Рассказ вечер на бивуаке слушать

Доброе утро! прошло десять лет с начала российских протестов 2011-2012 года: вот фотохроника этих событий, а вот рассказ об их

Доброе утро!

Прошло десять лет с начала российских протестов 2011-2012 года: вот фотохроника этих событий, а вот рассказ об их самых заметных участниках. В настоящем так:

  • Видеопереговоры Путина и Байдена намечены на 7 декабря. Байден заявил, что не приемлет «ничьих красных линий».
  • Глава СК поручил проверить творчество Noize MC и Oxxxymiron после обращения «группы патриотов». Это опубликованное в ЖЖ «обращение» – сатирический скетч.
  • Россиянке Софье Сапеге предъявили обвинение в Беларуси. Ей грозит 6 лет тюрьмы.
  • Эксперты ВОЗ приедут в Россию для оценки «Спутника V» в начале 2022 года.

Вокруг Украины

  • Видеосаммит Путина и Байден предварительно намечен на 7 декабря. Байден объявил, что надеется на долгий разговор по поводу украинского вопроса, и добавил, что не приемлет заявлений Путина о «красных линиях», которые не должно переходить НАТО, размещая свою инфраструктуру в Европе.
  • Агентство Bloomberg пишет, что на дипломатическом ужине в Стокгольме между Лавровым и Блинкеном случилась перепалка по поводу украинского Евромайдана 2014 года: Лавров заявил, что власть в Киеве сменилась в результате госпереворота, а Блинкен напомнил, что подконтрольные Януковичу внутренние войска убили на Майдане больше ста человек.
  • Немецкий таблоид Bild опубликовал схему предполагаемого нападения России на Украину, основанную на оценках источников из НАТО и украинской разведки. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала публикацию «пропагандой, замешанной на идеологии». Особенно ей не понравилось, что Львов на этой схеме назван по-немецки – Лемберг.
  • В Москве прошел съезд «Единой России», единогласно переизбравший председателем партии Дмитрия Медведева. На съезде присутствовал глава так называемой «ДНР» Денис Пушилин, накануне тоже вступивший в ЕР. Пушилин отчитался, что гражданство России получили более 350 тысяч жителей «ДНР», и добавил, что в конце концов их «получат все».
  • Вот интервью с Виктором Цилыком – отцом 23-летнего Александра Цилыка, задержанного в России якобы за подготовку теракта. По словам Виктора, сын пропал 15 октября – после того, как перешел российско-украинскую границу в Ростовской области. «Признаниям» сына, которые опубликовала ФСБ, Виктор не верит.

Анонимная группа патриотов

  • Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку деятельности рэперов Оксимирона и Нойза МС. Необходимость такой проверки он обосновал обращением «инициативной группы патриотов». Довольно быстро выяснилось, что речь идет о тексте, опубликованном 2 декабря в ЖЖ Дмитрия Якушева. Блогер написал стилизованную сатирическую анонимку, «сатиру на наше время», как он говорит. Вот его монолог.
  • При этом на открытое письмо члены участковых и территориальных избирательных комиссий Тувы, в котором они рассказывают, что результаты сентябрьских думских выборов были сфальсифицированы, Бастрыкин внимания не обратил.
  • Издание TJournal рассказывает, что под новость о смене владельца и руководителя VK пришли заказные боты, которые начали хвалить нового руководителя соцсети Владимира Кириенко – сына первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
  • В Москве на Красной площади задержали очередного пикетчика (суд – 13 декабря); в Новокузнецке пикетчика, протестовавшего против карательной психиатрии, отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
  • В Москве на 76-м году жизни умер основатель фестиваля «Кинотавр» продюсер Марк Рудинштейн. Вот некролог.

Вокруг света

  • Следственный комитет Беларуси предъявил россиянке Софье Сапеге обвинение по статье о разжигании вражды (до шести лет заключения). По версии следствия, Софья Сапега администрировала телеграм-канал «Черная книга Беларуси», где публиковались личные данные белорусских силовиков. Сам канал объявлен в Беларуси экстремистским. После приговора Сапегу, вероятно, экстрадируют в Россию, где она сможет претендовать на помилование.
  • У берегов Польши едва не сел на мель российский сухогруз с пьяным экипажем.
  • Азербайджан освободил десять армянских военнопленных в обмен на карты минных полей.
  • Папа римский посетил лагерь беженцев на греческом остров Лесбос, где посетовал на то, что наступила «эпоха стен и заграждений из колючей проволоки».

