«Приключения Алисы» – сказки о многомерности бытия?
Повести «Алиса в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871) Льюиса Кэрролла входят, пожалуй, в первую десятку самых известных произведений мировой детской литературы. Однако действительно ли эти сказки предназначены детям? И вообще – сказки ли это?
Каноник и «царство абсурда»
Начнем с личности автора. Льюис Кэрролл – это псевдоним Чарльза Лутвиджа Доджсона – английского каноника (священнослужителя), преподававшего математику и логику в колледже Крайст-Черч при Оксфордском университете. Считается, что обе повести были написаны Доджсоном для дочерей его друга – декана вышеупомянутого колледжа. Звали их Лорина, Алиса и Эдит Лидделл. Легенда гласит, что каноник был платонически влюблен в Алису Лидделл и продолжал поддерживать с ней отношения даже после того, как она вышла замуж. Именно в честь нее главной героине было дано имя Алиса.
Хотя формально книги об Алисе имели все признаки детской сказки – героиня попадает в фантастический мир, где встречает необычных существ и переживает различные приключения, – после публикации на автора обрушился шквал критики. А маститые литературоведы и вовсе называли повествование бредом. Почему? В классической сказке действуют положительные герои, которые противостоят злу в той или иной форме и в конце концов выходят из этой истории победителями. А у Доджсона-Кэрролла героиня оказывается в «царстве абсурда», где непонятно, кто хороший, а кто плохой. К тому же сама Алиса уж слишком умна и образованна для семилетнего ребенка, и рассуждения у нее порой совсем не детские…
Скорость и зеркальность
Несколько позже исследователи принялись искать в творчестве Кэрролла скрытые смыслы, загадки и ребусы. Кто-то пытался найти в «Алисе» параллели с другими литературными произведениями, кто-то вообще видел в отдельных эпизодах некий сексуальный подтекст…
Но не стоит забывать, что автор являлся ученым! И наука – это та сфера, в которой он разбирался лучше всего.
Возьмем сцены, когда героиня, оказавшись в Стране чудес, то растет, то уменьшается в размерах. А что, если это – наглядные иллюстрации к теории расширения и сжатия Вселенной?
Кстати, меняясь в размерах, девочка делает ошибки в таблице умножения: так, четыре помножить на пять у нее будет двенадцать, а четыре помножить на шесть – тринадцать. По мнению знатоков математики, это – указание на иные системы исчисления, отличные от нашей десятеричной.
А что означает знаменитый эпизод, когда Алиса с все возрастающей скоростью падает в кроличью нору? Похоже, речь идет об описании законов физического ускорения. Помните слова Черной Королевы: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Умненькую девочку Алису в процессе падения посещают мысли о том, что так можно пролететь планету насквозь и приземлиться на другом ее конце… Современные астрофизики предполагают существование во Вселенной так называемых «кротовых нор», позволяющих мгновенно переместиться в другое измерение. Причем не только пространственное, но и временное. Другое дело, что это пока лишь теория…
В «Алисе в Зазеркалье» все меняется местами: предметы либо вывернуты наизнанку, либо у них правая половина заменена на левую. Время здесь идет «задом наперед», в буквальном смысле «фарш прокручивается назад»: кровь из пальца начинает течь у вас еще до того, как вы его укололи; во время застолья пироги сначала кладут в тарелки гостей, а затем уж разрезают на части.
Несколько лет назад наш отечественный физик Анатолий Серебров провел серию любопытных экспериментов с нейтронами. В процессе опытов оказалось, что часть нейтронов куда-то бесследно исчезает. Тогда ученый выдвинул гипотезу о существовании так называемого «зеркального вещества», которое состоит из «аналогов» привычных для нас частиц, таких, как фотоны, электроны или протоны. И теоретически, например, под воздействием излучений магнитных полей частицы могут «перетекать» от нас в «зазеркальный» мир и возвращаться назад – прямо как Алиса…
Объяснимое безумие
Можно предположить, что и большинство персонажей «Алисы» не просто придуманы автором, а символизируют некие идеи, в том числе и научного характера.
Так, Безумный Шляпник – это на первый взгляд порождение известной английской поговорки «Безумен как шляпник». Во времена Доджсона мужчины носили фетровые шляпы, а фетр шляпники обрабатывали ртутными парами. Тогда люди еще ничего не знали об опасных свойствах ртути. Если человек постоянно имел дело с этим веществом, он мог серьезно заболеть, в том числе заполучить психическое расстройство.
Мартовский Заяц – выходец из другой поговорки: «Безумен, как мартовский заяц». Известно, что в период спаривания зайцам свойственно совершать беспорядочные прыжки. Так что ничего странного тут нет.
Но больше всего исследователей волнует загадочный Чеширский кот, способный исчезать по частям, причем последней исчезает его улыбка… На этот счет есть несколько версий. Одна из них гласит, что в графстве Чешир (Честершир, откуда родом автор) над дверьми трактиров рисовали улыбающихся львов. Другая – что в том же Чешире делали сыры в форме улыбающихся котов. И это даже стало поводом для поговорки: «Улыбается как чеширский кот!».
Довольно распространена и мистическая версия происхождения персонажа. Это легенда о привидении белого Конглтонского кота. Рассказывают, что его владелицей была смотрительница местного аббатства. Однажды он пропал на несколько дней, а потом вернулся и принялся скрестись в дверь аббатства. Смотрительница открыла дверь, и у нее на глазах кот растворился в воздухе… Рассказывают, что призрачного кота затем неоднократно встречали и другие люди…
А может, история и предания тут ни при чем, и все дело опять же в «зеркальном веществе», которое способно исчезать «по частям»?
