Рассказ виктора астафьева ловля пескарей в грузии

Формировать умение анализировать литературное произведение; способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков; за счет включения в урок музыки
  • формировать умение анализировать литературное
    произведение;
  • способствовать развитию у учащихся
    интеллектуальной компетенции и
    исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида
    искусства содействовать развитию творческого
    воображения, эмоционального восприятия
    произведения, а также повышению читательского
    интереса.
  • Оборудование: компьютер, проектор,
    интерактивная доска, полонез Огинского
    “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к
    уроку.

    Ход урока

    I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

    Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с
    Родиной”. (Приложение 1)

    Предварительная учебная задача: попытаться
    не только прослушать, а “вжиться” в звучащую
    музыку.

    А) Вопросы и комментарии после прослушивания
    .

    Обращение к лексическому значению слова
    “полонез” (торжественное музыкальное
    произведение; бальный танец)

    Какие мысли, чувства возникли при слушании
    музыки?

    Всегда ли одна и та же музыка может вызывать
    одинаковые эмоции?

    От чего это зависит? Приведите примеры из жизни,
    литературы?

    (Человек при разных обстоятельствах и в разном
    возрасте может по-разному воспринимать музыку.
    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая
    сказка”)

    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая
    сказка” Открывает произведение писателя
    “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П.
    Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон”
    чему?

    (Детству, бабушке, родным местам)

    Определите каждый для себя цель, которой он
    желал бы достичь на уроке.

    II. Проверка первичного восприятия рассказа.
    Беседа по вопросам.

    • От чьего лица в рассказе ведется
      повествование?
    • Кто находится в центре внимания Вити
      Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в
      Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем
      состоит необычность повествования?
    • Как рассказчик стремиться передать нам его
      восприятие музыки?

    (Выделение основных эпизодов, подтверждающих
    ранее высказанную детьми мысль)

    • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда
      держать во внимании и что облегчило бы нам
      работу? (Составление соответствующей теме урока
      таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
    № эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
    Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось
    страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не
    грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла
    скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в
    поднебесье”
    “Боялся громко дышать”, “холод
    под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”,
    “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого
    себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю
    жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил
    подняться”
    “Ключ течет”, “кто-то пьет”,
    “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое
    тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о
    болезни моей”, “грозный поток”, “громы,
    молнии”
    “Хотелось умереть всеми
    заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке,
    сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
    Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”,
    “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа
    кровью, не бушевал огонь …не рушились камни”
    “Скрипка снова тронула те самые
    струны, что накалились при давешней игре и еще не
    остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам,
    дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир
    добр и одинок”
    Пошел на могилу матери, попросил
    прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
    Третье слушание “Последней военной осенью, в
    небольшом, разбитом польском городе на посту
    возле пушек”
    “Разлились звуки органа”,
    “музыка разворачивала душу…, “все-все
    обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все
    вывернуто грязной изнанкой”.
    “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно
    вздох родной земли”
    “Звучала боевым кличем, звала
    куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли
    эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

    III. Организация мини-исследования. Работа в
    группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы
    (в тетрадях, представитель от группы — на
    интерактивной доске)

    IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы
    на интерактивной доске.

    Каждая группа формулирует вывод о силе
    воздействия музыки на рассказчика.

    При анализе второго эпизода в дополнение к
    содержанию рассказа Васи-поляка приводится
    историческая справка. (В марте 1794 года в Речи
    Посполитой началось восстание, которым
    руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас
    Огинский, — горячий его сторонник. Он был избран
    в Национальный Совет, на одном из заседаний
    которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои
    имущество, труд и жизнь”. На свои средства он
    сформировал большой вооруженный отряд, которым
    сам и командовал. Старинный герб Огинских он
    заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость.
    Независимость». После поражения восстания
    М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

    Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка”
    был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем
    В.П. Астафьев открыл нам способность музыки
    влиять на человека, формировать его мысли,
    чувства.

    V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего
    задания.

    На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью
    своего языка волновать, вызывать ответные
    чувства. Прослушайте стихотворение современной
    поэтессы Татьяны Савостьяновой.

    Что может быть красноречивей рук?

    Что может быть красноречивей рук
    Чувствительнее, мягче и нежнее?
    Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
    Аккордов бесконечное движенье.

    То звуки осторожны и тихи
    Или задорны, жалостно-печальны.
    Со всех сторон, снаружи, изнутри,
    Возникшие нарочно и случайно.

