Рассказ встреча зимы иван саввич никитин

Слайд 1тема: знакомство с произведением и.с. никитина встреча зимыслайд 2поэтическая тетрадь 1слайд 3речевая разминкаслайд 4встреча зимы никитин иван саввич 1.

Слайд 1

Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы»

Слайд 2

Поэтическая тетрадь 1

Слайд 3

Речевая разминка

Слайд 4

«Встреча зимы» Никитин Иван Саввич 1. Как вы думаете, о чем мог написать нам Иван Саввич Никитин?

Слайд 5

Прослушай стихотворение

Слайд 6

Какие чувства у тебя вызвало стихотворение?

Слайд 7

Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ ; В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ; НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ; НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ

Слайд 8

Открой учебник на странице 68. Прочитай стихотворение.

Слайд 9

СИНОНИМЫ Сумрачный — Тёмный Раздолье — Ширь, простор Искони — С давних пор, времен Подчас — Сейчас, тотчас Хмельной — Пьяный

Слайд 10

Угрюмый Сумрачный Осенний Полото Разноцветный Безлюдный Побелевший Сдержанный Православный Разгул непогод Незванный Хмельный Прочитайте слова. Все слова вам понятны?

Слайд 11

Правила выразительного чтения: — читать надо медленно, вдумываясь в значение слов. — после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, — чётко и ясно проговаривать слова, — постараться передать настроение автора и свои чувства.

Слайд 12

Работа по учебнику с. 68 — 71

Слайд 13

Беседа по содержанию Какой поре посвящается стихотворение? Какие части можно выделить? Какие картины нарисовал поэт? Почему людей радует первый снег?

Слайд 14

Детальный анализ стихотворения (устно) Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? Любил ли поэт русскую зиму? Как автор относится к простым русским людям? к Родине? Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

Слайд 15

Историческая справка – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. — Почему русский народ не боится зимы? — Как вы понимаете три последних строки стихотворения?

Слайд 16

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА “ ПЕРВЫЙ СНЕГ ” Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. Каким увидели снег? Воздух? Небо? . Что чувствуют дети?

Слайд 17

В ы р а з и т е л ь н ы е с р е д с т в а р е ч и : Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет

Слайд 18

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим называется сравнением . Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение часто присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и другими.

Слайд 19

Пример сравнения: Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребенок…

Слайд 20

Олицетворение Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа называется олицетворением. При олицетворении неодушевленным предметам приписывают действия , которые часто доступны лишь людям.

Слайд 21

Пример олицетворения: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…

Слайд 22

Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой . Метафора в краткой форме позволяет создать ёмкий образ .

Слайд 23

Пример метафоры: Выглянул цветочек В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной . Ёмкий образ

Слайд 24

Э п и т е т ОБРАЗное определение предмета называется эпитетом . Эпитеты отвечают на вопрос КАКОЙ? Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, часто как ЦВЕТопись.

Слайд 25

весёлое золотистое ласковое приветливое улыбающиеся жгучее восходящее

Слайд 26

Прочитай и определи, где МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ И ЭПИТЕТ? 1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб. 2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая, Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор. 3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

Слайд 27

Прочитай и определи, где МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ И ЭПИТЕТ? 1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб. 2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая, Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор. 3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт. СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТ МЕТАФОРА

Слайд 28

Домашнее задание с. 68- наизусть первые 4 четверостишия. ИЛИ 2. Мини-сочинение на тему «Первый снег» (5-7 предложений)

Слайд 29

Урок окончен!

PostDateIcon

14.02.2021

Рассказ встреча зимы иван саввич никитин

Иван Саввич Никитин (21 сентября (3 октября) 1824 года, Воронеж — 16 (28) октября 1861 года, Воронеж) — русский поэт.

Биография

И. С. Никитин в молодости.

Иван родился в семье владельца свечного завода Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864, разорился в 1830 году). С 1828 по 1844 год семья жила на Верховой Ильинской улице (ныне — улица Шевченко), в доме № 19, в котором до нашего времени сохранился сводчатый подвал, где у отца поэта был свечной заводик.

Учился в Воронежской духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казённая и скучная система образования юноше не нравилась, и своё отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861). В 1844 году отец Никитина купил на Кирочной улице постоялый двор и поселился с сыном и семьёй здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и в 18 лет стать содержателем постоялого двора. После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор почти всех изданий сочинений Никитина).

Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 году Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и в феврале открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города. Среди его комиссионеров были книготорговцы Н. А. Сеньковский и Ф. И. Силаев, историк П. И. Бартенев, поэт Ф. Н. Берг.

Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк, а могилу И. С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых — захоронение другого известного поэта А. В. Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературным некрополем».

Творчество

Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованным в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-Петербургские ведомости» со следующим комментарием:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?.

В 1857—1861 годах печатался в журналах «Русская беседа», «Народное чтение», «Русское слово», «Отечественные записки», «Москвитянин». Активно участвовал в подготовке сборника «Воронежская беседа на 1861 год», в который вошли его стихотворения «Портной» и «За прялкою баба в поняве сидит…», поэма «Тарас» и повесть «Дневник семинариста».

В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году.

Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.

— Дмитрий Ковалёв

На иностранный язык было переведено лишь одно произведение И. Никитина — «По всей степи ковыль» (перевод принадлежит Дориану Роттенбергу.

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 года. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 года. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 года. Первая публикация (отдельным изданием) — в 1858 году. (дата цензурного разрешения — 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак — «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина — образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта. Никитин изобразил в поэме почти тот же быт, что и А. Островский в комедии «Свои люди — сочтёмся».

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. Академик Я. К. Грот напечатал в «Известиях II Отделения Академии Наук» разбор поэмы, где назвал её «замечательным явлением в русской поэзии». В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя.

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

На слова Никитина написано более шестидесяти песен и романсов. Лёгкость и искренность, музыкальность, простота и чистота мысли привлекала к его поэзии многих композиторов, среди которых Э. Направник , В. Калинников, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, П. Булахов, А. Гречанинов, В. Золотарёв, Р. Глиэр (более тридцати композиторов). Так, стихотворение «В тёмной роще соловей…» положено на музыку Н. Римским-Корсаковым, А. Гречаниновым, «Ночь на берегу озера» — Ц. Кюи; несколько романсов написал С. Монюшко («Дитяти», «Песнь бобыля»). На текст поэмы «Русь» хоры создали А. Кастильский, Э. Направник, Н. Компанейский, К. Массалитинов. Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.

Стихотворение Никитина «Медленно движется время» (опубликовано в 1858 году под названием «Песня»), в 1885 году было включено в сборник песен «Отголоски революции», который печатали народовольцы. Эту песню пели как революционный гимн на студенческих сходках и демонстрациях вплоть до революции 1905—1907 годов.