Тайны мироздания и Бармаглот
Но больше всего вопросов вызывает сам писатель. Источники представляют Чарльза Доджсона человеком нелюдимым и замкнутым. И тут возникает еще одна версия – будто каноник входил в некое тайное общество и обладал знаниями, которые должен был хранить в секрете…
Недаром одним из существ, встретившихся Алисе в «Стране чудес», стала Гусеница, в эзотерике символизирующая трансформацию материи… А в Зазеркалье героиня покупает яйцо, которое всеми учениями рассматривается как символ мироздания, с которого началась Вселенная…
Приключения Алисы так зачаровали и собратьев Кэрролла по перу, что появились целые произведения, сюжет которых связан с «Алисой в Стране Чудес» и «Алисой в Зазеркалье». Так, в центре рассказа Генри Каттнера и Кэтрин Мур «Все тенали бороговы» 1943 года – стихотворение из «Алисы» под названием «Бармаглот» («Варкалось. Хливкие шорьки…»), которое юные герои используют в качестве заклинания, чтобы отправиться в параллельный мир. Еще один фантаст, Фредерик Браун, в романе «Ночь Бармаглота» (1950) выдвигает гипотезу о том, что «Алиса» содержит зашифрованную информацию о других измерениях, а сказочный сюжет – лишь для прикрытия. И если найдется читатель, который сможет разгадать все шифры, то он поймет, как попасть за грань пространства и времени…
Автор | Сообщение | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
link13 ® Пол: Стаж: 1 год 5 месяцев Сообщений: 530 Откуда: Рязань Награды: 11 (Подробнее) | 09-Май-2021 12:26
Отзывы читателей – [ 6 ] + Доп. информацияПеревод с английского: Переводчики указаны в содержании. Содержание Айзек Азимов. Мой сын — физик (рассказ, перевод Н. Галь, иллюстрации А. Сальникова), стр. 5-9 | |||||||||||
|
Текущее время: 05-Янв 17:30
Часовой пояс: UTC + 3
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали — один из самых известных людей XX века, ставший знаменитостью не просто при жизни, а в довольно молодом возрасте. Дали известен как график, скульптор, режиссер и писатель, но в первую очередь как живописец. Только один из его учителей — Пабло Пикассо мог сравниться с ним в известности. И без преувеличения можно сказать, что Сальвадор Дали единственный сюрреалист, имя которого слышал каждый человек, как бы далеко он ни был от искусства. Именно ему принадлежит фраза «сюрреализм — это я», которую он произнёс в тот день, когда его исключили из группы сюрреалистов.
Произведения Сальвадора Дали поражают воображение парадоксальностью образного мировосприятия, своей гениальной непревзойденностью. Описывать картины Сальвадора Дали можно часами, но лучше увидеть их своими глазами и составить о них своё мнение. Ниже приведены несколько наиболее известных картин с названиями и краткими описаниями.
Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)
Одна из первых работ Сальвадора Дали. Выполнена в импрессионистском стиле.
Портрет Луиса Буньюэля (1924)
Картина создана во время поиска художником своей манеры и стиля исполнения. По атмосфере напоминает полотна Де Кирико.
Плоть на камнях (1926)
Полотно выполнено в несвойственной Дали кубистической манере, в подражание одному из учителей Сальвадора — Пабло Пикассо.
Приспособление и рука (1927)
Эксперименты с геометрическими формами уже заставляют почувствовать ту мистическую пустыню, которая свойственная Дали в более позднем «сюрреалистическом» периоде творчества.
Незримый человек (1929)
Другое название — «Невидимка», картина демонстрирует один из основных приёмов живописи Дали — метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов.
Просвещённые удовольствия (1929)
Считается, что полотно вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора Дали.
Великий мастурбатор (1929)
Подобно «Просвещённым удовольствиям» картина является популярным среди искусствоведов полем исследования личности живописца.
Постоянство памяти (1931)
Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников произведение автора. Здесь используются идеи из ряда прежних работ: автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.
Параноические превращения лица Гала (1932)
Гала — любимая жена художника, нередко присутствует на его картинах. Данное полотно отражает параноико-критический метод Дали.
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Это не картина, а скульптура в стиле сюрреализма. Несмотря символы плодородия — хлеб и початки кукурузы, Дали как бы подчёркивает цену, которую за это приходится платить: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
Загадка Вильгельма Телля (1933)
Одно из откровенных издевательств Дали над коммунизмом. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке. Это не единственная работа на данную тему. Например в 1931 году художник написал картину «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)
Это не просто картина. Данное произведение было написано на бумаге и реализована в виде реальной комнаты в натуральную величину.
Женщина с головой из роз (1935)
Считается, что голова из роз — это дань Арчимбольдо, известному художнику, который использовал в своём творчестве овощи и фрукты для составления составления портретов (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное).
Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936)
Это полотно отражает ужас испанца, понимающего, что его страна движется в сторону страшной гражданской войны.
Венера Милосская с ящиками (1936)
Статуя. Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в живописи художника.
Метаморфозы Нарцисса (1936—1937)
Другое название «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа..
Загадка Гитлера (1937)
Известно, что Дали по разному отзывался о Гитлере. По крайней мере в год написания картины, основной эмоцией по отношению к Гитлеру была скорее симпатия, чем что-либо другое.
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
Одна из самых известных «оптических» картин Сальвадора Дали, в которых он играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Посмотрите на картину на разных расстояниях — вы увидите различные сюжеты.
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
Яркость, лёгкость и иллюзорность происходящего. Длинноногий слон на заднем плане — один из популярных персонажей Дали..
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)
Одна из картин периода увлечения Сальвадора физикой. Образы, предметы и лица разбиваются на шаровидные корпускулы.
Распятие или Гиперкубическое тело (1954)
Оригинальное название «Corpus hypercubus» часто употребляется в русскоязычной литературе без перевода. На полотне, изображено распятие Христа. Дали обращается к религии, но пишет библейские сюжеты в своей манере, привнося в картины солидную долю мистики. И на «религиозных» картинах часто присутствует жена художника Гала.
Тайная вечеря (1955)
Известнейшее полотно на религиозную тему. «Тайная вечеря» — это одно из самых замечательных полотен мастера. На нём представлены сразу несколько сцен Библии (сама вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются и переплетаются друг с другом.
Киберкуб — Первый шаг в четвертое измерение
Учения о многомерных пространствах начали появляться в середине XIX века. Идею четырехмерного пространства у ученых позаимствовали фантасты. В своих произведениях они поведали миру об удивительных чудесах четвертого измерения.
Герои их произведений, используя свойства четырехмерного пространства, могли съесть содержимое яйца, не повредив скорлупы, выпить напиток, не вскрывая пробку бутылки. Похитители извлекали сокровища из сейфа через четвертое измерение. Хирурги выполняли операции над внутренними органами, не разрезая ткани тела пациента.
В геометрии гиперкуб — это n-мерная аналогия квадрата (п = 2) и куба (п = 3). Четырёхмерный аналог обычного нашего 3-мерного куба известен под названием тессеракт (tesseract). Тессеракт относится к кубу, как куб относится к квадрату. Более формально, тессеракт может быть описан как правильный выпуклый четырехмерный многогранник, чья граница состоит из восьми кубических ячеек.
