Рассказ юрия дмитриева запах осени

И тем не менее это так. веретеница ящерица. отсутствие ног единственное сходство ее со змеей. а в остальном

И тем не менее это так. Веретеница — ящерица. Отсутствие ног — единственное сходство ее со змеей. А в остальном — ничего общего. У нее есть веки, а у змеи их нет, чешуя у веретеницы не как у змеи и форма тела не змеиная. Наконец, веретеница, как и ящерица, «отпускает» хвост. И главное, как и всякая ящерица, она полезна, потому что питается гусеницами и слизнями. Медленно ползет веретеница, низко, к самой земле опустив голову. Встретила слизня, ухватила его своими беззубыми челюстями, помотала головой из стороны в сторону и — нет слизня. А веретеница поползла дальше. Увидела гусеницу. Посмотрела на нее с одной стороны, с другой, будто примериваясь, как ее лучше ухватить. Раз! И нет гусеницы. Так и ползает эта безногая ящерица по лесу. Может быть, не очень уж много уничтожит она гусениц и слизней за один день. Но ведь ползает веретеница не день, не два и даже не десять лет. Веретеница может прожить лет 30–40 и все эти годы будет добросовестно «трудиться». Если, конечно, кто-нибудь не примет за змею и не пустит в ход палку или камень… И не будет знать тот человек, что убил животное, которое не только укусить или ужалить — даже ущипнуть-то не может!

Уж обыкновенный

Он плыл, как и полагается ужу, подняв над водой голову. И, будто догадавшись о моем желании понаблюдать за ужом, решил выполнить его: подплыл почти к тому месту, где я стоял, и не торопясь вылез на берег. Облюбовав небольшой пенечек, освещенный солнцем, взобрался на него и, свернувшись, предоставил мне возможность рассматривать себя.

Уж был средней величины — примерно с метр, типичного для ужей бурого цвета (хотя довольно часто встречаются и темно-серые и черные), а главное, по бокам изящной, четко очерченной головы хорошо были виды характерные для ужей светло-желтые пятна. Впрочем, пятна могут быть и оранжевыми и белыми, но все они окаймлены спереди и сзади черными полосками, делающими их еще заметнее. Эти пятна увидишь, даже мельком взглянув на ужа, и я уверен, что их видят все. Это как бы сигнал, как бы предупреждение: я не ядовитый, я не опасный. Но люди не обращают внимания на эти сигналы и, увидев ужа, как правило, стараются расправиться с ним. И, будто зная это, уж, увидев человека, стремится поскорее уползти подальше. Если же это не удается, начинает пугать: свернется и, приподняв голову, время от времени выбрасывает ее вперед, в сторону противника. При этом издает громкое и грозное шипение. Если и это не подействует — ведь он может только пугать — укусить, во всяком случае чувствительно, не может — пытается защититься резким и неприятным запахом. Но если даже и это не подействует, у него остается последнее средство — притвориться мертвым. Надо сказать, притворяться уж умеет — налицо все признаки смерти: открытый рот и заведенные глаза, высунутый, болтающийся язык и полная аморфность всего тела. Но стоит опасности миновать, уж «оживает» и устремляется в воду, если она поблизости, или прячется под корень дерева, в норку грызуна, а то и в дупло — ужи ведь прекрасные древолазы.

Я хотел посмотреть, как будет защищаться греющийся на солнышке уж, и хотел его напугать, но пожалел: очень уютно устроился он, очень, видно, хорошо ему было. А защищаться, убегать, прятаться ему еще придется, и не раз: врагов много — хищные птицы, крысы, лисы, куницы, енотовидные собаки. А сам уж вовсе не так вреден, как иногда считают: вопреки установившемуся мнению, он почти не поедает рыб. Конечно, он уничтожает лягушек и тритонов — животных очень полезных. Но ведь все в природе относительно. Во всяком случае, я никогда не трогаю ужей. Не трогаю и их яички, которые иногда нахожу под опавшими листьями или в трухлявых пнях. Посмотреть на них — это другое дело, это стоит. Яйца ужей — кожистые тоненькие мешочки, сквозь стенки которых видно, как бьется сердце будущей змейки. Яиц бывает и несколько штук и несколько десятков, они могут лежать отдельно друг от друга и могут быть склеены в цепочку. Но всегда они находятся в своеобразном инкубаторе, то есть в таком месте, где достаточно тепло и влажно. Там, в этом инкубаторе, если яйца не потревожат, через полтора-два месяца появятся маленькие ужата, сантиметров 15 длиной, которые, едва появившись на свет, начнут вести активный образ жизни.

Осенью они, как и все остальные ужи, заберутся куда-нибудь в укрытия — в глубокие норы, или под корни деревьев, или еще куда-нибудь, где не очень чувствуются морозы, и будут ждать весны.

Кого надо бояться

Люди не любят змей. И в общем-то у людей есть на это основания: всего лет 30–40 назад, когда еще не были доступны противозмеиные сыворотки, только в Индии ежегодно гибло от укусов змей 20–25 тысяч человек. В США на протяжении года погибало около тысячи человек, в Бразилии — 4–5 тысяч человек. Даже сейчас, по приблизительным подсчетам, от укусов змей гибнет в мире примерно 30–40 тысяч человек.

Это, конечно, страшно. Но значит ли, что надо объявить смертельную войну всем змеям? Тот, кто уничтожает всех ползающих животных, очевидно, уверен, что надо. Они, мол, ядовитые, опасные. А ведь из 2500 видов змей, живущих на земном шаре, ядовитых лишь 410 видов.

А из 52 видов, живущих в нашей стране, ядовитых только 10. Да и эти ядовитые змеи живут в основном в среднеазиатских республиках и частично на Кавказе. В наших же лесах живет единственная ядовитая змея — гадюка. Гадюка — змея опасная. И хоть на человека она нападает редко, только в том случае, когда ей приходится защищаться от нападения, или если человек наступит на нее, и хоть укус гадюки бывает смертелен лишь в исключительных случаях, знать и опасаться ее надо. Гадюки могут быть и серого, и бурого, и зеленоватого цвета, но у всех у них есть отличительный признак — волнистая или зигзагообразная линия, проходящая вдоль всего тела. По этой линии и узнают гадюк. Если ты встретишься с такой змеей в лесу, лучше всего уйти. Маловероятно, что она нападет на тебя, но все-таки следует держаться подальше от гадюки. И уж, конечно, не стоит хватать палку и бросаться в бой со змеей. Даже если палка длинная и надежная и победа тебе обеспечена, не стремись уничтожить змею, дай ей спокойно уползти. Гадюки — хищники, они уничтожают грызунов. Причем уничтожают их в большом количестве. Конечно, змея не ищет специально грызунов, не брезгует она и зазевавшимися птичками и ящерицами. Но они составляют лишь небольшой процент в рационе гадюки. Были случаи, когда, не зная этого, к тому же стремясь очистить местность от ядовитых змей, люди объявляли гадюкам смертельную войну и тогда полностью уничтожали их в каком-нибудь районе, где эти змеи всегда жили. Уничтожали, а потом удивлялись, почему это вдруг появилось столько грызунов? И невдомек было людям, что сами они виноваты в этом: уничтожили гадюк — истребителей грызунов.

Птицы

Кто поет в лесу

Путешествие на всю жизнь - i_005.jpg

Весна шагает быстро, каждый день принося нам что-нибудь новое. То распустятся листья на деревьях, то вспыхнут желтые огоньки медуницы на почти голой еще земле, то пролетит яркая весенняя бабочка. И каждый день звучат в лесу все новые и новые птичьи голоса.

Одними из первых, пожалуй, во всеуслышанье заявляют о себе скворцы. Они прилетают рано, будто торопятся захватить свои прошлогодние «квартиры». Правда, часто они бывают заняты воробьями, и скворцам приходится бороться за свои жилища. Если же скворечник или подходящее дупло свободно, скворцы немедленно начинают приводить его в порядок, чистить, оборудовать. И все это время самец поет. Есть немало любителей послушать весеннего скворца. Но далеко не все знают, что поет он в основном «чужие» песни. Скворцы — прекрасные звукоподражатели и распевают песни зябликов, дроздов, иволги, малиновок. Они могут подражать даже лаю собак или крикам лягушки, причем не стесняясь вставляют эти звуки в какую-нибудь мелодичную песенку, позаимствованную у другой птицы.

oblozhka knigi puteshestvie na vsyu zhizn 155974

Автор книги: Юрий Дмитриев

сообщить о нарушении

Текущая страница: 11 (всего у книги 12 страниц)

«Нахальный» малыш

В утешение ребятам, принявшим соню-полчка за неизвестного науке зверя, я рассказал им историю, как сам по незнанию попался на удочку.

