Рассказ железникова история с азбукой

Технологическая карта урока литературное чтение 1 класс.образовательная система начальная школа xxi века.тема урока: рассказы о детях. в.железников история с азбукойцель

Технологическая
карта урока литературное чтение 1 класс.

Образовательная
система «Начальная школа XXI века».

Тема
урока:

Рассказы о детях. В.Железников «История с азбукой»

Цель
деятельности педагога:
создание условий для ознакомления с
содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой», формировать способность
к поиску.


воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.


личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного
произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях,
отраженных в литературном тексте;

познавательные
осознанно воспринимают содержание литературного произведения; коммуникативные
– используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления,
полученного при ознакомлении с литературным произведением;


предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и
заглавие); получат возможность научиться понимать нравственное содержание
прочитанного произведения.


индивидуальная.

-групповая.


учебник
«Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л.А. Ефросинина;


мультимедиа установка, компьютер, выставка книг.

Название этапа

Цель

Организация учебного процесса

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём
обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) организовать самоопределение учебной деятельности.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

— самоопределение в учебной деятельности, предполагающее
осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной
деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (ЛУД)

Ребята, сегодня мы с вами будем учиться очень важному навыку,
который пригодится вам в любой ситуации. Это умение слушать. А что же можно
слушать?

А что вы любите слушать больше всего, что читают вам ваши
родители или другие родственники.

Сегодня я прочитаю рассказ замечательного писателя, но сначала
посмотрите внимательно на доску, о чем будет этот рассказ. ( На доске
выставка, представлены разные виды азбук.

Предположения учащихся.

Ответы учащихся.

Будем читать рассказ про
азбуку.

Ответы детей.

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии

1) организовать актуализацию имеющихся знаний;

2) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

Правильно, ребята, сегодня я прочитаю рассказ Владимира
Карповича Железникова «История с азбукой».

Что такое азбука?

Азбука-это расположение букв. А для нас это еще и учебник, по
которому мы учимся читать.

Тема нашего урока: Рассказ Владимира Железникова «История с
азбукой».

Сформулируем цели:

1.Познакомиться с писателем В. Железниковым.

2. Учиться слушать рассказ.

Ответы детей.

Проговаривание темы.

Формулируют цели с помощью учителя.

— формируем умение устанавливать аналогии;

— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;

3. Совместное открытие знаний

1) организовать условия для внимательного прослушивания
рассказа;

Рассказ учителя о  В. Железникове (Приложение 1). Фото  автора
на интерактивной доске. Выставка книг.

Ребята, с каким автором мы познакомились?

Ребята, как называется рассказ, который я буду читать?

Подумайте, о чем будет идти речь в этом рассказе?

Чтение текста учителем.

Чтение до слов:

-Можешь ты сказать, закричал
я, что у тебя случилось?!

Как вы думаете, почему
девочка не идет домой?

Физ-минутка после прочтения
рассказа.

Слушают учителя.

Задают вопросы на понимание.

Ответы детей.

Предположения детей.

Слушание.

Предположения детей.

— формируем умения четко и грамотно выражать свои мысли

— формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.

— формируем умение определять успешность своего задания в
диалоге с учителем;

4. Применение нового знания

1) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать
индивидуальные затруднения в выполнении действия или его обосновании.

2) выявить и зафиксировать место и причину затруднения

 Понравился ли вам рассказ?

Совпали ваши предположения о том, почему девочка не шла домой?

Какой эпизод показался грустным?

Когда вы радовались?

Назовите героев рассказа. (девочка, Серёжа, Юра, мальчишка-на
доске рисунки)

Определите главного героя. (Юра)

       
Понравился он вам или нет?

       
Кого автор назвал в тексте рыцарем?

       
Можно ли главного героя назвать рыцарем?

       
Кто такие рыцари?

(Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы
воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не
каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на
которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение
мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется,
удачливость. Сейчас само понятие «рыцарь» изменилось из обозначения
социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего
на защиту всех слабых и обиженных.
)

       
Но автор называет рыцарем Серёжу. Почему? (Он заступился за свою
сестру).

Как
бы вы поступили на месте Юры, Сережи?

Ребята,
как выдумаете этот рассказ только про азбуку, или автор хотел нам сказать о
чем-то другом?

Ребята,
вы когда-нибудь помогали просто так, выручали кого-нибудь из беды?

Устные ответы на вопросы.

(ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он
добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

Этот рассказ о взаимовыручке, помощи и дружбе.

Дети делают вывод, что в
жизни помощь и взаимовыручка необходимы.

— формируем умения характеризовать героя на основе прослушанного

-формируем умения соотносить разные виды информации

— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;

— формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текста, таблиц;

— формируем умения удерживать цель деятельности

       
Поработаем в парах: обсудите с напарником,  как
можно по-другому назвать рассказ?