Каждая пара непараллельных трёхмерных граней пересекается, образуя двумерные грани (квадраты), и так далее. Окончательно, тессеракт обладает 8 трёхмерными гранями, 24 двумерными, 32 рёбрами и 16 вершинами.
Кстати согласно Оксфордскому словарю, слово tesseract было придумано и начало использоваться в 1888 Чарльзом Говардом Хинтоном (1853—1907) в его книге «Новая эра мысли». Позже некоторые люди назвали ту же самую фигуру тетракубом (греч. тетра — четыре) — четырёхмерным кубом.
Построение и описание
Попытаемся представить себе, как будет выглядеть гиперкуб, не выходя из трёхмерного пространства.
В одномерном «пространстве» — на линии — выделим отрезок АВ длиной L. На двумерной плоскости на расстоянии L от АВ нарисуем параллельный ему отрезок DC и соединим их концы. Получится квадрат CDBA. Повторив эту операцию с плоскостью, получим трёхмерный куб CDBAGHFE. А сдвинув куб в четвёртом измерении (перпендикулярно первым трём) на расстояние L, мы получим гиперкуб CDBAGHFEKLJIOPNM.
Аналогичным образом можно продолжить рассуждения для гиперкубов большего числа измерений, но гораздо интереснее посмотреть, как для нас, жителей трёхмерного пространства, будет выглядеть четырёхмерный гиперкуб.
Возьмём проволочный куб ABCDHEFG и поглядим на него одним глазом со стороны грани. Мы увидим и можем нарисовать на плоскости два квадрата (ближнюю и дальнюю его грани), соединённые четырьмя линиями — боковыми рёбрами. Аналогичным образом четырёхмерный гиперкуб в пространстве трёх измерений будет выглядеть как два кубических «ящика», вставленных друг в друга и соединённых восемью рёбрами. При этом сами «ящики» — трёхмерные грани — будут проецироваться на «наше» пространство, а линии, их соединяющие, протянутся в направлении четвёртой оси. Можно попытаться также представить себе куб не в проекции, а в пространственном изображении.
Подобно тому, как трёхмерный куб образуется квадратом, сдвинутым на длину грани, куб, сдвинутый в четвёртое измерение, сформирует гиперкуб. Его ограничивают восемь кубов, которые в перспективе будут выглядеть как некая довольно сложная фигура. Сам же четырёхмерный гиперкуб можно разбить на бесконечное количество кубов, подобно тому, как трёхмерный куб можно «нарезать» на бесконечное количество плоских квадратов.
Разрезав шесть граней трёхмерного куба, можно разложить его в плоскую фигуру — развёртку. Она будет иметь по квадрату с каждой стороны исходной грани плюс ещё один — грань, ей противоположную. А трёхмерная развёртка четырёхмерного гиперкуба будет состоять из исходного куба, шести кубов, «вырастающих» из него, плюс ещё одного — конечной «гиперграни».
Гиперкуб в искусстве
Тессеракт настолько интересная фигура, что неоднократно привлекал внимание писателей и кинематографистов.
Роберт Э. Хайнлайн несколько раз упоминал гиперкубы. В «Доме, который построил Тил», (1940) он описал дом, построенный как развёртка тессеракта, а затем вследствие землетрясения «сложившийся» в четвёртом измерении и ставший «реальным» тессерактом. В романе «Дорога славы» Хайнлайна описана гиперразмерная шкатулка, которая была изнутри больше, чем снаружи.
Рассказ Генри Каттнера «Все тенали бороговы» описывает развивающую игрушку для детей из далёкого будущего, по строению похожую на тессеракт.
Сюжет фильма «Куб 2: Гиперкуб» сосредотачивается на восьми незнакомцах, пойманных в ловушку в «гиперкубе», или сети связанных кубов.
Параллельный мир
Математические абстракции вызвали к жизни представление о существовании параллельных миров. Под таковыми понимаются реальности, которые существуют одновременно с нашей, но независимо от неё. Параллельный мир может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира, как в отдельных деталях, так и практически во всём. При этом физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашей Вселенной.
Эта тема — благодатная почва для писателей-фантастов.
На картине Сальвадора Дали «Распятие на кресте» изображен тессеракт. «Распятие или Гиперкубическое тело», — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1954 году. Изображает распятого Иисуса Христа на развертке тессеракта. Картина хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке
Всё началось в 1895 году, когда Герберт Уэллс рассказом «Дверь в стене» открыл для фантастики существование параллельных миров. В 1923 году Уэллс вернулся к идее параллельных миров и поместил в один из них утопическую страну, куда отправляются персонажи романа «Люди как боги».
Роман не остался незамеченным. В 1926 году появился рассказ Г. Дента «Император страны „Если»». В рассказе Дента впервые возникла идея о том, что могут существовать страны (миры), история которых могла пойти не так, как история реальных стран в нашем мире. И миры эти не менее реальны, чем наш.
В 1944 году Хорхе Луис Борхес опубликовал в своей книге «Вымышленные истории» рассказ «Сад расходящихся тропок». Здесь идея ветвления времени была, наконец, выражена с предельной ясностью.
Несмотря на появление перечисленных выше произведений, идея многомирия начала серьёзно развиваться в научной фантастике лишь в конце сороковых годов XX века, примерно тогда же, когда аналогичная идея возникла в физике.
Одним из пионеров нового направления в фантастике был Джон Биксби, предположивший в рассказе «Улица одностороннего движения» (1954), что между мирами можно двигаться лишь в одну сторону — отправившись из своего мира в параллельный, вы уже не вернетесь назад, но так и будете переходить из одного мира в следующий. Впрочем, возвращение в свой мир также не исключается — для этого необходимо, чтобы система миров была замкнута.
В романе Клиффорда Саймака «Кольцо вокруг Солнца» (1982) описаны многочисленные планеты Земля, существующие каждая в своём мире, но на одной и той же орбите, и отличаются эти миры и эти планеты друг от друга лишь незначительным (на микросекунду) сдвигом во времени. Многочисленные Земли, которые посещает герой романа, образуют единую систему миров.
Любопытный взгляд на ветвление миров высказал Альфред Бестер в рассказе «Человек, который убил Магомета» (1958). «Меняя прошлое, — утверждал герой рассказа, — меняешь его только для себя». Иными словами, после изменения прошлого возникает ответвление истории, в котором лишь для персонажа, совершившего изменение, это изменение и существует.
В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1962) описаны путешествия персонажей в разные варианты описываемого фантастами будущего — в отличие от уже существовавших в фантастике путешествий в различные варианты прошлого.
