Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.
Стихи войны
Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.
Литературная жизнь Юрия Яковлева
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.
В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.
Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.
Для маленьких читателей
Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.
Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.
Откуда приходят герои
Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.
Творчество писателя Юрия Яковлева
Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:
«Реликвия».
«Жить нам суждено».
«Где стояла батарея».
«Позавчера была война».
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:
«Травести».
«Трудная коррида».
«Автопортрет».
«Иван-виллис».
«Дочь преферансиста».
Жизненные сценарии
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:
«Первая Бастилия».
«Мы с Вулканом».
«Красавица».
«Всадник над городом».
«Пущик едет в Прагу».
Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.
Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:
«Багульник».
«Он убил мою собаку».
Три простых истории
Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.
Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.
Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животным
Салют
Сыновья Пешеходова
Где начинается небо
Урс и Кэт
Олин голос
Скрипка
Забор с голубым глазом
Сапер
Продается старая лошадь
Часовой Петров
Цветок хлеба
Память
Мой знакомый бегемот
Девочки с Васильевского острова
Перемена погоды
Серая шкурка
Реликвия
Письмо Марине
Умка
А Воробьев стекло не выбивал
Вратарь
Рыцарь Вася
Друг капитана Гастелло
Игра в красавицу
Хромой лев
Учитель истории
Стриженый черт
Собирающий облака
Разбуженный соловьями
У человека должна быть собака
Всадник, скачущий над городом
Большие черные перчатки
Мама
Полосатая палка
Багульник
Учитель
Мальчик с коньками
Бамбус
Кепка-невидимка
Я иду за носорогом
Тайна Фенимора
Последний фейерверк
https://skazkibasni.com/yurij-yakovlev
https://royallib.com/author/yakovlev_yuriy.html
«…что
есть красота…»
Урок
литературы в 7 классе
(Урок
внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу»)
Автор
– учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 г. Владикавказ Бестаева Н.
Я.
Педагогические
задачи: анализ рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу», художественное
восприятие стихотворений Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих
лиц», выявление связи между этими произведениями; рассуждение о человеческой
красоте.
Планируемые
результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
повторить | ориентироваться | понимать |
Структура урока
Этапы | Деятельность | Деятельность | Формируемые |
Оргмомент | Проверяет | Демонстрируют | Организация |
Сообщение | Слово Для чего Какое слово А теперь | Кратко Отвечают Выделяют Называют | Владение Умение |
Материал | Давайте Беседа: 1) Кто 2) 3) 4) 5) 6) 7) Какие | Отвечают Обобщают | Умение |
Групповая | Деление 1 2 3 | Каждая Для | Умение |
Творческий | Пофилософствуйте | Выполняют | Владение |
Итоги | Какая Чем Нужен Как | Отвечают Подводят Обобщают Оценивают | Умение |
Домашнее | найти |
Ресурсный
материал
Николай
Заболоцкий
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай
Заболоцкий
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955 г.
Высказывания
философов
Никакая внешняя красота не может быть
полной, если она не оживлена красотой внутренней. (В. Гюго, великий французский
писатель)
Истинная красота заключает в себе нечто
такое, чем не способны восхищаться низкие души; но никакая грязь и лохмотья не
могут скрыть это нечто от душ, не отмеченных печатью низости. (Конгрив,
представитель комедии XVIII века)
Красота настоящая – это прелесть
человеческой души, это общее очарование личности. (В. О. Тонорков, заслуженный
артист СССР)
Красота – один из видов Гения, она ещё
выше Гения, ибо не требует понимания. Она – одно из великих явлений окружающего
нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в тёмных водах
серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и
делает царями тех, кто ею обладает. (О. Уайльд, великий английский писатель)
69
Уважаемые читатели!
Абонемент старших школьников городской детской библиотеки им. Якуба Коласа
приглашает посетить
выставку-размышление «Книги с глубоким смыслом»
Ждем вас по адресу: ул. Брестская, 56 (2-й этаж)
Выставка будет действовать по 30 декабря.
