Рассказ юрий коваль воронья любовь

Урок литературы коваль юрий иосифович. 1938-1995 родился 9 февраля 1938 года в москве у красных ворот. отец долгие годы служил

Урок литературы Коваль Юрий Иосифович.

(1938-1995)

            Родился  9 февраля 1938 года в
Москве у Красных ворот. Отец долгие годы служил в МУРе. Мать – врач-психиатр.

             «В соседнем доме, между прочим,
жил когда-то Гоголь – вспоминал он, — а из окна моей комнаты было видно место,
где совсем недавно стоял домик Лермонтова. А если пройтись немного, пересечь
старый парк, то как раз выйдешь в Харитоньевский переулок к дому, в котором
часто бывал Пушкин. Видимо по этой причине в нашем доме никто не сочинял
стихов, и я не решался, пока не переехал в Сокольники».

               Так, чуть не с рождения,
началась его учёба у классиков. Гоголя он полюбил в раннем детстве, вслед за
отцом и его украинскими родичами – замечательными смехочами и большими поклонниками
этого писателя.

                А потом, в первые послевоенные
годы была школа. И прекрасный учитель литературы – Владимир Николаевич
Протопопов. Всю войну провоевавший, он только что демобилизовался и ещё не
оставил походных привычек: на урок приходил не с портфелем, а с рюкзаком. Вынет
буханку хлеба, отрежет кривым ножом и начинает есть. А потом: «Ну, Юра,
расскажи про «Евгения Онегина». Жил этот учитель в школе и любил работать
ночами. Приглашал к себе часто и Юру.  Никогда не забыл Юрий Иосифович те ночи
в учительской: тишина вокруг мёртвая, только трубка педагога попыхивает. И
стихи: Пастернак, сонеты Шекспира. «Вот когда я стал грамотным человеком» —
вспоминал Юрий Коваль.

                  Учиться он не ленился и
дальше. В пединституте одна из его курсовых работ была посвящена юмору Михаила
Зощенко. И хотя этот юмор вроде бы и не сказался на том, что позднее сочинил
писатель, всё же, наверное, изучение Зощенко не прошло даром. Зощенко, ведь, не
только юморист; Зощенко – и прекрасное чувство стиля, это и ёмкое, меткое,
живописное народное слово…

                 Позднее Коваль очень полюбил 
Ивана Сергеевича Тургенева. Когда его спросили, любит ли он тургеневские
«Записки охотника», глаза его вспыхнули восторженным блеском. «Это моя
настольная книга» — ответил он.

                   В учёбе у Чехова,  Коваль
не признался, но многие его рассказы, особенно концовки, заставляют вспомнить и
об этом учителе.

                  Писать Юрий Иосифович начал
ещё в школе. Именно тогда появились первые школьные стихи:

Метели летели,

Метели мели,

Метели свистели

У самой земли.

                                                                      
«От Красных ворот»

                    Позже, когда Коваль
поступил в пединститут на филологическое отделение, он серьёзно увлёкся
авторской песней. В это время там учились Юрий Визбор, Юрий Ким, Юрий Ряженцев
и все сочиняли и пели песни.

                   Впервые печататься начал в
институтской многотиражке.

                    Год учительствовал в
Татарии, в сельской школе. Работа учителя оказалась для будущего писателя
творческой поневоле, а поэтический дар и талант живописца проявлялись на уроках
русского языка и литературы, географии, рисования. А когда вернулся в Москву,
привёз с собой новые стихи, рассказы, рисунки. Рисовал он всегда, в институте
даже второй диплом получил учителя рисования.

                   В Москве Юрий Иосифович
работает в школе, печатается в «Пионере», «Мурзилке», «Смене», «Огоньке».

                   В 1965 году принимает
деятельное участие в создании нового литературно-критического журнала «Детская
литература». В 1967 году выходит первое самостоятельное произведение — «Станция
Лось».

                     В 1968 году Юрий Коваль
отправляется в творческую командировку в пограничную часть с художником В.
Лосиным. Ему надо было написать стихи о пограничниках. Итогом поездки стал
потрясающий  рассказ о пограничной собаке «Алый», который писатель считает
началом своей писательской деятельности. Молодой солдат Кошкин видит в Алом
верного друга, чуткого собеседника, который знает и понимает не меньше любого
человека. Когда Алый погибает, читатели испытывают боль и ощущение
несправедливости жизни.

                       1969 год был для
писателя урожайным. Выходят: сборник его стихов «Слоны на Луне», рассказы
«Особое задание» и «Путешествие за границу».

                     «Сюжеты моих книг впрямую
связаны с моей биографией» — писал Юрий Коваль. Материалом для сборника «Чистый
Дор» (1970) и повести «Приключения Васи Куролесова»(1971) стали «детективные
истории», рассказанные  когда-то отцом писателя.

                        1972 год –
своеобразный рубеж. Вышел сборник «Листобой», Юрия Иосифовича принимают в Союз
писателей СССР и он становится лауреатом Всесоюзного конкурса за лучшее
произведение для детей.

                      Событием писательской
биографии стала повесть  «Недопёсок»(1975). В основу повести положен
собственный учительский опыт и впечатления от посещения зверофермы, на которой
работал бригадиром его друг.

                        В последующие годы
писатель оригинально и плодотворно продолжает разрабатывать малые жанры: прежде
всего рассказ и сказку. Почти ежегодно выходят сборники его рассказов:

«Пять похищенных монахов» (1977)

«Стеклянный пруд» 1978)

«Картофельная собака» (1979)

«Заячьи тропы» (1980)

«Белозубка» (1982)

«Журавли» (1983).

                      В 1983 году Юрий
Иосифович награждён дипломом Аркадия Гайдара. Этапной для Юрия Коваля стала
книга «Самая лёгкая лодка в мире» (1984) – где герои стремятся найти самый
верный путь к мечте и к самим себе.

                       Писатель открыл
богатейшие залежи русской речи, создав замечательную книгу «Полынные сказки»
(1989) и повесть «Шамайка», где чужое слово Э. Сетон-Томпсона лишь
свидетельство оригинальности, написанное Ю.Ковалем.

                     Последняя книга писателя
—  «Опасайтесь лысых и усатых»(1993), включает в себя роман «Суер-Выер»,
рассказы, литературные портреты. В этой книге Коваль выступает как
художник-иллюстратор.

                    В последние годы Юрий
Коваль работал и как писатель, как живописец, и как сценарист (сценарий
мультфильма по сказкам Бориса Шергина).

                  Ушёл их жизни полный
творческих планов 2 августа 1995 года.

Литература:

1.         Коваль Ю. И. Картофельная собака. 
/Юрий Коваль – М,: Детская литература, 1979. – с.44 – 53.

2.         Корф.О.Б. Детям о писателях. ХХ век
от А до Н. / О. Б. Корф. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 2006. – с.40-41.

3.         Писатели нашего детства. 100 имён.
Биографический словарь в 3-х ч. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – с.208-212.

4.         Русские детские писатели ХХ века:
Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта: Наука. – 1998. – с.224-226.  

Вопросы к обсуждению

 рассказа Ю.Коваля «Белозубка»:

1.         Почему рассказчик решил, что мышь –
не простая?

2.         Каким способом он решил обезвредить
её?

3.         Кто пришёл на выручку Белозубке?

4.         Белозуб: какой он, как он себя
ведёт?

5.         Расскажите о поведении третьей мыши
– Сыщика ?

6.         Почему, уходя рассказчик не
отпустил пленников?

7.         Мышиное семейство: каким автор
представляет его?

8.         Нравственные уроки рассказа.

Вопросы к обсуждению

 повести Ю.Коваля  «Недопёсок»:

1.         «Недопёсок Наполеон III был важный
зверь». За что его уважал директор? (Цвет – платиновый, новая порода –
некрасовская)

2.         Расскажите о поведении песцов на
воле? Кто из песцов, на ваш взгляд, наиболее приспособлен к жизни на воле?

3.         Как сложились отношения Наполеона с
собаками? Почему Пальма взяла Наполеона под защиту и покровительство?

4.         Каким делом был увлечён дошкольник
Серпокрылов? Расскажите о его отношении к песцу? Чем оно отличалось от других?

5.         Почему ребята не захотели отдавать
песца на ферму? На какое предложение директора они откликнулись? Чем оно
привлекло их?

