Глава 1
О том, что я оказался в 4127 году, мне удалось узнать только после шести месяцев пребывания в этом удивительном месте. Ранее я ни от кого не слышал подобных историй. Но мне кажется, что это не от того, что такие истории ни с кем не случались, а от того, что никто не решался о таком рассказывать. Ведь не особенный же я, чтобы это случилось только со мной? Или всё-таки я один такой? Хотя, вполне возможно, что мой рассказ многие посчитают не реальным и отнесутся к нему, как какому-то художественному вымыслу. Но если, после прочитанного здесь, у вас останутся сомнения в том, что это было на самом деле, то при личной встрече я вам покажу свои трофеи, завоёванные в ходе борьбы с инопланетным вторжением. Надеюсь, трофеи из неизвестных современному миру веществ развеют ваш скептицизм. Да и многие учёные, услышав эту историю, не опровергнут правдивость моих слов, так как понимают, что данную информацию может знать только человек, побывавший в будущем, или же, простите за тавтологию, самый гениальный гений всех времён и народов. Но гением я никогда не был. Даже напротив – я с детства был личностью ниже посредственности. И если бы в сорок втором веке нашей эры со мной не произошли определённые изменения, то я бы не смог грамотно описать те события, которые круто повернули мою жизнь и добавили красок в моё ничтожное существование. Но обо всём по порядку.
Родился я в 1998 году в маленьком городке, название которого вам ничего не скажет. В свидетельстве о рождении меня записали как Березюк Сергей Александрович. Но, так как мой биологический отец отказался от меня ещё до моего рождения, то уже при получении паспорта я настаивал, чтобы мне изменили отчество на «Сергеевич». После того как я получил аттестат о среднем образовании, мама и учителя выдохнули с облегчением – «вытянутый за уши» средний балл стал ширмой для моих неудовлетворительных знаний. В самой науке я не видел ничего захватывающего, а вот руки тянулись к трудовой деятельности. От деда Вити осталась неплохая мастерская, в которой он приучал меня к плотницким и столярным работам. Да, как-то необычно… Вот пишу эти строки о среднестатистическом детстве, об обычных мирских заботах, о плотничестве и столярничестве, и самому трудно поверить, что уже через год как я попал в будущее, мне пришлось добывать там килограммы антиматерии, чтобы привести её к аннигиляции и получить колоссальное количество энергии для установления защитного купола планеты. Невообразимая полярность жизнедеятельности одного и того же индивидуума.
Так вот, кое-как окончив школу, я сразу же отправился в столицу на заработки. В семнадцать лет несовершеннолетнему парню трудно устроится на работу, но всё же возможно. Для начала меня взяли помощником рабочего на стройку многоквартирного дома, а когда мне исполнилось восемнадцать, то строительная фирма официально приняла меня в штат разнорабочим с полным рабочим днём. Так пять лет на одной и той же специальности я и проработал. Пять лет тяжёлого труда за малые деньги, пять лет непостижимых соблазнов столичной жизни, и пять лет угасающих надежд что-либо изменить в своей судьбе. И вот наступил тот день, которого так ждут искатели приключений и так сторонятся приземлённые натуры, а в то время я был именно приземлённым человеком и не догадывался о своём внутреннем потенциале.
В тот судьбоносный июньский день я, как всегда, по будильнику, проснулся в шесть утра в душном строительном вагончике, в котором проживало восемь человек. Как раз в этот день наступила моя очередь дежурить по кухне, если можно так назвать двухкомфорочную электрическую печь, умывальник и узкий обеденный столик.
– Эй, «Берёза», что у нас там на завтрак? – хриплым голосом спросил меня Саня Головатый.
– Фруктовое суфле и латте, – ответил я с сарказмом и стал подогревать сковородку для яичницы – традиционного завтрака этого вагончика.