       
В группах по 4 человека нарисовать иллюстрацию  к рассказу.

Работа в парах.

Работа в группах

— формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.

— формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;

— формируем умение
представлять информацию в виде рисунка;

5. Рефлексия.

1) зафиксировать новое содержание урока;

2)организовать рефлексию и самооценку учениками собственной
учебной деятельности.

Ребята, давайте вспомним автора и произведение, над которым мы
работали. (Ответы детей)

Достигли мы цели нашего урока?

А сейчас  передаем мяч друг другу и говорим, чему мы сегодня
научились у наших героев.

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

-формируем способность к самооценке на основе критерия
успешности 

Приложение 1.

  Родился в 1925 году, в семье пограничника. Первую
часть своей жизни —  детство, — много путешествовал. Его отец был кадровым
военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России,
Белоруссии, Прибалтики…
   Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то
дневники. Перед самой войной, когда Владимиру Карповичу было пятнадцать, 
написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще он выбрал не
сразу.
   В годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в
артиллерийском училище.
  В 1945 году переехал в Москву, окончил юридический институт. Параллельно
развивались его занятия писательством. Однажды со своей повестью начинающий
писатель пришел в «Новый мир».  
   После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный
институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка»,
в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир
Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он
сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал
детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И
любопытство.

Главная » Архив материалов


Рандеву с незнакомкой. Клубничка по-деревенски (2CD). Старше 18 лет
Издательство: Руссобит, 2005 г.

Аннотация к книге «Рандеву с незнакомкой. Клубничка по-деревенски (2CD). Старше 18 лет»

Летнее солнце играет на глади прохладного озера… Невдалеке шумит лес, а чуть в стороне огромное поле, с наливающимися соком колосьями… Поле, куда так приятно зайти с девушкой и, шепча ей всевозможные глупости, подчиниться древнейшему инстинкту!
Новое «Рандеву с незнакомкой. Клубника по-деревенски» отправляет вас в рай на земле — в самую настоящую деревню!
У вас впереди любовные приключения с соблазнительной комсомолкой Машей! Незабываемое свидание с искушенной ударницей производства дояркой Дуней! Отдых в объятиях изобретательной городской девушки Дианы! В процессе отдыха вам встретится нечистая сила, настоящее колдовство и



Читать дальше »

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород - Николай Гоголь
12+
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Издательство: АСТ, 2013 г.
Серия: Русская классика

Аннотация к книге «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород»

«Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — лучшие из ранних повестей Гоголя — фантасти­ческие и реалистические, смешные, ироничные и пугающе-мистические. Абсолютная классика отечественной литературы, многократно экранизированная, положенная в основу пьес, опер, оперетт, мюзиклов — и по сей день читаемая на одном дыхании… Скачать книгу Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород — Николай Гоголь.

Драгоценные четки или Высший путь ученика - Двагпо-Лхардже
16+
Автор: Двагпо-Лхардже
Издательство: Амрита, 2015 г.

Аннотация к книге «Драгоценные четки или Высший путь ученика»

Духовному ученику предлагается книга, в которой содержится сущность беспримесных слов, исходящих от Великих Гуру, одаренных Божественной Мудростью и также Богини Тары и Других Божеств. В чистоте этих слов нельзя усомниться ввиду существования традиции преемственности учения Будды, двигающегося от Учителя к Ученику.
3-е издание. Вы можете скачать Драгоценные четки или Высший путь ученика — Двагпо-Лхардже.

Игра в классики; 62. Модель для сборки: Романы - Хулио Кортасар
Автор: Кортасар Хулио
Издательство: Азбука, 2004 г.
Серия: Белая серия

Аннотация к книге «Игра в классики; 62. Модель для сборки: Романы»

В настоящее издание включены два главных произведения великого аргентинского писателя Хулио Кортасара — «Игра в классики» и «62. Модель для сборки». Роман «Игра в классики», позволяющий утверждать, что скакать на одной ножке по нарисованным квадратам — это не просто детская забава, но занятие, способное изменить взгляд на мир, признана одной из лучших книг мировой литературы ХХ в. Своеобрзным продолжением кортасаровской игры стал роман «62. Модель для сборки». Книга, о которой сам автор сказал: «Это мой некрасивый, но несказанно любимый мною ребенок».
Перевод с английского А. Борисовой, Е. Лысенко. Читать Игра в кла



Читать дальше »

Рыцарь - Владимир Железников
6+
Автор: Железников Владимир Карпович
Художник: Рытман Ольга
Редактор: Лебидько В. И.
Издательство: Детская литература, 2015 г.
Серия: Книга за книгой

Аннотация к книге «Рыцарь»

Рассказы известного детского писателя Владимира Железникова «Голубая Катя», «История с азбукой», «Три ветки мимозы», и «Рыцарь».
Для младшего школьного возраста. Скачать книгу Рыцарь — Владимир Железников.