6.         Куда же бежит песец?

7.         О чём заставила нас задуматься эта
повесть?

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Конспект занятия по обучению пересказыванию в подготовительной группе / Ю. А. Кутепова, А. А. Здоровец, А. А. Лащенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6748/ (дата обращения: 05.01.2022).


Тема:

Рассказ Ю. И. Коваль«Стожок».


Цель:

обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.

Обучающая- формировать целенаправленное восприятие и анализ текста, развить навык планирования пересказа (с опорой на наглядность);

Речевая- закреплять навык у детей грамматически правильно оформлять свое высказывание, продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

Воспитательная- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.


Оборудование и


материалы:

рассказ Ю. Коваль «Стожок»,графические схемы для рассказа, конверты, разрезанная картинка, меховая жилетка, платочек,шляпка, очки.


Этапы образовательной деятельности


Деятельность педагога


Деятельность детей


1. Организационно-мотивационный


Приветствие детей

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».


Здороваются с


воспитателем.


Мотивация на деятельность

Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки.


Раздаю детям подсказки.


Дети ищут конверты с


фрагментами разрезной картинки.

Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например предлог под и картинку с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т. д.)

Молодцы, ребята, вы нашли все конверты. Давайте откроем их и посмотрим, что в них лежит. В них лежат какие-то фрагменты.

Как вы думаете, мы можем собрать их в одну картинку? Конечно, можем, давайте прямо сейчас их соберем.


Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя.


Дети собирают фрагменты разрезанной картинки.


2. Основная часть


Беседа

Ребята, посмотрите, кто изображен, на картинке?

Правильно, на ней изображен медведь.

А какие сказки вы знаете, с этим животным?

Да, правильно, есть очень много различных сказок, в которых героем является медведь.

А я хочу вам сейчас зачитать отрывок из одного рассказа, который написал детский писать Ю. И. Коваль и называется этот рассказ «Стожок». Он очень интересный и поучительный.

А вы вспомните, есть ли медведь в этом рассказе?


Выставляю графические схемы.


Дети отвечают на вопросы.


Чтение отрывка из рассказа

У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.


Слушают рассказ.


Чтение рассказа

Ребята, вы вспомнили, есть ли медведь в этом рассказе?

Да, мы с вами уже читали этот рассказ, а сегодня мы будем его пересказывать. Поэтому сейчас я прочитаю вам рассказ «Стожок» ещё раз и мы вспомним, что же случилось с героями этого рассказа.


Чтение рассказа Ю. Коваль «Стожок».


Отвечают на проблемный вопрос.


Беседа


Как звали героев рассказа?

Правильно, героев рассказа звали дядя Зуй и Нюрочка.


Что забыл летом в


лесу дядя Зуй?

Правильно, дядя Зуй летом забыл привести сено из леса.


Кто привез сено из леса?

Сено из леса привез дядя Зуй.


Кто встретил дядю Зуя в


деревне?

Дядю Зуя встретила Пантелеевна.


Что она сказала дяде Зую?

Ты чего, Зуюшка, привез?


Что ответил Зуй?

Сено, Пантелеевна, чего же еще?


Кого Пантелеевна увидела на возу?

На возу Пантелеевна увидела медведя.


Как медведь соскочил с


телеги?

Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.


Кто стал собираться около саней?

Около саней стал собираться народ.


О чем говорили люди?

Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.


Где медведь сделал себе берлогу?

Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.


Дети слушают рассказ.


Дети отвечают на вопросы.


Физкультурная минутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К турнику я подхожу,

Перекладину беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Стройным, крепким быть желаю!

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступайте к тренировкам!


Выполняют физминутку.


Повторное чтение рассказа


Рассматриваем графические схемы

Послушайте рассказ ещё раз и хорошо его запомните.


Повторно читаю рассказ.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать этот рассказ, но помогут нам в этом графические схемы. Посмотрите, каждая схема означает действие, которое происходит в рассказе. С помощь этих схем, у вас хорошо получится пересказать рассказ.


Слушают рассказ.


Рассматривают графические схемы.


Пересказ детей с


опорой на графические схемы.

Но пересказывать рассказ мы будем от лица самих персонажей. У нас есть шляпка, меховая жилетка, платочек и очки. Это предметы персонажей рассказа. Кому я дам шляпку, будет автором рассказа. Кому я дам меховую жилетке, будет дядей Зуем, у кого будет платочек будет произносить слова Нюрочки и у кого будут очки будет Пантелеевной.


Раздаю детям атрибуты.

Каждый из вас должен говорить только слова вашего персонажа. Остальные ребята, внимательно слушают, потому что может понадобиться помощь.


Выслушиваю пересказ детей.


Пересказывают рассказ от лиц персонажей.


Оценка пересказа.

Ребята, молодцы! У вас получился очень хороший пересказ рассказа. У вас получился последовательный рассказ. Ваня, молодец, он добавил звукоподражание своему герою. Настя, умничка, она запомнила все слова своего персонажа. И Катя молодец, она красочно рассказала как медведь слез с телеги.

Ребята, как вы считает, у них поучилось пересказать рассказ?

Конечно, все большие молодцы, все справились!


3. Заключительная часть

Ребята, как назывался рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали?

Вам было легко или сложно его пересказывать?

Кто хочет оценить ребят, которые пересказывали рассказ?

Хорошо, молодцы все ребята. Ребята, которые сегодня пересказывали, хорошо справились со своим заданием.

Все сегодня активно отвечали на вопросы.

Ребята, которые слушали пересказ рассказа, вели себя тихо и уважали своих товарищей, не мешая им.


Отвечают на вопросы.


Дают оценку другим детям.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.     
Мотивация к учебной деятельности.

—  Здравствуйте, ребята!

Меня зовут  Виктория Алексеевна. Сегодняшний урок
литературного чтения буду вести у вас я.

— Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте,
что вы находитесь в лесу. Вы чувствуете лесную прохладу, и лучик солнца,
который просочился сквозь густые кроны деревьев. Рядом с вами бежит куда-то
звонкий ручеек, вытачивая своим течением рисунки на камнях и почве. Над вами,
поют, сидящие на ветках и стволах деревьев, птицы. Где-то в кустах прошуршал
прошлогодней листвой зверек. Вы делаете глубокий вдох, чтобы вдохнуть
свежесть весеннего, лесного воздуха, а затем делаете медленный выдох и
открываете глаза.

Приветствуют
учителя, присаживаются на места.

Закрывают
глаза, слушают звуки природы и рассказ учителя.

2.     
Актуализация знаний и фиксирование
индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.


Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Как вы
думаете, куда мы с вами отправимся?


Ребята, скажите, а вы были в лесу?

— Расскажите, что вы интересного
видели там?

— В лесу очень тихо, слышно пение
птиц. Каких птиц можно услышать в лесу?

 (картинки
перевернуты и заранее прикреплены на доску). 


Я буду вам читать загадки, а вам нужно отгадать, что это за птица.

1.  В
полдень жаркий слышу вдруг:

«Тук-тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!»
Барабанщик на опушке.

Отбивает в такт кукушке.
В шапке красной, в сюртучке,
Примостившись на сучке,
Белоснежный весь с бочков.

Ищет он в коре жучков.
Бьёт он клювиком всё чаще.

И разносится по чаще
Барабанной дроби звук:
» Тук-тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! «
Лесоруб он и ваятель.
Кто же это, детки? …

2.     
Нам часто
слышится в леску
.

 Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка.

В чужом гнезде снесла яичко?

3.      Птица с ярко-жёлтой грудкой,
Чёрный верх. Незлобный вид.
Но рассердится – и жутко
Кошкой птица закричит.

-Это
птицы – жители леса. Вы слышали их голоса? Какие звуки они издают?

В
лес.

Да

Рассказывают
свои впечатления о прогулке по лесу.

Сова,
дятел, кукушка и др.

Отгадывают
загадки.

Дятел

Кукушка

Иволга.

Да

Кукушка
— ку-ку

Дятел
– тук-тук

Иволга
— мяукает (подражает кошке).

3.
Выявление места и причины затруднения.


Ребята, сегодня мы будем читать с вами еще об одном жителе леса, а о ком вы
узнаете, отгадав загадку.

