Рассказ жестокие игры в любовь

фото: елена лапина театр имени моссовета представил в субботу, 30 октября, премьеру спектакля жестокие игры по пьесе алексея арбузова.
png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

Рассказ жестокие игры в любовь


© Фото: Елена Лапина


Театр имени Моссовета представил в субботу, 30 октября, премьеру спектакля «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. В конце 70-х эта пьеса была «программной» в Ленкоме под руководством Марка Захарова, в новой постановке действие переносится в наше время. На премьере побывала культурный обозреватель RFI Екатерина Барабаш.

«Жестокие игры» Алексея Арбузова стали первой постановкой назначенного год назад худруком Театре им. Моссовета Евгения Марчелли на основной сцене. Правда, это не первая его постановка арбузовской пьесы — он уже ставил ее в Ярославле, — но сейчас не стал переносить на другую сцену предыдущий спектакль, создал совершенно новую постановку.

В конце 70-х в Москве прогремела постановка «Жестоких игр» Марком Захаровым в Ленкоме с Татьяной Догилевой и Александром Абдуловым, став своего рода манифестом молодого поколения времен застоя. История девушки из Рыбинска Нели, приехавшей поступать в медицинский, провалившейся на экзаменах и подружившейся с компанией молодых центровых ребят, была преисполнена экзистенциальной тоски и ощущения душевного тупика. 1978 год, когда была написана пьеса, было временем самого махрового застоя, временем осознания невозможности перемен и общественной летаргии. Молодежь, родившаяся в оттепель, но не помнившая ее в силу возраста, выросла уже в застой и ничего другого не видела. Словом, жизнь как жизнь. Но даже те, кто не задумывался о глобальных проблемах страны, подсознательно чувствовали неправильность, неестественность советского образа жизни, построенного на лжи и тоталитаризме. Арбузов вывел на сцену своих героев именно в этот кульминационный момент неосознанной растерянности, когда до перемен было еще далеко, но смутное недовольство уже начало бередить юные души.

В спектакле Марчелли Кай (Митя Федоров) — типичный мажор с родителями-дипломатами в Исландии, от безделья пробующий свои силы в совриске, понимая его довольно примитивно — как бесцельный боди-арт или выплескивание кислотных тонов краски на белую стену. Роскошная квартира его родителей показана весьма условно — огромная кровать, белая стена, на которую Кай то и дело выливает краску, и столик с бутылкой алкоголя. Терентий (Иван Расторгуев) — простоватый парень с пивным животиком, увлекшийся художественной самодеятельностью, потому что там его не перебивают. Красавчик Никита (Нил Кропалов) — озабочен только своей красотой, успехами в институте и спортивными достижениями. Свалившаяся Каю на голову и оставшаяся у него жить Неля (Екатерина Девкина), провинциалка с сомнительными представлениями о приличиях и моральной чистоте, становится лакмусовой бумажкой, проявившей инфантилизм и тотальное равнодушие ребят.

Спектакль оформлен с той степенью условности, которая позволяет режиссеру как угодно переносить временнЫе рамки, «играть» с эпохами (художник Анастасия Бугаева). Кроме не ассоциирующейся ни с каким временем квартиры Кая, на сцене появится таежное жилье каевского кузена Миши (Антон Аносов) где-то в Сибири, куда явится за Мишей в поисках любви Неля, — стол-стул-кровать из некрашеного дерева да спиленная ель чуть в стороне. Эта аскетичная условность громко намекает на вечную актуальность темы и не исчезающую ни при каком режиме остроту проблемы — инфантилизм без берегов, легко превращающийся в тяжелое орудие, которым можно не только ранить, но и убить.

Марчелли безжалостен к своим героям — он не обнаруживает ни особой симпатии, ни сочувствия к ним. Три мажора, три веселых друга — не более того. Да что там — не веселых даже, а вечно чем-то недовольных, в чем-то разочарованных, кого-то обвиняющих в своих неурядицах. В основном, как водится, — родителей. Кай ненавидит отчима — просто так, видимо, из ревности. Терентий обижен на отца, слесаря-пропойцу (Александр Бобровский/Виталий Кищенко), который является в квартиру Кая в поисках сына с раздражающей сына регулярностью. У Никиты вроде дома все хорошо, но не хватает теплоты. Неля вообще сбежала от своих — «они мне все перечеркнули». В какой-то момент замечаешь: ребята почти не улыбаются и никогда не смеются. Просто Чайльд Гарольды какие-то. Они все делают со звериной серьезностью и страдают от первой до последней секунды спектакля. Иногда мрачный дух разбавляет собою Терентий, который то пускается в отчаянный танец, срывая овации зрителей, то, нарядившись в дурацкий парик, на грани эмоционального срыва читает лермонтовского «Демона». Остальные меньше всего похожи на юных сорванцов, какими их представляли в старых постановках, в том числе и в ленкомовской.

