Рассказ воробей чарушина распечатать

Занятие по развитию речи в старшей группе утверждаю подготовила изаведующая провела детский сад 76 воспитатель февралева л.а. гостева ирина олеговна

Занятие по развитию речи

в старшей группе

Утверждаю                                                                     Подготовила и

Заведующая                                                                  провела

Детский Сад №76                                                         воспитатель                                                                      

                    Февралева Л.А.                                           Гостева                                                      

        Ирина Олеговна

        Саратов 2016

Продолжительность занятия: 25 мин.

            Место проведения: старшая группа детского сада №76.

            Предварительная работа:

 Рассказ воспитателя о Евгении Ивановиче Чарушине – писателе и художнике, рассматривание рисунков Е. Чарушина, чтение его рассказов: «Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.

Наглядные материалы:

  Рисунки Е. Чарушина, книги Е. Чарушина, игрушка — воробушек, маленький шарик  

Тема  «Пересказ художественного произведения  Е. Чарушина   « Воробей»

Программное содержание:

Учить детей самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Развивать умение детей подбирать к существительному несколько прилагательных, умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Способствовать укреплению здоровья детей: следить за осанкой, развивать кисти рук, снижать утомление и статическое напряжение.

                                     Ход занятия

— Ребята, каких птиц вы видели на улице? ( Голубя, ворону, воробья, сороку, синицу..)

— Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки

Он боится кошки.          (Воробей)

— А как можно назвать детеныша воробья? ( Воробушек, Воробейчик, воробышко..)

— Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Но сначала вспомним с какими произведениями Е. Чарушина мы познакомились: («Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.). Сейчас я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина

«Воробей».

Чтение воспитателем рассказа.

Физминутка.

Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,

Десять птичек — будет стайка,

(Поднимаем кисти рук над головой, делаем вращательные движения кистями рук.)

Эта птица – соловей,

(загибаем мизинец левой руки)

Эта птица – воробей,

(Загибаем безымянный палец)

Эта птица – совушка, сонная головушка,

( Загибаем средний палец)

Эта птица – свиристель,

(Загибаем указательный палец)

Эта птица – коростель,

(Загибаем большой палец)

Эта птица – скворушка, синенькое перышко,

(Загибаем мизинец правой руки)

Эта —  зяблик,

(Загибаем безымянный палец левой руки)

 Эта – стриж,

(Загибаем средний палец)

Эта – развеселый стриж,

(Загибаем указательный палец)

Ну а это злой орлан

 (Загибаем большой палец)

Птицы, птицы – по — домам!

(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)

— Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ)

— Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)

— А как ещё можно назвать этот рассказ? ( «Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)

— Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный..)

— Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

— В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит – «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

— Как воробушек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

— Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

— Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)

— Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле..)

— Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

— Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? ( Нет, птице лучше жить на воле.)

— Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

— Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

— А теперь вспомним  чистоговорку про воробья:

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей.

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик – чирик!

— Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: « Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

— Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа  детьми по частями в целом.

— Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

Министры иностранных дел Евросоюза 21 июня в Люксембурге утвердили четвертый после президентских выборов 2020 года пакет санкций против белорусских властей. В ограничительном списке – 78 человек и восемь компаний, активы которых будут заморожены, запрещена выдача виз в Евросоюз, сообщает корреспондент Радио Свобода в Брюсселе Рикард Йозвяк.

Вслед за Евросоюзом санкции в отношении физических и юридических лиц, связанных с режимом Лукашенко, ввели США, Канада и Великобритания. «Мы едины в призыве к режиму прекратить свои репрессивные практики против собственного народа. Мы разочарованы тем, что режим решил отказаться от своих обязательств в области прав человека, приверженности демократическим принципам и взаимодействия с международным сообществом», – говорится в совместном заявлении Великобритании, Европейского союза, Канады и Соединенных Штатов.

Санкционный список ЕС опубликован 21 июня, с этого момента санкции вступят в силу. В него попали такие компании, как МАЗ, БелАЗ, «Белаэронавигация», Bremino Group, Globalcustom, «Новая нефтяная компания», Logex и Sohra. Среди физических лиц – судьи, следователи, прокуроры, депутаты, представители государственных медиа, администрация некоторых вузов, чиновники и бизнесмены. Полный список приводит белорусская служба Радио Свобода.