Вот
пересмешники лесные,

На крыльях пятна голубые,
Они угроза чужакам,
От них повсюду шум и гам,
Зимою жёлуди едят,
И всех букашек истребят.

(Учитель
выставляет на доску изображение сойки)

-Вам
знакома эта птица? Вы слышали, как она поёт?

Познакомиться
с ней поближе,  и представить, как она поёт, нам поможет писатель Ю. Коваль в
своём рассказе «Три сойки».

Отгадывают
загадку.

Сойка.

Да./Нет

4.     
Построение проекта выхода из
затруднения. ( Определение темы и постановка цели урока)


Ребята, скажите, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?


А какую же цель мы с вами поставим?


Молодцы!

Ю.
Коваль « Три сойки»

Изучить
произведение Ю. Коваля « Три сойки».

5.     
Реализация выбранного плана по
разрешению затруднения.


Ребята, я вам предлагаю познакомиться с биографией Юрия Коваля, (биография на
слайде, учитель читает биографию).

Ю́рий Ио́сифович Кова́ль

Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938
года
 в семье работника милиции и писателя Иосифа
Яковлевича Коваля
[3]
. Мать — Ольга Дмитриевна Колыбина, дочь сельской
учительницы из деревни Леплейка Инсарского уезда
Пензенской губернии[4]. По специальности врач-психиатр, работала главным врачом
психиатрической больницы в Поливаново под
Москвой, где Юрий провёл бо́льшую часть своего довоенного детства. В Москве
Ковали проживали на 
Цветном бульваре.

Во время войны семья некоторое время
жила в эвакуации в 
Саранске. В 1945
году
 Юрий Коваль поступил школу.  «Страсть к слову»
проявилась у него ещё там, когда они вместе с приятелями сочиняли стихи на
уроках: «Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках
вместо того, чтобы решать задачи по алгебре».
[5]

В 1955
году
 Коваль поступил в Московский
государственный педагогический институт им. Ленина
, на факультет русского языка и литературы. Первые рассказы
Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 
1956
году
, причём за них автору даже была присуждена премия в размере
50 рублей.
[6]

В институте Коваль получил диплом
учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя
рисования.. Юрий Коваль интересовался рисунком, живописью, мозаикой, фреской,
и впоследствии не раз экспонировался как на совместных выставках, так и на
персональных, а также выступал в качестве 
иллюстратора к своим (и не
только своим) книгам.

]

После института Юрий Коваль был послан
по распределению в село 
Емельяново Лаишевского
района
. Там он до 
1963
года
 работал в школе, был преподавателем различных предметов:
русского языка и литературы, географии, истории, пения и др.

До 1966
года
 Юрий Коваль работал преподавателем русского языка и
литературы в школе рабочей молодёжи. Затем он поступил на работу в журнал «
Детская литература», однако через полгода был уволен. В 1968
году
 Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку
к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и
рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь».

 Написав «Чистый Дор», Коваль понял
«главное своё кредо»: «Менять жанр как можно чаще. То есть с каждой новой
вещью менять жанр. Скажем, сегодня — лирические рассказы, завтра —
юмористические рассказы».
[5] В жанре юмористического детектива была написана повесть
«Приключения Васи Куролесова» (
1971
год
), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981
год
)

.

В 1972
году
 Юрий Коваль становится членом Союза писателей СССР.

В конце 1970-х по произведениям Коваля
снимают сразу два фильма — «
Недопёсок Наполеон III» (1978) и «Пограничный пёс Алый» (1979
год
), в обоих за кадром звучат его песни

Юрий Коваль любил путешествовать,
особенно в глухие уголки и маленькие деревни 
Урала и русского Севера, где он порой жил неделями и месяцами.
В 
1984
году
 Коваль даже начал строительство своего дома на Цыпиной
горе, однако этот дом не был достроен, и впоследствии Коваль жил в другом
своём деревенском доме в Плутково на реке 
Нерль, недалёко от Калязина.

Юрий Коваль умер дома в Москве 2 августа 1995 от обширного
инфаркта.

— Ребята, скажите, что вы запомнили из
биографии Ю. Коваля?

Слушают
учителя.

Рассказывают,
что запомнили.

6.     
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи.


Ребята, давайте откроем страницу 106 в учебнике.

Сейчас
я прочту рассказ Ю. Коваля « Три сойки», а ваша задача внимательно слушать и 
следить.( читаю рассказ, прошу продолжить за мной несколько учеников).


Ребята, какие чувства и эмоции у вас вызвал этот рассказ?

-Вам
понравился этот рассказ?

-Кто
рассказал нам эту историю? 

-Какова
ее тема?

-Найдите
описание соек в тексте, прочитайте.

-Это
красивая птица?

-Внешность
соек соответствует их голосу? Красиво они поют?

-Найдите,
как автор описывает их песню.

Прочитайте
информацию на плакате летучей мыши.

-Как
называется прием, который использовал Ю. Коваль?

-Какие
слова – названия действий говорят о том, что сойки пели громко?

-Как
вы понимаете значение выражения «драть горло»?

-Какие
слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие звуки в них повторяются
(они выделены в словах).

-Как 
вы думаете, понял ли автор, о чем говорят птицы? Подтвердите свой ответ.


вам понравилось, как автор расшифровал разговор птиц?

-Чем же должен обладать человек, чтобы понимать речь
животных?

Прочтите
диалог Кота и Миши.

 Кот считает, что любовь к природе, а Миша
воображением. С кем вы согласны?

-А что бы вы еще добавили?

-Какова
главная мысль текста?

4.Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Автор

Это
рассказ о трех сойках

«…
головка палевая с хохолком, на крыльях-зеркала голубые…»

Да

Нет,некрасиво.

«…голос,
как у граблей — скрип да скрип» ; «орали, орали, драли горло.»

Если
одно противоположно другому, то это контраст.

Контраст.

(Кричали,
орали, трещали, драли горло.)

Громко
кричали

Дозреет,
догреет, тринтябрь.(зр,гр,тр)

Да.
Рябина-дозреет, солнце-догреет, тринтябрь-сентябрь.

С обоими.

(Фантазией, воображением, наблюдательностью, любовью
к природе.)

(Внимательному,
любопытному взгляду откроются все чудеса природы; человек, который наделен
таким взглядом, способен услышать музыку леса и расшифровать голос птиц.)

7.     
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.


Давайте вспомним, что такое сравнение?


Найдите отрывок где автор описывает пение соек. Выпишите  сравнения и
выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек.


Давайте проверим, что у вас получилось.

Молодцы.

Это
литературный прием, основанный на сопоставлении двух и более предметов.

Читают
текст, выполняют задание.( Сравнение: еловая шишка трется о сосновую кору,
голос как у граблей-скрип да хрип; выражения: драли горло)

(
один ученик читает выписанные им выражения и сравнения)

8.     
Включение в систему знаний и повторение.

— Художники, как и поэты, могут говорить о любви к
природе в своих произведениях.

— Сейчас мы свами вспомним еще одного обитателя леса,
а кого мы с вами узнаем, отгадав загадку.

Бывает он
серый и белый бывает;
Следы оставляет, умело петляет.
Боится лисы он, боится и волка.
Его же боится капуста лишь только.

Давайте отправимся в «Музейный Дом « и найдем
картинку Александра Дюрера  «Заяц», она была написана художником в начале 16
века.

-Вы помните название другой работы А. Дюрера?

-Посмотрите на картину, расскажите о ваших
впечатлениях о ней ?

-Как вы думаете, что чувствует заяц? Он напуган ил 
спокоен?


какое время года художник писал зайца? Обратите внимание на окраску шубки.

-Где
художник писал зайца — на улице или  комнате?

-Посмотрите
на фрагмент. Разная или одинаковая шерстка у зайца на ушах, на лапках, на
боку, на груди, спинке?

 -Представьте,
что вы гладите этого зайца. Что ощущаете?


Можно ли сказать, что художник А. Дюрер любит мир природы? 

-Вспомните,
как называют художников, которые изображают животных?

Заяц.

(В первой части учебника работа «Травы».)

(
Скорее всего, заяц напуган: создается ощущение, что все части его тела очень
напряжены, и он готов сорваться и бежать в любой момент.)


зайца летняя — серо-коричневая окраска.)

В
комнате, у зайца в глазах отражение оконной рамы.