Впрочем, даже простое перечисление всех произведений, в которых затрагивается тема параллельности миров, заняло бы слишком много времени. И хотя фантасты, как правило, научно не обосновывают постулат о многомерности, в одном они правы — это гипотеза, которая имеет право на существование.
Четвертое измерение тессеракта все еще ждет нас в гости.
Что на самом деле изображено на картинах Сальвадора Дали
Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.
Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.
Сальвадор Дали. 1939 г. wikipedia
Королевское детство
Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.
Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля — с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.
Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.
Воспоминания эмбриона
Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.
С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.
Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».
Эротические фантазии
Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.
С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.
Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.
Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена Гала (Елена Дьяконова) стала его первой женщиной. На картине 1927 года «Мед слаще крови», еще до встречи с ней, Дали изобразил берег, усеянный предметами, похожими на стрелы, женский манекен, отрубленные головы, руки, ноги, мух, облепивших мертвого осла. И это – образ его восприятия любви. Полюбив Галу, он, благодаря ей, полностью «излечился» от этого.
Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.
С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.
Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.
Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.
Постоянство памяти
Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.
Не просто сны
Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.
С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.
Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.
Религиозный кубизм
В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.
С. Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.
В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.
Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».
Распятие или гиперкубическое тело. 1954
Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах
Сальвадор Дали не страдал фобиями, он ими упивался. Многие его патологические страхи уходили корнями в детство, к примеру, боязнь покраснеть в обществе (эрейтофобия) и страх перед кузнечиками. Страх вызывало женское тело, а также отцовство.
В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.
Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.
Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.
«Постоянство памяти», 1931.
Насекомые
Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.
Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.
Крошечные вещи
Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.
Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.
Здесь омар, там омар, повсюду омары.
Ракообразные
В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.
Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.
«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.
Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.
«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).
Женская сексуальность
По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.
«Великий мастурбатор», 1929.
Мастурбация
Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.
«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).
Черепа
Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.
Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.
«Антропоморфный шкафчик», 1936.
Ящики
Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.
Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.
Религия
В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.
Под впечатлением от атомной бомбы Сальвадор Дали написал картину «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951.
Наука / Физика
Дали с горячностью относился к религии и вместе с тем увлекался наукой, в частности, квантовой и ядерной физикой. Он зачитывался выпусками научно-популярного журнала «Scientific American» и любил обсудить его содержание. Это был атомный век. Создание ядерного оружия впечатлило художника, после чего он создал картины «Распятие или Гиперкубическое тело» и «Взрывающаяся голова Рафаэля».
Все изображения: Фонд «Гала-Сальвадор Дали».
Киберкуб — Первый шаг в четвертое измерение
Учения о многомерных пространствах начали появляться в середине XIX века. Идею четырехмерного пространства у ученых позаимствовали фантасты. В своих произведениях они поведали миру об удивительных чудесах четвертого измерения.
Герои их произведений, используя свойства четырехмерного пространства, могли съесть содержимое яйца, не повредив скорлупы, выпить напиток, не вскрывая пробку бутылки. Похитители извлекали сокровища из сейфа через четвертое измерение. Хирурги выполняли операции над внутренними органами, не разрезая ткани тела пациента.
В геометрии гиперкуб — это n-мерная аналогия квадрата (п = 2) и куба (п = 3). Четырёхмерный аналог обычного нашего 3-мерного куба известен под названием тессеракт (tesseract). Тессеракт относится к кубу, как куб относится к квадрату. Более формально, тессеракт может быть описан как правильный выпуклый четырехмерный многогранник, чья граница состоит из восьми кубических ячеек.
Каждая пара непараллельных трёхмерных граней пересекается, образуя двумерные грани (квадраты), и так далее. Окончательно, тессеракт обладает 8 трёхмерными гранями, 24 двумерными, 32 рёбрами и 16 вершинами.
Кстати согласно Оксфордскому словарю, слово tesseract было придумано и начало использоваться в 1888 Чарльзом Говардом Хинтоном (1853—1907) в его книге «Новая эра мысли». Позже некоторые люди назвали ту же самую фигуру тетракубом (греч. тетра — четыре) — четырёхмерным кубом.
Построение и описание
Попытаемся представить себе, как будет выглядеть гиперкуб, не выходя из трёхмерного пространства.
В одномерном «пространстве» — на линии — выделим отрезок АВ длиной L. На двумерной плоскости на расстоянии L от АВ нарисуем параллельный ему отрезок DC и соединим их концы. Получится квадрат CDBA. Повторив эту операцию с плоскостью, получим трёхмерный куб CDBAGHFE. А сдвинув куб в четвёртом измерении (перпендикулярно первым трём) на расстояние L, мы получим гиперкуб CDBAGHFEKLJIOPNM.
Аналогичным образом можно продолжить рассуждения для гиперкубов большего числа измерений, но гораздо интереснее посмотреть, как для нас, жителей трёхмерного пространства, будет выглядеть четырёхмерный гиперкуб.
Возьмём проволочный куб ABCDHEFG и поглядим на него одним глазом со стороны грани. Мы увидим и можем нарисовать на плоскости два квадрата (ближнюю и дальнюю его грани), соединённые четырьмя линиями — боковыми рёбрами. Аналогичным образом четырёхмерный гиперкуб в пространстве трёх измерений будет выглядеть как два кубических «ящика», вставленных друг в друга и соединённых восемью рёбрами. При этом сами «ящики» — трёхмерные грани — будут проецироваться на «наше» пространство, а линии, их соединяющие, протянутся в направлении четвёртой оси. Можно попытаться также представить себе куб не в проекции, а в пространственном изображении.
Подобно тому, как трёхмерный куб образуется квадратом, сдвинутым на длину грани, куб, сдвинутый в четвёртое измерение, сформирует гиперкуб. Его ограничивают восемь кубов, которые в перспективе будут выглядеть как некая довольно сложная фигура. Сам же четырёхмерный гиперкуб можно разбить на бесконечное количество кубов, подобно тому, как трёхмерный куб можно «нарезать» на бесконечное количество плоских квадратов.
Разрезав шесть граней трёхмерного куба, можно разложить его в плоскую фигуру — развёртку. Она будет иметь по квадрату с каждой стороны исходной грани плюс ещё один — грань, ей противоположную. А трёхмерная развёртка четырёхмерного гиперкуба будет состоять из исходного куба, шести кубов, «вырастающих» из него, плюс ещё одного — конечной «гиперграни».
