Рассказ варька носов читать

Отчимпост увидел в фб, автор назван не был, я честно скажу - искать поленился, но рассказ зацепил, зацепил тем, что

Отчим.

Отчим

Пост увидел в ФБ, автор назван не был, я честно скажу — искать поленился, но рассказ зацепил, зацепил тем, что не надо свои неудачи и неумения переносить на детей. Итак, пост из интернета, автора не стал искать. НО СТОИТ ПРОЧИТАТЬ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ!

Моя мать была неудачницей. Злой и обиженной на жизнь. И всё бы ничего, но свою злобу по поводу неудач она вымещала на мне. Орала каждый божий день за каждую ерунду. За пятно на одежде. За три просыпанные крупицы соли во время обеда. А вот за порванные на улице штаны мать била меня. Била жёстко, если не сказать жестоко – то есть, не ремнём по попе. А руками и ногами, куда попадёт. Я понимал, что мать озлобленна и несчастна. Терпел, шмыгая носом. Мне было в ту жёсткую пору от пяти до восьми лет, я в любом случае не смог бы ей ответить. Да и как? Не будешь же бить собственную мать.

-Мам, а где мой папа? – спрашивал я иногда.

-Зачем тебе папа? Я тебя что, не кормлю-не одеваю? Пашу, как проклятая, еле концы с концами сводим, а ты… — зло отвечала мать.

Ну, да. А я соль просыпаю да вещи рву и пачкаю. Ответа на свой вопрос я так и не получил. Кто был моим отцом? Матери не везло в личной жизни точно так же, как и во всём остальном. Думаю, немалую роль тут играл её ужасный характер. Например, в том, что мать то и дело выгоняли с работы. Кто будет терпеть на работе женщину с таким жутким характером.

А потом появился он. Геннадий. Гена. Что он нашёл в моей матери – непонятно? По-моему, он просто тоже был не особо удачлив в делах, и даже не имел собственного жилья в нашем городе. А у матери была какая-никакая, а своя квартира – досталась от бабушки. Мать в ту пору кое-как держалась за место поварихи в заводской столовой, а Гена работал в сборочном цехе. Через неделю после знакомства он уже жил у нас.

-Привет, мужик! – пожал он мне руку своей здоровой лапищей. – Как тебя зовут?

-Саша. – застенчиво сказал я.

-Ну, и молодец, Саша! Не робей. Я – Гена. В каком классе?

-Во втором.

-Учишься хорошо?

-Хорошо он учится. Лучше бы матери помогал. – встряла мама.

-Учись, сынок. – негромко посоветовал Гена. – В жизни пригодится.

И обвел взглядом стены в нашей обшарпанной двушке.

Я именно поэтому и учился. Я так жить не хотел.

Как-то раз, насыпая семечки из пакета себе в тарелку, я просыпал добрую горсть на пол.

-Бестолочь! – заорала мать. – Я только полы помыла. Ни черта не делаешь, так хоть не пакости.

И отвесила мне такую затрещину, что я чуть не пробил головой шкаф, около которого стоял. Гена, который пил чай, сидя за столом, и подпрыгнул от неожиданности ещё тогда, когда мать завопила, стукнул кулаком по столу.

-Галя!

-Что? – притихшим голосом спросила мать.

-Ничего. Дай мне пряник, пожалуйста.

После этого никто не произнёс ни звука, пока я не вышел из кухни. Вышел я не сразу – сначала собрал с пола всё семечки в гробовой тишине. А когда уже был в своей комнате, услышал, что Гена громко ругается. Мне стало дико любопытно. Я, рискуя быть пойманным, пошёл подслушивать.

-… чтобы больше я такого никогда не видел! Как ты можешь? Да за что?

-Я устаю. – оправдывалась мать. – Работа, дом. А он не уважает мой труд.

-Во-первых, он – ребёнок! А во-вторых, ты научила его уважать твой труд? Ты вообще уделяешь ему время? Чем-то занимаешься с ним?

Мать молчала.

-И как часто у вас это… происходит?

-Да что ты, Геночка, что ты! Ну какое часто? Ну отвесила пацану подзатыльник сгоряча, с кем не бывает?

-Со мной не бывает. Я не бью тех, кто не может мне ответить. Это низко.

Мне хотелось вбежать в кухню и сказать, что она врет! Что бьет она меня часто! За всё. А на самом деле за то, что не получается у неё. Мои косяки лишь предлог. Но Гена так растрогал меня своим заступничеством, что я не мог ни бежать, ни говорить – слезы комом стояли у меня в горле.

-Галя, если ещё раз такое случится, я уйду. Я не буду жить с тобой, с такой…

Мать клятвенно заверила Гену, что больше никогда. Что поразительно, она сдержала своё слово. А Гена с той поры сам начал уделять мне время. Интересовался моей учебой, радовался отличным оценкам. Брал меня с собой на рыбалку – это был его любимый отдых. Затеяв ремонт, Гена подошёл ко мне:

-Саня, будешь помогать? Или по учёбе занят?

Я с радостью согласился помогать. И очень старался всё делать правильно. А Геннадий хвалил меня без конца. Мне кажется, что гораздо больше хвалил, чем я того заслуживал.

Когда мы закончили кухню и любовались на дело рук своих, я неожиданно для самого себя спросил:

-Ты надолго с нами?

-Как пойдёт. – пожал плечами Гена.

-Ясно. – с бесконечной горечью вздохнул я.

А Гена спохватился, присел на корточки и заглянул мне в глаза:

-Я постараюсь. Честно.

-А я могу звать тебя папой?

-Если захочешь – конечно! Конечно да, сынок!

Я звал его папой. Сначала неуверенно и тихо. Потом громко и часто. Я полюбил Гену всей душой и ночами молился, чтобы он задержался с нами подольше. Видимо, кто-то там наверху услышал мои молитвы. Мать забеременела, и они с Геной поженились. Я тогда жутко испугался, что получив собственного ребёнка, Гена не будет так любить меня. Однажды они пришли из поликлиники – у мамы уже был приличный живот – и отчим радостно объявил:

-А у нас девочка будет! Я так счастлив. Полный комплект теперь.

А мать ласково потрепала меня по волосам. Она изменилась по отношению ко мне, когда обрела женское счастье и поняла, что счастье будет долгим. Гена не только стал хорошим отчимом, но и вернул мне мать.

Родилась Варя. И Гена очень любил свою дочь, но ко мне продолжил относиться также, как раньше. Варька была интересной. Агукала чего-то там, улыбалась беззубым ртом и не умела управлять своими руками и ногами. Сестра росла здоровой и красивой. Я защищал её и оберегал. Иногда думал, что было бы с матерью и со мной, если бы не появился в нашей жизни такой вот Геннадий. Мрак! Думать было страшно.

Варюхе было девять, когда я уехал учиться в столицу. Школу я окончил с золотой медалью. Варя, которая относилась к учебе с ленцой, часто выслушивала от отца:

-Бери пример с Сашки! Парень знает, чего хочет. Старается. А тебе бы всё в телефоне сидеть.

Варя показывала Гене язык, а потом обнимала за шею, и он таял.

На перроне мать вцепилась в меня, как будто провожала на войну.

-Мам, да ты чего? Я же приезжать буду!

-Прости меня, сынок. Прости меня! Прости за всё! – и ревела белугой.