(Самая
короткая и бархатистая на ощупь – на ушках,  на лапках — грубее; самая
пушистая — на боках, а самая длинная, похожая по окраске на птичье оперение —
на спинке.)

(Художник
с любовью, детально описывает внешний облик зайца, передавая его внутреннее
состояние.)

(Художники
— анималисты.)

Анималисты-художники,
которые в своих произведениях изображают животных.

9.     
Рефлексия учебной деятельности.


Ребята, наш урок подходит к концу, каких лесных жителей мы сегодня встретили?


С каким произведением и автором мы познакомились?


Скажите, какой литературный прием мы с вами узнали?


Ребята, мы добились цели нашего урока?


Ребята, у вас на партах лежат смайлики,  если у вас хорошее настроение , вы
хорошо работали и много чего нового узнали на уроке, поднимите веселый
смайлик, а если вам грустно, вы неактивно работали и у вас были трудности на
уроке, поднимите грустный смайлик.

На
этом наш урок заканчивается. Мне было очень приятно с вами работать, до
свидания.

Заяц,
сойка, дятел, кукушка, иволга.

«Три
сойки» Ю. Коваль

Контраст

Да.

Ю. Коваль, Нюрка: содержание, герои, основная мысль какие? Что писать?

Как пересказать рассказ Юрия Коваля Нюрка своими словами? Что написать в читательском дневнике? Чему учит, какая основная мысль произведения?

Рассказ Юрия Коваля “Нюрка” о девочке, которой исполнилось 7 лет и ей пора было в школу.

Краткое содержание:

По случаю Дня рождения Нюры дяди Зуя все собрались к ней в гости. Каждый принес какой-то подарок. Причем, все старались что-то к школе подарить, ведь девочка должна была осенью пойти в первый класс. Подарки были самые разные: пенал собственноручно сплетенный из бересты, нарядный белый фартук, даже два ведра черники. Автор же подарил ей 2 кг конфет и бинокль.

Праздник с угощением удался на славу. Нюра было очень довольна подарками. 1 сентября она отправилась с рюкзаком в школу, в белом фартуке и с биноклем на шее. Она в этот год была в селе единственной первоклассницей. Учителю бинокль понравился, они решили потом с крыши на звезды с его помощью смотреть.

Главные герои: девочка Нюра, автор-рассказчик, дядя Зуй, школьный учитель Алесей Степаныч. А также все местные жители: Пантелевна, семья Мироновых, братья Моховы, Маня Клеткина, тетя Ксеня.

Основная мысль: 7 лет – это много, 7 лет будут длиться очень долго, целый год. И для ребенка это важная дата, ведь пора идти в школу. Подарки приятно получать и не важно какие они: дорогие или просто ведро черники. Главное, что все старались для девочки, даже ягоды собрать – дело непростое. Подарки и праздник должны быть от души, от чистого сердца.

как известно многие дети мечтают побыстрее вырасти чтобы пойти учится в школу. Для них это здание выглядит очень загадочно и притягательно. Деревенская девочка по имени Нюра, которая является одной из центральных героинь рассказа была именно такой. В августе ей должно было исполнится семь лет, а значит уже в сентябре она будет носить гордое звание “ученица”. в честь такого события дедушка испёк вкусные ватрушки и позвал гостей. Среди приглашённых были Федя Миронов с мамой, братья Моховы и пятилетняя Маша Клеткина. Каждый из них приходил в дом с подарками для именинниц. В основном это были разного рода канцелярские принадлежности. Только Моховы отличились и принесли вкусную чернику. Автор также был в числе приглашённых. он долго думал что же подарить маленькой девочке и в итоге его выбор пал на бинокль. Это был самый необычный для девочки подарок. Первого сентября Нюра отправилась в школу вместе с биноклем, а учитель Алексей Степаныч, увидев его предложил как нибудь полюбоваться звёздами, сидя на крыше. Главные герои произведения это девочка Нюра, рассказчик, дедушка Зуй и приглашенные гости. основная мысль: детство это здорово, именно в этот период времени многие события кажутся очень важными и значимыми. Произведение учит читателя что нужно быть внимательными к близким людям.

Сюжет рассказа Юрия Коваля “Нюрка” выстроен вокруг дня рождения деревенской девочки Нюры, у которой в конце августа, накануне Дня знаний 1 сентября, был день рождения. Вскоре после праздника Нюрке предстояло пойти в первый класс.

Праздновали день рождения героини всем селением: каждый житель подарил будущей первокласснице подарки, связанные с ее предстоящим походом в школу. Особо выделялся белый фартук с подписью “Нюри” (так вышила имя малышка, которая еще не знала грамоты), портфель из кожзама, коричневое школьное платье.

Автор повествования также был в гостях у Нюрки и подарил героине туристический бинокль: он попал в селение случайно и больше ничего подходящего для подарка у него не оказалось.

Поскольку все подарки были тематическими, школьными, то и бинокль попал в этот разряд. Первого сентября Нюрка в сопровождении деда Зуя, кокторый ее воспитывал, под сопровождающими взглядами немногочисленных жителей деревни, с биноклем на шее, отправилась в первый класс.

Первоклассницей в поселении девочка была единственной, отсюда такое внимание к событию и герою. Учитель начальных классов подытожил, что в нюркин бинокль с крыши школы неплохо будет смотреть на звезды.

Данное резюме подводит читателя к основной мысли произведения: школьное обучение очень важный и ответственный этап в жизни человека. Вся жизнь, начиная с первого учебного дня, должна быть подчинена процессу освоения знаний, включая даже бинокль. Жители деревни, уважительно относящиеся к предстоящему походу в школу девочки Нюры, подчеркивают важность этого события. Акцент в рассказе сделан на том, что у ребенка с началом учебы в школе появляется взрослая ответственность и обязанность хорошо учиться. Этой цели ближайшие 10 лет будет подчинена вся его жизнь, без исключения.

Рассказ «Нюрка»

Рассказ Ю.Коваля “Нюрка” о маленькой девочке, которая с нетерпением ждала свой седьмой День рождения, чтобы пойти учиться в школу.
На праздник пришло много гостей, и каждый принес Нюре подарки. В основном это были школьные принадлежности, но был один очень интересный и необычный подарок — бинокль. Когда девочка пошла в первый класс, она взяла с собой и бинокль. Учитель похвалил девочку и пообещал, что они вместе залезут на крышу и будут смотреть на звезды.