Закинув заварку в восемь кружек и ожидая пока закипит чайник, я подошёл к умывальнику, чтобы расчесаться. «Какие жирные волосы…», подумал я, глядя в зеркало и поднимая расчёской чёлку. «Хм, мне уже двадцать три, а я всё так же без девушки, точнее без нормальной такой, чтобы всё при ней: и тело, и мозги, и поведение… Не то, чтобы я совсем без девушки… Так, попадаются иногда всякие «кикиморы из подворотни». Но разве они меня достойны? Хотя, наверное, эти «кикиморы» считают, что и я их не достоин, пока у них похмелье, но после второго стакана горячительного у нас появляется взаимная симпатия и всё идёт своим чередом. Да-а… Я же не урод – не высокий, но и не низкий, не атлет, но и не хилый. Глаза у меня необычные – зелёного цвета с немного азиатским разрезом. Но, а нос – славянский, картошкой. Нестандартное сочетание. Хотя, я где-то слышал, что сейчас популяризируется внешность фрика. Вот бы отхватить какую-нибудь модную девчонку. Эх…»
– «Береза», скоро там жрать? – перебил мои размышления Димон Корчагин и запустил в меня скрученным носком.
– Та давно уже приготовлено! Подходите. Стол накрыт, изысканные блюда поданы для вашего удовольствия и наслаждения! – отмахнулся я рукой.
На строительном объекте нам надо быть в семь часов, и работали мы до семи вечера с перерывом на обед, а выходной только в воскресенье. Благо, наш жилой вагончик находился недалеко от стройки, и не надо было затрачивать много времени, чтобы добраться на работу и с работы.
С семи моих совместных жильцов вагончика я «плыл на одной волне» только с Ванькой Гладковым, с которым у меня сложились довольно приятельские отношения. В этой казарменной обстановке среди «суровых мужиков» один Ванька поддерживал меня и понимал. Ванёк – очень хороший друг и надёжный товарищ. Как же мне его не хватало в конце 4127 года, когда я попал в засаду пришельцев на руинах «Хранилища достижений человеческого разума». А ведь могли же вместе очутиться в будущем – не хватало только одного шага Вани. Хотя, я и сам не планировал оказаться в сорок втором веке – шаг оказался случайным, роковым.
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления — он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса — хитростью и корыстолюбием, сова — мудростью, медведь — грубостью, лев — благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня — сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка — традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Выводы сайт
- Басня — короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне — аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже — звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
У каждого из нас детство ассоциируется с волшебством. И, конечно же, все мы помним такие любимые сказки, которые нам рассказывали перед сном. В школе мы смогли познакомиться с очень похожим на них литературным жанром — басней. Выясним, чем басня отличается от сказки, и в чем их схожесть.
Что такое басня
Как известно, басня является малым в котором зачастую главные роли играют животные, но иногда это могут быть люди или даже предметы. Авторы басен известны нам со школьной скамьи: Крылов, Дмитриев, Лафонтен. Зародил этот жанр писатель Древней Греции Эзоп, который использовал колкие высказывания в адрес правительства, назвав их баснями.
Многие любят басни за их живость, актуальность во все времена. Но некоторые считают этот не задумываясь о различиях. И все-таки, чем отличается басня от сказки?
Такие разные жанры
Басня и сказка действительно во многом схожи, но если углубиться, можно найти и немало различий.
Вспомните: лисичка в баснях изображает хитрого человека, медведь — сильного, осел — недалекого, глупого. Но действительно ли в баснях говорится о жизни животных? Нет, здесь идет речь о людях. При помощи сатиры автор высмеивает людские недостатки, животные здесь лишь средство их изображения.
Наличие морали — это следующее, чем басня отличается от сказки. Мораль — своеобразный итог басни. Зачастую она выносится за черточку после самого текста, но также может быть скрыта в нем. Из морали читатели получают совет или нравоучительное высказывание автора. В сказках же этого вывода нет, мы плавно подходим к логическому концу. Мораль заставляет нас задуматься над поступками людей, взглянуть на ситуацию под другим углом.
Стихотворная форма басен — это третье, чем басня отличается от сказки. Мы, конечно, знаем и сказки, к примеру, Пушкина, написанные в форме стихотворений. Но все же русские народные сказки передавались из уст в уста в прозе. Басня же авторский жанр. Использование стихотворной формы придает ей особый колорит.