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 602. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 802 тысячи; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 281 278 человек (+1206 за сутки). По данным Росстата, опубликованным в пятницу вечером, избыточная смертность в октябре составила 100 509, а с начала пандемии – почти миллион человек. Эксперты ВОЗ приедут в Россию для повторной инспекции производства «Спутника V» в начале следующего года.

Надежных данных о коронавирусной ситуации в Беларуси нет, но врачи оценивают ее как катастрофическую. Вакцинироваться белорусы не хотят в том числе из-за недоверия к российской и китайской вакцинам.

Проблема недостаточной вакцинированности стоит и в других странах: канцлер Германии Ангела Меркель в своем последнем еженедельном обращении к гражданам призвала всех сделать прививку; в Тбилиси прошел многотысячный митинг противников ковид-паспортов. В Львове городские власти придумали, как привить бездомных и дать им QR-код – даже тем, у кого нет документов.

Шесть ссылок

  • Палачи и жертвы. История репрессированного в 1942 году красноармейца Федора Шаталова, судьбу которого – с помощью «Мемориала» – удалось восстановить его внучке Татьяне Литвиновой. Или обзор книг о «неудобном прошлом» на ярмарке Non/fiction.
  • Архитектура. Отрывок из книги Анны Броновицкой и Николая Малинина «Ленинград: архитектура советского модернизма» (изд-во «Гаража») – о том, как архитекторы годами спорили с чиновниками о фасаде Морского вокзала на Васильевском острове. Или рассказ о Доме культуры ГЭС-2 – новом культурном пространстве на Болотной набережной в Москве.
  • Гиды. Путеводитель Дмитрия Волчека по лучшим фильмам крупнейшего европейского фестиваля документальных фильмов – IDFA в Амстердаме. Или отрывок из книги Бориса Гребенщикова «Священные места Индии» (изд-во АСТ) – о Канчипураме.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    30 лет назад, 26 декабря 1991 года, в 19 часов 35 минут, в такой же, как в этом году, холодный зимний вечер в лучах прожекторов, высвечивающих редкие снежинки, с купола первого корпуса Кремля, резиденции президентов СССР и РСФСР, был спущен красный флаг Советского Союза. Распад СССР случился до обидного просто, буднично и незаметно, будто повторяя конец Российской империи, описанный Василием Розановым в «Апокалипсисе нашего времени»: «Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая «Великого переселения народов».

    Никогда такого не было, и вот опять. Даже газету «Правда» нельзя было закрыть так скоро, как закрылся Советский Союз – фальшивый, картонный и никому не страшный в тот стылый вечер. Наступало время великих симуляций: рынка, демократии, либерализма, власти. Союз распался на 14 независимых государств, в разной степени успешных и состоявшихся, и одну воображаемую державу, которая перестала быть империей, но так и не стала нацией. Россия унаследовала от СССР не только юридическое правопреемство, ядерное оружие и место в Совете Безопасности ООН, но и дух империи, её пространственный размах, геополитические амбиции и психологические комплексы. В постколониальном мире, на исходе столетия, видевшего закат крупнейших империй Нового времени – Османской и Австро-Венгерской в начале века, Третьего рейха и Японской империи в его середине и Британской, Французской и Нидерландской во второй его половине, – осталась огромная евразийская территория, застывшая в вечной мерзлоте и в собственном прошлом, словно гигантское ископаемое животное.

    Короткая имперская ремиссия, ознаменовавшаяся уходом России из Центральной и Восточной Европы и зон геополитического противостояния по всему миру и парадом региональных суверенитетов в самой России (знаменитое ельцинское «Берите столько суверенитета, сколько сможете»), продолжалась не более пяти лет (1989–1994) и оборвалась первой войной в Чечне. В середине 1990-х появились первые признаки советской ностальгии: в 1995-м были сняты «Старые песни о главном» по мотивам «Кубанских казаков». СССР возвращался в виде мифологии и идеологии, в виде «большого стиля» в культуре и царских замашек в Кремле. По итогам десятилетнего ельцинского транзита России так и не удалось создать нацию – ни этническую, ни тем более гражданскую: страна оставалась в глубокой коме и в полной неопределенности по части своей идентичности и исторической памяти, в осознании своего места в мире.