Гена обнял нас всех, и Варька куда-то там прилепилась, хотя до этого фоткалась на фоне поезда. Наобнимались, я сказал маме на ухо, что она лучшая мама на свете, и укатил в Москву.

В Москве я поступил в университет и нашёл подработку. Денег не хватало, но я копил на подарки своим. Особенно почему-то хотелось порадовать Гену. Сдав зимнюю сессию, я поехал домой на каникулы. Подарил Варе красивый чехол на телефон, матери серебряные сережки, а Гене – крутые снасти для рыбалки. Отчим прослезился.

-Даёшь, мужик! Спасибо.

Вечером мы сидели за столом, мать в честь моего приезда наготовила разносолов. Гена вызвал меня в кухню и негромко сказал.

-Саня, тут такое дело… объявился твой отец родной. Понимаю, спустя столько лет. Но он пока в городе, оставил телефон. Мать была против, но я взял. Подумал, вдруг ты захочешь…

Я ошарашенно молчал минуту. В голове возникли не самые радостные флэшбеки.

-Мама, а где мой папа?

И материн истерический крик в ответ. Гена ждал, внимательно глядя на меня. В глазах почему-то читалась тревога, в руке зажат листок бумаги с телефоном. Я взял бумажку, разорвал и швырнул в мусорное ведро.

-Бать, ты с ума сошёл? Какой такой ещё родной отец? Ты мой отец. Никаких других отцов мне не надо.

Он снова прослезился, и мы крепко обнялись. Стареет батя… становится сентиментальным.

Героями произведений Евгения Ивановича Носова часто становились простые люди, выходцы из народа. Несмотря на то, что автор детально описывает природные пейзажи, с удивительной точностью передает глубину характеров своих персонажей, его повествования отличаются предельной лаконичностью и динамикой. Таковым можно назвать рассказ «Варька». Носов краткое содержание своего и без того небольшого произведения, скорее всего, не стал бы передавать сухим слогом. Мы же, на свой страх и риск, попытаемся это сделать.

Добровольная помощница

Деревенская девчонка, которую все зовут Варькой, вот уже третье лето подряд работает на колхозном птичнике. Она добровольно взяла на себя обязанности по уходу за маленькими утятами, помогая взрослым выращивать птицу. По окончании очередного летнего сезона, когда откормленных уток отправляли на мясокомбинат, Варька давала себе слово больше сюда не возвращаться.

варька носов краткое содержание

Против увлечения дочери была и мать девушки. Но стоило Варьке весной увидеть пушистых громко пищащих птенцов, неведомая сила тянула ее на дальнюю речную старицу, где располагались постройки для содержания уток. В день описываемых событий Варька осталась на ночное дежурство в птичнике, заменяя работницу Ленку Пряхину.

Сколько лет Варьке?

Без описания образов главных персонажей невозможно обойтись, передавая как развернутый сюжет произведения, так и его краткое содержание. Варька… Евгений Носов намеренно не называет ни фамилии, ни возраста своей героини.

носов варька

Пытливому читателю предоставляется возможность самостоятельно разобраться в этих деталях. По ходу повествования мы можем догадаться, что девушке примерно 16-17 лет, поскольку в одном из эпизодов она рассказывает, что осенью пойдет в 10-й класс.

Сашка-цыган – человек пришлый

Несмотря на некоторую недосказанность, мы отчетливо представляем картины деревенского быта и характеры героев, которые мастерски описывает Евгений Носов. Варька – озорная девчонка, не лишенная наивного юношеского романтизма и житейской смекалки.

Вторым по значимости персонажем этого произведения является паренек по имени Сашка. Года три назад он появился в деревушке вместе с матерью, цыганкой Марией, решившей сменить кочевую жизнь на оседлую. Щуплым мальчишкой с испуганными глазами впервые увидела пришлого цыганенка на крыльце колхозного правления Варька. Носов краткое содержание их встречи даже не описывает, заостряя внимание лишь на чувствах девушки. Потрепанная одежда маленького скитальца, его неприкаянный вид вызвали у Варьки жалость, ей очень захотелось, чтобы председатель Парашечкин позволил цыганам остаться в деревне.

Сашка, по всей видимости, ровесник главной героини. Но в школу он не ходит, так как, имея всего два класса образования, стесняется садиться за одну парту с малышами. Юноша работает в колхозе, выполняя несложные поручения: пасет лошадей, привозит мешки с кормом на тот же птичник. Мечта Сашки — стать механизатором. Но для этого нужно окончить хотя бы 7 классов. Паренек берет уроки на дому у завуча местной школы, а в свободное время читает Пушкина.

Дневные хлопоты и ночные странствия

В этот день Сашка приехал на птичник с кормом для уток. Паренька с черными, как смоль, кучерявыми волосами тут же обступили девушки, стали отпускать в его адрес колкие шутки. Цыгана в деревне не очень жаловали и немного побаивались взгляда его глубоких темных глаз. Не принимала участие во всеобщем веселье только Варька. Носов краткое содержание этого эпизода, конечно же, не мог пропустить. Здесь мы начинаем догадываться, что девушка питает к пареньку какие-то особые, пока неосознанные чувства. Причем зародились они не сейчас, а, возможно, уже с первой встречи. Но признаться в этом Варька не может даже себе.

краткое содержание варька евгений носов

Вечером, оставшись на ферме вдвоем со сторожем Емельяном, девушка с трудом собирает уток в загон. Когда накормленное птичье стадо устроилось на ночной отдых, Варька вспомнила, как прихорашивалась Лена Пряхина, отправляясь на свидание. Девушка достает из тумбочки подруги незамысловатую косметику, напудривает свое загорелое обветренное лицо. Взглянув в зеркало, она не узнала себя – на неё смотрело бледное безбровое существо с черными ушами и длинной шеей. Да и носов Варька таких облупленных «редисочных» ни у кого из своих подруг не видела. Ну не всем же быть красавицами! Обозвав себя занудой и махнув рукой на затею с косметикой, девушка бежит к озеру купаться.

Встреча у костра

Выбравшись из воды, Варька услышала рев трактора, перепахивавшего колхозное поле. В голове вспыхнула мысль сбегать посмотреть, кого прислали на ночную работу. Но пока девушка обходила озеро, трактор успел уйти в дальний конец участка. Зато неподалеку Варька заметила вспыхнувший огонек и решила отправиться туда, чтобы погреться. К удивлению девушки, у костра, кроме пасущейся лошади, никого не оказалось.

краткое содержание рассказа носова варька

Но вскоре здесь появляется цыган Сашка. Между молодыми людьми завязывается слегка натянутый разговор, плавно перешедший в непринужденную беседу. Варька узнает о планах юноши, его увлечениях. По просьбе девушки Сашка даже исполняет цыганский танец.

Рядом в логу пасутся еще четыре лошади. Поддавшись внезапному порыву, Варька предлагает парню прокатиться верхом. Тот сначала не соглашается, а затем пускается вдогонку за уносящимся вдаль конем, на котором, прижавшись всем телом к крупу, скачет бесстрашная Варька. Носов краткое содержание этого эпизода доносит до нас через чувства и мысли героини: «Сашка! Она почти наверняка знала, что он пустился в погоню. Ей даже хотелось, чтобы он за нею погнался».

Конечно же, он догнал её, обхватив за талию, пересадил на спину своей лошади. Горячий поцелуй обжег варькины губы. Девушка вырывается и убегает, оставляя парня в полном недоумении.