Как-то на опушке леса я увидел шарообразное гнездышко, висевшее на стянутых вместе нескольких высоких травинках. Очень симпатичное, аккуратное гнездышко. Пока я раздумывал, какой птичке оно может принадлежать, из отверстия двери появилась маленькая усатая мордочка, а вслед за ней и ее обладатель – маленький мышонок. Он ловко перелез на травинку, помогая себе цепким, как у обезьяны, хвостиком, спустился на землю и исчез в траве. Я был в полной уверенности, что этот маленький разбойник напал на гнездышко, может быть, воспользовавшись отсутствием взрослых птиц, погубил птенчиков или выпил яички. А может быть, прогнал хозяев и захватил их жилище… В общем, я тут же «записал» этого симпатичного зверушку в нахалы и бандиты. Каково же было мое удивление, когда через несколько дней я увидел такого же мышонка за работой: сидя рядом с полупостроенным гнездышком, он срывал травинки, протаскивал их через сжатые зубки, превращая травинку в тоненькие волоконца, и вплетал их в недостроенное гнездышко. И делал он это очень аккуратно и тщательно, так, как строят собственные дома хорошие хозяева. Пришлось мне пересмотреть свои взгляды на этого зверька и выяснить, кто же он такой. И я выяснил: это мышь-малютка, самая маленькая из всех мышей, живущих у нас. Она такая маленькая и легкая (весит не больше 5–6 граммов), что несколько травинок свободно выдерживают и ее саму, и гнездышко, и десяток детишек, которые находятся в этом гнездышке.

Ребятам так понравился рассказ, точнее, так захотелось увидеть мышь-малютку или хотя бы ее домик, что они готовы были немедленно отправиться на поиски. Но я отговорил их: домик свой – шарообразное гнездышко – малютка строит только на время выращиванья детишек, которые появляются в начале лета. В остальное время живет она в стогах сена или под кучами хвороста. И увидеть ее нелегко. В общем, специально ходить и искать мышь-малютку не стоит. Но если повезет, и вы, ребята, увидите качающийся на травинках или на ветке кустика, на высоте примерно метра, аккуратно сплетенный шарик, не разоряйте его, увидите маленькую мышку, ловко с помощью хвоста лазающую по травинкам и веткам кустарника, не обижайте ее, эта мышка не только поедает семена растений – она еще и истребитель насекомых, среди которых немало вредных.

Мыши и полевки

В лесу стояла такая тишина, что слышно было жужжание крохотной мушки, вившейся над цветком. Я присел на старый пенек и огляделся вокруг, но ни одного живого существа, кроме этой мушки да толстой мохнатой гусеницы, пристроившейся на травинке, не увидел. Вдруг мне показалось, что под кустом шевельнулся сухой лист. Показалось или нет? Я стал следить. Через некоторое время лист действительно зашевелился, задвигался и затих. Потом лист опять зашевелился, и из-под него высунулась маленькая мордочка. Черные бусинки глаз внимательно осмотрели все вокруг. Но я затаил дыхание, и зверек, видно, не обратил внимания на меня. Вслед за головой показалось туловище с коротким хвостом. И вдруг зверек исчез. Неужели все-таки испугался? Но нет – прошло немного времени, и рыжая зверушка снова появилась. На этот раз она смело вылезла из норы и принялась бегать, нарочно шелестя листьями. И вдруг опять исчезла. Потом появилась снова, уселась недалеко от норки, стала умываться. Неожиданно опять, вроде бы безо всяких причин, молниеносно скрылась в норке. Так повторялось несколько раз: зверек то появлялся, то исчезал, пока наконец не вылез из норы окончательно и не принялся спокойно заниматься своими делами.

Я давно уже узнал в этом зверьке рыжую лесную полевку и хотел посмотреть, сколько же времени она будет так «играть». Полевка, конечно, не играла – она проверяла, не подкарауливает ли ее враг. Весь этот шум она подняла нарочно, чтоб выдать себя. И голодный хищник, будь он поблизости, немедленно бросился бы на полевку. Но полевка начеку и нора близко. И, только убедившись, что опасности нет, успокоилась.

Полевка лесная рыжая – грызун, один из 142 видов грызунов, живущих на территории нашей страны. И хоть называется полевкой, ее часто можно встретить в лесу. Вообще принято думать, что домовая мышь живет только в домах, полевая – в поле, лесная – в лесу. Нет, названия «домовая» или «лесная» говорят лишь, где эти зверьки чаще всего встречаются, но это вовсе не значит, что лесная не может жить в поле, а домовой запрещен вход в лес. В лесу можно встретить и домовую мышь, и полевую, и лесную желтогорлую мышь.

Лесная мышь довольно большая, до 11 сантиметров, с коричнево-бурой спиной, белой грудью и брюшком. Она хорошо лазает по деревьям и гнездо свое нередко устраивает в дуплах.

Желтогорлая похожа на лесную, но окрашена она ярче, а на горле – желтое пятно.

Лесные мыши – опасные вредители, они питаются семенами растений, делают на зиму запасы до десяти килограммов.

Нередко мыши устраивают вылазки или даже переселяются на поля. Тогда они приносят колоссальный вред.

Еще опаснее для леса полевки – серая и рыжая европейская с двуцветным – снизу белым, а сверху темным – хвостом. Полевок часто путают с мышами. Они и верно похожи, но есть и хорошо заметные отличия. У мышей острая мордочка, вытянутое туловище, длинный хвост, покрытый чешуйками и редкими волосками. Полевки более «курносы», туловище у них не так вытянуто, а хвост короткий и покрыт густыми волосками. Если мыши в основном питаются семенами деревьев и кустарников, то полевки главным образом поедают стебли, кору растений, почки. Особенно вредят полевки зимой: прокладывая под снегом ходы, они подбираются к молодым деревьям, обгрызают кору, перегрызают тонкие стволики и губят посадки.

Но одна полевка или одна мышь сами по себе не так уж и страшны. Опасность заключается в их плодовитости. Ведь пара мышей приносит несколько раз в год по 5–6 детенышей. Через месяц-другой детеныши уже сами могут давать потомство.

Еще более плодовиты полевки: число детенышей у них достигает 10–12, а то и 15, причем и само потомство через месяц может уже размножаться, и мамаша может приносить детишек чуть ли не каждый месяц. Короче говоря, ученые подсчитали, что одна пара полевок вместе с выводками в год могла бы дать потомство в 300 миллионов штук. Сколько же это будет уничтоженных деревьев и кустарников? К счастью, такая цифра возможна лишь теоретически. Практически же потомство пары полевок в год не превышает 400–500 штук. Но и это огромная цифра. И недаром полевки, как и мыши, считаются опасными вредителями лесного, а особенно сельского хозяйства. В то же время, как ни странно, даже эти зверушки нужны в природе – грызуны служат основной пищей многим животным, в том числе и таким ценным, как куницы, горностаи, соболи. Все дело в количестве грызунов.

Заяц

Только что выпал первый снежок. Он скрыл бурую, застывшую землю, разъезженную осенью дорогу, пожухлую траву, и все вокруг стало каким-то чистым, прибранным, праздничным. Я шел по опушке, вдыхал морозный воздух и любовался тонкими, будто нарисованными острым карандашиком, силуэтами березок, припорошенными снегом и ставшими от этого еще зеленее раскидистыми елочками. Вдруг я заметил, что навстречу двигается какое-то существо. Пригляделся – заяц! Он почему-то не видел меня, а так как ветер дул в мою сторону, то и не чувствовал присутствия человека. Я остановился, а заяц продолжал приближаться ко мне. Уж не слепой ли он? Но тут же я сообразил, что вряд ли слепое животное будет так уверенно двигаться. К тому же заяц поворачивал слегка голову то в одну, то в другую сторону, будто тоже любовался зимним лесом. Я ждал, что будет дальше. А дальше… ничего не было: косой очень спокойно проскакал в двух шагах от меня и скрылся в лесу. Почему он не заметил меня – я тогда так и не понял. Но подумал: может быть, это какой-нибудь ученый и рассеянный заяц или, может быть, просто заяц-мечтатель? А почему и правда зайцы не могут помечтать о чем-нибудь своем, заячьем? Особенно когда вокруг такая удивительная тишина и красота.

Честно говоря, я не знаю, могут ли зайцы мечтать, и вообще, могут ли быть зайцы-мечтатели. Ученые по этому поводу ничего не говорят. Может быть, им точно неизвестно – бывают зайцы-мечтатели или нет. Зато им точно известно, что зайцы замечают или обращают внимание только на движущиеся предметы. А так как я остановился при приближении зайца, то он и не обратил на меня внимания.

В наших краях живут два вида зайцев – русак и беляк. Летом они похожи друг на друга, хотя опытный человек различит их и по величине, и по окраске. Зимой беляк становится белым, и его узнает каждый, а знаток разберется и по следам, какой заяц пробежал: если русак, то след будет поуже, если беляк – след широкий, потому что ступни его покрыты густыми волосами – удобно бегать по снегу. Как на лыжах!

