Рассказ вишневый сад чехов читать

Особенности персонажаепиходов стремится быть образованным и культурным человеком. он читает разные книги, называя их замечательными. чтение не делает мужчину грамотным.

Особенности персонажа

Епиходов стремится быть образованным и культурным человеком. Он читает разные книги, называя их замечательными. Чтение не делает мужчину грамотным. Он изъясняется с трудом, использует множество слов, путающих фразы. Чаще это вводные слова, не несущие смысла:

  • конечно;
  • с точки зрения;
  • извините за откровенность;
  • если взглянуть;
  • позволю выразиться.

Классик говорит, что Семен умеет играть на гитаре, значит, есть у персонажа музыкальные способности. Интересен выбор песен. Они о равнодушии: «Что мне до …света, что мне друзья и враги…». Грустные мотивы Семен напевает во время ходьбы, как бы в суете.

Даже во внешность классик постарался внести нечто особенное: скрипучие сапоги. Скрип раздражает окружающих. Новые сапоги ярко начищены, их не только слышно, но и видно.

Автор показывает, как культура и книги могут пройти мимо человека, не способного их понять. Ситуация абсурдна: читать, но не понимать сути. Семен Пантелеевич может противостоять обстоятельствам, а он подводит под выдуманную философию. Обречен на вырубку вишневый сад, обречен на вечные неудачи Епиходов.

Имел прозвище 22 несчастья. Чехов. «Вишневый сад». Продолжение

Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:

О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.

Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.

Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.

Характер героя

Конторщик, как и большинство героев пьесы, комичен. Он роняет цветы, предметы падают от его прикосновения: стул, ваза. Нелепые происшествия сопровождают Епиходова. Он жалуется на свою судьбу, считает себя несчастным. Мужчина завидует практически всем окружающим. Удивительно то, что молодой человек испытывает зависть к Фирсу, старому больному лакею.

Епиходов не пытается измениться. Он выбрал философию ученого Бокля. Сделал ее смыслом своей жизни. Конторщик находит оправдания несчастьям в воле судьбы. Зачем что-то предпринимать, если ничего изменить нельзя. Семен и вишневый сад – одинаковая судьба. Но с одной стороны, это человек, живой и имеющий возможности и права, с другой, бездушные деревья, не способные на самозащиту.

Характеристика Епиходова

Конторщик, который «обижен судьбой» – вот основная характеристика Епиходова в пьесе «Вишневый сад» Чехова. Чаще всего в произведении его определяют как неловкого, неудачливого человека, «двадцать два несчастья». Уже в первом своем появлении он проявляет эту пресловутую неуклюжесть: «Входит Епиходов с букетом; … войдя, он роняет букет».

При этом Епиходов считает себя «развитым» человеком, который читает «разные замечательные книги». Но выражение своих мыслей по-прежнему дается ему с трудом. Это подмечает даже горничная Дуняша: «…иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь». Разгадка проста – стремясь выражаться «по-книжному», Епиходов строит свои высказывания из «умных» вводных слов: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства».

Образ Епиходова в пьесе «Вишневый сад» комичен. Но комичность заключается не в том, что с Епиходовом все время происходят нелепые происшествия. Основная беда героя в том, что он беспрестанно жалуется на судьбу, искренне полагая себя неудачником и жертвой. Так, он завидует даже Фирсу, несмотря на то, что ему «пора к праотцам». Он смирился с порядком вещей, подведя под это философию Бокля о предопределении жизни. И что-либо в очередной раз разбивая, он вздыхает: «Ну вот, конечно», оправдывая самого себя. Получается, что Епиходов в «Вишневом саде», как и все прочие персонажи, ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь. Так в пьесе еще раз, с помощью гротеска и символизма, подчеркивается главная сюжетная линия.

