Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом

Евгений хакназаров, санкт-петербург 17.11.2021 режиссер роман кочержевский в театре имени ленсовета сыграл в классиков. в бочку с мольером он добавил

Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

17.11.2021

Премьера в театре имени Ленсовета: Тартюф «на раене»

Режиссер Роман Кочержевский в театре имени Ленсовета сыграл в классиков. В бочку с Мольером он добавил немного Виктора Ерофеева. В результате эксперимента получилось ровно то, что получилось — новый «Тартюф». Многие сочли спектакль содержательным.

Невезение и даже налет трагичности сопровождали мольеровскую комедию с момента рождения. Почти сразу же она была запрещена — придворные клерикалы справедливо разглядели в пьесе глумление не над религией, а над самими собой. И с помощью покровительствовавшей им Анны Австрийской, матери Людовика XIV, добились своего. Понадобились несколько лет и смерть королевы-матери, чтобы «Тартюф» перестал быть головной болью и занозой в сердце Мольера, который полагал эту комедию своим лучшим творением. Но и то — драматургу пришлось капитально переработать финал, явив в качестве бога из машины королевского офицера, который монаршей милостью избавлял господина Оргона с домочадцами от происков пакостника и лицемера Тартюфа.

Спустя три с половиной века режиссер по-своему взглянул на творение французского комедиографа, на что имеет полное право. Взгляд оказался хирургическим. Что-то Кочержевский подтянул, выкинув все, по его мнению, лишнее. Где-то подложил, использовав в качестве наполнителя цитаты из рассказа Ерофеева «Жизнь с идиотом». Что-то и вовсе додумал, приправил действие парочкой убийств, выкинул жизнеутверждающий финал. И вот он — новый «Тартюф». Но вся эта художественная реанимация мне показалась неубедительной.

Курсы кройки и шитья создатели начинают сразу же. На сцене минимальный минимализм. Спектакль идет на темном фоне, картинка состоит из дыма и всяких палок — в Ленсовете это любят. Символические стены, доисторические вешалки, хлам портретных рам, разномастные кресла и стулья – все очень враждебно, нелюдимо и предельно далеко от намека на домашний уют. Сразу понятно, что на актеров в таких условиях ляжет двойная нагрузка. Как говаривал мученик Мосэстрады Велюров из «Покровских ворот»: «Большая проблема, темперамент, но одновременно экономия средств». В премьере театра имени Ленсовета ровно то же самое.

Первый же монолог Оргона свидетельствует: нам показывают вовсе не комедию. Становится даже интересно: в мольеровском спектакле что-то из рассказа Ерофеева читает Александр Новиков, артист, которым нельзя не восхищаться. Образ живописен – мрачный плащ-куртка, под ним какая-то кофта, на голове шапка бини. Так выглядят непритязательные мужчины, жители современных городов, возвращающиеся с дачи. Или же копошащиеся в своих гаражах в выходной день. Затем зритель знакомится с матерью Оргона госпожой Пернель: актрису Ольгу Муравицкую одели в униформу старушек семидесятых-восьмидесятых, но и сегодня такие еще встречаются в провинции — косыночка с блестками, мешковатое пальто, толстые серые чулки, сенильные туфли. Хоть сейчас ковыляй в фикс-прайс! Хотелось зажмуриться —  настолько потянуло винтажем и плесенью. Но эстетика последующих мизансцен показала, что на Оргоне и госпоже Пернель взгляд на самом деле отдыхал.

Семейство Оргона, что называется, из изборов избор. Только отыскивали эти типажи явно не в парадных кварталах. Перед нами — люди купчинской культуры (москвичи и жители других городов, подставьте сюда название района в вашем городе, где сводки происшествий жарче остальных). Тамошняя молодежь и мужики проводят досуг в местных пивных локациях или на пустырях уже упоминавшегося загаражья, дамы и девушки предпочтут забеги по торгово-развлекательным комплексам, а все вместе — кино с семками под креслами, боулинг, посиделки на фудкортах и «ну чё» в качестве приветствия. Это просто образ жизни, знакомый многим. Маргинализация, ставшая нормой. В библиотеку здесь не пройти.

Таковы и прямолинейный недалекий шурин Оргона Клеант, и четкий пацанчик Валер — небритый и нафингаленный жених оргоновской дочери (обе роли исполнил Александр Крымов). Сама дочка Мариана (Виктория Волохова) — нет, не нимфетка, а просто какое-то полоумное существо, впадающее в экзальтацию по делу и нет. Если шею этой героини украшает повязка с вышитым стразиками словом femme, то, вглядевшись в лицо сына Оргона Дамиса (Илья Дель), можно увидеть контактные линзы с козьими зрачками и тату в виде расхожего матерного англоязычного выражения — аналога того, что в русской традиции принято писать на заборе. Несмотря на всю нелепость образа, работа актера мне показалась заслуживающей внимания, на него было интересно смотреть — особенно на преображение персонажа в финале спектакля. Молодая жена Оргона Эльмира запомнилась потому, что исполнявшая ее Диана Милютина — актриса дивной красоты и физических совершенств. Но сыграть в «Тартюфе» у нее не получилось, актриса выдала лишь пафос, граничащий с картинностью. Сама ли она так себя почувствовала в образе или же перед ней поставили задачу выжать максималку — бог весть. Но экспрессии и у Эльмиры, и у других персонажей порой было столько, что хотелось встать и отряхнуться.