За свои длинные ноги, вернее, уменье хорошо «пользоваться» этими ногами, получили зайцы и свое имя.

Когда-то зайца называли «заи». Слово это пришло в русский язык из древнелитовского и означало «прыгун». Заяц действительно хороший прыгун – его задние ноги очень сильные, и благодаря этому он может делать прыжки в несколько метров. Но он и бегун прекрасный. Причем опять-таки из-за длинных задних ног в гору ему бежать даже легче, чем под гору, под гору он часто катится кубарем, через голову. А по прямой бежит здорово! Ничего не поделаешь, быстрые ноги – защита зайца, и при малейшей опасности он пускается наутек. А опасность подстерегает зайца на каждом шагу – и лисицы, и волки, и хищные птицы – да мало ли кто не прочь отведать зайчатины.

Есть еще одно имя, вернее, прозвище у зайца – косой. Почему, откуда оно?

Люди редко видят спокойно сидящих или медленно прыгающих зайцев, обычно чаще видят их удирающими прочь. Вот тут и появилось представление, будто заяц косой. А он вовсе не косой! Просто у зайца малоподвижная шея. А ведь ему надо же смотреть назад, на того, от кого он удирает. Вот и скашивает глаза зайчишка. А люди, видимо, решили – он всегда косит. И прозвали его косым.

Конечно, заяц не только убегает, иногда он может и спрятаться – прижмется к земле, и нет его. Летом серая шкурка спасает зайчишку, а зимой беляка выручает белая. Правда, эта белая шкурка, случается, не выручает, а наоборот, подводит его: перелиняет заяц к зиме, а снег задерживается. Плохо приходится тогда зайцу! Ни травы, ни листьев нет – голый лес стоит осенью, и белого зайца на фоне черных стволов и черной земли даже издали видно. Жмется зайчишка к стволам берез – они белые, и рядом с ними косой не так уж заметен. Но все равно много зайцев гибнет в это время: ведь у зайцев нет ни нор, ни гнезд настоящих, где бы они могли спрятаться. И летом и зимой отдыхает заяц в неглубоких ямках. И может быть, давно бы все зайцы перевелись, да быстрые ноги помогают ему, слабая шкурка выручает: бывает, догонит его лисица, ухватит за шкурку, а заяц дернется, оставит в зубах у рыжей клок и умчится. А еще спасает зайца его плодовитость: зайчиха приносит по 3–6 зайчат, и за лето у нее бывает до 3 пометов. Иногда к осени семья одной зайчихи может состоять из 20 зайчат. Правда, они не живут вместе и, конечно, не знают друг друга «в лицо». Вообще зайчата даже одного выводка находятся вместе всего несколько минут. Появятся зайчата на свет где-нибудь в густой траве или под кустиком, поедят, обсохнут и разбредутся в разные стороны. Правда, далеко друг от друга не уходят. Забьются в травку и сидят дня три-четыре. В траве их не видно, пахучих следов зайчата не оставляют, и хищник может обнаружить их лишь случайно. В общем, зайчата в относительной безопасности. И голода не испытывают: зайчишка напился материнского молока, а оно очень питательное – на четверть состоит из жира. К тому же зайчонок «запасливый»: сам он весит граммов 80, а молока запас в своем желудке не меньше 40 граммов. Половина собственного веса! Этого запаса хватает зайчонку дня на три-четыре. А там, глядишь, и мамаша прибежит. Все эти дни она находилась далеко от детишек, чтобы не привлекать внимания хищников к зайчатам. А теперь отправилась кормить их. Правда, не всегда успевает она добежать до своих собственных зайчат: нередко на пути увидит какого-нибудь чужого крохотного зайчишку и отдаст ему свое молоко. Но ее собственные зайчишки не пропадут: их покормит другая зайчиха. И снова спокойно сидят зайчата дня три-четыре. До следующего «обеда». А на восьмой-девятый день у зайчат настолько уже отрастают зубки, что они могут сами находить себе подходящую еду и грызть ее.

Скоро зайчата становятся взрослыми, и начинается их тревожная, полная опасностей лесная жизнь. Теоретически зайцы могут жить лет до 10–12. Но до этого возраста почти никто из них не доживает.

Белка

Я возвращался домой и уже почти вышел из лесу, как вдруг увидел: что-то мелькнуло в густой зелени ели. Пригляделся. Да это же бельчонок. Замер на суку и внимательно глядит на меня. Подошел я поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже. Здесь зверек свесился с сучка и принялся разглядывать меня. Во всей его позе не было ни страха, ни настороженности. А ведь находились мы очень близко друг от друга, и будь у меня в руке палка, свободно бы достал ею до бельчонка. Но я думал не о палке, а о доверчивом зверьке. Да, он был очень доверчив, как, впрочем, все его братья и сестры, все белки в этом возрасте. Маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают еще своих врагов. Я думаю, что им все очень интересно в этом огромном незнакомом мире. И они с любопытством рассматривают, «изучают» все, что встречается на пути.

И этот бельчонок был очень доверчив и любопытен. Склонив набок головку, он внимательно рассматривал странное двуногое существо, стоящее под деревом. А я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если б у белок и у других симпатичных зверушек на всю жизнь оставалось только любопытство и интерес к человеку. И чтоб человек никогда не заставлял их испытывать страх!

Да, это очень нужно, ведь белки – зверьки беззащитные. Правда, они ловко прыгают с дерева на дерево, вроде бы и не догнать! Но те звери, которые охотятся за белками – таких в лесу много, – тоже лазают по деревьям и прыгают с ветки на ветку. А придет белка домой, дом свой она устраивает в дупле или делает большое гнездо на суку, у ствола дерева – и дома не в безопасности – того и гляди нагрянет куница. А лисы, которые иногда хватают белок на земле, а хищные птицы?! Но самый страшный враг белок – голод. Он заставляет зверьков покидать родные леса, в которых не уродились шишки или орехи, и отправляться на поиски урожайных мест. Во время таких путешествий белки проходят по 300–350 километров, проходят через города, где их бьют палками, где их разрывают собаки, душат кошки. Они пытаются переплывать реки и массами гибнут в быстром течении. А голод гонит и гонит зверьков.

Если же в лесу достаточно шишек или орехов – белки весело прыгают по веткам, и всякий, кто любит лес, животных, обязательно остановится, чтоб полюбоваться ловким зверьком. И как бы я ни торопился, если увижу белку, обязательно задержусь, чтобы посмотреть на прыгающего по ветвям или сидящего с шишкой в передних лапках зверька. На зиму белки делают большие запасы – иногда до 15 килограммов, и всегда в их кладовых отборные орехи, лучшие семена. Очень благодарны бывают лесоводы белкам за такие подарки – сколько новых деревьев вырастет с помощью этих рыжих зверьков.

А беличий мех – один из самых ценных – теплый, красивый, легкий. Но теплый он для людей – сама же белка, несмотря на свою шубу, мерзлячка. Гнездо свое она так тщательно утепляет, что зимой там держится комнатная температура. А белке совсем не жарко. Даже наоборот – в холодные дни она не выходит из гнезда и почти спит сутками, плотно заткнув вход пучком сухой травы. Кормиться и то не выходит – так боится холода. А потеплеет – выйдет белка из гнезда, и тогда ее следы часто можно увидеть на снегу: эти следы не спутаешь ни с какими другими – впереди пара пятипалых следов от задних лап, чуть позади – четырехпалый след передних.

Наступит весна, белка не покинет своего домика – в нем скоро появятся три-шесть крошечных, голеньких, совершенно беспомощных бельчат, весом всего 7–8 граммов. Целый месяц бельчата будут слепы, и только на тридцатый день откроются у них глазенки. Пройдет еще недели две, пока они начнут самостоятельно есть, да и то лишь мягкую пищу – грибы, ягоды. И только потом примутся за орехи, желуди, шишки.

За это время беличье семейство, может быть, раз или два переменит свое жилье: чтоб детишкам не досаждали паразиты, предусмотрительная мамаша заранее приготовила запасное гнездо, а иногда и несколько гнезд, и перетаскивает в них свое семейство. А пройдет еще немного времени, и бельчата начнут самостоятельную жизнь. Они уже ничем не будут отличаться от взрослых белок, разве только любопытством и доверчивостью к людям. И очень надо, чтоб люди не обманывали доверия зверьков!

Барсук

Барсук – хищник, попадется ему лягушка или мышь – не пропустит. Но скорее его можно назвать всеядным: он охотно ест насекомых, находя их на поверхности земли или выкапывая своими сильными медвежьими лапами с длинными крепкими когтями. Этими же лапами он выкапывает и корешки, которые, как и всякую другую растительную пищу, поедает очень охотно. Лапы ему служат и для обороны – вообще-то барсук зверь мирный и старается, если есть малейшая возможность, уйти от «скандала», но если уж не удается, смело вступает в бой. Эти же лапы служат ему и для устройства жилья.