Подобно реке... - Пауло Коэльо
16+
Автор: Коэльо Пауло
Переводчик: Родина А. Н.
Издательство: Клуб семейного досуга, 2014 г.
Серия: Современный роман

Аннотация к книге «Подобно реке..»

«На страницах этой книги собраны рассказы о событиях, пережитых мною, истории, которые я слышал от других, а также раздумья, посещавшие меня на разных участках течения реки моей жизни»
Пауло Коэльо
Пауло Коэльо в своих притчах раскрывает читателю глубокие аспекты нашей повседневной жизни, и учит нас обращать внимание даже на мелочи, которые, на первый взгляд, кажутся не важными.
«Наблюдайте за течением своей жизни с такой же безмятежностью, как если бы вы наблюдали за течением реки»
Пауло Коэльо
«Жизнь подобна длительной велогонке, на финише которой — Личная легенда, то, что, по мнению древних алхимиков, является нашим подлинным призванием на э



Читать дальше »

История России. 9 класс. Контрольные измерительные материалы. Итоговая аттестация. ФГОС - Юрий Смирнов
Автор: Смирнов Юрий Алексеевич
Редактор: Лаппо Л. Д.
Издательство: Экзамен, 2016 г.
Серия: Итоговая аттестация

Аннотация к книге «История России. 9 класс. Контрольные измерительные материалы. Итоговая аттестация. ФГОС»

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Книга содержит контрольные измерительные материалы (КИМы) по предмету «История», аналогичные материалам ОГЭ.
КИМы составлены в соответствии с программой общеобразовательных организаций, включают тематические и итоговые тесты.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по



Читать дальше »

Пираты Карибского моря. Проклятие Черной Жемчужины - Ирен Тримбл
Автор: Тримбл Ирен
Издательство: Эгмонт, 2007 г.
Серия: Художественная литература

Аннотация к книге «Пираты Карибского моря. Проклятие «Черной Жемчужины»»

Пираты капитана Барбоссы, обреченные проклятием вечно бороздить моря, похитили дочь губернатора Элизабет Свон. Чтобы вырвать возлюбленную из лап головорезов-мертвецов, храбрый юный кузнец по имени Уилл Тернер заключает сделку со знаменитым сорвиголовой Джеком Воробьем, который томится в тюрьме в ожидании казни. В обмен на свою свободу Джек поможет Уиллу догнать «Черную жемчужину», на которой ходит проклятая команда, и освободить пленницу. К тому же Воробей не прочь напомнить подлому Барбоссе, что за ним должок, и теперь пришло время платить по счетам…
Перевод с английского И. Рычиной.
Книга со



Читать дальше »

Чувственный рай - Мэгги Кокс
16+
Автор: Кокс Мэгги
Переводчик: Ежова К. В.
Издательство: Центрполиграф, 2013 г.
Серия: Любовный роман
Жанр: Современная зарубежная проза

Аннотация к книге «Чувственный рай»

Джина провела незабываемую ночь с загадочным незнакомцем, а потом сбежала, решив навсегда забыть романтическое приключение. Но ничего не получилось. Незнакомец стал мужчиной ее грез, соблазнительной фантазией… Через три года они снова встретились, и Джина узнала о нем шокирующую правду… Скачать книгу Чувственный рай — Мэгги Кокс.

Уйди, волк, ты не наша мама!
0+
Художник: Васильева Н. Г., Двинина Л. В.
Редактор: Савушкин Сергей Николаевич
Издательство: Карапуз, 2017 г.
Серия: Читаем вслух вместе
Жанр: Обучение чтению. Буквари

Аннотация к книге «Уйди, волк, ты не наша мама!»

Чем мы помогаем ребенку в этой книжке?
— Наблюдая за движением маминого пальца по строчке, ребенок постепенно начинает понимать, что значит «читать»: это не мама придумывает сказку, а «озвучиваются» черные значки-буквы, которые по сравнению с одиночными цветными буквами азбуки воспринимаются как разные знаки.
— Проговаривая «название» слова-картинки, ребенок учится согласовывать существительное с зависимым словом в роде, числе, падеже, узнает правильные формы «трудных» слов (помидоров, а не помидор, например).
— Называя слово, развивает собственную смысловую догадку — верную помощницу пр



Читать дальше »

« 1 2 27 28 29 30 31 36 37 »

Календарь
«  Январь 2022  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Зав. методическим циклом

«_____» ­______________ 2021 г.

Класс 1 Ф.И.О. учителя Рындычева Н.М.