Если же в целом говорить о юных женских лицах спектакля, то придется буквально стать Тартюфом и посетовать на избыточность красивых ног и завлекательных обводов —  не то чтобы изящно упакованных в ткань, но практически вываленных на прилавок. На таком фоне настоящей драматургической находкой показалось появление горничной Дорины (Римма Саркисян) в образе вымотанной специалистки по клинингу. И взгляд у актрисы был наиболее хворый (а радости во взоре не было ни у кого, даже у Тартюфа — там лишь злорадство), и драмы она дала тоньше других. И поливаться под струйками воды, которые Роман Кочержевский, похоже, захватил из своей же «Утиной охоты», ее заставили в уродливых рейтузах то ли с накладным задом, то ли в подгузнике. Актриса все вытерпела, все пронесла через спектакль, чтобы в итоге предстать преуспевшей и тоже несколько злорадной.

Тартюф в интерпретации Олега Федорова — провал спектакля. Честно говоря, даже говорить не хочется. Сплошная нагиевщина: брутальный взгляд сквозь очки, ходящие желваки, металлические интонации. А уж бутылка, картинно торчащая из кармана плаща, — настолько расхожая деталь, что вызывает оторопь. И режиссер предлагает зрителю задуматься о возможности какого-то глубинного воздействия главного героя на остальных персонажей, что отражается во втором действии, решенном в жанре скучного скандинавского нуара. Нет, нет, нет —  вот уж точно: «Не верю!». Счастье, что в спектакле есть такой сильный протагонист в исполнении Новикова. Именно ради него стоит посмотреть «Тартюфа». Но это не откровение для завсегдатаев ленсоветовского театра.

Всегда бесценно наблюдать за реакцией зрителей. Аплодировали сильно, но послушно — сразу после включения большого света все разошлись, не желая похлопать еще. Кто-то, одеваясь и делясь впечатлениями со спутниками, произносил нечто аналогичное хульной надписи на лице оргоновского сына. А моим коллегам, например, премьера понравилась — даже признались в обожании «такого». Но — спасибо! — навязчивое слово «смыслы» не произнесли, в отличие от аннотации к спектаклю. Еще кто-то сказал что-то вроде «зачем мне это показали, я и так в этом вырос». Лично мне спектакль показался нарочитым и скучноватым. А разгадывать под визгливую фонограмму органа и мельтешение визуальных эффектов предложенные аллюзии не возникло никакого желания. Мы тоже люди. У нас свои понятия, не хуже купчинских. Вглядываться в лица в поисках непустоты и напороться на посылающий матерок — увольте. Не на помойке себя нашли.

Фотографии: фото Юлии Кудряшовой.

Российский прозаик Виктор Ерофеев стал знаменитым благодаря своим нашумевшим бестселлерам «Русская красавица» и «Жизнь с идиотом». Не менее интересна биография и личная жизнь этого замечательного деятеля.

Биография Виктора Ерофеева

Будущий писатель родился осенью 1947 года в столице СССР — Москве.

Детство и семья Виктора Ерофеева

Отцом прозаика являлся Владимир Ерофеев, известный советский дипломат и переводчик с французского. В своё время он работал с самим Сталиным, руководителем СССР. В дальнейшем Виктор посвятит ему рассказ «Хороший Сталин».

Витя у папы на плечах (обложка книги «Хороший Сталин»)

Витя у папы на плечах (обложка книги «Хороший Сталин»)

Мать Виктора — Галина Николаевна Чечурина (в замужестве — Ерофеева), по профессии — лингвистка, переводчица.

Сам писатель утверждает о его родственных связях с русским физиком Александром Поповым, который якобы приходился ему прадедом, и с известным химиком Дмитрием Менделеевым, будто бы мужем дочери Александра Попова. Однако, сии сведения так и не подтвердились.

Владимир Ерофеев в молодости

Владимир Ерофеев в молодости

Талант и трудолюбие Владимира Ивановича не прошли незамеченными, и родители Вити переехали в Париж по приглашению посла Франции в СССР, где он и провёл своё детство.В 1956 году появился на свет Андрюша, младший брат Вити Ерофеева. Сегодня Андрей Ерофеев курирует выставки, посвящённые изобразительному искусству.

Учился Витя в школе, предназначенной специально для детей дипломатов, параллельно изучая французский язык.

Юность

Закончив школу, Виктор поступил на филфак МГУ, оконченный в 1970 г. 3 года спустя он стал аспирантом Литературного института им. Максима Горького. Там же прошла защита его диссертации «Фёдор Достоевский и французский экзистенциализм».

Виктор Ерофеев начал заниматься творчеством в 70-е гг. Ещё будучи аспирантом, он написал эссе о французском писателе Маркизе де Саде, вышедшее в свет в 1973 г. Довольно скоро Виктор вступил в Союз писателей.

Виктор Ерофеев в молодости

Виктор Ерофеев в молодости

В 1979 году Виктор совместно со своим другом Евгением Поповым начинает выпускать независимый от цензуры альманах «Метрополь». В нём публиковались тексты известных и не очень авторов, которые не пропускала советская цензура. Среди них были, в основном, диссиденты: Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Василий Аксёнов и ряд других.

