Рассказ зайчик краткое содержание

Как известно, свое знаменитое произведение гамбринус александр куприн создавал в переломное время для россии. это был промежуток времени между двумя

Как известно, свое знаменитое произведение «Гамбринус» Александр Куприн создавал в переломное время для России. Это был промежуток времени между двумя революциями. Именно данный рассказ олицетворяет неразрывную связь простых людей с русской культурой. В произведении автор поднял тему бессмертия и победы великого искусства над безнравственностью и подлостью. Чтобы быстро узнать и запомнить основные события из произведения Куприна «Гамбринус» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ по главам. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

Глава 1

Основные события разворачиваются в портовом городе. Пивная, которая называется «Гамбринус», находится в подвале одного дома. Может показаться, что это очень необычное название для пивной. Однако бар неспроста так называется. Когда-то там был человек, которого называли королём пивного промысла. Его как раз и звали Гамбринус.

Это место не отличалось особой аккуратностью. Так, на полу пивного бара всё время были опилки и было грязно. Особенно неприятно было то, что в пивном заведении была постоянная влага, так как он находился на нижнем этаже.

К тому же, столов в пивной не было, вместо них были бочки, которые практически всегда были грязными. Вместо стульев — бочки поменьше. Можно сказать, что это заведение посещали бедные люди, чтобы выпить. Им было вовсе не до красоты и чистоты. 

По вечерам в заведении на скрипке играет музыкант Сашка — кроткий и веселый. По национальности герой еврей. Его возраст сложно определить, к тому же он всегда пьяный. Вместе с ним собачка Белочка, а также пожилая и полная буфетчица мадам Иванова.

Глава 2

Автор рассказывает о портовом городе. Здесь часто бывали молодые и задорные моряки, которые работали с риском для жизни в море и весело отдыхали на суше. Порт был усеян игорными и бордельными заведениями.  Повсюду встречались скупщики краденного и другие криминальные профессии. Город манил моряков, но всегда обманывал их ожидания, ведь каждый день случались жестокие портовые драки и другие инциденты. 

Сашка был известен всем морякам, бродягам и рыбакам. Его любили за талант.

Глава 3

Данное заведение популярно и у моряков, и у местных посетителей. Но Сашка приходит в пивную задолго до открытия и играет для буфетчицы свои личные пьесы, печальные и долгие. Собака подвывала.

В пивной пили много, считалось особым шиком уставить пустыми бутылками всю бочку. Было так шумно и чадно, что было трудно дышать и говорить. И только скрипка слышалась в общем гаме.

Главный герой играет на скрипке абсолютно для всех. Он выполняет заказы посетителей за хорошую плату. Многие даже просят у Сашки одолжить небольшие суммы, однако, как правило, долги ему не возвращают. Он знает все песни наизусть и играет мастерски. К ночи становилось весело и дико.

Но Сашка не любил известности. Однажды журналист привел профессора из музыкального училища посмотреть на Сашку, а он специально гримасничал и не показывал полного умения. Профессор ушел, даже не допив кружки.

Глава 4

Порой в пивную заходили воры с дружной компанией девиц. Они веселились громко, не щадя сил и средств. Приходили и целые артели рыбаков. Рыбаки кутили как в последний раз, так как их профессия была очень рискованной, они могли не вернуться. Все свои прибыли они спускали за 3 дня, били посуду и женщин, а потом вновь возвращались попытать удачу в море.Сашка знал их отчаянную и сложную жизнь, поэтому всегда играл для них особенно эмоционально. 

Нередко Сашка останавливал драки, разнимал дерущихся и служил миротворцем. А так в пивной случались настоящие побоища.

Глава 5

В пивной были свои модные сезоны песен. Русские моряки требовали своих, французские — своих, и т.д. Как только судно заходило в порт, сезонность менялась.

Но вот началась война с Японией. Многие люди сразу же стали политиками и стратегами. В пивной все чаще слышались беседы о войне. Все песни стали такой направленности. Сначала все верили в победу, но потом настроение омрачилось поражениями.