Нюрка

Screenshot%2032 1

Нюрке дядизуевой было шесть лет.Долго ей было шесть лет. Целый год.
А как раз в августе стало Нюрке семь лет.
На Нюркин день рождения дядя Зуй напёк калиток — это такие ватрушки с пшённой кашей — и гостей позвал. Меня тоже. Я стал собираться в гости и никак не мог придумать, что Нюрке подарить.
— Купи конфет килограмма два, — говорит Пантелевна. — Подушечек.
— Ну нет, тут надо чего-нибудь посерьёзнее.
Стал я перебирать свои вещи. Встряхнул рюкзак — чувствуется в рюкзаке что-то тяжёлое. Елки-палки, да это же бинокль! Хороший бинокль. Всё в нём цело, и стёкла есть, и окуляры крутятся.
Протёр я бинокль сухой тряпочкой, вышел на крыльцо и навёл его на дядизуев двор. Хорошо всё видно: Нюрка по огороду бегает, укроп собирает, дядя Зуй самовар ставит.
— Нюрка, — кричит дядя Зуй, — хрену-то накопала?
Это уже не через бинокль, это мне так слышно.
— Накопала, — отвечает Нюрка.
Повесил я бинокль на грудь, зашёл в магазин, купил два кило подушечек и пошёл к Нюрке.
Самый разный народ собрался. Например, Федюша Миронов пришёл в хромовых сапогах и с мамашей Миронихой. Принёс Нюрке пенал из берёсты. Этот пенал дед Мироша сплёл.
Пришла Маня Клеткина в возрасте пяти лет. Принесла Нюрке фартук белый, школьный. На фартуке вышито в уголке маленькими буковками: «Нюри».Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два химических карандаша, самописку.
Тётка Ксеня принесла специальное коричневое первоклассное школьное платье. Сама шила. А дядя Зуй подарил Нюрке портфель из жёлтого кожзаменителя.Братья Моховы принесли два ведра черники.
— Целый день, — говорят, — сбирали. Комары жгутся.
Мирониха говорит:
— Это нешкольное.
— Почему же нешкольное? — говорят братья Моховы. — Очень даже школьное.
И тут же сами поднавалились на чернику.
Я говорю Нюрке:
— Ну вот, Нюра, поздравляю тебя. Тебе теперь уже семь лет. Поэтому дарю тебе два кило подушечек и вот — бинокль.
Нюрка очень обрадовалась и засмеялась, когда увидела бинокль. Я ей объяснил, как в бинокль глядеть и как на что наводить. Тут же все ребята отбежали шагов на десять и стали на нас в этот бинокль по очереди глядеть.
А Мирониха говорит, как будто бинокль первый раз видит:
— Это нешкольное.
— Почему же нешкольное, — обиделся я, — раз в неге будет школьница смотреть!
А дядя Зуй говорит:
— Или с учителем Алексей Степанычем залезут они на крышу и станут на звёзды глядеть.
Тут все пошли в дом и как за стол сели, так и навалились на калитки и на огурцы. Сильный хруст от огурцов стоял, и особенно старалась мамаша Мирониха. А мне понравились калитки, сложенные конвертиками.
Нюрка была весёлая. Она положила букварь, бинокль и прочие подарки в портфель и носилась с ним вокруг стола.
Напившись чаю, ребята пошли во двор в лапту играть.
А мы сели у окна и долго пили чай и глядели в окно, как играют ребята в лапту, как медленно приходит вечер и как летают над сараями и над дорогой ласточки-касатки.
Потом гости стали расходиться.
— Ну, спасибо, — говорили они. — Спасибо вам за огурцы и за калитки.
— Вам спасибо, — отвечала Нюрка, — за платье спасибо, за фартук и за бинокль.
Прошла неделя после этого дня, и наступило первое сентября.
Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюрку.
Она шла по дороге в школьном платье, в белом фартуке с надписью «Нюри». В руках она держала большой букет осенних золотых шаров, а на шее у неё висел бинокль.
Шагах в десяти за нею шёл дядя Зуй и кричал:
— Смотри-ка, Пантелевна, Нюрка-то моя в школу пошла!
— Ну-ну-ну… — кивала Пантелевна. — Какая молодец.
И все выглядывали и выходили на улицу посмотреть на Нюрку, потому что в этот год она была единственная у нас первоклассница.
Около школы встретил Нюрку учитель Алексей Степаныч. Он взял у неё цветы и сказал:
— Ну вот, Нюра, ты теперь первоклассница. Поздравляю тебя. А что бинокль принесла, так это тоже молодец. Мы потом залезем на крышу и будем на звёзды смотреть.
Дядя Зуй, Пантелевна, тётка Ксеня, Мирониха и ещё много народу стояли у школы и глядели, как идёт Нюрка по ступенькам крыльца. Потом дверь за ней закрылась.
Так и стала Нюрка первоклассницей. Ещё бы, ведь ей семь лет. И долго ещё будет. Целый год.

«Нюрка» читательский дневник

nyurka chitatelskiy dnevnik 64927

«Нюрка» – добрый, трогательный рассказ о жизни деревенской девочки, которая с нетерпением ждала исполнения семи лет, чтобы пойти учиться в школу.

Краткое содержание «Нюрка» для читательского дневника

ФИО автора: Коваль Юрий Иосифович

Название: Нюрка

Число страниц: 4. Коваль Ю. И. «Чистый двор». Издательство «Речь». 2019 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1970 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Рассказчик – взрослый мужчина, хороший знакомый дяди Зуя.

Нюрка – маленькая девочка, которой не терпелось пойти учиться в школу.

Дядя Зуй – дедушка Нюрки, добрый, любящий.

Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы – хорошие друзья Нюрки, пришедшие поздравить её с днём рождения.

Пантелеевна, тётка Ксения, Мирониха – взрослые, близкие соседи и друзья дяди Зуя и Нюрки.

Алексей Степаныч – учитель Нюрки.

Сюжет

Шестилетняя Нюрка очень ждала свой день рождения: в августе ей исполнится целых семь лет и она пойдёт в школу. В честь праздника дядя Зуй сам испёк калитки – вкусные ватрушки с пшённой кашей, накрыл стол и позвал гостей. Вскоре в их дворе стали появляться первые гости: Федюша Миронов со своей мамой Миронихой, пятилетняя Маня Клеткина, братья Моховы и другие. Каждый принёс Нюрке отличные подарки, которые могли пригодиться первоклашке: букварь, линейку, пенал, карандаши, самописку. Тётка Ксения ради такого случая даже сшила специальное школьное платье, а Маня принесла белый фартук, на котором сама вышила маленькими буквами «Нюри». А братья Моховы принесли два ведра черники и всех убеждали, что это очень даже «школьный» подарок.

Собираясь на торжество, рассказчик немного растерялся: он не знал, что подарить семилетней девочке. Неожиданно он вспомнил, что у него есть замечательный бинокль, который понравится любому ребенку. Купив ещё два килограмма конфет, он отправился к дяде Зую.

Усевшись за стол, гости с удовольствием стали есть вкусные калитки и аппетитно хрустеть огурцами. Нюрка же сложила все подарки в новый школьный портфель и радостно бегала по дому. Но особенную радость у нее вызвал бинокль: такой замечательной вещицы не было ни у кого из её знакомых ребят. Друзья принялись тут же проверять бинокль в действии, а после отправились во двор играть в лапту. Тем временем дядя Зуй поставил самовар, и взрослые принялись пить чай, наблюдая за весёлой игрой детворы.

Спустя неделю после праздника наступило первое сентября и Нюрка отправилась в школу – в этом году она была единственной первоклассницей в селе. Девочка была одета в школьное платье, белый фартук с надписью «Нюри», и в руках держала букет осенних золотых шаров. И даже в школу она отправилась с биноклем, с которым никогда не расставалась. Увидев его, учитель Алексей Степаныч предложил девочке как-нибудь залезть на крышу и полюбоваться звездами.

План пересказа

  1. День рождения Нюрки.
  2. Дядя Зуй накрывает стол.
  3. Приход гостей.
  4. Школьные подарки.
  5. Бинокль.
  6. Первое сентября.
  7. Знакомство с учителем.

Главная мысль

Детство – лучшая пора, когда можно легко и радостно познавать окружающий мир.

Чему учит

Рассказ учит быть дружными, добрыми, отзывчивыми, внимательными к близким людям. Учит стремиться к знаниям и хорошо учиться.

Отзыв

Нюрка стремилась поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Для неё это был настоящий праздник, ведь теперь она могла многому научиться, быть взрослой, самостоятельной девочкой.

chitatelskiy dnevnik 64927 risunok illyustraciya k rasskazu nyurka

Рисунок-иллюстрация к рассказу Нюрка.

Пословицы

  • Учёба и труд к победам ведут.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Учёба и труд рядом идут.
  • Ученье — свет, а неученье – тьма.
  • Тяжело в учении – легко в бою.

Что понравилось

Понравилось, что все друзья Нюрки постарались сделать полезные подарки, которые могли пригодиться ей в школе. В результате девочка пошла в первый класс нарядная и очень счастливая.

Рассказ Юрия Коваля «Нюрка» для читательского дневника

Один из добрых и трогательных детских рассказов, который написал советский писатель Юрий Коваль, — «Нюрка». В читательский дневник можно написать, что это произведение затрагивает тему детства, а также рассказывает о дружбе, отзывчивости и о первом волнении ребёнка, когда он впервые в жизни идёт в школу. Когда главная героиня собиралась в первый класс, её поддерживали все её друзья и взрослые знакомые. Рассказ был написан в 1970 году и вошёл в сборник «Чистый дор».

  1. Краткое содержание
  2. План для пересказа
  3. Характеристика главных героев
  4. Анализ и основная мысль
  5. Отзывы для читательского дневника

Краткое содержание

Нюрка — шестилетняя девочка, которая жила в деревне со своим дедушкой, дядей Зуем. Ей долго было 6 лет — целый год. Но вот в августе у неё был день рождения. По этому случаю дядя Зуй позвал гостей, в том числе и рассказчика.