Характеристика Фирса

Характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» Чехова вовсе не так однозначна, как может показаться. По трёхчастной схеме он, несомненно, относится к героям «прошлого», как по возрасту (Фирс самый старший среди действующих лиц, ему восемьдесят семь лет), так и по своим взглядам и мировоззрению — он убеждённый сторонник крепостного права, и эта ситуация на самом деле не столь парадоксальна, как кажется с первого взгляда. Крепостное право с его тесной связью мужика и барина для Фирса воплощает идеальную стройную систему устройства общества, скреплённую взаимными обязательствами и ответственностью. Фирс видит в ней воплощение надёжности и стабильности. Поэтому отмена крепостного права и становится для него «несчастьем»: разрушается всё то, что скрепляло «его» мир, делало его стройным и целостным, а сам Фирс, выпав из этой системы, становится в новом мире «лишним» элементом, живым анахронизмом. «…всё враздробь, не поймёшь ничего» — такими словами описывает он ощущаемый им хаос и бессмысленность происходящего вокруг.

С этим тесно связана также и своеобразная роль Фирса в «Вишневом саде» — одновременно «духа усадьбы», хранителя никем давно не соблюдаемых традиций, хозяйственника-распорядителя и «няньки» для так и не выросших «барских детей» — Раневской и Гаева. Хозяйственность и «взрослость» подчёркиваются самой речью старого слуги: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» — говорит он с полным осознанием важности своего места в доме. «Опять не те брючки надели» — обращается он к пятидесятилетнему «ребёнку» Гаеву. При всей своей далёкости от реальной жизни с давным-давно изменившимися культурными и социальными обстоятельствами, Фирс, тем не менее, производит впечатление одного из немногих героев в пьесе, способных рационально мыслить.

Герои-слуги в системе образов пьесы «Вишневый сад», помимо своих собственных характерных функций, являются также «зеркалами» хозяев. Однако Фирс в данном случае, скорее, «антизеркало»: если в образе Дуняши можно увидеть косвенную параллель с Раневской, а Яши — отражение дворянства в целом как класса, то в образе Фирса в пьесе «Вишневый сад» автор подчёркивает те черты, которыми как раз обделены Гаев и Раневская: основательность, хозяйственность, эмоциональная «взрослость». Фирс выступает в пьесе олицетворением этих качеств, в разной степени недостающих практически всем героям.

Каждый в пьесе так или иначе связан с главным объектом, вокруг которого разворачивается конфликт, — с вишневым садом. Что же для Фирса вишневый сад? Для него это такой же воображаемый хронотоп, как и для всех прочих, но для старика-слуги он олицетворяет «старую» жизнь, «старые порядки» — синонимы стабильности, упорядоченности, «правильно» функционирующего мира. Как неотъемлемая часть этого мира, Фирс в своей памяти продолжает жить там; с разрушением прежней системы, гибелью старого порядка умирает и он сам — «дух усадьбы» погибает вместе с нею самой.

Образ преданного слуги в пьесе «Вишневый сад» отличается от подобных в других произведениях русской классики. Схожие персонажи мы можем видеть, к примеру, у Пушкина — это Савельич, бесхитростный, до добрый и преданный «дядька», или у Некрасова — Ипат, «холоп чувствительный». Однако герой пьесы Чехова более символичен и многогранен, поэтому не может быть охарактеризован исключительно как довольный своим положением «холоп». В пьесе он — символ времени, хранитель уходящей эпохи со всеми её недостатками, но также и добродетелями. Как «дух усадьбы» он занимает в произведении очень важное место, которое не следует недооценивать.

На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, «недотепой ». Что же такое «недотепство», в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к жизни, безволие, лень, непоследовательность. Есть ли все это у Раневской и Гаева? Бесспорно, есть. Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна. Любовь к родине, к дому, к саду (что для нее как-то сливается в одно очень сильное чувство) — это умиленное созерцание, вздохи, ахи. Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад. Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.

А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев — «истинный аристократ ». Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось (а может, и не было) ничего привлекательного. Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний. Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение. Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его «философские» рассуждения по любому поводу (например, перед шкафом) — разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться — разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса— разве это не самое яркое «недотепство»? А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша — это пародии на хозяев, это целая «галерея» карикатур. Яша — это типичный «холуй и хам», это пародия на пародию. Его «ум», «образованность», «занятость» проявляются на каждом шагу. Родную мать называет «необразованной женщиной», себя же считает достойным жить только в Париже.

Вот Епиходов — самый яркий «недотепа», с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс — старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам. Он отражает аристократические замашки Гаева. Если Гаев — это Аристократ с большой буквы, то Фирс — это Слуга с большой буквы. Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет. Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. «Жизньто прошла, словно и не жил… Эх-ты… недотепа!..» — говорит он о себе.