Узнав о существовании альманаха, руководство Союза писателей выгнало Ерофеева из последнего с треском. Путь в официальные издания творениям Виктора был закрыт. Досталось и его семье: отец Виктора был вынужден уволиться с дипломатического поста.

Виктору Ерофееву государственные органы не давали покоя до 1988 г. С него сняли все подозрения, когда у власти уже был Горбачёв.

Виктор Ерофеев с Аксёновым и Высоцким

Виктор Ерофеев с Аксёновым и Высоцким

В том же 1988 году по рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом», написанному и вышедшему в свет на 8 лет раньше, Альфредом Шнитке была написана опера. Впервые её поставили в Нидерландском оперном театре в 1992 г.

В 1989 году был издан сборник сочинений «Тело Анны, или конец русского авангарда».

Виктор Ерофеев

Виктор Ерофеев

Виктору некогда приписывали поэму «Москва-Петушки», вышедшую в том же 1989, хотя она была написана ещё 19 лет назад. На самом деле поэма принадлежит его однофамильцу, Венедикту Васильевичу Ерофееву.

Годом позже увидел свет прошедший на ура роман «Русская красавица» и собрание очерков «В лабиринте проклятых вопросов». Повесть была о некоей манекенщице Ирине Таракановой, приехавшей на заработки в столицу, и о её плотских утехах. За него в 1992 году Виктору присудили Набоковскую премию.

Виктор Ерофеев

Виктор Ерофеев

В 1993 году благодаря режиссёру Александру Рогожкину вышла в свет экранизация романа «Жизнь с идиотом».

С 90-х гг. Виктор Ерофеев становится известен за бугром, в частности, в Америке, где он являлся постоянным гостем, разъезжая по вузам с литературными лекциями. Рассказы и повести Виктора (в частности, «5 рек жизни», «Страшный суд» и ряд других) начинают публиковаться не только в России, но и по всему миру.

В 1999 году увидела свет повесть «Энциклопедия русской души», посвящённая русскому народу и его особенностям. Данный роман получил неоднозначные оценки критиков.

В 2000-х гг. Виктор Ерофеев написал и издал ещё ряд творений. В частности, в рассказе «Найти в человеке человека» писатель затронул тему богемы, привыкшей жить в богатстве.

Обложка книги «Страшный суд» Виктора Ерофеева

Обложка книги «Страшный суд» Виктора Ерофеева

В 2006 году прозаик был удостоен награды «За заслуги в искусстве и литературе». 6 лет спустя выходит в свет роман «Акимуды», а в 2013 году Виктор получил Орден Почётного легиона.

В 2017 году был издан очередной роман прозаика, «Розовая мышь», где повествование ведётся от лица 11-летней девочки Маруси Менделеевой.

Виктор Ерофеев на телевидении и радио

Помимо писательства, Виктор Ерофеев пробовал себя в роли ведущего. До 2011 гг. вёл шоу «Апокриф», выходившее на канале «Культура». В 2003-2011 гг. вёл на радиостанции «Свобода» программу «Энциклопедия русской души», названную так в честь одноимённой книги.

Виктор Ерофеев

Виктор Ерофеев

Кроме того, Виктор Ерофеев засветился в проекте «Последний герой» в 2008 г., где, впрочем, долго не задержался: за отказ от прыжка в воду с корабля его вытурили из проекта вместе с Никитой Джигурдой.

Политические взгляды

Виктор Ерофеев всегда придерживался либеральных взглядов. Во времена Первой (1996 г.) и Второй (2003 г.) Чеченских войн он был среди тех деятелей культуры и искусства, которые призывали остановить кровопролитную войну между двумя народами и начать переговоры.

В 2014 году Виктор не признал присоединение Крыма к Российской Федерации. Кроме того, в интервью, данном телеканалу «Дождь» в рамках ток-шоу «Дилетанты», он выразил мнение, что сдача Ленинграда Третьему рейху сохранила бы жизнь сотням тысяч советских граждан. Тем самым Виктор задел чувства многих россиян.

Национальность Виктора Ерофеева

Родители Виктора Ерофеева были русскими по национальности. Однако, некоторые источники говорят о наличии у писателя и еврейской крови.

Личная жизнь Виктора Ерофеева

Что касается личной жизни Виктора Ерофеева, он был женат 3 раза. От всех браков вместе взятых у писателя трое детей: 1 сын и 2 дочери.

Жены Виктора Ерофеева

Первой женой Виктора Ерофеева была полячка по имени Веслава Скура — художница и по совместительству дизайнер. В 1976 году она подарила творцу сына, позже супруги разошлись.

Второй женой писателя стала фотохудожница Евгения Прокопюк, родом с Украины. Из Черновцов она переехала в столицу России, где и встретила Виктора Ерофеева, а в начале 2000-х влюблённые поженились. В 2005 году Женя родила Виктору дочь, а 3 года спустя приняла решение расстаться с фактическим супругом.

Виктор Ерофеев и Евгения Прокопюк

Виктор Ерофеев и Евгения Прокопюк

Впоследствии Евгения не стеснялась обвинять своего экс-возлюбленного в половой распущенности, а также в том, что Виктор позволял себе «вытирать об неё ноги».

Третий раз Виктор женился на Екатерине Ерофеевой (девичья фамилия неизвестна) в 2010 году. Тогда девушка работала секретаршей в одном книжном издательстве.