Когда на сцену выходит несколько десятков артистов в дождевиках и бахилах, чтобы хором спеть тик-ток-хит Love Tonight, режиссерский замысел выскакивает за рамки исследования молодежной среды — ему нужны обобщения глобального масштаба. Хотя что касается обобщений и вечной актуальности проблем, поднятых Арбузовым в конце 70-х прошлого века, — то диссонанс между современной реальностью и реалиями, обозначенными в пьесе, очевиден. За сорок с лишним лет, что прошли с момента написания пьесы, молодые радикально изменили свои отношения с мирозданием, и пытаться наблюдать их с помощью старых приборов и старых инструментов довольно наивно. Сегодня Чайльд Гарольды, обиженные на родителей, — редкость. Инфантилов достаточно во все времена, но они уже, в отличие от арбузовских времен, не составляют основу целой прослойки. Рефлексии перестали быть главным занятием золотой молодежи, да и золотая молодежь существенно изменилась — это уже не мажоры-бездельники, изнывающие от ощущения бессмысленности существования и недолюбленности. Нынче это скорее — топ-менеджеры с высоченными окладами, ворохом ценных бумаг и недвижимостью за рубежом (возможны варианты).

Пьеса Арбузова была накрепко привязана к своему времени, и, похоже, Евгений Марчелли не до конца это учел. И все же спектакль получился молодым, резким, моментами очень эмоционально привлекательным — например, маленькая сцена-бенефис, в которой Лариса Кузнецова играет мать Нели, или трепетная сцена встречи Кая с ненавистным отчимом (Александр Яцко), в которой Кай превращается в маленького обиженного ребенка, старающегося не плакать перед взрослыми. А кто умеет не плакать, когда ему плохо, — тот почти взрослы. Значит, и у героев «Жестоких игр» совсем не все потеряно.

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

Планируете писать ЕГЭ по литературе в 2022 году – предлагаем ознакомиться обновленным списком литературы, в котором представлены все произведения, знать которые потребуется для успешной сдачи экзамена.

Особенности ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей.

Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора.

Обновленный список литературы для ЕГЭ по литературе в 2022 году

Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки.

Работа состоит из 3-х частей:

  • 1 часть – 6 вопросов по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения.
  • 2 часть – 4 вопроса по лирическому произведению.
  • 3 часть – сочинение по одной из 5-ти предложенных в КИМе тем.

Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Мы предлагаем ознакомиться со списком книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Обратите внимание, он изменился! Список литературы для ЕГЭ 2022 года расширили и усложнили.

Изменения 2022 года

  1. В Кодификатор добавилось 39 зарубежных авторов (ранее на экзамене использовалась только русская классика), причем зарубежное стихотворение может попасться и в обязательной части по лирике (в отличие от прозы, которая будет дана только в сочинении 17 на выбор из 5 тем).
  2. Добавились новые тексты русской литературы.
  3. Изменился итоговый первичный балл: был 58, стал 55.
  4. В сочинениях добавился новый критерий «Грамотность», где проверяются орфография, пунктуация, грамматические нормы. Этот критерий добавляет 5 баллов, но проставляется только в случае, если ученик написал не менее трех сочинений из пяти. Таким образом, если написанных сочинений меньше — вы автоматически теряете еще 5 баллов!
  5. В заданиях с кратким ответом изменилось количество заданий: в части по прозаическому, драматическому или лироэпическому тексту из 7 заданий стало 4, а в части по лирике из 5 заданий — 3.
  6. Вместо обязательного 8 задания мини-сочинения на анализ отрывка в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ отрывка).
  7. Вместо обязательного 15 задания на анализ стихотворения в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ стихотворения; но не забывайте, что здесь может быть и зарубежная поэзия).
  8. В «бывших» 9 и 16 мини-сочинениях на сопоставление вместо 2 примеров можно приводить только один (включая зарубежную литературу), при этом балл за задание уменьшился, а критерии не изменились.
  9. В «бывшем» 17 задании (большое сочинение) количество тем на выбор увеличилось с 4 до 5, а вместе с этим увеличился и максимальный балл (с 14 до 15: на это повлиял дополнительный балл за использование терминов).
  10. Объем сочинения также вырос: если раньше требовалось написать не менее 150 слов, то теперь — 200, иначе сочинение не будет проверяться.

Обновленный список литературы

Обратите внимание, что в 2022 году для успешной сдачи ЕГЭ по литературе необходимо будет хорошо знать произведения не только отечественных, но и зарубежных авторов. Полный список литературы для подготовки к ЕГЭ 2022 приведен ниже.

Древнерусская литература

Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику.

Все произведения для ЕГЭ 2022 по литературе - список

Литература XVIII века

Восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало.

