Рассказ юрия яковлева багульник слушать

Урок литературы биография юрия яковлевича яковлева. 1922 1995 родился в ленинграде, в семье служащего. писатель вспоминает, что каждый день

Урок литературы биография Юрия Яковлевича Яковлева.

(1922 – 1995)

             Родился
в Ленинграде, в семье служащего. Писатель вспоминает, что каждый день его
детства был связан с мамой, которая вела их с сестрой по жизни, создавая тепло.
Мама – Людмила Александровна Филина, погибла во время блокады Ленинграда летом
1942 года.  Юность Яковлева связана с армией, войной. В 16 лет он был рядовым,
зенитчиком шестой батареи, защищал Москву.

            Писал
стихи – первые ещё в школе, на смерть Пушкина. В войну – военкор газеты
«Тревога». В солдатской шинели пришёл в Литературный институт имени М.Горького,
окончил его в 1952 году. Ко времени окончания был автором нескольких
поэтических книг, членом Союза писателей.  Первая книга «Наш адрес», вышла в
1949 году.  Вторая книга — «В нашем полку». В ней «взрослые»  -стихи об армии,
о войне.

           С первых шагов в литературе писал
для детей и взрослых о детстве и о войне. Родился сын Андрей и родилась книга
«Наш Андрейка».  Сотрудничал в газетах и журналах, ездил по стране, стремясь не
«собирать материалы», а проникнуться жизнью своих героев.

              В 1960
году в журнале «Огонёк» появился первый его рассказ «Станция Мальчики». Это был
переходный момент в жизни автора – он стал прозаиком. Сюжеты рассказов Яковлева
обычны. Большинство из них – живые картины каждому знакомого быта. Герой
рассказа «Станция Мальчики» Алёша слышит, что родители ссорятся, называют его
имя: он считает себя причиной разлада между матерью и отцом и решается уйти из
дома. Дети проходят испытания на веру в победу добра, и результат испытания
зависит от того, кто из взрослых окажется рядом. В рассказе «Жених и невеста»
бесцеремонной вожатой Майе  противопоставлен Большой Серёжа, помогший Димке и
Асе бежать из лагеря.

               Одна
из главных тем писателя – любовь к животным. Началось с того, рассказывает
Яковлев, что в доме появилась собака Динго-Доня-Донюшка, потом 13 щенков.
Рассказывая о животных, автор вкладывает в образы глубоко человеческое
содержание – бездомный пёс Пятница в рассказе «Станция Мальчики» думает.
Яковлев считает: «Тот, кто любит собак, сильнее любит людей. Жестокость одна.
Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло неделимо».

               Писателя
интересует дальнейший путь его юных героев, и он переходит с ними из детства в
отрочество и юность. Это нашло отражение в повестях и рассказах из сборника
«Позавчера была война», «Реликвия», «Сретенские ворота», «Колыбельная для
мужчин», которые посвящены юности.

               
Произведения Яковлева интересны не только детям, но и взрослым: воспитателям,
родителям. Повесть «Дочь преферансиста» — о детях, лишённых родительского
внимания.

               
Яковлев откликается на события окружающей действительности. Интернациональной
дружбе посвящены повести  «Саманта» и «Верный друг Санчо».

                В
1989 году Яковлев пишет необычное произведение – мистерию «Имя девочки –
вечность». В ней 4 части: первая посвящена Тане Савичевой, потерявшей  семью в
блокадном Ленинграде. Вторая – Анне Франк еврейской девочке, скрывавшейся от
фашизма в Нидерландах и написавшей книгу, обличающую фашизм. Третья – Сатаки
Садако, девочке, жившей в японском городе Хиросима, который подвергся атомной
бомбардировке, умершей через 10 лет после бомбардировки от лейкемии. Четвёртая
– Саманте Смит, американской школьнице, написавшей письмо Андропову и
приезжавшей в нашу страну.

                     
Яковлев успешно работает в кинематографе – им написаны сценарии к 15-ти
полнометражным художественным фильмам. По его сценарию сняты мультфильмы:
«Белая шкурка», «Умка», «Бабушкин зонтик».

                     
Всё творчество Яковлева пронизывает чувство  любви к Родине, к людям, к земле,
к животным, к матери. Поэма в прозе «Сердце матери» посвящена матери. Она
заканчивается так: «Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце
матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

                В
1972 году писатель награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1985 году
стал лауреатом Государственной премии СССР.

Вопросы к обсуждению

 рассказа Ю.Яковлева «Багульник»:

1.    
Какое впечатление произвёл
на вас мальчик Коста в начале рассказа?

2.    
Кем считали Косту в
классе? (молчальником) Объясните смысл этого понятия? (нелюдимый, скрытный)

3.    
Какую реакцию вызывал он у
учителей и одноклассников? (одноклассники не понимали его, для них он был
неинтересным человеком; учителей он раздражал

4.    
Но однажды  Коста стал
волшебником. Как это произошло?( букет багульника)

5.    
Почему учительница стала
присматриваться к нему? Что нового узнала она о нём?

6.    
Какая жизнь начиналась у
Косты после звонка с последнего урока? Как меняется сам мальчик?

7.    
Как собаки относятся к
Косте?

8.    
А каковы хозяева?

9.    
Каков Коста в общении с
собаками и их хозяевами?

10.
 Что меняется в мальчике?
Изменилось ваше отношение к мальчику? Какой он? (добрый, чуткий, милосердный)

11.
Почему Косте так хорошо с
собаками и почему он не находит общего языка с людьми?( собаки всё понимают без
слов, не обманывают и не предают)

12.
 Что вы можете сказать об
учительнице? Почему её называют ласково Женечка?

