Рассказ водопьянов полярный летчик

Первое спасение людей в арктике по воздуху, за четыре года до челюскинской эпопеи, когда за такие подвиги семерым летчикам присвоили

Первое спасение людей в Арктике по воздуху, за четыре года до челюскинской эпопеи, когда за такие подвиги семерым летчикам присвоили звание Герой Советского Союза

Виктор Галышев - второй слева, на построении. Вручает награды М. Тухачевский, 1921 г. (фрагмент). Любительское фото, автор неизвестен.
Виктор Галышев — второй слева, на построении. Вручает награды М. Тухачевский, 1921 г. (фрагмент). Любительское фото, автор неизвестен.

«Вот карточка. Она порыжела, а у этого паренька словно три руки… Любительский снимок. А как дорога для меня эта карточка! Я ее и таскаю всюду с собой… Видите, стоят — раз, два, три, четыре, пять, шесть… Всего двенадцать человек. Вон тот, что впереди всех, молодой такой, горбоносый парень, в гимнастерке, длиннющих брюках и на петуха чуть смахивает, — это я. Узнать трудно; да это и понятно — с тех пор прошло 13 лет с лишком. Я вот и поседел, и погрузнел, и уж давно не в гимнастерке, а вот в этой синей куртке. Гражданин почтенного возраста… И тем милее для меня эта карточка… Вот, видите, — молодой человек в кожаной куртке, в буденновке и с шашкой на боку — это товарищ Тухачевский: он прицепляет мне на грудь орден Красного Знамени. А все в целом — награждение в июле месяце 1921 года командиров и летчиков, завершивших победу над бандами Антонова».

 
Это фрагмент из книги «Как мы спасали челюскинцев», 1934 года издания. А написал его Виктор Галышев — забытый полярный летчик, который по праву считается у нас в стране — первым летчиком-спасателем. В феврале-апреле далекого 1930 года он провел первую в истории Арктики (!) операцию по эвакуации воздушным путем пассажиров с застрявшего во льдах парохода «Ставрополь» у мыса Северный (ныне Отто Шмидта) на Чукотке. Сделал три рейса в бухту Лаврентия, перевез 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного. Но об этой истории мы еще расскажем. А пока не закончилась история с фотографией.

 
Читаем дальше: «Фото награждения командующим всеми войсками Тамбовского района М. Н. Тухачевским военных летчиков Красного Воздушного Флота. Неизвестная мастерская, РСФСР, 1920-е гг. Размер 167х120 мм». Это уже из описания лота №414 аукциона №20 (28.04.2012) аукционного дома «Империя». Эстимейт — приблизительная оценка стоимости лота: $750-850 (по тогдашним ценам 22-26 тыс. руб.). Дорогая у нас история!.. И короткая память…

 
Летчик Виктор Галышев (1892-1940) — незаслуженно забытый первооткрыватель воздушных трасс Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 
Отдельные энтузиасты хорошо изучили его биографию, практически уже не осталось «белых пятен» в его послужном списке.

 
Правда, большей части он известен как советский полярный летчик, а ведь он служил и в царской армии, был командиром авиаотрядов Российского императорского Военно-Воздушного флота!

 
Виктор Галышев участвовал в Первой Мировой войне, в боях против немцев в войну 1914-1917 гг., был дважды ранен, контужен, награжден тремя Георгиевскими крестами IV, III и II степеней «за храбрость и мужество» (в 1944 году была даже идея приравнять награжденных к кавалерам советского ордена Славы, так как статуты наград соответствовали), а также Георгиевским оружием (Золотым оружием «За храбрость»), считалось одним из отличий ордена Святого Георгия (на эфесе был маленький золотой крестик ордена).

 
В 1918 году штабс-капитан Виктор Галышев оказался в Народной Армии Воздушного флота белых войск на Востоке России во время Гражданской войны, и даже довелось служить в авиаотряде армии Колчака (1918-1920). Но вовремя одумался, перешел на сторону Красной Армии. Принят на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный флот Западного фронта РККА под командованием Михаила Тухачевского. И принимал активное участие в подавлении восстания банд Антонова в Тамбовской губернии, за что и получил из рук Тухачевского свой первый советский орден Красного Знамени (1921 г.).

 
Дальше Виктор Галышев демобилизовался, участвовал в становлении Всероссийского общества «Добролет», открывал воздушные линии в Средней Азии и в Сибири.

 
«…Я сделал три рейса на мыс Северный и вывез 15 человек. Среди них были и больные и ребята. Был даже один крошечный, пискливый — новорожденный. После этой спасательной экспедиции меня вызвали в Кремль, и товарищ Каганович вручил мне орден Красной Звезды. Он пожал мне руку, поздравил и пожелал, чтобы этот орден не был последним. Это была большая гордость для меня — рядом с орденом за боевые заслуги получить орден за спасение людей. …Милая была одна девочка, тоже со «Ставрополя», лет пяти-шести. С самого начала она нисколько не боялась машины и гладила ее ручонками. А потом, когда мы долетели до Лаврентия, где некоторое время мне пришлось жить вместе с моими спасенными, я очень сдружился с ней. Она называла меня дядя Галыш и радовалась, когда я поднимал ее на плечи, потому что выше меня видеть людей ей еще не приходилось. Когда мы расставались, она плакала: Дядя Галыш, прилетай за мной опять!..»

 
Как вы могли догадаться, речь Виктор Галышев ведет о спасении людей в Арктике с парохода «Ставрополь». Первое спасение людей в Арктике по воздуху, за четыре года до челюскинской эпопеи, когда за такие подвиги семерым летчикам присвоили звание Герой Советского Союза.

 
История первого спасения начиналась летом 1929 года, когда пароход «Ставрополь» (капитан П.Г. Миловзоров) отправился в рейс на Колыму. Он уже возвращался из Нижнеколымска (Якутия, по реке Колыма) назад, направляясь во Владивосток, как огибая мыс Северный (ныне Отто Шмидта) по Чукотскому морю, 5 сентября 1929 года застрял во льдах и вынужден был стать на зимовку. На «Ставрополе» находились пассажиры, в том числе женщины и дети.

 
В это же время у мыса Северный зимовала американская шхуна «Нанук» с грузом пушнины. Кроме самого владельца шхуны Олафа Свенсона (Olaf Swenson), на борту была его 17-летняя дочь Марион. Свенсон договорился с авиационной компанией на Аляске переправить пушнину воздушным путем в Америку. Эту операцию на самолете «Гамильтон» взялся  компании «Аляска Айрвейс» (Alaska Airways) провести пилот — известный полярный летчик Карл Бен Эйелсон (Carl Ben Eielson).

 
После одного удачного рейса 7 ноября 1929 года Эйелсен вместе с бортмехаником Франком Борландом снова вылетел из Фэрбенкса (Аляска, США) к мысу Северный. На трассе полета свирепствовала сильная пурга и самолет разбился (нашел их, кстати, Маврикий Слепнев — будущий Герой Советского Союза). Коса, где погибли американские авиаторы, была названа в их память Косой Двух Пилотов. Об этой истории рассказано в американском издании «Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents» («Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия», 2012 года издания).

 
На помощь советским и американским зимовщикам направился ледорез «Литке». 7 ноября 1929 года он вышел их Владивостока с Виктором Галышевым и его самолетом на борту. 9 декабря того же года «Литке» прибыл в бухту Провидения, откуда можно было в дальнейшем лететь к «Ставрополю».