Во время военных действий в Японии главный герой оказывается в армии. Сашку забирают туда насильно, несмотря на то, что ему больше 46 лет. Точного возраста он и сам не знает, ведь от роду сирота. В военкомате ему ответили, что он не имеет права возмущаться, а с возражениями своими служить попадет в клоповник.

На это время свою скрипку герой отдаёт другому человеку, который вызвался пойти за него на войну, но не смог. А собака на время отсутствия Сашки находится с буфетчицей. Также ей отдают зарплату Сашки, чтобы она отослала ее родственникам героя — вдове племянника и семье двоюродного брата. На прощание героя напоили и обласкали. Всем его жалко, ведь он не создан для военной жизни, да и по происхождению вовсе не русский, а еврей. 

Глава 6

Писатель показывает,  как заведение пустеет без привычного скрипача. Ведь иных скрипачей посетители пивной воспринимать не хотят. Буфетчица со страхом открывала газеты, но так ничего и не узнала о судьбе Саши. Однако со временем о Сашке начинают забывать. В результате, о нем помнят лишь буфетчица и Белочка. Вместо него теперь играет Лешка-гармонист, бывший вор.

Спустя года Сашка возвращается. Он был зачислен в музыкальный полк, а под конец войны попал в плен. 

В это время в заведении уже играет гармонист Лёшка, который является бывшим вором. После возвращения Сашки, гармониста выгоняют. Скрипку возвращают музыканту, и пивная снова оживает. Сашка заступается за Лешку и играет всем на радость.

Только вот буфетчица замечает, что ужас и тоска, появившиеся накануне войны, не ушли из глаз Сашки. Они стали глубже. Он по-прежнему играл и гримасничал, но уже притворялся. Не было у него веселья.

Глава 7

Настало революционное время, люди сильно оживились. В пивной Сашка то и дело играет гимны: марсельезу и прочие революционные песни. Люди были воодушевлены, ждали перемен. Но однажды в пивную пришел пристав и запретил петь песни о свободе. С тех пор в городе стало тревожно и неспокойно. Люди боялись выражать свои мысли. Везде были аресты, в город даже вошли армейские части.

Спустя определённое время город охватили еврейские погромы. Люди руководствовались даже не корыстью, а безнаказанностью насилия. Власти ничего с этим не делали. В итоге, избивают многих евреев, однако Сашке совсем не страшно. Люди не воспринимают его всерьёз. Один из погромщиков негодует из-за того, что никто не может тронуть Сашку, и со всей жестокостью убивает его собаку. Сашка ничего не мог ему сделать и лишь молча смотрел.

Глава 8

В городе появились какие-то странные люди с георгиевскими ленточками в петлицах. Они вламывались повсюду и угрозами вынуждали людей вставать и петь русский гимн. Это были сыщики. Они вели себя вызывающе и по-хамски.

Однажды в пивное заведение приходят сыщики. Среди этих сыщиков оказался Мотька Гундосый, бывший сутенер, человек необыкновенной силы и крещенный еврей. Между сыщиком и скрипачом завязался серьёзный конфликт, потому что Сашка отказался исполнить гимн, ведь пристав запретил их исполнять. Мотька обозвал Сашку жидом, а тот спросил, за сколько покрестили Мотьку? Люди высмеяли сыщика. Тот начал кричать и драться.

В итоге, главный герой разбивает свой музыкальный инструмент и избивает им полицейского. Сыщики намерены забрать скрипача в полицейский участок, однако посетители прячут Сашку, не давая им это сделать. 

Глава 9

Но вечером сыщики поджидают главного героя, когда он идет из заведения. Его ведут в участок. Люди, увидевшие это, передали другим. Теперь все считали Сашку похороненным. 

