Сверху вниз, наискосок! — В. Драгунский. Денискины рассказы
В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что.
Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принес слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтерам, где у нас черный ход. И мы еще много помогали, только сейчас я уже не помню всего.
А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжелую железку и тоже ушел.
И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.
И однажды мы к ним подошли, и тетя Саня сказала:
– Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час.
Я сбегал, узнал и сказал:
– Без пяти двенадцать, тетя Саня…
Она сказала:
– Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора.
И тетя Раечка и тетя Нелли пошли за ней обедать.
А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже.
Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит:
– Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдет?
Аленка говорит:
– Спорим, не пойдет!
Тогда я говорю:
– А вот спорим, пойдет!
Тут Мишка говорит:
– Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю.
И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска! Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно.
Мишка обрадовался и как закричит:
– Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!
Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.
– Ура! – закричала Аленка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску.
Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.
Мишка кричит:
– Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!
И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза.
Тогда Мишка говорит:
– Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей!
– Всю? Всю красить? С головы до пят?
Тут Аленка прямо завизжала от восторга:
– Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.
Тогда Мишка приналег на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Аленку поливать краской. Я замечательно ее покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.
Я спрашиваю:
– Мишка, как ты думаешь, а волосы красить?
Мишка отвечает:
– Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай!
И Аленка торопит:
– Давай-давай! И волосы давай! И уши!
Я быстро закончил ее красить и говорю:
– Иди, Аленка, на солнце пообсохни! Эх, что бы еще покрасить?
А Мишка:
– Вон видишь, наше белье сушится? Скорей давай крась!
Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было!
А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает:
– Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!
И я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок!
И тут дверь вдруг раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.
Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…
А Мишка качает и знай себе ладит свое:
– Крась давай, быстрей давай!
И Аленка сбоку вытанцовывает:
– Я индейка! Я индейка!
Ужас!
…Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…
Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я все-таки вышел, и тетя Саня, Раечка и Нелли сказали:
– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмем. Будешь маляром!
И тех пор я стараюсь расти быстрей.
_____________________________________
Сверху вниз, наискосок! — Драгунский.
Из цикла Денискины рассказы
Читаем бесплатно онлайн
по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы. (по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016)
СЕНТЯБРЬ
Задачи
Наименование ДХЛ
Методы и приемы
Индивидуальная работа
Занятие 1
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
Познакомить с новым произведением ДХЛ, способствовать обогащению впечатлениями, стимулировать к вопросам познавательного характера. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку. Упражнять в умении использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Развивать познавательный интерес к устному
народному творчеству.
Р.Н.С «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы)
Сюрпризный
момент.
Проблемная
ситуация.
Художественное слово, загадки.
Чтение.
Беседа.
Иллюстрации
к сказкам.
упражнять в умении использовать средства выразительности при пересказывании (поза, жесты, мимика, интонация, движения)
уточнить особенности поступков и характера главного героя.
Занятие 2
Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Продолжать учить пересказывать знакомые сказки, развивать умение анализировать характер и поступки героев, устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки.
Развивать интерес к познанию, устному народному творчеству.
Р.Н.С «Заяц-хвастун»
(в обработке О. Капицы) маски зайцев для драматизации, схема, иллюстрации к сказке, игрушка заяц.
Сюрпризный
момент.
Проблемная
ситуация.
Наглядные
иллюстрации к сказкам
Рассматривание иллюстраций
Использование моделей.
Беседа.
Обсуждение
Обобщающая
беседа.
способствовать формированию навыка пересказа знакомой сказки, в её логической последовательности используя модель.
Занятие 3
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Способствовать развитию познавательного интереса к восприятию поэтических произведений о природе
Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение
И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Стихотворение
И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
Портрет поэта, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.
Художественное слово
Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание
иллюстраций.
Использование моделей.
отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихотворения, придерживаясь плана в виде наглядной модели.
совершенствовать интонационную выразительность речи.
Занятие 4
Веселые рассказы Н. Носова
Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Развивать чувство юмора, творческое воображение.
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Портрета
Н. Носова, иллюстрации к рассказам
«Затейники» и «Живая шляпа».
