Рассказ затейники носов распечатать

Воспитатель, мадоу детский сад 364, г. пермьвоспитатель, мадоу детский сад 364, г. пермь рыжакова с.в., гоголева л.в. веселые

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь

Рыжакова С.В., Гоголева Л.В. Веселые истории Н. Носова // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 856211


Тема проекта: «Веселые истории Н. Носова».

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: краткосрочный (две недели).

Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей. Мальчики Носова несут в себе черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени. Произведения Носова не просто смешат, радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Проблема: Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?

Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н.Н. Носова

Задачи:

  • Познакомить дошкольников с биографией писателя Н. Носова;
  • Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Носова;
  • Воспитывать честность, смелость, чувства товарищества на примерах героев произведений Н.Носова;
  • Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;
  • Учить детей аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;
  • Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;
  • Приобщать родителей к семейному чтению литературы.

I этап – подготовительный

  • Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей;
  • Подбор материала из интернета;
  • Подбор художественной литературы детям для ознакомления;
  • Пополнение аудиотеки записями с рассказами Носова;
  • Оформление консультационного материала по темам: «Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова»;
  • Подбор игрового и дидактического материала к играм-драматизациям и сюжетно-ролевым играм по произведениям Н.Н. Носова;
  • Разработка дидактических игр «Разрезные картинки», «Мемори», «Собери рассказ Н. Носова»;
  • Создание выставки книг Н.Н. Носова с иллюстрационным материалом. Составление плана работы над проектом.

II этап – основной

1) Физическое развитие:

Проведение игр, викторин по рассказам Н. Носова. Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные автомобили», «Собери огурцы».

Разучивание физкультминутки «Незнайка». Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом («Заплатка»).

2) Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры

«Цветочный город», «Автомобиль», «Готовим кашу».

3) Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

Знакомство с биографией Н.Н. Носова.

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.

ФЭМП «В Цветочном городе»

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

4) Речевое развитие:

Составление коротких стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Пересказ произведения Н. Носова «На горке».

Дидактические словесные игры: «Что лишнее», «Бюро находок», «Из какого рассказа отрывок», загадки о персонажах Носова.

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

5) Чтение художественной литературы:

Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Телефон», «Замазка», «Огородники».

Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

6) Художественно-эстетическое развитие:

Театрализованная деятельность по произведениям Н.Н. Носова «Фантазеры».

Создание совместной книги «Веселые истории Н. Носова»

Аппликация «Автомобиль», «Шляпа»

Конструирование «Летательные аппараты Винтика и Шпунтика», «Домик для друзей»

Рисование «Незнайка», рисование по произведению «Живая шляпа» «Друзья», по замыслу «Мой любимый герой Н. Носова»

Ручной труд «Котенок» (оригами), «Пришьем пуговицу»

Лепка «Живая шляпа», по замыслу

7) Работа с родителями:

  1. Знакомство с проектом в форме презентации.
  2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
  3. Совместное творчество «Веселые рассказы Н. Носова»
  4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.
  5. Совместная творческая выставка детей и родителей на тему «Любимые герои Н. Носова»

III этап – заключительный

  • Слушание «Песни про книги», хоровод «Веселый огород» на муз. Ю. Чичкова;
  • Семейное посещение библиотеки;
  • Итоговое развлечение «Играем в рассказы Н. Носова»;
  • Просмотр презентации «Наш проект».

Результаты проекта:

  • Сформированность знаний о Н. Носове, как о детском писателе, знание произведений Н. Носова;
  • Составление детьми рассказов о героях произведений Н. Носова, высказывание своего мнения о них;
  • Поддержание интереса к произведениям Н. Носова с помощью домашнего чтения, просмотра мультфильмов;
  • Активное участие родителей в реализации проекта;
  • Популяризация семейного чтения;
  • Пополнение развивающей среды в рамках темы проекта.

Литература:

  1. Н. Носов Фантазёры. М.: Детская литература, 1969.
  2. Н. Носов Затейники. М.: Оникс, 1999
  3. Н. Носов Мишкина каша. М.: Самовар, 2010.
  4. Н. Носов Заплатка. М.: Детская литература, 1981.
  5. Мой любимый писатель – Николай Носов // Педсовет. 1998. №3.