 
Спасательная операция началась в январе 1930 года. Виктор Галышев сделал к пароходу «Ставрополь» три рейса, перевезя 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного в бухту Лаврентия, а это расстояние в 600 км, проведя, повторимся, первую в истории Арктики операцию по эвакуации пассажиров воздушным путем!

 
Принимал он участие и в розыске французского пилота Коста, совершавшего кругосветный перелет в 1929 году и пропавшего в степях Маньчжурии. Оказалось, что 29 сентября 1929 года самолет «Бреге-19» обогнул озеро Байкал и прошел над Киренском и Баргузином, а затем над станицей Даурия (по запрещенной зоне через район Читы и станции Борзя и Даурия, перелетел советско-китайскую границу в 40 км юго-восточнее станции Маньчжурия), пересек китайскую границу невдалеке от ст. Пограничная. Самолет Коста совершил благополучную посадку в Цицикаре, пройдя 9 610 км без посадки (по прямой — 8 тыс. км) и побив предыдущий рекорд дальности, поставленный итальянцами Артуро Феррарин и Карло Дель-Прете (7 180 км).

 
Виктор Галышев участник поисковой операции полярного летчика Отто Кальвица. Он пропал севернее устья Лены, в районе Ляховских островов в сентябре 1928 года. Оказалось, Кальвиц потерпел аварию около Булуна, у него сломался коленчатый вал. Его подобрала баржа. С баржи Галышев доставил летчика до Якутска.

 
В 1934 году Виктор Галышев принял участие в спасении челюскинцев. Тогда он был командиром спасательной группой (авиазвена), куда вошли Иван Доронин и Михаил Водопьянов. Группа летчиков вылетела из Хабаровска в Анадырь 17 марта 1934 года.

 
«Летчик-ас Виктор Львович Галышев, который прибыл дожидаться самолетов во Владивосток из Иркутска, где собирали их винтокрылые машины и поездом отправили в порт, тоже опоздал на «Смоленск». Он предложил Светогорову, мол, по воде долго, по воздуху будет быстрее, полететь отдельным звеном. Командир звена Галышев, а с ним еще двое ребят: Водопьянов, и, числящийся везунчиком — замкомзвена Доронин (до этого, за десять лет, у него не было ни одной аварии, но в первом же вылете к челюскинцам, сломает лыжу самолета), решили попытать счастье по воздуху и чтобы не ждать с моря погоды, стартовать не из Владивостока, а из Хабаровска. Туда же, на поезде, как раз прибыли их самолеты: Р-5 («М-10-94») из Москвы Водопьянова «домчался» в товарном вагоне транссибирского экспресса, латанные ПС-4 («Юнкерс-W-33») «малой скоростью» добрались по железной дороге из Иркутска и были так называемого «иркутского производства». Из Хабаровска тройка вылетела 17 марта (Водопьянов «заплутал», вернулся и стартовал 18 марта), самостоятельно стала пробиваться на Чукотку — это более 6,5 тыс. км по воздуху — 3,5 недели до Ванкарема…». Это из книги «Красный сон Светогорова»…

 
Галышеву не повезло, из-за поломки самолета ПС-4 — отказал мотор — он не долетел до лагеря челюскинцев, а остался в Анадыре на целых десять дней. 26 марта 1934 года вылетев из Анадыря в Уэлен, ему лишь осталось перевозить спасенных челюскинцев на материке, к пароходу, из с. Ванкарем в бухту Провидения. Его друзьям — Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову присвоили высшее звания страны (высшая степень отличия) — Героя Советского Союза. А Виктор Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды «за мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям» в челюскинской спасательной операции.

 
В 1938 году Виктор Галышев стал жертвой сталинский репрессий. По одной версии, он был арестован за ослабление дисциплины Ленской авиагруппы Управления полярной авиации (УПА) Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП), где был командиром и за связи с Тухачевским (помните то фото с награждения орденом Красного Знамени?!). По другой, «по доносу, а может быть просто по произволу НКВД, летчик был брошен в застенки ГУЛАГа».

 
В феврале 1939 года Галышева освободили по заступничеству председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова.

 
Вот что вспоминает ветеран якутской авиации В. Протодьяконов: «Неожиданно в феврале 1939 года мне дали указание взять Виктора Львовича из тюрьмы и организовать его отправку в Москву на лечение. Как и все непонятное, эта, я бы сказал, невероятная команда сверху — а таким было внезапное освобождение из тюрьмы Галышева — обрастала легендами. Вот одна, из них. Передавали друг другу шепотом, под большим секретом, что Виктор Львович смог передать из тюрьмы письмо Ворошилову, с которым был лично знаком еще со времен Гражданской войны, и тот распорядился выпустить Галышева. Тогда этому верили. Теперь-то мы знаем, что «первый маршал» не торопился выручать не только своих знакомых, но даже близких соратников, безвинно отданных на заклание. Я на руках вынес неправдоподобно легкого, донельзя истощенного и истерзанного Галышева за пределы страшного учреждения и привез на повозке, запряженной лошадью, в общежитие авиагруппы, где для него подготовили комнату (жена Галышева жила в Иркутске). Два месяца лежал он с отбитыми почками и печенью, переболевший пневмонией. Когда медицина дала разрешение, в автобазе авиагруппы оборудовали на полуторке коробку и отправили Виктора Львовича в сопровождении врача на станцию Невер, что на транссибирской магистрали, а дальше поездом в Москву. Там Галышева поместили в больницу, где он и скончался в скором времени…»

 
Умер Виктор Галышев 11 августа 1940 года. В газете «Известия» вышло скромное сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В. Л. Галышев. Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке».

 
Виктора Львовича Галышева похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Так закончилась жизнь отважного летчика. Его героическая биография, похоже, стала заложницей политических интриг конца 30-х годов.

 
Константин Пронякин.

 
P.S. О нем написана ст. для «Википедии».

 

Летчик Виктор Галышев и переводчик Виктор Голышев
Летчик Виктор Галышев и переводчик Виктор Голышев

Кстати
Вот так начнешь изучать фамильные портреты… Переводчик англо-американской литературы, «патриарх отечественной школы художественного перевода», который перевел в нашей стране Джорджа Оруэлла «1984» Виктор Петрович ГОлышев (1937 г.р.), как две капли воды похож на спасателя челюскинцев Виктора Львовича ГАлышева, в том числе и «птичьим профилем», которым так гордился летчик. Уж не родственники они или есть какая-то семейная тайна с их фамилией?..

Читайте также

Нижнеамурская голгофа: Амурский поход

Уход Тряпицына в сторону Николаевска-на-Амуре трактуется по-разному. Одни говорят, что он был послан решением ревштаба, другие — ушел самостоятельно. Ч.5.

07.05.2017

Хабаровск основан 12 июня 1858 года Николаем Муравьевым

Знаменательная дата — 31 мая по старому стилю(!) стала считаться днем основания Хабаровска и празднуется ныне как День города

07.05.2017

Сокровища последнего китайского императора

Узник хабаровского лагеря пожертвовал их на восстановление народного хозяйства СССР — но далеко не все..

04.05.2017

Майские звезды: О журналистах, которые с нами

В сентябре 1964 года Нина Римшина с мужем Александром Чернявским приехала в Хабаровск. Выпускники Уральского университета, Чернявский и Римшина не сразу разыскали редакцию газеты, куда они распределись. Ч.5

03.05.2017

Русский поэт из «Дома Мацуура»

В Харбине может появиться мемориальная доска Арсения Несмелова

01.05.2017

Нижнеамурская голгофа: Вариант биографии

Что мы знаем о личности лидера нижнеамурских партизан? Ч. 4.

