Рассказ вот север тучи нагоняя

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Роль природы в романе Евгений Онегин

Природа является одним из основных персонажей произведения, поскольку пейзажные зарисовки присутствуют на протяжении всего повествовательного сюжета, представляя собой либо целые картины, либо легкие упоминания.

Природные зарисовки имеют в романе особое значение, поскольку автор представляет их в разных ролях, например, в форме создания особенного фонового рисунка для сюжетной линии, создания лирического настроения. Кроме того, пейзажные описания, используемые поэтом в лирических отступлениях, являются повествовательной паузой с целью переноса читателей в иной временной период.

Также посредством природных изображений демонстрируется взаимосвязь пейзажа и основных персонажей произведения.

Ключевой персонаж романа, Евгений Онегин, представляет автором в образе чуждого природе человека, городского жителя, который оказавшись в деревенских условиях не в состоянии постигнуть красоту русской природы, являющейся для него обыденностью, поскольку мужчина далек от поэзии и осознания прекрасного, развращен праздной городской жизнью.

Особая авторская любовь к природе раскрывается с появлением в романе главной героини в образе Татьяны Лариной, поскольку посредством пейзажных описаний поэт изображает поэтичную и мечтательную душу девушки, тонко чувствующую красоту российских просторов. С помощью отношения героини к природе автор подчеркивает ее чувственное мировосприятие, а также изображает широкую и красивую русскую душу. Природа помогает автору передать чувства ожидания первой влюбленности, а также истинный романтизм женской души.

На протяжении повествовательного сюжета в романе изображаются все времена года, отражаются приход весны и осени, а зимний и осенний период упоминаются даже два раза.

Своеобразие природных зарисовок в романе заключается в использовании автором удивительных поэтических сравнений, которые способствуют оживлению природы, ее одухотворению, а также литературных художественных приемов в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разнообразных определений, обилия глаголов, легкой иронии, позволяющих ощутить движение времени посредством окружающей природы.

Отличительной особенностью романа в стихах является изображение ярких, красочных природных картинок, ставших впоследствии крылатыми и самостоятельными творческими произведениями.

Роль природы

В знаменитом произведении всеми известного классика своеобразно показаны картины русского быта, с описанием красот родных мест.

Замечательные живописные объекты мы видим в 4 главе. Именно здесь наряду с этим описанием раскрывается душа одной из главных героинь — Татьяны. Девушка воспринимала мир через прелести природы. Особенно ярко Пушкин показывает зимнее время года. Да и понятно. Ведь в ту эпоху многие писатели обращали свои взоры к описанию русской зимы. Перед нами открывается картина, где крестьяне встречают по-особенному зимнюю пору. Не менее, прекрасно он описывает весну, используя яркие краски. Таким образом, Александр Сергеевич показывает обновление души человеческой в момент пробуждения природы.

Но если при представлении Татьяны Александр Сергеевич прибегал к более сочным описаниям, то, Онегин, же у него вызывает насмешку своим пренебрежением к природе. Евгению было скучно в деревне, хотя он и считал это место милым уголком. Его привлекал Петербург со своими яркими огнями. Ленский же был более романтичным молодым человеком. Ему нравились закаты и тихие вечера. Даже место, где похоронили Ленского описано таким образом, чтобы показать, каким был этот юноша, как он видел окружающий его мир.

Если же подробно изучить биографию Пушкина, то можно подметить, что из всех времен года его привлекала осень. Именно в осеннюю пору он написал много замечательных произведений. И в романе «Евгений Онегин» Пушкин отзывается с особой теплотой. Лето тоже привлекло поэта. Тихий вечер со своими необыкновенными звуками навевает на читателей полное умиротворение и благодать. Только Татьяна никак не наслаждается прелестями лета. Она страдает.

Если внимательно прочитать творение, то можно подметить, что любое описание природы связано с представлением читателю крестьянской жизни.

Александр Сергеевич остро чувствовал прелесть природы, как бы сливался с ней воедино. В этом конечно он и отметил разницу между ним и Онегиным. Изображая неповторимую прелесть русской деревни, он отмечает каждый уголок, показывает то, что не видно нам в обыденной жизни. Все картины природы, представленные нам, помогаю понять образы героев произведения, и прививают подрастающему поколению любовь к родным местам через восприятие живописных мест. И каждый из нас может гордиться своей Родиной, так как у каждого есть свой милый уголок.

Картины природы в романе «Евгений Онегин»


Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.
Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

Промелькнуло лето, и снова наступила осень.

Насколько точны и выразительны у Пушкина сравнения, эпитеты и метафоры. Под пером Александра Сергеевича все оживает: север дохнул, завыл, словно предвещает приход зимы и вот сама зима, как живая: пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла берега с рекою. И всем доставила безграничную радость.

Описания природы помогают читателю ощутить бег времени в романе, увидеть среду обитания, в которой жили герои произведения.

Сочинение

Природа в творчестве Пушкина «Евгений Онегин» считается основным персонажем романе, так как пейзажные зарисовки есть на протяжении всей сюжетной линии, представляя красочные пейзажи или лёгкие упоминания.

Пейзаж в романе занимает особое место, так как автор показывает его с разных сторон. Например, в качестве центрального рисунка для воплощения, создания весёлое настроение. Ещё природные зарисовки, используются поэтом в конкретном отступлении, но считаются длительной паузой, позволяющей сделать перенос в другое временное пространство.

Ещё через естественные пейзажи прослеживается взаимодействие природных элементов и душевных качеств героев романа.