В результате, Сашку было не видно целых три месяца. Но он вернулся. Правда, худой и с бородой. Теперь изуродованная левая рука скрипача не сгибается из-за серьёзных повреждений сухожилий. Главный герой не в состоянии играть  на скрипке,  как прежде.  Несмотря на это, Сашка не падает духом и не отчаивается. Ведь он убеждён, что можно покалечить и изуродовать человека, однако убить великое искусство невозможно. Теперь он играет на губной гармошке.

Можно утверждать, что, описывая все невзгоды и трудности, которые выпали на долю главного героя, автор хотел показать невероятную силу духа и достойные человеческие качества своего персонажа. Твёрдость характера позволяет герою не бросать его любимое дело. Так, Сашка осваивает игру на губной гармошке. Основная мысль данного произведения — искусство сильнее всех жизненных невзгод. Ведь оно непобедимо.

Автор: Виктория Комарова

Паустовский К.Г. “Заячьи лапы” Читательский дневник, краткое содержание

Ваня Малявин. Добрый и отзывчивый мальчик, очень любит животных.

Ларион Малявин. Его дед, старый охотник. Суровый, спокойный и справедливый человек.

Заяц, рваное ухо. Спаситель деда.

Карл Иванович. Детский врач, добрый и отзывчивый человек.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

При пожаре заяц вывел за собой из огня деда Лариона, но сам сильно обгорел. Дед и его внук постарались вылечить зайца и взяли его в свою семью.

Сюжет — краткое содержание

Ваня приносит зайца с обгоревшими лапами деревенскому ветеринару, но тот только смеется, а бабка Анисья советует везти зайца в город.

Дед Ларион и Ваня привозят зайца в город и находят врача Карла Ивановича, который сперва не хотел лечить зайца.

Но когда врач узнал историю зайца, то взялся за его лечение, а профессор из столицы хотел купить зайца.

Дед Ларион никому не стал продавать зайца, потому что он — живая душа.

Дед Ларион рассказал автору, что, когда начался лесной пожар, он бросился за зайцем, зная, что животные лучше чувствуют воду.

Дед спасся, но заяц сжег свои лапы, а после того, как его вылечили, остался жить с Ларионом.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Ваня нес зайца от ветеринара. Он сильно боялся, что заяц умрет, ведь тот даже не мог есть, а потому умолял его потерпеть и носил ему воду.

План произведения для пересказа

Ваня и заяц у ветеринара

Совет бабки Анисьи

Ваня несет зайца домой

Ваня и дед в городе

Отказ продавать зайца

Подлинная история зайца

Главная мысль

Нельзя продавать и предавать друзей, тех кто тебе помог, тех кто тебя спас.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и всех живых существ. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит милосердию и состраданию, учит добру, отзывчивости. Учит не жалеть сил, чтобы помочь своему другу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень трогательный рассказ, главным героем которого является самый обычный заяц. Но самое главное в этом рассказе то, какое сочувствие и жалость люди проявили к судьбе зайца, как пережевали, что тот может умереть, как настойчиво пытались его спасти. Это прекрасно, когда кто-то так заботиться о животных.

Новые слова и выражения

Шут их разберет — никто не поймет.

Пословицы к произведению

Жизнь дана на добрые дела.

Долг платежом красен.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Помогающий другим, найдет и себе помощь.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Константин Паустовский — Заячьи лапы:
Краткое содержание

Ваня Малявин с дедушкой Ларионом жили на Урженском озере. Однажды в жаркий август мальчик пришел в село. Он принес с собой плачущего «дедушкина зайца» с рваным левым ухом. У зверька были «пожженные лапы». Ветеринар лечить не стал, сказал зайца съесть. Теперь умирающий заяц плакал вместе с Ваней. Бабка Анисья с больной козой дала мальчику совет искать в городе Карла Петровича. Тот поможет.