13.
Почему автор не называет
одноклассников по именам? (автору они не интересны)

14.
 Почему автор назвал своё
произведение «Багульник»? (красота души Косты раскрылась как багульник)

15.
О чём вас заставил
задуматься этот рассказ?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева  «Когда уезжает друг»:

1.    
Что вы можете рассказать о
Кунице, какой он?

2.    
Как он относится к своему
другу Володьке? Почему он отнял у него сани, дрался с ним?

3.    
Как Володька относился к
Кунице? Почему он прощал ему все обиды?

4.    
Можно ли назвать дружбой
отношения Куницы с Гогой? Почему?

5.    
Какие чувства испытывает
Куница после отъезда друга? Почему он почувствовал себя круглой сиротой?

6.    
О чём заставил вас
задуматься прочитанный рассказ? Почему невыносимо трудно жить без друга?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева «Колючка»:

1. Кто такой Колючка?
Понравился он вам? Как вы можете назвать его поступок с куклой?  Встречались ли
вам в жизни такие люди?

2. Почему Вера решила
заступиться за Колючку, ведь он был её врагом?

3. Как вы думаете,
почему Колючке было стыдно смотреть на Веру?

4. Автор не даёт
Колючке имени, почему?

5. Нравственные уроки
рассказа.

Вопросы к читательской конференции по

 повести Ю.Яковлева «Зимородок»:

1.    
Почему сегодня День Победы
является одним из самых главных праздников в нашей стране?

2.    
Звучит ли тема войны в
повести Юрия Яковлева?

3.    
Как вы понимаете слова:
«забвение – это ржавчина памяти»?

4.    
В чём необычность
построения этой повести? Зачем автор это сделал?

5.    
Учитель Сергей Иванович
Серёгин: какие черты характера присущи ему? Чем он близок ребятам?( Забавный
человек, любящий своё дело)

6.    
Какое событие послужило
толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск  неизвестного героя?
Почему Марат обратился в музей? Как он объяснил сотруднику музея свой поиск? («Когда
солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда они
погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!»)

7.    
Какое чувство движет
Маратом в поисках следов неизвестного героя? (Любовь к человеку, уважение к
его героическому подвигу)

8.    
Зачем Марат поехал на
станцию Река, и что ему удалось там узнать? (Женщина стрелочница рассказала
о том, как приютила у себя Зимородка и помогла ему  вскочить на подножку
движущего состава, притормозив движение поезда)

9.    
«Кто его знает! Может
быть, погиб, может быть, миновала его смерть. У него была лёгкая рука. За
такую руку смерти трудно бывает ухватиться». Как вы понимаете эти слова?

10.
 Марату хотелось отвоевать
у забвения ещё одну частичку жизни Зимородка. О какой «частичке жизни Зимородка
узнал Марат от следователя Павлова?

11.
Во что же верил Зимородок?
(«Я верю в надежду. Надежда – большая сила. Ты думаешь, человек идёт
когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идёт в бой с надеждой,
что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем
больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда.
Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?»)

12.
 Что рассказала ребятам
жена командира партизанского отряда о Зимородке? (Зимородок окончил 8
классов, очень любит учиться – ведь каждый день узнаёшь что-то новое.Когда
человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить.)

13.
 Какие сведения о
Зимородке ребята узнали у доктора Стройло? Какой наказ он дал ребятам? (Ищите
в себе человека; если найдёте в себе хорошего справедливого человека – жить
будете интересно, с пользой)

14.
 Зачем ребята поехали в
Жуковку и что интересного они там узнали?

15.
Чем же всё-таки
закончились поиски ребят?

16.
 Так о чём же эта повесть?
(О старом и новом, о двух поколениях, о том что подрастающее поколение будет
достойно своих отцов и дедов)

17.
О чём вы узнали, читая
повесть «Зимородок»?

18.
 Зачем нужно читать книги
о войне?

Литература:

1.    
Литература в школе, 2008,
№2. – с. 42-43

2.    
Русские детские писатели
XX века: Биобиблиографический словарь. – М.:1998. – с.501-503.

3.    
Фоменко Л. Юрий Яковлев:
Очерк творчества. /Лидия Фоменко. – М.:1974.

4.    
Яковлев Ю.Я. Багульник:
Рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: 1975. – с.38-46.

5.    
Яковлев Ю.Я. Двенадцать
историй: Повести и рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: Советская Россия, 1983. – с.31-83.

Рассказ юрия яковлева багульник слушать Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
 
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.
 
Стихи войны
 
Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.

 

Литературная жизнь Юрия Яковлева

 
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.
 
В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.
 
Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.
 
Для маленьких читателей
 
Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.
 
Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.
 
Откуда приходят герои
 
Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.

 

Творчество писателя Юрия Яковлева

 
Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:
 
«Реликвия».
«Жить нам суждено».
«Где стояла батарея».
«Позавчера была война».
 
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:
 
«Травести».
«Трудная коррида».
«Автопортрет».
«Иван-виллис».
«Дочь преферансиста».
 
Жизненные сценарии
 
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:
 
«Первая Бастилия».
«Мы с Вулканом».
«Красавица».
«Всадник над городом».
«Пущик едет в Прагу».
 
Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.
 
Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:
 
«Багульник».
«Он убил мою собаку».
 
Три простых истории
 
Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.
Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.
 
Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животным

Салют
Сыновья Пешеходова
Где начинается небо
Урс и Кэт
Олин голос
Скрипка
Забор с голубым глазом
Сапер
Продается старая лошадь
Часовой Петров
Цветок хлеба
Память
Мой знакомый бегемот
Девочки с Васильевского острова
Перемена погоды
Серая шкурка
Реликвия
Письмо Марине
Умка
А Воробьев стекло не выбивал
Вратарь
Рыцарь Вася
Друг капитана Гастелло
Игра в красавицу
Хромой лев
Учитель истории
Стриженый черт
Собирающий облака
Разбуженный соловьями
У человека должна быть собака
Всадник, скачущий над городом
Большие черные перчатки
Мама
Полосатая палка
Багульник
Учитель
Мальчик с коньками
Бамбус
Кепка-невидимка
Я иду за носорогом
Тайна Фенимора
Последний фейерверк

https://skazkibasni.com/yurij-yakovlev

https://royallib.com/author/yakovlev_yuriy.html

Урок литературы  Юрий Яковлевич Яковлев.

(1922 – 1995)

             Родился в Ленинграде, в семье
служащего. Писатель вспоминает, что каждый день его детства был связан с мамой,
которая вела их с сестрой по жизни, создавая тепло. Мама – Людмила Александровна
Филина, погибла во время блокады Ленинграда летом 1942 года.  Юность Яковлева
связана с армией, войной. В 16 лет он был рядовым, зенитчиком шестой батареи,
защищал Москву.

            Писал стихи – первые ещё в школе,
на смерть Пушкина. В войну – военкор газеты «Тревога». В солдатской шинели
пришёл в Литературный институт имени М.Горького, окончил его в 1952 году. Ко
времени окончания был автором нескольких поэтических книг, членом Союза
писателей.  Первая книга «Наш адрес», вышла в 1949 году.  Вторая книга — «В
нашем полку». В ней «взрослые»  -стихи об армии, о войне.

           С первых шагов в литературе писал
для детей и взрослых о детстве и о войне. Родился сын Андрей и родилась книга
«Наш Андрейка».  Сотрудничал в газетах и журналах, ездил по стране, стремясь не
«собирать материалы», а проникнуться жизнью своих героев.

              В 1960 году в журнале «Огонёк»
появился первый его рассказ «Станция Мальчики». Это был переходный момент в
жизни автора – он стал прозаиком. Сюжеты рассказов Яковлева обычны. Большинство
из них – живые картины каждому знакомого быта. Герой рассказа «Станция
Мальчики» Алёша слышит, что родители ссорятся, называют его имя: он считает
себя причиной разлада между матерью и отцом и решается уйти из дома. Дети
проходят испытания на веру в победу добра, и результат испытания зависит от
того, кто из взрослых окажется рядом. В рассказе «Жених и невеста»
бесцеремонной вожатой Майе  противопоставлен Большой Серёжа, помогший Димке и
Асе бежать из лагеря.

               Одна из главных тем писателя –
любовь к животным. Началось с того, рассказывает Яковлев, что в доме появилась
собака Динго-Доня-Донюшка, потом 13 щенков. Рассказывая о животных, автор
вкладывает в образы глубоко человеческое содержание – бездомный пёс Пятница в
рассказе «Станция Мальчики» думает. Яковлев считает: «Тот, кто любит собак,
сильнее любит людей. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток
и к людям. Добро, как и зло неделимо».

               Писателя интересует дальнейший
путь его юных героев, и он переходит с ними из детства в отрочество и юность.
Это нашло отражение в повестях и рассказах из сборника «Позавчера была война»,
«Реликвия», «Сретенские ворота», «Колыбельная для мужчин», которые посвящены
юности.

                Произведения Яковлева интересны
не только детям, но и взрослым: воспитателям, родителям. Повесть «Дочь
преферансиста» — о детях, лишённых родительского внимания.

                Яковлев откликается на события
окружающей действительности. Интернациональной дружбе посвящены повести 
«Саманта» и «Верный друг Санчо».

                В 1989 году Яковлев пишет
необычное произведение – мистерию «Имя девочки – вечность». В ней 4 части:
первая посвящена Тане Савичевой, потерявшей  семью в блокадном Ленинграде.
Вторая – Анне Франк еврейской девочке, скрывавшейся от фашизма в Нидерландах и
написавшей книгу, обличающую фашизм. Третья – Сатаки Садако, девочке, жившей в
японском городе Хиросима, который подвергся атомной бомбардировке, умершей
через 10 лет после бомбардировки от лейкемии. Четвёртая – Саманте Смит,
американской школьнице, написавшей письмо Андропову и приезжавшей в нашу
страну.

                      Яковлев успешно работает
в кинематографе – им написаны сценарии к 15-ти полнометражным художественным
фильмам. По его сценарию сняты мультфильмы: «Белая шкурка», «Умка», «Бабушкин
зонтик».

                      Всё творчество Яковлева
пронизывает чувство  любви к Родине, к людям, к земле, к животным, к матери.
Поэма в прозе «Сердце матери» посвящена матери. Она заканчивается так: «Я глажу
рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть.
Оно стало сердцем земли».

                В 1972 году писатель награждён
орденом Трудового Красного Знамени, а в 1985 году стал лауреатом
Государственной премии СССР.

Вопросы к обсуждению

 рассказа Ю.Яковлева «Багульник»:

1.            Какое впечатление произвёл на
вас мальчик Коста в начале рассказа?

2.            Кем считали Косту в классе?
(молчальником) Объясните смысл этого понятия? (нелюдимый, скрытный)

3.            Какую реакцию вызывал он у
учителей и одноклассников? (одноклассники не понимали его, для них он был
неинтересным человеком; учителей он раздражал

4.            Но однажды  Коста стал
волшебником. Как это произошло?( букет багульника)

5.            Почему учительница стала
присматриваться к нему? Что нового узнала она о нём?