Передавая краткое содержание рассказа Носова «Варька», невозможно вместить всю мелодику и неповторимость авторского слога. Поэтому советуем прочитать это произведение полностью, тем более что воспринимается оно очень легко, буквально на одном дыхании.

История бультерьера

1

Я увидел его впервые в сумерках.

Рано утром я получил телеграмму от своего школьного товарища Джека:

«Посылаю тебе замечательного щенка. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит».

У Джека такой характер, что он мог прислать мне адскую машину или бешеного хорька вместо щенка, поэтому я дожидался посылки с некоторым любопытством. Когда она прибыла, я увидел, что на ней написано: «Опасно». Изнутри при малейшем движении доносилось ворчливое повизгиванье. Заглянув в заделанное решеткой отверстие, я увидел не тигренка, а всего-навсего маленького белого бультерьера. Он старался укусить меня и все время сварливо рычал. Рычанье его было мне неприятно. Собаки умеют рычать на два лада: низким, грудным голосом — это вежливое предупреждение или исполненный достоинства ответ, и громким, высоким ворчаньем — это последнее слово перед нападением. Как любитель собак, я думал, что умею управлять ими. Поэтому, отпустив носильщика, я достал перочинный нож, молоток, топорик, ящик с инструментами, кочергу и сорвал решетку. Маленький бесенок грозно рычал при каждом ударе молотка и, как только я повернул ящик набок, устремился прямо к моим ногам. Если бы только его лапка не запуталась в проволочной сетке, мне пришлось бы плохо. Я вскочил на стол, где он не мог меня достать, и попытался урезонить его. Я всегда был сторонником разговоров с животными. Я утверждаю, что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, хотя бы даже и не понимая слов. Но этот щенок, по-видимому, считал меня лицемером и презрительно отнесся к моим заискиваниям. Сперва он уселся под столом, зорко глядя во все стороны, не появится ли пытающаяся спуститься нога. Я был вполне уверен, что мог бы привести его к повиновению взглядом, но мне никак не удавалось взглянуть ему в глаза, и поэтому я оставался на столе. Я человек хладнокровный. Ведь я представитель фирмы, торгующей железным товаром, а наш брат вообще славится присутствием духа, уступая разве только господам, торгующим готовым платьем.

Итак, я достал сигару и закурил, сидя по-турецки на столе, в то время как маленький деспот дожидался внизу моих ног. Затем я вынул из кармана телеграмму и перечел ее: «Замечательный щенок. Будь вежлив с ним. Невежливых он не любит». Думаю, что мое хладнокровие успешно заменило в этом случае вежливость, ибо полчаса спустя рычанье затихло. По прошествии часа он уже не бросался на газету, осторожно спущенную со стола для испытания его чувств. Возможно, что раздражение, вызванное клеткой, немного улеглось. А когда я зажег третью сигару, он проковылял к камину и улегся там, впрочем, не забывая меня — на это я не мог пожаловаться. Один его глаз все время следил за мной. Я же следил обоими глазами не за ним, а за его коротким хвостиком. Если бы этот хвост хоть единый раз дернулся в сторону, я почувствовал бы, что победил. Но хвостик оставался неподвижным. Я достал книжку и продолжал сидеть на столе до тех пор, пока не затекли ноги и начал гаснуть огонь в камине. К десяти часам стало прохладно, а в половине одиннадцатого огонь совсем потух. Подарок моего друга встал на ноги и, позевывая, потягиваясь, отправился ко мне под кровать, где лежал меховой половик. Легко переступив со стола на буфет и с буфета на камин, я также достиг постели и, без шума раздевшись, ухитрился улечься, не встревожив своего повелителя. Не успел я еще заснуть, когда услышал легкое царапанье и почувствовал, что кто-то ходит по кровати, затем по ногам. Снап [snap — «хвать», «щелк» (англ.)], по-видимому, нашел, что внизу слишком холодно.

Он свернулся у меня в ногах очень неудобным для меня образом. Но напрасно было бы пытаться устроиться поуютнее, потому что, едва я пробовал двинуться, он вцеплялся в мою ногу с такой яростью, что только толстое одеяло спасало меня от тяжкого увечья.

Прошел целый час, прежде чем мне удалось так расположить ноги, передвигая их каждый раз на волосок, что можно было наконец уснуть. В течение ночи я несколько раз был разбужен гневным рычаньем щенка — быть может, потому, что осмеливался шевелить ногой без его разрешения, но, кажется, также и за то, что позволял себе изредка храпеть.

Утром я хотел встать раньше Снапа. Видите ли, я назвал его Снапом… Полное его имя было Джинджерснап [gingersnap — хрустящий пряник с имбирем (англ.)]. Некоторым собакам с трудом приискиваешь кличку, другим же не приходится придумывать клички — они как-то являются сами собой.

Итак, я хотел встать в семь часов. Снап предпочел отложить вставанье до восьми, поэтому мы встали в восемь. Он разрешил мне затопить камин и позволил одеться, ни разу не загнав меня на стол. Выходя из комнаты и собираясь завтракать, я заметил:

— Снап, друг мой, некоторые люди стали бы воспитывать тебя побоями, но мне кажется, что мой план лучше. Теперешние доктора рекомендуют систему лечения, которая называется «оставлять без завтрака». Я испробую ее на тебе.

Было жестоко весь день не давать ему еды, но я выдержал характер. Он расцарапал всю дверь, и мне потом пришлось заново красить ее, но зато к вечеру он охотно согласился взять из моих рук немного пищи.

Не прошло и недели, как мы уже были друзьями. Теперь он спал у меня на кровати, не пытаясь искалечить меня при малейшем движении. Система лечения, которая называлась «оставлять без завтрака», сделала чудеса, и через три месяца нас нельзя было разлить водой.

Казалось, чувство страха было ему незнакомо. Когда он встречал маленькую собачку, он не обращал на нее никакого внимания, но стоило появиться здоровому псу, как он струной натягивал свой обрубленный хвост и принимался прохаживаться вокруг него, презрительно шаркая задними ногами и поглядывая на небо, на землю, вдаль — куда угодно, за исключением самого незнакомца, отмечая его присутствие только частым рычаньем на высоких нотах. Если незнакомец не спешил удалиться, начинался бой. После боя незнакомец в большинстве случаев удалялся с особой готовностью. Случалось и Снапу быть побитым, но никакой горький опыт не мог вселить в него и крупицы осторожности.

Однажды, катаясь в извозчичьей карете во время собачьей выставки, Снап увидел слоноподобного сенбернара на прогулке. Его размеры вызвали восторг щенка, он стремглав ринулся из окна кареты и сломал себе ногу.

У него не было чувства страха. Он не был похож ни на одну из известных мне собак. Например, если случалось мальчику швырнуть в него камнем, он тотчас же пускался бежать, но не от мальчика, а к нему. И если мальчик снова швырял камень, Снап немедленно разделывался с ним, чем приобрел всеобщее уважение. Только я и рассыльный нашей конторы умели видеть его хорошие стороны. Только нас двоих он считал достойными своей дружбы. К половине лета Карнеджи, Вандербильдт и Астор [три американских миллиардера], вместе взятые, не могли бы собрать достаточно денег, чтобы купить у меня моего маленького Снапа.