Публикации

  • Сочинения И. С. Никитина, с его портретом, видом надгробного памятника, fac-simile и биографией, составлен. М. Ф. Де Пуле. Т. I. — Воронеж: Тип. В. А. Гольдштейна, 1869. — II, 556 с.
  • Собрание сочинений / И. С. Никитин. — СПб., 1911 — (Всеобщая б-ка. № 131). Т. 2: Кулак:поэма. — 1911. — 98 с.
  • Собрание сочинений / И. С. Никитин. — СПб., 1911 — (Всеобщая б-ка. № 131). Т. 3: Дневник семинариста. — 1911. — 111 с.
  • Полное собрание сочинений: В 1 т., под ред. [и с предисл.] М. О. Гершензона: С биогр. Никитина, 4 его портр., 3 факс. с рукописей, 1 снимком с модели предполагаемого к постановке памятника и 5 воронеж. видами. — Москва: А. С. Панафидина, 1912. — XXIV, X, 448 с., [9] л. ил., портр.
  • Полное собрание сочинений: В 1 т., под ред. [и с предисл.] М. О. Гершензона: С биогр. Никитина, 4 его портр., 3 факс. с рукописей и снимком с модели предполагаемого к постановке памятника и 5 воронеж. видами. — 3-е изд. — Москва: А. С. Панафидина, 1913. — XXVI, 454, IX с., [9] л. ил.
  • Полное собрание сочинений. Т. 1: Стихотворения. Варианты. Примечания. / И. С. Никитин; ред. С. М. Городецкий; общ. ред. Е. В. Аничков. — СПб.: Рус. кн. товарищество «Деятельность», 1912—1913. — (Б-ка Русских Писателей). — 460 с.
  • Полное собрание сочинений. Т. 2: Кулак: поэма. Дневник семинариста. Письма. Варианты / И. С. Никитин; ред. С. М. Городецкий; общ. ред. Е. В. Аничков; авт. вступ. ст. С. М. Городецкий. — СПб.: Рус. кн. товарищество «Деятельность», 1912—1913. — (Б-ка Русских Писателей). — 517 с.
  • Сочинения И. С. Никитина, выбранные для учащихся в низших и средних школах: С биогр., портр. и автогр. поэта/ Сост.: А. И. Анастасиев; Рис. и обл. В. В. Спасского. — Москва: А. Д. Ступин, 1912. — 341, III с.: ил., портр.
  • Полное собрание сочинений И. С. Никитина / Под ред. А. Я. Кракова; С портр. Никитина, его биогр. и 64 рис. худож. В. В. Коренева. — 1-е изд. — Екатеринослав: Л. М. Ротенберг, 1914. — XXXVI, 528, VII с.
  • Собрание сочинений: в 1-м т.: 3-х ч. / И. С. Никитин; авт. вступ. ст. В. Егорьев. — М.: Живое слово, 1914 (Тип. А. З. Кисилева). — 592 с.: Ч. 1: Стихотворения. Ч. 2: Письма. Ч. 3: Проза: Дневник семинариста; Поэмы: Поездка на хутор; Тарас; Кулак.
  • Избранные стихотворения И. С. Никитина для детей школьного возраста: с его портр. и биогр. рассказом / И. С. Никитин; вступ. ст. А. Ульянова; ил. худож. Апсита [и др.]. — Москва: Товарищество И. Д. Сытина, 1914. — 98 с.
  • Стихотворения / И. С. Никитин; Подготовка текста и вступительная статья Ив. Н. Розанова. — Москва: ОГИЗ: Государственное изд-во художественной литературы: 1944. — 43 с. — (Писатели-патриоты великой родины)
  • Стихотворения / И. С. Никитин; вступ. ст., ред., и примеч. Л. А. Плоткина. — 2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1947. — 379, [1] с. — (Библиотека поэта: малая сер. / осн. М. Горьким; № 93). — 20 000 экз.
  • Собрание сочинений: в 2-х т. / И. С. Никитин; сост., авт. вступ. ст., подгот. текста Л. А. Плоткин, ил. И. Глазунов.—- М.: Правда, 1975 — Т. 1: [Стихотворения]. — 368 с. — (Библиотека «Огонёк») (Библиотека отечественной классики). — 375 000 экз.
  • Собрание сочинений: в 2-х т. / И. С. Никитин; сост., авт. вступ. ст., подгот. текста Л. А. Плоткин, ил. И. Глазунов.—- М.: Правда, 1975 — Т. 2: [Поэмы. Проза. Избранные письма]. — 448 с. — (Библиотека «Огонёк») (Библиотека отечественной классики). — 375 000 экз.
  • Никитин И. С. Стихотворения / Сост. О. Г. Ласунский, Авт. предисл. Ю. М. Игнатьев — М.: Детская литература, 1976. — 94 с.: ил. — (Школьная библиотека) .

Память

  • В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина. В городе также установлено два бюста поэту — у дома-музея поэта (1964) и у литературного музея (2009).
  • В Воронеже, в доме, где с 1846 года жил поэт, в 1924 году открыт литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
  • Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
  • В честь И. С. Никитина названа Никитинская улица в городе Воронеже.
  • Улицы Никитина есть также в Красноярске, Липецке, Барнауле, Новосибирске. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что улица названа в честь Афанасия Никитина.
  • В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
  • В 1949 и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
  • В 2011 году, к 425-летию Воронежа, Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор: И. А. Шуклин).
  • Почтовые марки СССР
  • 1949 год,
    номинал 40 коп.

  • 1949 год,
    номинал 1 руб.

  • 1974 год,
    номинал 4 коп.