В список литературы XVIII века для ЕГЄ 2022 года по литературе вошли такие произведения:

Автор Произведение
Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»
Г.Р. Державин Поэзии «Памятник» и «Властителям и судиям»

Литература I половины IXX века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Автор Произведение
В.А. Жуковский Стихотворения:

«Море»

«Невыразимое»

«Светлана»

«Лесной царь»

А.С. Грибоедов Пьеса «Горе от ума»
А.С. Пушкин Стихотворения:

«Деревня»

«Узник»

«Во глубине сибирских руд…»

«Поэт»

«К Чаадаеву»

«Песнь о вещем Олеге»

«К морю»

«Няне»

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)

«Пророк»

«Зимняя дорога»

«Анчар»

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

«Я вас любил: любовь еще, быть может…»

«Зимнее утро»

«Бесы»

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«Туча»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«Погасло дневное светило…»

«Свободы сеятель пустынный…»

«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)

«Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»),

«…Вновь я посетил…»

Большие произведения:

«Капитанская дочка»

«Медный всадник»

«Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов Стихотворения:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

«Тучи»

«Нищий»

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»

«Парус»

«Смерть Поэта»

«Бородино»

«Когда волнуется желтеющая нива…»

«Дума»

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)

«Три пальмы»

«Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

«И скучно и грустно»

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

«Родина»

«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)

«Пророк»

«Как часто, пестрою толпою окружен…»

«Валерик»

«Выхожу один я на дорогу…»

Большие произведения:

«Песня про… купца Калашникова»

«Мцыри»

«Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь Произведения:

«Ревизор»

«Шинель»

«Мертвые души»

Литература II половины IXX века

Литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года достаточно большой, ведь это самая продуктивная пора.

Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А (1 часть), В (2 часть) и С (3 часть, сочинение). Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

Автор Произведения
А.Н. Островский  «Гроза» (А,В,С)

«Бесприданница» (В,С)

«Доходное место» (С)

«На всякого мудреца довольно простоты» (С)

«Снегурочка» (С)

«Женитьба Бальзаминова» (С)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (А,В,С)

«Дворянское гнездо» (В)

«Рудин» (С)

«Накануне» (С)

«Первая любовь» (С)

«Гамлет Щигровского уезда» (С)

«Вешние воды» (С)

«Гамлет и Дон Кихот» (С)

Ф.И. Тютчев Стихотворения для части «А» и «В»:

«Полдень»

«Певучесть есть в морских волнах…»

«С поляны коршун поднялся…»

«Есть в осени первоначальной…»

«Silentium!»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Умом Россию не понять…»

«О, как убийственно мы любим…»

«Нам не дано предугадать…»

«К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)

«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Стихотворения для части «С»:

«День и ночь»

«Есть в осени первоначальной…»

«Ещё в полях белеет снег…»

«Предопределение»

«С поляны коршун поднялся…»

«Фонтан»

«Эти бедные селенья…»

А.А. Фет Стихотворения для части «А»:

«Заря прощается с землею…»

«Одним толчком согнать ладью живую…»

«Вечер»

«Учись у них – у дуба, у березы…»

«Это утро, радость эта…»

«Шепот, робкое дыханье…»

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

«Еще майская ночь»

Стихотворения для части «В»:

«Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Я тебе ничего не скажу…»

Стихотворения для части «С»:

«На стоге сена ночью южной…»

И.А. Гончаров «Обломов» (А, В, С)

«Обыкновенная история» (В)

«Фрегат Паллада» и «Обрыв» (С)

Н.А. Некрасов Произведения для части «А»:

«Тройка»

«Я не люблю иронии твоей…»

«Железная дорога»

«В дороге»

«Вчерашний день, часу в шестом…»

«Мы с тобой бестолковые люди…»

«Поэт и Гражданин»

«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)

«О Муза! я у двери гроба…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Произведения для части «В»:

«Блажен незлобивый поэт…»

«В полном разгаре страда деревенская…»

«Вчерашний день, часу в шестом…»

«Пророк»

«Родина»

«Размышления у парадного подъезда»

Поэма «Русские женщины»

Произведения для части «С»:

«Внимая ужасам войны…»

«Когда из мрака заблужденья…»

«Накануне светлого праздника»

«Несжатая полоса»

«Памяти Добролюбова»

М.Е. Салтыков-Щедрин Произведения для части «А»:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик»

«Премудрый пискарь»

«История одного города»

Произведения для части «В»:

Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

«Господа Головлёвы»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (А)

«Анна Каренина» (В)

цикл «Севастопольские рассказы» (В)

повесть «Хаджи-Мурат» (В)

«Смерть Ивана Ильича» (С)

«Крейцерова соната» (С)

пьеса «Живой труп» (С)

А.К. Толстой Стихи (С):

«Средь шумного бала, случайно…»

«Край ты мой, родимый край…»

«Меня, во мраке и в пыли…»

«Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (А)

«Подросток» (В)

«Идиот» (В)

«Неточка Незванова» (С)

«Сон смешного человека» (С)

«Записки из подполья» (С)

Н.С. Лесков «Человек на часах» (В)

«Тупейный художник» (В)

«Левша» (В)

«Очарованный странник» (В)

«Леди Макбет Мценского уезда» (В)

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи.

