, где работали и выросли в профессиональном плане многие мои друзья и сослуживцы. Сегодня мне даже стыдно здесь работать! В прямом смысле. Держат только деньги, ведь как-то надо содержать семью и платить за коммуналку. Но, придет время, и я может быть выложу всю так сказать правду-матку, да так, что мало «торгашам» во главе современной «железки» не покажется. Позор, до чего довели когда-то передовую в Латвии структуру», — сокрушается железнодорожник.

«Пассажирам советую два момента. Первый — быть осторожными на скользких перронах зимой, это действительно опасно. На вашей безопасности теперь экономят, массово сократив простых служащих. Второе, о чем хочется сообщить, это при возникновении любого бардака в расписании, в сообщении поездов, больше жалуйтесь именно в письменном виде. Пишите заявления на имя руководства железной дороги, пишите в Министерство сообщения, обо всех крупных и хамских случаях информируйте СМИ, трубите с социальных сетях, так как здесь сегодня боятся ровно двух вещей: медийной или широкой общественной огласки, и звонка свыше от более высокопоставленного чиновника. Других страхов здесь нет. Устные выговоры простым работникам станции, кассирам, это вообще ни о чём и ситуации не изменят. Только письменно. Так как, такие понятия как гордость своей работой, профессией, это осталось далеко в прошлом. Нет, есть еще кадры старой школы, но… их здесь с каждым годом всё меньше. А значит, меньше здравого смысла, как и профессионализма», — поясняет источник.

А, что же Rail Baltica, — почему в контексте строительства многомиллионного проекта на латвийской железной дороге происходит такая деградация, откуда будут черпать кадры для обслуживания нового узла? «К пассажирским перевозкам, на мой взгляд, этот проект имеет весьма отдалённое отношение. Там совсем иные приоритеты. Плюс, само строительство это огромные бюджеты для освоения. Включайте логику: если идут сокращения, заметная деградация структуры, то о каком светлом будущем железной дороги может идти речь? Даже сохранить то, что имеется, не получится. Ведь ключевой вопрос именно в кадрах, а их нельзя найти за год-другой, а кадры не только не готовят, но и увольняют ежегодно. Даже несмотря на то, что ставку делают на роботизацию и автоматизацию… В любом случае, Rail Baltica точно не является коммерчески обоснованным проектом. Для чего же он тогда нужен? Здесь уж думайте сами, решайте сами. А состояние, в котором находится латвийская «железка» сегодня можно описать классической фразой — разброд и шатания», — заключил собеседник.

P.S. От редакции: портал обратился за комментарием в Latvijas Dzelzceļš, но ответа пока не получил.

Читайте по теме:
— «Пушкин пускай работает!» На ж/д вокзале в Риге рекордно сократили рабочих и подвергли опасности пассажиров
— Пассажир: ложь о коллапсе на Центральном вокзале в Риге! Я уехал в пустом поезде, а сотни людей остались ждать на перроне

20210413 vu tg sbscrb2

5 класс

Урок № 19.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, клип романса «Зимняя дорога» на музыку Г.Свиридова.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».

3. Беседа по первичному восприятию.

— Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.

4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) — русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».

5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона». Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».

IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

— Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

— Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

— Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

— Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

— Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

— Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

— Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

— Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?

2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

— Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

— Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

— С кем поэт сопоставляет состояние природы?

— Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

— Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

— Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).

3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.

— Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

— Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).

V. Подведение итогов урока.

— Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

— В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.

Рассказ зимняя дорога пушкин

5 класс

Урок № 19.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, клип романса «Зимняя дорога» на музыку Г.Свиридова.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».

3. Беседа по первичному восприятию.

— Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.

4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) — русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».

5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона». Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».

IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

— Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

— Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

— Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

— Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

— Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

— Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

— Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

— Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?

2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

— Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

— Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

— С кем поэт сопоставляет состояние природы?

— Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

— Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

— Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).

3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.

— Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

— Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).

V. Подведение итогов урока.

— Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

— В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.

4

220250 59d13bdae6f93

-80%

Сохранить у себя:

Рассказ зимняя дорога пушкин А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». (20.58 KB)

«Снежная буря бушует». Что писали классики о московской зиме

Б. Кустодиев. Морозный день. 1913 год

Александр Пушкин пропускает балы, Корней Чуковский ругает снег, а Михаил Булгаков отмечает первый успех.