- Повесть “Хайди, или Волшебная долина” принадлежит к признанным шедеврам мировой детской классики. Эта история о маленькой девочке, которая живет со своим дедушкой в горах Швейцарии. Впервые книга вышла в свет в 1881 году и сразу же получила широкую известность, была переведена на несколько европейских языков и выдержала множество изданий. История Хайди девять раз экранизировалась (самый известный фильм вышел в 1937 году). Доброе сердце девочки как солнце озаряет жизнь окружающих, делая ее радостнее и счастливее. И, конечно же, они платят ей взаимностью, любовью и дружбой. А дружба, как известно, может творить настоящие чудеса…
- Рассказ о событиях Второй мировой войны заставляет читателей задуматься над прошлым, настоящим и будущим. Повесть “Остров в море” – история девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья, это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок. Те, кто будет читать эти ранящие душу страницы, получат своего рода прививку: можно надеяться, что они не поддадутся искушению подразнить ровесника, если он не такой, как все.
- Лоран Гунель входит в пятерку самых популярных беллетристов Франции. Его новая книга называется «День, когда я научился жить». Представьте, что в один прекрасный день цыганка, посмотрев на вашу ладонь, испуганно замолкает. И лишь после настойчивых просьб вы добиваетесь от нее ответа. Звучит он довольно страшно: «Ты скоро умрешь». Для Джонатана, героя романа Гунеля, мир совершенно меняется. И хотя никаких болезней врачи у него не находят, он решает провести несколько недель среди гор и холмов на берегу океана. Впервые он никуда не спешит. В поисках ответа на вечные вопросы о смысле жизни Джонатан заново знакомится с самим собой. Встречи, странствия, приключения и самопознание в корне меняют и его видение жизни, и саму жизнь… Эта книга проливает новый свет на наше существование и отношения с другими людьми, кажется, будто кто-то отворил окно и в затхлую атмосферу ворвался свежий ветер.
- Приключенческая повесть-сказка замечательного писателя Федора Федоровича Кнорре утверждает силу духовного начала в жизни человечества даже в самом далеком будущем, человеком надо оставаться во все времена и во всех ситуациях. Интересна жизнь в далеком будущем! Все делают роботы, с ними можно разговаривать и даже дружить. Но вот родной голубой планете Земля стала грозить чудовищная катастрофа, может совсем прекратиться жизнь на Земле. Нет, такого допустить нельзя! И неравнодушная девочка Лали спасает свою цветущую планету.
- Узнав о своем диагнозе – врачи предрекают девушке полную потерю памяти, – Саманта Маккой начинает вести дневник, заполняя его день за днем, обращаясь к будущей себе. Это повествование о мужестве жить так, словно всем твоим мечтам суждено сбыться.
- В старшей школе бывает нелегко. Кто-то пользуется популярностью, как, например, энергичный и жизнерадостный семнадцатилетний Адам. А для кого-то школа может превратиться в настоящий кошмар, как для робкого и необщительного четырнадцатилетнего Джулиана. Он – объект всеобщих насмешек, потому что любит читать детские книжки с картинками. Такие разные, они встречаются, и у Джулиана появляется друг, о котором можно только мечтать. Мальчики легко нашли общий язык, но чем больше времени проводят вместе, тем чаще Адам замечает, что Джулиан что-то скрывает. Решив разобраться, он начинает подозревать, что все серьезнее, чем кажется на первый взгляд, и, возможно, Джулиан нуждается в его помощи.
- Михаил Самарский написал эту книгу в 12 лет и как никакой другой автор сумел отразить внутренний мир современного подростка, его чаянья, проблемы и собственный взгляд на жизнь. Взросление – важный и непростой этап для каждого человека, и он тем сложнее оттого, что ребенок остается один на один со своими вопросами. А какие они, эти вопросы? Что заботит созревающую личность? Главный герой повести Миша Миров проводит читателя по своим будням, делится сокровенными мыслями, не оставляя невысказанным ничего из того, что его тревожит.
- Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей не смотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяева. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике — легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны!
- В книгу вошли две повести «Старая немецкая сказка, или Игра в войну» и «Деревянный хлеб», а также два больших рассказа «Глаза» и «Билет туда и обратно». Произведения посвящены послевоенным годам, взрослению подростков в это трудное время, когда перед ними со всей остротой встали вопросы морального выбора.
- События романа разворачиваются в конце XIX века в Ирландии. 17 июня 1875 года в прибрежный городок Уэстпорт прибывает злой кукольник с большой повозкой. Там оказывается маленький подкидыш Малыш. В начале произведения главному герою только пять лет. На его долю выпало немало злоключений. Обретя счастье в приёмной семье, недолго он мог им наслаждаться. Мальчик покинул ставших родными людей, чтобы однажды вернуться и щедро отплатить им за добро. Но как ему удалось разбогатеть? Какие ещё испытания выпали на его долю?