2

Хотя я не был коммивояжером, тем не менее моя фирма, в которой я служил, отправила меня осенью в путешествие, и Снап остался вдвоем с квартирной хозяйкой. Они не сошлись характерами. Он ее презирал, она его боялась, оба они ненавидели друг друга.

Я был занят сбытом проволоки в северных штатах. Получавшиеся на мое имя письма доставлялись мне раз в неделю. В этих письмах моя хозяйка постоянно жаловалась мне на Снапа.

Прибыв в Мендозу, в Северной Дакоте, я нашел хороший сбыт для проволоки. Разумеется, главные сделки я заключал с крупными торговцами, но я потолкался среди фермеров, чтобы получить от них практические указания, и таким образом познакомился с фермой братьев Пенруф.

Нельзя побывать в местности, где занимаются скотоводством, и не услышать о злодеяниях какого-нибудь лукавого и смертоносного волка. Прошло то время, когда волки попадались на отраву. Братья Пенруф, как и все разумные ковбои, отказались от отравы и капканов и принялись обучать разного рода собак охоте на волка, надеясь не только избавить окрестности от врагов, но и позабавиться.

Гончие собаки оказались слишком добродушными для решительной борьбы, датские доги — чересчур неуклюжими, а борзые не могли преследовать зверя, не видя его. Каждая порода имела какой-нибудь роковой недостаток. Ковбои надеялись добиться толку с помощью смешанной своры, и когда меня пригласили на охоту, я очень забавлялся разнообразием участвовавших в ней собак. Было там немало ублюдков, но встречались также и чистокровные собаки — между прочим, несколько русских волкодавов, стоивших, наверно, уйму денег.

Гилтон Пенруф, старший из братьев, необычайно гордился ими и ожидал от них великих подвигов.

— Борзые слишком тонкокожи для волчьей охоты, доги — медленно бегают, но, увидите, полетят клочья, когда вмешаются мои волкодавы.

Таким образом, борзые предназначались для гона, доги — для резерва, а волкодавы — для генерального сражения. Кроме того, припасено было две-три гончих, которые должны были своим тонким чутьем выслеживать зверя, если его потеряют из виду.

Славное было зрелище, когда мы двинулись в путь между холмами в ясный октябрьский день! Воздух был прозрачен и чист, и, несмотря на позднее время года, не было ни снега, ни мороза. Кони ковбоев слегка горячились и раза два показали мне, каким образом они избавляются от своих седоков.

Мы заметили на равнине два-три серых пятна, которые были, по словам Гилтона, волками или шакалами. Свора понеслась с громким лаем. Но поймать им никого не удалось, хотя они носились до самого вечера. Только одна из борзых догнала волка и, получив рану в плечо, отстала.

— Мне кажется, Гилт, что от твоих волкодавов мало будет толку, — сказал Гарвин, младший из братьев. — Я готов стоять за маленького черного дога против всех остальных, хотя он простой ублюдок.

— Ничего не пойму! — проворчал Гилтон. — Даже шакалам никогда не удавалось улизнуть от этих борзых, не то что волкам. Гончие — также превосходные — выследят хоть трехдневный след. А доги могут справиться даже с медведем.

— Не спорю, — сказал отец, — твои собаки могут гнать, могут выслеживать и могут справиться с медведем, но дело в том, что им неохота связываться с волком. Вся окаянная свора попросту трусит. Я много бы дал, чтобы вернуть уплаченные за них деньги.

Так они толковали, когда я распростился с ними и уехал дальше.

Борзые были сильны и быстроноги, но вид волка, очевидно, наводил ужас на всех собак. У них не хватало духа помериться с ним силами, и невольно воображение переносило меня к бесстрашному щенку, разделявшему мою постель в течение последнего года. Как мне хотелось, чтобы он был здесь! Неуклюжие гиганты получили бы руководителя, которого никогда не покидает смелость.

На следующей моей остановке, в Бароке, я получил с почты пакет, заключавший два послания от моей хозяйки: первое — с заявлением, что «эта подлая собака безобразничает в моей комнате», другое, еще более пылкое, — с требованием немедленного удаления Снапа.

«Почему бы не выписать его в Мендозу? — подумал я. — Всего двадцать часов пути. Пенруфы будут рады моему Снапу».

3

Следующая моя встреча с Джинджерснапом вовсе не настолько отличалась от первой, как можно было ожидать. Он бросился на меня, притворялся, что хочет укусить, непрерывно ворчал. Но ворчанье было грудное, басистое, а обрубок хвоста усиленно подергивался.

Пенруфы несколько раз затевали волчью охоту, с тех пор как я жил у них, и были вне себя от неизменных неудач. Собаки почти каждый раз поднимали волка, но никак не могли покончить с ним, охотники же ни разу не находились достаточно близко, чтобы узнать, почему они трусят.

Старый Пенруф был теперь вполне убежден, что «во всем негодном сброде нет ни одной собаки, способной потягаться хотя бы с кроликом».

На следующий день мы вышли на заре — те же добрые лошади, те же отличные ездоки, те же большие сизые, желтые и рябые собаки. Но, кроме того, с нами была маленькая белая собачка, все время льнувшая ко мне и знакомившая со своими зубами не только собак, но и лошадей, когда они осмеливались ко мне приблизиться. Кажется, Снап перессорился с каждым человеком, собакой и лошадью по соседству.

Мы остановились на вершине большого плоскоголового холма. Вдруг Гилтон, осматривавший окрестности в бинокль, воскликнул:

— Вижу его! Вот он идет к ручью, Скелл. Должно быть, это шакал.

Теперь надо было заставить и борзых увидеть добычу. Это нелегкое дело, так как они не могут смотреть в бинокль, а равнина покрыта кустарником выше собачьего роста.

Тогда Гилтон позвал: «Сюда, Дандер!» — и выставил ногу вперед. Одним проворным прыжком Дандер взлетел на седло и стал там, балансируя на лошади, между тем как Гилтон настойчиво показывал ему:

— Вон он, Дандер, смотри! Куси, куси его, там, там!

Дандер усиленно всмотрелся в точку, указываемую хозяином, затем, должно быть, увидел что-то, ибо с легким тявканьем соскочил на землю и бросился бежать. Другие собаки последовали за ним. Мы поспешили им вслед, однако значительно отставая, так как почва была изрыта оврагами, барсучьими норами, покрыта камнями, кустарником. Слишком быстрая скачка могла окончиться печально.

Итак, все мы отстали; я же, человек, непривычный к седлу, отстал больше всех. Время от времени мелькали собаки, то скакавшие по равнине, то слетавшие в овраг, с тем чтобы немедленно появиться с другой стороны. Признанным вожаком был борзой Дандер, и, взобравшись на следующий гребень, мы увидели всю картину охоты: шакал, летящий вскачь, собаки, бегущие на четверть мили сзади, но, видимо, настигавшие его. Когда мы в следующий раз увидели их, шакал был бездыханен, и все собаки сидели вокруг него, исключая двух гончих и Джинджерснапа.

— Опоздали к пиру! — заметил Гилтон, взглянув на отставших гончих. Затем с гордостью потрепал Дандера: — Все-таки, как видите, не потребовалось вашего щенка!

— Скажи пожалуйста, какая смелость: десять больших собак напали на маленького шакала! — насмешливо заметил отец. — Погоди, дай нам встретить волка.

На следующий день мы снова отправились в путь.