Количество часов в неделю по учебному плану: II полугодие с 1 марта — 44 часа (4 часа в неделю)

*Реализуемая программа: «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)

______________________________________________________________________________________________________________________________

*Дидактические материалы: Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/автор-составитель Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2021; Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2017; Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений/автор-составитель Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2021; Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2021

планирование, I класс, 2021-2022 уч. год (литературное чтение)

Календарно-тематическое планирование, I класс, 2021-2022 уч. год (литературное чтение)

ур.

Дата

Тема урока

(тип урока)

Планируемые результаты обучения

Раздел I. Читаем сказки, загадки, скороговорки – 5 часов

1.

Литературные (авторские) сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

Умение слушать, сравнивать полный заголовок сказки и краткий, читать текст правильно целыми словами, моделировать обложку, читать выразительно по ролям.

2.

Литературное слушание

Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная шапочка»

Уметь слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, понимать отношение автора к героям произведения. Уметь отличать события реальные и вымышленные; сравнивать персонажи произведения; оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции; выражать свое отношение к произведению, героям и их поступкам; пересказывать услышанное или прочитанное; правильно называть произведение и автора.

3.

Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Уметь выполнять задания к тексту сказки, моделировать обложку сказки, определять жанр и тему, указывать авторство (народная) и заголовок.

4.

Литературное слушание

Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Кораблик» (учебник), «Палочка-выручалочка» (хрестоматия). Доп. чтение: Кир Булычёв «Скороговорка»

Уметь определять жанр и тему произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, сравнивать сказки (русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» со сказкой В. Сутеева «Кораблик»), оформлять информацию в форме таблицы, участвовать в первичном (ознакомительном) чтении, повторять народные скороговорки (см. хрестоматию), сравнивать народную скороговорку и авторскую, формулировать выводы. Уметь воспринимать текст на слух (слушание сказки В. Сутеева «палочка-выручалочка»), составлять модельный план под руководством учителя, пересказывать по плану, сравнивать произведения одного автора (сказки В. Сутеева).

5.

Литературная (авторская) сказка. В. Бианки «Лис и Мышонок».

«Проверь себя»

«Книжная полка»

Уметь читать про себя (самостоятельное первичное чтение, рассматривание иллюстрации), моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр, тема), сравнивать свою модель с готовым образцом и оценивать; выполнять задания к тексту, рассказывать о героях, читать выразительно диалог героев (работа в парах). Уметь называть правильно книги (рубрика «Книжная полка» в учебнике), классифицировать книги и народными и литературными сказками, работать с таблицей. Уметь соотносить произведение и героев, выбирать книгу по заданному признаку.

Раздел II. Учимся уму-разуму – 7 часов

6.

(1)

Рассказы для детей. К. Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?». И. Северянин «Её питомцы». Доп. чтение: Л. Толстой «Косточка»

Уметь воспринимать содержание текста на слух, осваивать идейно-нравственное содержание произведения, раскрывать нравственное значение поступков героев (отношение Полкана к Мопсу, старшего брата к маленьким братьям и сёстрам), оценивать поступки героев с позиции морали, учиться определять главную мысль произведения или находить её в тексте («Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых»). Уметь показывать авторскую позицию через выразительное чтение.

7.

(2)

Литературное слушание

Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост» (хрестоматия), «Торопливый ножик» (учебник)

Уметь слушать и воспринимать на слух произведение, выполнить задания в учебнике и тетради, воспринимать нравственный смысл поступка героя (значение поступка Сёмы Пичугина). Уметь читать и понимать прочитанное, оценивать поступки героев с нраственно-этических позиций (образ Мити и образ отца), формулировать главную мысль рассказа, подбирать пословицу, соответствующую гласной мысли. Уметь ориентироваться в системе личностных отношений героев (отца т сына), высказывать суждение. Уметь сравнивать рассказы одного автора (Е. Пермяк «Торопливый ножик» и «Пичугин мост»), заполнять таблицу.

8.

(3)

Рассказы о детях. В. Осеева «потерянный день», «Три товарища». Доп. чтение: В. Осеева «Печенье»

Уметь самостоятельно работать с новым произведением: читать фамилию автора и заголовок. Уметь самостоятельно читать текст произведения, моделировать обложку, раскрывать и формулировать главную мысль произведения. Уметь сравнивать произведения одного автора (В. Осеевой): жанр, тему, фамилию автора, заглавия. Учиться читать по ролям. Уметь воспринимать на слух текст произведения в прочтении учителя, отвечать на вопросы, выявлять нравственный смысл поступка героя, оценивать поведение героев с нравственно-этических позиций, формулировать и аргументировано выражать своё отношение к героям.

9.

(4)

Литературное слушание

Рассказы о детях. В. Железников «история с азбукой»

Уметь правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги. Учиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения. Уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, составлять схематический план и пересказывать по нему.