    Безумное шептание листвы
    Осенним утром, ветра плач надрывный
    Я слышу дребезжанье темноты,
    И шелест волн, и чайки крик унывный.

    Все в музыке, природе и во мне
    Сливается, расходится кругами…
    Я таю…Наяву или во сне…
    Как млечная дорога под ногами.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

    • Определите тему и идею стихотворения.
    • Почему автор называет руки музыканта
      “красноречивыми”?
    • Найдите строки, подтверждающие это.
    • Укажите строки, с помощью которых автор
      передает силу воздействия музыки на слушателя.

    Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как
    вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как
    однажды на уроке пения (так тогда называлась
    “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского
    “Прощание с Родиной”.

    В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам
    было грустно…

    Спустя много лет я прочитала “Последний
    поклон”, который начинался рассказом “Далекая и
    близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне
    бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось
    стихотворение “Далекая и близкая сказка, или
    Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю
    стихотворение – авт.)

    Тишина над миром и покой,
    Только плачет скрипка над рекой,
    И поют в ночи тоскливо звуки,
    говоря о боли и разлуке.
    Изнывает скрипкина душа о стране,
    Что очень хороша:
    Полонез Огинского играл
    Человек, что родины не знал.
    В нем Огинский через много лет
    Посылал свой Родине привет.
    В помощь скрипке вторил Енисей,
    О заветном напевая ей.
    — Затаившись, слушал я хорал
    И душою многое познал.
    Я узнал тоску, печаль и боль
    О стране далекой и чужой,
    Я узнал, что трудные пути
    Мне придется по земле пройти.
    41-ый. Началась война.
    Оборвалась скрипкина струна.
    Нежный голос гулом заменен.
    Ужас, страх и боль вселяет он.
    И уж велено Всевышним мне
    Оказаться в той чужой стране.
    Через череду прошедших лет
    Мне Огинский вновь прислал привет:
    Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
    Я услышал, что звучит орган!
    Как? Откуда этот звук проник?
    Вижу: на стене Святого лик…
    А в глазах его прямой укор
    За кровавый смерч, войну, разор…
    Музыка звучала все сильней!
    Гром орудий прорывался в ней!..
    Но брала она над страхом власть,
    Так сильна была по миру страсть!
    Прекратите, люди, смерти пир –
    Пусть на свете воцарится мир!

    Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча
    посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими
    чувствами, а дома…

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.

    На тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

    1. ФИО учителя –

    2. Предмет – русский язык

    3. Класс –11

    4. Технология – РКМЧП

    5. Форма работы – групповая

    Цель
    урока
    повышение уровня текстовой компетенции.

    Задачи урока:

    · обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

    · развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

    · воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

    Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

    Технология — РКМЧП

    Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» , запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

    Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел «
    единственно нужное размещение единственно нужных слов»
    и т. д.)

    На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писавека и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?

    Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

    Чтение с остановками

    1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

    ________________________________________________________________________

    что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

    (9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

    (17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» —

    _____________________________________________________________________

    (19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

    (25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

    _____________________________________________________________________________

    в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

    _______________________________________________________________________

    После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

    Вторая часть после текста.

    Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

    «Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т. д.)

    Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

    Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

    Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

    Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края . Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

    О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

    В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

    Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

    С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.

    Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

    Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

    1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю
    вы отнесли бы этот текст?

    Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

    Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля — эстетическая.

    2. Какого типа речи
    текст?

    3. Какова композиция
    текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
    Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
    — Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

    Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

    Работа в группах

    Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

    1 группа

    Понаблюдайте над лексикой
    текста:

    Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т. д.);

    Найдите опорные слова в каждой части текста;

    Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т. д.;

    Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов , историзмов , неологизмов ; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

    2 группа

    Какими морфологическими
    средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т. д.)

    3 группа

    Понаблюдайте над синтаксисом
    текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т. д.)

    4 группа

    Языковые средства выразительности
    в тексте.
    Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют
    в этом тексте важную роль?

    Выступление групп

    Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

    В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

    Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

    Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
    Какое слово более значимо, более важно для писателя?
    — Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
    (Что такое родина для человека?)

    Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
    (Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

    Проблемы, поднимаемые в тексте:

    Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

    Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

    Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

    Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

    На слайде

    Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

    Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

    «Цель музыки – трогать
    сердца».

    «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

    Читаем, слушаем, анализируем.

    Итоги урока.

    Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

    Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.