Рассказ затейники носов распечатать

Рассказ затейники носов распечатать

Рассказ затейники носов распечатать

Рассказ затейники носов распечатать

Тема урока: Н. Носов «Затейники»

Цели урока: познакомить детей с биографией Н. Носова и его рассказом

«Затейники»;

развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и

правильного выразительного чтения;

формировать умение интонацией передавать настроение и чувства

героев, составлять план рассказа;

воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в группах.

Коммуникативные УУД:  создать условия для культуры общения, интереса к урокам литературного чтения, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.


Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинаем мы урок

Постановка цели и задачи урока.

Ребята, перед вами иллюстрации к рассказам. Знакомы ли вам  эти рассказы? Назовите их. А кто автор этих рассказов?

Ребята, как здорово, что сегодня мы окунемся в творчество Н.Н.Носова. А поможет нам план урока. Соедините слова левого и правого столбика и прочитайте предложения.

УЗНАЕМ         как с помощью интонации передать эмоции героев

ПОЗНАКОМИМСЯ  с биографией Носова

БУДЕМ  высказывать собственное мнение

А помогать нам будет игра. Ребята, а что главное в игре? (СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ, УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ)

 Знакомство с биографией Носова.

Первое правило такое. Я рассказываю о писателе, а вы как услышите слово, записанное на домике, то обводите его в кирпичик, так домик и построим.

Родился Н.Н.Носов в Киеве в семье актера. Рано начал работать  в 14 лет на бетонном заводе, чтобы прокормить семью. Увлекался музыкой, театром и после окончания института стал работать режиссёром, постановщиком мультфильмов. Писать для детей начал писать ещё до войны, а началось с того что Николай Носов стал придумывать весёлые истории своему маленькому сынишке и понял, что это и есть главное дело его жизни. Самый его первый рассказ «Затейники» был опубликован в детском журнале «Мурзилка». Во время Великой Отечественной войны снимал фильмы для наших солдат и был награжден за это орденом Красной Звезды. Широкую известность Носову принесла сказки о Незнайке и его друзьях: Винтике, Шпунтике и других. Книги Николая Носова все  очень весёлые, а вот в жизни писателя называли «хмурым ворчуном». Он был молчаливым и замкнутым человеком. Свою главную тайну Носов доверил  нам, своим читателям – весёлые и умные книги.

Работа с домиками.

Книги  Носова расскажут нам много забавных историй.  Вы любите интересные, забавные истории? И сейчас мы  познакомимся с одной такой историей и называется она«Затейники».

Ребята, а кто такие ЗАТЕЙНИКИ?

….как ты думаешь?

А если смысл нам непонятен, то мы обращаемся к …(СЛОВАРЮ)

Давайте обратимся к словарю и объясним значение этого слова. Толковый словарь Ожегова

ЗАТЕЙНИК

1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям (разг.).

2. Руководитель массовых игр, развлечений.

Интересно, а есть ли еще близкие по смыслу слова?

…как ты думаешь?

Ребята, да ведь это синонимы!

Они забежали в наш домик и решили поиграть с нами в прятки. Заходим в наш домик и ищем синонимы к слову затейники и подчеркиваем их.

Ребята, а бывает так, что не все слова во время чтения понятны? Вот и в рассказе «Затейники»нам встретятся такие слова, прочитаем их значение.

Словарная работа.

Стащили – переместили, унесли куда — нибудь;

Починить — исправить, сделать пригодным для использования;

Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

Знакомство с произведением.

Слушайте очень внимательно и после знакомства с произведением ответьте на вопрос:

ПОЧЕМУ Н.Н,НОСОВ назвал рассказ  ЗАТЕЙНИКИ?

Беседа по первичному восприятию текста.

Понравился рассказ?

Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

Вернемся к нашему вопросу

Кто главные герои произведения?

Какую сказку они читали?

Что решили дети построить для игры?

-Почему в домике было темно?

-Кого боялись дети?

-Найдите и прочитайте, что сказала Валя про волка?

-Действительно ли в домике был волк?

-А что же произошло?