Утром дед с внуком понесли зайца в город. Аптекарь сказал им, что Карл Петрович Корш – детский доктор. И он уже 3 года не принимает пациентов. Тем более зайцев. Но адрес все-таки назвал: «Почтовая улица, три». Пришли к дому перед грозой. Старый Корш сидел за роялем и рассердился, что ему принесли зайца. Дед бубнил: «Что ребенок, что заяц – все одно». А этот заяц – «спаситель». Дед обязан ему жизнью. Тогда Корш взял себе зверька в пациенты, а Ваню – в помощники. Весь город узнал эту новость. У Корша брали интервью для газеты – о зайце и старике. Между тем, заяц выздоровел. Стали они жить на озере втроем. Писал деду профессор из Москвы (и туда новость дошла!), просил зайца себе за плату. Но дед ответил: «Заяц не продажный, живая душа».

Осенью рассказчик ночевал на озере и узнал историю деда. В тот день дед охотился с ружьишком. Стрелял в какого-то зайчонка, но тот убежал. А тут пахнуло гарью, и ветер погнал на деда стену огня. Убежать никак (скорость пожара – 30 км в час!). Да и куда? Значит, смерть. И тут дед наскочил на того самого зайца. Он обжег задние лапы и брюшко на пожаре, поэтому бежал медленно. Для Лариона это был шанс на спасение: звери лучше знают, где нет огня. И «заяц вывел деда из огня». Но сам упал без сил. Дед вылечил его. Заяц и теперь живет с ним. Но есть у деда вина перед спасителем. Рассказчик разглядывает спящего зайца. И понимает, что в день пожара выстрелом «порвал» ему ухо как раз сам дед.

Читательский дневник по рассказу «Заячьи лапы» Паустовского

Сюжет

Дед Ларион Малявин на охоте попал в лесной пожар. Спас его заяц. Дед бежал за ним от огня. Дед с внуком Ваней лечит обожженные лапы своего спасителя у детского врача Карла Петровича Корша. А потом они живут на озере втроем. Деду стыдно за одно: перед пожаром именно этому зайцу он «порвал» выстрелом ухо.

Отзыв

Рассказ – урок доброты и благодарности. Тема взаимовыручки между человеком и животным. Человек «царь природы», но иногда его спасает зайчик. К рассказу подходят пословицы: «сам погибай, а товарища выручай» (дед не сдается, находит врача для зайца), «долг платежом красен» (нужно платить за добро добром), «мир не без добрых людей» (ветеринар прогнал, а доктор Корш помог). Не все в этом мире покупается и продается (дед не продал друга). Рассказ учит жалеть все живое, признавать свою вину, помнить добро, быть благодарным, не терять надежду, помогать друг другу.

Краткий пересказ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

zayachii lapy main

Добрый рассказ о живой природе, который понравится и взрослым, и детям. Литература побуждает переживать и помогать друг другу, прививает любовь к животным. Иногда даже маленький зверек способен спасти жизнь. Кто бы мог подумать, что обычный заяц смог вывести из пожара в лесу человека. Среди героев есть маленький мальчик, который своими поступками показывает, как поступать в сложной ситуации. Он заботиться о зверьке, помогает ему залечить полученную травму. Особенно понравиться произведение маленьким детям, яркая история останется в памяти надолго.

Сюжет охоты Паустовский описывает особенно подробно и красочно, писатель лично знаком с этим делом. Охота на животных всегда вызывала у него интерес. С одной стороны, это история охотника, поплатившегося за свои деяния, с другой — трогающая восприятие душещипательная ситуация. Маленький мальчик Ваня заботится о зайце, как о своем собственном питомце, к концу рассказа животное становиться даже членом семьи. Мальчик упоминает в произведении, что заяц особенный, и всей душей хочет ему помочь. Главная суть произведения — «Добро которое мы делаем другим, вернется бумерангом к нам самим.»

Основные персонажи рассказа

Произведение «Заячьи лапы» — классическая русская сказка, побуждающая ценить великодушие на примере главных герое, главный из которых, конечно, заяц.

  • дед Ларион — охотник, взрослый мужчина, переживший стрессовую ситуацию. По итогу полюбил зайца, спасшего ему жизнь;
  • внук — Ваня, мальчик, который больше всех переживал за зайца, после пожара;
  • отзывчивый врач, которого так долго искали — Карл Петрович;
  • бабка Анисья — старая, мудрая, неравнодушная женщина;
  • ветеринар — единственный отрицательный персонаж в сказке из-за своего равнодушного поведения.