Басня и рассказ
Чем отличается басня от сказки, мы уже выяснили. Теперь стоит задаться другим вопросом: есть ли сходство и различие басен и рассказов?
Рассказ — небольшого объема. Он имеет конкретно построенный сюжет, композицию, систему образов. Обычно в нем повествуются реальные события, которые происходили или вполне могли бы произойти в настоящей жизни.
В басне же обычно происходят фантастические действия. Животные, изображающие людей — первое тому доказательство.
В рассказе вступление идет к основной части, плавно переходя к финалу. Басня имеет короткое предварение, но большую основную часть. В ней — вся суть произведения.
Рассказ не всегда ставит перед собой нравоучительную задачу, в басне же это обязательно. Дидактичность — вот чем отличается басня от сказки и рассказа. Прочитав любую из басен, читатель обязательно вынесет что-то для себя.
Комичность — очередной отличительный признак басни от рассказа. Далеко не всегда рассказы написаны с юмором. Очень часто их задачей является вызывать эмоции у читателя, научиться сопереживать главным героям. А в баснях всегда есть сатира. Мы удивляемся нелепым поступкам героев, их жадности или глупости.
Каждый из героев басен наделен актуальными и по сей день недостатками. Поэтому этот жанр до сих пор изучается в школе, хотя его пик в нашей стране пришелся на 18-й — 19-й век. Но сегодня басни пишут мало. Гораздо проще написать рассказ, чем басню. Для этого надо обладать мастерством и быть знатоком человеческого поведения.
Итог
Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.
Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.
Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров — это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.
Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них — немецкая, а вторая — американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни — это основа, а вот сам текст басни для детей — это дополнение, которого могло бы и не существовать.
Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.
Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит — потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.
Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.
чем басня отличается от сказки о животных
- В басне на примере животных высмеиваются пороки людей, а в конце обязательно будет мораль.
А сказка, это просто придуманная история.
Хотя, стоит заметить, что в основе басни, лежит все же именно сказка =)
- Ба’сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Ска’зка — жанр литературного творчества:
1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка) .
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
- кароче и то и то сказки
сказка — байка для детей (всмысле понимания урока/ смысла)
басня — байка для более взрослых детей
- Если вкратце, без «умных трактовок и определений»,то басня (Основоположник Эзоп, пожалуй, «Эзоповский язык») так вот басня, — в ней 1) написана в стихах, а главное за персонажами басни (животные или даже растения) легко угадываются люди. Людские нравы, чаще всего го людские пороки или недостатки (моральные) 2) Сам сюжет басни- это какая-то очень распространённая жизненная ситуация. проблема. Тот же Эзоп, -он применял вот такие иносказания так, что НИКОГО конкретно не поучал, не обвинял и не обижал. Просто обрисовывал ситуацию, знакомую всем, какую-то общечеловеческую ситуацию, Это как бы возможность взглянуть на какую-то проблему.. или недостатки со стороны. Мораль, нравоучительный вывод, — вовсе не обязателен. Нравоучение некоторое содержится уже в самой басне. Выводы напрашиваются сам. Например Крылов- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там. »
Ну и где здесь МОРАЛЬ в конце басни? Напротив, автор предлагает сделать вводы читателю. Сказка же… может ничего общего с жизнью не иметь. Сказка-это просто чудесная история. Животные в сказки имеют черты, присущие людям, точнее их наделят такими чертами, Но совсем не с целью кого-то усовестить… или показать людские пороки. Там ВОЛК-это волк. И ОН злой. Лиса-это ЛИСА… и она хитрая. За ними не угадываются какие-то люди, речь о людях и не идёт. Мораль же, намёк, — конечно присутствуют, но… САТИРЫ, пародии на людей нет в сказке.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
-
Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.
-
В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?
-
Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).
-
А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?
-
В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.
-
А сколько басен написал Крылов?
-
Примерно 200. Причем 80 из них — переводы басен Эзопа.