— А девочка сразу сказала об этом?

-Кто отважился заглянуть в домик?

 Почему игра прервалась? О каком главном условии игры забыли ребята?

Что можно   сказать о главных героях, об их умении общаться между собой?(друзья, ровесники, им вместе интересно, умеют организовать свой досуг, выдумщики,  фантазеры, дружные)

Как герои относились друг к другу?( поддерживали друг друга, проявляли заботу, старались побороть страх, не бросали друг друга).

Идем по лесенке в нашем домике. На ступеньках напишите слова, которые характеризуют наших героев.

А мы с вами сможем быть такими  же ЗАТЕЙНИКАМИ? И для это мы подготовимся к выразительному чтению рассказа.

Артикуляционная разминка

В зимний холод всякий молод.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством удивления.

Произнеси с чувством страха.

Чтение рассказа по ролям

Приглашаю вас в театр. Сейчас вы артисты. Играете роли… Артисты читают ПРАВИЛЬНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО.

1 часть аудиозапись, 2,3,4 по ролям.

Работа в парах. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ.

ПЛАН

1.Дети читали сказку.

2.Домик для поросят.

3.Может это серый волк?

4.Никого нет.

Ребята, можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?

На нашем домике осталась только одна не заполненная стена с окошечками. Это окошечки настроения. Выберите и закрасьте окошечки так, каким словом вы бы назвали рассказ, с которым мы сегодня познакомились. Обсуждение.

Желаю вам, ребята, быть дружными, веселыми, затевать разные игры и конечно читать интересные, забавные истории Н.Н.Носова, поэтому каждому в подарок буклет с играми и книгами Носова.

УЗНАЕМ

как с помощью интонации передать эмоции героев

ПОЗНАКОМИМСЯ

с биографией Носова

СМОЖЕМ 

высказывать собственное мнение

Дети читали сказку.                      Дети читали сказку.

Домик для поросят.                       Домик для поросят.

Может это серый волк?                Может это серый волк?

Никого нет.                                      Никого нет.

Дети читали сказку.                      Дети читали сказку.

Домик для поросят.                       Домик для поросят.

Может это серый волк?                Может это серый волк?

Никого нет.                                      Никого нет.

Дети читали сказку.                      Дети читали сказку.

Домик для поросят.                       Домик для поросят.

Может это серый волк?                Может это серый волк?

Никого нет.                                      Никого нет.

https://royallib.com/zip_emu/br/418/418393/pic_3.jpg

http://rovnoe.sarmo.ru/upload/iblock/a10/a10523e9de257a1c82a4d88601d7f71e.jpg

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0ca5/000081d4-7c27d31e/img10.jpg http://tat-anat.ucoz.ru/_ld/13/51354667.jpg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/051c/000b4fbb-4d4a9f18/img7.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/051c/000b4fbb-4d4a9f18/img3.jpg

Цели: Содержательная: углубление знаний о жизни и творчестве Н.Н. Носова

Деятельностная: формирование умения через анализ произведения определять его идею.

1.  Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3.  Формировать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4.  Развивать умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

3. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

4. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

6. Развивать умение  слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль.

3. Умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4. Умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

1 Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2. Умение понимать смысл произведений.

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

3. Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.

1. Умения вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – с. 226 : ил.( Школа России) . Стр.54-57

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.2. Антиципация заголовка произведения.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.  Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Игра «Блиц-опрос».

6.2. Беседа по  тексту 

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1.  Обобщающая беседа

7.2. Работа с пословицами

7.3. Творческий пересказ

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

(Помним: 1-5 этапы — это первичный синтез; 6 этап —  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2.  Работа с пословицей

 — Ребята, прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Без ума голова — что лукошко. Я верю, что вы сегодня на уроке будете внимательными слушателями и умными читателями.

Надо быть умным, надо набираться ума, чтобы жизнь была интересной и полезной

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.(слайд 1 )

— Давайте прочитаем его шепотом, а теперь грустно,  а теперь радостно.

2.2. Литературная викторина.

— Давайте проверим, какие вы умные и внимательные.

1. Кто написал «Приключения Незнайки»? (Николай Носов)

2. Что вы знаете об этом писателе?

