Рассказ вальс под дождем часть 96

Вероника смотрела в окно, пряча слзы. злые происки судьбы не давали сердцу покоя. а иначе, как назвать тот случай, что

Вероника смотрела в окно, пряча слёзы. Злые происки судьбы не давали сердцу покоя. А иначе, как назвать тот случай, что из миллионов парней дочь выбрала именно его сына? И притом, безумно влюблена в этого парня, точно также как и она когда-то любила его отца. Когда сегодня Лиля привела своего жениха в дом, чтобы познакомить с мамой, Вероника только взглянула на будущего зятя, и сразу поняла, чей это сын. Черты лица Влада были слишком знакомы ей. Из-за этого волновалась весь вечер, но старалась держать себя в руках, чтобы никто не догадался. Гость ушёл, дочка устало завалилась спать, бабушка захрапела в зале на диване. Вероника пыталась успокоить нервы, выкуривая одну сигарету за другой. Сами собой нахлынули воспоминания, хотя Максима она помнила всегда. Как оказалось, его забыть невозможно…

Судьба свела их, когда они оба были женаты. У Максима — жена и почти взрослый сын, а у Вероники — муж и 12-летняя дочь. Браки у обоих были на грани разрыва. Макс терпел выходки своей психованной жены из-за сына, Вероника —  ревностные припадки Михаила из-за дочери. Ведь как бы то ни было, детям нужна семья…

— …Может тебе ещё одного ребёнка родить? — ныла над душой мама. — Лилька растёт совсем разбалованной. Да и Миша, может измениться в лучшую сторону? Дома будешь сидеть, пелёнки стирать, да обед готовить. А так конечно, всегда на виду. Тут и дурак заревнует да с ума сойдёт. Столько мужиков ходит…

Просторечивые мамины выражения вызвали у Вероники смех. Особенно насчёт «мужиков».

— Вот-вот! У неё семья разваливается, а она всё хи-хи да ха-ха, — продолжала поучать родительница. — Мужик как мужик, какой тебе ещё надо? Не бьёт, и то хорошо. Бросит, тогда по-другому запоёшь…

Вероника работала фотографом. В её фотосалон приходили все, кому нужно было фото на документы, и просто — на память. Что Михаил себе возомнил и когда, уже не припомнить. Но при первом же удобном случае «колол» глаза непонятными намёками. Дескать, знаю, чем ты там занимаешься, люди такого про тебя понарассказывали. Порой, Веронике было обидно до слёз. Была бы правда, а так, как говорится без вины виноватая…

В тот день, придя с работы, Вероника прямо у порога прослушала нравоучительную лекцию мужа по поводу того, как ему не повезло с женой. Кушать ничего нет, а в холодильнике от голода даже мышь повесилась. Да и в доме не прибрано, рубахи не постираны, а ему в командировку ехать.

— И вообще, руки у тебя не оттуда растут! Ты совсем не думаешь о семье. Одни хахали на уме! — закончил свою речь Михаил.

Эти слова стали последней каплей. Злость взяла верх. Одним движением руки Вероника распахнула настежь холодильник и всё, что там лежало, стало машинально сгребать в мусорное ведро: кусок ветчины, сыр, целая пачка сливочного масла, пол палки варёной колбасы, туда же вместе с лотком плюхнулся десяток яиц и тарелка с холодцом. С верхней полки достала кастрюлю вчерашнего горохового супа и демонстративно вылила в унитаз. Разобравшись с кухней, принялась за одежду. Скоро все рубахи мужа лежали в грязном белье, перепачканные вишнёвым сиропом. Странно, что супруг, наблюдая за всей этой сценой, не проронил ни слова. Куда подевалась его красноречивость?

Когда всё было покончено, Вероника деловито утёрла руки.