Дети Виктора Ерофеева

Сына Виктора Ерофеева от первого брака зовут Олег. Сейчас единственному сыну Виктора Ерофеева 45 лет, и он издаёт книги, в том числе написанные его отцом.

Дочь Виктора Ерофеева от второго брака зовут Майя. На сей момент ей 16 лет, после развода Виктора и Евгении Майя осталась жить с отцом.

Виктор с женой Катей и дочерью Майей, когда ей было 12

Виктор с женой Катей и дочерью Майей, когда ей было 12

Младшая дочь Виктора Ерофеева родилась уже в браке с Екатериной, в 2017 году. Её назвали Марианной, и ей 4 года.

Кроме Олега, все дети Виктора Ерофеева живут с отцом.

Внуки Виктора Ерофеева

О личной жизни Олега Ерофеева и его детях ничего не известно.

Абсурдоперевод

(Кирилл Рябов, «Никто не вернётся», роман – М., «Городец», Книжная полка Вадима Левенталя, 2021 г.)


«Здравые смыслы» — колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.


Писатель нашел своего издателя – у Левенталя ранее выходил рябовский «Пёс», ставший в прошлом сезоне финалистом Нацбеста. В свою очередь, Вадим Андреевич полагает Кирилла самым прогрессирующим прозаиком поколения условных тридцатилетних.

Здесь можно поспорить, вспомнив хотя бы других авторов левенталевской «Книжной полки» – Александра Пелевина и Романа Богословского. И вообще основное достоинство Рябова, на мой взгляд, в другом: для своей писательской генерации он наиболее оригинален (или, как выражалась добрая редакторша у Сергея Довлатова – «своеобычен»). Во всяком случае, наследует вполне уникальной традиции: Рябов – современная инкарнация Леонида Добычина. Плюс – сильная инъекция обэриутов.

Питерский нуар? Трагифарсовый треш? Добыча абсурда из повседневности? Изобретать можно долго, и всё равно выйдет не очень точно. От Добычина в Рябове, конечно, стиль – строгий и жесткий, предельно функциональный, эпитеты под санкциями, а на всякую сложносочиненность и вовсе наложено эмбарго. Впрочем, об этом рецензенты уже говорили, без упоминания первоисточника. Любопытнее с обэриутским топливом. Повесть «Никто не вернётся» – вещь невероятно смешная, это цельный и свежий юмор – на фоне стендапа как индустрии, повсеместного утробного хохмачества, всепроникающих, как радиация, отвратительных «ржак».

Возможно, мы с Рябовым – циничная сволочь, висельники соответствующего юмора. В повести происходят вещи печальные, ужасные, трагические, сюжет ее – реализация заклинания «все умрут, а я останусь». Оправдывает нас принципиальный момент: это не черный юмор, а, скажем так, высокий. По сути, чистая метафизика, поскольку субъект юмора располагается сильно высоко, имея, конечно, иную, нежели у «человеков», природу. Над старческими физиологическими отправлениями (у «свекрови-моркови» Раисы Львовны) веселиться грешно, но ведь для Кого-то не существует возрастных категорий с иерархиями. У Него и мертвых, говорят, нету. Нельзя бить убогих – а главная героиня (Ульяна) регулярно это делает, чрезвычайно успешно отправляя бомжа Ефима в нокаут, что уморительно, поскольку для главного болельщика это не бытовуха (или домашнее насилие, если угодно), а гладиаторское ристалище. Великолепно смешны матерные реплики и монологи Ульяны, ибо это не привычная вульгарная брань, а комментарий Высшего Эксперта.

И тут надо вспомнить, что русские поэты-метафизики, назвавшие себя ОБЭРИУ (прежде всего Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий), воспринимали собственное творчество как религиозную практику. Форма и стилистическая манера вырабатывались соответствующие. Но главное – эти художники брали на себя смелость установления обратной связи, они уверенно предполагали, что и как сказал бы Господь, бросив взгляд на те или иные земные происшествия и участников оных. Собственно, большинство хармсовских «Случаев» (указываю для наглядности наиболее популярный источник) – ровно об этом; «случаи», по Хармсу – мимолетная фиксация Божественного внимания.

Вот этот стремительный, всегда внезапный переход бытовой, семейной, современной горизонтали во вневременную и внепространственную вертикаль – и есть главное достоинство писательской манеры Рябова.

Повесть «Никто не вернётся» – собственно, и есть «случай» – и жанрово, и содержательно. Муж (Аркадий) приводит домой бомжа (Ефима), заявляя, что отныне семья должна проявлять о нем неусыпную заботу, и вообще он будет с нами жить. Ульяна, естественно, подобной перспективой шокирована, и всё у них летит к черту кувырком. Впрочем, по ходу действия выясняется, что процесс запущен ранее, когда у супругов пропал без вести сын-школьник (Виталик).

В этом контрапункте рецензенты теряются, поскольку сюжет устремляется в одну сторону, а стилистика с поэтикой – в другую. И, обескураженные, повторяют вслед за троекратным автором гимна: «А з-зачем?». Отличная же начиналась бытовая история – бодро и весело. И вдруг драматургическая логика начинает сыпаться, мотивации персонажей обнуляются, и психология теряется вместе с камерой наблюдения, которая была, казалось, прочно закреплена на Ульяне-героине.

