Рассказ волк и ягненок распечатать

И.а. крылов, великий баснописец первой половины хх столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после

И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.

Своеобразием его басен стал «мужицкий» взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне «Волк и Ягненок»:

Усильного всегда бессильный виноват!..

Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.

Новаторство Крылова

Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.

Нравственный вывод автор подает в виде пословиц, поговорок, афоризмов, таких близких жизненному опыту народа.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

Поведение рассказчика:

  • притворно доверяется персонажам;

  • дает выговориться и совершить поступки;

  • передает их точку зрения.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Тематика басен

С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:

  • хитрость;

  • жадность;

  • лень;

  • трусость;

  • глупость;

  • невежество.

Язык басен прост и доходчив.

Тема труда

Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне «Квартет». Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне «Лебедь, Щука и Рак». Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.

Тема противоречия сильных и слабых

Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,

против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:

Что Климыч на руку не чист, все это знают…

Насилие и взяточничество

Тема насилия звучит в басне «Мор зверей», в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:

что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.

Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).

Продажный суд

Крестьянин в произведении Крылова «Крестьянин и овца» обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:

Все плуты, ведомо, искусны.

И вследствие того казнить Овцу…

Басни бытового цикла

Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:

  • угодничество в басне «Кукушка и Петух»;

  • хвастовство — «Слон и Моська»;

  • трусость — «Мыши»;

  • неблагодарность — «Волк и Журавль»;

  • лицемерие — «Напраслина»;

  • ложь — «Лжец»;

  • невежество — «Мартышка и Очки».

Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.

Система образов

Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:

  • животные, наделенные характером;

  • растения;

  • предметы быта;

  • явления природы (реки, тучи).

Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:

  • сила-бессилие («Волк и Ягненок»);

  • глупость-ум («Ворона и Лисица»).

Антитеза заключена и в название басни.

Афористичность басен

Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:

  • «А ларчик просто открывался»;

  • «А Васька слушает да ест»;

  • «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».

Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.

К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.

Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.

Педагог: Нурлеписова
К. А.

Предмет: литературное
чтение на родном языке (русском)

Дата: 22.10.21г

Класс: 3

№ урока: 8

Тема урока: И. А. Крылов  «Волк и ягнёнок».

Тип урока: урок
изучения новых знаний

Цель деятельности
учителя:
создать условия для формирования знаний о
баснях И.А.Крылова

Оборудование:
проектор, ноутбук, портрет писателя, тексты басен, аудиозапись

Планируемые
результаты:

Личностные
результаты:
Владеют навыками сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют
познавательный интерес к изучению предмета.

Регулятивные: овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.

Познавательные: умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового
чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные: готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Ход урока:

1.Оргмомент

Громко прозвенел
звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на
макушке,

Глазки широко
раскрыты.

Слушайте,
запоминайте,

Ни минуты не
теряйте!

Речевая гимнастика


Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом,
выдох через рот;

Вдох, задержка
дыхания, выдох;

Глубокий вдох,
задержка дыхания, выдох по порциям.

 У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте,
я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха
около уха: жжжжжжжжжж

Летела оса около
носа: ссссссссссссссссс

Летел комар и
звенел: ззззззззззз

Сел на лоб, а мы
его хлоп!

И поймали. (Кулачок
прижимается к уху)

Ззззззззз — пусть
летит!

2.Актуализация
знаний

Пересказ
произведений Л.Н.Толстого: Царские братья, волк и мужик

3.Актуализация
опорных знаний

-Ребята, с какими
жанрами произведений мы уже знакомы? (сказка, рассказ, стихотворение,
былина…)

4.Постановка
проблемы

-Сегодня
познакомимся с ещё одним жанром, послушайте отрывок, может кто то догадается…

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

-Что это за жанр, кто знает? (басня)

-Может кто-нибудь знает, кто написал?

-Кто догадался, какая тема урока? (Басни Крылова)

5.Целеполагание

-Чему мы должны научиться?