Хотя на календаре всего лишь 1 декабря, воображение уже рисует яркое зимнее небо, снег, красиво лежащий на ветвях деревьев, лыжную прогулку и прилет снегирей. Предлагаем отметить первый день зимы, перечитывая письма и дневниковые записи прозаиков и поэтов XIX и XX века. Чем жила зимняя Москва 100 и более лет назад — в материале mos.ru.

Пушкин находится в отпуске

«Москва полна еще пребыванием двора, в восхищении от царя, и еще не отдохнула от балов; Цыхлер сделал в один месяц 80 тысяч чистого барыша. А. Корсакова выходит за князя Вяземского. Вот тебе все наши новости».

Такие строки в начале декабря 1831 года получила Наталья Гончарова, совсем недавно ставшая Пушкиной. К этому времени супруги уже переехали из Москвы в Санкт-Петербург, где Александр Сергеевич служил в Коллегии иностранных дел. В родной Москве, где оставались родители, любимый дядя и многие друзья, поэт приехал в отпуск. Наталья Николаевна осталась дома, так как не очень хорошо себя чувствовала: в то время она была беременна первой дочерью. Скучая по жене, Пушкин часто писал ей обо всем, что с ним происходило.

В вышеупомянутом письме он рассказывает «своему ангелу» о помолвке друга, князя Вяземского, с одной из дочерей помещиков Корсаковых — Александрой. Последняя, вероятно, стала прототипом таинственной московской красавицы из седьмой главы «Евгения Онегина». По крайней мере, в этом был уверен сам Вяземский.

Александр Сергеевич неслучайно делает акцент на теме балов — он был страстным поклонником танцевальных вечеров. В следующем письме, отправленном вскоре, он сетует, что до сих пор ему не удалось там побывать.

«Что скажу тебе о Москве? Москва еще пляшет, но я на балах еще не был. Вчера обедал в Английском клубе; поутру был на аукционе Власова».

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. Фрагмент. 1827 год

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

Гоголь ждет в гости матушку

Зимой 1839 года Николай Гоголь приехал в Москву из Рима — своего любимого города. Вернуться в заснеженную Россию его заставил семейный долг, которым нельзя было пренебречь, — он должен был устроить судьбу своих сестер Анны и Елизаветы, только что закончивших Женский патриотический институт (учебное заведение для осиротевших дочерей военных существовало в Санкт-Петербурге с 1813 по 1918 год). Что делать дальше, девушки не знали, а потому брат решил взять все в свои руки и перевезти их в Москву.

Судьбу сестер он не доверил даже своей матери, Марии Ивановне Гоголь-Яновской. В конце декабря он жаловался в письме своему другу и однокласснику Александру Данилевскому, директору училищ Полтавской губернии, на ее сложный характер. Он опасался, что мать, руководствуясь лучшими побуждениями, может навредить дочерям: «сделает их несчастными и потом всю вину сложит на бога, говоря, что так богу угодно было попустить».

Тем не менее Гоголь, отчаянно скучавший в зимней Москве по римскому солнцу и занятый делами сестер, не мог не думать и о том, чтобы сделать приятное и Марии Ивановне. Далее в письме он просит Данилевского о помощи:

«Но желая исполнить сыновний долг, то есть доставить случай маминьке меня видеть, приглашаю ее в Москву, на две недели. Мне же предстоит, как сам знаешь, путь не малый в мой любезный Рим, где там только найду успокоение. Дух мой страдает. Ради бога, коли тебе будет можно, дай сколько-нибудь маминьке на дорогу, рублей около пятисот, коли можешь. Очень, буду тебе благодарен. У меня денег ни гроша, все, что добыл, употребил на обмундировку сестер. Еще лучше ты сделаешь, если приедешь вместе с маминькой моей в Москву. И ей в дороге будет лучше, и тебе дешевле, и мне приятнее, потому что я буду иметь случай тебя еще раз обнять».