    Слайд 2

    Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Еще когда Виктор был ребенком, он потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии.
    После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

    Слайд 3

    Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивал ее. Сочинения воспитанника Астафьева публиковались в школьном журнале. Среди них и ученическая работа о любимом озере, которая через много лет превратится в повесть «Васюткино озеро».
    После выпуска из детдома Астафьеву удалось скопить на билет и уехать в Красноярск. Там он учился в ФЗО по железнодорожной специальности. По окончании курса обучения Астафьев некоторое время работал на станции Базаиха под Красноярском составителем поездов.

    Слайд 4

    В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать.
    До 1945 года он служил на передовой, рядовым пехоты, шофером, артразведчиком, связистом. Был ранен, контужен. Закончил войну кавалером ордена «Красной звезды», награжден также медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

    Слайд 5

    Когда война закончилась, Астафьев женился на рядовой Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

    Слайд 6

    Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в жизни Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

    Слайд 7

    Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Отечественная война предстает в его произведениях, как великая трагедия(роман «Так хочется жить», повесть «Прокляты и убиты»). Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба». Многие его рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» – это лирическое повествование о народном характере.
    Большинство рассказов и повестей, написанных им для детей, вошли в сборники «Конь с розовой гривой», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Зорькина песня», книгу «Огоньки».

    Слайд 8

    В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В 1999 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    Слайд 9

    Виктор Петрович Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романа «Тают снега» , повестей «Кража» , «Последний поклон» , «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Слякотная осень», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Перевал», книги коротких новелл «Затеси» и др. Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года. Похоронен в родном селе Овсянка.

    Слайд 10

    «Ни дня без строчки» – эти слова были девизом всей жизни неутомимого труженика, истинно народного писателя.


    Посмотреть все слайды

    Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. А.Макаров А.Макаров


    slide 2

    Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель. Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель.

    slide 3

    20 баллов На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом. На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.

    slide 4

    В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий». В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».

    slide 5


    slide 6

    После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края; здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году

    slide 7

    10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. 10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. «Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.

    slide 8


    slide 9

    Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться — так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться — так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968)1968 Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного. одинокого поляка…

    slide 10

    Из рассказа Виктора Астафьева «Жизнь прожить»

    slide 11


    slide 12


    slide 13


    slide 14

    30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».

    slide 15

    40 баллов. Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.

    slide 16

    50 баллов. «Своя игра». Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.»

    slide 17


    slide 18

    Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее. Что там свет, там Бог, там Богородица там Бог, там Богородица.

    slide 19

    30 баллов «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки»)

    slide 20

    40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа»)

    slide 21

    50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (февр. No 6. Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, «Воскресения, воскресения, воскресения, воскресения. воскресения. Силы есть, способные это сделать… это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас…»

    slide 22

    10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь-рыба») (По повести «Царь-рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека « « Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В. Астафьев

    slide 23

    20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.

    slide 24

    30 баллов «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы

    slide 25

    40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Царь-рыбы» — Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.

    slide 26

    50 баллов «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

    slide 27

    10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? Повесть «Царь-рыба»

    slide 28


    slide 29


    slide 30

    40 баллов. Раунд «Своя игра». За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

    slide 31

    50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

    slide 32

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    img1Дата рождения: 1 мая 1924 г Место рождения: Овсянка, Красноярский уезд Енисейская губерния, ныне Красноярский край Дата смерти: 29 ноября 2001 (77 лет) Место смерти: Красноярск, Российская Федерация Гражданство: СССР и Россия Род деятельности: прозаик, эссеист, драматург Годы творчества: 1951-2001 Направление: военная проза Жанр: роман, повесть Язык произведений: русский

    Cлайд 3

    img2Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) – писатель (прозаик, эссеист). Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии. Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев в биографии детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом. В 1942 году Астафьев Виктор Петрович в биографии добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы в своей биографии Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды». Когда война закончилась, Астафьев женился на Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Биография

    Cлайд 4

    img3Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка. Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год. За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

    Cлайд 5

    img4В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев Виктор Петрович четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём. — Из наградного листа на медаль «За отвагу» медаль «За отвагу» орден Красной звезды орден Ленина «За освобождение Варшавы» «За победу над Германией»

    Cлайд 6

    img5Память В Перми установлена мемориальная доска памяти писателя Виктора Астафьева по адресу: ул. Ленина, 84. В этом доме в 1960-х годах жил и работал писатель. На доске нанесено имя Астафьева, обозначены годы, которые он провёл в Перми, а также выполнен металлический барельеф портрета писателя. Снизу предусмотрена полочка для цветов. Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей. Автором проекта данной скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.