6.            Какая жизнь начиналась у Косты
после звонка с последнего урока? Как меняется сам мальчик?

7.            Как собаки относятся к Косте?

8.            А каковы хозяева?

9.            Каков Коста в общении с собаками
и их хозяевами?

10.          Что меняется в мальчике?
Изменилось ваше отношение к мальчику? Какой он? (добрый, чуткий, милосердный)

11.          Почему Косте так хорошо с
собаками и почему он не находит общего языка с людьми?( собаки всё понимают без
слов, не обманывают и не предают)

12.          Что вы можете сказать об
учительнице? Почему её называют ласково Женечка?

13.          Почему автор не называет
одноклассников по именам? (автору они не интересны)

14.          Почему автор назвал своё
произведение «Багульник»? (красота души Косты раскрылась как багульник)

15.          О чём вас заставил задуматься
этот рассказ?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева  «Когда уезжает друг»:

1.            Что вы можете рассказать о
Кунице, какой он?

2.            Как он относится к своему другу
Володьке? Почему он отнял у него сани, дрался с ним?

3.            Как Володька относился к Кунице?
Почему он прощал ему все обиды?

4.            Можно ли назвать дружбой
отношения Куницы с Гогой? Почему?

5.            Какие чувства испытывает Куница
после отъезда друга? Почему он почувствовал себя круглой сиротой?

6.            О чём заставил вас задуматься
прочитанный рассказ? Почему невыносимо трудно жить без друга?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева «Колючка»:

1. Кто такой Колючка? Понравился он вам? Как
вы можете назвать его поступок с куклой?  Встречались ли вам в жизни такие
люди?

2. Почему Вера решила заступиться за Колючку,
ведь он был её врагом?

3. Как вы думаете, почему Колючке было стыдно
смотреть на Веру?

4. Автор не даёт Колючке имени, почему?

5. Нравственные уроки рассказа.

Вопросы к читательской конференции по

 повести Ю.Яковлева «Зимородок»:

1.            Почему сегодня День Победы
является одним из самых главных праздников в нашей стране?

2.            Звучит ли тема войны в повести
Юрия Яковлева?

3.            Как вы понимаете слова:
«забвение – это ржавчина памяти»?

4.            В чём необычность построения
этой повести? Зачем автор это сделал?

5.            Учитель Сергей Иванович Серёгин:
какие черты характера присущи ему? Чем он близок ребятам?( Забавный человек,
любящий своё дело)

6.            Какое событие послужило толчком
для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск  неизвестного героя? Почему
Марат обратился в музей? Как он объяснил сотруднику музея свой поиск? («Когда
солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда они
погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!»)

7.            Какое чувство движет Маратом в
поисках следов неизвестного героя? (Любовь к человеку, уважение к его
героическому подвигу)

8.            Зачем Марат поехал на станцию
Река, и что ему удалось там узнать? (Женщина стрелочница рассказала о том, как
приютила у себя Зимородка и помогла ему  вскочить на подножку движущего
состава, притормозив движение поезда)

9.            «Кто его знает! Может быть,
погиб, может быть, миновала его смерть. У него была лёгкая рука. За такую руку
смерти трудно бывает ухватиться». Как вы понимаете эти слова?

10.          Марату хотелось отвоевать у
забвения ещё одну частичку жизни Зимородка. О какой «частичке жизни Зимородка
узнал Марат от следователя Павлова?

11.          Во что же верил Зимородок? («Я
верю в надежду. Надежда – большая сила. Ты думаешь, человек идёт когда-нибудь
на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идёт в бой с надеждой, что пуля
пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у
человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней
легко жилось и воевалось. Понял?»)

12.          Что рассказала ребятам жена
командира партизанского отряда о Зимородке? (Зимородок окончил 8 классов, очень
любит учиться – ведь каждый день узнаёшь что-то новое.Когда человек перестаёт
учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить.)

13.          Какие сведения о Зимородке
ребята узнали у доктора Стройло? Какой наказ он дал ребятам? (Ищите в себе
человека; если найдёте в себе хорошего справедливого человека – жить будете
интересно, с пользой)

14.          Зачем ребята поехали в Жуковку и
что интересного они там узнали?

15.          Чем же всё-таки закончились
поиски ребят?

16.          Так о чём же эта повесть? (О
старом и новом, о двух поколениях, о том что подрастающее поколение будет
достойно своих отцов и дедов)

17.          О чём вы узнали, читая повесть
«Зимородок»?

18.          Зачем нужно читать книги о
войне?

Литература:

1.            Литература в школе, 2008, №2. –
с. 42-43

2.            Русские детские писатели XX
века: Биобиблиографический словарь. – М.:1998. – с.501-503.

3.            Фоменко Л. Юрий Яковлев: Очерк
творчества. /Лидия Фоменко. – М.:1974.

4.            Яковлев Ю.Я. Багульник:
Рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: 1975. – с.38-46.

5.            Яковлев Ю.Я. Двенадцать историй:
Повести и рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: Советская Россия, 1983. – с.31-83.


11 вариантов

  1. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
    Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
    Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
    Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.