— Вот теперь всё соответствует действительности. Кушать нет, холодильник пуст. Только с мышью проблема. Хотя, если она увидит всё это, точно повесится…

Взяв сумочку, остановилась у зеркала, подкрасила губы, поправила причёску. Уходя, на секунду задержалась в дверях:

— Да, не забудь покормить Лильку, когда со школы придёт. И рубахи постирай сам. Мне некогда. Я к хахалям…

Несколько часов Вероника бродила по улицам, чтобы успокоиться. Будто назло, дождь полил как из ведра. Холодные капли пронизывали тело. Промокшая до ниточки, ёжась от холода, нырнула под крышу какого-то административного здания. Не успела отдышаться, как к её ногам прижался мокрый бездомный котёнок. Подняв голову, под козырьком дома увидела нахохлившегося голубя. Им было холодно, как и ей. Веронике казалось, что ещё немного, и она превратится в ледышку…

— Что же Вы дрожите здесь? Почему не проходите внутрь? — приятный мужской голос заставил вздрогнуть.

Женщина в ответ только пожала плечами. Говорить не было сил.

Незнакомец гостеприимно распахнул дверь, приглашая войти.

— Но им тоже холодно, — стуча зубами, всё же произнесла Вероника и указала рукой сначала на голубя, потом на котёнка. Она и сама не понимала, зачем это сказала.

Мужчина улыбнулся и ответил:

— Птицу отогреть не получиться, а за остальных ручаюсь.

Спустя пару минут,  Вероника пила горячий чай с лимоном и мёдом, а Рыжик под столом лакал тёплое молоко.

Вероника чувствовала себя неловко. А как ещё должна себя чувствовать женщина, с которой ручьём текла вода. Поначалу она даже боялась присесть на стул. Увидев мокрые следы на дорогом паркете, внутренне сжалась. «Как бомжиха, — тут же пронеслось в голове. — И что я тут делаю? Да ещё не одна, а с котом. Зачем согласилась сюда войти?»

— Ничего, ничего! — успокоил хозяин, прочитав растерянность на лице своей гостьи. — Уверяю, что в этом кабинете нет ничего дороже и ценней, чем Ваше здоровье. Усаживайтесь поудобней, грейтесь, чувствуйте себя, как дома.

Когда была выпита третья по счёту чашка чая, дождь как раз закончился, а Вероника засобиралась домой. Максим — так звали спасителя, любезно предложил подвезти до дома. Вероника и не думала отказываться. Но когда он открыл дверцу автомобиля, девушка вновь посмотрела на свою мокрую одежду, засомневалась.

— Вдруг салон испорчу?

Максим снова рассмеялся и махнул рукой. Довёз до самого подъезда. Вероника поблагодарила и быстро выскочила из авто. В подъезде вспомнила, что Рыжик остался в кабинете. Мысленно представила, как котёнок точит свои коготки о кожаный диван, а этот миловидный мужчина вышвыривает бедняжку на улицу. Жаль, что больше никогда не увидит это пушистое сокровище. Только ему одному она и нужна в этом мире…

Вероника грустно вздохнула и толкнула дверь квартиры. Муж смотрел в зале телевизор, дочь в другой комнате учила уроки. Навстречу маме так никто и не вышел…

На следующий день, по дороге с работы Вероника всё же забежала в знакомое место в поисках своего нового питомца. И только сейчас прочла вывеску. Это было строительное управление. У самого порога нос к носу столкнулась со вчерашним знакомым.

— Королева дождя? — удивился Максим.

Веронику почему-то сразу бросило в жар. И зачем он так назвал её? Какая она королева?

(Продолжение следует)

Реактивный авиадвигатель от истребителя, установленный на автомобиль? Бывает и такое. Причем не только в Америке, где строят безумные аппараты для установления рекордов скорости. В Советском Союзе отработавшие свое авиатурбины приспосабливали для народнохозяйственных задач. В частности, их использовали на аэродромной спецтехнике, предназначенной для борьбы со льдом и снегом. Изучаем историю таких машин.

Это сейчас со льдом можно бороться с помощью специальных реагентов, а когда химия не была столь совершенной, существовал только один способ: нагреть лед, растопить его и сдуть воду. Эдакий эффект бытового фена, только в совершенно другом масштабе. Лед на аэродромах был большой проблемой. Когда реактивная авиация стала более-менее массовой, сразу подметили, что горячая газовая струя от авиатурбины хорошо топит лед и сдувает воду. Самолет, конечно, для такой работы не применишь, а вот если поставить турбину на автошасси… Так и родилась идея.