  • Орландина
  • Дуарти, Паулу (археолог)
  • Моржевка
  • Политический поп-арт
  • Павильон № 32 «Космос» на ВДНХ

1

Первый слайд презентации

3 класс 10.11.2021

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим знакомиться
со стихами великих русских поэтов.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Иван Саввич
Никитин
(1824-1861)
Об авторе

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Никитин Иван Саввич — известный поэт.
Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: «Дитяти», » Дедушка», «Когда один, в минуты размышленья…» и многие другие.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Словарь

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

«искони» — издавна, с незапамятных времён.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Сумрачный —
раздолье —
искони —
подчас —
хмельной —
темный
ширь, простор
с давних пор, времен
сейчас, тотчас
пьяный
Подбери синонимы

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Работа по теме

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Памятка для анализа стихотворения.
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

-Почему поэт обращается к степи?
-Как называет автор траву?
Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.
— Какая картина изображена вслед за весной?
-О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.
Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки из стихотворения.
-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.
«Полно, степь моя…»
СЛУШАТЬ

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Словесное рисование.
— Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.
— Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?
Что бы вы изобразили в центре? Почему?
Что было бы еще на вашей картине?
Почему именно это вы хотели бы поместить?
— Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.
-Посмотрите на иллюстрацию.
-Такой вы представляли себе степь?
— Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?
– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.
-Что такое олицетворение?
-Что помогает представить олицетворение?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Памятка «Как читать выразительно»
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко,
тихо).
4. Определи темп (быстро,
медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

– Понравилось вам стихотворение? – Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?
-Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы?  – Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.  – Какой поре посвящено стихотворение?
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.
«Встреча зимы»
СЛУШАТЬ

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

– Перечитайте приветствие зиме.
— Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?  – Ребята, любил ли поэт русскую зиму?  – А как он относился к русским людям, к простому человеку?

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Закрепление изученного

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

А. Пластова
«Первый снег»

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Юон «Конец зимы»

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называются его стихотворения?
-С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали? – Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением. – Каковы основные мысли стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Знаю…..
Понимаю…..
Умею…..

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

26

Последний слайд презентации: 3 класс 10.11.2021

Я
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

3 класс 10.11.2021

Изображение слайда

Это крупный поэт. И я не понимаю, как его забывают. Его нельзя забывать. Л.Толстой

*

В синем небе плывут над полями 

Облака с золотыми краями… И.Никитин

*

За пару прошедших веков мало что изменилось в судьбах
творческих людей, писателей, поэтов.

Одинаково трудно стать услышанным. Так же
обременительно прорваться ввысь, к недостижимым небесам почитания и успеха. Отчего
приходится настороженно-сосредоточенно обретаться на острие общественной жизни,
в гуще критическо-публицистических наслоений. На высоте современных знаний к
тому же. Чтобы ваш художественнический нерв звучал в унисон обывательским надеждам,
ощущениям, светлым чаяниям-мечтам. Горькой нелицеприятной правде.

Ещё труднее быть, по-бунински, просто «хорошим
человеком». С отзывчивой душой и горячим чувством, безотчётно рвущимся из «глубины
сердца». Ведь чтобы натуралистично обрисовать живых людей, заставить публику видеть
и ощущать запахи живой природы и трепетание «лучших струн», надо самому быть весьма
и весьма духовно сильным и горячим. В каком-то смысле несгибаемым. Твёрдым.

Надобно быть накрепко связанным со «своею почвой»,
землёй — миллионами природных нитей. И от этих божественных нитей-даров,
телесных и платонических, делаться крепостью, форпостом прогрессивного
искусства и литературной мысли. Несмотря на ужас бытовых неурядиц. Медленно,
исподволь тебя убивающих. Сжигая плоть.

Таков крестьянский поэт Иван Никитин. Такой,
чрезвычайно трагичной, но беспримерно насыщенной духовным ростом, была его недолгая
жизнь: 37 пушкинских лет (1824—1861).

*

«Бурса проклятая измозжила у меня силу воли и научила
меня пить», — жаловался выпускник Александро-Невской семинарии Н. Помяловский в
письме однокашнику Н. Благовещенскому.

Помяловский, высеченный в пору обучения аж четыреста
раз за нарушение господствующих там порядков, называл бурсу превосходным «адовоспитательным
заведением». Которое, по его мнению, было страшнее ужасов тюрьмы Достоевского
из «Мёртвого дома».

Ох, знаком я с этой школой!