Вот так же точно прошла жизнь у всех «недотеп»: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее — Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами. И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлови ч Чехов.

В центре произведения — образ вишневого сада, который олицетворяет собой Россию. На протяжении всей пьесы решается вопрос: смогут ли Раневская и Гаев (как представители аристократической культуры) сохранить этот прекрасный сад или же он перейдет в руки дельца Лопахина и будет перекроен по его проекту?

Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который за долги выставлен на продажу. Во время всего действия пьесы они постоянно и говорят о том, что нужно спасти вишневый сад. Однако на деле ничего не происходит. Эти герои просто неспособны изменить порядок вещей, потому что не понимают современной жизни, боятся ее и всеми силами цепляются за свое прошлое.

Мы видим, что Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она ведь привыкла вести роскошный образ жизни, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Но она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен.

Брат Раневской, Гаев, считает себя либералом и говорит, что пострадал за свои убеждения. Этот герой очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, он «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «Кого?», «От шара направо в угол».

Гаев — идеалист и романтик, совершенно неприспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада: вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст денег? Но он ничего не сделал, чтобы действительно спасти свое имение. Мы понимаем, что Гаев на это не способен — у него нет ни силы воли, ни хватки, чтобы сохранить свою «родину».

Помочь Раневской спасти вишневый сад пытается Лопахин — богатый купец, многим обязанный Любови Андреевне. Он предлагает ей разбить сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но для этого нужно вырубить все деревья! Для Лопахина это — в порядке вещей, он не испытывает по поводу вишневого сада никаких ностальгических чувств, это не его прошлое. Ермолай Алексеевич лишь замечает, что сад «большой».

В конце концов, видя, что Раневская не хочет спасать свое имение, Лопахин покупает его. Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

Как относятся к саду молодые люди, живущие в имении, — дочь Раневской Аня, студент Петя Трофимов? Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями — преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Для нее продажа сада, скорее, ожидаемое явление. Но, по большому счету, мне кажется, что Ане это безразлично.

Петя Трофимов ратует за то, чтобы вишневый сад перестал быть во владении Раневской. Этот герой ругает все то, что тормозит развитие России, включая и вишневый сад. Трофимов называет это «грязью, пошлостью, азиатчиной», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает.

Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество!..

Таким образом, название пьесы Чехова глубоко символично. Вишневый сад — это Россия, находящаяся на перепутье: времени, мироустройства, взглядов. Каждый из героев пьесы тем или иным образом выражает свое отношение к саду — то есть к России и ко времени, в которое ему выпало жить.

В поэме «Двенадцать» А Блок пытается показать все грани революции, ее влияние на разных представителей общества. Для этого в систему образов вводится колоритный образ Катьки. Тем самым автор намекает, что революция вторгается в жизнь каждого не щадит никого, даже женщин. Нельзя не заметить тот факт, что на момент написания поэмы тема женщины в творчестве А. Блока эволюционировала. «Возлюбленная» в его поздней лирике приземленная, иногда даже падшая. В «Двенадцать» образ Катьки создается в этом же духе.

Катька – возлюбленная одного из красногвардейцев, которая не стыдится изменять парню у всех на глазах. Петруха застает девушку в объятьях другого и это приводит его в ярость. Он, не раздумывая, стреляет в сторону парочки. Исследователи до сих пор спорят, кого хотел убить Петруха – Ваньку или Катьку. По Ваньке он промазал, а вот девушку его пуля обрекла на смерть.

Автор не осуждает и не оправдывает поступок Петрухи, а вот Катьке дает красноречивую характеристику: «Лежи ты, падаль, на снегу!». Таким образом, он прямо говорит о том, что перед читателем падшая женщина.

Перед тем как описать смерть героини, автор собирает ее образ из деталей в 4-м и 5-м стихах. Портрет получается неоднозначный: толстоморденькая, имеет жемчужные зубки, хорошенькие ножки, ходит в кружевном белье. А. Блок акцентирует внимание на том, что на шее и под грудью от девушки шрамы, царапины, но он не уточняет, откуда они взялись. Зато автор не утаивает, что Катька, пользуясь своей смазливостью, была не прочь «поблудить» с офицерами.