Тепловые машины

Использовать новый реактивный двигатель для борьбы со льдом — роскошь. Слишком дорого даже для СССР. А вот бэушный, «списанный с неба» — очень даже подходит для такой задачи. Режимы работы не полетные, а газовая струя по-прежнему горяча.

Где впервые построили первую тепловую машину — история умалчивает. Сообщалось только, что она была создана «по предложению рационализаторов одной воинской части». На шасси снегопогрузчика Т-105 смонтировали реактивный авиадвигатель ВК-1 от истребителя МиГ-15 со специальной насадкой в виде раструба. Расход топлива приличный, потому и бак потребовался соответствующий — на 1360 литров. Дело было в далеком 1957 году, потому назвали машину ТМ-57.

Конструкция оказалась удачной и работоспособной, потому в 1959 году такая техника уже выпускалась промышленностью. Белорусской промышленностью. Серийное производство тепловых машин ТМ-59 освоил Минский завод «Ударник». В качестве основы также использовалось шасси снегопогрузчика. Заказчиком выступало Министерство обороны СССР, и перебоев с поставками списанных авиадвигателей ВК-1 не было. Но только для нужд Минобороны.

Гражданской авиации тоже нужны были такие машины. Некоторое количество ТМ-59 в распоряжение МГА поступало, но их остро не хватало. Министерство гражданской авиации начало решать задачу своими силами, благо собственные специализированные предприятия по производству аэродромной спецтехники у него имелись. Рижский опытный завод №85 был крупнейшим. Именно там создали аэродромную газоструйную машину АГМ-1 на базе МАЗ-200 с топливной цистерной. Только использовали уже не реактивный, а турбовинтовой двигатель АИ-20, который можно было снять с Ан-10. Такие самолеты массово использовались в гражданской авиации, соответственно, и дефицита моторов не было.

В 1970-х годах реактивные истребители первого поколения были сняты с вооружения ВВС СССР, поэтому списанных двигателей ВК-1 появилось с избытком. Минский завод «Ударник» теперь мог нормально снабжать тепловыми машинами не только военные аэродромы, но и гражданские аэропорты. Появилась и новая модель «фена» — ТМ-59М, базовым шасси для которой служил фронтальный погрузчик ТО-18, выпускавшийся тем же «Ударником». ТМ-59М были широко представлены почти во всех крупных аэропортах. Этот снимок сделан в аэропорту Минск-2 в начале 2000-х. Тогда тепловые машины уже не применяли, но в резерве на всякий случай их еще держали.

Военные используют тепловые машины до сих пор. Пять лет назад по всему рунету пронесся такой текст:

«Члены НАТО, наблюдающие за действиями авианосной группировки России в Средиземном море, были поражены и шокированы, когда на палубе авианосца „Адмирал Кузнецов“ появился трактор, оборудованный реактивным двигателем МиГ-15, сообщает Федеральное агентство новостей. Всем известна старая морская традиция, по которой палуба судна должна быть идеально чистой. Поэтому отечественные военные моряки, проявив немалую смекалку, оснастили трактор мощным двигателем от МиГ-15 и добавили еще топливный бак. Изобретение получило название МТ-59». Он до сих пор доступен.

Как говорится, «не читайте советских газет» ©. Не только легко выдали вымысел за факт, но еще и с названием напутали. Вот то самое фото. «Изобретение российских моряков» на самом деле не что иное, как абсолютно серийная, промышленного производства аэродромная тепловая машина ТМ-59МГ на базе харьковского трактора Т-150К. Третья генерация «фенов» Минского завода «Ударник». Работали ТМ-59МГ и на военных аэродромах, и на гражданских.

В некоторых аэропортах тепловые машины строили собственными силами, часто используя в качестве базы грузовики завода КрАЗ.

Ветровые машины

Подвидом тепловых машин стали ветровые. Принцип работы тот же, только тепловую струю направляли вбок. И задача их была не топить лед, а сдувать снег.

Один из классических примеров ветровой машины — агрегат МВТ-2, который построили силами Пензенского авиапредприятия в 1972 году. Использовали сразу два авиадвигателя АИ-20, а топливоцистерна на шасси МАЗ-500 служила отличным топливным баком.