В ней не видно перемен:

Та ж наука — остов голый,

Пахнет ладаном от стен… Никитин

Причём ежели «мёртвый дом» со всей документальной каторжанской
философичностью и целостностью характеров вполне склонен к апофатике самоусовершенствования.
То в бурсе схожих наклонностей не предвиделось и в помине. Духовное заведение с
его тиранией, невежеством и нищетой — «одно из очень многих и притом из самых
невинных явлений нашей повсеместной и всесторонней бедности и убогости», —
отмечал Д. Писарев.

Между тем, странно то или нет, институт семинарии предстал
обществу неким чудесным феноменом, выпустившим из острожных убогих стен
мощнейшую когорту выдающихся бурсаков — деятелей отечественной науки и культуры.

Философы:
Н. Г. Чернышевский, В. Д. Кудрявцев-Платонов, С. Н. Булгаков, С. С.
Гогоцкий.

Историки:
В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, Н. Ф. Каптерев.

Писатели,
критики, языковеды:
Н. А. Добролюбов, М. А. Антонович, И. С. Никитин.

Учёные,
педагоги:
П. Ф. Каптерев, С. И. Миропольский.

Также первый лауреат нобелевки И. П. Павлов. Хирург Н.
Бурденко. Художник В. Васнецов. Физик-изобретатель А. С. Попов и мн. другие.

В. Розанов говорил по этому поводу: «..между тем
только семинаристы, почти только, и восприимчивы к тонкостям филологической
культуры, как и могут справиться с её большими трудностями. (…) Духовенство
даже в нищих семьях всё преимущественно культурно: оно имеет за собою десять
поколений, которые плохо ли, хорошо ли, но учились, напрягали мозг, что-то
усваивали, чего не делали ни предки журналиста, ни предки крестьянина или
купца».

Иван Саввич Никитин, вдоль и поперёк изучив тюремный режим
семинарии в период прохождения курса и имевший к нему явно враждебные
пристрастия, — впрочем, вполне объяснимые «нехождением» в классы, грубостью и
пьянством, — полноценно охарактеризовал духовную школу в знаменитом «Дневнике».
Оказавшимся ценнейшим источником сведений об эпохе 40-х гг. XIX в., — пусть и художественно исполненным.
Наряду со строго документальными отчётами, хранящимися в академических архивах.

Знай — долби, как дятел, смело…

Жаль, работа нелегка:

Долбишь, долбишь, кончишь дело —

Плод не стоит червяка.

Несмотря на некоторые очевидные преувеличения студенческих
тягот, сходных с особенностями английских public schools, первое своё стихотворение
И. С. Никитин написал именно в воронежской бурсе. Там же глубоко проникся духом
уважения и любви к печатному слову и сочинительству: посещал литературный
кружок. Играл на гитаре, гуслях, обладая природным чувством ритма.

Там же зародилась у него мечта о собственной большой библиотеке,
где обязательно будут Пушкин, Гоголь, Гёте и Шиллер в подлиннике, лучшие
французские поэты и прозаики. А спартанские условия жизни и физические
наказания, — право, куда ж без них, — воспитывали в учениках не что иное, как
твёрдость духа и самообладание, умение и желание трудиться не покладая рук.

Рукописные внеурочные, да и урочные к тому же, журналы
и дневники усердно кропали и вели многие. К чему ребят подвигал ценностный приоритет
развитых, основательных суждений и способностей к анализу. К этому толкало,
подталкивало стремление педагогов формировать мыслительные способности учащихся
не посредством множества разнообразных знаний, а «посредством самостоятельной
работы мысли над отвлечёнными вопросами богословского и философского характера»
(П. Никольский).

«Однажды ученик делал деление и до того спутался, что никак
не мог решить задачи. Стоит бедняжка у доски, лицо раскраснелось, по щекам текут
слёзы, нос выпачкан мелом, руки и правая пола сюртука тоже в мелу. Алексей Степаныч
злится, не приведи господи! «Ну, говорит, что ж ты!.., решай!..». И вдруг
повернулся направо. «Богородицкий! как ты об этом думаешь?» Богородицкий
вскочил со скамьи, вытянул руки по швам и, вспомнив, что в катехизисе есть подобный
вопрос с надлежащим к нему ответом, громогласно и нараспев отвечал: «Я думаю и рассуждаю
об этом так, как повелевает мать наша церковь». Мы все переглянулись, однако ж
засмеяться никто не посмел. Алексей Степаныч плюнул ему в глаза и крикнул: “На колени!”»
(«Дневник семинариста»).