Поэт говорит о том, что из-за этой падшей женщины умирали мужчины. Он обращается к героине: «Помнишь, Катя, офицера – не ушел он от ножа». Тем не менее, сама женщина делает вид, что не помнит об этой трагедии. Автор умалчивает, кто убил офицера – Катька или ее тот, кто ее приревновал.

Постепенно от внешности женщины автор переходит к рассказу о мотивах ее поведения. Отдаваясь мужчинам, она зарабатывала себе на шикарную жизнь, ведь некогда «гетры серые носила, шоколад Миньон жрала». Но вскоре Катька из рук офицеров «перешла» в руки «солдатья», над чем подсмеивается автор. Он открыто высмеивает героиню, говоря о том, что согрешение для нее – путь к облегчению души.

На первый взгляд, кажется, что образ негативный и автор относится к этой женщине соответственно. Но стоит учитывать и то, что героиня попадает в условия хаоса и беззакония революции. При таких обстоятельствах она становится беззащитной. Каждый может обидеть представительницу слабого пола, зная, что наказания за это не понесет. И, возможно, ее шрамы – свидетели попыток защититься от грубых приставаний «солдатни». Может быть, после того, как защититься не удалось, девушка просто отдалась судьбе, только потому, что пыталась выжить любой ценой, найти защиту за широкой мужской спиной. Увы, этого не получилось, ведь в хаосе никто не слышит крика о помощи.

Епиходов и другие персонажи

Все персонажи пьесы высказали свое отношение к неудачнику. Мнение о Епиходове разностороннее. Такое отношение подтверждает гениальность автора. Он отдельными штрихами создает многоликий образ типичного для общества человека:

  • Лопахин считает его никчемным, лишним, мешающим.
  • Шарлотта боится за ум и безумие.
  • Яков смеется над несчастьями конторщика, видит в нем глупого и пустого человека.
  • Дуняша выделила в нем смирение.
  • Варя переживает за хозяйство: Семен то ломает кий, то бродит по гостиной. Она выгоняет его, боясь неуклюжих выходок.

Конторщик должен заниматься делами имения, но он ленив и не практичен. Для чего Раневской Епиходов непонятно для Вари, от него нет толку, только убытки. В завершении пьесы, когда у сада появляется новый хозяин, Семену находится новое место. Его оставляют управлять двором. Что увидел в нем предприимчивый Лопахин? Дешевую рабочую силу, проворного исполнителя или безответного сторожа?

Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Известно, что кроме коротких рассказов, А. Чехов писал драмы. И в этом жанре он выступал новатором. Главным новшеством его лучшей пьесы “Вишневый сад” является ее тональность, которая содержит в себе и комедийные, фарсовые элементы, и лирико-драматические. Все эти элементы тесно и неразрывно связаны между собой. В пьесе смешное и грустное, комедийное и трагическое как бы слиты в единое целое. Поэтому “Вишневый сад” можно по праву назвать комедией, лирической, высокой.

В пьесе важную роль играют комические образы. Среди них можно назвать Гаева, Епиходова, Симеона-Пищика, Шарлотту. О них далее и пойдет речь.

Гаев Леонид Андреевич – брат помещицы Раневской, владелицы вишневого сада. Главная особенность его натуры – это умение жить за чужой счет, и главное, не задумываясь. Ему 51 год, но он все еще напоминает Митрофанушку из “Недоросля” Фонвизина. Он такой же беспомощный ребенок, не умеющий без Фирса ни одеться, ни раздеться. Единственный его интерес – это игра в бильярд. Гаев постоянно пустословит, и поэтому близкие ему люди неизменно останавливают его. Они напоминают Гаеву, что он должен молчать, чтобы не срамиться. И тот всегда с жалким видом покоряется. Но все-таки Гаев не может молчать, как не может отвыкнуть сосать леденцы, как не в состоянии не оживиться в любой ситуации при стуке бильярдных шаров. Интересен эпизод, когда Гаев, вернувшийся с торгов, плачет, утирает слезы и восклицает: “Сколько я выстрадал!” Но только он услышал знакомые ему звуки, доносящиеся из бильярдной, и то, как Яша произнес “семь и восемнадцать”, у него резко изменилось выражение – и он уже не плачет.