-
Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.
Кем был его отец?
-
Отец Крылова — армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.
-
А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?
-
Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города — Оренбурга.
-
Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?
-
В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.
-
Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?
-
За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.
-
В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.
Что было главной особенностью всех его произведений?
-
Отличительная черта литературной деятельности Крылова — изображение недостатков современного русского общества.
-
Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?
-
Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.
-
Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.
Сколько басен было в этой книжечке?
-
В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.
-
Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?
-
Задача Крылова при создании басен —
КАЗНИТЬ ЗЛО БЕЗЖАЛОСТНЫМ СМЕХОМ.
2 раунд.
Вспомните название басен (4 слайда) и героев.
Раз гадайте кроссворд .
-
По горизонтали
-
Вещуньина с похвал вскружилась …
-
На ту беду лиса … бежала.
-
… , мне странно это:
Да работала ль ты лето?
-
Однажды Лебедь, Рак да …
Везти с поклажей воз взялись.
-
Ай, … ! знать она сильна,
Что лает на слона!
-
Хоть видит … ,
Да зуб неймёт.
-
По вертикали
-
Ягнёнок в жаркий день зашёл к … напиться.
-
Да только … и ныне там.
-
Да того ль, … , было.
-
Оглянуться не успела,
Как … катит в глаза.
-
И сели на … под липки, —
Пленять своим искусством свет.
-
Все про … лишь мне налгали,
А проку на волос нет в них.
-
Тут … являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал.
Следующий конкурс поможет нам определить,
кто же лучший знаток басен Крылова.
Прошу вас продолжить отрывки из басен.
«Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши» | Волк и ягнёнок |
«Ай Моська! знать, она сильна Что лает на слона!» | Стрекоза и муравей |
У сильного всегда бессильный виноват | Лиса и виноград |
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. | Лебедь, рак и щука |
Хоть видит око, Да зуб неймёт | Слон и моська |
Да только воз и ныне там | Кот и повар |
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | Квартет |
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. | Ларчик |
А Васька слушает да ест. | Кукушка и петух |
А ларчик просто открывался | Зеркало и обезьяна |
4 раунд
Синквейн
1 строчка
Одно существительное
(Кто? Что?)
2 строчка
Два прилагательных
(Какой? Какая? Какое?)
3 строчка
Три глагола
Домашний кинотеатр
«Возвращение в Хогвартс»
Амедиатека, с 1 января
Долгожданная встреча выпускников школы чародеев, выдуманной британской писательницей Джоан Роулинг в конце 1990-х. Первая экранизация (о философском камне) вышла в 2002 году, а последняя (о Дарах Смерти) — в 2011-м. За 10 лет артисты кинофраншизы прошли долгий самостоятельный путь, превратившись из детей, которые росли на съемочной площадке, во взрослых, амбициозных, талантливых людей, которым есть что вспомнить, и что друг другу рассказать. Джоан Роулинг, мать всей истории, на встречу не пригласили в свете последних событий, но обещали, что она будет присутствовать в архивных кадрах.
«Сергий против нечисти»
KION, с 5 января
Главный герой, отец Сергий, раскрывает преступления, совершаемые нечистью, и не брезгует материальным вознаграждением за столь благое дело. Батюшка не сторонится земных удовольствий, что добром не заканчиваются, из-за чего попадает в поле зрения следователя Кати Земцовой. Правоохранительница верить в потусторонние силы отказывается и подозревает, что Сергий и есть преступник.
Главные роли исполнили Роман Маякин («Сладкая жизнь», «Триггер») и Лукерья Ильяшенко («Аванпост», «Инсталайф»), а также Дмитрий Куличков, Ирина Розанова, Михаил Осипов, Николай Шрайбер и другие. Сериал снят в формате киносторис — каждый эпизод длится не больше 15 минут.