Действительно, достать «в миру» нужную полезную книгу
с нужным материалом было очень проблематично. Тем более фолиант «осмысленный»,
системный. Навроде апологетики Мотарда или «конечных причин» Навиля;
исследований Тишендорфа или «Жизни Иисуса» Ренара. Не говоря о
специализированных предметах: гомилетике о св. писании, священной герменевтике,
геометрии и пасхалии, и др.

Семинарские
библиотеки в данном отношении располагали настоящими богатствами, кладезями знаний.
Так, в б-ке Воронежский духовной семинарии уже в XVIII в.
насчитывалось более пяти тысяч названий. В качественном отношении она была
более чем образцовой: «…семинарист старого времени не жалел ни времени, ни
труда для приобретения литературного сочинения» (П. Никольский).

По семейным обстоятельствам бросив семинарию, с
немалым, в общем-то, приобретением — интеллектуальным багажом, — Никитин
становится на извилистый и страшно неблагодарный поэтический путь. Пытаясь хоть
одним глазком, с краешку, заглянуть в «царство Шекспира».

Невзирая на «невесёлую долю» издетства обладавший могутной
тягой к литературе: «Не читать — для меня значит не жить». Волею искалеченной судьбы
будучи долгие годы «дворником с ног до головы». Закалённый спартанской жизнью
семинарии — с её антитезой «живых» и «мёртвых»:

Рыхлая почва
готова,

Сейте, покуда
весна:

Доброго дела и
слова

Не пропадут
семена.

Где мы и как их
добыли —

Внукам отчёт
отдадим…

Мёртвые в мире
почили,

Дело настало
живым… —

…он не раз замыкался, уходил в слепую безнадёгу от неутешительных
выводов по поводу скромного, «грустного» предназначения: «Видно, я ошибся в
выбранной мною дороге». Или: «Ведь я не сложил, я не мог сложить ни одной
беззаботной, весёлой песни во всю мою жизнь!». И тут же: «Да кому нужна моя
печаль? У всякого своё страдание!» — Помышляя порой о самоубийстве.

Тем паче в свете мучений и нестерпимых душевных терзаний
с невыносимым пьянством отца. Физически и нравственно больного из-за остервенелого
гнёта нищеты. Но бросить не мог. Не благое это, гиблое дело — подписывать отцу,
путь непутёвому, злобному, смертный приговор.

В дальнейшем понятие святости благого дела пронизывает
всю его короткую творческую биографию. Обличая охотников потолковать об
отвлечённом, срывая маски с пустобрёхов-краснобаев — либералов-златоустов:
«Будь ты проклято, праздное слово!». Или, на слуху: «Нет, ты фигляр, а не
певец…». Самобытно внедряя взволнованный авторский голос в лирические
отступления-оркестровки произведений, делая их по праву лучшими, изысканными
местами текста.

Одновременно попросту страдая материально: «Известно
всем и каждому, что выпрошенное сострадание, как нравственная милостыня,
тяжелее милости обыкновенной» (из письма графине А. Толстой). По-некрасовски,
на некрасовской же волне сравнивая собственную печальную музу с засечённой
розгами несчастной крестьянской девушкой.

Вместе с тем прозорливо выходя за пределы изображения исключительно
тяжестей крепостничества, — освещая грустную прозу своей жизни философским спасительным
светом — образами-явлениями правды. Обернувшимися впоследствии частью русского национального
наследия.

«Чистым» литературным трудом как бизнесом занялся поздно,
в 35-летнем возрасте. Открыв небольшой книжный магазин с бесплатными библиотекой
и читальней. О коих грезил в бурсе: «Я берусь за книжную торговлю, не в видах
частной спекуляции. У меня есть другая, более благородная цель: знакомство
публики со всеми лучшими произведениями русской и французской литературы, в
особенности знакомство молодёжи…» (из послания меценату В. Кокореву).

Оставив позади десятилетие писательства, уместившее,
вобравшее в себя невеликий, но ёмкий по насыщению творческий капитал. Словно
следуя основному принципу семинарской науки в годины взросления и возмужания: «Немного,
но многое!» — «Non multa sed multum».