Гаев очень любил с чувством говорить о своих “высоких” идеях, и в то же время эта болтовня нужна была ему, чтобы скрыть свою никчемность. Можно хотя бы вспомнить его обращение к шкафу: “Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания”. В лице Гаева Чехов высмеивает представителей русского либерализма. И в речи, обращенной к шкафу, автор лаконично выразил их кредо. Здесь можно найти и веру в “светлое будущее” болтунов и бездельников, и призывы к “плодотворной работе”, и ставшую уже штампом фразу “идеалы добра и общественного самосознания”, без которой не обходилась ни одна либеральная статья.

Конторщик Епиходов “обижен судьбой”, и для него это настоящая драма, но мы смеемся, видя его несчастья. Фирс часто произносит слово “недотепа”что значит неуклюжий, незадачливый, недалекий. Такими определениями мы со всей уверенностью можем охарактеризовать Епиходова. Его прозвали “Двадцать два несчастья”, и, действительно, на каждом шагу с ним случаются нелепые, смешные неприятности. Однако суть дела не в череде этих забавных происшествий. Комическая сущность Епиходова в том, что он, жалуясь на свою судьбу-злодейку, искренне считает себя ее жертвой. Но, на самом деле, Епиходов просто недотепа. Он даже не пытается изменить как-то ситуацию, он полностью свыкся, смирился с тем, что с ним происходит. Вот Епиходов несет свой чемодан и при этом, как всегда, сетует на свою судьбу. Он даже Фирсу завидует, которому “пора к праотцам”. Витая мыслями непонятно где и даже не удосужившись посмотреть перед собой, кладет чемодан на коробку со шляпой. Ну кто же, как не он сам виноват в том, что коробка раздавлена? Епиходов думает по-другому. “Ну, вот, конечно. Так я и знал,” – говорит он, по-прежнему считая себя жертвой злосчастной судьбы. Таким образом, гротескный образ безграмотного конторщика приобретает в пьесе символическое значение.

Сочетание фарсовых и драматических элементов заметно также в образе Шарлотты. Все ее фокусы, чревовещание, странное поведение смешны и сами по себе. Но, прежде всего, они являются маской, не столько скрывающей, сколько подчеркивающей ее глубокое одиночество.

Образ помещика Симеонова-Пищика также не лишен комичности. Он весь поглощен поиском денег для уплаты процентов. “Если бы энергия, которую [он] в течение всей. жизни затратил на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю,” – верно говорит о нем Трофимов.

В пьесе “Вишневый сад” содержится большое количество комических ситуаций. Но сцены, похожие порой на буфоннаду, как и образы, зачастую слиты с драматической темой. Так написана, например, сцена появления победившего на торгах Лопахина. Все ждут известий из города. Варя, возможно, ждет их с особенным беспокойством, понимая, что на торгах решается ее судьба. А тут докучает и даже огрызается Епиходов. Варя прогоняет его, а когда ей кажется, что он опять возвращается, она берет палку и замахивается. Но не на Епиходова, а на только что прибывшего Лопахина. Пока он и Варя полушутя объясняются на эту тему, создается контрастная по своему эмоциональному строю пауза, которая подготавливает последующую драматическую сцену – рассказ о торгах.

Одной из главных забот Чехова было исключить толкование его пьес как гнетущих драм русской жизни. Отсюда идет его установка на комедию, причем комедийное начало понимается им как синоним бодрого, оптимистического тона, который подсказывался общественной обстановкой в стране. Пьеса “Вишневый сад” выразила это настроение наиболее полно и ярко.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Дуня и конторщик

Горничная Дуняша среди двух «образованных» мужчин выбирает лакея Якова. Умные фразы Епиходова остаются для нее непонятными: «…ничего не поймешь…». Дуня планирует выйти замуж за конторщика, но появление Якова меняют девушку. Она начинает избегать его. Епиходов пытается образумить Дуняшу: «Вы дали слово…». Он влюблен безумно. Увидеть в пьесе безумную любовь сложно. Так ее расценивает красавица. Что в его безумии: цветы, частые приходы в имение, желание видеться? Искренних чувств, действий нет, только намеки.

Конторщик не глуп. Он видит, что девушка стала относиться к нему по-другому. Он сравнивает себя с насекомым. Здесь появляется трагизм образа. Мужчина правильно подбирает для себя эпитет: мелкое, ненужное, незаметное насекомое, не способное на настоящие поступки.

