Рассказ ванька чехов распечатать

На деревню дедушке мне страшно хочется жить, хочется, чтобы наша жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный. будем

НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ

Мне страшно хочется жить, хочется,

 чтобы наша жизнь была свята,

высока и торжественна,

как свод небесный. Будем жить!
А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека».

Каждый из нас читал произведение А.П. Чехова. «Ванька», но каждый знает, что дедушка знаменитого писателя Егор Михайлович Чехов уроженец Воронежской губернии, а его родственники и по сей день живут в Богучарском районе.

В своем письме к А.И. Эртилю А.П. Чехов пишет: «Моя фамилия тоже ведет свое начало из Воронежских недр, из Острогожского уезда. Мой дед и отец был крепостным у Черткова…».

Одним из первых в родословной А.П. Чехова, был далекий предок Евстафий Чехов, он был потоком беглых поселенцев, которые в первой половине ХVIII основали русское село Ольховатка. О прадеде писателя Михаиле Евстафиевиче Чехове известно, что «с начала М.Е. Чехов был крепостным бригадира С.И. Тевяшова», а «затем Ольховатка перешла во владения А.В. Черткова, бывшего на протяжении ряда лет воронежским губернским предводителем дворянства, который женился на единственной дочке С.И. Тевяшова».

Из ревизских сказок известно, что Михаил Евстафиевич родился в 1762 г., «в 80-е годы он женился на крестьянке Домникии, и у них родились дети: Иван – в 1790 году, Егор (дед писателя) в 1799 году, Артем в 1800 году, Семен – в 1804 году». Семья Чеховых поселилась в хуторе Неровный, который находился в 12 верстах от Ольховатки. 

 Хутор Неровный на 1835 год имела 65 дворов 234 женского и 232 мужского пола жителей. Не трудно догадаться, что название хутора произошло от первопоселенца, так как на 1835 год в 18 дворах хутора проживали семьи с фамилией Неровный.

В 1820 году Егор Михайлович стал работать приказчиком и с женой переехал жить в с. Ольховатку. Остальные члены семьи Чехова Михаила остались жить в х. Неровном.

Богучарцам давно известно, что дед писателя Антона Павловича Чехова — Егор Михайлович Чехов в 1820 году женился на Ефросинье Емельянове Шимка[1] (1798 Орловская губерния — 26.02(09.03).1878, с. Большая Крепкая Екатеринославской губ.) семья которой с 1837 года проживала в казенном хуторе Зайцевка Богучарского уезда (ныне село Кантемировского района). Хутор находилась в верховьях реки Федоровки в 50 верстах в сторону Старобельского тракта от Богучара.

Ревизские сказки о помещичьих крестьянах, дворовых людях г. Острогожска и Острогожского уезда.

сл. Ольховатка лл.631-892. (10 октября 1850 г. – 27 октября 1850 г.) ГАВО Ф.И.18, оп.1, д.454, л.297.

Третью часть х. Зайцевки составляли переселенцы Орловской губернии с фамилиями: Труфанов, Селютин, Головин, Шимка и вольноотпущенные Воронежской губернии. Среди них, была и семья вольноотпущенного Григория Лаврентьевича Квача в зятьях у которого был Чехов Алексей Иванович[2] из х. Неровного Острогожского уезда.

Семья Шимка во главе с Емельяном Алексеевичам Шимка (1776 г.р.) и второй женой Варварой (1794) была переселена в 1837 году в слободу Зайцевку из Орловской губернии была многочисленной.

Сын Емельяна Кирило (1801 г.р.), как и дочь Ефросинья (1798 г.р.) были от первой жены. При этом Ефросинья вышла замуж за Егора Михайловича Чехова еще до переселения в Богучарский уезд.

События очень похожи на судьбу дочери Ефросиньи Александры, которую, то же отдали замуж Кожевникову по пути следования Егора Михайловича Чехова через с. Твердохлебовку их с. Ольховатки в 1844 году, отличие только в том, что Ефросинья была крепостной. Вероятно, ее купил помещик Александр Дмитриевич Чертков, да и отдал за муж за Егора Чехова.