Книга учит разбираться с проблемами и не опускать руки в трудных обстоятельствах. Нужно быть добрым и благородным, добро посылаемое другому, вернется со временем вдвойне. Краткое содержание не передаст всех красок выражений Паустовского, как книга, прочтенная от корки до корки. Книга позволит больше понять автора, его посыл к читателям.

Пересказ в кратких тезисах

«Заячьи лапы» Паустовского, если кратко — это содержательная, добрая сказка, побуждающая к хорошим поступкам и поведению. На примере правильного поступка, читатель видит всю глубину человеческой души, как важна взаимопомощь. Все должны помогать друг другу — мы живем рядом, все мы далекие соседи. А животное точно также может испытывать боль, и облегчить ее — долг каждого человека. Содержание «Заячьи лапы» от первой и до последней страницы наполнено любовью к ближнему: лесной житель спас деда, а люди помогли животному.

Краткое содержание

Паустовский начинает «Заячьи лапы», красочно рассказывая, как дед отправился пострелять, хорошенько поохотится, но так ни в кого и не попал. Пуля прошла мимо зайца. Тем временем начал пылать лес. Заяц — умное животное, всегда интуитивно чувствует опасность и в каком направлении нужно двигаться, чтобы выбраться. Зная эту информацию, дед Ларион решает следовать за животным. Он идет по его следам и успешно выбирается из огненной западни. Благодарный серому за свое спасение, Ларион признается себе, что охотился на милого зверька зря. Дед чувствует свою вину и пытается все исправить. Главные герои лечат лапы лесного жителя.

Животное в процессе спасения из пожара обожгло лапы. Появляется славный мальчик Ваня, видя, как заяц страдает, решает отвезти его к ветеринару. Последний сначала отказывается смотреть животное, а потом и вовсе показывает на дверь маленькому защитнику.

Краткий пересказ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

Ваня отправляется на поиски другого доктора, Карла Петровича, по подсказке бабки Анисьи. Петрович всегда был детским врачом и лечил детей, но это не помешало оказать помощь напористому мальчугану. Карл вылечил животное, и теперь у него будет все хорошо.

Заканчивается рассказ занесением зайца в члены семьи. Несомненно, краткое содержание К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» трогает сердце, но лучше прочитать книгу полностью. Поучительное повествование начинается с первых страниц. Текст читается быстро и легко. Завлекает читателя эмоциями и переживаниями за главных героев, он учит сопереживанию. Вдвойне полезно прочитать пересказ рассказа Заячьи лапы юным любителям литературы.

На чтение 11 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием первой повести трилогии Л. Н. Толстого «Детство». Автор показывает, как события, произошедшие с человеком, влияют на его дальнейшую жизнь.

Главные герои

Николенька Иртеньев – главный герой, прототипом которого является сам Толстой.

Петр Александрович – отец Николеньки.

Наталья Николаевна – мать героя.

Володя – брат Николеньки.

Карл Иванович – учитель.

Наталья Савишна – экономка.

Краткое содержание

Рассказ ведется от имени главного героя Николеньки Иртеньева, которому на момент начала действия десять лет. Автор описывает события, начиная с 12 августа 18… года.

Глава 1. Учитель Карл Иванович

Ранним утром в детскую входит Карл Иванович и начинает бить мух. Николенька просыпается от этих звуков и досадует на учителя. Карл Иванович щекочет мальчику пятки. Николенька понимает, что учитель любит его. Он брыкает ногами, ему хочется смеяться и плакать. Когда он высунул голову из-под подушки, в его глазах стояли слезы. Учитель удивился, стал спрашивать, что случилось. Николенька сказал, что увидел во сне, как умерла мать. На самом деле он не помнил, что ему снилось. Потом вошел дядька Николай. Он принес одежду и обувь.