10.

(5)

Литературное слушание

Весёлые рассказы о детях. Л. Пантелеев «Буква «ты»»

Уметь воспринимать на слух произведение, выявлять особенности рассказа («весёлый», «грустный» и т.д.), формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, сравнивать расксазы, одинаковые по теме, но разных авторов.

11.

(6)

Стихотворения для детей. А. Барто «Я – лишний». Я. Аким «Мама»

Уметь осознанно воспринимать произведение на слух (читает учитель), высказывать своё мнение о произведении, раскрывать нравственное значение поступка героя (Сергея), моделировать обложку. Уметь выполнять задания по алгоритму.

12.

(7)

Литературное слушание

Стихотворения о детях. Н. Саконская «Мы с мамой». Доп. чтение: Э. Успенский «Всё в порядке» (учебник). Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя»

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, отвечать на вопросы, читать вслух выразительно, сравнивать стихотворения (Я Акима «Мама» и Н. Саконской «Мы с мамой»), заполнять таблицу, понимать содержание произведения, авторскую позицию и показывать её через выразительное чтение. Уметь классифицировать изученные сказки, работать со схемой (задание 1 в учебнике), демонстрировать литературную эрудицию (знание сказок), пересказывать одну из сказок, рассказывать о герое, выражая своё отношение к нему. Уметь систематизировать произведения автора (рассказы В. Осеевой), характеризовать героев, читать выразительно изученные стихотворения наизусть.

Раздел III. Читаем о родной природе – 5 часов

13.

(1)

Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения).Л. Толстой «Солнце и ветер». В Бианки «Синичкин календарь». Доп. чтение: Э Мошковская «Лёд тронулся»

Уметь читать про себя осознанно, с пониманием прочитанного, отвечать на вопросы в учебнике, выполнять задания в тетради, составлять эскизно-модельный план: делить на части, озаглавливать каждую часть. Уметь моделировать обложку(определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок), находить и выделять контекстную информацию (о ветре и солнце). Уметь воспринимать художественное описание картины природы, выражать своё эстетическое восприятие произведения через выразительное чтение. Уметь работать с произведением до чтения (находить и читать фамилию автора, заголовок), предполагать тему и содержание текста по заголовку, объяснять смысл заглавия, подбирать свои варианты заголовков.

14.

(2)

Литературное слушание

Рассказы для детей.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Уметь воспринимать литературное произведение на слух, составлять схемы, моделировать обложку, отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), высказывать суждения о произведении и поступках героев.

15.

(3)

Произведения о родной природе. И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок).Доп. чтение: русская народная песня «Берёзонька»

Уметь находить и читать название произведения (фамилию автора и заголовок), читать плавно, проговаривая слова, выделять и читать описание картин, определять точку зрения автора, выполнять задания в учебнике и тетради. Уметь воспринимать на слух художественный текст, понимать символический смысл образа берёзы в русской народной традиции, показывать через выразительное чтение понимание отношения народа к берёзе.

16.

(4)

Произведения о родной природе. С. Маршак «Апрель». Доп. чтение: М. Пришвин «Лесная капель»

Уметь воспринимать на слух художественный текст, отвечать на вопросы по тексту, читать текст плавно и правильно, выделять в тексте авторские знаки препинания, читать выразительно в соответствии с ними, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр и тема), находить рифмующиеся слова. Уметь слушать чтение произведения (читает учитель и хорошо читающие дети), формулировать и высказывать свои впечатления, уметь читать выборочно, выделять части, находить описания, сравнения.

17.

(5)

Литературное слушание

Стихотворения о природе. Е. Трутнева «Когда это бывает?» «Книжная полка» (учебник)

Уметь воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, жанр и тема), соотносить иллюстрации с текстом произведения, читать стихотворение и определять предмет описания. Уметь работать с рубрикой «Книжная полка»: называть книги (фамилии авторов, заглавия, темы), читать выбранные произведения и делать презентацию книги. Уметь соотносить фамилии авторов м произведениями, изученными в разделе, выбирать в библиотеке книгу по изучаемой теме.

Раздел IV. О наших друзьях – животных – 5 часов

18.

(1)

Литературное слушание

Произведения о родной природе. И. Мазнин «Давайте дружить» (учебник). Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (хрестоматия). Доп. чтение: Ю. Коваль «Бабочка»

Уметь воспринимать на слух текст стихотворения, читать по строфам и строкам, понимать основную мысль произведения, аргументировано отвечать на вопросы. Уметь оценивать отношение автора-рассказчика к бабочке, уметь читать выразительно, показывая при чтении отношения человека и бабочки, уметь находить в тексте ответы на вопросы.

19.