Игровая мотивация.
Художественное слово.
Чтение рассказов, вопросы.
Рассматривание
иллюстраций. Обсуждение.
Обобщающая беседа.
формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
последовательно вести пересказ.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1
Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»
Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, развивать умение анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
Воспитывать интерес к детской художественной литературе
Стихотворения
С. Маршака «Пудель» Портрет писателя.
Художественное слово. Напоминание. Загадывание загадки.
Уточнение. Показ иллюстраций с чтением стихотворения
Вопросы, обобщающая беседа.
отвечать на вопросы по тексту.
активизировать в речи существительные и прилагательные.
Занятие 2
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Приобщать детей к детской художественной литературе. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам, стимулировать отражение в речи познавательных вопросов.
Р.Н.С
«Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой)
Художественное слово. Игровая ситуация.
Беседа.
Напоминание.
Рассматривание иллюстраций.
Показ иллюстраций с чтением.
Объяснение. Обобщающая беседа.
Поощрение.
упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Занятие 3
Литературный калейдоскоп
Помочь детям вспомнить и закрепить названия героев уже известных им сказок.
Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.
Мультимедийное оборудование.
Маски героев сказок. Сюжетные картинки.
Проблемная
ситуация.
Игровая ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций.
Напоминание.
Использование схем.
Беседа.
Обсуждение.
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
совершенствовать умение описывать героя сказки с опорой на картинку.
НОЯБРЬ
Занятие 1
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Р.Н.С «Хаврошечка»
(в обработке А. Н. Толстого)
Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки. Вопросы, обобщающая беседа.
запомнить и отразить в речи начальную фразу и концовку произведения.
дифференцировать сказочные ситуации от реальных.
Занятие 2
Обучение рассказыванию по сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина)
Приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Познакомить со сказкой других народов. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.
Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
Воспитывать уважительное отношение к близким.
Сказка «Айога» (в обработке
Д.Нагишкина; в сокращении),
мультимедийное оборудование.
Художественное слово. Беседа. Чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов. Обсуждение.
Объяснение. Обобщающая беседа
Поощрение.
придумывание концовки к сказке.
отражать в речи образные выражения, сравнения.
Занятие 3
Чтение рассказа
Б.Житкова «Как я ловил человечков»
Развивать познавательный интерес к средствам художественной литературы.
Учить воспринимать чтение рассказов на слух, отвечать на вопросы сложными предложениями, различать жанры художественной литературы.
Воспитывать умение слушать других.
Рассказ
Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Портрет писателя.
Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа.
Рассматривание
иллюстраций
Обобщающая беседа
Поощрение.
отвечать на вопросы сложными предложениями
отражать в речи жанры художественной литературы.
Занятие 4
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать познавательней интерес к художественной литературе.
Рассказ
В. Бианки «Купание медвежат».
Портрет писателя.
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
Иллюстраций.
Использование схем.
Обобщающая беседа.
Поощрение.
последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1
Чтение стихотворений
о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей.
Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии.
стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении): отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»
Художественное слово.
Чтения стихотворения различными интонациями.
Рассматривание
иллюстраций
Использование схем.
Обобщающая беседа.
Поощрение.
закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера.
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи.
Занятие 2
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания.
Сказка
«Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева)
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций
Использование схем.
Обобщающая беседа.
продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту.
Занятие 3
Чтение сказки
П. Бажова «Серебряное копытце»
Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»
Портрет писателя.
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций
Использование схем.
Обобщающая беседа.
содержательно строить высказывания.
Занятие 4
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение, выразительно читать его с естественными интонациями.
Развитие познавательного интереса средствам художественной литературы.
Воспитывать умения слушать сверстника; воспитывать любовь к природе.
стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Художественное слово.
Чтения стихотворения с интонацией. Рассматривание
иллюстраций
Использование схем.
Обобщающая беседа.
выразительно читать стихотворение с естественными интонациями.
ЯНВАРЬ
Занятие 1
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
Приобщать детей к художественной литературе. Активизировать направление на познание, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Формировать умение содержательно строить высказывание.