3. Из какого рассказа этот отрывок? «Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет» (Рассказ «Затейники»)

4. Какую сказку читали герои рассказа Н. Носова «Затейники» («Три поросенка»)

— Молодцы!

2.2. Антиципация заголовка произведения

 — Ребята, прочитайте название рассказа на странице 54.

— Бывает ли шляпа живая?

— Как это может случиться?

Читают на слайде речевую разминку шепотом, грустно, радостно

Отвечают на вопросы учителя

Н. Н. Носов

Рассказ затейники

Три поросенка

Читают название рассказа, отвечают на вопрос бывает ли живая шляпа.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр1

Р2

Р2

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Итак, мы знаем автора рассказа, название.

— А  почему шляпа стала живой, не знаем, еще мы не знаем, для чего Николай Носов написал детям такой рассказ, какой урок мы должны из него извлечь.

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

К1

П1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

— Какова же тема урока? ( слайд 2)

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

-Сформулируйте цель урока (мы должны понять, чему учит рассказ)

4.3. Формулирование задач урока

Какие задачи мы перед собой поставим? (Предположения детей о том, как они будут идти к цели, какие виды деятельности им предстоят)

Формулируют тему урока, цели, задачи урока

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

1 остановка после первого предложения.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что такое комод?)

— Откройте словарь в конце учебника  и прочитайте, что такое комод.

2 остановка после последнего предложения первого абзаца.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что будет с котенком? Испугается ли котенок?) Попробуйте ответить на этот вопрос.

— Проверим ваши предположения.

3 остановка после последнего предложения страницы 55.

— Какой вопрос у вас возникает? (Что будут делать ребята?)

— Попробуйте предположить, что они будут делать?

— Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

4 остановка после последнего предложения страницы 57.

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему шляпа не шевелится?)

— Попробуйте предположить, что они будут делать?

— Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

5 остановка после слов «Вадик схватил Ваську и давай его обнимать»

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему Вадик стал его обнимать?)

— Ответьте на свой вопрос.

— Читаем дальше.

5.2. Проверка первичного восприятия текста

 Что  (какие эпизоды)  вам понравилось больше всего? Это грустное произведение или веселое? 

Физминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Читают по цепочке рассказ «Живая шляпа»

Веселое

Фронтальная

Индивидуальная

Пр4

П2

П1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Игра «Блиц-опрос».

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):

— Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

3. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

4. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

5. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

— Молодцы, вы внимательно читали рассказ.

6.2. Беседа по  тексту 

— Как котёнок оказался под шляпой? Докажите текстом.

 Почему мальчики не видели,  что случилось с котёнком?

— Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего;

— Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

— Тогда что их так напугало?(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

— Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

— Что значит «трястись от страха»?

— Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

 Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?

— Что предприняли мальчики?(Они убежали на кухню.)

— Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)

 Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)

— Как меняется поведение мальчиков на кухне?(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

— А как вела себя шляпа всё это время?(Она не двигалась.)

— Как вы думаете, почему?(Она сама боялась.)

 Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

 Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.

— Какое слово передаёт их настроение?(Обрадовались.)

 Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.)

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

— Посмотрите на иллюстрацию учебника на странице 117-ой. Найдите слова, подходящие к рисунку. Какие слова из текста подходят к первой иллюстрации? Ко второй?

6.4. Характеристика героев

— Какими  были Вадик и Вовка?

— смелые

— любопытные

— находчивые

— догадливые

— добрые

Они были трусами, чудаками или фантазёрами?

(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

Играют в « Блиц –опрос», отвечают на вопросы учителя

Беседуют по тексту рассказа

Работают с иллюстрацией учебника

Характеризуют Вадика и Вовки

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная 

К1

П1

П1

Пр4

Л1

П1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа

— А как автор относится к героям своего произведения?

 (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

— А какой это смех: добрый или злой?(Добрый.)

— Как называется такой смех?(Юмор.)

Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

7.2. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к нашему рассказу? Почему?

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики. (слайд 3)

7.3. Творческий пересказ

— Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? 
— Я предлагаю вам пофантазировать.

— Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

 Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг …»

Автор относится к героям своего произведения с насмешкой

Работа с пословицами

Волков бояться- в лес не ходить

Семь раз отмерь –один раз отрежь

У страха глаза велики

Пересказ рассказа

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

Р2

К1

Пр3

К1

Л1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какова была цель нашего урока? — Достигли мы цели?

—  Так какой урок вы извлекли?

 С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

 Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

— Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

— Поднимите руки те, кто доволен своей работой? Кого бы вы похвалили сегодня за урок?

Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Фронтальная

К1

Пр2

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2А классе

Тема: Н. Носов «Затейники».

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся  с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Обучающая:

— отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;

формировать умение  устанавливать последовательность событий,

происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;

 умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:  

— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,

отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение

работать в парах, группах,  развивать память, логическое мышление, речь

учащегося.

  Воспитывающая:

— создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

УУД:  

Познавательные  УУД:

— умение самостоятельно и произвольно строить

речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли

текста.

 Личностные УУД:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, осознание через чтение

художественного произведения основные ценности взаимоотношений

(взаимопомощь, взаимовыручка)

 Регулятивные УУД:

— формировать умение постановки учебной задачи на

основе соотнесения того, что уже известно,

через  приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих

действий и действий других учащихся.  

Коммуникативные УУД:  

 — умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с

 задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Оборудование: учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана

Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь.

2.Постановка учебной задачи: Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?

На слайде

  Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:

Аг*ия   Барт*

Чуков*ки   й К*рней

Михалко*   Сергей

             Николай Николаевич Носов- (портрет)

3.Знакомство с творчеством Н.Носова

Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас ребята расскажут вам о Николае Николаевиче Носове.

1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября  1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

2.ученик:  

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

3.ученик:   Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать  писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.  

                 Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны  из слогов составить слово.

Работа в парах (составление слова из слогов)

 Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!  (тихо, но хором)

Сформулируйте тему урока.   Какие цели вы перед собой поставите?

4. Изучение нового материала.

1). Предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.

 Выдвижение гипотез уч-ся.

  Ребята, а кого называют затейниками?

  Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

   И так, затейник — это организатор веселья.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

    Как вы думаете, о чём будет рассказ?

    Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?

   Почему вы так считаете?

       физкультминутка

Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.

Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

РА-РА-РА- вышла славная _________;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

2). Первичное целостное восприятие произведения.

Прослушивание текста.(аудиозапись)

Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?                                                                                      Грустный или веселый рассказ?

 Понравилось произведение?

Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

 Могла ли такая история произойти с вами?

Кто главный герой произведения?

 Что можно сказать про них?

(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)

 Что можно сказать о характерах героев?

 Затрудняетесь ответить?

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Перечитать внимательнее рассказ)

3). Прием «Толстые и тонкие вопросы»

 Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

А вы боитесь темноты? Почему?

Откуда берутся страхи?

Как с ними можно справиться?

Подумайте, за что вы  бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)

Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

Что скажете вы?

5.Проверка и оценивание.

Составление плана рассказа (по парам)

Ребята, у вас на столе есть карточки. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку.

План:

-Может быть это серый волк?

-Дети читали сказку «Три поросенка».

-Так и не стали играть  в «три поросенка».

-Постройка домика.

Проверка плана. План на доске.

Чтение текста от начала с остановкой для деления на части.

А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?

6. Стадия рефлексии

Что  нового вы   узнали  сегодня на уроке?  Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?

 —   Вам было легко на уроке? Если да, то поднимите зелёный кружок.

  — Если нет, то поднимите красный цвет.  

7.  Дифференцированное домашнее задание.

Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

 Выбор творческого задания:

1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».

8. Итог урока.

Подведение итогов и выставление оценок.

С биографией какого автора мы познакомились на уроке?

  Какое произведение мы прочитали?

  Кто является главными героями данного рассказа?

 Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

— Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5
  2. Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

       2)Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5
  2. Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

   2)Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

1) С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

2) Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5
  2. Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

1)С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

  1. Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

  1. С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5
  2. Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

1)С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

2)Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

На выбор:

1)С. 50-53, подготовить пересказ по плану на с. 53 №5

2)Продолжить рассказ «На следующий день дети опять остались одни дома…». Оформить письменно, можно в печатном виде. (6-10 предложений)

attachment.php

Цель:
привлечь детей к чтению классиков советской детской литературы, к изучению
творчества Н.Н. Носова.

