Рассказ вместе мы сила

Вместе с героями мы попытаемся осмыслить причины одного из самых травматичных эпизодов 1930-х. и понять как работают механизмы массового

Вместе с героями мы попытаемся осмыслить причины одного из самых травматичных эпизодов 1930-х. И понять — как работают механизмы массового «расчеловечивания». Фильм станет новой серией документального цикла ТВ2 «Антропология террора», в рамках которого уже вышли фильмы «Яр. Колпашевская трагедия» и «Яма. Дорога спецпереселенцев» (лауреаты премии «Профессия — журналист» в 2019 и 2020 году).

Виктор Мучник, главный редактор ТВ2, автор цикла «Антропология террора»: «Первый раз я эту историю услышал в детстве. От няни. Родители наши много работали, бабушек-дедушек не было, поэтому мы много времени проводили с няней — Надеждой Ивановной, обычной крестьянкой из деревни, которая стояла на Оби. Она-то и рассказала про «смерть-остров». Про то, как людей туда свезли. Про то, как голодали они там. Как умирали. Как выли. И как деревенские, слышав этот вой, пытались на лодках хлеб туда забросить, а по лодкам стреляли. Слово «Назино» няня не называла, но рассказ этот я запомнил с детства… Когда-то мне казалось, что все эти истории остались в прошлом. Которое надо знать, но все-таки — это прошлое. А сейчас я понимаю, что все эти истории — о людском бесправии и о государственном насилии — они про самое что ни на есть настоящее. И поэтому эти истории надо рассказывать. Чтобы из этого когда-нибудь выбраться».

Рассказ вместе мы сила

Про что кино: В основу фильма лягут события 1933 года. Тогда в ходе весенней кампании по очистке больших городов от «деклассированных и социально вредных элементов» на север Томской области было выслано около 6000 человек. Людей без еды и инструментов высадили на остров посреди Оби близ села Назино. От болезней и голода люди стали массово умирать. Были зафиксированы десятки случаев каннибализма. Меньше чем за три месяца на «смерть-острове» из прибывшего этапа в живых осталось около 2000 человек.

Денис Бевз, режиссер-документалист, автор фильмов «Яр» и «Яма»: «Мы, группа документалистов из города Томска, уже несколько лет работаем над циклом «Антропология террора». В рамках этого цикла мы сняли два фильма — один про Колпашевский яр, а другой про трагедию спецпереселенцев. Сейчас мы бы хотели приступить к съемкам третьего фильма. Он расскажет о самой громкой и самой, наверное, вопиющей трагедии — Назинской. В этой истории очень много белых пятен. К примеру, почему весной на неподготовленный остров было высажено так много людей?.. Другой момент. Вся эта история могла остаться безызвестной, если бы рядовой инструктор обкома не поднял волну… То есть, работал какой-то очень сложный и непонятный нам механизм, исследовать который мы бы хотели в нашем фильме».

Рассказ вместе мы сила

Факт: Трагедия в Назино не была единственной. Но именно о ней стало известно благодаря письму инструктора окружного комитета партии Василия Величко на имя Сталина. Письмо вызвало резонанс. Комиссия Сиблага, приехавшая на остров осенью, изложенные в письме факты (в том числе, и необоснованной депортации совершенно случайных людей), подтвердила. Были проведены расследования, случились судебные процессы. Судили комендантов, судили каннибалов.

Лариса Муравьева, журналист ТВ2, соавтор фильмов «Яр» и «Яма»: «Это история о том, что один человек может повлиять на работу целой системы. А значит, эта история — не только про страх и бессмысленную жестокость. Но и про надежду».

Действующие лица: Героями фильма готовы стать потомки участников и свидетелей тех событий. Один из них — екатеринбуржец Михаил Борисов. Два года назад он узнал, что его дед-парикмахер, был выслан из Москвы в Сибирь в ходе кампании по паспортизации весной 1933 года. Последнее письмо от деда было отправлено из Томской пересыльной тюрьмы в апреле. Он просил прислать ему инструмент для заработка — проституткам из того же этапа требовались услуги парикмахера. Вскоре этот этап отправили в Назино. Михаил Борисов планирует летом 2022 года добраться до смерть-острова, чтобы посетить несуществующую могилу деда. Также героями фильма станут историки, писатели, исследователи.