Жилье у барсука очень любопытное. Сначала он отроет простую нору – один коридор, идущий в глубину метра на 2–3, сворачивающий в сторону и заканчивающийся гнездовой камерой. Но с каждым годом барсук расширяет и углубляет свое жилище: появляются новые ходы, коридоры, гнездовые камеры, дополнительные выходы. Вообще-то барсук ремонтирует и расширяет свое жилище все время, но особенно активен осенью, перед зимней спячкой и весной, убирая жилище после зимы. У старых барсуков жилище превращается в настоящий лабиринт, в котором длина всех коридоров бывает нередко больше 20 метров. Конечно, всю эту нору он один занимать не может, и часто рядом с ним поселяются квартиранты – лисы.

Добродушный барсук, возможно, и не возражал бы против соседей, хотя общества он не любит и предпочитает одиночество. Однако больно уж беспокойные и, главное, нечистоплотные попадаются соседи. Сам барсук – пример аккуратности: возле его норы всегда чисто, нет ни костей, ни остатков еды, как это бывает обычно около нор других хищников. Он настолько аккуратен, что даже устраивает для себя специальные уборные – довольно глубокие ямки в нескольких метрах от норы. Когда ямка наполняется, он зарывает ее и делает новую.

Даже на охоту барсук не отправится, пока не наведет туалет: не очистит шкурку от прилипшей земли, не расправит примятые в норе волоски. Вот такой это зверь. А тут рядом лисицы. Запах ужасный, вокруг кости, остатки еды. Плохо приходится барсуку, настолько плохо, что нередко покидает он свое жилье и роет новую нору – только бы быть подальше от таких квартирантов.

Если же барсука не тревожат квартиранты, он ведет спокойную, размеренную жизнь – ночью выходит на охоту и в поисках еды иногда уходит довольно далеко (до 10 километров) от норы.

Размеренную и спокойную жизнь барсука нарушает появление потомства. Происходит это обычно ранней весной. В гнезде барсучихи появляется 3–5 слепых, беспомощных, покрытых редкими белыми волосками барсучат. По сравнению с родительницей, длина которой около метра, а вес среднего барсука – 20 килограммов, они совсем крошечные: весят всего граммов 15, а длина их сантиметров 12. Однако эти малыши очень требовательны и капризны: дня три-четыре мать вообще не может их оставить и не выходит из норы. Потом выходит очень ненадолго, но и это не нравится барсучатам, они «бунтуют», выражая свой протест громким писком.

Гнездо барсуков благодаря нескольким выходам всегда хорошо проветривается – барсуки как будто знают, как полезен свежий воздух. Знают они, и как полезны солнечные ванны. Поэтому мамаша-барсучиха ежедневно в солнечную погоду, начиная с двухнедельного возраста, выносит своих слепых барсучат (глаза они откроют только через пять недель) на солнце. На солнце мамаша держит барсучат до тех пор, пока они не запищат – это значит, солнечные ванны пора прекратить, и барсучиха немедленно уносит малышей в нору.

Примерно в полуторамесячном возрасте барсучата начинают сами выходить из норы, а в двухмесячном отправляются на небольшие прогулки с мамашей, конечно. Постепенно прогулки становятся все продолжительнее, и к концу лета молодые барсуки совершают такие же путешествия, как и взрослые. Впрочем, они уже и стали взрослыми: по величине почти как мамаша, только светлее да подвижнее, чем она.

Приближается осень, а это значит – пора расставания. Мамаше надо подремонтировать жилье, молодым подумать о своих собственных квартирах. Но и тем и другим надо готовить запасы к зиме: запасы и в кладовые, запасы и под шкуру. К осени барсуки увеличивают свой вес на 4–6 килограммов. Это им необходимо, так как весь жировой запас и все, что запасено в кладовке – семена и высушенные лягушки, коренья и желуди, – все это поможет барсукам перенести суровую зиму: жир израсходуется во время спячки, запасы в кладовой – во время короткого бодрствования зимой.

Перед самой спячкой барсук притаскивает в гнездовую камеру мох – сфагнум, заживляющий раны (на всякий случай), ромашку (убивает вредных насекомых). А для самой постели барсук выбирает обычно клевер – примятый, он не шуршит, как другие травы.

Теперь можно и на боковую. Правда, спит барсук не очень крепко, иногда просыпается, особенно во время оттепелей. Тогда он вылезает погреться на солнышке. Вылезает ненадолго, но и в это время не забывает пригладить волосы, почистить шкуру. И снова – спать. До весны.

А придет весна, и все начнется сначала.

            
Любить природу – значит любить Родину.

Внеклассное
мероприятие для учащихся 6-го класса

           
по творчеству писателя-натуралиста

Юрия
Дмитриевича Дмитриева. /К 95-летию со дня рождения /

Цель: —познакомить
с творчеством Юрия Дмитриева;

          —
воспитывать любовь природе, бережное отношение к ней;

           -приобщать
учащихся к чтению книг о природе, окружающем нас  

            мире.

                                                         «…
у него левитановское зрение,

                                                         точность
учёного, образность поэта»

                                                                                     К.Г.Паустовский.

   Юрий Дмитриев —
автор книг о природе. Он писатель-анималист.

Анималистика – жанр,
главным мотивом и основным объектом которого является животный мир. В этом
жанре сочетаются зоологическое и художественное начала.

   Я думаю, дети,
вам интересно узнать, как педагог-филолог стал писателем.

Родился Юрий
Дмитриев 30 апреля 1926 года в Москве в семье врача.  Ему было 15 лет, когда
началась Великая Отечественная война.  Он только что окончил 8-й класс. Как и
многие его сверстники он, в это тяжёлое время, помогал в строительстве
укреплённых рубежей вокруг столицы, с надеждой попасть, прибавив себе возраст,
на фронт.

   После войны он
заканчивает филологический факультет Московского университета и преподаёт
русский язык и литературу в школе. Педагогическую деятельность он совмещает с
научной: пишет кандидатскую диссертацию на тему «Научно-художественная
литература для детей», в которой он анализирует творчество
писателей-анималистов – В.Бианки, Е.Чарушина, В.Чаплиной, М.Зверева и других.

   Видимо тогда же
у него возникло желание продолжить этот ряд, т.е. продолжить дело писателей,
произведения которых воспитывают у детей любовь к природе. Он берётся за дело. 
Здесь уместно заметить, что к этому времени Юрий Дмитриевич прошёл немалый
жизненный путь: был учителем, комсомольским работником, воспитателем в детском
доме, журналистом, ездил в экспедиции, занимался научной деятельностью.

   В 1957 году
выходит его первая повесть «Зеленый патруль».  Любое начало имеет толчок. Так
случилось и в судьбе Юрия Дмитриева. Однажды,  прогуливаясь по лесу, он был
свидетелем такого события: ребята пытались спасать птичьи гнёзда от своих
сверстников, которые разоряли эти гнёзда, т.е. были браконьерами. Но чтобы
спасти гнездо дикой птицы, нужно иметь хоть какие-то знания и опыт. У ребят,
как убедился Юрий Дмитриевич, таких знаний не было, было только горячее желание
защитить природу. Раздумывая, как помочь ребятам в таком благородном деле, он
садится и пишет повесть «Зелёный патруль», наполнив её познавательным
материалом. Смелые, влюблённые в природу родного края и горящие желанием
защитить её от посягательств злых людей, герои повести очень полюбились
ребятам.  Стали на самом деле возникать такие «зелёные патрули» в жизни. Так
родилось всесоюзное молодёжное движение в защиту природы.

   Тема – любовь к
природе, бережное отношение к ней – стала основной темой литературной
деятельности Юрия Дмитриева, который считал «каждое дерево, каждую бабочку,
каждую птицу – чудом».

Красу
природы созерцая,

Порою
хочется летать.

Чувств
восхищенья не скрывая

Весь
мир хотелось бы обнять.

   Прежде чем продолжить
наше повествование о творчестве писателя, давайте немножко поиграем.

   Все живые
существа, в том числе и люди, живут в доме, имя которому – природа. Я предлагаю
вам подобрать эпитеты к слову «природа». Что такое эпитеты все помнят?
Правильно, эпитет – это образная характеристика предмета, явления,
придающая ему красочность, живость, выразительность. Итак, каждый из вас должен
назвать какая природа может быть.