Рекомендация потенциальному читателю: лучше не воспринимать эту повесть как историю бытовую (с трагическими обертонами) и последовательную, а поискать ключ на стороне.

Я его нашел в забытом ныне, а когда-то, в поздние 80-е нашумевшем рассказе Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом». Шум был, главным образом, как говорят, вернее, говорит сам уважаемый автор, за рубежом.

«Жизнь с идиотом» – грубоватый, но забавный памфлет относительно Ленина и русской революции, завязка практически аналогичная: интеллигентной семье, то ли в порядке социальной терапии, то ли в наказание за сословную спесь, предписано взять из сумасшедшего дома идиота и всячески о нем заботиться. Естественно, «всё заверте», продолжилось насилием в отношении супругов (включая извращенные формы) со стороны идиота, а завершилось зверским убийством супруги. Идиот (Вова) был, понятно, Владимиром Лениным, жена – Россией, муж олицетворял русскую интеллигенцию.

У Рябова можно разглядеть схожий набор аллюзий. Полупомешанного бомжа с неопрятной бородой (и вообще неопрятного) зовут, напомню, Ефимом, «божьим человеком». Самые характерные его манеры – бормотать туманные и невнятные заклинания и называть Аркадия с Ульяной, соответственно, «папой» и «мамой». Что-то здесь, воля ваша, странно знакомое… Ну точно – Григорий Ефимович Распутин, шаман aka «старец» при финальных Романовых. Которого приветствовали поклонники «народа» в царском окружении, а наиболее упертые монархисты и сам народ ненавидели, обвиняя во всех грехах коррупции и распада. Распределяйте роли и раздавайте личины, не забывая про жертвенного наследника. Лыко в строку – перифразированная знаменитая строчка Александра Блока в названии повести.

Еще теплее. При всей мутности ефимовой манеры выражаться, в ней легко определить преобладающий стиль – криминальный жаргон, от лагерных коанов до приютского шансона («Мать, не надо лепилам звонить!»; «Папа, скажи, почему мать не дышит, глазки закрыла, рука холодна. Мама не слышит, мама не слышит, значит, она разлюбила меня…»). Здесь заманчиво разглядеть начало 90-х, один из нюансов дикого русского капитализма – «алхимический брак», сказал бы Виктор Пелевин, советской интеллигенции, «лучших» ее светлолицых людей с самым диким косматым криминалитетом распавшейся державы. В этом смысле Ульяна олицетворяет тогдашних маргинальных патриотов-государственников и вообще здравый смысл.

Впрочем, столь ветвистые аллюзии читателю без надобности – как говорилось в одном старом анекдоте про преферансистов на похоронах товарища, словившего «паровоз» на мизере, – «и так хорошо».


Алексей Колобродов: личная страница.

Уже сегодня вы можете заказать рецензию на свои произведения у Алексея. Профессиональная рецензия от Pechorin.net — ваш быстрый путь к публикации в лучших печатных или сетевых журналах, к изданию книг в популярных издательствах, к номинациям на главные литературные премии. У нас самая большая команда критиков в сети: 31 специалист, 23 литературных журнала, 7 порталов. Присоединяйтесь к успеху наших авторов. Направьте свою рукопись нам на почту: info@pechorin.net, — и узнайте стоимость разбора уже сегодня.

Александр Рогожкин

В Санкт-Петербурге в возрасте 72 лет скончался Александр Рогожкин — наверное, самый народный режиссер 1990-х, в эпоху тотального упадка российского кино снявший фильм, по популярности не уступавший советским комедийным шедеврам («Особенности национальной охоты»), а затем более-менее в одиночку реанимировавший отечественные сериалы и создавший образец, по которому на телевидении до сих пор существует жанр ментовского детектива («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»).

Александр Рогожкин режиссер — дата смерти

24 октября 29021 года на 73-м году жизни умер советский и российский кинорежиссер Александр Рогожкин.

Александр Рогожкин — причина смерти, от чего умер

К смерти режиссера популярных российских комедий «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки» Александра Рогожкина привела продолжительная и тяжелая болезнь. Об этом в воскресенье, 24 октября, сообщили в пресс-службе киностудии «Ленфильм».

«Рогожкин умер после продолжительной болезни», – сказал представитель студии.

Александр Рогожкин

Один из самых пронзительных текстов об уходе Александра Рогожкина написала в своем Фейсбуке кинокритик Ольга Шервуд, которая почти полвека была знакома с мэтром.

— Совершенно удивительный гениальный, удивительный, он был кошмарно недооценен, — отметила Шервуд. — … В его фильмографии 14 больших игровых картин, шесть короткометражных и достаточно сериальных новелл. Заслуги Рогожкина перед родным кинематографом огромны. Он работал абсолютно во всех жанрах — от комедии до фантастики, от социальной драмы до притчи, от детектива до «хроники». Придумал новую для кинематографа команду героев, причем актуальных. Сочинил словосочетание «Особенности национального…», ставшее заголовками в газетах. Заложил стилистику первого отечественного сериала «Улицы разбитых фонарей»…

Александр Рогожкин — похороны когда и где дата и место

Советского и российского режиссёра Александра Рогожкина похоронят на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Об этом сообщили в «Ленфильме».

Прощание с народным артистом России состоится в четверг, 28 октября, в 13:00.