    Из этой пустоты родился неоимперский крестовый поход Владимира Путина. «Выдающийся политик XIX века», по меткому выражению из интернета, он построил свой политический проект на возвращении имперского дискурса как основы для российской идентичности. Лишенный видения будущего, Путин опрокинул Россию в прошлое, предложив стране и миру иллюзии былого величия, сделавшись «большим ученым» из лагерной песни, записным историком, выдающим раз в полгода статьи по вопросам исторической памяти. Вехами имперского ренессанса стали ламентации о «крупнейшей геополитической катастрофе» распада СССР, Мюнхенская речь, война с Грузией, аннексия Крыма, прокси-оккупация Донбасса и громогласные, на весь мир, приготовления к войне с Украиной в конце 2021 года.

    Параллельно разворачивалось пропагандистское наступление, итогом которого стало создание полноценной государственной идеологии и квазирелигиозного культа Победы, от имени которой санкционируются репрессии внутри страны – например, ликвидация «Мемориала» (объявлен российскими властями «иностранным агентом», не согласен с этим статусом. – РС), агрессивная риторика в отношении Восточной Европы и геополитические амбиции на мировой арене. Российская империя воссоздана в духе и образе, и в своих мечтах российский суверен видит себя то ли в белом кителе, стоящим над картой Европы в Ялте 1945-го, то ли в щеголеватом мундире на Венском конгрессе 1815-го, в окружении европейских правителей и танцующих пар.

    Однако по прошествии 20 лет путинского правления (и шире, постсоветского тридцатилетия) итоги воссоздания империи довольно жалки, если не сказать комичны. Вместо реконструкции постсоветского пространства Россия присоединила к себе с юга токсичный пояс непризнанных территорий, живущих за счет российского бюджета и военной помощи: Южная Осетия, Абхазия, Донецкая и Луганская области, Крым, Приднестровье, и теперь ещё Беларусь, взявшую на вооружение политику государственного терроризма. Этот пародийный квази-СССР не приносит метрополии стратегических преимуществ, но только растущую дыру в бюджете, проблемы в отношениях с соседями и санкции от Запада. Хорошего решения ни для одной из указанных территорий не существует, это тлеющие конфликты, которые России предстоит тащить на себе в одиночку, со всё возрастающими издержками.

    Призрак Российской империи остается всего лишь фантомной болью, ностальгическим всхлипом, гротеском

    Ещё более печальный итог российской политики – окончательное отчуждение ближайших соседей, наиболее интегрированных частей бывшей империи, бывших обладателей ядерного оружия и участников Беловежского соглашения. Прежде всего агрессия России надолго, если не навсегда, отторгла от неё Украину: в декабре 2021 года 72% украинцев считают Россию врагом или скорее врагом. В результате восьмилетней войны, высокомерных заявлений Владимира Путина и уничижительных – Дмитрия Медведева Россия в глазах украинцев превратилась в того самого Другого, в противостоянии с которым формируется национальная идентичность. Ситуация в Беларуси движется в том же направлении: для мыслящей части белорусского общества Россия из нейтрального соседа превращается в пособника кровавого режима Лукашенко, то есть опять-таки в Другого для будущей белорусской гражданской нации. И наконец, нарастают противоречия с постназарбаевским Казахстаном, от возмутительных территориальных претензий к соседу, выдвинутых депутатами Госдумы в 2020 году, до вымывания русского языка в Казахстане (скандальные «языковые рейды»): напуганный агрессивным неоимпериализмом России, Казахстан выбирает многовекторную политику, ориентируясь, помимо Москвы, на Пекин, Анкару и Брюссель. В результате в 2021 году Россия гораздо дальше от восстановления постсоветского пространства, чем была в начале путинского правления, – «фактор Крыма» отталкивает бывших союзников и соседей, и центробежные тенденции кажутся неостановимыми.

    Лучше всего это подтверждают последние события на белорусском и украинском фронтах. Даже загнанный в угол, Лукашенко манипулирует Россией, вытягивает из нее новые деньги и вовлекает в свои опасные игры с Западом: «хвост виляет собакой», и несмотря на заверения об углубляющейся интеграции, звучащие уже четверть века, Россия не в состоянии поглотить столь проблемный актив. Ещё менее это возможно с Украиной: чем громче лязг гусениц на границе, чем агрессивнее риторика Кремля и чем наглее заявления политических шутов, тем очевиднее сугубо символическая, словесная природа этих угроз и тем менее вероятно настоящее вторжение. Великие державы себя так не ведут – то пугая весь мир, то сдавая назад. Призрак Российской империи остается всего лишь фантомной болью, ностальгическим всхлипом, гротеском – как гротескны угрозы Рамзана Кадырова и Владимира Жириновского Украине, – истерикой брошенного мужа под дверью бывшей жены.