  2. По­яс­не­ние.15.1 Сло­вом можно пе­ре­дать наши чув­ства и пе­ре­жи­ва­ния, можно со­греть че­ло­ве­ка, можно ра­нить и даже убить. Все от­тен­ки наших пе­ре­жи­ва­ний, на­стро­е­ний, мыс­лей мы в со­сто­я­нии пе­ре­дать, ис­поль­зуя огром­ный ар­се­нал слов и язы­ко­вых средств. Нель­зя не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем Б. Н. Го­ло­ви­на: «К оцен­ке до­сто­инств речи мы долж­ны под­хо­дить с во­про­сом: на­сколь­ко же удач­но ото­бра­ны из языка и ис­поль­зо­ва­ны для вы­ра­же­ния мыс­лей и чувств раз­лич­ные язы­ко­вые еди­ни­цы?»Для под­твер­жде­ния спра­вед­ли­во­сти слов Го­ло­ви­на об­ра­тим­ся к тек­сту Юрия Яко­вле­ва.В пред­ло­же­нии 48 ав­то­ром ис­поль­зу­ет­ся фра­зео­ло­гизм «шла по сле­дам». Вы­ра­же­ние бук­валь­но озна­ча­ет «идти сзади, вслед». В тек­сте этот фра­зео­ло­гизм имеет сим­во­лич­ный смысл: учи­тель­ни­ца не толь­ко вы­смат­ри­ва­ет, что де­ла­ет Коста и по­это­му идёт за ним сле­дом, Ев­ге­ния Ива­нов­на по­ни­ма­ет, что её уче­ник оста­вил всех да­ле­ко по­за­ди, по­то­му что его боль­шое, не­рав­но­душ­ное серд­це даёт ему боль­ше прав на­зы­вать­ся Че­ло­ве­ком, чем ей самой.В пред­ло­же­нии 15 перед нами еще один при­мер ав­тор­ско­го ма­стер­ства. Слово «бурк­нул» автор опре­де­ля­ет, как на во­прос о рас­те­нии, ко­то­рое за­цве­ло бла­го­да­ря уси­ли­ям Косты, от­ве­тил ре­бя­там он сам. Ему не ве­ри­ли, а он делал за­ду­ман­ное, не сво­ра­чи­вая с пути, а то, что от­ве­тил не­при­вет­ли­во, так это боль­ше от сму­ще­ния из-за из­лиш­не­го вни­ма­ния, к ко­то­ро­му он не при­вык.Таким об­ра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав при­ме­ры из тек­ста, мы с уве­рен­но­стью может утвер­ждать, что в рус­ском языке до­ста­точ­но слов, вы­ра­же­ний и средств, чтобы за­пе­чат­леть наш мир во всем его мно­го­об­ра­зии, нужно толь­ко уметь под­би­рать слова, чтобы зву­ча­ли они точно и емко.
    15.2 В дан­ном пред­ло­же­нии пи­са­тель Ю. Я. Яко­влев срав­ни­ва­ет героя сво­е­го про­из­ве­де­ния — Косту — с ве­точ­кой ба­гуль­ни­ка. Этим срав­не­ни­ем автор хотел до­не­сти до чи­та­те­ля мысль о том, что кра­со­та души маль­чи­ка рас­кры­лась перед од­но­класс­ни­ка­ми и учи­тель­ни­цей так же не­ожи­дан­но, как кра­со­та ба­гуль­ни­ка. Об­ра­тим­ся к тек­сту, чтобы убе­дить­ся в ска­зан­ном.По­на­ча­лу од­но­класс­ни­ки и учи­тель­ни­ца от­но­си­лись к не­раз­го­вор­чи­во­му и скрыт­но­му Косте с не­по­ни­ма­ни­ем и не­до­ве­ри­ем. Их мне­ние о маль­чи­ке ме­ня­лось по­сте­пен­но. На­ча­лось всё с не­ожи­дан­но рас­цвет­ше­го ба­гуль­ни­ка, пру­ти­ки ко­то­ро­го Коста принёс в класс. Эта ве­точ­ка за­ста­ви­ла ребят по-дру­го­му взгля­нуть на Косту. Так из мол­чаль­ни­ка он пре­вра­тил­ся в вол­шеб­ни­ка (пред­ло­же­ния 20—21).Но глав­ное от­кры­тие сде­ла­ла учи­тель­ни­ца Же­неч­ка. Она про­сле­ди­ла за своим уче­ни­ком и узна­ла,что после уро­ков Коста то­ро­пит­ся к тем, кому нужна его по­мощь: людям и со­ба­кам (пред­ло­же­ния 27—48). Же­неч­ка по­ня­ла, что она со­всем не знала сво­е­го уче­ни­ка, ведь за мол­ча­ли­вой и по­до­зри­тель­ной на­ту­рой скры­ва­лось очень доб­рое и от­зыв­чи­вое серд­це.Таким об­ра­зом, об­ра­ща­ясь вновь к по­след­не­му пред­ло­же­нию дан­но­го тек­ста, можно ска­зать, что луч­шие сто­ро­ны че­ло­ве­че­ской души могут рас­крыть­ся окру­жа­ю­щим не­ожи­дан­но, спу­стя какое-то время, через по­ступ­ки и дела.
    15.3 Добро — это дей­ствия, при­но­ся­щие сча­стье и не при­чи­ня­ю­щие ни­ко­му вреда, ущер­ба, боли, стра­да­ний, это на­ме­рен­ное, бес­ко­рыст­ное и ис­крен­нее стрем­ле­ние к осу­ществ­ле­нию блага, на­при­мер, по­мо­щи ближ­не­му, а также не­зна­ко­мо­му че­ло­ве­ку или жи­вот­но­му и рас­ти­тель­но­му миру. Дан­ное суж­де­ние можно под­твер­дить сле­ду­ю­щи­ми при­ме­ра­ми.Герой тек­ста Ю. Яко­вле­ва Коста на пер­вый взгляд ничем не при­ме­ча­тель­ный, мол­ча­ли­вый ребёнок. Но его по­ступ­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что перед нами че­ло­век, спо­соб­ный тво­рить добро. Это добро вы­ра­жа­ет­ся в за­бо­те о со­ба­ках, ко­то­рых Коста «кор­мил, вы­гу­ли­вал, под­дер­жи­вая в них веру в че­ло­ве­ка» (пред­ло­же­ние 47).Вспо­ми­на­ет­ся ис­то­рия дру­го­го ребёнка — вто­ро­класс­ни­ка Егора, ко­то­рый на­ко­пил день­ги на сен­сор­ный те­ле­фон. Но од­на­ж­ды по те­ле­ви­зо­ру он услы­шал о том, что в зоо­пар­ке от го­ло­да уми­ра­ют жи­вот­ные. Тогда маль­чик на­пи­сал пись­мо ди­рек­то­ру зоо­пар­ка, в ко­то­ром были такие стро­ки: «Я очень люблю жи­вот­ных и счи­таю, что их жизнь важ­нее те­ле­фо­на, по­это­му я отдаю все свои день­ги для жи­вот­ных».Таким об­ра­зом, добро ас­со­ци­и­ру­ет­ся с ми­ло­сер­ди­ем, со­стра­да­ни­ем, лю­бо­вью ко всему жи­во­му.