    Cлайд 7

    img6

    Cлайд 8

    img7Повести «Перевал» «Стародуб» «Звездопад» «Кража» «Где-то гремит война» «Последний поклон» «Слякотная осень» «Царь-рыба» «Ловля пескарей в Грузии» «Печальный детектив» «Так хочется жить» «Обертон» «Из тихого света» «Весёлый солдат» «Васюткино озеро» «До будущей весны» «Тают снега» «Прокляты и убиты» «Пастух и пастушка» «Людочка» «Конь с розовой гривой » Романы Современная пастораль «Прости меня» Пьесы Произведения

    История создания

    История «Людочки» демонстрирует негативное отношение автора к укладу брежневского времени. Он старался передать эмоции, показать людям, что никакие лозунги и громкие слова не изменят жизни вокруг, обращая внимание не только на внутренние, но и общемировые проблемы. В произведении четко просматривается экологический кризис, неправильные уклады общества, трусость перед теми, кто сильнее.

    Жанр «Людочки» Астафьева позиционируется, как деревенская проза. Небольшой рассказ, пропитанный эмоциями, многих заставлял плакать. Но именно этой цели и придерживался писатель. Несмотря на то что произведение вышло в свет в 1987 году, писать его автор начал намного раньше. Идея вынашивалась задолго до печати.

    За основу он взял реальную историю, которую услышал в юношестве. Его настолько поразила бесчувственность людей, что он решил указать на нее в своем произведении. Как и полагается жизненным жанрам, в рассказе полностью отсутствуют положительные персонажи, у каждого есть свой грех за плечами.

    Упоминание об этом произведении будет уместно в школьных сочинениях на разные темы, так как здесь поднимаются многие жизненные проблемы.

    Основы сюжета

    Главная героиня родилась в деревне, жила вместе с матерью и отчимом. Но, как и все, стремилась к цивилизации, где, как ей казалось, были перспективы. Именно поэтому, окончив 10 классов, она переезжает в поселок, где знакомится с Гавриловной. Та видит наивность девочки и предлагает ей жить в свободной комнате, помогая по хозяйству.

    С одной стороны, Гавриловна предстает перед читателями как нравственная и добрая женщина. Но с другой, именно она преследует корыстные мотивы, рассчитывая, что девушка сможет помочь ей с уборкой, будет вести дела по хозяйству, составит компанию и спасет от скуки.

    Главные сцены происходят в заброшенном парке. С их помощью автор хотел показать, насколько окружающая действительность влияет на людей. Здесь:

    • Горы мусора. Местные используют парк, как свалку.
    • Канализационные отходы, источающие неприятный запах далеко за пределы территории парка.
    • Плохая растительность из-за испорченной экологии.
    • Мрачность даже под яркими солнечными лучами.

    Людочке приходилось каждый день проходить через этот парк. Вечерами он оживал: здесь проводились танцы, приходили юноши и девушки, тешили себя дешевым алкоголем и скудной закуской. Героиня даже не могла подумать, что тут с ней приключатся ужасные вещи, поэтому совсем не боялась, пересекая местность. Кроме того, лидер местных ребят Артем пообещал ей защиту.

    В один из дней в парке на Людочку напал бандит Стрекач и надругался над ней. Он совсем недавно вышел из тюрьмы и, не испытывая к девушке никаких чувств, из-за скуки решился на такой поступок. Защитить ее никто не смог, так как все боялись местного авторитета.

    Из-за случившегося Людочка сильно переживает. Она обращается сначала в Гавриловне, потом к маме, но везде находит лишь безразличие. Только отчим, который раньше никогда не проявлял родительских чувств в дочери, решается на месть, как подобает отцу, и наказывает обидчика. Но было уже слишком поздно. Не найдя поддержки, главная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

    Краткое содержание произведения

    Рассказ написан в 1987 году в жанре деревенской прозы и состоит из нескольких глав. Эту историю автор услышал много лет назад, но она до настоящего времени сохраняется в памяти и заставляет сердце сжиматься сильнее. Возможно, причина кроется в ее простоте и обыденности.

    Главную героиню зовут Людочка. Девушка выросла в глухой деревне. Ее отец был простым колхозником, который от тяжелой работы и безысходности быстро спился. По характеру это был глуповатый человек, не уделявший дочери никакого внимания. Мать девушки постоянно хлопотала по хозяйству. Она волновалась за судьбу дочери, но из-за постоянного безденежья не могла ей дать лучшую жизнь. В тяжелой домашней обстановке с постоянно пьющим отцом Людочка выросла замкнутой и необщительной.