/Природа –
красивая, богатая, весенняя, прелестная, бесподобная, дивная, суровая, замечательная,
нерукотворная, потрясающая, щедрая, величественная, цветущая, райская, родная,
изумительная, неземная, задумчивая, восхитительная, истинная и т. д./

   Природа воспета
писателями и поэтами как неповторимое и необыкновенно красивое покрытие нашей планеты.
Красота природы завораживает и наполняет нашу душу восторгом. Эпитет «полезная»
тоже будет уместен.  Между природой и человеком существует неразрывная
связь. Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для
жизни.

Природа
Космосу подвластна,

И
нам её не покорить,

И
каждому должно быть ясно,

Чтобы
спастись, должны её любить…

Именно этому и
учат произведения Юрия Дмитриевича Дмитриева. Учат любить, а значит узнавать,
интересоваться, наблюдать за жизнью обитателей нашей планеты и делать это надо
с любовью, добром, желанием помочь, не навредить. Учат быть внимательным и
наблюдательным, стараться замечать все мелочи, нюансы живой природы, мимо
которой люди проходят так бессердечно и беспечно.

Остановись!
Присядь! Нагнись!

И
под ноги взгляни!

Живой
живому удивись:

Они
ж тебе сродни.

Сейчас мы с вами
прослушаем рассказ Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» /громкое
чтение рассказа/

С какой любовью
описывает автор жабу: «…её удивительные, золотые, с тёмными точечками глаза,
большой беззубый рот, придававший ей доброе выражение, нежная кожица на брюшке,
трогательные, кажущиеся такими беспомощными передние лапки… она была очень
красива… Ну почему, почему этого не видят другие?» А вы знаете, чем жабы
отличаются от лягушек? У жаб нет зубов, тело покрыто маленькими бугорками, кожа
намного суше. Обитают они, в отличие от лягушек, на суше, мигрируя к воде
только в периоды размножения.

Интересные
сведения о жабах (кратко) нам расскажет /имя ученика/

— Принадлежат к
семейству жаб, класс земноводные (амфибии). В мире насчитывается 579 видов, 40
родов жаб.

— На нашей
территории распространено только 6 видов жаб.

-Живут жабы в
среднем 10 лет, хотя были случаи и до 40.

-Жабы живут на
всех континентах за исключением Антарктиды.

-Зимуют только на
суше, впадая в оцепенение (Анабиоз).

-Имеют уникальный
слух, улавливая малейшее колебание воздуха.

-Практически
никогда не закрывают глаза, даже во время сна. Видят в трёх плоскостях: вперёд,
вверх, в бок – одновременно.

— Жабы – хищники,
питаются практически только животной пищей. Они истребляют насекомых –
вредителей садов, огородов, полей, лесов, лугов. Это гусеницы, мухи, слизни,
моль, бабочки. Причём охотятся в ночное время, когда птицы спят и поедают
вредителей в 2-3 раза больше, чем птицы.

Этим они приносят
большую пользу растительному миру планеты.

В
мире природы нет беспорядка:

Жизнь
протекает здесь чинно и гладко.

Лишь
человек с беспокойной душою

Хаос
приносит в Божьи устои.

   Автор более 80
книг о природе, Юрий Дмитриев, в начале своей литературной деятельности
использовал сказочные, волшебно-приключенческие сюжеты («Рассказы
старичка-лесовичка», «Сказки про Мушонка и его друзей»). Впоследствии он
отказывается от такого приёма изображения природы, и старается более объективно
излагать научный опыт познания природы.  Даже научную проблему он излагает так,
что она становится понятной даже непосвящённому. Его описания
«изобретательности» растений, насекомых, птиц и зверей вызывают восхищение.
Чтобы быть убедительным и читатель не смог уличить его в промахах, выдумках,
некомпетентности, Юрий Дмитриев основательно изучал исследования в области
биологии, физики, математики и других науках. Часто бывал в лабораториях,
научных институтах, встречался с учёными.  А ещё часто и подолгу бывал в лесу,
поле, уходя из дома очень рано, чтобы увидеть то, что можно увидеть только
рано-рано на рассвете, ведь животные не спят до обеда… Он не просто
пересказывал факты, которые можно было найти в научно-популярной литературе, а,
будучи большим знатоком флоры и фауны, увлекает читателя чудесами, собственными
открытиями, загадками об окружающем нас мире («Хитрецы, неведимки и разные
родители», «Большая книга леса»,  «Кто в лесу растёт и что в лесу растёт»).

   Раскрываешь
книги Юрия Дмитриевича Дмитриева —  и ты уже в воображаемом путешествии, где
всё удивляет, вызывает восторг, ощущения радости или грусти…И ты начинаешь
любить и колокольчик, и тебе интересно как летают бабочки, как устроены жуки,
как живут белки.

Его энциклопедия
«Соседи по планете» в 5-ти томах —  уникальное явление в анималистике. За этот
труд писателю была присуждена Международная Европейская премия в 1982 году. В
1990 году – Почётный диплом Международного Совета по детской книге имени
Г.-Х.Андерсена за замечательные произведения для детей о природе. Все
произведения этого замечательного писателя воспитывают уважение к природе, ко
всему живому на планете. Писатель подводит читателя к мысли, что человек имеет
перед Природой обязанности: он не только должен быть пассивным
созерцателем и потребителем, но и активно-бережным другом, помощником,
защитником природы, «чтобы ни стрекозы, ни бабочки, ни пауки на вас не
обижались. Чтоб не жаловались на вас птицы, рыбы, лягушки – ведь они тоже очень
интересные животные, хоть и притворяются совершенно обычными».

Просмотр 
художественного фильма  «Зелёный патруль» (1961г.)

Описание
документа.

Читатель любого
возраста должен найти в книге то, что он ещё не знает, что его может
заинтересовать, увлечь. Именно такие книги писал Юрий Дмитриевич Дмитриев
(Эдельман), 95-летие которого мы будем отмечать в конце апреля этого года.
Предлагаемый сценарий мероприятия для учащихся 6-го класса подтолкнёт детей к
открытию для себя поразительного мира природы, изображенного в творчестве Юрия
Дмитриева и поможет им полюбить и беречь природу.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей
читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в
средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования
грамотного читателя.

Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего
чтения
детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых
состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской
книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что
дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов
данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный
раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного
произведения
. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы
над каждым разделом учебника.

Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в
процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных
детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности,
которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка
свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой.

На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир
книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У
них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский
кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя.

Читательская самостоятельность – это личностное
свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от
рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению.
Оно характеризуется тремя существенными признаками:

  • умением желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с
    разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
  • знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы
    реализовать именно эту цель;
  • умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на
    максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально
    высоким для него на данный момент результатом.

Сейчас, в век техники, дети стали меньше читать. Если ребенку
скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что
ребенка трудно заставить читать. Я предлагаю детям для самостоятельного чтения
книги. Но раз задала читать, то надо проверить. А как? Составляю кроссворды или
викторины по прочитанным произведениям. Так как слова-ответы берутся из всего
произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ученики стали
читать книги и с удовольствием ждут дня, когда проводится урок внеклассного
чтения, и предстоит работа с кроссвордами. Что это дает? Дети более внимательно
стали прочитывать произведение, у них появляется интерес к большим
произведениям, повышается техника чтения.

На уроке внеклассного чтения дети читают отрывки к
иллюстрациям, пересказывают наиболее понравившиеся фрагменты, дают
характеристики героям.

Итак, источниками повышения эффективности урока являются:
интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование
оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный
контроль знаний, умений и навыков, своевременный активный отдых на уроке.

«Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам
ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес
к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах»,- считает
Татьяна Молчанова, учитель средней школы №19 из города Старый Оскал Белгородской
области, которая также применяет на уроках внеклассного чтения кроссворды.

Далее я предлагаю конспект урока внеклассного чтения.

«Где, что, как и почему?»
Книги Юрия Дмитриева о природе

Цели:

  • расширить знания детей о жизни и творчестве
    Ю.Дмитриева;
  • прививать любовь и интерес
    к природе, к чтению;
  • развивать память, речь,
    мышление.

Подготовка к уроку: прочитать рассказы Ю.Дмитриева из
цикла «Сказки про Мушонка и его друзей», «Обыкновенные чудеса».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы урока.

— Поэты и писатели обладают редким даром – не только видеть и
чувствовать красоту окружающего мира, но и уметь донести эту красоту до
читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и
считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно
посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждый
куст, каждое дерево рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в
сказочную, волшебную страну.

Сегодня мы будем читать замечательные рассказы детского
писателя Юрия Дмитриева.

III. Вводная беседа об авторе.

— Юрий Дмитриев написал много книг для детей о живой природе.
В 1976 году вышла его энциклопедическая книга «Большая книга леса». Эта книга о
лесе и о каждом его обитателе. В ней вы найдете и рассказы, и сказки, и очерки,
и маленькие заметки.

Книги Юрия Дмитриева воспитывают уважение к природе, к
соседям по планете, ко всему живому, что нас окружает.