Поднявшись на холм, мы увидели движущуюся серую точку. Движущаяся белая точка означает антилопу, красная — лисицу, а серая — волка или шакала. Волк это или шакал, определяют по хвосту. Висячий хвост принадлежит шакалу, поднятый кверху — ненавистному волку.

Как и вчера, Дандеру показали добычу, и он, как и вчера, повел за собой пеструю стаю — борзых, волкодавов, гончих, догов, бультерьера и всадников. На миг мы увидели погоню: без сомнения, это был волк, двигавшийся длинными прыжками впереди собак. Почему-то мне показалось, что передовые собаки не так быстро бегут, как тогда, когда они гнались за шакалом. Что было дальше, никто не видел. Собаки вернулись обратно одна за другой, а волк исчез.

Насмешки и попреки посыпались теперь на собак.

— Эх! Струсили, попросту струсили! — с отвращением проговорил отец. — Свободно могли нагнать его, но чуть только он повернул на них, они удрали. Тьфу!

— А где же он, несравненный, бесстрашный терьер? — спросил Гилтон презрительно.

— Не знаю, — сказал я. — Вероятнее всего, он и не видел волка. Но если когда-нибудь увидит — бьюсь об заклад, он изберет победу или смерть.

В эту ночь вблизи фермы волк зарезал нескольких коров, и мы еще раз снарядились на охоту.

Началось приблизительно так же, как накануне. Уже много позже полудня мы увидели серого молодца с поднятым хвостом не дальше как за полмили. Гилтон посадил Дандера на седло. Я последовал его примеру и подозвал Снапа. Его лапки были так коротки, что вспрыгнуть на спину лошади он не мог. Наконец он вскарабкался с помощью моей ноги. Я показывал ему волка и повторял «Куси, куси!» до тех пор, пока он в конце концов не приметил зверя и не бросился со всех ног вдогонку за уже бежавшими борзыми.

Погоня шла на этот раз не чащей кустарника, вдоль реки, а открытой равниной. Мы поднялись все вместе на плоскогорье и увидели погоню как раз в ту минуту, когда Дандер настиг волка и рявкнул у него за спиной. Серый повернулся к нему для боя, и перед нами предстало славное зрелище. Собаки подбегали по две и по три, окружая волка кольцом и лая на него, пока не налетел последним маленький белый песик. Этот не стал тратить времени на лай, а ринулся, прямо к горлу волка, промахнулся, однако успел вцепиться ему в нос. Тогда десять больших собак сомкнулись над волком, и две минуты спустя он был мертв. Мы мчались вскачь, чтобы не упустить развязки, и хоть издали, но явственно рассмотрели, что Снап оправдал мою рекомендацию.

Теперь настал мой черед похваляться. Снап показал им, как ловят волков, и наконец-то мендозская свора доконала волка без помощи людей.

Было два обстоятельства, несколько омрачивших торжество победы: во-первых, это был молодой волк, почти волчонок. Вот почему он сдуру бросился бежать по равнине. А во-вторых, Снап был ранен — у него была глубокая царапина на плече.

Когда мы с торжеством двинулись в обратный путь, я заметил, что он прихрамывает.

— Сюда! — крикнул я. — Сюда, Снап!

Он раза два попытался вскочить на седло, но не мог.

— Дайте мне его сюда, Гилтон, — попросил я.

— Благодарю покорно. Можете сами возиться со своей гремучей змеей, — ответил Гилтон, так как всем теперь было известно, что связываться со Снапом небезопасно.

— Сюда, Снап, бери! — сказал я, протягивая ему хлыст.

Он ухватился за него зубами, и таким образом я поднял его на седло и доставил домой. Я ухаживал за ним, как за ребенком. Он показал этим ковбоям, кого не хватает в их своре. У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги — силачи, но все они ничего не стоят, потому что мужество есть только у бультерьера. В этот день ковбои разрешили волчий вопрос, что вы увидите сами, если побываете в Мендозе, ибо в каждой из местных свор теперь имеется свой бультерьер.

4

На следующий день была годовщина появления у меня Снапа. Погода стояла ясная, солнечная. Снега еще не было. Ковбои снова собрались на волчью охоту. К всеобщему разочарованию, рана Снапа не заживала. Он спал, по обыкновению, у меня в ногах, и на одеяле оставались следы крови. Он, конечно, не мог участвовать в травле. Решили отправиться без него. Его заманили в амбар и заперли там. Затем мы отправились в путь. Все отчего-то предчувствовали недоброе. Я знал, что без моей собаки мы потерпим неудачу, но не воображал, как она будет велика.

Мы забрались уже далеко, блуждая среди холмов, как вдруг, мелькая в кустарнике, примчался за нами вдогонку белый мячик. Минуту спустя к моей лошади подбежал Снап, ворча и помахивая обрубком хвоста. Я не мог отправить его обратно, так как он ни за что не послушался бы. Рана его имела скверный вид. Подозвав его, я протянул ему хлыст и поднял на седло, «Здесь, — подумал я, — ты просидишь до возвращения домой». Но не тут-то было. Крик Гилтона «ату, ату!» известил нас, что он увидел волка. Дандер и Райл, его соперник, оба бросились вперед, столкнулись и упали вместе, растянувшись на земле. Между тем Снап, зорко приглядываясь, высмотрел волка, и не успел я оглянуться, как он уже соскочил с седла, и понесся зигзагами, вверх, вниз, над кустарником, под кустарником, прямо на врага. В течение нескольких минут он вел за собой всю свору. Недолго, конечно. Большие борзые увидели движущуюся точку, и по равнине вытянулась длинная цепь собак. Травля обещала быть интересной, так как волк был совсем недалеко и собаки мчались во всю прыть.

— Они свернули в Медвежий овраг! — крикнул Гарвин. — За мной! Мы можем выйти им наперерез!

Итак, мы повернули обратно и быстро поскакали по северному склону холма, в то время как погоня, по-видимому, двигалась вдоль южного склона.

Мы поднялись на гребень и готовились уже спуститься, когда Гилтон крикнул:

— Он здесь! Мы наткнулись прямо на него.

Гилтон соскочил с лошади, бросил поводья и побежал вперед. Я сделал то же. Навстречу нам по открытой поляне, переваливаясь, бежал большой волк. Голова его была опущена, хвост вытянут по прямой линии, а в пятидесяти шагах за ним мчался Дандер, несясь, как ястреб над землей, вдвое быстрее, чем волк. Минуту спустя борзой пес настиг его и рявкнул, но попятился, как только волк повернулся к нему. Они находились теперь как раз под нами, не дальше как в пятидесяти футах. Гарвин достал револьвер, но Гилтон, к несчастью, остановил его:

— Нет, нет! Посмотрим, что будет.

Через мгновение примчалась вторая борзая, затем одна за другой и остальные собаки. Каждая неслась, горя яростью и жаждой крови, готовая тут же разорвать серого на части. Но каждая поочередно отступала в сторону и принималась лаять на безопасном расстоянии. Минуты две погодя подоспели и русские волкодавы — славные, красивые псы. Издали они, без сомнения, желали ринуться прямо на старого волка. Но бесстрашный его вид, мускулистая шея, смертоносные челюсти устрашили их задолго до встречи с ним, и они также примкнули к общему кругу, в то время как затравленный бандит поворачивался то в одну сторону, то в другую, готовый сразиться с каждой из них и со всеми вместе.