6.Работа по теме урока

Знакомство с
автором (Вывешивается портрет)

Иван Андреевич Крылов родился в
Москве в 1769 году. Семья была небогатая. Отец Крылова был военным, но денег
постоянно не хватало. Когда И. А. Крылову было 6 лет, семья переехала из Москвы
в Тверь.

В Твери отец Крылова получил
должность председателя магистрата. Отец умирает, когда Ивану было всего 9 лет,
и семья оказывается в трудном финансовом положении. Иван Андреевич не имел
возможности закончить образование. Его обучение заключалось в чтении книг, а
богатые соседи разрешили мальчику присутствовать на уроках французского,
которые организовывались для их детей.

Семья отказывала себе во всем и жила
впроголодь. Мать Крылова решила перебраться в Петербург. В Петербурге Иван
Андреевич получил должность в казенной палате.

Когда Крылову было
15 лет, он сочинил свою первую литературную работу – комическую оперу под
названием “Кофейница”. Крылов был заядлым театралом, был знаком с нравами
простого народа. В 18 лет он окончательно покончил с казенной службой и
окунулся в литературную деятельность.

Знакомство
с жанром «басня»

Ба́сня —
жанр  литературы: короткий рассказ в стихах  с прямо сформулированным моральным
выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится
краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Знакомство
с басней «Волк и ягнёнок»

Прослушивание
аудиозаписи.

Беседа
по содержанию:

О
чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

Сформулируйте тему
басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

Сколько персонажей в
басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

Определите характер
каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый,
жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение
волка, но ничем не может помочь ягненку).

Сформулируйте идею
басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и
честность).

— Каких людей олицетворяют герои
басни «Волк и ягненок»?

Изображение
волка и ягненка

В этом произведении Волк олицетворяет
людей сильных, злых, грубых. Ягненок показывает глупых,
доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей
персоне.

 Словарная
работа

Определим значение некоторых слов,
используя толковые словари.

Посмотрите на слайд и проверьте,
правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от
слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти
что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное
обращение к князю;

донесть – донести, доложить,
сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому
назад;

разведаться – рассчитаться,
отомстить;

досуг – свободное время, здесь
употреблено в значении “недосуг” — некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2)
оскорбительный, непочтительный.

Физминутка

7.Первичное
закрепление

-Из скольки частей состоит басня?
(Дети высказывают своё мнение)

— Композиционно басня состоит из
двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали)- в
начале (четверостишие)

-Сформулируйте идею
басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и
честность).

-Посмотрите: в каких
строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль — «У
сильного всегда бессильный виноват»)

-Рассмотрите
композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк
увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой
за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

Вывод: События в
басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на
психологическим состоянии героев.

8.Обобщение и
систематизация знаний

— Как в баснях, герои Крылова
получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение
имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается
авторская мысль.

— Прочтите слова, которые волк
сказал ягненку?

(Кричит:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь
чистое мутить питье

Мое

С песком и
с илом?

За
дерзость такову

Я голову с
тебя сорву)

— Как автор подчеркнул то, что волк
могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите
слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку:

«Когда
светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я
донесть, что ниже по ручью

От
Светлости его шагов я на сто пью;

И
гневаться напрасно он изволит:

Питья
мутить ему никак я не могу»

— В чем проявилось
мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)

— Каков ягненок?
(Вежлив, сдержен)

— Какова основная
мысль басни? 


сильного всегда бессильный виноват:

Тому в
Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы
Истории не пишем;

А вот о
том как в Баснях говорят.

— Кого осуждает И.
А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)

Обобщение: Персонажи
крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского
сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает
характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.

— Почему Крылов говорит, что у
сильного всегда бессильный виноват? (потому что трудно признаться, что
ты виноват в чем то).
— Почему на роль сильного выбран волк, а на роль слабого ягненок? ( в
сказках волк всегда сильный, злой, а ягненок, слабенький, доверчивый).
— Если бы на месте ягнёнка был бы кто ни будь другой, волк бы смел так
дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).

