Рассказ ю нагибина сирень какой образ композитора создан писателем созвучен ли он нашему времени

Популярные сегодня пересказыисповедь краткое содержание книги руссо рассказ начинается с самого первого несчастья в жизни автора, это появление на

Популярные сегодня пересказы

  • Исповедь — краткое содержание книги Руссо
    Рассказ начинается с самого первого несчастья в жизни автора, это появление на свет. Во время родов мать мальчика умерла, и он воспитывался у дяди. Мальчику были присущи все недостатки, которые могут быть у ребёнка.
  • Вельд — краткое содержание рассказа Брэдбери
    Джордж и его жена Лилия живут вместе со своим детьми в доме, который полностью автоматизирован. Он сам выполняет всю домашнюю работу, так что супругам ничего не приходится делать.
  • Праздник, который всегда с тобой — краткое содержание романа Хемингуэя
    Книга американского писателя рассказывает про его ранние годы творчества в Париже. Именно тогда он писал Фиесту.. свою первую книгу, которая принесла популярность, именно тогда Эрнест познакомился со многими творческими
  • Мальчик-звезда (Звёздный Мальчик) — краткое содержание сказки Оскара Уайльда
    Одной зимней ночью, в лютый мороз, два Лесоруба шли через лес. Они долго выбирались из чащи, но вот, наконец, вышли к своему селению. Поначалу мужчины обрадовались, но их радость быстро

Сергей Рахманинов романс «Сирень»

Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…

Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

Историю создания романса «Сирень» Рахманинова, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

«Жизнь прожить, не поле перейти» — эта известная народная мудрость хорошо известна каждому человеку, ведь вступая во взрослую жизнь, у него всегда возникает много проблем и трудностей. Однако не всё так печально и на смену тёмным, несущим отчаяние и разочарование приходят светлые жизненные полосы, которые дарят удачу и радость. Так было и в судьбе великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: его путь к славе оказался весьма тернистым.

Ещё будучи студентом консерватории, молодой музыкант привлёк к себе пристальное внимание, как талантливый пианист и композитор. Автор Концерта для фортепиано с оркестром, вокальных миниатюр и фортепианных композиций, в числе которых знаменитая «Прелюдия до-диез минор», спустя некоторое время стал любимцем публики. Дипломная работа Рахманинова — опера «Алеко», по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», так понравилась Петру Ильичу Чайковскому, что по его ходатайству была показана в Большом театре.

Окрылённый успехом, Рахманинов в 1895 году приступил к созданию своей Первой симфонии, на которую возлагал надежды приобрести известность не только у себя на родине, но и за её пределами. Однако всё случилась не так, как мечтал Сергей. Не оглушительный фурор, а полный провал ожидал Рахманинова в Петербурге 15 марта 1897 года после премьерного исполнения его нового сочинения. Александр Глазунов, не вникнувший в суть новаторского произведения, да к тому же в тот вечер не совсем трезвый, представил симфонию так, что реакция как слушателей, так и критиков была ужасающей. После такого психологического удара молодого композитора настигло не только сильное разочарование, но и глубокая депрессия. Рахманинова накрыло такое отчаяние, что для себя он решил, что с композиторским творчеством покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.

И действительно, Сергей почти четыре года не мог сочинять. Как всегда и в печали, и в радости рядом с ним был его верный и преданный друг – кузина Наталья Сатина. Они знали друг друга с раннего детства и вместе провели отрочество. Рахманинов порой посмеивался и дразнил Наташу, а девочка плакала от обиды, что стройный красавец, в которого она была влюблена, не воспринимает её всерьёз. Прошло время, и когда детская дружба молодых людей доросла до взаимного чувства, Сергей понял, что рядом именно та девушка, жизнь без которой не имеет смысла. Наташа очень любила своего кузена, поэтому с радостью приняла его предложение. Тем не менее, девушка прекрасно понимала, что весьма не просто быть женой гениального композитора, который к тому же пользовался большим успехом у женщин. До Наташи постоянно доходили слухи о его бесчисленных романах.

Став невестой композитора, девушка ещё более старалась помочь жениху справиться с его душевным расстройством. Она проявила упорную настойчивость и заставила Рахманинова посетить психотерапевта Николая Даля, который в то время в Москве считался лучшим специалистом в данной области. Курс лечения был настолько эффективен, что композитор вновь вернулся к творчеству и вскоре написал свой знаменитый Второй Концерт для фортепиано с оркестром. Однако даже после успешного премьерного исполнения нового произведения в октябре 1901 года Рахманинов ещё не до конца сбросил с себя гнёт душевного оцепенения, и только через полгода, накануне венчания с Наташей, он вновь почувствовал вкус к жизни и понял, что как никогда счастлив. В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле — цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века», и в связи с этим через некоторое время композитор создал инструментальную версию вокальной миниатюры.