Автор Произведение
А.П. Чехов Произведения для части «А»:

«Студент»

«Ионыч»

«Человек в футляре»

«Дама с собачкой»

«Смерть чиновника»

«Хамелеон»

Пьеса «Вишневый сад»

Произведения для части «В»:

«Крыжовник»

«О любви»

«Попрыгунья»

«Три сестры»

«Чайка»

Произведения для части «С»:

«Душечка»

«Скучная история»

«Любовь»

«Дядя Ваня»

И.А. Бунин Произведения для части «В»:

«Алёнушка»

«Вечер»

«Дурман»

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

«У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»

В.Я. Брюсов Произведения для части «С»:

«Ассаргадон»

«Грядущие гунны»,

«Есть что-то позорное в мощи природы…»

«Неколебимой истине…»

«Каменщик», «Творчество»

«Родной язык»

«Юному поэту»

«Я»

К.Д. Бальмонт Произведения для части «С»:

«Безглагольность»

«Будем как солнце, Забудем о том…»

«Камыши»

«Слова-хамелеоны»

«Чёлн томленья»

«Я мечтою ловил уходящие тени…»

«Я – изысканность русской медлительной речи…»

Н.С. Гумилев Произведения для части «С»:

«Андрей Рублёв»

«Жираф»

«Заблудившийся трамвай»

«Из логова змиева»

«Капитаны»

«Мои читатели»

«Носорог»

«Пьяный дервиш»

«Пятистопные ямбы»

«Слово»

«Слонёнок»

«У камина»

«Шестое чувство»

«Я и вы»

В.В. Хлебников Произведения для части «С»:

«Бобэоби пелись губы…»

«Заклятие смехом»

«Когда умирают кони – дышат…»

«Кузнечик»

«Мне мало надо»

«Мы желаем звёздам тыкать…»

«О достоевскиймо бегущей тучи…»

«Сегодня снова я пойду…»

«Там, где жили свиристели…»

«Усадьба ночью, чингисхань…»

Также к части С относятся неучтенные в новом списке аторы:

  • В.В. Набоков
  • И.Ф. Анненский
  • А. Белый
  • М.А. Волошин
  • Н.А.Клюев
  • И. Северянин
  • Ф.К.Сологуб
  • В.Ф. Ходасевич

Литература I половины XX века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века.

Автор Произведение
И.А. Бунин Произведения для части «А»:

«Господин из Сан-Франциско»

«Чистый понедельник»

Произведения для части «В»:

«Антоновские яблоки»

«Лёгкое дыхание»

«Тёмные аллеи»

Произведения для части «С»:

«Лапти»

«Танька»

«Деревня»

«Суходол»

«Захар Воробьёв»

«Иоанн Рыдалец»

«Митина любовь»

Статья «Миссия русской эмиграции»

М. Горький Произведения для части «А»:

«Старуха Изергиль»

«На дне»

Произведения для части «В»:

«Макар Чудра»

«Челкаш»

Произведения для части «С»:

«Карамора»

«Мать»

«Фома Гордеев»

«Дело Артамоновых»

А.А. Блок Произведения для части «А»:

Поэма «Двенадцать»

«Незнакомка»

«Россия»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«В ресторане»

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

«На железной дороге»

«Вхожу я в темные храмы…»

«Фабрика»

«Русь»

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

«О, я хочу безумно жить…»

Произведения для части «В»:

«Девушка пела в церковном хоре…»

«Когда вы стоите на моём пути…»

цикл «На поле Куликовом»

«О, весна, без конца и без краю…»

«Она пришла с мороза…»

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

«Рождённые в года глухие…»

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»

«Пушкинскому Дому»

«Скифы»

Произведения для части «С»:

«Ветер принёс издалека…»

«Встану я в утро туманное…»

«Грешить бесстыдно, непробудно…»

«Мы встречались с тобой на закате…»

«Пляски осенние»

«Осенняя воля»

«Поэты»

«Петроградское небо мутилось дождём…»

«Я — Гамлет. Холодеет кровь»

«Я отрок, зажигаю свечи…»

«Я пригвождён к трактирной стойке…»

Поэма «Соловьиный сад»

В.В. Маяковский Произведения для части «А»:

«А вы могли бы?»

«Послушайте!»

«Скрипка и немножко нервно»

«Лиличка!»

«Юбилейное»

«Прозаседавшиеся»

«Нате!»