Александр Сакалов, видеооператор ТВ2: «Моя задача успеть максимально все зафиксировать. Записать свидетелей тех событий. Поверьте, их осталось мало. И у нас очень мало времени. Если мы все вместе, с вашей помощью, не сможем эту историю сохранить, то она просто исчезнет».

Для кого кино: Для родственников репрессированных и людей с активной гражданской позицией. Для тех, кому не нравится перспектива «Можем повторить».

Рассказ вместе мы сила

Почему ТВ2: Два первых фильма из цикла «Антропология террора» — «Яр. Колпашевская трагедия» и «Яма. Дорога спецпереселенцев» — стали лауреатами престижной премии «Профессия — журналист» в 2019 и 2020 году.

Что нужно: Создание документального фильма — процесс дорогостоящий: транспортные и командировочные расходы, аренда техники, реконструкция исторических событий при помощи песочной или угольной анимации… Без вашей помощи, друзья, этот проект, скорее всего не состоится — во всяком случае, в ближайшее время. Поэтому мы открываем сбор средств на создание фильма. И будем благодарны, если вы примете в нем участие — посильным взносом и/или распространением этого поста. От вашей активности зависит и то, какой продукт получится на выходе.

Программа-минимум: Сумма в размере 200 тысяч рублей позволит нашей съемочной группе присоединиться к экспедиции Михаила Борисова на Назинский остров летом 2022 года. Видеодневник этой экспедиции будет размещен как самодостаточный контент на ютуб-канале ТВ2, а также на сайте ТВ2 — вместе с лонгридом. При благоприятном стечении финансовых обстоятельств этот материал позже станет фрагментом полнометражного фильма «Остров».

Программа-максимум: Сумма размере 400 тысяч позволит снять фильм «Остров» полностью.

Сроки: Добраться до Назинского острова можно лишь летом — во время большой воды он затоплен. Поэтому экспедицию к семейному месту памяти герои из Екатеринбурга запланировали на июнь-июль. Видеодневник экспедиции будет готов к октябрю. В случае полнометражного фильма, другие герои фильма — историки, исследователи, родственники жертв и очевидцев трагедии будут отсняты заранее. Экспедиция на остров станет последним этапом съемок. Но по причине большего объема работ (в том числе, создания анимационных и графических вставок) фильм потребует больших временных затрат и будет завершен к ноябрю 2022.

Вознаграждения: Поддерживая наш проект, вы делаете важное дело. Вместе с нами вы помогаете людям найти ответы на сложные вопросы о прошлом. И о том, как оно определяет настоящее. Мы благодарны вам за это. И хотим отметить вашу причастность в фильме. Каждый, кто поддержит наш проект на сумму в 1000 и более рублей, сможет найти свое имя в титрах; на сумму от 1500 рублей — получит фирменную открытку-магнит ТВ2 с благодарностью; на сумму от 3000 рублей — получит керамическую кружку с символикой ТВ2 + открытку-магнит; на сумму от 5000 рублей — получит алюминиевую кружку для спорта с символикой ТВ2 + открытку-магнит. Отдельная опция для любой суммы: спасибо, мне ничего не надо, я поддерживаю вас просто так!

Обязательно укажите актуальный адрес электронной почты, если хотите получить один из бонусов. Мы свяжемся, чтобы уточнить детали.

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 имени дважды героя Советского Союза Г.М. Гречко г. Санкт-Петербурга

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» представлена в виде игрового пособия для учащихся по музыке о великих русских композиторах эпохи Александра III.

Подробнее о работе:

Материалами к проекту по музыке «Сила императорская, мощь композиторская» стала информация из биографии известных композиторов, которые жили и творили в императорской России. В работе предложены справочные сведения о жизни и творчестве талантливых людей, оставивших заметный след в истории и развитии отечественной музыки.