    …В антиутопии Владимира Сорокина «Теллурия», описывающей мир в середине XXI века на пространстве от Мадрида до Алтая, есть рассказ о бабушке с двумя внуками, которые едут в сибирскую глушь, чтобы поклониться там изваяниям «трех роковых правителей России, Трёх Великих Лысых, сокрушивших страну-дракона». Они сходят с поезда на полустанке, пробираются через тайгу и болота заветными тропами и выходят к пещере, где стоят три каменных истукана: «Первый из них, лукавый такой, с бородкой, второй, в очках и с пятном на лысине, и третий, с маленьким подбородком» – три великих рыцаря, в три удара разрушивших страшную страну…

    Мы проживаем сегодня третий акт трагедии имперского распада, длящейся уже более ста лет. Первый был в 1917-м, за которым последовала сталинская реставрация. Второй акт случился в 1991-м, а сейчас идёт третий, заключительный, комический акт распада: не случайно Маркс, цитируя Гегеля, замечал, что история повторяется как фарс. Грезя о великом прошлом и тщась восстановить имперский периметр, заявляя о «красных линиях» в Восточной Европе и об особых правах на Украину, Путин лишь ускоряет неизбежный распад архаичной и анахроничной империи, на обломках которой еще только предстоит родиться России.

    Сергей Медведев – историк, ведущий цикла программ Радио Свобода «Археология»

    Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    Доброе утро!

    В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

    • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
    • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
    • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
    • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

    Российское правоохранительное

    • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
    • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
    • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
    • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
    • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
    • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
    • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
    • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
    • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
    • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
    • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
    • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

    Российская «политика»

    • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
    • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
    • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
    • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
    • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

    В Беларуси

    • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
    • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
    • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
    • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
    • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

    Вокруг света

    • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
    • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
    • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
    • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
    • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
    • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

    Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

    По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

    Шесть ссылок

    • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
    • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
    • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

      Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

      Ордынского района Новосибирской области –

      Новошарапская средняя общеобразовательная школа

      Принято педагогическим советом Утверждена

      Протокол № от ..2020 г. Пр. № от ..2020 г.

      Директор школы Д.А.Лихачёв

      Рабочая программА по учебному предмету «Литературное чтение

      на родном (русском) языке»

      в 5 – 9 классах на 2020 – 2021 учебный год

      Составитель:

      Усольцева Александра Сергеевна,

      учитель русского языка и литературы

      Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

      приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

      «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

      «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

      Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Литературное чтение на родном (русском) языке» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

      Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

      Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

      Пояснительная записка

      Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2018/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2018.

      Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

      Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

      Задачи:

      • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

      • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

      • приобщение к литературному наследию своего народа;

      • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

      • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

      • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

      Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

      Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

      Общая характеристика учебного курса

      ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

      Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

      В программе представлены следующие разделы:

      • Устное народное творчество.

      • Древнерусская литература.

      • Русская литература XVIII в.

      • Русская литература XIX в.

      • Русская литература XX в.

      Место учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

      Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

      Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.

      Класс

      Количество часов в неделю

      Количество часов в год

      5

      0,5

      17

      6

      0,5

      17

      7

      0,5

      17

      8

      0,5

      17

      9

      0,5

      17

      Итого

      2,5

      85

      В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

      Контрольные работы: в V- IX классах — 2 сочинения.

      Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:

      • письменный ответ на вопрос;

      • выразительное чтение (чтение наизусть);

      • сочинение на литературоведческую тему;

      • проект.

      Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

      Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:

      • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

      • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

      • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

      • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

      • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

      • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

      • потребность в самовыражении через слово.

      Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

      Учащийся научится:

      • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

      • уважительно относиться к родной литературе;

      • оценивать свои и чужие поступки;

      • проявлять внимание, желание больше узнать.

      • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

      • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

      Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

      Регулятивные УУД:

      • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

      • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

      • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

      • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

      • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

      Учащийся научится:

      • планированию пути достижения цели;

      • установлению целевых приоритетов;

      • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

      • учитывать условия выполнения учебной задачи;

      • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

      Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

      Познавательные УУД:

      • овладение навыками смыслового чтения;

      • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

      • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

      • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

      • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

      • пользоваться словарями, справочниками;

      • осуществлять анализ и синтез;

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • строить рассуждения.

      Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

      Учащийся научится:

      • строить сообщение в устной форме;

      • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

      • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

      • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей;

      • проводить сравнение;

      • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

      • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

      • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

      Коммуникативные УУД:

      • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

      • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

      • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

      • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

      • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

      • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

      • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

      • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

      • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

      Учащийся научится:

      • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

      • аргументировать свою точку зрения;

      • задавать вопросы.

      • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

      • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

      • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

      Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

      Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

      • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

      • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

      • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

      • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

      • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

      Учащийся научится:

      • владеть различными видами пересказа,

      • пересказывать сюжет;

      • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

      • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

      • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

      • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

      • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

      • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

      • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

      • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

      Устное народное творчество

      Учащийся научится:

      • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

      • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

      • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

      Древнерусская литература

      Учащийся научится:

      • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

      • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

      • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

      Русская литература XIX—XX вв.

      Учащийся научится:

      • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

      • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

      • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

      • характеризовать нравственную позицию героев;

      • формулировать художественную идею произведения;

      • формулировать вопросы для размышления;

      • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

      • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

      • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

      • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

      • выразительно читать произведения лирики;

      • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

      Календарно- тематическое планирование

      5 класс

      Наименование разделов, тем

      Количество часов

      Тема

      Общее

      Р/Р

      К/Р

      1

      Своеобразие родной литературы.

      1

      Родная литература как национально-культурная ценность народа

      2

      Русский фольклор.

      2

      1

      «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

      «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

      3

      Древнерусская литература.

      1

      Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

      4

      Из литературы XVIII века

      1

      Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

      5

      Из литературы XIX века.

      1

      Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

      1

      Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

      Поэтический образ Родины

      1

      1

      Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

      1

      Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

      Литература XX века

      1

      Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

      1

      1

      Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

      1

      Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

      1

      1

      Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

      Пришвин М.М. «Остров спасения»

      Родная природа

      в произведениях поэтов ХХ века

      1

      Рубцов Н.М. «Родная деревня»

      Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

      1

      Самойлов Д. «Сказка».

      Берестов В. «Почему-то в детстве…»

      Всего

      13

      4

      Календарно-тематическое планирование

      6 класс

      Наименование разделов, тем

      Количество часов

      Тема

      Общее

      Р/р

      К/р

      1111

      Своеобразие родной литературы

      1

      Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

      2.

      Русский фольклор

      1

      Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

      Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

      Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

      3.

      Древнерусская литература

      1

      «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

      4.

      Литература XIX века

      Поэтический образ Родины.

      1

      1

      Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

      1

      Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

      1

      Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

      1

      И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

      5.

      Литература XX века

      Стихи о прекрасном и неведомом

      1

      Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

      1

      А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

      1

      Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

      1

      А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

      1

      Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

      2

      1

      А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

      15 час

      2

      Календарно- тематическое планирование

      7 класс

      Наименование разделов, тем

      Количество часов

      Тема

      Общее

      Р/Р

      К/Р

      1

      Русский фольклор

      1

      Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

      2

      Древнерусская литература

      1

      «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

      «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

      «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

      3

      Литература XVIII века

      1

      А.Сумароков. «Эпиграмма».

      В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

      4

      Литература XIX века

      1

      И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

      5

      1

      А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

      6

      1

      И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

      (на выбор).

      7

      1

      А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

      8

      1

      1

      А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

      9

      Литература XX века

      1

      А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

      Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

      10

      1

      Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

      11

      1

      М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

      12

      1

      Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

      13

      1

      В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

      14

      1

      1

      В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

      15

      1

      Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

      Всего

      15

      2

      Календарно- тематическое планирование

      8 класс

      Наименование разделов, тем

      Количество часов

      Тема

      Общее

      Р/Р

      К/Р

      1

      Введение.

      1

      Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

      Значение художественного произведения

      в культурном наследии страны

      2

      Из устного народного творчества

      1

      1

      Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

      ры.

      3

      Древнерусская литература

      1

      1

      А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

      4

      Литература XVIII века

      1

      1

      Карамзин Н.М. Повесть

      « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

      5

      Литература XIX века

      1

      1

      А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

      6

      1

      1

      Н.П.Вагнер «Христова детка»или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив «божественного дитя».