Ф. Моллер. Портрет Н. Гоголя. 1841 год

Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах

Тургенев слушает бурю

«Снежная буря с самого утра бушует, плачет, стонет, воет на унылых улицах Москвы — ветви деревьев под моими окнами сплетаются и извиваются, словно грешницы в аду, сквозь этот шум доносится грустный звон колоколов…» (Из письма, написанного зимой 1867 года, точная дата неизвестна.)

Адресат письма — подруга Ивана Тургенева, мировая знаменитость певица Полина Виардо. Один из самых близких людей писателя, она несколькими годами ранее предложила забрать к себе в Париж его дочь Пелагею, над которой издевалась бабушка, — девочка родилась у крепостной, принадлежавшей матери Ивана Сергеевича.

За границу Тургенев впервые уехал в 1843 году, познакомившись с Виардо, которая была в Санкт-Петербурге на гастролях. Он увлекся ею, добился аудиенции и вскоре уже мчался за ней в Париж. С 1863 года он постоянно проживал в Европе, принимая активное участие в культурной жизни, общаясь с иностранными писателями и пропагандируя русскую литературу.

Уезжая по делам в Россию, Иван Сергеевич очень скучал по подруге. В разлуках он писал ей длинные обстоятельные письма не только о самых важных новостях, но и о повседневных мелочах. Например, о погоде, которая часто в Москве оставляла желать лучшего.

И. Репин. Портрет И. Тургенева. 1874 год

Чуковский очень недоволен снегом

«Погода на улице подлая: с неба сыплется какая-то сволочь, в огромном количестве, и образует на земле кашицу, которая не стекает, как дождь, и не ссыпается в кучи, как снег, а превращает все улицы в сплошную лужу».

Такую запись в своем дневнике сделал в 1923 году Корней Чуковский. Он очень не любил зиму, считая, что холод не приносит ничего, кроме болезней и страданий. В это сложно поверить, зная его жизнерадостное детское стихотворение «Перед праздником зима»:

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

1923 год, впрочем, принес Чуковскому не только скверную зимнюю погоду, но и публикацию двух важных детских книг в стихах — «Мойдодыра» и «Тараканища».

И. Репин. Портрет К. Чуковского. 1910 год

Булгаков не верит своему счастью

В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. До этого он долго работал врачом, но в новом городе не хотел заниматься медициной, предпочитая литературную деятельность. Но это оказалось не так просто. Сначала Михаил Афанасьевич поступил секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе. После расформирования отдела, чтобы хоть как-то заработать денег, будущий автор «Мастера и Маргариты» устроился хроникером в «Торгово-промышленный вестник», затем обработчиком писем в газету «Гудок». Также он сотрудничал с изданиями «Рабочий», «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия». Но денег не хватало, он рассматривал любую работу — даже пошел в бродячий коллектив актеров. Времени на собственное творчество почти не оставалось.

В феврале 1924-го все изменилось. Москва наконец распахнула для писателя свои объятия. Его мистическую повесть «Дьяволиада» — историю о делопроизводителе Короткове, которого свела с ума бюрократическая машина, — напечатали в солидном издании, литературном альманахе «Недра». Взволнованный, в понедельник, 25 февраля, он сделал запись в своем дневнике:

«Сегодня вечером получил от Петра Никаноровича свежий номер (альманаха) “Недра”. В нем моя повесть “Дьяволиада”. Это было во время чтения моего — я читал куски из “Белой гвардии” у Веры Оскаровны З. По-видимому, и в этом кружке производило впечатление. В(ера) О(скаровна) просила продолжать у нее же. <…> Итак, впервые я напечатан не на газетных листах и не в тонких журналах, а в книге альманаха. Да-с. Скольких мучений стоит!»

Эта публикация стала для Булгакова главным достижением первых московских лет. Уже осенью он уехал из «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, где коротал тяжелые дни, и больше сюда не вернулся.

Михаил Булгаков

  • Рассказ знает кошка чье мясо съела
  • Рассказ зимний дуб слушать
  • Рассказ зимовье зверей читать
  • Рассказ зимний вечер пушкин
  • Рассказ зимняя дорога читать