Строгий голос учителя уже звал в классную комнату. Николенька живо умылся, оделся и пошел на зов. Учитель снял халат, надел фрак и повел детей поприветствовать мать.

Глава 2. Maman

Матушка в гостиной разливала чай. Карл Иванович подошел к ее ручке, она поцеловала его в висок. Мать спросила Николеньку, почему он плакал. Николенька вспомнил выдуманный сон и вздрогнул. Вслух он сказал, что плакал во сне. Учитель подтвердил сказанное.

Поговорив еще немного с матерью, дети пошли к отцу в кабинет.

Глава 3. Папа

Отец разговаривает с приказчиком Яковом. Он решает с ним финансовые и хозяйственные вопросы. Яков был крепостным, как работник отличался усердием и преданностью.

Отец объявил детям, что скоро едет в Москву, и они поедут с ним, так как им нужно серьезно учиться. Володя передал, что матушка просила отца зайти к ней.

Николеньке стало жаль оставлять матушку, Карла Ивановича. Он побежал в классную комнату. По дороге мальчик приласкал собаку и заплакал от того, что больше никогда с ней не увидится.

Глава 4. Классы

Карл Иванович сердит. Николенька был расстроен и ничего не мог делать. Слезы капали из глаз в тетрадь и расползались кляксами. Учитель, увидев это, наказал мальчика.

Чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая. Учитель посетовал, что остается без работы, но с божьей помощью надеялся, что найдет кусок хлеба.

Вернувшись в класс, он велел Николеньке встать и приготовиться писать диктант. В последний день Карл Иванович загрузил своих учеников работой.

Глава 5. Юродивый

В дом пришел юродивый Гриша. Никто не знал, откуда он появился. Обедать ему подавали в столовой за отдельным столиком.

Собаки во дворе порвали на Грише одежду. Матушка попросила, чтобы их запирали. Отец стал выговаривать ей за то, что она привечает разных бродяжек.

Дети попросили отца, чтобы он взял их с собой на охоту. Он согласился. Решено было, что с ними поедет и maman.

Глава 6. Приготовления к охоте

Яков получил распоряжение подготовить все необходимое к охоте. Дети беседуют о разных вещах, только молчат об отъезде в Москву. Увидев охотников, они прервали разговоры и поспешили одеваться.

Коля и Володя сели на лошадей, как взрослые.  Дождавшись отца, они отправились в путь.

Глава 7. Охота

Впереди всех ехал доезжачий Турка. Около него бежали гончие. Отец распорядился всем ехать по дороге, а сам свернул в поле. В разгаре была уборка хлеба.

Отец предлагает Николеньке взять Жирана и без зайца не возвращаться. Мальчик выбрал место у старого дуба и принялся ждать. На опушку выскочил заяц. Николенька закричал, пустил собаку и побежал. Заяц же присел, прыгнул и исчез.

Турка видел, что Николенька совершил ошибку и сказал: «Эх, барин!». Мальчиком овладело отчаяние.

Глава 8. Игры

После охоты на траве разложили ковер, разложили еду. Детям дали мороженое и фрукты, они отправились играть. Девочки предложили играть в Робинзона. Незадолго до этого они прочитали о нем книгу. Володя сказал, что это скучно. Потом все же согласился, но сидел со скучающим видом. Его слова и поступки были неприятны.

Николенька задумывается над тем, что Володя прав с одной стороны. Только как же жить без игры?

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Николенька испытывает интерес к дочери гувернантки Катеньке. Он поцеловал ее в плечо. Девочка покраснела. Володя сделал брату замечание за такие нежности. На глаза Николеньки навернулись слезы. Он всегда испытывал симпатии к Катеньке, теперь же понял, что любит ее.

Когда дети подошли к взрослым, отец объявил, что отъезд отложен на завтра.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Отец «был человек прошлого века», на людей нынешнего века смотрел с презрением. Он был высокий, имел привычку подергивать плечом и странную походку. Отец умел нравиться. Он не относился к людям «очень большого света», но общался с людьми из этого круга.