      7

      Поэзия 19 века.

      1

      А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

      Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

      8

      Литература XX века

      1

      1

      А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

      писателя.

      9

      Проза о Великой Отечественной войне

      1

      Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

      Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

      Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

      (По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

      10

      Современная литература.

      Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

      1

      1

      Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

      Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос»- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

      Н. Назаркин «Мандариновые острова»

      (фрагменты)-повесть о мальчишках,

      которые едва ли не большую часть

      своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

      придумывать воображаемые миры

      Всего

      10

      7

      Календарно- тематическое планирование

      9 класс

      Наименование разделов, тем

      Количество часов

      Тема

      Общее

      Р/Р

      К/Р

      1

      Древнерусская

      литература

      1

      Особенности развития древнерусской литературы.

      «Задонщина». Тема единения Русской земли..

      2

      Из литературы XVIII века

      1

      «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

      3

      1

      Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

      4

      Из литературы XIX

      1

      Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

      5

      1

      Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

      6

      Из литературы XX века

      1

      И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

      7

      1

      А.Толстой. «Русский характер» — своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

      8

      1

      1

      Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

      9

      1

      Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

      10

      1

      «Прости меня, мама!» Рассказы Юрия Казакова «Запах хлеба». и К.Г.Паустовского «Телеграмма». Отношение к матери. Смысл названия рассказов.

      11

      1

      А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

      12

      1

      В.Быков. «Крутой берег реки». Гуманное отношение к человеку.

      13

      1

      Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

      14

      1

      Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

      15

      1

      Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

      16

      1

      Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

      Всего

      16

      1

      Примерные темы проектных и исследовательских работ

      5 – 6 класс

      1. Книги вчера, сегодня, завтра

      2. Литература и мой край

      3. Мои ровесники в литературных произведениях

      4. Знаменитые поэты и писатели моего города

      5. Что читают мои одноклассники

      6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

      7 — 8 класс

      1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

      2. Литературные премии

      3. Памятники литературным героям

      4. Символика яблока в русской литературе

      5. Образы растений и цветов в литературе

      6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

      8 – 9 классы

      1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

      2. Мудрость слова

      3. Мой Высоцкий

      4. Что читают в моем классе

      Глава 2.3 Агния

      Я примеряю еще одно платье Лисянской, но из-за того, что пару месяцев назад мой вес уменьшился на пять килограмм, все ее наряды смотрятся на мне всего лишь как красивый мешок. Я тяжело вздыхаю, забирая из рук Кати еще один вариант одежды на сегодняшний вечер с Глебом.

      – Уверена, что это платье сядет идеально, – говорит девушка, присаживаясь на край кровати. – Агния, ты очень похудела. Так нельзя.

      – Да, это мне говорит женщина, которая набрала лишь шесть килограмм, находясь при этом на девятом месяце беременности, – усмехаюсь я.

      – Одиннадцать, – Катя пожимает плечами. – В первом триместре у меня был жутчайший токсикоз, при котором я потеряла почти пять килограмм.

      – Ну ладно, но все равно ты выглядишь очень маленькой и хрупкой. Кажется, это действительно неплохо сидит, – я натягиваю на себя платье цвета марсала, которое, в самом деле, идеально садится.

      – Ну вот, я же говорила. А теперь держи помаду такого же цвета, волосы собираем в конский хвост, – Катя, не торопясь, подходит ко мне и приподнимает мои длинные волосы. – Идеально, красотка.

      С восхищением смотрю на себя в зеркало, а я ведь и, правда, могу быть такой. Не пацанкой в огромных кроссовках и рваных джинсах, а женственной и нежной девушкой. На глазах непроизвольно выступают слезы, и я быстро смахиваю их рукой.

      – Агги, ты чего? – жена брата проводит рукой по голове, притупляя мой внезапный порыв.

      – Знаешь, Кать, порой просто устаешь быть сильной, – я делаю глубокий вдох, – и хочется побыть обычной женщиной со своими слабостями и недостатками. Не демонстрируя никому свои достоинства и не доказывая, что ты всегда можешь быть лучше, чем есть.

      – Конечно, знаю, дорогая, – девушка ласково улыбается мне. – Ты выглядишь отпадно.

      – Спасибо, – отвечаю я, после чего беру в руки мобильный, в котором висит непрочитанное сообщение от Глеба. – Я пойду тогда.