Хотя по-настоящему «чистое» дело Никитину не раз предлагали
друзья- наставники, прогрессивные кружковцы Н. Второв, Де-Пуле, «радикал» Придорогин,
— как в своё время Белинский предлагал поэту-воронежцу А. Кольцову: — бросить коммерцию
и рвануть в Питер! Туда, где развеваются знамёна демократических
предзнаменований: где веет воздухом свободы по «трущобам и лесам». Но нет… От
себя не уйдёшь. Равно и от обязанностей, — «переевших шею», — семейных, общественных.
Печальных, «грязных». Но необходимых.

*

От первой официальной публикации стихотворения «Русь»
(1853) — до «Дневников семинариста» (1860), через две книги стихов и плутовскую
поэму «Кулак», — прошёл, продрался сквозь провинциальные комплексы человек,
нервическая энергия которого, одухотворённая и внушённая небом, вместила суровое
обвинение веку — и передвижническую скорбь за драму народа, «приют раздора»:

…Угрюм твой вид, как гроба вид,

Как место казни, где стоит

С железной цепью столб позорный

И плаха с топором лежит!

Его ругали за отстранённое «мещанство».

…А он рвался ввысь.

Понимая, что, утонув в описательности сермяги жизни
можно и вовсе потерять оттуда выход. Спасение же, выход он видел в закреплении
именно реализма и гражданственности в искусстве. Соблюдая неувядающие заветы учителя,
вдохновителя, поэта-земляка А. Кольцова. Дерзко высмеивающего эстетические
«тонкости» хозяев и бар. Переняв от него удальство и широкую, как бурная река
Дон, песенную гармонию слов. Позаимствовав необъятную, аки Россия-мать, тему
легенды о великом русском богатыре: «Лучше ж воином за царёв закон, за крещёный
мир сложить голову!..» — восславляет Кольцов самобытным пятисложником народную силушку.
— «…Удаль влетит да обнимет — станешь и весел и молод!» — через четверть века вторит
ему Никитин.

«Попробовал бы
господин рецензент пройти по уши в грязи по той самой дороге, по которой идёт
автор-мещанин. Я послушал бы тогда, как он воспел эту грязь», — даёт Никитин
отпор самому Добролюбову! — опасливо расслышавшему в его стихах простонародный рассказ
человека, рефлектирующего о своих страданиях и старающегося рассказать о них «приличным
тоном и хорошим слогом». (Ругал Никитина и Некрасов за отвлечённость
«элегических жалоб». Первую книгу, за подражательность, сурово отчитывал Чернышевский.)

Правда, Никитин потом честно признаётся в неизбежности
первоначальной подражательности: Лермонтову и Тютчеву, Кольцову и Майкову. И
даже обильно иронизирует над собой. Противопоставляя в дальнейшем кольцовскому
кипению судеб, вполне ровному, гармоничному, парящему в бескрайних небесах, — низменные
горе и разврат постоялых дворов, накоротке с извечной нуждой, в цепях забот и
долгов. Тем самым отбросив условности литературного этикета, встав на твёрдый
путь создания истины и только истины. Уверенно и громогласно стуча в мужицкий набат
разгорающегося народного протеста. За что, кстати, удосужился преследования
царской цензуры. Пополнив ряды «неблагонамеренных».

Бывшие критики — и Добролюбов, и Некрасов — нимало
сумняшеся сменили тон, находя новую «основательность». Кукольник упомянул его в
«Библиотеке для чтения». А прославленный литератор, «наипервейший пушкиновед» П.
Плетнёв отыскал три замечательных особенности в поэзии Никитина. С его внутренним
— бунинским — «холодком правды»:

1) впечатлительность души, возбуждающую ум к
поэтической деятельности;

2) музыкальный слух, увлекающий гармонией звуков языка;

3) особенную память к сохранению сочетаний идей и
образов, какими обильны произведения лучших поэтов.

Осознание и олицетворение новой поэтики. Непокорной,
дающей надежду, не отводящей «от жизни взгляда», — добавил бы я от себя
четвёртый пункт этого списка: «…в самой постылой действительности найти
источник вдохновения».