Вот появились и доги, грузные твари, каждая такого же веса, как волк. Их тяжелое дыхание переходило в угрожающий хрип, по мере того как они надвигались, готовые разорвать волка в клочья. Но как только они увидели его вблизи — угрюмого, бесстрашного, с мощными челюстями, с неутомимыми лапами, готового умереть, если надо, но уверенного в том, что умрет не он один, — эти большие доги, все трое, почувствовали, подобно остальным, внезапный прилив застенчивости: да, да, они бросятся на него немного погодя, не сейчас, а как только переведут дух. Волка они, конечно, не боятся. Голоса их звучали отвагой. Они хорошо знали, что несдобровать первому, кто сунется, но это все равно, только не сейчас. Они еще немного полают, чтобы подбодрить себя.

В то время как десять больших псов праздно метались вокруг безмолвного зверя, в дальнем кустарнике послышался шорох. Затем скачками пронесся белоснежный резиновый мячик, вскоре превратившийся в маленького бультерьера. Снап, медленно бегущий и самый маленький из своры, примчался, тяжело дыша — так тяжело, что, казалось, он задыхается, и подлетел прямо к кольцу вокруг хищника, с которым никто не дерзал сразиться. Заколебался ли он? Ни на мгновение. Сквозь кольцо лающих собак он бросился напролом к старому деспоту холмов, целясь прямо в глотку. И волк ударил его с размаху своими двадцатью клыками. Однако малыш бросился на него вторично, и что произошло тогда, трудно сказать. Собаки смешались. Мне почудилось, что я увидел, как маленький белый пес вцепился в нос волка, на которого сейчас напала вся свора. Мы не могли помочь собакам, но они и не нуждались в нас. У них был вожак несокрушимой смелости, и когда битва наконец закончилась, перед нами на земле лежали волк — могучий гигант — и вцепившаяся в его нос маленькая белая собачка.

Мы стояли вокруг, готовые вмешаться, но лишенные возможности это сделать. Наконец все было кончено: волк был мертв. Я окликнул Снапа, но он не двинулся. Я наклонился к нему.

— Снап, Снап, все кончено, ты убил его! — Но песик был неподвижен. Теперь только увидел я две глубокие раны на его теле. Я попытался приподнять его: — Пусти, старина: все кончено!

Он слабо заворчал и отпустил волка.

Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом:

— Лучше бы у меня пропало двадцать быков!

Я взял Снапа на руки, назвал его по имени и погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно, на прощание, лизнул мне руку и умолк навсегда.

Печально возвращались мы домой. С нами была шкура чудовищного волка, но она не могла нас утешить. Мы похоронили неустрашимого Снапа на холме за фермой. Я слышал при этом, как стоящий рядом Пенруф пробормотал:

— Вот это действительно храбрец! Без храбрости в нашем деле недалеко уйдешь.

Опубликовано: 04.11.2021 г.

Автор: Екимова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная)

школа-интернат № 11», г.Шадринск

Класс: 9б (неслышащие обучающиеся с интеллектуальными нарушениям)

Цели урока:

1.Коррекционно-образовательные:

— отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, анализировать и делать выводы; составлять характеристики литературным героям;

— привлечь внимание обучающихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».

2.Коррекционно-развивающие:

— расширять объем эмоционально-оценочной лексики, развивать внимание, логическое мышление, связную самостоятельную речь, слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся; следить за внятностью произношения;

— устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

3.Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным;

— на примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.

Ход урока

1.Организационный момент

— Встаньте красиво. Разотрите ладони, передайте тепло и улыбки друг другу. Будем работать хорошо, слушать внимательно, говорить внятно.

— Аня, как ты слышишь? (Я слышу хорошо).

2.Слухо-зрительная разминка

— Какой сейчас урок? Какой по счёту урок? Какой рассказ мы читаем? (Мы читаем рассказ «Трудный хлеб»)

— Почему хлеб трудный? (потому что требует большого труда, больших сил )

— Кто автор произведения? (Автор русский писатель, прозаик — Евгений Иванович Носов).

— Назови героев рассказа (собака Чанг, охотник, рассказчик – рыболов).

— Кто главный герой? (Собака Чанг).

-Расскажите о Чанге (Собака породы – спаниель для охоты, охотничья собака. Чанг хорошо бегает, быстро и легко плавает)

— Молодцы! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (продолжим читать, отвечать на вопросы).

— Прочитайте план урока (учащиеся про себя читают план на доске).

План урока

1.Проверять(-ли) домашнее задание.

2.Работать (-ли) над содержанием рассказа:

— читать (-ли) рассказ выборочно;

— заполнять (-ли) таблицу;

— читать (-ли) по ролям;

— читать по цепочке;

— инсценировать (-ли) отрывок;

— составлять (-ли) пересказ.

  1. Рассказывать о домашних животных
  2. Рефлексия
  3. Домашнее задание

3.-Будем проверять домашнее задание.

— Что вам нужно было сделать? (Нарисовать картинки к отрывкам и рассказать)

— Кто хочет отвечать? (Ученик выходит к доске, показывает картинку и описывает содержание).

  1. Рыболов ловит рыбу. Вдруг кто-то выстрелил. Первая утка улетела, а вторая раненая осталась.
  2. Собака проплыла по реке мимо птицы. Хозяин крикнул: «Чанг!», и собака быстро повернула, схватила птицу и принесла хозяину.

— Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание). Хорошо, молодцы!

4.- Сегодня мы продолжим работать над содержанием рассказа.

Прочитайте высказывания: «Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». «По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек».

— Какие словосочетания выделены? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек).

— А как связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.

— Откройте книгу на странице 208. Будем читать отрывок жужжащим чтением (как пчёлки). А я буду слушать. Заполним таблицу предложениями, описывающими отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему другу

1. Отношение хозяина к Чангу

2. Отношение Чанга к хозяину

«Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»

«сел рядом…»

«Золотая собака»

«вопрошающе глядя на хозяина»

«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»

«Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

«Чанг, молодчина

«А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»

-Что мы делали? (читали и заполняли таблицу). Ребята, по таблице сделаем вывод: как охотник относился к собаке? (охотник любил свою собаку, называл её ласково). А как Чанг относился к своему хозяину? (Чанг относился к хозяину с преданностью и готов был служить ему до конца своих дней). Ребята, а какой вопрос заинтересовал рыболова?

5.Чтение по ролям

— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям на странице 210. Кто хочет читать за охотника, рыболова, слова автора?

Итак, ребята, какой была собака? (Слепой). Давайте закроем глаза и представим, легко это или трудно?

6.Чтение рассказа по цепочке

— Посмотрим иллюстрацию на странице 210. Какой опыт показал, что собака слепая? (рассматривание: отломил кусок хлеба, подбросил, собака спокойно сидела, когда кусок хлеба упал на землю, то собака побежала на звук и запах). Давайте этот отрывок инсценируем.

7.Инсценирование отрывка. Герои: Чанг, охотник. Кто хочет играть роль хозяина, Чанга?

— Почему хозяин брал Чанга на охоту, а не оставлял дома? (хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой)

-Найдите об этом слова в тексте («Да я за него двух зрячих не возьму…»)

— Вернёмся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока

«Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

— А сострадание – это что? Найдите в словаре (обращаюсь к ученикам)

(Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем). Вывод (делает учитель):

 -Только того можно назвать добрым человеком кто может сострадать.