Юрий Дмитриев пишет о защите природы, о сохранении мира на
земле. Таковы все его произведения: и повесть «Необыкновенный охотник»,
посвященная замечательному немецкому ученому и писателю Альфреду Брему, и книга
«Земля у нас только одна» — проникнутая призывом сохранить прекрасный мир
природы, мир, без которого не может быть жизни на земле.

Мысль об охране и защите природы проходит и через все пять
книг издания, которое называется «Соседи по планете». Это книги о насекомых и
пресмыкающихся, о земноводных и птицах, млекопитающих, а главное — о людях,
открывающих, изучающих, спасающих наших соседей по планете.

IV. Работа по произведениям (вопросы и задания по домашнему
чтению).

— Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла
«Сказки про Мушонка и его друзей»
.

— Понравились вам эти рассказы-сказки?

— Начинаем заполнение кроссворда.

— Отгадайте загадку: «Сидит в траве пушистый комочек –
ушки прижал, глазками из стороны в сторону поводит и не шевелится?»
(Зайчишка).

— Из какого рассказа этот герой? («Незнакомец на
полянке»).

— Что нового узнали, прочитав этот рассказ? (Маленькие
зайчата три дня после рождения не умеют ни бегать, ни прыгать. Им надо
обязательно в это время сидеть тихо и не шевелиться. Тогда волк и лисица не
увидят и не учуют зайчонка, даже если близко подойдут. Потому что пахучие следы
у зайцев остаются, когда они бегают. А если заяц сидит смирно – запаха нет
никакого.)


4. Кто знал, куда делся зайчик? (Шмель).

— И куда же делся зайчик? (Подрос и убежал: у него теперь
быстрые ноги.)


2. Кто без крыльев летает? (Паучок).


6. При помощи чего летал паучишка? (Паутинки).

— Прочитайте, как паучишка летал.

— Может ли паучишка прилететь обратно? Почему?

(Нет. Взлететь-то может, а где сядет – не знает.)


5. Что делали жуки на старом дубе? (Спорили).

— О чем спорили? (Какой жук лучше.)

— Какие жуки участвовали в споре? (Жук-носорог, жук-олень,
жук-слоник, майский жук, жук-бронзовка.)

— Что узнали интересного о жуках? Расскажите о достоинствах
каждого жука.

— Какой жук не участвовал в споре? (Навозный жук.)

— Почему? (Ему нечем похвастаться.)

— Почему все лесные жители, увидав его или услыхав его
жужжание, радуются? (Он – добрый вестник. Если летает над тропинками, над
дорожками и полянками – значит, будет хорошая погода. А спрячется в норку – жди
дождя.)


1. Какой цветок Мушонок назвал синим шалашиком?
(Колокольчик).

— Кто помог Мушонку найти синий шалашик? (Бабочка.)

— Нужны ли родители мушатам? Почему? (Они могут летать,
едва появляются на свет.)

— Почему колокольчик назван добрым цветком? (Всех пускал к
себе синий шалашик.)


3. Кто по воде не бегает, а катается? (Водомерка).

— Из какого рассказа этот герой? ( Рассказ «Как
Мушонок ноги выбирал».)

— Найдите в тексте и прочитайте, как передвигается по воде
водомерка.

— Как описывает ноги жука-плавунца Юрий Дмитриев?

— Какие ноги у стрекозы? А зачем они такие? (Для того
чтобы в воздухе легче было ловить всяких мух и комаров.)

— Что нового узнали о ногах кузнечика? Жука-жужелицы? Пчелы?

— Что приснилось Мушонку?

— Почему Мушонок решил, что его ноги самые лучшие?

— Какое слово было спрятано? (Чудеса.)

— Что обозначает слово «чудеса»?

— Где встретилось это слово? (Рассказы Юрия Дмитриева из
цикла «Обыкновенные чудеса»: «Тайна березок», «Бархатная дорожка., «Елкины
иголки», «След белого человека., «Зеленое и желтое».)

Физкультминутка

— Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла
«Обыкновенные чудеса»
. О каких чудесах говорит автор?

— Назовите главных героев рассказа «Тайна березок».

— Найдите в тексте и прочитайте, какие сравнения использует
автор, описывая семена березок.

— Как вы думаете, в чем главная мысль этого рассказа?

— Какую тайну раскрывает Аленка в рассказе «Бархатная
дорожка»?

— Почему зеленую дорожку автор называет «бархатной»?

— Какую тайну про елку узнала Аленка в рассказе «Елкины
иголки»?

— Как автор рисует времена года? Какие краски дает он каждому
сезону?

— Какое растение индейцы назвали «след белого человека»?
(Подорожник)

— В рассказе «След белого человека» найдите и прочитайте, что
автор говорит о подорожнике.

— Почему подорожник растет только у дороги?

— Почему это растение индейцы называют «следом белого
человека»?

— Найдите в тексте и прочитайте, как расселяются растения.

— Кто помогает семенам путешествовать?

— Как автор объясняет Аленке, почему осенью листья на
деревьях становятся желтыми?

— Какие сравнения использует автор в этом рассказе?

— Почему, несмотря на то, что листья пожелтели, и наступила
осень, настроение в этом рассказе жизнеутверждающее?

V. Работа с выставкой книг.

Книги Ю. Дмитриева: «Большая книга леса», «Здравствуй,
белка!», «Как живешь, крокодил?», «Необыкновенный охотник», «Человек и
животные».

— Природа на протяжении всей истории человечества была
основным источником существования людей. И люди эксплуатировали ее, не
задумываясь ни о чем. И даже с гордостью объявляли себя завоевателями,
покорителями природы. В течение долгого времени люди жили не в содружестве с
природой, а как бы в постоянной борьбе с ней, не понимая, что природные
богатства могут истощиться. И только недавно поняли: с природой не воевать надо,
не покорять ее, а дружить с ней и беречь ее. Много бед натворили люди на нашей
планете своими непродуманными действиями.

Вот об этом пишет Юрий Дмитриев. Его книги воспитывают
уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что тебя окружает.

Конечно, человек не может обойтись без всего того, что дает
ему природа. И именно поэтому с природой надо заключить союз. Но, чтобы такой
союз заключить, надо знать характеры и привычки обитателей природы, своих
союзников: изучать их жизнь, много путешествовать и читать, встречаться с
опытными, бывалыми людьми, надо быть добрым и терпеливым.

Юрий Дмитриев любит своих героев, ему симпатично все живое,
окружающее его. И он убежден: каждый человек не только может, но и должен
относиться к окружающему миру природы с интересом и уважением. Надо обязательно
понимать роль и место животных и растений в жизни нашей планеты и, конечно, роль
каждого растения и каждого животного, которых ты часто встречаешь, потому что в
природе нет мелочей, из мелочей складывается главное. И еще Юрий Дмитриев хочет,
чтобы люди не были только пассивными созерцателями, всем своим творчеством он
призывает к активно-бережному отношению к природе.

— Сегодня на нашей выставке представлена книга рассказов Юрия
Дмитриева под общим названием «Таинственный ночной гость». Это
рассказы о животных, которые попадали в беду и обращались за помощью к человеку.
(Рассматривание книги и иллюстраций).

— Из этой книги я хотела вам почитать первый рассказ, который
называется, как и вся книга, «Таинственный ночной гость». Это история о
маленькой синичке, которая, замерзая, обратилась за помощью к человеку. (Чтение
рассказа учителем).

— Понравился вам этот рассказ? Скажите, какое настроение
хотел передать автор? Какая главная мысль его рассказа?

— Мы с вами закончили чтение рассказов о природе Юрия
Дмитриева. Думаю, что они вам понравились. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь
к этому автору и самостоятельно прочитаете его добрые, смешные, грустные истории
про животных, которые живут на нашей планете.

VI. Итог урока.

— Урок я хочу закончить словами Мушонка: «До чего же
интересно жить в лесу!» Так и живет Мушонок – уже большой стал, а все не
перестает удивляться лесным чудесам».

VII. Домашнее задание.

Кроссворд

img1

Литература:

1. Молчанова Т. Уроки внеклассного чтения. Газета «Начальная
школа». – М.: Издательский дом «Первое сентября», №41, ноябрь, 2003.

Книги Юрия Дмитриева

Откройте большой том «Человек и животные». Начните читать. И вы узнаете, как жили и охотились первобытные люди, как поклонялись животным и приносили им жертвы. Ещё вы узнаете, как люди проклинали, обвиняли во всевозможных грехах и судили животных…

Чтение этой книги – увлекательное занятие. И вам не придётся скучать, ведь автор – замечательный писатель-натуралист Юрий Дмитриев (1926-1989). Вместе с ним легко запомнить, как и когда возникла наука о животных, кто были первые зоологи.