Следовательно, Ефросинья Шимка родилась не в Богучарском уезде, как указано во всех предыдущих источниках литературы, а в Орловской губернии.

В с. Зайцевка согласно Ревизкой сказке 1850 года[3] проживали Кирило Емельянович с женой Вассой (1802) их дети: Дарья (1837), Ирина (1834), Семен (1825) его жена Александра (1821) их дети: Елена (1849), Иван (1844), Степан (1846); Стефан (1828) его жена Анна (1828) их дети Сергей (1846), Кузьма 1848); Парфирий (1825) его жена Матрена (1830) их сын Василий; Григорий (1813).

Ефросиния происходила из крепостной крестьянской семьи, хотя в различных источниках указывается, что родители ее занимались коневодством и торговали лошадьми. В самой слободе имелось две ярмарки, где, по всей видимости торговали лошадьми.  «Все, что Чехов связывал с украинским характером, — смешливость, певческий дар, удаль, жизнерадостность — было выбито из нее мужем. Была она мрачна и сурова, под стать Егору Михайловичу, с которым прожила пятьдесят восемь лет, до самой своей смерти в 1878 году»[4]. По воспоминаниям С.М. Чехов,

Ефросиния: «… мужа своего боялась, называла его на «вы», а за глаза «они», ходила в украинской свитке и очипке, была простодушна, наивно верила в нечистую силу. После рождения младшего сына, Митрофана, пешком ходила «по обещанию» из Ольховатки в Киев на поклонение святыням».

Среди потомков Шимко (фамилия Шимка уже изменена) в с. Зайцевка, до XXI века, дожила Мария Гавриловна Гетманская (Шимко в девичестве) (02.02.1913 в 2013 году ей исполнилось 100 лет). Сейчас в селе не осталось обладателей такой фамилии.

Егор Михайлович был грамотным. Он работал управляющим на Ольховатском сахарном заводе, кроме этого занималась окормом бычков, что позволило ему за тридцать лет тяжкого труда выкупиться из крепостной зависимости. В 1841 году он предложил 875 рублей серебром (3500 рублей ассигнациями) «… Черткову, чтобы, выкупив из крепостных себя, жену и трех своих сыновей, перейти в мещанское сословие. Чертков проявил великодушие — отпустил на волю и дочь, Егора Михайловича, Александру. Родители же и братья его остались в холопах»[5]. Уже после отмены крепостного права несколько семей Чеховых переехали на жительство в Богучарский уезд, потомки которых живут там и по сей день. Хотя они жили там и раньше, так в ревизских сказках войсковых жителей за 1782 год сл. Красноселовки[6] Богучарского уезда записан Дмитрий Семенович Чехов[7]. Среди дворовых сл. Михайловки с принадлежащими к ней хуторами помещика Ивана Дмитриевича Черткова о дворовых людях и крестьянах доставшихся по наследству от родителя Дмитрия Васильевича Черткова в ревизских сказках упоминается Иван Самсонович Чехов[8], как перечисленный в  1821 года из х. Подгорного Острогожского уезда Россошанской вотчины[9].

Слайд 5

Слово «фамилия», происходит от латинского – семья. Фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека

Слайд 6

Фамилии в русской именной формуле появились поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков),прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен

Слайд 7

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Чехов – мастер художественных приёмов. Одним из удачнейших, писатель считал использование «говорящих» фамилий. Поэтому он очень широко использовал своё «чутьё на фамилии», мог умело и уместно обыграть значение той или иной фамилии.

Слайд 8

Анализируя фамилии в рассказах А.П.Чехова, можно с уверенностью сказать, что писатель использовал «говорящие» фамилии с целью дать характеристику герою, его поступкам, совершённым действиям, зачастую отрицательным, негативным. Он включает фамилии, в которых скрыт общий колорит рассказа, образуя их от названия мелких и неприятных явлений (Перхоткин, Прорехин, Грязноруков, Гнилодушкин, Глоталов). Как правило, автор не комментирует значение фамилии, а предоставляет возможность сделать это самому читателю, иногда персонажу рассказа. В рассказах образ героя соответствует значению фамилии, «говорящая» фамилия олицетворяет своего персонажа.