- Сборник рассказов Юрия Яковлева «Игра в красавицу» объединяет рассказы, посвященные теме красоты и любви в самом широком смысле слова. О любви, быть может, смешной и нелепой, но в то же время возвышенной и даже трагической.
- Подростки, страдающие от тяжелой болезни, не собираются сдаваться. Они по-прежнему остаются подростками — дерзкими, неугомонными, взрывными, бунтующими, равно готовыми и к ненависти, и к любви. Хейзел и Огастус бросают вызов судьбе. Они влюблены друг в друга, их терзает не столько нависшая над ними тень смерти, сколько обычная ревность, злость и непонимание. Они — вместе. Сейчас — вместе. Но что их ждет впереди?
- Здравствуйте, мистер Бог, это Анна” – классика на все времена. Это удивительный рассказ о жизни маленькой девочки Анны и о безграничной свободе, которую она подарила своему другу Финну. В пять лет Анне был ведом смысл жизни, она без тени сомнения знала, что такое любовь, и была личным другом и помощником мистера Бога. К шести годам она была видным теологом, математиком, поэтом и, вдобавок, садовником. Если ей задавали вопрос, то всегда получали ответ – прямой, простой и в самую точку. Действие романа разворачивается в лондонском Ист-Энде в 30-х годах прошлого века. Это первая книга трилогии, на которой выросло не одно поколение европейских читателей…
- «Глубина Моря» – третья часть тетралогии известной шведской писательницы Анники Тор. Основанная на реальных событиях повесть о маленьких беженках-еврейках, вывезенных в 1939 году из Австрии в Швецию, принесла автору несколько литературных наград и любовь читателей. В 1999 году роман «Глубина моря» был отмечен премией Августа Стриндберга как лучшая книга для детей и подростков.
Список литературы:
- Самарский, М. На качелях между холмами / Михаил Самарский. – Москва : Эксмо, 2012. – 221с.. – (Лучшие книги для подростков).
- Самарский, М. Формула добра / Михаил Самарский. –Москва : Эксмо, 2013. – 219с.. – (Приключения необычной собаки).
- Грин, Д. Виноваты звезды / Джон Грин ; перевод с английского О. Мышаковой ; под редакцией Е. Давыдовой, Д. Румянцевой. – Москва : АСТ, 2017. – 286 с.
- Кнорре, Ф. Ф. Бумажные книги Лали: повесть – сказка / Ф. Кнорре. – Москва : АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.. – (Любимое чтение).
- Иванов, А. А. Деревянный хлеб : Повести и рассказы / Альберт Иванов. – Москва : Астрель : АСТ, 2011. – 286 с.
- Яковлев, Ю. Я. Игра в красавицу : рассказы / Юрий Яковлев. – Москва : ЭНАС-Книга, 2017. – 155 с.. – (Куда уходит детство).
- Тор, Анника. Остров в море / Анника Тор. – Москва : Самокат, 2006. – 288 с.
- Тор, Анника. Глубина моря / Анника Тор. – Москва : Самокат, 2009.. – (Встречное движение).
- Верн, Ж. Малыш / Жюль Верн. – Москва : ЭНАС – Книга, 2017. – 375 с.. – (Книга на все времена).
- Роу, Р. Птица в клетке / Робин Роу ; перевод с английского Е. Музыкантовой. – Москва : Эксмо, 2019. – 316 с.
- Эвери, Л. Дневник моей памяти / Лара Эвери ; перевод с английского М. Извековой. – Москва : АСТ, 2017. – 284 с.. – (Виноваты звезды).
- Финн. Здравствуйте, мистер Бог, это Анна / Финн ; перевод с английского А. Г. Осипова. – Москва : РИПОЛ классик, 2019. – 251 с.. – (Бумажные города).
- Спири, Йохана. Хайди, или волшебная долина / Й. Спири. – Москва : Астрель, 2003. – 314 с.. – (Любимые книги девочек).
- Гунель, Л. День, когда я научился жить / Лоран Гунель ; перевод с французского О. Егоровой. – Москва : Иностранка : Азбука – Аттикус, 2020. – 347 с.
[свернуть]