В рамках самостоятельной работы ученица 9 класса собрала нужную информацию, которую использовала для создания брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления Александра III. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1.  Сила императорская, мощь композиторская.
1.1 Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III.
Заключение
Литература

Введение

Данный проект по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся 9 класса, увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Творчество композиторов рассматривается в единстве времени правления императора Александра III. Многие моменты их жизни и творчества, дружба, личностное отношение друг к другу, оценка творчества и деятельности повлияли на взаимоотношения императора и великих композиторов.

Форма творческой работы представлена в виде брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления   императора.

В конце работы учащимся предлагается ответить на вопросы, предполагающие знания, связанные с творчеством великих русских композиторов.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задание – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию.

Является национальным достоянием. Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру.
  6. Подготовить презентацию проекта.

Этапы работы:

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры.

Сила императорская, мощь композиторская

Наш рассказ состоит из историй о четверых представителях конца 19 века, живших в одной стране, любивших свою страну, выполнявших свой долг, несущих свою миссию через жизнь, полную событий, решений, сочинений.

композиторы при царе

Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III

Странного в этом нет ничего, потому что имена великих композиторов связаны с жизнью русского императора.  Постараемся доказать, что сила императорская и мощь композиторская есть гармония того, что называют связью душ, идей, мыслей, вдохновения.

Найдем то, что связывало этих людей, представителей разных сословий, разного образа жизни, взглядов, устремлений.

Эта связь проявилась, прежде всего, в их отношении к музыке.

В чем же связь музыкантов-композиторов и русского самодержца, императора?

Александр III – какой ОН?

Начнем разбираться — проведем небольшое расследование во времени и путях связи представителей одного поколения. Займемся для начала вопросом исторического характера: что отличало этого императора от других представителей династии Романовых.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, потому что был единственным монархом из династии Романовых, который не вел войн. Его имя связывают с небывалым экономическим развитием страны.

Однако редко вспоминают, что этому государю Россия во многом обязана расцветом своей музыкальной культуры.

Царь-гигант, играющий на огромной трубе (геликоне) в военном оркестре. Восторженно слушающий произведения Петра Ильича Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Действительно по-настоящему влюбленный и чувствующий

музыку. Правитель, который очень много сделал для развития национального музыкального искусства.

В отличие от своего отца, императора Александра II, предпочитающего итальянскую оперу, герой нашего первого рассказа был прекрасным знатоком и тонким ценителем именно русской музыки. Любил русскую оперу, любил все русское! Да и говорил он со своими подданными только на русском языке (в отличие от отца, говорившего по-французски). Он – меломан, благотворитель. Его увлечение музыкой подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлится затем в течение всего царствования Николая II.

Александр III любил и церковную музыку. В годы его правления императорская певческая капелла расцвела и превратилась в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Известно, что по просьбе императора, Петр Ильич Чайковский писал духовные музыкальные сочинения.

Любил Александр и народную песню. Ему очень нравилось использование в произведениях русских композиторов народной песни. Неслыханно, но именно император поддержал экспедицию Русского географического обществапо собиранию музыкальных мотивов русских песен. Была учреждена «Песенная комиссия».

При императоре Александре III был восстановлен величественный Тифлисский оперный театр. Да и сама театральная реформа дала толчок для развития и расцвета русской национальной оперы. По желанию императора казна не жалела средств на постановку новых русских опер. По всей стране открывались частные оперы.

Особое место в жизни императора занимал организованный им духовой оркестр.

По примеру «царского» оркестра стали возникать по всей стране оркестры (причем не только духовые) в военных корпусах, на фабриках, заводах, гимназиях, университетах.

К исполнительскому искусству появился интерес в самых разных сословиях россиян.

Под покровительством Александра появилась Бесплатная музыкальная школа. Здесь готовили не только музыкантов-профессионалов, но и   публику, для которой творило новое поколение русских композиторов.

В российских городах Киеве, Харькове, Казани, Омске, Одессе, Саратове, Риге появились бесплатные музыкальные школы.

Наш второй, третий и четвертый герои – это Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. – великие имена великих русских композиторов.