«Хорошее отношение к лошадям»

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

«Дешевая распродажа»

«Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Облако в штанах»

Произведения для части «В»:

«Левый марш»

«Сергею Есенину»

«Товарищу Нетте…»

«Во весь голос. Первое вступление в поэму»

Произведения для части «С»:

«Адище города»

«Вам!»

«Домой!»

«Ода революции»

«Разговор с фининспектором о поэзии»

«Уже второй должно быть ты легла…»

Поэма «Про это»

С.А. Есенин Произведения для части «А»:

«Гой ты, Русь, моя родная!..»

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

«Письмо матери»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Русь Советская»

«О красном вечере задумалась дорога…»

«Запели тесаные дроги…»

«Русь»

Произведения для части «В»:

«Да! Теперь решено. Без возврата…»

«До свиданья, друг мой, до свиданья!..»

«Песнь о собаке»

«Письмо к женщине»

«Собаке Качалова»

«Я последний поэт деревни…»

Произведения для части «С»:

«Клён ты мой опавший…»

«Нивы сжаты, рощи голы…»

«Отговорила роща золотая…»

«Я обманывать себя не стану…»

«Анна Снегина»

«Сорокоуст»

«Чёрный человек»

М.И. Цветаева Произведения для части «А»:

«Моим стихам, написанным так рано…»

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

«Тоска по родине! Давно…»

«Книги в красном переплете»

«Бабушке»

«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

Произведения для части «В»:

«Генералам двенадцатого года»

Произведения для части «С»:

Очерк «Мой Пушкин»

«О сколько их упало в эту бездну…»

«О, слезы на глазах…»

«Все повторяю первый стих…»

«Идёшь, на меня похожий»

«Откуда такая нежность»

«Попытка ревности»

«Пригвождена к позорному столбу»

«Расстояние: вёрсты, мили…»

О. Э. Мандельштам Произведения для части «А»:

«Notre Dame»

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Произведения для части «В»:

«Мы живём под собою не чуя страны…»

«Я не слыхал рассказов Оссиана…»

Произведения для части «С»:

«Айя-София»

«Лишив меня морей, разбега и разлёта…»

«Нет, никогда ничей я не был современник…»

«Сумерки свободы»

«Я к губам подношу эту зелень…»

А. А. Ахматова Произведения для части «А»:

«Песня последней встречи»

«Сжала руки под темной вуалью…»

«Мне ни к чему одические рати…»

«Мне голос был. Он звал утешно…»

«Родная земля»

Произведения для части «В»:

«Вечером»

«Всё расхищено, предано, продано…»

«Когда в тоске само- убийства…»

«Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».)

«Сероглазый король»

Произведения для части «С»:

«Все мы бражники здесь, блудницы…»

«Родная земля»

«Творчество»

«Широк и жёлт вечерний свет…»

«Я научилась просто мудро жить»

«Поэма без героя»

М.А. Шолохов «Тихий Дон» (А, В, С)

«Судьба человека» (А, В, С)

«Поднятая целина» (С)

«Донские рассказы» (С)

М.А. Булгаков  «Белая гвардия»

«Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце»

«Записки юного врача»

«Дни Турбиных»

«Бег»

«Кабала святош» («Мольер»)

«Зойкина квартира»

А.Т. Твардовский Произведения для части «А»:

«Вся суть в одном-единственном завете…»

«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»)

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

Произведения для части «С»:

«В тот день, когда окончилась война…»

«Дробится рваный цоколь монумента…»

«О сущем»

«Памяти матери»

«Я знаю, никакой моей вины…»

Б.Л. Пастернак Произведения для части «А»:

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

«Определение поэзии»

«Во всем мне хочется дойти…»

«Гамлет»

«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»)

«Никого не будет в доме…»

«Снег идет»

«Про эти стихи»

«Любить иных – тяжелый крест…»

«Сосны»

Произведения для части «В»:

«Быть знаменитым некрасиво…»

«Марбург»

Произведения для части «С»:

«Август»

«Давай ронять слова…»

«Единственные дни»

«Красавица моя, вся стать…»

«Любимая – жуть! Когда любит поэт…»

«О, знал бы я, что так бывает…»

«Поэзия»

«Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»

«Столетье с лишним – не вчера…»

А. Платонов В прекрасном и яростном мире»

«Котлован»

«Возвращение»

«Река Потудань»

«Сокровенный человек»

«Мусорный ветер»

А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор»: (А)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)

Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)

Повесть «Раковый корпус» (С)

Статья «Жить не по лжи» (С)

В.Т. Шаламов «На представку» (В)

«Серафим» (В)

«Красный крест» (В)

«Тифозный карантин» (В)

«Последний бой майора Пугачёва» (В)

«Сгущённое молоко» (С)

«Татарский муллаичистый воздух» (С)

«Васька Денисов, похититель свиней» (С)

«Выходной день» (С)

Литература II половины XX века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован.