Рассказчик долго не знал, что можно ей подарить. Соседка посоветовала купить килограмм конфет-подушечек. Но он решил, что здесь нужно что-то посерьёзнее. Встряхнул рюкзак и нашёл бинокль, хороший, целый. Через него он взглянул на двор дяди Зуя, и всё хорошо видно было.

Купив в магазине ещё и конфет, рассказчик отправился в гости к Нюрке на день рождения. Там собрались самые разные местные жители. Каждый из них принёс подарки, причём все они старались подарить что-нибудь школьное, ведь скоро Нюрка в школу пойдёт:

fedyusha mironov prishel

  1. Федюша Миронов пришёл с мамашей Миронихой и принёс пенал из бересты, который дед Мироша сплёл.
  2. Пятилетняя Маня Клеткина принесла белый школьный фартук, на котором в уголке маленькими алыми буквами было вышито имя «Нюри».
  3. Тётя Ксеня принесла школьное коричневое платье, которое она сама сшила.
  4. Братья Моховы принесли 2 ведра черники — сами собирали. Мирониха сказала, что это нешкольное, но по логике ребят это было «очень даже школьное». Они сами первыми и напали на чернику.
  5. Дядя Зуй подарил внучке жёлтый портфель. Другие гости тоже дарили разное: букварь, линейку, химические карандаши, самописку.
  6. Рассказчик вручил девочке конфеты и бинокль. Та очень обрадовалась, засмеялась, и ребята стали по очереди в него глядеть. Только Мирониха сказала, что это нешкольное, и на бинокль смотрела, будто первый раз в жизни его видела. Но рассказчик ответил, что это школьное, если в него будет школьница глядеть, да и дядя Зуй сказал, что с помощью бинокля Нюрка вместе с учителем Алексеем Степанычем с крыши школы смогут смотреть на звёзды.

После этого все сели за стол, пили чай и смотрели в окно, глядя, как летают над сараем ласточки и слушая, как поёт соловей. А ребята играли во дворе, Нюрка сложила свои вещи в портфель и бегала с ним. Вскоре гости разошлись, и девочка благодарила их за подарки.

Через неделю наступило первое сентября. Нюрка пошла в школу, на шее у неё висел бинокль, и все местные жители выходили на крыльцо и смотрели на неё, ведь в этом году она в деревне была единственной первоклассницей. У школы её встретил учитель Алексей Степаныч, который был рад, что с собой она взяла бинокль.

План для пересказа

Это довольно небольшой рассказ, в котором рассказывается об одном эпизоде из жизни маленькой девочки. Но для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

pishut plan pereskaza

  1. Нюрке 6 лет.
  2. День рождения.
  3. Дядя Зуй накрывает стол.
  4. Гости.
  5. Школьные подарки.
  6. Удивительный бинокль.
  7. Первое сентября.
  8. Знакомство с учителем.

Устный пересказ позволяет лучше понять сюжет и смысл произведения.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

dyadya zuy dedushka nyurki

  1. Нюрка — шестилетняя девочка, которой в августе исполняется 7 лет. Она добрая, весёлая, любознательная, благодарная за подарки. Отзывчивая и работящая, помогает своему дедушке по хозяйству. Как и многим первоклассникам, ей не терпится пойти учиться в школу.
  2. Дядя Зуй — дедушка Нюрки, деревенский житель, любящий, заботливый. Дарит внучке портфель из жёлтого кожзаменителя. Гордится перед всеми соседями, когда ведёт внучку в первый класс.
  3. Рассказчик — сосед и хороший знакомый дяди Зуя, взрослый мужчина. Честный, справедливый, умный. Хочет подарить будущей первокласснице что-то особенное. Находит в своём рюкзаке целый бинокль и решает преподнести ей его.
  4. Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы — ребята разного возраста, хорошие друзья Нюрки, которые приходят поздравить её с днём рождения, подарить подарки и поиграть.
  5. Мирониха — мать Федюши, немного вредная женщина, которая сказала, что бинокль — это не школьный подарок.
  6. Пантелеевна, тётка Ксеня — остальные взрослые, которые пришли в гости.
  7. Алексей Степаныч — учитель Нюрки, который встретил её у школы первого сентября и пообещал, что они будут смотреть в бинокль на звёзды.

Все герои произведения — это обычные деревенские жители, жизнь которых автор описывает просто и колоритно.

Анализ и основная мысль

На творчестве Юрия Коваля выросло не одно поколение советских детей. И до сих пор его произведения остаются притягательными для читателей, ценящих живое и ёмкое слово. Темы его рассказов различны: например, истории «Недопёсок», «Шамайка» и «Белозубка» — о животных, а цикл «Чистый дор» посвящён жизни жителей одноимённой вологодской деревни. Именно там, судя по всему, и происходят события рассказа «Нюрка». Коваль всегда отличался умением органически чувствовать слово, мелодию речи, её напевность и внутренний строй, поэтому его произведения увлекают своей самобытностью и уникальным слогом.

nyurka dyadizueva

Главные мысли и идеи рассказа «Нюрка»:

  1. 7 лет — очень важный возраст для любого ребёнка, ведь именно тогда ребята идут в школу. Для них начинается новый этап, когда они чувствуют ответственность и прощаются с беззаботностью. В это время взрослые и старшие товарищи должны поддерживать их. Именно поэтому жители деревни очень уважительно относятся к походу девочки в школу и подчёркивают важность этого события.
  2. Детство — прекрасная пора, когда любое событие в жизни ребёнка кажется для него чем-то глобальным и значимым.
  3. Подарки должны дариться с душой, и не имеет значения, какими они будут — полезными или не очень. Важно внимание. Главное, что все старались ради Нюрки, даже собрать ведро черники — дело непростое.

Рассказ учит настоящей дружбе, несмотря на возраст, доброте, отзывчивости, внимательности к близким людям. Учит стремиться к знаниям, быть любознательным и познавать окружающий мир.

ucheniki chitayut rasskaz

Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа. Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь.

В финале трёхчастной композиции Нюрка приходит в школу, сам учитель признаёт бинокль школьной вещью, после чего дверь за главной героиней закрывается: инициация пройдена, теперь её ждёт совершенно новая жизнь.

Отзывы для читательского дневника

Мне очень понравилось это тёплое, трогательное, немного забавное произведение. Автор очень тонко передаёт атмосферу жизни в деревне, при чтении в воображении появляются яркие образы, которые смешиваются с собственными воспоминаниями.

Больше всего мне понравилось, что все главные герои здесь — как одна большая семья, которая в этом году провожает в школу единственную среди них первоклассницу. Как это часто бывает в деревнях, все соседи здесь почти родные, поэтому и подарки для соседской девочки выбирают с такой заботой и любовью. А когда она идёт в первый класс, все выходят на крыльцо своих домов, чтобы посмотреть на неё и порадоваться за неё. Благодаря такой тёплой атмосфере этот рассказ хочется перечитывать не один раз.

В рассказе «Нюрка» говорится о девочке, которой исполняется 7 лет, а через неделю она уже пойдёт в школу. Пожалуй, каждый ребёнок всегда стремится поскорее пойти в первый или нулевой класс, чтобы получать свои первые знания. Мир вокруг ещё кажется таким огромным и непонятным, но именно в школе на все вопросы наконец-то будут получены ответы.

Каждый школьник всегда очень ответственно подходит к сбору в первый класс: нужно приобрести портфель, школьную форму, пенал и многое другое… И очень хорошо, что у главной героини есть такие замечательные друзья, в том числе и взрослые люди, которые подарили ей всё это и искренне радовались за неё.

При первом прочтении рассказ «Нюрка» показался мне простым бытовым эпизодом из жизни девочки, которая получает подарки на день рождения и готовится пойти в школу. Но на самом деле в этом произведении заложено несколько скрытых смыслов, его интересно анализировать, читать между строк, чувствовать настроение… Каждый герой здесь очень интересен, а их характеры можно уловить даже по тем подаркам, что они дарят Нюрке.

Сама Нюра мне тоже очень понравилась. Это девочка, которая искренне стремится к учёбе. Она мечтательна и берёт с собой в школу подаренный ей бинокль, чтобы через него вместе с учителем смотреть на звёзды. Рассказчик дарит ей именно его неслучайно: это предмет, который позволяет познавать мир, с его помощью далёкое и недосягаемое становится близким. Это очень важно для школьницы, которая в школе будет набираться знаний, тоже помогающих сделать далёкое и непонятное близким и простым.