Чиновники и бизнесмены

Среди них:

  • Лилия Лукашенко – жена старшего сына Лукашенко Виктора. Связана с рядом компаний, близких к Александру Лукашенко, а именно с Dana Holding / Dana Astra. В частности, долгое время она работала там заместителем директора. Dana Holding принадлежит двум кипрским компаниям, основными владельцами Dana Astra являются сербские предприниматели братья Каричи.
  • Дмитрий Лукашенко – средний сын Александра Лукашенко. Бизнесмен, председатель Президентского спортивного клуба. Через эту организацию он ведет бизнес и контролирует ряд компаний.​
  • Михаил Гуцериев – российский олигарх, председатель совета директоров группы Safmar и нефтегазовой компании «РуссНефть», оценивает свой личный капитал в два миллиарда долларов. С 2000-х годов дружит с Лукашенко: тогда он стал президентом «Славнефти», а затем начал строить нефтебазы и автозаправочные станции в Беларуси. Гуцериев также имеет бизнес-интересы в Беларуси, он является одним из инвесторов VP Capital, которой владеет Виктор Прокопеня. В Минске Гуцериев построил гостиницу «Ренессанс» и базу отдыха в Красносельском (Минская область), инвестировал в строящийся рудник в Любани (Минская область).​
  • Алексей Олексин – один из крупнейших бизнесменов в Беларуси, монополист в сфере торговли табачными изделиями, совладелец компании – крупного логистического оператора Bremino Group.​
  • Александр Зайцев – бизнесмен, занимается торговлей с Арабскими Эмиратами и странами Африки. Его компания Sohra позиционирует себя как основной поставщик гражданской продукции белорусских госпредприятий в страны Персидского залива и Африки.​
  • Александр Шатров – владелец и директор компании Synesis, которую подозревают в поставках белорусским властям платформы для видеонаблюдения Kipod, с помощью которой силовики идентифицируют участников протеста. Шатров это отрицал.​
  • Максим Рыженков – первый заместитель председателя администрации президента. Отвечает за реализацию полномочий Лукашенко во внутренней и внешней политике.​
  • Валерий Иванкович – генеральный директор МАЗ. Ответственен за аресты рабочих на территории завода и политически мотивированные увольнения.

Судьи

  • Судья Игорь Курлович, расследовавший дело журналисток «Белсата» Катерины Андреевой и Дарьи Чульцовой (они получили по два года лишения свободы за стрим с «Площади перемен» в Минске);​
  • помощница прокурора Алина Касьянчик, известная вынесением жестких приговоров протестующим. Она, в частности, была гособвинителем по делу Андреевой и Чульцовой, а также по делу о надписи «Не забудем» на тротуаре на месте гибели минчанина Александра Тарайковского. Тогда трем обвиняемым ограничили свободу на полтора года, двое получили по два года колонии. Недавно 22-летняя Касьянчик выступила потерпевшей по уголовному делу в отношении минчанки, которая не продлила с ней контракт на аренду квартиры в Минске (женщине по статье «О нарушении равноправия граждан» грозит до двух лет лишения свободы);​
  • судья Сергей Шатило, выносивший политически мотивированные приговоры в отношении протестующих, в частности, по делу гражданки Швейцарии Натальи Херше (она получила два с половиной года лишения свободы за то, что сорвала с омоновца балаклаву во время разгона мирной акции),
  • замглавы суда Октябрьского района Минска Александр Руденко, выносивший политически мотивированные приговоры в отношении журналистов, активистов, неоднократно присуждавший штрафы пенсионерам и людям с инвалидностью, а также адвокату Марии Колесниковой Людмиле Казак;
  • судья Максим Филатов из Лиды (Гродненская область), вынесший, в частности, приговор политзаключенному Витольду Ашурку, погибшему в тюрьме;
  • замгенерального прокурора Геннадий Дыско, участвовавший в инициировании дела против Сергея Тихановского;
  • замгенерального прокурора Алексей Стук, на него возлагается ответственность за политические репрессии.

Авиация и транспорт

За принудительную посадку самолета Ryanair, в результате которой были арестованы Роман Протасевич и Софья Сапега, в санкционный список попали:

  • министр обороны Беларуси Виктор Хренин. Он к тому же публично заявлял о готовности использовать войска против мирных демонстрантов,
  • командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Игорь Голуб,
  • начальник Главного штаба, первый зам командующего ВВО Андрей Гурцевич,
  • гендиректор «Белаэронавигации» Леонид Чуро,
  • министр транспорта Алексей Авраменко,
  • директор отдела авиации Минтранспорта Артем Сикорский.