Гиперкуб в искусстве
Тессеракт настолько интересная фигура, что неоднократно привлекал внимание писателей и кинематографистов.
Роберт Э. Хайнлайн несколько раз упоминал гиперкубы. В «Доме, который построил Тил», (1940) он описал дом, построенный как развёртка тессеракта, а затем вследствие землетрясения «сложившийся» в четвёртом измерении и ставший «реальным» тессерактом. В романе «Дорога славы» Хайнлайна описана гиперразмерная шкатулка, которая была изнутри больше, чем снаружи.
Рассказ Генри Каттнера «Все тенали бороговы» описывает развивающую игрушку для детей из далёкого будущего, по строению похожую на тессеракт.
Сюжет фильма «Куб 2: Гиперкуб» сосредотачивается на восьми незнакомцах, пойманных в ловушку в «гиперкубе», или сети связанных кубов.
Параллельный мир
Математические абстракции вызвали к жизни представление о существовании параллельных миров. Под таковыми понимаются реальности, которые существуют одновременно с нашей, но независимо от неё. Параллельный мир может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира, как в отдельных деталях, так и практически во всём. При этом физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашей Вселенной.
Эта тема — благодатная почва для писателей-фантастов.
На картине Сальвадора Дали «Распятие на кресте» изображен тессеракт. «Распятие или Гиперкубическое тело», — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1954 году. Изображает распятого Иисуса Христа на развертке тессеракта. Картина хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке
Всё началось в 1895 году, когда Герберт Уэллс рассказом «Дверь в стене» открыл для фантастики существование параллельных миров. В 1923 году Уэллс вернулся к идее параллельных миров и поместил в один из них утопическую страну, куда отправляются персонажи романа «Люди как боги».
Роман не остался незамеченным. В 1926 году появился рассказ Г. Дента «Император страны „Если»». В рассказе Дента впервые возникла идея о том, что могут существовать страны (миры), история которых могла пойти не так, как история реальных стран в нашем мире. И миры эти не менее реальны, чем наш.
В 1944 году Хорхе Луис Борхес опубликовал в своей книге «Вымышленные истории» рассказ «Сад расходящихся тропок». Здесь идея ветвления времени была, наконец, выражена с предельной ясностью.
Несмотря на появление перечисленных выше произведений, идея многомирия начала серьёзно развиваться в научной фантастике лишь в конце сороковых годов XX века, примерно тогда же, когда аналогичная идея возникла в физике.
Одним из пионеров нового направления в фантастике был Джон Биксби, предположивший в рассказе «Улица одностороннего движения» (1954), что между мирами можно двигаться лишь в одну сторону — отправившись из своего мира в параллельный, вы уже не вернетесь назад, но так и будете переходить из одного мира в следующий. Впрочем, возвращение в свой мир также не исключается — для этого необходимо, чтобы система миров была замкнута.
В романе Клиффорда Саймака «Кольцо вокруг Солнца» (1982) описаны многочисленные планеты Земля, существующие каждая в своём мире, но на одной и той же орбите, и отличаются эти миры и эти планеты друг от друга лишь незначительным (на микросекунду) сдвигом во времени. Многочисленные Земли, которые посещает герой романа, образуют единую систему миров.
Любопытный взгляд на ветвление миров высказал Альфред Бестер в рассказе «Человек, который убил Магомета» (1958). «Меняя прошлое, — утверждал герой рассказа, — меняешь его только для себя». Иными словами, после изменения прошлого возникает ответвление истории, в котором лишь для персонажа, совершившего изменение, это изменение и существует.
В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1962) описаны путешествия персонажей в разные варианты описываемого фантастами будущего — в отличие от уже существовавших в фантастике путешествий в различные варианты прошлого.
Впрочем, даже простое перечисление всех произведений, в которых затрагивается тема параллельности миров, заняло бы слишком много времени. И хотя фантасты, как правило, научно не обосновывают постулат о многомерности, в одном они правы — это гипотеза, которая имеет право на существование.
Четвертое измерение тессеракта все еще ждет нас в гости.
-
Kокос
- Уже с Приветом
- Posts: 405
- Joined: Tue Sep 28, 2021 10:59 am
- Location: Elbonia
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Kокос »
— Когда тебе дурно, всегда ешь Занозы,
— сказал Король, усиленно работая челюстями.
— Другого такого средства не сыщешь!
— Правда? — усомнилась Алиса. — Можно
ведь брызнуть холодной водой или дать
понюхать нашатырю. Это лучше, чем Занозы!
— Знаю, знаю, — отвечал Король. — Но я
ведь сказал: «Другого такого средства не
сыщешь!» Другого, а не лучше!
Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»
(перевод Н. Демуровой)
-
kyk
- Уже с Приветом
- Posts: 29347
- Joined: Sat Nov 20, 2004 8:12 pm
- Location: камбуз на кампусе
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by kyk »
Katrin Andreyeff wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 11:38 am
У меня примерно такая же ситуация — на английском хорошо идет проф. литература, self-help, всякие пособия. А на русском — художественная, для души, где можно полюбоваться словами и игрой выражений.
+1. Тем более, что я не читаю, а слушаю Аудио-книги, там ещё и добавляется роль чтеца-актёра
Last edited by kyk on Sun Nov 28, 2021 1:08 pm, edited 1 time in total.
Лучше переесть, чем недоспать! © Обратное тоже верно
-
kyk
- Уже с Приветом
- Posts: 29347
- Joined: Sat Nov 20, 2004 8:12 pm
- Location: камбуз на кампусе
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by kyk »
HappyCat wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 11:56 amПеревод теряет очень много. Любой. Англоязычную литературу уже больше 20 лет не читаю по-русски.
Я тоже не читаю, но слушаю хороших актёров-чтецов. Они хорошо озвучивают и, более того, делают как бы аудио-спекталь одного актёра.
И выше привёл пример когда такая озвучка англоязычной фантастики в исполнени российкого чтеца у меня заходит лучше, чем озвучка на английском «this is Audible».
Речь только о художественной литратуре.
Проблем с пониманием языка оригинала у меня нет , но есть эстетическое восприятие
А вот публицистика, история, мемуары заходит лучше на английском, К примеру книги Коткина о Сталине или «Armageddon Averted: the Soviet Collapse, 1970-2000» -лучше на английском.