Апофеозом ветровых машин стал вот этот монстр на шасси МАЗ-537, который построили в Казани с использованием авиадвигателя РД-3М-500. Это уже тяжелая турбина. Такие использовались на преактивных авиалайнерах Ту-104. От снега он мог расчистить путь шириной целых 80 м.

На минском «Дормаше» сделали достойный ответ казанскому монстру. Это была спецмашина ДЭ-229. Работы над ней НПО «Дормаш» начало в 1978 году. Рама ДЭ-229, изготовленная из труб большого диаметра, одновременно служила и огромным баком, в котором помещалось 10 тонн топлива. Сзади раму венчала кабина оператора. Использовалось сразу два авиадвигателя. Это были турбины Д-20П от самолета Ту-124. Построили всего один экземпляр, и работал он в минском аэропорту.

Существовали еще и так называемые ветровые машины холодного потока. Пример — вот этот агрегат ВМВ-3, созданный в Риге на ОЗ №85 ГА. На полуприцеп, который тащила «Колхида», поставили два авиамотора АИ-24 с пропеллерами. Донор — самолет Ан-24.

Обдувочные машины

Отдельной проблемой было обледенение поверхностей самих авиалайнеров. Даже современные отечественные и зарубежные лайнеры не имеют каких-либо средств для защиты поверхностей от наземного обледенения. Что уж говорить про «те времена». А тогда, в 1950—1980-х годах, в СССР для удаления обледенения с обшивки самолетов использовались физико-химический и тепловой методы. Первый способ был основан на удалении обледенения с обшивки авиалайнеров с помощью горячей воды и противообледенительной жидкости типа «Арктика».

В свою очередь, тепловой метод удаления обледенения с обшивки самолетов основывался на применении горячего потока струи газа от газотурбинного авиадвигателя. При этом основная масса льда и снега удалялась струей горячего воздуха, а для предохранения поверхности летательного аппарата от повторного обледенения она также обрабатывалась противообледенительной жидкостью. Один из первых советских протодеайсеров назывался ТМС-МАЗ-200. Делали их в Риге на ОЗ №85.

Да и сами аэропорты не ударяли в грязь лицом и собственными силами строили совершенно невероятные конструкции на самых разных шасси и с разнообразными реактивными авиадвигателями. МАЗовские шасси были очень популярны в этой роли. Данный конкретный экземпляр работал в аэропорту Быково.

Самым высокотехнологичным советским «Змеем Горынычем» можно считать спецмашину УПМ-1, созданную в начале 1980-х годов в Риге. Генератором струи горячего газа являлся авиационный турбореактивный двигатель М-701 от учебно-тренировочного самолета L-29. На УПМ-1 в результате звукоизоляционной обработки и оптимального взаимного размещения кабины оператора и авиадвигателя удалось обеспечить в кабинах оператора и водителя соответствие санитарным нормам по уровню звукового давления. Это было главным преимуществом машины перед «самоделками».

Для определения минимальной дистанции приближения к самолету, которая должна быть не менее 3,5 м, УПМ оснастили ограничительными штангами. С целью предупреждения повреждений конструкции самолета при неудачном подъезде или несвоевременном торможении автомобиля штанги могли изгибаться, если они упирались в фюзеляж. Такого тоже не было у «самоделок».

В 1983 году построили первые 10 машин, в 1984-м и 1985-м выпустили еще по 20 штук. Таким образом, общий «тираж» УПМ составил 50 серийных экземпляров. Известна даже оптовая цена. Универсальная противообледенительная машина УПМ-1 стоила 28 790 советских рублей.


Сейчас тепловой метод обработки поверхностей уже почти не используется. На смену «Змеям Горынычам» пришли современные деайсеры и распределители химических реагентов. Но аэродромные спецавтомобили с реактивными двигателями обеспечивали полеты зимой на протяжении нескольких десятилетий и свое место в истории заняли заслуженно.

Читайте также:

  • «А снег не знал и падал…» Изучаем разные типы снегоуборочных машин

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ в гостях у первых земледельцев скотоводов 5 класс
  • Рассказ в рождественскую ночь один из немногих где город своего детства чехов назвал по имени
  • Рассказ булгакова тьма египетская
  • Рассказ бобры азбука 1 класс
  • Рассказ белова малька провинилась