    Жизнь в городе

    После школы она решила уехать в город. Начать новую жизнь девушка решила с посещения парикмахерской. Получив отказ от мастера покрасить и завить волосы, девушка решила дождаться ее около входа и попроситься на работу. Старая парикмахерша Гавриловна согласилась и поселила Люду в своей квартире с условием, что девушка будет помогать ей. Обучение давалось с большим трудом. Людочка научилась только стричь под машинку.

    Дорога домой проходила через парк паровозного депо. Это было довольно мрачное место. Большинство деревьев погибло, воздух был наполнен ужасающим запахом сточных вод. Но в парке стояли скамейки, играли дети, гуляли жители близлежащих домов. По дороге домой Людочка случайно сталкивается с местной шпаной, которой руководит Артемка по кличке «Мыло». Он иногда заходил в парикмахерскую к девушке.

    Однажды Людочка отправилась в центральный парк на танцы. Ее поразило вызывающее поведение присутствующих. После того как к ней стал приставать незнакомый парень, она в ужасе убежала домой.

    Спустя некоторое время, из колонии возвращается уголовник Стрекач. Ходили слухи, что еще в школе он промышлял грабежами и разбоями. После того как парень кого-то порезал, его поставили на учет в милицию. После попытки изнасилования он сел в тюрьму. Находясь на свободе, он продолжал воровать и грабить, поэтому большую часть своей жизни провел в колонии. Местные хулиганы боялись его и считали своим авторитетом.

    Случайно Стрекач, маявшийся от безделья, заметил девушку и начал к ней приставать. Артем попытался заступиться за нее, но Стрекач бросил Людочку на скамейку и изнасиловал на глазах у шпаны. После этого он заставил парней надругаться над ней. Дома Гавриловна старалась утешить девушку. Униженная Людочка уезжает домой.

    Возвращение в деревню

    К моменту приезда в деревне осталось всего два дома, в одном из которых проживали мать с отчимом. В скором времени умирает единственная соседка — бабка Вычуганиха.

    Мать делится с дочерью радостью — она ждет ребенка. Вместе с отчимом они собираются продать дом и переехать в поселок при леспромхозе.

    Муж матери оказывается добрым человеком. Большую часть жизни он провел в ссылках и лагерях, и поэтому его радуют каждые мелочи.

    Смерть девушки

    Люда возвращается в город. Поскольку в общежитии не оказалось свободных мест, она остается у Гавриловны, которая очень переживает за девушку. Она учит ее не ходить через парк. По дороге домой Люда вновь встречает местную шпану, которая пугает ее Стрекачом.

    От отчаяния и одиночества девушка решается на самоубийство. После похорон отчим нашел в парке всю компанию. Увидев его, Стрекач выхватил нож, но отчим перехватил его руку. В страхе шпана разбежалась. После это происшествия мать и отчим возвращаются домой. Женщина хочет сохранить еще не родившегося ребенка, понимая, что не смогла уберечь единственную дочь.

    В милиции от Артема не смогли добиться ни признания в убийстве Стрекача, ни показаний о том, кто это мог сделать. После предупреждения его отпустили. Смерть Людочки произвела на парня сильное впечатление. После выхода из следственного изолятора он решил стать электриком и поступил в училище связи. Через год он женился, а спустя несколько месяцев, в семье появился ребенок.

    В местной газете появилась небольшая заметка о криминальной обстановке в городе. Однако о смерти Людочки и Стрекача в ней не упоминалось. Молодые люди пополнили ряды самоубийц, ушедших из жизни по неизвестной причине. Ведь после себя они не оставили ни записок, ни ценностей.

    Главные идеи

    Углубленный анализ «Людочки» Астафьева позволяет выделить не одну идею, а несколько. Несмотря на то что рассказ короткий, здесь рассматривается много проблем того времени, а некоторые актуальны до сих пор. В первую очередь, автором высмеиваются всяческие попытки скрыть правду. Гавриловна переживает за свой дом, мать девушки — в осуждении от «честного народа», а полиция просто не хочет портить статистику преступлениями. Писатель рассказывает о существовании «скверной истины», которую не нужно скрывать, а стоит работать над исправлением ошибок.

    Другая идея — попытки вырваться из дома в лучшее место. Все деревенские перебираются в поселки, селяне — в областные центры и т. д. Но из-за наивности никто даже не подозревает о том, что там никто не будет ждать. И чтобы чего-то достичь, потребуется пройти через лишения и трудности.