«Солдаут»
Premier
Рэпера Drumma’K вышвыривают из лэйбла, но он сдаваться не готов. Договорившись с бывшим боссом на почти невыполнимые условия (записать полноценный альбом и дать концерт за короткий срок на площадке в 10 тыс. человек), герой идет за помощью к прожженному рокеру. Вместе им предстоит преодолеть конфликты интересов, поколений и музыкальных эпох, чтобы создать новый саунд и покорить аудиторию. Сериал создали Константин Майер («Настя, соберись!», «Я худею») в сотрудничестве с молодыми сценаристами Темой Золотаревым и Алексеем Ионовым. Важнейший элемент шоу — музыку — обеспечили «БИ-2», Noize MC, RAM, Thomas Mraz, Карандаш, Лигалайз, Хамиль («Каста»), Илья Найшуллер, Михаил Козырев, Alizade, Тима Ищет Свет и многие другие.
Глеб Калюжный на съемках сериала «Солдаут»
© КАТЯ ГОДУНОВА / ПРЕСС-СЛУЖБА
«Почка»
KION, с 1 января
Инспектор пожарной службы (Любовь Аксенова) без зазрения совести берет взятки от всех, кто подвернется под руку, но однажды «взятка» для жизни понадобится ей самой. У героини отказывает почка — нужна замена. Оказывается, никто не желает отдавать инспекторше здоровый орган, и ей придется добывать его с боем. Драмеди про жажду жизни спродюсировала Авдотья Смирнова («Вертинский», «История одного назначения»).
«Эйфория»
Amediateka, с 10 января
Продолжение «саги о Ру и Джулс» авторства Сэма Левинсона с Зендеей в главной роли. Подростковая драма, вышедшая на HBO в 2019 году, рассказывает о жизни современных американских старшеклассников, чьи интересы не ограничиваются только лишь любовными переживаниями. Левинсон показал, что стоит за стремлением взрослеющего организма к саморазрушению, и за это «Эйфорию» уважают и ценят зрители во всем мире.
«Трагедия Макбета»
Apple TV+, 14 января
Фильм Джоэла Коэна, который он снял без брата Итана, временно отошедшего от киноиндустрии. Хотя автор и признавался, что снимать в одиночку непривычно, экранизировал не что-нибудь, а 500-летнюю пьесу Уильяма Шекспира. Разумеется, Джоэл далеко не первый режиссер, покусившийся на это произведение (до него адаптации делали Акира Куросава, Орсон Уэллс, Роман Полански), но критики уже влюбились в версию Коэна.
«Станция одиннадцать»
Кинопоиск+ more.tv
Цивилизация сгинула от загадочного вируса, а по ее обломкам бродит театральная труппа «Дорожная симфония», играя Шекспира для всех, кто выжил и ютится на неуютных остатках Северной Америки. Однажды артисты прибывают в город, которым правит самопровозглашенный провидец. Сериал снят по бестселлеру Эмили Сент-Джон Мандел режиссером Хиро Мураем. В главных ролях — Маккензи Дэвис, Гаэль Гарсия Берналь и Химеш Патель.
«Купе номер 6»
Premier, Kinopoisk, c 6 января
Роуд-муви финского режиссера Юхо Куосманена с Юрой Борисовым, Юлией Ауг и Сэйди Хаарла, покорившее публику международных кинофестивалей и мировой аудитории (две награды в Каннах и номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). По сюжету финская студентка едет поездом Москва-Мурманск, где встречает русского шахтера Леху. Вместе им придется ехать в одном купе, разговаривать и пытаться друг друга понять. Фильм снят по роману Росы Ликсом.
«Нас других не будет»
Kion
Рассказ о Сергее Бодрове-младшем от лица коллег, друзей и соратников. В документальном фильме режиссёра Петра Шепотинника помимо Бодрова возникают и другие герои: Алексей Балабанов, Сергей Сельянов, Вячеслав Бутусов, Иосиф Бродский.
Подкасты
«Время и деньги»
Исторический подкаст о том, как предприниматели двигали экономику Древней Руси, Российской империи и СССР. Шоу выпускает студия «Либо/Либо».