Интересные факты

  • Романс «Сирень» Рахманинов написал на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой). Талантливая писательница и поэтесса была дочерью выдающегося учёного Андрея Николаевича Бекетова, женой литератора Платона Краснова, а также родной тётей поэта Александра Блока.
  • На премьере поэмы «Колокола», состоявшейся в феврале 1914 года, Рахманинову преподнесли дирижерский пульт, щедро украшенный белой сиренью и дирижерскую палочку, выполненную из слоновой кости, на которой была вырезана все та же сирень. И даже когда спустя 4 года Рахманинов навсегда покидал Россию, в его купе чудесным образом оказалась ароматная ветка гроздьев…
  • Почитательница Рахманинова, постоянно дарившая ему сирень, долгое время так и оставалась таинственной незнакомкой. Друзья композитора ее так и называли – «Белой Сиренью». И лишь спустя несколько лет один из них открыл ему великую тайну – «Белой Сиренью» оказалась Фекла Яковлевна Руссо. Эта скромная учительница из Киевской губернии, влюбившись в его музыку, воплотила свое признание в белоснежный благоухающий цветок – чистый, невинный, весенний символ, дурманящий сладким ароматом. Композитор написал ей, и между ними завязалась душевная дружба.
  • Спустя несколько лет после смерти композитора пианист Ван Клиберн посадил на его могиле саженец белой сирени, подаренный ему в Москве советскими студентами. И пусть Рахманинов покоится далеко за океаном, в Нью-Йорке, но живой и благоухающий куст русской сирени навеки связал его с родной стороной.
  • Внешне привлекательный и талантливый Сергей Рахманинов всегда имел множество поклонниц. В творческом наследии композитора насчитывается более восьми десятков вокальных миниатюр, и почти каждая из них имела посвящение той или иной представительнице прекрасного пола. При этом обязательно стоит отметить, что в эмиграции маэстро не написал ни одного романса, видимо на создание таких лирических композиций у него не было вдохновения.
  • Не так давно, в октябре 2020 года, в Музее-усадьбе Рахманинова, расположенном в Тамбовской Ивановке — лаборатории композиторского мастерства русского музыкального гения, открыли интересную монументальную композицию, в центре которой символично посадили живую сирень, а ноты прославленного романса запечатлели на бронзе.
  • Рахманинов был очень дружен с выдающимся певцом Шаляпиным, для которого написал, а также посвятил ему несколько романсов. Сергей Васильевич часто шутил над знаменитым вокалистом, а Фёдор Иванович узнав, что в древнем роду композитора есть татарские корни, любя именовал его «татарской мордой».
  • В восьмидесятые годы прошлого столетия писатель Юрий Нагибин написал сценарий к фильму, повествующему о юношеских годах Сергея Рахманинова и о его первой любви. По некоторым обстоятельствам кинолента с названием «Белая сирень», режиссёром которой должен был быть Андрей Кончаловский, так и не была снята. Однако в 2007 году российские зрители увидели замечательный фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», в котором была представлена романтическая история загадочного подношения композитору его любимых цветов.
  • В Казани вот уже несколько лет проводится музыкальный фестиваль фортепианной музыки под названием «Белая Сирень», который посвящен великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову.

Содержание романса «Сирень»

«Сирень». Этот изумительный по своей выразительности и возвышенности романс, является подлинным шедевром камерно-вокального жанра. Его наполненная светлой одухотворённостью жизнеутверждающая мелодия с первых тактов заставляет окунуться в поэтичную атмосферу и прочувствовать особую притягательность красоты весенней природы. Вся музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися вокальными фразами и выразительными фигурациями фортепианного аккомпанемента, отображающего лёгкое колебание листвы, создают ощущение умиротворённости и сладостного покоя.

Помимо того безмятежность музыке романса, написанного в простой двухчастной форме, тональности Ля-бемоль мажор и сложном тактовом размере — 9/4, придаёт своеобразное ладовое строение начальных тактов. Их мелодическая линия и фортепианное сопровождение, основаны на бесполутоновом пентатоническом звукоряде. Далее, эмоционально развиваясь, музыкальный материал композиции выходит за границы пятиступенного лада.

Сирень – этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Видео: слушать романс «Сирень» Рахманинова

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Прочитать отрывок рассказа Ю.Нагибина «Белая сирень». Какой образ композитора создан писателем? Созвучен ли он образу романса? Оставь комментарий.