(2)

Произведения о животных. С. Михалков «Аисты и лягушки», Е. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на зоопарк»

Уметь воспринимать на слух произведение (читает учитель), оценивать моральные качества героев, высказывать и аргументировать свою точку зрения, определять главную мысль, вычленять точную информацию в тексте, соотносить иллюстрацию с текстом, передавать при чтении своё отношение к героям сказки, моделировать обложку.

Уметь читать произведение под руководством учителя, выполнять задания в учебнике, вычленять контекстную информацию из текста (отношение ребят и автора к Томке), читать по ролям, выражать при чтении своё отношение к героям рассказа.

Уметь читать произведение самостоятельно, анализировать структуру текста, выделять рифмующиеся строки, определять жанр, читать скороговорку в соответствии с правилами чтения произведений этого жанра.

20.

(3)

Литературное слушание

Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок»

Уметь слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги, определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, дополнять схематический план. Учиться находить в тексте информацию о героях произведения.

21.

(4)

Произведения о животных. М. Пришвин «Ёж», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик». Доп. чтение: М. Пришвин «Норка и Жулька»

Уметь читать про себя, находить в тексте фактическую информацию, самостоятельно моделировать обложку, подробно пересказывать текст, сравнивать иллюстрацию в учебнике и тетради.

Уметь воспринимать произведение на слух, анализировать особенности отношений героев произведения, читать выразительно по образцу, передавая настроение стихотворения и чувства героев.

Уметь самостоятельно работать с произведением (стихотворение Б. Заходера «Ёжик»).

Уметь самостоятельно прочитать фамилию автора, заголовок, текст, рассмотреть иллюстрацию и подготовить ответы на вопросы учебника. Уметь характеризовать отношения героев, аргументировать свои выводы, определять главную мысль произведения, подробно пересказывать текст.

22.

(5)

Произведения фольклора, рассказы о животных. Русская народная песня «Котик». Сказка Э. Шима «Глухарь». Доп. чтение: Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». «Проверь себя». Контрольная работа.

Уметь воспринимать на слух фольклорное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы, определять жанровые признаки фольклорное песни (находить повторы, описание котика, выделять особенности описания), сравнивать описание котика в тексте с иллюстрацией, моделировать обложку к произведению.

Уметь воспринимать текст сказки-нéсказки (особого жанра детской литературы), находить ответы на вопросы в тексте, объяснять смысл выражения «спета моя песенка», сравнивать текст сказки и иллюстрацию к тексту.

Уметь воспринимать на слух и читать произведение по абзацам, отвечать на вопросы к тексту.

Уметь называть произведения, называть героев произведений, аргументировать свой ответ и подтверждать отрывком из текста, дополнять модель обложки, соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки и героев с названиями произведений, читать, пересказывать, интерпретировать изученные произведения, ориентироваться в учебнике.

Раздел V. Учимся уму-разуму (продолжение) – 6 часов

23.

(1)

Литературные (авторские) сказки для детей. М. Пляцковский «Добрая лошадь»

Уметь воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно моделировать обложку, пересказывать сказку по иллюстрации, оценивать поведение героев.

24.

(2)

Литературное слушание

Рассказы о детях. С. Баруздин «Человеки» (хрестоматия), В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке» (учебник)

Уметь воспринимать на слух литературное произведение, отвечать на вопросы по тексту, дополнять модель обложки, составлять знаково-символические модели содержания частей рассказа, понимать и аргументировать точку зрения автора и свою точку зрения, анализировать отношения героев, комментировать заголовок рассказа, выполнять задания в тетради.

Уметь самостоятельно работать с рассказом (В. Осеева «На катке»), учиться читать выразительно по ролям, понимать главную мысль произведения, давать нравственную оценку поступку, аргументировано выражать своё отношение к героям рассказа, соотносить главную мысль рассказа с пословицами.

25.

(3)

Литературное слушание

Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазёры»

Развивать умение выделять авторские особенности «весёлых» рассказов писателя, сравнивать поступки героев, объяснять смысл слов «шутка», «правда», «ложь», «обуза», «дружба» и т.д., выражать своё отношение к поступкам героев. Уметь определять жанр и тему изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения). Учиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

26.

(4)

Рассказы о детях. В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». И. Бутмин «Клоун». Доп. чтение: Е. Пермяк «Самое страшное», С. Восторгов «Кто кого»

Уметь воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради, определять главную мысль произведения, понимать и оценивать мотивацию героя.

Уметь читать произведение вслух по абзацам, моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), выполнять задания к тексту, определять главную мысль произведения, объяснять значение слова в разных контекстах (клон – цирковой артист; перен.: человек, который паясничает).

Уметь читать про себя осознанно, с пониманием содержания прочитанного, моделировать обложку, определять главную мысль произведения, высказывать своё отношение к герою, подробно пересказывать произведение.