Александр Рогожкин режиссер — биография Википедия

Советский и российский кинорежиссер и сценарист, Народный артист России Александр Владимирович Рогожкин родился 3 октября 1949 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1972 году окончил исторический факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности «историк-искусствовед». Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена). В 1982 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова).

В 1971-1972 годах работал художником на Ленинградском телевидении.

В 1972-1977 годах работал художником-декоратором на киностудии «Ленфильм».

Режиссерский дебют Рогожкина состоялся в 1985 году. Его первым фильмом стала военная драма «Ради нескольких строчек». Затем он снял кинокомедию «Мисс миллионерша» (1988).

Александр Рогожкин

Следующий фильм режиссера «Караул» (1989) поднял тему насилия в армии. Снятая в жесткой черно-белой манере, картина оказалась одним из впечатляющих фильмов того времени.

В 1991 году на экраны вышел фильм «Чекист», где Рогожкин погрузил зрителя в атмосферу красного террора, в 1993 году – экранизация рассказа Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом».

Общенациональную известность принесла режиссеру сатирическая комедия «Особенности национальной охоты» (1994). Выразительные комедийные маски, среди которых выделялся генерал Михалыч в исполнении Алексея Булдакова, реплики героев фильма стали частью современного русского фольклора. Картина породила ряд фильмов – «Операция «С Новым Годом!» (1996), «Особенности национальной рыбалки» (1997), «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000).

В 1998 году режиссер вновь обратился к армейской теме в фильме «Блокпост», посвященному вооруженному противостоянию на Кавказе.

Творческим достижением режиссера стал фильм «Кукушка» (2002), действие которого происходит в 1944 году на дальнем финском хуторе, где встретились финский и советский солдат. Фильм был тепло принят критикой и зрителями, завоевал ряд кинонаград. На Московском кинофестивале 2002 года фильм был награжден призом «Серебряный Георгий» за режиссуру. В 2004 картина была удостоена Государственной премии РФ, а в 2010 году фильм стал обладателем приза Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ как лучший фильм о Великой Отечественной войне, снятый в XXI веке.

Александр Рогожкин

Александр Рогожкин принимал участие в создании сериалов «Улицы разбитых фонарей» (1997), «Убойная сила» (2000, 2001, 2002).

В 2000-х годах режиссер выпустил полнометражные фильмы «Своя чужая жизнь» (2004), «Перегон» (2006), «Игра» (2008).

В последние годы им были сняты боевик «Вопрос чести» (2010), криминальный фильм «Оружие» (2011), комедия «Афроiдиты» (2012). Всего на его счету более 15 снятых картин.

Рогожкин написал сценарии к фильмам «Третья планета» (1991), «Особенности национальной политики» (2003). Также был автором сценария почти всех своих картин.

Александр Рогожкин – заслуженный деятель искусств РФ (1996), народный артист РФ (2004), лауреат Государственной премии РФ (2004).

Режиссер был лауреатом премий «Ника», «Золотой орел» и «Кинотавр».

24 октября 2021 года Александр Рогожкин умер в возрасте 72 лет.

Александр Рогожкин — личная жизнь, жена

Жена — Юлия Румянцева, начала работать на Ленфильме со студенческих лет и после окончания ВГИКа осталась трудиться монтажером.

Были женаты с 1998 года.

Сын — Константин Рогожкин, архитектор.

Пасынок — Илья Геркус, президент ФК «Локомотив» (Москва) в 2016-2018 годах.

В начале мая 2011 года СМИ сообщили, что жена Александра Рогожкина погибла, выбросившись с 14-го этажа жилого дома в Санкт-Петербурге. Возможными причинами суицида называли творческую нереализованность Румянцевой, подозрения на наличие у неё онкологического заболевания, а также болезнь ее матери.

Александр Рогожкин — фильмография

1979 ф Брат приехал Имя персонажа не указано
1980 ф Праздник фонарей Имя персонажа не указано
1981 ф Рыжая… Рыжая Имя персонажа не указано
1982 ф И будем жить (новелла в составе киноальманаха «Молодость») сценарист
1985 ф Ради нескольких строчек режиссёр
1986 ф Золотая пуговица (новелла в составе киноальманаха «Исключения без правил») режиссёр
1988 ф Мисс миллионерша режиссёр
1989 ф Караул режиссёр
1991 ф Третья планета режиссёр, сценарист
1992 ф Чекист (По мотивам повести Владимира Зазубрина «Щепка») Имя персонажа не указано
1993 ф Акт режиссёр, сценарист
1993 ф Жизнь с идиотом режиссёр, сценарист
1995 ф Особенности национальной охоты режиссёр, сценарист
1996 тф Операция «С Новым годом» режиссёр, сценарист, монтажёр
1998 с Улицы разбитых фонарей режиссёр, сценарист
1998 ф Блокпост режиссёр, сценарист, монтажёр
1998 ф Особенности национальной рыбалки режиссёр, сценарист
1999 ф Болдинская осень Имя персонажа не указано
2000 ф Особенности национальной охоты в зимний период режиссёр, сценарист
2000 с Убойная сила Имя персонажа не указано
2002 ф Кукушка режиссёр, сценарист
2003 ф Особенности национальной политики сценарист
2004 ф Сапиенс Имя персонажа не указано
2005 ф Своя чужая жизнь Имя персонажа не указано
2006 ф Перегон Имя персонажа не указано
2008 ф Игра Имя персонажа не указано
2010 ф Вопрос чести Имя персонажа не указано
2012 ф Афродиты Имя персонажа не указано
2012 ф Оружие Имя персонажа не указано

Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом

«Отравления» Навального, Кара-Мурзы и Верзилова — это само собой. Однако по-настоящему рукопожатная творческая интеллигенция возбудилась после «отравления» Дмитрия Быкова (Зильбертруда).