Обиженный судьбой персонаж пьесы наделен природными способностями, приятной внешностью. Но он не пользуется дарами, а предпочитает играть роль неудачника, прятаться за ленью, равнодушием и запутанными фразами. Такое положение устраивает конторщика, жизнь идет своим чередом, не заставляет напрягаться, действовать, не нужно переживать или волноваться. Все идет само собой.

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия

УРОК 98
А. П. ЧЕХОВ «ВИШНЕВЫЙ САД»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР, ГЕРОИ.
РАЗРУШЕНИЕ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА

Цель:


ознакомить учащихся с историей создания пьесы «Вишнёвый сад»; развивать навыки целостного анализа действия драматического произведения; помочь учащимся понять
чеховское восприятие жизни; совершенствовать навыки целостного анализа действия драматического произведения; развивать образное мышление, умение сопоставлять,
анализировать, делать выводы; способствовать духовному развитию учащихся, формированию положительных нравственных ценностей.

Оборудование:
учебник, текст пьесы «Вишнёвый сад», иллюстрации к пьесе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы; определяют характерные особенности
чеховских пьес и его новаторские достижения; характеризуют героев, выявляя авторское отношение к ним (ведут диалог).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса

• Чем отличается «новая драма» А. П. Чехова от классической европейской драмы? Своё мнение аргументируйте.

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия?

• Встречали очень близкого человека? Какие вы испытывали чувства, эмоции в этот момент?

• А как происходит встреча наших героев в пьесе А. П. Чехова?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских
усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд.

Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А. П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»,—
сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, А. П. Чехов писал большую пьесу.— «Вишнёвый сад» — удивительное произведение русской
литературы. Смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода, говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных
репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!». Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро
и с юмором. Об этом говорит А. П. Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни…

Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть
А. П. Чехов в конце XIX в.? Ответ на этот вопрос мы получим, поближе познакомившись с пьесой «Вишнёвый сад».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя



(Учащиеся составляют тезисы.)

— Стремление к естественности, к жизненной правде побудило А. П. Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового
содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия,
местами даже фарс»,— писал сам А. П. Чехов.

В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем
не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчётливо видна. В-третьих, в комическо-сатирическом
изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую
вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил
«Вишнёвый сад» именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

• это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

• А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина — комические;

• сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Всё поёт,
цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску,
цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

2. Пересказ учащимися содержания пьесы «Вишнёвый сад» «по цепочке»

3. Аналитическая беседа

• Абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание
вишнёвый сад?

• Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

• Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы? Запишите свои мысли в тетрадь.

• Зачем приезжает из Парижа в своё имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?

• Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чём, по-вашему, противоречивость облика Лопахина? Раневской? Гаева? Трофимова? Вари?

• В чём смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?

• Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

• Как Раневскую характеризует отношение к Варе? Ане? слугам? Лопахину? Трофимову?

• Как её характеризует отказ от предложения Лопахина?

• Как можно оценить доброту Раневской?

• Как понять слова А. П. Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь
одеться»?

• Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

• Драматичен ли Лопахин?

• В чём комичность образов Раневской и Гаева? А в чём их драматичность?

• Кто виноват в драматичности их жизни?

4. Работа в группах: «Персонажи пьесы»

Комментарий.



Группам (3 группы) предлагается распределить персонажей пьесы на категории согласно самостоятельно определённому принципу.

Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносят в тетрадь.

Варианты принципов деления персонажей:

по социальному признаку — помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;

по отношению ко времени — прошлое, настоящее, будущее;

по принципу главных и второстепенных героев.

Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления.

После выполнения работы обсуждаются результаты с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что учащиеся
осознают: единого, правильного принципа деления нет, А. П. Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

5. Постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах по вариантам)

1-й вариант.

«Вишнёвый сад» — пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как
этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».

2-й вариант.

Проследите по тексту пьесы, как раскрывает А. П. Чехов отношение Раневской и Гаева к главным жизненным ценностям: к родине, любви,
долгу, человеческому достоинству. Выскажите ваши суждения об отношении автора к этим персонажам.

3-й вариант.

Проследите, как основной конфликт пьесы проявляется в истории Симеонова-Пищика. Подумайте о том, что эта история вносит в содержание
комедии.