Трудно рассказать обо всех книгах, написанных Юрием Дмитриевым. Внушительные тома и книжки не толще тетрадок, яркие суперобложки энциклопедий и скромные бумажные переплёты… Больше семидесяти книг! А ещё – фотоальбомы, научно-художественные книги и повести, сборники рассказов и сказок, журналы и газеты со статьями писателя. Большинство этих книг о природе…

«Я уже давно заметил, — признавался Юрий Дмитриев, — мы почти никогда не обращаем внимания на то, что находится рядом с нами, и думаем, что интересное, необычное где-то там, далеко-далеко».

Всё, о чём бы ни рассказывал писатель, на первый взгляд привычно, обыкновенно. Но внимательный взгляд автора замечает такие мелочи, без которых невозможно представить знакомый нам пейзаж. Вот шелестит сухими прошлогодними листьями чёрная жужелица, или гудит попавшая в лужу пчела, пытаясь выбраться, или качнётся на ветру и рассыплется белый одуванчик, и полетят семена над зелёными травами… Как говорят, удивительное рядом, надо только присмотреться.

Откроем «Большую книгу леса» и познакомимся с чудо-деревом — берёзой. У неё, например, у единственной из всех деревьев мира, белая кора. И кора эта, отражая солнечные лучи, даже в самый жаркий день, остаётся прохладной! Нашими помощниками, кроме автора конечно же, будут художник и старичок-лесовичок.

Истории о жизни леса одна другой интересней! А природный календарь имеет свои барометры и часы, компасы и загадки. Многим очень понравятся те страницы книги, где написано о том, «почему мы так говорим…». Например, почему используем выражения «ободрать как липку», «развесистая клюква», «Лиса Патрикеевна»?

По словам писателя, ему очень хотелось «помочь людям понять, какой удивительный и прекрасный мир перед нами, где каждое дерево, каждая бабочка, каждая птица — чудо…»

Иллюстрированная энциклопедия «Соседи по планете» — настоящее украшение любой «золотой» полки. Издание яркое, праздничное… Этот справочник можно читать от начала и до конца, а можно, используя алфавитный указатель, отыскивать нужные страницы. Хорошо бы ещё иметь на нашей полке книжки: «Обыкновенные чудеса», «Тропинка в лесу», «Солнцеворот», «Хитрецы и невидимки», «Хоровод лепестков»…

В начале своей литературной деятельности Дмитриев создавал остросюжетные повести, например сборник «Пароль: «Пусть живёт!» читаешь, как хороший детектив, столько неожиданных приключений выпадает на долю защитников природы. Впоследствии писатель отказался от сказочных и приключенческих сюжетов. Он старался объективно изложить научный опыт прошлого и настоящего. Причём ему удавалось сохранить атмосферу чуда, ведь читатель ни на минуту не забывает, что его собеседник – талантливый художник, влюблённый в природу и науку о природе, умеющий изложить научную проблему так, что она становится понятной даже непосвящённому. Взволнованный рассказ писателя приближает читателя к природе, восхищает его «изобретательностью» растений и насекомых, птиц и зверей.

В детстве настольной книгой Юрия Дмитриева была «Жизнь животных» Брема. Мальчик мечтал, что, когда вырастет, обязательно напишет что-нибудь подобное. Окончив школу, Юрий ушёл на фронт, после войны учился в Московском университете и стал работать в школе учителем русского языка и литературы, потом серьёзно увлёкся документальной прозой и целиком посвятил себя художественному творчеству.  

Подобно Брему, писателю удалось создать пятитомник «Соседи по планете». В нём приведены самые новые научные данные о животных. Работая над очередным томом, Юрий Дмитриевич основательно изучал исследования в области биологии, физики, математики. Так, фактический материал переплавлялся в достоверную и увлекательную научно-художественную прозу. Предисловие к «прекрасной и удивительной» книге Дмитриева написал Джералд Даррелл. Многотомник «Соседи по планете» удостоен Международной европейской премии.

Хочется надеяться, что исполнится заветная мечта детского писателя Юрия Дмитриева, и на земле будут жить весёлые птицы и бабочки, деревья и цветы, всё доброе и красивое, а мы с вами будем стараться помогать им жить.

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке – большая, грузная – и тяжело дышала.

Конечно, я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось – всё было некогда, всегда куда-то торопился. А в тот день я не спешил и, присев на корточки, стал рассматривать жабу.

Она не пыталась удрать. Может быть, понимала, что удрать ей всё равно не удастся, а может быть, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе – она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые рассказывают об этих животных. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но вот сейчас, разглядывая сидящую передо мной жабу, я понял, что это неправда, что не такая уж она уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вон там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. Чтоб она каким-то образом попала во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но, наверное, ей действительно понравился наш двор, если она поселилась в нём.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу. В жаркие дни она тихонечко сидела в маленькой ямке или густой траве, прячась от горячих лучей и ожидая сумерек, в пасмурные же дни я встречал её и довольно далеко от старого пня.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидает меня.

Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек — её нигде не было. Пошарил в траве — нет. И вдруг увидал тёмный бесформенный клубочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!

Некрасивая… А я видел перед собой её удивительные, золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными передние лапы, и мне казалось, что была она очень красива.

Ну почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Фоксик — четырёхмесячный жесткошёрстный фокстерьер — увязался за мной в лес. Я пытался прогнать его, стыдил, даже ругал, на него это не действовало — наклонив свою лобастую голову, он упрямо шёл за мной, правда, держась на почтительном расстоянии. Видимо, очень уж хотелось ему пойти со мной в лес. В конце концов я махнул рукой и перестал обращать на него внимание. Фоксику только это и надо было. Почувствовав, что меня можно уже не опасаться, он с весёлым лаем ринулся вперёд и исчез в кустах.

Я шёл по дороге, а Фоксик время от времени давал о себе знать лаем, который раздавался то слева, то справа.

Вдруг Фоксик умолк. Прошло несколько минут, и я снова услышал его голос. Но на этот раз голос собаки звучал как-то необычно, и я сразу понял: пёс звал меня.

Я пошёл на голос собаки.

На крошечной полянке, плотно окружённой со всех сторон кустами, стоял Фоксик. А против него, буквально нос к носу,— молодой барсук. Я сразу догадался: Фоксик впервые в жизни увидел барсука, удивился и решил, видимо, что и меня заинтересует это загадочное существо.

Увидав меня, Фоксик залаял ещё громче. И в его голосе появились грозные нотки. Ещё бы! Теперь-то я был рядом, и Фоксик чувствовал себя могучим и непобедимым.

Барсук по-прежнему стоял не шелохнувшись.

А Фокс лаял, призывая меня к действиям. Но я поступил иначе: прислонился к дереву и стал ждать. Пёс на несколько секунд умолк, а когда снова залаял, в его голосе я уловил нотки удивления. «Что ж ты,— как бы говорил он,— почему не торопишься?»

С каждой минутой он удивлялся всё больше и всё настойчивее звал меня что-то предпринять. Но я по-прежнему не двигался с места. Тогда Фокс стал меня упрекать, потом просить, и, наконец, в голосе его появились жалобные нотки. Не поворачивая головы, он косился на меня, и в его взгляде было всё — и недоумение, и упрёк, и даже испуг. Да, Фокс испугался. Он испугался, что я никогда не вмешаюсь и ему или придётся всю жизнь стоять нос к носу с этим страшным зверем, или позорно бежать, подставив спину. А чем всё это может кончиться — кто знает?

Наконец Фоксик стал так жалобно повизгивать, что я не выдержал, подошёл к нему, взял за ошейник и оттащил в сторону. Барсучонок не сразу понял, что произошло. А когда сообразил — стремительно повернулся и бросился в кусты.

Всю обратную дорогу Фоксик бежал рядом со мной, то удивлённо повизгивая, то пытливо заглядывая мне в лицо, будто прося объяснить моё сегодняшнее поведение.

Но я ничего не стал объяснять. Когда Фоксик подрастёт, станет взрослой и умной собакой, он сам поймёт, что, если уж сталкиваешься с кем-нибудь нос к носу, надеяться в первую очередь надо на себя.

Летом наш старый дом утопал в зелени. Стоило открыть окно, как в комнату врывались ветки сирени, и даже яркими солнечными днями в квартире царил зелёный полумрак: лучи не могли пробиться сквозь густые заросли дикого винограда, оплетавшего стены дома, закрывавшего окна.

Зимой двор засыпало снегом, и мы ходили от дверей до ворот по узенькой тропинке, которую чуть ли не каждый день приходилось расчищать. И трудно было поверить, что дом наш — в Москве, что в нескольких шагах от него — стоит лишь свернуть за угол — шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Именно такая тишина стояла и в ту ночь.