Воспитывать интерес к художественной литературе, воспитывать умение слушать других.
Рассказ
С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
Портрет писателя.
Художественное слово. Беседа, обсуждение. Чтение рассказа,
Рассматривание
иллюстраций
Обобщающая беседа
Поощрение.
объяснить, почему это рассказ, а не сказка.
Занятие 2
Чтение сказки Б.
Шергина «Рифмы», стихотворения
Э. Мошковской «Вежливое слово»
Познакомить детей с необычной сказкой.
Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Развивать умение анализировать, обобщать, отображать в активном, устойчивом интересе к познанию.
Сказки
Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
Иллюстраций.
Использование схем.
Обобщающая беседа.
Поощрение.
вызывать желание рассуждать, делать выводы
Занятие 3
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям; отражать в речи впечатления, эмоциональное отношение.
Создать условия для проявления и развития познавательного интереса, творческой мыслительной активности, творческого воображения; связной, монологической речи.
Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.
Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок»
шапочки – маски для драматизации
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций
Использование схем.
Инсценировка. Обобщающая беседа.
Поощрение.
формировать умение пересказывать текст целиком, устанавливать причинно-следственные связи.
формировать умение пересказывать текст по ролям, отражать в речи эмоциональное отношение.
Занятие 4
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Познакомить с творчеством
И.З. Сурикова; разучить стихотворение с использованием схематического рисунка.
Способствовать развитию познавательного интереса .
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.
Стихотворения
(А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»
С. Есенин «Поет зима — аукает…» (по выбору педагога).
И. Суриков «Детство»
Схема- рисунок к стихотворению
Художественное слово.
Чтения стихотворения различными интонациями. Рассматривание
иллюстраций.
Использование схем.
Обобщающая беседа.
Поощрение.
разучить стихотворение с использованием схематического рисунка
формировать умение соотносить схематический рисунок с текстом.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Продолжать приобщать детей к художественной литературе, активизировать направленность на познание. Развивать у детей умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из произведения.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Сказка «Царевна-лягушка»
(в обработке М. Булатова).
Художественное слово, напоминание, загадывание загадки, уточнение, показ иллюстраций с чтением сказки.
Вопросы, обобщающая беседа.
повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
Занятие 2
Пересказ сказки
А. Н. Толстого «Еж»
Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.
Развивать познавательный интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к родному краю и к диким животным, которые обитают в лесах.
Сказка А. Н. Толстого «Еж»
Портрет писателя.
Сюрпризный момент. Художественное слово, показ иллюстраций с чтением сказки Вопросы, обобщающая беседа.
Проблемные ситуации.
Поощрение.
пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонацию выразительности.
формировать потребность в познании через проблемные вопросы
Занятие 3
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»
Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.
Активизировать направленность на познание, проявление эмоционального отношения. Воспитывать умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Стихотворение
Ю. Владимирова «Чудаки»
Художественное слово.
Чтение стихотворения различными интонациями. Рассматривание
иллюстраций.
Использование схем.
выразительно читать стихотворение по ролям.
МАРТ
Занятие 1
Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
Продолжить работу по приобщению детей к поэзии. Развивать познавательный интерес средствами художественной литературы.
Формировать умение вслушиваться в ритм поэтического текста, умение выразительно, с различными интонациями читать стихи.
Воспитывать доброжелательность, дружелюбие, формировать умение работать в команде.
Стихотворение
Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций.
Чтения стихотворения различными интонациями.
выразительно, с различными интонациями читать стихи.
Занятие 2
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
Приобщать детей к художественной литературе, активизация и обогащение словаря по теме «Животные холодных стран».
Учить строить сложноподчиненные предложения.
Воспитывать добрые чувства к природе, интерес к художественной литературе.
Рассказ
Г. Снегирева «Про пингвинов»
Сюрпризный момент. Чтение художественной литературы. Беседа. Показ схем. Обобщающая беседа.
Поощрение.
строить сложноподчиненные предложения.