«Женщины и все»
Слушать
Подкаст про женщин от команды онлайн-издания «Горящая изба»: тут и про финансы говорят, и про психологию, и про литературу. В общем, обо всем, что интересует современных женщин.
«Закат империи»
Слушать
Андрей Аксенов рассказывает о многогранной истории начала XX века в Российской империи, где нашлось место и феминизму, и гламуру, и кинематографу, а также дворцовым интригам и политическим баталиям. Такое точно не узнать из школьных учебников.
«Голый землекоп»
Слушать
Просветительское шоу биолога и журналиста Ильи Колмановского о научных открытиях. С недавних пор — о слонах: автор влюбился в них после визита в Национальный парк Амбосели в Кении и не устает открывать миру секреты их особенной жизни.
«Школа рока»
Слушать
Подкаст для тех, кому небезразлична история одного из самых масштабных музыкальных жанров. Узнать можно обо всех самых ярких его представителях — от Black Sabbath до группы «Тяжелый день».
«А главное — зачем?»
Слушать
Шоу редакции «РБК Стиль» о проблемах насущных: выясняем, зачем бежать из соцсетей, интересоваться феминистским искусством, примерять виртуальную одежду и соблюдать правила этикета.
Альбомы и плейлисты
Animal ДжаZ «Раритеты»
Ссылка
13 композиций 2002-2012 годов, которые не попали на номерные пластинки группы и почти не исполнялись на концертах. Среди них песни «Стекло», «Листай эфир», «Наше время» и «Антракт».
Тима Ищет Свет — «Зеркало»
Ссылка
Сборник песен о том, что окружающий мир не столь прекрасен, как хотелось бы, и когда он станет лучше — неизвестно. Предыдущий релиз музыканта «Бойня» «Афиша Daily» назвала одним из 30 лучших постсоветских альбомов 2020 года.
Mary Gu — «Хорошее и плохое» + «Плохое и хорошее»
Ссылка
Вряд ли ваших ушей не коснулся хит Джарахова «Я в моменте», записанный с Mary Gu. За пределами фита с Эльдаром у Марии достаточно собственной пронзительной лирики, наполненной девичьей меланхолией.
«Дайте танк (!)» — «Слова-паразиты»
Ссылка
Мюзикл длиной в 12 минут с визуалом в виде анимационного клипа, который рисовали шесть художников. В песне 1329 слов — с момента выхода в апреле и до конца ноября она считалась самой крупной по количеству слов, но потом случился релиз «Кто убил Марка?» Оксимирона.
«Самое большое простое число» — «Потерянное зеркальце»
Ссылка
Аудиосказка по мотивам одноименного произведения Павла Пепперштейна. Героев озвучивают Евгения Борзых, Александр Гудков, Яна Троянова, Антон Лапенко и другие
Adele — «30»
Ссылка
Четвертая пластинка британской певицы, в которой она обращается к сыну, бывшим возлюбленным и взрослеющей себе.
Indie Playlist
Ссылка
Сборник хитов от независимых музыкантов для фонового сопровождения праздничных выходных.
Kitchen Swagger
Ссылка
Специальный плейлист для кулинарных экспериментов в свое удовольствие.
«Лакричная пицца»
Ссылка
Саундтрек к свежему фильму Пола Томаса Андерсона, который вы наверняка пойдете смотреть в кино.
YouTube-шоу
«А поговорить?»
Итоги года в науке обсуждает с ведущей Ириной Шихман научный журналист Илья Колмановский. Разумеется, коронавирусные проблемы не забыли.
«Редакция»
Фильм Саши Сулим об убийствах, совершенных женщинами. В жизни. Не в кино.
«О чем шум?»
Серия интервью с тарологами, астрологами и скептиками — психологами, биологами и социологами. Зачем гадать, если можно выбирать?
«Радио Долин»
О достижениях мирового кинематографа в непростом 2021 году рассуждает главный киноэксперт России.
«Просто о сложном»
В гостях у Софико Шеварнадзе — астрофизик Владимир Сурдин, готовый отвечать на самые абсурдные вопросы из фантастики и мистики, которые связаны со звездами и планетами.