Читательский дневник по рассказу Ю. Коваля «Нюрка»

Советский детский писатель Юрий Николаевич Коваль создавал циклы ярких рассказов, в которых герои были объединены общими событиями. Одним из таких сборников о деревенских жителях, их чувствах и взаимоотношениях с природой стала книга «Чистый Дор». В неё вошёл опубликованный чуть ранее рассказ «Нюрка». Читательский дневник по этому произведению поможет пробудить у детей интерес к другим добрым историям о девочке, её односельчанах и друзьях.

glavnaya mysl nyurka koval

Сведения о книге

На начальных этапах работы с дневником читателя школьники вносят только самые краткие, основные, сведения. Они выглядят как отчёт о прочитанном произведении:

  • Автор: Юрий Николаевич Коваль, советский писатель.
  • Название: «Нюрка».
  • Жанр: рассказ.
  • Год и место опубликования: 1970, журнал «Мурзилка».

Незнакомые слова

Произведения Ю. Коваля созданы около пятидесяти лет назад, во времена Советского Союза.

nyurka chitatelskiy dnevnik

Современным детям объяснения некоторых слов могут показаться невероятными. Именно поэтому необходима предварительная работа по их толкованию:

  • «подушечки» — конфеты без обёртки в форме подушечки, с начинкой из повидла;
  • химический карандаш — карандаш, графит у которого пишет, как чернила, если его смочить;
  • самописка — самое первое название авторучки;
  • окуляр — часть бинокля, которую подносят к глазам.

Персонажи произведения

Повествование идёт от имени писателя, приехавшего за город ненадолго, но прожившего в деревне целый год. Главная героиня этой истории — жизнерадостная деревенская девочка Нюрка, которую в деревне любят взрослые и дети.

koval nyurka

Остальные персонажи — друзья Нюрки и их родители. Среди взрослых есть настроенные дружелюбно и те, кто во всём ищет плохое. Односельчане героини:

  • дядя Зуй — дедушка Нюрки;
  • Пантелеевна (в тексте Пантелевна) — хозяйка, у которой жил автор.
  • Федя Миронов и Мирониха — его мама.
  • Маня Клеткина — дошкольница.
  • Тётка Ксеня — соседка дяди Зуя.
  • Братья Моховы — школьники.
  • Алексей Степаныч — учитель.

Сокращённое изложение текста

Внучке дяди Зуя Нюрке было шесть лет, а в августе исполнилось семь. Для праздника дедушка испёк калитки — ватрушки с пшённой кашей — и пригласил друзей девочки и соседей. Позвали и автора.

Он задумался о подарке, пересмотрел свой рюкзак и увидел в нём хороший бинокль, с целыми стёклами и крутящимися окулярами. Хозяйка Пантелевна посоветовала ещё купить конфет «подушечек».

koval nyurka kratko

Гости к Нюрке пришли самые разные — и дети, и взрослые. Каждый старался подарить что-нибудь для школы: букварь и самописку, линейку и химические карандаши.

Федя Миронов принёс пенал из бересты, который сделал дедушка мальчика. Маленькая Маня Клеткина подарила праздничный белый школьный фартук, на котором вышила слово «Нюри» — пусть и с ошибкой, но от сердца.

Тётя Ксеня сшила для именинницы форменное платье для школы, а дядя Зуй подарил внучке настоящий портфель. Братья Моховы принесли два полных ведра черники. Подарили и тут же сами начали есть ягоды.

Автор поздравил Нюрку с днём рождения, отдал подарок и объяснил, как обращаться с биноклем. Девочка обрадовалась, засмеялась, и всё ребята стали по очереди в него смотреть. Гостям было интересно и весело, только Мирониха смотрела на каждый подарок и говорила, что он нешкольный.

После этого все пошли в дом и стали угощаться чаем с калитками, есть огурцы. Нюрка бегала вокруг стола и прижимала к себе портфель, в который сложила все подарки. Потом ребята пошли играть в лапту, а взрослые сидели у окна и смотрели на детей. Чуть позже гости начали расходиться по домам, и каждого из них Нюрка поблагодарила за подарок.

nulevoy klass koval

Прошла неделя, наступило первое сентября. В тот день с утра пораньше Нюрка отправилась в школу, нарядная — в подаренном платье и белом фартуке. На груди у неё красовался бинокль, а в руке девочка несла осенние цветы.

Следом за ней шёл счастливый дядя Зуй и кричал всем о том, что его дочь пошла в школу. Люди выходили на улицу и провожали девочку взглядом, ведь она была единственной первоклассницей в том году.

У школы было много народу. Учителя звали Алексей Степаныч. Он встретил Нюрку и похвалил за то, что принесла бинокль — теперь все ребята смогут смотреть на звёзды. Дядя Зуй и соседи стояли и смотрели, как девочка поднималась по ступенькам. Потом она зашла в школу, и за ней закрылась дверь. Так и стала Нюрка первоклассницей, потому что ей исполнилось семь. И ещё целый год будет семь.

План пересказа

Нужно обратить внимание на эмоциональную окраску произведения и лёгкие оттенки юмора, присущие автору. Рассказ является небольшим по объёму, что позволяет сделать пересказ, близкий к тексту, и с учётом особенностей языка автора. Примерный план может быть таким:

koval nulevoy klass

  1. У Нюрки день рождения.
  2. Собираются гости.
  3. Подарки имениннице.
  4. Бинокль.
  5. Угощение для гостей.
  6. Первое сентября.
  7. Нюрка — первоклассница.

Семь лет для ребёнка — это важная дата, для него как бы начинается совсем другая, «взрослая» жизнь. Появляются новые обязанности, новые друзья и новые знания. Замечательно, если близкие и просто знакомые люди помогают маленькому человеку вступить в другой этап жизни с желанием расти и учиться. В этом заключается главная мысль автора. Для Нюрки односельчане устроили настоящий праздник и сделали это от души.

Дружить по-настоящему, быть внимательным и отзывчивым, и неважно при этом, сколько лет друзьям. А ещё нужно уметь быть благодарным и ценить поддержку близких так, как это делает деревенская девчонка Нюрка — с открытым сердцем и доброй душой.

Отзывы о прочитанном

Мне рассказ очень понравился. Обязательно буду читать другие истории про Нюрку и её соседей.

Из рассказа я узнала о том, как нелегко жили дети в деревне. Но всё равно они не грустили, дружили, и им было интересно.

Сегодня я прочитала рассказ «Нюрка», который мне очень понравился. Он о весёлой и доброй девочке, которую все любили.

Юрий Коваль — Нюрка: Рассказ

Нюрке дядизуевой было шесть лет.

Долго ей было шесть лет. Целый год.

А как раз в августе стало Нюрке семь лет. На Нюркин день рождения дядя Зуй напёк калиток — это такие ватрушки с пшённой кашей — и гостей позвал. Меня тоже. Я стал собираться в гости и никак не мог придумать, что Нюрке подарить.

— Купи конфет килограмма два, — говорит Пантелевна. — Подушечек.

— Ну нет, тут надо чего-нибудь посерьёзнее.

Стал я перебирать свои вещи. Встряхнул рюкзак — чувствуется в рюкзаке что- то тяжёлое. Ёлки-палки, да это же бинокль! Хороший бинокль. Всё в нём цело, и стёкла есть, и окуляры крутятся.

Протёр я бинокль сухой тряпочкой, вышел на крыльцо и навёл его на дядизуев двор. Хорошо всё видно: Нюрка по огороду бегает, укроп собирает, дядя Зуй самовар ставит.

— Нюрка, — кричит дядя Зуй, — хрену-то накопала?

Это уже не через бинокль, это мне так слышно.

— Накопала, — отвечает Нюрка.

Повесил я бинокль на грудь, зашёл в

магазин, купил два кило подушечек и пошёл к Нюрке.

Самый разный народ собрался. Например, Федюша Миронов пришёл в хромовых сапогах и с мамашей Миронихой. Принёс Нюрке пенал из бересты. Этот пенал дед Мироша сплёл.

Пришла Маня Клеткина в возрасте пяти лет. Принесла Нюрке фартук белый, школьный. На фартуке вышито в уголке маленькими буковками: «Нюри».

Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два химических карандаша, самописку.

Тётка Ксеня принесла специальное коричневое первоклассное школьное платье. Сама шила. А дядя Зуй подарил Нюрке портфель из жёлтого кожзаменителя.

Братья Моховы принесли два ведра черники.

— Целый день, — говорят, — сбирали. Комары жгутся.

— Почему же нешкольное? — говорят братья Моховы. — Очень даже школьное.

И тут же сами поднавалились на чернику.

— Ну вот, Нюра, поздравляю тебя. Тебе теперь уже семь лет. Поэтому дарю тебе два кило подушечек и вот — бинокль.

Нюрка очень обрадовалась и засмеялась, когда увидела бинокль. Я ей объяснил, как в бинокль глядеть и как на что наводить. Тут же все ребята отбежали шагов на десять и стали на нас в этот бинокль по очереди глядеть.

А Мирониха говорит, как будто бинокль в первый раз видит:

— Почему же нешкольное, — обиделся я, — раз в него будет школьница смотреть?

А дядя Зуй говорит:

— Или с учителем Алексей Степанычем залезут они на крышу и станут на звёзды глядеть.

Тут все пошли в дом и как за стол сели, так и навалились на калитки и на огурцы. Сильный хруст от огурцов стоял, и особенно старалась мамаша Мирониха. А мне понравились калитки, сложенные конвертиками.

Нюрка была очень весёлая. Она положила букварь, бинокль и прочие подарки в портфель и носилась с ним вокруг стола.

Напившись чаю, ребята пошли во двор в лапту играть.

А мы сели у окна и долго пили чай и глядели в окно, как играют ребята в лапту, как медленно приходит вечер и как летают над сараями и над дорогой ласточки-касатки.

Потом гости стали расходиться.

— Ну спасибо, — говорили они. — Спасибо вам за огурцы и за калитки.

— Вам спасибо, — отвечала Нюрка, — за платье спасибо, за фартук и за бинокль.

Прошла неделя после этого дня, и наступило первое сентября.

Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюрку. Она шла по дороге в школьном платье, в белом фартуке с надписью: «Нюри». В руках она держала большой букет осенних золотых шаров, а на шее у неё висел бинокль.

Шагах в десяти за нею шёл дядя Зуй и кричал:

— Смотри-ка, Пантелевна, Нюрка-то моя в школу пошла!

— Ну-ну-ну… — кивала Пантелевна. — Какая молодец!

И все выглядывали и выходили на улицу посмотреть на Нюрку, потому что в этот год она была единственная у нас первоклассница.

Около школы встретил Нюрку учитель Алексей Степаныч. Он взял у неё цветы и сказал:

— Ну вот, Нюра, ты теперь первоклассница. Поздравляю тебя. А что бинокль принесла, так это тоже молодец. Мы потом залезем все на крышу и будем на звёзды смотреть.

Дядя Зуй, Пантелевна, тётка Ксеня, Мирониха и ещё много народу стояли у школы и глядели, как идёт Нюрка по ступенькам крыльца. Потом дверь за ней закрылась.

Так и стала Нюрка первоклассницей. Ещё бы, ведь ей семь лет. И долго ещё будет. Целый год.

Коваль «Нюрка»

Юрий Коваль «Нюрка»

Нюрке дяди-Зуевой было шесть лет.

Долго ей было шесть лет. Целый год.

А как раз в августе стало Нюрке семь лет.

На Нюркин день рождения дядя Зуй напёк калиток — это такие ватрушки с пшённой кашей — и гостей позвал. Меня тоже. Я стал собираться в гости и никак не мог придумать, что Нюрке подарить.

— Купи конфет килограмма два, — говорит Пантелевна. — Подушечек.

— Ну нет, тут надо чего-нибудь посерьёзнее.

Стал я перебирать свои вещи. Встряхнул рюкзак — чувствуется в рюкзаке что-то тяжёлое. Елки-палки, да это же бинокль! Хороший бинокль. Всё в нём цело, и стёкла есть, и окуляры крутятся.

Протёр я бинокль сухой тряпочкой, вышел на крыльцо и навёл его на дяди-Зуев двор. Хорошо всё видно: Нюрка по огороду бегает, укроп собирает, дядя Зуй самовар ставит.

— Нюрка, — кричит дядя Зуй, — хрену- то накопала?

Это уже не через бинокль, это мне так слышно.

— Накопала, — отвечает Нюрка.

Повесил я бинокль на грудь, зашёл в магазин, купил два кило подушечек и пошёл к Нюрке.

Самый разный народ собрался. Например, Федюша Миронов пришёл в хромовых сапогах и с мамашей Миронихой. Принёс Нюрке пенал из берёсты. Этот пенал дед Мироша сплёл.

Пришла Маня Клеткина в возрасте пяти лет. Принесла Нюрке фартук белый, школьный. На фартуке вышито в уголке маленькими буквами: «Нюри».

Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два химических карандаша, самописку.

Тётка Ксеня принесла специальное коричневое первоклассное школьное платье. Сама шила. А дядя Зуй подарил Нюрке портфель из жёлтого кожзаменителя.

Братья Моховы принесли два ведра черники.

— Целый день, — говорят, — собирали. Комары жгутся.

— Это не школьное.

— Почему же не школьное? — говорят братья Моховы. — Очень даже школьное.

И тут же сами поднавалились на чернику.

— Ну вот, Нюра, поздравляю тебя. Тебе теперь уже семь лет. Поэтому дарю тебе два кило подушечек и вот — бинокль.

Нюрка очень обрадовалась и засмеялась, когда увидела бинокль. Я ей объяснил, как в бинокль глядеть и как на что наводить. Тут же все ребята отбежали шагов на десять и стали на нас в этот бинокль по очереди глядеть.

4(155)

А Мирониха говорит, как будто бинокль первый раз видит:

— Это не школьное.

— Почему же не школьное, — обиделся я, — раз в него будет школьница смотреть?

А дядя Зуй говорит:

— Или с учителем Алексей Степанычем залезут они на крышу и станут на звёзды глядеть.

Тут все пошли в дом и как за стол сели, так и навалились на калитки и на огурцы. Сильный хруст от огурцов стоял, и особенно старалась мамаша Мирониха. А мне понравились калитки, сложенные конвертиками.

Нюрка была весёлая. Она положила букварь, бинокль и прочие подарки в портфель и носилась с ним вокруг стола.

Напившись чаю, ребята пошли во двор в лапту играть.

А мы сели у окна, и долго пили чай, и глядели в окно, как играют ребята в лапту, как медленно приходит вечер и как летают над сараями и над дорогой ласточки-касатки.

Потом гости стали расходиться.

— Ну, спасибо, — говорили они. — Спасибо вам за огурцы и за калитки.

— Вам спасибо, — отвечала Нюрка, — за платье спасибо, за фартук и за бинокль.

Прошла неделя после этого дня, и наступило первое сентября.

Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюрку.

Она шла по дороге в школьном платье, в белом фартуке с надписью «Нюри». В руках она держала большой букет осенних золотых шаров, а на шее у неё висел бинокль.

Шагах в десяти за нею шёл дядя Зуй и кричал:

— Смотри-ка, Пантелевна, Нюрка-то моя в школу пошла!

— Ну-ну-ну. — кивала Пантелевна. — Какая молодец!

И все выглядывали и выходили на улицу посмотреть на Нюрку, потому что в этот год она была единственная у нас первоклассница.

Около школы встретил Нюрку учитель Алексей Степаныч. Он взял у неё цветы и сказал:

— Ну вот, Нюра, ты теперь первоклассница. Поздравляю тебя. А что бинокль принесла, так это тоже молодец. Мы потом залезем на крышу и будем на звёзды смотреть.

Дядя Зуй, Пантелевна, тётка Ксеня, Мирониха и ещё много народу стояли у школы и глядели, как идёт Нюрка по ступенькам крыльца. Потом дверь за ней закрылась.

Так и стала Нюрка первоклассницей. Ещё бы, ведь ей семь лет. И долго ещё будет. Целый год.

  • Рассказ юрия нагибина терпение
  • Рассказ юрия нагибина сирень
  • Рассказ юрина война почему так называется
  • Рассказ юрия куранова про дождь
  • Рассказ это простыми словами