6. Аналитическая работа характеристика персонажей пьесы (в группах)

1-я группа.

Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству

• Проследите, как показано в пьесе отношение Лопахина к Варе, Пете Трофимову.

• Какие черты Лопахина привлекательны?

• Какие черты характера раскрываются в его монологах?

• Каково ваше отношение к Лопахину? Можно ли считать его героем новой эпохи?

2-я группа.

«Молодое поколение». Петя

• Перечитайте сцены, где действует Петя или о нём идёт речь, попытайтесь нарисовать его прошлое и будущее.

• Что кажется вам противоречивым в образе Пети? Что говорят эти противоречия об авторском отношении к герою?

• Можно ли считать «резонёром» Петю Трофимова? Почему?

• В чём двойственность этого образа? (Режиссёрские интерпретации образа Трофимова резко расходятся: в одних случаях он представлен чуть ли не
двойником автора, в других — блаженным недотёпой.)

3-я группа.

«Молодое поколение». Аня

• Найдите в пьесе сцены, раскрывающие образ Ани. Что меняется в Ане на протяжении пьесы?

• Какое место занимает в пьесе Аня?

• Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова о ней: «В пьесе есть только
один образ, который не противоречит красоте вишнёвого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?

7. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

Комментарий.

Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит своё обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной
жизни, они ничего не смогут вырастить.

• Чехов считал, что центральный образ «Вишнёвого сада» — это Лопахин. Совпадает ли авторская точка зрения с вашим восприятием комедии? Какой
образ комедии вы считаете главным?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Всё начиналось в 1898 г. Именно тогда двое выдающихся театральных деятелей — К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко — решили создать
свой театр.

Характеры в «Вишнёвом саде» выношены. Они и писались на актёров, которые триумфально сыграли «Чайку», «Дядю Ваню», «Три сестры»,— и Чехов
уже наизусть знал все их ужимки, приёмы, интонации, таланты. И когда писал «Вишнёвый сад» — писал для МХаТа и видел, заранее видел, как Станиславский, Качалов,
Москвин, Книппер будут играть. (Увы, его распределение не сбылось. Только Раневскую, как и хотел автор, сыграла его жена Ольга Книппер, и Петю — Качалов.
Остальные роли были розданы прямо против воли создателя пьесы. Страдания автора трудно вообразить.)

При постановке «Вишнёвого сада» К. С. Станиславский использовал уже отработанные приёмы при постановках «Дяди Вани», «Трёх сестёр», «Чайки». Но
к последней пьесе их уже трудно было применить. «Вишнёвый сад» требовал новых приёмов, интонаций и решений на сцене.

«Спектакль налаживался трудно,— вспоминал впоследствии К. С. Станиславский,— и не удивительно: пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом,
глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само
собой, без насилия…» Актриса МХаТа М. П. Лилина писала автору: «Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины, мне она показалась жизнерадостной, и даже на
репетиции этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила «Чайку», потом «Вишнёвый сад»,
и почему-то мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония».

Прочитав рукопись пьесы, которую А. П. Чехов обозначил комедией, К. С. Станиславский назвал её трагедией, В. И. Немирович-Данченко — драмой, а
В. Э. Мейерхольд — мистической драмой. Это одна из загадок «Вишнёвого сада»…

В день премьеры (17 января 1904 г.) неожиданно для А. П. Чехова состоялось чествование писателя в связи с 25-летием его литературной деятельности. Современники
вспоминали, что Антон Павлович был очень бледен, худ, его изводил неуёмный кашель. Спектакль вызвал восторженные отклики публики…

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что привлекает и что вас настораживает в старых хозяевах «Вишнёвого сада»?»

2. На примере одного из эпизодов пьесы (встреча Раневской с Петей Трофимовым, рассказ Шарлотты Ивановны о себе, разговор Ани и Пети о вишнёвом
саде и о будущем) покажите, как проявляется в комедии чеховский лиризм.

Следующий урок: А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия >>>

  • Рассказ вино из одуванчиков читать
  • Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом
  • Рассказ виля липатова серая мышь
  • Рассказ виктора юзефовича драгунского профессор кислых щей читать
  • Рассказ виктора драгунского главные реки