— Как вы думаете, охотник добрый хозяин Чангу? (Да, потому что он не бросил слепую собаку, а наоборот научил охотиться, по-другому, зарабатывать себе на хлеб трудом).

  1. Составление пересказа (все вместе по таблице подбираем вторую часть к предложениям, затем один рассказывает все)

1.Чанг -…..

1. спокойным, даже ласковым голосом, подбадривал похвалой.

2.Охотник давал команды….

2. « …5 лет вместе. Чанг свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»

3. Хозяин Чанга хотел, …

3. завести другую собаку.

4. Рыбак предложил…

4. чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

5. Хозяин не согласился, мы

5. слепая охотничья собака породы спаниель.

Один ученик заполняет у доски, остальные в тетрадях

— Что мы делали? Вывод по рассказу (делает учитель)

— Итак, ребята, мы прочитали рассказ о слепой собаке Чанге. Как хозяин относился к собаке? (обращаю внимание на доску) значит, он может сострадать животным? Ребята, а вы как относитесь к животным? У кого из вас есть домашние животные? Расскажите нам.

10.Рассказ учеников о животном

  1. Рефлексия. Закончить предложение

Я прочитал (-а) рассказ «… …»

Мне было легко  ….Мне было трудно ….Какое новое слово вы узнали?

10.Домашнее задание: нарисовать любимое животное. Оценки за урок.

Приложение к уроку

Рыболов

Охотник – хозяин собаки

Слепая собака

Подранок – раненая птица

Относиться к животным (как?)

по-доброму

плохо

хорошо

ласково

грубо

внимательно

с нежностью

с ненавистью

уважительно

Бегает

Плавает

Прыгает

быстро

легко

хорошо

круто

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент(1 мин.) Цель: создание положительного эмоционального настроя

Слайд 1

Слышите, звенит звонок?

       Начинать пора урок!

Сегодня к нам пришли гости посмотреть на вашу работу на уроке. Мы им очень рады. Повернитесь к ним и улыб­нитесь — поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От улыбок в классе стало так теп­ло и уютно! Спасибо всем.

А теперь за работу!

Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями, настраиваются на работу

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность, эмоциональный настрой

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

— формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний (2мин) Цель: подготовка к выразительному чтению

Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: Слайд 2

Слайд 3

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём речевую разминку:

-Читаем чистоговорку 3 раза: шёпотом, вполголоса, громко.

— Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец третьего предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

Выполняют упражнения на дыхание

— нюхаем цветок (вдох через нос — выдох через нос)

— вдох носом, выдох через рот (плавно и медленно, чтобы не задуть свечу)

— тушим 1 свечу (вдох, задержали дыхание, резкий выдох) -3свечи, торт

-надуваем шарик (вдох, выдыхаем, надув щёки)

— нюхаем цветок (вдох через нос — выдох через нос)

Работают над четкостью произношения, интонацией:

Ар-ар—арь-арь — на дворе уже октябрь

Ок- ок- ок –ок –с неба падает снежок

Ро-ру-ре-ра — начинается игра

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность, эмоциональный настрой

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

3.Мотивация к учебной деятельности (1мин) Цель: организовать работу в группах

Сегодня на уроке вы будете работать в группе.

Девиз нашего урока: Слайд 4

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интерес
но!»

Правила работы в группе Слайд 5

Уважай своих товарищей.

Говори спокойно и ясно и только по делу

Говори по очереди, не перебивая друг друга

Если непонятно, попроси помощи

Читают девиз урока хором

Повторяют правила работы в группе

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

4.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Цели:

— самостоятельно сформулировать тему урока, цель

-Вам, конечно, интересно узнать тему нашего урока. Тогда вам нужно разгадать загадки, выполнив задание на карточках:

1 группа — отгадывает имя писателя.

2 группа – отгадывает фамилию писателя.

3 группа – отгадывает название произведения.

4 группа – работает с толковым словарём (ищет значение слова, которое встретится в произведении).

(Учитель внимательно наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает помощь)

Проверка выполнения работы 1,2,3 группы: Слайды 6-11

Сформулируйте тему урока. Слайд 12

Цели урока:

Узнать новые сведения о писателе; составить картинный план произведения, выразительно читать отрывки из произведения. Понаблюдать за главными героями, их поведением и поступками.

Работают над заданием в группах по 6 человек:

1 группа

ПППЕЕНЕЕППИ КППЕПЕОЕЕЛЕЕ

АППППППЙППП

    —     Зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте имя писателя.

2 группа

— Отгадайте фамилию писателя, используя шифр.

1-а

2-б

3-в

4-г

5-д

6-е

7-ё

8-ж

9-з

10-и

11-й

12-к

13-л

14-м

15-н

16-о

17-п

18-р

19-с

20-т

21-у

22-ф

23-х

24-ц

25-ч

26-ш

27-щ

28-ъ

29-ы

30-ь

31-э

32-ю

33-я

3 группа

Разгадайте анаграмму: название произведения (состоит из двух слов)

А Н К Е Г О Р

-Догадайтесь по названию, о ком и чём может идти речь в этом произведении?

4 группа ( проверить позже)

Работа над лексическим значением слова ДВОРНИЦКАЯ.

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Дети формулируют тему урока:

-Сегодня мы познакомимся с произведением Н.Носова « На горке».

Регулятивные:

— постановка учебной задачи

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

-развитие внимания, логического мышления

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Изучение нового.

5. Знакомство с биографией писателя (2 мин.)

Цель: расширить знания о Н.Носове.

Рассмотрите внимательно фотографию писателя. Слайд 13

— Попробуйте понять, каким был человек, изображённый на слайде?

— Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Проверьте свои догадки:

послушайте сообщение ребят о писателе.

Слайд 14

Наблюдают, высказывают своё мнение.

Слушают рассказ товарищей:

(3 ученика рассказывают о Носове)

1.Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В этом году 23 ноября ему исполнилось бы 105 лет. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком.

2.Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Он написал много разных произведений: «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» В своих произведениях он очень просто и доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное; учит понимать шутку, посмеяться над собой. Многие его произведения переведены на разные языки.

3. Есть такие писатели, произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Н.Н. Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад он остаётся одним из самых популярных в мире русских писателей

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

— владение монологической формой речи;

— слушать товарищей

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше

6.Прогнозирование содержания произведения по его названию (1 мин.)

Цель:

— Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) Слайд15

 — О чем, о ком может идти речь в этом произведении?

 Откройте учебник на стр. 138.

— Посмотрите на текст произведения. Подумайте, к какому жанру может относиться это произведение?

 — Что ж, скоро мы проверим ваши предположения.

Прогнозируют содержание, тему и жанр произведения.

Познавательные:

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

— составление плана и последовательности действий.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Словарная работа (2 мин.) Цель:

— формировать навык беглого и правильного чтения;

-развивать умение пользоваться словарём

-расширять словарный запас

-Прежде чем мы начнем читать это произведение, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

— Читаем по слогам, а затем целыми словами:

Слайд 16

Среди этих слов вам встретилось одно, значение которого устарело.

Какое это слово?

Работа над лексическим значением слова ДВОРНИЦКАЯ.

— Как вы понимаете значение этого слова?

99720006 1Слайды17,18

Ребята нашли значение этого слова в толковом словаре. Прочитайте.