    Еще одной из основных идей, проходящих через каждую главу, является крайне негативное окружение. В деревне героине приходится наблюдать пьянство, беспорядочность, жестокость и другие плохие стороны жизни. Приехав в крупный поселок, она не видит изменений. Все остается таким же, как и дома.

    Урок (11 класс) «История, которая «жжёт сердце…» ( по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

    Урок (11 класс)

    «История, которая «жжёт сердце…»

    ( по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

    Цели урока:

    Образовательная цель – привить интерес к творчеству писателя , провести глубокий анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий, выработать умение делать выводы и обобщения.

    Развивающая цель – создать условия для самостоятельной творческой деятельности, активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа, развитию речевых и коммуникативных навыков.

    Воспитательная цель – создание условий, в которых происходит осознание каждым своей индивидуальности, принятие нравственных ценностей(доброты, человечности), выстраивание своей системы духовно-нравственных ценностей, самоанализ.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор.

    Ход урок

    1

    Орг. момент.

    Учитель: Сегодня урок по рассказу В.Астафьева «Людочка».

    1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

    Учитель:

    Итак, сегодня мы поговорим об истории, которая
    «жжет сердце»
    не только Астафьеву, но и каждому читателю.

    2.

    Рассказ “Людочка” был впервые опубликован в журнале “Новый мир” в 1989

    году. Это время окрестили годами “застоя”.

    В.П.Астафьев с болью в душе показывает разные лики этого времени

    , размышляя над вечной темой добра и зла. Нужно иметь мужество, чтобы писать об этом, и мужество, чтобы об этом читать.

    3.

    Видя каждодневно зло, мучается автор над тревожными вопросами:

    • возможно ли прощать зло?
    • в чём причины зла?
    • нужно ли с ним бороться?
    • если бороться, то как?
    • как сохранить в этом жестоком мире душу?
    • почему зло настигает самых добрых и беззащитных?

    Учитель:

    Обратимся к тексту рассказа, чтобы понять, что для Астафьева
    является самым страшным злом
    , история, рассказанная в “Людочке”, была услышана автором
    “лет уже пятнадцать назад”
    .

    4.

    Он пишет в начале рассказа:

    Я никогда не видел её, эту девушку. И уже не увижу…И зачем я помню это? За пятнадцать лет прошло столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло…Зачем
    жеистория эта, тихо и отдельно от всего, живёт во мне и жжёт моё сердце?Может, всё дело в еёудручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?”
    Что за историю поведал писатель в своём произведении? Вспомним сюжет рассказа. Что лежит в основе произведения?

    ВИДЕО Буктрейлер произведения «Людочка» (В.П. Астафьев)

    В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней, «…история мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная…»

    Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.

    5.

    Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой.

    Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее.

    Отчим совершенно безразличен к судьбе девушки; «постоялец никак не относился к Л., ни хорошо, ни плохо, не ругал её, не обижал, куском не корил, но она всё равно побаивалась его».

    6.

    В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой, до сплошных двоек не опускалась. Ни друзей, ни подруг.

    Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.

    7, 8.

    Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной.

    «И вообще она не была дурой, она в уверенности своей ого-го-го как умела сама с собой разговаривать, но выступит на свет, на люди, — и оробеет, становится той глупенькой, бледненькой девочкой, за которую её принимали в школе, едва шелестящую губами».

    Почему же именно её, Людочку. Людмила – русское имя, «людям милая», такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?

    Трагический парадокс времени: с одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки.

    9.
    10.«Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Взмокшие, горячие от разнузданности, от распоясавшейся плоти, издевающиеся надо всем, что будет после них, что было до них, в проволоке, за решёткой мотали друг друга, висли один на другом, душили в паре себя и партнёра, бросались за огорожу, как на амбразуру в военное время, человекоподобные пленные, которым некуда было бежать. Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла».
    Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.

    Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач.

    Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.

    «Среди вэпэвэрзэшников верховодом был Артемка-мыло… всей шпане повелел Людочку не лапать и никому лапать не давать».

    11. 12.

    Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек. Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо.

    «…вернулся из мест не столь отдаленных, местный “авторитет”, «… всем в местной округе известный человек по прозванию Стрекач. Более о нем сообщить нечего. Стрекач и Стрекач. Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по древесной рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего. … у этого под носом была какая-то грязная нашлепка, при улыбке, точнее, при оскале, обнажающая порченные зубы, словно бы из цементных крошек изготовленные».

    Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.