Занятие 3 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
Продолжать развивать познавательный интерес у детей к средствами художественной литературы на примере глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно без повторов и не нужных слов пересказывать эпизоды из книги.
Упражнять детей в построении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Рассказ
Г. Снегирева «Про пингвинов»
Проблемная
ситуация. Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций.
Использование схем.
Обобщающая беседа.
Поощрение
пересказывать эпизоды из книги.
упражнять в построении сложноподчиненных предложений.
Занятие 4
Чтение рассказа
В. Драгунского «Друг детства»
Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Друг детства». Создать условия для формирования умения чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, формировать познавательный интерес, умение передавать свое отношение к персонажам.
Способствовать развитию диалогической речи, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам.
Рассказ
В. Драгунского «Друг детства»
Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,
Рассматривание
иллюстраций
Обобщающая беседа
Поощрение.
формировать умение передавать свое отношение к персонажам.
развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Занятие 5
Чтение сказки «Сивка-Бурка»
Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.
Сказка
«Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).
Художественное слово. Игровая ситуация.
Беседа.
Напоминание.
Рассматривание иллюстраций.
Объяснение. Обобщающая беседа
Поощрение
жанровые особенности сказки.
отражать в речи образные выражения.
АПРЕЛЬ
Занятие 1
Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)
Развивать познавательный интерес у детей к художественной литературе.
Развивать умение устанавливать причинно- следственную связь.
Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Рассказ Н. Сладков
«Красный снег»;
«Волосатое дерево».
Портрет писателя.
Художественное слово. Беседа, обсуждение, чтение рассказа,
Использование схем.
Рассматривание
иллюстраций
Обобщающая беседа
Поощрение.
пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно
устанавливать причинно- следственную связь.
Занятие 2
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
Познакомить детей с рассказом. Формировать умение детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
Развивать устную речь.
Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
Рассказ
К. Паустовского «Кот-ворюга»
Художественное слово.
Беседа, Игровая ситуация.
Обсуждение, чтение рассказа,
Рассматривание
иллюстраций
Обобщающая беседа
Поощрение.
анализировать художественное произведение.
С Федором Т., формировать умение осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
Занятие 3
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль.
Развивать познавательный интерес к художественной литературе, навыки общения, логическое мышление.
На основе художественного произведения воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость.
Сказка
В. Катаева «Цветик-семицветик»
Художественное слово.
Проблемная
ситуация.
Беседа.
Напоминание
Рассматривание иллюстраций
Чтение сказки, обсуждение.
Объяснение. Обобщающая беседа.
Поощрение.
отразить в речи главную мысль произведения.
МАЙ
Занятие 1
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».
Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.Развивать умение анализировать, обобщать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Воспитывать познавательный интерес средствами художественной литературы.
Рассказ
В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».
Проблемная
ситуация.
Рассматривание
иллюстраций Чтение рассказа, обсуждение.
Объяснение. Обобщающая беседа.
Поощрение.
отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Занятие 2
Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол»
Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать познавательный интерес, стимулировать потребность к познанию.
Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор).
Р.Н.С
«Финист — Ясный сокол»
Беседа.
Вопросы.
Напоминание.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение сказки, обсуждение.
Проблемная ситуация Объяснение. Поощрение
выявлять и отражать в речи образный строй волшебной сказки.
Однажды у Дениски в школе заболела учитель литературы и ее заменила учитель географии. Денис читал красивый стих «Тиха украинская ночь», но учитель разобрала его с научной точки зрения и вышло очень смешно.
Наша преподавательница литературы Раиса Ивановна заболела. И вместо нее к нам пришла Елизавета Николаевна. Вообще-то Елизавета Николаевна занимается с нами географией и естествознанием, но сегодня был исключительный случай, и наш директор упросил ее заменить захворавшую Раису Ивановну.