Слайд 9

Один из самых печальных рассказов писателя короткий рассказ «Ванька». Его герой 9-летний мальчик Ванька, отданный в учение сапожнику, непрерывно понукаемый и обижаемый всеми, пишет горестное письмо «на деревню дедушке». О судьбе Ваньки говорится со скрытым сочувствием и, как это ни парадоксально, — с улыбкой – доброй и человечной. Эта улыбка ощущается и в описании Ванькиного деда, не по годам озорного старика, служащего у господ ночным сторожем. Это маленький, тощенький, но необыкновенно подвижный старикашка лет 65, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. 1. Рассказ «Ванька»

Слайд 10

Другой рассказ — «Хамелеон». Хамелеон – это ящерица, которая приспосабливается к окружающей среде, меняя свой цвет, маскируясь в опасных ситуациях. Идея хамелеонства выражена образом полицейского Очумелова. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. В рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума» — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. Какой же заразной болезнью страдает полицейский надзиратель? 2. Рассказ «Хамелеон»

Слайд 11

Выразителен рассказ «Толстый и тонкий». У героев есть имена. Тонкий – Порфирий. Толстый – Миша. Но называет их писатель по внешнему виду: худой – тонкий, полный – толстый. В детстве у Толстого была кличка Герострат, за то, что прожег папироской казённую книжку, а у тонкого — Эфиальт, за то, что ябедничать любил. Эти клички свидетельствуют о том, что порочные наклонности появляются в раннем детстве . 3. Рассказ «Толстый и тонкий»

Слайд 12

Рассказ назван «Лошадиная фамилия». В этом как раз и кроется юмористическое зерно рассказа. После того как страдающий от зубной боли Булдеев попробовал множество разных средств, его приказчик Иван Евсеич посоветовал обратиться к настоящему «волшебнику». Этот чародей, оказывается, мог избавить любого человека от зубной боли. И тут выяснилось, что приказчик не помнит фамилии того самого «чародея», помня, что фамилия была очень простая, «словно как бы лошадиная». 4. Рассказ «Лошадиная фамилия»

Слайд 13

В рассказе «Смерть чиновника» необычна фамилия генерала Бризжалова. Она ассоциируется по звучанию с глаголом «брюзжать» и с глаголом – «брызгать», прилагательным «брезгливый». Эти слова связаны и с характером генерала: ворчать, испытывать отвращение и к событиям, происшедшим с ним: быть обрызганным. Червяков – постоянно просит прощения у генерала Бризжалова, которому он, чихнув, обрызгал лысину в театре. Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной. 5. Рассказ «Смерть чиновника»

Слайд 14

Итак, мы видим, что фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов. Чехов как любой писатель тщательно продумывая, какие фамилии, и имена включить в текст своего сочинения, выражает своё отношение к создаваемому персонажу, изображенным характерам, типам личности. В творчестве писателя отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, живы и сегодня как воспоминанья о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном. И анализ «говорящих» фамилий, по-моему, должен быть обязательной частью анализа созданных писателем художественных образов и самого содержания произведения в целом.

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Автор: Диана Танцур

Сценарий урока: рассказ «Ванька» на английском языке.

Автор: преподаватель английского языка Маслова Юлия
Леонидовна ГБПОУ «УОР №4, го Чехов».

Цели:

1. Развивающая: развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, расширение знаний о литературном творчестве
А.П. Чехова, усвоение терминологии (юмор, сатира).

2. Воспитательная: поддерживать уважительное
отношение учащихся к изучению родного и английского языка, к странам, говорящим
на английском языке, формировать навыки работы в коллективе при решении
определенных задач.

3. Обучающая: формировать
навыки анализа рассказа; развивать умения читать по ролям и инсценировать
эпизоды;
знать и уметь использовать лексику в устной речи; уметь задавать
вопросы и делать краткие сообщения на английском языке.

Оборудование:

1. Портрет А.П. Чехова;

2. Выставка произведений А.П. Чехова;

3. Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Тема, урока. А.П. Чехов , рассказ «Ванька».