Настало время удивительных историй.

Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом

Писатель Виктор Ерофеев заявил, что в 2018 году его с молодой женой Екатериной (разница в возрасте — 40 лет) пытались отравить во время сочинского кинофестиваля, где он был членом жюри.

Только вместо трусов и футболок на сей раз фигурируют бутылки с водой. А Петров, Боширов и прочие спецслужбисты-ликвидаторы замаскировались под казаков.

«Я был на кинофестивале в Сочи. Большой фестиваль. Нас пытались отравить. Вообще мы чудом остались живы. Вот так. Просто через бутылочки… Я был членом жюри этого фестиваля. Я как-то говорил на «Эхе», но, как-то мельком. И я видел, что какие-то есть силы… знаете, как вот собираются тучи такие, как-то чувствуешь, что вдруг меняется погода. Кому-то я не очень нравился… И каждый день пластмассовые бутылочки с водой приносили. И вдруг потом они стали стеклянные. Мы подумали с женой: класс, стеклянные всё-таки лучше. Мы собираемся уже на вечер на вручение премии. Берём эту бутылочку, открываем, и Катя, моя жена, начинает глотать — и просто ужас какой-то происходит. Я беру эту бутылку открытую. И у меня начинается жжение рук, нос горит. Вообще ужас полный. Я не отпил, я даже дотронулся только. Представляете? И потом мне говорили, что если бы я глотнул, то остановка сердца, и до свидания. Вот«, — поведал Ерофеев в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

На вопрос журналистки Ольги Бычковой «А с Катей что было дальше?», литератор ответил: «Ничего. Отмылись мы от этого и пошли. Нет, мы вызывали сначала гостиничную безопасность. Пришли, они тоже попробовали. У них просто слёзы потекли. Потом пришли загадочные люди, казали: «Лучше езжайте домой, в Москву. Не надо. Потому что кто-то скажет, что вы хотели жену отравить. Жене скажут, что мужа отравить». Я подумал: «Сочи, не тот город, где можно искать справедливость». Когда я рассказал врачам, они сказали — просто остановка сердца, а если так повезло, то отключается печень, почки и всё… Мы спустились. Вечер. Просто все отпрянули, когда мы сказали, что чудом остались живы«.

Бычкова: «То есть вам стало плохо не от того, что вы пили такую жидкость?». Ерофеев: «Даже нанюхались. И дотронулись. Она взяла в рот и сразу выплюнула, слава богу«. Бычкова: «И после этого ничего не было больше с вами?». Ерофеев: «Ничего не было больше. И руки горели, пальцы горели. Следов не было, просто горело. Врачи сказали, сердце бы остановилось… Мы отдали эту бутылку. Может быть, надо было взять с собой на анализ. Но мы этой гостиничной безопасности отдали эту бутылку. В общем, если бы это была Москва, можно было всё это сделать. Но там, видимо, всё было в таком квадрате, куда не пробьёшься ни с какой справедливостью«.

Бычкова: «А кто вам сказал: «Уезжайте в Москву»?». Ерофеев: «Там какой-то появляется человек в таких случаях и говорит, что из безопасности гостиницы. «Вы знаете, — так пальцы жмёт, говорит — Знаете, всё-таки лучше езжайте. Когда вы?» — «Завтра». Потому что это был прощальный вечер. — «Ну, вот и уезжайте»«. Бычкова: «Ничего себе история». Ерофеев: «Нет, ну, за то, что я пишу, многие не любят, — это для меня не новость. То, что, в общем-то, этот фестиваль окучивали наши славные казаки, тоже не новость. Значит, они могли сделать… Там было достаточно много казачьих людей. Я не знаю. Я ничего не говорю ни про казаков, ни про кого. Но это вообще шок«.

Бычкова: «А запах? На что похоже?». Ерофеев «Знаете, чесночный такой запах. Чесночно-луковый«. Бычкова: То есть такой не может быть у минеральной воды. А бутылка была запечатанная?». Ерофеев: «Запечатанная, да. Утром приносили. Ну, может быть, они её как-то правильно закрыли«. Бычкова: «Про врачей…». Ерофеев: «Уже здесь, в Москве. И рассказали и про этот запах. Врачи сказали, что это очень нехорошее дело«. Бычкова: «А врачи откуда знают?». Ерофеев: «Я не знаю. Тут уж хороших врачей поспрашивал«. Бычкова: «То есть просто знакомых врачей?». Ерофеев: «Ну разумеется, конечно«.