Вот Елизавета Николаевна пришла. Мы поздоровались с нею, и она уселась за учительский столик. Она, значит, уселась, а мы с Мишкой стали продолжать наше сражение — у нас теперь в моде военно-морская игра. К самому приходу Елизаветы Николаевны перевес в этом матче определился в мою пользу: я уже протаранил Мишкиного эсминца и вывел из строя три его подводные лодки. Теперь мне осталось только разведать, куда задевался его линкор. Я пошевелил мозгами и уже открыл было рот, чтобы сообщить Мишке свой ход, но Елизавета Николаевна в это время заглянула в журнал и произнесла:
— Кораблев!
Мишка тотчас прошептал:
— Прямое попадание!
Я встал.
Елизавета Николаевна сказала:
— Иди к доске!
Мишка снова прошептал:
— Прощай, дорогой товарищ!
И сделал «надгробное» лицо.
А я пошел к доске. Елизавета Николаевна сказала:
— Дениска, стой ровнее! И расскажи-ка мне, что вы сейчас проходите по литературе.
— Мы «Полтаву» проходим, Елизавета Николаевна, — сказал я.
— Назови автора, — сказала она; видно было, что она тревожится, знаю ли я.
— Пушкин, Пушкин, — сказал я успокоительно.
— Так, — сказала она, — великий Пушкин, Александр Сергеевич, автор замечательной поэмы «Полтава». Верно. Ну, скажи-ка, а ты какой-нибудь отрывок из этой поэмы выучил?
— Конечно, — сказал я,
— Какой же ты выучил? — спросила Елизавета Николаевна.
— «Тиха украинская ночь…»
— Прекрасно, — сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. — «Тиха украинская ночь…» — это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблев.
Одно из ее любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и мое любимое место! Я его, еще когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, все равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на теплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но все-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковку, как она тоже спит и плывет на кудрявом облачке передо мною, а наверху звезды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики; а где-то у моих ног спит и перебирает лапками во сне толстый, налитой молоком щенок, которого нет в этих стихах. Но я хочу, чтобы он был, а рядом на крылечке сидит и вздыхает мой дедушка с легкими волосами, его тоже нет в этих стихах, я его никогда не видел, он погиб на войне, его нет на свете, но я его так люблю, что у меня теснит сердце…
— Читай, Денис, что же ты! — повысила голос Елизавета Николаевна.
И я встал поудобней и начал читать. И опять сквозь меня прошли эти странные чувства. Я старался только, чтобы голос у меня не дрожал.
…Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет…
— Стоп, стоп, довольно! — перебила меня Елизавета Николаевна. — Да, велик Пушкин, огромен! Ну-ка, Кораблев, теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?
Эх, зачем она меня перебила! Ведь стихи были еще здесь, во мне, а она остановила меня на полном ходу. Я еще не опомнился! Поэтому я притворился, что не понял вопроса, и сказал:
— Что? Кто? Я?
— Да, ты. Ну-ка, что ты понял?
— Все, — сказал я. — Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят.
— Ну… — недовольно протянула Елизавета Николаевна, — это ты немножко поверхностно понял… Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин…
— А как, — спросил я, — как надо Пушкина понимать? — И я сделал недотепанное лицо.
— Ну давай по фразам, — с досадой сказала она. — Раз уж ты такой. «Тиха украинская ночь…» Как ты это понял?
— Я понял, что тихая ночь.
— Нет, — сказала Елизавета Николаевна. — Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!
— «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».
— Эх, Кораблев, Кораблев, — грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. — Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.
Но мне уже почему-то не хотелось читать. Как-то все сразу надоело. И поэтому я наскоро пробормотал:
…Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
— А почему? — оживилась Елизавета Николаевна.
— Что почему? — сказал я.
— Почему он не хочет? — повторила она.
— Что не хочет?
— Дремоты превозмочь.
— Кто?
— Воздух.
— Какой?
— Как какой — украинский! Ты ведь сам только сейчас говорил: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…» Так почему же он не хочет?
— Не хочет, и все, — сказал я с сердцем. — Просыпаться не хочет! Хочет дремать, и все дела!