II. Путешествие на родину А.
Чехова в город Таганрог.

III.
Лексическая работа.

IV. Работа с текстом рассказа А.П. Чехова
«Ванька».

I. Учитель английского языка (далее Учитель):

Good morning, students! Nice to see you! Today I
want to speak to you about a great Russian writer A.P. Chehkov. I suppose you
know that Chekhov had skills in short story writing. So the topic of our speech
today is «Vanka».

Доброе утро, ребята! Очень рада
вас всех видеть. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о великом русском
писателе Антоне Павловиче Чехове. Я полагаю, что ни для кого не секрет и все
знают, что Антон Павлович был мастером короткого рассказа. В этой связи давайте
и проанализируем короткий рассказ «Ванька/
Vanka». Сегодня
работать на уроке мы будем, как на русском, так и на английском языке.

II. Учитель:

Давайте представим, что к
нам приехали гости из Великобритании и они хотят узнать о городе Таганроге и об
известном русском писателе А.П.Чехове. Чтобы мы с вами рассказали нашим гостям?

I’d like to share with you some information about Taganrog and
some facts about Chekhov.

Taganrog is situated in the south of Russia on the Azov sea. The
city is not very big, but it’s very old. Taganrog was founded by Peter the
Great in 1698. There are many ancient buildings in Taganrog. The history of the
town is connected with such names as A.S.Pushkin, Chaikovskey, and of course,
with Chekhov.

Chekhov is the greatest Russian writer and dramatist. He was born
in 1860 in Taganrog.

The writer had a large family: a mother, a father, 5 sons, 1
daughter. In 1874-1876 the Chekhovs lived in this house. There was a grocery on
the ground floor. They sold sugar, coffee, tea, flour, and other food there.

In his teens years he went to gymnasium. Look at this photo,
please, it was the men’s gymnasium . Chekhov studied there from1868 till 1879.

I also want to show you a this building. It is a well-known
theatre in Taganrog. It
is named after A.P.Chekhov. (учитель показывает фото дома, гимназии
и театра. Приложение 1)

III. На доске записаны слова в две колонки.
Учащиеся находят английские эквиваленты слов, соответствующие русским.

·        
сапожник;

·        
сатира;

·        
рассказ;

·        
селедка;

·        
художественная деталь;

·        
юмор

·        
story[stori];

·        
shoemaker;

·        
herring;

·        
humour;

·        
satire;

·        
artistic detail

Учитель:

1.
Большинство произведений Чехова сатирические. Давайте разберемся что же такое
сатира?

Сатира —
гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной
жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради).

Учитель:

2. Дома
вы прочитали одно из произведений Антона Чехова “Ванька” на русском языке.
Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите. Учащиеся
дают определения, что такое рассказ, его признаки.

Рассказ – это небольшое произведение,
повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа:

1) повествовательность;

2) небольшой объём;

3) небольшое количество героев;

4) описание одного события, эпизода.

(Запись в тетради).

Учитель:

3.
Давайте вспомним героев и описанные события в произведении «Ванька». Предлагаю
ответить на следующие вопросы по рассказу:

1.                
What was the patronymic name of Vanka`s grandfather? (Какое
отчество было у дедушки?)

2.                
What were the the dogs` nicknames? (Какие
у собак были клички?)

3.                
What was Vanka`s grandfather? (Кем
работал дедушка?)

4.                
What was Vanka`s surname? (Фамилия
Ваньки?)

5.                
What was Vanka`s dream about? (Что
приснилось Ваньке?)

6.                
What was grandfather`s place in the master`s house? (Место
в доме, где жил дедушка?)

7.                
What thing was Vanka bitten by? (Предмет,
которым хозяин ударил Ваньку?)

8.                
How old was Vanka? (Сколько лет было Ваньке?)

Учитель:

4. Ребята,
давайте теперь вспомним, а что такое сюжет?

Сюжет (от франц. – предмет) – основные
события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры
действующих лиц, отношение к ним писателя. (Запись в тетради).

А теперь перечислите
основные элементы сюжета. Учащиеся вспоминают элементы сюжета.

Экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка. (Запись в тетради).