Список «А»:

  • Ф.А.Абрамов;
  • Ч.Т.Айтматов;
  • В.П.Астафьев;
  • В.И.Белов;
  • А.Г. Битов;
  • В.В. Быков;
  • В.С. Гроссман;
  • С.Д. Довлатов;
  • В.Л. Кондратьев;
  • В.П. Некрасов;
  • Е.И. Носов;
  • В.Г. Распутин;
  • В.Ф.Тендряков;
  • Ю.В.Трифонов;
  • В.М.Шукшин.

Список «В»:

Автор
В.М. Шукшин Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
В.В. Набоков Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»

Список «С»:

Автор Произведения
В.М. Шукшин Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива»
Ф.А. Абрамов Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары».
В.П. Аксёнов Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба»

Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».

В.И. Белов Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников».
Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан»

Роман «Генерал и его армия»

В.Н. Войнович Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей».
Ф.А. Искандер Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы».
Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал».
В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка»
Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».
Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось».

Новые произведения в кодификаторе ЕГЭ 2022 по литературе

К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».
  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».
  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.
  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».
  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».
  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».
  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».
  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».
  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»
  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».
  • З. Прилепин. Роман «Санькя».
  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».
  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».
  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».
  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».
  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».
  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес»

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  • А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры».
  • А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».
  • А.М. Володин. Пьеса «Назначение».
  • В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».
  • М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина»

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов:

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа».
  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».
  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту».
  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух».
  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».
  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».
  • А. Камю. Повесть «Посторонний».
  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».
  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».
  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».
  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».
  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».
  • У.С. Моэм. Роман «Театр».
  • Д. Оруэлл. Роман «1984».
  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».
  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».
  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».
  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель».
  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».
  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».
  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».
  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».
  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».
  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».
  • У. Эко. Роман «Имя Розы»
  • Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2022 году. Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Читайте также:

  • Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10-11 КЛАССЫ

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература», входящих в образовательную область «Родной язык и  родная литература», а также на основе Примерной программы по учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература», одобренным решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

ФГОС СОО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 10-11  КЛАССАХ

Русская литература XIX—XX вв.

     Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Родная (русская) литература

10 класс (18ч)

Проблемно-тематические блоки:

 Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала) (4ч). 

Даль В.И. (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.

Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина. 

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности) (5ч). 

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий».

А.П. Чехов. Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология) (4ч). 

Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик».

Аксаков К.С. Поэзия, публицистика.

Герцен А.И. «Кто виноват?»

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы) (5ч). 

Глинка Ф.Н. (1876-1880), поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».

В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок».

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила».

11 класс (17ч)

Проблемно-тематические блоки:

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».

Г.Н.Щербакова. Повесть «Вам и не снилось».

Б.А.Ахмадулина, Л.Н. Мартынов.

Ю.П.Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал».

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Е.И.Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы».

Ю.В.Трифонов.Повесть «Обмен».

А.Н.Арбузов. Пьеса «Жестокие игры».

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

А.А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия».

Э.Веркин. Повесть «Облачный полк».

В.С.Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

З.Прилепин. Роман «Санька»

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»,  «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».                       Л.С.Петрушевская. «Новые робинзоны».

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Ю.О.Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей».

В.Ф.Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Родная (русская) литература

                                                                     10 класс

Тема

К-во часов

Примечания

Проблемно-тематический блок «Личность» (4ч)

1

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель.

1

2

Нравственная основа сказок В.И.Даля.

1

3

Ф.М. Достоевский. «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести,  я и другой, индивидуальность и «человек толпы». 

1

4

Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.

1

Проблемно-тематический блок «Личность и семья» (5ч)

5

Особенности драматургии А.В.Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Кречинского»: семейные и родственные отношения в комедии.

1

6

Место человека в семье и обществе: Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича».

1

7

Истинные и ложные ценности в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».

1

Проектная деятельность

8

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова

1

9

А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура.

1

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» (4ч)

10

Д.В.Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

1

Проектная деятельность

11

Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова.

1

12

Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?»

1

13

Художественные особенности прозы А.Герцена

1

Тестирование

онлайн

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (5ч)

14

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н.Глинки. «Духовные стихотворения».

1

15

Поэтика рассказов В.М.Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы.

1

Тестирование онлайн

16

Особенности творчества Г.И.Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница».

1

17-18

Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века»

2

               11 класс

Тема

К-во часов

Примечания

Проблемно-тематический блок «Личность» (3ч)

1

Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»). Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось».

1

Тестирование онлайн

2

Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова.

1

Тестирование онлайн

3

Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал».

1

Проблемно-тематический блок «Личность и семья» (3ч)

4

Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».

1

Проектная деятельность

5

Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен».

1

6

Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры».

1

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» (4ч)

7

А.А. Фадеев. «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека.

1

8

Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина «Облачный полк».

1

Тестирование онлайн

9

В.С. Маканин. «Кавказский пленный»: человек и государственная система.