  3. 1. С самого начала учительница наблюдает за странным мальчиком, который выделяется среди остальных. Он молчалив и застенчив, даже ответ у доски загоняет его в тупик. А странная история с веточками, которые благодаря Косте, сумели преобразится в прекрасный багульник, заставляет ее задуматься, а так ли прост этот на первый взгляд невзрачный мальчик, о жизни которого ничего не известно. И вот во время слежки ей открывается удивительное увлечение мальчика, теперь она понимает все, и на душе у нее становится тепло, видя все это, ей тоже хочется почувствовать это, то самое чувство, осознание того, что где-то тебя ждет существо, маленькое, но очень нуждающееся в твоей помощи, она чувствует близость себя и этого мальчика, который посвящает все свое время братьям нашим меньшим. Это особенно ярко показывает момент, где она ели сдерживается, чтобы не подойти и не погладить собачку. А после встречи на пристани, она наконец осазноет все важность дела, которое делает мальчик. ОНа испытывает чувство гордости, радости, сострадания, понимая и любви.
    2. Звонок для Косты, это знак что пора в путь, ведь где-то там его ждут с нетерпением и трепетом. Это знак, призывающий его помочь тем созданиям, что не в силах помочь самим себе, это знак, который не дает ему забыть, что братьям нашим меньшим нельзя забывать, что мы все еще есть у них, люди которые их приручи.
    Коста мчится на помощь тем собакам, что попали в трудную ситуацию, чьи хозяева больше не могут подарить им свое тепло и заботу, а он может! И поэтому это так важно для него, и он никогда не пропустит дня, чтобы повидаться с ними, с той ей хозяин не может гулять, с тем кого хозяева позабыли, с той, чей хозяин тяжко болен и с тем чей хозяин больше не вернется.

  4. Задание: Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…”
    Сочинение:
    Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2 , 15 – 18.
    Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
    Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
    Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.
    Текст:
    (1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
    (2)- Почему ты зеваешь?! – раздраженно спрашивала Женечка.
    (3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
    (5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
    (6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.
    (9)И однажды веник зацвел. (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
    (12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
    (14)- Багульник! – буркнул он и пошел прочь.
    (15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
    (19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
    (21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
    (24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто…
    (26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте. (27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
    (28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: “Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!”
    (35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
    (38)- Она тебя ждет.
    (39)- Ты болей, не волнуйся…
    (40)- Я болею… не волнуюсь…(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
    (42)- Я и утром приду, – после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
    (44)- Тебе не попадет дома?
    (45)- Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
    (46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
    (47)- Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
    (48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса. (49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…

  5. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
    Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11) .
    Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48) . Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
    Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.

  6. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста ю. я. яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает косту с веточкой багульника. этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа. поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному косте с непониманием и недоверием. у учительницы женечки коста тоже вызывал неприятные чувства. это предложения № 2, 15 – 18. но однажды и учительница изменили своё мнение о косте. чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. из указанных примеров следует, что это произошло неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого коста принёс в класс (предложения 5-11). проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что коста торопился к тем, кому нужна была его : людям и собакам (предложения 27 – 48). женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось доброе и отзывчивое сердце. таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа ю. яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.