Обобщение: Обвинения
Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже
нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж
тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию.

— Почему Волк не
слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по
закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в
своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

— Почему Волк съел
Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и
беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой
Волка.)

— Жизненна ли
ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

9.Контроль
усвоения

Чтение по ролям:
автор, волк и ягнёнок

Главная
мысль
 —
вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное
выражение идеи.

Каждая басня
Крылова — это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель
учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей.

Мораль в
басне может располагаться не только в конце, но и вначале текста. Не всегда в
басне есть отдельно сформулированная мораль – вывод может быть сделан и устами
одного из героев басни
.

— Прочитайте
первые четыре строчки басни.

 — Передайте
смысл первых четырех строк своими словами.

— Как понимаете
смысл первой строчки?

— Как рассказчик
представил героев басни? Что ему в этом помогло? (Интонация, речь).

Заполнение
карточки-

описание героев: характер, голос…

Работа с
иллюстрациями-
устное описание героев, придумать небольшой диалог (индивид.работа
на оценку)

10.Информация о
дом.задании

Выразительное чтение басни

11.Рефлексия

Чем же басня
похожа на сказку о животных, а чем от нее отличается?

-А чем басня
похожа на рассказ и чем отличается от него?

Вывод:

В басне герои –
животные, как и в сказках о животных. Но басня, в отличие от них, состоит из
двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную
историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и
связана с жизнью людей.

Басня похожа на рассказ, потому что
рассказывает о каком-либо случае, а отличается от рассказа тем, что описывает
только один, конкретный эпизод. В басне меньше действия, чем в рассказе, она
короче.

Главные
герои:

Волк

Ягнёнок

Главные
герои:

Волк

Ягнёнок

Главные
герои:

Волк

Ягнёнок

Главные
герои:

Волк

Ягнёнок

Главные герои:

Волк

Ягнёнок

Главные
герои:

Волк

Ягнёнок

«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок»

Дата 25.11.2020 г.

2020-2021 уч. г.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. –
Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская
литература
XIXвека. И.А. Крылов. Басни. 

Тема мероприятия:  «И. А. Крылов. Краткий рассказ о
баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Цели урока:  знакомство с
И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни
«Волк и ягненок».

Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и
Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи
учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная
ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
содействие  развитию
мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности,
интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий,
поступков;
развитие  моральной
готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих
персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На
примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные
УУД: 
целеполагание, планирование, саморегуляция,
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.

Средства
обучения:
компьютер, проектор, учебник,  раздаточный
материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные
связи:
  география, скульптура, архитектура, живопись.

План урока

Методы
обучения

Формируемые
УУД

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала.

Организация
начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем,
сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический
настрой детей на урок.

-Посмотри
в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке,
улыбнись ему, учителю.

Оценивание
готовности к уроку.

Самоорганизация
на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной
элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

Подготовка
речевого аппарата к говорению

2.Мотивация
к учебной деятельности

Проблемный,
метод фронтальной организации учащихся

познавательные
УУД
: выбор
оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные
УУД:
планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные УУД:  
 основы гражданской идентичности путём знакомства с
достопримечательностями  России.

регулятивные
УУД
: целеполагание

. Проблемный
вопрос:

Что общего у всех
этих скороговорок и чем они различаются?

-Дайте лексическое
значение слова «пруд»

-Сегодня мы совершим
с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом.
Называется он Патриарший пруд.

Виртуальная
экскурсия
.

Проблемный
вопрос:
Подумайте,  как эта
экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема  нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на
поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия;
составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих
знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка
учебных задач.

Проблемный,
метод фронтальной организации учащихся

познавательные
УУД:
поиск
и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные
УУД:
планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные
УУД
: целеполагание

Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова,
изображенных на барельефах.

Что
такое барельеф?

Целеполагание.

Сформулируйте тему
нашего урока.

Отвечают
на вопросы.

Построение развернутого ответа на
поставленный вопрос.