Что нужды? Этот день печально я
прожил

Под гнётом горьких впечатлений.

Зато теперь кипит во мне избыток
сил

И новых чувств и размышлений…

Жить Ивану Саввичу оставалось, к сожалению, трагически
мало (умер от тяжёлой болезни 16(28) октября 1861).

Он будто чувствовал, торопился и стремительно догонял
передовую русскую мысль. Ходко, быстролётно рос как личность. Преодолевая
предрассудки и заблуждения в виде назидательства и пафосного героизма
славянофильского толка. Творческой судьбой намного опередив долюшку бытовую,
жизненную, приземлённую. Некоторым стихотворениям дав славу подлинно народную —
когда авторское имя неизмеримо менее известно, чем произведение. Это ли не
«народность», не признание?

В то же время не прекращая незримый бой с повседневными
прозаическими обстоятельствами и тяготами, капля за каплей подтачивающими здоровье:
«Бури вне семейства, каковы бы они ни были, ещё сносны, но неумолкаемая гроза и
гроза отвратительная, грязная под родною кровлей — невыносимая битва, потому
что она уродливость в природе…». — «Иван Савич! Подлец такой-сякой! — орал на
него ополоумевший от запоя невменяемый батя. — А кто дал тебе образование и
вывел в люди? А? Не чувствуешь? Не почитаешь отца! Не кормишь его хлебом! Вон
из моего дома!!!»

*

Вообще природа не обделила Никитина ни внешностью, ни статностью,
ни талантом: «…он был среднего роста и, подобно отцу, атлетического сложения, —
читаем мы в описаниях современников. — …Имел смуглое, сухощавое лицо, лучшим
украшением которого были большие чёрные глаза, с тем привлекательным глубоким
взором, который только и встречается у людей даровитых». — «Ни братьев, ни
сестёр у Никитина не было; он рос один. Эта разобщённость с очень ранних лет
приучила его к одиночеству, к размышлению…» — вспоминает близкий знакомый А. Нордштейн.

Средь ближайших «крестьянских» поэтов-собратьев —
предшественника Кольцова и последователя И. Сурикова — он зримо более
образован, «культурен». Более встроен в пантеон классики русской поэзии. Посему
лирика его звучит по-особенному мощно, высоко, надрывно. С эпически народным,
образным звукорядом. Эхом откликаясь лучшим образцам социального жанра. Наполняя
сердца светлым, человеческим сопереживанием.

Мотивы, сюжеты и события западной революции 48-го
года, тридцатилетия «николаевского мороза», разгрома петрашевцев, Крымской войны
(«Таков удел твой Русь, святая, величье кровью покупать»); освободительной крестьянской
борьбы накануне грабительской реформы; расцвета «Колокола», «Современника» и
обновления «ветхого человека» — без экзальтированных декламаций, душевно и трезво
успел отразить Никитин за всего лишь 10-12 недолгих творческих лет. (Плюс замечательная
пейзажная лирика, конечно.)

Заслуженно считаясь представителем некрасовского
направления, «физиогномии», как любил говорить Николай Алексеевич. Философом-гуманистом.
Правда, «второго ряда» — слышится в некоторых высказываниях. Что нисколько не
умаляет его «неслучайность» в русской языковой культуре: «Присутствие
непостижимой силы таинственно скрывается во всём…».

Незадолго перед смертью он напишет, подводя итог
своему максимализму и в творчестве, и нелёгкой жизни: «…Поймите, какое светлое
будущее ожидает наше потомство, какая лежит перед нами широкая дорога! У меня
дыхание захватывает от восторга, когда я об этом думаю!..» — Читавший Гёте и
Шекспира в оригинале, русский воронежский поэт Иван Саввич Никитин ответил потомкам
на вечное нравственное «Быть или не быть?» определённо и твёрдо: «Быть».

«Потом и кровью приходится расплачиваться нам не
только за каждый шаг, но и за каждый вершок вперёд».
Иван Никитин

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

  • Рассказ все равно будешь мой
  • Рассказ встреча по объявлению продолжение
  • Рассказ все здесь тайц
  • Рассказ время говорит пора чему учит рассказ
  • Рассказ воспоминание о переселении на кубань от имени казака участника события кубановедение 3 класс