Задачи:
расширить знания учащихся о жизни Николая Носова, познакомить с текстами
рассказов «Живая шляпа», «Заплатка», «Мишкина каша» и др.; воспитывать любовь к
чтению, старательность, аккуратность, развивать память, внимание, логическое
мышление.

Ход мероприятия

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами
поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с
огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор
знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

Носов
— детских книг творец.

Ну,
какой он молодец

Сколько
книг смешных, чудесных

Написать
он нам успел.

Доброту,
и смех, и юмор,

Показать
всем нам хотел.

Я уверена, что вам знакомо это имя,
попробуйте назвать книги этого автора, которые вы уже успели прочитать (дети
называют). 

Давайте немного поиграем. Я буду
называть, кем пробовал стать Носов, а вы показывайте профессии жестами.

Николай Носов сразу после окончания
школы хотел быть:

·      
*
скрипачом,

·      
*
химиком,

·      *
художником,

·      
*землекопом,

·      
*
возчиком бревен,

·      
*рабочим кирпичного завода,

·      
*
фотографом,

·      *
торговцем газетами,

·      *
дрессировщиком,

·      
*и детским писателем.

 В журнале «Мурзилка»
в 1938 голу был опубликован первый рассказ Н.Носова «Затейники». В 1945 г.
вышел сборник рассказов под названием «Тук-тук-тук», в 1947 г. появился один
сборник — «Ступеньки», в 1947г. – «Веселые рассказы», а в 1957г. – «Фантазёры». 

Nikolajj Nosov

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. («Метро»)

Подарили сестры ему пистолет.

Лучше подарка в мире нет.

Довольный Саша во дворе гулял.

Бабахнул из пистолета, старушку
напугал. («Саша»).

Хвастался Бобка: «Смотрите, ребята,

Такие штаны носят только солдаты».

Мальчик пальцы колол, сам штаны
зашивал,

Когда на заборе о гвоздь их порвал.
(«Заплатка»).

Другую загадку мою послушай.

Котька рыбу ловил однажды с
Павлушей.

Улова не было, но они довольные

Набрали что-то карманы полные.

В чужом огороде они побывали.

Сторож свистел, но они убежали.
(«Огурцы»).

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. («Автомобиль»)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.. («Дружок»)

Мальчики эти деньги копили.

Мороженое не ели, в кино не ходили.

И в итоге: что-то купили.

И это что-то, скажу я вам,

разобрали вскоре они по частям.
(«Телефон»).

   
Нет ничего вкусней на свете,

   
И знают все об этом дети.

   
В обертке вкусной и шуршащей,

   
Спрятан вкус детства настоящий. («Леденец»)

А теперь поиграем в игру «Мозаика». Все слова – названия
рассказов Носова перепутались. Давайте попробуем сложить все названия
рассказов.

(проходит игра)

Николай Николаевич Носов написал
много рассказов и повестей для детей. Герои его произведений — это мальчики и
девочки, ваши сверстники, такие же, как вы: любознательные, веселые и
шаловливые, что-то изобретающие, ищущие приключений, иногда – хулиганистые. Они
все время попадают в различные жизненные ситуации, не всегда, может,
приглядные, но выпутываются из них сами и делают выводы.

А теперь отгадайте, кому принадлежат
эти слова и из какого они рассказа ?

1. «О, говорит, хорошая горка
получилась! Сейчас скачусь. » (Котька Чижов «На горке»).

2. « Что ты! Разве шляпы бывают
живые?» (Вадик « Живая шляпа»).

3. « Вкусная штука! Я очень люблю
мороженое.» (Мишутка «Фантазеры»)

4. «Давайте. Лучше кино смотреть, а
то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают –собака.» (Костя «Замазка»)

5. «Вот, что я придумал: когда все
лягут, удерём на огород и вскопаем свой участок» (Мишка «Огородники»)

Отгадайте самого известного героя
Николая Носова.