1

10

Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санька».

1

Проектная деятельность

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (3ч)

11

Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики (Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы», «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»).

1

12

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»).

1

Тестирование онлайн

13

Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны».

1

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» (4ч)

14

Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

1

15

Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых».

1

16

Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки».

1

17

Творчество писателей и поэтов Пензенской области.

1

Пока на европейских биржах бешеными темпами растут цены на газ, отопление, электричество, — отражаясь непосредственным образом на счетах на ЖКХ всех латвийцев, самые шокирующие из которых следует ждать уже январе 2022 года, — на бирже труда в Латвии бьются собственные рекорды: безработных только в ноябре стало на три с половиной тысячи больше. Как выжить во времена, когда из-за кризиса сложно найти новую работу с достойной оплатой? Эксперты советуют: экономить, экономить и ещё раз экономить! И если ваша зарплата не повышается, значит ваш бюджет скорее всего и «поколотят» резко возросшими счетами. Уже сегодня в Латвии есть люди, что осенью залезли в кредиты для выплаты долгов за жилищно-коммунальное хозяйство. Ряд жителей может ожидать «голодная жизнь», а по стране может прокатиться волна личных банкротств в случае, если люди не выдержат такого напора.

«Никогда не экономили всей семьей так, как сегодня. Не по себе мне стало когда пришли счета за октябрь. С ужасом ждем счета за ноябрь, что придут в декабре. Скачала приложение с биржевыми ценами на электричество, следим теперь всей семьей за скачущими каждый час циферками. Мне непонятно, как цена может меняться в разы всего за считанные часы, но вынуждены с этим считаться… Даже стиральную машину теперь приходится запускать исходя из текущих цен на бирже, чего никогда раньше не было! Подумываю о кредите, который уже взяла моя коллега, так как зарплаты на предприятии не повышали последние лет пять, приходится «поджимать хвосты»… выжить бы этой зимой, затягиваем пояса по полной. Мне правда стало сильно боязно за свое и будущее детей, такого страха я не испытывала даже в самом начале пандемии в прошлом году», — делится рижанка Анна соображениями по поводу ценовых рекордов в одной из женских групп в фейсбуке.

Кстати, безработных в Латвии в ноябре стало на три с половиной тысячи больше, отрапортовало Государственное агентство занятости (ГАЗ). Так, уже конце ноября в ГАЗ было зарегистрировано 57 536 безработных, что на 3494 больше, чем месяцем ранее (54 042 безработных). Людям приходится держаться за ту работу, что имеют, или добро пожаловать на биржу труда.

Многодетные семьи с ограниченным доходом страдают от повышения цен в первую очередь, и держатся за ту работу, которая есть. «Ещё год назад в ноябре у нас выходило платить за электроэнергию 50 евро, сейчас приходится платить 103 евро. Несмотря на то, что выросло и пособие как для многодетной семьи — с 10 до 20 евро. Если бы не это пособие, общий счет для нас «по рыночной цене» составил бы 120 евро», — рассказал в ТВ-сюжете глава многодетной семьи Айварс. При этом, семья постоянно старается экономить на электричестве, следуя рекомендациям по экономии Семья использует динамический тариф на электроэнергию, поэтому скачок цен на бирже в понедельник и вторник не прошли мимо них. «Вчера во время пика цен мы даже пошли гулять. Конечно мы следим за ценами на бирже, когда включать устройства, которые потребляют больше энергии, но даже в этом случае теперь не удается экономить», — отметил глава семьи.

Тем временем, взметнулись цены на электричество — на минувшей неделе расценки на бирже NordPool за киловатт-час достигли абсолютных рекордов для Латвии, превысив небывалую планку 1 евро за квт/ч. С января Latvijas gāze повышают цены на газ — рост составит до 93% процентов. Бьёт рекорды и стоимость отопления в Риге: уже с ноября действуют новые повышенные тарифы. Экономисты говорят, что одного лишь снижения налога на добавленную стоимость (НДС) будет недостаточно, чтобы предотвратить разорение беднейших семей, пишет NRA. Поэтому, совет один — менять свои привычки в энергопотреблении, а значит экономить, экономить и ещё раз экономить. Если конечно не хотите пойти с «рубахой по миру». Другой совет: больше зарабатывать, искать дополнительную работу, но это и так очевидно…

В скором времени жители получат новые счета, которые способны шокировать даже тех, кто до сих пор проявлял спокойствие и терпение. Не следует радоваться и потребителям, заключившие контракты на поставку электроэнергии по фиксированной цене — так как, и этот тариф обязательно вырастет после взлёта биржевых цен, пускай и произойдет это несколько позже.

По данным Центрального статистического управления Латвии, в ноябре этого года средняя цена на электроэнергию была на 24% выше, чем в ноябре прошлого года. По сравнению с 2000 годом цена увеличилась на 386%.