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, объяснять особенности произведения.

27.

(5)

Разножанровые произведения для детей. Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди»

Уметь воспринимать на слух текст произведения (читает учитель), находить и читать название, работать с иллюстрациями, читать текст по абзацам, отвечать на вопросы к произведению, выполнять задания в тетради, определять главную мысль рассказа, учиться кратко пересказывать.

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать эмоциональную и содержательную оценку произведения, соотносить заголовок и содержание стихотворения, иллюстрацию и текст, составлять модель обложки, объяснять настроение героя, определять соответствующий тон т темп чтения (под руководством учителя), читать выразительно, сравнивать произведения, представляя информацию в табличной форме.

28.

(6)

Обобщение по разделу. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя»

Уметь работать с книгами: называть правильно (фамилия автора и заголовок), кратно характеризовать прочитанные книги, группировать по темам, жанрам, авторской принадлежности.

Уметь называть героев изученных произведений по иллюстрации, подтверждать ответ словами из текстов произведений, проверять себя по учебнику и учебной хрестоматии, составлять рассказ о герое по алгоритму.

Раздел VI. Читаем сказки, пословицы, считалки – 5 часов

29.

(1)

Произведения о дружбе и доброте. М. Пляцковский «Урок дружбы», А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке» (считалка). Доп. чтение. Сказки о животных. В. Орлов «Как малышу нашли маму»

Уметь читать вслух по частям, объяснять смысл заголовка, соотносить иллюстрацию с текстом произведения, выразительно читать диалог героев, определять главную мысль произведения, оценивать поступки героев с позиций этических норм, рассказывать о героях по алгоритму.

Уметь читать вслух по частям и слушать чтение одноклассников, выражать первое впечатление о произведении, моделировать обложку, отвечать на вопросы к тексту, характеризовать главных героев произведения, давать оценку их поступкам, самостоятельно выполнять задания в тетради, читать, находить и отмечать ответ.

Называть малые жанры фольклорных и литературных произведений, читать считалку выразительно, соблюдая ритм, выделяя голосом рифмующиеся слова и слова с повторяющимися звуками, выполнять задания в тетради и проверять себя по готовому образцу, объяснять и исправлять ошибки.

Читать вслух и слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников, самостоятельно выполнять задания в тетради, читать, находить ответы в тексте учебника, выражать своё отношение к героям произведения.

30.

(2)

Литературное слушание

Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (хрестоматия)

Воспринимать на слух художественное произведение (текст читает учитель), отвечать на вопросы по тексту, составлять модель обложки под руководством учителя, читать вслух первый абзац сказки, рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие отрывки, самостоятельно выполнять задания в тетради.

31.

(3)

Сказки о детях. С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Доп. чтение. Сказки зарубежных писателей. Д. Биссет «Дракон Комодо»

Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), читать сказку самостоятельно, отвечать на вопросы, соотносить иллюстрацию с эпизодом сказки, анализировать поведение героев (Ойки и её друзей), давать нравственную оценку, определять главную мысль, объяснять смысл пословицы, делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Читать вслух и слушать чтение одноклассников, самостоятельно моделировать обложку и проверять себя по готовому образцу, определять главную мысль произведения, выполнять задания к тексту, определять жанр произведения, выделяя характерные признаки, характеризовать героев произведения, объяснять и оценивать их поступки, находить слова и выражения, свидетельствующие о том, что это сказка зарубежного писателя.

32.

(4)

Литературное слушание

Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка»

Воспринимать на слух произведение фольклора (сказку), выполнять задания в тетради, упражняться в чтении отдельных частей сказки, соотносить иллюстрации с эпизодами сказки, пересказывать содержание отрывков, соответствующих иллюстрациям в учебной хрестоматии.

33.

(5)

Обобщение по теме.

Рубрика «Проверь себя»

Выполнять задания в учебнике: уметь называть, находить в учебнике произведения о детях, читать и пересказывать их. Называть авторов произведений о детях, выбирать произведения по авторской принадлежности.

Раздел VII. О наших друзьях – животных (продолжение) – 4 часа

34.

(1)

Разножанровые произведения о животных. А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне»

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, самостоятельно моделировать обложку, сравнивать составленную модель с готовым образцом, проверять себя, находить информацию о героях (жуке и девочке), читать выразительно, познакомиться с информацией об авторе стихотворения (по учебнику).

Уметь самостоятельно читать сказку вслух, слушать чтение одноклассников и следить по тексту, отвечать на вопросы по тексту, составлять модель обложки, определять главную мысль и подбирать пословицу, иллюстрирующую её, сравнивать героев сказки.

35.