— Ну нет, — рассердилась Елизавета Николаевна и поводила перед моим носом указательным пальцем из стороны в сторону. Получалось, как будто она хочет сказать: «Эти номера у вашего воздуха не пройдут». — Ну нет, — повторила она. — Здесь дело в том, что Пушкин намекает на тот факт, что на Украине находится небольшой циклонический центр с давлением около семисот сорока миллиметров. А как известно, воздух в циклоне движется от краев к середине. И именно это явление и вдохновило поэта на бессмертные строки: «Чуть трепещут, м-м-м… м-м-м, каких-то тополей листы!» Понял, Кораблев? Усвоил! Садись!
И я сел. А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?
— Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать?
Я выдал ему «научное» лицо.
— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корном…
Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену.
(Илл. Шер А.С.)
Читаем с интересом — Рассказ Моя первая зоология читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
В ЛЕСУ
БАРСУК
Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошел барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает — да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.
КАБАН-СЕКАЧ
Это дикая свинья — кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает — ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечет, как топором, он клыками и волка убьет — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.
БЕЛКА
Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть — шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок — прыг, скок — прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик — да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор — отравишься.
ЖУРАВЛЬ
Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы,курлы!
Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертется, и в воду глядеться.
РЫСЬ
В тёмном лесу, у лесной тропинки, залёг зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Не ходи под этим деревом — попадёшь в её когти. Она с дерева так и бросится на добычу!..
МЕДВЕДЬ
Сидит медведь-сладкоежка, ест малину.
Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает — одни голые веточки остаются.
Ну и жадный же ты, мишка! Ну и прожорливый!
Смотри, объешься — живот заболит.
ЛИСА
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся.
Услышит, заметит — кинется.
Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
ЗАЯЦ
Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Тёплого лета ждёт. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь… Ешь — не хочу! Хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси.
Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
СОВА
У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется — ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днём спит.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вот он, вот он, ночной разбойник, вот он сидит, пучеглазый!»
ТЕТЕРЕВ
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не мёрзли.
Сидит он зимой на берёзе, клюёт берёзовые серёжки, соберётся спать — и бултых вниз головой прямо в снег! В снегу повернется раз — другой, у него там получится комнатка снеговая, он в ней и спит всю ночь. А весной соберутся тетерева на лесных полянках и токуют. Подскакивают, дерутся и песни поют. Кто на весь лес чуффыкает: чуффык! чуффык! А кто голубем воркует: гур-гурру! гур-гурру!
ЕЖ
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.
Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.
ВОЛК
Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы!
Волк — разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте — волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!
ДЯТЕЛ
Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он — пестрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подперся; прыг-скок по стволу вверх. Нашел местечко, где под корой червяк, снова застучал клювом — тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил — тр-ррр, улетел совсем далеко, еле его и слышно — тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ И ХОЛОДНЫХ СТРАН
ЛЕВ
Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!
Лев на охоту вышел!
Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рев, львиное рыкание. И все звери притаились.
Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти у него острые, зубы у него крепкие.
Кого он этой ночью поймает?
ПИНГВИНЫ
Это совсем удивительные птицы — на других не похожи, они летают в воде, а не по воздуху. Нырнут и так сильно машут крыльями-коротышками, так быстро летят под водой, что рыбу догоняют. А ходят пингвины тоже особенно, по-своему: столбиками. Издали кажется, что это человек идёт в чёрном пиджаке и в белом жилете.
Однажды заплыл корабль в неведомые холодные края. Хотели моряки к берегу пристать — и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско. Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только поняли моряки, что это не люди были, а птицы.
КИТ
Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.
СЛОН
Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.
ЗМЕЯ УДАВ
Стоит на поляне старое-престарое дерево. Корни у дерева из земли вылезли, толстые ветки изогнулись, переплелись.
Одна ветка даже вокруг ствола несколько раз обернулась, как змея. А это и вправду не ветка, а настоящая змея — сильный и страшный удав.
Не пройти под деревом осторожному оленю, не пробежать мелкому зверьку, не сесть на дерево птице — разом обовьется кольцами змея вокруг добычи и проглотит ее.