Силовики

За бесчеловечные и унижающие достоинство действия, в том числе пытки граждан, которые участвовали в мирных акциях протеста и были задержаны, в санкционный список попали также начальники и замы Центра изоляции правонарушителей и изолятора временного содержания в переулке Окрестина в Минске, директор тюрьмы №8 в Жодино, начальники и замы Департамента исполнения наказаний МВД, а также начальники и замы отделов внутренних дел, ответственные за действия милиции во время задержаний мирных протестующих и в изоляторах.

Кроме того, представители Следственного комитета:

  • Александр Василюк – за политически мотивированные дела, в частности, задержания членов Координационного совета, в том числе Марии Колесниковой, задержания журналистов;
  • Алексей Коврижкин – за политически мотивированные дела, в том числе за преследование членов команды Виктора Бабарико, а также преследование Максима Знака;
  • Александр Агафонов – за политически мотивированные дела, в том числе за преследование Сергея Тихановского, Николая Статкевича, Дмитрия Козлова;
  • Константин Бычек – курировал политически мотивированное расследование дела Виктора Бабарико.

Депутаты

Светлана Любецкая, Алексей Егоров, Александр Амельянюк – они ответственны за принятие поправок к Кодексу об административных правонарушениях, которые позволяют произвольные аресты и повышают ответственность за участие в массовых мероприятиях.

Государственные СМИ и пропаганда

  • Андрей Муковозчик – политический обозреватель государственной газеты «Беларусь сегодня», один из главных пропагандистов. В своих текстах оправдывает репрессии, публикует фейки и оскорбительные статьи в отношении журналистов негосударственных медиа;​
  • Сергей Гусаченко – зампредседателя Белтелерадиокомпании;
  • Геннадий Давыдько – член Палаты представителей, председатель Комитета по правам человека и СМИ, участник «Клуба редакторов» на госТВ. Его называют одним из главных пропагандистов режима, часто использует язык вражды и призывает к насилию по отношению к мирным демонстрантам;​
  • Ольга Чемоданова – пресс-секретарь МВД Беларуси. Искажает информацию о протестующих, распространяет лживую информацию.

Ректоры вузов

За политически мотивированное отчисление студентов под санкции попали также ректоры:

  • Белорусского государственного медицинского университета,
  • Белорусского государственного экономического университета,
  • Брестского государственного технического университета,
  • Белорусской государственной академии искусств.