— Подберите слова, которыми можно заменить данное слово (склад, подсобка…)

Читают по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ СГРЕБАЛИ

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ ТРУДЯТСЯ

СКОЛЬЗ- КА-Я СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ ВЗОБРАЛСЯ

ДВОР –НИЦ-КА-Я ДВОРНИЦКАЯ

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ ЧЕТВЕРЕНЬКИ

НА-ПОР-ТИЛ НАПОРТИЛ

Находят устаревшее слово, пробуют объяснить его значение

Проверка выполнения работы 4 группы:

Дворницкая – (устаревшее), помещение для дворника.

Познавательные:

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

-Умение пользоваться толковым словарём

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Знакомство с произведением

(7 мин).

Цели:

— ознакомить учащихся с рассказом «На горке»;

— развивать навык беглого и правильного чтения;

— учить осознанно воспринимать содержание текста;

— проверить первичное восприятие произведения.

Знакомство с текстом (Текст читает учитель и хорошо читающие учащиеся)

Я начну читать, а вы будете мне помогать читать отрывки из текста.

Ваша задача: быть внимательными и проследить, как развивались события; читать громко, чётко, без ошибок.

Сильные учащиеся читают отрывки, слабые следят за чтением

Познавательные:

Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

Проверка первичного восприятия текста (эмоционально-оценочная беседа) Слайд 19

— Кому понравилось это произведение?

— Какой момент вам особенно понравился? Почему?

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение.

Личностные:

Свободно выражать своё мнение

9.Работа по моделированию обложки (5мин)

Цель: включить каждого ребёнка в активный процесс анализа произведения, формирование специальных читательских умений (понимать особенности литературного произведения).

— А сейчас, ребята, вам надо определить тему и жанр этого произведения, сделать модель обложки. Приготовьтесь объяснить своё решение.

Учитель внимательно наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает помощь. Слайд 20

Проверка.

-Какое произведение мы прочитали сегодня?

— Почему вы решили что это рассказ?

— Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

Работа в группах (дети наклеивают элементы обложки на лист А-4, обсудив предварительно свой выбор)

Защищать модель обложки выходят к доске по 1 человеку от группы.

Дети аргументируют свой выбор.

Познавательные:

— создание модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

-Умение определять жанр произведения

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

— проявлять активность в деятельности.

10. Физкультминутка(1мин.) Цель:

Снятие мышечного напряжения, утомления

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку!
Молодцы вы, ребятишки!

Дети выполняют движения физкультминутки

11. Составление картинного плана рассказа (4 мин.)

Цель: восстановить последовательность событий рассказа; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

— Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 21

— Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Давайте расставим картинки по порядку (учитель раздаёт каждой группе рисунки, внимательно наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает помощь).

Проверка:

Восстановите последовательность событий рассказа Н.Носова «На горке».

У нас получился картинный план из 5 частей (проверка на доске)

Рассматривают рисунки на слайде. Делают вывод, что рисунки расположены не по порядку.

Работа в группе: проводят сравнительный анализ рисунков, составляют картинный план рассказа.

Дети по очереди от каждой группы выходят к доске, выстраивают рисунки по порядку, объясняют свой выбор.

Проверяют последовательность рисунков.

Познавательные:

-анализировать объекты с целью выделения существенных признаков

— ориентироваться в тексте

-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

12.Беседа по содержанию рассказа, озаглавливание частей рассказа (5 мин.)

Цель: усвоение содержания произведения, развитие внимания и памяти детей, выделение главной мысли прочитанного

1 часть.

— Что делали ребята?

— А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый – найти в тексте авторскую оценку)

Придумайте название к этой части рассказа (проверка на слайде)

( Котька наблюдает как ребята строят горку. ) Слайд22

2 часть.

— Что сделал Котька, когда ребята ушли?

— Понравилась ему горка?

— Получилось прокатиться с горки?

— Почему?

Придумайте название к этой части рассказа. ( Хитрец на скользкой горке.) Слайд23

3 часть.

— Что Котька придумал?

— Получилось прокатиться?

Придумайте название к этой части рассказа. (Испорченная горка.) Слайд24

4часть.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(Рассердились, расстроились, поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

— Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Придумайте название к этой части рассказа.

(Ребята рассердились.) Слайд25

5 часть.

— Понравилось ли Котьке работать? (подтвердите словами текста)

Придумайте название к этой части рассказа.

(Котьке понравилось трудиться.) Слайд26,27

Сделайте вывод:

— Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

— Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

-Какую характеристику вы дали бы этим ребятам? Какие они?

-Хотели бы вы иметь таких друзей?

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.

Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста.

Придумывают заголовок к каждой картинке, составляют план.

Личностные:

— понимать эмоции других людей, сопереживать

-умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

Познавательные:

-умение составлять план рассказа, выделять главное.

— ориентироваться в тексте

-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

Коммуникативные:

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме

13.Выразительное чтение диалога по ролям. Игра «Радиотеатр» (4 мин.) Цель: продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям;

Давайте подготовимся к выступлению в «Радиотеатре»- прочитаем выразительно разговор Котьки с ребятами. Слайд28

Рассмотрите ещё раз внимательно рисунок, обратите внимание на позы, жесты детей, определите настроение героев, их чувства.

-Чьи слова будут выражать возмущение; угрозу; досаду; обиду, недовольство? (ребят)

— А каким тоном читать слова Котьки? (растеряно, тихо, неуверенно)

Распределите роли, разметьте слова (К.- Котька, Р.- ребята), подготовьте в паре выразительное чтение.

Слайд 29

Определяют настроение героев, их чувства, выбирают правильную интонацию.

Работают в паре: распределяют роли, читают выразительно отрывок по ролям (на карточке)

Личностные:

— понимать эмоции других людей, со-переживать;

— знание основных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

— оценивать и себя и товарища

14.Работа с пословицами: (1мин.) Цель:

определение главной мысли рассказа

Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 30

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Работа в группе: Соотносят смысл пословиц с содержанием произведения, объясняют свой выбор (3 пословица)

Личностные:

-умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Итог урока. Рефлексия. (2мин.) Цель: Подвести итоги работы, выявить удовлетворенность работой

Заканчивается наша встреча с замечательным произведением Н.Носова. Слайд 31

-Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение? Почему?

Вспомните свои впечатления на уроке:

Что было самым интересным? Что запомнилось больше всего? Как бы вы оценили свою работу?

Продолжите предложение. Слайд 32

«Мне было интересно…»

«У меня получилось…»

«Я узнал…»

«На этом уроке я похвалил бы себя за …»

Подводят итог урока

(Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение)

На слайде находят нужное утверждение, высказывают своё мнение

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия

Умение находить главное

Личностные:

-Свободно выражать своё мнения

-Самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные:

— оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Домашнее задание (1 мин.)

По выбору:

-Пересказать рассказ «На горке» по плану. Слайд 33

-Прочитать любой другой рассказ Н.Носова (рассмотреть несколько книг с выставки книг писателя)

-Придумать свой смешной рассказ, героями которого будут твои ровесники Слайд 34

Записывают домашнее задание по выбору

развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

  • Рассказ веллера про сальвадора дали
  • Рассказ в стране вечных каникул читать полностью
  • Рассказ валентины осеевой синие листья распечатать
  • Рассказ вам и не снилось краткое содержание
  • Рассказ в уменьшительно ласкательной форме