Тем более, что на Рутракере много аудиокниг, все в одном месте, и стоимость книг равна стоимости интернета
Иногда бывает что аудио-книги там нет, тогда приходится покупать на https://www.litres.ru
Если и там нет аудио, то в самых тяжёлых случах делал самостоятельную озвучку голосами Яндекса. Соврменные технолонии идут вперёд и качество приемлемое, но вот тут как раз у русского языка есть один большой недостаток перед английским — ударения в словах-омонимах. Не всегда Яндекс может распознать из контекста правильное ударение
Лучше переесть, чем недоспать! © Обратное тоже верно
-
HappyCat
- Уже с Приветом
- Posts: 11222
- Joined: Fri Nov 03, 2006 10:48 am
- Location: SF Bay Area
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by HappyCat »
kyk wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 1:00 pm
HappyCat wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 11:56 amПеревод теряет очень много. Любой. Англоязычную литературу уже больше 20 лет не читаю по-русски.
Я тоже не читаю, но слушаю хороших актёров-чтецов. Они хорошо озвучивают и, более того, делают как бы аудио-спекталь одного актёра.
И выше привёл пример когда такая озвучка англоязычной фантастики в исполнени российкого чтеца у меня заходит лучше, чем озвучка на английском «this is Audible».
Речь только о художественной литратуре.
Проблем с пониманием языка оригинала у меня нет , но есть эстетическое восприятиеА вот публицистика, история, мемуары заходит лучше на английском, К примеру книги Коткина о Сталине или «Armageddon Averted: the Soviet Collapse, 1970-2000» -лучше на английском.
Тем более, что на Рутракере много аудиокниг, все в одном месте, и стоимость книг равна стоимости интернета
Иногда бывает что аудио-книги там нет, тогда приходится покупать на https://www.litres.ruЕсли и там нет аудио, то в самых тяжёлых случах делал самостоятельную озвучку голосами Яндекса. Соврменные технолонии идут вперёд и качество приемлемое, но вот тут как раз у русского языка есть один большой недостаток перед английским — ударения в словах-омонимах. Не всегда Яндекс может распознать из контекста правильное ударение
Для меня английские художественные книги и слушать лучше на английском. На русском они странные в лучшем случае. Даже если слушаешь какой детектив или фантази. Не могу, и ругаются даже не по нашему .
Вот на испанском иногда слушать трудно из-за моего плохого испанского и недостаточной практики. Но тоже впечатление другое на английском или на русском. Т.е. всеж лучше напрячься и послушать на испанском.
Политику в Испании помню забавно было слушать, особенно про Штаты, что-то типа «все время про Касабланку почему-то говорили» . Фильмы американские дублированные на испанский тоже звучали совершенно по-другому. Вообще забавно, некоторые из них я до этого видела с русским дубляжом, потом в Испании с испанским и только после этого мне довелось посмотреть их в оригинале.
Pishu levoj nogoj s oshibkami. sorry
-
Bobeg
- Уже с Приветом
- Posts: 278
- Joined: Fri Nov 26, 2021 3:38 am
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Bobeg »
Заходера люблю, нивпапад сказал я.
Ибо он крут.
Математег и Козлег делили пирог.
Козлег скромно сказал: раздели его вдоль!
Тривиально — сказал Математег —
Позволь я уж лучше его разделю поперек.
Первым он ухватил лучший кус пирога
Но тот час же в нем был наказан порок:
Пи досталось ему, а какой в этом прок?
А козленку, козленку достались рога.
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
Возвращаясь к Алисе, прочитали тут с дочкой сопутствующий рассказ, так сказать.
Предыстория:
В переводе Алисы есть совершенно шикарный стих про Бармаглота, не помню чей, может Маршака:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
То есть это такая эквилибристика словами, построенная, тем не менее по законам языка. У Кэрролла оригинал такой:
Jabberwocky
Twas bryllyg, and ye slythy toves
Did gyre and gymble in ye wabe:
All mimsy were ye borogoves;
And ye mome raths outgrabe.
В общем, с третьей строчки меня торкнуло, помнилось, что есть какой-то рассказ с таким названием. И точно есть!
Если кому-нибудь нравится жанр легкой фантастики, очень рекомендую:
Генри Каттнер, Кэтрин Л.Мур «Все тенали бороговы
Рассказ небольшой, в аудио где-то часа на полтора всего. Очень милый и добрый.
Есть даже кино по теме, называется The Last Mimzy (на amazon prime или на нетфликсе). У нас с ребенком хорошо зашло для семейного просмотра.
Ной и Эмма — брат и сестра, находят неподалёку от своего дома необычную коробку, содержащую в себе вещи, напоминающие игрушки. Играя с этими игрушками, дети начинают увеличивать свои интеллектуальные способности. Родители заподозривают что-то неладное и приглашают в гости знакомых, которые увлекаются хиромантией и всем тем, что кажется загадочным. Вдобавок к этому, Эмма заявляет, что кукла в виде кролика, которую зовут Мимзи, является её учителем и разговаривает с ней, и у этого кролика есть послание из будущего.
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
HappyCat wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 2:51 pm
Политику в Испании помню забавно было слушать, особенно про Штаты, что-то типа «все время про Касабланку почему-то говорили» . Фильмы американские дублированные на испанский тоже звучали совершенно по-другому. Вообще забавно, некоторые из них я до этого видела с русским дубляжом, потом в Испании с испанским и только после этого мне довелось посмотреть их в оригинале.
Про Касабланку — это шедеврально!
Я по испански слушаю подкасты от Дуолинго, там уровень intermediate, понятно буквально каждое слово. Еще пробовала сериалы, тоже ничего. Причем, чем дебильнее сериал (по-русски или по-английски я бы в жизни не стала такое смотреть ), тем веселее воспринимается испанский.
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
-
apex
- Уже с Приветом
- Posts: 1956
- Joined: Sat May 24, 2008 5:28 am
- Location: Chicago
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by apex »
Kокос wrote: ↑Sun Nov 28, 2021 11:41 am
А привидите пример плиз, кто был переведен достойно/лучше оригинала и позволяет читать без потери 80% контекста? / порн и Маршака не предлагать ! /
Воннегут.
пример: wide-open beavers -> норки нараспашку.
-
лето
- Уже с Приветом
- Posts: 4428
- Joined: Mon Aug 22, 2005 10:43 am
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by лето »
kyk wrote: ↑Fri Nov 26, 2021 4:27 pm
apex wrote: ↑Thu Nov 25, 2021 1:47 pm
Пробуждение Левиафана
Джеймс С. А. Кори
Пространство (Expanse) — 1
Ну и так далее. Лежит, где всегда (f..a). Для прослушки — не знаю.Я скачал в аудио на рутракере. Причём есть как на русском, так и в оригинале. Я скачал сначала на английском — не понравилось. Затем скачал на русском — понравилось больше. Буду слушать на русском.