IV.Учитель:

Ну а сейчас ребята, приглашаю вас
прикоснуться к творчеству Антона Павловича 

VANKA/ВАНЬКА

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTgf7F3lpm45bkPZMJ58kd1VcbqhaasfmR-4Cc8jugttA75ZjxNQg

Учитель:

1 .Вопрос: Let`s
find the beginning of the story and read it in English. (
С
чего начинается рассказ?)

Nine-year-old Vanka Zhukov, who had been apprentice to the
shoemaker Aliakhin for three months, did not go to bed the night before
Christmas. He waited till the master and mistress and the assistants had gone
out to an early church-service, to procure from his employer’s cupboard a small
phial of ink and a penholder with a rusty nib; then, spreading a crumpled sheet
of paper in front of him, he began to write.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три
месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился
спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из
хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив
перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

Before, however, deciding to make the first letter, he
looked furtively at the door and at the window, glanced several times at the
sombre ikon, on either side of which stretched shelves full of lasts, and
heaved a heart-rending sigh. The sheet of paper was spread on a bench, and he
himself was on his knees in front of it.

 Прежде чем
вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна,
покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками,
и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на
коленях.

Учитель:

2. Вопрос: Как
Ванька обращается в письме к своему дедушке?

«Dear Grandfather Konstantin Makarych,» he wrote,
«I am writing you a letter. I wish you a Happy Christmas and all God’s
holy best. I have no mamma or papa, you are all I have.»

«Милый
дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с
Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни
маменьки, только ты у меня один остался».

Учитель:

3. Вопрос.
Ребята, давайте представим какие чувства испытывал Ванька, когда писал письмо.
Какие воспоминания и образы дедушки возникли в его памяти?  Действительно, виновником
скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение
тоски и ужаса.

Vanka gave a look towards the window in which shone the
reflection of his candle, and vividly pictured to himself his grandfather,
Konstantin Makarych, who was night-watchman at Messrs. Zhivarev. He was a
small, lean, unusually lively and active old man of sixty-five, always smiling
and blear-eyed. All day he slept in the servants’ kitchen or trifled with the
cooks. At night, enveloped in an ample sheep-skin coat, he strayed round the
domain tapping with his cudgel. Behind him, each hanging its head, walked the
old bitch Kashtanka, and the dog Viun, so named because of his black coat and
long body and his resemblance to a loach. Viun was an unusually civil and
friendly dog, looking as kindly at a stranger as at his masters, but he was not
to be trusted. Beneath his deference and humbleness was hid the most
inquisitorial maliciousness. No one knew better than he how to sneak up and
take a bite at a leg, or slip into the larder or steal a muzhik’s chicken. More
than once they had nearly broken his hind-legs, twice he had been hung up,
every week he was nearly flogged to death, but he always recovered.

Ванька
перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо
вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у
господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной
старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в
людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный
тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы,
шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и
тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков,
одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не
пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское
ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу,
забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние
ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда
оживал.

At this moment, for certain, Vanka’s grandfather must be
standing at the gate, blinking his eyes at the bright red windows of the
village church, stamping his feet in their high-felt boots, and jesting with
the people in the yard; his cudgel will be hanging from his belt, he will be
hugging himself with cold, giving a little dry, old man’s cough, and at times
pinching a servant-girl or a cook.

Теперь,
наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви
и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу.
Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то
горничную, то кухарку.

«Won’t we take some snuff?» he asks, holding out
his snuff-box to the women. The women take a pinch of snuff, and sneeze.

Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают.

The old man goes into indescribable ecstasies, breaks into
loud laughter, and cries:

Дед
приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:

«Off with it, it will freeze to your nose!»

Отдирай, примерзло!

He gives his snuff to the dogs, too. Kashtanka sneezes,
twitches her nose, and walks away offended. Viun deferentially refuses to sniff
and wags his tail. It is glorious weather, not a breath of wind, clear, and
frosty; it is a dark eight, but the whole village, its white roofs and streaks
of smoke from the chimneys, the trees silvered with hoar-frost, and the
snowdrifts, you can see it all. The sky scintillates with bright twinkling
stars, and the Milky Way stands out so clearly that it looks as if it had been
polished and rubbed over with snow for the holidays…

Дают
понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит
в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода
великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с
ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные
инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь
вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли
снегом…

Учитель:

4. Вопрос: А
теперь давайте посмотрим как меняется настроение Ваньки, когда он описывает
обидное происшествие в доме сапожника Аляхина?