Центральный герой истории, Евгений Онегин, представляется авторам в образе человека, который не подходит для деревенской жизни, поэтому он не может оценивать красоту природы. Эти пейзажи он считает обыденностью, так как мужчина далёк от поэзии и осознания прекрасного, он развращён весёлой и шикарной жизнью.

Очень сильно авторская любовь к природе развивается с проходом Татьяны Лариной, так как через природные пейзажи поэт изображает в виде красивой и мечтательной девушки, которая хорошо чувствует красоту отечественных просторов. Её образ можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны. Через Татьяну автор показывает своё отношение к природе. С помощи взаимодействия героини к природе автор демонстрирует её восприятие окружающего мира, а также отражает её великолепные душевные качества. Природа помогает автору отразить влюблённость и романтичную нежную душу.

В сюжете произведения показаны все времена года, показана весна, осень, зима, но необходимо отметить, что осень и зима отражены два раза.

Разнообразие природных пейзажей в романе автор создал благодаря оригинальным сравнениям, которые помогают оживить природу. При создании образа следует отметить оригинальные приёмы в виде эпитетов, метафор, контрастных гипербол, разных определений, обилие глаголов, лёгкой иронии, помогающей понять движение времени через окружающую природу.

Стоит отметить, что основными нюансами романа в стихах принято отмечать изображение великолепных природных картинок, ставших мировыми эталонами. Описание природных пейзажей помогает лучше понять русскую душу, понять жизнь простого человека в отдалённом селе. Отражается солидарность крестьянина с природой. Через природу образы персонажей обретают смысл и помогают читателю оценить все лучшие человеческие качества.

Изображение природы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роль пейзажа в художественном произведении очень важна. Он помогает раскрыть характеры героев, описать пространство, в котором они живут и действуют, а ещё пейзаж – это средство передачи человеческих эмоций в литературе.

Например, если за окном вьюга, не видно ни зги, скорее всего, на душе у героя смятение. А первый снег, выпавший за окнами, можно воспринимать как символ успокоения и тишины.

Тонкий знаток и ценитель природы, Пушкин в романе «Евгений Онегин» создаёт яркие картины весны, осени и зимы, помогая читателю почувствовать динамику действия через смену времён года.

Отрывки из «Евгения Онегина» с описаниями природы многими воспринимаются как отдельные стихотворения, ведь мы знаем их с начальной школы.

Это знаменитые фрагменты «Зима. Крестьянин, торжествуя…», «В тот год осенняя погода…», «Вот север, тучи нагоняя…», «Гонимы вешними лучами…».

Пушкин особенно любит осень – время успокоения природных стихий, трезвой ясности ума и работы души. Осень – это зрелость года.

Самый плодотворный период жизни поэта называют «болдинской осенью». В селе Болдино Нижегородской губернии Пушкиным было написано около 45 произведений, в том числе, последняя глава «Евгения Онегина» и наброски о путешествии героя.

Об осени Пушкин говорит просто, используя минимальное количество эпитетов («с печальным шумом», «таинственная сень»).

В то же время вырисовывается подробная, легко узнаваемая картина с акварельным воздухом поздней осени, запахом отсыревшей листвы, скупыми лучами холодного солнца, криками отлетающих птиц:

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Колоритны и образны изображения зимы, которую Пушкин, вместе со своей героиней Татьяной, чувствуют с особой остротой:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарёю поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Картины, родной природы, увиденные в Болдино и Михайловском, полны живой прелести, понятны каждой русской душе:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…

А о приходе весны автор сообщает с печалью: «Как грустно мне твоё явленье, // Весна, весна, пора любви…».

Это время напоминает ему об очаровании первой молодости, о прошедшей влюблённости, крушении молодых ожиданий. Так в романе звучит мотив невзаимного чувства, надежд, утраченных на рассвете жизни.

Судьба Татьяны Ларины, чью любовь отвергает Онегин, вписана в настроение этого пейзажа. Природа в романе вообще часто сопровождает героиню.

Образы леса, сада, луны – её стихия. Татьяна – такая же настоящая, как божий мир, с которым она едина.

Наоборот, там, где происходит разрыв с природой, чувствуется внутренний конфликт.

К примеру, городской житель Онегин, для которого природа ограничена прогулками в Летнем саду, не чувствует радости от деревенской жизни, хотя Пушкин сообщает, что «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…» Герой вообще не отличается чувствительностью.

Образы природы – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая определить уровень душевной чуткости персонажей, их способность воспринимать прекрасное.

Описания времён года стали ярчайшими иллюстрациями народного бытия в «энциклопедии русской жизни».

Евгений Онегин, (отрывки в стихах)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнёт и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит — и путник осторожный Несётся в гору во весь дух; На утренней заре пастух Не гонит уж коров из хлева, И в час полуденный в кружок Их не зовёт его рожок; В избушке распевая, дева Прядёт, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней.

И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей… (Читатель ждёт уж рифмы розы; На вот, возьми её скорей!) Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.

ГЛАВА ПЯТАЯ

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе, На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах лёгкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь, Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжёлым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И всё, что радует, живит, Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье На душу мёртвую давно, И всё ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату Погибших осенью листов, Мы помним горькую утрату, Внимая новый шум лесов; Или с природой оживлённой Сближаем думою смущённой Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет? Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна И в трепет сердце нам приводит Мечтой о дальней стороне, О чудной ночи, о луне…

  • Рассказ воробей сложный план
  • Рассказ воробьева гуси лебеди читать
  • Рассказ ворон и лисица
  • Рассказ воронковой лебеди читать
  • Рассказ воробьишко м горький читать