      – Иди. И выгуляй, наконец, свою красоту и женственность, – смеется девушка.

      – Мамочка, ты такая красивая, – в комнату залетает Кира и ее младший двоюродный братик Макс. – Идешь на свидание?

      – От тебя ничего не скроешь, моя девочка, – я беру на руки свою доченьку и крепко обнимаю. – Поиграешь с Максом и Катей сегодня?

      – Да-а, – тянет Кира. – Мне так здесь нравится. Я бы очень хотела остаться.

      – Сегодня ночевать мы будем здесь, – говорю я, улыбаясь.

      – Ураааа! – радостный крик дочери пронзает мои уши, отчего я невольно морщусь, а она заливисто смеется.

      Еще раз целую Киру и всех остальных членов нашей семьи, после чего выхожу из квартиры Лисянских. Чувствую легкий мандраж перед предстоящей встречей, но не показываю вида. В конце концов, я всегда смогу найти, о чем поговорить с мужчиной. А с Глебом у нас и вовсе имеется общая тема для обсуждения. И почему только меня это так волнует?

      Ланской стоит возле белого новенького внедорожника, сунув руки в карманы джинсов. Мужчина выглядит весьма привлекательно. Его белоснежная рубашка в молодежном стиле обтягивает ярко очерченные бицепсы, что свидетельствует о хорошей физической подготовке, а дорогие наручные часы – об отличном вкусе.

      – Привет! – мужчина при виде меня открывает дверь и достает шикарный букет роз такого же цвета как и мое платье. – Идеальное попадание, правда?!

      – Привет, Глеб! Спасибо, но не стоило, – ощущаю, как краснеют мои щеки.

      – Как же? Для такой роскошной женщины как ты даже такого букета недостаточно, Агния, – широко улыбается мужчина, обнажая белоснежные зубы. – Голодна?

      – Я не прочь перекусить, – пожимаю плечами и кладу на заднее сиденье букет.

      Мужчина закрывает дверь, после чего берет меня за руку и помогает усесться на переднее сиденье своего железного коня. Дорога занимает не так много времени, и за эту поездку я узнаю чуть ли не всю подноготную Ланского. А его рассказ о жизни звучит в такой простой и забавной форме, что я едва ли могу удержаться от смеха. 

      – Глеб, мне кажется, я так много и долго не смеялась никогда, – переводя дыхание, произношу я.

      – Я рад, – в глазах Глеба я вижу заинтересованность и симпатию ко мне. Он кажется таким искренним, что становится даже немного не по себе. Но я продолжаю принимать его флирт, отвечая тем же. И, надо сказать, мне это начинает нравиться.

      Мы входим в шикарный ресторан, интерьер которого создавал один из тех дизайнеров, которыми я беспрекословно восхищаюсь. Здесь роскошно, совершенно и современно. Мои глаза очаровывает абсолютно каждая деталь, каждый штрих. Я подмечаю и чистоту исполнения самого дизайна. Судя по всему, работа выполнялась профессионалами своего дела, что нисколько не удивляет. Взгляд цепляется за небольшую оранжерею, в которой собраны необычные растения, вероятно, привезенные из других стран. И несмотря на их разнообразие, смотрятся они в живописном уголке очень органично.

      – Просто потрясающе, – шепчу я, завороженная изысканностью этого места.

      – Да, господин Воскресенский хорошо постарался сделать этот ресторан шикарнейшим в городе. Его самый масштабный проект, пожалуй. А вот, кстати, и сам хозяин, – Глеб приветствует Даниила, поднимая руку и получая в ответ тот же жест. 

      Мой бывший супруг сидит в окружении трёх джентльменов в невозможно дорогих костюмах, сосредоточенно слушая одного из них. Он собирается уже отвернуться, но внезапно его темные глаза задевают и меня. Мужчина кажется не просто удивлённым. Даже издалека я вижу, как тёмные зрачки расширяются, будто спрашивая «ты так и будешь меня преследовать».

      Я забываю, как дышать. Потому что сердце екает. Снова. Сильно. Больно. Я улыбаюсь только губами, бормоча односложное “привет”, после чего возвращаю взгляд к мужчине, который впервые за несколько лет действительно интересует меня.

    • Рассказ веточка про девочку
    • Рассказ вещий олег читать
    • Рассказ ветерана стих автор
    • Рассказ взгляд юрий бондарев
    • Рассказ виктора ардова крах