Определяют
тему урока, записывают в тетрадь.
Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и
самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация
обратной связи.

1.Выборочная
проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные
УУД:
поиск
и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления
общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные
УУД:
планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос
«Какое значение, смысл имеет для меня учение? »;
ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного
результата.

Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”

Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность
И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

— Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его
писательская деятельность?

-Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

Чтение
таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной  по статье учебника
«Биография Крылова И.»

2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи
жизни.

3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных
творчеству баснописца.

(1
колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают
на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите
схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

-Вспомните и
дайте определение басни.

Групповая работа. 

Каждая команда
должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и
скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый
ответ:

Басня — это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный,
смысл.

3.Мини-исследование
в группе.

Или
аллегорический смысл.  — А что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину,
проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек,
лиса — хитрый человек

  -А какие известные 
басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь?
Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории
построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под
видом животных.

Исследовательская
работа.

Обсуждение
и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый
ответ:

Аллегория — иносказательное изображение
предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают
на вопрос учителя.

4.      
Физ.
минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством
учителя.

коммуникативные
УУД:

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка
«Бабочка»

Организует
 разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа 
с текстом

Работа
с текстом басни.

Проблемный,
метод фронтальной организации учащихся

личностные
УУД:
стремление
к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные
УУД:
поиск
и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления
общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные
УУД:
планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

— Сегодня мы
познакомимся с басней  Крылова «Волк и ягненок».

Не читая басню,
можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

-Давайте проверим,
действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок –
беззащитность и слабость.

Отвечают
на вопросы учителя.

Дают
развёрнутые ответы.

1. Просмотр видеозаписи выразительного
чтения ученика..

Беседа о
просмотренном.

-Понравилось ли вам
чтение учеником басни Крылова?

 — Подтвердилось ли ваше предположение о
характере героев?

— Как чтец голосом
передал характерные черты персонажей басни?

— Какое
явление жизни аллегорически описывает басня?
    — В каких ситуациях эта
басня может служить уроком?

Смотрят
видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают
развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная
работа

Формирование
познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных
ответов.  Выполняет роль консультанта

Групповая
работа.

В группе выпишите 
10  непонятных слов.

Группы обменяйтесь
листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная
проверка.

3.Выразительное
чтение
учащимися.

Чтение по ролям
басни

Подготовка к
чтению. Чтение.

4.
Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию
к басне вы бы нарисовали?

Словесное
рисование.

Самостоятельное
создание микротекста на заданную тему

5.
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный,
частично-поисковый

Какая иллюстрация
вам больше понравилась, почему?

— Как изображены
персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое
изображение?

Дают
развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр 
рисованного мультфильма.
(Басню
читает Лев Дуров).

Наглядный,
проблемный

-Изменилось ли ваше
восприятие басни?

-Чье прочтение
басни вам показалось более интересным? Почему?

Дают
развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Работа
в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД:
формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая
ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя,
одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД:
осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные 
УУД:

строить монологические высказывания; проявлять активность в решении
познавательных задач

Организационная.
Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск
общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

 1 группа.

1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее
в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и
Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об
их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

3 группа.

1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о
них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда
бессильный виноват“…

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках.
Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

 2 задание.
Составление сравнительной таблицы

Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

Афиширование.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная
работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную
деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения,
обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками

Формирование
познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных
ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное
написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование
результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы
учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее
задание

Словесный,
наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра.
Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали
басни «Волк и ягненок»

2.
Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания
в дневники.

4.Рефлексия

Метод
контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные
УУД:
рефлексия,
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам
сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый
комментарий.

Дают
развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»

  • Рассказ водопьянов полярный летчик
  • Рассказ вода с закрытыми глазами юрий коваль
  • Рассказ военные игры потешных войск петра 1 под селом кожухово краткий рассказ
  • Рассказ вниз по волшебной реке
  • Рассказ вместе мы сила