Бычкова: «Ну, хорошо. Только ничего хорошего, конечно». Ерофеев: «Я просто хочу сказать, что как только случилось с Быковым, мне почему-то позвонила газета «Вечерняя Москва», спросила, как я к этому отношусь«. Бычкова: «Скажите, а у вас есть объяснение, если считать, что это было отравление и то было отравление?». Ерофеев: «Я это не сравниваю. Просто частный случай. Я как-то о нём сказал на «Эхо Москвы», как раз в то время. Но как-то всё незаметно. А тут на фоне расследования Быкова встаёт вопрос, что, видимо, это не первый раз… То, что связано с ядами — это тоже часть какой-то определённой ментальности. Эта брутальность, которая свойство человека, который злопамятен, который хочет своего врага, которого он считает, безусловно, предателем страны, он хочет ему доставить максимум несчастья перед тем, как он умрёт«.

Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом

Напомним, что представитель советской «золотой молодёжи» Витя Ерофеев, сын высокопоставленного дипломата, лучшие годы своего детства провёл в Париже. Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой литературы. Опубликовал эссе о творчестве маркиза де Сада в журнале «Вопросы литературы», принят в Союз писателей. Один из инициаторов выпуска самиздатовского альманаха «Метрополь», исключён из Союза писателей. Получил репутацию диссидента, что не мешало вести прежний образ жизни с кутежами в ресторанах и беспорядочными половыми связями. Написал рассказ «Жизнь с идиотом» и премерзкую книжонку «Русская красавица». В ельцинские времена объявлен «заслуженным», чуть ли не «великим». Лауреат премии имени В. В. Набокова, кавалер французских Ордена Искусств и литературы и Ордена Почётного легиона. Долгие годы вёл программу «Апокриф» на государственном телеканале «Культура» и программу «Энциклопедия русской души» на «Радио Свобода»*.

На «Свободу» его пригласили после издания книги «Энциклопедия русской души». Позднее граждане обращались в прокуратуру с просьбой проверить текст данного шедевра на наличие в нём элементов экстремизма и разжигания национальной розни — к сожалению, попытка завершилась безрезультатно.

Выдержки из книги:
«Русских надо бить палкой.
Русских надо расстреливать.
Русских надо размазывать по стене.
Иначе они перестанут быть русскими.
Кровавое воскресенье — национальный праздник
» (стр. 167-168)
«— Ты посмотри, как они красиво страдают! — любовался Серый, ломая русские кости, позвоночники, черепа. — Нет, только глянь! Выносливы и неприхотливы. Цены вам нет, — обращался он к мученикам. В ответ русские дико орали. Никто не ушел от пытки. Все сознались во всем» (стр. 126-128)
«Идея национального характера, которая в Европе после Гитлера считается скользкой темой, — единственная возможность понять Россию. Русские — позорная нация. Тетрадка стереотипов. Они не умеют работать систематически и систематически думать. Они больше способны на спорадические, одноразовые действия. По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада — стилю cool» (стр. 46)
«Русских надо пороть. Особенно парней и девушек. Приятно пороть юные попы. В России надо устраивать публичные казни. Показывать их по телевизору. Русские любят время от времени поглядеть на повешенных. На трупы. Русских это будоражит. У русских нет жизненных принципов. Они не умеют постоять за себя. Они вообще ничего не умеют. Они ничего не имеют. Их можно обдурить. Русский — очень подозрительный. Русский — хмурый. Но он не знает своего счастья. Он любую победу превратит в поражение. Засрет победу. Не воспользуется. Зато всякое поражение превратит в катастрофу. У русского каждый день — апокалипсис. Он к этому привык. Он считает себя глубже других, но философия в России не привилась. Куда звать непутевых людей? Если бестолковость — духовность, то мы духовны. Нам, по большому счету, ничего не нужно. Только отстаньте. Русский невменяем. Никогда не понятно, что он понял и что не понял. С простым русским надо говорить очень упрощенно. Это не болезнь, а историческое состояние. Россию можно обмануть, а когда она догадается, будет поздно. Уже под колпаком. Россию надо держать под колпаком. Пусть грезит придушенной. Народ знает, что хочет, но это социально не получается. Он хочет ничего не делать и все иметь. Русские — самые настоящие паразиты» (стр. 71-72).

Рассказ виктора ерофеева жизнь с идиотом

Чудесно. Всё только начинается. Сотни рукопожатцев (включая давно покрытых плесенью и мхом) вступают в борьбу за звание «отравленного». Коль не травила Кровавая Гебня — жизнь прожита зря.

Публикации.ру: «Да кому нужен Ерофеев? Кто-нибудь вообще вспомнил бы о существовании этого персонажа, если бы не его идиотское заявление?«. Голос Мордора: «Отравители ФСБ травили не только Виктора Ерофеева, но и Венедикта Ерофеева. Оба выжили, а Венедикт Ерофеев даже написал о своём отравлении поэму в прозе «Москва — Петушки»«.

Обозреватель NewsFront Юлия Витязева: «Всё, пошла вода в хату. Готовьтесь. Сейчас каждый, жаждущий свою минуту славы нафталинный оппозиционер, начнёт припоминать, как его травили. Ибо нет, ну нет предела «чекистской мерзости»«.

* СМИ, выполняющее функцию иностранного агента

ЖЖ: general-ivanov1

  • Рассказ виля липатова серая мышь
  • Рассказ виктора юзефовича драгунского профессор кислых щей читать
  • Рассказ виктора драгунского главные реки
  • Рассказ виктора драгунского девочка на шаре читать
  • Рассказ виктора драгунского что любит мишка