Что между ними общего, что их связывало, отчего их связь была столь ощутима?  Почему эту связь мы назвали гармонией силы и мощи?

Продолжим наше расследование

Все четверо принадлежали к одному поколению. Отношение к занятиям музыкой было практически одинаковым. В начале жизненного пути не было и мысли превратить музыку в свою профессию.  Все четверо учились музыке у домашних учителей, а потом музицировали для собственного удовольствия. Сколько общего! А было ли то, что их отличало? Их происхождение. Император – наследник династии Романовых. Римский-Корсаков и Чайковский – дворянские дети и лишь Бородин – крепостной незаконнорожденный княжеский сын.

Вот и все факты расследования

Композитор и ученый входил в самостоятельную жизнь.   А дальше — каждый пришел в мир музыки, выбрав свой путь. У каждого своя судьба, служба, семья, мир, полный забот, начинаний, творчества.

Продолжим рассказ. Наш путь в дом грузинского поручика князя Луки Степановича Гедианова.

Именно в его доме родился Александр Порфирьевич Бородин, вольноотпущенный дворовый человек. Ни происхождение, ни среда, ни личности родителей –  ничто не предвещало славного музыкального будущего Саши Бородина. Его детство и отрочество были вполне благополучными. Освоив гимназическую программу, немецкий, французский, он серьезно занимался музыкой. Одаренность проявлялась во всем, но больше всего он увлекался химией.

Годы занятий, обучения. Защита диссертации – степень доктора медицины. Возвращение в Россию работа в Медико-хирургической академии. Активная научная деятельность не помешала страсти Бородина – сочинение музыки. Встреча с Милием Алексеевичем Балакиревым привела его в ряды членов «Могучей кучки».

Настоящая слава пришла к нему после смерти, с постановкой его главного произведения – оперы «Князь Игорь» Друзьяобратились к Александру III – ему был послан подарок – партитура, «Князя Игоря», а вместе с ней письмо, излагающее два вопроса. Первый – патриотический: опера создана на основе величайшего памятникадревнерусской литературы «Слово о полку Игореве», второй – международного престижа: фрагменты оперы уже исполнялись за границей и имели большой успех.

Александр III не просто дал разрешение на постановку оперы на сцене императорского театра, но и распорядился не жалеть денег на постановку «Князя Игоря». Постановка получилась грандиозной. На сцену выходило до двухсот артистов!Премьера в Мариинском театре стала громадным событием в культурной жизни российской столицы. Образцы оружия, украшений, костюмов были отправлены из Средней Азии и копировались петербургскими художниками. Декорации писались по мотивам среднеазиатских картин живописца Верещагина, которые высоко ценились императором.  

Обращаясь к петербуржцам, Александр писал:» Князь Игорь» принадлежит к числу тех созданий искусства, которые приносят великую честь нашему Отечеству».

Наша история подошла к описанию жизни и творчества музыканта, который не сразу осознал себя композитором.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, меня пленяла мысль быть моряком».  Дворяне Римские-Корсаковы из поколения в поколение служили во флоте, и Николай Андреевич не сразу решился прервать эту традицию и посвятить всю свою жизнь музыке. Род Корсаковых насчитывал 18 морских офицеров. Маленький Николай рос в родительском доме в провинциальном Тихвине. Образование, как и у всех дворянских детей – домашнее. Учили игре на Фортепиано, пению. Особенно нравились церковные песнопения в исполнении хора Тихвинского монастыря. А романсы и народные песни в исполнении матери приводили в восторг. Позже – Петербург. Морской-кадетский корпус.

Новая обстановка, учеба. Но все это мало интересовало будущего композитора. Музыкальная жизнь столицы открыла мир музыки. Опера – вот что покоряло молодого курсанта, вот чем он восторгался, бесконечно пересказывая сюжеты услышанных опер, вот о чем грезил. «Я страстно любил музыку и играл в нее». Но предстояло сделать выбор. Окончив учебу с отличием, молодой офицер зачислен в команду клипера «Алмаз».  Путь – к берегам Северной Америки. Три года странствий, три года сочинительства музыки. Возвращение в Петербург было связано с окончательным решением – дело его жизни — музыка.