Ю.Нагибин «Белая сирень»

Сильные
грозовые ливни, неположенные в начале июня, усугубили сумятицу в мироздании. И
сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в
парке.

И когда
Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор гувернантки
Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным великолепием
сиреневого буйства.

Грубый шорох
в кустах заставил Верочку испуганно замереть.

Верочка
осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова,
племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них
лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к
бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и
Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка
Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось ей называть
семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и
осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал
ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот
наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила
опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой
привкус. Белая — это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже
кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая
сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.

Сиреневое
вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене.

В этом
долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под
стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и
огромный, хоть и красиво очерченный рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных
матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный — таков
был дружный Приговор сестер…

Правда, в
Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он
оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым.
Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до слез, до
изнеможения…

Но кузен,
пьющий горькую влагу с сиреневых кистей, стал Верочке по-новому интересен.
Кстати, в кого он влюблен?.. Прежде Верочка не задавалась этим вопросом, хотя
сердечные дела всех обитателей усадьбы, равно и друзей дома, редкий день не
наезжавших в Ивановку, заботили ее чрезвычайно. Скорее всего, он влюблен в
старшую ее сестру, двадцатидвухлетнюю Татушу… Верочка прыснула, по счастью,
почти беззвучно: рот был набит сиренью. Но острый слух музыканта что-то уловил.
Рахманинов замер с кистью в руке… Его большие, темные, не отражающие свет глаза
внимательно и быстро обшарили кусты.


Психопатушка, и вам не стыдно? — послышался протяжный, укоризненный голос
Рахманинова. — Поедать сирень — какое варварство!

У него была
раздражающая привычка давать всем прозвища. ..

— Надеюсь…
— произнесла она, задыхаясь. — что вы как честный человек… никому…
никогда…

.. Конечно,
я никому не скажу…

Он еще что-то
говорил, но Верочка уже не слышала. Со всех ног, зажимая ладонью страшно
бьющееся сердце, мчалась она к дому…

Рахманинов
стоял, задумчиво перебирая кисти сирени. Он хотел понять, почему его так
тронула и странно взволновала эта встреча.

Он,
Рахманинов, — странствующий музыкант, его дело упражняться на рояле до
одурения, который день корпеть над четырехручным переложением «Спящей
красавицы» несравненного Петра Ильича и урывать часишко-другой для
собственного сочинительства. Да, он обуян дерзостным намерением в недалеком
будущем вынести на суд публики свой первый фортепианный концерт. Пора робких
ноктюрнов и разных мелких пьесок миновала, он способен сказать свое слово в
музыке… Но как все-таки хорошо, что было это утро, тяжелые благоухающие кисти,
холод капель за пазухой и девичье лицо, наивное и патетическое…

Выбрав
удобный момент, когда Александр Ильич покуривал после обеда в сиреневой аллее,
Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.


Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти… —
Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти.
— Разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.

— Так что
же, он лучше вас? — наивно спросила Верочка.

— Будет, —
как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки,
когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы,
будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.

— Александр
Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы… как пианист, какой по
счету?

— Второй, — не
раздумывая, ответил Зилоти.

— А первый
кто?

— Ну, первых
много. Лист, братья Рубинштейны… Рахманинов будет первым.

— А какую
музыку он сочиняет?

— Пока это
секрет. Знаю только, что фортепианный Концерт. Но могу вам сказать: что бы
Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому
человеку. Он великий музыкант…

…Что же
было дальше? А то, что всегда бывает: лето сменилось осенью, и опустела
сатинская усадьба. Сестры Скалон вернулись в Петербург, Рахманинов и Сатины — в
Москву. Но то, что зажглось в Ивановке, не погасло…

…В память
Ивановки и того странного лета, когда запоздало и мощно забродило сиреневое
вино, Рахманинов написал свой самый нежный и взволнованный романс
«Сирень». Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То
промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности.

Тип урока: Изучение нового материала
и первичное закрепление знаний.

Цель урока: Осознать степень влияния
личности творца на создание им произведения
искусства.

Задачи урока:

  1. Познакомить с особенностями
    вокально-инструментального жанра “романс” в
    творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.
  2. Формировать потребности и способности через
    искусство приобщаться к духовной культуре.
  3. Развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование урока:

Технический ряд: компьютер,
проектор.

Зрительный ряд: презентация.

Дидактические материалы:

  • С. Рахманинов, Е. Бекетова “Сирень”, текст
    романса – раздаточный материал (приложение
    3
    ).

Литературный ряд:

  • Ю. Нагибин рассказ “Сирень”, фрагмент.