01.05.2017

Забытое имя открывателя угля и нефти в Хабаровском крае

В тайге под Нельканом до сих пор можно увидеть останки первой и последней в крае буровой вышки. Никакой мемориальной таблички, ничего нет и в помине, хранящего память о Василии Скороходе

28.04.2017

Нижнеамурская голгофа: «Тряпицын был борцом за власть Советов...»

«Придет время и будет роман о Якове Тряпицыне, восстановят его могилу, опубликуют двусторонние документы, будут выслушаны обе стороны…» Ч. 3.

24.04.2017

Уволен за Сафронкова

Как в Магадане берут журналистов «на карандаш»

23.04.2017

Не плачь, Хабаровск, будем жить?

На 87-м году жизни скончался единственный в Хабаровске поэт-правдоруб Аркадий Леонидович Врабий. До последних дней он не утратил своей смелости и творческого куража. И, по-моему, он уже не нуждался ни в каких публикациях в СМИ…

19.04.2017

Другие материалы по теме «Наука, История, Образование, СМИ» >>

Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули

Иван Шило у безымянной могилы летчика Светогорова в п. Лазарев
Иван Шило у безымянной могилы летчика Светогорова в п. Лазарев

На окраине п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края, на могильном бугре с бурьяном, стоит покосившийся столбик. Здесь похоронен герой спасения челюскинцев — летчик-ас СССР Александр Светогоров. В этом уверен местный житель Иван Шило, который разыскал могилу летчика спустя ровно 80 лет после авиакатастрофы.

 
Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули. Пассажиры — 9 человек, в том числе и ребенок, 3 члена экипажа — всего получается 12 человек — погибли в том рейсе — 26 июня 1935 года, на том злополучном Чертовом хребте, постоянно закрытого туманом, что в 100 км от п. Лазарев.

 
Никого из них не хоронили больше полувека. Ходили по костям, записывали, фотографировали, фиксировали, и уходили. Лишь в июне 2006 года, когда на след от аварии наткнулись снова лесорубы, в поход пошли глава администрации п. Лазарев Владимир Сергеев, начальник территориального пункта милиции Тимур Васельков и с ними еще несколько сотрудников. Там они и собрали останки — кости экипажа и пассажиров. Набрали мешок для экспертизы. Но провести ее почему-то так и не смогли.

 
Как рассказывает ныне уже председатель Совета депутатов с. Восточное Хабаровского района Владимир Сергеев, «никто нашей находкой тогда не заинтересовался, хотя каждая служба, в том числе и милиция была оповещена по всем инстанциям».

 
— Собирался было сам тогдашний глава Николаевского района Валерий Долматов на вертолете прилететь, а как узнал, что до места авиакатастрофы не добраться, там только два часа надо пешему подниматься в крутую гору, то весь интерес и пропал, — вспоминает  Владимир Сергеев. — СМИ попиарились на этой находке, и тоже успокоились. Родственники не откликнулись, экспертизу, в том числе и генетическую, отложили. Потом «завертелись» по работе и забыли…

 
Останки с места аварии, как безымянные, захоронили лишь в 2009 году на местном кладбище в п. Лазарев. Хоронил их Александр Лещина — отец главы поселка, который к тому времени перебрался поближе к Хабаровску.

 
Александр Лещина говорит, что вместе с костями, в захоронение положили два кожаных плаща, видно сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там нет.

 
Вот так и закончилась бы эта печальная история пассажиров самолета «Савоя С.55» (известных, кстати, как и экипаж — поименно!), а также забытого участника операции спасения челюскинцев — летчика Александра Светогорова, командира «Савоя С.55». Если бы не Иван Шило.

 
Он написал письмо нам в редакцию, а также на имя председателя общественного Совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока, что при ВООПИиК — Геннадия Басюка.

 
Пенсионер Иван Шило пишет, что могила находится в запустении, а той историей с самолетом «Савоя С.55» больше так никто и не интересовался. Правда, ходили туда, на гору, металлисты с ближайшего с. Нигирь Николаевского района и взяли, что можно было. Сам же Иван Шило с сыновьями тоже побывал на горе и фактически спас два самолетных двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750») итальянского производства, ведь сам самолет «Савоя С.55» тоже был иностранным — куплен СССР за золото в Италии еще в 1933-м. Иван Шило силовые установки неимоверным образом снял с горы (использовал трелевщик-тягач и грузовик) и вывез в Комсомольск-на-Амуре. Сейчас они находятся на ответственном хранении.

 

Иван Шило спас два двигателя итальянского самолета «Савоя С.55»
Иван Шило спас два двигателя итальянского самолета «Савоя С.55»

«Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750»)
«Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750»)

 
Но вот незадача, единственные в мире оставшиеся в полном комплекте двигатели (один можно запускать хоть сейчас!) ни один музей брать не желает.

 
Впрочем, как ни один журналист так за 80 лет и не выяснил, что командир «Савоя С.55» Александр Светогоров — не простой летчик, а герой! Герой спасения челюскинцев марта-апреля 1934 года. Он вывез больше всех пассажиров с советского ледокольного парохода «Челюскин» — затонувшего в Арктике, в Чукотском море, на окраине Северного Ледовитого океана.

 

Александр Светогоров служил в гидроотряде Амурской Краснознаменной военной флотилии - Амурские ВВС. 1930 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Александр Светогоров служил в гидроотряде Амурской Краснознаменной военной флотилии — Амурские ВВС. 1930 г.

Светогоров тогда служил командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО). И в 1934-м командирован в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина».

 
В том же году, по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) летчик Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д. Тогда, на Дальнем Востоке, о только что появившемся высшем звании Героя Советского Союза — еще не знали! А орден Красной Звезды (военная награда) до апреля 1934-го, до первых семи Героев СССР — челюскинцев, был высшей наградой страны, наравне с орденом Ленина (трудовая награда).

 
Вот что написано в донесении о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев от 10 мая 1934 г. за подписью Дерибаса: «…Особо отмечаю: …командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды…»

 
Этот орден Светогорову так и не вручили…

 
«Безусловно, что сегодня эта награда должна быть присвоена посмертно летчику Светогорову, — говорит неравнодушный исследователь прошлого Геннадий Басюк. — Мы будем ходатайствовать перед президентом России о присвоении ему посмертно равнозначной ныне награды — Героя России. И, конечно, просим губернатора Хабаровского края, районные и краевые власти оказать нам содействие, установить ближайших родственников героя спасения челюскинцев Светогорова, экипажа самолета «Савоя С.55», а также пассажиров для идентификации останков. И, в конце-концов, похоронить их с почестями и по-человечески».

 

Самолет «Савоя S.62bis» с разборными крыльями был на пароходе «Сталинград». Светогоров взлетел на нем со льда на лыжах в районе мыса Олюторского.
Самолет «Савоя S.62bis» с разборными крыльями был на пароходе «Сталинград». Светогоров взлетел на нем со льда на лыжах в районе мыса Олюторского.

 
Кстати

 
Что же касается самой тайны авиакатастрофы «Савоя С.55» от 26 июня 1935 года, то она была раскрыта в тот же год.

 
В протоколе №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 г. есть заключение комиссии по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55» (самолет принадлежал «Аэрофлоту)  с бортовым номером «СССР Л-840».

 
Так вот, «основной и главной причиной гибели самолета  является вылет в нелетную погоду» (цитата по документу-протоколу, он хранится в Государственном архиве Хабаровского края — ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36, переведен уже даже в электронный вид — фото).