ПОПУГАЙ КАКАДУ
Сидит попка в лесу на дереве и своим хохлом играет: то его развернет, то сложит, то развернет, то сложит. И кричит разными голосами, всех передразнивает. То захрюкает, как дикая свинья в кустах, то зарычит, как зверь в логове, то свистнет, как дрозд. Уж такой он, попка, персмешник!
Попка и по-человечески может научиться говорить: и по-русски, и по-французски, и по разному другому. Только он не понимает, что болтает.
А я знал такого попугая, который даже песни петь умел.
БЕГЕМОТ
Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нем так и трясется. Притащится этот толстый обжора на поле — все поле сожрет, а что не сожрал — сомнет. И уйдет потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнет — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достает, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытй чемодан, — и заорет, будто десять лошадей разом заржали.
ОРАНГУТАНГ
Это большая рыжая обезьяна орангутанг. По-малайски орангутанг — лесной человек. Малайцы про орангутанга рассказывают сказку. Будто был он раньше человеком и жил, как все люди, в деревне. Потом не захотел работать и ушел в лес на деревьях жить. Весь рыжей шерстью оброс и сделался обезьяной.
МАРТЫШКИ
Это весёлые, смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки. Мордочки сморщенные, как у старушек. Чёрные ручки тоже совсем человеческие. А ноги — совсем, как руки, с длинными пальцами. Ими мартышки и чешутся, и хватают, что им надо, и дерутся. Целый деньмартышки путешествуют по деревьям. Кричат, дерутся, с ветки на ветку скачут. Беда, если такая веселая орава нагрянет на огород! Все вырвут, разбросают — не столько объедят, сколько попортят.
КРОКОДИЛ
Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь.
Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться — он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
На Севере снег да лед, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достает лишайник — ягель.
Чье молоко пьет на Севере человек? Оленье.
На чем ездит? На олене.
Чье мясо ест? Оленя.
Не прожить без оленя в тех местах человеку.
МОРЖ
Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.
Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывает кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отжыхает.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги теплая, ее мороз не прохватывет. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочем ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.
Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу заваливается спать, прямо тут же на льду.
А когда выспится, опять побредет. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.
НОСОРОГ
Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадный зверь — носорог. Нипочем ему колючки и шипы, твердые сучья и пни. Шкура у него толстая и крепкая, как броня: копье от нее отскочит, стрела сломается. Пробьет такую шкуру только пуля из винтовки.
У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться.
Вспыльчивый зверь и подозрительный.
ВЕРБЛЮД
Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжёлые вьюки. Очень устал, даже похудел; наконец привели его домой на отдых. Вот он лежит в хлеву, ноги под себя подогнул. Сено, солому жуёт. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Читаем с интересом — Рассказ Верный Трой читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашел я за ним утром. Он в большом доме живет — на улице Пестеля. Вошел я во двор. А он увидел меня из окна и машет рукой с четвертого этажа:
— Жди, мол, сейчас выйду.
Вот я и жду на дворе, у двери.
Вдруг сверху кто-то как загремит по лестнице. Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая. «Неужели, — думаю, — это приятель мой с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает?» Я поближе к двери подошел. Что же там по лестнице катится? Жду.
И вот смотрю: выезжает из дверей пятнистая собака — бульдог. Бульдог на колесиках. Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик». А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.
Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные. Выехал он из дверей, посмотрел сердито по сторонам. А тут рыжая кошка двор переходила. Как бросится за кошкой бульдог — только колёса подпрыгивают на камнях да ледяшках. Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору и углы обнюхивает.
Тут я вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и давай его рисовать. Вышел мой приятель с лыжами, увидел, что я собаку рисую, и говорит:
— Рисуй его, рисуй, это не простой пес. Он из-за храбрости своей калекой стал.
— Как так? — спрашиваю.
Погладил мой приятель бульдога по складкам на загривке, конфету ему в зубы дал и говорит мне:
— Пойдем, я тебе по дороге всю историю расскажу. Замечательная история, ты прямо и не поверишь. Так вот, — сказал приятель, когда мы вышли за ворота, — слушай:
Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный. И правильно его так назвали. Ушли мы как-то раз все на службу. У нас в квартире все служат: один учителем в школе, другой на почте телеграфистом, жены тоже служат, а дети учатся. Ну вот, ушли мы все, а Трой один остался — квартиру сторожить. Выследил какой-то вор-ворище, что пустая у нас осталась квартира, вывернул замок из двери и давай у нас хозяйничать.