Средняя оптовая цена на электроэнергию в районе Nord Pool в Латвии в ноябре составила 167 евро за МВт/ч, что более чем в три раза превышает среднюю цену за последние три года, оценивает Петерис Страутиньш, экономист Luminor. Однако в декабре уже отмечены особенно безумные ценовые рекорды, в некоторые часы превышающие 600 и даже более 1000 евро за МВт/ч. Остается только надеяться на более теплую погоду и обещанную оттепель, которая заставит турбины гидроэлектростанций вращаться быстрее и удержит средние декабрьские цены в разумных пределах.

По словам П. Страутиньша, в подобной ситуации необходимо учитывать снижение НДС на электроэнергию, которое сейчас обсуждается политиками, но от этого будет решена лишь относительно небольшая часть проблемы.

«Расходы на жилье и транспорт, которые также основаны на ценах на энергоносители, составили почти две трети от общего годового роста цен в ноябре. Эти предметы и продукты питания, на стоимость которых также сильно влияет энергия, составили более 4/5 увеличения стоимости жизни. Рост цен на большинство потребительских корзин по-прежнему невелик, но это слабое утешение для семей, которые тратят значительную часть своего бюджета на топливо, электроэнергию, газ или тепло, работающее на том же газу. Годовая инфляция в электроэнергии достигла 24% в ноябре (18,1% месяц назад), в тепле — 26,3% (17,8%) и в газе — 39% (37,6%). С другой стороны, цены на транспортное топливо в ноябре выросли еще на 3,3%, достигнув годового максимума, но, по крайней мере, в этой категории в декабре может произойти небольшое снижение затрат. В ноябре годовая инфляция топлива составила 39,1%», — подчеркнул П. Страутиньш.

Но из-за планируемого закрытия оставшихся шести АЭС в Германии в 2022 году — а Латвия, напомним, входит в единую энергосистему, цены в рамках на электроэнергию в рамках которой устанавливает стокгольмская биржа NordPool, — спрос на электричество может продолжиться и по окончании зимнего периода. Поэтому, если снижение цены и будет, то вряд ли это продлится долго. Ведь Евросоюз сделал ставку на электрификацию, растет число электромобилей, подогревает спрос на электричество и тотальная цифровизация как бизнеса, так и сферы государственных услуг.

В свою очередь, в соседней Эстонии правительство еще в конце октября утвердило план о компенсации всем потребителям электроэнергии 50% от платы за услугу. «Рост цен на электроэнергию неизбежно затрагивает всех нас, и домашних потребителей, и предприятия. Чтобы резкое увеличение суммы счета за электричество не оказалось неожиданно обременительным для кошелька, государство с целью смягчения ситуации поддержит всех потребителей электроэнергии путем частичного покрытия расходов на сетевую услугу», — сказал эстонский министр экономики и инфраструктуры Таави Аас.

Потребителям будет компенсироваться 50% от платы за сетевую услугу, и льгота будет действовать в отношении электроэнергии, потребленной с октября по март. «Для получения льготы сами потребители не должны ничего делать или куда-то обращаться, счет за потребленное в октябре электричество поступит от оказывающих услугу компаний уже с уменьшенной наполовину платой за сетевую услугу», — пояснил Аас. Из государственного бюджета Эстонии на эти нужды выделено более 88 миллионов евро.

Возмущаются ситуацией и пользователи соцсетей, приведем некоторые комментарии из латвийского сегмента фейсбука:

«Пока у нас раздумывают (!) снизить государственные поборы НДС на 5% или нет, в Эстонии УЖЕ приняли решение о компенсации 50% платы за электричество аж на целых полгода! Так сказать, найдите разницу в качестве между эстонским и латвийским управлением страной. Почему там оперативно могут найти средства, а у нас традиционно — неповоротливое болото в правительстве», — удивляется Андрис К.

«Те, кто несёт за это ответственность подняли себе зарплаты и не парятся, их в Латвии никто не уволит и отвечать за это не заставит. Как плевали, так и будут плевать на население, благо что последнее предпочитает покорно молчать. Значит, по факту латвийцев это устраивает», — считает Олег М.

«Д@билы! Или преступники. Те, которые придумали, что можно устраивать рыночные отношения там, где нет и не может быть рынка. В Латвию идёт одна единственная труба газа. И введение рыночных отношений в сфере его распределения — кратчайший путь к спекуляции. То есть неконтролируемому обогащению особо приближенных», — высказывает мнение о происходящем Игорь С. в фейсбуке.

Читайте по теме: Латвиец: жизни нашей семьи «проиграли» на бирже. Мы с женой — почти банкроты

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

  • Рассказ животного от его лица
  • Рассказ женя женечка и счастье 155
  • Рассказ жванецкого про бабу ягу
  • Рассказ жаба и роза читать
  • Рассказ если бы я была первобытным человеком