  7. «В детях стараюсь разглядеть…»
    (Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Юрия Яковлева
    «Багульник»)
    Цель: 1) услышать нравственное звучание рассказа;
    2) создать условия самоопределения пятиклассников по нравственным проблемам «Багульника»
    Ход урока
    Вступительное слово учителя.
    (Эхо детства слышится во многих произведениях Юрия Яковлева: «Мальчик с коньками», «Сын летчика», «Рыцарь Вася», «Багульник». Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
    Сегодня, перелистывая страницы рассказа «Багульник», поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Сегодня поведем разговор о правде, совести, чести.)
    Героем рассказа является мальчик Коста. О нем у вас сложилось определенное впечатление. Поделитесь с одноклассниками первым впечатлением.
    ( Коста вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.
    В классе Косту считали «молчальником»: никто не знал, что у него на уме. Мальчик нелюдимый и скрытный.)
    3. Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников?
    (У учителей он вызывал раздражение, т.к. каждое слово приходилось у него вытаскивать клещами. Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)
    3. Уточним значение слова раздражение, запишем в тетрадь.
    ^ Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.
    Но однажды одноклассники забыли, что Коста «молчальник», и решили, что он «волшебник», а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Что произошло в классе?
    ( Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на посмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой.Дети столпились у окна, разглядывают, стараются уловить тонкий аромат, спрашивают, что за растение. Коста стал загадочным и интересным человеком.)
    Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему?
    (После звонка с последнего урока Коста вскакивал с места и, сломя голову, выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью.)
    Звонок с последнего урока как сигнальная ракета для мальчика. Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не знает. Куда он мчится?
    (К людям и собакам, которым нужна его помощь.)
    6. Расскажите о свидании Косты с четвероногими друзьями.
    ( Художественно чтение с элементами актерской игры:
    1-й ученик. «Коста нырнул в кривой переулок…»- «Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер».
    ^ 2-й ученик. «Теперь пришлось бежать три квартала». – «Он молча пошевелил обрубком хвоста».
    3-й ученик. «Коста спешил дальше».
    Учитель (чтение на фоне шума морского прибоя от слов «Но вот Лапоть отгулял…»)
    Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?
    (Мальчик чуткий, добрый, выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами)
    Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нем.
    (Мы забываем о неприятном впечатлении от первого знакомства с мальчиком. Восхищаемся его добротой, чуткостью, умением быть самим собой.)
    Почему Косте так легко с собаками и так трудно с людьми?
    (Собаки не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно)
    Поговорим о других героях рассказа. Почему учительница Женечка? Почему одноклассников Косты автор не называет по именам?
    ( Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников. Поэтому так ласково называют ее,как близкого и родного человека.
    Одноклассники Косты изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – не ясно. Неизвестно, как бы они повели себя в подобной ситуации.
    Коста – личность. Он уверен в необходимости доброго дела. Запишем в тетрадь лексическое значение слова «личность».Личность – человек, имеющий свое лицо, взгляды на жизнь. А мы убедились, сто надо быть добрым, нужным людям.)
    Рассказ Юрия Яковлева – о мальчике, его отношении к людям, к «братьям нашим меньшим». В нем повествование о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение «Багульник»?
    (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно: «Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
    Каким взрослым человеком может стать Коста?
    (Милосердным. Милосердный –
    Наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.)

  8. МОУ «СОШ № 3 п. Дарасун»
    СОЧИНЕНИЕ
    «Багульник – наше забайкальское чудо!»
    НОМИНАЦИЯ- ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЗЕЛЕНОМУ ЧУДУ
    Автор: Евдокимова Виктория Викторовна,
    10 лет, 3 «А»класс
    Учитель: Осоронова Светлана Александровна
    2013
    «Багульник – наше забайкальское чудо!»
    На Земле встречается несколько разновидностей этого замечательного растения. У нас растет рододендрон Даурский или багульник розовый.
    Когда наступает весна, на сопках Забайкалья зацветает багульник. Лес окрашивается в розовые, малиновые, фиолетовые  краски…
    Багульник – очень красивое растение, у него маленькие цветочки и их очень много. Мы думаем, что у багульника нет листьев, но мы ошибаемся. У него есть листья, но их сложно заметить. Цветы у багульника самые красивые, нежные.… А запах, какой, не описать! В нашем лесу багульника много. Растет кустарник кучками и это выглядит очень красиво!
    Багульник нас радует не только внешним видом. Его применяют в медицине. Рододендрон Даурский занесен в Красную книгу. Берегите его!
    Веточка неброская такая,
    Да еще два темненьких листка
    А весною, кустик поражает
    Красотою алого листка!
    Боже мой, откуда что берется
    Ну и сказочник, ты месяц май,
    Сопки, словно в розовом атласе,
    Насмотрись на год, не прозевай!
    Все покрыто розовым цветеньем.
    Не так страшен поредевший лес…
    Ах, багул, ты Забайкалья чудо,
    Полыхай пожаром красок до небес!
    Евдокимова Вика, 2013.

  9. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю. Я. Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2, 15 – 18.
    Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11).
    Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце.
    Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю. Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника.

Вопросы к рассказу Яковлева Юрия
Яковлевича (1922 — 1995) «Багульник»

№ 1. Назовите героев рассказа.

— Герои рассказа Ю. Я. Яковлева «Багульник»:

— Коста — мальчишка,

— Евгения Ивановна — классный руководитель Косты,

— владельцы собак, которых выгуливал Коста (человек с
одной ногой, мальчик, прикованный к постели).

№ 2. Опишите характер Косты. Как к нему относились
одноклассники и учителя?

— Коста был из тех, кого называют молчальниками. «Люди
недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников,
на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже
не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски
каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Кроме того, Коста постоянно
зевал на уроках, и это вызывало раздражение классного руководителя Евгении
Ивановны: ей казалось, что мальчишка зевает от скуки: ей было невдомек, что
Коста просто хочет спать.

№ 3. Веточки какого кустарника Коста принес в класс?
Как это характеризует мальчика? Как изменилось отношение сверстников к Косте,
когда на ветках распустились цветы?

— Коста принес в класс нераспустившиеся веточки
багульника (багульник — вечнозеленый низкий ядовитый кустарник семейства
вересковых, с одурманивающим запахом, растущий на торфяных болотах) и поставил
их в банку с водой, ежедневно меняя воду. Это характеризует Косту, во-первых,
как человека, умеющего находить красоту в повседневном, обычном, во-вторых, как
заботливого хозяина, терпеливо исполняющего взятые на себя обязательства.

— Настал день, когда багульник расцвел: «Прутики
покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших
почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой». На улице в это
время еще не совсем растаял снег.

— Все с интересом рассматривали распустившиеся цветы,
«старались уловить тонкий сладковатый аромат». С этого момента отношение к
Косте изменилось: «Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник.
Подумали, что он волшебник». А классный руководитель, Евгения Ивановна, «стала
присматриваться к нему с нескрываемым любопытством».