Музыкальный ряд:

  • С.В. Рахманинов, Е. Бекетова романс “Сирень” в
    исполнении солистки и оркестра (приложение
    1
    ).
  • С.В. Рахманинов транскрипция романса “Сирень”
    в исполнении автора (приложение
    2
    ).

Ход урока

СЛАЙД 2

Учитель: Сегодняшний урок мы начнем
с необычного вопроса: следите ли вы за модой?

Учащиеся: Ответы различные (чаще
мальчики отвечают отрицательно, девочки
положительно).

Учитель: Наверное, вы обращаете
внимание, как одеты ваши сверстники, что они
носят, какими мобильными телефонами пользуются,
какую музыку слушают. Наверное, у каждого из вас
есть любимое произведение, которое мы слушаем
или исполняем на уроке музыки. А смогли бы вы
предложить своим друзьям послушать ваше любимое классическое
произведение?

Учащиеся: Чаще отвечают
отрицательно.

Учитель: Почему?

Учащиеся: Она не модная, но она все
равно нравится
.

Учитель: Тогда почему вы
предпочитаете слушать эту музыку в одиночестве?
Что необходимо иметь человеку, чтобы отстаивать
свои приоритеты, демонстрировать их окружающим?

Учащиеся: Знания, смелость, потому
что стремление выглядеть “как все” заставляет
человека держать свое мнение при себе.

Учитель: Как бы вы отнеслись к
человеку, который сумел отстоять свое мнение и
доказать, что определенная музыка занимает одно
из главных мест в его жизни?

Учащиеся: С большим уважением.

Учитель: За что вы его уважаете?

Учащиеся: Он сильный человек,
индивидуальность, Личность.

СЛАЙД 3

Учитель: Сегодня мы познакомимся с
жизнью и творчеством именно такого человека,
который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это
русский композитор Сергей Васильевич
Рахманинов. Обратите внимание на годы его жизни,
ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век,
время переломное для России. Столкновение нового
со старым во всех сферах жизни, в том числе и в
искусстве. Время, связанное с первой мировой
войной и революциями, охватившими всю Россию. Как
вы думаете, как должны были повести себя
композиторы, художники, поэты, почувствовав
влияние нового времени?

Учащиеся: Идти в ногу со временем,
искать новые пути воплощения своего творчества,
искать новые средства выразительности.

СЛАЙД 4

Учитель: Вы правы, многие так и
поступили, сливаясь с новыми идеями
преобразования общества. И многие упрекали С.В.
Рахманинова в старомодности за то, что он не
отказался от традиций классического искусства. А
он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю
только модой, изменять постоянно звучащему во
мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”.
Как вы понимаете его слова?

Учащиеся: Он стремился сохранить
свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение,
ему не хотелось изменять своему тону, который
звучал вместе с ним.

Учитель: Вы абсолютно правы, ведь у
каждого человека на душе бывает и радостно и
печально, и об этом можно рассказать музыкой.

СЛАЙД 5

Учитель: С.В. Рахманинова называли
величайшим композитором и пианистом всех времен,
и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни
выступал, ему дарили букет белой сирени. Для
композитора сирень была символом Родины. Как вы
думаете почему?

Учащиеся: Воспоминания детства,
много сирени где он родился, любимый цветок.

СЛАЙД 6

Учитель: Вы правы, родина
Рахманинова – Новгородский край. Здесь он
наполнился старинными напевами, колокольными
звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя
любовь к России и ко всему русскому, народному”.
И даже в своей музыке он использовал образ
сирени.

СЛАЙД 7

Послушайте романс С.В. Рахманинова
“Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения
вложил композитор в музыку?

Прослушивание романса (приложение
1)

Примечание: для детального анализа
можно использовать гиперссылку с нотным
изображением первой фразы романса, а также
распечатанным текстом романса (раздаточный
материал, приложение 3).

Учащиеся: Романс рассказывает о
любви, нежности, в музыке чувствуется
прозрачность, хрустальность воздуха, легкое
дыхание душистых ветвей.

Учитель: И вы правы, мечтательные,
задумчивые интонации вырастают в распевную
мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет
от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как
вы считаете, что могло стать вдохновением для
написания этого романса?

Учащиеся: Возможно, композитор был
счастлив, от того, что почувствовал аромат
сирени, увидел красоту природы, ему было просто
хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…

СЛАЙД 8

Учитель: Вы правы, это была лучшая
пора жизни композитора, ведь каждую весну и
начало лета он проводил в Ивановке. В одном из
своих писем впоследствии Рахманинов писал:
“Именно здесь давно, когда я был еще совсем
молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания
композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю.
Нагибина “Сирень”.