 

«Савоя С.55» Светогорова
«Савоя С.55» Светогорова

«Савоя С.55» в полете
«Савоя С.55» в полете

 
Также там написано, что в дни перед катастрофой, Светогоров был явно перегружен, сделал несколько рейсов туда и обратно по маршруту «Хабаровск  — Александровск-Сахалинский» (тогда это была столица половины нашего Сахалина, а вторая часть была занята японцами), причем полетное время в пути, в одну сторону, занимало 5 ч. 20 минут. И 26 июня 1935 года, в непогоду, с Сахалина Светогоров был вызван «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго.

 
Комиссия Гражданвоздухофлота вместе с особым отделом (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК так и не установили, зачем и почему этот Бураго отправил такую срочную телеграмму о вызове. Она и оказалось роковой.

 
Между тем

 

Анатолий Дудаков
Анатолий Дудаков

Как сообщил общественник Геннадий Басюк, он предлагает на здании Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев установить памятную доску в честь летчика Светогорова.

 
Ведь именно здесь он работал старшим инструктором с 1931 по 1933 годы. У клуба тогда было длинное название — Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима. Впрочем, как большая и легендарная биография самих воспитанников клуба.

 
Александр Светогоров был начальником команды курсантов Хабаровский авиашколы и наставником Нины Распоповой, которая в Великую Отечественную войну совершила 805 боевых вылетов на бомбардировщике, за что враги ее прозвали «ночной ведьмой», а наши наградили золотой звездой Героя Советского Союза.

 
Как рассказал заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков, который еще успел встретиться с Ниной Распоповой (1913-2009), именно она ему и поведала, что научил ее летать, а ей грозило чуть ли не отчисление со школы — Александр Светогоров. Так неужели этот человек, по воли службы, став дальневосточником, не достоин почета, уважения и нашей памяти?!

 
Константин Пронякин.

 
P.S.
К этому материалу я прилагаю справку-биографию, без которой статья была бы неполной. Там есть как новые открытия, так и уже описанные события.
см. также По маршруту летчика Светогорова
* * *

Справка

А это собственноручная подпись на приказах Александра Светогорова, к вопросу, как правильно пишется его фамилия Све... или Свя... (нажмите, чтобы увеличить)
А это собственноручная подпись на приказах Александра Светогорова, к вопросу, как правильно пишется его фамилия Све… или Свя…

Александр Павлович Светогоров — по докум. (Святогоров, исправлял сам), 1902 года рождения, уроженец д. Ширяево Клинского района Московской области.

 
В 1923 г. — закончил военную школу морских летчиков в Севастополе (ВШМЛ им. Троцкого), там же работал инструктором.

 
С 1924 по 1930 гг. служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме г. Москвы.

 
В 1930 г. — переведен в г. Хабаровск, в гидроотряд Амурской Краснознаменной военной флотилии.

 
С 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школе гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима1 (школа сформирована 25.02.1931 г., ликвидирована 26.04.1934 г., с 01.05.1934 г. организован Хабаровский аэроклуб им. Героев Летчиков-Челюскинцев, ныне Хабаровский краевой аэроклуб им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев2); Осоавиахим с 1927-1948 гг., далее ДОСААФ.

 
С 1933 по 1935 гг., при создании авиации войск ОГПУ — летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края.

 

В 1934 году — участник спасения челюскинцев:

 
— 23 февраля 1934 года о командировании летчика Светогорова из Владивостока в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина»;

 
— будучи командиром авиазвена Камчатского погранотряда, совершил перелет на самолете «Савоя S.62bis» (летающая лодка с закрытой кабиной для экипажа из 3 чел. (пилот, техник, летчик-наблюдатель — был штурман Вадим Падалко) и четырех пассажиров, далее выпускалась по лицензии в СССР, как МБР-4 — морской бомбардировщик-разведчик — в Таганроге, вып. 29 машин по лицензии, куплено 24 в Италии) с парохода «Сталинград» (капитан В.А. Каргальсков, в Петропавловске принял командование Василий Петрович Сиднев — капитан парохода «Совет»),

 
— 4 мая 1934 года взлетел на самолете «Савоя S.62bis» со льда на лыжах в районе мыса Олюторского с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу (7 чел.) челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения — точка сбора зимовщиков, транспортировка горючего.

 
В прессе его называли «полярный (лучший) летчик Союза» (первым назвал так член ЦК ВКП(б) Валериан Владимирович Куйбышев, возглавлял спецкомиссию по спасению челюскинцев).

 
В 1934 году по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.

 
«…Особо отмечаю: …командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас», из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.

 
Орден не вручили.

 
«За участие в спасении челюскинцев» 07.07.1934 г. удостоен награды: звание «Почетный чекист» и награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ.

 

книги и документы:
Пограничные войска СССР. 1929-1938: Сборник документов и материалов. Сост.: П.А. Иванчишин, А.И. Чугунов. - М.: Наука, 1972. - 775 с., №381 стр. 410; №387 стр. 414, №390 стр. 415-416;
Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. К 100-летию. Науч. ред. чл.-корр. АН СССР А.И. Крушанов. - Владивосток: Дальневосточное кн. изд., 1980. - 590 с., ил., стр. 156-157;
Глухов С.А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. - Хабаровск: Кн. изд., 1985. - 160 с.;
Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455 с., ил., стр. 43, 101;
Музалевский М.В. Почетные чекисты: 1932-1939. Кн. 3. М-С. - М.: РИЦ Кавалеръ, 2010. - 148 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. №25), стр. 138;
Буяков А.М. Ведомственные награды ОГПУ-НКВД (1922-1940): 1932-1940 гг. Ч.2. Знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». - Владивосток: Русский остров, 2008. - 504 с.;
- Сводка (№381) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об обстановке в районе аварии «Челюскина» и мерах, принимаемых по спасению его экипажа 23 февраля 1934 г., 12 час. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№387) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В.В. Куйбышеву о месте нахождения и состоянии здоровья спасенных челюскинцев 6 мая 1934 г. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№390) полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г. за подписью полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибаса Т.Д.

 
Ранее, награжден «за выдающееся летное мастерство» орденом Красного Знамени, в 1930 г. лишен награды.

 
5 февраля 1935 года — летно-врачебной комиссией признан негодным к летной службе из-за больной после аварии ноги.

 
С 13 февраля 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот — «Аэрофлот») 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске):

 
— командир пассажирского «рамного» гидросамолета (двухкорпусная летающая лодка) «Савоя С.55» («С-55», «S.55X» — Savoia Marchetti SIAI («Общество гидросамолетов верхней Италии») — S.55X, произв. Италия, гл. конструктор Алессандро Маркетти), бортовой номер «СССР Л-840»3.

 

26 июня 1935 года погиб в авиакатастрофе на самолете «Савоя S.55X»:

 
— самолет разбился 26.06.1935 г., ориентировочно, после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., не вышел на связь через 1 ч. 10-15 мин.).

 
Маршрут: Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) — Хабаровск (полетное время в пути 5 ч. 20 мин., протяженность ок. 1400 км, через п. Лазарево), вылетел с Сахалина в 10 ч. 40 мин.,

 
на борту: 9 пассажиров (1 ребенок) и 3 члена экипажа — всего 12 чел.,

 
груз: 1 млн руб.,

 
экипаж: командир Светогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко,

 
пассажиры:
— директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области — колхоз им. И.В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев,
— бухгалтер МТС Степан Щетинин,
— механик МТС Бараксин,
— его жена Ильинская с ребенком,
— бухгалтер «Сахлестреста» Грановский,
— супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева,
— инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис.