Компании

  • ООО «Сохра» – компания Александра Зайцева, связанного с Виктором Лукашенко. Официально основной вид деятельности – посредничество в поставках белорусской техники в Азию и Африку, реализация продукции МТЗ, БелАЗ, МАЗ, «Амкодор» и других производителей. Имеет дочерние предприятия в Объединенных Арабских Эмиратах, через которые, например, поставляет грузовики БелАЗ в Африку. Компании приписывают добычу полезных ископаемых в нескольких африканских странах, в том числе золота в Судане и Гане. Владельца «Сохры» Александра Зайцева связывают с Виктором Лукашенко.​
  • ООО «Бремино Групп» – логистический оператор, его совладельцы – Александр Зайцев, Николай Воробей и Алексей Олексин. Компания имеет терминалы на пограничных переходах «Брузги» и «Берестовица» на белорусско-польской границе и ряд других объектов. Одним из самых крупных из них должен стать транспортный терминал «Бремино-Орша», в который, помимо терминалов железнодорожной и автомобильной логистики, должен входить также аэропорт «Балбасово» около Орши. Новый объект уже получил статус особой экономической зоны, специальный указ подписал лично Александр Лукашенко. Инвестиции в «Бремино-Орша» оцениваются в 200 млн долларов, строительство планируется завершить в 2024 году. В 2017 году ООО «Бремино Групп» возглавил бывший высокопоставленный сотрудник КГБ Василий Дементей.​
  • Globalcast Management. Компанию ассоциируют с Виктором Шейманом, который возглавлял администрацию Лукашенко. Компания также является единственным владельцем фирмы «ГардСервис», созданной несколько лет назад, единственной частной компании в Беларуси, сотрудники которой могут использовать оружие на законных основаниях. Согласно санкционному списку ЕС, Globalcast Management может быть также связана с организацией контрабанды с территории Евросоюза в Россию, в том числе цветов и «санкционных продуктов», рассказывает белорусская служба Радио Свобода.
  • ОАО БелАЗ. Производитель крупной карьерной техники, базируется в Жодино (Минская область). После протестов в августе 2020 года руководство БелАЗа обвиняли в репрессиях в отношении сотрудников, которые присоединились к протестам и открыто выразили несогласие с событиями в стране. В частности, поступали сообщения о том, что руководство компании удерживало рабочих в цехах, не позволяя им собираться на территории завода. На БелАЗе работает более 10 тысяч человек, это главное предприятие Жодино. В 2020 году компания произвела около 350 грузовиков, что в три раза меньше, чем в 2018 году. Чистая прибыль в 2020 году составила около 30 млн белорусских рублей ($11,9 млн). В прогнозе на 2019 год у компании было 265 млн «нетто» (около $105 млн).​
  • ОАО МАЗ. МАЗ вместе с БелАЗом и МТЗ входит в тройку крупнейших белорусских государственных производителей техники. По состоянию на 2020 год на МАЗе работало около 15 тысяч человек. В конце лета и осенью 2020 года те рабочие, которые открыто высказались в поддержку протестов, были репрессированы, некоторые из них были вынуждены покинуть страну. МАЗ поддерживает активные экономические отношения с Европейским союзом. В частности, там закупается часть двигателей и другого оборудования, используемого в новых моделях автобусов и грузовиков. Годовой оборот МАЗа составляет около 1,5 млрд рублей (около $592 млн). В то же время у компании очень небольшая прибыль. В 2019 году она составила всего около 150 тысяч рублей ($59,2 тыс.), а в 2020 году МАЗ понес почти полмиллиона рублей убытков.
  • ООО «Логекс». Согласно санкционному списку ЕС, «Логекс» ассоциируется с именем Александра Шакутина. Там же сообщается, что компания занимается перепродажей выращенных в Европе цветов в России по сниженным ценам, что «невозможно без сотрудничества с властями». На официальном сайте компании сообщается, что она занимается «таможенным оформлением и очисткой товаров», а также организацией условий для ведения бизнеса и доставки грузов. По данным российских открытых бизнес-баз, у «Логекс» есть дочерние компании в Германии и России.​
  • ЗАО «Новая нефтяная компания». ННК основана в марте 2020 года, это единственная частная компания в Беларуси, которая имеет право торговать нефтепродуктами. Согласно санкционному списку ЕС, ННК была создана белорусскими властями для обхода возможных санкций против государственных нефтеперерабатывающих заводов. С ней связывают имена бизнесменов Николая Воробья, Алексея Олексина и Михаила Гуцериева. Одним из акционеров также являются государственный «Банк развития» и Белорусская железная дорога.

    Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по программе «Школа России». Тема: «В.Бианки. «Музыкант»»

    • Чудайкина Нина Александровнаучитель начальных классов

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 2

    Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

    Задачи:

    • Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;

    • Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;

    • Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

    Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    универсальные учебные действия (УУД)

    • Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    • Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.

    • Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет В.Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» — 1 часть (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, А.Ф.Климанова)

    Технология продуктивеного чтения

    На первом этапе — прием «яркое пятно» — актулизировать знания

    3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

    • 1 этап — прогнозирование содержания

    • 2 этап — диалог с автором (погружение в текст)

    • 3 этап – составление плана, выделение главной мысли текста.

    Метапредметное обучение детей – все четыре группы – формировала понятие «доброта человека».

    1.Организационный момент

    Все вместе:

    В нашем классе все друзья,
    Ты, вы, мы и я
    Улыбнись соседу справа
    Улыбнись соседу слева,
    Улыбнись своим гостям,
    Вместе мы одна семья
    Ты, вы, мы, я
    Вместе нам скучать нельзя.

    – Ребята, народная мудрость гласит: 

     «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

    — Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
    —  Верно,  ребята,  чтобы  получить  положительный  результат  от  своей  работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей. 
    — На каждом уроке литературного чтения  мы с вами открываем дверцу в прекрасную страну и отправляемся в путь…
    —  А что  же  сегодня    нас  ожидает  за  этой  волшебной  дверью?

    2. Речевая разминка

    – Начнем урок с работы над нашей речью. Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

    МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ.

    — Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.
    — Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.
    — Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.
    — Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

    3. Актуализация знаний

    Проверка домашнего задани

    Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

    Хабрый утёнок. Житков Б.С.

    Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
    С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
     

    Страшный рассказ. Чарушин Е.И.

    И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу:топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. 

    Пришвин «Ребята и утята»

    – Скажите, из каких произведений эти тексты и кто автор?  («Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.) 

    На доске портреты Житкова, Пришвина, Чарушина и Бианки

    – Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
    — Ребята, вы ничего не заметили?
    Остался лишний портрет.
    Кто это?

    4. Мотивация к учебной деятельности

    Рассказ воробей чарушина распечатать

    — Ребята, посмотрите  на выставку книг,  что вы заметили? (книги одного автора- Виталия  Бианки)
    — Посмотрите чей это портрет.

    -О жизни В.В Бианки нам расскажет….

    Биография автора:– Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

    Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья».

    Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета».

    — А можно догадаться, О ЧЕМ ПИСАЛ Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)
    – Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово

      Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

    На доске запись: 14     21       9       29      12      1       15       20

    ы н у т з м к а

     — По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.

     — Произведение называется «Музыкант»

    – Как вы понимаете значение слова  музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
    – Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова  музыкант?
    – Сейчас Арсений прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.
    5. Определение темы. Постановка цели, задач урока.

    – Кто сформулирует тему урока(В.В. Бианки «Музыкант»)
    (На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант»)

    — Зная тему, поставьте цель урока:
    продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;

    познакомиться  с его произведением «Музыкант»;

    узнать, почему произведение называется «Музыкант»;

    учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.

    6. Работа с текстом до чтения Прогнозирование ситуации.

     – На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
    – На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?) 
    – Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя) 
    – Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
    – В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
    — Чтобы понять содержание текста, нужно прочитать произведение.

    7. Физкультминутка

    8. Словарная работа.

    Медвежатник – охотник на медведей

    Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

    Опушка – край леса

    Пиликал на скрипке – играл плохо

    Щепка  —  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

    9.Первичное знакомство с произведением

    Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса. 

    Стр. учебника 142(читают подготовленные ученики)

    2) Вопросы по содержанию.

    – Чем занимался старый? (Он пиликал на скрипке)
    – Для чего медвежатник, сидя на завалинке пиликал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
    – Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
    – Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть). Подтвердите из текста.
    – Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)
    – Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
    – Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику.  (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
    – Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
    – Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть рассказа.

    Продолжаем 2 часть

    Вопросы:

     Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»)
    — С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной)
    — Как об этом пишет автор? (Как струна пропела.)
    — Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

    Какой возникает вопрос? Кто мог издавать звонкий ласковый звук?

    3 часть — чтение цепочкой

    Вопросы после прочтения 3 части:

    — Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

    — Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

    — КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?
     Как поступит старик с медведем? ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ?

    4 ЧАСТЬ

    — Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
    — Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?  (Любовь к прекрасному,  музыке  спасла жизнь дикому  зверю – медведю)

    Учитель:
    —  Верно дети, человек,  любящий и  понимающий  музыку, искусство,  не способен совершить плохой поступок.

    —  Какие действующие  лица в  4  части?  (автор,  колхозник, старик-охотник, струна)
    10. Определение жанра произведения

    • Сказка

    • Басня

    • Стихотворение

    • Рассказ

    • Загадка

    – Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?

    Докажите, что это рассказ(Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае  из жизни старика – охотника).

    А действительно ли старик (медведь) музыкант? Почему? Значит, в каком смысле употреблено это название – в прямом или переносном?

    — Сколько частей вы выделили бы? Почему? Давайте назовем каждую часть, о чем она. Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения.

    11. Составление плана рассказа.

    Работаем в паре в рабочей тетради.

    План рассказа «Музыкант».
    1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
    2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 
    3 часть. Медведь – музыкант.
    4 часть. Охотник пожалел медведя.

    группа — располагает сюжетные картинки в правильной последовательности, озаглавить их.

    11. Обобщающая беседа

    Вам понравился рассказ?

    Что в нем было интересного, что вызвало у вас улыбку?

    Как вы бы охарактеризовали старого медвежатника?

    На доске пословица:

    Красив тот, кто красиво поступает.

    — К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

     — Как вы относитесь к поступку охотника?

    — Как бы вы поступили на его месте?

    – Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)

    – Какой же был авторский замысел(Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)

    – Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? КАКИЕ КАЧЕСТВА ОПИСЫВЕТ?(Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

    КАКОВА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?(учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие)

    12. Итог урока. Домашнее задание

    В начале урока мы сказали, народная мудрость гласит:  «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
    Хорошо мы потрудились?

    — Какие цели перед собой ставили?

    Ваши предположения были верны?

    — Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
    — Что бы хотели выполнить ещё раз?

    13.Рефлексия.
    — Продолжите предложения:

    СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ…

    МНЕ ХОТЕЛОСЬ…

    МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

    Домашнее задание: 

    На выбор:

    1. чтение и пересказ рассказа «Музыкант»

    2. понравившейся части нарисовать рисунок

    С. 142–145, выразительное чтение

    С.145 задание 6

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448391-literaturnoe-chtenie-vbianki-muzykant

    Дата:  29.04.21                                                                                                                             ФИО учителя: Егорова Т.А.

    Школа: 104 (ф)                                                                                                                             ФИ студента: Ерушина А.Ф.

    Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

    Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»

    Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу;  развитие умений находить средства художественной выразительности, отражающие развитие чувства, переживание автора, развивать творческие способности, речь, память, мышление.

    уметь: ориентироваться в прочитанных произведениях.

    -Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

    Тип урока: рефлексия.

    Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

    № п/п

    ЭТАПЫ УРОКА

    Методы и приемы

    Хронометраж

    СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    ФОРМИРУЕМЫЕ

    УУД


    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    1.

    Этап самоопределения к деятельности

    Словесный

    1 мин

    Ребята, проверьте свою готовность к уроку, сегодня нас ждет много интересной и увлекательной работы, поэтому давайте скорее начнем.

    Настраиваться на работу.

     К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2.

    Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: беседа

     7 мин

    — Сегодня вы должны были принести книги, из раздела про животных. Вынесите их к доске.

    — Рассмотрите выставку, которую вы организовали.

    — Почему именно эти книги вы принесли на урок?

    — Какое произведение из них вам понравились?

    Показывают свои сборники и называют понравившиеся

    произведения из них.

    Р: саморегуляция.

    П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    3.

    Постановка проблемы. Формулировка темы и задач

    Словесный:

    фронтальный опрос, беседа

    Наглядный: демонстрация слайдов

    Практический: упражнение

    5 мин

    Мы с вами заканчиваем изучение раздела «Люблю все живое»,

    Сегодня на уроке мы должны вспомнить произведения, которые изучили. Выполним задания и проверочную работу.

    — Прочитайте стихотворение.

    Хорошие люди всегда благодарны —

    За службу, за верность, за радость для глаз.

    Недаром же памятник есть сенбернару,

    Что многих людей заблудившихся спас.

    Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,

    При жгучем морозе и в темную ночь.

    Чтобы человеку — не брату, не другу, —

    Как брату и другу, коль надо, помочь!

    — За что люди благодарны собаке? Как они отблагодарили ее?

    — Прочитайте выразительно.

    — Откройте учебник на с. 121, расскажите, какие тексты вы составили.

    П: выбор оснований для классификаций объектов.

    Р: коррекция.

    Р: целеполагание.

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

    П: синтез.

    4.

    Разрешение проблемы, обобщение выявленных трудностей

    Словесный: индивидуальный опрос

    Практический: упражнение

    Словесный: беседа

    Практический: упражнение

    12 мин

    — Как бы вы ответили на вопрос: думают ли звери?

    — А вот как на этот вопрос отвечает А. Барто. Прочитаем ее стихотворение на с. 119.

    — Как поэтесса отвечает на свой вопрос?

    — Прочитаем стихотворение выразительно

    — ДУМАЮ Т ЛИ ЗВЕРИ?

    Я думаю о том:

    Умеют думать звери?

    Вот, шевельнув хвостом,

    Котёнок входит в двери,

    Он думает о том,

    Что будет с ним потом?

    Есть мысли у телят?

    Я видел, как телята

    Хвостами шевелят

    И вдаль глядят куда-то.

    Бывают у собак

    Нерадостные мысли.

    Задумается пёс —

    И уши вниз повисли.

    Я думаю про птиц:

    Должны подумать птицы,

    Куда им полететь

    И где им приютиться,

    Должны, в конце концов,

    Подумать про птенцов!