    13. 14.
    «…насаженный в тридцатых годах и погубленный в пятидесятых. Кому – то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк. И выкопали. И проложили, но, как у нас водится, закопать трубу забыли.
    С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дурнотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородинник, не рожавший ягод, и всюду – развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. …Парк с упрямо стоявшей коробкой ворот и столбами баскетбольной площадки и просто столбами, вкопанными там и сям, сплошь захлёстнутый всходами сорных тополей, выглядел словно бы после бомбежки или нашествия неустрашимой вражеской конницы. Всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят, все и всякое, что было лишнее, обременяло жизнь человеческую. Потому в парке всегда, но в особенности зимою, было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности, скоблил слух людей, будто паровозный острый шлак.

    Но человеку без природы существовать невозможно, животные, возле человека обретающиеся, тоже без природы не могут, и коли «ближней» природой был парк Вэпэвэрзэ, им и любовались, на нем и в нем отдыхали».

    Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые «хуже правды».

    Почему Людочка покончила с собой? Не нашла в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научилась делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит осталась в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.

    15. Что чувствовала?

    • сперва затравленно озиралась, потом зажалась в уголок загона и искала атамана-мыло
    • бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась девчонка, во взгляде безразличие
    • ей казалось, что память её, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат её там, да отозваться некому
    • мать не слушала и не слышала её
    • обняла корову за шею, прижалась к ней и заплакала. Корова слизывала её солёные слёзы большим, позеленевшим языком, сочувственно дышала
    • никто ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела
    • ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он её погладит по голове, пожалеет
    • а душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?

    16.

    Звучит И.С.Бах «Чакона» (на фоне музыки сцена смерти Людочки):
    «Людочка взобралась на клыком торчащий из ствола тополя окостенелый обломыш, ощупала его чуткой ступней, утвердилась, потянула петельку к себе, продела в нее голову, сказала шепотом: «Боже милостивый, Боже милосердный…Но не достойна же…- И перескочила на тех, кто ближе: — Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут – то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты, Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никто и не спрашивал про значок. Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела…»
    17.

    Кто виноват в трагедии девушки?

    — Стрекач

    — Артемка-мыло.

    — Мать. В чем её вина? Старалась устроить свою судьбу, Людочка должна сама справиться со своей бедой. «Каждая баба проходит беду одна и сама же бедой и совладать обязана, потому что от первого ветру береза клонится, но не ломается. Сколько их еще, бед-то, напастей впереди?».

    — Гавриловна. В чем её вина? (испугалась посланников Стрекача, держалась за свой угол. «Если пикнешь, тебя к столбу гвоздями прибьют, мою избу спалят…» «У меня ведь из всех благ – свой угол. Я за него жизнь положила, работала, как конь,…».

    — Отчим. В чем его вина? (Вина в замкнутости, во внешней холодности. « — Вот он, небось, из таких, из сильных. Как к нему подступиться? – спрашивала себя Людочка».

    18.

    ВЫВОД

    «Главное – это ни с чем несравнимое, необходимое для жизни человека ощущение, что тебе радуются, тебя ждут, ты нужен. Очень. Просто позарез ты один нужен почему-то из всех людей, что красивее и умнее, и лучше, чем ты. По какому-то чуду вот такого, как ты есть, — именно тебя одного хотят. Дожидаются, скучают по тебе и радуются твоему возвращению». (Федор Кнорре, повесть «Родная кровь»).

    «Не бойтесь тратить на других свою душу, она от этого не уменьшается и не тускнеет».

    Свойственно ли чувство сострадания самой героине? (да, она облегчила участь умирающего парня в больнице).

    — Какие строки особенно ярко отражают душевное состояние Людочки? «Зачем она притворялась тогда, зачем? Ведь если бы она и вправду была в ней готовность до конца остаться с умирающим, принять за него муку, как в старину, может, и в самом деле выявились бы в нем неведомые силы. Ну даже и не свершись чудо, не воскресни умирающий, все равно сознание того, что она способна на самопожертвование во имя ближнего своего, способна отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы прежде всего ее сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам».[9]

    Как отчим реагирует на смерть Людочки? Почему поступает именно таким образом? Насилие за насилие?

    19.

    Нет уверенности в том, что Стрекач получит по заслугам, если отдать в руки правосудия?

    Как вы думаете, помог бы отчим Людочке?

    Безусловно, если бы она обратилась к нему за помощью. Но она не сделала этого, так как не знала, как к нему подступиться. Не решилась рассказать ему о случившемся. Не рассказала, не поделилась, не попросила о помощи и осталась ОДНА.