 
Район падения: гора Чертов хребет, в 100 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр — г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края — ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края;

 

сообщения: «Тихоокеанская звезда» за 02.07.1935 г., 03.07.1935 г., 04.07.1935 г., 11.07.1935 г.;
книга: Хват Л.Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. - М.; - Л.: Главсевморпути, 1949. - 280 с., стр. 52.

 
Комиссия Гражданвоздухофлота: С.А. Барминский — особый отдел (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК, П. Листовский — крайком комсомола (секретарь Далькрайкома ВЛКСМ), Хорин — ОВС ОКДВАрмии, Мильвид — ОВС ОКДВАрмии.

 

Причина аварии: нелетная погода

4.

 
В сентябре 1935 г. на разбившийся самолет набрели охотники,

 
15.09.1935 г. — борт «СССР Л-840» исключен из реестра;

 
Найдены останки: 27.10.1936 г., предположительно, 5 погибших на месте;

 
Свидетельство о смерти за №2984 от 03.11.1936 г., выдано Хабаровским городским бюро ЗАГСа на имя А.П. Светогорова, 32 года, погибшего «по причине воздушной катастрофы», захоронен в Хабаровске (место не известно).

 
Свидетель:
— летчик Матвей Леонтьевич Шемяков, в 1945 г. у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева, у охотника в жилище нашел кожаную сумку-планшет с документами, карту полета Александра Светогорова. Сам охотник признался, что убил вышедших на берег людей в 1935 г., подумав, что это бандиты — рассказ записан в 1984 г. (

газета «Зеркало недели», №5 за 1999 г., ст. В. Логинова «На поиски «Савойи»

).

 

К месту катастрофы совершено несколько экспедиций:

 
— первая: в 1936 г.
комиссия по розыску самолета в составе т.т. Остапенко, Лапина и Западного5,

 
— вторая: в 1971 г.
в составе: бортмеханик Владимир Павлович Мороков (лично знал Светогорова), прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Поликарпович Скрыпкин, начальник аварийно-спасательной службы Дальневосточного управления гражданской авиации (ДВУ ГА) Виктор Сергеевич Нуждин. Николаевский-на-Амуре авиаотряд, Ил-14, вертолет Ми-1
(

газета «Воздушный транспорт» от 24.08.1985 г., ст. С. Глухова «Второе исчезновение «Савойи»»; книга: Глухов С.А. Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. - Хабаровск: Кн. изд., 1983. - 176 с.

) — найдены планшет пилота, принадлежавший Светогорову (это опровергает версию Шемякова), детские сандалии, дамская сумка, чемоданы;

 
— третья: в 1974 г.
в составе: работники краевой прокуратуры;

 
— четвертая, пятая: в 2006 г.,
— в составе четвертой (июль): главы администрации п. Лазарев Владимир Викторович Сергеев, начальник территориального пункта милиции п. Лазарев Тимур Владимирович Васельков и нескольких милиционеров, сообщил глава Николаевского района Валерий Павлович Долматов — найдены останки, изъяты кости для экспертизы,

 
— в составе пятой (август): журналисты «Первого канала» (Андрей Бердников, оператор Сергей Шульга) и старший научный сотрудник отдела современной истории Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Алексей Вячеславович Шестаков — найдены бортовой компас, серебряные швейцарские часы (стрелки на 12 ч.), советские монеты,

 

(газета «Тихоокеанская звезда» - «ТОЗ» (расследование, семь публикаций)
«ТОЗ» от 05.07.2006 г. ст. О. Омельчук «Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?» (№1);
«ТОЗ» от 07.07.2006 г. «О пропавшем самолете «Тихоокеанская звезда» писала в 1935 году» (№2);
«ТОЗ» от 13.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Найден самолет Святогорова?» (№3);
«ТОЗ» от 21.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Пассажиры «Савойи-55» стали жертвой преступления?» (№4);
«ТОЗ» от 29.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Разбор полетов» летчика Святогорова» (№5);
«ТОЗ» от 08.08.2006 г., ст. О. Омельчук «Самолет «Савойя-55» открыл еще не все свои тайны» (№6);
«ТОЗ» от 07.10.2006 г., ст. О. Аносовой «Летчик Владимир Мороков опознал самолет Святогорова 35 лет назад» (№7);
«Советский Сахалин» от 10.11.2006 г., ст. О. Атачкиной «Тайна «Савойи-55»»;
«Хабаровский экспресс» от 2006 г., ст. С. Глухова «На поиски «Савойи»: Хроника забытой катастрофы»;
«Пограничник Северо-Востока» (с 2011 г. «Граница России - Северо-Восток») от 29.04.2009 г., ст. В. Чусовского «Часы остановились в полдень или Последний полет Александра Святогорова»;
«ТОЗ» от 19.07.2011 г., ст. А. Савченко «С высоты героических лет...»;
Записки Гродековского музея: Вып. 30. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2014. - 212 с., ст. А. Шестакова «Об экспедиции к месту падения гидросамолета Савойя S.55», стр. 198-206.)

,

 
— шестая, седьмая: декабрь 2007 г., август 2008 г.,
в составе и под руководством энтузиаста Ивана Федоровича Шило, сыновей Артема, Дмитрия и Сергея, из п. Анненские воды Ульчского района Хабаровского края (

«Приамурские ведомости» от 20.05.2009 г., ст. Ю. Ковалева «Таежная одиссея команды Шило»; «Приамурские ведомости» от 01.07.2015 г., ст. М. Карпача «Дальневосточный Чкалов»

) — вывезены два двигателя самолета в Николаевск-на-Амуре, затем в Комсомольск-на-Амуре.

 
Останки с места аварии, как безымянные, захоронены в 2009 г. на местном кладбище в п. Лазарев Николаевского района частным лицом — Александром Павловичем Лещина (приемный отец теперь уже бывшего главы п. Лазарев В.В. Сергеева).

 
Воспоминания:
— командир 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук;
— летчик, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Грацианский;
— один из первых хабаровских пилотов Михаил Евгеньевич Сахаров;
— воспитанница хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима, ученица Светогорова — Анна Федоровна Кирюхина (19.12.1912 г. — 21.12.2010 г.) — жена друга Светогорова — летчика Петра Игнатьевича Московдова (в краевой школе пилотов младшим инструктором летчиком работал с 14 июля 1931 г. по 25 апреля 1932 г., ум. в 1967 г.), племянница Наталья Григорьевна;
— жительница села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области Мария Ивановна Черненинова.
— сын члена экспедиции, летчика Владимира Павловича Морокова — Владимир Владимирович Мороков;
— заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края — начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Георгиевич Дудаков.

 
Родственники:
(всего в семье Светогоровых было пятеро детей: четыре брата — Василий, Александр, Константин, Борис и сестра Зина);
жена Александра Светогорова — Валентина Великанова;
сестра Светогорова — Светогорова Зинаида Павловна, Москва;
младший брат Светогорова — Борис Павлович Светогоров, Сахалин, его сын — Александр Борисович Светогоров, Владивосток;
дочь бухгалтера Тымовской МТС Щетинина — Щетинина Татьяна Степановна, Благовещенск.

 

Летно-технические характеристики самолета «Савоя S.55X»:

экипаж — 5-6 чел. (3 чел. — в гражданской версии)
длина — 16,75 м
размах крыльев — 24 м
высота — 5 м
крыло площадь — 93 кв.м
пустой — 5 750 кг
максимальная взлетная — 8 260 кг
силовая установка — «Изотта-Фраскини Ассо» — «Isotta-Fraschini Asso 750» — 750 v, 656 кВт (880 л.с.) — 2 ед.
максимальная скорость — 279 км/ч
дальность — 3 500 км
практический потолок — 5 000 м
пассажиры — 8 чел.
СССР в 1933 г. в Италии «Аэрофлотом» были закуплены 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии построено — 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ, а головная, с полным зимним капотированием двигателей — для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).