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина
“Сирень”,  слушание романса “Сирень” (приложение 1)

“Сильные грозовые ливни, неположенные
в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании.
И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и
во дворе, и в аллеях, и в парке.

И когда Верочка Скалон выбежала утром
в сад,.. она ахнула,… пораженная дивным
великолепием сиреневого буйства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в
шаге от себя увидела Сережу Рахманинова,
племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти
сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же
подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были
влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов
клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал
некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто
собирался съесть, затем так же осторожно
вытягивал её изо рта и что-то проглатывал.
Верочка последовала его примеру, и рот
наполнился горьковатой холодной влагой. Она
поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала
белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у
каждой был свой привкус. Белая – это словно
лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая
отдает чернилами; самая вкусная – голубая
сирень, сладковатая, припахивающая лимонной
корочкой…”

СЛАЙД 9

Учитель: Как вы думаете, почему
Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?
Разве не достаточно было аромата, которым был
пропитан воздух в саду?

Учащиеся: Разный цвет сирени
вызвал у него желание сравнить не только аромат,
но вкусовые качества.

Учитель: Заметили ли вы в мелодии
романса различные интонации или он был насыщен
одним цветом?

Учащиеся: В мелодии было развитие,
которое наполнило его целой цветовой палитрой.
Например, во второй части романса звучат более
напряженные интонации. Они выражают чувство
взволнованности и мечты о счастье.

Учитель: Тогда какими красками вы бы
изобразили этот романс и почему?

Учащиеся: Нужно взять прозрачные,
светлые, нежные акварельные краски (розовые,
сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка
воздушная, нежная, прозрачная, утонченная,
наполненная ароматом запаха сирени.

СЛАЙД 10

Учитель: Послушайте два варианта
романса Рахманинова “Сирень” и ответьте на
вопросы:

  • В чем отличие двух исполнений этого романса?
    Какой образ создает каждый из исполнителей?
  • Найдите созвучия между музыкальными и
    предлагаемыми зрительными образами (картины: Э.
    Панов “Сирень в кувшине”, И. Левитан “Весна.
    Белая сирень”, Л. Скрипченко “Сирень”, С.
    Нестерчук “Сирень”, Борисов-Мусатов “Весна”).

СЛАЙД 11 (оба произведения
Рахманинова звучат без перерыва на одном
слайде в сопровождении репродукций картин)

Слушание романса С. В. Рахманинова
“Сирень” в исполнении женского голоса

(приложение 1)

и транскрипции романса в исполнении
Сергея Рахманинова

(приложение 2)

СЛАЙД 12

Учащиеся: Оба варианта одинаковы по
мелодии, ритму, темпу, но разные по образному
ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в
исполнении сопрано, второй – в исполнении
пианиста.

Учитель: Вы совершенно правы, вы
услышали вокальный и инструментальный варианты
романса “Сирень”, при этом обратите внимание,
что партию фортепиано во втором варианте
исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит,
каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в
музыку свои образы, чувства, ощущения, эмоции. В
чем вы видите различие музыкальных образов,
какой образ создает каждый из исполнителей?

Учащиеся: В первом произведении
(вокальное исполнение) можно увидеть яркие
образы оживающей природы, услышать шум ветра,
дыхание весны. Второе произведение (фортепианное
исполнение) рисует, скорее, образ человека, его
чувства, размышления, волнение, переживания. Это
происходит потому, что сам автор исполняет
романс.

Учитель: Выяснив, в чем отличие
музыкальных образов, определим, с какими
зрительными образами они будут сочетаться.

Примечание: Для детального анализа
можно воспользоваться гиперссылками на
репродукции картин.

Учащиеся: Вокальное исполнение
– больше прозрачности, насыщенности
благоухающего воздуха, образ покоя,
безмятежности, созерцания. Фортепианное
исполнение – взволнованность,
импровизационность, ощущение счастья. В процессе
анализа учащиеся предлагают свои варианты
созвучия музыкальных и зрительных образов.

СЛАЙД 13

Учитель: Подводя итог нашего урока,
мы можем сделать следующие выводы:

  • Композитор, художник, писатель, а также
    исполнитель создают каждый свой образ, выражая
    свое внутреннее состояние.
  • Зрительные образы усиливают восприятие
    слушателей, делают оригинальный музыкальный
    образ более разнообразным, насыщенным.

  • Рассказ юрия яковлева рыцарь вася
  • Рассказ шляпа волшебника читать
  • Рассказ шоколадный дедушка слушать
  • Рассказ шишка сыска фыфка хыхка читать
  • Рассказ шерлока холмса голубой карбункул