Отец умел скрывать трудную и неприглядную сторону жизни, был знатоком «вещей, доставляющих удовольствие и наслаждение». Характеру его была свойственна чувствительность. Когда он, читая книгу доходил до какого-нибудь волнующего места, голос его дрожал. У него было множество разного рода увлечений. Он был счастливым человеком.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Домой вернулись, когда уже темнело. Мать села за рояль. Дети расположились рядом со своими занятиями. Отец сообщил, что они берут в Москву Карла Ивановича.

Гриша собрался на следующий день идти в странствия. Детям захотелось увидеть его вериги. Они пробрались в чулан, чтобы подсмотреть.

Глава 12. Гриша

Гриша молился. Николенька почувствовал уважение к нему, так как в голосе юродивого звучала неподдельная искренность. Он испытывает религиозный восторг.

Потеряв связь с действительностью, герой поцеловал руку Катеньки. Она отдернула руку, толкнула стул, поднялся шум. Дети убежали.

Глава 13. Наталья Савишна

Наталья Савишна была экономкой. Когда-то она, молодая и веселая, бегала по улицам Хабаровки. Дед Николеньки взял ее прислугой к бабушке. Когда родилась мать Николеньки, Наташку перевели в няньки.

С тех пор прошло много лет, Наташка превратилась в Наталью Савишну. Она была незаменимым человеком в доме.

Мать Николеньки, выйдя замуж, дала ей вольную. Она никуда не ушла, продолжала служить как и прежде.

Однажды Николенька разлил на скатерть квас. Наталья Савишна стала треть его мокрой скатертью по лицу, приговаривая, чтобы он не марал скатертей. Когда Николенька расплакался от обиды, она дала ему карамельки. Он принял подарок и заплакал уже от любви и стыда.

Глава 14. Разлука

Утром следующего дня домочадцы собираются в гостиной для прощания. Николеньке было грустно и больно расставаться с матерью.

Спустя годы, вспоминая этот день, он понял, что мать прощалась с ними навсегда. Она чувствовала что-то недоброе.

Глава 15. Детство

Вспоминая о детских годах, взрослый Николай думает о самых трогательных эпизодах своей жизни, которые оставили большой след в душе.

Николенька понимает, что детство заканчивается. Вернется ли когда-нибудь эта беззаботность и потребность любви?

Глава 16. Стихи

Дети готовят подарки бабушке к именинам. Володя рисовал турка в чалме. Николенька решил написать стихи. Он уже долго мучился, но ничего не получалось. Герой обнаружил в бумагах Карла Ивановича его стихи, которые он взял за образец.

Он написал стихи. Когда пришло время при всех прочитать их, Николенька растерялся. Бабушка сама стала читать его сочинение, но ее подвело зрение, и она передала листок отцу, попросив прочесть сначала. Николенька боялся, что его будут ругать за такие стихи. Однако, бабушка похвалила его и поцеловала.

Глава 17. Княгиня Корнакова

К бабушке приезжают гости. Гостья княгиня Корнакова рассказывает, что наказывает розгами детей. Николенька радуется, что он не ее ребенок. Княгиня желает ему быть умным и добрым, потому что за лицо его любить не будут. Николенька получает не очень приятный отзыв о своей внешности, но лестный о характере.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Гостей приезжало очень много. Приехал и старинный друг бабушки Иван Иванович. Из их беседы Николенька узнает, что отец не ценит мать. Он приехал в Москву, чтобы гулять и развлекаться. Бабушка считает, что мать Николеньки несчастлива.

Иван Иваныч упрекает ее за то, что она сокрушается о «воображаемом горе». Он знает его как доброго мужа и порядочного человека. Николеньку сильно взволновал этот разговор.

Глава 19. Ивины

Братья Ивины были родственниками и ровесниками Братьев Иртеньевых. Николеньке особенно нравился младший Сережа. Он был очень красивый и веселый.