Конечно, на русском есть шероховатости перевода, но худ. литреатура (проза и science fiction ) у меня заходит лучше на русском.
Человек, который пишет под этим ником, вы что с Кук-ом сделали? Прежний Кук фантастику не любит!
Канадские товарищи по партии, в Канаде тоже 911? может прежний Кук в заложниках и его надо спасать?
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
Дочитала тут «Авиатора» Евгения Водолазкина. Второй день хожу под впечатлением, не могу пока другое читать, а такое бывает очень редко. Книга мощная, причем вторая часть лучше первой, за что еще один плюс. Финал, казалось бы, открыт, а с другой стороны — нет. Как так удалось автору — загадка.
В общем, кто хочет почитать гремучую смесь «Собачьего сердца» с «Преступлением и наказанием», плюс капелюшка фантастики (она там не главная вообще), то это то, что доктор прописал. И если не читали предыдущий роман Водолазкина «Лавр», то он тоже отличный, хотя и совсем другой.
В аудио можно послушать здесь >>. Читает Геннадий Смирнов, почти 12 часов.
Герой нового романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?
-
Brave
- Уже с Приветом
- Posts: 599
- Joined: Tue Feb 26, 2019 2:13 pm
- Location: CA
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Brave »
Katrin Andreyeff wrote: ↑Wed Dec 01, 2021 7:49 pm
Дочитала тут «Авиатора» Евгения Водолазкина. Второй день хожу под впечатлением, не могу пока другое читать, а такое бывает очень редко. Книга мощная, причем вторая часть лучше первой, за что еще один плюс. Финал, казалось бы, открыт, а с другой стороны — нет. Как так удалось автору — загадка.
В общем, кто хочет почитать гремучую смесь «Собачьего сердца» с «Преступлением и наказанием», плюс капелюшка фантастики (она там не главная вообще), то это то, что доктор прописал. И если не читали предыдущий роман Водолазкина «Лавр», то он тоже отличный, хотя и совсем другой.В аудио можно послушать здесь >>. Читает Геннадий Смирнов, почти 12 часов.
Герой нового романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?
Спасибо!
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
Делились тут в одной группе кто чего интересного за год начитал. Поделюсь своим, может у кого вкус похожий.
Итак, самое сильное из того, что я прочла в этом году (на начало декабря было 73 книжки), это роман Донны Тартт “Щегол”/Donna Tartt “The Goldfinch”. Да, я знаю, что многие его уже прочитали, наверное, т.к. написан он в 2013-м году, но вот у меня руки дошли только сейчас. Тем есть всё: теракт, наркотики, любовь, и даже русские, причем без клюквы и самоваров Роман большой, в печатной книге 800 страниц, и лишнего нет ничего, на мой взгляд. Очень достойное чтение.
И аудио не менее достойное — читает Игорь Князев, почти 35 (!) часов. Здесь >>
Очнувшись после взрыва в музее, Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их из музея. Тео будет швырять по разным домам и семьям — от нью-йоркских меценатов до старика-краснодеревщика, от дома в Лас-Вегасе до гостиничного номера в Амстердаме, а украденная картина станет и тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету.
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
Про «Вита Ностру» и «Авиатора» я уже писала выше — это тоже получились книжки-цеплялки, которые пришлись в нужное время в нужную голову
А теперь противоречивое: книга “Я еду домой!” Андрея Круза. Про зомби-апокалипсис и путешествие-выживание, или как попасть в Москву из Нью-Мексико, когда вокруг развернулся ад. Как всегда, у Круза много технического описания оружия и довольно жестких сцен. Так что, если вы – нежная фиалка, и вас смущает в текстах даже слово “афедрон”, то Круза читать не стоит. А так – это хорошая боевая фантастика.
Аудио здесь >>
Книга повествует о том как «это» происходило в США, о том как на страну обрушился вирус превративший 90% людей в зомби. В центре повествования — семья. Он — в дальней командировке, она — дома с детьми. Мир вокруг них разваливается на части, их разделяют владения Смерти – бескрайние земли и пустынные океаны. Но способен ли конец света действительно разлучить тех, кто любит? Он решил, что нет, и намерен это доказать.
-
Katrin Andreyeff
- Уже с Приветом
- Posts: 7297
- Joined: Thu Dec 19, 2002 7:07 am
- Contact:
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by Katrin Andreyeff »
И еще на ту же тему —
Яна Вагнер «Вонгозеро».
Аудио >>
Антиутопия, роман-катастрофа, роуд-стори, постмодернистский триллер. Застигнутая врасплох эпидемией смертельного вируса, небольшая группа москвичей пытается спастись в Карелии, на маленьком замерзшем озере посреди тайги возле самой финской границы. Восемь взрослых и трое детей, четыре автомобиля, доверху загруженных самым необходимым. Случайная компания, которую объединяет единственное желание: выжить.
У этой книги есть продолжение, называется «Живые люди». Она не такая динамичная, как первая, но тоже вполне. Аудио можно найти там же.
По первой книге снят телесериал «Эпидемия», в следующем году обещают второй сезон.
Жителей Москвы поражает неизвестный смертельный вирус, главными симптомами которого являются кашель и обесцвечивание глаз, а через три-четыре дня наступает летальный исход. Как противостоять инфекции, никто не знает. Столицу охватывает эпидемия, постепенно превращающая её в город мёртвых: в СМИ занижают количество заболевших, деньги теряют свою ценность, неизвестные вооруженные люди изолируют здания с людьми на карантин, орудуют банды мародёров, те, кто ещё не заражён, отчаянно сражаются за еду и бензин, начинает царить хаос и беззаконие. Город закрывают на карантин, все въезды в него перекрыты.
-
лето
- Уже с Приветом
- Posts: 4428
- Joined: Mon Aug 22, 2005 10:43 am
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by лето »
Прочитала «Задача трех тел» Лю Цысиня. Хоть книга и 2006, но только открыла для себя китайскую фатнастику. Немножно китайской истории, культурной революции и хунвэйбинов. Предательство, которого еще не видывало человество, совершенное за пять минут как нечто обыденное. Китайские имена и герои, к которым надо привыкнуть и которых в первой главе чикали как в Game of Thrones. В середине чуствовался дух Стругацких («За миллиард лет до конца света»), когда ученым всячески ставились палки в колеса. Колоритно. Будем читать продолжение.