Дальше – годы творчества, содружество друзей –композиторов «Могучая кучка». В царствование Александра III Римский-Корсаков считался главным петербургским композитором, хотя император относился к кучкистам прохладно. При этом Римский-Корсаков состоял на государственной службе. Композитор лично присутствовал на коронации императора в Москве. Царствование Александра III в жизни композитора связано с большими переменами в его профессиональной деятельности – директор петербургской консерватории, помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

Он управляет творческим сообществом музыкантов, организованным его учеником, меценатом Беляевым. Он дирижер «Русских симфонических концертов в зале Дворянского собрания в столице. Он участник знаменитых концертах во время Всемирной выставки в Париже.  Он – автор пятнадцати опер после обращения к императору, с его Высочайшего позволения, к постановке на императорской Мариинской сцене бала допущена опера «Ночь перед рождеством».  В наши дни Мариинский театр называют «Домом Римского-Корсакова».

Около полусотни опер было поставлено на его сцене. 

И наконец рассказ последний – о любимом композиторе императора. Имя его Петр Ильич Чайковский. Он пользовался особым расположением Александра III, и это самым благотворным образом отразилось на его творческой биографии. Чайковский не только был благодарен государю, но и высоко его ценил как правителя. Император с нетерпением каждый раз ждал новых произведений Чайковского. Именно он заказал ему коронационный марш. Увертюра «1812 год» была высоко оценена им. После ее исполнения государь назначил композитору пожизненную пенсию.

В восторге Чайковский написал:» Нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической». Вместе с императрицей, Марией Федоровной, Александр III посещал все оперы и балеты Чайковского. Для написания оперы «Евгений Онегин» император выделил материальную помощь. «Милый брат, опера и балет имели вчера огромный успех, особенно опера всем очень понравилась.

Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна. Глаза устают от роскоши». Где только не гастролировал композитор – Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия. Он – член-корреспондент парижской Академии изящных искусств, почетный доктор музыки кембриджского университета.

На царствование Александра III пришел последний и весьма плодотворный этап творчества Чайковского – это и опера «Пиковая дама» и балеты «Спящая асавица» «Щелкунчик». В мемуарах графа Шереметева есть такая запись: «… В этот день оркестр играл особенно хорошо. Государь попросил исполнить что-нибудь из Чайковского. Он был очарован музыкой, даже попросил исполнить произведение еще раз.

Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству». На следующий день стало известно, что в то время, когда в Гатчине император слушал музыку Чайковского, в Петербурге тот умирал. Позже император скажет: «Казалось. мы слушали его лебединую песню». Когда Чайковский лежал уже на смертном оре, Александр III посетил его. По приказу императора композитора отпевали в Казанском соборе в сопровождении хора певчих собора и хора Императорской русской оперы.

Вот собственно и все, что надо было сказать о связи великих российских музыкантах-композиторах и императоре Всероссийском. Эта связь, безусловно, подтверждает наше убеждение в том, что великая миссия служения его Величеству музыки была частью жизни российских композиторов и миропомазанника – императора Александра III. Гармония силы в лице государя и мощь композиторская возвысили значение Музыки 19 века, приведя ее на музыкальный Олимп века 21!

Литература

  1. Асафьев Б. В. «Гений музыки Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество». Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова.
  2. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
  3. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. (Там же: Воспоминания о Петербургской консерватории в 1905 году Ю. Л. Вейсберг и А. Н. Дроздова.)
  4. Дианин. A. П.  А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, выпуск. 4, 1888.
  5. Дианин С.А. “Бородин Жизнеописание, материалы и документы. «Государственное музыкальное издательство», 1960г.
  6. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., переработка — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  8. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории Императорской России. М., 2000.
  9. Чайковского М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Том 3»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Рассказ владимира набокова написанный и опубликованный в 1936 году произведение на французском языке
  • Рассказ виталия бианки музыкант
  • Рассказ вкус победы абрамова
  • Рассказ витя малеев в школе и дома краткое содержание
  • Рассказ винокура про русский мат