Vanka sighs, dips his pen in the ink, and continues to
write:

Ванька
вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«Last night I got a thrashing, my master dragged me by
my hair into the yard, and belaboured me with a shoe-maker’s stirrup, because,
while I was rocking his brat in its cradle, I unfortunately fell asleep. And
during the week, my mistress told me to clean a herring, and I began by its
tail, so she took the herring and stuck its snout into my face. The assistants
tease me, send me to the tavern for vodka, make me steal the master’s
cucumbers, and the master beats me with whatever is handy. Food there is none;
in the morning it’s bread, at dinner gruel, and in the evening bread again. As
for tea or sour-cabbage soup, the master and the mistress themselves guzzle
that. They make me sleep in the vestibule, and when their brat cries, I don’t
sleep at all, but have to rock the cradle. Dear Grandpapa, for Heaven’s sake,
take me away from here, home to our village, I can’t bear this any more… I bow
to the ground to you, and will pray to God for ever and ever, take me from here
or I shall die…»

«А вчерась
мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем
за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на
неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла
селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются,
посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем
попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже
хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях,
а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка,
сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой
моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня
отсюда, а то помру…»

The corners of Vanka’s mouth went down, he rubbed his eyes
with his dirty fist, and sobbed.

Ванька
покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

Учитель:

5. Вопрос.
В
завершении нашего урока хочется у вас спросить какова же главная тема
произведения? Давайте попробуем определить вместе.

Идея рассказа в том, чтобы показать
тяжёлую судьбу народа в России конца 19-го и начала 20-го века. Показать всю
безысходность и беспросветность существования простых людей, а также
необразованность, невежество, хамство и насилие, в которых этот самый народ
погряз.

Касаемо же темы произведения, то это
нелёгкая жизнь маленького мальчишки, отданного в услужение и обучение. Жизнь
его тяжела и бесправна.

Учитель:

6. Домашнее задание.

Не пользуясь первоисточником, сделать
письменный перевод последнего абзаца рассказа, а затем сравнить его с авторским
текстом.

An hour afterwards, lulled by hope, he was sleeping
soundly. In his dreams he saw a stove, by the stove his grandfather sitting
with his legs dangling down, barefooted, and reading a letter to the cooks, and
Viun walking round the stove wagging his tail.

Убаюканный
сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи
сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн
и вертит хвостом…

Приложение
1

Дом, в котором
проживал А.П. Чехов в Таганроге.

Домик Чехова. Таганрог

Домик Чехова. Таганрог

https://fs00.infourok.ru/images/doc/236/131599/1/img2.jpg

театр чехова таганрог

Таганрогский
драматический театр имени А. П. Чехова был основан два века назад. В 2017 году
он отмечает свой 200-летний юбилей. В его репертуар входят спект

Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока чтения

На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Выполнила студентка 30 группы

Специальности: Преподавание в начальных классах

Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______

Учитель: Перепросова В.К.____________

Оценка__________

Саратов, 2020 г.

Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Тип урока: изучение рассказа

Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:

-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.

-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Вступительная беседа

— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.

— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».

— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.

— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)

3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.

4. Словарная работа

Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.

Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.

заутреня – ранняя служба в церкви

клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом

кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

выволочка – наказание;

5. Первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.

-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?

— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).

6.Физкультминутка

7.Вторичное восприятие текста.

— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.

1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?

2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )

8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

8. Обобщение. Рефлексия

1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)

6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)

9. Итоговый этап урока

К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?

— комедии

— трагедии

— детективу

— Почему вы так считаете?

(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)

-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)

— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

— А теперь давайте вернёмся в наше время.

— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)

— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?

— Назовите произведение, с которым познакомились.

— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :

Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.

Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »

10. Домашнее задание.

Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

  • Рассказ ванька чехов читать краткое содержание
  • Рассказ варечка продолжение читать бесплатно
  • Рассказ ванька чехов читать полностью
  • Рассказ варенька на дзене продолжение
  • Рассказ валенки абрамова читать