Он известный коротышка,

Озорник и шалунишка.

Шляпа, галстук — вот приметы.

Угадали? Кто же это?

(Незнайка)

Конечно же это Незнайка. А какие
книги написал Николай Носов про Незнайку?

(«Приключений Незнайки и его
друзей», « Незнайки в Солнечном городе» и «Незнайки на Луне»)

Скажите, ребята, в каком городе жили
Незнайка и его друзья? (В Цветочном городе)

Ребята, а вы знаете, как звали
друзей Незнайки?

Давайте отгадаем загадки, которые
так и называются – друзья Незнайки.

   
Этот парень очень славный

   
Друг Незнайки самый главный.

   
Они, бывает, ссорятся,

   
Но дружба не расстроится.

   
(Гунька)

   
С именем вкусным,

   
Не бывает грустным.

   
Смотрит весело вокруг

   
Он Незнайке — верный друг.

   
(Пончик)

   
Этот очень-очень важный.

   
Он с касторкою отважно

   
На болезнь бросается,

   
Всех лечить старается.

   
(Доктор Пилюлькин)

   
У хорошенькой малышки

   
Голубые глазки.

   
Она очень любит книжки –

   
И стихи, и сказки.

   
(Синеглазка)

   
Коротышка этот, дети,

   
Очень удивительный.

   
Всё всегда везде теряет

   
Очень убедительно.

   
(Растеряйка)

   
Этот умный коротышка

   
Прочитал уже все книжки.

   
Он и вправду много знает

   
И девчат не обижает.

   
(Знайка)

   
Этот славный коротышка

   
Про девчонок и мальчишек

   
Сочинит стихи-поэмы

   
Ведь не зря он стал поэтом.

   
(Цветик)

   
Очень смелый коротышка.

   
Он с ружьем наперевес,

   
Бульку взяв к себе под мышку,

   
На охоту топал в лес.

   
(Пулька)

   
Эта девочка-цветочек

   
Носит юбку белую.

   
Любит в поле ветерочек

   
И клубнику спелую.

   
(Ромашка)

   
Она Незнайкина подружка,

   
Добрая и честная.

   
Очень славная девчушка,

   
Как весна прелестная.

   
(Звёздочка)

   
Эти двое малышей

   
Механики отличные.

   
Все могут сделать и быстрей,

   
И лучше заграничного.

   
(Винтик и Шпунтик)

   
Этот — мастер рисовать

   
Красками и кистью.

   
Может он нарисовать

   
И портрет, и листья.

   
(Тюбик)

   
Эта доктор лечит медом,

   
А не как Пилюлькин – йодом.

   
Её любят коротышки –

   
И девчонки и мальчишки.

   
(Медуница)

   
Этот парень – астроном,

   
Всё про звезды знает.

   
Телескоп стоит на доме —

   
Солнце изучает.(Стекляшкин)

   
У них дела идут не скоро:

   
«Как-нибудь развеется!»

   
На «авось» решают споры,

   
На «небось» надеются.

   
(Авоська и Небоська)

   
Этот мальчик – сладкоежка,

   
Любит сладенький сироп.

   
Не мешала бы пробежка,

   
Фрукты, овощи, укроп.

   
(Сиропчик)

Ребята, а теперь соедините имена и
профессии этих коротышек:

Знайка-ученый

Пончик-повар

Молчун-сапожник

Винтик-механик

Пилюлькин- доктор

Авоська-почтальон

Гусля-музыкант

Тюбик- художник

Пулька-охотник

Стекляшкин-астроном

Медуница-врач

Цветик-поэт

Николай Носов в 1969 году за
трилогию о Незнайке получил государственную премию РСФСР имени Н.К.Крупской, а
за повесть «Витя Малеев в школе и дома» в 1951 году он получил Сталинскую
премию.

Счастливых вам встреч с героями Н.
Носова. До свидания.

  • Рассказ записка татьяна петросян
  • Рассказ замятина 6 букв сканворд
  • Рассказ заключенного о тюрьме в россии
  • Рассказ зайчик дмитрий мордас читать полностью
  • Рассказ заз 1102 таврия норма