    Я бабушку спросил:

    — Умеют думать звери?

    Она сказала: — Нет! —

    Но я ещё проверю.

    П: смысловое чтение.

    П: извлечение необходимой информации.

    П: анализ.

    Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

    Р: саморегуляция.

    П: смысловое чтение.

    5.

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический: упражнение

    6 мин

    — Давайте встанем, разомнемся.

    Динамическая пауза

    Самостоятельная работа учащихся.

    Вариант 1

    А1. Кто автор стихотворения «Жеребенок»?

    1) Б. Заходер 3) Саша Черный

    2) И. Пивоварова 4) В. Берестов

    А2. Уберите лишний персонаж.

    1) родители 3) мыши

    2) ежик 4) мальчики

    АЗ. Узнайте название рассказа по опорным словам: утята, шапки, автор, мать.

    1) «Музыкант» 3) «Храбрый утенок»

    2) «Страшный рассказ» 4) «Ребята и утята»

    А4. Какая птичка плакала?

    1)синичка 3) соловей

    2) воробей 4) скворец

    В1. Кто из перечисленных авторов — поэт?

    1) Б. Житков 3) М. Пришвин

    2) В. Бианки 4) В. Берестов

    В2. Отметьте имя и отчество Чарушина.

    1) Евгений Иванович

    2) Виталий Валентинович

    3) Михаил Михайлович

    4) Борис Степанович

    С1. Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годится для всех, кто бывает в лесах и полях?

    1) Н . Сладкое 3) М. Пришвин

    2) В. Бианки 4) Е. Чарушин

    С2. К какому произведению подходит пословица «Спешите

    делать добро»?

    1) «Хитрый Лис и умная Уточка»

    2) «С фотоаппаратом»

    3) «Страшный рассказ»

    4) «Почему синичка плачет?»

    Вариант 2

    А1. Кто автор стихотворения «Мой щенок»?

    1) С. Михалков 3) В. Берестов

    2) Б. Заходер 4) А. Шибаев

    А2. Уберите лишний персонаж.

    1)ребята 3) кошка

    2) утка 4) утята

    АЗ. Узнайте название рассказа по опорным словам: одни, шуршит, мальчики, ежик.

    1) «Страшный рассказ» 3) «Ребята и утята»

    2) «Храбрый утенок» 4) «Сова»

    А4. Кто напугал(а) детей в «Страшном рассказе»?

    1) ворона 3) собака

    2) ежик 4) кошка

    В1. Закончите предложение. Б. Житков, Е. Чарушин, М. Пришвин, В. Бианки писали:

    1) стихи 3) рассказы

    2) басни 4) поэмы

    В2. Знаете ли вы имя и отчество Бианки? Отметьте правильный ответ.

    1) Борис Степанович 3) Виталий Валентинович

    2) Евгений Иванович 4) Михаил Михайлович

    С1. Кто из писателей — исследователь природы? Природа для

    него — источник радости, которую дает человеку раскрытие больших и маленьких тайн.

    1) В. Бианки 3) Б. Житков

    2) Н. Сладков 4) М. Пришвин

    С2. Н. Сладков считает, что «природу может спасти только…».

    Закончите предложение.

    1) наша доброта 3) наше внимание

    2) наша любовь 4) наше понимание

    П: смысловое чтение.

    П: построение логической цепочки рассуждений.

    П: установление причинно-следственных связей.

    Р: коррекция.

    6.

    Включение в систему знаний, повторение

    Практический:

    упражнение

    5 мин

    3. Задание на внимание

    — Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.

    Братишка

    Колька Ванников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.

    Колька раздраженно заметил:

    — Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай!

    Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:

    — Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать…

    П: установление причинно-следственных связей.

    П: смысловое чтение.

    7.

    Рефлексия деятельности  

    Словесный: беседа

    Наглядный: демонстрация слайдов

    2 мин

    — Ребята, попробуйте рассказать, что вам понравилось на уроке, что было интересного, или, может быть непонятно что-то, над чем еще стоит поработать.

    Оценивать свою деятельность на уроке.

    Р: оценка.

    П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Рассказ всадник без головы читать
  • Рассказ владимира набокова 4 буквы
  • Рассказ виталия бианки пик кроссворд
  • Рассказ вместе тесно а врозь скучно к ушинский
  • Рассказ виктора драгунского тайное становится явным