-
null
- Уже с Приветом
- Posts: 1660
- Joined: Mon Jul 09, 2001 1:01 am
Re: Какую книгу вы сейчас читаете/только что закончили читать?
Post
by null »
лето wrote: ↑Wed Dec 08, 2021 9:43 am
Прочитала «Задача трех тел» Лю Цысиня. Хоть книга и 2006, но только открыла для себя китайскую фантастику… Будем читать продолжение.
прочитал с интересом, но желания читать что то ещё этого автора не возникло
возможно дело в конкретном переводе (китайский->английский->русский)
В полюбившемся нашим соотечественникам более полувека назад после выхода фильма Леонида Гайдая «Вожде краснокожих» рассказывается о двух мошенниках, остро нуждающихся в деньгах и решивших ради выкупа похитить сына богатого горожанина. В «Искателях приключений», как и
Гражданская война самая страшная – наряду с Великой Отечественной – катастрофа, постигшая нашу страну в XX веке. Незримо она присутствует и в нашей сегодняшней жизни. Семена многих конфликтов были посеяны именно тогда. Многие проблемы, с которыми сталкивается сейчас
Российская Империя, год 2013. Во время празднования 400-летия Дома Романовых в руки наследника могущественного рода Воронцовых Алексея попадает тетрадь с мемуарами его прапрадеда, знаменитого Американца. Оказывается, тот был выходцем из иной исторической реальности и
Четырем разным девушкам было суждено встретиться на границе жизни и смерти, в концлагере Аушвиц-Биркенау. Элла – целеустремленная талантливая юная портниха, которой удается благодаря своему мастерству выживать в лагере. Она шьет великолепные наряды для тех, кто
В жизни светлые полосы счастья всегда сменяются чёрными полосами несчастий и испытаний. В жизни нашей героини произошла ужасная трагедия, которая вдребезги разрушила её жизнь. Мир потерял краски и стал серым. Как же теперь выбраться из пропасти отчаяния? Как обрести
Микаель Ниеми «Популярная музыка из Виттулы» – книга о самом волшебном времени, о детстве, о том, как оно постепенно растворяется во взрослости, но остается в памяти как лучшее, что было с тобой, как рок-н-ролл мьюзик. На самом севере Швеции, в глуши, которую местные
Детективный сюжет романа «Лезвие бритвы» интригует с первой минуты: любовные приключения, шпионские страсти ведут героев «по лезвию бритвы» в поисках легендарной короны Александра Македонского… Второй, любимый роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы,
Блестящая карьера Марины Колывановой, удачливого хедхантера, или, говоря попросту, специалиста по переманиванию топ-менеджеров из одной компании в другую, вот-вот готова рухнуть. После стрессового интервью, которое она провела, внезапной и странной смертью погибает
Самый ценный капитал, который сколачивает человек за свою жизнь, – это память о себе. И не непременно добрая, основное, чтобы долгая. А уж распорядиться этим капиталом можно по-разному, благо нихиль – потусторонний мир – предоставляет изобилие возможностей и
Когда в одночасье вся жизнь переменилась: закрылись университеты, не идут спектакли, дети теперь учатся на удаленке, и из Москвы разъезжаются те, кому есть куда ехать, Тонечка – деловая, бодрая и жизнерадостная сценаристка, и ее приемный сын Родион – страшный
Виктор Гюго, известный французский писатель, в 60 летнем возрасте написавший роман-эпопею «Отверженные», ставшей классикой мировой литературы. Одно из величайших произведений 19 века, ставшее апофеозом творчества писателя, неоднократно экранизированное и переведенное
Мозг знает о нас всё и управляет нами. А еще он очень чутко реагирует на музыку – так, что ищет мелодии и ритмы даже в повседневном шуме. Многие из нас считают, что мелодия и гармония – лучшие лекарства от хандры, а прослушивание классических музыкальных произведений
Мультиавторский проект «Метро 2033» продолжает разрастаться. В нём принимают участие писатели не только из России, но и из стран ближнего и дальнего Зарубежья. Расширяется и география глобального мета-сюжета в основе которого лежит попытка представить, что ждёт нашу
У героев этой истории много разных желаний: один бежит от угрызений совести, другой мечтает о папиной короне и надежной королеве, третий жаждет мести и власти над миром. Ключ к исполнению этих желаний — Юля Дубровская, обычная девушка с необычными способностями. Она не
Таинственный мистер Харли Кин появляется и исчезает внезапно. Недаром его имя так похоже на «Арлекин». Он всегда выступает другом влюбленных, но появление его ассоциируется со смертью. В эту книгу вошли двенадцать рассказов (мистических и не очень) о мистере Кине. Сама
Министр внутренних дел Плеве поручил Лыкову дознание обстоятельств смерти ученого Михаила Филиппова, который летом 1903 года сообщил о своем изобретении – новом, невиданном ранее оружии, столь разрушительном, что войны с ним станут бессмысленны. На следующий день после
Японская культура проникла в нашу современность достаточно глубоко, чтобы мы уже не воспринимали доставку суши на ужин как что-то экзотичное. Но вы знали, что японцы изначально не ели суши как основное блюдо, только в качестве закуски? Мы привычно называем Японию
Аудиокнига о приключениях трех невров, ушедших из своего племени, обитающего в дремучем Лесе, в большой мир. В поисках правды и справедливости на всей Земле Мрак, Олег и Таргитай уничтожили державу киммеров. Но оказалось что не цари и каганы правят миром, они лишь
Жилищный вопрос (Housing Problem, рассказ, 1944 год, другие названия: Проблемы с жильем; Жилищная проблема; Проблема квартирантов) Чем заплатят эльфы за предоставленное жилье? Этот вопрос предстоит разрешить героям рассказа. «Все тенали бороговы…» (Mimsy Were the
Все началось во время бурана. Ася ехала на машине в Москву к заболевшему мужу и попала в эпицентр стихии. Выход один – переждать в ближайшем поселке. И вот по пути к нему Ася находит застрявший в сугробе джип, а в нем – мужчину на грани жизни и смерти. Что делать?
Рациональное планирование – популярная иллюзия. Но, увы, оно не работает. В этой аудиокниге – восемь историй успешных сорокалетних мужчин, которые на вершине своих достижений вдруг обнаружили, что ходить по правильным клеточкам – еще не значит непременно выигрывать.
Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и — алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников… На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода — блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки. На исходе XX века сумбурная