 

Источники:
Государственный архив Хабаровского края (ГАХК):
Аэроклуб г. Хабаровска. Ф. Р-1423, 45 ед. хр., 1931-1951 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1 (приказы по личному составу с 25.02.1931 г. - 20.05.1933 г.), Л. 1, 10, Л. 11-обор., Л. 12-обор., Л. 16, Л. 18-обор., Л. 23-обор., Л. 24, Л. 35, Л. 51-обор., Л. 55-обор., Л. 109, Л. 112,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1.
Дальневосточный краевой комитет (Далькрайком) ВКП(б). Ф. П-2, 14510 ед. хр., 1925-1938 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 11, 12, 15-16, 18, 24-24, 32-36.

 
Примечания:
1приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10; приказ №160 от 25 декабря 1932 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета Осоавиахима (О.А.Х.) г. Хабаровска: старшего инструктора летчика Светогорова А.П. с 25 декабря с./г. считать в декреториальном [по направлению. — Авт.] 2-х месячном отпуске с предоставлением проезда по железной дороге со ст. Хабаровска до ст. Москва. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 109, Л. 112.
2приказ №46 от 30 апреля 1934 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета О.А.Х. г. Хабаровска: расформировать школу им. тов. Уншлихта, согласно постановления президиума К.С. О.А.Х. от 26 апреля 1934 г. протокола №6/21 о ликвидации краевой школы им. тов. Уншлихта. С 10 мая 1934 г. перевести имущество в Хабаровский аэроклуб им. Гер. Летчиков-Челюскинцев. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64; ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1. Школа гражданских пилотов работала с 25 февраля 1931 года.
3заводской №10531, с красными лентами на хвостовом оперении. На этом самолете «Савоя S.55X», пилотируемый летчиками Демченко и Конкиным, 8 июля 1933 г. совершили сверхдальний перелет из г. Сесто Календо (Италия) во Владивосток (начало августа), с остановкой с 14.07.1933 г. по 28.07.1933 г. на испытания в Севастополе, и, далее, в конце сентября — в оперативно-войсковой отдел (о-ВО) Камчатский (22 000 км).
4протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. — Заключение комиссии Д/В краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования Д/В территориального управления Гражданвоздухофлота в составе комиссии: Барминский — особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский — крайком комсомола, Хорин — ОВС ОКДВАрмии, Мильвид — ОВС ОКДВАрмии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 32-36 (в частности, гл. VIII Катастрофа Светогорова. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 33).
5протокол №107 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 01.07.1935 г.. организация по розыску самолета комиссии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169.

* * *
Фотодокументы:

 

Два друга: Александр Светогоров (слева) и Петр Московдов (его жена - Анна Кирюхина), Хабаровск, Амурские ВВС, 1931 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Два друга: Александр Светогоров (слева) и Петр Московдов (его жена — Анна Кирюхина), Хабаровск, Амурские ВВС, 1931 г.

Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима (стрелкой отмечен Петр Московдов, выше его, слева - друг Александр Светогоров). 1931 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима (стрелкой отмечен Петр Московдов, выше его, слева — друг Александр Светогоров). 1931 г.

За штурвалом на Fokker D.XI (советское обозначение Фоккер ФД-11) №4747 - Александр Светогоров. 1931 г. Именно на этом самолете он пролетал под мостом на Амуре у Хабаровска, и над ул. Карла Маркса на предельно малой высоте, чем вызывал восхищение горожан. (нажмите, чтобы увеличить)
За штурвалом на Fokker D.XI (советское обозначение Фоккер ФД-11) №4747 — Александр Светогоров. 1931 г. Именно на этом самолете он пролетал под мостом на Амуре у Хабаровска, и над ул. Карла Маркса на предельно малой высоте, чем вызывал восхищение горожан.

Приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10 (нажмите, чтобы увеличить)
Приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10

Справка НКВД об участии в спасательной операции челюскинцев Александра Светогорова. (нажмите, чтобы увеличить)
Справка НКВД об участии в спасательной операции челюскинцев Александра Светогорова.

Встреча подруг-курсантов Хабаровского аэроклуба - Анны Кирюхиной (слева) и Нины Распоповой. 1978 г.
Встреча подруг-курсантов Хабаровского аэроклуба — Анны Кирюхиной (слева) и Нины Распоповой. 1978 г.

Михаил Васильевич Водопьянов - полярный лётчик, один из первых #Герой_Советского_Союза

Михаил Васильевич Водопьянов — полярный лётчик, один из первых #Герой_Советского_Союза

Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.

В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1920 года — помощник шофёра.
C 1921 года — шофёр.
С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу.
В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане.
В 1930 году на самолёте «СССР-127» первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).

В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 годаМ. В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено звание комбрига.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
С 1946 года генерал-майор авиации М. В. Водопьянов — в отставке.
В 1948—1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды:
• Орден Ленина (четырежды: 1934, 1937, 1945, 1949).
• Герой Советского Союза — Медаль «Золотая Звезда».
• Орден Красного Знамени (четырежды: 1940, 1942, 1944, 1952).
• Орден Отечественной войны 1-й степени (1945).
• Многочисленные медали.
Память:
• В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.
• Почетный гражданин города Липецка.
• Именем Водопьянова названы:
• улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
• Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район)
• Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М. В. Водопьянова.
• Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».
• Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот».
• Памятник М. В. Водопьянову установлен в 2013 году на Ходынском поле (г. Москва) по решению Правительства Москвы. Скульптор А. В. Головачёв.
• Село Донское в 1934—1958 годах переименовывалось в честь М. В. Водопьянова в Водопьяново

Библиография:
• Полёт на Землю Франца-Иосифа (1937).
• Рассказ о моей жизни (1937).
• Мечта пилота (1937).
• Полюс (1939).
• Воздушный экспресс (1949).
• Водопьянов М. В. Полярный лётчик. — М.: Детгиз, 1959.
• Рассказы лётчика (1953).
• Путь лётчика (1953).
• Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. (серия ЖЗЛ).
• На крыльях в Арктику (1954).
• Гордое слово (1955).
• Киреевы (1956).
• Крылатые богатыри (1957).
• Летать рождённый (соавторство с Григорьевым Г.) (1969).
• Друзья в небе (1971).
• Водопьянов М. В. Небо начинается с земли. — М.: «Современник», 1976.
• Повесть о первых героях (1980) и др.
• Мечта (пьеса).
• Водопьянов М. В. Полярный лётчик — Л.: Лениздат (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство), 1954; художник П. И. Луганский.

#авиация_mirror_of_history
#Великая_Отечественная_война_mirror_of_history
#герои_mirror_of_history
#Арктика_и_Антарктика_mirror_of_history

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества
Зеркало истории

Водопьянов Михаил Васильевич

ФИО: Водопьянов Михаил Васильевич
Дата рождения: 18 ноября 1899 г.
Место рождения: с. Студенка (Липецк)
Знак зодиака: Скорпион
Чем известен: Летчик, генерал-майор авиации, писатель, Герой Советского Союза
Дата смерти: 11 августа 1980 г. (80 лет)

Трудное детство

Михаил Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Студенка, позднее слившегося с городом Липецком. Через 7 лет глава семейства, крестьянин Василий Водопьянов, поссорился со своим отцом и настоял об отъезде в сибирский город Тайшет. Устроился грузчиком на станцию железной дороги, но вскоре по непонятной причине попал в тюрьму. Оставшись единственной кормилицей, мать, Мария Кузьминична, с трудом содержала сына и годовалую дочь Татьяну за счет продажи пирожков и поденной работы. Миша пошел в школу, но проучился лишь осень, поскольку не было зимней одежды.