Дети играли в саду. Николенька был жандармом, а Сережа разбойником. Убегая, он сильно ударился. Николенька, вместо того, чтобы ловить, подошел и стал спрашивать, не больно ли ему. Сережа стал ругать его за то, что он не ловит. Николеньку поразило его мужество.

К детям присоединился Иленька Грап. Он был сыном бедного иностранца. Дети его не любили и высмеивали. Сережа заставил его стоять на голове. Бедный мальчик упал и горько заплакал. Дети развернулись и ушли, не проявив сочувствия. Став взрослым, автор не мог объяснить жестокость поступка.

Глава 20. Собираются гости

К бабушке приехало много гостей. Внимание Николеньки привлекла Сонечка Валахина. Она была красива, в ней замечалось сходство с матерью. У нее были большие глаза, крошечный ротик, голова была вся в кудрях. Николенька ревнует ее к Сереже.

Глава 21. До мазурки

Николенька танцует с Сонечкой. Он удивляется, откуда у него взялась уверенность и смелость. После танца она поблагодарила его, мальчик был в восторге.

После этого он пригласил на контрданс другую девицу. Причем, делая это, он опередил шедшего к ней молодого человека.

Глава 22. Мазурка

Во время мазурки Николенька остался без дамы, он просто сидел рядом с бабушкой и смотрел вокруг. Бабушка сказала, чтобы он шел танцевать. Тут же чья-то рука оказалась в его руке, Николенька же не знал, что делать. Он оказался в неловкой ситуации. Его даму подхватил отец, привел ее на место, и мазурка кончилась.

Николенька был в отчаянии. Он вспомнил мать, которая не стыдилась бы его, как отец. Он мысленно унесся домой к матери.

Глава 23. После мазурки

Молодой человек, танцевавший в первой паре, сел за детский стол и попытался развеселить Николеньку. Он попросил налить ему шампанского. Николенька развеселился и забыл свой провал во время мазурки.

Он снова пошел танцевать с Сонечкой. Она была очень хороша, им было весело. Сонечка предложила перейти на «ты». Николенька был счастлив, хотя не успел сказать ни одной фразы с «ты». Сонечка уехала, покорив сердце мальчика.

Глава 24. В постели

После бала Николенька долго не может заснуть под впечатлением нового чувства. Он рассказал Володе о том, как ему понравилась Соня. Ему кажется, что все должны быть влюблены в эту девочку.

Глава 25. Письмо

Через полгода отец сообщает, что пришло письмо из деревни. Серьезно заболела мать, она хочет их видеть.  Они сегодня же выезжают.

Наталья Савишна рассказала, что сидя у постели Натальи Николаевны, она задремала. Когда проснулась, ей показалось, что больная разговаривает с кем-то. Экономка посмотрела на нее, а она плачет и говорит, что все кончено. Она кого-то увидела. С этого дня ей стало хуже.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Когда они приехали, узнали, что Наталья Николаевна уже шесть дней лежит в постели. Они зашли в комнату, где лежала мать. Ее глаза были открыты, но ничего не видели.

Детей увели из спальни. Мать умерла в этот же день в страшных мучениях.

Глава 27. Горе

На следующий день Николенька вошел в комнату, где стоял гроб. Он встал на стул, чтобы увидеть лицо матушки. Увидев, он не мог узнать ее. Его воображение рисовало ее живой, веселой, улыбающейся.

Николенька не помнил, сколько времени прошло в таком забытьи. Его нарушил вошедший дьячок. Мальчик перекрестился, поклонился и заплакал.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Через несколько дней отец и дети возвращаются в Москву. Детство закончилось. Вскоре умерла и Наталья Савишна, ее похоронили недалеко от Натальи Николаевны. Взрослый Николай всегда приходит на могилы к двум любимым женщинам: матушке и Наталье Савишне.

  • Рассказ зайчик дмитрий мордас сюжет
  • Рассказ задорнова про американского шпиона
  • Рассказ забавный случай из жизни
  • Рассказ загадка о животном
  • Рассказ загадка вересаев краткое содержание