У него с собой мешок был громадный. Хватает он все, что попало, и сует в мешок, хватает и сует. Ружье мое в мешок попало, сапоги новые, учительские часы, бинокль Цейса, валенки ребячьи. Штук шесть пиджаков, да френчей, да курток всяких он на себя натянул: в мешке уже места, видно, не было. А Трой лежит у печки, молчит — вор его не видит. Такая уж у Троя привычка: впустить он кого угодно впустит, а вот выпустить — так нет.
Ну вот, обобрал вор всех нас дочиста. Самое дорогое, самое лучшее взял. Уходить ему пора. Сунулся он к двери… А в дверях Трой стоит. Стоит и молчит. А морда у Троя — видал какая? А грудища-то! Стоит Трой, насупился, глаза кровью налились, и клык изо рта торчит. Вор так и прирос к полу. Попробуй, уйди!
А Трой ощерился, избочился и боком стал наступать. Тихонько подступает. Он всегда так врага запугивает — собаку ли, человека ли. Ворюга, видно, от страха совсем обалдел, метаться начал без толку, а Трой на спину ему прыгнул и все шесть пиджаков на нем разом прокусил. Ты знаешь, как бульдоги мертвой хваткой хватают? Глаза закроют, челюсти захлопнут, как на замок, да так и не разожмут зубов, хоть убей их тут.
Мечется вор, об стены спиной трется. Цветы в горшках, вазочки, книги с полок сбрасывает. Ничего не помогает. Висит на нем Трой, как гиря какая. Ну, догадался наконец вор, вывернулся он как-то из своих шести пиджаков и весь этот куль вместе с бульдогом раз за окно! Это с четвертого-то этажа!
Полетел бульдог головой вниз во двор. Хлоп! Жижа в стороны брызнула, картошка гнилая, головы селедочные, дрянь всякая. Угодил Трой со всеми нашими пиджаками прямо в помойную яму. До краев была завалена в этот день наша помойка. Ведь вот какое счастье! Если бы о камни он брякнулся — все бы косточки переломал и не пикнул бы. Сразу бы ему смерть. А тут, будто кто ему нарочно помойку подставил, все же помягче падать.
Вынырнул Трой из помойки, выкарабкался — будто целый совсем. И подумай только, успел он еще вора на лестнице перехватить. Опять в него вцепился, в ногу на этот раз. Тут сам вор себя выдал, заорал, завыл. Сбежались на вой жильцы со всех квартир, и с третьего, и с пятого, и с шестого этажа, со всей черной лестницы. А вор только кричит не своим голосом:
— Собаку держите. О-о-ой! Сам в милицию пойду. Оторвите только черта окаянного.
Легко сказать — оторвите. Два человека тянули бульдога, а он только хвостиком-обрубком помахивал и еще сильнее челюсти зажимал. Принесли жильцы из первого этажа кочергу, просунули Трою между зубов. Только таким манером и разжали ему челюсти. Вышел вор на улицу — бледный, всклокоченный. Трясется весь, за милиционера держится.
— Ну и собачка, — говорит.
— Ну и собачка!
Увели вора в милицию. Там он и рассказал, как дело было. Прихожу я вечером со службы. Вижу, в дверях замок выворочен. В квартире мешок с добром нашим валяется. А в уголке, на своем месте, Трой лежит. Весь грязный, вонючий. Позвал я Троя. А он и подойти не может. Ползет, повизгивает. У него задние ноги отнялись.
Ну, теперь вот мы всей квартирой по очереди его гулять выводим. Я ему колесики приспособил. Он сам скатывается на колесиках по лестнице, а назад взобраться уж не может. Надо приподнимать кому-нибудь автомобильчик сзади. Передними-то лапами Трой сам переступает. Так сейчас и живет пес на колесиках.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.