В 1912 году Водопьяновы вернулись в Липецк. К этому времени мальчик умел выполнять все необходимые в крестьянском доме работы, например, пахать, косить, плотничать, молотить. Трудолюбием он пошел в отца, который с охотой брался за любой труд и выполнял его с усердием.

Михаил Водопьянов в молодости

Михаил Водопьянов в молодости

Славная биография

  1. Февраль 1918 – Ушел добровольцем в Красную Армию, начав службу обозным в дивизионе «Илья Муромец». Он почти не покидал военного аэродрома, ремонтируя машины и помогая выруливать к месту старта пилотам. Именно тогда стал мечтать о небе, но механики указали ему на недостаток образования. С их помощью Михаил освоил грамоту и арифметику, а потом учился управлять автомобилем.
  2. 1921 – Демобилизовался и остался в Москве, куда в период гражданской войны передислоцировали его часть. Сначала работал шофером, а потом ремонтировал двигатели самолетов, размещавшихся на московском аэродроме. Вскоре его назначили бригадиром.
  3. 1925 – Стал бортмехаником у известного инженера и летчика Харитона Славороссова.
  4. 1928 – Окончил летную школу акционерного общества «Добролет», получив «корочки» пилота 3 класса.
  5. 1929 – Выпускник Московской летно-технической школы. Как бортмеханик, а потом и летчик, помогал сражаться с саранчой в Казахстане и на Северном Кавказе. Также возил авиапочту.
  6. 1930 – Стал пионером авиалинии Хабаровск – Сахалин. Первый маршрут был через Оху из Хабаровска в Александровск, готовил его с летчиком Карлом Ренкасом. Поскольку сухопутных аэродромов на Востоке страны не хватало, в этом же году сдал экзамен на морского летчика.
  7. 1931 – Работал в специальном отряде гражданского воздушного флота, перебрасывавшем матрицы газеты «Правда» из столицы в крупные города Советского Союза, чтобы там оперативно печатали тираж. Полеты проходили ночью и ориентироваться приходилось по компасу и огням городов.
  8. 1932 – Проводил разведку лежбищ тюленей в Каспийском море с воздуха.
  9. Зима 1933 – Совершая испытательный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, попал в аварию. Самолет упал на лед Байкала, бортмеханик Серегин погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга, рваные раны головы и переломы. Заметившие крушение люди помогли доставить Михаила Васильевича в больницу, где пострадавшему наложили на голову 36 швов.
  10. 1934 – Выздоровел после попадания в катастрофу и готовил технику, чтобы повторить неудачный дальний перелет. Добился разрешения правительственной комиссии, чтобы участвовать в спасении челюскинцев. Для этого преодолел около 6500 км на самолете Р-5 из Хабаровска в Ванкарем без радиста и штурмана. Вывез 10 человек, трижды летая на льдину из Анадыря. За этот подвиг получил орден Ленина вместе со званием Героя Советского Союза.
  11. Март 1935 – Совершил перелет из Москвы на Мыс Шмидта с 12 промежуточными посадками, чтобы проложить новую пассажирскую и почтовую трассу и исследовать требования к самолету для работы в условиях Севера.
  12. 1936-1937 – Командовал летным отрядом, работавшим в Арктике. В мае 1937 года впервые в мире сел на лед у Северного полюса с помощью тормозного парашюта. Отвез группу зимовщиков Папанина, организовавших первую арктическую дрейфующую станцию, названную «Северный полюс». Награжден за это орденом Ленина.
  13. 1939 – Опубликовал книги «К сердцу Арктики» и «Мой путь к полюсу».
  14. 1939-1940 – Участвовал в советско-финляндской войне как командир бомбардировщика ТБ-3. За боевые вылеты получил орден Красного Знамени.
  15. Февраль 1940 – Стал комбригом.
  16. 1941-1945 – В июле 1941 назначен командиром 81 дивизии дальних бомбардировщиков. Убедил И.В. Сталина в возможности бомбардировок Берлина. Лично участвовал в бомбежках и был сбит. Михаилу Васильевичу удалось вернуться к своим, но он был обвинен в слишком больших потерях и смещен с должности. В дальнейшем воевал как рядовой летчик, был награжден орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени.
  17. Февраль 1946 – Ушел в запас.
  18. 1948-1950 – Был участником высокоширотных экспедиций с высадкой ученых на лед.
  19. 1949 – Награжден орденом Ленина, предположительно за секретную высадку на Южном полюсе.
  20. 1953 – Вышли «Рассказы летчика» и «Путь летчика» Водопьянова.
  21. 1954 – Ушел на пенсию и занялся литературной деятельностью. Опубликовал книги «Полярный летчик: рассказы» и «На крыльях в Арктику».
  22. 1957 – Издал книгу «Крылатые богатыри».
  23. 1964 – Написал повесть «Уральский сокол».
  24. 1965 – Опубликовал сборник рассказов «Юрий Гагарин – космонавт № 1».
  25. 1973 – Опубликовал рассказы под общим названием «Штурман Фрося».
  26. 11 августа 1980 – Скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Михаил Васильевич Водопьянов

Михаил Васильевич Водопьянов

Семейная жизнь

В 1923 году Михаил работал в Москве шофером и был постоянным покупателем в палатке, где продавались сигареты и сладости. Однажды он увидел в окошке палатки новую продавщицу, москвичку Марию Дмитриевну, которая оказалась сестрой хозяйки этого торгового заведения и дочерью кузнеца. Молодые люди познакомились, понравились друг другу и весной 1924 года обвенчались. В 1925 и 1926 году у них родились первенец Владимир и дочь Вера, в 1933 и 1937 году – сыновья Михаил и Юрий, в 1941 – дочь Наталья. Самым младшим ребенком был Алексей, появившийся на свет в 1953 году, когда прославленный ас уже не летал.

В кругу семьи

В кругу семьи

Семья была дружной, поддерживавшей кормильца в опасных и длительных полетах и с нетерпением ожидавшей его возвращения из них. Письма близких согревали летчика в сложных ситуациях и придавали сил. В 1938 году семье дали 5-комнатную квартиру в 3-м подъезде знаменитого Дома на набережной, в жизни которого Мария Дмитриевна принимала активное участие. Женщина была гостеприимной хозяйкой, радушно встречавшей не только друзей и родственников, но и малознакомых людей. Она оставалась единственной супругой Водопьянова до своей смерти, почти полвека характер их отношений читался во взаимных влюбленных взглядах.

С женой Марией Дмитриевной

С женой Марией Дмитриевной

След в истории

Генерал-майор Михаил Водопьянов вошел в историю как участник операции по спасению людей, высадившихся на льдины из раздавленного торосами и утонувшего в Чукотском море корабля «Челюскин». Пилоту довелось оказаться среди первых летчиков, награжденных званием Героя Советского Союза. Кроме карьеры в авиации, он написал 5 пьес и 32 книги, оставив яркие воспоминания о своей жизни и людях, с кем довелось работать.