    Одиночество — одна из главных проблем, затронутых автором в рассказе. Когда Людочка стала одинокой?

    Одинокой она была всегда – и дома, и в школе, и в городе. Но почувствовала это, когда стряслась беда.

    20.

    Что являет собой эта гибель?

    Гибель Людочки – это укор всем живущим, укор родным и близким. Чувство вины будет преследовать и мать девушки, и Гавриловну, и отчима)

    ВЫВОД. Для читателей рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение о том, что и рядом с нами могут оказаться попавшие в беду люди. Не проходите мимо! Помогите и посочувствуйте им, поддержите их! Умение бережно относиться друг к другу, знакомому или незнакомому, позволит нам оставаться ЛЮДЬМИ в жестоком и грубом мире.

    Чем история Людочки “обожгла ваше сердце”?

    В очередной раз убеждаюсь: самые добрые и безобидные уничтожаются в мире зла…

    История Людочки “обожгла” правдой. В жизни зло очень часто торжествует. И это правда, как ни больно это осознавать”.

    Как можно так равнодушно относиться к ребёнку, который приехал к тебе за помощью и защитой!”.

    Как порой мы, люди, бываем равнодушны друг к другу. А ведь неостановленное зло и несовершенное добро возвращаются к тебе”.

    Какая “глухота” близких людей, какое нежелание слышать и понимать друг друга”.

    6

    Проблематика персонажей

    Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

    Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

    Именно о лесорубе Людочка часто вспоминает перед тем, как повеситься. Она думает, что слишком легко променяла собственное «счастие» на перспективы большого поселка. Оставив короткую записку, девушка вешается в том же парке, где на нее свалилось несчастье, на хвостике своей старой колыбельки.

    Характеристика отрицательных героев «Людочки» Астафьева тоже неоднозначна. Писатель вовсе не пытается сделать их жестокими. Он рассказывает о том, как живется людям в ситуации, когда общество отворачивается от них, закрывает глаза на горе и бедствия посторонних, а то и родных. Он вовсе не приводит аргументов, оправдывающих Стрекоча или Артема, но показывает их, как потерянных личностей, от которых все отказались.

    Тематика и образы

    Основной проблемой, которую автор видит в своем произведении, является жизненный уклад. Сам он родился до войны и прожил очень сложную жизнь, но не позволял себе камнем упасть на дно жестокого по отношению к окружающим общества.

    Бедность и нищета, сбор урожая деревенскими для обмена на выпивку выглядят в глазах автора не настолько ужасными, как безразличие людей. Людочка повесилась не потому, что не смогла справиться с трудностями жизни в большом городе. Ее довели безразличие и критика со стороны близких людей. Она хотела всего лишь нескольких ласковых слов поддержки, но не получила этого.

    Показал Астафьев в «Людочке» доброту и жестокость, постарался преподать урок читателям, рассказать, насколько важно участие в жизни близких и любимых людей и как учиться на чужих ошибках.

    После произошедшего Артем пересмотрел свое существование:

    • отучился на электрика;
    • нашел хорошую работу, с помощью которой смог приносить пользу;
    • женился на доброй девушке;
    • к концу книги уже нянчил собственного ребенка.

    Артем, бывший лидер молодых преступников, больше не хотел никого обижать. Он начал новый этап своей жизни. Но наверняка до конца будет вспоминать юную наивную девушку, которую пообещал защитить, а когда потребовалось — побоялся это сделать.

    Прием контраста

    Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев («Людочка»). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

    Отзывы читателей

    Произведение сильно тем, что при малом объеме автору удалось раскрыть множество проблем общества. Причем большинство из них являются актуальными до сегодняшнего дня.

    Читатель

    Астафьеву всегда удавалось гениально раскрыть тему своих произведений. Так и в «Людочке» он показал, насколько легко можно остаться одинокими в окружении родственников и близких людей.

    Читатель

    В послевоенное советское время говорить правду часто было не принято. Но Астафьев раскрывал истину в своих повестях и рассказах. Он не просто хотел показать обществу, насколько полезной может быть правда. Виктор Петрович собственным примером демонстрировал, что честно говорить нужно всегда, даже под прицелом властей. От этого читать его произведения становится намного приятнее.
    Читатель

  • Рассказ вечер на бивуаке бестужев
  • Рассказ вечер на бивуаке слушать
  • Рассказ веточка про девочку
  • Рассказ вещий олег читать
  • Рассказ ветерана стих автор