(2)

Литературное слушание

Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Уметь воспринимать на слух произведение (читает учитель), моделировать обложку (жанр, тема, авторская принадлежность, заголовок), повторно слушать сказку, соотносить иллюстрации с отрывками из текста, рассказывать эпизод к иллюстрации в тетради, сравнивать сказки (русскую народную «Лисичка-сестричка и волк» с литературной Н. Сладкова «На одном бревне»), составлять таблицу.

36.

(3)

Произведения о больших и маленьких. Е. Чарушин «томка и корова». В. Берестов «Выводок». Доп. чтение. Книга Е. Чарушина «Большие и маленькие»

Уметь читать, слушать чтение одноклассников, следить по тексту, составлять модель обложки к рассказу, выполнять задания в учебнике и тетради, обобщить читательский опыт: вспомнить и назвать произведения Е. Чарушина.

Уметь самостоятельно работать со стихотворением: читать, рассматривать иллюстрацию, выполнять задания в учебнике и тетради.

37.

(4)

Обобщение по разделу.

Рубрика «Книжная полка».

Рубрика «Проверь себя»

Уметь работать с книгами: правильно называть, классифицировать по жанру, теме, авторской принадлежности; аннотировать прочитанную книгу.

Демонстрировать знание изученных произведений, уметь работать со схемой.

Раздел VIII. Читаем о родной природе – 5 часов + 2 резервный час

38.

(1)

Разножанровые произведения о природе. И. Соколов-Микитов «Радуга», Е Трутнева «Эхо»

Учиться работать с рассказом-описанием, уметь слушать чтение учителя, следить по тексту, выделять и читать абзацы, выполнять задания в учебнике и тетради под руководством учителя, составлять модель обложки, находить и читать описание радуги.

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, отвечать на вопросы к тексту, упражняться в выразительном чтении и чтении по ролям, уметь дополнить модель обложки, уметь сравнивать произведения по модели (И. Соколов-Микитов «Радуга» и Е. Трутнева «Эхо»), выделять сходство (тема) и различия (авторская принадлежность, заголовок, жанр).

39.

(2)

Разножанровые произведения о природе. И. Соколов-Микитов «Май». А. Барто «Весенняя гроза». Доп. чтение: И. Шевчук «Ленивое эхо»

Уметь читать вслух по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту, выполнять задания к тексту, определять главную мысль произведения и соотносить её с пословицей, дополнять модель обложки.

Уметь воспринимать на слух стихотворение, определять его настроение, моделировать обложку, повторно слушать текст и соотносить иллюстрацию с ним, читать стихотворный текст выразительно, выражать свои впечатления от художественного произведения с помощью рисунка.

Уметь воспринимать на слух стихотворное произведение, выполнять задания к тексту, читать выразительно, сравнивать стихотворения (Е. Трутневой и И. Шевчука) по настроению, по лексике; находить ответы на вопросы в тексте, подбирать синонимы.

40.

(3)

С. Витвицкий (перевод А. Плещеева) «Травка зеленеет…», Я. Тайц «Всё здесь». К Чуковский «Радость». М. Есеновский «Моя небольшая родина». Доп. чтение: Я. Тайц «По ягоды»

Уметь воспринимать на слух стихотворение (читает учитель), высказывать свои чувства, объяснять настроение, которое создаёт произведение; дополнять модель обложки, отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради.

Уметь слушать чтение учителя и следить по тексту, читать диалог героев выразительно, дополнять модель обложки, раскрывать нравственный смысл произведения, выраженный в словах бабушки, воспитывать в себе уважительное отношение к хлебу и тем, кто его делает.

Уметь воспринимать на слух стихотворение, объяснять заголовок, выполнять задания в учебнике и тетради, называть произведения К. Чуковского, заполнять схему.

Уметь слушать произведение, высказывать своё впечатление о нём, моделировать обложку под руководством учителя, объяснять главную мысль произведения, формулировать своё представление о Родине, объяснять своё понимание любви к ней.

Уметь читать произведение про себя, слушать чтение учителя, определять главную мысль произведения, отвечая на вопрос «Что поняла девочка?»; упражняться в чтении по абзацам, чтении диалога героев, сравнивать произведения одного автора (рассказы Я. Тайца), выделять сходство (автор, жанр, тема) и различия (заголовки).

41.-42

(4-5)

Р. Валеева «Здравствуй, лето!». В. Лунин «Я видела чудо».

Комплексная контрольная работа «Проверь себя»

Уметь читать произведение самостоятельно, определять его настроение, выполнять задания к тексту.

Уметь самостоятельно выполнять проверочную работу, проверять себя по готовому образцу или под руководством учителя, выполнять самооценку работы.

43-44

Резервные уроки

  • Рассказ желтый чемоданчик читать
  • Рассказ желтухин толстого читать
  • Рассказ женек жизненные истории все части
  • Рассказ жанр какого стиля
  • Рассказ жадность всякому делу начало