№ 4. Опишите Евгению Ивановну (возраст, портрет,
характер, отношение к Косте).

— Евгения Ивановна была молодой учительницей.
Школьники в шутку, за глаза, называли ее просто Женечкой.

— «Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским
хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не
принял бы за учительницу».

— Совсем по-девчоночьи вместе с остальными учениками
она подсмеивается над Костой, принесшим веточки багульника в класс. Евгения
Ивановна неравнодушна к своим ученикам: видя необычное поведение Косты, она во
что бы то ни стало решает узнать о его внешкольной жизни как можно подробнее.

№ 5. Что заинтересовало Евгению Ивановну в поведении
Косты? Что она решила сделать, чтобы раскрыть его тайну?

— Евгения Ивановна обратила внимание, что «каждый раз,
когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя
голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на
ходу попадая в рукава, скрывался за дверью». «Звонок с последнего урока —
сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не
имел представления».

— Учительнице очень было интересно узнать, куда же он
так стремительно убегает, тем более что на уроках он постоянно зевал, хотел
спать. Возможно, пойдя за ним, она смогла бы найти ответ на оба вопроса. «Однажды
Женечка не выдержала и бросилась вдогонку». «Она превратилась в следопыта».

№ 6. Каких собак видели с Костой?

— Косту видели на улице с разными собаками:
огненно-рыжим сеттером («Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками
пламени», «Ирландский сеттер горел костром»), боксером («под короткой шерстью
тигрового окраса перекатывались мускулы бойца», «Боксер, как перед боем, играл
мышцами»), таксой («…вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах.
Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые
подпалины», «Такса чернела обгоревшей головешкой»). Некоторые даже утверждали,
что Коста держит сразу всех трех собак.

№ 7. Куда Коста ежедневно уходил после уроков? Почему
родители ни о чем не догадывались?

— Ежедневно Коста ходил выгуливать чужих собак: хозяин
ирландского сеттера, Артюши, потерял ногу, ходил с костылем и не мог выгуливать
своего питомца, боксер, Атилла, был оставлен уехавшими хозяевами на балконе
умирать от голода, а такса, Лапоть, принадлежала больному мальчику, который не
вставал с постели.

— Родители не знали, что Коста ежедневно выгуливает
чужих собак, потому что он вовремя, за 15 минут до их прихода, возвращался
домой, едва успевая отчистить штаны от собачьей шерсти: «Когда родители возвращались
с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал
под нос глаголы. Так он сидел запоздно».

№ 8. Зачем Коста пришел на морской берег?

— Была еще одна собака, которую никто не видел с
Костой: «Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах
снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки,
большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы — ударом такой
лапы можно сбить любую собаку — ступали медленно, устало». «Она стояла
неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с
опущенным хвостом. Ее взгляд был устремлен в море. Она ждала кого-то с моря».
«У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка».

— Собака ждала своего хозяина, который, видимо, утонул
в море («Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское», — говорит ей
Коста). Коста очень хотел помочь ей, он по-прежнему приходил к ней даже после
того, как в первые дни знакомства она его укусила («Руку. Теперь все зажило. Я
йодом смазывал»).

№ 9. Подведите итог: что нового узнала о Косте Евгения
Ивановна, отправившись вслед за ним? Объясните название рассказа.

— Отправившись вслед за Костой, Евгения Ивановна
увидела его с другой стороны: оказывается, этот одинокий молчальник, совсем еще
мальчишка, обладает отзывчивой, доброй душой. Он неравнодушен к чужой беде: собакам
он давал возможность не быть полностью затворенными в стенах квартиры, а
боксера и пса, который ждал погибшего хозяина на берегу моря и ничего не ел от
тоски, Коста спасал от голодной смерти.

— Рассказ неслучайно называется «Багульник»: поначалу
веточки кустарника были неприметны и вызывали недоуменный вопрос «Зачем Коста
принес этот «веник» в класс?», но потом, когда ветки распустились, все
любовались его светло-лиловыми цветами и вдыхали аромат. Проявилась красота,
таившаяся внутри.

— Так же и с Костой: все знали его только как
замкнутого в себе мальчишку, но, оказывается, у него было доброе сердце,
красота которого раскрылась, когда Евгения Ивановна отправилась вслед за Костой
и увидела его бескорыстную помощь людям и животным, в которых он поддерживал
веру в человека.

Вопросы к рассказу Яковлева Юрия
Яковлевича (1922 — 1995) «Багульник»

№ 1. Назовите героев рассказа. № 2.
Опишите характер Косты. Как к нему относились одноклассники и учителя? № 3.
Веточки какого кустарника Коста принес в класс? Как это характеризует мальчика?
Как изменилось отношение сверстников к Косте, когда на ветках распустились
цветы? № 4. Опишите Евгению Ивановну (возраст, портрет, характер,
отношение к Косте). № 5. Что заинтересовало Евгению Ивановну в поведении
Косты? Что она решила сделать, чтобы раскрыть его тайну? № 6. Каких
собак видели с Костой? № 7. Куда Коста ежедневно уходил после уроков?
Почему родители ни о чем не догадывались? № 8. Зачем Коста пришел на
морской берег? № 9. Подведите итог: что нового узнала о Косте Евгения
Ивановна, отправившись вслед за ним? Объясните название рассказа.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

  • Рассказ юриста кентерберийские рассказы краткое содержание
  • Рассказ юрия дмитриева запах осени
  • Рассказ юрия олеши 7 букв сканворд
  • Рассказ юлии с красавица для чудовища
  • Рассказ этот мальчик виктор голявкин распечатать