Михаил Водопьянов

Михаил Водопьянов

Сегодня имя пилота служит брендом военно-исторической библиотеки, расположенной вблизи Липецкого авиацентра, и символом возрождения потенциального спроса на услуги российской полярной авиации. Ведь Арктика притягивает к себе не только инвесторов и ученых, но и туристов-романтиков. В память о легендарной личности существуют:

  • Школы в г. Липецке, Москве и Старой Купавне.
  • Улицы в Липецке, Екатеринбурге, Красноярске, Москве.
  • Самолеты Ил-76, Ил-96-300, Ту-160, Sukhoi Superjet 100.
  • Пароход.
  • Почтовый конверт.
  • Памятники на Ходынском поле Москвы и в Липецке.
  • Село в Липецкой области.

08 апр. 2021 г., 18:00

Две книги для детей Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, участника арктических и высокоширотных экспедиций, писателя Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980 гг.) теперь можно взять в руки, почитать в модельной библиотеке – Библиотечном информационно-культурном центре ЦБС им. Андрея Белого.

Презентация проходила при участии представителей четырех поколений семьи Водопьяновых. Это – сын Алексей, внучка Мария, правнук Евгений с супругой Шамилей и двое праправнуков – Михаил (12 лет) и Вика (чуть больше двух лет).

О впервые переизданных книгах – «Штурман Фрося» (в серии «Военное детство»), куда вошли рассказы о боевых товарищах и детях, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и – «Юрий Гагарин – космонавт-1» рассказала Мария Водопьянова. Вместе с младшим сыном автора – седьмым ребенком – Алексеем Михайловичем, она поделилась интересными фактами о жизни и творчестве своего знаменитого дедушки.

М.В. Водопьянов – личность уникальная. Ведь Михаил Васильевич  был участником трех войн. Тяжело пострадал в аварии на самолете (1933 год), но преодолел последствия тяжелых травм и после интенсивной реабилитации вернулся в летный строй. Сыграл немаловажную роль в уникальных экспедициях: по обнаружению и спасению с дрейфующего льда челюскинцев (1934 год), в покорении Северного полюса (именно Михаил Водопьянов покорил его!) и высадке папанинцев на Северный полюс в1937 году.

На встрече родственники рассказали и о мало известных фактах. Оказывается, этот смелый летчик-асс, волевой человек не раз спасал репреcсированных. Мария Юрьевна сообщила, что как раз в 1934 году, когда Водопьянов летел на поиски экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затертого льдами и затонувшего, он должен был сделать остановку в Магадане. А там – пошел в тюрьму (справки навел заранее). Встретился с людьми. Пообещал помочь. И слово сдержал. «Уже на обратном пути, вернувшись туда, не завел машину, пока этих людей не выпустили – 20 человек, – рассказала Мария Юрьевна. – А неделю назад мне позвонила Ирина Билетова – внучка одного из них. Она нашла дневники своего дедушки, где он записал, что до конца жизни не забудет, как Михаил Васильевич спас ему жизнь».

Абсолютной заслугой М.В. Водопьянова является и написание им 32 документальных книг в разных жанрах (мемуары и биографии, путешествия, отечественная история и военно-историческая проза и др.). Также он автор пяти пьес. Все эти произведения отразили время, которое вобрала биография Михаила Васильевича, насыщенная, в том числе встречами с яркими личностями. Среди них и ровесники – первые Герои Советского Союза (сам он был шестым из них – получивших награду за спасение челюскинцев) и более молодые Герои – первые космонавты СССР (так, Ю.А. Гагарин был моложе М.В. Водопьянова на 34 года). В книгу «Юрий Гагарин – космонавт-1» вошли рассказы о воплощении мечты о небе и космосе первого космонавта.

IMG_20210408_014558_171.jpg

«Доподлинно известно, что Ю.А. Гагарин декламировал в детстве: «Я хочу, как Водопьянов Быть страны своей пилотом И летать над облаками, Управляя самолетом», – вспоминает Мария Водопьянова. – Знаю, что многие мальчики, прочитавшие его книгу «Полярный летчик» (1954 год, сборник рассказов) сами стали потом летчиками».

Сама Мария Юрьевна в настоящее время работает над книгой воспоминаний о Михаиле Васильевиче – дедушке по отцовской линии.

«Безусловно, в этой книге о полетах и подвигах говорится, но… я о нем пишу как о человеке, какой он был в семье, с детьми, внуками: об этом никто не знает… И в эту книгу я хочу вложить диск, на котором будет записан живой голос Михаила Васильевича, записи хранятся в моем архиве», – сообщила собеседница.

«Он входил огромный, красивый – это была глыба (рост – метр восемьдесят семь, широкий в кости). Был очень яркий, неординарный и очень веселый, позитивный человек! У него была интересная фраза – пожелание всем: «Живите весело!»

Встреча в Библиотечном информационно-культурном центре – первое мероприятие цикла встреч с детскими писателями в библиотеках Подмосковья.

IMG_20210408_014558_140.jpg

Место проведения презентации в центральной библиотеке Железнодорожного, как рассказала Мария Юрьевна, было выбрано не случайно. Недалеко проживает правнук Евгений с семьей, а в микрорайоне Купавна Балашихи находится дача Водопьяновых, которую купил сам Михаил Васильевич. Да и отремонтированное и переформатированное в конце 2020 года под модельную библиотеку само учреждение культуры Балашихи хотелось посмотреть…

Более 40 участников мероприятия приветствовала Наталья Песчанская – заместитель директора по методической работе издательства «Детская литература», в котором были переизданы обе детские книги Михаила Водопьянова. Они пополнили фонд библиотеки, который составляет около 25000 экземпляров.

IMG_20210407_155120_2.jpg

IMG_20210407_155148_1.jpg

МНЕНИЯ

Алла ОГУЗ, житель микрорайона Железнодорожный, журналист:

IMG_20210407_181120_3.jpg

– Такие встречи очень полезны и важны, тем более в год 60-летия первого полета человека в космос. Рада, что сегодня можно было приобрести переизданную книгу «Юрий Гагарин – космонавт-1», которая объединила два дорогих для меня имени. Так распорядилась судьба, что я родилась на улице Гагарина (имя было присвоено еще при жизни Юрия Алексеевича) в городе Ташкенте. С гордостью называла себя «девочкой с улицы Гагарина». А в 11 лет, когда переехала в подмосковный Железнодорожный, я уже знала, что в городском микрорайоне Купавна есть дача летчика по фамилии Водопьянов. Стало быть, в таком достаточно раннем возрасте в память врезалось имя Михаила Васильевича. И мне очень хочется, чтобы нынешние дети знали и равнялись именно на таких настоящих героев. Это Имена с большой буквы.

Любовь ЗАЛОМИНА, заведующая библиотекой гимназии № 11:

IMG_20210407_173543_3.jpg

– Впечатление – огромное! Мне было очень приятно узнать много нового от сына, внучки прославленного летчика, имя которого в свое время гремело не только в нашей стране, но и во всем мире. Собираясь на мероприятие, захватила из своей личной библиотеки первое издание книги рассказов Михаила Водопьянова «Штурман Фрося» и после встречи получила на ней автограф сына автора, тоже летчика, Алексея Михайловича. Успела купить книги издательств «Детская литература» для школы. Спасибо издателям, организаторам встречи, спасибо семье, которая достойно сохраняет память о М.В. Водопьянове.

Виктория ЯНШИНА

Фото Рафаила МИЛОСЕРДОВА

  • Рассказ вода с закрытыми глазами юрий коваль
  • Рассказ военные игры потешных войск петра 1 под селом кожухово краткий рассказ
  • Рассказ вниз по волшебной реке
  • Рассказ вместе мы сила
  • Рассказ во языцех 6 букв сканворд