Я сидел за столом и читал. В комнате было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. О том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра, который время от времени швырял пригоршни снега в окно, да по скрипу старой ветлы. Вдруг среди этих звуков я уловил новый: кто-то осторожно стучал в окно. Потом стук прекратился, но вскоре повторился снова. Было уже очень поздно — кто же это мог стучать? Новый порыв ветра заглушил все звуки, а когда стало тише, опять послышалось лёгкое постукиванье по стеклу.

Прошло несколько минут, и мне стало казаться, что кто-то пытается открыть форточку — во всяком случае, старается просунуть какой-то тонкий инструмент в щель. Я быстро погасил свет и отдёрнул штору. Но за замёрзшим стеклом никого не было. Немного подождав и убедившись, что больше никто стучит и не пытается открыть форточку, опустил штору и зажёг лампу. И тут снова послышался стук, потом кто-то опять завозился у форточки. Но на этот раз невидимка действовал как-то тихо и неуверенно. Затем что-то царапнуло по стеклу, и наступила тишина – даже ветер прекратился. Я опять погасил лампу, отдёрнул штору. Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворённые сугробы искрились в голубоватом свете луны.

Стук больше не повторялся.

Утром я вышел из дома и, увязая чуть ли не по колено, стал пробираться к окну: мне хотелось посмотреть, не оставил ли таинственный ночной гость каких-нибудь следов. Нет, на снегу не было ни одного пятнышка, ни одной вмятинки. Только на притолоке окна лежала полузанесённая снегом, окоченевшая синичка.

Вот он, таинственный ночной гость! Замерзая, синичка стучала в окно, может быть, единственное во всём доме освещённое окно, просила помощи. И что стоило мне открыть форточку?! Но я не догадался…

Следующей ночью я долго не мог уснуть: мне казалось, что вот-вот раздастся лёгкий стук в стекло или кто-то начнёт возиться у форточки. Я ждал долго. И вдруг…

Я быстро оделся и вышел во двор. была морозная безоблачная ночь, и я мог хорошо разглядеть окно своей комнаты. Но птички я не увидал. А в стекло постукивала оторвавшаяся лоза дикого винограда, которую трепал ветер.

Вернувшись в комнату, я закрыл форточку сел к столу. Но почему-то в комнате стало очень холодно. Неужели комната успела так остыть из-за открытой на несколько минут форточки? Я подошёл к тёплой печке и постепенно стал согреваться. Во всяком случае меня перестало знобить. Но где-то внутри, наверное, где-то под сердцем, по-прежнему было холодно. И я знал: этому никакая печка не поможет.

Я пытался себя утешить тем, что не виноват в гибели птички: разве мог я догадаться, кто и зачем стучит в окно? Однако холодок не проходил.

Да, конечно, я не виноват в гибели птички. Но разве в этом дело? Надо, надо всё-таки, наверное, открывать форточки, окна, двери по первому требованию, по первому стуку: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи!

Зимой в лесу, если нет протоптанной тропинки или наезженной дороги, особенно не походишь. Разве что на лыжах. Большинство людей любят бегать по лесу на лыжах. Особенно если есть уже хорошая, накатанная лыжня. Я тоже люблю побегать на лыжах. Но мне гораздо интереснее ходить в лес читать «белую книгу».

После снегопада снег в лесу недолго остается нетронутым — пройдёт совсем немного времени, и то здесь, то там зачернеют шишки, упавшие с ёлок, затемнеют опавшие хвоинки, появятся сломанные ветром сучки и ветки. Но больше всего появится следов. С каждым часом их становится всё больше и больше – будто звери и птицы торопятся расписаться в «белой книге» зимы. Иногда сразу можно прочитать по следу, кто тут был, что делал.

Вот, например, от дерева идёт след – прямо от ствола начинается, пересекает полянку и у другого дерева исчезает. Ясно – кто-то спустился с дерева, пробежал по полянке и взобрался на другое дерево. Но кто? Ну-ка разберёмся. Впрочем, тут особенно разбираться и не требуется — спереди длинные овальные отпечатки, чуть сзади — маленькие круглые. Такие следы может оставить только белка — она бегает по земле не так, как все зверушки: выбрасывает вперед задние лапы, опирается на них, а передними поддерживает туловище, чтоб не толкнуться мордочкой в снег. Но опирается она не на ступни-ладошки, а целиком на согнутую ногу. Поэтому от    задних и получается длинный овальный след. А передними ногами она опирается лишь на ступни-ладошки. Поэтому отпечаток маленький.

След белки не спутаешь с другими следами. Только вот зачем ей понадобилось спускаться с дерева? Обычно белки спускаются на землю неохотно. Видимо, торопилась куда-то. Или слишком много снега оказалось на ветвях — прыгать неудобно. Ну ладно, это ее беличье дело.

Следы мышей тоже легко распознать — изящная бисерная цепочка. У некоторых цепочка — и всё. Это бежали бесхвостые полёвки. А у некоторых, например у лесной или домовой мыши, ещё время от времени рядом с цепочкой виднеется чёрточка — след от хвоста. Вот по такому следу я однажды шёл, шёл просто так, вовсе не ожидая, что через несколько шагов узнаю очень любопытную историю.

Мне захотелось выяснить, куда бежит эта мышка, что заставило её вылезти на снег. Ведь мелкие лесные грызуны большую часть времени проводят под снегом. Там тепло, не так опасно и еды много — корешки, семена растений и другие мышиные лакомства. Зимой в норках у мышей нередко появляются детишки. И заботливые родители перевозят их на «дачи» — в норках слишком тепло и душно, и мыши-родители устраивают гнездышки прямо на земле под снегом. Так что вряд ли без особой надобности вылезают мыши зимой на снег. Но узнать, зачем понадобилось этой выбираться из-под снега, мне не удалось.

Сначала следы мыши шли ровной цепочкой, как и полагается. Но вот цепочка стала уже не такой ровной. Что случилось? Я огляделся и увидал другие следы — гораздо крупнее. Следы горностая — грозы мышей. Горностай появился сбоку и бежал наперерез мыши. Значит, мышь заметила опасность и припустила изо всех сил. Но, конечно, от горностая ей не уйти. Я был уверен, что вот сейчас сделаю несколько шагов и прочту на снегу об обычной лесной трагедии… Но развязка оказалась совершенно неожиданной. Вот что я прочитал на снегу.

Горностай уже почти догнал мышь — деваться ей некуда. Но тут на её пути оказался отрезок трубы. Летом невдалеке велись какие-то строительные работы, и кусок трубы длиной примерно в метр, видимо, бросили или забыли. Труба была сверху запорошена снегом, намёл ветер снег и внутрь. Вот в эту трубку и кинулась обезумевшая от страха мышь. Горностай, конечно, бросился за ней. Он молниеносно проскочил трубу и, наверное, уже собирался схватить мышь, как вдруг обнаружил, что не только мыши, но и следов её нет на снегу. Прямо за трубой был совершенно чистый снег. Горностай остановился в недоумении — куда же девалась мышь? Потом бросился в одну сторону, вернулся, кинулся в другую. Нет, мышь исчезла буквально бесследно. Он опять вернулся к трубе, обежал её вокруг, заглянул внутрь — мыши не было нигде. Горностай сделал ещё несколько попыток найти так неожиданно, таинственно и непонятно исчезнувшую мышь и поскакал прочь.

Ему было, видимо, очень обидно: ведь добыча ушла из-под носа в самом прямом смысле слова!

Ну а действительно, куда же девалась мышь?

Выскочив из трубы, мышь не побежала дальше, а, изловчившись, прыгнула на трубу и замерла. И сидела она на трубе не шелохнувшись всё время, пока горностай бегал вокруг. Сидела так тихо, что, наверное, даже дышать боялась: ведь стоило ей чуть-чуть пошевелиться, как горностай сначала услышал бы её, а потом и увидел. Вскочить же на трубу ему ничего не стоило. Но горностай не услышал, не увидел и не почувствовал мыши. А мышь ещё долго не решалась покинуть своё спасительное убежище — снег на трубе был весь затоптан её лапками.

Наконец мышь отважилась спуститься. И снова потянулась ровненькая цепочка маленьких следов. Но теперь они вели в обратную сторону. Видимо, горностай так напугал мышь, что она либо забыла, куда бежала, либо решила отложить свои дела на другой день.

Литература

1. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. Рисунки Г. Никольского и Н. Молокановой // http://kid-book-museum.livejournal.com/796661.html

2. Иванов А. Когда сбывается мечта // Юный натуралист. – 1986. — № 1.

3. Плешаков А. Договор на всю жизнь // Пионер. – 1982. — №1.

  • Рассказ юлии с красавица для чудовища
  • Рассказ этот мальчик виктор голявкин распечатать
  • Рассказ ю яковлева багульник слушать полностью
  • Рассказ это небольшое повествование в котором описано одно или несколько событий с
  • Рассказ это жанр художественного стиля